Минфин России напомнил о новой преференции по налогу на прибыль, которая будет применяться с 1 января 2020 года. Льготы и преференции по налогу на прибыль

Минфин России напомнил о новой преференции по налогу на прибыль, которая будет применяться с 1 января 2020 года. Льготы и преференции по налогу на прибыль

Минфин России напомнил о новой преференции по налогу на прибыль, которая будет применяться с 1 января 2020 года

ffotograff65 / Depositphotos.com

Со следующего года вступит в силу положение главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организации», которое предоставит налогоплательщикам право на применение специального коэффициента к основной норме амортизации, но не выше 2. Он cможет применяться в отношении технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, согласно перечню такого оборудования, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. № 1299-р (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 ноября 2018 г. № 03-03-07/86666). Например, в данном перечне содержится такое оборудование, как парогенератор, измельчитель, пресс различных видов и другие – всего 583 наименования.

Напомним, что соответствующие положения будут прописаны в подп. 5, который дополнит п. 1 ст. 259.3 НК РФ. Также финансисты отметили, что в вышеуказанной главе НК РФ содержится достаточно льгот и преференций, направленных на стимулирование налогоплательщика применять новые технологии и обновлять материально-техническую базу.

Могут ли применять нулевую ставку по налогу на прибыль организации, которые самостоятельно не производят сельскохозяйственную продукцию? Узнайте из материала «Ставка налога на прибыль 0%» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В частности, налогоплательщик вправе учесть расходы, осуществленные в связи с научными исследованиями и (или) опытно-конструкторскими разработками, с применением повышающего коэффициента в размере 1,5. Кроме того, с 1 января 2018 года налогоплательщики вправе применить инвестиционный налоговый вычет (ст. 286.1 НК РФ). А для организаций, осуществляющих инвестиции, НК РФ предусмотрено применение пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль.

Льготы по налогу на прибыль

Льготы по налогу на прибыль

Похожие публикации

Для российских организаций льготы по налогу на прибыль предусмотрены в зависимости от вида деятельности и классифицируются по типу предоставления:

  • полное освобождение;
  • уменьшение процентной ставки в Федеральный и (или) Местный бюджеты;
  • отсрочка начала налогообложения;
  • Преференция в отношении отдельных объектов обложения.
  • Применение ставки 0%

    Под категорию полностью освобождаемых подпадают организации по оказанию социальных услуг, медицинские, образовательные учреждения при условии соблюдения ими требований ст. 284 п. 3 Налогового Кодекса:

  • Наличие лицензии;
  • Доход состоит на 90% от оказания услуг по основной категории;
  • В течение льготного периода штат сотрудников непрерывно состоял из 15 и более человек;
  • Отсутствуют сделки с деривативами.
  • Медицинские предприятия дополнительно должны иметь постоянно не менее 50% персонала с сертификатами специалиста, выдаваемого средними и высшими учебными заведениями по окончании или государственные специализированные учреждения.

    Юридическим лицам, выполняющим социальное обслуживание, наличие лицензии не требуется. Им вменяется обязанность состоять в перечне компаний-поставщиков соцуслуг региона, в котором ведут деятельность.

    Применение ставки налога в размере 0% по оказанию социальных, образовательных, медицинских услуг ограничено 2020 годом (ФЗ № 464-ФЗ от 29.12.2014).

    Постоянное освобождение получили кооперативы, артели, организации, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, рыбоводства, рыболовства. К ним относятся:

    • Производители и переработчики собственной продукции;
    • Предприятия, участвующие в процессе ухода, содержания животных и птицы, агрономические структуры.

    Условие предоставления льготы по налогу на прибыль – доход от реализации сельскохозяйственных, рыболовецких товаров или услуг, оказанных товаропроизводителям в этих отраслях, составляет не менее 70% от общей выручки.

    Дополнительно к организациям, полностью освобождаемым от уплаты налога, относятся:

  • Участники центра «Сколково». После выхода из инновационного проекта привилегия сохраняется в отношении доходов, полученных от реализации результатов исследований и разработок.
  • До 31.12.2025 г. юридические лица, зарегистрированные и проводящие торгово-производственные операции на территории Магаданского региона, кроме кредитных, страховых и брокеров по ценным бумагам.
  • Снижение процентной ставки, исключаемые объекты налогообложения

    Преферанс предоставляется инвесторам, реализующим товары, услуги на территориях, в которых созданы привилегии для коммерческих направлений в индустрии науки, инновационных технологий, перерабатывающего производства, культуры и отдыха. К таким областям относятся:

  • Региональные инвестиционные проекты;
  • Туристско-рекреационные;
  • Портовые;
  • Технополисы;
  • Стимулирование общего экономического развития (ТОСЭР).
  • Особенность специальных зон – отсутствие платежей по налогу на прибыль в Федеральный бюджет и пониженные ставки в бюджеты субъектов. Муниципалитетам предоставлено право самостоятельно регулировать льготные суммы, периоды. Налоговый кодекс устанавливает пороговые значения.

    Налоговые каникулы

    Отсрочка налогообложения на шесть лет в начале финансовой деятельности предусмотрена только для Калининградской области. Последующие 6 налоговых периодов участникам инвестиционного проекта, зарегистрированным в регионе, снижена ставка в 2 раза, взимаемая во все бюджеты.

    Получение налоговых привилегий в особых экономических зонах зависит от состава прибыли – не менее 90% должно быть от ведения льготируемой финансовой деятельности.

    Льготы по налогу на прибыль организаций

    Дата публикации: 27.04.2016 2016-04-27

    Статья просмотрена: 963 раза

    Библиографическое описание:

    Куценко К. А. Льготы по налогу на прибыль организаций // Молодой ученый. ? 2016. ? №9. ? С. 850-852. ? URL https://moluch.ru/archive/113/29091/ (дата обращения: 27.11.2020).

    В статье анализируются льготы по налогу на прибыль организаций; делается вывод о том, что успешное развитие экономики возможно только в том случае, если помимо налоговых льгот будут использованы и иные механизмы правового стимулирования предпринимательской деятельности. Предлагается ввести постоянный мониторинг налоговых льгот в целях определения их эффективности.

    Ключевые слова: налог на прибыль организаций, налоговые льготы, налогоплательщики, правовой стимул, эффективность налоговых льгот, мониторинг налоговых льгот.

    Льгота по налогу на прибыль организаций представляет собой специальное право, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков. Это мера возможного поведения налогоплательщика, выражающаяся в полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль организаций или облегченном исполнении иных налоговых обязанностей.

    Налоговые льготы в целом, и льготы по налогу на прибыль в частности, имеют вторичный характер [1]. Они производны от основной налоговой обязанности лица — обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы.

    Льготы по налогу прибыль:

    ? выступают правомерными исключениями из общих правил налогообложения, предусмотренными главой 25 НК РФ;

    ? отражают публичные и частные интересы в сфере налогообложения;

    ? воплощают в налогово-правовых предписаниях принципы справедливости и равенства.

    Данные черты позволяют рассматривать льготы по налогу на прибыль важнейшим элементом правового режима налогообложения, строящимся на основе гармоничного сочетания интересов государства и налогоплательщиков.

    Льготы по налогу на прибыль весьма разнообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям.

    Анализ положений Налогового кодекса Российской Федерации позволяет в зависимости от особенностей юридического оформления выделять четыре разновидности налоговых льгот:

    — льготы в виде установления пониженных или дифференцированных ставок по налогу на прибыль;

    — льготы в виде освобождения от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль;

    — льготы в виде освобождения от уплаты налога на прибыль как элемента инвестиционного налогового кредита;

    — дополнительные льготы по налогу на прибыль, вводимые по решению органов представительной власти субъектов Российской Федерации в части налога, зачисляемого в региональные бюджеты.

    В зависимости от нормативно-правового акта, вводящего правомерные исключения, льготы по налогу на прибыль могут быть классифицированы на федеральные (предусмотрены НК РФ) и региональные (предусмотрены законами субъектов РФ в части прибыли, зачисляемой в региональные бюджеты).

    Любое государство имеет широкие пределы усмотрения в области налогообложения. При этом нужно учитывать, что согласно требованиям действующих актов законодательства о налогах и сборах:

    ? льготы по налогу на прибыль могут вводиться только по решению представительных органов власти (федеральные в форме федерального закона, принимаемого Федеральным Собранием Российской Федерации; региональные в форме законом субъектов Российской Федерации, принимаемых законодательными органами власти субъектов РФ);

    ? льготы по налогу на прибыль относятся к числу факультативных элементов налогообложения, поэтому сокращение их числа, изменений условий применения нельзя рассматривать как нарушение прав налогоплательщиков. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что льготы представляют собой институт, средство гарантирования прав граждан в отдельной сфере общественной жизни. Сами по себе законодательные изменения, выражающиеся в сокращении круга налогоплательщиков, пользующихся льготами, не означает ограничения или умаления их прав, поскольку ранее действовавшее налоговое законодательство только обеспечивало льготные условия реализации данных прав [2];

    ? льготы по налогу на прибыль, в том числе и дифференцированные налоговые ставки, не могут устанавливаться в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала; в тоже время государство вправе предоставлять налоговые преимущества налоговым резидентам;

    ? актами законодательства о налогах и сборах запрещено предоставлять индивидуальные налоговые льготы; льготы по налогу на прибыль должны быть адресованы не конкретному лицу, а неопределенному кругу налогоплательщиков;

    Читайте так же:  Судебные оценочные экспертизы. Оценочная экспертиза недвижимости для суда

    ? льготы по налогу на прибыль являются правом налогоплательщика, поэтому он может отказаться полностью или частично от его использования. В случае использования налоговых преимуществ налогоплательщик обязан представить налоговым органам документы, подтверждающие его право на льготы.

    В финансово-правовой науке продолжаются научные дебаты о целесообразности предоставления налоговых льгот. На наш взгляд, они соответствуют базовым идеям налогообложения, способствуют достижению конституционно значимых целей. Содержание конституционно-правовой обязанности уплачивать законно установленный налог на прибыль составляют реально складывающиеся налоговые правоотношения. Их правовое обеспечение может строиться одновременно исходя из необходимости установления единого налогового бремя и учета разных подходов к налогоплательщикам — организациям в зависимости от характера осуществляемой ими, например, предпринимательской деятельности.

    В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено более 120 налоговых льгот и преференций [3, с. 30–37]. Естественно возникает вопрос об эффективности их действия, необходимости сохранения в условиях финансового кризиса.

    На наш взгляд, налоговые льготы обладают огромным стимулирующим воздействием. Они дают возможность оптимизировать налоговое бремя, поощрять инвестиционно-инновационную деятельность, что в свою очередь, ведет к увеличению получаемой прибыли, а следовательно, к росту налоговых поступлений в бюджет. При этом нужно учитывать, что развитие экономики возможно только в том случае, когда помимо налоговых льгот используется и иные механизмы стимулирования предпринимательской деятельности [4].

    Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает проведения мониторинга эффективности налоговых льгот. Это является существенным пробелом актов законодательства о налогах и сборах. Более того противоречит статье 3 НК РФ, согласно которой налоги, а следовательно, и налоговые льготы, должны иметь экономическое обоснование.

    Проведенные исследования показывают, что налоговые льготы нельзя рассматривать как выпадающие доходы бюджета. Уменьшение доходной части бюджета обусловлено совершенно другими причинами [5]. В то же время отсутствие мониторинга эффективности действия налоговых льгот не позволяет иметь четкую картину преимуществ или недостатков той или иной льготы по налогу на прибыль.

    Важнейшим элементом налоговой политики является проведение систематического анализа востребованности и обоснованности предоставляемых льгот по налогу на прибыль, а также результативности их действия. Данная информация важна в целях обеспечения баланса публичных и частных интересов в налоговых правоотношениях.

    Научное осмысление действия налоговых льгот весьма важно для установления оптимальных границ налоговой автономии субъектов Российской Федерации в части правового регулирования налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты.

    Система мониторинга льгот по налогу на прибыль, оценки результативности их действия дают возможность выделить и исключить, в конечном счете, неактуальные, невостребованные налоговые преимущества; усилить правовые начала механизм налогового регулирования [6]. Получаемые аналитические данные имеют значение при подготовке проектов бюджетов в части формирования их доходной части, исключения появления «выпадающих доходов».

    Выводы: совершенствование правовых основ взимания налога на прибыль организаций следует проводить по двум направлениям:

    ? развитие налогово-правовых предписаний, регулирующих налогообложение прибыли;

    ? создание и совершенствование методики оценки эффективности льгот по налогу на прибыль, основанной на оценке целевого характера использования финансовых средств, получаемых организациями в результате использования налоговых преимуществ.

    Поддерживаем высказанное в науке налогового права предложение предоставлять льготы по налогу на прибыль на определенный период времени для решения конкретных социально-экономических задач. Целесообразно так же право налогоплательщика на получение налоговой льготы дополнить корреспондирующей обязанностью — представлять отчеты о результативности использования льгот по налогу на прибыль [3].

    Целесообразно ввести льготы по налогу на прибыль для организаций — налогоплательщиков, внедряющих инновационные технологии осуществления предпринимательской деятельности. При этом все льготы должны быть экономически обоснованы — четко определены цели и задачи их введения.

    Необходимо законодательно уточнить функции Счетной палаты Российской Федерации. Организацию и проведение мониторинга налоговых льгот следует выделить как самостоятельное направление ее деятельности. В связи с чем предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный законот 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», дополнить:

    ? статью 56 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 4 следующего содержания: «Счетная палата Российской Федерации ежегодно проводит мониторинг эффективности налоговых льгот. Отчет об эффективности налоговых льгот представляется в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу в срок до 1 июня»;

    ? статью 13 Федерального законаот 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» пунктом 6.1: «мониторинг эффективности налоговых льгот».

    Анализ практики применения и оценки эффективности налоговых льгот по налогу на прибыль организаций является необходимым звеном оптимизации налогового регулирования в Российской Федерации, требующим системного подхода к обеспечению его правовых начал.

    1. Мирошник С. В. Правовой стимул: понятие, структура// Бизнес в законе. 2013. № 5.
    2. Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. № 361-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Северцева Бориса Игоревича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 43.4 и 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»// См.: СПС «Гарант».
    3. Савина О. Н., Жажин М. А. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций: актуальные вопросы оптимизации // Бухгалтер и закон. 2014. № 4.
    4. Мирошник С. В. Стимулирующие правоотношения// Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 4.
    5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов// СПС «Консультант Плюс».
    6. Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.

    Какие льготы по налогу на прибыль организаций установлены на 2017-2018?

    Льготы по налогу на прибыль могут предоставляться как возможностью применения ставки 0%, так и в других формах: например выведения из-под налога объекта налогообложения, применения сниженных ставок, налоговых каникул. Льготы в виде нулевой ставки установлены для ряда предприятий, занятых, преимущественно, в социально-обслуживающей сфере. В ст. 284–284.6 НК РФ содержится исчерпывающий перечень лиц, которые могут претендовать на получение подобной льготы.

    Льготы для образовательных и медицинских учреждений

    Для организаций, занятых в сфере образования и/или медицины, предусмотрена возможность воспользоваться льготой по налогу на прибыль путем применения нулевой ставки к налоговой базе при исчислении налога (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо соблюсти ряд условий (ст. 284.1 НК РФ):

  • Организация должна заниматься деятельностью, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с предоставлением услуг санаторно-курортного лечения, не входит в «льготный» список – на это обращено внимание налогоплательщиков в письме Минфина от 18.05.2012 № 03-03-06/1/252.
  • Указанная деятельность должна осуществляться на основании лицензии.
  • Деятельность, попадающая под льготы, должна обеспечивать не менее 90% от всех поступающих доходов.
  • В течение года штат предприятия не должен сокращаться ниже 15 сотрудников. Кроме того, для медучреждений важно придерживаться нормы, чтобы у 50% штатных работников были оформлены действующие сертификаты специалистов.
  • Предприятие не может совершать сделки при помощи векселей либо пользоваться фининструментами срочных сделок.
  • Льготами могут воспользоваться предприятия образования (медицины) вне зависимости от формы собственности (государственные или частные). Льгота применяется ко всей налоговой базе налогоплательщика. Срок действия льготы – налоговый период (календарный год). Право использовать в отношении налога на прибыль организаций льготы сохраняется до конца 2020 года (п. 6 ст. 5 закона «О внесении изменений…» от 28.12.2010 № 395-ФЗ).

    Льготы для сельхозпредприятий

    Предприятия, работающие в сельскохозяйственной отрасли и соответствующие критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ (в части обеспечения не менее 70% дохода от операций по выращиванию, переработке и продаже сельхозпродукции в общем объеме выручки от реализации), имеют право воспользоваться льготой в виде ставки 0% по уплате налога на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).

    Является важным, чтобы такой сельхозтоваропроизводитель находился на общей системе налогообложения. Выбрав упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога, налогоплательщик теряет право на льготы по налогу на прибыль, поскольку на упрощенной системе этот налог не платится.

    Льготы по налогу на прибыль для организаций сферы социального обслуживания

    Организации, оказывающие социальное услуги населению, имеют право на льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% при соблюдении ряда условий (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Перечень услуг, в отношении которых применима льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638.

    Обязательные требования для претендентов на получение льготы по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ):

  • Компания должна быть зарегистрирована в реестре поставщиков соцуслуг субъекта Федерации.
  • В штате должно непрерывно работать на протяжении налогового периода не менее 15 сотрудников.
  • Оборот от оказания социальных услуг должен составлять по итогам года не менее 90% от всех доходов компании.
  • В деятельности не должны использоваться векселя и фининструменты срочных сделок.
  • Срок действия этих льгот установлен до начала 2020 года (п. 2 ст. 2 закона «О внесении изменения…» от 29.12.2014 № 464-ФЗ). Повторное применение такой льготы не допускается (п. 9 ст. 284.5 НК РФ).

    Читайте так же:  Коэффициенты ОСАГО. Коэффициенты страховки осаго

    Льготы для участников особых зон

    Резиденты особых экономических зон

    Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

    Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

    Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершается с окончанием 2017 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).

    В 2017 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).

    Для применения с начала 2017 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2020 годах.

    Участники свободной экономической зоны

    Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).

    Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%). Для 2017 года это значение снижено до величины 12,5% (законы «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ (подп. «б» п. 26 ст. 2) и от 27.11.2017 № 348-ФЗ (п. 3 ст. 1)).

    Обязательным является ведение раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности, которые осуществляются в СЭЗ и за ее пределами. Причем налогообложение других видов деятельности осуществляется в общем порядке (письмо Минфина от 20.03.2015 № 03-03-10/15503).

    О требованиях к регистрам, в которых организуется налоговый учет, читайте в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

    Участники ТОСЭР

    Для компаний – резидентов ТОСЭР (территорий с опережающим социально-экономическим развитием) также предусмотрены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по ставке 0% при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

    Обязательными условиями для применения льгот являются (ст. 284.4 НК РФ):

  • Госрегистрация юрлица на ТОСЭР.
  • Отсутствие обособленных подразделений за пределами зоны ТОСЭР.
  • Неиспользование налогоплательщиком специальных налоговых режимов.
  • Невхождение резидента ТОСЭР в состав консолидированных групп налогоплательщиков.
  • Отсутствие деятельности в качестве страховщика, банка, НКО, клиринговой компании, негосударственного пенсионного фонда или участника-профессионала на рынке ценных бумаг.
  • Отсутствие статуса участника СЭЗ и/или региональных инвестпроектов.
  • Обеспечение не менее 90% своих доходов за счет деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о работе в ТОСЭР.
  • Обеспечение раздельного учета доходов по видам деятельности при исполнении соглашения о работе в ТОСЭР и по другим.
  • Льготы по уплате налога в федеральный бюджет (ставка 0%) сохраняются на протяжении 5 лет с момента получения первой прибыли по соглашению о работе в ТОСЭР. Имеется также льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации: на протяжении первых 5 лет – максимум 5%, и на протяжении следующих 5 лет – минимум 10%. Причем право на применение льготы не исчезает в случае отсутствия прибыли в течение 3 следующих подряд налоговых периодов (с 2018 года их число при определенных условиях может достигать 9, ст. 1 закона «О внесении изменения…» от 27.11.2017 № 339-ФЗ) и будет использовано по истечении этих периодов (п. 5 ст. 284.4 НК РФ).

    Другие льготы

    Участникам региональных инвестпроектов

    В соответствии с п. 1.5 ст. 284 НК РФ компании, участвующие в инвестпроектах регионов, могут применять льготу по начислению налога на прибыль в федеральный бюджет в виде нулевой ставки в течение 10 лет, начиная с года получения первого дохода по проекту. Льгота будет действовать до 2029 года вне зависимости от даты включения участника инвестпроекта в реестр таких участников (п. 2 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

    Также имеется льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации в виде ставки не более 10% на протяжении первых 5 лет, и минимум 10% – в последующую пятилетку (п. 3 ст. 284.3 НК РФ).

    Для получения права на использование такой льготы необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

  • Включение в реестр участников региональных инвестпроектов.
  • Обеспечение дохода в размере не менее 90% от реализации товаров в рамках выполнения регионального инвестпроекта.
  • С начала 2027 года участники, вложившие в проект средства в сумме не меньше 50 млн руб. на срок до 3 лет (абз. 2 подп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ), утрачивают права на налоговые льготы (п. 6 ст. 284.3 НК РФ).

    С 2017 года право на применение аналогичной льготы (но с учетом своих особенностей) получили и участники инвестпроектов, не требующих включения в реестр таких участников (подп. «в» п. 1 ст. 2 закона РФ «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 144-ФЗ). Одновременно в НК РФ введена ст. 284.3-1, посвященная особенностям применения этой льготы. Срок ее действия также установлен до начала 2029 года, а в некоторых случаях – до начала 2031 года (пп. 4, 5 ст. 284.3-1 НК РФ).

    Участникам проекта «Сколково»

    После того как участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение его от обязанностей налогоплательщика по условиям, указанным в абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ, он имеет право воспользоваться налоговой льготой в виде нулевой ставки по уплате налога на прибыль (абз. 1 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

    О еще 1 способе снижения налога на прибыль, доступном с 2018 года, читайте в материале «Инвестиционный налоговый вычет — новая возможность оптимизации налога на прибыль».

    Условия для получения льготы по налогу на прибыль 2017–2018

    В общих случаях для того, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, необходимо подать заявление не позже чем за месяц до начала нового налогового периода в местную ИФНС. К заявлению необходимо приложить подтверждающую документацию (в заверенных копиях) о том, что у заявителя есть право на применение налоговых преференций.

    Вместе с налоговой декларацией, которая подается по окончании налогового периода, налогоплательщик должен подать документы, которые подтверждают выполнение им условий, дающих право на льготы. В частности, требуется предоставить отчет с расчетом доли доходов, полученных от деятельности, на которую распространяется льгота.

    Ответственность за нарушение норм

    В случае если в течение налогового периода возникают обстоятельства, которые ведут к утере применения права на льготу, налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать причитающийся налог и пени и уплатить их перед подачей уточненной декларации. Причем ставка налога за весь отчетный период будет равна 20%.

    После перехода на общую ставку налога на прибыль (20%) образовательные и медицинские учреждения не смогут воспользоваться льготой в виде нулевой ставки по налогу на протяжении последующих 5 лет (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).

    Итоги

    Предприятия, занятые в социально-значимых (оказание образовательных, социальных и медицинских услуг) и сельскохозяйственной отраслях, имеют право воспользоваться налоговыми льготами. В частности, им предоставляется возможность перейти на нулевую ставку по уплате налога на прибыль, подав заявление перед началом налогового периода.

    Для того чтобы воспользоваться правом на получение налоговых преференций, а также и в дальнейшем его сохранить, таким организациям необходимо позаботиться о выполнении ряда условий (по числу персонала, получению лицензий/сертификатов, обеспечению достаточного оборота от льготируемой деятельности).

    Также НК РФ предусмотрены преференции для участников особых, свободных, прочих экономических зон и региональных инвестпроектов. Им предоставляется льгота в виде ставки 0% по уплате налога в федеральный бюджет. Кроме того, для ряда резидентов могут быть предоставлены льготы по уплате налога в бюджет субъектов Федерации.

    Читайте так же:  Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Возмещение ущерба пострадавшим несчастные случаи

    Льготы и преференции по налогу на прибыль

    НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ

    САВИНА О.Н. 1 , ЖАЖИН М.А. 1
    Тип: статья в журнале — научная статья Язык: русский
    Номер: 31 (217) Год: 2014 Страницы: 37-46

    ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
    Издательство: ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» (Москва)
    ISSN: 2073-4484 eISSN: 2311-8768

    Налоговое льготирование является эффективным инструментом воздействия государства на предпринимательскую, инвестиционную, инновационную, трудовую активность, развитие науки, техники и социальной сферы. Злободневность вопроса заключается в выполнении льготами своего предназначения и в предоставлении их тем, кому они действительно нужны. Оценивая действующее законодательство о налогах и сборах Российской Федерации, можно утверждать, что система налоговых льгот и преференций соответствует предъявляемым требованиям лишь отчасти. Назрела необходимость в разработке методики оценки налоговых льгот (преференций), содержащей единую систему критериев их эффективности. В настоящее время существует множество методов достижения разумных объемов налоговых платежей. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Налогообложение прибыли организаций находится под пристальным вниманием государства. Большое внимание уделяется методам и инструментам стимулирования инвестиционной деятельности, а также созданию эффективной и современной системы налогообложения для инновационных предприятий.

    Налоговое льготирование является эффективным инструментом воздействия государства на предпринимательскую, инвестиционную, инновационную, трудовую активность, развитие науки, техники и социальной сферы. Злободневность вопроса заключается в выполнении льготами своего предназначения и в предоставлении их тем, кому они действительно нужны. Оценивая действующее законодательство о налогах и сборах Российской Федерации, можно утверждать, что система налоговых льгот и преференций соответствует предъявляемым требованиям лишь отчасти. Назрела необходимость в разработке методики оценки налоговых льгот (преференций), содержащей единую систему критериев их эффективности. В настоящее время существует множество методов достижения разумных объемов налоговых платежей. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Налогообложение прибыли организаций находится под пристальным вниманием государства. Большое внимание уделяется методам и инструментам стимулирования инвестиционной деятельности, а также созданию эффективной и современной системы налогообложения для инновационных предприятий. На основе проведенного анализа действующих налоговых льгот по налогу на прибыль организаций проанализированы причины их низкой эффективности, изложены рекомендации по их устранению, сделаны выводы о необходимости оптимизации налоговых льгот. Одним из важных направлений оптимизации налоговых льгот государства является разработка их эффективного мониторинга. В настоящее время в России деятельность в сфере мониторинга налоговых льгот зачастую ограничивается контролем за налоговыми поступлениями, осуществляемым налоговыми органами во взаимодействии с органами казначейства и, как правило, сводится к учету налоговых поступлений в бюджет. В статье сделаны предложения по организации мониторинга налоговых льгот.

    Льготы и преференции

    Для участников СЭЗ предусмотрены следующие льготы и преференции:

    1) На 10 лет устанавливается нулевая ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащий зачислению в федеральный бюджет.
    В части, подлежащей зачислению в бюджет города федерального значения Севастополя, установлены следующие ставки налога на прибыль организаций:

    2 процента — в течение трех лет с момента внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны;

    6 процентов — с четвертого по восьмой годы деятельности в качестве участника свободной экономической зоны;

    13,5 процентов – с девятого года деятельности в качестве участника свободной экономической зоны.

    Данные ставки применяются при условии ведения налогоплательщиками раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности, что также предусмотрено п. 1.7 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации;

    2) Освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет;

    3) Освобождение от уплаты земельного налога организациями-участниками СЭЗ — в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

    4) Возможность применения ускоренной амортизации в отношении собственных амортизируемых основных средств;

    5) Пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%, из них в Пенсионный фонд РФ — 6%, в Фонд социального страхования РФ — 1,5%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,1%.
    Данная льгота применяется для участников, вступивших в СЭЗ до 2017 года включительно, в отношении лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.

    Кроме выше указанных налоговых льгот, также законодательством предусмотрены следующие преференции для участников СЭЗ:

    1) земельные участки для размещения объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, предоставляются участнику СЭЗ в аренду без торгов (с 2017 года);

    2) упрощение осуществления градостроительной деятельности в части разрешений на проектирование и строительство, которые могут быть выданы напрямую высшим исполнительным органом Крыма или Севастополя (с 2017 года);

    3) особенности въезда иностранных граждан на территорию СЭЗ, а именно упрощенный порядок оформления виз;

    4) морские порты, расположенные на территории Крыма и города федерального значения Севастополя, признаются свободными портами, с применением отдельного порядка осуществления процедур пограничного, таможенного и иного контроля в отношении пассажиров, животных, грузов, товаров, транспортных средств.

    Чиновникам Смольного предложено пересмотреть налог на прибыль для инвесторов

    Власти Ленобласти предложили петербургским коллегам синхронизировать налоговые льготы для региональных инвестиционных проектов (РИП). Преференции включают в себя снижение вдвое ставки по налогу на прибыль для компаний, вложивших в новые проекты от 50 млн рублей. По задумке областных чиновников, это должно остановить конкуренцию между Петербургом и Ленобластью в предоставлении налоговых льгот для инвесторов. В Смольном эту инициативу пока оценить не готовы.

    Объединить льготы для РИП чиновники областного правительства предложили на заседании координационного совета Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере социально-экономического развития. «Мы предлагаем синхронизировать базовые параметры мер поддержки инвесторам, что позволит уйти от практики соревнования в налоговых преференциях. Прежде всего речь идет о РИП»,— заявил первый заместитель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти Антон Финогенов.

    Зачем в Ленобласти разработали новый механизм предоставления инвесторам налоговых льгот

    Как сообщал “Ъ”, правительство Ленобласти разрабатывает законопроект, снижающий ставку по налогу на прибыль для инвесторов с положенных 20 до 10% (см. “Ъ” от 04.04.2020). Рассчитывать на этот вид поддержки смогут компании со статусом РИП, вложившие в новый проект от 50 млн рублей. Действовать льготная ставка будет до тех пор, пока ее объем не превысит половину от общей суммы инвестиций.

    Заместитель председателя правительства Ленобласти Дмитрий Ялов добавил, что соседним регионам нет смысла конкурировать из-за предоставляемых льгот, потому что этот фактор для потенциального инвестора не является решающим.

    На координационном совете городские чиновники предпочли не комментировать инициативу областных властей. Вице-губернатор Петербурга Евгений Елин сообщил “Ъ”, что «вопрос требует проработки». Аналогичного мнения придерживаются и в комитете по инвестициям Петербурга.

    По информации комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти, в период с 2014 по 2018 год объем инвестиций в основной капитал Петербурга и Ленобласти составил 4,5 трлн рублей. По этому показателю регионы занимают третью позицию в России.

    Сегодня ставка по налогу на прибыль для ряда инвесторов Ленобласти может быть снижена с 20 до 13,5% на срок от четырех до восьми лет. Минимальный инвестиционной порог для ее получения составляет 300 млн рублей. Исключением являются проекты, реализуемые на территории Бокситогорского, Подпорожского и Лодейнопольского районов, для которых объем вложений ниже.

    Петербургские инвесторы могут рассчитывать на уменьшение ставки по налогу на прибыль до 13,5% на один налоговый период, в случае если на предприятии будут созданы высокооплачиваемые рабочие места. Аналогичные преференции на срок от пяти до семи налоговых периодов могут получить компании, инвестировавшие за пять лет в реализацию проекта более 15 млрд рублей, или предприятия, вложившие от 800 млн рублей за три года. Ставка по налогу на прибыль в размере 15,5% в течение трех налоговых периодов распространяется на проекты с годовым объемом 300 млн рублей.

    Дмитрий Марков, заместитель начальника аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС, объясняет, что наличие налоговых льгот для инвестора является важным фактором наряду с другими: наличием инфраструктуры и квалифицированного персонала, качеством судебной системы, состоянием спроса, расстоянием до рынков сбыта.

    Директор по продажам «Супервэйв Групп» Андрей Силкин придерживается другого мнения. «Для средних компаний, таких как наша, налоговые льготы не являются определяющим фактором для выбора локации. Чаще всего их можно получить на начальных этапах реализации проекта, когда эффективность бизнеса еще невысокая. Кроме того, общий объем трудозатрат, направленный на сбор необходимых документов для получения преференций, обычно превосходит сэкономленную на льготах сумму. Гораздо нужнее инвестору субсидирование кредитов»,— сказал господин Силкин.

    admin

    Поadmin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *