Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания. Статья 368 часть 3 ук

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания. Статья 368 часть 3 ук

Научная электронная библиотека

Бекмагамбетов А.Б. А. Б., Ревин В. П., Ревина В. В.,

§3. Особенности составов взяточничества

В отличие от структуры состава «коммерческий подкуп» (ст. 253 УК РК) взяточничество как должностное преступление предусматривается тремя статьями УК РК – ст. 366 «Получение взятки», ст. 367 «Дача взятки», ст. 368 «Посредничество во взяточничестве» Эти три взаимосвязанных состава составляют своеобразную совокупность, которая и охватывается понятием взяточничества, т.е. преступной возмездной сделки между должностным лицом и другим лицом, которое добивается решения какого-либо вопроса в свою пользу или в пользу представляемого им лица. Конечно, возможно самостоятельное существование деяния, предусмотренного одним из названных составов, без другого. Например, получение взятки может осуществляться при обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность лица, ее передающего (в частности, если оно добровольно сообщило об этом органу, имеющему право возбудить уголовное дело). Точно также должностное лицо, которому передается взятка, может не принять ее, а организовать разоблачение взяткодателя. Тем не менее, типичный случай взяточничества – преступная сделка с участием взяткодателя и взяткополучателя, т.е. совместное существование деяний, предусмотренных ст. 366 и 367 УК РК.

Взяточничество представляет наиболее опасную форму должностных преступлений. Взяточничество причиняет серьезный ущерб государственным органам, органам местного самоуправления, государственным учреждениям, что выражается не только в подрыве их авторитета, но и в потере гражданами веры в законность и справедливость деятельности этих органов и учреждений. А это как пишет Агыбаев А. «извращает принципы законности, ведет к нарушениям принципа справедливости, ущемляет конституционные права и интересы граждан, препятствует проведению социально-экономических, политических реформ в стране»1.

Получение взятки (ст. 366 УК РК).

Непосредственный основной объект уголовного правонарушения – общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Непосредственный дополнительный объект – общественные отношения, обеспечивающие авторитет указанных органов власти.

Специфика объективной стороны рассматриваемого деяния включает:

а) получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций или приравненным к нему лицом, или лицом, занимающим ответственную государственную должность, либо должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или права на имущество или выгод имущественного характера;

б) действия или бездействие в пользу взяткодателя или представляемых лиц;

в) действия, входящие в служебные полномочия должностного лица либо могущие быть осуществленными другим должностным лицом в результате воздействия на него виновным с использованием своего служебного авторитета, в том числе имеющие характер общего покровительства (протекционизма) или попустительства2.

В соответствии с п.8 нормативного постановления Верховного Суда РК от 27 ноября 2015 года №8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений» предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности, право на имущество, а также незаконное оказание услуг имущественного характера, в том числе освобождение от имущественных обязательств3

1Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Казахской ССР, Пленума Верховного Суда Республики Казахстан, нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан (1968-2014 годы). – Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2015. – С. 312.

1 Токпаева Д. М. К вопросу о противодействии незаконному участию в предпринимательской деятельности и воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности//Вестник КазНУ. Серия Юридическая. -2016-№2-С. 281.
2О значении правильного понимания данного признака см. : Для признания лиц виновным по ст. 314 УК необходимо доказательство о внесении лицом в официальные документы заведомо ложных сведений в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо организации (извлечение): постановление 2уп-97-12//Бюллетень Верховного Суда РК. -2012. -№5. -С. 66-68.

1Агыбаев А. Уголовная ответственность за взяточничество//Вестник КазНУ. Серия юридическая. -2016-№1-С. 211.
2В этой связи см. : Субъектом преступления, предусмотренного статьей 311 УК, следует признавать и тех лиц, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения могли за взятку принять меры к совершению этих действий другими лицами: постановление надзорной судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РК№2уп-175-10 от 27. 07. 2010 г. (извлечение)//Жукенов А. Т. Судебная практика по уголовным делам. -Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2013-С. 353-354.
3sud. gov. kz/rus/legislation/CATO1/79692/2015.

Понятия предмет взятки включают деньги в любой валюте, находящейся в обороте. Понятие ценной бумаги дано в ст. 129 ГК РК, это совокупность определенных записей и других обозначений, удостоверяющих имущественные права. Перечень видов ценных бумаг дан в этой же ст. 129 ГК РК; иное имущество – любые материальные ценности, обладающие товарной стоимостью.

Взятка может быть передана самому должностному лицу или его близким, но с его ведома и согласия. Она может быть вручена непосредственно взяткодателем или посредником. Причем законодателем предусмотрен специальный состав об ответственности за посредничество. В отличие, к примеру от опыта УК РФ, наш законодатель не счел этот состав избыточным, как обосновывают это тем, что посредничество – разновидность соучастия в даче взятки.

Передача взятки может носить как открытый, так и замаскированный характер. В частности, в практике все чаще встречаются случаи получения взятки под видом гонорара за лекции, книги, консультирование, а также под видом премирования, карточного проигрыша, предоставления займа, выгодной для должностного лица продажи ему имущества и т.д. Одна из замаскированных разновидностей взятки – ценные подарки, например от иностранных фирм, представители которых ведут переговоры с должностным лицом. Но здесь надо помнить об опасности объективного вменения, когда речь идет о неэтичном, но не уголовно наказуемом поведении начальника, принимающего ценные подарки от подчиненных по случаю юбилея, награждения и т.д. В некоторых таких случаях может иметься состав злоупотребления служебными полномочиями.

При сравнении формулировок ст. 361 и 366 УК РК относительно пределов действия норм легко обнаружить, что ст. 366 УК РК устанавливает более широкие пределы. Как уже отмечалось, злоупотребления служебными полномочиями могут квалифицироваться только действия (бездействие), совершенные в рамках этих полномочий. Между тем, взяточничество будет иметь место и в случаях, когда услуга взяткодателю находится вне рамок полномочий должностного лица, но осуществляется с использованием его служебного авторитета. Что касается общего покровительства, о котором также говорит рассматриваемая статья, то речь идет о конкретизированных или общих ожиданиях заинтересованного лица относительно продвижения по службе, защите от возможных последствий противоправного служебного поведения, об отказе от передачи в правоохранительные органы материала о преступных действиях и т.д.

Состав получения взятки – формальный. Он будет оконченным с момент принятия должностным лицом хотя бы части взятки независимо от наступления последствий, которых добивается заинтересованное лицо. Если речь идет о преступных действиях должностного лица, совершенных за взятку, необходима квалификация по совокупности деяний.

Рассматриваемая статья содержит и описание квалифицирующих обстоятельств, значительно усиливающих ответственность. Это получение взятки в значительном размере, незаконность действий, совершаемых за взятку (ч.2), совершение уголовного правонарушения (ч.3): а) путем вымогательство взятки; б) группой лиц по предварительному сговору; в) получение взятки в крупном размере; г) неоднократность.

Часть 4 ст. 366 УК РК предусматривает ответственность за совершение вышеназванных деяний преступной группой или за получение взятки в особо крупном размере. Большинство этих понятий рассматривалось ранее. Поэтому надо дать объяснения лишь относительно вымогательства и получения взятки в крупном размере и особо крупном размере. Эти размеры определены в п.п.38, 3 ст. 311 УК РК: речь идет о сумме денег или стоимости ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающих от три тысячи до десяти тысяч месячных расчетных показателей (крупный размер) и превышающих десять тысячи месячных расчетных показателей (особо крупный).

Вымогательство взятки в соответствии с п.11 нормативного постановления Верховного Суда РК от 27 ноября 2015 №8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений» означает требование лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя или представляемых им лиц, либо умышленное создание таких условий, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для правоохраняемых интересов1.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотив получения взятки в абсолютном большинстве случаев корыстный.

Субъект уголовного правонарушения – специальный, должностное лицо.

Дача взятки (ст. 367 УК РК).

Объективная сторона уголовного правонарушения состоит в даче (в незаконном вручении, пересылке и т.д. ) лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций либо приравненному к нему, либо лицу, занимающему ответственную государственную должность, либо должностному лицу, либо должностному лицу иностранного государства или международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

Квалифицирующим признаком является дача взятки должностному лицу, а равно дача взятки за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

Состав уголовного правонарушения по конструкции – формальный. Дача взятки считается оконченным деянием с момента принятия лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, либо должностным лицом, либо должностным лицом иностранного государства или международной организации хотя бы части взятки. В случаях когда предлагаемая взятка не принята, действия взяткодателя квалифицируются как покушение на дачу взятки, а действия посредника – как соучастие в покушении на дачу взятки. При наступлении последствий, которых добивался взяткодатель, может встать вопрос о квалификации его действий по совокупности как соучастия в соответствующем преступлении.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Давая взятку, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что тем самым совершается подкуп должностного лица, и желает этого, рассчитывая на то, что должностное лицо совершит обусловленные взяткой действия (бездействие) по службе.

Субъект уголовного правонарушения – любое лицо, достигшее шестнадцати лет.

Квалифицирующие признаки, за исключением указанных в ч.2 ст. 367, являются корреспондирующими отягчающим обстоятельствам получения взятки. Так, ч.2 ст. 367 УК РК предусматривает дачу взятки в значительном размере. В соответствии с п.2 ст. 3 УК РК это составляет от 50 до 3000 месячных расчетных показателей.

Часть 3 и 4 ст. 367 УК РК корреспондирует ч.3 и 4 ст. 366 УК РК. Соответственно набор отягчающих обстоятельств являются аналогичным.

Пример. Из материалов дела установлено, что осужденный Н., работая следователем СО Сардинского ОП ОВД г.Актобе, являясь должностным лицом, получил от М. за прекращение находившегося в его производстве уголовного дела в отношении М. и его брата Б. деньги в сумме 30 000 тенге из оговоренной суммы в 1 000 долларов США.
В постановлении о предъявлении обвинения Н. указано что он, требуя у М. взятку в виде денег в сумме 1 000 долларов США под угрозой привлечения его и брата к уголовной ответственности и ареста, создал тем самым для них условия, вынуждающие передать взятку, и получил от них 30 000 тенге.1.

1Лицо, занимавшее должность следователя органов внутренних дел, выполняло функции представителя власти, являлось должностным лицом, в полномочия которого входило принятие решения о прекращении дела, в том числе за примирением сторон, и его действия не могут быть квалифицированы как мошенничество, а являются получением взятки должностным лицом без квалифицирующего признака «вымогательств //Бюллетень Верховного Суда РК. -2015. -№4. -С. 20-24.

В целях облегчения борьбы со взяточничеством п.2 примечания к ст. 312 УК РК предусматривает освобождение от уголовной ответственности лица, давшего взятку, если имело место вымогательство или если лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Кроме того, в п.1 примечания указано, что не влечет уголовной ответственности передача впервые лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу за ранее совершенные им законные действия (бездействие) подарка в сумме или стоимостью, не превышающей двух месячных расчетных показателей, если совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действия (бездействие) не были обусловлены предварительной договоренностью.

Посредничество во взяточничестве (ст. 313 УК РК).

Объективная сторона состоит в посредничестве во взяточничестве – способствовании взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. Верховный Суд РК в п.18 нормативного постановления Верховного Суда РК от 27 ноября 2015 №8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений» указывает: необходимо отграничивать посредничество во взяточничестве от дачи и получения взятки, учитывая, что посредником является лицо, которое способствует взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. При этом для признания такого лица виновным в посредничестве во взяточничестве не имеет значения, получил ли он от взяткодателя либо взяткополучателя вознаграждение1.

Пример: Из материалов уголовного дела следует, что осужденный Р. , работая начальником отдела контроля таможни «Коргас», через осужденного С. установил связь с начальником Межрайонного отдела финансовой полиции по Жаркентскому региону ДБЭКП по Алматинской области Б. , которому через С. , выступавшего в качестве посредника, передал денежные средства в сумме 3 100 000 тенге в качестве взятки, за совершение последним заведомо незаконных действий и за покровительство над их противоправной деятельностью. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля Б. , из которых следует, что в ходе беседы с Р. , последний предложил ему денежные средства в виде взятки, чтобы он бездействовал и покровительствовал сотрудникам таможни. После этого Б. обратился с рапортом о преступных намерениях Р. к руководству ДБЭКП по Алматинской области. В целях документирования преступной деятельности Р. было принято решение о проведении оперативной разработки. Как видно из материалов дела неоднократные, повторяющиеся мероприятия каких-либо результатов, кроме того, что Р. передавал через посредника С. денежные средства в размере 400 000 тенге в качестве взятки Б. , других результатов не дали. Данные мероприятия не повлекли выявление других лиц, причастных к данному преступлению, кроме как увеличение размера передаваемых денежных средств в качестве взятки.1.

Квалифицирующим признаком данного уголовного правонарушения являются:

а) совершение неоднократно;

б) организованной группой;

в) лицом с использованием своего служебного положения.

Состав по конструкции – формальный. Деяние считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Участвуя в качестве посредника, лицо осознает общественную опасность действий и желает этого. Субъект уголовного правонарушения – любое лицо, достигшее шестнадцати лет, а по ч.2 как общий, так и специальный.

Квалифицирующие признаки: совершение неоднократно или преступной группой. В п.14 вышеназванного нормативного постановления отмечено, что посредничество в даче взятки одному субъекту получения взятки от нескольких взяткодателей или посредничество в получении взятки несколькими субъектами получения взятки от одного взяткодателя следует рассматривать как неоднократное, если в интересах каждого из взяткодателей взяткополучатель выполняет (не выполняет) отдельные действия или каждый субъект получения взятки, в интересах дающего взятку, действует определенным образом, и указанные обстоятельства осознаются посредником2.

1sud. gov. kz/rus/legislation/CATO1/79692/2015

1Статья 6 УК (в редакции от 03. 07. 2014 года), закон, смягчающий ответственность и наказание имеет обратную силу, а при отказе субъекта получения взятки от получения предлагаемой взятки, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки: постановление надзорной судебной коллегии по уголовным делам//Бюллетень Верховного Суда РК. -2015. -№5. -С. 78-79.
2sud. gov. kz/rus/legislation/CATO1/79692/2015.

Статья 368. Получение взятки

1. Получение должностным лицом в каком бы то ни

было виде взятки за выполнение или невыполнение в

интересах того, кто дает взятку, либо в интересах третьего

лица какого-либо действия с использованием предоставленной ему власти либо служебного положения, наказывается штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи пятисот не облагаемых налогом минимумов

доходов граждан или лишением свободы на срок от двух

до пяти лет, с лишением права занимать определенные

должности либо заниматься определенной деятельностью

на срок до трех лет.

2. Получение взятки в крупном размере или должностным лицом, занимающим ответственное положение,

или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или сопряженное с вымогательством взятки, наказывается лишением свободы на срок от пяти до

десяти лет с лишением занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на

срок до трех лет и с конфискацией имущества.

3. Получение взятки в особо крупном размере или

должностным лицом, занимающим особо ответственное

положение, наказывается лишением свободы на срок от восьми до

двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

Примечание: 1. Взяткой в крупном размере считается такая, которая в двести и более раз превышает не

облагаемый налогом минимум доходов граждан, в особо

крупном — такая, которая в пятисот и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

2. Должностными лицами, занимающими ответственное положение, являются лица, указанные в пункте 1

примечания к статье 364, должности которых согласно

статье 25 Закона Украины -О государственной службеотнесены к третей, четвертой, пятой и шестой категориям, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц.

Должностными лицами, занимающими особо ответственное положение, являются лица, указанные в части первой

статьи 9 Закона Украины -О государственной службе-,

и лица, должности которых согласно со статьей 25 этого

Закона отнесены к первой и второй категориям.

3. Повторным в статьях 368 и 369 настоящего Кодекса признается преступление, совершенное лицом, ранее

совершившим какое-либо из преступлений, предусмотренных этими статьями.

4. Вымогательством взятки признается вымогательство должностным лицом взятки с угрозой совершения

или несовершения с использованием власти либо служебного положения действий, которые могут причинить

вред правам или законным интересам того, кто дает взятку, или умышленное создание должностным лицом условий, при которых лицо вынуждено дать взятку с целью предупреждения вредных последствий в отношении

Читайте так же:  Пособие для изучения «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей» (тепломеханическая часть). Пособие по изучению техническая эксплуатация электрических станций и сетей

своих прав и законных интересов.

1. Взяточничество подрывает авторитет государственного аппарата, предприятий, учреждений или организаций,

дискредитирует их деятельность.

Взяточничество представляет собой родовое понятие, которое охватывает: а) получение взятки; б) дачу взятки.

В УК 1960 г. посредничество во взяточничестве было

вынесено в отдельную статью. В действующем УК статьи с

таким названием нет, но это не означает декриминализации посредничества. В настоящее время действия посредника следует квалифицировать как пособничество по ч. 2

ст. 368 либо ст. 369 в зависимости от того, с кем был более

тесно связан и в чьих интересах действовал посредник.

Получение взятки — это принятие должностным лицом от другого лица материальных ценностей, имущественных выгод, а также пользование услугами имущественного характера за действие, которое оно должно было

совершить (могло совершить) или совершило в пользу дающего такую взятку, или третьих лиц, вплоть до лица, никак

не связанного со взяткодателем.

то ни было виде.

Взятка — это незаконное вознаграждение материального характера, поэтому предмет взятки характеризуется

исключительно материальными свойствами. Им может

быть любое имущество (деньги, материальные ценности),

право на имущество (документы, предоставляющие право

на получение имущества, право на использование имущества и т.п.) или действия имущественного характера

(предоставление санаторных или туристических путевок,

производство строительных или ремонтных работ).

Не может признаваться предметом взятки предоставление должностному лицу услуг неимущественного характера (например, лестная характеристика, интимная связь,

-защита- такого лица от критики и т.п.).

Существуют два самых распространенных способа передачи-получения взятки: простая и завуалированная.

Простая форма представляет собой непосредственное вручение должностному лицу предмета взятки (непосредственно взяткодателем, через посредника).

Завуалированная форма заключается в том, что факт

передачи-получения взятки внешне маскируется под законное соглашение, договор и представляет собой вполне

законную операцию: разного рода выплаты, премии, кредиты, договоры купли-продажи и т.п. Вознаграждение такого рода квалифицируется как взяточничество в случаях, когда передача-получение является незаконной (выплата средств была безосновательной, ценные вещи или

недвижимость продавались по явно низкой цене в сравнении с реальной, оплата услуг была неэквивалентной и т.п.).

Нередки случаи, когда предмет взятки передается родственникам или близким должностного лица. В том случае, если установлено, что должностное лицо дало .на то

свое согласие или было проинформировано о передаче материальных ценностей указанным лицам, то его следует

Получение должностным лицом подарков и иных преподношений не за определенные действия по службе, а с

целью подхалимства, для поддержания с ним -хорошихотношений не признается уголовно наказуемым.

Взятка может быть получена должностным лицом как

за правомерные, так и за противоправные действия. В том

случае, если получение взятки должностным лицом связано с совершением противоправного действия, которое

образует состав самостоятельного преступления, то ответственность наступает не только за получение взятки, но и

за другое преступление, по правилу совокупности преступлений.

Получение взятки признается оконченным преступлением с момента получения должностным лицом хотя бы

части материальных ценностей или имущественных выгод независимо от того, были ли совершены какие-либо

действия в интересах взяткодателя. Квалифицируются как

получение взятки и такие случаи, когда должностное лицо, приняв материальное вознаграждение, отказалось вы(полнить ранее обусловленные действия по службе или вовсе не имело намерения их выполнять.

Под интересами -дающего взятку- следует понимать

не только интересы взяткодателя, но и близких ему лиц, а

|гакже ложно понятые интересы того предприятия, учреждения или организации, с которой он связан по службе.

Новая редакция статьи допускает и интересы третьих

лиц, совершенно не связанных со взяткодателем.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Особенностью субъективной стороны данного преступления является наличие

тесной связи между умыслом взяткополучателя и умыслом взяткодателя. Содержанием умысла первого должно

охватываться также сознание того, что взяткодатель понимает сущность происходящего и осведомляет факт незаконного получения должностным лицом вознаграждения.

4. Субъектом преступления может быть только должностное лицо.

Незаконное получение работником государственного

учреждения или организации, не являющегося должностным лицом, в каком-либо виде материальных благ или

преимуществ имущественного характера в значительных

размерах за выполнение или невыполнение каких бы то

ни было действий с использованием служебного положения следует квалифицировать по ст. 354.

Получение взятки по предварительному сговору группой лиц представляет собой совершение такого преступления при участии двух и более лиц, которые предварительно договорились о совместном его совершении. Соглашение при совершении этого преступления — это

соглашение на совместное с другими должностными лицами использование служебного положения для получения одной или нескольких взяток.

О должностных лицах, занимающих ответственное и особо ответственное положение, см. примечание к ст. 386 УК.

Повторность получения взятки предусматривает совершение этого преступления лицом, которое ранее совершило какое-либо из преступлений, предусмотренных ст. 368

или 369 УК, если при этом не истекли сроки давности

привлечения к уголовной ответственности.

Одновременное получение должностным лицом взятки от нескольких лиц следует квалифицировать как повторное тогда, когда взятка передается за совершение действий в интересах каждого взяткодателя, и при этом должностное лицо сознает, что оно получает взятку от

нескольких лиц. Вместе с тем действия взяткополучателя, получившего в несколько приемов обусловленную сумму взятки от одного и того же лица за выполнение или

невыполнение действий, обеспечивающих наступление желательного для взяткодателя результата, не могут рассматриваться как повторные.

Вымогательство взятки представляет собой требование

должностным лицом взятки под угрозой совершения или

несовершения действий с использованием служебного положения, которые могут причинить ущерб правам и законным интересам взяткодателя, или умышленное создание должностным лицом условий, при которых лицо

вынуждено дать взятку с целью предотвращения вредных

последствий в отношении своих прав и законных интересов.

Получение взятки путем вымогательства имеет ряд специфических особенностей, характерных лишь этому способу совершения преступления, предусмотренного ст. 368.

Во-первых, в таких случаях инициатором совершения

этого преступления выступает лицо, получившее взятку.

Во-вторых, получение взятки путем вымогательства непосредственно влияет на ответственность взяткодателя, который в соответствии с ч.З ст. 369 в таком случае должен

быть освобожден от уголовной ответственности.

Однако установление факта наличия в действиях должностного лица требования взятки не может признаваться

достаточным основанием для квалификации получения

взятки по признаку вымогательства. Согласно закону такой признак может быть поставлен в вину лишь в том

случае, если виновный с целью получения взятки угрожает совершением или не совершением действий, которые

могут нанести ущерб правам и законным интересам взяткодателя, или умышленно создает такие условия, из-за которых лицо вынуждено дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для своих прав или законных

Статья 368. Получение взятки

1. Получение служебным лицом в каком бы то ни было виде взятки за исполнение или неисполнение в интересах дающего взятку либо в интересах третьего лица какого-либо действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения — наказывается штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи пятисот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от двух до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Получение взятки в крупном размере или служебным лицом, занимающим ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или соединенное с вымогательством взятки, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

3. Получение взятки в особо крупном размере или служебным лицом, занимающим особо ответственное положение, — наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

1. Взяткой в крупном размере считается такая, которая в двести и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан, в особо крупном — такая, которая в пятьсот и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан.

2. Служебными лицами, занимающими ответственное положение, являются лица, указанные в пункте 1 примечания к статье 364, должности которых, согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе» отнесены к третьей, четвертой, пятой и шестой категориям, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц. Служебными лицами, занимающими особо ответственное положение, являются лица, указанные в части первой статьи 9 Закона Украины «О государственной службе», и лица, должности которых согласно статье 25 этого Закона отнесенные к первой и второй категориям.

3. Повторным в статьях 368 и 369 настоящего Кодекса признается преступление, совершенное лицом, ранее совершившим любое из преступлений, предусмотренных этими статьями.

4. Вымогательством взятки признается требование служебным лицом взятки под угрозой совершения или несовершения с использованием власти или служебного положения действий, которые могут причинить вред правам или законным интересам дающего взятку, или умышленное создание служебным лицом условий, при которых лицо вынуждено дать взятку с целью предотвращения вредных последствий в отношении своих прав и законных интересов.

1. Социологический опрос таможенников СНГ: Сколько времени вам требуется для покупки BMW?

Украинский таможенник: Ну, три месяца, не меньше.

Белорусский таможенник: Да… месяцев пять.

Российский таможенник после минутного раздумья: Не менее пяти лет.

— Да уж очень фирма крупная.

2. Самое важное качество человека — неподкупность. И измеряется она в долларах.

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 368. Одержання хабара

1. Одержання службовою особою в будь-якому виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения —

наказывается штрафом от пятисот до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью срок до трех лет.

2. Получение взятки в крупном размере —

наказывается штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Получение взятки в крупном размере или служебным лицом, занимающим ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или соединенное с вымогательством взятки, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

4. Получение взятки в особо крупном размере или служебным лицом, занимающим особо ответственное положение, —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

Примечание. 1. Взяткой в раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в крупном размере — такой, которая в двести и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в особо крупном размере — такой, которая в пятьсот и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

2. Должностными лицами, занимающими ответственное положение, являются лица, указанные в пункте 1 примечания к статье 364, должности которых согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе «отнесены к третьей, четвертой, пятой и шестой категорий, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц. Должностными лицами, занимающими особо ответственное положение, являются лица, указанные в части первой статьи 9 Закона Украины «О государственной службе», и лица, должности которых согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе» отнесены к первой и второй категорий.

3. Повторным в статье 368 настоящего Кодекса признается преступление, совершенное лицом, ранее совершившим любой из преступлений, предусмотренных настоящей статьей, или преступлений, предусмотренных статьями 368 3 , 368 4 , 369 настоящего Кодекса.

4. Вымогательством взятки признается вымогательство должностным лицом взятки с угрозой совершения или несовершения с использованием власти или служебного положения действий, которые могут нанести вред правам или законным интересам того, кто дает взятку, или умышленное создание должностным лицом условий, при которых лицо вынуждено дать взятку с целью предотвращения вредных последствий в отношении своих прав и законных интересов.

1. Получение служебным лицом в любом виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах того, кто дает взятки, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ей власти или служебного положения —

наказывается штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от двух до пяти лет, с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Получение взятки в большом размере или служебным лицом, которое занимает ответственное положение, или за предыдущим заговором группой лиц, или повторно, или объединенное с вымоганием взятки, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

3. Получение взятки в особенно большом размере или служебным лицом, которое занимает особенно ответственное положение, —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

Примечание. 1. Взяткой в большом размере считается такой, что в двести и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в особенно большому- такой, что в пятьсот и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

2. Служебными лицами, которые занимают ответственное положение, есть лица, указанные в пункте 1 примечания к статье 364, должности которых согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе» отнесены третьей, четвертой, пятой и шестой категорий, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управление, органов местного самоуправления, их структурных подразделов и единиц. Служебными лицами, которые занимают особенно ответственное положение, есть лица, указанные в части первой статье 9 Закона Украины «О государственной службе», и лица, должности которых согласно статье 25 этого Закона отнесены первой и второй категорий.

3. Повторным в статьях 368 и 369 этого Кодекса признается преступление, содеянное лицом, которое раньше совершило любой из преступлений, предусмотренных этими статьями.

4. Вымоганием взятки признается вымогание служебным лицом взятки с угрозой совершения или несовершение с использованием власти или служебного положения действий, которые могут причинить вред правам или законным интересам того, кто дает взятки, или умышленное создание служебным лицом условий, за которые лицо вынуждено дать взятки с целью предотвращения вредных следствий относительно своих прав и законных интересов.

Уголовная ответственность за взяточничество

В статье исследуется понятие и виды взяточничества совершенствования уголовных норм против взяточничества, актуальность борьба с взяточничеством.

Вяточниичество наиболее опасный вид коррупционного преступления. Опасность его обусловлена тем, что оно нередко переплетается с совершением других корыстных преступлений. Посягая на нормальную деятельность государственного аппарата, взяточничество к тому же подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти и управления, извращает принципы законности, ведет к нарушениям принципа справедливости, ущемляет конституционные права и интересы граждан,препятствует проведению социально-экономических, политических реформ в страже.

Взяточничество есть одно из разновидностей коррупции. По новому Уголовному Кодексу Республики Казахстан ответственность за взяточничество предусмотрена специальными нормами уголовного закона. Понятием взяточничество охватывается 3 самостоятельных состава преступления: получение взятки(ст.366 УК); дача взятки (ст.367 УК);и посредничество во взяточничестве (ст.368 УК РК).

Статья 366 . Получение взятки

1.Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, или лицом, занимающим ответственную государственную должность, либо виновным лицом, а равно виновным лицом иностранного государства или международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера для себя или других лиц за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия этого лица, либо оно в силу виновного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство – наказывается штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до пяти лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2.То же деяние, совершенное в значительном размере, а равно получение взятки за незаконные действия (бездействие) – наказываются штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от трех до семи лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3.Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

  • путем вымогательства;
  • группой лиц по предварительному сговору;
  • в крупном размере;

4)неоднократно, – наказываются штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4.Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены преступной группой, а равно в особо крупном размере, – наказываются штрафом в размере восьмидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определ?нные должности или заниматься определенной деятельностью.

Читайте так же:  Может ли претендовать на наследство ребенок, рожденный вне брака. На что имеет право ребенок рожденный вне брака

Примечание: не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке получение впервые лицом, указанным в части первой настоящей статьи, имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расч?тных показателей.

Объектом получения взятки является нормальная деятельность государственного аппарата, ее авторитет.

Объективная сторона получения взятки заключается в получении виновным лицом лично или через посредника взятки за совершение в пользу взяткодателя действий (или бездействия) с использованием своего служебного положения. Необходимым признаком данного состава является его предмет – взятка.

Взятка как предмет посягательства представляет собой незаконную выгоду имущественного характера. Извлечение виновным лицом благодаря служебному положению выгод неимущественного характера(характеристика, отзыв, рецензия, рекомендация, аттестация и др.) не может рассматриваться как взятка. Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности, оказываемые безвозмездно, подлежащие оплате услуги, дорогие вещи и техника, антикварные и коллекционные предметы, а также льготы, дающие право на имущество (производство строительных, реставрационных, ремонтных работ; предоставление санаторных или туристических путевок; проездных билетов; предоставление на льготных условиях ссуд или кредитов и т.п).

В современных условиях огромные трудности в проведении реформ по переходу к рыночной экономике породили новые формы взяточничества: взятки, во-первых, берутся за получение помещений, офисов, земли, за возможность перевести безналичные деньги в наличие , получение выгодного банковского кредита. Во-вторых, сама взятка приобрели новое содержание. За оказание со стороны виновных лиц названных и иных услуг им открываются счета в банках, приобретается недвижимость, под разными предлогами организуется выезд за рубеж в качестве специалистов, консультантов не только с оплатой поездок, но и с выдачей больших денежных сумм в СКВ.

В качестве взятки могут передаваться автомобили, валюта, скот, промтовары, продукты, предметы роскоши, а равным образом и представление иных выгод материального характера(например, взяткой может быть предоставление квартиры, бесплатное угощение, если последнее имело место исключительно в выгодным для взяткодателя направлении). Для квалификации взяточничества размер вознаграждения так же имеет значение, последний учитывается следственно-судебным органом лишь при определении наличия особо квалифицирующих обстоятельств, а также учитывается судом при назначении меры наказания.

Передача вознаграждения может быть произведена в различных формах. В ст.366 УК говорится о получении взяток лично или через посредника. Состав данного преступления налицо, когда виновное лицо получает взятку непосредственно от взяткодателя, так и в случаях, когда он получает ее и через посредника. Не исключается состав данного преступления и тогда, когда предмет взятки вручается членам семьи виновного лица или его близким (ценные подарки, антикварные вещи и т.п.), при этом необходимо лишь чтобы предмет взятки вручался с ведома и согласия виновного лица и именно за использование им своего служебного положения в интересах взяткодателя .

В законе не указывается форма получения взятки. Отсутствие примерного перечня способа получения взятки вполне оправданно, так как невозможно заранее предусмотреть все многообразие конкретных способов взяточничества.

Судебной практике РК известны две формы получение взятки: открытая и замаскированная. При открытой форме налицо непосредственная дача-получение предмета взятка. Замаскированная форма облекает получение взятки по внешне законному виду: совместительство, получение виновным лицом денег взаймы без последующего возвращения, премии, различные разовые выплаты, мнимый проигрыш в карты, фиктивное оформление на работу членов семьи или родственников взяткополучателя, передача материальных ценностей должностному лицу за якобы выполненную им работу по трудовому соглашению, контракту или как члену кооператива, а также оплата должностному лицу в явно завышенном размере фактически выполненной работы или оказанной услуги, даже не входивших в его служебные обязанности и т.д. Однако во всех случаях обязательным условием для признания в качестве взятки переданной материальной выгоды является ее одобрение со стороны взяткополучателя, хотя бы путем молчаливого согласия. Таким образом, получение взятки, независимо от ее форм,это всегда принятие виновным лицом вознаграждения в частном, не предусмотренном законом порядке, носящее характер личного вознаграждения данного виновного лица со стороны заинтересованных в его действиях лиц.

Взятка получается виновным лицом за совершение или несовершение каких-либо действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц с использованием служебного положения. Действия, совершаемые за взятку, могут быть разными: 1) совершаемые действия могут входить в служебную компетенцию виновного лица; 2) эти действия могут не входить в обычные служебные полномочия виновного лица, но в силу своего авторитета, влияния лицо, получившее взятку, может воздействовать на тех, кто непосредственно совершает действия в пользу взяткодателя или представляемого им лица. Таким образом, под использованием служебного положения понимается не только совершение (несовершение) действия, входящего в служебные полномочия виновного лица, но и использованием служебного авторитета. При этом формы использования виновным служебного положения в широком смысле могут быть разнообразными. Однако при всем этом обязательным является наличие между виновным лицом и другими лицами отношений, которые обусловлены именно служебным положением взяткополучателя. Ведь только благодаря этому субъект получает возможность воздействовать на тех, кто непосредственно совершает действия в его пользу. Виновное лицо за взятку может оказывать общее покровительство (например, продвижение по службе взяткодателя, незаконное предоставление трудового отпуска, представление его к незаслуженным наградам и т.п.).

За взятку виновное лицо может оказывать попустительство, то есть не пресечение незаконных действий взяткодателя, не реагирование на явку на работу в нетрезвом состоянии.

Для состава рассматриваемого преступления не имеет значения время получения взятки – до или после совершения виновным желательно взяткодателя действия (бездействия).

Получение взятки относится к преступлениям с формальным составом. Состав получения взятки считается с момента ее обусловленности или принятия предмета взятки(или хотя бы ее части). Если же обусловленная взятка не была получена виновным по не зависящим от его воли обстоятельствам, содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки. Покушением считается, и одностороннее предложение или требование взяткополучателя дать взятку. Вызывающий в практике затруднения вопрос о том, можно ли считать пресеченную правоохранительными органами взятку в момент ее дачи-получения оконченным составом взяточничества, всегда следует решать положительно. И вот почему: с субъективной стороны получение взятки, исходя из специфики данного состава, может характеризоваться только прямым умыслом и корыстной целью. Виновный сознает, что он получает взятку за совершение деяний по службе (или воздержание от них) с использованием служебного положения и желает получить ее. Косвенный умысел взятки вообще невозможны. Умысел взяткополучателя заключается прежде всего в представлении о том, что вознаграждение, получаемое им, совершение в интересах взяткодателя действий, возможных исключительно вследствие его служебного положения.

Субъектом получение взятки является только специально указанные в ст.366 УК РК. Закон предусматривает целый ряд квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков получение взяток (ч.2,3,4 ст. 366 УК).

Если за взятку виновное лицо совершает действие (бездействие), содержащее состав какого-либо преступления, то его опасность повышается. С учетом этого обстоятельство в новом Уголовном кодексе РК (ст.366 ч.2) данный признак предусмотрен как квалифицированный вид получение взятки. Таким образом, новый УК РК возродил ?деление взяточничества на мздоимство и лихоимство, известное дореволюционному русскому уголовному законодательству?.

Пленум Верховного суда РК в постановлении ?О практике применения судами законодательство? об ответственности за взяточничество от 22 декабря 1995 г. разъяснил, что ответственность за дачу и получение взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, хотя и связанные со взяточничеством, но образующие самостоятельное преступление (злоупотребление служебным положением, соучастие в хищениях чужого имущества и т.п.). В таких случаях содеянное необходимо квалифицировать по совокупности преступлений. Это указание высшей судебной власти вносит полную ярость в рассматриваемый вопрос: действие, совершаемое за взятку, не охватывается составом получения взятки; если они образуют самостоятельный состав преступления, совершенное следует квалифицировать по совокупности; как получение взятки и как преступление, совершенное за взятку.

Следующий квалифицирующий признак получение взятки в значительном размере (ч.2 ст. 366 УК РК). Значительный размер—в статье 366 и 367 – сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера от пятидесяти до трех тысяч месячных расчетных показателей (п.2 ст.3 УК РК).

Квалифицированные виды получение взятки (ч.3 ст.366 УК): а) путем вымогательство;

б) получение взятки по предварительному сговору или организованной группой лиц; в) в крупном размере;

г) неоднократно получение взятки в крупном размере.

В Постановлении Пленума Верховного суда РК ?О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество? от 25 декабря 1995 г. говорится, что вымогательство означает требование виновным лицом взятки под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленное постановление последнего в условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения вредных последствий его правоохраняемым интересам. Во всех случаях вымогательства дать взятку, чтобы добиться осуществления своих прав.

Вымогательство может проявляться в двух формах: открытой и завуалированной. Открытая форма вымогательства предполагает наличие прямого требования со стороны виновного лица взятки под угрозой совершения незаконных или невыполнения законных действий по службе в отношении взяткодателя. Пример такого вымогательства: требование взятки под угрозой незаконного увольнения с работы, отказ в восстановлении на прежней работе по решению суда, перевод без имеющихся к тому оснований на нижеоплачиваемую или невыгодную работу, отказ в выдаче банковского кредита при наличии у лица права на него и т.п.

Примером такого вымогательства является уголовное дело И., осужденного Актюбинским областным судом 12 июля 1995 г. И. признан виновным в том что, работа деканом лечебного факультета Актюбинского государственного медицинского института, путем вымогательства неоднократно получал взятки, в частности, в конце октября – в начале ноября 1994 г. от гражданина Е. 5000 тенге за продолжение обучения в институте брата последнего, а также 7 декабря 1994 г. от гражданки Г. 20000 тенге за выдачу академической справки студентке О.Б., работая старшим экономистом отделения народного сбербанка г. Жезказгана, путем вымогательства получила в качестве взятки золотую цепочку с кулоном в виде крестика от Б. за оформление кредита под залог квартиры на имя С. В сумме 55 тыс.тенге осуждена за вымогательство взятки Жезказганским областным судом 7 февраля 1996 г.

Замаскированная форма вымогательства проявляется в создании лицу вынуждено дать взятку, чтобы предотвратить вредные последствия своих конкретных правоохраняемых интересов. В данном случае отсутствует прямое требование взятки и открытой угрозы ущемления правоохраняемых интересов взяткодателя. Однако взяткодатель вынужден дать взятку для предотвращения вредных последствий его правоохраняемым интересам. С этой целью, к примеру, виновное лицо, с целью получение взятки, искусственно ухудшает условия работы подчиненного, умышлено затрудняет решение каких-либо важных для лица вопросов (жилищные вопросы, прием на работу, учебу, решение вопроса прописки, выдача различных свидетельств и т.п.).

Открытая и замаскированная форма обоснованно расценивается Пленумом Верховного суда республики как вымогательство, поскольку лицо и в том, и в другом случае различными способами принуждается дать взятку. Тем самым для ?взяткодателей исключается добровольность дачи взятки, а для взяткополучателя возрастает опасность совершенных действий, сопряженных с подавлением воли потерпевшего, с принуждением его к взяточничеству?. Следует особо подчеркнуть, что требование дать взятку, не подкрепленное открытой или замаскированной (скрытой) угрозой ущемить законные интересы взяткодателя, не может рассматриваться как вымогательство взятки. Если вымогательство взятки со стороны виновного лица не привело к желаемому результату, то эти действия виновного квалифицируются как покушение на получение взятки, совершенное с вымогательством.

К квалифицированным видам получения взятки также относится получение взятки в крупном размере. Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера – свыше трех ысяч до двести тысяч месячных расчетных показателей, установленных законодательством РК. Имея в виду, что от размера взятки зависит квалификация преступления, любой предмет взятки должен получить денежную оценку на основании договорных (рыночных) цен или тарифов на услуги, а при их отсутствии –на основе заключение эксперта.

Если обусловленная крупная сумма взяток получается виновным лицом частями, но эти действия представляют собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение единой взятки в крупном размере. Особо квалифицирующий признакам получение взятки также является – неоднократность(понятие неоднократность в ст.12 УК РК).

Другом особо квалифицирующим признакам данного состава является получение взятки—если они совершены преступной группой, а равно в особо крупном размере. Понятие преступной группы дано в п.24 ст. 3 УК РК. Особо крупной размер – сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера от пятнадцати до трех тысяч месячных расчетных показателей(п 2 ст. 3 УК РК).

Не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке получение впервые лицом указанным в части первом настоящей статьи имущества, права на имущества или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договеренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей (применение к ст. 366 УК).

Статья 367. Дача взятки

  • Дача взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, или лицу, занимающему ответственную государственную должность, либо должностному лицу, а равно должностному лицу иностранного государства или международной организации лично или через посредника наказывается штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет, с конфискацией имущества или без таковой, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • То же деяние, совершенное в значительном размере, — наказывается штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до пяти лет, с конфискацией имущества или без таковой, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
    • неоднократно, — наказываются штрафом в размере сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
      1. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены в особо крупном размере или преступной группой, —
      2. наказываются штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

        1. Не влечет уголовной ответственности передача впервые лицу, указанному в части первой статьи 366 настоящего Кодекса, за ранее совершенные им законные действия (бездействие) подарка в сумме или стоимостью, не превышающей двух месячных расчетных показателей, если совершенные этим лицом действия (бездействие) не были обусловлены предварительной договоренностью.
        2. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны лица, указанного в части первой статьи 366 настоящего Кодекса, или если это лицо добровольно сообщило правоохранительному или специальному государственному органу о даче взятки.

        Дача взятки предусмотрена ст.367 УК РК, в которой, однако, не дается законодательного определения этого преступления.

        Под дачей взятки следует понимать в передаче должностному лицу предмета взятки или в предоставлении ему выгод имущественного характера лично или через посредника за выполнение (или невыполнение) последним в интересах взяткодателя действий с использованием своего служебного положения.

        С объективной стороны данное преступление выражается в различных способах передачи или вручения взяткодателем должностному лицу материального вознаграждения ( или предоставления имущественных выгод за выполнение), действий по службе или воздержание от их выполнения в интересах дающего взятку. Способ передачи или вручения взятки для состава преступления не имеет значения. Взятка может быть передана лично взяткополучателю или по договоренности с ним его близким родственникам. Она может быть переслана по почте, в виде зарплаты за работу, которую взяткополучатель фактически не выполнял.

        Замаскированными формами дачи взятки являются подарки и незаконная выплата премий, преднамеренный проигрыш взяткополучателю в карты определенной суммы денег или ценной вещи.

        В некоторых случаях взятка дается в форме оказания взяткополучателю бесплатной услуги. Так, в качестве дачи взятки судебная практика рассматривает вручение взяткополучателю бесплатной путевки в санаторий, туристической путевки, билета на проезд в поезде, на самолете, пароходе или в другом транспортном средстве.

        Предоставление должностному лицу выгод нематериального характера не образует состава рассматриваемого преступления. В частности, не может квалифицироваться как дача взятки опубликование по собственной инициативе или просьбе должностного лица в печати хвалебного отзыва о нем или его работе, явно не соответствующего истине, или нахождение с ним в интимных отношениях.

        Состав дачи взятки по своей законодательной конструкции – формальный. Преступление считается оконченным с момента принятия должностным лицом взятки, независимо от того, выполнило ли оно обусловленное действие в пользу дающего или не выполнило. Следовательно, время дачи взятки на состав преступления не оказывает влияния. Взятка может быть передана до совершения обусловленного с должностным лицом действия (или воздержания от действия) в интересах дающего. Таким образом, состав рассматриваемого преступления будет иметь место как при взятке-подкупе, так и взятке-вознаграждении.

        Для оконченного состава дачи взятки не обязательно, чтобы она была вручена должностному лицу за один раз и в полном размере. У судов в ряде случаев возникают затруднения при отграничении оконченной дачи взятки от покушения на нее. Передачу отдельных частей заранее обусловленной взятки суды иногда ошибочно квалифицируют как покушение на дачу взятки. В связи с этим следует напомнить, что пленум Верховного суда РК в своем постановлении от 25 декабря 1995 г. разъяснил, что преступление – получение, дача взятки и посредничество во взяточничестве – считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части взятки.

        Покушением следует считать и дачу взятки лицу, ошибочно принятому за должностное, хотя таковым оно не являлось. Как покушение необходимо квалифицировать передачу взяткодателем денег или иных ценностей мнимому посреднику, который принял деньги или ценности якобы для передачи должностному лицу, но присвоил их. В таких случаях суду надлежит квалифицировать действия виновного по совокупности преступлений как мошенничество и подстрекательство к даче взятки.

        Таким образом, если лицо получает от взяткодателя деньги или ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное следует квалифицировать как мошенничество ( ст.190 УК). Когда же в целях завладения ценностями склоняют к даче взятки, то действия виновных, помимо мошенничества, должны дополнительно квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки (ст. Ст. 190, 28, 367 УК)

        Действие или бездействие, за выполнение которых либо невыполнение которых да?тся взятка, может носить как правомерный, так и преступный характер. Предложение взятки за правомерные действия также образует покушения на дачу взятки.

        С объективной стороны дача взятки может быть совершена как единолично, так и в соучастии двумя или несколькими лицами в форме со исполнительства. Соисполнителями дача взятки бесспорно следует признавать лиц, которые по договор?нности между собой совместно дали взятку одному и тому же должностному лицу за совершение действий, в которых были заинтересованы все взяткодатели. Если два лица, заинтересованные в освобождении от уголовной ответственности своих близких, совершивших совместно одно преступление, дали взятку следователю, они будут рассматриваться в качестве соисполнителей дачи взятки. При даче взятки возможны и другие формы соучастия. Так, взяткодатель может действовать совместно с подстрекателем или пособником либо тем и другим одновременно.

        Дача взятки возможна и в форме организованной группы. Например, организационная группа расхитителей чужого имущества может вступить в сговор о том, чтобы распределить между собой «расходы», связанные с дачей взяток должностному лицу, которое знает о преступлениях этой группы и имеет возможность оградить их от привлечения к уголовной ответственности.

        С субъективной стороны дача взятки характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что незаконно вручает или переда?т должностному лицу предмет взятки, на что оно не имеет права; вознаграждение вручается или переда?тся за совершение должностным лицом (или за воздержание) от совершения действий в его интересах; эти действия (или воздержание от них), связанные с использованием должностным лицом своего служебного положения.

        Мотивы дачи взятки могут быть самыми разнообразными: стремление виновного незаконным пут?м обеспечить не только свои личные, но и интересы его родственников, близких знакомых или учреждения, на котором работает взяткодатель.

        Субъектом дачи взятки может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста (частное или должностное).

        Квалифицированными видами дачи взятки являются (ч.2.ст.367 УК):

        1.дача взятки в значительном размере ( сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера от пятнадцати до тр?х тысячи месячных расч?тных показателей) (п. «2» ст. 3 УК РК)

        Другие квалифицирующие дачи взятки являются ( ч.3 ст.377 УК РК): дача взятки по предварительному сговору; ( п.22 ст.3 УК РК) в крупном размере (п.38 ст. 3 УК РК) неоднократно

        Дача взятки считается неоднократной в том случае, если виновный совершил это преступление не менее двух раз, и при этом не истекли предусмотренные законом сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Неоднократной также признается дача взятки одному и тому же должностному лицу, если за каждую из них оно совершило действия в интересах дающего, и эти взятки не были частями заранее обусловленной одной, более крупной. Неоднократной признается и дача взятки несколькими должностным лицам, если каждое из них совершило в интересах взяткодателя отдельные действия или воздержалось от определ?нного действия. Особо квалификация или унификация дачи взятки указаны в ч.4 ст. 367 УК РК: дача взятки в особо крупных размерах (п.3 ст. 3 УК РК) дача взятки преступной группой ( п.4 ст.3 УК РК)

        Закон ( примечание к ст. 367 УК) устанавливает основания освобождения от уголовной ответственности за дачу взяток. Одним из таких оснований являются вымогательство взятки. Понятие «вымогательство» в данном случае аналогично тому, которое имеет место при получение взятки. Ведь действия лица при передаче взятки в такой ситуации являются вынужденными, воля его подавляется незаконным действием взяткополучателя, он вынужден дать взятку во избежание вреда для его правоохраняемых интересов, поэтому привлечение его к уголовной ответственности нецелесообразно. Основанием освобождения взяткодателя от ответственности является его добровольное сообщение о факте дачи взятки взяткодателем независимо от мотивов (боязнь ответственности, осознание вины, раскаяние и т.п.), но не в связи с тем, что о совершенном им преступлении уже стало известно этим органам.

        При добровольном заявлении о совершенном преступлении от уголовной ответственности освобождаются не только взяткодатели, но и их соучастниками. Следует иметь в виду, что освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по указанным в законе основаниям не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления, поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, передаваемых в виде взятки.

        В тех же случаях, когда имело место вымогательство взятки и до передачи взятки взяткодатель заявил об этом правоохранительным органам, предмет взятки подлежит возврату.

        Не влеч?т уголовной ответственности передачи впервые должностному лицу за ранее совершенные им законные действия (бездействия) подарка в сумме или стоимостью, не превышающей двух месячных расч?тных показателей, если совершенные должностным лицом действия ( бездействие) не были обусловлены предварительной договор?нностью.

        Статья 368. Посредничество во взяточничестве

      3. Посредничество во взяточничестве, то есть способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, – наказывается штрафом в размере десятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двух лет, с конфискацией имущества или без таковой, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
      4. То же деяние, совершенное неоднократно либо преступной группой или лицом с использованием своего служебного положения, – наказывается штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до шести лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
      5. Ответственность за посредничество во взяточничестве предусмотрена ст.368 УК РК.

        Посредничество во взяточничестве, то есть способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении или даче взятки.

        В постановлении пленума Верховного суда РК от 25 декабря 1995 г. указывается, что «посредником является лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя и взяткополучателя, непосредственно переда?т предмет взятки».

        Объективная сторона данного преступления заключается в непосредственной передаче по поручению взяткодателя или взяткополучателя предмета взятки. При этом для признания такого лица виновным и посредничестве во взяточничестве не имеет значения, получил ли он от взяткодателя или взяткополучателя вознаграждение.

        Посредничество являет собой особый вид пособничества в даче и получении взятки, выделенный в самостоятельный состав преступления. Оно выражается в содействии путем активных действий по достижению или осуществлению соглашений о даче и получении взятки, причем посредник действует не по своей инициативе, а по просьбе или поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает взятку.

        Однако он может осуществить такую передачу и через третье лицо при условии, что последнему не известно о том, что переда?тся взятка. Особенность посредничества заключается прежде всего о том, что субъект оказывает содействие совершению одновременно двух преступлений – даче и получения взятки. Посредник – связующее звено между двумя основными субъектами ( взяткополучателем и взяткодателем), так как содействует достижению и реализации соглашения, то есть посредник действует не по своей инициативе, а по инициативе ( просьбе или поручению) взяткодателя или взяткополучателя. При наличии двух признаков – связь с обоими субъектами взяточничества и действия по инициативе взяткодателя или взяткополучателя – субъект должен рассматриваться как посредник во взяточничестве.

        Посредничество во взяточничестве является собой преступление с формальным составом, состав считается оконченным с момента фактической передачи взятки ( или хотя бы ее части). Если взяткополучатель отказался принять предмет взятки, действие посредника будет квалифицироваться как покушение на посредничество ( ст. ст. 24, 368 УК), а действие взяткодателя – как покушение на дачу взятки ( ст. ст. 24, 367 УК) Посредничество во взяточничестве необходимо отличать от соучастия во взяточничестве – организаторов дачи или получения взятки, подстрекателей к получению или даче взятки, пособников во взяточничестве.

        Все иные (кроме непосредственной передачи предмета взятки) формы содействия даче либо получению взятки не могут рассматриваться как посредничество. В связи с этим пленум Верховного Суда РК в упомянутом постановлении указал, что должностное или иное лицо, организуя дачу или получения взятки, подстрекает к этому либо является пособником дачи или получения взятки и одновременно выполняет посреднические функции, нес?т ответственность за соучастие в даче или получении взятки, т.е. по ст. ст. 28, 366 или по ст. ст.28и 367 УК. При этом вопрос о квалификации действия соучастника должен решаться с уч?том направленности его умысла, исходя из этого, в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей инициативе – взяткодателя или взяткополучателя – он действует. Дополнительной квалификации по статье, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве, не требуется.

        В отличие от посредника во взяточничестве пособник связан только с взяткодателем или только с взяткополучателем (например, предоставив средства для дачи взятки или квартиру для встречи взяткодателя с взяткополучателем к достижению соглашения и т.п.). Организатор дачи и получения взятки, а так же подстрекатель к данным преступлениям могут одновременно выполнять и посреднические функции ( например, передать взятку), но их роль в преступлении не ограничивается, подстрекатель склоняет соответственно взяткодателя или взяткополучателя к преступлению.

        Организатор взяточничества, как правило, связан обоими субъектами преступления, но, в отличие от посредника, сводит взяткополучателя и взяткодателя по собственной инициативе. Таким образом, субъект, передавший взятку, но ранее склонивший одного дать, а другогопринять ее, является организатором взяточничества, и его действия должны квалифицироваться по п.3 ст.28 и 366 УК РК.

        Так, президиум Верховного суда РК признал обоснованной квалификацию действий С., склонявшей взяткодателей Ж. и Т. К даче взяток ответственному работнику Министерства народного образования У., за содействие в преступлении их детей в высшее учебное заведение, как организацию в даче взяток, а не посредника (архив Верховного суда РК за 1995 год).

        Субъектом посредничества могут быть частное и должностное лица. Согласно указанию п.4 постановления пленума Верховного суда РК от 25 декабря 1995 года должностные лица, действия которых ограничиваются лишь передачей взятки по указанию руководителей предприятий или учреждений, должны быть привлечены к уголовной ответственности за посредничество, а их руководители – за дачу взятки.

        С субъективной стороны посредничество характеризуется прямым умыслом. Посредник сознает, что он, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, передает предмет взятки и желает этого. Однако при отсутствии у лица сознания того, что оно передает предмет взятки, состав преступления исключается.

        Мотивы посредничества могут быть самыми разнообразными: корысть, родственные, приятельские отношения, служебная зависимость, угодничество и т.п.

        Характер мотива не влияет на квалификацию деяний и обязательно учитывается судом при назначение наказания.

        В законе (ч.2 ст.366 УК) предусмотрены три квалифицирующих признака посредничества во взяточничестве: неоднократность, посредничество организованной группы, посредничество с использованием служебного положения виновного. Понятия «неоднократность» и «организованной группы» совпадают с аналогичным понятием «при получении и даче взятки». Под использованием своего служебного положения для совершения данного состава преступления (посредничество во взяточничестве) следует понимать посреднические действия виновного, использовавшего свои права и полномочия должностного лица.

        Посредничество следует отграничить от случаев так называемого «мнимого посредничества», когда виновный получает от взяткодателя деньги или иные ценности якобы для передачи виновному лицу, но фактически их присваивает. Квалификация лжепросредничества зависит от того, является ли организатором дачи взятки мнимый посредник или взяткодатель. Когда субъект, обещая взяткодателю свои услуги в качестве посредника в целях завладения деньгами или ценностями, такое мнимое посредничество образует мошенничество и подстрекательство к даче взятки ( ст. ст. 190, 28, 366 УК). От изложенного следует отличать случаи, когда инициатором дачи взятки является сам взяткодатель, а лжепосредник не проявил инициативы, не склонял взяткодателя к даче взятки, а лишь выполняя его просьбу, согласился передать ценности взяткополучателю, а затем их присвоил, и такие действия лжепосредника квалифицируются как мошенничество (ст.190 УК). Поэтому действия взяткодателя в обоих случаях подлежит квалификации как покушение на дачу взятки.

        Ответственность за получение взятки без учета от различного способа его получения, характера и общественной опасности деяния предусмотрена только лишь в одной статье в ст.366 УК. Сущность данного состава заключается в получении виновным лицом государственного аппарата незаконного вознаграждения за выполнение(или невыполнение) определенных действий по службе в интересах взяткодателя.

        В борьбе со взяточничеством важная роль принадлежит совершенствованию уголовно-правовых норм, повышению эффективности их применения. По результатам проведенного нами теоретического исследования проблем уголовной ответственности за получения взятки в Республики Казахстан установлено, что по времени вручения взяток, по характеру деяний, осуществляемых за взятку, получение взятки подразделяется на следующие виды: взятка – вознаграждение; взятка – подкуп; получение взятки за предоставление должности; вымогательство взятки. Характер и степень общественной опасности их неодинаково.

        Исходя из этого, предлагается внести в действующий Уголовный Кодекс Республики Казахстан следующий вариант редакции состава поучения взятки:

        Ст.366-1. Взятка-вознаграждение.

        1)получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, а равно должностным лицом иностранного государства или международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера для себя или других лиц за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия этого лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказываются.

        2)деяния, предусмотренное в части первой настоящей статьи, если оно совершено: а) должностным лицом, занимающий ответственную государственную должность, б) неоднократно, в) крупном размере г) за незаконное действия (бездействия) неоднократно наказывается.

        3) деяния, предусмотренное частью первой, второй настоящей статьи, если они совершены преступной группой, а равно в особо крупном размерах-наказываются.

        Понятие крупного размера и особо крупного размера дано в п 3 и п 38 ст.3 УК РК. Ст. 366-2. Взятка-подкуп.

      6. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненный к нему лицом, либо должностным лицом, а также должностным лицом иностранного государства или международной организаций лично или через посредника обусловленной заранее взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера за действия(бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, еслии такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия виновного лица либо оно в силу служебного положения может способствовать такому действию(бездействию), а равно за общее покровительство, попустительство по службе – наказываются.
      7. То же деяние, совершенное:
      8. А) группой лиц по предварительному сговору Б) организованной группой

        В) должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность Г)неоднократно

        Д)в крупной размере –наказываются.

        Ст. 366-3 Получение взятки за предоставление должности.

        1.Получение лицом уполномоченные на выполнение государственных функций, либо приравненные к нему лицо, либо должностным лицом взятки лично или через посредника за предоставление должности в системе государственной службы – наказываются.

      9. То же деяние, совершенное: А)неоднократно
      10. Б)в крупном размере

        В)должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность – наказываются.

        Ст.366-4. Вымогательство взятки.

        1.Вымогательство взятки, то есть требование лицом, уполномоченном на выполнение государственных функции, либо приравненных к нему лицом, либо должностным лицом взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего действия (бездействия), нарушающего его законные права, а равно постановление его в такие условия, которые его вынуждают дать взятку с целью предотвращения наступления вредных последствий его правоохраняемым интересам – наказываются.

        2.Вымогатедьство взятки: А)неоднократно

        Неоправданно различаются меры наказания взяткодателей и взяткополучателей. На наш взгляд, меры наказания взяткополучателя и взяткодателя должны быть равным, поскольку без дачь не может быть получение взятки, поэтому общественная опасность эти деяние равно ценны.

        По действующему уголовному законодательству субъектом получения взятки является только лицо уполномоченные на выполнение государственных функции, либо приравненные к нему лицо государственных органов. Однако материалы следственносудебной практики нередко показывают, что получают взятки государственные служащие и служащие органов местного самоуправления (помощники акимов, референты должностных лиц, работники канцелярий и т.д.). Их деяния не менее общественно опасны, чем продажность участников профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Несмотря на это, указанные категории государственных служащих избавлены от уголовной ответственности за получение взятки. В связи с этим предлагается признать субъектом получения взятки всех государственных служащих, независимо от занимаемой должности и в ст.3 УК РК дать соответствующие понятие государственного служащего как субъекта преступления.

        В действующем Уголовном Кодексе Республики Казахстан предусматривается освобождение от уголовной ответственности только взяткодателя, если он добровольно сообщил о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело или если имело место вымогательство взятки со стороны виновного лица. Но не предусмотрено освобождение от уголовной ответственности взяткополучателя, добровольно сообщившего о получении взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, даже в том случае, если подкуп сопровождался шантажом, угрозой, применением физического насилия. Исходя из выше изложенного, предлагается введение в Уголовный Кодекс РК специальную норму, предусматривающую освобождение от уголовной ответственности взяткополучателей.

        Читайте так же:  Нотариусы Воскресенска. Нотариус воскресенск отзывы
    admin

    Поadmin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *