Администрация школы обязана контролировать совокупный объем домашних заданий по всем учебным предметам. Требования к домашнему заданию санпин

Администрация школы обязана контролировать совокупный объем домашних заданий по всем учебным предметам

В преддверии нового учебного года Минобрнауки России издало приказ, которым, в частности, установлено максимальное время для выполнения школьниками домашнего задания (приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 734). Документ вступил в силу 25 августа.

Установлено, что объем домашних заданий по всем учебным предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – 3,5 часа. Указанные нормативы соответствуют рекомендациям, закрепленным в п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10 »Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН).

При этом школьникам рекомендуется:

  • приступать к выполнению домашнего задания в 15.00-16.00, так как в это время отмечается физиологический подъем работоспособности;
  • выбирать очередность выполнения заданий, начиная с предмета средней трудности;
  • устраивать перерывы по завершении каждого этапа работы;
  • периодически проводить »физкультурные минутки» длительностью 1-2 минуты (Приложение 6 «Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня» к СанПиН).
  • Основные вопросы заключаются в том, каким образом будет отслеживаться соблюдение установленных нормативов времени на выполнение домашнего задания и как родители могут повлиять на этот процесс.

    В пресс-службе Минобрнауки России порталу ГАРАНТ.РУ рассказали о трех основных механизмах такого контроля.

    О порядке обжалования действий образовательной организации читайте в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
    Получите бесплатный доступ на 3 дня!

    Внутренний контроль силами образовательного учреждения. Школа может использовать для этих целей встроенный в системы ведения электронных журналов инструмент учета объема домашних заданий. С его помощью преподаватели будут фиксировать предполагаемое время выполнения каждого задания и отражать его суммарное значение. В случае необходимости, отмечает министерство, администрация образовательной организации должна принять меры по оптимизации общего объема домашних заданий. По общему правилу, родители имеют право на ознакомление с содержанием такого журнала (п. 4 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ »Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании), письмо Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № АБ-147/07). Следовательно, они также могут обратить внимание школьной администрации на нарушение установленных нормативов.

    Общественный контроль. Действующим законодательством предусмотрено создание советов обучающихся и советов родителей (п. 1 ч. 6 ст. 26 закона об образовании). Они действуют как органы общественного самоуправления и работают в тесном контакте с администрацией школы и педагогическим советом. Мнение советов по вопросам управления школой, в том числе и по соблюдению нормативов в отношении домашнего задания, должны быть учтены администрацией. На портале »Общественное участие в управлении образованием» Института развития государственно-общественного управления образованием (http://www.gouo.ru/) в открытом доступе размещены методические материалы по вопросам деятельности таких советов.

    Государственный контроль. Закон обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления и образовательные организации оказывать родителям помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (ч. 2 ст. 44 закона об образовании). Таким образом, при явном нарушении установленных на выполнение домашнего задания нормативов и бездействии администрации школы родителям учащихся следует обратиться в Рособрнадзор посредством письменного или электронного обращения (по адресу: 127994, г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 16, К-51, ГСП-4 или с помощью специальной формы на сайте ведомства http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/public_reception/reception/ соответственно).

    В Минобрнауки России также сообщили о том, что в целях снижения неопределенности при реализации установленных нормативов ведомство направило во все регионы методические рекомендации по организации самоподготовки школьников всех классов.

    Портал службы поддержки

    Результаты поиска

    Нормативно — правовые документы в сфере образования

    Время на выполнение домашнего задания / СанПиН 2.4.2.2821-10

    1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение).
    2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.
    3. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), СанПиН 2.4.2.2434-08 «Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

    Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, с учетом требований по безопасности для здоровья рекомендуются следующие затраты времени на подготовку к занятиям дома для соответствующего возраста школьника:

  • 1-й класс – домашнего задания нет;
  • 2–3-й классы – 1,5 часа в день;
  • 4–5-й классы – 2 часа в день;
  • 6–8-й классы – 2,5 часа в день;
  • 9–11-й классы – 3,5 часа в день.

Комментарии (4)

Пролистала весь текст документа, но так и не нашла, сколько же времени отводится на выполнение д/з по СанПиН?

Добрый день, Анна!

Ученики школы для лучшего усвоения учебного материала и непричинения вреда здоровью не должны слишком много времени уделять выполнению домашних заданий. С учетом требований по безопасности для здоровья рекомендуются следующие затраты времени на подготовку к занятиям дома для соответствующего возраста школьника.

1-й класс – домашнего задания нет;
2–3-й классы – 1,5 часа в день;
4–5-й классы – 2 часа в день;
6–8-й классы – 2,5 часа в день;
9–11-й классы – 3,5 часа в день.

Приведенный выше материал вступает в силу с 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Ввела логин, пароль, войти не могу, висит надпись введите email для защиты вашего профиля

Урок на дом

В первом классе их вообще нет, во 2-3 это полтора часа, в 4-5 классах — два часа, в 6-8 — два с половиной часа, а с 9-го по 11-й класс ученик должен тратить на домашнюю работу не больше 3,5 часа в день. При этом трудные учебные предметы, по которым в школе обычно много задают, не должны стоять в расписании в один день. Проще говоря, не может в один день быть химия, биология, физика, математика.

Это же самое, к слову, говорится в СанПиНах, которые вступили в силу еще в 2011 году. Зачем понадобилось снова напоминать школам правила? В минобрнауки «РГ» рассказали, что в последнее время в министерство поступает много жалоб от родителей на большой объем домашних заданий и нагрузку в школе.

— Министерство вынесло на общественное обсуждение проект изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, прописав в нем требования, утвержденные СанПиНом, чтобы обратить особое внимание школ на объем допустимых нагрузок, — пояснили «РГ» в минобрнауки.

Проблемы с «домашкой» действительно есть. Между школами идет конкуренция за гранты, субсидии, результаты ЕГЭ и место в рейтингах. В этом году обязательный мониторинг пройдет даже в начальной школе . Естественно, никому не хочется быть в двоечниках. Учителя утроили усилия на уроках и прибавили домашнее задание.

Есть школы, где за выполнение домашних заданий с детей в продленке берут деньги и считают это дополнительной услугой.

— Иногда учитель думает: чем больше он задает, тем лучше. Домашние задания нужны, но нужна и их регламентация. Полно учителей, которые бессмысленно много нагружают детей. Не должен ребенок сидеть за уроками по шесть часов в день! — высказывает мнение заместитель директора знаменитой московской школы N57 Борис Давидович.- Но я бы определял домашнее задание не по времени, а по объему материала: сделали в классе четыре примера — на дом больше шести давать нельзя.

В 57-й физико-математической школе задачу на дом ученик может решать целый день или неделю. «А иногда и всю жизнь!» — шутит Борис Михайлович.

— Мы перешли на пятидневку, чтобы разгрузить детей, — говорит директор школы N17 Брянска Ирина Голикова, — стараемся на выходные дни давать меньше заданий. Вторая смена учится до семи часов вечера, и уроки обычно дети делают утром». «Получается, без родителей? — уточняю. — Как это сказывается на успеваемости?» — «У нас одна из лучших школ!»

А так ли уж нужны домашние задания? Когда-то в XIX веке по этому поводу уже разгорался спор, но «домашка» устояла. В 1917 году ее отменили и вернулитолько в 30-х годах прошлого века. Сейчас некоторые эксперты снова задаются вопросом: если мы говорим о переходе на школу полного дня, отказываясь от жестких рамок ведения урока, может, действительно пора отменить и домашнее задание?

Читайте так же:  Входит ли учёба в трудовой стаж. Входит ли институт в пенсионный стаж

Ирина Ильина, мама третьеклассника, профессор РГСУ:

— Сын тратит на уроки столько же времени, сколько некоторые студенты на подготовку к семинару — около двух часов. Но семинар — раз в неделю, а уроки — каждый день.

МБОУ
«Северодвинская городская гимназия»

Телефоны:
(8184)569838 — директор, секретарь

(8184)569416 — вахта

(8184)565888 — учительская

E-mail[email protected]

Контактный адрес сайта [email protected]

ПОЛОЖЕНИЕ
о домашнем задании
МБОУ «Северодвинская городская гимназия»

I. Общие положения

1.1. Положение о домашнем задании МБОУ «Северодвинская городская гимназия» (далее Положение) определяет основные требования к организации домашней работы обучающихся в рамках освоения ими общеобразовательных программ, регламентирует цели, задачи, типы и объём домашних заданий по предметам.

1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г., статья 51 «Охрана здоровья обучающихся и воспитанников»), с СанПиН 2.4.2.2821-10 (п.10.30, о нормировании объема домашнего задания).

1.3. Домашнее задание рассматривается как одна из форм учебной деятельности, направленная на усвоение и запоминание изложенного материала, либо, задание, основанное на самостоятельном усвоении материала, не требующего разъяснения учителя на уроке, а также проверка, которая и позволяет учителю изучить качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях.

1.4. Домашнее задание — составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний.

1.5. Улучшение содержания и организации домашних заданий является одним из путей совершенствования процесса обучения. Целесообразная система домашних работ – необходимое условие успешного усвоения обучающимися программного материала.

1.6. Функции домашнего задания:
— закрепление и углубление теоретических знаний;
— дальнейшее формирование навыков и умений;
— применение знаний в стандартных и творческих условиях;
— подготовка к усвоению нового учебного материала.

1.7. Типы домашних заданий в зависимости от основных функций:
— усвоение теоретического материала,
— формирование умений и навыков,
— применение в разных условиях, обобщение и систематизация,
— пропедевтические занятия,
— комбинирование.

1.8. Домашние задания по своему содержанию включают в себя:
— усвоение изучаемого материала по учебнику;
— выполнение устных упражнений;
— выполнение письменных упражнений по предметам;
— выполнение творческих работ;
— проведение наблюдений;
— выполнение практических и лабораторных работ;
— изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу.

1.9. Используются следующие виды домашней учебной работы:
индивидуальная, групповая, творческая, дифференцированная, одна на весь класс, составление домашней работы для соседа по парте, одноклассника.

II. Основные требования к организации домашней работы.

2.1. Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего.

2.2. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными. Содержание современных программ позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость обучающихся и избежать потери интереса к предмету.

2.3. Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию обучающихся, но не точной копией, выполненной в классе.

2.4. Давая домашнее задание, учителю необходимо проводить инструктаж по его выполнению. Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.

2.5. В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.

2.6. Домашние задания обязательно должны проверяться учителем, поскольку контроль и оценка домашнего задания – вместе с другими факторами учебного процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности ученика.

2.7. Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях.

2.8. Задания, направленные на усвоение материала урока, следует давать в конце урока. Задания, направленные на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задания, контролирующие знания обучающихся, полезнее давать в начале урока.

2.9. Домашние задания должны быть небольшими по объему, и согласованы с заданиями по другим предметам. Объем домашних заданий регламентируется СанПин 2.4.2.–28-10 в следующих пределах:
— в 5-6-м – до 2,5 ч.,
— в 7-8-м – до 3 ч.,
— в 9-11-м – до 4 ч.
Объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке;
Норма домашнего задания на письменных предметах не более 1/3 от объема выполняемой работы на уроке;

2.10. Домашнее задание не задается на праздничные, каникулярные и выходные дни с 5 по 8 класс, исключение составляют предметы, изучаемые один раз в неделю;
В 9-11 классах домашнее задание на праздничные, каникулярные и выходные дни может быть задано только по профильным предметам и предметам, подлежащим обязательной итоговой аттестации.
В случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей обучающихся, а также для развития способностей особо одаренных детей. Рекомендуется, в некоторых случаях, по ряду предметов, творческий характер домашних заданий.

2.11. Домашнее задание сообщается в соответствии с выстроенной логикой урока, а не после звонка.

III. Проверка домашнего задания.

3.1. Учитель обязан регулярно систематически контролировать выполнение домашнего задания.

3.2. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).

3.3. Время на проверку регламентировано (не более 15 минут на уроке комбинированного типа).
Время на проверку домашнего задания на уроках нестандартного типа (урок-проект, урок-конференция и др.) регламентируется учителем самостоятельно, исходя из целей урока.

3.4. В целях повышения результативности проверки домашнего задания следует активнее использовать доску, сигнальные карточки, тесты, игровые задания.

3.5. При использовании различных форм контроля домашнего задания необходимо обеспечить не только оценку результатов, но и наметить перспективу индивидуальной работы, как с сильным учеником, так и со слабоуспевающим.

3.6. При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:
— выборочная проверка письменного задания;
— фронтальный опрос по заданию;
— выполнение аналогичного упражнения;
— взаимопроверка, самопроверка выполненного задания;
— опрос с вызовом к доске;
— опрос по индивидуальным карточкам.

Приложение
к Положению о домашнем задании МБОУ «Северодвинская городская гимназия»

Методические рекомендации для учителя
к организации домашних заданий.

Учебный план нацелен на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого учащегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.

— Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение новых знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности.
— Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие повлечет за собой односторонность развития личности.
— Сознательно используйте домашнее задание в целях развития самостоятельности, интереса к учебе и творческих способностей.
— При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся.
— Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.
— Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами домашнее задание. Мотивируйте задания, пробуждая у учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.
— Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащихся и их применения в интересах всего классного коллектива.
— Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.
— С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания.
— Используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания. Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.
— Не давайте такие задания, которые могут привести к перегрузке учащихся.
— Ни в коем случае не наказывайте провинившихся учеников домашним заданием.
— Осуществляйте проверку домашних заданий своевременно.

О домашних заданиях школьникам

Нам бы домашние задания школьникам взять и отменить. Вот, к примеру, в Финляндии дети тратят на домашнее задание около 3 часов в неделю.
Учебная нагрузка российских школьников — это уроки, факультативы, занятия с репетиторами, кружки, спортивные секции, а еще классные часы, школьные и внешкольные мероприятия и т.п. Многие дети устают настолько, что с трудом могут самостоятельно выполнять домашние задания, на которые порой не скупятся учителя.

Читайте так же:  О передаче ведения секретариата технического комитета по стандартизации ТК 209 Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов (с изменениями на 4 августа 2009 года) (утратил силу на основании приказа Росстандарта от N 1195). 1195 приказ

В некоторых случаях это приводит к тому, что дети просто игнорируют задания учителя или выполняют их частично, и, как следствие, у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать в учебе, а родители конфликтуют с учителями.
А между тем, есть нормативные документы, которые регламентируют нагрузку школьника. Это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, СанПиН 2.4.2.2821-10, приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Так, в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) зависит от продолжительности учебной недели и при 6-ти дневке для 2-4 классов составляет -26 час., при 5-ти дневке -23 часа; для 5 классов соответственно 32 и 29 час.; для 6 классов -33 и 30 час.; для 7 классов – 35 и 32 час.; для 8-9 классов – 36 и 33 час.; для 10-11 классов — 37 и 34 час. Первые классы занимаются только по 5-ти дневке не более 21 часа в неделю. Объем нагрузки внеурочной деятельности не зависит от продолжительности учебной недели и составляет не более 10 час в неделю. При этом часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяется в течение учебной недели и не превышать в день:
• для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
• для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
• для учащихся 5-7-х классов – не более 7 уроков ежедневно;
• для учащихся 8-11-х классов – не более 8 уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков по физической культуре. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в расписании уроков должен быть облегченный учебный день — четверг или пятница. Запрещается проводить нулевые уроки ранее 8 час. утра.
Обратим внимание, что в соответствии со ст. 34 Федерального закона об образовании обучающимся предоставлено право на:
— выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого школой (после получения основного общего образования);
— зачет школой, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
— посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в школе и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Если использовать предоставленные законом школьнику права, то можно высвободить некоторое дополнительное время для отдыха.
Нормативными документами также ограничивается и объем домашних заданий. Он должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,
в 4 — 5 классах — 2 ч.,
в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,
в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.
В 1 классах домашних заданий не задают и отметок не ставят.
К сожалению, несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий.

Кто виноват и что делать?
1.Перегрузка школьных образовательных программ учебным материалом, не соответствие их современным целям и задачам образования.
Как решается? В России создается образовательное пространство, которое предполагает единое для всех базовое содержание по всем предметам. Цель его – обеспечить качественное образование одинаково доступное все детям, независимо от того, учатся они в московской школе или в небольшом селе. Одним из важных элементов этой системы должна стать Российская электронная школа.
Федеральный проект «Современная школа» включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ.
В настоящее время приняты единый историко-культурный стандарт, предметная концепция по русскому языку и литературе, разработаны единые концепции по физкультуре и ОБЖ. В октябре будет принято еще семь концепций, в том числе по географии, обществознанию, а в дальнейшем и по предметам. естественно-научного цикла, а также технологии. Поставлена задача: содержание учебного предмета должно соответствовать современным реалиям.
Параллельно с разработкой предметных концепций идет обновление ФГОС. Для начальных классов они уже одобрены, а для средней школы новые стандарты могут быть приняты к концу этого года.
В обновленных стандартах впервые прописано конкретное содержание предметов, например, сколько произведений и в каком классе прочитать, когда изучать десятичные дроби, а когда – обыкновенные и т.д.
2. Большое число учебников, порой не согласованных с ФГОС и между собой. Например, по математике в федеральном перечне 16 учебников, и все они отличаются друг от друга: в одном учебнике математики для 5 класса даются десятичные дроби, а для 6 класса – обыкновенные; в другом учебнике — наоборот. Кроме того, как отмечают эксперты, некоторые учебники перегружены деталями, методически не выверены, содержат понятия, определения которых нет в словарях, допускаются даже и грубые ошибки.
По информации Минпросвещения РФ дополнительную экспертизу не прошли 30 процентов учебников.
3. Подготовка учителя не соответствует требованиям времени, вследствие чего снижается эффективность обучения непосредственно на уроке, а большая часть овладения учебным материалом переносится на домашнюю самостоятельную работу, родителям приходится прибегать к репетиторам.
В процессе обучения учителями недостаточно учитываются психофизиологические особенности школьников, вследствие чего темп урока и объем изучаемого материала и домашних заданий для всех детей одинаковы. Поэтому одним детям скучно на уроке, а другие просто не успевают понять изучаемый материал, некоторым с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут.
Использование неэффективных методов контроля за уровнем овладения школьниками изучаемым материалом, отсутствие прозрачности и обоснованности оценки также не способствуют их мотивации, а порой приводят к конфликтам учитель-ученик, учитель-родители.
Как решается? Согласно Федеральному проекту «Учитель будущего», не менее половины учителей должны пройти переподготовку; появится национальная система учительского роста: карьерный -учитель-директор-завуч, новые должности педагогических работников — учитель-мастер, учитель-наставник; в каждом регионе будут созданы центры непрерывной подготовки педагогов и их аккредитации, доступные для любого педагога и директора школы.
Министерство просвещения планирует заказать масштабное исследование на предмет влияния новых технологий на здоровье и восприятие российских детей, в том числе, в рамках учебного процесса, с целью установления какое количество времени в каждом классе может занимать непосредственно работа с новыми гаджетами и вообще погружение детей в новые технологии. Предполагается, что современные технологии будут внедряться в образовательный процесс «поэтапно и последовательно».
Каким должно быть домашнее задание
Домашнее задание дается ученикам для закрепления изученного материала. Вместе с тем для того, чтобы стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка, учитель может задать некоторый материал для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику. Учащиеся должны точно знать, что делать и как делать, по
этому учителю рекомендуется на уроке объяснить это ученикам.
Имеет ли право учитель в первом классе задавать на дом
В соответствии с СанПин это является недопустимым, хотя некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.
Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни
В современных нормативных документах прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул или выходные дни нет. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона об образовании такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. При этом следует исходить из того, что Федеральный закон об образовании относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.
Отметим также, что согласно ст. 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., ребенок имеет право на отдых.
Нужны ли домашние задания?
В последнее время развернулась дискуссия на тему «А нужны или вообще домашние задания?»
Мнения разделились: одни считают, что «домашнее задание — это ненужная сегодня вещь, ибо дети и так всё время находятся в школе или на каких-то занятиях»; другие полагают, что «большая учебная нагрузка – гарантия того, что ребёнок не будет проводить всё время за компьютером».
Например, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов призвал отказаться от домашних заданий для школьников в пользу прогулок на свежем воздухе, а доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный учитель РФ, директор центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург назвал глупостью разговоры об отмене домашних заданий.
Согласно Федеральному закону об образовании школа самостоятельно разрабатывает и утверждает свою образовательную программу, включая нормы домашних заданий, а также вправе определить, какие методики использовать, гарантируют ли они качественное образование и готовы ли к такой системе ученики и родители, каким образом должна контролироваться домашняя нагрузка, и даже решить вопрос об отмене домашних занятий, ввести безотметочное обучение, оценочную систему.
Родители могут повлиять на это через совет школы, родительский комитет, попечительский совет.

Читайте так же:  Отдел судебных приставов по Приморскому району. Судебные приставы архангельской области приморский район

Домашнее задание в начальной школе: советы и рекомендации

Учитель начальной школы должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывать количество учебных предметов, которые школьник должен приготовить в течение недели.

Первое, на что обращает внимание СанПин , — обучение в 1-м классе должно проводиться без выполнения детьми домашних заданий. Даже если родители свято уверены в том, что их чадо — вундеркинд, которому нужно учиться больше для обеспечения светлого будущего. Ребенок может выполнить несложные задания: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, но делать это он должен исключительно по собственному желанию.

Объем заданий во 2 и 3 классах, согласно СанПину, должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали 1,5 часа. Конечно, всё зависит от темпа работы ребенка, его умения сосредоточенно работать в течение 30 минут. Нередко выполнение домашнего задания растягивается на несколько часов, что может привести к переутомлению. По этой же причине предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны преподаваться в один день.

Будет хорошо, если после уроков в школе и перед началом выполнения домашнего задания ученик прогуляется на свежем воздухе, и в 15-16 часов откроет тетради и учебники, именно в это время отмечается физиологический подъем работоспособности.

На основании рекомендаций СанПина мы подготовили проект Памятки для учащихся, которую учитель может раздать своим ученикам.

Памятка для учащихся

«Правила выполнения домашнего задания»

  1. Сразу по указанию учителя запиши домашнее задание, по технической причине оно может не появиться в электронном дневнике.
  2. Приступай к выполнению домашнего задания не раньше чем через 2 часа после окончания уроков и не позднее 16 часов дня.
  3. Начинай выполнение домашнего задания с трудного для тебя учебного предмета.
  4. Распредели время так, чтобы его хватило на выполнение заданий по разным учебным предметам.
  5. Через каждые 30-40 мин. делай короткие перерывы для отдыха глаз и разминки.
  6. Пользуйся черновиками: если нужно решить пример, сделай это сначала на листе бумаги.
  7. Если возник вопрос, поищи ответ в энциклопедиях или Интернете или задай однокласснику или родителям.
  8. Кстати говоря, еще один документ — письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 февраля 1999 г. №220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» — обращает внимание преподавателей начальной школы на то, что “ для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник”.

    Что же касается родителей учеников начальной школы, они по-разному смотрят на проблему объема домашних заданий. Приведем мнения родителей первоклассников, участников форума проекта «Отдых с детьми»:

    Ольга: «У нас в прогимназии учителям под страхом увольнения запретили задавать домашнее задания. Одна умная мама написала заявление в РАНО».

    Larchen: « ДЗ задают с сентября, задания записывают в дневники, туда же ставятся оценки за контрольные и проверочные работы. В тетрадки за очень хорошее выполнение ставят пятерку или выдают наклейку. Сами дети попросили им ставить и четверки (была договоренность с учительницей, что оцениваются работы только на отлично, остальное «см.»). На продленке гуляют, это как раз после 4 урока, перед обедом. Со второй четверти 2 раза в неделю будет по 5 уроков. На выполнение ДЗ уходит 15-20 минут, иногда сама делает на продленке».

    Фисташка: « У нас уроки 45 мин (35 мин только в сентябре), никакого облегчения в конце недели — диктант в 1 классе устроили в последний учебный день четверти. Сна и полдника на продленке нет. Заданий на дом задают очень много — делаем по 2-3 часа. Оценок правда нет. Ни в каких формах. А ещё по нормам ДЗ в 1 полугодии быть не должно, а во втором полугодии оно не должно превышать 50% от сделанного в классе, и на выполнение должно уходить не более 15 минут. У нас это учителя не волнует — 4 станицы прописей написано должно быть. В классе пишут 1 сточку, иногда 2-3.

    Вот такая адаптация к школе. Если не поедет крыша в 1 классе, то вы достойны продолжить обучение».

    Дорогие педагоги! Давать или не давать ученикам задание на выходные, в каком объеме — все эти вопросы вы решаете самостоятельно или в соответствии с локальным актом образовательного учреждения (например, Положением о домашнем задании). Мы же только напомнили требования СанПина и желаем вам успехов в вашем нелегком труде!

    Требования к домашнему заданию санпин

    Ответы на популярные вопросы о школьных нагрузках в СанПиН

    Вспомним и повторим.

    Сколько уроков может быть у школьников, сколько времени они должны тратить на домашние задания и как ранжируются предметы по трудности – ответы на эти популярные вопросы собраны в этом обзоре.

    Кажется, что мы всё это отлично знаем.
    А выполняем.

    Как регулируется недельная нагрузка школьников и какое количество предметов в день является максимальным?

    СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

    1 класс — 4 урока;
    2-4 классы — 5 уроков;
    5-7 классы — 6 уроков (с учетом факультатива и физкультуры в какой-то день может быть 7 уроков);
    7-9 классы — 7 уроков
    Старшая школа – не более 8 уроков.

    В документе также говорится, что различные по сложности предметы следует чередовать. В начальной школе не должно быть сдвоенных уроков.

    В какое время учебный материал усваивается максимально эффективно?

    В соответствии с приложением 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10 «биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов». В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

    Поэтому в начальной школе основные предметы должны проводиться на 2 — 3 уроках, а в старшей – на 2 — 4 уроках.

    Эксперты напоминают, что максимальная работоспособность приходится на середину недели, а в понедельник и пятницу она снижается. Поэтому в идеале распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

    Контрольные работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.

    Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

    Сколько времени ребенок должен тратить на выполнение домашнего задания?

    В соответствии с СанПиН обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).

    Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

    во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,
    в 4 — 5 классах — 2 ч.,
    в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,
    в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

    Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности.

    Сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

    Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте школы. Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно.

    Справочно:

    Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется.

    Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.

    Вспомнили и повторили. Выполняем.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *