Статья КоАП РФ — Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений. Штраф за содержание дорог

Статья 12.34 КоАП РФ — Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

1 Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2 Те же действия, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

1 Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2 Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Комментарии

1 Объектами правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2 Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, железнодорожных переездов и иных дорожных сооружений должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог установлены ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.). Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Стандарт также регламентирует сроки ликвидации гололедицы, уборки улиц и дорог от снега. Более полно требования к эксплуатационному состоянию дорог изложены в Методических рекомендациях по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденными Росавтодором 17 марта 2004 г. Необходимые требования по содержанию железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии изложены в Инструкции МПС России от 29 июня 1998 г. N ЦП-566.

3 Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов либо в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог, если пользование данными участками угрожает безопасности дорожного движения.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

8. Штрафы за дороги

Штрафы за дороги назначаются соответствующими статьями Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).

1. Согласно пункта 1.5. ПДД, участникам дорожного движения запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

2. Штрафы за дороги в соответствии со статьей 12.33. КоАП РФ «Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений».

2.1. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, —

влечет наложение административного штрафа

на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей;

на юридических лиц — трехсот тысяч рублей.

2.2. Под повреждением дороги понимается:

а) разрушение дорожного полотна от проезда тяжелой техники, которой по общему весу и (или) нагрузке на оси запрещено движение по дороге;

б) разрушение дорожного полотна вследствие падения грузов с транспортных средств;

в) разрушение дорожного полотна при буксировке волоком тяжелых предметов;

г) разрушение дорожного полотна вследствие производства земляных работ.

2.3. К техническим средствам организации дорожного движения в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 относятся дорожные знаки, табло с изменяющейся информацией, дорожная разметка, дорожные светофоры, дорожные сигнальные столбики, дорожные тумбы, дорожные световозвращатели, направляющие островки, островки безопасности, искусственные неровности, шумовые полосы, аварийные съезды, дорожные ограждения, акустические экраны, противоослепляющие экраны, снегозащитные устройства, тротуары и пешеходные дорожки, пешеходные переходы, велосипедные дорожки, стационарное электрическое освещение и дорожные зеркала.

2.4. Умышленное создание помех в дорожном движении – это:

а) расстановка техники на дороге для производства различных работ без согласования с ГИБДД;

б) выгрузка на проезжую часть дороги различных предметов;

в) самовольная установка дорожных знаков;

г) остановка и стоянка транспортных средств в запрещенных местах согласно пунктов 12.4 и 12.5 ПДД.

д) загрязнение дорожного покрытия.

2.5. Загрязнение дорожного покрытия выражается в следующих правонарушениях:

— образовании на проезжей части участка с загрязнением, образованном грязью с колес автомобилей при выезде со строительной площадки;

— выбросом на проезжую часть дороги стройматериалов;

— разливом на дороге горюче — смазочных материалов;

— разливом стоков различного происхождения (со строек, теплотрасс, водопроводов, канализации и т.д.).

2.6. Штрафы за дороги по статье 12.33 рассматривают:

— начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;

— старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора (статья 23.3 КоАП РФ).

3. Штрафы за дороги в соответствии со статьей 12.34. КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений».

3.1. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, — влечет наложение административного штрафа

— на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

— на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

3.2. Те же действия, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влекут наложение административного штрафа

— на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

— на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечания: В соответствии с Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года N 522 под причинением:

— легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности;

— средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Читайте так же:  Регпалата документы для оформления квартиры в собственность. Регпалата документы для оформления квартиры в собственность

3.3. Комментарии к статье 12.34. КоАП.

3.3.1. В сравнении с прежней редакцией в нее в соответствии с законом N 26-ФЗ от 7 марта 2017 года внесены следующие изменения:

а) добавлена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве и реконструкции дорог (ранее ответственность была только при ремонте и содержании дорог);

б) в 10 раз увеличен штраф для должностных лиц (был 2 – 3 тысячи рублей, стал 20 – 30 тысяч рублей);

в) штраф для юридических лиц также изменился (был 300 тысяч рублей, стал от 200 до 300 тысяч рублей);

г) добавлен раздел об ответственности должностных лиц и юридических лиц за те же действия, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;

3.3.2. Принятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, регламентируется ГОСТ Р 50597-93? Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Данный ГОСТ устанавливает предельно допустимые повреждения дорожного покрытия и сроки их ликвидаций, требования безопасности к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Документ регламентирует также сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки автомобильных дорог. Более подробно положения ГОСТ Р 50597-93 приведены в этой статье.

3.3.3. Штрафы за дороги по статье 23.34. устанавливают судьи. Протокол оформляют сотрудники ГИБДД.

4. Штрафы за дороги по статье 12.21.3. КоАП РФ «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

4.1. Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным (Статья 31.1. закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ о дорогах) — влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.

4.2. Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере десяти тысяч рублей.

5. Штрафы за невыполнение предписаний об устранении правонарушений (статья 19.5. КоАП РФ).

В данную статью законом от 7 марта 2017 года N 26-ФЗ внесены пунктами 27 и 28 следующие дополнения:

Пункт 27. Невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа

— на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Пункт 28. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа

— на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

Ужесточения наказания за плохие дороги не будет

Власти регионов отвергли идею правительства о принятии законопроекта об усилении наказания за несоблюдение требований к безопасности автомобильных дорог. Как подсказывают автоинструкторы, чиновники считают, что устранить все недочеты на дорогах сейчас просто невозможно.

Регионы против

Законопроект об увеличении штрафов за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании, строительстве и ремонте дорог вызвал довольно негативную реакцию властей регионов. Инструкторы по вождению уточняют, что в Госдуму поступили отзывы сразу из восьми регионов РФ, которые критикуют инициативу нашего правительства, основываясь на тот факт, что отремонтировать все дороги одновременно на данный момент не реально.

Напомним, что в мае этого года правительство внесло в Госдуму поправки, согласно которым штрафы увеличиваются в 10 раз.

Такие санкции вводятся за следующие нарушения:

  • несоблюдение требований по обеспечению безопасного дорожного движения при содержании, ремонте и строительстве дорог;
  • непринятие мер и действий по своевременному устранению помех на дороге;
  • введение ограничения движения на тех или иных участках дорог, если имеет место фактор небезопасности.

Предполагаемые штрафы

В поправках в законодательство указывается, что ответственным должностным лицам может грозить денежное взыскание от 20 до 30 тыс. руб. (сегодня штраф составляет от 2-х до 3-х тыс.). Если по причине ненадлежащего состояния дорожного полотна был причинен вред здоровью легкой или средней тяжести, то штраф составит от 50 до 100 тыс. руб. (а вот для юридических лиц взыскание повысится до 500 тыс.).

Кроме этого, предлагается ввести ответственность за невыполнение в установленные сроки предписания МВД об устранении нарушений закона, а именно штраф от 30 до 50 тыс. руб. для должностных лиц.

В случае повторного нарушения — от 70 до 100 тыс. или дисквалификация на срок до 3-х лет.

Слишком строгое наказание

Региональные чиновники в свою очередь считают, что предлагаемые размеры штрафов необоснованно высокие. Так, например, в Курской области средняя зарплата в дорожной сфере составляет30 тыс. руб., то есть должностные лица просто не смогут оплатить такие высокие штрафы.

Усиление наказания «рублем» приведет к оттоку специалистов из дорожной сферы. К тому же региональные власти отмечают, что ремонт и строительство дорог финансируются из средств, которые поступают в региональные дорожные фонды.

А вот финансовое обеспечение деятельности в области дорог в регионах не увеличивалось на протяжении многих лет.

Власти регионов просят не только оставить размеры штрафов прежними, но и внести в законодательство поправку: если должностное лицо при составлении проекта регионального бюджета на содержание дорог запрашивало средства, а они не были выделены, то дело об административном правонарушении прекращается.

Больная тема

Отметим, что проект был подготовлен МВД России по поручению Владимира Путина.

Тема ответственности за ремонт и содержание дорожного полотна получила широкий резонанс в ходе прямой линии с президентом, когда чуть ли не каждый второй вопрос касался состояния дорог.

Президент признает, что ситуация с российскими дорогами обострилась.

Эксперты говорят, что необходимость изменений в дорожной сфере мотивируется огромным количеством ДТП, происходящих из-за критического состояния дорог.

Видео о том, почему региональные власти не хотят платить штрафы за плохие дороги:

Воткинский районный суд Удмуртской Республики вынес два постановления в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ – «несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения».

Судом установлено, что Управление ЖКХ Администрации города Воткинска, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения общего пользования в границах города, в безопасном для движения состоянии, не приняло своевременных мер по выполнению обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети города, а именно:

— по ул. Победы, у дома № 5, на участке тротуара, проходящего вдоль ул. Победы, имеется полное разрушение асфальтобетонного покрытия тротуара в виде выбоин, сетки трещин асфальтобетонного покрытия тротуара, загрязнение покрытия тротуара, застоя воды на тротуаре. Протяженность поврежденного участка тротуара — 70 метров.

— на ул. М.Горького, на участке дороги от ул. Азина до ул. Освобождения, имеются множественные повреждения проезжей части дороги в виде просадок, застой воды на проезжей части. Размеры отдельных просадок составляют в длину и ширину более 4 метров, в глубину 8 см. Выявленные недостатки являются нарушением требований ГОСТ, Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» и «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

Читайте так же:  Ввод основных средств в эксплуатацию. Приказ 1 основные средства

Суд признал Управление ЖКХ Администрации города Воткинска виновным в совершении вышеуказанных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в размере 110 тысяч рублей за каждое из двух административных правонарушений.

Постановления по состоянию на 2 ноября 2018 года в законную силу не вступили.

ПРОКУРАТУРА ИНФОРМИРУЕТ

«Кто отвечает за ненадлежащее содержание дорог?»

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом содержание автомобильной дороги — комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Нарушение правил содержания дорог, дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, влечет административную ответственность по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются, в том числе, юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.

В соответствии со ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

При этом необходимо учитывать, что заключение муниципального контракта на ремонт и содержание муниципальных дорог не является безусловным обстоятельством, исключающим вину органа местного самоуправления, поскольку за ним остаются функции по контролю за исполнением контракта организацией.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, в случае если должностное лицо органа местного самоуправления в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей не обеспечило контроль за своевременной очисткой дорожного покрытия, оно может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Штрафы для чиновников за плохое содержание дорог увеличат, но это вряд ли принесет пользу

В России вступают в действие поправки в Административный кодекс, которые заметно ужесточат ответственность чиновников за плохие дороги. Гаишникам теперь станет проще выписать штраф конкретному должностному лицу, призванному следить за состоянием дорожного покрытия. При этом сами штрафы вырастут даже не в разы — если раньше речь шла о сумме в 2–3 тысячи рублей, то теперь оштрафованному чиновнику придется заплатить от 20 до 30 тысяч. Новых порядков в местных администрациях ждут с плохо скрываемым скепсисом, и это разделяют эксперты: закручивание гаек вряд ли улучшит состояние и безопасность дорог, зато может создать новые проблемы.

Принятый в начале марта пакет поправок в целый ряд статей КоАП РФ заработал в минувшие выходные. Законодатель рассчитывает, что эти изменения расширят возможности ГИБДД воздействовать на дорожные службы и на собственников дорог общего пользования. В городах и районах таковыми выступают местные администрации, где определены ответственные за то, чтобы местные дороги соответствовали нормативным требованиям, а значит, были безопасными.

Раньше ГИБДД было сложно наказать тех, кто плохо справляется с грузом ответственности. Максимум, что могли сделать гаишники, — выписать предписание по поводу «ненормативной» выбоины в дорожном покрытии или, скажем, открытого люка. При этом распространена была практика, когда муниципалы вовсе не реагировали на эти предписания или отделывались обещанием все исправить. Ускорить реакцию могло обращение органа ГИБДД в местную прокуратуру. Но пока шла межведомственная переписка, истекали сроки действия предписания, так что работу приходилось начинать сначала.

Во-первых, вступающие в силу поправки позволят сотрудникам ГИБДД прямо на месте не только выдать предписание, но и подвергнуть штрафу должностное лицо, ответственное за состояние дороги. Причем если раньше речь шла о наказании в 2–3 тыс. рублей, то теперь придется платить штраф в размере от 20 до 30 тысяч. Юридическое лицо — то есть местная администрация — заплатит до 300 тыс. рублей. Если же окажется, что яма или какой-то другой дефект в дорожном полотне привели к серьезным последствиям (понятно, что речь идет о ДТП), то платить придется еще больше: размер штрафа для ответственного чиновника возрастет до 50–100 тыс. рублей, а для администрации, на чьем балансе оказался аварийный участок улично-дорожной сети, — до 400–500 тыс. рублей.

В Росавтодоре отреагировали на мнение, что на дороги нет денег из-за Крымского моста

Во-вторых, невыполнение предписания от ГИБДД тоже сильно «подорожает» в цене. Если раньше чиновник мог отделаться штрафом в 300–500 рублей, то теперь за это придется заплатить от 30 до 50 тысяч! При повторном таком нарушении в течение года должностному лицу грозит дисквалификация на срок до трех лет. Так что понятно, почему закон, вводящий в действие все эти драконовские наказания, сейчас под лупой изучают в местных администрациях.

Особенно тревожатся в малых городах и сельских поселениях, у которых меньше всего финансовых возможностей содержать дороги в нормативном состоянии. Впрочем, и в городах побольше поправки по тем же — финансовым — причинам не вызывают воодушевления.

Муниципальные бюджеты в настоящее время настолько малы, что органы местного самоуправления вынуждены экономить буквально на всем, констатирует исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области Олег Иванов. В этой ситуации, по его словам, зачастую и речи быть не может о капитальном ремонте муниципальных дорог, максимум — о ямочном ремонте, да и то на самых критических участках дорожной сети.

«В 2016 году администрация получила 70 предписаний ГИБДД по приведению дорог в нормативное состояние, причем некоторые предписания состояли из более 10 пунктов, с обозначением конкретных работ», — рассказал Znak.com вице-мэр одного из городов Свердловской области с населением чуть более 60 тыс. жителей. По словам чиновника, штрафов на администрацию выписали на 300 тысяч, еще два штрафа — на общую сумму 4 тыс. рублей — выписали ему самому как должностному лицу.

При этом, говорит собеседник, объем средств, запланированных в бюджете городского округа на 2017 год по «дорожной» статье, в 13 раз меньше нормативной потребности.

Финансирование не покрывает даже нормативов содержания дорог, не говоря об их ремонте. При этом никто не отменял необходимость развивать дорожную сеть: даже в условиях кризиса строительство жилья и других объектов в городе продолжается, увеличивая обязательства муниципальных властей.

Читайте так же:  Приказ на право подписи. Как составит приказ на право подписи

Как в этих условиях сложится новая административная практика, вице-мэр не берется даже предположить. «Я посмотрел — размеры штрафов больше, чем моя зарплата. Мне это разорение зачем? Еще и дисквалификация. Если я пойму, что мне останется только уволиться, я это сделаю без колебаний», — сказал чиновник, заметив, что исход кадров из местного самоуправления может оказаться массовым, в чем вряд ли заинтересовано государство.

В Зауралье все-таки построят дорогу за 140 млн рублей к деревне, где живут два человека

«Я бы еще понял, если бы речь шла о санкциях в отношении подрядных организаций, которые недобросовестно следят за качеством дорог. Но какой смысл ужесточать ответственность для местных бюджетов, в которых и так нет денег на дороги?» — недоумевает Юрий Гурман, руководитель Ассоциации городских и сельских поселений Челябинской области. По его словам, сельские поселения в этой части хотя бы защищены федеральным законом, который передал вопрос ремонта и содержания дорожной сети в ведение муниципальных районов, в чей состав они входят. Если региональный законодатель не пошел на дополнительное регулирование этого вопроса, а между районом и поселениями в его составе не было заключено особых соглашений, то сельские главы избавлены от дамоклова меча предписаний и штрафных санкций за их невыполнение. С городскими поселениями все сложнее — вопрос с дорогами остается их головной болью, притом что и размер проблемного хозяйства в городах куда значительнее.

Есть еще один нюанс, обращает внимание Юрий Гурман. В 2015 году принята норма (Пункт 4. Статья 24.5. КоАП РФ), которая освобождает от ответственности местные администрации и должностных лиц, если выяснится, что они требовали денег на реализацию своих полномочий, но бюджетные средства не выделялись. «По сути, вооружившись этой бумагой, можно отбиваться от любых проверяющих и надзорных органов, не только от автодорожной инспекции, — рассказал Znak.com председатель депутатского собрания одного из сельских поселений на юге Урала. — Мы, например, так успешно отразили атаку Госпожнадзора, который указал нам на отсутствие пожарного водоема на территории поселения. Мы предъявили в суде бумагу о том, что просили денег на это в районе, а нам за отсутствием средств отказали. В итоге суд освободил нас от ответственности».

Похоже, что дело идет к тому, что грамотные и опытные главы просто начнут тратить больше денег на хороших юристов, чем на плохие дороги, мрачно шутит глава районного центра Касли в Челябинской области Юрий Скулыбердин. В противном случае размеров штрафов не выдержат не только сами чиновники (которых, кстати, с хорошей квалификацией, на невысокие зарплаты днем с огнем не заманишь), но и местные бюджеты.

По мнению главы поселения, важно учитывать и то, что новые положения Административного кодекса могут заметно возвысить роль полицейского начальства на местах.

Иными словами, если руководителю городского или районного отдела ГИБДД (или кому-то, кто имеет на него влияние) вдруг захочется свести счеты с местной администрацией, его возможности теперь трудно переоценить.

Тем более на подходе и другие поправки, ужесточающие требования к соблюдению различных ГОСТов при эксплуатации улично-дорожной сети в населенных пунктах и за их пределами. А о том, что гипотетический конфликт на самом деле не такая уж и редкость, свидетельствует пример того же Екатеринбурга, где дают о себе знать давние разногласия между мэрией и руководством областного управления ГИБДД.

«На мой взгляд, новые размеры штрафов не чрезмерны, однако не думаю, что увеличение штрафов вообще способно стимулировать ответственных лиц содержать дороги в надлежащем состоянии», — считает Олег Иванов из Совета муниципальных образований Московской области. Плохое состояние дорожного покрытия он называет комплексной проблемой, первопричина которой все-таки не безответственность чиновников, а особенности российского законодательства. Пока победу в конкурсах на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд будет обеспечивать минимальная предложенная цена, трудно требовать от чиновников обеспечивать привлечение на дорожные объекты подрядчиков с высоким качеством выполнения.

Жители Челябинска просят поставить светофор на опасном перекрестке

Сергей Воронин, адвокат АНО Экспертный центр «Консультант», согласен с тем, что от увеличения штрафов, от которых грамотные и опытные чиновники по-прежнему смогут уходить, вряд ли будет толк. Куда эффективнее было бы развивать институт дисквалификации и запрета на работу для тех, кого поймали на плохом качестве дорожных работ.

А Юрий Гурман, который в своем регионе продолжает борьбу за восстановление прямых выборов муниципальных руководителей, а на федеральном уровне бьется за расширение финансовых основ местного самоуправления, убежден, что можно было бы и вовсе обойтись без штрафов. «В нормальной системе у местных властей есть возможность за счет средств местного бюджета решать вопросы обустройства того места, где проживают и избранный жителями глава, и избранные жителями депутаты, и то население, которое избирало эту местную власть. И, в случае чего, может и отозвать», — пояснил собеседник Znak.com.

По данным «Российской газеты», которая на днях опубликовала вступающие в силу поправки, только в январе 2017 года в России зарегистрировано более 6 тыс. ДТП, причиной которых стало несоблюдение требований к безопасному состоянию дорог. Причем речь идет только о тех авариях, в которых пострадали люди. В ГИБДД констатируют, что это на 8% больше, чем в прошлом году. Точно так же, на 8,8%, возросло число ДТП с гибелью людей (643 человека). Когда снег со льдом сходят с дорог вместе с асфальтом, принятие очень жестких мер в отношении тех, кто отвечает за состояние дорог, как нельзя кстати, убеждено издание. Но приведет ли пакет поправок к ожидаемому эффекту, большой вопрос.

Штраф за содержание дорог

Ответственность за ненадлежащее содержание автомобильных дорог

Одной из бед нашей страны, как известно, являются плохие дороги, состояние которых оставляет желать лучшего. Кроме того, ненадлежащее состояние автомобильных дорог зачастую становится причиной дорожно — транспортных происшествий, а также причиняет немалый имущественный ущерб гражданам и организациям, вынужденным регулярно осуществлять ремонт личного и служебного транспорта.

Вместе с тем порядок ремонта и содержания, автомобильных дорог, а также ответственность за его нарушение законодательно закреплены.

Так, согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08. 11. 2007 № 257 — ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом Российской Федерации Р 50597 — 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 11. 10. 1993 г. № 221.

В силу п. 3. 1. 1 указанного ГОСТ Р 50597 — 93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см, глубине — 5см (п. 3. 1. 2 ГОСТ).

Статьей 12. 34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — трехсот тысяч рублей.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *