Новое в учетной политике в 2020 году
Налоговые изменения 2020
При составлении учетной политики на 2020 год необходимо учесть все фискальные изменения, которые вступают в силу с января. Итак, формируя регламент, в части особенностей применения норм налогообложения учитывайте следующие нововведения:
Изменения бухучета 2020
Чиновники внесли существенные изменения в действующую редакцию закона № 402-ФЗ. Данные коррективы учите при составлении учетной политики на 2020 год.
К тому же, если в деятельности вашей организации встречаются расчеты и операции в иностранной валюте, придется работать по новому ПБУ 3/2006. Нововведения определяют важные правила: как проводить перерасчет операции, осуществленной в иностранной валюте, в российские рубли.
Напомним, что в бухгалтерском учете все операции без исключения должны отражаться в российских рублях.
Подробнее об изменениях, которые коснутся российских организаций в части ведения БУ, — в отдельной статье: «Самые важные изменения в бухгалтерском учете в 2020 году».
А вот учреждениям государственного сектора придется переписать учетную политику полностью. Так как в действие вступил новый приказ №274н — федеральный стандарт по БУ. Как правильно это сделать, расскажем далее.
Учетная политика по-новому
Итак, составлять документ по новым правилам придется всем бюджетникам, так как новый стандарт обязаны применять все представители государственного сектора. Но пугаться не стоит: несмотря на то что предстоит переписать документ полностью, содержание Учетной политики не поменялось.
1. Расширены нормативные основы.
В первую очередь, отметим, что документ следует составлять на основании действующих положений законодательства, ФСБУ, а также учитывать положения учетной политики учредителя. Простыми словами, теперь документ должен соответствовать не только законодательным требованиям и федеральным стандартам, но и равняться на учредителя, учитывая все особенности специфики конкретной сферы деятельности.
2. Определен круг ответственных.
С нового года определено лицо, ответственное за составление УП. Положения ФСБУ закрепляют, что ответственным лицом может быть главбух или же иной работник, на которого были возложены обязанности по ведению бухучета в учреждении. Обратите внимание, что если бухучет в организации ведет сторонняя организация, например централизованная бухгалтерия, созданная учредителем, то составить учетную политику на 2020 год обязана эта самая сторонняя организация. Данное условие придется закрепить в договоре на оказание бухгалтерских услуг.
Утверждает новый документ, как и ранее, руководитель учреждения. Напомним, что необходимо опубликовать обновленную учетную политику на официальном сайте организации в Интернете.
3. Структура документа сохранена.
Новый ФСБУ в части определения структуры УП соответствует общепринятым требованиям Инструкции №157н. То есть кардинально менять документ не придется. Как и раньше в учетной политике придется раскрыть следующие аспекты:
Иные разделы раскрывайте по аналогии с положениями законодательства, ФСБУ, иными нормативно-правовыми актами, а также руководствуйтесь УП учредителя.
4. Вносите изменения своевременно.
Изменить положения УП можно не только с начала отчетного периода. Так, законодатели предусмотрели несколько вариантов, когда придется скорректировать документ:
А вот отдельные поправки и корректировки УП нельзя назвать изменением, к таковым следует относить утверждение новых правил, которые будут применяться к операциям, которые встречаются в деятельности субъекта впервые. Также не считают изменением утверждение порядка применения правил в части отражения фактов хоздеятельности, отличных по существу от фактов, совершаемых ранее.
5. Исправление ошибок.
Необходимо раскрыть порядок исправления ошибок в бухучете учреждения. Обратите внимание, что способы исправления ошибок напрямую зависит от периода, в котором была обнаружена эта самая неточность.
6. Оценочные значения.
Также в Учетной политике следует определить новый термин «оценочные значения». Новый показатель следует использовать при расчетах, когда конкретное значение получить невозможно либо затруднительно, и в работе используются приблизительные значения. Изменения оценочных значений — это корректировка показателя, с учетом определенных факторов и изменений методов учета.
Это самые основные изменения, которые необходимо учесть при составлении документа. Как видим, нововведений много, однако кардинальных изменений нет. Сущность и ключевые методы учета сохранены. Суть вводимых корректировок — это сближение коммерческого и бюджетного учета. Напомним, что в настоящий момент данные виды БУ имеют многочисленные характерные особенности и отличия.
Не забудьте опубликовать на официальном сайте учреждения новый документ.
Форма приказа об утверждении учетной политики
Что должен включать приказ об утверждении учетной политики
Формирование приказа об утверждении учетной политики (УП) — процесс, подчиняющийся внутренним требованиям по разработке и утверждению распорядительной документации общего характера.
В бухгалтерском законодательстве и НК РФ о содержании утверждающего УП приказа ничего не сказано, поэтому:
О видах приказов общего характера читайте в материалах:
Дата приказа об утверждении учетной политики
Утвердить УП — это означает установить обязательность ее применения для конкретного хозяйствующего субъекта начиная с даты утверждающего документа.
Оформляя приказ об утверждении УП, необходимо учитывать следующие правила:
Так, измененная УП вступает в силу:
- с 1 января года, следующего за годом создания соответствующего приказа (абз. 1 п. 9 ПБУ 1/2008) — если изменения затронули применяемые компанией методы учета и произошли они по воле самой компании;
- с момента вступления в силу измененных норм законодательства по бухучету — если причиной внесения в УП изменений явились изменения бухгалтерских НПА.
- п. 4 ПБУ 1/2008 — для УП в целях бухучета;
- ст. 313 НК РФ — для налоговой УП.
- УП необходимо утвердить и ввести в действие в компании на законных основаниях;
- руководитель отсутствует, предоставив право подписи распорядительной документации главбуху.
- бухучет вести в полном объеме (упрощенные методы учета, возможные для малого бизнеса, не применять);
- сформировать две отдельные полноценные УП — в целях бухучета и в целях налогообложения;
- разработка УП проводится под контролем и при непосредственном участии главбуха в соответствии с графиком, в котором указаны сроки и ответственные за отдельные разделы УП исполнители;
- согласование проекта УП произвести со всеми службами и подразделениями — их предложения и рекомендации рассмотреть не позднее 11.03.2020;
- согласованный проект УП представить на рассмотрение специально созданной комиссии в срок до 16.03.2020 с последующим утверждением руководителем.
- При описании методов и способов учета следует руководствоваться не только ПБУ, но и положениями МСФО (это правило действует с 1 января). Если компания решает все же руководствоваться разъяснениями министерств и ведомств – следует это обосновать в обязательном порядке.
- Действуют новые правила формирования резерва по сомнительным долгам – сначала уменьшается долг по дебиторской задолженности, которая возникла ранее остальных (действует временной признак). Это может напрямую повлиять на определения налоговой базы по налогу на прибыль текущего года.
- Компании на ОСНО, являющиеся плательщиками НДС и ведущие его раздельный учет, по новому считают пропорцию налога – за основу берется не только выручка от основного вида деятельности (например, с продаж), но и все остальные доходы компании.
- Компании, которые ранее имели право применять нулевую ставку НДС, теперь могут от нее отказаться и, соответственно, применять вычеты по налогу. Следует иметь ввиду, что это – право компании, которым она может так и не воспользоваться.
- Подготовьте их текст с обоснованием.
- Установите дату их вступления в силу;
- Уточните поправки на ограничения продолжительности использования отдельных методов учета (некоторые из них следует применять без изменений несколько налоговых периодов);
- Утвердите поправки соответствующим приказом руководителя компании.
- если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается этот способ;
- если ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается один из возможных;
- если ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу — организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
Вышесказанное относится к особенностям определения даты приказа об утверждении УП (или ее изменений) в целях бухучета.
С налоговой УП и утверждающим ее приказом дело обстоит несколько иначе: в НК РФ ничего не говорится о датах утверждения УП вновь образованными компаниями. При этом не следует ориентироваться на 90 дней — норму, установленную для УП в целях бухучета.
К примеру, НК РФ для отдельных налогоплательщиков предусматривает требование об уплате ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль — таким образом, уже по истечении месяца работы у вновь образовавшейся фирмы должна быть закрепленная в УП методика расчета этих платежей.
Таким образом, вновь созданным компаниям важно как можно скорее сформировать и утвердить УП — уже в течение первого месяца своего существования.
В отношении даты оформления приказа об утверждении новой редакции налоговой УП (при корректировке методов учета по воле компании или в связи с изменениями налогового законодательства) подход к дате приказа аналогичен вышеописанному для бухгалтерской учетной политики.
Кем утверждается учетная политика предприятия
УП утверждает руководитель организации — такое условие установлено законодательством:
Роль главбуха не менее важная — в его обязанности (помимо прочих) входит процесс формирования УП.
Однако ситуация, когда главбуху потребуется поставить свою подпись под приказом об утверждении УП, возможна, если совпали два обстоятельства:
О том, как уполномочить главного бухгалтера на подписание документов за руководителя, читайте в материалах:
Помимо главбуха приказ об утверждении УП вправе подписать любое уполномоченное лицо, если такую обязанность на него возложил руководитель в отдельном приказе или доверенности.
Образец приказа об утверждении учетной политики на 2020 год
Рассмотрим на примере, как составить приказ об утверждении учетной политики (образец).
ООО «Техномаш» получило свидетельство о госрегистрации 02.03.2020. Деятельность начата с этой же даты. По критериям ООО «Техномаш» относится к малому бизнесу и планирует применение общей системы налогообложения.
До начала формирования своей УП руководством ООО «Техномаш» были приняты следующие организационные решения:
После того как УП была разработана, согласована и получила одобрение специально созданной в компании комиссии, был сформирован следующий приказ об утверждении учетной политики:
В рассмотренном примере утверждаются две УП — для целей бухучета и для целей налогообложения. Такой вариант не является единственным: компания вправе оформить одну УП, предусмотрев бухгалтерские и налоговые учетные аспекты в разных главах УП, объединив их единым организационно-техническим разделом. Или предусмотреть иную структуру УП.
В таком случае в приказе об утверждении УП отдельно такие разделы не упоминаются, а утверждается единая УП.
О том, в отношении каких еще видов учета может формироваться учетная политика, читайте в статьях:
Итоги
Приказ об утверждении учетной политики составляется по форме, принятой в компании, и содержит важные для нее аспекты — дату, с которой обязательно применение учетной политики, ответственных за ее исполнение и контроль лиц.
Учетная политика организации 2020: образец
Учетная политика – это документ, в котором описаны все принципы и методы учета, применяемые организацией. Компании составляют и утверждают ее ежегодно. Читайте, что изменить в учетной политике на 2020 год и скачайте примеры для различных отраслей.
Учетная политика – это важнейший документ на предприятии, в ней отражается выбранный способ ведения налогового и бухгалтерского учета компании на год вперед. Малые и средние компании составляют один документ, крупные – отдельно составляют учетную политику для бухгалтерского учета и отдельно – для налогового.
Если компания не разработает и не утвердит учетную политику – ей грозит штраф. Следует иметь в виду, что по статье 126 НК РФ штраф небольшой – в размере 200 рублей.
Утвердить учетную политику для бухгалтерского и налогового учета на 2020 год нужно еще в 2018 году, издав соответствующий приказ руководителя.
Скачайте образцы учетных политик организации 2020:
Образец приказа об утверждении учетной политики на 2020 год
Изменения в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета 2020
Нет необходимости менять весь документ, достаточно внести правки в те пункты, которые на будущий год будут уже не актуальны, учитывая при этом изменения в нормативно-правовых актах. Следует описывать только те методы и принципы учета, где компании предстоит сделать выбор.
При желании, можно полностью переписать весь документ, если учетная политика давно не обновлялась. Новые и реорганизованные предприятия должны создать новую учетную политику, сделать это они обязаны в течение 90 дней с момента организации/реорганизации и также утвердить ее приказом. Если компания образовалась в течение года, то и учетная политика будет утверждаться на этот неполный календарный год.
Документ остается в неизменном виде в том случае, если изменения в законодательстве не касаются компании или выбранных ею методов и способов учета. Изменить документ нужно, если следует внести конкретику в описанный метод учета или описать то, что ранее отсутствовало. Компания может и разработать свой собственный метод, главное, чтобы он не противоречил Международным стандартам финансовой отчетности, положениям по бухгалтерскому учету и отраслевым стандартам, а также иным нормативным актам.
Бухгалтерский учет
В 2020 году обязательны следующие нововведения:
Порядок составления отчетности
В обязательном порядке включите в учетную политику для бухгалтерского учета информацию о порядке составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Пропишите, какие формы отчетности вы заполняете (это актуально, если предприятие относится к малым и заполняет только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Крупные корпорации и холдинги также прописывают, что включают в ту или иную статью формы отчетности (например, при слишком большой аналитике статей доходов или расходов).
Критерий существенности
Одна из обязательных позиций, которую следует отразить в учетной политике – критерий существенности при отражении показателей в отчетности. Его каждая компания должна разработать самостоятельно. Пояснения и приложения к формам отчетности, а также их содержание – тоже предмет описания в учетной политике.
Приложения к учетной политике
В качестве приложения к учетной политике компания самостоятельно должна разработать формы первичных учетных документов, которые она планирует использовать в ходе работы на новый календарный год. Напомним, что любой факт хозяйственной деятельности компании подтверждается документально. Каждый документ должен содержать ряд обязательных реквизитов – подробный список представлен в статье 9 закона о бухгалтерском учете №402-ФЗ от 06.12.11. Если же компания решает использовать действовавшие ранее унифицированные формы – она также должна отразить их в качестве приложения к документу (только используемые формы), а также утвердить приказом директора.
Что поменять в налоговой учетной политике в 2020 году
Исправьте налоговую учетную политику, потому что изменились законы о налогах и сборах и налоговики ужесточили проверки. Учтите изменения по НДС и налогу на прибыль, чтобы избежать претензий ФНС. Предусмотрите в учетной политике формулировки, которые позволят законно снизить налоги и отсрочить выплаты в бюджет.
Налоговый учет
Поскольку компании обязаны вести и налоговый учет тоже, то в обязательном порядке они разрабатывают и утверждают в качестве приложения к учетной политике для налогового учета специальные регистры, по которым они будут определять налоговую базу по налогам. Это также может быть как самостоятельно разработанные регистры, так и используемые регистры бухгалтерского учета. Если регистры бухучета содержат недостаточно данных и реквизитов для правильного определения налоговой базы по налогу на прибыль, компания может дополнить их необходимыми данными, однако измененную форму нужно будет закрепить в качестве приложения к Учетной политике.
Интересный момент! Формы самостоятельно разработанных регистров, равно как и их содержание, является коммерческой тайной, за разглашение которой следует административная и/или уголовная ответственность. Это касается и сотрудников налоговых инстанций.
Коммерческие небюджетные организации при составлении учетной политики для бухгалтерского и налогового учета на 2020 год, в первую очередь, должны ознакомиться с Положением по бухгалтерскому учету 1/2008 в последней редакции, а также международными стандартами и отраслевыми российскими стандартами. При разработке учетной политики для налогового учета следует ознакомиться с последними изменениями в Налоговом кодексе.
Образец учетной политики для целей бухучета на 2020 год
Образец учетной политики для целей налогообложения на 2020 год
Как снизить налог на имущество с помощью учетной политики
Если компания, имеющие крупные и/или дорогостоящие основные средства, в новом 2020 году планирует значительно снизить налог на имущество, то она должна в документе для целей бухучета прописать срок использования для каждого из них, отличный от установленного для налогового учета. Руководство должно определить, сколько планирует использовать данное основное средство и прописать это в документе. В этом случае, амортизационные отчисления в бухгалтерском учете будут отличаться от амортизации в налоговом учете. Следует отметить, что применение этой возможности (см. п.20 ПБУ 6/01) значительно увеличит трудозатраты бухгалтерии при расчете налога на имущество компании.
Важно помнить! Основные средства 1 и 2 амортизационных групп освобождены от начисления налога. Также от налогообложения освобождается новое движимое имущество 3–10 амортизационных групп.
Как отразить это в учетной политике: Срок полезного использования приобретенного объекта основных средств определяется исходя их ожидаемого срока использования специально-утвержденной комиссией с учетом планируемого износа основного средства. Для каждого имеющегося в наличии основного средства срок полезного использования в текущем году не пересматривается. Основание п.20 ПБУ 06/1.
Учетная политика на 2020 год для ОСНО: образцы (скачать бесплатно)
В следующем году вступят в силу очередные изменения бухгалтерского и налогового законодательства. Важно учесть их при составлении учетной политики на 2020 год. В статье — готовые образцы документа с учетом изменений для различных отраслей.
Внимание! Каждая компания на ОСНО обязана разработать и утвердить учетную политику, а затем руководствоваться ей при отражении операций в налоговом и бухгалтерском учете. Эти образцы спасут от обидных штрафов и защитят от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами программы БухСофт. Скачивайте бесплатно:
А программа БухСофт бесплатно составит учетную политику для фирмы любой отрасли и организационно-правовой формы онлайн. Готовый документ можно сохранить и распечатать:
Для учетной политики на 2020 год ООО и других форм собственности на ОСНО важными являются следующие изменения:
1. В части НДС. В расчет пропорции по раздельному учету НДС включают все доходы. Ранее использовали только выручку. Данную точку зрения поддерживает Верховный Суд (опред. от 27.04.2017 № 305-КГ17-4013). Для принятия решений налоговые инспекторы обязаны ориентироваться на мнение судей.
У экспортеров сырья появилось право на отказ от применения нулевой ставки НДС. при этом они могут заявлять налог к вычету сразу. То есть им больше не потребуется вести раздельный учет. Это положительно скажется на ведении бухгалтерского учета. Больше не потребуется вводить лишние субсчета и подтверждение нулевой ставки НДС.
2. В части налога на прибыль. В 2018 году изменился порядок формирования резервов по сомнительным долгам. Теперь на встречный долг уменьшают наиболее раннюю дебиторскую задолженность. Ранее можно было самостоятельно выбирать уменьшаемую дебиторку.
3. В части бухгалтерского учета. Изменился порядок применения положений по бухгалтерскому учету и МСФО. ПБУ признали федеральными стандартами по бухгалтерскому учету. Они по-прежнему являются основным документом по составления учетной политики для целей бухучета. Но если какой-либо способ, применяемый компанией, в ПБУ отсутствует, нужно руководствоваться МСФО. Если же способа нет и в международных стандартах, то обращаются к разъяснениям министерств и ведомств. Причем использование методических рекомендаций министерств и ведомств, следует закрепить и обосновать в учетной политике организации на 2020 год.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2020 год (образец)
Полный доступ на месяц! — Формируйте документы, тестируйте отчеты, пользуйтесь уникальным сервисом экспертной поддержки «Системы Главбух».
Позвоните нам по телефону 8 800 222-18-27 (бесплатно).
Учетная политика для целей налогообложения на 2020 год (образец)
Скачать бесплатно образцы учетной политики на 2020 год для ОСНО
В данном разделе мы собрали готовые образцы учетной политики для целей налогообложения на 2020 год для компаний на ОСНО из различных сфер деятельности:
Нюансы составления и использования
Компания должна отразить в учетной политике используемую систему налогообложения, а также методы учета элементов налоговых баз. В некоторых случаях положения налогового законодательства предусматривает несколько вариантов. Выбранный вариант будет оказывать существенное влияние на размер налоговой базы и вызовет внимание со стороны налоговых инспекторов при проверке. Кроме того, в налоговом законодательстве есть ряд вопросов учета, которые не урегулированы. Если ваша компания в своей деятельности сталкивается с таким моментами, их нужно обязательно обозначить в учетной политике. Для этого воспользуйтесь рекомендациями Минфина России, ФНС России, а также решениями судей.
Использование методов учета, которые не прописаны в учетной политике, может привести к доначислению налогов. Инспекторы при проверке будут считать налоги, руководствуясь данным документом (пост. ФАС Уральского округа от 02.08.2013 по № А47-11749/2011; АС Уральского округа от 14.12.2015 № А47-12935/2014).
Отсутствие учетной политики также повлечет негативные последствия для компании. Ей будет сложно доказать правомерность применения используемых методов учета и правильность рассчитанной суммы налогов. При выездной проверке инспекторы могут потребовать учетную политику. Компания обязана представить документ в течение 10-ти рабочих дней с момента получения запроса. В случае непредставления компанию оштрафуют на 200 рублей за каждый документ, который не был представлен. Директора компании ждет административная ответственность в виде штрафа от 300 до 500 рублей.
Во время камеральной налоговой проверки инспекторы будут запрашивать учетную политику только в рамках контроля применения вычетов по НДС и налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
Компании следует принять учетную политику до начала налогового периода, в котором она будет использоваться. Вновь созданные и реорганизованные компании утверждают документ в течение 90 дн. с даты государственной регистрации.
Внесение изменений в учетную политику на 2020 год
Компаниям следует однажды создать учетную политике и пользоваться ей последовательно из года в год. При этом в документ можно вносить нужные изменения или дополнения. Делают это в случаях перехода на другой метод учета или когда в налоговом законодательстве произошли изменения.
Чтобы внести изменения или дополнения выполните следующие действия:
Рассмотрим в таблице:
Приказ может выглядеть так:
Внесенные изменения и дополнения могут начинать действовать в разное время. С начала нового налогового периода, когда изменен метод учета. Не ранее даты вступления поправок в силу, когда изменилось законодательство.
Изменять учетную политику в течение налогового периода можно лишь в исключительном случае — при вступлении законодательных изменений в силу задним числом.
Кроме того, учитывайте минимальную периодичность действия ряда правил. Так, не меняют методы оценки остатков незавершенного производства и формирования покупной стоимости товаров в течение двух налоговых периодов подряд .
Пример внесения изменений в учетную политику на 2020 год
Рассмотрим на примере, как отразить изменение метода учета стоимости товаров
Пример
Торговая компания зарегистрирована в налоговых органах 7 июня 2018 года. Первоначально она установила метод определения стоимости товаров без учета расходов, связанных с их приобретением. Затраты на хранение товаров на складе отражали в косвенных расходах.
На 2020 год было решено изменить способ формирования покупной стоимости товаров — добавить в нее стоимость складских расходов (оплаченных сторонней организации).
В НК РФ есть ограничение на начало применения такого способа учета (ст. 320 НК РФ). Уже используемый метод применяют не менее двух последовательных налоговых периодов — в 2018 и 2020 годах.
Таким образом, изменить метод учета можно с 1 января 2020 года.
Учетная политика — 2020
К началу нового финансового года организациям нужно проанализировать применяемую учетную политику и при необходимости внести в нее изменения или дополнения.
Цели учетной политики организации
Очевидно, что бухгалтерский и налоговый учет являются двумя абсолютно разными системами учета. Бухгалтерский учет обеспечивает заинтересованных пользователей объективной информацией о хозяйственной деятельности организации, а налоговый — служит единственной цели — правильному расчету налоговых платежей. В целом, расчет налогов базируется на бухгалтерских данных.
Однако если следовать при отражении операций в бухгалтерском учете правилам, которые закреплены в Налоговом кодексе РФ, в некоторых случаях это может повлечь недостоверность отчетности.
Поэтому, традиционно в 2020 году мы рекомендуем Положение об учетной политике организации оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.), первый из которых должен быть посвящен учетной политике организации в области бухгалтерского учета, а второй — учетной политике в области налогообложения.
Напоминаем, в соответствие с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № «О бухгалтерском учете» изменение учетной политики может производиться при:
Изменении требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
Разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
Существенном изменении условий деятельности организации.
Бухгалтерский учет в 2020 году ожидают серьезные преобразования.
Минфин РФ в Приказе от 18.04.2018 № 83н утвердил новую Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, где указано, что вступление в силу новых стандартов планируется на 2020 — 2022 годы.
Напоминаем, что с 19 июля 2017 года действующие на территории РФ 24 ПБУ, утвержденные в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, признаны федеральными стандартами. Их полный перечень приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8.
Нормы ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
С 06 августа 2017 г. вступили в силу поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Сама по себе новация ПБУ 1/2008 не оказывает какого-либо существенного влияния на деятельность большинства организаций. Как и прежде, в работе надлежит руководствоваться правилами, утвержденными привычными всем бухгалтерам ПБУ (переименованными в ФСБУ).
А вот компаниям, составляющим отчетность по МСФО, консолидированную финансовую отчетность, ведущим упрощенный бухучет, имеющим дочерние подразделения или при ведении нестандартных операций, не описанных в действующих ПБУ, следует составлять свою учетную политику в соответствие с новой редакцией ПБУ 1/2008.
При формировании учетной политики на 2020 год, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на следующие аспекты.
Организация самостоятельно выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухучета другими организациями. Но если основная организация утвердила свои стандарты, обязательные к применению дочерними организациями, то дочерние организации выбирают способы ведения из стандартов, утвержденных материнской организацией (п. 5.1 ПБУ 1/2008) — для обеспечения сопоставимости консолидированных данных.
Алгоритм формирования учетной политики организации следующий:
Таким образом, приоритетным документом в данном случае является МСФО. И только при отсутствии необходимых способов в МСФО организация вправе ориентироваться на ФСБУ и отраслевые стандарты бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Затем по нисходящей идут рекомендации органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.
Однако чтобы выполнить это предписание ПБУ 1/2008, необходимо достаточно свободно владеть международными стандартами. Например, в настоящее время нет федерального стандарта по аренде и лизингу, на сайте Минфина РФ пока опубликован лишь проект ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Но такой стандарт есть в МСФО. Следовательно, при выборе способа учета операций по аренде организации следует руководствоваться правилами, установленными МСФО (IFRS) 16 «Аренда».
Кроме того, при самостоятельной разработке способа учета фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), а также в отношении несущественной информации при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).
Право на упрощение бухучета имеют субъекты, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП – указаны в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).
Упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют СМП, подлежащие обязательному аудиту (пп.1 п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, если ваша организация относится к СМП в силу Закона N 209-ФЗ, но подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», то права вести упрощенный бухучет у нее нет.
Предусмотрен порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики в исключительных случаях
ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бухучета в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Разумеется, речь идет об исключительных случаях.
Организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики при соблюдении всех следующих условий:
В этой связи ПБУ 1/2008 содержит требования к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.
Закреплено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО
Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:
Данные организации при формировании учетной политики на 2020 год могут руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Поэтому, если применение какого-то способа ведения бухучета по ФСБУ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т. е. препятствует соблюдению этих требований), то организация вправе не применять данный способ ведения бухучета.
Вместо этого способа применяется способ, предусмотренный МСФО. Свое право необходимо закрепить в учетной политике.
ПБУ 1/2008 отменена обязанность раскрывать изменения учетной политики
Поправки в ПБУ 1/2008 (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н) отменили обязанность раскрывать изменения учетной политики на следующий год в отчетности предыдущего года. Сейчас это необходимо делать в первой отчетности периода, в котором вносятся изменения.
Утвержден новый стандарт для бюджетного учета и учреждений на 2020 год
Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Данный стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года.
Стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок.
Общие требования к формированию учетной политики установлены Законом № «О бухгалтерском учете» и Инструкцией (приказ от 01.12.2010 № 157н). Стандарт содержит аналогичные положения, однако в нем есть и нововведения.
Он раскрывает понятия перспективного и ретроспективного применения измененной учетной политики, оценочное значение, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Учетную политику, как и сейчас, учреждения будут составлять самостоятельно, исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. При этом учреждения смогут также следовать учетной политике учредителя.
Следует отметить, что с января 2020 года бюджетные учреждения обязаны публиковать основные положения учетной политики на своем официальном сайте и подробно раскрывать ее положения в отчетности.
В настоящее время порядок исправления ошибок установлен Инструкцией № 157н. Стандарт предусматривает более широкий перечень способов исправления ошибок.
В учетной политике учреждению необходимо указать допустимые способы исправления ошибок, чтобы у проверяющих не возникало по ним вопросов.
Новые нормы ПБУ 3/2006 и изменения на 2020 год
Приказ Минфина РФ от 09.11.2017 № 180н внес новые нормы в ПБУ 3/2006 «Учет требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте», которые вступят в силу с 01.01.2020 года. Так, в частности, появится новая норма о том, что при отсутствии официального курса иностранной валюты к рублю стоимость актива или обязательства пересчитывается в рубли по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ РФ.
А пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости всех активов и обязательств (а не только как сейчас перечисленных в пункте 7 ПБУ 3/2006), используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ, в рубли будет производиться по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ, действующему на отчетную дату.
Обращаем внимание, в абзаце 2 п. 5 ПБУ 3/2006 указано, что если для пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости актива или обязательства, подлежащей оплате в рублях, законом или соглашением сторон установлен иной курс, то пересчет производится по этому курсу.
То есть если иной курс таким способом установлен, необязательно определять кросс-курс, даже если ЦБ РФ свой курс не установил.
Кросс-курс — это курсовое соотношение между двумя валютами, определяемое на основе курса этих валют по отношению к третьей валюте. Расчет значений кросс-курсов строится с использованием курсов данных валют, как правило, к доллару США (то есть доллар является базой котировки для обеих валют).
Информация в учетной политике о форматах ЭДО
Основные рекомендации для учетной политики (УП) при использовании ЭДО:
С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», провозгласившего свободу форм первичных документов, ФНС взяла на себя функцию разработки форматов электронных документов.
Поскольку в соответствие с п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» одновременно с формированием учетной политики должны утверждаться, в частности, формы первичных учетных документов, тем организациям, которые приняли решение о применении (переходе) электронного взаимодействия с контрагентами, необходимо формировать (пересмотреть) свою учетную политику с точки зрения изменений в ЭДО.
Напоминаем, что с 1 июля 2017 г. применяются «новые» электронные форматы товарной накладной и акта приема-передачи работ и услуг, утв. приказами ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/[email protected] и от 30.11.2015 N ММВ-7-10/[email protected] Также начиная с 1 июля 2017 года, стали обязательными «новые» форматы счетов-фактур (в том числе корректировочных), УПД, УКД (приказы ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/[email protected], от 13.04.2016 № ММВ-7-15/[email protected]).
Налоговая учетная политика на 2020 год
В 2018 году были приняты изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики на 2020 год:
Уточнен алгоритм расчета резерва по сомнительным долгам
С 1 января 2018 года в пункт 1 статьи 266 НК РФ внесено дополнение (Федеральный закон от 27.11.2017 № при наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.
Таким образом, в целях расчета сомнительного долга уменьшать дебиторскую задолженность на встречную кредиторскую задолженность нужно начиная с самой «старой дебиторки».
Учет расходов на приобретение основных средств
На период годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N Но повышающий коэффициент может применяться к тем объектам, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п. 2 ст. 259.3 НК РФ в ред. с 01.01.2018, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.09.2017 № Если у компании есть такие объекты и она собирается применять специальный коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.
С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № Порядок его применения установлен новой ст. 286.1 НК РФ.
С 2018 года налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам).
Указанные расходы можно будет вычитать полностью: до 90% из региональной части, до 10% — из федеральной части налога.
Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т. е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.
Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект ОС, либо изменена его первоначальная стоимость.
Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет не подлежат амортизации.
В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет, будет реализовано до истечения срока его полезного использования, налогоплательщику придется восстановить суммы налога, не уплаченного в связи с применением вычета, а также уплатить соответствующие пени. При этом в расходах будет учтена первоначальная стоимость такого основного средства.
Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ).
Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн. рублей (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).
Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.
Учитывая, что такие нововведения улучшают положения налогоплательщиков, субъекты РФ смогут принять соответствующие законы и распространить их действие на период с 1 января 2018 г. Однако, решение об использования вычета должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку его применение — право налогоплательщика, а не обязательная норма.
Учет расходов на НИОКР
Произошли дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 № В частности, перечень затрат на НИОКР дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988, которые разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ). С 01.01.2018 расходы по Перечню с коэффициентом 1.5 формируют первоначальную стоимость амортизируемых НМА — исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР. В налоговой учетной политике необходимо закрепить выбранный порядок признания расходов.
Правило 5% при раздельном учете входного НДС
С 1 января 2018 года вступили в силу поправки, касающиеся компаний, у которых есть облагаемые и не облагаемые НДС операции. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N
Как известно, при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС. Но если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превышают 5 %, налогоплательщик вправе не вести раздельный учет и всю сумму НДС принять к вычету.
Выполнение «правила 5 %» в налоговом периоде больше не позволяет налогоплательщикам не вести раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобождаемых от налогообложения операций. Сохранилась лишь возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования одновременно и в облагаемых и необлагаемых операциях.
Напомним, что налоговые органы и Минфин РФ дают аналогичные разъяснения применения «правила 5 %», опираясь на определение ВС РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015. Верховный Суд РФ указал, что по товарам (работам, услугам), приобретенным исключительно для необлагаемых операций, принять к вычету НДС нельзя, даже при соблюдении «правила 5 %». С 1 января 2018 года позиция ВС РФ официально закреплена в п. 4 ст. 170 НК РФ.
Поэтому положения учетной политики для целей налогообложения на 2020 год в части ведения раздельного учета НДС нужно формировать в соответствии с новой нормой статьи 170 НК РФ.
В завершении добавим, что по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения и оформляется приказом, распоряжением, стандартом организации, датированным декабрем предшествующего отчетному году.
При этом нет смысла переписывать в учетную политику то, что и так сказано в Налоговом кодексе или ФСБУ. Вносить надо только те условия, в которых вы выбираете один из предложенных законодателем способов учета. Это справедливо и для изменений. Вписывать их в учетную политику необходимо, если поправки касаются способов учета, которые применяет ваша организация.
Типичные недочеты положений учетной политики
В ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности специалисты нашей Компании проводят анализ учетной политики организации на предмет полноты и адекватности раскрытия принятых ею основных способов ведения бухгалтерского и налогового учета и соответствия ее положений действующим нормативным актам РФ.
Отметим некоторые, наиболее часто встречающиеся замечания по учетной политике. Например, в учетной политике организации не полностью раскрыты следующие положения:
Учетная политика организации на 2020 год ОСНО
Посмотрите образец по составлению учетной политики организации на 2020 год. Вы найдете здесь все необходимые рекомендации с учетом последних изменений, а также сможете скачать образцы учетной политики для разных видов ООО на ОСНО.
Активировать пробный доступ к журналу «РНК» или подписаться со скидкой
Учетная политика – это формы и способ ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные приказом руководителя. Ей обязаны следовать все структурные единицы и работники компании. Отсутствие такого документа – серьезный повод для штрафа. Давайте разберемся на основании образца во всех тонкостях учетной политики в 2020 году для ООО на ОСНО.
Важно! Учетная политика обязательна для всех компаний на ОСНО и УСН, даже если это малое предприятие.
При утверждении учетной политики на 2020 год нужно руководствоваться законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011 и ПБУ 1/2008. Существуют два вида учетной политики:
Разделять эти две формы нет необходимости. Они могут быть разными частями одного документа. Но если пунктов в положении много, то лучше утвердить их по отдельности.
Пример учетной политики для ООО на ОСНО, образец для разных видов деятельности скачайте ниже.
Учетная политика утверждается один раз в течение 90 суток после регистрации предприятия (для бухучета). Срок надо считать с момента внесения сведений о создании компании в ЕГРЮЛ (ст. 313 НК РФ, п. п. 4, 8, 9 ПБУ 1/2008).
В дальнейшем переделывать ее из года в год не потребуется. Нужно будет лишь вносить корректировки по мере изменений в НК кодексе и бухучете. Причем все поправки на 2020 год делают до 31 декабря 2018.
Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета на 2020 год с изменениями
Как закрепить учетную политику на 2020 год для целей налогового и бухгалтерского учета? Для этого нужно издать приказ, в котором и прописываются все пункты учета. Но сделать это нужно до наступления 2020 года, то есть не позднее 31 декабря 2018 года.
Утвердив учетную политику один раз, в дальнейшем вам просто нужно продлевать ее каждый год приказом руководителя. В отдельных случаях компания может поменять или дополнить свою «учетку» (п. 10 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ).
А что делать с учетной политикой, если в законодательстве сделаны изменения. В первую очередь сразу оговоримся, что включать в положение об учете все абзацы нового закона не нужно.
Давайте посмотрим в таблице, как принять и внести изменения в учетную политику (УП) на 2020 год.
Ситуация
Учетная политика по бухучету
Учетная политика налоги
Компания только что зарегистрировалась
Приказ о УП нужно утвердить за 90 дней со дня регистрации
Приказ о УП утверждается до конца первого налогового периода, наступившего с момента регистрации
Требуется внести изменение в существующий документ УП
Включите новые абзацы до 31 декабря 2018 года (до конца текущего года). Применяются новшества с 1 января 2020 (нового года).
- Если меняются правила учета или компания переходит на новый метод работы – меняйте пункты до конца налогового периода;
- Если вышел приказ, меняющий правила учета, то применять со дня вступления в силу нового положения.
Требуется внести дополнение в существующую УП
Когда нужны, тогда и вносятся
В том налоговом периоде, когда в них сть потребность
Изменения из-за ПБУ 1/2008
Еще в 2017 году ПБУ 1/2008 были подкорректированы. В результате там образовалось множество новых пунктов, которые необходимо принимать во внимание, если вы только составляете приказ об учетной политике на 2020 год.
Кстати, обратите внимание на наш образец примера учетной политики для ООО на ОСНО, там учтены эти новшества.
Какие положения нужно прописать компании на ОСНО
Посмотрим пример учетной политики для ООО на ОСНО на 2020 год с образцом, чтобы разобраться в основных положениях этих правил. Для этого возьмем УП для торговой компании, применяющей общую систему налогообложения.
Внимание! Не вписывайте в приказ об учетной политике компании положения, касающиеся общеобязательных налогов, удержание которых подчиняется строгому регламентированию НК РФ.
Оговаривайте только то, что предполагает наличие выбора. То есть, можно делать так, а можно по-другому. Вот вы напишите, как будете делать вы.
Для торговых фирм с общим налогообложением большое значение имеет правильное отражение формирования базы для налога на прибыль. Приказ об УП должен содержать:
Пример учетной политики для ООО на ОСНО на 2020 год: образец
Ниже вы можете скачать бесплатно учетная политика для компаний на ОСНО по видам деятельности