Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. Приказ 72 следственного комитета рф

Содержание:

Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72
«Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

В целях организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в системе Следственного комитета Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15) и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.

2. Ввести книги регистрации сообщений о преступлении:

в главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениях по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах Следственного комитета;

в межрайонных следственных отделах, следственных отделах и следственных отделениях Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделениях Следственного комитета.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции

Утверждена Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (подразделениях) системы СК РФ.

Инструкция, в частности, касается руководителей органов (подразделений), следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей, при наличии соответствующего поручения — следователей-криминалистов.

Руководитель следственного органа ежедневно осуществляет текущий контроль за поступающими сообщениями и обеспечивает их прием, регистрацию и рассмотрение.

Лицо, принявшее заявление о преступлении, обязано предоставить заявителю талон-уведомление об этом. Он выдается под роспись в талоне-корешке.

Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности.

Заполненные талоны-корешки сдаются уполномоченному должностному лицу следственного органа для отчета и организации их хранения в течение года.

Принятые сообщения о преступлении незамедлительно докладываются руководителю следственного органа либо его заместителю.

В следственных органах вводятся книги регистрации сообщений о преступлении.

По общему правилу проверка сообщения должна быть завершена не позднее 3 суток со дня его поступления.

Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2013 г.

Регистрационный N 27314

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 6 марта 2013 г. N 48

Приказ СК России от 10.07.2018 N 72 Об утверждении Порядка принятия в Следственном комитете Российской Федерации решений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, жилых помещений в собственность

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 июля 2018 г. N 72

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В СОБСТВЕННОСТЬ

В целях реализации прав сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и лиц, указанных в части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», на обеспечение жилыми помещениями, руководствуясь статьями 13 и 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15; N 30 (часть I), ст. 4595; N 46, ст. 6407; N 48, ст. 6730; 2013, N 7, ст. 607; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52 (часть I), ст. 6961; 2014, N 6, ст. 558; N 23, ст. 2930; N 52 (часть I), ст. 7542, ст. 7550; 2015, N 41 (часть II), ст. 5639; 2016, N 1 (часть I), ст. 55; 2017, N 1 (часть I), ст. 45, ст. 46; N 27, ст. 3929; N 31 (часть I), ст. 4787, ст. 4795; N 52 (часть I), ст. 7929; 2018, N 1 (часть I), ст. 76) и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572; N 19, ст. 2721; N 31, ст. 4714; 2012, N 4, ст. 471; N 12, ст. 1391; N 21, ст. 2632; N 26, ст. 3497; N 28, ст. 3880; N 48, ст. 6662; 2013, N 49 (часть VII), ст. 6399; 2014, N 15, ст. 1726; N 21, ст. 2683; N 26 (часть II), ст. 3528; N 30 (часть II), ст. 4286; N 36, ст. 4834; 2015, N 10, ст. 1510; N 13, ст. 1909; N 21, ст. 3092; 2016, N 1 (часть II), ст. 211; N 52 (часть V), ст. 7616), приказываю:

1. Утвердить Порядок принятия в Следственном комитете Российской Федерации решений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, жилых помещений в собственность.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

приказом Следственного комитета

от 10.07.2018 N 72

ПРИНЯТИЯ В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЙ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ,

1. Порядок принятия в Следственном комитете Российской Федерации решений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, жилых помещений в собственность (далее — Порядок) регламентирует вопросы принятия в Следственном комитете Российской Федерации (далее — Следственный комитет) решений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее — единовременная социальная выплата) или жилых помещений в собственность сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации (далее — сотрудники) и лицам, указанным в части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее — граждане ).

Если не предусмотрено иное.

2. Единовременная социальная выплата или жилое помещение в собственность предоставляются сотрудникам (гражданам) в порядке очередности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

3. Документы сотрудников (граждан), представленные для принятия решения о предоставлении единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, рассматриваются на заседаниях жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (далее — жилищная комиссия Следственного комитета).

4. Деятельность жилищной комиссии Следственного комитета осуществляется в соответствии с Положением о жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, утвержденным приказом Следственного комитета Российской Федерации от 23.07.2014 N 61 (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 27.08.2014 N 01/76433-ЮЛ).

5. Жилищная комиссия Следственного комитета принимает решения:

а) о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (приложение N 1);

б) о внесении Председателю Следственного комитета Российской Федерации предложения о предоставлении жилого помещения в собственность.

6. Решения жилищной комиссии Следственного комитета принимаются большинством голосов. При равенстве голосов членов жилищной комиссии Следственного комитета голос председателя жилищной комиссии Следственного комитета является решающим. При голосовании каждый член жилищной комиссии Следственного комитета имеет один голос. Голосование осуществляется открыто. Принятие решения жилищной комиссии Следственного комитета путем проведения заочного голосования не допускается.

7. По решению Председателя Следственного комитета Российской Федерации сотрудникам (гражданам), признанным нуждающимися в жилых помещениях, вместо единовременной социальной выплаты предоставляются в собственность жилые помещения (в том числе занимаемые служебные жилые помещения) по заявлениям сотрудников (граждан), представленным в жилищную комиссию Следственного комитета (приложение N 2), либо с их письменного согласия.

8. Для получения письменного согласия сотрудника (гражданина) на предоставление жилого помещения в собственность вместо единовременной социальной выплаты жилищная комиссия Следственного комитета направляет сотруднику (гражданину) извещение со сведениями о жилом помещении, которое может быть предоставлено в собственность вместо единовременной социальной выплаты в том числе в случаях, если:

а) сотрудник (гражданин) проживает в служебном жилом помещении, ранее предоставленном ему в пользование Следственным комитетом, следственным органом или учреждением Следственного комитета;

б) жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду Следственного комитета, но не может быть предоставлено в пользование в качестве служебного жилого помещения ввиду отсутствия сотрудников, не имеющих жилых помещений по месту службы.

9. После получения извещения сотрудник (гражданин) в 15-дневный срок направляет в жилищную комиссию Следственного комитета письменную информацию о согласии с предоставлением предложенного жилого помещения в собственность или об отказе от предоставления данного жилого помещения в собственность.

10. В случае непоступления от сотрудника (гражданина), которому направлено извещение, согласия с предоставлением предложенного жилого помещения жилищная комиссия Следственного комитета предлагает данное жилое помещение (за исключением жилых помещений, занимаемых сотрудниками) другому сотруднику (гражданину) в порядке очередности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и с учетом норм предоставления площади жилого помещения .

Часть 8 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

11. При поступлении заявления сотрудника (гражданина) о предоставлении жилого помещения в собственность или его согласия с предоставлением предложенного жилого помещения в собственность жилищная комиссия Следственного комитета вносит предложение Председателю Следственного комитета Российской Федерации о предоставлении сотруднику (гражданину) жилого помещения в собственность.

12. В случае принятия Председателем Следственного комитета Российской Федерации решения о предоставлении сотруднику (гражданину) жилого помещения в собственность данное решение оформляется распоряжением Следственного комитета Российской Федерации, подготовка которого осуществляется одновременно с подготовкой предложения жилищной комиссии Следственного комитета о предоставлении сотруднику (гражданину) жилого помещения в собственность.

13. За лицами, указанными в пунктах 2 и 3 части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», проживающими в служебных жилых помещениях, сохраняется право на проживание в таких жилых помещениях до получения ими единовременной социальной выплаты .

Часть 28 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

14. Лица, проживающие в служебных жилых помещениях, получившие в соответствии со статьей 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» единовременную социальную выплату, сохраняют право на проживание в таких жилых помещениях в течение трех месяцев с даты предоставления единовременной социальной выплаты .

Часть 29 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 72 г. Москва «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 февраля 2013 г.

Регистрационный N 27314

В целях организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в системе Следственного комитета Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15) и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572), приказываю:

в подразделениях центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (далее — Следственный комитет): в Главном военном следственном управлении, в Главном следственном управлении, в подразделениях центрального аппарата Следственного комитета по федеральным округам;

Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации

I. Общие положения

1. Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (далее — Инструкция) устанавливает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2012, N 49, ст. 6753) (далее — УПК) единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (далее — Следственный комитет).

2. Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета в пределах их компетенции:

а) руководителей следственных органов (следственных подразделений) — должностных лиц, возглавляющих соответствующие следственные органы Следственного комитета или их подразделения, к компетенции которых отнесено производство предварительного следствия и (или) осуществление полномочий руководителя следственного органа, предусмотренных статьей 39 УПК, по осуществлению процессуального контроля, а также их заместителей 1 ;

б) старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей 2 ;

в) старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов при наличии поручения руководителя следственного органа производить прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлении 3 ;

3. Организация работы по обеспечению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении, а также контроль за осуществлением этой работы возлагаются на руководителя следственного органа, который ежедневно осуществляет текущий контроль за поступающими сообщениями о преступлении и обеспечивает их прием, регистрацию и рассмотрение в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

4. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами, указанными в Инструкции, возложенных на них полномочий и обязанностей по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлении, а также принятие по ним незаконных процессуальных решений влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

II. Прием сообщений о преступлении

5. Сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности подлежит обязательному приему во всех следственных органах Следственного комитета.

6. В общедоступных помещениях административных зданий следственных органов Следственного комитета на стендах размещаются:

выписки из положений УПК и настоящей Инструкции, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлении;

образцы письменного заявления о преступлении, заявления о явке с повинной;

перечень должностных лиц следственного органа Следственного комитета, правомочных и уполномоченных принимать заявления о преступлении и заявления о явке с повинной, а также оформлять протокол принятия устного заявления о преступлении и протокол явки с повинной;

информация о месте, днях и часах личного приема граждан руководителем следственного органа и его заместителем;

сведения о должностных лицах следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда (должность, ФИО, адрес органа), которым в соответствии с УПК могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения следователя и руководителя следственного органа.

Кроме того, такая информация может быть доведена полностью или частично до сведения граждан через средства массовой информации и размещена на сайте следственного органа Следственного комитета.

7. Правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлении в соответствии с требованиями УПК являются должностные лица, указанные в подпунктах «а», «б» пункта 2 настоящей Инструкции. Должностные лица, указанные в подпункте «в» пункта 2 настоящей Инструкции, осуществляют оформление сообщений о преступлении при наличии соответствующего поручения руководителя следственного органа Следственного комитета.

8. Круглосуточный прием сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями следственных органов Следственного комитета.

Отсутствие дежурного следователя не является основанием для отказа заявителю в приеме от него заявления о преступлении следователем, руководителем следственного органа либо его заместителем, не привлеченным к дежурству.

Прием руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем граждан с жалобами на отказ подчиненного ему руководителя следственного органа (его заместителя) или следователя в принятии от них заявления о преступлении осуществляется незамедлительно.

9. Заявителю, обратившемуся в следственный орган с устным заявлением о преступлении, в соответствии с требованиями части первой статьи 11 УПК должно быть разъяснено право, предусмотренное частью первой статьи 141 УПК, на подачу письменного заявления о преступлении.

Читайте так же:  Коэффициент осаго в уфе. Коэффициент осаго в уфе

Письменное заявление о преступлении в соответствии с частью второй статьи 141 УПК должно быть подписано заявителем.

10. Устное заявление о преступлении на основании части третьей статьи 141 УПК вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В протоколе содержатся данные о заявителе и документе, удостоверяющем его личность, а также, в соответствии с частью шестой статьи 141 УПК, отметку о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании части четвертой статьи 141 УПК вносится в протокол следственного действия. При этом в протоколе также делается отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя.

11. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление на основании части пятой статьи 141 УПК оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в порядке, установленном статьей 143 УПК.

12. С учетом требований части второй статьи 148 УПК 4 при приеме от заявителя письменного заявления о преступлении либо в ходе его проверки заявителя также следует предупреждать об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Факт такого предупреждения подтверждается отметкой соответствующего должностного лица, которая удостоверяется подписью заявителя.

13. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 УПК 5 .

14. Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении могут быть получены из иных источников, в том числе: средств массовой информации 6 ; обращений и жалоб граждан; обращений государственных и иных организаций; информации, переданной по телефону, телеграфу и иными средствами связи.

В соответствии со статьей 143 УПК при обнаружении в сообщении, полученном из иных источников, информации об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления, правомочным должностным лицом составляется соответствующий рапорт.

Аналогичный рапорт составляется также при отсутствии заявления потерпевшего либо его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам согласно части 4 статьи 20 УПК относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

15. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями лично от заявителя письменное или устное заявление о преступлении, обязано выдать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (часть четвертая статьи 144 УПК). Таким документом является талон-уведомление о принятии и регистрации заявления о преступлении с указанием времени, даты его принятия, регистрационного номера и данных о принявшем его лице, который выдается заявителю под роспись в талоне-корешке (приложение N 1).

16. Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности. Заполненные талоны-корешки сдаются специально уполномоченному должностному лицу следственного органа Следственного комитета для отчета и организации их хранения в течение года с момента выдачи талона-уведомления заявителю.

17. Принятые сообщения о преступлении незамедлительно докладываются руководителю следственного органа Следственного комитета либо его заместителю.

III. Регистрация сообщений о преступлении

18. Для регистрации поступивших и принятых сообщений о преступлении, обеспечения контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными результатами, а также принятием процессуальных решений в следственных органах Следственного комитета ведется книга регистрации сообщений о преступлении (далее — книга) (приложение N 2).

данные о должностном лице, принявшем сообщение о преступлении;

регистрационный номер талона уведомления, выданного заявителю;

краткое содержание сообщения о преступлении;

должность, фамилия должностного лица, которому поручена проверка сообщения о преступлении, его подпись и дата;

дата и результаты проверки процессуального решения по сообщению о преступлении руководителем следственного органа.

В графу «Примечание» заносятся сведения: об источнике поступления сообщения о преступлении; о лице, в отношении которого проведена проверка; о сроке проверки, а также иная значимая информация для надлежащей организации процессуального контроля (в том числе сведения об отмене процессуальных решений по сообщениям о преступлении прокурором). Содержание записей в данной графе книги определяется руководителем следственного органа Следственного комитета либо его заместителем.

19. Обязанности по ведению книги и регистрации в ней сообщений о преступлении возлагаются организационно-распорядительным документом руководителя следственного органа Следственного комитета на одного из подчиненных работников (сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих).

Функции по регистрации сообщений о преступлении в нерабочее время, праздничные и выходные дни могут быть также возложены на дежурных следователей следственных органов Следственного комитета.

20. Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК.

В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

В случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК или Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а заявление, обращение направляется в вышестоящий судебный орган или органы прокуратуры.

21. Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в книге, ведущейся в том следственном органе Следственного комитета, в котором оно проходит службу, если иное не установлено настоящей Инструкцией.

22. Необоснованный отказ правомочного должностного лица принять заявление о преступлении, невнесение в установленном настоящей Инструкцией порядке сообщения о преступлении в книгу регистрации сообщений о преступлении, а также необоснованный отказ в выдаче заявителю талона-уведомления о принятии и регистрации этого заявления недопустимы.

23. При наличии причин, препятствующих должностному лицу зарегистрировать в течение 3 часов принятое им сообщение о преступлении, сведения о таком сообщении могут быть внесены в книгу на основании информации, переданной (полученной) различными каналами связи.

24. Рапорт об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, составленный по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, регистрируется в том следственном органе Следственного комитета, в котором он был составлен.

25. Поступившие по подследственности заверенные в установленном порядке копии (выписки) протоколов судебного заседания и протоколов следственных действий с внесенными в них устными сообщениями о других преступлениях подлежат регистрации в том следственном органе Следственного комитета, в который они поступили для проверки.

26. Регистрации в книге подлежат сообщения о преступлении, содержащие сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, поступившие с постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности из другого органа предварительного расследования (в том числе иного следственного органа Следственного комитета), независимо от ранее произведенной регистрации.

27. Регистрации в книге также подлежат сообщения о преступлении, поступившие из другого органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) без вынесенного постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности и без соответствующего решения прокурора, если они содержат сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления. При этом уполномоченным должностным лицом, получившим данное сообщение, составляется рапорт в порядке, установленном статьей 143 УПК.

28. Поступившие в следственный орган Следственного комитета анонимные сообщения о преступлении в соответствии с частью 7 статьи 141 УПК не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Если указанная в таких сообщениях информация о совершенном или готовящемся преступлении требует незамедлительной проверки, то она по решению руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя должна быть немедленно передана по принадлежности в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, или иной государственный орган в соответствии с компетенцией.

29. Запрещается отражать в книге ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.

30. Ответственность за прием и регистрацию сообщений о преступлении возлагается на руководителя следственного органа Следственного комитета.

IV. Проверка сообщений о преступлении

31. Принятые сообщения о преступлении после их регистрации передаются по поручению руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя правомочному должностному лицу под роспись для проверки, о чем в книге делается соответствующая отметка.

32. В ходе проверки сообщений о преступлении правомочные должностные лица Следственного комитета в пределах полномочий, предоставленных УПК, и в зависимости от конкретных обстоятельств проводят первоначальные следственные и иные процессуальные действия, в том числе: осмотр места происшествия (часть вторая статьи 176 УПК); осмотр трупа (часть четвертая ст. 178 УПК); освидетельствование (часть первая статьи 179 УПК); назначение документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, направление органу дознания обязательного для исполнения письменного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (часть первая статьи 144 УПК); истребование из имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сведения о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию (часть вторая статьи 144 УПК); получение объяснений (пункт 3 части первой статьи 7 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).

При проверке сообщений о преступлении правомочные должностные лица следственных органов Следственного комитета вправе привлекать к участию в документальных проверках, ревизиях, исследованиях специалистов (часть первая статьи 144 УПК).

33. Если при проверке сообщения о преступлении будет установлено, что оно подлежит передаче в другой орган предварительного расследования (в том числе в иной следственный орган (подразделение) Следственного комитета), а по уголовным делам частного обвинения в соответствии с частью второй статьи 20 УПК — в суд, то правомочное должностное лицо следственного органа Следственного комитета выносит постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности или в суд. О принятом решении на основании части 2 статьи 145 УПК сообщается заявителю с разъяснением права и порядка его обжалования.

Руководитель следственного органа (подразделения) Следственного комитета или его заместитель в течение суток направляет вышеуказанное постановление вместе с сообщением о преступлении и в случае их наличия с иными документами (в том числе об обнаружении и изъятии следов преступления и иных доказательств) — в соответствующий следственный орган (подразделение) Следственного комитета, в суд по подсудности либо прокурору в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК для передачи материалов проверки сообщения о преступлении другому органу предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) по подследственности.

Копии данного постановления и сообщения о преступлении должны приобщаться к соответствующему номенклатурному делу следственного органа Следственного комитета. Сведения, содержащиеся в сообщении о преступлении, требующие принятия неотложных мер реагирования, либо постановление с таким сообщением должны быть предварительно переданы в соответствующий орган по подследственности по телефонной, факсимильной или иной связи.

Решение о передаче сообщения о преступлении по подследственности (в том числе в иной следственный орган (подразделение) Следственного комитета) или в суд по подсудности отражается в книге с указанием наименования следственного органа (прокуратуры, суда), в который направлено сообщение, даты и номера исходящего документа.

34. Если при рассмотрении сообщения о преступлении будут дополнительно установлены обстоятельства, указывающие на признаки другого преступления, подследственного иному органу предварительного расследования, правомочным должностным лицом должен быть составлен и зарегистрирован в книге соответствующий рапорт об обнаружении признаков преступления. Решение по такому сообщению о преступлении принимается в порядке, установленном пунктом 33 настоящей Инструкции. Вместе с рапортом и постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности при необходимости направляются копии материалов проверки основного сообщения о преступлении, в ходе рассмотрения которого был составлен рапорт.

35. Сообщение об одном и том же преступлении, поступившее в следственный орган (подразделение) Следственного комитета позднее ранее зарегистрированного сообщения (дополнительное сообщение о преступлении), регистрируется в книге и приобщается к ранее зарегистрированному сообщению об этом же преступлении (к материалу процессуальной проверки либо возбужденному уголовному делу), о чем делается соответствующая отметка в книге и уведомляется заявитель.

В случае, если при получении дополнительного сообщения о преступлении будет установлено, что по результатам рассмотрения другого, ранее зарегистрированного сообщения об этом же преступлении принято решение о передаче его по подследственности, такое сообщение по решению руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя также передается по подследственности.

Поступление в следственный орган Следственного комитета дополнительного сообщения о преступлении, в котором содержатся не проверявшиеся ранее сведения и доводы, является основанием для проверки в порядке процессуального контроля законности принятого решения об отказе в возбуждении уголовного дела по ранее зарегистрированному сообщению о преступлении (о приостановлении предварительного следствия или прекращении уголовного дела (уголовного преследования).

36. При проверке сообщения о преступлении правомочное должностное лицо следственного органа Следственного комитета с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих немедленного реагирования, обязано в пределах своих полномочий незамедлительно принять меры к предотвращению и пресечению преступления, а также к обнаружению и фиксации следов преступления и иных доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования.

О мерах, принятых по сообщению о преступлении, и их результатах следователь должен постоянно информировать руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя для определения необходимости принятия дополнительных организационных мер.

37. Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена в соответствии с частью первой статьи 144 УПК в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении в следственный орган Следственного комитета.

По мотивированному ходатайству следователя срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем в соответствии с частью третьей статьи 144 УПК до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов — до 30 суток с обязательным указанием конкретных обстоятельств, послуживших основанием для такого продления.

38. Ходатайство о продлении срока проверки оформляется в соответствии с пунктом 25 статьи 5 УПК постановлением. Подлинник постановления приобщается к материалам проверки, а его копия — к соответствующему номенклатурному делу следственного органа Следственного комитета.

39. Контроль за соблюдением сроков проверки сообщений о преступлении возлагается на руководителей следственных органов (подразделений) Следственного комитета, в производстве которых находятся материалы проверки сообщений о преступлении.

При выявлении нарушений сроков проверки сообщения о преступлении руководителем следственного органа (подразделения) Следственного комитета должны быть безотлагательно приняты меры к принятию законного и обоснованного решения по сообщению о преступлении, установлены и устранены обстоятельства, следствием которых явились нарушения, а в необходимых случаях приняты меры воздействия к должностным лицам, допустившим нарушения.

1 В соответствии с пунктом 38 1 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК) руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. В соответствии с частью 5 статьи 39 УПК полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

2 В соответствии с пунктом пункт 41 статьи 5 УПК следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Читайте так же:  Авто из Германии в Молдову. Растаможка машины с молдавии

3 В соответствии с пунктом пункт 40 1 статьи 5 УПК следователь-криминалист — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству.

4 При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении (часть 2 статьи 148 УПК).

5 Часть вторая статьи 142 УПК.

6 Сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации, проверяется следователем по поручению руководителя следственного органа Следственного комитета или его заместителя (часть вторая статьи 144 УПК).

ПРИКАЗ Следственного комитета РФ от 03.05.2011 N 72 (ред. от 05.03.2012 с изменениями, вступившими в силу с 05.03.2012) «О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ В СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНАХ (СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ) СИСТЕМЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.

в главных следственных управлениях и следственных управлениях СК России по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениях по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах СК России;

в межрайонных следственных отделах, следственных отделах и следственных отделениях СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделениях СК России.

4. Считать утратившими силу Приказы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 07.09.2007 N 14 «О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» и от 07.10.2008 N 85 «О внесении изменений в Приказ Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 07.09.2007 N 14 «О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

5. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции
А.И.БАСТРЫКИН

УТВЕРЖДЕНА
Приказом Председателя
Следственного комитета
Российской Федерации
от 03.05.2011 N 72

Приказ Следственного комитета РФ от 03.05.2011 N 72

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 3 мая 2011 г. N 72

О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ В СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНАХ (СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ) СИСТЕМЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказа Следственного комитета РФ от 05.03.2012 N 13)

В целях обеспечения единого порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в системе Следственного комитета Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», приказываю:

2. Вести книги регистрации сообщений о преступлении:

в подразделениях центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (СК России): в Главном военном следственном управлении, в Главном следственном управлении, в подразделениях центрального аппарата СК России по федеральным округам;

3. Руководителям подразделений центрального аппарата СК России, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России организовать изучение подчиненными работниками Инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, а также обеспечить надлежащий порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции
А.И.БАСТРЫКИН

УТВЕРЖДЕНА
Приказом Председателя
Следственного комитета
Российской Федерации
от 03.05.2011 N 72

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ В СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНАХ (СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ) СИСТЕМЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (далее — Инструкция) разработана в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ), Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации», иными федеральными законами и устанавливает единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.

2. Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц следственных органов (следственных подразделений) системы СК России в пределах их компетенции:

а) руководителей следственных органов (следственных подразделений) и их заместителей (пункт 38.1 статьи 5 УПК РФ);

б) старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей (пункт 41 статьи 5 УПК РФ);

в) старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов при наличии поручения руководителя следственного органа производить прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлении (пункт 40.1 статьи 5 УПК РФ);

г) иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять прием и регистрацию сообщений о преступлении.

3. Значение терминов, используемых в настоящей Инструкции:

а) сообщение о преступлении — предусмотренные частью 2 статьи 20, пунктом 2 части 2 статьи 37, статьями 140 — 143 УПК РФ, содержащие информацию об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления:

письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем;

протокол принятия устного заявления о преступлении, подписанный заявителем и лицом, принявшим заявление;

заявление о явке с повинной — добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении;

протокол явки с повинной — добровольное устное сообщение лица о совершенном им преступлении, занесенное в протокол;

рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный правомочным должностным лицом по сообщению о совершенном или готовящемся преступлении, полученному из иных источников;

постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения;

протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенная копия или выписка из него;

протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенная копия или выписка из него;

в) дополнительное сообщение о преступлении — сообщение об одном и том же совершенном или готовящемся преступлении, о котором ранее в следственном органе в установленном порядке было зарегистрировано сообщение о преступлении или находилось в производстве и расследовалось уголовное дело;

В электронном документе нумерация подпунктов соответствует официальному источнику.

г) принятие (прием) сообщения о преступлении — получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия;

д) регистрация сообщения о преступлении — внесение уполномоченным должностным лицом в книгу регистрации сообщений о преступлении присвоенного порядкового регистрационного номера сообщения о преступлении, кратких сведений об информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также фиксация на сообщении о преступлении его регистрационного номера путем проставления соответствующего штампа;

е) проверка сообщения о преступлении — процессуальные и иные действия, производимые правомочным на то должностным лицом в порядке статьи 144 УПК РФ по сообщению о преступлении с целью установления наличия либо отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки преступления;

ж) принятие процессуального решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении — принятие правомочным должностным лицом решения, предусмотренного статьей 145 УПК РФ:

о возбуждении уголовного дела;

об отказе в возбуждении уголовного дела;

о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ или в суд в соответствии с частью 2 статьи 20 УПК РФ (по уголовным делам частного обвинения);

з) следственные органы (следственные подразделения) СК России — входящие в систему СК России и осуществляющие прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлении: подразделения центрального аппарата СК России (Главное военное следственное управление, Главное следственное управление и подразделения центрального аппарата СК России по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления СК России по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы СК России; межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения СК России по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения СК России, а также структурные подразделения указанных следственных органов (главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений), отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений), отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов), следственные участки военных следственных органов СК России, должностные лица которых правомочны производить предварительное следствие и (или) к компетенции которых в установленном порядке отнесено осуществление предусмотренных статьей 39 УПК РФ полномочий руководителя следственного органа;

и) руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующий следственный орган (следственное подразделение) СК России или его структурное подразделение, к компетенции которого отнесено производство предварительного следствия и (или) осуществление полномочий руководителя следственного органа, предусмотренных статьей 39 УПК РФ, по осуществлению процессуального контроля, а также его заместитель.

4. Организация работы по обеспечению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении, а также контроль за осуществлением этой работы возлагаются на руководителя следственного органа, который ежедневно осуществляет текущий контроль за поступающими сообщениями о преступлении и обеспечивает их неукоснительный прием, регистрацию и рассмотрение в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством и настоящей Инструкцией.

5. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами, указанными в Инструкции, возложенных на них полномочий и обязанностей по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлении, а также принятие по ним незаконных процессуальных решений влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

II. Прием сообщений о преступлении

6. Сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности подлежит обязательному принятию (приему) во всех следственных органах СК России.

7. В общедоступных помещениях административных зданий следственных органов СК России на стендах размещаются:

выписки из положений УПК РФ и настоящей Инструкции, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлении;

образцы письменного заявления о преступлении, о явке с повинной;

перечень должностных лиц следственного органа СК России, правомочных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении;

сведения о должностных лицах следственных органов СК России, органов прокуратуры и суда (должность, Ф.И.О., адрес органа), которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения следователя и руководителя следственного органа.

Кроме того, такая информация может быть доведена полностью или частично до сведения граждан через средства массовой информации и размещена на сайте следственного органа СК России.

8. Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в следственный орган СК России, в устном или письменном виде.

9. Правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлении в соответствии с требованиями УПК РФ являются должностные лица, указанные в подпунктах «а», «б» пункта 2 настоящей Инструкции. Должностные лица, указанные в подпункте «в» пункта 2 настоящей Инструкции, осуществляют оформление сообщений о преступлении при наличии соответствующего поручения руководителя следственного органа СК России.

Круглосуточный прием сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями следственных органов СК России.

Отсутствие дежурного следователя не является основанием для отказа заявителю в приеме от него сообщения о преступлении следователем, руководителем следственного органа либо его заместителем, не привлеченным к дежурству.

Прием руководителем следственного органа СК России или его заместителем граждан с жалобами на отказ подчиненного ему руководителя следственного органа (его заместителя) или следователя в принятии от них сообщения о преступлении осуществляется незамедлительно.

10. Устное сообщение о преступлении на основании части 3 статьи 141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе и документе, удостоверяющем его личность. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

11. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление на основании части 5 статьи 141 УПК РФ оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в порядке, установленном статьей 143 УПК РФ.

12. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании части 4 статьи 141 УПК РФ вносится в протокол следственного действия. При этом заявитель должен быть предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

13. Заявителю, обратившемуся в следственный орган с устным заявлением о преступлении, в соответствии с требованиями части 1 статьи 11 УПК РФ должно быть разъяснено право, предусмотренное частью 1 статьи 141 УПК РФ, на подачу письменного заявления о преступлении.

Письменное заявление о преступлении должно в обязательном порядке содержать сведения о заявителе и быть подписано им.

Письменное заявление о преступлении может быть направлено заявителем почтовой связью.

14. При приеме от заявителя заявления о преступлении либо в ходе проверки по заявлению о преступлении заявитель должен быть предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ. Факт такого предупреждения подтверждается собственноручной записью заявителя либо отметкой соответствующего должностного лица, которая удостоверяется подписью заявителя.

15. Заявление о явке с повинной может быть сделано в произвольной форме как в письменном, так и в устном виде. Принятое устное заявление о явке с повинной вносится в протокол явки с повинной в порядке, установленном частью 3 статьи 141 УПК РФ.

16. Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении могут быть получены из иных источников. Такими источниками могут быть: средства массовой информации , обращения и жалобы граждан; информация, переданная по телефону, телеграфу и иными средствами электронной связи; обращения государственных и иных организаций и др.

Сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации, проверяется следователем исключительно по поручению руководителя следственного органа СК России или его заместителя (часть 2 статьи 144 УПК РФ).

При обнаружении в сообщении, полученном из иных источников, информации об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления, правомочным должностным лицом составляется соответствующий рапорт (статья 143 УПК РФ).

Аналогичный рапорт составляется также при отсутствии заявления потерпевшего либо его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (часть 4 статьи 20 УПК РФ).

17. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями лично от заявителя письменное или устное заявление о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление о принятии и регистрации заявления о преступлении с указанием времени, даты его принятия, регистрационного номера и своих данных.

18. Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков (приложение N 1) являются документами строгой отчетности. Заполненные талоны-корешки сдаются специально уполномоченному должностному лицу следственного органа СК России для отчета и организации их хранения в течение года с момента выдачи талона-уведомления заявителю.

19. Необоснованный отказ правомочного должностного лица принять заявление о преступлении, невнесение в установленном настоящей Инструкцией порядке сообщения о преступлении в книгу регистрации сообщений о преступлении, а также невыдача заявителю талона-уведомления о принятии и регистрации этого заявления недопустимы.

20. Принятые сообщения о преступлении незамедлительно докладываются руководителю следственного органа СК России либо его заместителю.

21. Сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 — 145 УПК РФ.

Поступившие в следственный орган СК России сообщения, заявления, обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывая при этом предположение о совершении ими должностного преступления, и ставят в связи с этим вопрос о привлечении их к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления, также не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 — 145 УПК РФ.

Читайте так же:  Что лучше завещание или договор дарения. Что лучше наследство или дарственная на дом

В случае поступления указанного сообщения, заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Такие сообщения, заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» или статьей 124 УПК РФ, а также соответствующими организационно-распорядительными документами СК России. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа СК России или его заместителем о принятом решении с разъяснением права и порядка его обжалования.

В случае отказа в рассмотрении заявления в порядке, предусмотренном для рассмотрения сообщений о преступлениях, заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших; заинтересованное лицо, считающее, что в его обращении содержится информация о совершенном или готовящемся преступлении, вправе оспорить такой отказ в судебном порядке.

В ответе также указываются конкретные фактические обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации оснований для проведения соответствующей проверки. При отклонении обращения, в котором сообщается о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а само обращение направляется в вышестоящий судебный орган или органы прокуратуры.

Если заявитель указывает на конкретные обстоятельства, которые могут свидетельствовать о наличии признаков преступления в действиях судьи, и эти обстоятельства не были предметом рассмотрения судов кассационной и надзорной инстанций, и им не была дана оценка, то такие заявления регистрируются в книге регистрации сообщений о преступлении, заявителю выдается талон-уведомление и проводится соответствующая процессуальная проверка. (в ред. Приказа Следственного комитета РФ от 05.03.2012 N 13)

III. Регистрация сообщений о преступлении

22. Для регистрации поступивших и принятых сообщений о преступлении, обеспечения контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными результатами, а также принятием процессуальных решений в следственных органах СК России ведется книга регистрации сообщений о преступлении (далее — книга) (приложение N 2).

В книге отражаются следующие сведения:

порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении;

дата и время его принятия;

данные о заявителе;

сведения о принятом процессуальном решении и дата его принятия;

В графу «Примечание» заносятся сведения: об источнике поступления сообщения о преступлении; о лице, в отношении которого проведена проверка; о сроке проверки, а также иная значимая информация, необходимая для надлежащей организации процессуального контроля (в том числе сведения об отмене процессуальных решений по сообщениям о преступлении прокурором). Содержание записей в данной графе книги определяется руководителем следственного органа СК России либо его заместителем.

Книга заводится в следственном органе СК России ежегодно (с начала года), является документом строгой отчетности и хранится 3 года с момента регистрации в ней последнего сообщения о преступлении.

23. Обязанности по ведению книги и регистрации в ней сообщений о преступлении возлагаются организационно-распорядительным документом руководителя следственного органа СК России на одного из подчиненных работников (сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих).

Функции по регистрации сообщений о преступлении в нерабочее время, праздничные и выходные дни могут быть также возложены на дежурных следователей следственных органов СК России.

Руководитель следственного органа еженедельно осуществляет контроль за полнотой и правильностью ведения книги с проставлением в ней отметки о проведенной проверке и ее результатах.

24. Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в книге, ведущейся в том следственном органе СК России, в котором оно проходит службу, если иное не установлено настоящей Инструкцией.

25. При наличии причин, препятствующих должностному лицу зарегистрировать в течение 3 часов принятое им сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, неблагоприятными погодными условиями и т.д.), сведения о таком сообщении могут быть внесены в книгу на основании информации, переданной (полученной) различными каналами связи (почтовой, телефонной, телеграфной и др.).

26. Рапорт об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, составленный по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, регистрируется в том следственном органе СК России, в котором он был составлен.

27. Поступившие по подследственности заверенные в установленном порядке копии (выписки) протоколов судебного заседания и протоколов следственных действий с внесенными в них устными сообщениями о других преступлениях подлежат регистрации в том следственном органе СК России, в который они поступили для проверки.

28. Регистрации в книге подлежат сообщения о преступлении, содержащие сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, поступившие с постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности из другого органа предварительного расследования (в том числе иного следственного органа СК России), независимо от ранее произведенной регистрации.

29. Регистрации в книге также подлежат сообщения о преступлении, поступившие из другого органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) без постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности и без соответствующего решения прокурора, если они содержат сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления.

При поступлении в следственный орган СК России из другого органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) сообщения, заявления, обращения, которое не содержит сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, оно незамедлительно без регистрации в книге возвращается руководителем следственного органа СК России или его заместителем в орган, его направивший.

О допущенных нарушениях требований УПК РФ о порядке передачи сообщений о преступлении по подследственности руководитель следственного органа СК России либо его заместитель информируют соответствующего прокурора.

30. Поступившие в следственный орган СК России анонимные сообщения о преступлении, которые в соответствии с частью 7 статьи 141 УПК РФ не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, направляются по решению руководителя следственного органа СК России либо его заместителя в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Если указанная в таких сообщениях информация требует незамедлительной проверки, то она должна быть немедленно передана в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, по телефону либо с использованием факсимильной или иной экстренной связи.

31. Запрещается отражать в книге ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.

32. Персональная ответственность за нарушение правил приема и регистрации сообщений о преступлении, а также за полноту ведения книги возлагается на руководителя следственного органа СК России.

IV. Проверка сообщений о преступлении

33. Принятые сообщения о преступлении после их регистрации передаются по поручению руководителя следственного органа СК России либо его заместителя правомочному должностному лицу под роспись для проверки, о чем в книге делается соответствующая отметка.

34. В ходе проверки сообщений о преступлении следователями СК России в пределах полномочий, предоставленных УПК РФ, могут быть произведены осмотр места происшествия, осмотр трупа, иные проверочные действия, в том числе: получены объяснения; произведены документальные проверки, ревизии, исследования документов, предметов, трупов; затребованы имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сведения о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию (за исключением случаев, когда это лицо поставило условие сохранить в тайне источник информации).

Требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах полномочий, установленных частью 4 статьи 21 УПК РФ и статьей 7 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

35. Если при рассмотрении сообщения о преступлении будет установлено, что оно подлежит передаче в другой орган предварительного расследования (в том числе в иной следственный орган СК России), а по уголовным делам частного обвинения — в суд, то должностное лицо следственного органа СК России, правомочное осуществлять проверку, обязано вынести постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности или в суд. О принятом решении на основании части 2 статьи 145 УПК РФ сообщается заявителю с разъяснением права и порядка его обжалования.

Руководитель следственного органа СК России или его заместитель в течение суток направляет вышеуказанное постановление вместе с сообщением о преступлении и в случае их наличия — с иными документами (в том числе об обнаружении и изъятии следов преступления и иных доказательств) в соответствующий следственный орган СК России, в суд по подсудности либо прокурору в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ для передачи материалов проверки сообщения о преступлении другому органу предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) по подследственности.

Копии постановления, сообщения о преступлении и иных документов (при их наличии) в полном объеме должны быть приобщены к соответствующему номенклатурному делу следственного органа СК России.

Сведения, содержащиеся в сообщении о преступлении, требующие неотложного реагирования, либо постановление с таким сообщением должны быть предварительно переданы в соответствующий орган по подследственности по каналам телефонной, факсимильной или иной экстренной связи.

Решение о передаче сообщения о преступлении по подследственности (в том числе в иной следственный орган СК России) или в суд по подсудности отражается в книге с указанием наименования следственного органа (прокуратуры, суда), в который направлено сообщение, даты и номера исходящего документа.

36. Если при рассмотрении сообщения о преступлении будут дополнительно установлены обстоятельства, указывающие на признаки другого преступления, подследственного иному органу предварительного расследования, правомочным должностным лицом должен быть составлен и зарегистрирован в книге соответствующий рапорт об обнаружении признаков преступления. Решение по такому сообщению о преступлении принимается в порядке, установленном пунктом 35 настоящей Инструкции. Вместе с рапортом и постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности при необходимости направляются копии материалов проверки основного сообщения о преступлении, в ходе рассмотрения которого был составлен рапорт.

37. Дополнительное сообщение об одном и том же преступлении регистрируется в книге и приобщается к ранее зарегистрированному сообщению об этом же преступлении, если по нему еще не принято процессуальное решение, о чем делается соответствующая отметка в книге.

В том случае, если при проверке зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что оно является дополнительным и что по результатам рассмотрения другого сообщения об этом же преступлении ранее было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, такое сообщение по решению руководителя следственного органа СК России либо его заместителя приобщается к соответствующим материалам проверки сообщения о преступлении или возбужденному (прекращенному, приостановленному) уголовному делу, о чем уведомляется заявитель, а также делается соответствующая отметка в книге.

В случае, если при проверке зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что по результатам рассмотрения другого сообщения об этом же преступлении было принято решение о передаче сообщения о преступлении (уголовного дела) по подследственности, такое сообщение по решению руководителя следственного органа СК России либо его заместителя передается по подследственности.

Поступление в следственный орган СК России дополнительного сообщения об одном и том же преступлении, содержащее неизвестные ранее сведения и доводы, которые ранее не проверялись, является основанием для проверки законности принятого решения об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении предварительного следствия или прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в порядке процессуального контроля.

38. При проверке сообщения о преступлении следователь с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих немедленного реагирования, обязан в пределах своих полномочий незамедлительно принять меры к предотвращению и пресечению преступления, а также к обнаружению и фиксации следов преступления и иных доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования.

О мерах, принятых по сообщению о преступлении, и их результатах следователь должен постоянно информировать руководителя следственного органа СК России либо его заместителя для определения необходимости принятия дополнительных организационных мер (например, личное прибытие к месту происшествия и участие в его осмотре; привлечение дополнительных сил и средств, в т.ч. для раскрытия преступления по «горячим следам» и т.д.).

39. Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении в следственный орган СК России.

По мотивированному ходатайству следователя срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа СК России или его заместителем до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов — до 30 суток, с обязательным указанием конкретных фактических обстоятельств, послуживших основанием для такого продления.

40. Ходатайство о продлении срока проверки оформляется постановлением. Подлинник постановления приобщается к материалам проверки, а его копия — к соответствующему номенклатурному делу следственного органа СК России.

Сведения о продлении срока проверки сообщения о преступлении отражаются в книге.

41. Постоянный контроль за соблюдением сроков проверки сообщений о преступлении и ведением книги возлагается на руководителей следственных органов (следственных подразделений) СК России, в производстве которых находятся материалы проверки сообщений о преступлении.

При выявлении нарушений сроков проверки сообщения о преступлении руководителем следственного органа СК России должны быть безотлагательно приняты меры к принятию законного и обоснованного решения по сообщению о преступлении, установлены и устранены обстоятельства, следствием которых явились нарушения, а в необходимых случаях приняты меры воздействия к должностным лицам, допустившим нарушения.

42. Принятые, зарегистрированные сообщения о преступлении, книга регистрации сообщений о преступлении, талоны-корешки, материалы проверки сообщений о преступлении и постановления, вынесенные по результатам рассмотрения сообщений о преступлении, представляются для проверки прокурорам, их заместителям, а также уполномоченным прокурорами должностным лицам органов прокуратуры и судьям в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

43. В целях исполнения положений Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации гражданам по их просьбе должна быть предоставлена возможность знакомиться с документами, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела и контрольными производствами, имеющимися в следственных органах СК России, которые затрагивают их права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Ознакомление с материалами производится только по письменному заявлению гражданина либо его представителя, полномочия которого в соответствии с законодательством Российской Федерации оформлены доверенностью. При этом могут быть предоставлены для ознакомления только те материалы, в которых непосредственно затрагиваются права и свободы обратившегося с заявлением гражданина.

Решение о предоставлении гражданину для ознакомления материалов принимает руководитель следственного органа СК России либо его заместитель. Сотрудником, ознакомившим гражданина с материалами, должна быть составлена соответствующая справка.

В случае отказа в предоставлении возможности ознакомиться с материалами гражданину дается мотивированное разъяснение действующего законодательства, ограничивающего его права на ознакомление.

Не подлежат предоставлению для ознакомления материалы, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также охраняемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну, а равно затрагивающие частную, личную и семейную жизнь других граждан, неприкосновенность их жилища и тайну переписки.

Приложение N 1
к Инструкции о едином порядке
приема, регистрации и проверки
сообщений о преступлении
в следственных органах
(следственных подразделениях)
системы Следственного комитета
Российской Федерации

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ТАЛОНА-КОРЕШКА И ТАЛОНА-УВЕДОМЛЕНИЯ О ПРИНЯТИИ И РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

ТАЛОН-КОРЕШОК ТАЛОН-УВЕДОМЛЕНИЕ
N _______________ N __________________
Заявление принято от Принято от
(фамилия, инициалы заявителя) (Ф.И.О. заявителя)
Краткое содержание Краткое содержание
Подпись и должность сотрудника, принявшего заявление Заявление принято
(Ф.И.О., должность сотрудника)
«__» ____________ 20__ г. (N по Книге регистрации сообщений о преступлениях)
Подпись лица, получившего талон
уведомление
(наименование органа, адрес и служебный телефон)
«__» час. «__» мин. «__» час. «__» мин.
«__» ________________ 20__ г. «__» ________ 20__ г.
Зарегистрировано в КРСП Подпись сотрудника
(дата, N) (подпись, инициалы, фамилия)
Подпись должностного лица,
зарегистрировавшего заявление

Приложение N 2
к Инструкции о едином порядке
приема, регистрации и проверки
сообщений о преступлении
в следственных органах
(следственных подразделениях)
системы Следственного комитета
Российской Федерации

КНИГА РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ
_______________________________________________
(наименование следственного органа
Следственного комитета Российской Федерации)

Начата «__» __________ 20__ г.
Окончена «__» ________ 20__ г.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *