Малый бизнес и налоги: кто кого. Налог на малый бизнес в европе

Малый бизнес и налоги: кто кого?

Согласно указу президента, 2020 год будет объявлен Годом предпринимательства. По иронии судьбы именно к этому году малому бизнесу приготовлены новые «подарки». Последний из них был сделан совсем недавно: Минэкономразвития объявило об индексации коэффициентов-дефляторов, в результате чего выплаты по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), патентной системе налогообложения (ПСН) и торговому сбору увеличатся на 4,9% по сравнению с текущим годом.

Казалось бы, 4,9% — это не так уж много. Но дело в том, что это повышение нагрузки произойдет наряду с другими процессами, о которых сейчас почти не говорят. Общим результатом станет значительное повышение фискальной нагрузки на малый бизнес, и вместо планируемого роста малого бизнеса мы получим его сокращение.

Страховые взносы для ИП растут быстрее инфляции

С 2020 года сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и ФОМС снова будет увеличена. Масштабы этого повышения значительно выше, чем упомянутые 4,9%: отчисления в Пенсионный фонд вырастут на 10,5%, а в ФОМС — на целых 22,4% (расчеты ИКСИ на основе ст. 430 п. 1 НК РФ, обсуждавшиеся в СМИ). При этом далеко не все ИП могут зачесть эти суммы при уплате своих налогов на доходы.

Как предполагается, после 2020 года ежегодное повышение взносов для ИП будет прекращено, поскольку эти платежи не будут зависеть от МРОТ. Но учитывая общие тенденции к постепенному повышению налоговой нагрузки, сложно поверить, что эти суммы не будут индексироваться по каким-то иным правилам, например через те же дефляторы.

И это не вся история со страховыми взносами, которые уже стали одним из главных видов фискальной нагрузки для российского бизнеса. Каждый год, согласно расчетам ИКСИ на основании опубликованных данных, на 10-12% индексируются пороговые суммы, начиная с которых применяются пониженные ставки взносов. А значит, для добросовестных плательщиков взносов, выплачивающих квалифицированным сотрудникам высокую заработную плату, нагрузка по страховым взносам ежегодно растет. При этом льготы по страховым взносам для малого бизнеса, к сожалению, доступны лишь отдельным категориям плательщиков.

Применять специальные налоговые режимы становится сложнее

Одним из наиболее серьезных изменений, ограничивающих применение спецрежимов, станет отмена ЕНВД с 2021 года. Сейчас этот налог уплачивают 2,1 млн субъектов малого бизнеса, из них 1,8 млн ИП. Таким образом, на ЕНВД находятся около 55% ИП, действующих в стране, и порядка 10% юрлиц (малых компаний). С 2021 года все они столкнутся с необходимостью изменения налогового режима. При этом для большинства из них наиболее вероятным будет переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой налог будет рассчитываться не от предполагаемого («вмененного») дохода, а от фактических поступлений, что во многих случаях эквивалентно повышению налоговой нагрузки.

Не менее важным изменением станет запрет на применение ЕНВД и патентной системы налогообложения при торговле товарами, подлежащими маркировке. В 2020 г. это в полной мере коснется торговли обувью, лекарственными средствами, текстильной, парфюмерной продукцией, автомобильными шинами и т. п. Учитывая, что в сфере торговли работает более половины российского малого бизнеса, изменения затронут значительное количество компаний и ИП.

Планы Минфина предполагают введение ограничений (см. ниже) и на новую налоговую систему для «самозанятых» — налог на профессиональный доход (НПД). После достаточно успешного старта этой системы в четырех пилотных регионах вместо распространения НПД на все регионы страны предполагается ввести этот режим только в «отдельных субъектах РФ». Обсуждаются также ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься «самозанятые».

Имущественные налоги продолжают расти

В стране продолжается переход к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости: ежегодно уточняются и дополняются перечни объектов, которые подлежат обложению имущественными налогами по новой системе. Происходит и переоценка ранее проведенной кадастровой оценки, чаще всего в сторону ее повышения. Например, в прошлом году в СМИ активно обсуждалось 20%-ное повышение кадастровой стоимости для большинства объектов торговой недвижимости в Москве и Московской области.

И это касается не только компаний и ИП, являющихся собственниками недвижимости. Рост налоговой нагрузки по имущественным налогам приведет и к росту платы за аренду помещений и земельных участков, используемых малым бизнесом.

Малый бизнес продолжит сокращаться

Малый бизнес сейчас находится в ситуации, когда спрос на производимые товары и услуги ограничен из-за сокращения реальных доходов граждан, а расходы (как производственного, так и фискального характера) продолжают расти. Неизбежный результат этого — падение рентабельности бизнеса, в ряде случаев приводящий к его закрытию.

Собственно говоря, именно это и наблюдается в последнее время. Последние данные Реестра МСП на 10 октября 2020 года показывают (согласно расчетам ИКСИ на основе данных реестра МСП), что общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении. При этом число малых организаций (юрлиц) сокращается заметно более высокими темпами: на 15,3% в годовом выражении. Численность ИП пока продолжает расти. Однако повышение нагрузки в предстоящие год-два, которое описано выше, скажется главным образом на ИП. Именно они прежде всего столкнутся с повышением страховых взносов, ростом выплат по ПСН, ЕНВД и необходимостью перехода на другие режимы налогообложения. Поэтому с высокой вероятностью можно ожидать, что рост численности ИП в 2020-2021 годах замедлится, что повысит темпы сокращения числа малых предприятий.

Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» под вопросом

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает, что к 2024 году в сфере малого и среднего бизнеса должно быть занято 25 млн человек, а доля сектора в ВВП страны должна достигнуть 32,5%. На данный момент фактические показатели существенно (как минимум на треть) отстают от этих целей. В секторе малого и среднего бизнеса сейчас занято 19,1 млн человек (15,7 млн наемных работников и 3,4 млн ИП), а вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России составит 22,9% в 2020-м.

Можно ли преодолеть это отставание за оставшиеся 5 лет? При продолжении существующих тенденций в экономике и экономической политике, конечно, нет. Выполнение этих задач требует принципиально иного подхода к развитию малого и среднего бизнеса. В сфере налоговой политики это означает отказ от любых действий, повышающих нагрузку на малый бизнес (как минимум на период реализации нацпроектов) и проработку налоговых стимулов для его участников, занимающихся инвестициями и инновациями, создающих рабочие места, осваивающих новые рынки, в том числе зарубежные. Крайне важно, чтобы эти стимулы имели не точечный, а широкий охват по всей стране. А значит, нужны не только инициативы от регионов по предоставлению таких стимулов, но и всесторонняя поддержка этих инициатив на федеральном уровне.

Налог на малый бизнес в европе

Российская экономика развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на развитие современной экономики, и в частности на предпринимательскую деятельность, является действующая налоговая политика государства. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие ил и сдерживает его [2, с. 626].

В странах с развитым малым бизнесом проводится активная политика поддержки предпринимательских инициатив, созданы и действуют эффективные механизмы помощи предпринимательству. Знание зарубежного опыта необходимо, чтобы не повторять ошибки, а использовать наработанный веками опыт, ускорить процесс цивилизованных рыночных преобразований в России [3, с. 81].

Законодательство развитых стран относит малый бизнес к особым субъектам государственного регулирования. Особенности налогообложения малого бизнеса определяет его социальная значимость и массовость. При этом определяются цели экономического развития.

Экономической политикой большинства развитых стран создается благоприятная среда для малых предприятий. Это делается для компенсации меньших возможностей данной категории предприятий.

Важным моментом при налогообложении малого бизнеса является количественный и качественный критерий.

Численность работников предприятия, оборот, активы, прибыли относится к количественным критериям. Во всех странах количественный критерий – количество работников, занятых на предприятии. Остальные параметры обычно отличаются в разных странах и между собой.

Для примера рассмотрим критерии отнесения предприятий к малым в развитых странах.

В Европе параметрами, позволяющими отнести предприятия к малым, являются: численностью занятых работников, товарооборот – менее 40 млн евро, или балансовая стоимость активов – менее 27 млн евро, а также экономическая независимость малых предприятий. В разных европейских странах количественные критерии различны.

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в развитых странах

Количество предприятий, тыс.

Количество работающих, млн

Доля малого бизнеса в ВВП, %

Количество работающих на одном предприятии, ед.

Рис. 1. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в развитых странах

В Австрии критерии: число работающих – менее 50 человек, годовой доход предприятия– менее 5 млн евро, или балансовая стоимость активов – менее 2 млн евро. Кроме того, доля внешних собственников в предприятии не более 25 %. Данный критерий аналогичен в России.

В Германии основные критерии отнесения предприятия к малому: численность работающих составляет 1–49 человек, размер складочного капитала – менее 5 млн евро и объем годового оборота – менее 7 млн евро. Критерии отнесения к средним предприятиям: численность работающих от 50 до 249 человек, размер складочного капитала менее 27 млн евро, объем годового оборота – менее 40 млн евро. Все предприятия ремесленной торговли относят к малым, если они внесены в реестр ремесленной торговли, вне зависимости от размеров предприятия и вида деятельности.

В Португалии, условия отнесения предприятий к малым и средним: деятельность в сфере материального производства, горно­добывающей отрасли, оказание услуг другим предприятиям, оптовая и розничная торговля. Годовой оборот менее 12,3 млн евро, а доля участия в других предприятиях не более 50 %.

В Швеции главный параметр оценки предприятия как субъекта малого: предпринимательства численность работающих менее 200 человек. Кроме того, малые предприятия классифицируют по: стадии роста, географической и отраслевой принадлежности, характеристикам владельцев и управляющих, типам проблем, характерным для предприятия.

Во Франции основные критерии: количество работающих на предприятии, размер складочного капитала и объем годового оборота.

В США малые предприятия: количество работников в соответствии с видом деятельности до 100; 500; 750; 1000 и 1500 человек. Объем годового дохода от 0,75 млн. до 20 млн. долл. По остальным критериям предприятия, отнесенные в США к малым, в европейских странах должны считаться средними и крупными.

Налоговое законодательство большинства стран при определении «малого предприятия» использует количественные показатели, дополненные качественными характеристиками. Некоторые государства, помимо критериев классификации предприятий к субъектам малых, относят данную категорию к льготной.

В международной практике существует два основных варианта налогообложения малых предприятий:

1) налоговые льготы по налогу на прибыль, иногда по НДС;

2) применение специальных налоговых режимов.

В развитых странах часто применяют льготы по налогу на прибыль прямые и косвенные. Самая распространенная косвенная льгота, применение ускоренной амортизации для некоторых видов оборудования, используемого в первостепенных отраслях, для НИОКР. Для остального имущества, в основном, используется комбинированный метод, то есть в начале применяется амортизация по методу убывающего остатка, потом – линейная.

Так, например, в Великобритании стоимость инновационного оборудования списывается в первый год его использования. Во Франции списание стоимости в первый год эксплуатации используется для компьютеров; в отношении новейшего оборудования возможно списание до 50 % стоимости. В Германии в отношении имущества, используемого для НИОКР, списание производится до 40 %. То есть, на малые предприятия, у которых в основном офисное оборудование, льготы в виде амортизации не значительны.

Значимая льгота для малого предпринимательства – пониженная ставка по налогу на прибыль. Практика такого льготирования часто используется во многих развитых. В США ставка колеблется от 15 % до 34 %, во Франции от 33,3 % до 36 %, в Канаде от 22 % до 43 %, в Великобритании от 22 % до 30 %.

Анализ налоговых ставок по налогу на прибыль для малых и крупных предприятий в России и за рубежом

Минэкономразвития обсуждало заморозку на текущем уровне условий специальных налоговых режимов для предпринимателей — единого налога на вмененный доход (ЕНВД), патентной системы налогообложения (ПСН) и торгового сбора, но эту идею не поддержал Минфин, сообщила РБК пресс-служба Минэкономразвития.

Ранее Минэкономразвития опубликовало проект приказа с коэффициентами для ежегодной индексации налогов для малого бизнеса на 2020 год. Согласно документу, ЕНВД, патент и торговый сбор увеличатся на 4,9% в будущем году после 2,5% в 2020 году. Для ЕНВД это будет самым значительным повышением с 2015 года, когда рост составил 7,5%.

Проект с указанными параметрами должен вступить в силу в ноябре, если только власти не решат заморозить индексацию налогов для малого бизнеса, как это произошло в конце 2015 года.

Минэкономразвития утверждает, что расчет индексов-дефляторов не зависит от воли ведомства и производится по установленному алгоритму. «Минэкономразвития не обладает полномочиями вносить соответствующие корректировки», — пояснили в пресс-службе ведомства. Изменить порядок можно только поправками в Налоговый кодекс, утверждают в министерстве.

«Вопрос об очередной заморозке коэффициентов в Налоговом кодексе обсуждается отдельно от рассматриваемого приказа. Ранее Минэкономразвития обсуждало такую заморозку, но это предложение не было поддержано Минфином», — отметили в ведомстве.

Статья Налогового кодекса про коэффициенты-дефляторы указывает только то, что их расчет на каждый следующий год зависит от изменения потребительских цен в год предшествующий. В 2010 году Минэкономразвития объясняло, что для расчета используются прогноз среднегодового индекса потребительских цен (ИПЦ) на текущий год (сейчас это 4,7% на 2020 год), фактическое значение среднегодового ИПЦ за предыдущий год (2,9% в 2018 году) и прогнозное значение среднегодового ИПЦ за предыдущий год на момент подготовки соответствующего проекта (2,7% для 2018 года). Этот алгоритм не менялся, следует из ответа Минэкономразвития, на 2020 год он дает показатель индексации налогов для малого бизнеса в 4,9%.

Налоговые льготы для малого бизнеса германии

МАЛЫЙ БИЗНЕС В ГЕРМАНИИ

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

  • кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность
  • кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды
  • кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии
  • кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем
  • проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.

    Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:

  • программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»
  • программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела». Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган – Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству – призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.

    В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).

    Отметим, что малый бизнес в Германии имеет свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли.

    Читайте так же:  Как стать дилером компании «Савитр». Стать дилером договор

    В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.

    Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества.

    В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат – оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.

    Малый бизнес в Германии

    Малый бизнес в Германии относится к наиболее перспективным и развивающимся секторам экономики. Правительство оказывает необходимую поддержку таким предприятиям на каждом уровне власти. Прежде всего, поддержка касается наукоемких производств.

    Открытие своего бизнеса в Германии происходит достаточно просто. Для этого нужно прийти в местное торговое представительство и поставить свой бизнес на учет. В ФРГ к малому бизнесу относятся организации, имеющие годовой оборот менее 250 тыс. евро. При этом физические лица могут заниматься своим делом посредством организации формы собственности — Freiberufler. Это не считается предпринимательством в полном понимании. В РФ такая форма деятельности больше напоминает фриланс. Для того чтобы ей заниматься в ФРГ нужно пройти регистрацию в налоговом органе и представить соответствующие документы об образовании. Частные лица, занимающиеся подобной деятельностью, не платят налог с предпринимательства, а только налог на доход. Статистика показывает, что свыше 1 млн. человек, включая психологов, докторов, педагогов, журналистов, специалистов творческих направлений успешно занимаются таким бизнесом.

    Действительно Freiberufler имеет множество сходства с фрилансером, но между ними все-таки есть серьезные отличия. Например, Freiberufler в обязательном порядке должен иметь соответствующее специальное образование в том направлении, в котором он оказывает услуги. Он имеет право работать как самостоятельно, так и по найму, но не может продавать продукцию от другого производителя. Это будет расцениваться как частное предпринимательство, и требовать уплаты налога. Конечно, в силу упрощенного налогообложения индивидуальному предпринимателю более выгодно работать в качестве Freiberufler, поэтому в ФРГ это популярно. Поскольку при такой организации существует право найма работников для помощи в оказании деятельности, в общей сложности стране это создает 3 млн. дополнительных рабочих мест. Все сорные вопросы по признанию бизнеса «свободной профессией», а не предпринимательством, решает специальная финансовая служба (Finanzamt).

    В настоящее время в ФРГ действуют более полумиллиона ремесленных малых предприятий, которые включают около 100 видов разнообразной деятельности. Около четверти из них экспортирует свой товар, обеспечивая таким образом больше 15% совокупного государственного внешнеторгового объема. Дополнительно миллион человек относятся к работникам «свободных профессий» (консультанты, медицинские работники, юристы, аудиторы). Это еще 2 миллиона работников, экономическая отдача которых уступает только ремесленникам и работникам торгового сектора. Общий объем инвестиций, направляемый на развитие малого бизнеса в ФРГ, составляет больше половины от объема государственных финансовых вложений. К тому же годовой объем кредитования малых предприятий государством составляет 50 млрд. евро.

    Другой немецкий феномен предпринимательства – «предприниматели-совместители». Такой род деятельности интересен тем, кто не слишком загружен на свой основной работе и хочет дополнительно организовать собственный бизнес. Такая форма распространена у аудиторов, юристов и бухгалтеров. На практике ряд крупных концернов дают право своим штатным сотрудникам работать у себя дома. Это выгодно как самим компаниям, так и работникам. Последние получают дополнительные возможности для организации собственного дела. Многие финансовые институты, банки и страховые компании сегодня предлагают ряд услуг в круглосуточном режиме. Это связано с потребностью «совместителей» срочно получить соответствующие услуги по своей дополнительной деятельности в то время, когда традиционно заканчивается рабочий день.

    Сегодня развитием малого бизнеса в Германии занимаются выходцы из развивающихся стран Европы и Африки. Они открывают небольшие рестораны своей национальной кухни, задействованы в торговле, работе в химчистках, парикмахерских, ателье. В то время как немцы работают в отраслях, требующих высокой профессиональной подготовки.

    ФРАНШИЗА ПИВНОГО МАГАЗИНА ФРАНШИЗА СЕТИ САЛОНОВ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ «МАГИЯ ЗОЛОТА» ФРАНШИЗА НИЖНЕГО БЕЛЬЯ MILAVITSA ОТКРЫТЬ МАГАЗИН ОДЕЖДЫ ПО ФРАНШИЗЕ MELANGE Group ФРАНШИЗА СВАДЕБНОГО САЛОНА SLANOVSKIY

    Бизнес в Германии

    Иностранцам, желающим вести собственный бизнес в Германии . создать, купить готовый малый бизнес в Германии . зарегистрировать фирму в Германии предоставляются невиданные, например, Российскими предпринимателями условия для работы.

    Наиболее востребован готовый бизнес в Германии . либо долевое участие в немецком сетевом предприятии со стабильным доходом. Например, продажа сети книжных-сувенирных магазинов в Германии

    Полная продажа бизнеса в Германии — 1 500 000 евро. Долевое участие — от 700 000 евро

    Также выгодна возможность анти-кризисного инвестирования в доходную коммерческую недвижимость в Германии путем приобретения многоквартирных домов, торговых центров, офисных комплексов от банков за 50-70% их рыночной стоимости.

    Бизнес в Германии купить — Предложения доходной коммерческой недвижимости в Германии

    Опытные специалисты нашей компании готовы предоставить руссскоязычного адвоката в Германии . для оперативного ии эффективного решения всех вопросов, связанных с созданием бизнеса, регистрацией фирмы в Германии.

    Оптимальный вариант для начала — купить готовый малый бизнес в Германии.

    Самым приятным моментом является масса преимуществ, которые предоставляет собственная фирма в Германии .

    Во-первых, эторегистрация предприятия под немецкой маркой, что обеспечит наличие хорошего бренда и придаст фирме знак известного на весь мир немецкого качества и надёжности. Также это даёт возможность быть уверенным в безопасности своих капиталов: деньги немецкой фирмы всегда надёжно защищены даже в том случае, если их инвестировать на территории стран СНГ.

    Во-вторых, это приятная возможность стать обладателем вида на жительство в Германии , а после этого, в недалёком будущем — и немецкого гражданства, причём не только для самого владельца предприятия, но и для всех членов его семьи.

    В-третьих, открывая свою фирму в Германии, каждый получает право открытия её филиалов на территории всего Евросоюза, что очень удобно и выгодно.

    Наконец, нельзя не сказать о прямой финансовой выгоде открытия собственного, например, если этой малый бизнес в Германии . Каждый учредитель автоматически получает право на возвращение налога на добавленную стоимость, а также на страхование своего предприятия по льготным тарифам (для иностранных фирм такой возможности не предусмотрено).

    Весомым плюсом ко всему является и право на получение кредитов в немецких банках, что всегда может стать надёжной опорой для бизнеса!

    Помимо гибкой системы налогообложения для предпринимателей, с целью поддержания частного бизнеса, законодательство ФРГ тоже достаточно лояльное по отношению к деятельности предприятий. Для каждого кто решил зарегистрировать предприятие в Германии, в стране очень быстрая и простая процедура регистрации новых предприятий.

    При ведении бизнеса в стране вы получаете вид на жительство на три года. Максимальный срок реализации программ до трех-четырех месяцев. Более того, появляется возможность получить бесплатно образование в Германии не только для себя, но и для своих детей.

    Как и в любом государстве, в Германии предусмотрен ряд налогов, которые должны уплачиваться предпринимателями. Общая сумма, которая взимается с предпринимателя или частного предприятия делится таким образом: 48% это федерация, 34% на земли и 13% — общины, а остаток поступит в Фонд выравнивания бремени, а также на долю ЕС. Помимо перечисленных налогов, существуют еще церковный налог, который не указывается финансовой статистикой вместе с государственными налогами. Существует понятие таможенной пошлины, которая также считается одним из видов налогов.

    На территории Германии существуют единые правила, которые действуют для всех налогов и которые прописаны в специальном Положении об отчислении в качестве налогового правого документа. Именно здесь можно узнать, какие существуют налоги, кто является налогоплательщиком на территории страны. Также в документе закреплен принцип сохранения тайны финансовыми органами по поводу полученной информации о налогах и принцип относительно равномерного распределения налогообложения. В Германии существует несколько видов налогов, которые делятся по назначению.

    Стоит отметить, что не все предприниматели и не все граждане должны уплачивать налоги в полном объеме. Также в стране есть специальные органы, которые занимаются выявлением тех, кто пытается уклониться от уплаты налогов.

    Бизнес-иммиграция в Германию

    Легализация через бизнес оптимально подходит для тех, кто владеет от 300 до 500 тыс. евро. Высокая конкуренция и довольно большое бремя налогообложения для наших граждан зачастую бываютзатруднительны. При этом необходимо предоставить 5 новых рабочих мест. На самом деле это верхняя граница необходимой суммы, при планировании открытия бизнеса ваше заявление рассматривается различными финансовыми и налоговыми органами. И в некоторых случаях вложения могут быть значительно ниже. Но если вы подаете заявление на вложение в экономику страны 500 тыс. евро, то отказ в открытии визы и начала своего дела практически никто не получил, для этого нужна очень серьезная причина.

    Но существует и другой вариант для того, чтобы работать в Германии. Можно устроиться на работу. Но для этого необходимо провести анализ рынка труда, получить подтверждение, что именно на это рабочее место нет претендентов в Германии или ни в одной из стран, которые входят в состав ЕС. Наиболее оптимальный вариант подобной иммиграции для научных сотрудников или ученых, так как они освобождаются от проверки.

    Наиболее удобно было бы найти другой способ иммиграции и, получив гражданство Германии . начинать свой бизнес как резидент. пользуясь всеми привилегиями для предпринимателей страны.

    Специалисты и профессионалы нашей компании помогут купить подобрать и оформить бизнес в Германии в собственность. осуществят регистрацию фирмы в Германии . помогут открыть фирму в Германии без привлечения уставного капитала. Проведем юридическое сопровождение сделки при продаже бизнеса в Германии . Подберем различные варианты готового малого бизнеса в Германии . Привлечем немецких адвокатов для решения Ваших проблем в Германии.

    Также сотрудники нашего немецкого офиса помогут подобрать, купить и оформить недвижимость в Германии .

    Наиболее распространенными организационно-правовыми формами хозяйственной деятельности вГермании являются:

    Полное товарищество (offene Handelsgesellschaft), в котором все его участники (товарищи) несут полную и солидарную ответственность перед кредиторами. Полное товарищество не является юридическим лицом, хотя и пользуется правами и льготами последнего: может приобретать имущество, подавать иски в суд, выступать в роли ответчика. Оно не обязано публиковать свои счета и регистрироваться.

    Членами товарищества. могут быть граждане любого государства, в т. ч. и юридические лица (кроме тех, которые являются владельцами или товарищами другой фирмы, действующей вГермании в той же сфере, что и данное товарищество). Размеры вкладов и число членов не ограничиваются. Выбытие одного из товарищей влечет, как правило, прекращение товарищества (если иное не оговорено в договоре). Решения в товариществе принимаются всеми товарищами.

    Коммандитное товарищество (Kommanditgesellschaft, сокращенно CoKG), за которым не признается свойство юридического лица. Оно не обязано публиковать свою отчетность. Ответственность одного или нескольких товарищей такого общества (коммандитисты) ограничена перед кредиторами размерами вклада, а ответственность других товарищей не ограничена (полностью ответственные товарищи). При образовании коммандитного товарищества должно быть не менее двух полных товарищей.

    На коммандитное товарищество распространяются положения, установленные для полного товарищества, если не указано другое. Коммандитисты участвуют в прибылях и убытках коммандитного общества, но не уполномочены его представлять (в отличие от полных товарищей), обычно они не могут принимать участия в правлении, их имена не могут фигурировать в названии фирмы

  • Существует форма, совмещающая общество с ограниченной ответственностью (см. ниже) и коммандитное товарищество (сокр. GmbH Со.). От коммандитного общества эта форма отличается тем, что в ней ни одно физическое лицо не несет имущественной ответственности
  • Акционерное общество (Aktiengesellschaft, сокращенно AG). Эта форма наиболее характерна для крупных компаний. Закон об акционерных обществах в редакции 1985 г. определяет минимальный размер акционерного капитала в 50 тыс.евро, из которых 4/7 должны быть внесены до регистрации компании. Минимальная номинальная стоимость акции определяется в 50 евро.

    Акционерное общество (компания) имеет трехзвенную структуру (общее собрание акционеров, правление, наблюдательный совет). Общее собрание решает наиболее важные вопросы. Правление занимается текущим руководством, оно должно созывать ежегодные собрания акционеров, а также раз в квартал отчитываться перед наблюдательным советом. Правление и его председатель назначаются наблюдательным советом. Наблюдательный совет состоит из представителей акционеров и рабочих и служащих компаний, и его задачами являются контроль за правлением, одобрение крупных мероприятий, проверка имущества общества и созыв собрания акционеров (в случае необходимости).

    Акционерное общество является юридическим лицом. Оно обязано ежегодно публиковать финансовую отчетность. Минимальное число его учредителей составляет 5 человек (могут быть и юридическими лицами), минимальное число членов правления определяется в 1 лицо (юридическое лицо не может быть членом правления), минимальный состав наблюдательного совета — 3 члена (нельзя быть одновременно членом правления и совета, для обществ с числом рабочих и служащих свыше 500 человек ‘/з членов совета должна выбираться из них)

    Общество с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschrankter Haftung, сокращенно GmbH). Это наиболее распространенная форма для смешанных обществ с участием отечественного капитала, основанных в Германии. Связано это с тем, что это наиболее удобная форма для малых и средних предприятий и дочерних компаний, процедура его учреждения значительно проще, чем процедура учреждения акционерного общества, и в то же время в ГмбХ сохранены основные достоинства акционерного общества. Так же как и акционерное общество, ГмбХ признается юридическим лицом, несущим исключительную имущественную ответственность по своим обязательствам. За долги ГмбХ его участник (пайщик) другим своим имуществом, кроме доли участия в обществе, ответственности не несет.

    Одновременно ГмбХ сохраняет некоторые достоинства полного и коммандитного товарищества. Так, ГмбХ не обязана публиковать отчеты. Правда, оно обязано выполнять те же требования, что и акционерные общества, если его капитал превышает 61 млн.евро, объем продаж превышает125 млн. евро, а число занятых составляет более 5 тыс. человек. Наблюдательный совет также создается на ГмбХ, если число его работников превышает 500 человек. Возможно и единоличное владение ГмбХ (Ein-Mann-GmbH) одним физическим или юридическим лицом.

    Минимальный размер уставного капитала для ГмбХ составляет 25 000 евро. а минимальный размер пая — 250 евро. К моменту регистрации нужно внести не менее 25 % суммы пая. При этом первоначальным взносом в уставный капитал, необходимый для юридического оформления общества, является сумма не менее12 500 евро. В случае единоличного владения должен быть внесен весь уставной капитал (на невнесенную часть должны быть представлены банковская гарантия или вексель).

    Структура управления ГмбХ — двухзвенная (правление во главе с распорядителями — управляющими, которые назначаются общим собранием членов общества). Основные вопросы деятельности решаются общим собранием участников. Распорядителями общества могут быть не только пайщики, но и люди со стороны. Во главе общества стоит управляющий (их может быть несколько, и среди них — главный), который не обязан быть пайщиком общества.

    Основным документом, нужным для основания ГмбХ является договор членов этого общества (для общества с одним членом такой договор не нужен). Он должен быть заверен и содержать следующие пункты: фирменное название местопребывание фирмы предмет деятельности общества размер уставного капитала срок действия договора или работы предприятий (определенный или неограниченный, процедура роспуска). Последний пункт включается по желанию партнеров.

    Читайте так же:  Что надо знать о капремонте. Кто имеет льготы по оплате капитального ремонта

    Для регистрации помимо договора требуются: заявление, подписанное всеми управляющими соглашение пайщиков общества о назначении управляющих свидетельства управляющих о том, что против них не применялись санкции, ограничивающие их право быть управляющими список пайщиков с их адресами справка из банка о внесении на его счет необходимой суммы из Налоговой инспекции об уплате налога на перемещение капитала.

    Общества, которые по своему роду деятельности обязаны получать еще и государственное разрешение (транспортные агентства, таксомоторные предприятия, финансовые посредники, маклеры по недвижимости, гостиницы и др.). обязаны приложить это разрешение. Наконец, если в уставный капитал входят имущественные ценности и права, то для регистрации необходим учредительный отчет по вносимому имуществу (подписывается всеми учредителями), фиксирующий вносимое имущество (права) с обоснованием стоимости этого имущества, включающий заключение независимых налоговых консультантов и бухгалтеров, и — по возможности — счета, подтвержденные права на интеллектуальную собственность, заключенные договоры (например, на предоставление одним участником другому фирменного кредита) и др. документы, подаются в Торговый суд (Amtsgericht), для утверждения ГмбХ.

    Суд отправляет документы на экпертизу в местную торговую палату.

    После экспертизы общество вносится в Торговый регистр и ему выдается Регистрационный лист, в котором указываются названия и предмет деятельности общества, его местопребывание, размер уставного капитала, имена и адреса пайщиков, имя одного или нескольких избранных пайщиками распорядителей. После этого ГмбХ считается юридически правоспособным и должно опубликовать вышеуказанную информацию о себе в официальном периодическом издании Bundesanzeiger.

    Расходы по регистрации ГмбХ составляют 1500 евро. Помимо Торгового регистра фирма регистрируется обязательно в Управлении надзора за предпринимательской деятельностью (Gewerbeaufsichtsrat), в местном финансовом органе (Finanzamt), а также в центральном земельном банке (кроме малых фирм с капиталом менее 5 000 евро.) и местном органе социального обеспечения. Членство в местной горговой палате обязательно.

    Для регистрации акционерного общества требуется представить устав (в нем должны содержаться фирменное название, местонахождение общества, размер и структура акционерного капитала, цели общества), все документы относительно денежных вкладов в капитал общества его участников, документы по утверждению членов наблюдательного совета и правления, справка о внесении необходимой суммы в уставный капитал, необходимое разрешение государственных органов (если это разрешение требуется). справка из налоговой инспекции об уплате налога на оборотный капитал.

    Ограничений на финансирование иностранных компаний на местном рынке ссудного капитала нет. В Германии вообще нет существенных финансовых и валютных ограничений в отношении иностранного капитала, за исключением обязанности регистрировать в местных банковских учреждениях операции по переводу средств за рубеж и из-за рубежа.

    Для образования ГМБХ необходимо осуществить следующие шаги:

  • Несколько человек (в случае, если речь идет не об Ein-Mann-GmbH — ГМБХ с одним учредителем) решают образовать ГМБХ для осуществления коммерческой деятельности.
  • Разработка учредительного договора (место расположения ГМБХ, основные направления коммерческой деятельности). Минимальный учредительный капитал составляет 25 000 евро.
  • Нотариальное заверение учредительного договора (с этого момента упавляющий ГМБХ может осуществлять коммерческие сделки, так называемое Vor-GmbH).
  • Назначение органов — управляющего, наблюдательного совета, консультативного совета.
  • Открытие банковского счета, внесение уставного капитала (из уставного капитала необходимо сразу 12500 евро).
  • Внесение в торговый регистр. С этого момента ГМБХ существует как юридическое лицо.
  • Опубликование в газете об образовании ГМБХ.

    Базовые ставки налогов обязывают компанию выплачивать в качестве налогов в среднем около 70% своей прибыли. С учетом налоговых и других льгот компания реально выплачивает менее 50% своей прибыли, однако и этот уровень позволяет констатировать, что Германия является страной с очень высоким уровнем налогообложения.

    В Германии насчитывается около 50 видов налогов. Основными налогами с компаний являются:

  • налог на прибыль корпораций (в размере 36% с распределенной между акционерами прибыли и 50% с нераспределенной и в размере 46 % с отделений иностранных компаний)
  • местный промысловый налог (на капитал и доход по базовой ставке в размере 5% от нераспределенной прибыли плюс примерно 0,2% от капитала). Местные власти могут увеличивать базовую ставку промыслового налога, в результате чего ставка этого налога колеблется от 15 до 24% прибыли фирмы в зависимости от земли и общины. Минимальный доход при обложении этим налогом составляет 60 000 евро
  • поимущественный налог (в размере 0,45-0,6% от величины чистых активов фирмы, т. е. за вычетом ее задолженности). При величине имущества фирмы менее 60 000 евро налог не взимается
  • налог на добавленную стоимость (основная ставка- 15%)
  • налог на перемещение капитала (уплачивается при создании общества в размере 1 % с его уставного капитала, 0,25% при приобретении ценных бумаг и в размере 2,5% с суммы, уплаченной за приобретение доли в капитале уже созданного общества с ограниченной ответственностью)
  • местный поземельный налог (на земельные участки, порядок его расчета сходен с расчетом промыслового налога, базовая ставка составляет 0,26-0,6%, реальная ставка в среднем 1,2%)
  • налог на проценты от денежных вкладов в кредитно-денежных учреждениях (в размере 10%).

    Куплю бизнес в Германии — это удобство, прагматичность, стабильный доход.

    Опытные специалисты, адвокаты немецкого бюро Компании Патертон помогут эффективно решить все вопросы, связанные с открытием Вашего бизнеса в Германии.

    Налоговое право

    Налоговые льготы для малого бизнеса

    Насколько реально сократить налоговое бремя законным способом? Сегодня это вполне осуществимо, ведь предпринимателям представлены различные налоговые льготы и множество способов оптимизации отдельных видов налогов и системы налогообложения в целом. Налоговые льготы — это полное или частичное освобождение определенных физических или юридических лиц от уплаты налогов.

    С помощью налоговых льгот государство стимулирует те отрасли и направления, в которых оно заинтересовано. Налоговые льготы также призваны стимулировать развитие малого и среднего бизнеса.

    Под субъектами малого предпринимательства согласно Федеральному закону О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации понимаются индивидуальные предприниматели и организации, которые отвечают следующим требованиям:

    1) в уставном капитале доля участия государственной, муниципальной собственности, собственности иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%

    2) средняя численность работников за год не должна превышать100 человек

    3) выручка за год без учета НДС не должна превышать 400 млн. рублей.

    Государственная поддержка малого бизнеса в сфере налогообложения осуществляется по двум направлениям:

    o предоставление налоговых льгот действующей налоговой системы

    o упрощение системы учета, отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства.

    В настоящее время действуют следующие налоговые льготы для малых предприятий :

    — малые предприятия, осуществляющие определенные виды деятельности, имеют льготы по уплате налога на прибыль.

    Так, в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно — строительные работы) — при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

    В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг)

    — организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

    Упрощение учета и налогообложения заключается в переходе на специальные налоговые режимы, например, на упрошенную систему учета, отчетности и налогообложения, так или на систему уплаты единого налога на вмененный доход.

    Для юридических лиц упрощенная система учета, отчетности и налогообложения (УСН) включает: замену большинства налогов единым налогом на доход, упрощение бухгалтерского учета и отчетности, уменьшение количества бухгалтерских форм и налоговых расчетов. Упрощенная система предполагает уплату одного налога по результатам деятельности вместо большого числа федеральных, региональных и местных налогов.

    Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система означает замену уплаты личного подоходного налога покупкой патента, ведение книги доходов и расходов.

    Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) применяется для определенных видов деятельности: розничной торговли, бытовых услуг, общественного питания и др.

    Вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

    Условия перевода организации на ЕНВД:

    — средняя численность работников за год не должна превышать 100 человек

    — доля участия другой организации не может превышать 25%.

    С введением единого налога налогоплательщики, переведенные на его уплату, перестают уплачивать большинство федеральных, региональных и местных налогов. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода, рассчитанного по базовой доходности на единицу условного показателя и количество таких единиц (торговая площадь, количество оборудованных рабочих мест, численность работающих и т. д.). Сертификат на уплату единого налога выдается на каждый конкретный вид деятельности отдельно.

    Итак, отечественным налоговым законодательством предусмотрено достаточное количество льгот для субъектов малого предпринимательства. Главное — уметь ими грамотно пользоваться, не нарушая при этом закон и постоянно следя за изменениями в Налоговом кодексе.

    Налоговая льгота для малого бизнеса

    С 2009 года субъекты малого предпринимательства, являющиеся плательщиками упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения доходы минус расходы, могут вместо ставки налога в размере 15% применять льготные налоговые ставки: 12% и 9%. Данное право закреплено Законом Кировской области от 30.04.2009 № 366-ЗО «Об установлении на территории Кировской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками, избравшими объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов».

    В соответствии с законодательством дифференцированные налоговые ставки применяются следующим образом:

    -отсутствие у налогоплательщика задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации

    -размер среднемесячной заработной платы у наемных работников должен составлять не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

    Дополнительную информацию о порядке применения льготных налоговых ставок можно получить в межрайонных инспекциях Федеральной налоговой службы по Кировской области.

    Налоговые льготы для малого бизнеса с 1 января 2015

    Смотрите все видео автора: Алексей Бородин.

    В Государственную думу России внесен проект закона об установлении двухлетних налоговых каникул и уменьшении размеров страховых взносов для субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей на УСН.

    7 налогов Германии

    Кто и когда платит налоги в Германии? Публикация составлена на совнове памятки, подготовленной Министерством экономики и энергетики ФРГ, значительно переработанной, улучшенной и актуализированной. В публикации речь идет, конечно же, о налогах которых платят предприниматели.

    Налоги с оборота в Германии (Umsatzsteuer) или налоги на добавленную стоимость (Mehrwertsteuer)

    Кто платит? Каждый предприниматель (исключение врачи, психотерапевты и т.п.).

    С чего платят? С оборота.

    Сколько платят? Общая ставка: 19%, пониженная ставка: 7% (например, продукция в области искусства, медиа, продукты питания). Возможно освобождение от налога для малого предпринимательства в соответствии с §19 Закона о налоге с оборота (UStG).

    Подоходные налоги в Германии (Einkommensteuer)

    Кто платит? Все физические лица.

    С чего платят? С дохода.

    Сколько платят? Прогрессивная ставка: от 14 до 45%

    Когда платят? Поквартальная предоплата.

    Примечание. В отличии от налога на зарплату (Lohnsteuer) подоходный налог (Einkommensteuer) платится со всего дохода физического лица (исключая дивиденды и т.п.). В случае, если в течение налогового периода у физического лица не было иных доходов, кроме зарплаты, то подоходный налог равен налогу на зарплату. Все доходы физического лица учитываются в ежегодной налоговой декларации. При расчете налогов принимаются к сведению т.н. налоговые классы, то есть освобождаемые от налога суммы, которые зависят от количества неработающих членов семьи. Начисление налогов происходит не суммы в один евро, а с суммы как минимум превышающей годовой доход в 9000 евро (2018). Таким образом, налоговая ставка не является единой для всей суммы дохода. Налог рассчитывается по сложным формулам, приводящим к равномерному распределению налоговой нагрузки.

    Корпоративные налоги в Германии (Korperschaftsteuer)

    Кто платит? Общества с ограниченной ответственностью (GmbH, UG), акционерные общества (AG), товарищества (Genossenschaft)

    С чего платят? С прибыли.

    Сколько платят? 15%.

    По истечении календарного года подается налоговая декларация.

    Налоги на солидарность в Германии ( Sol >Кто платит? Общества с ограниченной ответственностью (GmbH, UG), акционерные общества (AG), товарищества (Genossenschaft), физические лица

    С чего платят? Доплата к корпоративному и подоходному налогам.

    Сколько платят? 5,5% от суммы соответствующих налогов.

    Предпринимательские налоги в Германии (Gewerbesteuer)

    Кто платит? Все предприниматели в промышленности, торговле, ремесленности, услугах (исключения: лица свободных профессии и фермеры).

    Сколько платят? Размер налога зависит от общины, в которой осуществляется деятельность предприятия, обычно находится в пределах 10 — 18%

    Примечание. Слово Gewerbe сложно перевести на русский язык. Традиционный перевод слова как промысел искажает значение слова Gewerbe. С точки зрения налогообложения, Gewerbesteuer — это общинный налог. Всего в Германии более 800 общин (Gemeinde). Крупные города — считаются общинами. Несколько местных населенных пунктов могут образовывать одну общину. Ставка предпринимательского налога определяется не по месту регистрации, а по месту деятельности предприятия.

    Церковные налоги в Германии (Kirchensteuer)

    Кто платит? Члены евангелической или католической церквей.

    Сколько платят? Размер налогов определяется земельными правилам и, как правило, лежит в пределах от 2,75% до 3,5% личного дохода.

    Когда платят? Каждый раз после выплаты зарплаты.

    Налоги на зарплату в Германии (Lohnsteuer)

    Кто платит? Работодатель за нанятого работника.

    С чего платят? С зарплаты.

    Когда платят? Каждый раз после выплаты зарплаты (еженедельно, ежемесячно)

    Сколько платят? Прогрессивная ставка: от 14% до 45%

    © Александр Гребенников, Ирина Каров

    В этом интервью мы поговорили с Ириной Каров, налоговым консультантом из Берлина, о том, какие налоги в Германии существуют для юридических лиц и частных предпринимателей существуют в Германии, каковы налоговые ставки в Германии и Берлине, каковы сроки уплаты налогов, каковы сроки сдачи налогов отчетности по различным видам налогов и для разных предприятий.

    Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы

    Рубрика: Экономика и управление

    Статья просмотрена: 13002 раза

    Библиографическое описание:

    Митрофанова И. А., Эрентраут А. А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. ? 2012. ? №1. Т.1. ? С. 130-135. ? URL https://moluch.ru/archive/36/4095/ (дата обращения: 28.11.2020).

    Исследованию налогообложения малых форм предпринимательства посвящено огромное количество научных трудов, рассматривающих различные стороны этого предмета, однако исследований, посвященных конкретным направлениям модернизации налогообложения малого бизнеса в России на основе опыта зарубежных стран, невелико.

    На сегодняшний день малый бизнес является немаловажным элементом роста не только национальной экономики любого государства, но всей мировой экономики в целом. Налогообложение является основным финансовым инструментом, регулирующим связи крупного, среднего и малого бизнеса с государством. В условиях современного рынка основной задачей налогообложения является снабжение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для решения социальных и экономических задач. В то же время налогообложение не должно препятствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения.

    Как показывает мировая практика, именно малый и средний бизнес играют одну из главных ролей в обеспечение экономического роста и занятости населения (рис. 1).

    Однако роль малого бизнеса в российской экономике по-прежнему остается весьма незначительной. Доля малых предприятий в ВВП России, ровным счетом, как и занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.

    Читайте так же:  Права собственников жилых помещений при сносе ветхого жилья. Собственность в аварийном жилом фонде

    Рис. 1. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости разных стран (авт.)

    Если говорить о приоритетных отраслях экономики, таких как разработка и внедрение инновационных технологий, промышленное производство и прикладная наука, то следует подчеркнуть, что в России доля малых предприятий, действующих в этих отраслях, остается ничтожной. Российский малый бизнес сконцентрирован, преимущественно, в сфере услуг и торговле. Таким образом, малый бизнес на сегодняшний день не играет значительной роли в экономическом развитии нашей страны. Незначителен также вклад малого бизнеса в финансовые ресурсы государства. В 2009 г. налоговые поступления от двух специальных налоговых режимов, предназначенных для малого бизнеса (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), составили около 200 млрд. рублей, или 1,5% всех поступлений в бюджетную систему России.

    На Западе ситуация складывается совершенно иначе: малый бизнес является непосредственным источником роста экономики страны. В экономически развитых странах существует настоящий культ малого предпринимательства. Именно поэтому значительная часть американского и европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего». По мнению авторов, одной из основных причин успешного развития малого бизнеса на Западе является эффективность системы налогообложения, целостное налоговое законодательство и налоговые льготы со стороны государства. Подобная практика не может не вызывать огромный интерес к зарубежному опыту построения системы налогообложения в сфере малого бизнеса.

    В большинстве развитых стран малый бизнес законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса, а именно его социальная и экономическая значимость, определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально существующим экономическим пропорциям внутри данного сектора.

    Политика экономически–развитых стран направлена на создание благоприятной макро- и микроэкономической среды в равной степени для предприятий любого размера. Однако фактически в сфере налогообложения этих стран малые и средние предприятия выделены как отдельная категория. Поэтому важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерии, по которым предприятие можно признать малым. Выделяют два основных вида таких критериев – количественные и качественные.

    Рассматривая категорию «малое предприятие», необходимо, на наш взгляд, опираться преимущественно на количественные показатели, такие как максимальная численность занятого населения на предприятии и объем выручки (табл.).

    Сравнительный анализ количественных показателей малого бизнеса

    в России и за рубежом (авт.)

    Страна

    Максимальная численность занятого населения на предприятии (чел.)

    Объем выручки

    1. Микропредприятия – до 20

    2. Малые предприятия – от 21 до 100

    3. Средние предприятия – от 101 до 500

    до 3,5–14,5 млн. долл.

    Страны ЕС

    1. Микропредприятия – до 10

    2. Малые предприятия – от 11 до 50

    3. Средние предприятия – от 51 до 250

    до 427 млн. евро

    Япония

    1. Добывающая, обрабатывающая промышленность, строительство – до 300

    2. Оптовая торговля – до 100

    3. Розничная торговля и индустрия услуг – до 50

    2. Микропредприятия – до 15

    3. Малые предприятия – до 100

    4. Средние предприятия – от 101 до 250

    Микропредприятия – до 60 млн. руб.

    Малые предприятия – до 400 млн. руб.

    Средние предприятия – до 1000 млн. руб.

    Источник: Составлено авторами по: Приказ Росстата от 31.12.2009 N 335 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»; Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС; SBA SIZE STANDARDS METHODOLOGY.

    В ряде стран кроме количественных критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые качественные критерии, переводящие малое предприятие в льготную категорию, как, например, в США и Великобритании. В США критерии классификации малого бизнеса очень часто варьируются в зависимости от отрасли. Так, для каждого штата, сферы деятельности, формы собственности и финансовых показателей существуют свои методы оптимизации налогового режима.

    Что касается проблемы, связанной с критериями определения малых предприятий в нашей стране, то хотелось бы отметить, что российская налоговая система имеет существенный недостаток – не учитывает связей между взаимозависимыми предприятиями. На сегодняшний день довольно распространена ситуация, при которой бизнес, принадлежащий одной группе лиц и фактически функционирующий как единое предприятие, в целом, не удовлетворяет критериям численности или оборота, позволяющим применять режим налогообложения для малого бизнеса, юридически подразделяется на группу малых, к которым специальный режим вполне применим [6]. Происходит искусственное дробление компании, при этом компании перекрестно участвуют в создании друг друга. Конечно, в Налоговом кодексе РФ учтен случай участия в предприятии, претендующем на упрощенный режим, других предприятий в доле, превышающей 25% [5], но это, по мнению авторов, является недостаточной мерой. С одной стороны, это приводит к увеличению барьеров входа на рынок, с другой – к легальному сокрытию налогов. Кроме того, провоцируется неэффективное использование ресурсов за счет роста транзакционных издержек дробящихся предприятий, которые не достигают максимально эффективного масштаба производства.

    Следует отметить, что в сложившейся международной практике налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства существует два основных подхода:

    1) введение на фоне общей национальной системы налогообложения налоговых льгот для малого бизнеса по отдельным видам налогов (обычно это касается налога на прибыль организации или налога на добавленную стоимость);

    2) введение специальных режимов налогообложения малого бизнеса.

    Западная система налогообложения носит целостный характер и при предоставлении налоговых льгот этой целостности не теряет, то есть налоговая база для всех предприятий определяется одинаково. Исключения составляют лишь платежи по налогу на вмененный доход, однако, например, в Европе круг лиц, которым такая привилегия доступна, весьма ограничен. В нашей стране все иначе. Существующие специальные режимы налогообложения, предусмотренные гл. 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ, и освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на основании ст. 145 Налогового кодекса РФ фактически делают отечественную систему налогообложения разобобщенной. На практике данные льготы фактически облегчают положение предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и оказанием услуг населению. Льготы, уменьшающие налоговое бремя тех малых предприятий, которые занимаются, например, научно-исследовательскими и инженерно-конструкторскими разработками, делают для других фирм крайне невыгодным деловое партнерство с ними [2]. Таким образом, искусственно создается экономическая пропасть между малыми и крупными предприятиями.

    Безусловно, одной из наиболее существенных прямых льгот для малого бизнеса является снижение ставки налога на прибыль организации. Специфика этой льготы в том, что случаи, когда уменьшение ставки прямо объявляется налоговой льготой, достаточно редки. Обычно более низкие ставки налога на прибыль вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики тех или иных стран, и оказываются за рамками установления налоговых льгот [4]. Проанализируем некоторый зарубежный опыт предоставления налоговых льгот.

    В США на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой корпорационного налога в размере 34% при налогооблагаемом доходе свыше 75 000 долл., для более мелких корпораций используются две более низкие ставки – в размере 15% при доходе до 50 000 долл. и 25% при доходе до 75 000 долл. В случае, если объем продаж малых предприятий не превышает 200 000 долл., установлены дополнительные вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на доходы (2003 г. – 25 000 долл.).

    Кроме того, в США можно начать бизнес, купив лицензию на определённый вид деятельности, заменяющую многие местные налоги и сборы (так, в одном из городов Калифорнии он составляет всего $15 в год при продажах менее $15 тыс.) [1]. В зарубежных странах широко распространена практика предоставления так называемого «бонуса первого года», распространяющегося на малые предприятия, функционирующие первый год. В США такие налоговые льготы зачастую доходят до 50%, причем государство самостоятельно погашает около 90% кредитов, полученных малым бизнесом в коммерческих банках. Во Франции предприниматели в первые 2 года функционирования малого предприятия вообще освобождаются от уплаты налогов в местный бюджет и от налога на акционерные общества. Кроме того, снижаются другие налоги: для предпринимателей работающих в депрессивных зонах, отменены выплаты в фонды социального обеспечения [3]. Германия считается одной из стран в Европе, оказывающей наилучшую государственную поддержку малого бизнеса, в том числе это касается и вопроса налогообложения. В кризис правительство Германии снизило налог на прибыль организации с 39% до 30%, уменьшило отчисления в фонды социального страхования, снизив взнос по безработице с 6,5 до 3,3%.

    Применение более низкой ставки налога на прибыль организации для малого бизнеса, по сравнению с корпорационным налогом крупного бизнеса, широко распространено во многих экономически развитых странах, при этом в некоторых случаях разница достаточно значительна, как на пример в США (рис. 2).

    Рис. 2. Сравнительный анализ ставок налога на прибыль

    для малых и крупных предприятий в России и за рубежом (авт.)

    Можно выявить следующую закономерность, чем больше доля малого бизнеса в ВВП зарубежных страны, тем меньше разница в ставке между корпоративным налогом и налогом на прибыль малых предприятий. В России доля в ВВП ничтожна, однако субъекты малого бизнеса, находясь на основном режиме налогообложения, платят такой же налог на прибыль, как и крупные предприятия. Переход на упрощенную систему налогообложения при этом связан с кучей издержек и потерей части партнеров из-за сложностей с уплатой налога на добавленную стоимость. На Западе такого разрыва не существует.

    Снижение ставок на финансовый результат работы предприятия – это важный аспект стимулирования талантливых и предприимчивых людей к началу своего бизнеса, так как это увеличит их выгоду быть предпринимателем, по сравнению с любой другой альтернативной работой на рынке труда.

    Что касается введения особых режимов налогообложения малого бизнеса, то наиболее распространенными на практике являются два типа режимов: упрощенное и вмененное налогообложения, которые, будучи адаптированы к условиям конкретной страны, могут образовывать различные вариации и смешанные формы.

    В общем виде упрощенная система налогообложения предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов, упрощая порядок их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т. д.).

    В России не все организации и индивидуальные предприниматели имеют право применять упрощенную систему налогообложения. Список налогоплательщиков, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения, приведен в статье 346.12 Налогового кодекса РФ и он довольно обширный [5].

    Второй тип, напротив, предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

    Налогообложение в бизнесе любой страны – это показатель ее развития, отношения к бизнесу и зрелость самого государства.

    Правительство РФ планирует постепенный отказ от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. С 01.01.2011 г. сократился размер предельной среднесписочной численности работников организации или индивидуального предпринимателя, применяющих единый налог на вмененный доход, со 100 до 15 человек. С 01.01.2012 г. планируется исключить ряд видов предпринимательской деятельности из перечня, по которым применяется единый налог на вмененный доход, такие как оказание бытовых, ветеринарных, автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и др., а с 01.01.2014 г. специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет отменен.

    Проводимая на сегодняшний день налоговая политика в нашей стране явно идет вразрез с мировой практикой. Неоправданно высокое налогообложение у нас буквально уничтожает малое предпринимательство, иногда и вовсе оставляя бизнесу не более 10% полученной прибыли. Налогообложение малого бизнеса в нашей стране за последнее время начало стремительно расти. С 2011 г. размер страховых взносов увеличился. Для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, – с 26 до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход , – с 14 до 34% (в 2,5 раза).

    В таких условиях малый бизнес, следуя за опытом крупного предпринимательства, начал вывозить собственный капитал за границу. Кроме того, России присуще такое понятие, как неблагоприятная инвестиционная среда, что и является основной проблемой развития отечественной экономики сегодня. Безусловно, повышение налоговой нагрузки на малый бизнес только усугубляют ситуацию с иностранным инвестированием. По данным аналитиков, с ростом налогообложения в России в начале 2011 г. число потенциальных инвесторов резко снизилось. Предприниматели не перестают высказывать свое недовольства, говоря о налоговом давлении со стороны государства. В связи с этим резко увеличилось число нерентабельных предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме того, нельзя не отметить, что рост налогового бремени неминуемо загоняет экономику страны в тень. Многие предприниматели снова начали выдавать зарплату своим работникам в конвертах. Но самой веской причиной замедленного развития российского малого бизнеса, в том числе и его миграции, является вполне обоснованное опасение предпринимателей, что налоги в ближайшее время не перестанут расти.

    В соответствии с вышеприведенным анализом авторы считают, что наиболее приемлемым и рациональным выходом из сложившейся ситуации является подбор оптимальной системы налогообложения малого бизнеса.

    Необходимо сформировать консолидированную позицию власти и бизнеса по вопросам регулирования фискальной политики. Активизация бизнес сегмента коррелирует с тяжестью налогового бремени, и зависимость эта прямая. Соответственно, рост ВВП на уровне 4-6 % требует от властей релевантных, а главное транспарентных мер по реформированию налогового законодательства.

    Безусловно, выделение малого бизнеса в качестве отдельного субъекта налоговой политики даст ограниченный эффект в краткосрочной перспективе, в силу инертности социально-экономических процессов. Однако, эти перемены необходимы для достижения стратегического развития экономики.

    Наиболее соответствующим сегодняшнему положению в сфере налогообложения малого бизнеса является направление его совершенствования, связанное с налоговым администрированием. Многие российские предприниматели работают за рубежом. Для них вполне очевидны отличия налоговых систем нашей страны и зарубежных. Существуют примеры более эффективного налогового администрирования. Российская бизнес-модель подразумевает значительные транзакционные издержки, связанные, в том числе, с неоптимальной организацией документооборота. Развитые страны отказались от практики масштабного документирования транзакций, как принято в отечественной практике.

    Авторы считают, что перенимая опыт других стран, возможно получить отдачу от малого бизнеса, которая внесла бы значительный вклад в развитие российской экономики.

    Предложенные направления трансформации налоговой системы Российской Федерации способствуют репатриации капитала на родину и созданию благоприятного международного климата для прямых инвестиций со стороны международных экономических агентов.

    Таким образом, основной задачей реформирования современного налогообложения в России является создание целостной налоговой системы, которая не препятствовала бы формированию связей экономических агентов на разных уровнях и при разных масштабах производства. Для этого разумно перенять опыт западноевропейского налогового законодательства, при котором налоговые льготы малым предприятиям предоставляются не в рамках отдельного режима налогообложения, а в качестве обособленного элемента налоговой политики.

    Как развивается малый бизнес за рубежом? [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. – Режим доступа: http :// www . tpp — inform . ru / news /913. html (дата обращения: 21.10.2011)

    Машков, С.А. Специальный режим налогообложения для инновационных предприятий. [Электронный ресурс] / С.А. Машков // Финансовая аналитика. – Режим доступа: http://finanal.ru/003/spetsialnyi-rezhim-nalogooblozheniya-dlya-innovatsionnykh-predpriyatii (дата обращения: 05.11.2011)

    Митрофанова, И.А. Механизм налогообложения прибыли на макроуровне: особенности, трансформация и перспективы модернизации: монография [Текст] / И.А. Митрофанова. – Saarbr u cken : Lambert Academic Publishing , 2011. – 278 с.

    Митрофанова, И.А. Предпринимательство и налог на прибыль: условия резонансности интересов [Текст] / И.А. Митрофанова // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 10. – С. 44–47.

    Налоговый кодекс Российской Федерации (по сост. на 10.03.2011): LEXT-справочник [Текст]. – М.: Эксмо, 2011. – 1040 с.

    Шкребела, Е.В. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы решения [Текст] / Е.В. Шкребела; под ред. Синельникова-Мурылева С.Г., Трунина И.В. – М.: ИЭПП, 2008. – 163 с.

  • По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *