Основные принципы социально-правового государства. Основополагающие идеи требования

Основные принципы социально-правового государства

Принципы — это основополагающие идеи (требования), определяющие в совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться социально-правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: состоянием экономики; уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной; «достаточным» уровнем жизни; наличием государственных гарантий обеспечения благополучия граждан.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить принципы правового государства.

Принцип приоритета права

В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским выражением «rule of law» — «правление права», или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина неадекватен вкладываемому в него содержанию, и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

Великие мыслители-«одиночки» догадывались о происхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета своего развития. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

В конечном счете приоритет права означает:

  • — рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;
  • — соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;
  • — необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;
  • — наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
  • • нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства;

    • наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов;

    • степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

    Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осооенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

    Великие мыслители-«одиночки» догадывались о происхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

    б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

    в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;

    г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

    Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

    Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.

    Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

    Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это:

    2) особый тип правового регулирования и форма правоотношений;

    1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т.д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

    2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин – равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

    Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

    3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

    3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

    4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

    Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

    Понятие принципа уголовного права Текст научной статьи по специальности « Право»

    Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябко Наталья Владимировна

    В статье представлена совокупность доктринальных позиций различных авторов, посвятивших свои научные труды исследованию понятия принципа уголовного права, на основе которой автором определена правовая природа принципов уголовного права в общем виде, а также предложено оригинальное определение принципа уголовного права .

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рябко Наталья Владимировна

    THE CONCEPT OF THE PRINCIPLE OF CRIMINAL LAW

    The paper presents a set of doctrinal positions of the various authors who have devoted their scientific research works of the principle concepts of criminal law , the basis for a author is represented by the legal nature of the principles of criminal law in general, as well as submitted the original definition of the principle of criminal law .

    Текст научной работы на тему «Понятие принципа уголовного права»

    ?Принципы уголовного права обусловлены реальными социальными явлениями, формируются под их непосредственным воздействием параллельно принципам конституционного права, а нередко и опережают их возникновение [1, с. 32-34]. Под принципом (от лат. principium — начало, основа) понимается «основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. » [2, с. 614]. В Большой Советской Энциклопедии под принципом понимается: «Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации» [3, с. 558]. В философских словарях указываются практически сходные определения понятия «принцип» -«первоначало, руководящая идея, основное правило поведения» [4, с. 329], «центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован» [5, с. 362].

    В теории права, в том числе и в теории уголовного права, существуют различные подходы к пониманию природы принципа права. Еще Г.Ф. Шершеневич в XIX в. писал, что «под именем юридического принципа следует понимать общее направление, раскрываемое в ряде юридических норм» [6, с. 25]. С.С. Алексеев определяет принципы права как «выраженные в праве руководящие начала, характеризующие его содержание» [7, с. 150]. Далее, однако, он признает, что правовые принципы «не всегда получают особое закрепление в той или иной конкретной норме-предписании» [7, с. 51]. Р.З. Лившиц считает, что «принципы охватывают всю правовую материю — и идеи, и нормы, и отношения — и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность. В принципах права как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. Принципы — как бы «сухой остаток» богатейшей правовой материи, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей. Принципы играют роль ориентиров в формировании права. Эволюция права идет от идей к нормам, затем через реализацию норм — к общественной практике. И вот, начиная с появления идеи, а идея очень часто формируется в виде правового принципа, принцип определяет развитие права» [8, с. 195196]. А.Л. Вязов справедливо полагает, что «принцип — это, прежде всего идея. Но не только идея. это прежде всего, идеи, но также нормы и отношения, которые предстают элементами человеческой культуры, так как выработаны на протяжении всей истории развития человеческого общества. Это одно из средств, позволяющих сохранить баланс между объективной необходимостью общественного развития и субъективным усмотрением законодателя» [9, с. 15].

    Читайте так же:  258 приказ по перевозке грузов. 258 приказ по перевозке грузов

    М.И. Байтин определяет принципы права как «.исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного» [10, с. 43]. Р.Л. Иванов, анализируя данное понятие в генетическом, гносеологическом, онтологическом и функциональном аспектах, говорит, что «принципы права — это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при ее пробельности и противоречивости» [11, с. 118].

    На основе норм международного права выделяют следующие признаки принципа права, отражающие его специфику: а) принципы — это нормы, они не являются только политико-правовыми пунктами программы или теоретико-правовыми обобщениями норм; б) принципы являются универсальными нормами; не все общепризнанные нормы являются принципами, но все принципы могут быть только универсальными нормами; в) основополагающие принципы отличаются от других общепризнанных норм тем, что они отражают определенные основные закономерности исторического развития; г) принципы — императивные нормы, что это означает, что все остальные нормы должны быть приведены в соответствие с ними; д) принципы — не только критерий правомерности других норм, они одновременно являются направляющими положениями для дальнейшего развития международного права, его конкретных норм, служащих раскрытию и осуществлению этих принципов [12, с. 109].

    В теории уголовного права сложился следующий подход к определению принципов. Так, О.В. Кривенков считает, что принцип права «.существует потому, что таковы законы общества, и не может быть иным, он не изобретается людьми, а извлекается из исследуемых явлений» [13, с. 15].

    С.А. Шоткинов утверждает, что «принципы уголовного права — система исторически сложившихся руководящих идей, носящих позитивную нравственно-этическую, политологическую и уголовно-правовую сущность, воспринимаемых большинством субъектов уголовных правоотношений в качестве фундаментальных начал уголовного права России» [14, с. 46]. Ю.Е. Пудовочкин и С.С. Пирвагидов утверждают, что принцип — это «основные начала, руководящие идеи, которые объективно определяют содержание и направленность уголовного права, закреплены в уголовно-правовых нормах и обязательны для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с преступностью» [15, с. 78].

    Н.А. Лопашенко пишет: «Принципы уголовного права — это руководящие — идеологические, политические и нравственные — идеи уголовного права, вытекающие из природы общества и обусловленные им, выражающие сущность уголовного права как специфического регулятора определенной группы общественных отношений, направленные на реализацию охраны общественного строя, его политической и экономической систем, собственности, личности, прав и свобод граждан и всего правопорядка от преступных посягательств и обеспечивающие единство и системность уголовного права» [16, с. 28]. Н.А. Беляев считает, что «принципы — это часть надстройки, представляющая собой совокупность идей, которые призваны направлять развитие того или иного общественного явления. В общей форме принципы можно определить как основополагающие идеи, отражающие объективную реальность и определяющие содержание процессов, происходящих в жизни, закрепленных в различных идеологических формах» [17, с. 30]. Г.А. Кригер определил принцип права как «закрепленные в праве идеологические, политические и нравственные начала (руководящие идеи), направляющие регулятивную и охранительную функции права и определяющие характер, основания и объем применения государственного принуждения и иных мер воздействия, необходимых для обеспечения развития общественных отношений» [18, с. 102]. А.Н. Попов дает следующее определение принципов уголовного права: «. это обусловленные закономерностями и потребностями общественного развития требования нормативного характера, получившие отражение в нормах уголовного права и обладающие высшей регулятивной силой. Они предъявляются к правотворческой, правоприменительной деятельности, к законодательству, а также поведению граждан с точки зрения целей (задач) уголовного права» [19, с. 27]. И.Э. Звечаровский считает, что принципы уголовного права — это исходные нормативно руководящие начала, идеи, которые в рамках данной отрасли права обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью [20, с. 36]. А.Н. Тарбагаев понимает под принципами «.руководящие идеи, лежащие в основании отрасли, ее отдельных институтов и норм, которые позволяют сохранить баланс между объективными закономерностями общественного развития и субъективным усмотрением законодателя» [21, с. 117]. Т.В. Кленова полагает, что принципами уголовного права следует считать основные или руководящие идеи, направляющие правовое регулирование.

    С.А. Велиев обоснованно считает, что «принципы права — это закрепленные в правовых нормах руководящие (основополагающие) начала (идеи), которые характеризуют содержание права и объективизируются в нормотворческой и правоприменительной деятельности органов государства» [22, с. 94]. Мы поддерживаем позицию В.Д. Филимонова, определившего принципы уголовного права как выраженные в уголовном законодательстве требования к законотворческой, правоприменительной деятельности и к поведению граждан, обусловленные указаниями международно-правовых актов о правах человека, Конституции Российской Федерации, а также задачами борьбы с преступностью, и представляющие собой положения, определяющие содержание всей или значительной совокупности правовых норм и интегрирующие их в единую систему уголовного права» [23, с. 34].

    А.С. Горелик выделяет две группы принципов — правовые принципы (идеи) и принципы права (нормы) [24, с. 3]. О.В. Смирнов, напротив, считает, что принципы-идеи следует относить к правосознанию, а не к принципам права [25, с. 16]. С.А. Велиев подчеркивает, что «в принципах выражаются социальные требования, обусловленные важнейшими общественными потребностями, включая потребности дальнейшего совершенствования и развития общественной системы по пути ее демократизации и гуманизации. Для обеспечения социальной обоснованности и социальной эффективности теоретической и практической деятельности соответствующие потребности путем их научного осмысления получают выражение в виде определенных нормативных предписаний,

    формализованных требований, иначе говоря, в виде принципов» [22, с. 97]. Противоположной позиции придерживается В.П. Нажимов, который полагает, что правовые идеи являются фактически первичным материалом, их которого в дальнейшем при проведении правовой работы возможно создание принципов права: «Юридическая наука должна, опережать развитие законодательства: изучая общественные отношения и тенденции их развития, она должна создавать и формировать новые идеи — будущие принципы права, а также развивать и углублять реализацию уже принятых законодателем идей — действующих принципов права» [26, с. 162].

    Однако имеются в правовой теории и другие точки зрения на понимание сущности принципов в уголовном праве. Так, Н.А. Беляев утверждает, что «принципы — это объективно-субъективная категория [17, с. 30]. С.А. Велиев считает, что с одной стороны, принципы отражают закономерности, существующие объективно, т.е. они не изобретаются людьми, а извлекаются из исследуемых явлений [22, с. 95]. С другой стороны, как полагает О.В. Смирнов, принципы — это субъективная категория, ибо они создаются людьми, проходят через их сознание, являются производной идеологической категорией [25, с. 7].

    О значимости содержания внутренних и внешних связей понятия принципов уголовного права В.Д. Филимонов пишет: «уже на этапе формирования первоначальных представлений ясно, что принцип уголовного права обладает признаками, выражающими две его стороны — содержание и способ реализации» [23, с. 28]. К признакам, характеризующим способ реализации принципа уголовного права, В.Д. Филимонов относит следующие: «1) принцип — это начальное и отправное положение уголовного права, с учетом которого формируется содержание его норм; 2) это требование, обязательное для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с преступностью; 3) это такое положение, которое для уголовного законодательства имеет сквозной характер; 4) это такое требование, которое носит устойчивый характер. Оно обусловлено не временным обострением обстановки (военное время и т.п.), а сформировавшимся отношением законодателя к утвердившимся в стране социальным требованиям; 5) принцип уголовного права — это такое положение, которое получило юридическое выражение в уголовно-правовых нормах» [23, с. 3032].

    Подводя итог осмыслению правовой категории «принципы права», попытаемся сформулировать авторское определение данного понятия. Мы полагаем, что под принципом уголовного права следует понимать универсальное или фундаментальное, доказавшее свое нормативно-правовое предписание, правило (начало, требование, императив, основополагающую общеобязательную руководящую идею), определяющее общую направленность правового регулирования и обеспечивающее высокое качество и (или) эффективность юридической практики, руководствуясь которой, государство обусловливает социально-правовую и криминологическую обоснованность норм уголовного законодательства и реализует основные направления уголовной политики в противодействии преступности.

    На основе философского и юридического анализа, а также различных суждений, высказанных в правовой литературе о природе принципов права, мы делаем вывод о том, что правовая природа принципов уголовного права в общем виде сводится к следующему:

    — принципы уголовного права — это основные исходные положения, идеи, начала, в соответствии с которыми формируется, реализуется и развивается уголовное законодательство;

    — принципы уголовного права выражают социально-правовую и криминологическую обусловленность существования тех или иных норм уголовного законодательства;

    — принципы уголовного права устанавливают единые требования для всех институтов и норм уголовного законодательства;

    — принципы уголовного права обеспечивают единообразие правотворческой и правоприменительной деятельности.

    1. Сорокин В.П. Принцип равенства граждан перед законом сквозь призму принципа гуманизма в уголовном праве // Юридический мир. 2012. № 4.

    2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.

    3. Большая Советская Энциклопедия. М., 1975. Т. 20.

    4. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. М., 1972.

    5. Философский словарь. М., 1991.

    6. Макрецова А.А. Принципы гражданского права переходного периода: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1996.

    7. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1963. Вып. 1.

    8. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.

    9. Вязов А.Л. Принцип справедливости в современном российском праве и правоприменении (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2001.

    10. Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3.

    Читайте так же:  Пособие по уходу за ребенком до 1. Документы для пособия 220

    11. Иванов Р.Л. О понятии принципов права // Вестник Омского университета. 1996. Вып. 2.

    12. Грефрат Б. О месте принципов в системе современного международного права // Правоведение. 1969. № 2.

    13. Кривенков О.В. Общие начала назначения наказания по российскому уголовному праву: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2001.

    14. Шоткинов С.А. Принципы уголовного права Российской Федерации: понятие, система // Актуальные проблемы общественной безопасности: Тезисы всерос. научн.-практ. конф. Иркутск, 1996.

    15. Пудовочкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Понятие, принципы и источники уголовного права: сравнительно-правовой анализ законодательства России и стран Содружества Независимых Государств. СПб., 2003.

    16. Лопашенко Н.А. Принципы кодификации уголовно-правовых норм. Саратов, 1989.

    17. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986.

    18. Кригер Г.А. Место принципов советского уголовного права в системе принципов права // Советское государство и право. 1981. № 2.

    19. Попов А.Н. Принцип справедливости в уголовном праве: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1993.

    20. Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России. СПб., 2001.

    21. Тарбагаев А.Н. Принципы уголовного права Нидерландов // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительная практика: Межвузовский сборник научных трудов. Красноярск, 2000.

    22. Велиев С.А. Принципы назначения наказания. СПб., 2004.

    23. Филимонов В.Д. Принципы уголовного права. М., 2002.

    24. Горелик А.С. Реализация принципа справедливости в правилах назначения наказания // Уголовное право. 2001. № 1.

    25. Смирнов О.В. Основные принципы советского трудового права. М., 1977.

    26. Нажимов В.П. О системе принципов организации и деятельности советского уголовного суда. Калининград, 1970.

    Принципы административного права

    Понятие принципов административного права

    Принципы административного права понимаются как основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм.

    Административное право, как и прочие отрасли права, обладает как набором общих принципов, характерных для права в целом, так и собственными особыми принципами, придающими уникальность административному праву.

    Принципы — это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм.

    Ранее указанное положение подтверждается тем фактом, что в тех основных отраслях права , которые под собой имеют законодательную основу в виде кодексов, законодатель вынес основополагающие принципы в самое начало данных актов, как бы подчеркивая, что именно эти положения являются отличительной чертой конкретной отрасли.

    Принципы административного права

    Административное право, в отличие от иных отраслей, например налогового права или семейного, не имеет особого единого перечня принципов данной отрасли. Основные принципы административного права содержит в себе Кодекс об административных правонарушениях. Он особо выделяет такие принципы как равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с совершением административного правонарушения.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Многочисленные акты, которые регламентируют вопросы административного права, содержат в себе множество различных принципов, в том числе общеправовые, свойственные всем отраслям права, межотраслевые, которые характерны для группы отраслей, которые имеют направленность публично – правового характера, а также принципы, которые подчеркивают индивидуальность административного права как отрасли.

    Изначально следует обратить внимание на общеотраслевые принципы, которые можно применять к отрасли административного права. К таким в частности можно отнести:

      Принцип равенства перед законом. Частный случай реализации данного принципа мы можем наблюдать при анализе норм КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 1.4 которого лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

    Принцип законности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.

    Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства. Особое значение данный принцип имеет в деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.

    Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Основа данного принципа — положения ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Данное конституционное положение транслируется в законы и иные нормативные правовые акты — источники административного права.

    Принцип гласности. Содержание данного принципа включает несколько уровней. Прежде всего это требование к гласности источников административного права. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данное конституционное положение развивается в иных нормативных правовых актах административного характера, о чем будет сказано, когда будем рассматривать источники административного права.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    К числу принципов, относящихся к межотраслевым, которые также применимы к административному праву можно отнести:

  • принцип федерализма;
  • принцип разделения властей;
  • принцип признания местного самоуправления;
  • принцип разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
  • Большую часть принципов административного права составляют принципы, которые можно назвать отличительными особенностями собственно административного права. Как правило, эти принципы, которые будут указаны позднее, определяют содержание какой-либо из определенных сфер административно-правового регулирования. К таким, например, можно отнести принципы организации деятельности государственной гражданской службы: стабильность гражданской службы; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

    Выводы

    Рассмотрев некоторые принципы, на которых базируется административное право, можно сделать следующие выводы:

  • перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;
  • формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы.
  • Важно, что любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.
  • Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    § 4. Основные принципы правового государства

    § 4. Основные принципы правового государства

    Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами:

    • уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы;

    С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.

    1. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rule of low» – «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой – фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

    а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

    г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т. д.).

    2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.

    Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

    Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т. д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.

    1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

    3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

    1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

    2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин – равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

    4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

    Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.

    Читайте так же:  Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Возмещение ущерба пострадавшим несчастные случаи

    Основные требования и идеи ФГОС на уроке

    «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

    Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

    Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

    Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

    Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

    Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.

    Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;

    Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

    Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

    Традиционный урок

    Учитель сообщает учащимся

    Сообщение целей и задач

    Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

    Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

    Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

    Практическая деятельность учащихся

    Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

    Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

    Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

    Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

    Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

    Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

    Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

    Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

    Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

    Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

    Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

    Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

    Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

    Требования к уроку

    Урок современного типа

    Универсальные учебные действия

    Объявление темы урока

    Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

    Познавательные общеучебные, коммуникативные

    Регулятивные целеполагания, коммуникативные

    Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

    Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

    Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

    Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

    Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

    (учитель консультирует, советует, помогает)

    Коммуникативные, регулятивные коррекции

    Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

    Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

    Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

    Познавательные, регулятивные, коммуникативные

    Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

    Так обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

    Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.

    Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

    Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.

    Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

    На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока:

    • в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
    • эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
    • при освоении основных моральных норм ( взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
    • при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.
    • Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

      Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены Итоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.

      Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

      Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках.

      При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.

      Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.

      В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход ,лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке

      Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *