Банкротство предприятия. Банкротство предприятий задачи

Ноя 29, 2019 Публикации

Банкротство предприятия. Банкротство предприятий задачи

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения
  • Субъекты предпринимательского права
  • Субъекты предпринимательской деятельности
  • Понятие банкротство

    Термин «банкротство» в широком смысле слова используется синоним термина «несостоятельность». В Российской Федерации эти термины совпадают (См. название закона «О несостоятельности (банкротстве)»);

    Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 года определяет несостоятельность как: «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

    Неплатежеспособность — это невозможность предприятия расплатиться по своим обязательствам «. более трех месяцев с момента наступления даты их исполнения», которая вызывается отсутствием или нехваткой денежных средств.

    Если должник при нормальном ведении дел не может выполнить свои обязательства на протяжении более трех месяцев, то относительная неплатежеспособность переходит в абсолютную неплатежеспособность.

    Именно абсолютная неплатежеспособность и называется несостоятельностью того или иного субъекта хозяйственных отношений.

    Таким образом, неплатежеспособность того или иного субъекта хозяйственных отношений является необходимым, но не единственным условием «несостоятельности (банкротства)».

    Виды банкротства

    Понятие банкротства также принято разделять на несколько основных видов:

  • Реальное банкротство. Данный вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, повышение доли кредиторской задолженности обуславливают невозможность ведения хозяйственной деятельности, вследствие чего она объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве.
  • Банкротство бизнеса. Термин банкротство бизнеса используется компанией «Dun & Bradstreet» — крупнейшим агентством по статистике банкротств, как характеристика такого вида бизнеса, который прекратил операции, принеся убытки своим кредиторам. Таким образом, бизнес определяется «Dun & Bradstreet» как несостоятельный, даже если он формально не прошел процедуру банкротства.
  • Временное (условное) банкротство, характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано превышением актива баланса предприятия над его пассивом, а также большим размером дебиторской задолженности и затовариванием готовой продукции. Такой вид банкротства предприятия при антикризисном управлении с использованием инструментария санирования не приводит к его ликвидации. В условиях проведения арбитражных процедур административного и внешнего управления появляется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия, переориентировать производство с учетом требований рынка и обеспечить в перспективе его устойчивое развитие.
  • Преднамеренное (умышленное) банкротство, связано с преднамеренным созданием руководителями и владельцами предприятия состояния его неплатежеспособности, нанесением ему экономического вреда (хищение средств предприятия различными способами) в личных интересах и в интересах иных лиц. Выявленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в суд для привлечения виновных к уголовному преследованию.
  • Фиктивное банкротство — это ложное объявление предприятием о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них льгот по уплате финансовых обязательств, либо для погашения долгов фирмы неконкурентоспособной продукцией. Виновные в ложном объявлении предприятия неплатежеспособным, в утаивании активов для погашения кредиторской задолженности преследуются в уголовном порядке по представлению арбитражных управляющих.
  • Банкротство как институт

    Институт банкротства — совокупность условий, правил, механизмов и норм, которые определяют производственно-финансовое положение предприятия, направленных на санирование экономики.

    Институт банкротства позволяет решить две задачи:

  • обеспечить должнику защиту от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить,
  • защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.
  • Целью банкротства, является ликвидация тех предприятий, которые замыкают на себе неэффективность и нестабильность. Эта цель достигается в результате однонаправленных действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.

    Основная цель специалистов по банкротству — максимально эффективное использование производственного потенциала подконтрольного предприятия для вывода его из банкротного состояния.

    Уровень экономики

    Цель института банкротства

    Обеспечение экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики, стабилизация экономических отношений

    Симметричное развитие народного хозяйства в региональном и отраслевом разрезах, защита интересов территорий

    Обеспечение защиты интересов кредиторов, бизнеса должника, трудового коллектива

    Основными целями института банкротства является сохранение предприятия, а следовательно, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления льгот должнику. Бесспорно, подобные положения не распространяются на умышленные или фиктивные банкротства. При этом для достижения конкретных целей используются определенные системы и органы в рамках института несостоятельности — кадровый ресурс, страховые и консалтинговые компании, развитый институт собственности, фондовые биржи, правовые нормы, традиции и т.д.

    Система банкротства — это определенная система диагностики, контроля и предупреждения неплатежеспособности предприятий. Объективная необходимость в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы, одновременно являясь и основной целью.

    Субъекты системы банкротства:

  • арбитражный суд;
  • собственник предприятия;
  • арбитражные менеджеры;
  • наемные работники;
  • инвесторы;
  • должник;
  • кредиторы;
  • органы государственной власти.
  • При открытии дела о несостоятельности (банкротстве) все из вышеназванных субъектов системы банкротства оказываются задействованными в этом процессе, являясь одновременно и основными субъектами рынка.

    Как показывает мировая практика, достижение основной цели института несостоятельности — воспроизводства отношений собственности посредством системы банкротства — возможно только при соблюдении нескольких условий:

  • Создание эффективных механизмов, призванных представлять интересы всех субъектов системы банкротства (кредиторы, наемный персонал) при ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять рационально распределять активы (конкурсную массу) должника.
  • Установка на сохранение перспективных предприятий насколько это возможно и целесообразно.
  • Создание системы мер для возрождения бизнеса.
  • Установление стабильной единой и надежной системы прав и обязанностей для всех субъектов хозяйствования при их несостоятельности (банкротстве).
  • Введение системы мер безопасности при банкротстве и временной неплатежеспособности.
  • Стимулирование и развитие партнерских отношений, и формирование приемлемой процедуры решения финансовых споров.
  • Ограждение правовой и административной системы от возможностей ускорения процедур банкротства.
  • Создание механизма выполнения должником своих обязательств без ликвидации бизнеса.
  • Главным субъектом системы банкротства, как и рынка, является предприятие той или иной формы собственности. Взаимодействие с рынком — внешней средой своего жизнедеятельности — предприятие реализует посредством своего товара.

    Глубинные факторы кризисных ситуаций заложены в самом механизме рынка. Они отражают процесс развития национальной экономики, который идет волнообразно в зависимости от фазы цикла на макроуровне и жизненного цикла конкретного предприятия, которые обусловлены постоянным изменением потребительских ориентаций.

    Жизненный цикл предприятия:

    1. Возникновение
    2. Становление
    3. Подъем
    4. Высшая точка развития
    5. Спад
    6. Банкротство
    7. Ликвидация или санация
    8. Исходя из этого, любое управление является антикризисным, а содержание и методы обычного антикризисного управления не отличаются.

      Не ограничиваясь микроэкономическим уровнем, следует отметить, что отношения собственности обнаруживают тенденцию к постоянному развитию и стремлению к стабильному равновесию. Как отмечает С.П. Аукционек в работе «Теория перехода к рынку» рыночная экономика устойчива тогда, когда кривая спроса более полога, чем кривая предложения. Другими словами, предложение опережает спрос по темпам роста и объему. Как раз в этом превышении предложения над спросом и содержится обоснованная возможность и необходимость банкротства тех предприятий, которые не вписались в конкретную ситуацию на рынке.

      Издержки банкротства

      Издержки, которые национальная экономика и население страны несет в связи с банкротством, разделяются на:

    9. Прямые издержки;
    10. Косвенные издержки.
    11. Прямые издержки, представляют собой непосредственные выплаты комиссионных третьим сторонам в период рассмотрения дела. В их состав входят: комиссионные судебному органу, доверенному лицу, бухгалтеру, аукционисту, арбитражному менеджеру и др. Все эти издержки представляют собой прямые невозвратные потери для владельцев капитала компании.

      Косвенные издержки, связаны с «падением» стоимости компании в результате неэффективной работы в период, который предшествовал банкротству. При реализации активов потери несомненны: готовую продукцию можно продать всего за 30-70% ее реальной цены. Потеря стоимости при реализации активов — совершенно явный провал для тех, кто предоставляет капитал, т.е. акционеров.

      Как показывает мировая практика, банкротство предприятий — это не случайное явление, а определенная закономерность в экономике развитых стран. Гибель значительной части фирм и, в особенности, вновь возникших, зафиксирована статистикой банкротств во многих странах. Европейские исследователи отмечают, что до конца второго года доживают не более 20-30% вновь возникших фирм.

      Такая неэффективность создает предпосылки больших убытков для акционеров, а, следовательно, и для всей экономики.

      Формальные и неформальные признаки банкротства предприятия

      Возникает закономерный вопрос — по каким критериям оценивается несостоятельность того или иного предприятия, и по каким признакам можно предсказать его банкротство?

      Структура признаков банкротства:

      Формальный признак банкротства того или иного предприятия в концентрированном виде состоит в неплатежеспособности. Против должника, неспособного оплатить свои долги, может быть возбуждено дело о несостоятельности, в таких странах, как Германия — если используется факт неоплаты более 1 месяца на сумму, которая превышает ликвидные активы; во Франции — факт неоплатности доказывает кредитор, в Англии — где субъект хозяйствования должен иметь минимальную задолженность в размере 750 ф. ст. по одному или нескольким долгам; в США — где 5 тыс. долл. долга является минимальной суммой задолженности для признания предпринимателя банкротом, в РФ предприятие при задолженности в 100 тыс. руб., гражданин — 10 тыс. руб. (ст.5 ЗНБ), кредитная организация — 1000 МРОТ.

      Указанная сумма не должна содержать: неустоек и иных финансовых санкций, выплат авторских вознаграждений, требований перед работниками и владельцами должника.

      В ЦВЕ основной упор при выделении формального признака банкротства — установление факта неплатежеспособности — делается на временном аспекте. Так, в Болгарии, несостоятельной может быть объявлена неплатежеспособная фирма, которая более 60 дней не выполняет обязательств из-за отсутствия у нее денежных средств. В Венгрии несостоятельным признается должник, не выплативший признанный долг в срок, который превышает 60 дней с момента наступления выплат, либо 30 дней после предъявления требований не изложил кредитору обстоятельства, помешавшие это сделать. В Румынии этот срок не превышает 30 календарных дней. В Чехии и Польше, где институт несостоятельности функционирует несколько дольше, нежели в вышеназванных странах, формальные признаки банкротства имеют менее конкретную формулировку — неспособность на протяжении длительного времени выполнять свои обязательства по платежам нескольких кредиторов.

      Помимо формальных признаков банкротства, необходимо рассматривать неформальные признаки. Они указывают на возможное предбанкротное состояние предприятия, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в комплексе. Неформальные признаки возможного банкротства являются поводом к более скрупулезному анализу положения дел как со стороны руководства предприятием, так и со стороны финансовых и аудиторских структур. Заинтересованными субъектами в оценке финансово-хозяйственного положения предприятия являются его акционеры, наемный персонал, клиенты и кредиторы.

      Множественные неформальные признаки банкротства можно сгруппировать по двум направлениям:

    12. документарные, составляют первую группу;
    13. косвенные, составляют вторую группу.
    14. К первой группе относятся признаки, нашедшие свое отражение в документации предприятия (конкретно в бухгалтерском балансе). Они подлежат более или менее детальной оценке.

      Применительно к первой группе, можно выделить пять признаков предбанкротного состояния предприятия:

    15. Низкое качество и невыполнение сроков предоставления документации. Опоздания такого рода могут сигнализировать о неэффективной работе финансовых служб и информационной системы предприятия, создавая предпосылки принятия руководством неадекватных решений;
    16. Сигналами снижения финансовой нестабильности предприятия могут быть резкие изменения в статьях баланса, как со стороны пассивов, так и активов. Безусловно, негативным фактом является уменьшение ликвидных средств предприятия. Но и их резкий рост также может свидетельствовать о неблагоприятных тенденциях — отсутствии перспектив роста и эффективных инвестиций. В условиях функционирования развитой экономики оптимальной является ситуация при которой у предпринимателя в свободном распоряжении находится не более 10 % денежных средств. Превышение этого лимита свидетельствует о неэффективном управлении, так как деньги должны воспроизводить себя
    17. Тревожным знаком является повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия, т.е. долгов покупателей. При этом либо предприятие проводит неразумную политику кредита по отношению к своим потребителям, либо сами потребители задерживают платежи. С другой стороны, дебиторская задолженность может резко упасть вследствие вынужденного перехода на новые формы платежей. За внешними изменениями статей дебиторской задолженности может скрываться неблагоприятная концентрация продаж по слишком малой группе покупателей, банкротство клиентов фирмы или уменьшение емкости рынка, неминуемо заставляя предприятие идти на все большие и большие уступки клиентам.
    18. Данные о материальных запасах, т.е. запасах готовой продукции, сырья и материалов, а также незавершенном производстве являются хорошей информацией для оценки тенденций. И при этом подозрительным является не только резкий рост запасов, который нередко предполагает затоваривание, но и резкое их снижение. Последнее может предполагать перебои в производстве и снабжении и иметь следствием невыполнение обязательств по поставкам. В Японии запасы на складах в среднем позволяют предприятиям бесперебойно работать в 180 минут, в СССР — 21 день (на отдельных предприятиях до 60 дней). Это повышает издержки связанные с их хранением.
    19. Поводом для беспокойства должно быть повышение доли задолженности перед работниками (долги по зарплате), акционерам (выплаты дивидендов), финансовым органам (обязательные платежи в бюджет).
    20. Вторая группа содержит признаки, которые не подлежат подобной оценке.Признаки предбанкротного состояния предприятия, не нашедшие свое отражение в финансовых документах, составляют вторую группу. Они являются более ранними по времени, а реагирование на них — более эффективным для предупреждения кризисных ситуаций.

      Сигналы такого рода широко известны из обширной литературы по бизнесу. Крах многих предприятий возникал с конфликтов в высшем руководстве фирмы, трудовых конфликтов, потери наиболее серьезных клиентов или кредиторов. Не секрет, что по работе секретаря можно судить о руководителе и даже об организации в целом.

      Более скрупулезный анализ может выявить изменения в практике управления, не выявленные при поверхностной оценке положения предприятия:

      1. администрация вводит излишнюю фрагментацию функций, или наоборот,
      2. усиливает их концентрацию у узкого круга лиц;
      3. неоднократно решает проблемы, решение которых было заявлено ранее;
      4. медленно реагирует на изменения на рынке.
      5. установление предприятием нереальных цен на свои товары и услуги,
      6. рискованные внедрения новшеств,
      7. выход на новые рынки или присоединение новых фирм,
      8. нетрадиционная закупка сырья и материалов,
      9. усиление деятельности на спекулятивных рынках.
      10. Следует особо отметить опасность резкого изменения в стратегии предприятия. Для клиентов фирмы, если они заранее не поставлены в известность, такого рода изменения могут сыграть главную роль в потере интереса к данному предприятию.

        Что надо знать о банкротстве предприятия

        В соответствии с российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)», банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

        -банкротство — как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность, рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, т.е. разорением;

        -банкротство — как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

        Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг, возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

        Суть процедуры банкротства заключается в том, что если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, то она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

        Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 100.000 рублей, а просрочка платежа составляет более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

        Заявление о признании банкротом может быть подано самой компанией-должником, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

        После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент судебного заседания, суд вводит наблюдение — одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве):

        По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев.

        Ее главная задача – принять эффективные меры по сохранению имущества должника и выяснить, возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

        Другая задача — составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора арбитражный суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр.

        Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов, имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на собрании кредиторов.

        На первом собрании кредиторов решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно, прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.

        Процедура финансового оздоровления имеет две важных особенности.

        -организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации. Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).

        -при финансовом оздоровлении арбитражный суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

        Внешнее управление, в отличие от процедуры финансового оздоровления, предполагает отстранение генерального директора и других органов управления должником.

        Обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.

        Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

        Конкурсное производство — завершающая стадия банкротства

        В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках указанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство. С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника,из которого соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, и это отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании отчетаарбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

        Конкурсное производство –это крайняя мера взыскания задолженности, так как существует вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме от имущества должника.

        На любой из стадий процедуры банкротства между кредиторами и представителями предприятия-должника может быть заключено мировое соглашение. Это документ, который содержит информацию о реструктуризации долга, изменении сроков выплат по долгу, прощения части долга.

        Бывает так, что процедура банкротства может использоваться как противозаконное средство ухода от своих обязательств с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.

        Старший помощник прокурора республики А. Псху

        Банкротство предприятия: понятие, виды, процедура ликвидации компаний с долгами

        К банкротству организации могут привести разные причины — предприятие стало убыточным, финансовый кризис привел к тому, что владельцы не могут расплатиться с кредиторами или с банком. Банкротство предприятия — законный способ выйти из бизнеса с наименьшими потерями.

        Все вопросы банкротства в нашей стране регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Последние изменения и дополнения к закону вступили в силу 8 июня 2018 года.

        Понятие, признаки и цели банкротства

        Банкротство компании по определению Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» — это неспособность предприятия в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

        Банкротство юридических лиц, а точнее — суть процедуры заключается в следующем: если компания не может расплатиться по долгам, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для его реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности для погашения задолженности.

        Далеко не любая организация, испытывающая финансовые трудности, может считаться банкротом. Основной признак банкротства — долг в размере более 300 000 рублей, срок расчета по которому наступил более 3 месяцев назад. Компания признается банкротом по решению арбитражного суда.

        Обратиться в суд могут не только кредиторы или налоговая инспекция – само предприятие-должник также может потребовать признать себя банкротом.

        Зачастую компания становится банкротом в силу объективных причин, что не должно принести репутационных потерь ее владельцам.

        Кейс

        Ситуация: Строительная компания после кризиса имеет долги на 30 000 000 рублей. Новых заказов у нее не предвидится. Однако заказчики компании должны выплатить ей по итогу выполненных работ около 40 000 000 рублей. Притом заказчики успели объявить себя банкротами, т. е. взыскать с них долги уже невозможно. Репутация строительной компании на рынке безукоризненна, поэтому часть ее кредиторов готова списать долги. Но другая часть войти в положение не готова и угрожает судебными исками и обращением в правоохранительные органы.

        Решение: Чтобы выйти из этой ситуации, потребовалась процедура банкротства строительной компании и ее ликвидация. Компания была ликвидирована без выплат кредиторам, что обеспечило ее собственнику возможность открыть новый бизнес, т. к. финансовых обязательств у него больше не было. Разумеется, для достижения подобного результата потребовалось привлечь команду грамотных юристов и аудиторов из консалтинговой группы.

        Виды банкротства организации

        Реальное банкротство. Этот вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь капитала. Компания объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве. Банкротство организации наступает вследствие неэффективного управления компанией.

        Временное (условное) банкротство. Вызывается превышением актива баланса компании над ее пассивом или же большим размером дебиторской задолженности. В этом случае при помощи процедур административного и внешнего управления можно восстановить платежеспособность предприятия.

        Преднамеренное (умышленное) банкротство. Ситуация, когда руководство предприятия специально доводит его до банкротства, различными способами расхищая его средства. Умышленное банкротство юридического лица преследуется по закону.

        Фиктивное банкротство. Заведомо ложное объявление о несостоятельности в целях получения от кредиторов отсрочки и рассрочки платежей. Виновные в фиктивном банкротстве и утаивании активов для погашения долгов также преследуются в уголовном порядке.

        Процедура банкротства предприятия

        Процедура банкротства начинается с подачи заявления о признании компании-должника банкротом, причем, как уже было сказано, такое заявление могут подать как кредиторы, так и само предприятие, которое таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом. После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления.

        Процедура банкротства организации состоит из нескольких этапов.

        Наблюдение

        Этап, необходимый для обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

        Срок наблюдения не может превышать семь месяцев с даты принятия заявления

        Финансовое оздоровление

        Финансовое оздоровление — это процедура, призванная спасти предприятие от ликвидации. Оно направлено на восстановление платежеспособности и покрытие долгов. Для этого проводится реструктуризация долгов и разрабатывается специальный график их погашения, утвержденный арбитражным судом. На этой стадии управляющий не имеет права принимать решения, приводящие к увеличению долга предприятия, он должен согласовывать свои действия с собранием кредиторов. Этот этап может растянуться на срок до 2 лет.

        Внешнее управление

        По требованию кредиторов арбитражный суд может назначить внешнего управляющего банкротирующей компании. Внешний управляющий заступает на должность на срок, не превышающий 18 месяцев. Во время осуществления внешнего управления должнику не начисляются штрафы или пени по его долгам.

        В статье 101 пункте 6 вступившей в силу редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что внешний управляющий не вправе распоряжаться депонированным имуществом должника, являющегося депонентом по договору условного депонирования (эскроу).

        Конкурсное производство

        Начинается, если арбитражный судья решит, что шансы на восстановление платежеспособности компании в ходе реабилитационных процедур отсутствуют либо эти процедуры на практике не доказали своей целенаправленной эффективности. Конкурсное производство организуют с целью соразмерного удовлетворения кредиторских требований по погашению накопленных долгов. В качестве дополнительных задач этого этапа можно выделить нацеленность на ликвидацию организации, поиск и аккумулирование в конкурсную массу всего имущества должника-юрлица. Срок конкурсного производства — до 18 месяцев.

        Упрощенная процедура банкротства

        Как видно из вышесказанного, банкротство фирмы — очень долгий и сложный процесс. Но существует и упрощенная процедура банкротства предприятия, которая позволяет осуществить все необходимые процедуры в сжатые сроки и с минимальными финансовыми потерями. Упрощенная процедура банкротства начинается с ликвидации юридического лица. После внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ производится официальная публикация сообщения о ликвидации компании в печати.

        Через два месяца со дня публикации оформляется промежуточный ликвидационный баланс компании, после чего ликвидатор компании в силу прямого указания ч. 2 ст. 224-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязан уведомить кредиторов о наличии признаков несостоятельности, а также обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании предприятия банкротом.

        Суд рассматривает обоснованность заявления на основании предоставленных документов и, если доказательства будут весомыми и достаточными, признает должника банкротом и введет процедуру конкурсного производства сроком 6 месяцев. При упрощенной процедуре банкротства наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются, что заметно сокращает сроки проведения всей процедуры.

        Представление интересов и юридическое сопровождение банкротства

        Несмотря на исключение нескольких этапов, упрощенная процедура банкротства остается очень сложным и запутанным процессом, во время которого не обойтись без помощи опытного юриста. Абсолютное большинство руководителей просто не в состоянии справиться с ним самостоятельно, поэтому все чаще юридическое сопровождение банкротства передается на аутсорсинг.

        Так называемое «упрощенное банкротство» имеет заметные преимущества для компании-должника. К ним можно отнести продолжение деятельности фирмы до момента ликвидации юридического лица, защиту имущества предприятия от кредиторов. Однако при этом инициатор банкротства должен суметь защитить себя от обвинений в преднамеренном или фиктивном банкротстве. К тому же пакет необходимых документов очень велик, и во время его оформления нельзя допустить ни одной ошибки.

        Поэтому надежнее и проще выбрать компанию, юристы которой подготовят все бумаги и будут представлять компанию-должника в суде.

        Куда можно обратиться за юридическим сопровождением банкротства?

        Мы попросили дать комментарий для наших читателей представителя компании КСК групп.

        «Важно понимать, что юридическое сопровождение процедуры банкротства требуется с самых ранних ее этапов, а не только во время судебных разбирательств. Грамотно составленное и поданное в арбитражный суд заявление сэкономит время и расходы вашей компании, а это возможно только при глубоком знании законодательства и понимании всех нюансов процедуры банкротства. В КСК групп можно получить комплекс аудиторских услуг, предшествующих банкротству. Наши специалисты проанализируют правовые риски и защитят вашу компанию от возможной недобросовестности кредиторов, помогут избежать собственных ошибок. Помните, что при запуске процедуры банкротства требуется минимизировать расходы и создать наиболее выгодные условия для вашей компании по выходу из сложившейся неприятной ситуации. В нашей практике бывали случаи, когда компанию удавалось ликвидировать за полгода, а ее собственник мог начинать новый бизнес с нуля. Работая на рынке аудиторско-консалтинговых услуг более 20 лет, мы имеем достаточный опыт для того, чтобы свести к минимуму репутационные и материальные потери наших клиентов».

        P. S. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», КСК групп занимает 14 место в списке крупнейших аудиторских групп и сетей по итогам 2017 года [1] .

        Топ-10 самых интересных дел по банкротству за полгода

        По статистике Судебного департамента при ВС, только арбитражные суды субъектов в прошлом году (более свежих данных пока нет) ежедневно рассматривали примерно 129 дел о банкротстве. А помимо них аналогичные иски слушались в арбитражных апелляционных судах, арбитражных судах округов и в Верховном суде. В общем, объем внушительный. Чтобы упростить задачу тем, кто хочет быть в курсе последней практики по банкротству, Право.ru отобрало 10 самых интересных кейсов за полгода.

        ЗАО «ЭНБИМА Групп»

        Арбитражный суд Владимирской области по заявлению ООО «ЦТК-Транс» принял обеспечительные меры в виде наложения ареста на имущество ЗАО «ЭНБИМА Групп». Затем ООО «ЦТК-Транс» в рамках процедуры наблюдения в отношении должника ЗАО «ЭНБИМА Групп» обратился с заявлением о включении требования, обеспеченного залогом, в реестр.

        Суды пришли к выводу, что залог возник со дня вступления в законную силу решения о взыскании задолженности; событий, с которыми связано прекращение залога, не наступало. Поэтому они признали за кредитором статус залогового (п. 5 ст. 334 ГК). Однако Верховный суд занял прямо противоположную позицию, отменив акты нижестоящих инстанций (№ А11-9381/2015).

        Исходя из формулировки п. 5 ст. 334 ГК, введение запрета на распоряжение имуществом не означает возникновения полноценного залога. Кроме того, арест не дает преимуществ залогового кредитора.

        Все юристы сошлись во мнении, что это самое интересное дело о банкротстве за последние полгода. «Этот кейс оказывает существенное влияние на формирование дальнейшей практики по использованию института арестного залога. В свете указанного определения вероятность закрепления подхода «прекращения арестного залога» в банкротстве крайне велика», – отметила старший юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Юлия Боброва. «Я поддерживаю позицию ВС, так как обратное решение привело бы к росту злоупотреблений – кредиторам рациональнее было бы продвигать аресты для того, чтобы увеличить вероятность удовлетворения требований в рамках банкротства. А это, очевидно, несправедливо ударяло бы по другим кредиторам», – считает юрист АБ «Линия права» Фаррух Саримсоков.

        Кстати, ранее суды не давали однозначного ответа на вопрос о возможности приобретения статуса залогового кредитора лицом, для обеспечения интересов которого был наложен арест на имущество. Поэтому встречалась как положительная практика признания требования обеспеченным залогом (№ А12-4283/2016), так и отрицательная (№ А27-19887/2015; № А40-184225/2015).

        ООО «Юнигрупп»

        Не так давно банки получили право обращаться в суд с заявлением о банкротстве должника в отсутствие просуженной задолженности по кредитным договорам. Почти сразу с введением этой нормы юристы начали задаваться вопросом: это право касается абсолютно любых требований банка или только требований из финансовых сделок (кредитов, поручительств и т.д.)? Ответ дал ВС.

        Банк вправе подавать заявление о банкротстве в отсутствие судебного решения только по требованиям, возникшим в связи с наличием у него специального статуса кредитной организации (например, по кредитам, поручительствам и т.д.).

        «Нужно понимать, что действительность этих финансовых требований достаточно легко проверить (например, изучив выписки по ссудным счетам должника)», – объяснил старший юрист Практики по разрешению споров Goltsblat BLP Олег Пермяков.

        По остальным требованиям (например, из договора подряда), по мнению ВС, банк должен обращаться в суд в общем порядке (№ А40-232057/2015). «Иное бы означало ничем не обоснованное наделение кредитных организации преференциями перед остальными участниками гражданского оборота», – считает Пермяков.

        ООО «Нефтегазмаш-Технологии»

        По закону о банкротстве, корпоративные требования учредителей (о выплате дивидендов, стоимости доли и т.д.) удовлетворяются только после расчета с его внешними кредиторами. «Многие учредители в обход этого правила создают видимость наличия у них общегражданских отношений с обществом – например, выдают должнику займ вместо внесения имущества в уставной капитал. Тем самым они убивают двух зайцев. Во-первых, вместо дивидендов, получение которых зависит от наличия у общества прибыли, получают фиксированный доход в виде процентов по займу. Во-вторых, формируют дружественную кредиторскую задолженность на случай банкротства. В результате учредители общества вместо того, чтобы получить удовлетворение своих требований после расчета со всеми кредиторами, участвует в деле о банкротстве наравне с ними», – объясняет юрист «Хренов и партнеры» Сергей Морозов.

        Аналогичная ситуация сложилась во время банкротства ООО «Нефтегазмаш-Технологии». Когда спор дошел до ВС, тот пресек одну из самых распространенных схем организации должником контролируемого банкротства с целью сбрасывании долгов (№ А32-19056/2014).

        Предоставление учредителем займа своему же лицу в период кризиса (недостаточности собственного имущества) есть ничто иное, как притворная сделка, прикрывающая внесение денег в уставной капитал. Схема с займами приводит к тому, что учредители перекладывают свой риск на кредиторов, которые такие риски нести не должны. Поэтому требования учредителей, пусть и основанные на договорах займа, не подлежат включению в реестр.

        «Акционеры общества обязаны направлять внутренние ресурсы на погашение внешних кредитов. Получив дивиденды, они не вправе предоставлять из этих средств займы обществу и в последующем претендовать на включение в реестр кредиторов», – объяснил Пермяков позицию ВС.

        ООО «Ангарстрой»

        Задолженность перед работниками ООО «Ангарстрой», подавшими заявления о признании его банкротом, в полном объеме погасил другой кредитор. Арбитражный суд Московского округа пришел к выводу, что в действиях этого кредитора прослеживаются явные признаки злоупотребления правом (ст. 10 ГК) – якобы, он преследует цель лишить граждан статуса заявителей по делу о банкротстве, в том числе в части полномочий по представлению кандидатуры арбитражного управляющего. ВС с ним не согласился (№ 305-ЭС16-15945).

        Интерес кредитора состоит в наиболее полном погашении заявленных им требований за счет имущества должника. Именно для достижения этой цели кредитор использует предоставленные законом механизмы, в частности, возможности первого заявителя предложить кандидатуры арбитражного управляющего либо саморегулируемой организации управляющих.

        «Коллегия по экономическим спорам сформировала ориентир для определения законности погашения требований кредиторов, которые инициировали процедуру банкротства. Это очень важно, так как погашение требований третьим лицом является распространенной практикой. В некоторых случаях, это не средство злоупотребления для контроля, а способ спасти предприятие», – рассказал Саримсоков.

        ООО «Альтаир-Агро»

        АО «Сбербанк» является мажоритарным кредитором ООО «Альтаир-Агро». В деле о банкротстве ООО «Альтаир-Агро» Сбербанк внес деньги на депозит нотариуса, после чего заявил о процессуальном правопреемстве в отношении первого заявителя. Суды нижестоящих инстанций отказали банку в правопреемстве, посчитав, что его действия направлены на получение права предложения арбитражного управляющего и введения контролируемой процедуры банкротства. При этом суды руководствовались позицией, ранее изложенной в Определении ВС (№ 302-ЭС16-2049), подчеркнув, что факт выкупа требования лишь первого заявителя в деле о банкротстве, а не всех иных кредиторов, явно свидетельствует о злоупотреблении правом.

        ВС с таким подходом не согласился, отменил акты нижестоящих инстанций и отправил дело на новое рассмотрение. При этом он указал, что банк действовал как разумный участник оборота, желавший защитить свои интересы и опасавшийся утратить возможность влиять на процедуру несостоятельности должника (№ А03-6689/2016).

        Если требование кредитора, осуществляющего выкуп требования первого заявителя в деле о банкротстве, в несколько раз превышает остальные требования, то его действия не могут быть квалифицированы как злоупотребление правом. Кроме того, поведение кредитора, заявляющего после попыток выкупа требования о наличии цепочки уступок в пользу третьих лиц, свидетельствует о недобросовестности и влечет отказ в установлении правопреемства в пользу таких третьих лиц.

        «Кейс особенно интересен в связи с огромным количеством вопросов, возникающих в судебной практике в части применения ст. 313 ГК, а также отсутствием единообразного подхода при квалификации поведения кредитора как недобросовестного», – считает Боброва.

        ООО «ПКФ «Агрегат»

        АО «Сбербанк» и ООО «ПКФ «Агрегат» заключили кредитный договор, в обеспечение которого был заключен договор залога недвижимого имущества. Условиями договора ипотеки предусмотрена ответственность заемщика в виде неустоек за различные нарушения его обязательств, также обеспеченных залогом этого имущества.

        Правопреемник банка обратился в суд, требуя, в том числе, включить неустойку как обеспеченную залогом в связи с тем, что требования о взыскании неустойки не обладают преимуществом перед незалоговыми требованиями об уплате основного долга и процентов. Суды первых трех инстанций в этой части ему отказали. ВС занял противоположную позицию (№ 301-ЭС16-17271).

        Несмотря на то, что требование о взыскании неустоек, обеспеченное залогом, учитывается отдельно и подлежит удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и процентов, оно имеет залоговое преимущество перед удовлетворением необеспеченных требований по санкциям.

        АО «Строительное управление № 155»

        АО «Строительное управление № 155» является застройщиком, и во время его банкротства была реализована госпрограмма помощи дольщикам/пайщикам (№ А41-1022/2016).

        При банкротстве застройщика незаконченный объект, в котором граждане приобрели жилые помещения, надлежит достроить и передать дольщикам.

        «В рамках этого проекта наша коллегия адвокатов принимала участие в разработке изменений и дополнений в закон о банкротстве в части формирования, упорядочения и детализации процедуры банкротства застройщиков», – рассказала партнер КА «Юков и партнеры» Виктория Даудрих. Интересно, что ориентировочная стоимость банкротства общества с учетом долгов группы компаний СУ-155 составляет более 50 млрд руб.

        ИП Татьяна Михеева

        В рамках дела о банкротстве ИП Татьяны Михеевой ПАО «Промсвязьбанк» обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении его требования в реестр. Нижестоящие инстанции указали на наличие долга и удовлетворили требование банка. ВС с ними не согласился. Он счел, что не были исследованы внутригрупповые отношения между кредитором и должником, а также иными лицами, в то время как такие отношения свидетельствовали о наличии общих экономических интересов (№ А12-45751/2015).

        Лицо, у которого обнаружены признаки аффилированности, должно раскрыть экономические мотивы своего поведения в рамках сделки. Выявление в таком поведении признаков злоупотребления правом (фиктивность сделки, отсутствие экономической нужды в ее совершении как со стороны должника, так и со стороны кредитора) является достаточным основанием для отказа во включении требований кредитора в реестр.

        «Этот вывод является развитием идеи, ранее выраженной ВС (№ 308-ЭС16-1475) – о том, что в банкротных делах нужно доказывать общность интересов не только через юридическую, но и через фактическую аффилированность. Определение ВС по делу Михеевой является подтверждением того, что все критерии аффилированности, в том числе установленные антимонопольным законодательством, применимы при рассмотрении банкротных дел», – пояснил руководитель практики банкротства ЮФ «Инфралекс» Станислав Петров.

        Олег Михеев

        Олег Михеев взял кредит под поручительство ряда компаний, участником которых он является, однако рассчитаться с долгом не смог и приступил к банкротству. При этом часть кредита все же была погашена, но не самим должником, а его племянником и сестрой, которые впоследствии со ссылкой на ст. 313 ГК обратились с требованиями о включении в реестр на сумму погашенной задолженности.

        Суды первых трех инстанций включили их требования в реестр, не усмотрев ничего предосудительного в аффилированности с должником. ВС с ними не согласился и пришел к выводу, что действия должника, который вместо того, чтобы погашать долг самостоятельно, просил делать это своих родственников, могут отвечать признакам злоупотребления права. В силу ст. 10 ГК это является основанием для отказа в удовлетворении требований кредиторов (№ А12-45752/2015).

        Суды могут отказать во включении в реестр требований аффилированных кредиторов, если обстоятельства возникновения долга явно указывают на то, что он формировался исключительно с целью повлиять на ход процедуры в интересах должника.

        «ВС в этом деле сформулировал во многом революционную для российского права позицию. Ранее суды придерживались иного подхода, что нередко приводило к печальным последствиям: аффилированные с должником кредиторы утверждали мировое соглашение на крайне невыгодных независимым кредиторам условиях или иным образом препятствовали защите интересов независимых кредиторов», – рассказала юрист «Хренов и партнеры» Софья Карпенкова.

        Александр Волков

        Александр Волков обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Впоследствии суд первой инстанции прекратил производство по делу о банкротстве, апелляция и кассация его поддержали. Во-первых, у должника не было имущества, за счет которого хотя бы частично могла быть погашена накопившаяся задолженность. Во-вторых, у него не было денег для возмещения всех судебных расходов на проведение процедуры реализации имущества. Однако ВС не согласился с таким подходом и отправил дело на новое рассмотрение (№ А70-14095/2015).

        Один лишь факт подачи гражданином заявления о его банкротстве нельзя признать безусловном свидетельством недобросовестности, направленным лишь на судебное списание долгов. Отсутствие у должника-гражданина имущества, подлежащего включению в конкурсную массу, не является основанием для прекращения производства по делу о несостоятельности.

        «Этот кейс подчеркивает возможность проведения процедур банкротства граждан вне зависимости от наличия или отсутствия у них имущества. ВС сделал важное уточнение о возможности должников прибегать к помощи третьих лиц при поиске источников финансирования процедуры банкротства», – пояснила Боброва. «Эта правовая позиция является достаточно социально значимой, так как с момента введения института банкротства граждан его доступность была затруднительной и по финансовым причинам, и по правовым. Определение ВС снизит барьеры в применении процедуры банкротства для граждан», – считает Саримсоков.

        Банкротство предприятия

        Банкротство предприятия — это установленная в судебном порядке финансовая несостоятельность предприятия, т.е. неспособность удовлетворить в установленные сроки предъявленные к нему со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом. В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, ухудшения конъюнктуры отдельных товарных рынков, возрастания конкуренции, недостаточной квалификации финансовых менеджеров банкротство предприятий получает все большее распространение.

        Пригнозирование банкротства предприятия производится в программе ФинЭкАнализ в блоке Модели оценки вероятности банкротства.

        Признаки банкротства это неспособность должника удовлетворять указанные требования кредиторов и(или) исполнять обязательные платежи в течение 3 мес. с момента наступления даты исполнения.

        Условия и порядок признания предприятия банкротом основываются на законодательных процедурах. Так, решение о признании предприятия банкротом принимает только арбитражный суд. Основание для возбуждения судебного производства по делу о банкротстве — письменное заявление:

      11. кого-либо из кредиторов;
      12. предприятия-должника;
      13. прокурора.
      14. На практике большинство дел о банкротстве возбуждается по инициативе коммерческих банков и налоговых инспекций.

        Для физического лица (гражданина) признак банкротства — превышение суммы его обязательств над стоимостью имущества.

        Для возбуждения дела о несостоятельности необходимо, чтобы сумма требования к должнику превышала бы определенный уровень. В РФ эта сумма по отношению к должнику-юридическому лицу — не менее 500 МРОТ, а к должнику-гражданину не менее 100 МРОТ.

        Состав и размер совокупного денежного обязательства определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и рассчитываются без учета неустоек (штрафов, пени) и иных экономических (денежных) санкций.

        Размер денежных обязательств считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

        Правом на обращение в суд обладают должник, кредитор, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы согласно действующему законодательству. Законодательство ряда стран выделяет возможные случаи ложного объявления банкротства. В РФ различают:

        • фиктивное банкротство – когда заявление о признании должника несостоятельным (банкротом), подано должником при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
        • преднамеренное банкротство – когда банкротство должника возникает по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность определять его действия.
        • Законодательство ограничивает возможности злоупотреблений путем умышленного доведения до банкротства.

          С принятием судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и до завершения дела о его несостятельности судом назначается арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) для проведения процедур банкротства.

          Процедуры банкротства

          При рассмотрении дела о несостоятельности должника-гражданина применяются следующие процедуры:

        • конкурсное производство (распределение конкурсной массы среди кредиторов пропорционально их требованиям согласно действующей очередности);
        • мировое соглашение (списание части задолженности и(или) переоформление в новые обязательства, отсрочка и рассрочка имеющихся обязательств);
        • иные процедуры, предусмотренные действующим законодательством.
        • Кроме того, по отношению к должнику-юридическому лицу применяют также:

        • наблюдение,
        • приостановление операций,
        • выверка состава кредиторов и сумм их требований,
        • осуществление мер по сохранности имущества,
        • оценка финансового состояния должника и внешнее управление (полномочия органов управления должника, в том числе руководителя должника, прекращаются и переходят к третьему лицу для восстановления платежеспособности должника).
        • Результатом конкурсного производства должника-юридического лица является его ликвидация. Учредители (участники) должника-юридического лица, собственник имущества должника-унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного управления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций и предприятий.

          Банкротство: Роль государства в финансовом оздоровлении и несостоятельности предприятий

          Разрушительные для экономики последствия банкротства предпринимателей, как бы последние ни назывались — купцы, банкиры, заводчики, фермеры, фабриканты, — остро проявились уже в момент возникновения и становления рыночных отношений. И с первых же шагов активную роль здесь стало играть государство.

          Несостоятельность и разорение предпринимателей препятствуют нормальному развитию экономики, нарушают социально-политическую стабильность и создают напряженность в обществе, чреватую бунтами и иными формами насильственного неповиновения, лишают государство возможности полноценно выполнять свои функции.

          Наличие в правовой системе государства института конкурсного права имеет огромное значение как для права, так и для экономики страны, поскольку его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных предприятий.

          В истории развития российского института банкротства исследователи выделяют три этапа:

        • дореволюционный,
        • советский,
        • современный.
        • Нормы дореволюционного конкурсного права характеризуются высокой степенью разработанности с точки зрения интересов как должника, так и кредиторов.

          Советское конкурсное право развивалось в течение непродолжительного времени — периода нэпа — и может быть охарактеризовано как аномальное, прежде всего потому, что от участия в отношениях были полностью отстранены кредиторы. Со свертыванием нэпа положения о несостоятельности, содержащиеся в ГК РСФСР и ГПК РСФСР, перестали применяться.

          Советское право отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, поскольку существование этого института несовместимо с господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении многих десятилетий функционировали убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов.

          Современный этап развития института банкротства в России

          Современный этап развития института банкротства в России начинается с Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур».

          19 ноября 1992 г. был принят Закон РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в соответствии с которым стало возможным наряду со многими другими процедурами проведение конкурсного процесса.

          В 1993 г. для реализации государственной политики по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (постановление Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926). Впоследствии оно было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) (постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 537), при этом существенно возросла роль ФСДН в системе государственного управления, значительно расширился круг решаемых задач и уровень полномочий.

          В дальнейшем приоритетной задачей ФСДН становится финансовое оздоровление предприятий-должников, что нашло свое отражение в Положении о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 301, а также отразилось в уточнении названия Федеральной службы. Согласно этому положению, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) представляла собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.

          Федеральная служба осуществляла возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях.

          К основным задачам ФСФО относились:

        • разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций;
        • проведение государственной политики по предупреждению банкротства лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством предпринимательскую деятельность, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;
        • исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного обеспечивать защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;
        • разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.
        • В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная служба принимала участие в формировании и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, При этом ФСФО организовывала привлечение необходимых для этого финансовых средств, в том числе зарубежных инвесторов, и участвовала в рассмотрении вопросов о государственной финансовой поддержке неплатежеспособных организаций.

          Федеральная служба вела учет платежеспособных крупных, а также экономически или социально значимых организаций, формировала перечни таких организаций, анализировала их финансовое состояние и представляла в Правительство РФ предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций.

          ФСФО России приняла ряд распоряжений, в которых определила порядок проведения систематического анализа (мониторинга) финансового состояния и учета платежеспособности крупных экономически и социально значимых организаций, к которым относятся организации:

        • входящие в число ста крупнейших компаний России по рыночной стоимости (капитализации);
        • имеющие фактическую численность работников, превышающую 10 тыс. человек (для холдинговых компаний — с учетом численности работников дочерних обществ);
        • признаваемые в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, либо субъекта (нескольких субъектов) Российской Федерации;
        • признаваемые градообразующими в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имеющие численность работников не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта или численность работников более 5 тыс. человек.
        • Анализ финансового состояния указанных выше организаций проводился территориальными органами и агентствами ФСФО России на основании данных представляемой организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности (форм №1,2,3,4, 5, пояснительной записки).

          Оценка финансово-экономического состояния предприятия проводилась в двух аспектах:

        • с точки зрения функционирования предприятия как хозяйствующего субъекта;
        • с позиции его ликвидации (возможного банкротства, возбуждения процедуры банкротства).
        • Финансовый анализ позволял выявлять угрозу банкротства и своевременно проводить систему мер по финансовому оздоровлению предприятия. Для обеспечения единого методологического подхода при проведении анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов, а также в целях повышения эффективности проведения мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий Федеральная служба разработала и утвердила:

        • Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации (от 23 января 2001 г. № 16);
        • Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса (от 12 августа 1994 г. № 31-р);
        • типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядок его согласования и методические рекомендации по разработке планов финансового оздоровления (от 5 декабря 1994 г. № 98-р).
        • Перечисленные материалы содержат методику расчета показателей, включенных в систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, и оценки реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятий, а также определяют некоторые методические подходы к анализу структуры баланса и оценки финансового состояния предприятий.

          Аспекты деятельности и задачи государства в развитии института банкротства на современном этапе представлены на рисунке 2.

          Помимо анализа финансового состояния организаций-должников, оценки их платежеспособности и участия в финансовом оздоровлении этих организаций Федеральная служба активно участвовала в делах о банкротстве должников, для чего ФСФО:

        • вела списки лиц, получивших лицензию арбитражного управляющего и прошедших регистрацию в арбитражных судах;
        • представляла по запросу арбитражного суда кандидатуры для назначения арбитражными управляющими;
        • готовила предложения по порядку’ участия от имени Российской Федерации уполномоченных органов и организаций в проведении досудебной санации организации-должника;
        • организовывала подбор и подготовку специалистов по антикризисному управлению для неплатежеспособных предприятий;
        • выступала в соответствии с гражданским законодательством представителем кредиторов по денежным обязательствам при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве организаций-должников;
        • участвовала в проведении реструктуризации задолженности организаций-должников по платежам в федеральный бюджет;
        • участвовала в обеспечении трудовых прав работников при проведении процедур банкротства.
        • Для финансирования мероприятий, связанных с реализацией процедур банкротства, был создан Специализированный фонд Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Средства Фонда аккумулировались на счетах в учреждениях Центрального банка РФ и формировались за счет:

          1. средств, поступающих по договорам, заключенным ФСФО с арбитражными управляющими в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
          2. установленных поступлений от продажи имущества организаций- должников;
          3. средств, привлекаемых для реализации мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций;
          4. средств, получаемых в порядке компенсации расходов по обеспечению процедур банкротства в отношении отсутствующего должника;
          5. иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
          6. Средства Специализированного фонда ФСФО направлялись:
          7. на обеспечение процедур банкротства в отношении отсутствующего должника;
          8. создание дополнительных гарантий деятельности арбитражных управляющих;
          9. обеспечение организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства;
          10. реализацию мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций.
          11. С целью контроля и обеспечения гласности дел о несостоятельности (банкротстве) ФСФО вела автоматизированный учет неплатежеспособных предприятий. В банках данных территориальных отделений, а также департамента регионального развития Федеральной службы в числе документов, относящихся к учитываемому неплатежеспособному предприятию, содержатся:

          12. учетная карта предприятия, если принято решение о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;
          13. акт о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;
          14. уведомление о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;
          15. заключение по результатам анализа состояния платежеспособности и структуры баланса предприятия, на основании которого было принято решение;
          16. баланс предприятия, на основании которого было принято решение.
          17. Федеральная служба России проводила работу по изучению и обобщению отечественной и зарубежной практики применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), участвовала в разработке международных договоров по проблемам несостоятельности (банкротства).

            ФСФО информировала общество о своей деятельности, выпуская официальное издание «Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству».

            На этапе становления института банкротства в современной России ФСФО выполнила свою организующую роль и была упразднена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Ее функции переданы Федеральной налоговой службе РФ. Уровни нормативного регулирования несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации представлены ниже.

            Уровни нормативного регулирования несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации

            1-й уровень. Кодексы

          18. Гражданский кодекс РФ Содержит отдельные положения о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст. ГК РФ) и юридических лиц (ст. 65 ГК РФ). Статья 64 устанавливает очередность удовлетворения кредиторов при ликвидации юридического лица
          19. Налоговый кодекс РФ Содержит положения, регулирующие порядок налогообложения физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц
          20. Уголовный кодекс РФ Содержит определяющие положения по неправомерным действиям при банкротстве (ст. 195 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ)
          21. Арбитражный процессуальный кодекс РФ Устанавливает правосудие в сфере предприняла- тельской или иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах
          22. 2-й уровень. Федеральные законы

          23. «О несостоятельности (банкротстве)» Определяет критерии и внешние признаки несостоятельности (банкротства), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), введения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов
          24. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Определяет особенности процедуры банкротства кредитных организаций
          25. «О бухгалтерском учете» Определяет основные правила и принципы ведения бухгалтерского учета юридическими лицами, в том числе и несостоятельными (банкротами)
          26. «Об акционерных обществах» Определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ
          27. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса Устанавливает особенности признания неоосгапельными (банкротами) субъектов естественных монополий топлишо- энергсшческсго комплекса, основная деятельность которых осущссталяется п сферах ‘фалепоршровки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии (шлее — организация-должник), и проведения процедур их банкротства
          28. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Определяет правовые осиовы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов сценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципапшым образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объемами оценки
          29. «Об исполнительном производстве» Определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий
          30. 3-ий уровень. Стандарты и положения

          31. Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих
          32. Определяет порядок лицензирования деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих
          33. Определяет основные задачи ФСФО России
          34. Положения по бухгалтерскому учету
          35. Определяет основные правила и принципы ведения бухгалтерского учета юридическими лицами, в том числе и несостоятельными (банкротами)
          36. 4-ый уровень. Распоряжения, постановления, приказы, письма

            • Нормативные акты, издаваемые Правительством Российской Федерации
            • Нормативные акты, издаваемые Федеральной службой Российской Федерации по финансовому оздоровлению (ФСФО России)
            • Нормативные акты, издаваемые Министерством финансов Российской Федерации
            • Нормативные акт, издаваемые Центральным Банком Российской Федерации
            • Нормативные акты, издаваемые Министерством внутренних дел Российской Федерации
            • Нормативные акты, издаваемые Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий Российской Федерации
            • Нормативные документы региональных и муниципальных органов власти, регулирующие порядок ликвидации предприятий

            Важное место в институте банкротства занимает арбитражный суд как правоприменительный орган, реализующий законодательство о банкротстве в рамках правового поля.

            К задачам судопроизводства в арбитражном суде относятся следующие:

          37. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
          38. обеспечение доступности правосудия;
          39. справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
          40. укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
          41. формирование уважительного отношения к закону и суду;
          42. содействие установлению и развитию партнерских, деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
          43. Анализ статистических данных системы арбитражных судов Российской Федерации показывает, что большинство возбужденных судом дел о несостоятельности предприятий (более 70 %) заканчивается признанием их банкротами и открытием конкурсного производства. Полное удовлетворение требований кредиторов в рамках конкурсного производства как одна из целей законодательства о банкротстве не достигается. Зачастую имущества должника достаточно только для возмещения текущих расходов, удовлетворения требований кредиторов первой и второй очередей. Механизмы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», направленные на оздоровление экономики несостоятельных предприятий, пока еще используются недостаточно.

            Проблемой, сдерживающей процесс реформирования предприятий, стал дефицит арбитражных управляющих, способных в полной мере обеспечить финансовое оздоровление неплатежеспособных предприятий. Для решения этой проблемы в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в институт банкротства вводится такая структурная единица, как саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО). В ст. 2 ч. 2 названного Федерального закона СРО определяется как некоммерческая организация корпоративного типа (основанная на членстве), созданная гражданами Российской Федерации и включенная в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций.

            Цель деятельности СРО — организация деятельности арбитражных управляющих, в том числе содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов. Постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО в составе не менее семи человек утверждает правила деятельности и деловой этики членов этой организации, контролирует деятельность арбитражных управляющих — членов СРО. Создание СРО призвано способствовать активизации восстановительных (реорганизационных) процедур банкротства и снижению доли ликвидационных неплатежеспособных предприятий.

            Вопросы для самоконтроля

          44. В чем выражается государственная поддержка неплатежеспособных предприятий в РФ?
          45. Определите порядок выявления неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке,
          46. Определите роль государства в финансовом оздоровлении и банкротстве предприятий.
          47. Какие задачи и функции выполняла Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО)?
          48. Как относится государство и общество к фактам банкротства?
          49. Для какой цели создается саморегулируемая организация арбитражных управляющих?
          50. Может ли общество и (или) государство обойтись без института несостоятельности? Почему?
          51. Что представляет собой саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО)?
          52. Перечислите основные нормативно-правовые акты, регулирующие несостоятельность (банкротство) в РФ.
          Читайте так же:  Рассчитать налоговый патент. Рассчитать налоговый патент
    admin

    Поadmin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *