Гендерная психология. Гендерная психология пособие

Гендерная психология. Учебное пособие PDF

  • Объем: 433 стр.
  • Жанр:у чебники и пособия для вузов, у чебники по психологии
  • Теги:г ендерная психология, п оведенческая психология
  • В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки – гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе – не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс тендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин.

    Татьяна Бендас: Гендерная психология. Учебное пособие

    Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей подборкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

    Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

    Аннотация к книге «Гендерная психология. Учебное пособие»

    В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и.

    В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин.

    Особенности гендерных различий

    Дата публикации: 20.12.2016 2016-12-20

    Статья просмотрена: 3202 раза

    Библиографическое описание:

    Фирсова Е. М. Особенности гендерных различий // Молодой ученый. ? 2016. ? №29. ? С. 336-339. ? URL https://moluch.ru/archive/133/37027/ (дата обращения: 28.11.2020).

    В статье рассматриваются гендерные различия мужчин и женщин. Различия в поведении мужчин и женщин обуславливается не только биологическими особенностями, но в большей степени социокультурными аспектами. В исследовании гендерных различий занимают ведущее место такие вопросы, как природа различий, индивидуальный путь жизни, самореализация и социализация. Консервативность и традиционность взглядов нередко загоняют самореализацию личности в рамки. Мужчины и женщины в разной степени все же подчиняются гендерным нормам, чтобы избежать социального неодобрения.

    Ключевые слова: пол, гендер, гендерные различия, стереотипы, социокульурные аспекты

    Гендерная психология — новое направление, заявляющее о себе как о самостоятельной области психологической науки. По мнению И. С. Клецкиной: «Эта отрасль изучает закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией» [1, c. 44]. В гендерной психологии изучают не только различия и особенности мужчин и женщин, особенное внимание уделяется дифференциации, стратификации и иерархизации пола. Изучение психологических отличий мужчин и женщин это изучение не только человека, но и общества в целом. Понимание, анализ, а также использование психологических механизмов позволяет использовать влияние гендерных факторов на процесс самореализации человека. Психология ранее игнорировала пол как основной аспект человеческой природы [2, c. 34]. Социальная же психология также отказывалась принимать гендер, как основосоставляющую одной из сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме [3, c. 34].

    Вопросы пола и психологические различия представителей разных полов волнуют многих современных социальных психологов, таких как Д. Маейрс [4, c. 257], И. С. Кон [5, c. 766], О. А. Воронина [6, c. 101]. Гендерные исследования широко проводятся во всем мире, в частности, такими учеными, как Ф. Л. Джеймс [7, c. 146], К. Хорни [8, c. 82], К. Уэст [9, c. 96], Т. С. Баранова [10, c. 39], Ю. Е. Алёшина [11, c. 51].

    В рамках гендерного подхода очевидны неравноправные и неравноценные черты личности мужчин и женщин, особенности мыслей и поведения. Существенное давление оказывают социальные ожидания и жесткие требования к половой адекватности в поведении и поступках. Необоснованность требований по выполнению мужских и женских социальных ролей, традиционных эталонов, навязанных представлений не дает человеку в полной мере оценить свои возможности и желания, перспективы самореализации и личные ресурсы для жизнетворчества.

    Как подметил Т. В. Бендас: «При изучении гендерных различий рассматривается природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации» [12, c. 137].

    Как высказалась Т.С. Баранова: «Основными проблемами в изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определенного пола на всех этапах жизненного цикла, вписание их гендерного развития в исторический, культурный и социальные контексты» [10, c. 39].

    С позиции О. А. Ворониной [6, c. 101], Д. Майерса [4, с. 259], Т. А. Репиной [13, c.158], теории гендерной психологии традиционно считают не различия между биологическими полами, а социальные основания.

    По мнению Л. В. Поповой [14, c. 92], маскулинность и феминность не только дифференцированы, но выстроены иерархично при доминирующей роли маскулинности.

    Ш. Берн считает, что «разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека» [13, c. 256]. Сама идея противоположности мужского и женского начал сплошь и рядом закреплена в каждом социальном институте. Но дело не только в явно наблюдаемых телесных различиях. Они имеют социокультурные аспекты, отражающие сложившиеся в наше время общественные представления о том, что подобает женщине, а что мужчине.

    По мнению Н. В. Ходыревой [15, c. 79], наше восприятие биологических различий между полами тоже определяется культурными факторами.

    Дж. Келли [19, c. 56] выделяет несколько уровней сексуальной организации человека: генетический, гонадный, морфологический, церебральный пол.

    В своих трудах Е. П. Ильин [16, c. 117] сочетает «различные характеристики каждого уровня и определяет многообразие конституциональных особенностей каждого человека, тогда как привычное деление людей на два пола фактически опирается только на морфологический признак: наличие того или иного детородного органа». Как биологическую аномалию, воспринимают индивидов с неопределенными внешними половыми признаками. Так гениталиям приписывают определенное поведение: для человека с одним набором оных — одна модель поведения, с другим — другая. В итоге получается, что в большинстве случаев в сознании людей присутствует некая установка с некой стартовой точкой отсчета при оценке всех компонентов пола. Т. е., к гениталиям привязываются характеристики уровней сексуальной организации человека, их нормы, отклонения и развитие.

    В социальном и психологическом смысле часто смешивают биологическую активность с поведением. «На смешении половых и гендерных различий часто строится критика гендерного подхода к объяснению поведения людей», — заявляет О. М. Здравомыслова [17, с. 192].

    И. С. Кон [5, с. 771] полагает, что и «пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия».

    И. А. Школьников [20, с. 63] считает, что «практически любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки скорее состоит не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов».

    По мнению С. А. Миноровой и О. Л. Кустовой [18, с.28], «определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины, возникновения которых пока не известны».

    Различия между полами, как подразумевает социокультурный подход, формируются обществом. Более известна теория социальных ролей Эллис Игли [21, с. 76], которая заключается в том, что для того чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли т. е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как предъявителю определенного пола. Согласно А. Фейнгольду, гендерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться отобразить свою личность благоприятным образом [22, с. 456].

    Такая отрасль, как психология женщин изучает особенности в их поведении и психике. Предметом этой отрасли являются психологические факторы, связанные с физиологией. Изучаются различные модели психического состояния женщины, например, беременности и родов, менструального цикла и климакса, занятости и безработицы, девиантного поведения и т. д.

    Теории Н. Ходоров и Кэрол Гиллиган [23, с. 283] наиболее известны в данной области.

    Согласно концепции материнства Нэнси Ходоров, девочки готовятся к материнству, а мальчики становятся мужчинами, которые ориентируют на себя мир и обесценивают женщину.

    Кэрол Гиллиган заявляла отличие женщин от мужчин моралью, принятой в обществе. С позиции непредвзятости и закона рассматривают моральные суждения мужчины. А для женщин важны взаимоотношения людей. Эти положения легли в основу Я-концепций Кросс и Мэдсон [24, с. 551].

    Отрасль, изучающая психологию мужчин, менее масштабна. В основном рассматриваются гипотезы по сущности маскулинности. Изучаются те психологические особенности, которые отсутствуют у женщин. Что касается биологических гипотез, то в их рамках рассматривается, как правило, влияние гормональных факторов.

    Рассматривают мужскую роль как инструментальную Т. Парсонс и Р. Бейлз [25, с. 31].

    Э. Маккоби [26, с. 71] показывает «формирование особой мужской субкультуры, отличной от женской, характеризующейся отделением от всего «женского», это обьясняется влиянием более глобальной маскулинной культуры».

    В настоящее время в гендерной психологии используются всевозможные психологические методы, такие как наблюдение, тестирование, эксперимент, анкетирование, интервьюирование. Но не все они подходят для изучения гендерной проблематики.

    Читайте так же:  Коллектор с регулирующими вентилями и наружной резьбой. Коллекторы для горячей и холодной воды

    Также при изучении полов необходима экспертиза психологических методик. Некоторые из них просто необходимо адаптировать для изучения определенных проблем.

    Для изучения гендерных различий Дж. Гласом в 1976 г. был введен такой метод, как метаанализ.

    В 1974 г. появилась концепция Сандры Бэм [27, с. 156], которая разделяет людей на три типа с различной гендерный идентичностью: феминных, маскулинных и андрогинных характеристик.

    Матина Хорнер в 1960 г. выдвинула концепцию, согласно которой малая успешность женщин по сравнению с мужчинами объясняется отсутствием у женщин мотивации, т.н. «боязнь успеха»» [28, с. 31].

    Набор гендерных характеристик личности представляет собой многофункциональный организм, состоящий из гендерной идентичности, маскулинных и феминных черт личности, стереотипов и установок, связанных с неоднозначными формами и моделями поведения.

    Для определения гендерных различий и выявления выраженности типов личности (феминный, маскулинный, андрогинный) был использован опросник С. Бэм.

    Исследованию подверглись 14 сотрудников организации сети обувных магазинов, подобранных согласно принципу гендерного равновесия.

    Целью исследования было расширение знаний о гендерных различиях.

    Результаты представлены в табл. № 1

    Пол

    F (сумма баллов по фемен./20)

    M (сумма баллов по маск./20)

    Основы гендерной психологии

    Год: 2002
    Тематические разделы: Социология, Гендерная социология

    Aннотация:
    Цель спецкурса: сформировать у слушателей навыки гендерного анализа социально-психологических процессов и явлений.
    Задачи спецкурса:
    — ознакомить с основными теоретико-методологическими подходами к гендерным исследованиям в социальной психологии;
    — сформировать базовый понятийный аппарат гендерной психологии;
    — раскрыть содержание процесса гендерной социализации личности;
    — ознакомить с основными концепциями формирования гендерных различий;
    — сформировать навыки критического анализа социально-психологических работ, посвященных исследованию пола и гендера личности;
    — ознакомить с методиками изучения гендерных аспектов бытия личности;
    — сформировать навыки обнаружения гендерной проблематики в практической деятельности психолога.

    Место спецкурса в профессиональной подготовке студента: помочь обобщить и конкретизировать базовые знания, приобретенные студентами в ходе изучения следующих дисциплин: антропологии, социологии, социальной психологии, психологии развития, психологии личности. Спецкурс также расширяет представления студентов о возможностях интерпретации и анализа основных социально-психологических феноменов в гендерной перспективе.
    Спецкурс построен на основе принципов контрастности и компаративности и предполагает следующие требования к уровню усвоения содержания: свободное владение базовым понятийным аппаратом гендерной психологии, способность к критическому восприятию изучаемого материала, знание различных методологических подходов к гендерным исследованиям в социальной психологии, умение свободно и творчески использовать психодиагностический инструментарий в гендерной перспективе.
    Практические занятия предполагают групповой формат работы с применением методов активного социального обучения в гетерогенном по гендерному признаку составе.

    Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты гендерной психологии.

    Тема 1. Возникновение гендерной проблематики в социальной психологии.
    Влияние социального и политического контекста на социально-психологическую проблематику. Феминистская критика психологии. «Политика идентичности» как новое направление развития социальной психологии. Возникновение и развитие гендерных исследований в психологии. Женские и гендерные исследования: сходство и различия. Теоретические основания гендерных исследований. Основные этапы и направления развития гендерных исследований в социальной психологии.

    Тема 2. Основные подходы к изучению гендерных характеристик личности.
    Содержание понятия «сексуальность» в социальных науках. Основные подходы к трактовке пола человека: классический, модернистский, постмодернистский. Биолого-эволюционная парадигма изучения связанного с полом поведения. Классическая традиция анализа гендерных характеристик. Поло-ролевая концепция (Т. Парсонс, Р. Бэйлз). Критика классической традиции. Социокультурная парадигма изучения гендерных характеристик. Культурное многообразие когнитивных моделей пола человека. Модернистская традиция исследования гендерных характеристик (структурализм и культурный символизм). Концепция двойственной природы пола: пол и гендер. Значение контекста межличностных отношений: социальное конструирование гендера через взаимодействие людей. Случай Агнес (Г. Гарфинкель). Постмодернистский подход в гендерной психологии. Отказ от установления связи пола и гендера. Деконструкция понятия «пол». Концепция пяти гендеров (Т. де Лауретис). Асимметричная гендерная стратификация как следствие нормативистского социального порядка. Связь гендерных различий с системой властных отношений в обществе.
    Нормативные и ненормативные гендерные сообщества.

    Тема 3. Содержание понятия «гендер»; его связь с другими категориями социальной психологии.
    Пол как биологическая характеристика индивида. Гендер как социо-культурная характеристика личности. Пол, гендер, раса, этничность, социальный статус, возраст как базовые измерения личности в социальной психологии. Содержание понятия «гендер» в различных социально-психологических школах. Гендер как сводная социобиологическая характеристика личности. Гендер как достигаемый социальный статус. Гендер как совокупность социальных ролей. Нормативистский характер полоролевой трактовки содержания понятия «гендер». Гендер как культурная схема (С.Л. Бем). Гендер как социальный институт (Дж. Лорбер). Гендер как система межличностного взаимодействия (Г. Гарфинкель).
    Феномен «гендерного сбоя». Понятие гендерного дисплея. Гендер как технология предъявления себя в пространстве социального взаимодействия (Дж. Батлер). Значение дискурса в конструировании гендера. Связь дискурса о гендере с гендерным поведением личности. Дескриптивная и прескриптивная функции гендера.

    Тема 4. Маскулинность и фемининность как центральные категории гендерной психологии.
    Специфика содержания категорий маскулинности и фемининности в социальной психологии. Маскулинность и фемининность как комплекс внутренних и внешних характеристик личности. Маскулинность и фемининность как формы проявления социальной идентичности личности. Дескриптивный, прескриптивный и аскриптивный аспекты категорий маскулинности и фемининности.
    Разнообразие канонов маскулинности/фемининности. Основные подходы к интерпретации маскулинности и фемининности в социальной психологии. Биолого-эволюционный подход. Идея взаимодополнительности психологических черт мужчин и женщин. Концепция эволюционных функциональных различий. Теория эндокринных различий. Теория конфликта репродуктивных интересов. Психодинамический подход. Концепция личной (фемининной) и позиционной (маскулинной) идентификации с гендерными образами. Структурно-функциональная трактовка маскулинных и фемининных черт личности. Схема ролевых моделей К. Джюитт.
    Структурно-символическая трактовка маскулинности Ж. Лаканом. Ортогональная модель маскулинности и фемининности (А. Константинопль, С.Л. Бем). Понятие андрогинной личности. Интеракционистская трактовка маскулинности и фемининности как культурно-символических сценариев поведения и деятельности. Доминирующие и маргинальные конструкты маскулинности и фемининности. Постмодернистский подход. Маскулинность и фемининность как процессуальные характеристики взаимодействующих субъектов. Множественность социальных и индивидуальных интерпретационных конструктов маскулинности и фемининности. Принципы анализа маскулинности/фемининности в социальной психологии. Принцип сконструированности социальных феноменов. Отказ от определения устойчивых характеристик маскулинности/фемининности. Принцип вариабельности. Зависимость содержания конструктов маскулинности/ фемининности от социально-психологических характеристик группы. Принцип двухуровневого анализа. Взаимосоответствие объективной (институциализированной) и субъективной «повседневной» реальности. Принцип интерпретации. Интерпретация личностных свойств и качеств в качестве механизма конструирования гендера. Понятие «гендерная интерпретационная схема». Принцип объективации. Репрезентация маскулинности/фемининности во внешнем облике и особенностях общения и межличностного взаимодействия. Понятие «гендерного типа» внешнего облика. Принцип анализа маскулинности/фемининности в контексте социального общения.

    Тема 5. Социально-психологическое содержание понятий сексуальной и гендерной идентичности.
    Понятие идентичности в социальной психологии. Личностная и социальная идентичности. Основные социально-психологические показатели социальной идентичности личности: ценностные ориентации, социальные представления, социальные установки, направленность общения и взаимодействия, набор специфических социально-психологических черт личности, эмоциональная значимость группового членства. Критерии выделения идентификационных характеристик. Сексуальность человека как одна из идентификационных характеристик. Понятие гендерной идентичности. Первичная гендерная идентификация. Сексуальный опыт как основа формирования сексуальной идентичности личности. Дискурсивный характер сексуальной идентичности. Виды сексуальной идентичности личности. Схема развития сексуальной идентичности (Дж. Марша). Феномен диффузной сексуальной идентичности. Вторичная гендерная идентификация (гендерная ресоциализация). Феномен queer-идентичности.

    Тема 6. Гендерная социализация личности.
    Нормативная функция и содержание гендерных стереотипов. Гендерная социализация в детском и подростковом возрасте. Теории усвоения гендерной роли: психодинамическая, социального научения, когнитивного развития, «новая психология пола». Механизмы гендерной социализации личности: дифференциальное усиление и дифференциальное подражание. Институты гендерной социализации личности: семейные и внесемейные источники информации. Проблемы сексизма и асимметрии в процессе гендерной социализации. Специфика гендерной социализации во взрослом возрасте. Ограничения личностного развития, накладываемые традиционными гендерными ролями. Гендерная категоризация: пристрастное отношение к своей и чужим гендерным сообществам. Гендерная дискриминация и гендерные манипуляции. Гендерные проблемы профессионального развития личности: влияние гендерных стереотипов на самооценку, на профессиональный выбор и карьеру.

    Тема 7. Современные концепции гендерных различий.
    Проблема различения половых и гендерных различий в психологии. Области исследования гендерных различий. Гендерные различия в когнитивной сфере: вербальные, пространственные и математические способности. Гендерные различия в аффективной сфере: эмпатия и экспрессия. Гендерные различия в поведении: агрессивность, конформность, альтруизм. Концепция гендерного разнообразия против концепции гендерных различий.

    Раздел 2. Методики исследования гендерных характеристик личности.

    Качественный и количественный подходы к исследованию гендерных характеристик личности. Анализ визуальных репрезентаций гендера. Анализ невербальных коммуникаций. Дискурс-анализ. Нарративный анализ. Анализ текстов. Анализ личных воспоминаний и обыденных представлений. Создание гендерного портрета личности. Опросник гендерных ролей С.Л. Бем. Сравнительный анализ данных, полученных по опроснику С.Л. Бем и гендерным шкалам в опросниках MMPI и 16 PF. Рисуночный тест «Человек» в гендерной перспективе. Проблема изменения гендерных стереотипов.

    Планы практических занятий.

    План практического занятия 1.
    Цель: подготовка студентов к усвоению содержательного различия понятий «пол» и «гендер» в социальной психологии. Занятие проводится в три этапа. На первом этапе студентам предлагается представить себя в произвольной манере: назвать имя, которое участник предпочитает в качестве обращения к себе, одно прилагательное, наиболее емко характеризующее личность участника с его/ее точки зрения, а также немного рассказать о себе (что считает нужным для презентации своего публичного «Я». Второй этап — презентация личного гендерного образа: студентам предлагается представить себя группе уже в качестве мужчины или женщины (в соответствии со своим полом). Третий этап — обсуждение личных презентаций — групповая дискуссия, в которой теоретические представления о гендере переводятся в плоскость обыденных представлений о сферах мужского и женского в личностном и поведенческом планах.

    План практического занятия 2. Цели — исследование гендерных ролей, знакомство с полоролевым опросником С.Л. Бем, овладение навыками критического распознавания различных методологических подходов к анализу связанных с полом характеристик личности. Каждому студенту в качестве домашнего задания к этому занятию предлагается собрать данные о двух людях (мужчине и женщине) посредством полоролевого опросника С.Л. Бем и интервью, направленного на получение информации о демографических характеристиках, имеющих отношение, по мнению студентов, к различиям в гендерных ролях. Также необходи-мо провести опрос этих людей с помощью других методик изучения личности, выявляющих гендерные характеристики: например, СМИЛ (MMPI) или «16PF» Р. Кеттелла. На занятии все собранные по опроснику Бем данные объединяются и подсчитываются групповые и индивидуальные показатели гендерных ролей испытуемых. После этого показатели гендерных ролей по опроснику Бем сравниваются с показателями других опросников. Проводится групповая дискуссия по поводу обнаруженных результатов.

    Методический инструментарий:
    1. Бем С.Л. Полоролевой опросник // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000, стр. 199-203.
    2. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод иссле-дования личности СМИЛ. –СПб.: Речь, 2000.

    План практического занятия 3.

    Цели: овладение навыком критического анализа литературных источников по гендерной проблематике; усвоение содержательных различий в трактовке понятия «гендер» в разных методологических подходах. Студентам предлагается проанализировать текст доклада Бабетт Франсэ «Гендер: социальный конструкт или биологический императив» (Приложение 1), обращая внимание на следующие вопросы:
    — как автор текста определяет понятие гендера?
    — соответствует ли это понимание тому, которое принято в гендерных исследованиях?
    — с чем не согласна автор текста, и за что она критикует гендерный подход?
    — какие социальные и личностные ценности скрываются за аргументами автора текста?
    — какие признаки поведения Бренды (в описании случая Джона Мани) отмечаются автором в качестве маскулинных/фемининных? Соответствует ли это пониманию маскулинности/фемининности в гендерных исследованиях?
    — что, на Ваш взгляд, могло выступить причинами психологических проблем Бренды с точки зрения гендерного подхода?

    Читайте так же:  Договор ссуды в древнем риме. Договор ссуды в древнем риме

    После анализа текста предполагается групповая дискуссия в соответствии с поставленными вопросами.

    Практическое занятие 4.
    Цель: исследование действия механизмов гендерной социализации в различных социальных институтах. Студентам предлагается вспомнить историю отношений мужчин и женщин в своей семье с акцентом на следующих темах:
    — как взаимодействовали между собой Ваши бабушки и дедушки? Какие у них были обязанности по дому, чем занимались вне дома?
    — Как взаимодействовали между собой Ваши мама и папа? Какие у них обязанности по дому, чем занимаются вне дома?
    — Какая информация о должном поведении мальчика/девочки поступала к Вам от родителей, учителей, сверстников?
    — Каким информационным посланиям Вы сейчас следуете, что замечаете в своем поведении из этих посланий/ожиданий окружающих?
    — Каким посланиям Вы сопротивляетесь, что делаете против посланий/ожиданий окружающих в отношении Вашего поведения?

    Затем участники занятия делятся своими впечатлениями и мыслями в групповой дискуссии. В качестве продолжения темы влияния гендерных стереотипов на процесс гендерной социализации личности студентам предлагается нарисовать образ мужчины/женщины. Затем участники занятия обсуждают свои рисунки в групповой дискуссии. Можно актуализировать влияние СМИ и других социальных институтов на формирование образов маскулинности/феминнности студентов.

    Практическое занятие 5.
    Цель: выявить и изучить гендерные стереотипы в воспитании детей. Студенты делятся на «двойки»: «родитель» и «ребенок». Каждой «двойке» предлагается разыграть проблемную ситуацию общения родителя и ребенка, связанную с гендерно нетипичным поведением/желанием «ребенка» (например, сын решил стать воспитателем детского сада/стриптиз-дансером в ночном клубе, дочь решила стать слесарем автосервиса/спортсменом-гонщиком и т.п.). Каждый должен выступить в роли родителя и ребенка. После ролевого взаимодействия проводится групповая дискуссия.

    Практическое занятие 6.
    Цель: осознание неизбежности гендерной структурированности повседневной практики общения и взаимодействия. Студентам предлагается учебная игра «Интервью с политиком». В качестве интервьюируемых политиков выбираются видные фигуры — мужчина и женщина. Группа делится на две части. В каждой части один человек выбирается в качестве протагониста политика (независимо от совпадения пола студента и изображаемого политика). Противоположная подгруппа готовит для него/нее список вопросов. По очереди подгруппы выступают в роли журналистов на пресс-конференции политика из противоположной подгруппы. Задачи игры: отследить, как будут задаваться вопросы; на что они будут направлены, что будет интересовать в первую, во вторую и т.д. очередь; какие вопросы чаще задаются мужчине, а какие — женщине-политику. По окончании игры проводится групповая дискуссия.

    Практическое занятие 7.
    Цель: исследование ограничений самоактуализации в гендерной роли. Студентам предлагается за короткое время написать небольшое эссе (1-1,5 страницы) на тему «Если бы я на один день стал/а женщиной/мужчиной». После выполнения задания проводится групповое обсуждение эссе. Студентам предлагается составить список свойств характера, которые мешают или помогают им достигать поставленных целей. После этого проводится групповая дискуссия, в которой акцент делается на обнаружении того, насколько выделенные качества личности соотносятся с гендерными стереотипами маскулинности/фемининности.

    Практическое занятие 8.
    Цель: исследование гендерной дискриминации в профессиональных отношениях. Студентам предлагается подумать над тем, где, в чем и в каких формах в нашем обществе встречается дискриминация мужчин (женщин), чем вызваны эти дискриминационные отношения в профессиональной сфере, и чем можно помочь человеку в этой ситуации? Затем проводится групповая дискуссия.

    Практическое занятие 9.
    Цель: исследование гендерных особенностей коммуникации.
    Перед студентами ставится задача: определить, зависит ли стиль коммуникации от гендера говорящего или слушающего. Для выполнения этого занятия студентам предлагается выполнить домашнее задание. Необходимо наблюдать за разговорами пар людей одного и разных гендеров и записывать характерные особенности их речи. Необходимо понаблюдать, как минимум, за тремя парами: пара лиц одного гендера, и две пары лиц разных гендеров.

    Методический инструментарий для занятия:
    Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000, стр. 203-205 (задание 5.3).

    ПЕРЕЧЕНЬ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (ЭССЕ) В РАМКАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
    1. Гендер; социальный конструкт или культурное оформление пола?
    2. Гендер и пол: что над чем доминирует?
    3. Мужские и женские социальные роли: взаимодополняемы или взаимозаменимы?
    4. Существуют опасения, что дети, воспитываемые гомосексуальными парами, тоже станут гомосексуалами. Насколько оправданно такое мнение?
    5. Нужен ли гендерный подход к анализу психики и поведения тем, кто не занимается женской/мужской психологией?
    6. Можно ли, изменив контекст воспитания, научить мужчин и женщин вести себя не так, как им предписано природными различиями?
    7. Чем гендерная психология отличается от психологии половых различий?
    8. Кризис маскулинности: феминизация мужчин или ослабление гендерной асимметрии?
    9. Раздельное по полу обучение: за или против?
    10. Почему мужчины менее эмоциональны, чем женщины?
    11. Почему женщины менее агрессивны, чем мужчины?
    12. Отклонения от гендерной роли часто воспринимаются людьми как доказательство гомосексуальности. Чем можно объяснить такое восприятие отклонения?
    13. Гетеросексуальные мужчины более негативно настроены против гомосексуальных мужчин, чем гетеросексуальные женщины? Чем это можно объяснить?
    14. Феномен сексизма обычно изучается в поведении мужчин. А могут ли встречаться проявления сексизма у женщин?

    ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
    1. Гендер — это:

      А) термин для обозначения пола человека в социальных науках;
      Б) половая роль (полоролевой репертуар) человека;
      В) социокультурный конструкт, описывающий человека с точки зрения проявления в социальном взаимодействии маскулинных/фемининных качеств;
      Г) психологический пол человека.
      2. Сексуальная идентичность — это:

        А) восприятие себя мужчиной или женщиной;
        Б) половая идентичность;
        В) субъективное отнесение себя к людям с определенным сексуальным опытом;
        Г) осознание своей сексуальной привлекательности.
        3. Андрогиния — это

          А) расстройство гендерной идентичности;
          Б) сочетание в личности мужских и женских качеств;
          В) психический гермафродитизм;
          Г) гендерно неопределенная личность.
          4. Маскулинность — это:

            А) совокупность психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины;
            Б) подчеркнутое проявление качеств, присущих мужскому поведению;
            В) характеристика грубого поведения мужчины или женщины;
            Г) наличие первичных мужских половых признаков.
            5. Сексизм — это:

              А) психическая зависимость от сексуальных переживаний;
              Б) разновидность маниакального поведения;
              В) учение, рассматривающее роль и функции сексуальности в психической жизни человека;
              Г) предвзятые установки и дискриминирующее поведение в отношении людей по признаку пола или сексуальной ориентации.
              6. Гендерные стереотипы — это:

                А) разновидность социальных стереотипов относительно поведения мужчин и женщин;
                Б) устойчивые, исторически преходящие социальные представления о различиях мужчин и женщин;
                В) особенности восприятия, свойственные мужчинам или женщинам;
                Г) жестко фиксированные схемы мужского или женского поведения.
                7. Гендерная схема — это:

                  А) образ своего тела с точки зрения выраженности мужских или женских признаков;
                  Б) нормативное описание ролей, приемлемых для мужчины или женщины в определенном обществе;
                  В) связная система представлений, связанных с гендерной принадлежностью индивида;
                  Г) описание основных этапов гендерного развития ребенка.
                  8. Людей, преувеличивающих значение традиционных гендерных ролей, называют:

                    А) консерваторами;
                    Б) сексистами;
                    В) гипермаскулинными (гиперфемининными);
                    Г) феминистами (феминистками).
                    9. Гендерные исследования в психологии связаны с изучением личностных особенностей мужчин и женщин с точки зрения:

                      А) связи этих различий с социальным статусом;
                      Б) биологической предопределенности;
                      В) взаимодействия биологических и социальных факторов.
                      10.Существующие между странами различия в содержании гендерных стереотипов о женщинах в большей мере определяются:

                        А) социально-экономическим статусом страны;
                        Б) особенностями строения языка;
                        В) особенностями вероисповедания;
                        Г) всеми перечисленными факторами.

                        Форма итогового контроля — экзамен.

                        ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
                        1. Основные этапы и направления развития гендерных исследований в социальной психологии.
                        2. Классическая традиция анализа гендерных характеристик личности: биолого-эволюционный подход.
                        3. Полоролевая концепция Т. Парсонса и Р. Бейлза.
                        4. Культурное многообразие когнитивных моделей пола человека.
                        5. Социально-конструктивистская концепция пола и гендера.
                        6. Постмодернистская концепция гендера. Случай Агнес (Г. Гарфин-кель).
                        7. Постмодернистская концепция пяти гендеров (Т. де Лауретис).
                        8. Классическая трактовка понятия «гендер».
                        9. Гендер как культурная схема (С.Л. Бем).
                        10. Гендер личности как социальный институт (Дж. Лорбер).
                        11. Интеракционистская концепция гендера (Г. Гарфинкель). Понятие гендерного дисплея.
                        12. Гендер как личностная репрезентация («перформанс»). Значение дискурса в конструировании гендера личности.
                        13. Специфика содержания категорий маскулинности и фемининности в социальных науках. Маскулинность и фемининность как формы проявления социальной идентичности.
                        14. Основные значения понятий маскулинности и фемининности в социальной психологии (дескриптивный, прескриптивный и аскриптивный аспекты).
                        15. Биолого-эволюционный подход к интерпретации маскулинных и фемининных черт личности: основные концепции.
                        16. Психодинамическая трактовка маскулинности и фемининности. Концепция личной и позиционной гендерной идентификации.
                        17. Структурно-функциональная трактовка маскулинных и фемининных черт личности. Схема ролевых моделей К. Джюитт.
                        18. Структурно-символическая трактовка маскулинности в психоанализе Ж. Лакана.
                        19. Интеракционистская трактовка маскулинности и фемининности.
                        20. Постмодернистская трактовка маскулинности и фемининности.
                        21. Ортогональная модель маскулинности/фемининности С.Л. Бем. Понятие андрогинной личности.
                        22. Принципы анализа маскулинности/фемининности в социальной психологии.
                        23. Понятие гендерной идентичности. Первичная и вторичная гендерная идентификация.
                        24. Понятие сексуальной идентичности в социальной психологии. Схема развития сексуальной идентичности личности (по Дж. Марша).
                        25. Феномен queer-идентичности.
                        26. Понятие гендерного стереотипа. Функции и содержание гендерных стереотипов.
                        27. Основные теории усвоения гендерных ролей.
                        28. Механизмы гендерной социализации личности.
                        29. Гендерные различия в когнитивной сфере.
                        30. Гендерные различия в аффективной сфере.
                        31. Гендерные различия в поведении.
                        32. Качественный и количественный подходы к исследованию гендерных характеристик личности.

                        1. Абубакирова Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. 1996, N6, стр. 123-125.
                        2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Уч. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000.
                        3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная психология ХХ столетия: Теоретические подходы. — М.: Аспект-Пресс, 2001.
                        4. Антология гендерной теории / Составители Гапова Е., Усманова А. — Минск: Пропилеи.
                        5. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: прайм-Еврознак, 2001.
                        6. Введение в гендерные исследования. Часть 1: Уч. пособие / Под ред. Жеребкиной И.А. — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
                        7. Келли Г. Основы современной сексологии. — СПб.: Питер, 2000.
                        8. Клецина И.С. Гендерная социализация: Уч. пособие. — СПб.: РГПУ им. А.П. Герцена. — 1998.
                        9. Мольтман-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину (Феминистская теология и человеческая идентичность) // Вопросы философии. 1991, N1, стр. 91-104.
                        10. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной Западной психологии // Вопросы психологии. 1987, N2, стр. 158-165.
                        11. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради / Под ред. Клецина А. Вып. 1. — СПб.: Труды СПбФ ИС РАН, 1997, стр. 94-124.

                        ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
                        1. Бергер П., Лукман Е. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Academia-Центр, Медиум, 1995.
                        2. Введение в гендерные исследования. Часть 2: Хрестоматия. / Под ред. Жеребкина В.С. — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
                        3. Воронцов Д.В. Социально-психологическая концепция полового поведения // Психологическая адаптация личности к условиям рыночной экономики / Под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромека. — Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 1999, стр. 58-69.
                        4. Жеребкина И.А. «Прочти мое желание»: Постмодернизм, психоанализ, феминизм. — М.: Идея-Пресс, 2000.
                        5. Здравомыслова Е. Темкина. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью // Гендерные исследования N5 (2/2000). Харьковский центр гендерных исследований, стр. 211-225.
                        6. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. (Тридцать третья лекция. Женственность).
                        7. Хорни К. Психология женщины. (Уход от женственности: Комплекс мас-кулинности у женщин глазами мужчин и женщин.
                        8. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.: ИП РАН; КСП+; Академический проект, 1999.
                        9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.

                        Гендерная психология

                        Чекалина А.А. (сост.) Гендерная педагогическая психология

                        Лемтюгова Е. Гендерные особенности восприятия рекламы

                        Студенческий научный журнал. 2010, Т. 1, №1, с. 106-108.

                        Аннотация: статье рассматриваются вопросы психологического восприятия
                        гендерных различий в рекламе. Эти вопросы становятся особенно актуальными в
                        условиях ужесточения конкуренции товаропроизводителей и в условиях возрастания
                        социально-психологической р.

                        Клецина И.С. От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии

                        Статья из журнала Вопросы психологии, 2003, № 1

                        Представлен анализ отечественной литературы по проблемам психологии пола в различные периоды прошлого столетия. Выделен основные тенденции развития исследований пола в психологии в каждом периоде. Определены основные направления, по которым идет развитие гендерных исследов.

                        Шпаргалка по гендерной психологии

                        White Jaquelyn W. Sexuality, Society, and Feminism (Psychology of Women Books)

                        Publisher: American Psychological Association, Washington DC, 2000. 432 pages. Language: English.

                        Date, rape, sexual harassment, and teen pregnancy are topics that ignite hot debate in our society, but at their root is a subject we barely understand. Science and conventional wisdom have yet to scrape the surface of unde.

                        Курсовая работа — Гендерные взаимоотношения

                        Гродненский университет,2009 г. 29 с.

                        Введение
                        Сущность и понятие гендерных взаимоотношений
                        Модели гендерных взаимоотношений
                        Гендерные группы как субъекты взаимоотношений
                        Специфика социально-психологического анализа проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде
                        Специфика гендерных отноше.

                        Городнова Н.М. Соціально-психологічні чинники становлення статеворольової ідентифікації підлітків

                        (Укр. яз.). Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Ін-т педагогіки і психології профес. освіти АПН України. — К., 2006. — 24 с.

                        Анотація.
                        Розкрито особливості соціально-психологічних чинників становлення статеворольової ідентифікації підлітків. Висвітлено стан даної проблеми в сучасній психолого-педагогічній .

                        Воронцов Д.В. Гендерное измерение межличностных отношений

                        Учебно-методическое пособие к спецкурсу «Прикладная гендерная психология». – Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2008. – 64 с.

                        Данное методическое пособие содержит методические указания по изучению дисциплины специализации по кафедре социальной психологии «Прикладная гендерная психология». Пособие включает словарь базовых понятий дисц.

                        Реферат — Гендерные стереотипы и полоролевое поведение личности

                        Реферат — Женщина и карьера

                        Реферат — Женщина и карьера. Россия, СтбГТУ, 23 с.

                        Содержание работы
                        Введение
                        Карьера в жизни женщины
                        Деловые качествах женщины
                        Психологический портрет деловой женщины
                        Выбор карьеры для женщины
                        Виды карьер
                        Женщина — руководитель
                        Заключение

                        Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки два разных мира

                        Доклад — Как мужчины и женщины проявляют свой гнев

                        Цыганкова Г.П. Психология гендерного воспитания в высшем колледже

                        Учебно-методическое пособие. Минск. МГВРК. 2009 — 76с.

                        Гендерный подход, гендерная психология, гендерная педагогика, гендерное обучение и гендерное воспитание – новые понятия, пришедшие в образовательную среду в последнее десятилетие. Автор делает попытку свести воедино имеющиеся сведения по данному вопросу, обогатив со.

                        Контрольная работа — Феминизм и женская культура

                        БГПУ им. М. Танка, Минск/Беларусь, преп. Василец Т.В., 16 стр., 3 курс

                        История повления феминизма.
                        Разновидности феминизма.
                        Феминизм современности.

                        Рымарев Н.Ю. Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью

                        Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
                        – КГУ. — Краснодар., — 2006 — 31 стр. Специальность:19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Ожигова Людмила Николаевна.

                        Барінова Н.В. Психологічні особливості відношення батька як чинник формування статеворольової Я-концепції у дівчат-підлітків

                        (Укр. яз.). Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Харк. нац. ун-т ім. В.Н.Каразіна. — Х., 2006. — 20 с.

                        Анотація.
                        Вперше досліджено особливості становлення статеворольової «Я»-концепції у дівчат-підлітків з повних і неповних родин у контексті вивчення відношення батька до доньки. Показано роль суб’єктивного .

                        Дусказиева Ж.Г. Гендерные особенности тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и возможности ее коррекции

                        Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
                        – КГПУ. — Красноярск., — 2009 — 23 стр. Специальность: 19.00.04 — медицинская психология. Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Залевский Генрих Владиславович.

                        Аннотация.
                        Цель исследования: выявление генде.

                        Юнусова Р.А. Полоролевая идентификация подростков группы риска

                        Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
                        – М., — 2008 — 23 стр. Специальность: 19.00.07 – педагогическая психология. Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Шульга Татьяна Ивановна.

                        Аннотация.
                        Цель исследования — изучить процесс полоролевой идентиф.

                        Учебное пособие. Гендерная психология. Бендас Т В

                        • Общие
                        • Торговая марка Питер
                        • Артикул 3815244
                        • Сертификат Не подлежит сертификации
                        • Страна производитель Россия
                        • Состав Бумага, картон
                        • Упаковка и фасовка
                        • В боксе 10 шт
                        • Фасовка по 1 шт
                        • Размер упаковки 24,1 см ? 17,1 см ? 2,6 см
                        • Габариты и вес
                        • Размер 24,1 см ? 17,1 см ? 2,6 см
                        • Вес брутто 716 г
                        • Особенности
                        • Количество страниц 430
                        • Автор Бендас Т. В.
                        • Сима-ленд вправе самостоятельно и без уведомления пользователей отбирать вопросы для публикации. Мы не размещаем вопросы, которые:

                        • не относятся к тематике работы магазина, осуществлению покупок в нём;
                        • Мы не публикуем вопросы, в которых содержатся:

                        • ссылки на другие веб-сайты, а также упоминания конкретных продавцов и импортёров товаров;
                        • утверждения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц (в том числе магазинов, производителей и импортёров товаров);
                        • Сима-ленд оставляет за собой право удалить опубликованный вопрос в любое время, а также самостоятельно определять срок, в течение которого вопросы считаются актуальными и на который они публикуются в рамках сайта Сима-ленд.

                          Мы не принимаем на себя обязательств сообщать пользователям о причинах отклонения вопросов и удаления ранее опубликованных вопросов.

                          Если пользователь задаёт вопрос, он соглашается получать уведомления от сайта Сима-ленд о новых ответах на свои вопросы.

                          Сима-ленд вправе самостоятельно и без уведомления пользователей отбирать отзывы для публикации. Мы не размещаем отзывы, которые:

                          • не относятся к реальному опыту использования данного товара;
                          • не содержат полезной информации для других пользователей;
                          • содержат ненормативную лексику, высказывания оскорбительного характера;
                          • содержат ссылки на другие веб-сайты.
                          • Мы не публикуем подборки и обзоры товаров, в которых содержатся:

                          • ссылки на другие веб-сайты в тексте подборки и обзора, а также упоминания конкретных продавцов и импортёров товаров;
                          • материалы (в том числе в виде текста, видео, графических изображений, кода), нарушающие права третьих лиц, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
                          • Сима-ленд оставляет за собой право удалить опубликованный отзыв, подборку и обзор товаров в любое время, а также самостоятельно определять срок, в течение которого отзывы считаются актуальными и на который они публикуются в рамках сайта Сима-ленд.

                            Мы не принимаем на себя обязательств сообщать пользователям о причинах отклонения публикации и удаления ранее опубликованных отзывов, оценок, подборок и обзоров товаров.

                            Если пользователь отвечает на отзыв или вопрос к нему, он соглашается получать уведомления от сайта Сима-ленд о новых ответах на свои комментарии.

                            Словарь гендерных терминов

                            Гендерная психологияобласть психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в психологических исследованиях этой области знания сделан на сравнительном изучении личностных характеристик людей мужского и женского пола.

                            Гендерная психология — это область научного знания, которая сформировалась с опорой и на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и психология развития. Основу гендерной психологии составили: раздел дифференциальной психологии — психология пола и раздел психологии развития — психосоциальное развитие личности (тот аспект, который обусловлен половой принадлежностью индивида). Данные разделы психологической науки определили основную структуру гендерной психологии, которая представлена двумя основными блоками информации: психология половых различий (основная тематика раздела психология пола) и гендерная социализация. В разделе психологии половых различий рассматривается весь спектр психологических различий представителей мужского и женского пола, это различия в когнитивной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой и других сферах личности. При этом используется традиционный для психологии понятийный аппарат, используются те психологические понятия, при помощи которых раскрывается структура личности. Новыми являются такие понятия, как маскулинность, фемининность, андрогинность (см. Андрогиния), гендерные стереотипы. В разделе гендерной социализации преимущественно анализируется роль социальных институтов в полоролевом развитии мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Основными понятиями являются половые роли и адекватность их исполнения (см. также Полоролевая социализация).

                            Хотя данная область знания часто называется гендерной психологией, истинно гендерной она не является, так как большое число исследовательских работ, маркированных как гендерные, не опираются на гендерный подход.

                            Основная исследовательская методология такой гендерной психологии — полоролевой подход, в рамках которого женские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Исходным основанием является неявное признание биологического детерминизма ролей, опора на психоаналитическое представление о врожденности мужского или женского начала в человеке. При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, причем все социокультурные влияния заданы условиями гендерной социализации.

                            Для основной массы исследований, относящихся к области гендерной психологии, характерен единый методический прием, заключающийся в выделении двух групп разнополых испытуемых и диагностике конкретных психологических характеристик с целью сравнения их между собой. При этом используются традиционные психологические методы и методики. Подавляющее число отечественных гендерно-ориентированных исследований могут быть отнесены к этой группе.

                            Большая часть научных работ не ориентирована на изучение проблем социального неравенства между полами, порождаемого процессом гендерной социализации. В работах психологов не находят отражения наиболее значимые для гендерной теории такие проблемы, как: природа половых различий, оценка психологических различий между полами и их динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь человека и возможности личностной самореализации.

                            Перспективными исследованиями в рамках гендерной психологии следует признать исследования, направленные не на поиск различий в психологических характеристиках и особенностях поведения мужчин и женщин, а на поиск их психологического сходства; ориентированные на изучение продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также на анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной. Все это можно будет реализовать при условии переориентации на другие методологические основания развития данной области знания, то есть тогда, когда доминирующей для гендерной психологии станет не методология полоролевого подхода. Пока же развитие гендерной психологии будет характеризоваться лишь накоплением суммы фактов без возможности их обобщения и структурирования в новые концептуальные модели и схемы.

                            Читайте так же:  Приказ о допуске к экзаменам учащихся 9 класса. Приказ о допуске к экзаменам

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *