Обязанности и полномочия органов власти. Обязанности и полномочия органов власти

Полномочия

Статус и полномочия Губернатора области (Выписка из Устава Вологодской области)

Губернатор области является высшим должностным лицом области и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области — Правительство области.

Статья 36. Наделение полномочиями Губернатора области, вступление в должность Губернатора области

  • Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора области Законодательным Собранием области по представлению Президента Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом и настоящим Уставом.
  • . Губернатором области может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
  • Законодательное Собрание области рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Губернатора области в течение 10 дней со дня внесения представления (повторного представления)
  • Губернатор области вступает в должность с момента принесения населению области присяги следующего содержания: «Вступая в должность Губернатора Вологодской области, приношу присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, клянусь добросовестно исполнять обязанности Губернатора области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы населения области, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Вологодской области».
  • Статья 37. Срок полномочий Губернатора области

  • Срок полномочий Губернатора области составляет 5 лет.
  • Срок полномочий Губернатора области исчисляется со дня вступления в должность.
  • Полномочия Губернатора области прекращаются с момента вступления в должность Губернатора области лица, наделенного полномочиями в соответствии со статьей 36 настоящего Устава, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом.
  • Статья 38. Основные полномочия Губернатора области

    1. Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель Правительства области:
      1. представляет область лично или через уполномоченных им представителей в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;
      2. подписывает и обнародует (официально опубликовывает) законы области либо отклоняет законы области в установленном порядке;
      3. представляет в Законодательное Собрание области проект областного бюджета, проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, проекты программ социально-экономического развития области, публикует проект областного бюджета; г) ежегодно представляет в Законодательное Собрание области отчеты об исполнении областного бюджета, о выполнении программ социально-экономического развития области; представляет Законодательному Собранию области ежегодный отчет о результатах деятельности Губернатора области, Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием области;
      4. ежемесячно представляет Законодательному Собранию области информацию об исполнении областного бюджета;
      5. информирует Законодательное Собрание области об исполнении законов области;
      6. формирует высший исполнительный орган государственной власти области – Правительство области, руководит Правительством области, председательствует на заседаниях Правительства области и принимает решение об отставке Правительства области; з) осуществляет полномочия по внутриорганизационному управлению и функции руководителя Правительства области как юридического лица;
      7. вправе требовать созыва внеочередной сессии Законодательного Собрания области, а также созывать Законодательное Собрание области очередного созыва на первую сессию Законодательного Собрания области ранее установленного срокак) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области при наличии оснований и в порядке, определенных действующим законодательством) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания области с правом совещательного голоса;
      8. дает заключения по проектам нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством;
      9. подписывает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области, договоры и соглашения от имени Правительства области, договоры от имени Правительства области о предоставлении областных государственных гарантий, договоры, заключаемые в связи с предоставлением областной государственной гарантии, а также соглашения с федеральными органами государственной власти о предоставлении межбюджетных трансфертов;
      10. определяет порядок подготовки органами исполнительной государственной власти области проекта договора о разграничении полномочий, направляет проект договора о разграничении полномочий в Законодательное Собрание области, подписывает договоры о разграничении полномочий, соглашения с федеральными органами исполнительной власти, в том числе о передаче осуществления части полномочий органов исполнительной государственной власти области, а также договоры, соглашения от имени области как субъекта Российской Федерации;
      11. учреждает государственные награды области, почетные звания области, государственные премии области, награждение которыми (присуждение которых) осуществляется Губернатором области, награждает государственными наградами области, присуждает почетные звания области, государственные премии области;
      12. осуществляет руководство гражданской обороной на территории области, в том числе по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
      13. вправе обращаться в Законодательное Собрание области с предложениями о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания области либо об их отмене, вправе обжаловать в судебном порядке постановления Законодательного Собрания области;
      14. подписывает запросы и ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации;
      15. вправе обращаться в суды;
      16. определяет структуру исполнительных органов государственной власти области;
      17. согласовывает назначение должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством;
      18. назначает половину состава избирательной комиссии области;
      19. решает вопросы о представительстве Губернатора области в Федеральном Собрании Российской Федерации, при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, в Северо-Западном федеральном округе, Законодательном Собрании области;
      20. при необходимости, в пределах своей компетенции, назначает представителей в иных органах государственной власти, в других субъектах Российской Федерации, а также международных, экономических организациях;
      21. обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной государственной власти области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной государственной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
      22. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
      23. Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области имеет первого заместителя и заместителей. Количество заместителей и распределение обязанностей между первым заместителем и заместителями Губернатора области устанавливается решением Губернатора области.
      24. Губернатор области может поручать выполнение отдельных функций, за исключением функций, относящихся к полномочиям, предусмотренным пунктами «б» — «г», «ж», «и» — «л», «н.1» — «с», «у» — «ч», «щ» части 1, частью 2 настоящей статьи, вторым предложением части 1 статьи 67 настоящего Устава, первому заместителю Губернатора области, другим должностным лицам органов исполнительной государственной власти области.
      25. Губернатор области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
      26. Статья 39. Досрочное прекращение полномочий Губернатора области

      27. . Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно в случае:
        1. его смерти;
        2. его отставки по собственному желанию;
        3. отрешения его от должности Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральными законами, в том числе в связи с выражением недоверия Законодательным Собранием области; (в ред. закона области от 23.06.05 № 1299-ОЗ)
        4. признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
        5. признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
        6. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
        7. его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
        8. утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства
      28. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области принимается Законодательным Собранием области по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами «а», «б», «в» части 1 настоящей статьи. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области в случае, предусмотренном пунктом «а» части 1 настоящей статьи, принимается Законодательным Собранием области.
      29. Статья 40. Ограничения, связанные с осуществлением полномочий Губернатора области

        Губернатор области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Вологодской области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Ограничения, установленные настоящей статьей в части, касающейся замещения должностей федеральной государственной службы, не применяются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации. Губернатор области не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

        Статья 41. Временное исполнение обязанностей Губернатора области

      30. В случаях, предусмотренных федеральными законами, исполнение обязанностей Губернатора области на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями Губернатора области, осуществляется временно исполняющим обязанности Губернатора области, назначенным Президентом Российской Федерации.
      31. Должностное лицо, временно исполняющее обязанности Губернатора области, в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, не вправе:
        1. формировать и распускать высший исполнительный орган государственной власти области – Правительство области;
        2. утверждать и изменять структуру органов исполнительной государственной власти области;
        3. вносить предложения об изменении Устава области и (или) дополнении в Устав области;
        4. принимать решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области.
        5. В случаях временного отсутствия Губернатора области, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, его обязанности исполняет первый заместитель Губернатора области, а в случае временного отсутствия первого заместителя Губернатора области — один из заместителей Губернатора области, уполномоченный Губернатором области.
        6. Должностное лицо, исполняющее обязанности Губернатора области в случаях его временного отсутствия, не вправе совершать действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, частью 2 статьи 38, вторым предложением части 1 статьи 67 настоящего Устава, а также не вправе подписывать от имени области как субъекта Российской Федерации договоры государственно-правового характера, договоры о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной исполнительной власти области, подписывать и обнародовать (официально опубликовывать) законы области либо отклонять законы области.
        7. Законодательная база Российской Федерации

          Бесплатная консультация
          Навигация
          Федеральное законодательство

          Действия

        8. Главная
        9. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.96 N 61-ФЗ «ОБ ОБОРОНЕ»
        10. Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.96 N 61-ФЗ «ОБ ОБОРОНЕ»
          Вид документа закон
          Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
          Номер документа 61-ФЗ
          Дата принятия 06.06.1996
          Дата редакции 31.05.1996
          Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
          Статус не действует
          Публикация
          • «Российская газета», N 106, 06.06.96;
          • «Собрание Законодательства РФ», 1996, N 23, ст. 2750
          Навигатор Примечания

          Раздел III. ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

          1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции:

          1) организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны;

          2) участвуют в разработке Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации и обеспечивают в пределах своих территорий выполнение мероприятий по ее реализации и подготовке коммуникаций в целях обороны;

          3) организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации;

          4) осуществляют бронирование граждан Российской Федерации из числа работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях на период мобилизации и в военное время;

          5) обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны;

          6) организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

          7) обеспечивают потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством в области обороны;

          8) обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей;

          9) участвуют в разработке и обеспечивают выполнение планов перевода (мобилизационных планов) органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов и заданий накопления материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов в организациях, имеющих мобилизационные задания на военное время;

          10) участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

          11) обеспечивают выполнение государственного оборонного заказа организациями в пределах своих территорий;

          12) координируют и согласовывают свою деятельность в области обороны с органами военного управления;

          13) вносят в органы государственной власти Российской Федерации предложения по улучшению организации обороны.

          2. Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          1. Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации:

          1) выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

          2) выполняют мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;

          3) обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

          4) осуществляют мероприятия, предусмотренные планами перевода экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях военного времени, планами и заданиями накопления материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, на основе договоров, заключаемых с федеральными органами исполнительной власти, которым эти задания установлены Правительством Российской Федерации;

          5) исполняют военно-транспортную обязанность в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

          6) осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

          2. Должностные лица организаций независимо от форм собственности:

          1) должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации;

          2) создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

          3) оказывают содействие в создании организаций, деятельность которых направлена на укрепление обороны.

          Граждане Российской Федерации:

          1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом;

          2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;

          3) могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны;

          4) предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

          Полномочия и обязанности

          НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
          УСТАВ

          (с изменениями на 25 декабря 2017 г.)

          Принят Законодательным Собранием
          22 декабря 2005 года

          Глава 6. ГУБЕРНАТОР

          Статья 24

          1. Губернатор является высшим должностным лицом области, Председателем Правительства.

          2. Губернатор избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Нижегородской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

          Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

          3. Губернатор не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы области, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

          Губернатор не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

          На Губернатора распространяются ограничения и запреты, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

          4. Губернатор представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме справки, установленным Президентом Российской Федерации.

          5. Губернатор не вправе отказаться от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

          6. Губернатору, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

          Статья 25

          1. Губернатор избирается на срок пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий Губернатора исчисляется со дня его вступления в должность.

          2. Выборы Губернатора проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Уставом и законом области.

          3. (Часть 3 утратила силу согласно Закону области от 04.06.2012 № 59-З)

          3. (Часть 3, введенная Законом области от 07.05.2010 № 69-З, утратила силу согласно Закону области от 04.06.2012 № 59-З)

          4. При вступлении в должность Губернатор приносит следующую присягу:

          «Клянусь при осуществлении полномочий высшего должностного лица — Губернатора Нижегородской области соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Нижегородской области, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности, приложить все силы и знания для обеспечения благосостояния жителей области, прав и свобод человека и гражданина.».

          5. Губернатор считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

          Статья 26

          1) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

          2) представляет область при осуществлении внешнеэкономических связей;

          3) подписывает от имени области договоры и соглашения;

          4) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании;

          5) подписывает и обнародует законы области путем их официального опубликования либо отклоняет законы области, принятые Законодательным Собранием;

          6) формирует и возглавляет Правительство в соответствии с законодательством области, принимает решение о его отставке;

          7) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти области с Законодательным Собранием и иными государственными органами области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

          8) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;

          8) представляет в Законодательное Собрание ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием;

          9) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания с правом совещательного голоса;

          10) досрочно прекращает полномочия Законодательного Собрания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

          11) определяет структуру органов исполнительной власти области в соответствии с настоящим Уставом;

          12) назначает Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства (далее — Вице-губернатор); заместителей Губернатора, заместителей Председателя Правительства (далее — заместители Губернатора); министров; руководителей органов исполнительной власти области, не являющихся членами Правительства, их заместителей; руководителей иных органов и организаций при Правительстве и освобождает указанных лиц от должности;

          13) в случаях и порядке, установленных федеральным законом, принимает решение об отрешении от должности глав муниципальных образований или глав местных администраций;

          14) подписывает договор о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области и направляет его Президенту Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, а также подписывает соглашение с федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части полномочий;

          15) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

          2. В случаях, когда Губернатор в связи с болезнью, отпуском или командировкой не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет Вице-губернатор, а в случае его отсутствия — один из заместителей Губернатора в соответствии с указом Губернатора, за исключением случая, когда в соответствии с федеральным законом Президентом Российской Федерации назначается временно исполняющий обязанности Губернатора.

          Статья 27

          1. Полномочия Губернатора прекращаются досрочно в случае:

          2) его отставки по собственному желанию;

          3) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием в соответствии с федеральным законом;

          4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (в том числе по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации), а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

          5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

          6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

          7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

          8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

          9) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

          10) его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории Нижегородской области, на основании и в порядке, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и принятым в соответствии с ним законом области.

          2. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора принимается Законодательным Собранием по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 1 настоящей статьи.

          3. Законодательное Собрание вправе выразить недоверие Губернатору в случае:

          1) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

          2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Губернатором Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

          3) ненадлежащего исполнения Губернатором своих обязанностей.

          4. Решение Законодательного Собрания о недоверии Губернатору принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов и в течение пяти дней направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора от должности.

          5. Решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора от должности влечет за собой отставку возглавляемого им Правительства. В случае отставки Правительства оно продолжает действовать до сформирования Правительства в новом составе.

          6. Назначенный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством временно исполняющий обязанности Губернатора не вправе:

          1) распускать Законодательное Собрание;

          2) вносить законопроекты о поправках к Уставу области;

          3) требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание на первое заседание.

          7. На временно исполняющего обязанности Губернатора распространяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», обязанности, ограничения и запреты, установленные указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в целях противодействия коррупции.

          Статус и полномочия Губернатора Красноярского края

          В соответствии с Уставом Красноярского края Губернатор Красноярского края является высшим должностным лицом региона и возглавляет краевую исполнительную власть. Деятельность Губернатора края обеспечивает защиту прав и свобод граждан, единства и территориальной целостности, статуса края, социально-экономическое развитие края, политическую стабильность и согласие, исполнение законов края.

          Губернатор края совместно с Законодательным Собранием края определяет:

          Губернатор края избирается жителями края сроком на пять лет. Губернатором края может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и достигший ко дню голосования 30 лет. Гражданин Российской Федерации, избираемый Губернатором края, не может замещать должность более двух сроков подряд. Избранный Губернатор края может быть отозван избирателями.

          Церемония вступления в должность проходит в определенный Законодательным Собранием края день. Губернатор края вступает в должность в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного Собрания края, представителей органов местного самоуправления и общественности. На церемонии Губернатор края произносит присягу:
          «Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Красноярского края соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Красноярского края и законы Красноярского края, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы жителей Красноярского края, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, приложить все свои силы и знания на благо Красноярского края».

          При осуществлении своих полномочий Губернатор края обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, Устав и законы края, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

          Полномочия, принадлежащие Губернатору края, осуществляются им лично. Губернатор края вправе под свою ответственность передать первым заместителям Губернатора края осуществление отдельных полномочий, а также заместителям Губернатора края.

          Для обеспечения исполнения полномочий Губернатора края в краевом парламенте также учреждена должность полномочного представителя Губернатора края в Законодательном Собрании края.

          Губернатор края использует печать Губернатора края с изображением герба края, а также иные официальные символы государственной власти. В случае, когда Губернатор края временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель Губернатора края, определенный Губернатором края.

          Если должность Губернатора края оказывается вакантной, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий Губернатора края или временного отстранения Губернатора края от должности, Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности Губернатора края. Полномочия временно исполняющего обязанности Губернатора края прекращаются с момента, когда Губернатор края приступает к исполнению своих обязанностей.

          Организационное, материально-техническое, консультационное и экспертное обеспечение полномочий Губернатора края осуществляет Администрация Губернатора Красноярского края.

          Администрация Губернатора Красноярского края
          Правительство Красноярского края

          660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

          Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
          телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82
          e-mail: [email protected] (для служебных писем)

          Обращения граждан:
          телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01

          Cправочные телефоны:

          Социальная защита и социальное обслуживание
          телефон: 8-800-350-20-50

          Здравоохранение и лекарственное обеспечение
          телефон: 8-800-700-000-3

          Консультации по вопросам ЖКХ
          телефон: 8-800-333-7007

          Единая справочная служба МФЦ
          телефон: 8-800-200-3912

          К Как запомнить полномочия органов государственной власти?

          Вторая часть подборки лайфхаков, которые без труда помогут справиться с заданием в ЕГЭ по обществознанию на знание предметов ведения и полномочий разных органов. Можешь не читать эту статью, если тебе легче вызубрить соответствующие статьи Конституции и вспомнить потом это на экзамене. Выбор за тобой)

          З Законодательная власть

          Законодательная власть, ну или по-другому — Парламент, в нашей стране называется Федеральное собрание и состоит из двух палат — верхняя и, как ни странно, нижняя.

          А. Совет Федерации (ну, то есть Россия — это федерация, там есть разные субъекты, вот тут они собираются все в количестве по 2 человека от субъекта и советуются) — верхняя палата, очень крутой орган, поэтому и полномочия у него соответствующие:

        11. утверждение границ между СУБЪЕКТАМИ РФ (логично, там же субъекты)
        12. утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения
        13. решение вопроса использования Вооруженных сил РФ за рубежом
        14. назначение выборов Президента РФ (!!)
        15. отрешение Президента РФ от должности
        16. назначение судей Конституционного и Верховного суда (самых главных судов!)
        17. назначение Генерального прокурора РФ и его заместителей (самый важный прокурор)
        18. назначение ЗАМЕСТИТЕЛЯ Председателя Счётной палаты и половины аудиторов
        19. То есть, СФ — назначает всех самых крутых людей, потому что он верхняя палата, а также решает вопросы по очень важным ситуация (ч/п, военное положение, выборы Президента).

          Б. Государственная Дума РФ — это уже нижняя палата, она уже чуть менее крутая, чем СФ, поэтому и такие полномочия (но главная функция — принятие ЗАКОНОВ, она же законодательная власть):

          • дает СОГЛАСИЕ Президенту РФ на назначение Председателя Правительства (т.е. сам не назначает, а просто да-да, нет-нет)
          • РЕШАЕТ вопрос о доверии Правительству РФ
          • заслушивает отчёты Правительства РФ
          • назначает ПРЕДСЕДАТЕЛЯ Счётной палаты РФ (!!)
          • назначает ПРЕДСЕДАТЕЛЯ Центрального Банка РФ (!!)
          • назначает УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА РФ (!!)
          • объявляет АМНИСТИЮ (это прямо нужно запомнить)
          • выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения от должности (просто выдвигает, а уже ОТРЕШАЕТ — СФ)
          • И Исполнительная власть

            ?Правительство РФ — высший орган ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти, т.е. исполняет законы, поэтому его функции:

            • разработка и ИСПОЛНЕНИЕ федерального бюджета
            • проведение финансовой, денежно-кредитной политики
            • проведение политики в области образования, науки, здравоохранения и проч. (этим занимаются министерства)
            • осуществляет УПРАВЛЕНИЕ федеральной собственностью
            • осуществляет меры по обеспечению ОБОРОНЫ страны
            • осуществляет меры по обеспечению ЗАКОННОСТИ и ПРАВОПОРЯДКА
            • То есть, правительство — это такой орган, который реализует принятые ГосДумой законы НА ПРАКТИКЕ.

              П Президент РФ

              Вершина власти — Президент РФ! Самый-самый крутой, поэтому полномочий у него больше всего, рекомендую учить по группам:

              а) ПО ОРГАНАМ И НАЗНАЧЕНИЯМ

            • назначает (!!) с согласия Государственной Думы (!!) Председателя Правительства РФ
            • принимает решение об отставке Правительства РФ
            • представляет ГД РФ кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА и ставит вопрос об освобождении его от должности
            • назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров
            • представляет СФ кандидатуру для назначения на должность ВЫСШИХ СУДЕЙ, ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА + назначает судей федеральных судов, прокуроров (. )
            • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ
            • формирует Администрацию Президента РФ (что логично!)
            • назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации (что тоже логично!)
            • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ну, он как бы Верховный главнокомандующий, поэтому тоже логично)
            • б) ПО СВЯЗЯМ С ДУМОЙ:

            • назначает выборы Государственной Думы (это ооочень важно. )
            • распускает Государственную Думу
            • назначает референдум
            • вносит законопроекты в Государственную Думу
            • ПОДПИСЫВАЕТ (а не принимает. ) и обнародует федеральные законы
            • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями (по телевизору их ещё показывают)
            • в) ПО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ и ОБОРОНЕ:

            • осуществляет руководство внешней политикой
            • ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации
            • подписывает ратификационные грамоты
            • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ
            • ВВОДИТ (!!) чрезвычайное и военное положение (!!), потом сообщает об этом СФ и ГД РФ
            • г) ИНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ:

            • решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища (пример со Сноуденом)
            • награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания (это он любит делать)
            • осуществляет помилование (а ГосДума — амнистию!)
            • Понятие полномочий в теории и практике муниципального управления Текст научной статьи по специальности « Право»

              Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Образцова Светлана Владимировна

              Реализация полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется органами местной власти не иначе, как в процессе муниципального управления . С момента принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение полномочий органами местного самоуправления по вопросам муниципального характера регулируются на уровне федерального, регионального и отраслевого законодательства. Этот факт говорит о том, что понятие полномочий является основополагающим в организации местного самоуправления. Однако, термин « полномочия » за весь период формирования и совершенствования правовой основы организации местного самоуправления в Российской Федерации так и не получил должной нормативнопонятийной огранки в системе важнейших терминов, относящихся к функциональной характеристики местного самоуправления. В связи с тем, что в настоящее время отсутствует законодательное определение термина « полномочия », а также по причине того, что не существует единого подхода к данному понятию, органы власти изменяют характер полномочий с обязательного на факультативный и действуют по усмотрению. В результате возникает множество практических проблем и разногласий при исполнении как собственных полномочий органов местного самоуправления, закрепленных на уровне федерального законодательства, так и государственных полномочий , переданных этим органам для исполнения. В результате анализа теоретических аспектов и практических ситуаций автор придерживается подхода, при котором права и обязанности органов власти в рамках исполнения, перераспределения полномочий должны рассматриваться в неразрывной связи. Автор предлагает разработать и закрепить в статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ понятие полномочий и классифицировать на законодательном уровне полномочия по характеру их исполнения.

              Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Образцова Светлана Владимировна

              CONCEPT OF POWERS OF THE THEORY AND PRACTICE OF MUNICIPAL MANAGEMENT

              Municipal authorities carry out the realization of powers according to the solution of questions of local value as in the course of municipal management . From the moment of adoption of the Federal law «About the General Principles of the Organization of Local Self-government in the Russian Federation» execution of powers by local government bodies concerning municipal character are regulated at the level of the federal, regional and industry legislation. This fact says that the concept of powers is fundamental in the organization of local self-government. However, the term « powers » in the Russian Federation d >powers » and also for the reason that there is no uniform approach to this concept, authorities change the nature of powers with obligatory to facultative and work at discretion. The set of practical problems and disagreements at execution as own powers of the local government bodies fixed at the level of the federal legislation, and the state powers delegated to these bodies for execution results. As a result of the analysis of theoretical aspects and practical situations the author adheres to approach at which the rights and obligations of authorities within execution, redistributions of powers have to be cons >powers in article 2 of the Federal law № 131-FL and to classify at the legislative level of power by the nature of their execution.

              Текст научной работы на тему «Понятие полномочий в теории и практике муниципального управления»

              ?УДК 342 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-1-129-133

              ПОНЯТИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

              ОБРАЗЦОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

              Хабаровский государственный университет экономики и права, г. Хабаровск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

              Реализация полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется органами местной власти не иначе, как в процессе муниципального управления. С момента принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение полномочий органами местного самоуправления по вопросам муниципального характера регулируются на уровне федерального, регионального и отраслевого законодательства. Этот факт говорит о том, что понятие полномочий является основополагающим в организации местного самоуправления. Однако, термин «полномочия» за весь период формирования и совершенствования правовой основы организации местного самоуправления в Российской Федерации так и не получил должной нормативно-понятийной огранки в системе важнейших терминов, относящихся к функциональной характеристики местного самоуправления. В связи с тем, что в настоящее время отсутствует законодательное определение термина «полномочия», а также по причине того, что не существует единого подхода к данному понятию, органы власти изменяют характер полномочий с обязательного на факультативный и действуют по усмотрению. В результате возникает множество практических проблем и разногласий при исполнении как собственных полномочий органов местного самоуправления, закрепленных на уровне федерального законодательства, так и государственных полномочий, переданных этим органам для исполнения. В результате анализа теоретических аспектов и практических ситуаций автор придерживается подхода, при котором права и обязанности органов власти в рамках исполнения, перераспределения полномочий должны рассматриваться в неразрывной связи. Автор предлагает разработать и закрепить в статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ понятие полномочий и классифицировать на законодательном уровне полномочия по характеру их исполнения.

              Ключевые слова: муниципальное управление, полномочия, права и обязанности, обязательный характер исполнения, факультативный характер исполнения

              До 2003 г. понятие полномочий рассматривалось сугубо применительно к органам государственной власти. И только с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 этот термин стали связывать с муниципальным управлением и его органами.

              В контексте данного закона управление местными делами обеспечивается органами местного самоуправления, чья деятельность осуществляется посредством властных полномочий, закрепляемых на законодательном уровне.

              Понятие полномочий является основополагающим в организации местного самоуправления. Однако Федеральный закон № 131-ФЗ не относит его к основным терминам и понятиям, не дает ему единообразного толкования, в результате чего возникает много вопросов, касающихся практики муниципального управления. Проблемы, связанные с применением понятия полномочий в законотворчестве и в правоприменительной деятельности, на се-

              годняшний день наиболее актуальны и повсеместно обсуждаемы. Мы считаем, что вышеприведенный факт связан с постоянным совершенствованием, уточнением и корректировкой полномочий органов местного самоуправления в той или иной сфере общественных отношений. Об этом свидетельствуют регулярные изменения и дополнения, вносимые в Федеральный закон № 131-ФЗ, а также отдельные законодательные акты. При отсутствии законодательного определения термина и единого подхода к понятию «полномочия» законодательная корректировка полномочий зачастую ухудшает и без того несовершенную систему отношений в сфере муниципального управления.

              Теоретически существует два подхода к данному термину. Учитывая тот момент, что обязательными элементами полномочий являются права и обязанности органов власти, первый подход основан на самостоятельном существовании этих двух элементов — «прав и обязанностей». Это, безусловно, позволяет ставить в приоритет тот элемент, ко-

              торый наиболее выгоден и приемлем в той или иной ситуации. Проще говоря, позволяет действовать по усмотрению (относительное правомочие).

              Второй подход, которого придерживается большая часть исследователей и практиков, основан на том, что права и обязанности органов власти в рамках их полномочий должны рассматриваться исключительно «в неразрывном их единстве» [1], «в совокупности» [2], «в неразрывной связи» [3].

              Надо признать, что второй подход наиболее полно характеризует пределы возможностей органов власти в определенной сфере общественных отношений и не позволяет этим органам действовать по усмотрению и принимать решения по своему выбору.

              Позиция законодателя ближе к первому подходу, при котором права и обязанности органов власти в большинстве случаев не представляют собой единства либо связи. Если это относится к таким факультативным полномочиям, как установление официальных символов муниципального образования, то действие по усмотрению вполне допустимо, так как определяющим фактором при реализации данного полномочия будет желание сохранить и поддержать исторические и местные традиции. Обязательными к исполнению являются те полномочия, которые прямо установлены федеральным законодательством и имеют конкретную функциональную направленность.

              Согласно законодательной логике полномочия органов местного самоуправления, установленные Федеральным законом № 131-Ф3 и отраслевым федеральным законодательством, должны быть направлены на решение вопросов местного значения либо на решение государственных вопросов в том случае, если такие полномочия переданы на местный уровень законом. Однако на практике немало примеров, когда на уровне отраслевого федерального законодательства для органов местного самоуправления устанавливаются полномочия, выходящие за рамки вопросов местного значения и не передаваемые законодательством в установленном порядке в надлежащие органы. Такие неопределенные по характеру полномочия содержит, к примеру, Федеральный закон от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». В соответствии с данным Законом учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.

              В данном случае законодатель допускает относительное правомочие, так как определяет круг действий, предусматривает возможность действовать самостоятельно, но не устанавливает рамки и способы правовой самостоятельности.

              Необходимо отметить, что ни базовый закон о местном самоуправлении, ни иные федеральные законы прямо не классифицирует полномочия по характеру их исполнения на обязательные и факультативные. Как правило, органами власти, по умолчанию, в приоритет ставится исполнение тех полномочий, которые могут быть обеспечены финансово. В связи с этим на практике нередко возникают разногласия между органами местной власти и органами государственной власти, а позиции судебных органов не вносят ясности и определенности в спорных ситуациях. Такие разногласия касаются как собственных полномочий органов местного самоуправления, закрепленных для исполнения на уровне федерального законодательства, так и государственных полномочий, переданных этим органам для исполнения.

              Так, поиск наиболее оптимального механизма распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может служить одним из примеров, когда характер полномочий при их реализации воспринимается неопределенно и самим законодателем, и судебными органами.

              С 1 марта 2015 г. Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [4] введено распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Оно осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки территории [5].

              С одной стороны, данное полномочие не попадает под вопросы местного значения, установленные статьями 14,15,16 Федерального закона № 131-ФЗ и в связи с частью 1 статьи 19 вышеуказанного Федерального закона должно рассматриваться как государственное полномочие, переданное органам местного самоуправления. С другой стороны, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, закрепленный в статье 19 Федерального закона № 131-ФЗ, не был соблюден. В связи с этим у муниципалитетов возникает вполне справедливый вопрос: «Являются ли данные полномочия государственными и за счет каких средств они должны исполняться?» Интерес представляют ответы двух комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, поступившие в исполнительный орган одного из сельских поселений Хабаровского края.

              По информации Комитета по земельным отношениям и строительству, необходимость передачи полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не

              SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

              разграничена, от муниципальных районов поселениям была обоснована тем, что вопросы местного значения в области градостроительной деятельности были закреплены именно за органами местного самоуправления поселений, а не за муниципальными районами. В связи с этим наиболее правильным представляется подход, при котором полномочия в области земельных отношений и градостроительной деятельности исполняются одним и тем же органом местного самоуправления, что обеспечивает комплексное регулирование вопросов предоставления земли и размещения объектов капитального строительства в границах муниципальных образований. При этом предполагается, что реализация данных полномочий будет осуществляться за счет денежных средств, поступающих в местные бюджеты от продажи и предоставления в аренду земельных участков. Однако, по мнению Комитета, сложилась неблагоприятная ситуация, при которой органы местного самоуправления сельских поселений лишены доходов от распоряжения земельными участками, так как все доходы поступают в бюджет муниципальных районов [6].

              В свою очередь Комитет по Федеративному устройству и вопросам местного значения признает, что данное полномочие должно рассматриваться как делегированное органам местного самоуправления государственное полномочие. Комитет подтверждает, что действительно нормами Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», наделяющего органы местного самоуправления государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не предусмотрено предоставление местным бюджетам субвенций на осуществление данными органами соответствующих государственных полномочий. Однако органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. И так как нормы указанного закона не признаны в судебном порядке несоответствующими Конституции Российской Федерации, то указанные государственные полномочия должны осуществляться за счет средств соответствующих местных бюджетов [7].

              Исходя из позиций законодательных органов, следует, что полномочия по распоряжению нераз-граниченными земельными участками являются государственными, переданными для исполнения органам местного самоуправления. Отказ от исполнения полномочий не допускается, следовательно, этот вид полномочий носит обязательный характер. Что касается финансового обеспечения этих полномочий, следует констатировать тот факт, что законодатель предпочел уйти от прямого ответа, указав лишь на недоработку вопроса финансирования.

              В данном случае при осуществлении правомочий финансовые и материальные ресурсы являются основными элементами, без которых механизм исполнения переданных государственных полномочий не должен функционировать. Как было отмечено ранее, не установлены способы и рамки, при которых выполнение действия будет безусловным. Это не просто одна из формул межбюджетных отношений «полномочия — субвенции — полномочия», это норма п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств». Детализирована она в статье 19 Федерального закона № 131-ФЗ, где установлен законодательный порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Остается непонятным: что же мешает законодателю предусмотреть в законодательной норме определенную установку на действия и выстроить четкую систему межбюджетных отношений.

              Мы считаем, данная проблема не утратит своей актуальности и с принятием Федерального закона от 03.07.2016 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные Российской Федерации» [8], согласно которому с 1 января 2017 г. предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, будет осуществляться муниципальными районами. Исполнение государственных полномочий уже муниципальными районами так же, как и городскими поселениями и городскими округами, будет исполняться за счет доходов, поступающих от распоряжения такими участками в местные бюджеты, что прямо противоречит ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ.

              Судебные органы заняли диаметрально противоположную позицию в рассматриваемой ситуации.

              В своем Постановлении Арбитражный суд Дальневосточного округа по делу № А73-1345/2016 указал на то, что «распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, — это не обязанность сельского поселения, а право. Соответственно, если сельскому поселению не нужны указанные земельные участки, то оно вправе не распоряжаться таковыми. При принятии сельским поселением решения воспользоваться своим правом распоряжаться земельными участками такие отношения относятся к полномочиям сельского поселения» [9].

              Судебные выводы обоснованы тем, что статья 3.3. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает основания возникновения права в связи с объединением градостроительных функций посе-

              лений с земельными правами. Именно поэтому право распоряжаться земельными участками было предоставлено сельским поселениям для осуществления вопросов местного значения и для строительства муниципальных объектов.

              На основании судебного вывода законодательную норму, предписывающую сельским поселениям осуществлять распоряжение неразграниченными земельными участками, при наличии требуемых условий можно отнести к факультативной. В нашем случае законодательную конструкцию согласно трактовке со стороны судебных органов скорее можно назвать неудачной. Однако рассматриваемая норма все же имеет властное (категоричное) предписание и не дает оснований действовать по своему усмотрению органам местного самоуправления. В данном случае определяющим будут два момента:

              — во-первых, распоряжение неразграничен-ными земельными участками не входит в перечень вопросов местного значения, следовательно, является государственным и обязательным для исполнения при их передаче органам местной власти;

              — во-вторых, характер рассматриваемых полномочий в априори предусматривает обязательную взаимосвязь прав и обязанностей.

              Анализ теоретических аспектов и практических ситуаций дает возможность сделать вывод о том, что современное состояние местного самоуправления и обширное правовое поле, регулирующее вопросы его организации, нуждаются в особом внимании к проблеме трактовки основополагающих понятий.

              Подход, при котором права и обязанности в понятии полномочий могут существовать исключительно во взаимосвязи, должен быть един для теоретиков, практиков и законодателя, что, во-первых, позволит исключить самовольное изменение характера полномочий с обязательного на факультативный, и наоборот. Во-вторых, этот подход закрепит равенство мер дозволенного и должного поведения между участниками отношений, поэтому он должен быть отражен в понятии полномочий и закреплен в ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ. Учитывая тот фактор, что полномочиям органов местного самоуправления наряду с обязательным присущ и факультативный характер, условие, при котором баланс обязательности и усмотрения будет не только соблюден, но и направлен на эффективное решение местных дел, должен установить сам законодатель, при этом легально классифицировав полномочия по характеру исключительно на уровне федерального законодательства.

              Делая выводы относительно терминов, законодательных формулировок с их применением, различного толкования понятий в практической деятельности органов власти, хотелось бы привести мнение Всеволода Ивановича Васильева о том, что «формулируя юридические нормы, законодатель

              вправе использовать любой подходящий инструментарий, но крайне важно, чтобы его применение было последовательным и точным. Недопустима путаница понятий, использование одних и тех же терминов в разных смыслах, в результате чего содержание правовых дефиниций искажается, и они перестают действовать в соответствии со своим предназначением» [10]. Данное утверждение в полной мере справедливо отнести к понятию «полномочия органов местного самоуправления».

              1. Овчинников И. И., Писарев А. Н. Муниципальное право России. М., Эксмо. 2007.

              2. Ковешников Е. И. Муниципальное право. М., 2000.

              3. Белоусова Е. В. О соотношении категорий «компетенция», «полномочия» и «предметы ведения» в системе местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2013. № 2. С. 124-131.

              4. О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации: федер. закон от 25.10.2001 г. № 137-Ф3: в ред. федер. закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

              5. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. федер. закон от 03.07.2016 № 334-ф3 слова «Распоряжение земельными участками» заменено словами «Предоставление земельных участков». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

              6. Письмо Комитета по земельным отношениям и строительству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва от 01.04.2015 № 3.31-21/316/39446 // Личный архив автора. 2015.

              7. Письмо Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального собрания Российской федерации шестого созыва от 09.02.2015 №3.20-23/67/13079 // Личный архив автора. 2015.

              8. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные Российской Федерации: федер. закон от 03.07.2016 № 334-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

              9. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.10.2016 г. № Ф03-4681/2016 // Арбитражный суд Дальневосточного округа. URL: http://www.fasdvo.arbitr.ru

              10. Васильев В. И. О некоторых понятиях муниципального права // Журнал Российское право. № 12 (204). 2013. С. 46-56.

              1. Ovchinnikov I. I., Pisarev А. N. Munitsipal’noye pravo Rossii [Municipal law of Russial. M., Eksmo. 2007.

              2. Koveshnikov E. I. Munitsipal’noye pravo [Municipal law]. M., 2000.

              3. Belousova E. V. O sootnoshenii kategorij «kom-petentsiya», «polnomochiya» i «predmety vedeniya» v sisteme mestnogo samoupravleniya [About a ratio of cate-

              gories «competence», «powers» and «areas of jurisdiction» in system of local self-government] // Administrativnoye i munitsipal’noye pravo. 2013. № 2. S. 124-131.

              4. O vvedeniye v dejstviye Zemel’nogo kodeksa Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 25.10.2001 g. № 137-FZ: v red. feder. zakona ot 23.06.2014 g. № 171-FZ [About enforcement of the Land code of the Russian Federation: federal law from 25.10.2001 № 137-FL: in an edition of federal law from 23.06.2014 № 171-FL]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tantPlyus».

              5. O vnesenii izmenenij v Zemel’nyj kodeks Rossijskoj Federatsii i otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federatsii. Feder. zakon ot 03.07.2016 № 334-FZ slova «Rasporyazheniye zemel’nymi uchastkami» zameneno slovami «Predostavleniye zemel’nykh uchastkov» [About modification of the Land code of the Russian Federation and separate acts of the Russian Federation: federal law from 03.07.2016 № 334-FL of the words «Order Land Plots» are replaced with the words «Granting the Land Plots»]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tantPlyus».

              6. Pis’mo Komiteta po zemel’nym otnosheniyam i stroitel’stvu Gosudarstvennoj Dumy Federal’nogo Sobrani-ya Rossijskoj Federatsii shestogo sozyva ot 01.04.2015 № 3.31-21/316/39446 [Letter of Committee on the land relations and construction of the State Duma of Federal As-

              sembly of Russia of the sixth convocation of 01.04.2015 № 3.31-21/316/39446] // Lichnyj arkhiv avtora. 2015.

              7. Pis’mo Komiteta po federativnomu ustrojstvu i voprosam mestnogo samoupravleniya Gosudarstvennoj Dumy Federal’nogo sobraniya Rossijskoj federatsii shestogo sozyva ot 09.02.2015 №3.20-23/67/13079 [Letter of Committee on the federal device and questions of local self-government of the State Duma of Federal Assembly of Russia of the sixth convocation of 09.02.2015 № 3.2023/67/13079] // Lichnyj arkhiv avtora. 2015.

              8. O vnesenii izmenenij v Zemel’nyj kodeks Rossijskoj Federatsii i otdel’nye zakonodatel’nye Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 03.07.2016 № 334-FZ [About modification of the Land code of the Russian Federation and separate legislative Russian Federation: federal law from 03.07.2016 № 334-FL]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant-Plyus».

              9. Postanovleniye Arbitrazhnogo suda Dal’nevos-tochnogo okruga ot 07.10.2016 g. № F03-4681/2016 [The resolution of Arbitration tribunal of the Far Eastern Federal District from 07.10.2016 № F0L-4681/2016] // Arbitra-zhnyj sud Dal’nevostochnogo okruga. URL: http://www.fasdvo.arbitr.ru

              10. Vasil’ev V. I. O nekotorykh ponyatiyakh munitsi-pal’nogo prava [About some concepts of the municipal right] // Zhurnal Rossijskoye pravo. № 12 (204). 2013. S. 46-56.

              CONCEPT OF POWERS OF THE THEORY AND PRACTICE OF MUNICIPAL MANAGEMENT

              OBRAZTSOVA SVETLANA VLADIMIROVNA Khabarovsk State University of Economy and Law, Khabarovsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

              Municipal authorities carry out the realization of powers according to the solution of questions of local value as in the course of municipal management. From the moment of adoption of the Federal law «About the General Principles of the Organization of Local Self-government in the Russian Federation» execution of powers by local government bodies concerning municipal character are regulated at the level of the federal, regional and industry legislation. This fact says that the concept of powers is fundamental in the organization of local self-government. However, the term «powers» in the Russian Federation did not receive a due standard conceptual facet in system of the major terms relating to functional characteristics of local self-government for the entire period of formation and improvement of a legal basis of the organization of local self-government. Because now there is no legislative definition of the term «powers» and also for the reason that there is no uniform approach to this concept, authorities change the nature of powers with obligatory to facultative and work at discretion. The set of practical problems and disagreements at execution as own powers of the local government bodies fixed at the level of the federal legislation, and the state powers delegated to these bodies for execution results. As a result of the analysis of theoretical aspects and practical situations the author adheres to approach at which the rights and obligations of authorities within execution, redistributions of powers have to be considered in indissoluble communication. The author suggests to develop and enshrine a concept of powers in article 2 of the Federal law № 131-FL and to classify at the legislative level of power by the nature of their execution.

              Key words: municipal management, powers, rights and duties, binding character of execution, facultative nature of execution

              Образцова Светлана Владимировна, аспирант Хабаровского государственного университета экономики и права, г. Хабаровск About the author:

              Obraztsova Svetlana Vladimirovna, Post-graduate Student, Khabarovsk State University of Economy and Law, Khabarovsk

              Читайте так же:  Установление трудовых отношений прием на работу. Установление трудовых отношений прием на работу

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *