Правовое регулирование осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Текст научной статьи по специальности — Право. 2 государственные полномочия по регулированию местного самоуправления

Правовое регулирование осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Текст научной статьи по специальности — Право. 2 государственные полномочия по регулированию местного самоуправления

Правовое регулирование осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дитятковский М. Ю.

Настоящая статья посвящена проблеме правового регулирования осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе в ней раскрываются вопросы принятия правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, муниципальных правовых актов, регулирующих порядок осуществления указанных полномочий. Данная работа выполнена при информационной поддержке компании «Консультант Плюс».

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дитятковский М. Ю.

Legal regulation of particular state authorities by the organs of local self-government

This article is dedicated to the problem of legal regulation of the realizing of individual state authorities by theorgans of local self-management; and so it discones problems of the legal acts of the federal organs of executive power, the organs of executive power, and also municipal legal acts, which regulate the order of the appointed authorities implementation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий»

м. ю. дитятковский

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Настоящая статья посвящена проблеме правового регулирования осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе в ней раскрываются вопросы принятия правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, муниципальных правовых актов, регулирующих порядок осуществления указанных полномочий.

Данная работа выполнена при информационной поддержке компании «Консультант Плюс».

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не должно трактоваться как полное освобождение органов государственной власти от обязанностей по правовому регулированию осуществления указанных полномочий. Полномочия, переданные органами государственной власти для осуществления органам местного самоуправления, продолжают сохранять свое государственное значение. В связи с этим в соответствии с частью 1 статьи 5, частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131) к полномочиям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом №131.

Кроме того, согласно части 1 статьи 20 Федерального закона № 131 по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Некоторые авторы, например, Н.В. Кузнецова, полагают, что данное положение Федерального закона № 131 противоречит статье 132 Конституции Российской Федерации в части несоблюдения законодательной формы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными пол-

номочиями1. Автор не согласен с указанной точкой зрения, поскольку нормативными правовыми ак тами федеральных органов исполнительной власти и органон исполнительной власти субъектов Российской Федерации не производится наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Указанными нормативными правовыми актами регулируются отдельные вопросы осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и только в случаях, установленных законами о соответствующем наделении.

В связи с этим законами о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями могугбыть предусмотрены полномочия соответственно федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по изданию нормативных правовых актов по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. При этом федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями федеральным законом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Исключение из этого правила составляют случаи, когда федеральным законом о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации предусматриваются полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по изданию нормативных правовых актов по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации. Например, в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 113-Ф3 «О присяжных заседателях

федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» высший исполнительный орган г осударственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов п присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции при осуществлении органами местного самоуправления соответствующих отдельных государственных полномочий Российской Федерации. В случаях, не предусмотренных федеральными законами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ие вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами’2.

Кроме того, законами субъектов Российской Федерации о соответствующем наделении органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут передаваться полномочия по принятию нормативных правовых актов по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в тех случаях, когда порядок осуществления соответствующих полномочий регулируется исключительно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. Например, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях. Следовательно, законами субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут быть наделены полномочиями но принятию нормативных правовых ак тов по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере порядка привлечения лиц к административной ответственности.

Следует обратить внимание на одну неточность части 1 статьи 20 Федерального закона № 131, в которой говориться о возможности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий издавать только нормативные правовые акты. По нашему мнению, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий должны обладать правом издавать не только нормативные, но и индивидуальные правовые акты. Ведь посредством индивидуальных правовых актов органы исполнительной власти дают предписания, поручения по конкретных вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, осуществляют контроль заданным осуществлением, привлечение органов местного самоуправления к ответственности за ненадлежащее осуществление указанных полномочий и т.п. Соответствующее изменение необходимо отразить в указанном Федеральном законе.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по воп-

росам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязательны для исполнения органами местного самоуправления. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут приниматься нормативные правовые акты, определяющие:

1) порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных видов государственных полномочий;

2) предельную численность работников органов местного самоуправления, обеспечивающих осуществление отдельных государственных полномочий;

3) порядок расходования органами местного самоуправления финансовых средств, переданных для осуществления отдельных государственных полномочий. Например, на основании части 5 статьи 53 Федерального закона № 131 порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) порядок использования органами местного самоуправления материальных ресурсов, переданных для осуществления отдельных государственных полномочий и т.п.

Помимо возможности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Федеральный закон № 131 предусматривает возможность принятия муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Следует отметить, что возможность принятия указанных муниципальных правовых актов впервые предусмотрена указанным Федеральным законом. До этого таким правом органы местного самоуправления не обладали. В связи с этим суды и прокуратура считали невозможным принятие органами местного самоуправления нормативных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий3.

В соответствии же с частью 2 статьи 7 Федерального закона № 131 по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Законом о соответствующем наделении может быть предусмотрена обязанность принятия муниципального правового акта по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, например, по определению состава административной комиссии, перечня должностных лиц, уполномоченных составлять проколы об административных правонарушениях и т.п. Муниципальные правовые акты

по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий не должны противоречить законам о соответствующем наделении и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Проблематичным на сегодняшний день является вопрос о том, кто именно в муниципальном образовании вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Например, по мнению С.Е. Чаннова, муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий могут приниматься только органами местного самоуправления: «Население муниципальных образований такие акты принимать не может, так как отдельные государственные полномочия передаются органам местного самоуправления, а не муниципальным образованиям в целом»4.

Автор не согласен с данным высказыванием. Действительно, именно органы местного самоуправления, а не муниципальные образования в целом наделяются отдельными государственными полномочиями. Но при этом из указанного положения никак нельзя делать вывод о том, что только органы местного самоуправления могут принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

Так и соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 131 под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. Из указанного определения можно сделать вывод о том, что муниципальные правовые акты как по вопросам местного значения/так и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий могут приниматься тремя субъектами: во-первых, органом местного самоуправления, во-вторых, должностным лицом мес тного самоуправления и, в-третьих, населением муниципального образования непосредственно.

Что касается принятия муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, то тут особых проблем не возникает. Действительно, поскольку органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, постольку они вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления указанных полномочий.

В первую очередь, муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий должны приниматься представительным органом муниципального образования. В связи с этим пунктом 2 статьи 17 проекта федерального закона «Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской

Федерации»» были предусмотрены следующие правила. Порядок исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они наделены, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального образования, предусматривающим:

Читайте так же:  Как правильно встать на учет в центр занятости населения. Заявление в центр занятости о постановке на учет

1) перечень и сроки исполнения государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления данного муниципального образования п соответс твии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, перечень мероприятий но подготовке и организации их осуществления;

2) полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования по исполнению соответствующих го^ дарственных полномочий;

3) основания и виды ответственности органов мес тного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования за неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих государственных полномочий;

4) порядок использования материальных и финансовых средств, переданных органам местного самоуправления муниципального образования для использования по целевому назначению в целях осуществления государственных полномочий;

5) порядок осуществления представительным органом местного самоуправления контроля за исполнением отдельных государственных полномочий;

6) другие положения, необходимые для исполнения соответствующих полномочий, например, перечень правовых актов представительного органа муниципального образования, подлежащих изменению или отмене в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, поручения иным органам местного самоуправления по реализации правового акта представительного органа муниципального образования и т.п.

В Федеральном законе № 131 указанные положения не нашли своего отражения. Вместе с тем необходимость принятия представи тельным органом муниципального образования муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий поддерживается О.В. Бергом, разработчиками Методических рекомендаций по передаче государственных полномочий субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления Конгресса муниципальных образований Российской Федерации1′, а также судебной практикой’.

Помимо представительного органа муниципального образования муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий могут приниматься иными органами местного самоуправления (местной администрацией, контрольным органом муниципального образования и т.д.) в пределах их компетенции. Что касается должностных лиц местного самоуправления, то они вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий в пределах своей компетенции. Например, частью 6 статьи 43 Федерального закона № 131 предусмотрена специальная норма, согласно которой глава местной администрации, являющийся согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 131 должностным лицом местного самоуправления, в пределах своих полномочий,

установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Наибольшие споры разгораются по вопросу о возможности принятия муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий населением муниципального образования непосредственно.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального чакона № 131 в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан). Согласно части 1 статьи 22, части 1 статьи 25, части 1 статьи 45 Федерального закона № 131 местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения; сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100человек для решения вопросов местного значения; решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан). Из указанных положений, казалось бы, можно сделать вывод, что действительно муниципальныеправовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий нельзя принимать на местном референдуме, сходе граждан, поскольку они не связаны с решением вопросов местного значения.

Вместе с тем уже упоминавшееся общее определение муниципального правового акта, содержащееся в части 1 статьи 2 Федерального закона № 131, предусматривает возможность принятия муниципальных правовых актов населением .муниципального образования непосредственно по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Кроме того, согласно части 2 статьи 25 Федерального закона № 131, сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

На основании изложенного можно с уверенностью сказать, что Федеральный закон № 131 содержит противоречащие, друг другу положения по вопросу о возможности принятия населением муниципального образования непосредственно муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Что < касается местного референдума, то тут действи-! тельно достаточно сложно предположить возмож-| ность и необходимость его проведения по вопросам I осуществления отдельных государственных пол-| номочий. А вот, что касается схода граждан, то тут ситуация совсем иная.

Сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек и осуществляет полномочия | представительного органа муниципального обра-I зования. Учитывая, что часть 3 статьи 19 Федераль-^ ног’о закона № 131 допускает возможность наделения !1 отдельными государственными полномочиями орга-

нов местного самоуправления поселения, в том числе численность жителей которых будет соответствовать указанной выше цифре, а также обязанность представительного органа муниципального образования принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, можно прийти к выводу о том, что муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий могут приниматься населением непосредственно только на сходе граждан. Указанная возможность предусмотрена, например, пунктом 3 статьи 8 Закона Магаданской области от 15 марта 2005 года № 579-ОЭ «О сходе (собрании) граждан в Магаданской области»». Соответствующие изменения необходимо внести в Федеральный закон № 131.

Поскольку органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия под контролем государства, органы государственной власти могут участвовать в процедуре принятия муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. В связи с этим органы государственной власти вправе вносить проекты муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, осуществлять их предварительное согласование и т.п. Указанные процедуры предусмотрены законодательством Хабаровского края, Ленинградской, Ростовской, Смоленской областей, города Москвы.

Муниципальными правовыми актами по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий: 1) определяются и создаются органы местного самоуправления, утверждаются положения о них, определяются должностные лица местного самоуправления, иные субъекты, осуществляющие отдельные государственные полномочия; 2) утверждаются составы коллегиальных органов в структуре органов местного самоуправления, осуществляющих отдельные государственные полномочия, положения о них; 3) реализуется осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; 4) определяется порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; 5) определяется порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и т.п.

В отличие от соответствующего наделения между органами государственной власти и органами местного самоуправления могут заключаться договоры о порядке осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий на основании и во исполнение законов о соответствующем наделении. Возможность заключения договоров в развитие законов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями обосновывается также М.Н. Кирю-хиной, A.A. Уваровым, H.A. Шевчик’1.

В данных договорах могуг отражаться порядок взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, порядок проведения отдельных мероприятий по осуществлению указанных полномочий, порядок передачи органам местного самоуправления материальных ресурсов и финансовых средств для указанных целей и т.п. Подобные договоры получили распространение в Красно-

ярском крае, Владимирской, Калужской, Кировской, Магаданской, Омской, Рязанской, Саратовской, Челябинской областях, городе Москве.

Кузнецова Н.В. Делегирование полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М, 2005. С. 129-130.

г См., например, экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 23 января 2004 года N9 01-1 1/(269)13-04 на постановление Главы Администрации Волгоградской области от 04.12.2003 № 943 «Об утверждении Положения о порядке регистрации трудового договора между работодателем — физическим лицом и работником и Примерного трудового договора между работодателем — физическим лицом и работником» / Документ опубликован не был.

¦¦ См., например, определение Верховного Суда РФ от 4 февраля 2004 года по делу № 47-Г03-30; постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа от 30 мая 2003 года № 937 «О протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 33-16-03 на Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа по образованию и организации деятельности органов записи актов гражданского состояния в Ханты-Мансийском автономном округе» / «Новости Югры» («Спецвыпуск»), № 70, 20.06.2003.

‘ Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред, Чаннова С.Е. М., 2004. С. 28.

5 Государственная власть получает государственные полномочия // Муниципалитет. 1998. № 7 8. С. 36-41.

» Берг О.В. Правовые основы осуществления муниципальными образованиями государственных полномочий субъекта Российской Федерации // Муниципальное право. 1999. Ns 4. С. 5, Методические рекомендации по передаче государственных полномочий субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления Конгресса муниципальных образований Российской Федерации // Муниципальная власть. 2004. № 2. С. 49.

1 См.. например, постановление Уставного суда Свердловской области от 5 октября 1999 года,

* Приложение к газете «Магаданская правда», № 2В (19399), 16.03.2005

» Кирюхина М.Н. Проблемы взаимоотношений между органами государственной власти л иргинами местного самоуправления в России |1 !¦ горнко-veopeiическнй аспект). Диссертация на сиискани^ ученой степени кандидата юридических наук. Ставрополь, 2000. С. 113; Уваров A.A. Местное самоуправление в соотношении с государственной властью в Российской Федерации: Проблемы развития и взаимодействия. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук М , 2002. С. 201; Шевчик I I A. Государственная власть и местное самоуправление: правовые проблемы взаимодействия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Тюмень, 2001. С. 161-162

ДИТЯТКОВСКИЙ Михаил Юрьевич, кандида т юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, заместитель министра имущественных отношений Омской области.

Статья поступила в редакцию 07.11.06. © Днтятковскии М. Ю.

УДК 347 96(574) Б. ТУРГАРАЕВ

Северо-Казахстанский областной суд Республика Казахстан

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ_____

В статье рассмотрены понятие и признаки судебного исполнителя как должностного лица государства, требования, предъявляемые к нему. Внесены предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего статус судебного исполнителя.

Судебный исполнитель в исполнительном производстве является доминирующим субъектом, субъектом правоприменения. Поэтому вопросы совершенствования организации исполнительного производства напрямую связаны с определением его правового статуса.

Не будем останавливаться на понятии «правовой статус», поскольку данная категория достаточно обстоятельно разработана в общей теории права и ее

основные положения общепризнанны. Обычно в данное понятие вкладывается система признанных государством и закрепленных в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей человека как субъекта права.1 Однако в более широком смысле оно включает также гражданство, законные интересы личности, гарантии реализации прав и свобод/ объем правоспособности лица,»1 принципы взаимоотношений личности и государства. Иными словами,

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: На примере Приволжского федерального округа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат юридических наук Миннегулов, Ильшат Хамитович

  • Специальность ВАК РФ 12.00.02
  • Количество страниц 187
  • Скачать автореферат
  • Читать автореферат
  • Оглавление диссертации кандидат юридических наук Миннегулов, Ильшат Хамитович

    Глава I. Теоретические основы института наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации14

    § 1. Институт наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления: понятие, содержание и принципы стр .14

    § 2. История становления и развития института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации стр.29

    § 3. Основные модели и формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации и зарубежных странах стр. 44

    Глава II. Организационно-правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и прекращения их исполнения стр. 59

    Читайте так же:  Транспортный налог в Приморском крае на 2020 год. Транспортный налог во владивостоке 2020

    § 1. Законодательное регулирование порядка наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления стр.59

    § 2. Правовые основания и условия прекращения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий стр.87

    Глава III. Правоприменительная деятельность по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных

    § 1. Совершенствование правовых основ по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий стр.98

    § 2. Критерии эффективности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных, полномочий (опыт Республики Татарстан) стр. 123

    § 3. Государственный контроль в сфере осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и проблемы ответственности органов местного самоуправления полномочий стр.98стр. 140

    Рекомендованный список диссертаций по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

    Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: на примере Приволжского федерального округа 2011 год, кандидат юридических наук Загидуллин, Рустем Ильдусович

    Теория и практика наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: правоприменительный аспект 2008 год, кандидат юридических наук Широковских, Владимир Николаевич

    Делегирование полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации 2005 год, кандидат юридических наук Кузнецова, Нонна Вадимовна

    Законодательное регулирование предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: проблемы оптимизации 2004 год, кандидат юридических наук Кочеткова, Наталья Владимировна

    Конституционно-правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации 2007 год, кандидат юридических наук Стукалова, Ольга Алексеевна

    Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: На примере Приволжского федерального округа»

    Актуальность темы исследования. Установление Конституцией Российской Федерации 1993 года основ организации местного самоуправления явилось важной вехой в общественно-политической жизни страны и значительным событием в юридической науке. В самом общем виде политико-правовое значение осуществляемой реформы в области местного самоуправления связано с переустройством низового уровня публичной власти, которая выступает одной из форм осуществления народовластия.

    Закрепление за органами местного самоуправления полномочий является одним из важнейших способов правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе их деятельности. От того, насколько полно закрепляются в нормах права полномочия органов местного самоуправления, во многом зависит их взаимодействие с органами государственной власти. В качестве основного механизма регулирования взаимосогласованных действий выступает такая форма взаимодействия, как институт наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями нашло свое закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года. Однако недостаточно лишь одного нормативного закрепления, необходимо совершенствовать правовые механизмы подобного наделения и создавать условия для эффективной реализации переданных государственных полномочий.

    Некоторые аспекты наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями выступали предметом изучения и до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Эти труды были подготовлены, преимущественно, философами, экономистами, социологами и историками, сыграв немалую роль в разработке действующего законодательства о местном самоуправлении.

    Ряд крупных работ, посвященных этой тематике, появился и после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В них были предприняты удачные попытки исследовать различные теоретические и практические вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями1.

    Однако проблемы в области наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при наделении последних отдельными государственными полномочиями все еще остаются актуальными и малоисследованными в российской правовой науке и, прежде всего, в связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Как уже отмечалось, специальных работ, посвященных институту наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, явно недостаточно, равно как и обобщений законодательной практики как в целом по субъектам Российской Федерации, так и по отдельным федеральным округам, включая Приволжский федеральный округ Российской Федерации.

    Между тем Приволжский федеральный округ отличается многообразием форм политико-территориальных образований (в состав округа входят такие образования, как республика, край, область) и количеством муниципальных образований. Например, по данным на 15

    1 Нехвядович Э.А. Государственный механизм и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия» (дисс.канд. юрид. наук. СПб. 2000); Дитятковский М.Ю. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (дисс. канд. юрид. наук. Омск, 2001); Мокрый B.C. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти и гражданского общества (дисс. докт. юрид. наук. М. 2003). апреля 2005 года, в Приволжском федеральном округе количество муниципальных образований составляет — 6801, муниципальных районов — 457. В Северо-Западном федеральном округе их количество составляет 1871 и 143 соответственно. Поэтому анализ особенностей законотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих субъектов Приволжского федерального округа может быть во многом полезен и для других федеральных округов Российской Федерации в период проведения реформы местного самоуправления в Российской Федерации.

    Степень научной разработанности темы характеризуется тем, что институт наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в отечественной науке муниципального права только начинает исследоваться.

    При работе над диссертацией автор обращался к трудам российских ученых-юристов: С.А.Авакьяна, С.С.Алексеева, С.В. Арбузова, К.С. Вельского, В.И. Васильева, И.В. Выдрина, Б.Л. Железнова, Н.А. Игнатюка, А.И. Ковлера, Ю.М. Козлова, Е.И. Козловой, М.А. Краснова, М.М. Курманова, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, В.В. Лазарева, В.П. Логинова, А.В. Мицкевича, Н.А. Михалевой, П.Е. Недбайло, А.Одинцовой, М. Пальчуновой, Н.В. Постового, В.В. Пылина, Ю.С. Решетова, А.А. Саломаткина, И.С. Самощенко, А.А. Сергеева, Е.Б. Султанова, В.В. Таболина, Ю.А. Тихомирова, В.И. Фадеева, М.Х. Фарукшина, Т.Я. Хабриевой, А.Ф. Шебанова, К.Ф. Шеремета, Е.С. Шугриной, В.Е.Чиркина, Ш.Ш. Ягудина и других.

    Изучению отдельных проблем наделения (путем делегирования) органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями посвящены, например, работы М.Ю. Дитятковского, Н.В. Кузнецовой, B.C. Мокрого, Э.А. Нехвядовича.

    Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение правового института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и его совершенствование в субъектах Российской Федерации, в частности, в Приволжском федеральном округе.

    Реализация поставленной цели диссертационного исследования предполагает выполнение комплекса взаимосвязанных задач, в ряду которых наиболее значимыми являются:

    — рассмотрение теоретических вопросов института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, история становления и развития данного института;

    — характеристика организационно-правовых основ наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и прекращения их исполнения; выявление особенностей федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа при регулировании вопросов наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и прекращения их исполнения;

    — изучение законодательства субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа, регулирующего вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и прекращения их исполнения;

    — определение критериев эффективности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; анализ законодательства субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа, регулирующего вопросы государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также ответственности в случае их ненадлежащего осуществления; выработка практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию федерального и регионального законодательства в части наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

    Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, их осуществлением и прекращением исполнения.

    Предметом исследования выступают нормы права, закрепляющие порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, процедуру прекращения их исполнения, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, конституциях (уставах), законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа, а также их реализация.

    Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы настоящего исследования выступают общенаучные и частные методы познания: конкретно-исторический, социологический, формально-юридический, системно-структурный и сравнительно-правовой.

    Нормативную базу исследования составили Европейская хартия местного самоуправления, нормы Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа, уставы муниципальных образований.

    Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет одну из первых в отечественной литературе попыток исследовать проблемы, связанные с наделением, осуществлением и прекращением исполнения муниципальными органами отдельных государственных полномочий с учетом изменений, внесенных за последние годы в законодательство Российской Федерации и ее субъектов о местном самоуправлении. Сформулированы теоретические и практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

    Научная новизна нашла отражение в основных положениях, выносимых на защиту:

    1. Институт наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по своей природе является комплексным, сложным; регулируется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; тесно связан с институтом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; субъектами наделения (передачи, делегирования) выступают органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации; субъектами реализации являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

    2. Рассматриваемый институт выступает объектом конституционного, муниципального, административного и финансового регулирования. Если нормы конституционного права устанавливают, главным образом, принципы и правовые основы этого института, то нормы иных отраслей права (муниципального, административного и финансового) — его структуру и содержание.

    3. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями следует учитывать несколько обстоятельств: передача полномочий органам местного самоуправления должна осуществляться с учетом социальных и материально-финансовых факторов; федеральный закон или закон субъекта Российской Федерации о передаче отдельных государственных полномочий, помимо полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, должен содержать требования к качеству их осуществления (например, объем, срок или периодичность предоставления услуг населению, «индикатор качества», при ведении документации — формы документов, требования к заполнению, порядок учета и т.п.), а также сроки и формы отчетности органов местного самоуправления по исполнению отдельных государственных полномочий; передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления должна осуществляться по представлению федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо, как минимум, при наличии их заключения, как это предусмотрено в законах субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа (Республики Башкортостан, Удмуртской Республики, Оренбургской области).

    4. Составной частью института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является порядок прекращения их исполнения, который предлагается осуществлять в форме отзыва. Отзыв — это право органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на изъятие отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления на основании федерального и регионального закона с соблюдением установленных юридических процедур. Обязательными элементами федерального закона и закона субъекта Российской Федерации должны выступать: основание; условия и порядок прекращения исполнения отдельных государственных полномочий. Правом внесения соответствующего законопроекта могут обладать субъекты права законодательной инициативы, которые определены в Конституции Российской Федерации, конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации при обязательном Наличии заключения Правительства Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

    5. Прекращение исполнения отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления тесно связано с вопросами государственного контроля и ответственности за их ненадлежащее исполнение, однако на федеральном и региональном уровнях отсутствуют необходимые правовые основы и процедуры их применения. В частности, на наш взгляд, требуется внести дополнение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, в части дополнения главой «Административные правонарушения, посягающие на институт муниципальной власти», в которой предусмотреть ответственность за следующие административные правонарушения: непредоставление органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов для реализации соответствующих государственных полномочий; нецелевое использование органами местного самоуправления предоставленных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий. .

    Читайте так же:  Правила продажи автомобиля 2020. Договор на продажу автомобиля по новым правилам 2020

    6. Изучая современное состояние развития института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, его практическую реализацию в Приволжском федеральном округе, автор выдвигает новые доводы о необходимости разработки и принятия федерального закона об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации. Принятие указанного закона поможет избежать коллизий и пробелов в законодательстве, регулирующем вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации.

    7. Для решения вопросов пролонгирования исполнения переданных государственных полномочий или прекращения их исполнения следует исходить из критериев эффективности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В рамках диссертационной работы проанализированы критерии эффективности осуществления своих функций органами исполнительной власти при взаимодействии с органами местного самоуправления. Накопленный положительный опыт органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа в этой области может быть использован при оценке осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

    Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в работе обобщен опыт становления и развития института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в субъектах Российской Федерации Приволжского федерального округа.

    Выводы и предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть использованы: для совершенствования федерального законодательства, а также в практической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в научно-исследовательской работе и в процессе преподавания курсов конституционного права, муниципального права, спецкурсов, при подготовке программ, методических рекомендаций и учебных пособий.

    Апробация результатов исследования. Диссертация рецензировалась и обсуждалась на кафедре международного и конституционного права юридического факультета Казанского государственного университета.

    Основные результаты исследования излагались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях и семинарах, а также нашли свое отражение в 12 научных публикациях автора.

    Диссертант принимал участие в разработке законопроектов как на федеральном уровне, так и на республиканском, в том числе в составе рабочих групп, образуемых Президентом Республики Татарстан, Государственным Советом Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан. Так, в частности, в 2005 году при непосредственном участии автора были подготовлены проекты законов Республики Татарстан:

    Об условиях контракта для руководителя исполнительного комитета муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Татарстан»;

    О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

    О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий» и другие законопроекты.

    Отдельные вопросы освещались при проведении лекционных и семинарских занятий по курсу «Муниципальное право России», спецкурса «Проблемы компетенции местной администрации» в НОУ ВПО «Казанский институт предпринимательства и права».

    Структура диссертационной работы. Она обусловлена целями и задачами настоящего исследования и включает в себя введение, три главы, объединяющие восемь параграфов, заключение и список используемой литературы.

    Глава 4. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

    Глава 4. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

    Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

    2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

    (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

    3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

    4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

    5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

    Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

    6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

    1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

    2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

    3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

    4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

    5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

    6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

    7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

    6.1. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

    1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

    2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

    (часть шестая.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

    7. Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

    8. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.

    (часть восьмая введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    Статья 20. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

    2. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

    3. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

    4. Федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, могут содержать положения, предусматривающие:

    1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

    (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

    2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

    (часть четвертая в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    4.1. Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

    (часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

    5. Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

    Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

    Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    (часть пятая введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

    Статья 21. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    1. Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

    2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

    3. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

    admin

    Поadmin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *