Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Соляной налог был отменен в

Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Соляной налог был отменен в

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Соляной налог

Соляной налог отменен в Англии в 20 — х годах этого столетия. В Германии, Франции и проч. У нас, в России, в 1880 г. соляной налог вовсе отменен — ранее начала развитая техническо-заводских применений соли. [1]

Отмена соляного налога , отмена подушной подати и понижение выкупных платежей именуются г. Южа-ковым серьезным облегчением народного хозяйства. [2]

В России соляной налог был временно отменен после народных ( соляных) бунтов, и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях. [3]

Но в английской Индии соляной налог поныне очень велик и составляет одну из крупных частей доходов. [4]

Поводом к нему послужило введение соляного налога — габели. [5]

В 1646 г. была увеличена ставка соляной пошлины ( соляного налога ) с 5 до 20 коп. [6]

Око оставило после себя прежний государственный дефицит, увеличенный издержками июньских дней, отменой соляного налога , вознаграждениями, которые оно дало владельцам плантаций за отмену рабства негров, издержками по римской экспедиции, наконец, уничтожением налога на вино; этот налог Учредительное собрание отменило перед самой своей кончиной, как злобный старик, который рад навязать своему счастливому наследнику компрометирующий долг чести. [7]

Оно оставило после себя прежний государственный дефицит, увеличенный издержками июньских дней, отменой соляного налога , вознаграждениями, которые оно дало владельцам плантаций за отмену рабства негров, издержками по римской экспедиции, наконец, уничтожением налога на вино; этот налог Учредительное собрание отменило перед самой своей кончиной, как злобный старик, который рад навязать своему счастливому наследнику компрометирующий долг чести. [8]

При этом сохранялась важная роль в системе государственных доходов следующих видов налогов — подушного налога, питейного и таможенного сборов, соляного налога ( в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи ( 1866), акциза на керосин ( 1872), акциза на табак. [9]

Она отвергла предложение министра финансов, уменьшила соляной налог до одной трети его прежних размеров, увеличив таким образом на СО миллионов государственный дефицит в 500 миллионов, и после этого вотума недоверия спокойно ожидала отставки министерства. Вот как мало понимала она окружавший ее новый мир и свое собственное изменившееся положение. За министерством стоял президент, а за президентом — шесть миллионов избирателей, каждый из которых положил в избирательную урну вотум недоверия Конституанте. [10]

Она отвергла предложение министра финансов, уменьшила соляной налог до одной трети его прежних размеров, увеличив таким образом на 60 миллионов государственный дефицит в 560 миллионов, и после этого вотума недоверия спокойно ожидала отставки министерства. Вот как мало понимала она окружавший ее новый мир и свое собственное изменившееся доложение. За министерством стоял президент, а за президентом — шесть миллионов избирателей, каждый из которых положил в избирательную урну вотум недоверия Конституанте. [11]

Taille, подушная подать, aides, таможенные пошлины, соляной налог , пошлины за контроль, за регистрацию актов, за выдачу копни, табачная монополия, чрезмерные доходы от почтовой службы п торговли порохом, устройство лотерей, общинная или государственная барщина, плата за освобождение от постоев, октруа, речная и дорожная пошлина, чрезвычайные обложения, — все это могло изменить свое название, по все это в действительности продолжает существовать и ие стало ни менее тягостным для народа, ни более прибыльным для государственной казны. Наша финансовая система не имеет под собой никакого научного фундамента. [12]

В Германии, Франции, Италии и Австрии соль, потребляемая в пищу, обложена сильным налогом, какой действовал и в России до 1881 г. 1 и в Англии до 1824 г. 2 Среднюю стоимость пуда соли по местам добычи можно считать от 3 коп. Следовательно, для стран, подобных России, где нет соляного налога , ценность соли определяется преимущественно стоимостью доставки и неизбежных торговых затрат, то есть в этом отношении соль сходна с каменным углем, что выступает особенно ясно при добыче каменной соли. [13]

Соляной налог отменен в Англии в 20 — х годах этого столетия. В Германии, Франции и проч. У нас, в России, в 1880 г. соляной налог вовсе отменен — ранее начала развитая техническо-заводских применений соли. [14]

Этот дядька царя, породнившийся с ним женившись на сестре его супруги, вздумал пополнить казну заменой прямых налогов косвенными: в 1646 г. вместо взимания стрелецких и ямских денег было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Но реформа не достигла цели, она вызвала резкое недовольство низших слоев населения и сокращение потребления соли. Неудачу реформы признало и правительство, в конце 1647 г. отменило соляной налог и вернулось к прежней налоговой системе, причем стало нещадно взыскивать образовавшуюся недоимку по прямым налогам. [15]

Соляной налог был отменен в

Из предметов первой необходимости чаще всего облагаются акцизами хлеб, мясо, соль и осветительные материалы.

Обложение хлеба и мяса было в прежнее время сильно распространено; но теперь большинство государств уже отказалось от него.

Налоги на хлеб и мясо занимают в системе косвенных налогов то же место, которое принадлежит в системе прямых налогов поголовным податям. Так как хлеб и мясо составляют предметы общего питания, то почти все граждане являются плательщиками налогов на названные предметы и более или менее в равной мере, потому что все частные хозяйства потребляют их в среднем в одинаковом количестве.

Наиболее употребительным способом обложение хлеба является налог на помол зерна, а обложение мяса — налог на убой скота. Взимание этих налогов представляет значительные затруднения в сельских местностях, так как в таковых почти невозможно контролировать массу мелких деревенских мельниц и убои скота в деревнях и в отдельных имениях. А потому в иных государствах оба названные налога взимались только в больших городах, в прочих местностях вместо них взимались личные подати. Такой порядок держался в Пруссии до 1873 года.

Налог на помол еще недавно играл видную роль в Италии, где он был отменен в 1883 году. Наибольший доход 83 1/3 мил. лир, был получен от него в 1878 году.

При устройстве налога на помол главная забота сводится к стремлению настичь как можно полнее количество муки, выходящей с мельниц. Сперва взвешивали количество зерновых продуктов, поступавших на мельницы; налог уплачивали завозне, причем мельница могла принимать от них зерно лишь по предъявлении квитанции об уплате налога. В новейшее время в Италии употребляли на мельницах особые контрольные механические аппараты: сначала это были механические счетчики для определение числа оборотов мельничной оси, по которому заключали о количестве перемолотого хлеба; впоследствии ввели контрольные снаряды, взвешивающие получающуюся муку.

Налог на мясо первоначально уплачивался с числа убиваемых на мясо голов скота: впоследствии стали взимать налог с веса убиваемого скота.

Акцизы на хлеб и мясо имеют более историческое, чем современное значение, так как они удержались в качестве государственных лишь в немногих государствах, напр., государственный акциз на мясо существует теперь в Австрии, Венгрии и Греции. Несколько больше значение этих налогов в городском хозяйстве разных государств. Именно большие города Франции, Германии, Австрии, Венгрии, Италии и некоторых других государств получают путем этих налогов значительные доходы.

Не таково значение соляного налога, который продолжает играть видную роль во многих податных системах Налог на соль существует во многих европейских государствах причем в некоторых он практикуется в виде акциза, а в некоторых в виде монополии. Многие государства взимают также таможенную пошлину с ввозимой в них соли.

В настоящее время соляной акциз существует во Франции, Германии, Нидерландах и в Болгарии, соляная монополия — в Австро-Венгрии, Италии, Турции, Греции, Румынии, Сербии и в Швейцарии в виде источника кантональных доходов, Россия, Норвегия, Дания, Испания и Португалия взимают только таможенные пошлины с привозной соли Англия, Швеция и Бельгия не имеют никаких соляных налогов,

В Англии соляной акциз отменен в 1825 году, в Бельгии в 1871 г., а в России в 1881 году.

В России перед отменой акциз с соли взимался в размере от 8 — 30 к. с пуда, смотря по местностям. В последние годы своего существование соляной акциз давал русской казне около 13 м. р. в год.

С привозимой из-за границы сухим путем и морем соли по действующему русскому общему таможенному тарифу по европейской торговле взимается пошлина в 30 к. с пуда, кроме соли, привозимой к портам Архангельской губернии, с которой берется 15 к. с пуда. Соль же, привозимая на Мурманский берег для посола рыбы, освобождается от пошлины. С соли, очищенной в мелких помещениях, переходящих к покупателям, там пошлина взимается в размере 45 к. с пуда. В последнее время привоз в Россию иностранной соли сильно сократился.

Во французской податной истории налог на соль играл видную роль. В дореволюционной Франции размеры этого налога были очень высоки, и взимание его сопровождалось строгими и стеснительными мерами. Тяжесть его увеличивалась отсутствием однообразие в организации. Так, в то время, как в одних местностях Франции соляной налог был очень высок (в так наз. provinces de la grande gabelle), в других — он был ниже, а в третьих — его вовсе не было. Приходилось бороться с контрабандой солью из одних местностей в другие. В 1794 г. соляной налог был отменен, в 1806 г. восстановлен, в 1848 г. опять отменен и в том же году снова восстановлен и с тех пор существует до сих пор. Нынешний французский соляной акциз взимается в размере 10 сантимов с килограмма, что составляет около 61 коп. с пуда и вместе с там. пошлиною на привозную соль приносит в последнее время около 33 м. фр. в год.

В Германии соляной акциз взимается в размере 12 марок с метрического центнера (100 килогр.), что составляет 90 коп. с пуда. Соль, идущая на сельскохозяйственное и промышленное употребление, освобождается от налога, но при этом денатурируется, т. е. делается чрез разные примеси негодною в пищу.

Германия получает теперь от соляного акциза и таможенных пошлин с соли около 48 м. марок в год.

В Австро-Венгрии и в Италии соляной налог, взимаемый путем монополии, очень тяжел.

Соляная монополия в Австро-Венгрии состоит в монополии добычи соли, которая затем продается из казенных магазинов по установленным ценам. Торговля солью свободна, но в пограничных районах подвергается контролю. Цены на соль не одинаковы в разных местностях Австро-Венгрии. Благодаря монополии, соль продается в среднем на 600% дороже того, во что обходится ее добывание. Соль для промышленных целей отпускается из казенных магазинов по пониженным ценам. Валовой доход от соляной монополии в обеих половинах монархии составлял в последние годы около 37 мил. крон, из которых более 5 м. кр. шло на расходы по эксплуатации монополии.

В Италии извлечение соли из морской воды, эксплуатация рассолов и разработка залежей каменной соли, а равно и ввоз соли из заграницы и торговля солью, составляют исключительное право государства. Торговцы солью получают последнюю по установленным законом ценам из казенных магазинов. Цены, по каким соль продается публике, также определены. По действующему тарифу установлены следующие продажные цены на соль: 40 чентезимов за килограмм простой соли, 60 чент. за молотую и 76 ч. за очищенную соль в пакетах (перечисленные сорта соли отпускаются из казенных магазинов на 1 1 / 2 чент. дешевле названных цен); соль, идущая на посол рыбы, продается по 15 л. 100 кил., а соль употребляемая для сельскохозяйственных целей (на удобрение и корм скота), по 12 лир.

В 1901/2 г. Италия получила от соляной монополии 75 1 / 2 м. лир валового и 63 м. лир чистого дохода.

Соляная монополия существует во всех швейцарских кантонах, причем продажные цены соли неодинаковы в разных кантонах: наиболее высокая цена кухонной соли установлена в Тессинском кантоне, именно 25 фр. за 100 килограммов; в Бернском кантоне, а также в Базеле, в большинстве других кантонов кухонная соль продается по 20 фр. за 100 килогр., а в Цюрихе соль продается по 20 фр. за 100 килогр. (это низшая продажная цена соли в Швейцарии). Соль, употребляемая в сельском хозяйстве и в разных производствах, в большинстве кантонов продается по удешевленным ценам.

Среди финансовых ученых соляной налог имеет много врагов. Общественное мнение относится к соляному налогу также обыкновенно несочувственно и встречает одобрением его отмену. По словам немецкого экономиста Wiss’a, «отмена соляного налога часто служила «политическим парадным конем», на котором выезжали государственные деятели, стремясь к популярности.

Из числа других предметов первой необходимости в России облагаются акцизами нефтяные масла и зажигательные спички.

Акциз на нефть у нас уже существовал с 1872 г. по 1877 г.; в то время он взимался по емкости кубов, служащих для перегонки нефти. Этот налог был неравномерен, стеснителен и давал казне в среднем около 243 тыс. руб. дохода в год. После отмены его в 1877 г., нефтяная промышленность получила широкое развитие, и цены на керосин и другие нефтяные продукты пали очень низко, так что употребление керосина сделалось общедоступным и распространилось в народе.

Законом 21 декабря 1887 г. акциз на нефть был восстановлен, но на совершенно новых началах. Самым удобным способом обложения нефтяной промышленности было признано обложение готового продукта, так как при этом достигается равномерное обложение: на каждую единицу одного и того же продукта падает одинаковая цифра налога, независимо от качества перерабатываемого сырого материала и от совершенства употребляемых при переработке его машин и приспособлений. Акциз был назначен в размере 40 к. с пуда обыкновенного керосина и 30 к. с пуда нефтяных масел более высокого удельного веса и более высокой температуры вспышки: последняя льгота была мотивирована дороговизной выделки таких масел и большею их безопасностью в пожарном отношении.

Нефтяная промышленность в пределах Бакинского нефтяного района пользуется полною свободою. Во избежание ее стеснения, казна предпочла отказаться от обложения нефтяных продуктов, идущих на местное Бакинское потребление. Акциз взимается при вывозе готовых продуктов из нефтяного района. Что касается заводов для переработки нефти вне пределов упомянутого района, то таковые подвергнуты надзору акцизного ведомства. По Закону 25 мая 1898 г. определение границ Бакинского района, сообразно с изменениями в местных условиях нефтяного дела, предоставлено министру финансов по соглашению с главноначальствующим гражданскою частью на Кавказе.

Установление акциза на нефтяные масла не повлекло за собою сокращение нефтяной промышленности и потребление нефтяных продуктов.

В 1892 г. акциз с обыкновенного керосина был возвышен до 20 к. с пуда, а акциз с тяжелых нефтяных масел — до 50 к.

В 1888 г., в первый год своего существования, нефтяной акциз дал 0.607 т. р. Затем он постоянно и сильно возрастал и достиг в 1901 г. 28.679 т. р.

Акциз с минеральных масел существует и в некоторых западноевропейских государствах, наприм. во Франции и в Австро-Венгрии, в Греции и Сербии существует казенная монополия ввоза и продажи керосина.

В России налог на зажигательные спички установлен Законом 4 января 1888 г.

По названному закону обложение спичек происходит в виде: 1) акциза со спичек как внутреннего приготовления, так и привозных, взимаемого посредством обложения бандеролями помещений со спичками, и 2) патентного сбора за право содержания спичечных фабрик.

Первоначально размер акциза со спичек был назначен в 1 / 4 коп. с помещения, в которое не более 75 спичек, 1 / 2 коп. с помещения, содержащего 75 — 150 спичек, 3 / 4 коп. с помещения, содержащего 150 — 225 спичек и 1 коп. с помещения, содержащего от 225 — 300 спичек; со спичек привозимых из заграницы акциз взимается в двойном против указанного размере (в кредитной валюте) В таком размере акциз взимается и теперь с безопасных (так называемых шведских) спичек, при выделке которых не употребляется белого фосфора и которые зажигаются только трением об особо приготовленную поверхность. Акциз с прочих спичек удвоен с 1892 году.

Приготовление спичек дозволяется только на фабриках, особо для того устроенных, с разрешения подлежащего начальства. Спичечные фабрики, существовавшие до введения акциза, должны ежегодно выбирать бандеролей не менее, как на 1500 руб., фабрики, вновь открываемые — не менее, как на 3000 руб. Сверх акциза, спичечные фабрики должны платить еще патентный сбор в размере 30 руб., если фабрика работает ручными станками, — 100 руб., если употребляются конные приводы, и 150 руб., если на фабрике есть паровые двигатели.

Читайте так же:  Арбитражный суд челябинской области реквизиты госпошлины. Арбитражный суд челябинской области реквизиты госпошлины

Акциз на зажигательные спички не повлек за собою сокращение их производства и потребление и их вздорожания, но он повел к концентрации спичечного производства и к большему распространению безопасных спичек.

В 1895 г. в России работало всего 212 спичечных фабрик, изготовивших 167 миллионов штук спичек, в том числе 102 мил. безопасных. В 1900 г. число спичечных фабрик сократилось до 123, изготовлено же ими спичек было 208 мил., в том числе 190 мил. безопасных.

Спичечный налог дал в 1888 г., в первый год его взимание 2712 т. р., а в 1001 г. уже 7929 т. р.

Спичечный налог существует также во Франции, Италии, Испании, Португалии, Румынии, Сербии и Греции, причем во всех названных государствах, за исключением Италии, обложение спичек происходит в виде казенной монополии.

Во Франции налог на спички был установлен в 1871 году в виде акциза, который в 1872 году был заменен монополией производства и продажи спичек. При учреждении спичечной монополии таковая была сдана на откуп частной компании первоначально за 16 м. фр., а с 1884 года — за 17 м. фр. С 1890 г. правительство само эксплуатирует спичечную монополию, от которой оно теперь получает около 33 м. фр. валового и около 25 м. фр. чистого дохода.

Спичечный налог во Франции крайне не популярен. Казенная монополия производит плохие спички и продает их весьма дорого. Самые простые спички продаются во Франции по 5 сантимов за помещение, содержащее 50 спичек. Спички же более высокого качества продаются гораздо дороже.

Переход к непосредственному взиманию налогов государственными чиновниками привел к значительному сокращению издержек взимания. В начале XIX в. во Франции взимание прямых налогов обходилось в 6%, в 1828 г. — в 5, в 1884 г. — в 3,7, в 1895 г. — в 3 и в 1900 г. — в 2,9% сумм налогов. Издержки взимания по налогам на обращение с 1828 по 1900 г. упали с 5,4 до 2%, по таможенным сборам и соляному налогу — с 16,5 до 6,4%, по другим налогам на потребление — с 15 до 3,8%. [c.72]

После войны 1856 г. была реформирована система обложения спирта, уничтожены откупа и введена акцизная система. В 1863-1865 гг. реформирована система обложения торговли и промышленности. В 1863 г. вместо подушного налога на мещан был введен налог на городское недвижимое имущество. С 1862 г. в России была введена гласность бюджета, которая означала, что росписи бюджета будут ежегодно публиковаться. После русско-турецкой войны был проведен ряд реформ в области финансов. С 1881 г. был отменен соляной налог. В 1885 г. введен налог на капитал и внесены существенные поправки в промысловое обложение введены дополнительные сборы с торговли и промышленности, т.е. использован принцип подоходное в промысловом обложении. В 1882 г. в России установлен налог с наследства. [c.196]

К концу царствования Екатерины II в 1796 г. в общей сумме доходов государственного бюджета на подушную подать приходилось 33,7%, на питейные доходы — 2,6, на соляной налог — 7, на таможенные пошлины — 8,7%2. [c.63]

В середине XIX в. налоговое обложение крестьянства в России еще более возросло. В 1857 г. 70% всех прямых налогов составляли подушная и оброчная подати, а наибольшая часть косвенных налогов, сумма которых в два с половиной раза превышала сумму прямых налогов, приходилась на питейный сбор и соляной налог. Как прямые, так и косвенные налоги ложились главным образом на крестьянство. [c.75]

В связи с проведением реформы 1861 г. в налоговой системе были осуществлены следующие важнейшие преобразования 1) была изменена система сбора промыслового налога, 2) введено налогообложение земли, 3) устанавливается подомовый налог, 4) вводятся земские налоги и сборы, 5) указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменяются акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом). При этом сохранялась важная роль в системе государственных доходов следующих видов налогов — подушного налога, питейного и таможенного сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866), акциза на керосин (1872), акциза на табак. [c.88]

В конце XIX — начале XX в. объектами акцизного обложения были 1) свеклосахарное производство 2) крепкие напитки 3) табак 4) осветительные нефтяные масла и 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли (см. 7.2. Соляной налог). [c.153]

Упоминание пошлины на соль относится к XII в. — в Уставе Святослава Новгородского. На протяжении столетий соляной налог был одним из наиболее стабильных источников поступлений доходов в казну в связи с тем, что соль не имела заменителей (суррогатов). Налог отличало удобство взимания, а также крайняя неравномерность налогового бремени основная тяжесть лежала на беднейших слоях населения. [c.159]

В России соляной налог был временно отменен после народных (соляных) бунтов, и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях. [c.11]

В КНР существуют след, налоги единый торгово-промышленный налог, с.-х. налог, подоходный налог (с промышленных и торговых предприятий, не относящихся к государственному сектору), таможенные сборы, соляной налог, налог на убой скота, налог на куплю-продажу скота, налог со строений и земли в городах, налог с культурно-увеселительных мероприятий и налог с владельцев транспортных средств. Важнейшие из них — единый торгово-промышленный налог и с.-х. налог. Плательщиками единого торгово-промышленного налога являются все предприятия и отдельные лица, занимающиеся производством промышленной продукции и оказанием услуг, закупкой с.-х. товаров, розничной торговлей. Ставки налога устанавливаются в зависимости от вида и качества товаров и характера деятельности. Наиболее низкими ставками облагаются товары массового потребления и важнейшие средства произ-ва. С.-х. налог уплачивают все организации и лица, получающие доходы от занятий с.-х. произ-вом налог установлен в среднем в размере 15,5% стоимости среднегодового производства. [c.524]

Доходность, как и в доменах, зависит от вкладываемого государством капитала. Чем больше капитал, тем больше доход, но есть в регалиях и другая сторона, которая сближает их с податями и налогами. Подати и налоги — исключительный доход государства. Так же и в регалиях государство производит продукты и продает их по цене, которая выше по сравнению с ценой продуктов частного производства. Этот излишек между ценой производства и ценой продажной и составляет налог (акциз), который уплачивается потребителем при покупке государственного товара. Итак, регалии, с одной стороны, домены, а с другой — налоги. Они совмещают в себе тот и другой источники дохода. Л. Косса называет регалии фискальными монополиями и указывает некоторые их виды соляная, табачная, монополия на лото и прочие азартные игры, монополия на порох, на алкоголь (в России — питейная регалия), керосин, спички и т. д. [c.41]

Если соразмерность между расходами и доходами нарушается, то она восстанавливается двумя способами сокращением издержек и приумножением доходов. Сокращение издержек должно быть основано на том правиле, что все необходимые издержки сохранить, полезные отложить, а излишние вовсе прекратить. Приумножение доходов в ежегодной системе финансов может быть произведено 1) лучшим распределением налогов 2) удобрением разных источников, как-то лучшим устройством казенных имений, винных и соляных сборов и проч. 1. [c.61]

Окончательно Министерство финансов было сформировано к 1811 г. В его функции входило управление финансами, кредитом, государственными имуществами, горными и соляными промыслами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов. Расходами ведало Государственное казначейство — самостоятельное ведомство. Ревизией всех счетов занимался Государственный контролер. Через 10 лет Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента. Структурным подразделением Министерства финансов, ответственным за сбор налогов, первоначально был Департамент податей и сборов, затем — Департаменты окладных сборов и неокладных сборов. В дальнейшем Департамент неокладных сборов был преобразован в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей. [c.70]

При Алексее Михайловиче с соли взимался налог по 2 гривны с пуда соли. При Петре I первоначально облагался 5-й пуд натурой по гривне с рубля при продаже , но в 1705 г. соль становится предметом казенной монополии. В 1727 г. казенная монополия упраздняется, но оставлено ограничение продажных цен. В 1731 г. восстанавливается регалия и казенная продажа. В 1748 г. по всему государству была установлена одна цена, что оказалось неудобным, и в 1762 г. была учреждена комиссия для рассмотрения вопроса о допущении вольной продажи, но результат ее работ остался неизвестным. В 1781 г. был издан Соляной устав, на основании которого учреждены запасы при источниках и определены места оптовой и розничной продажи. [c.160]

Соляная пошлина (налог) — 21,33, 63,159—161. Соляные откупа — 159—161 [c.426]

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГАЛИИ —в феодальной Европе особые права и привилегии королей и императоров на извлечение определенных доходов. Через пожалования это право передавалось крупным феодалам. Г. р., будучи чрезвычайно многочисленными и разнообразными, являлись одним из видов феодальной эксплуатации. Наиболее крупными и доходными были горная, лесная, речная, винная, соляная, охотничья, рыбная, монетная, судебная, рыночная, таможенная и др. В течение XIX в. по мере укрепления капиталистич. отношений Г. р. заменяются др. видами доходов налогами, пошлинами и государственными монополиями. Термин регалии долгое время сохранялся в отношении доходов от чеканки монет, эмиссии денежных знаков и почтово-телеграфных сборов (см. также Горная регалия. Монетная регалия, Винная монополия). [c.309]

С этой точки зрения интересна история такого товара, как соль. Совершенная неэластичность спроса на соль отмечалась в разделе 0. Но так было не всегда. В середине XIX в. в России пуд соли стоил от 50 коп. до 1 руб. из-за высокого налога на соляное производство. Для многих, особенно в деревне, это было непомерно дорого. После отмены акцизного налога в 1880 г. цена соли упала в 2 раза, а потребление выросло на 70%. [c.112]

ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ — исключительное право государства на производство, переработку, продажу, а также ввоз спирта (полная монополия) или на его продажу (частичная монополия). Винная монополия была одной из наиболее важных государственных, фискальных, монополий, наряду с соляной и табачной, входившей в группу косвенных, налогов. Монополия получила распространение в Швейцарии и России. В Швейцарии монополия была полной, в России — частичной (монополизирована была только торговля спиртом и частично переработка его, производство же оставалось в частных руках). [c.43]

Для получения откупа О. уплачивал взнос, называвшийся ценой откупа. Откупщик давал гарантию государству о внесении в казну определенной суммы доходов или немедленно уплачивал в казну требуемую сумму. Откупная система в основном распространялась на косвенные налоги, таможенный, соляной, винный и другие откупа. [c.151]

В России О. были введены в кон. 15 — нач. 1(5 вв. Особенно были распространены таможенные, соляные, винные О. Доход казны от питейного налога составлял св. 40% поступлений всех налогов. В 1863 винные О. были отменены и заменены акцизом. Широко применялись О. в Османской империи (коп. 16 — нач. 17 вв., были отменены в 1925), в Иране (с 10 — 12 вв., существовали до 20—30-х гг. 20 в.), в Индии (с 13—14 вв., сохранялись ещё в 19 в.). [c.195]

Интересна история эластичности спроса по ценам такого товара, как соль. Абсолютная неэластичность ее в настоящее время совершенно очевидна, поскольку соль дешева и некоторое изменение в ее цене не способно изменить объемы ее продаж. Но так было не всегда. В середине XIX в. в России пуд соли из-за высокого налога на соляное производство стоил от 50 коп. до 1 руб. Для сельских жителей, которых было большинство (да и не только для сельских), это было непомерно дорого. После же отмены в 1880 г. акцизного налога на соль ее цена упала в два раза и потребление вследствие этого возросло на 70%. Это произошло [c.380]

ОТКУПНАЯ СИСТЕМА — система, в условиях которой государство передает откупщикам (частным лицам) на определенным образом обусловленный срок права на сбор доходов (например налогов и др.). Наибольшее развитие получила в докапиталистических формациях, что отчасти объяснялось слабостью финансового аппарата государства. Откупная система была известна еще в Античном мире — в Греции, Риме и других государствах, но особенно широко она использовалась в период разложения феодализма и образования централизованных государств (во Франции, Италии, Испании и др.). Чтобы получить откуп, необходимо было уплатить в пользу государства определенный взнос, название которому — цена откупа. Откупщики обязывали себя гарантией по поводу внесения в государственную казну определенной суммы полученных доходов, а все остальные средства оставались в распоряжении откупщиков. Откупная система могла применяться главным образом в отношении косвенных налогов, таких как таможенный, соляной, винный и другие откупа. Различали две разновидности откупов генеральный и специальный. На генеральный откуп отдавались совокупные налоги, взимаемые генеральным откупщиком с территории всей страны или по отдельным районам. Специальный откуп распространялся на отдельные виды налогов и сборов. [c.438]

Насколько дорого обходилась откупная система народу, видно из следующих примеров. Во Франции при Сюлли, министре финансов Генриха IV, народ уплачивал откупщикам до 150 млн ливров, в королевскую же казну поступало лишь 30 млн. Накануне революции от налогов на потребление попадало в казну около половины. Один соляной налог забирал у населения около 100 млн ливров, в королевскую же казну поступало из этой суммы лишь 45 млн ливров. [c.71]

В 1646 г. была увеличена ставка соляной пошлины (соляного налога) с 5 до 20 коп. за пуд. Повышение ставок спровоцировало серию соляных бунтов , что привело к временной отмене указанного налога. Вместе с соляной пошлиной отменена была заведенная было табачная монополия и восстановлен указ 1634 г., грозивший смертной казнью за употребление и торговлю богоненавистным и богомерзким зельем . [c.33]

В эпоху Петра I начинает формироваться система представлений о целях и принципах взимания налогов, что находит свое отражение в работе русского экономиста и публициста, идеолога купечества И.Т. Посошкова2 Книга о скудости и богатстве (1724, изд. 1842). В ней были изложены его экономические взгляды и содержался проект реформ, направленных на улучшение экономического и политического устройства России. Эта книга была написана автором для Петра I, однако в августе 1725 г. Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где через полгода умер, и его произведение вышло в свет только в 1842 г. Являясь сторонником реформ Петра I, Посошков выступал за развитие промышленности и торговли, предлагая усилить исследование месторождений полезных ископаемых. Анализируя современную налоговую систему, автор отмечал тяжесть для населения бремени подушной подати, соляного налога и питейных сборов, резко осуждал многочисленность налогов и парафискальных платежей, соляную монополию, приводившую к повышению цен на соль. И.Т. Посошков критиковал инициаторов установления дополнительных новых видов податей и сборов (поземельные, подушные, хомутные, с судов, посаженные, мостовые, пчельные, банные, кожные и др.) на том основании, что от этих нововведений люди приходят во оскудение 3. [c.55]

Активное участие в крестьянской и налоговых реформах Александра II принимали такие государственные деятели, как В.А. Татари-нов и А.А. Абаза1. В.А. Татаринов (1816-1871) в 1863-1871 гг. занимал пост государственного контролера. Он реформировал ведомство государственного контроля и добился впервые в России создания единого государственного бюджета. А.А. Абаза в начале 1880-х гг. занимал пост министра финансов, он был одним из неизменных защитников реформ 1860-х гг., когда возобладавшая в правительственных сферах реакция стремилась приостановить или новыми переделками исказить освободительные реформы. Абаза являлся продолжателем Татаринова в деле организации контроля на новых началах. Как министр финансов, он успел отменить вызывавший острую общественную критику соляной налог. [c.94]

Янжул И.И. Причины и последствия отмены соляного налога в Очерках и исследованиях . СПб., 1894. [c.415]

После отмены крепостного права был проведен ряд мероприятий, направленных на упорядочение финансов. В 1862 г. бюджетной реформой Татаринова (см.) регламентировано составление смет отдельными ведомствами и расходование ассигнуемых средств в 1861 — 1863 гг. винные откупа были заменены акцизной системой. Основой государственных доходов по-прежнему являлись налоги с трудящихся — подушная и оброчная подати, питейный и таможенный сборы, соляной налог, ак- [c.524]

Читайте так же:  Пособие по беременности и родам в 2020 году. Что делать если не платят пособие по беременности и родам

По такому методу можно рассчитать собираемость налогов на уровне субъекта РФ и муниципального образования. СОЛЯНОЙ НАЛОГ — специфический акциз на соль, применявшийся в государствах феодальной Европы. Один из первых феодальных налогов. Был введен в Германии и Франции в 13 в. Французский соляной налог — габель был введен в 1341 г. в условиях Столетней войны как чрезвычайный налог, но после ее окончания не был отменен и просуществовал более 400 лет вплоть до Французской революции 1789-1794 гг. Это был один из самых тяжелых налогов во французской истории. Он взимался через продажную цену, в несколько раз завышенную по сравнению с реальной стоимостью соли, а также через принудительную покупку [c.184]

Система гос. О. была порождена господством натурального х-ва, слабостью гос. финансов и неразвитостью чиновничье-бюрократнч. аппарата, ведавшего поступлением гос. доходов в казну. Существовали след, виды О. генеральные (охватывающие всю территорию гос-ва или целую группу налогов), областные (в рамках города, р-на), специальные (О. отд. налогов, напр, пошлина, доходы от винной монополии). Впервые О. получили распространение в Иране ((3 в. до н. з.), в Др. Греции и Др. Риме (4 в. до н. э.). В ср.-пек. Европе система О. была наиболее развита во Франции, где ещё с 13 в. сбором большей части налогов ведали откупщики. Особенно большое распространение получил О. соляного налога. В 16—18 вв. система О. процветала в Италии, Голландии, Испании. В Англии откупщики налогов выступали в роли кредиторов гос-ва, и в их руки попадала . добрая доля всякого государственного займа в качестве капитала, свалившегося с неба. (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 765). Система О. означала прямой грабёж н разорение нар. масс откупщиками, к-рые в целях получения прибыли произвольно повышали размеры прямых и косвенных налогов и розничные цены. Эта система разоряла мелких товаропроизводителей — крестьян, ремесленников — и способствовала сосредоточению у эксплуататорских классов огромных богатств. [c.195]

Косвенные налоги (налоги на потребление) в исторической практике нашли выражение в следующих формах таможенные пошлины, акцизы, монополии (соляная, табачная, питейная) и т.д. Косвенное налогообложение имеет многовековую историю. Налоги с хлеба, мяса известны с XIII в. Подати на соль, вино во Франции были введены в 1345 г. [c.210]

Поступления по косвенным налогам в общем объеме доходов казны к концу XVII в. достигают 45%. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные, соляные и винные (см. 4.3. Винные откупа, винный акциз и винная монополия). [c.28]

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИИ— центральный орган финансового управления царского пр-ва (в 1917 г. Временного пр-ва), проводивший финансовую политику в интересах помещиков и крупной буржуазии путем налоговой эксплуатации широких масс трудящихся. М. ф. Р. было создано в 1802 г, окончательно оформилось к 1811г. в результате сосредоточения в своих руках управления финансами, кредитом, государственными имуществами, горными и соляными промыслами. В дальнейшем структура М. ф. Р. претерпевала изменения в частности, в 1837 г. было учреждено мин-во государственных иму-ществ, к-рому было передано заведование государственными имуществами в 1905 г. торговля и пром-сть перешли в ведение мин-ва торговли и пром-сти. Накануне Октябрьской революции структура М. ф. Р. была след. во главе стояли министр и его заместитель (товарищ), подчиненные непосредственно председателю совета министров и царю при министре находилась общая канцелярия и совет министра, не имевший на практике существенного значения. Прямыми налогами ведал департамент окладных сборов, косвенными нало- [c.49]

Существенные особенности в отдельных странах имеются в сроках внесения Н. с о. В Польше действуют гл. обр. подекадные сроки в спирто-водочной, табачной, соляной, спичечной, дрожжевой и сахарной отраслях налог уплачивается по каждому счету в момент совершения платежа. Поотраслевая дифференциация сроков существует и в Румынии, однако сроки платежей в большинстве отраслей пятидневные предприятия винной, табачной пром-сти и организации по заготовке с.-х. продукции вносят налог ежедневно. В Болгарии, Венгрии, Чехословакии, МНР предприятия по срокам уплаты налога разбиваются на группы не по отраслям, а по размерам сумм вносимого налога. В Болгарии, напр., предприятия, у к-рых Н. с о. за истекший год превысил 1,2 млн. левов, вносят налог через каждые 3 дня, при налоге от 1 200 до 1,2 млн. левов — один раз в декаду, все остальные — в месячные сроки. [c.74]

ОТКУПНАЯ СИСТЕМА —передача гос-вом на обусловленный срок права сбора налогов и др. доходов частным лицам-откупщикам. Наибольшее развитие получила в докапитали-стич. формациях, что отчасти объяснялось слабостью финансового аппарата гос-ва. О. с. была известна еще в античном мире — Греции, Риме и др гос-вах, но особенно широко она стала применяться в период разложения феодализма и образования централизованных гос-в во Франции, Италии, Испании, Голландии и др. Для получения откупа гос-ву уплачивался взнос, называвшийся ценой откупа. Откупщики давали гос-ву гарантию о внесении в казну определенной суммы доходов. Все собранные средства сверх этого шли в их пользу. О. с. распространялась в основном на косвенные налоги таможенный, соляной, винный и др откупа. Откупщиками являлись обычно крупные торговцы. Поскольку откупа требовали больших денежных средств, откупщики иногда объединялись в компании для сбора налогов и доходов создавался специальный аппарат Различались два вида откупов генеральный и специальный. На генеральный откуп отдавался [c.162]

В результате длительного хозяйничанья франц. колонизаторов вплоть до победы Августовской революции 1945 г. страна была фактически превращена в аграрно-сырьевой придаток Франции. Денежной единицей являлся пиастр, выпускавшийся Индокитайским банком. В период япон. оккупации действовал курс 97,6 иены за 100 пиастров. Оккупация страны япон. империализмом, к-рый совместно с франц. колонизаторами грабил богатства страны, вызвала острую инфляцию. Трудящееся население, помимо огромного бремени инфляции, испытывало на себе всю тяжесть опиумной, соляной и водочной монополий и подушного налога, унаследованного от феодального строя бремя этого налога было еще больше усилено колонизаторами. [c.260]

Постоянно вводились новые налоги, придумывавшиеся «прибыльщиками», — в петровские времена было около семидесяти налогов, включая такие, как «банный», «с бороды» (50 руб. с раскольника или православного бородача — сумма немалая), «с обрядов», «подужный» с извозчиков — десятая доля найма, «привальный» и «отвальный» — с плавных судов, «хомутейный», «шапочный» и «сапожный» — от их клеймения, «пчельный», «мельничный» и т.п. Но не все они давали реальные доходы. Главным был доход от прямого обложения всего податного населения. Он давал в 1724 г. 54% всех доходов бюджета косвенные налоги составили 24,9% доходов. Монетная регалия, дававшая в начале века до четверти всех доходов, к тому времени сократилась до 2,5%. Незначительной была в бюджете доля пошлин — 1,8%, зато соляной доход был очень существенным — 7,76%. [c.80]

«Соляные бунты»

В XV веке торговым центром, связывавшим все русские рынки, была Москва.

Торговля затруднялась бесконечным количеством обложений и разнообразных пошлин, особенно торговля солью, из которой князья и купцы старались извлечь как можно больше выгод.

Уже в начале XII века солевые варницы были обложены пошлиной в пользу казны. Поступающая на рынки соль также облагалась пошлиной в пользу государства. Кроме того, торговцы солью платили заставную — таможенную пошлину — «мыт». Мытники, или сборщики, стерегли проезжих на дорогах и мостах, на переправах через реки. Мыт собирали с воза или с судна, нагруженного товаром. Когда корабль приставал к берегу, с него брали «побережную» пошлину, которая уплачивалась деньгами или товаром. За переправу на пароме или лодке, за переезд через мост брали «перевозное» или «мостовщину», а за каждого человека, сопровождающего товар, взимали «костки».

Когда, наконец, соль привозили на торг, купцы платили еще один налог — «явку», а за помещение товара в «гостином дворе», взыскивалось «гостиное». Все эти пошлины — мыт, побережное, перевоз, мостовщина, костки, явка и гостиное — уплачивались торговыми людьми, прежде чем они приступали к продаже соли. А когда начиналась продажа, собиралась «тамга», введенная впервые татарами. Кроме того, взимали за измерение или взвешивание товаров. Эти пошлины назывались «померными» и «весчими».

При продаже соли брались еще свои сборы: «плошка», «противень» и «контарная». Названия эти связаны с тем, что соль мерилась плошками, противнями, взвешивалась контарем — род весов (безмена), с неподвижной точкой опоры и с подвижной гирей.

В XVI веке начались попытки упорядочить, а на самом деле еще больше увеличить пошлины. Их стали брать не только с того, кто продавал соль, но и с того, кто ее покупал.

Все эти поборы приносили большой доход правительству, но затрудняли торговлю и сильно повышали цену на соль.

К середине XVII века отношения среди разных слоев населения особенно обострились. Усилились финансовые затруднения.

Царская казна была пуста. Тогда, чтобы не затрагивать господствующие классы, правительство царя Алексея Михайловича решило среди разных мер ввести еще и косвенные налоги.

18 марта 1646 года Алексей Михайлович приказал объявить о новом соляном налоге по две гривны с пуда, который удваивал рыночную стоимость и без того дорогой соли. В то же время астраханская и яицкая соль, употреблявшаяся для соления рыбы и икры для лично государевой торговли, была обложена пошлиной всего в размере одной гривны с пуда.

Таким образом, царь всея Руси предпочитал взимать налог не со своих собственных доходов, а с нищего народа! Налог на предмет первейшей необходимости — соль — ударил всей тяжестью по беднейшим слоям городского и посадского люда.

Хотя правительство и утешало население тем, что иноземцы подчиняются соляному налогу наравне со всеми, но народ громко роптал, а купцы жаловались, что «немцы не только промыслы от нас отбивают, но и все государство московское оголодили!»

В результате царского указа соль настолько вздорожала, что население не могло ее покупать в нужном количестве. Сократился рыбный промысел, потому что из-за дороговизны соли и соленой рыбы упал на нее спрос.

Чтобы уменьшить цену товара, купцы стали недосаливать рыбу, и она из-за этого быстро портилась. Торговцы терпели убытки, население испытывало лишения, и число недовольных росло.

Озлобление против соляного налога было так велико, что он был отменен в декабре 1647 года, но одновременно с этим вышло распоряжение восстановить сбор двух других крупнейших налогов, которые были отменены еще в 1646 году; причем эти налоги надо было собрать сразу за три года.

Возмущение тяжестью обложений, протест против несправедливостей богатых людей, которые «мир весь выели», недовольство существующим порядком, вымогательствами администрации, расхищением «сильными» людьми выгодных земель росли не только в Москве, но во всех городах страны.

Весной 1648 года напряжение в Москве достигло крайней степени.

Правительство опиралось прежде всего на вооруженную силу: на стрелецкое войско под начальством боярина Морозова и на пушкарей, которыми ведал начальник Пушкарского приказа дьяк Траханьотов. Кроме того, правительство рассчитывало на служилых людей — чиновников. Однако все они — стрельцы, пушкари и служилые люди — также «обедали и ужинали с морозовской солью», платили непосильные налоги, потерпели на сокращении государева жалованья, неурядицах и обнищании государства.

2 июня 1648 года царь с патриархом и боярами совершал ежегодный крестный ход из Кремлевского собора в Сретенский монастырь.

Под звон колоколов торжественное шествие выступило из кремлевских ворот. Отряд стрельцов с батожьями и прутьями «от утеснения народного множества» окружал процессию.

Огромная толпа заполнила Красную площадь, и, несмотря на окрики стрельцов, народ старался протесниться к царю.

Тогда окружавшие его стрельцы разогнали толпу плетьми.

На обратном пути, когда царь возвращался из монастыря, народ окружил его и некоторые из толпы схватили за узду царского коня. Они молили, чтобы царь их выслушал, громко жаловались на Плещеева — начальника Земского двора, опозорившего себя лихоимством, и неотступно просили на его место назначить честного, совестливого человека:

— Помилуй, государь! Народ вконец погибает!

К царю протягивались руки с челобитными. Царь был напуган и поспешно приказал ближним боярам принять челобитные. Но гордые бояре, презиравшие народ, не читая, разрывали их и бросали в лицо челобитчикам.

Браня народ, некоторые из бояр въезжали в толпу, стегали кнутом всех, кто попадался под руку, и многих помяли копытами своих лошадей. Тогда толпа рассвирепела, в обидчиков полетели камни. Бояре окружили царя и вместе с ним бросились в Кремль. Стрельцам с трудом удалось задержать толпу, и царь, страшно перепуганный, скрылся с боярами во дворце в царицыных хоромах.

Толпа не унималась. Народ бушевал у царского дворца, и все громче раздавались крики с требованием казни Плещеева и дьяка Траханьотова, который наживался, обирая народ. Тогда на крыльцо вышел боярин Морозов с увещанием от царского имени. Но и это не помогло; его не слушали, и он приказал созвать шесть тысяч стрельцов, чтобы выгнать мятежную толпу с Кремлевской площади и подавить волнение. Однако стрельцы заявили, что сражаться за бояр против простого народа они не будут и готовы вместе с ним избавить себя от насилий и неправды. И многие из них пошли с народом громить дома Морозова, Плещеева, Траханьотова и других ненавистных бояр. Под конец толпа повалила к дому думного дьяка Посольского приказа Назара, по фамилии Чистый. На него особенно злобились за соляную пошлину. Чистый в это время был на своем дворе в бане, где спрятался под грудой веников. Но бунтовщики его нашли, избили дубинками и зарубили топорами.

— Это тебе за соль!

На другой день в Москве вспыхнул пожар. Выгорело полгорода и все посады, но мятеж не прекращался. Царь выслал для переговоров с мятежной толпой посольство во главе с патриархом и боярином Никитой Романовым. Боярин вышел на площадь с шапкой в руках, низко поклонился народу и сказал, что царь обещает выполнить желание народа, если все разойдутся. Ему отвечали, что народ жалуется на людей, которые воруют, пользуясь своим положением и прикрываясь именем царя, и что никто не разойдется, пока им не выдадут на расправу Леонтия Плещеева, боярина Морозова и дьяка Траханьотова.

Боярин доложил об этом царю, и правительство решило пожертвовать Плещеевым, чтобы спасти Морозова и Траханьотова. В тот же день Траханьотов тайно уехал воеводой на Устюг Железный. Морозову бежать не удалось, и он скрывался в Кремле. Народу же объявили, что их обоих в Москве нет.

Утром 4 июля вывели на казнь Плещеева к лобному месту, но толпа вырвала его из рук палача и убила камнями и палками.

Пожар в Москве продолжался. Народ стал обвинять в поджогах друзей Морозова и Траханьотова и решил добиться их гибели. Чтобы прекратить волнения, царю пришлось клясться и целовать крест перед народом и обещать, что ни Морозову, ни Траханьотову до самой их смерти в Москве больше не бывать. Однако народ ему не поверил, и царь решил пожертвовать Траханьотовым. В догонку за ним были посланы стрельцы. Они вернули Траханьотова в Москву, где царь приказал его казнить.

Еще несколько дней, чтобы задобрить стрельцов, их угощали во дворце вином и медом. Царский тесть боярин Милославский устраивал пиры для купцов и торговцев. А патриарх и духовенство увещевали народ.

После восстания в Москве вспыхнули восстания и в других городах, но они быстро были подавлены.

К концу XVII века соляная промышленность, в которой работали крестьяне оброчные и барщинные и разный «вольнонаемный народ», стала одной из крупнейших отраслей русской промышленности. Самым крупным центром солеварения стало Прикамье. Но в России соли по-прежнему не хватало и ее продолжали ввозить из-за границы, как и все сколько-нибудь важные и сложные предметы домашнего обихода и военного снаряжения.

Когда при Петре I особенно были нужны деньги для войны со Швецией, когда происходило переустройство армии, формировались новые полки, строился балтийский флот и весь народ был мобилизован на труд в принудительном порядке, тогда же были введены монополия на соль, подушная подать и большое количество самых разнообразных налогов, например: на продажу огурцов, дубовых гробов, на разведение пчел, точение ножей и топоров, на ношение бороды.

Читайте так же:  Приказ о выплате материальной помощи: образец. Приказ о материальной помощи к новому году образец

Указом от 1 января 1705 года продажа соли была взята в казну: «На Москве и в городах, у всяких чинов людей, соль описав, продавать из казны, а у продажи быть выборным головам и целовальникам добрым, а над ними смотреть бурмистрам. А впредь соль ставить в казну подрядом, кто похочет, а почему по подряду по истинной цене на месте станет, продавать вдвое, чтобы прибыли было столько же, сколько истины».

Таким образом, соль продавалась вдвое дороже той цены, по которой ее доставляли подрядчики. На этом казна наживала 150 тысяч рублей в год. Предполагалось наживать по 400 тысяч, но дороговизна сократила потребление соли вдвое.

В Астрахани, где добывали самосадочную соль и были большие рыбные промыслы, воевода Ржевский воспользовался монополией на соль. Он захватил в свои руки рыбные промыслы и стал произвольно собирать налоги. Цена на соль еще возросла. Это вызвало большое волнение и недовольство в народе. Соль перестали покупать, промышленники перестали солить рыбу, и наловленная в большом количестве рыба начала портиться.

В это же самое время пришел царский приказ стричь всем бороды и укорачивать полы длинных кафтанов. Приближенные Ржевского вышли на церковью паперти с большими ножницами и, когда народ повалил в церковь, насильно стали обрезать бороды «с кровью». Это вызвало всеобщее возмущение. Посадские и работные люди, солдаты и стрельцы — все поднялись дружно, как один. Население, угнетенное крепостничеством, раздраженное произволом воеводы, взволнованное подорожанием соли, в негодовании бросилось к Кремлю.

Воевода и триста начальных людей были убиты. Восставшие выбрали свое правительство. Но когда Петр послал против них фельдмаршала Шереметьева, восставшие купцы, богатые горожане и духовенство предали доверившийся им народ, вошли в сношение с царским фельдмаршалом и помогли усмирению восстания.

Установив государственную монополию на соль, Петр I сделал немало для расширения и усовершенствования соляного дела в России. В 1711 году вышел приказ: «Все соляные заводы осмотреть и описать, что преж сего у кого на тех заводах было соляных труб и варниц и что ныне есть, на которых соль варят». Вслед затем был вновь восстановлен ряд бездействовавших старорусских варниц. Только в Соликамской области были возобновлены шесть заводов. Солеварение было введено в Сибири.

Но несмотря на это, еще в течение более чем ста лет царское правительство не могло справиться с недостатком соли в России. А в начале XIX века, когда соль стала понемногу падать в цене, был введен налог на соль (1818 г.). Соль разрешалось продавать повсеместно, но она обкладывалась налогом, размер которого зависел от того, расположена ли добыча соли на казенной земле или на частной, ведает ли промыслами казна или частный владелец. Кроме того, была соль, которую разрешалось продавать только в казенных лавках по казенной цене, и соль для вольной продажи со взносом налога.

Налог на соль был отменен в 1881 году. Его отмена повела к большому удешевлению соли, и потребляться ее стало значительно больше. Например, в бывшей Херсонской губернии цена на соль после отмены налога понизилась за десять лет почти в три раза, а потребление соли в деревне выросло в пять раз.

ЭСБЕ/Соляной налог

< Солянковые Соляной налог
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Соляный-Ерик >
Словник: Слюз — София Палеолог. Источник: т. XXXa (1900): Слюз — София Палеолог, с. 843—844 ( скан · индекс )

Соляной налог — с точки зрении равномерности обложения, крайне нерационален. Размер потребления соли вовсе не стоит в связи с налогоспособностью плательщиков; каждый более или менее нуждается для поддержании своего здоровья в одном и том же количестве соли; можно сказать даже, что бедные классы нуждаются в большем количестве соли, так как они питаются преимущественно растительной пищей, а в растительной пище содержание соли определяется очень незначительной долей процента (в сыром мясе содержание соли 3?%, в вареном — 1%). С. налог является поэтому худшим видом поголовного налога, и если последний вызывает протесты и все более и более сходит со сцены, то не меньше критики возбудил против себя и С. налог. Он имеет за собой, однако, важное преимущество с точки зрении финансовой техники, именно, удобство взимания, вследствие чего и удерживается до сих пор в некоторых налоговых системах. Производство соли обыкновенно сосредоточивается в немногих пунктах страны, а иногда этого достигают путем искусственной регламентации; так, во Франции, в 1885 г., было всего 22 самостоятельных С. предприятий. При этих условиях взимание налога очень облегчено и обходится дешево. Помимо значения ее для человека, соль важна как корм для скота и как средство удобрения почвы, а также в промышленном отношении: почти все страны, где существует налог на соль, снабжают многие отрасли промышленности беспошлинной солью, а это легко может повести к контрабанде и требует очень сложного контроля над употреблением беспошлинной соли. Но соль не имеет суррогатов, и в силу этого обложение ее обещает хороший доход — а так как принципы справедливости, при малом влиянии низших классов, долго играли очень незначительную роль в конструкции налоговой системы, то в силу своих финансово-технических преимуществ обложение соли везде занимало очень видное место. Только с ростом влияния малоимущих классов значение этого источника доходов начало умаляться; в Англии, России он теперь вовсе исключен из бюджета. Большую роль в процессе уничтожения С. акциза в Англии играли и интересы развивающейся промышленности: отмена акциза на соль способствовала развитию английской химической промышленности. Формы обложения соли можно свести к следующим: 1) государство захватывает в свои руки всю добычу соли и ее оптовую продажу, но оставляет вполне свободной ее розничную продажу (так назыв. С. регалия), 2) государство берет в свои руки только продажу соли или 3) устанавливает известный налог на соль (акциз). С. регалия существует теперь в Австрии и Италии. В Австрии всякое лицо, открывшее соляной источник, должно в течение известного промежутка времени довести об этом до сведения местного финансового управления; если источник будет найден годным для эксплуатации, он приобретается в казну, а в противном случае засыпается, чтобы предупредить тайную добычу соли. Вся добытая соль поступает в казенные магазины, откуда продается по установленной цене, в несколько раз превышающей стоимость добычи; для промышленных целей соль отпускается по пониженной цене. В прежнее время, при слабости правительственного механизма и дурном составе чиновничества, существование С. монополии не гарантировало фиск от контрабандной добычи соли или ее провоза в страну, вследствие чего нередко устанавливалась так назыв. конскрипция соли, т. е. обязательная для каждого выборка известного количества соли. Так, напр., при Фридрихе Великом на каждое лицо полагалось выбирать по 15 1/2 фунт. соли, на корову — по 7 3/4 фунт.; то же самое количество соли нужно было выбрать на каждые 10 овец. Во Франции с XIV в. существовала С. регалия; вся страна делилась на округа, с разным уровнем цен на соль. Налог был очень высок, и это обстоятельство, а также разнообразие цен в зависимости от района вызывало страшную контрабанду. Особые сыщики ходили по домам, пробуя соль, чтобы удостовериться, получена ли она из казенных магазинов; в случае открытия контрабандной соли, виновные подвергались тяжелым наказаниям. Теперь во Франти существует акциз на соль. Все производство соли находится здесь под строгим контролем, но от налога освобождается соль, идущая в корм скоту, на производство соды и для целей рыболовства. Стеснительные условия, которыми обставлен отпуск соли для целей рыболовства, очень препятствуют развитию последнего. В России система получения дохода с соли много раз менялась: то устанавливалась регалия, то вводился налог, то С. промышленность отдавалась на откуп. В 1862 г. окончательно был установлен акциз на со
ль, и в этой форме он просуществовал у нас около 20 лет. Высочайшим указом 23 ноября 1880 г. С. акциз отменен. Еще комиссия для исследования сельского хозяйства 1873 г. указала на вредные последствия этого налога для русского скотоводства, а в 1879 и 1880 гг. русское купечество на нижегородской ярмарке представило правительству ходатайство об отмене налога на соль. Отмена налога на соль была встречена очень сочувственно русским обществом. Земледельческий характер страны, преобладание в составе пищи нашего населения растительных веществ обуславливают большую потребность у нас в соли. Замечено, что в тех местностях, где есть солончаки на выгонах и пастбищах, овцы отличаются рослостью, способностью к нагулу и хорошим качеством мяса и овчины. С. налог у нас был не одинаков для разных местностей страны: он колебался в пределах от 8 до 30 коп. на пуд и тем самым уравновешивал различную стоимость добычи соли в разных местностях России. Это было своего рода покровительственной политикой относительно некоторых районов добычи. С уничтожением налога на соль некоторые солеварни должны были прекратить добычу соли. Неудивительно поэтому, что не так давно на одном из съездов солеваров одна группа высказалась за восстановление такого уравнительного налога, который бы создал защиту для районов, находящихся в менее благоприятных условиях с точки зрения производства. Отмена налога сильно подняла добычу соли, в пятилетие, предшествующее отмене (1876—1880), добыто было соли 54 миллиона пудов, а в пятилетие, последующее за отменой, — 78,3 миллиона пуд., т. е. более на целых 63,2%. Цена на соль также значительно понизилась: прежде соль продавалась по 50 коп. — 1 руб. за пуд, после отмены по 20—40 коп. В 1892 г. министерством финансов был возбужден вопрос о восстановлении налога на соль, но эта попытка осталась без результатов.

Литература: И. И. Янжул, «Причины и последствия отмены С. налога» в его «Очерках и исследованиях» (М., 1884, т. II); Л. В. Ходский, «Основы государственного хозяйства» (СПб. 1894, стр. 305—327); Alfred Schmidt, «Das Salz. Eine volkswirthschaftliche und finanzielle Studio» (1874).

Панченко Г.В. Соляные магазины и солдатская караульня в Плесе

Опубл.: Панченко Г.В. Соляные магазины и солдатская караульня в Плесе// Материалы III съезда краеведов Ивановской области. Т. 1.Иваново-Шуя. 2008. С. 122-125.

Соль издавна считалась очень ценным продуктом. В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А.Ефрона, вышедшем в 1900 году, мы читаем: «Помимо значения ее для человека, соль важна как корм для скота и как средство удобрения почвы, а также в промышленном отношении: почти все страны, где существует налог на соль, снабжают многие отрасли промышленности беспошлинной солью, а это легко может повести к контрабанде и требует очень сложного контроля над употреблением беспошлинной соли. Но соль не имеет суррогатов, и в силу этого обложение ее обещает хороший доход – а так как принципы справедливости, при малом влиянии низших классов, долго играли очень незначительную роль в конструкции налоговой системы, то в силу своих финансово-технических преимуществ обложение соли везде занимало очень видное место. Только с ростом влияния малоимущих классов значение этого источника доходов начало умаляться; в Англии, России он теперь вовсе исключен из бюджета»[1].

Во многих странах в течение долгого времени существовала монополия государства на соль. Формы обложения соли сводились к следующим: 1) государство захватывало в свои руки всю добычу соли и ее оптовую продажу, но оставляло свободной ее розничную продажу (так называемая соляная регалия), 2) государство брало в свои руки только продажу соли или 3) устанавливало налог на соль (акциз). В Австрии, например, в первом случае всякое лицо, открывшее соляной источник, должно было в течение определенного времени сообщить об этом местному финансовому управлению: если источник находили годным к эксплуатации, он приобретался в казну, а в противном случае засыпался, чтобы предупредить тайную добычу соли. Вся добытая соль поступала в казенные магазины, где продавалась по установленной цене, в несколько раз превышающей стоимость добычи; для промышленных целей соль отпускалась по пониженной цене.

«В России система получения дохода с соли много раз менялась: то устанавливалась регалия, то вводился налог, то соляная промыш-

ленность отдавалась на откуп»[2].

Во времена соляной регалии и были созданы в Плесе соляные магазины.

На панораме Плеса неизвестного автора, которую можно датировать 1699-1808 гг., соляные амбары нарисованы стоящими выше гостиного двора (приложение 1), состоящего из трех рядов деревянных лавок.[3] Гостиный двор находился на месте существующей Торговой площади.

На этом же месте (в устье оврага) изображены 7 соляных амбаров на планах, составленных после 1775 года (приложение 2)[4]. В записке, приложенной к одному из планов, указывается: «Под соляными амбарами сто сорок три сажени…»[5].

Позднее, в соответствии с новым генпланом города, соляные амбары было решено перенести к реке Шохонке и построить между ними солдатскую караульню. На плане конца XVIII века мы видим и существовавшие в то время, и проектируемые соляные магазины (приложение 3)[6]. На остальных планах-проектах 1796 и 1797 гг. мы видим только новые соляные амбары у моста через Шохонку (приложение 4). План сноса старых соляных магазинов и постройки новых под защитой солдатской караульни, т. о., был осуществлен в конце XVIII – начале XIX века.

Известны имена некоторых плесских соляных приставов. Так в 1786 году рассматривалось дело по указу праввительствующего сената о бытии Я. Екимова вместо Я Бахтеярова при соляных магазинах в Плесе[7]. В 1789 году рассматривалось тем же правительствующим сенатом дело о бытии в г. Плесе соляным приставом поручика Якубовского[8]. В 1818 году рассматривалось дело по прошению губернского секретаря Афанасьева об определении его в Плесе винным приставом и об увольнении от должности соляного пристава[9]. В 1824 году с того же соляного пристава Афанасьева было взыскано 784 рубля[10].

Рядом с соляными магазинами находились винные магазины. После 1825 года, когда подгорные винные подвалы начали разрушаться и чиновники особых поручений нашли, что «нет уже удобности ни в верхнем, а паче в нижнем ярусах помещать бочегов с вином», Казенная палата «имея в виду, что в заштатном городе Плесе расход соли весьма маловажен, предложила: соляные магазейны обратить для хранения вина вместо пришедших в ветхость винных подвалов. Казенная палата поставила на вид Нерехотскому уездному правлению, что доселе нет донесения, вместе с тем строго подтвердила донесение относительно какое по оном учинено исполнение и буде доселе вино не перемещено из ветхих подвалов, то ныне и без всякого отлагательства приступить к перемещению в другой подвал, устроенный в 1821 году, и [в] порожние перегородки соляных магазейнов буде оные есть…и по исполнении донести немедленно»[11]

«В 1862 году окончательно был установлен акциз на соль, и в этой форме он просуществовал у нас около 20 лет. Высочайшим указом 23 ноября 1880 г. соляной акциз отменен. Еще комиссия для исследования сельского хозяйства 1873 г. указала на вредные последствия этого налога для русского скотоводства, а в 1879 и 1880 гг. русское купечество на Нижегородской ярмарке представило правительству ходатайство об отмене налога на соль. Отмена налога на соль была встречена очень сочувственно русским обществом.

Соляной налог был у нас не одинаков для разных местностей страны: он колебался в пределах от 8 до 30 коп. на пуд и тем самым уравновешивал различную стоимость добычи соли в разных местностях России. Это было своего рода покровительственной политикой относительно некоторых районов добычи. С уничтожением налога на соль некоторые солеварни должны были прекратить добычу соли. Отмена налога сильно подняла добычу соли, в пятилетие предшествующее отмене (1876-1880) добыто было соли 54 миллиона пудов, а в пятилетие последующее за отменой – 78,3 миллиона пуд., т. е. более на целых 63,2%. Цена на соль также значительно понизилась: прежде соль продавалась по 50 коп.-1 руб. за пуд, после отмены по 30-40 коп.»[12]

В 1892 г. министерством финансов был поднят вопрос о восстановлении налога на соль, но эта попытка осталась безрезультатной.

Здания соляных амбаров существовали в Плесе и после отмены налога, но, судя по всему, по прямому назначению не использовались. Точное время их разрушения неизвестно.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *