Условно, досрочно, с фатальными последствиями. Удо организация

Условно, досрочно, с фатальными последствиями

Правила условно-досрочного освобождения подробно урегулированы ст. 79 УК РФ и ст. 175, ст. ст. 187-190 УПК РФ. В соответствии с этими правилами осужденный может быть освобожден по УДО лишь в том случае, если суд сочтет, что он исправился и не нуждается в дальнейшем отбывании наказания.

Претендовать на УДО может только осужденный, возместивший ущерб потерпевшему. При этом некоторая часть срока все же должна быть отбыта, претендовать на УДО сразу после вынесения приговора невозможно.

После УДО на осужденного возлагаются определенные обязанности (регулярно отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции, отчитываться о своем поведении и т.д.). Если он систематически нарушает эти условия либо совершает административные правонарушения, УДО может быть отменено судом в соответствии с ч. 7 ст. 79 УК РФ. В таком случае осужденный возвращается в колонию.

Таблица. Когда можно претендовать на УДО?

Тяжесть преступления Минимальный срок и иные требования для УДО
Преступления небольшой или средней тяжести Необходимо отбыть одну треть срока (но не менее шести месяцев).
Тяжкие преступления Обязательно отбытие половины срока.
Особо тяжкие преступления Необходимо отбыть не менее двух третей срока.
Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, либо связанные с незаконным оборотом наркотиков Нужно отбыть не менее трех четвертей срока.
Преступления против половой неприкосновенности детей младше 14 лет Обязательно отбыть как минимум четыре пятых срока, а также получить положительное заключение по результатам психиатрической экспертизы.

При этом стоит отметить, что осужденные, вышедшие на свободу по УДО, нередко совершают не только правонарушения, но и преступления (в том числе особо тяжкие). Мы подготовили подборку примеров таких случаев, попавших в криминальные сводки.

9 мая 2011 года житель города Сегеж республики Карелия распивал спиртные напитки со своей знакомой. В ходе возникшей ссоры он убил ее ударом ножа в грудь, за что впоследствии был приговорен к 11 годам и восьми месяцам колонии. Ранее мужчина был неоднократно судим за кражи, грабежи, а также убийство. В последний раз он освободился из колонии условно-досрочно, причем произошло это меньше чем за два месяца до нового убийства.

В начале июля 2011 года житель города Поронайск Сахалинской области Олег Ошаров, ранее судимый за убийство двух лиц и освобожденный условно-досрочно, насмерть забил свою сожительницу. В ходе следствия выяснилось, что Ошаров регулярно избивал женщину и заставлял ее просить милостыню. Причиной ссоры стал тот факт, что сожительница без согласования с Ошаровым потратила 3 тыс. руб. Суд приговорил убийцу к 11 годам лишения свободы.

В июле 2012 года житель города Холмск Юрий Шульгин, ранее судимый за причинение тяжкого вреда здоровью и освобожденный по УДО, ударил ножом в шею своего собутыльника. На момент нападения испытательный срок по УДО еще не истек. Как и в предыдущий раз, деяние Шульгина было квалифицировано как причинение тяжкого вреда здоровью. Он был приговорен к пяти годам и восьми месяцам колонии.

Весной 2012 года новое преступление совершил житель Мордовии Владимир Кудымов, уже судимый за убийство и в 2010 году освобожденный по УДО. Сначала он избил свою сожительницу, а на следующий день – ее мать. Обеим женщинам Кудымов угрожал убийством. Суд приговорил его к трем годам и трем месяцам лишения свободы.

В феврале 2012 года житель Сахалинской области Александр Щенников, за три месяца до этого условно-досрочно освобожденный от отбытия срока за убийство, поссорился со своей сожительницей. Причиной ссоры стало то, что женщина потребовала от него найти работу. Щенников ударил ее ножом в сердце, отчего она скончалась на месте. Суд приговорил убийцу к 12 годам колонии.

В апреле 2012 года по подозрению в убийстве был задержан житель села Тогур Томской области, за три месяца до этого освобожденный по УДО (он отбывал срок за причинение тяжкого вреда здоровью). Мужчина несколько раз ударил топором по голове 70-летнего пенсионера, с которым распивал спиртные напитки. Задержанный признал свою вину и пояснил, что напал на собутыльника в ответ на оскорбление.

В 2010 году из колонии условно-досрочно освободился 21-летний житель города Новомосковск Тульской области, ранее неоднократно судимый. Через год его снова задержали: следователи установили, что с июля по август 2011 года молодой человек неоднократно вступал в интимные отношения с 11-летней девочкой.

В октябре 2011 года в городе Асбест Свердловской области было совершено нападение на девятилетнюю девочку. Незнакомый мужчина затащил ее с улицы в комнату коммунальной квартиры, где раздел и попытался совершить изнасилование. Затем мужчина вышел в общий коридор, благодаря чему девочка смогла убежать. Вскоре по подозрению в нападении был задержан 50-летний жилец этой квартиры, в 2011 году освобожденный по УДО от исполнения наказания за разбой и насилие над несовершеннолетней. Мужчина признал свою вину в новом преступлении.

1

В 2012 году из колонии условно-досрочно освободилась 25-летняя жительница города Юрга Кемеровской области (за какое преступление она была осуждена, не сообщалось). По версии следствия, сразу после освобождения женщина приобрела крупную партию героина, привезла ее в свою квартиру и расфасовала. Оперативники, узнав об этом, провели проверочную закупку и задержали женщину. В ходе допроса она заявила, что наркотик был нужен ей в основном для личного употребления, а продать одну дозу она решила, чтобы купить продуктов.

В начале мая 2014 года Президентом РФ был подписан закон, призванный уменьшить количество подобных случаев (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Документ вносит изменения в ст. 79 УК РФ и ст. 80 УК РФ (а также ряд статей УПК РФ), устанавливая четкие критерии, которыми суды должны будут руководствоваться при решении вопроса об условно-досрочном освобождении. Предполагается, что теперь судьи не смогут слишком вольно трактовать тезис о «полном исправлении заключенного».

Согласно закону, при вынесении решения об УДО необходимо будет учитывать поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания (а не в последние месяцы перед прошением об УДО, как нередко бывает сейчас). Должна быть проверена информация о возмещении ущерба потерпевшим, изучено мнение администрации колонии о личности преступника. Также необходимо выяснить, как сам осужденный относится к своему преступлению, испытывает ли он раскаяние.

Если осужденного переводили из одной колонии в другую, суд должен будет изучить его поведение во всех исправительных учреждениях. Если осужденный переведен в какое-либо учреждение временно, вопрос об УДО подниматься не может – необходимо будет дождаться его возвращения в постоянное место отбывания наказания.

Закон вступит в силу 16 мая 2014 года.

Отметим, что в законе не учтена опасность коррупции. Между тем, причиной необоснованного условно-досрочного освобождения нередко служит не халатность судей и не расплывчатость норм закона, а обычное взяточничество.

Так, в марте 2014 года дело о даче взятки сотруднику ФСИН России было возбуждено в отношении пенсионера МВД России из города Иваново. По версии следствия, в феврале 2014 года пенсионер заплатил сотруднику колонии 30 тыс. руб. за содействие в УДО одному из осужденных.

В октябре 2013 года к 7,5 годам и штрафу в размере 14 млн руб. был приговорен Вадим Серов, бывший начальник одной из колоний Ивановской области. Следствие установило, что Серов получил 346 тыс. руб. за организацию УДО двух осужденных.

В мае 2012 года было возбуждено уголовное дело в отношении сотрудника колонии в Новочебоксарске. По версии следствия, он получил 25 тыс. руб. за содействие в УДО одному из осужденных. Одновременно мужчину привлекли в качестве обвиняемого по делу о незаконном хранении наркотиков (кстати, его протеже был осужден за наркоторговлю). О вынесении приговора не сообщалось.

На сайтах правоохранительных органов упоминается большое количество таких случаев, коррупция в сфере условно-досрочного освобождения очень распространена. Ситуация имеет и обратную сторону: в случае, если получение взяток за УДО в колонии поставлено на поток, не способные или не желающие заплатить заключенные могут остаться за решеткой, даже если отличаются хорошим поведением и вполне могли бы выйти на свободу.

Мы следим за законодательными инициативами в этой области и будем сообщать о проектах нормативных актов, направленных на дальнейшее урегулирование ситуации.

Вниманию родственников

Вниманию родственников осужденных!

Если в отношении Вас либо Ваших родственников, которые отбывают наказание в исправительных учреждениях, совершены мошеннические действия со стороны общественных организаций или физических лиц, выступающих от их имени, просим Вас незамедлительно сообщать об этом по телефону (8-384-2) 28-54-00 или (8-384-2) 77-17-70

В настоящее время в интернет-сети появились коммерческие предложения по страхованию жизни и здоровья осужденных. Родственникам осужденных предлагают приобрести страховые полисы, якобы разработанные специально для осужденных.

Уважаемые родственники осужденных, не поддавайтесь уловкам людей, пытающихся нажиться на ваших родственных чувствах. Помните, что жизнь и здоровье осужденных под защитой закона и государства! Не отдавайте свои деньги в сомнительные организации и непроверенные руки. Не позволяйте нажиться на своем горе. Случаи травм или гибели осужденных являются предметом внимания прокуратуры, суда, Уполномоченного по правам человека, Общественной наблюдательной комиссии.

Если вашему близкому в местах лишении свободы что-либо угрожает, обращайтесь в предусмотренные законом организации и ведомства: годами накопленный опыт взаимодействия с уголовно-исполнительной системой позволяет разрешить спорные и проблемные ситуации, предотвратить беду – причем эта помощь оказывается гражданам бесплатно! Все юридические консультации и разъяснения вы можете получить у квалифицированных специалистов государственных организаций.

Помните, что основная цель данных организаций — получение материальной выгоды от родственников осужденных, при этом нет никакой гарантии выполнения этими сомнительными страхователями своих обязательств в дальнейшем.

Руководство ГУФСИН России по Кемеровской области просит граждан не идти на поводу у физических или юридических лиц, обещающих обеспечить юридическое сопровождение и страховые выплаты при наступлении страховых случаев, связанных с осужденными.

Возможные направления развития организации условно-досрочного освобождения осужденных к лишению свободы в России

Плюснин А.М., старший преподаватель кафедры организации исполнения уголовных наказаний Кировского филиала Академии ФСИН России, подполковник внутренней службы, кандидат юридических наук.

За истекшие восемь лет применения нового Уголовного кодекса РФ удельный вес УДО растет высокими темпами. Оно стало одним из самых распространенных видов освобождения из ИУ. «За последние четыре года более половины осужденных освободились условно-досрочно» .

Филимонов О.В. Законодательство и практика применения условно-досрочного освобождения в России // Сборник материалов 17-го заседания Руководящей группы Совета Европы по реформированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (Страсбург, 2 — 4 июня 2004 г.). С. 67, 68.

Организация УДО осужденных является составной частью государственного управления, для которого «на первом месте стоит проблема выявления обобщающего результата и с его точки зрения — интересов общества, человека и исторической перспективы их развития. В любой сфере общества управление призвано давать необходимый результат» . В связи с этим возникает сомнение в соблюдении интересов общества и правопослушного человека при таком подходе к УДО осужденных.

Атаманчук Г.В. Указанное сочинение. С. 245.

В настоящее время весь организационный механизм УДО осужденных направлен в основном на достижение одной цели — сокращение количества лиц, находящихся в местах лишения свободы в ущерб цели исправления. Однако, добиваясь этого, мы не подготовились, чтобы с помощью социальных, правовых мер организовать данным лицам ресоциализацию.

Концепция реформирования УИС (на период до 2005 г.). Проект // Ведомости уголовно-исполнительной системы. Спец. выпуск. 1999. С. 91 — 93.

Кроме того, совершенствование организационного механизма данного института, по нашему мнению, требует рассмотрения организационных мероприятий при разрешении вопроса об УДО во время отбывания наказания в ИУ УИС Минюста России, а также решения комплекса специальных вопросов в отношении лиц, находящихся на свободе в порядке УДО.

Говоря об организационных мероприятиях, необходимо подчеркнуть, что до 1 января 2004 г. все материалы на УДО осужденных рассматривались на административной комиссии ИУ. Заместители начальника учреждения, начальники отрядов и служб принимали участие в решении данного вопроса, высказывали свою точку зрения, а решение принимал председатель комиссии — начальник ИУ. В настоящее время это исключено из организации УДО. С нашей точки зрения, использование административных комиссий на предварительной стадии обсуждения кандидатов к УДО нисколько не противоречит принципам демократизации исполнения уголовных наказаний. В конечном итоге решает суд — достоин осужденный УДО или нет. Но обсуждение данного вопроса на административной комиссии ИУ считаем обязательным, так как такой подход, как показывает многолетняя практика, помогает изучить осужденного, и отказываться от него нецелесообразно. В дополнение к изложенному следует отметить, что органы прокуратуры недостаточно, по нашему мнению, контролируют организацию процесса УДО на всех его этапах. Данный институт затрагивает наиболее существенные права и законные интересы осужденных, а прокуратура (по существующему ныне законодательству) практически не задействована достаточно полно в решении этого вопроса. То есть она может принимать, а может и не принимать участие в этом процессе.

Для более качественной подготовки и рассмотрения вопроса об УДО осужденных необходимо, по нашему мнению:

  • согласование вопроса об УДО осужденных к лишению свободы с прокуратурой по надзору за деятельностью ИУ;
  • обязательное участие прокурора в судебном заседании при решении вопроса об УДО;
  • письменное оформление указаний прокурора относительно соблюдения установленных законом правил отбывания наказания;
  • надзор за ИУ должен быть поручен ответственному сотруднику прокуратуры, проживающему в населенном пункте, где расположено ИУ, либо в непосредственной близости от него, чтобы оперативно решать возникающие вопросы.
  • На практике органы и учреждения УИС и органы прокуратуры находят новые формы и методы решения различных проблем. Например, в исправительных учреждениях ЮК-25/3 и ЮК-25/5 ФСИН России по Оренбургской области, расположенных в городе Новотроицке и являющихся исправительными колониями строгого режима (при них функционируют участки в режиме колоний-поселений), сотрудник прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ постоянно несет службу в расположении этих учреждений. В жилых зонах колоний около столовых находятся ящики для заявлений, адресованных прокурору, опечатанные его печатью. Прием по личным вопросам осужденных он осуществляет ежедневно в жилой зоне данных исправительных учреждений. Рассмотрение судом представления администрации ИК об УДО осужденных и перевод их в колонию-поселение происходит только в присутствии прокурора. Персонал данных исправительных учреждений считает, что такой порядок работы прокурора более предпочтителен, чем его посещение исправительной колонии от одного раза в месяц до одного раза в квартал, так как облегчает решение практических вопросов, особенно при поступлении жалоб и заявлений осужденных, и обеспечивает оперативное принятие по ним законных мер. Аналогичная практика существует в некоторых ИУ ФСИН по Свердловской области.

    Продолжая анализ организационных мероприятий, необходимо остановиться на проблемах, связанных с судом. В настоящее время наблюдается тенденция — все вопросы, связанные с исполнением приговора, решать в суде. В связи с этим возникает необходимость в специализации судей — создании специальных пенитенциарных судов. Данная практика, например, существует в странах Западной Европы (суды по исправительному надзору в Испании, Советы по УДО в Англии и Уэльсе).

    По мнению автора, необходимо также обратить внимание на то, что судьи довольно редко при решении вопроса об УДО возлагают на этих лиц обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. И освобождение из условно-досрочного практически превращается в досрочное. Так, с 1998 по 2003 г. в Кировской области условно-досрочно освобождались 6751 человек , и только в отношении нескольких из них судом были вынесены определенные обязанности . Вызывает много нареканий и организация контроля за лицами, находящимися на свободе в порядке условно-досрочного освобождения. В настоящее время контроль за поведением данной категории лиц осуществляют участковые уполномоченные . О недостатках в этой деятельности указывают в своих работах Ю. Ткачевский, В.В. Сверчков и другие . Данные авторы объективно вскрывают эту проблему, но не предлагают организационные мероприятия, которые улучшили бы положение в данной сфере деятельности.

    Читайте так же:  Оформляем иск о собственности на автомобиль. Образец иск о признании права собственности на автомобиль

    Отчет УВД Кировской области, формы N 451, 459. Отчет УИН МЮ РФ по Кировской области, форма N 25 ИУ. 1998 — 2003.
    Отчет УИН МЮ РФ по Кировской области, форма N 25 ИУ. 1998 — 2003.
    Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. N 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (с изменениями от 3 мая 2003 г.).
    Сверчков В.В. Пределы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Российская юстиция. 2002. N 10. С. 49 — 51.

    С нашей точки зрения, существует три направления решения проблемы контроля за поведением лиц данной категории.

    Первое направление связано с сохранением обязанности контроля за данной категорией лиц за участковыми уполномоченными ОВД, привлекая к этой работе дежурные части. С этой целью в структуре дежурной части должен быть взвод или отделение по контролю за поведением лиц, находящихся на свободе в порядке УДО.

    Второе направление — это усиление контроля, что предопределяет введение новых должностей в уголовно-исполнительные инспекции. Сотрудники, принятые на эти должности, должны заниматься только вопросами социальной адаптации условно-досрочно освобожденных и осуществлять за ними контроль.

    И третье направление — это возложение контроля за поведением данной категории лиц на службу судебных приставов. Это будет соответствовать также требованиям Стандартных минимальных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) . Служба судебных приставов — новое силовое подразделение, и создание в каждом из них отдела по контролю за лицами, находящимися на свободе в порядке УДО, целесообразно и возможно.

    Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) // PRI. Альтернативы тюремного заключения. Информационный пакет. 1998. N 2. С. 181.

    По нашему мнению, необходим орган, который бы не был зависим от участников (субъектов) организации данного правового института. Но, с другой стороны, данный орган должен формироваться из представителей учреждений и общественных образований, которые участвуют в процессе УДО, осужденных к лишению свободы. Данную функцию можно возложить на комиссии о помиловании, созданные в органах управления субъектов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500), в организационном и методическом аспектах. В перспективе дальнейшего их развития и изменения законодательства эту функцию могли бы исполнять связанные с организацией всего процесса УДО Советы по УДО, как в штатах США. Для этого необходимо, как представляется, ввести в состав данной комиссии председателя судебной коллегии по уголовным делам федеральных судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, одного из заместителей прокурора субъекта Федерации, одного из заместителей регионального органа управления УИС и представителя адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, а также представителей общественных правозащитных организаций, религиозных конфессий и деятелей науки и культуры.

    Совершенствование организационного механизма возможно лишь при изменении законодательства. Перспективы модернизации правовой регламентации УДО наиболее наглядно могут быть раскрыты при сравнении его с условным осуждением. Правовой институт УДО осужденных к лишению свободы имеет много общих черт с условным осуждением.

    Во-первых, суд, назначая как условное осуждение, так и условное освобождение, может возложить на осужденного определенные обязанности, регламентированные ч. 5 ст. 73 УК РФ.

    Во-вторых, вынесенный приговор относительно срока наказания остается в силе, только согласно ч. 1 ст. 79 УК РФ в отношении условно-досрочно освобожденного от отбытия наказания и ч. 1 ст. 73 УК РФ в отношении условного осуждения выносится постановление суда.

    В-третьих, контроль за поведением условно осужденных и условно освобожденных осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом (ч. 6 ст. 79 в отношении лиц, находящихся на свободе в порядке УДО, и ч. 6 ст. 73 в отношении условно осужденных).

    В-четвертых, в отношении обеих категорий лиц действуют уголовно-исполнительные правоотношения до окончания срока наказания, назначенного судом.

    По общему правилу уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента вступления приговора суда в законную силу и продолжаются вплоть до отбытия осужденным наказания или его освобождения от отбытия наказания. «Актом помилования, принимаемым Президентом Российской Федерации, лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбытия наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом (ст. 85 УК)» . Кроме того, в ст. 7 УИК РФ в качестве оснований исполнения уголовного наказания названы также изменяющие приговор суда и вступившие в законную силу его определения и постановления, например постановление о предоставлении осужденному УДО, а также акт помилования или акт об амнистии. Вступление приговора суда и изменяющих его определений и постановлений вышестоящих судебных инстанций в законную силу определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» , где в ст. 6 детально раскрывается обязанность судебных постановлений.

    Уголовно-исполнительное право России: Учебное пособие / Под ред. О.Г. Перминова. М.: Юрид. лит., 2001. С. 42.
    Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. С. 1.

    Согласно ч. 2 ст. 47 УПК РФ обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Реальное изменение его статуса происходит с момента вынесения распоряжения об исполнении приговора суда или изменяющих его постановлений и определений, и он пребывает осужденным до окончания действия приговора. Необходимо отметить, что и в ранее действовавшем законодательстве (ст. 4 ИТК РСФСР) в качестве основания отбытия наказания, а значит, возникновения соответствующих правоотношений назывался только приговор суда, вступивший в законную силу.

    В процессе исполнения (отбывания) наказания уголовно-исполнительные правоотношения, не меняя своей юридической природы, могут изменять свое содержание . Так происходит при замене одного вида наказания другим, в связи с осуждением к лишению свободы — при изменении вида исправительного учреждения или при предоставлении осужденному УДО.

    Перминов О.Г. Указ. соч. С. 42.

    При совершении преступления лицом, находящимся на свободе в порядке УДО и условно осужденным, будет назначаться наказание в соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, так как за предыдущее наказание срок не истек.

    Таким образом, как при применении УДО к лицу, лишенному свободы, так и при условном осуждении лица оба они подвергаются определенным правоограничениям, которые согласно ч. 5 ст. 73 УК РФ называются обязанностями. УДО и условное осуждение выносятся постановлением суда, при этом ранее вынесенный приговор остается в силе; в отношении обеих категорий лиц действуют уголовно-исполнительные правоотношения до окончания срока наказания, назначенного судом.

    Мы пришли к выводу, что все эти признаки уголовного наказания не связаны с лишением свободы, но российское законодательство в настоящее время это не учитывает. В ст. 44 УК РФ «Виды наказаний» ни УДО осужденных к лишению свободы, ни условного осуждения нет. Также согласно ч. 4 ст. 113 УИК РФ УДО считалось мерой поощрения, применяемой к осужденным к лишению свободы. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ данное положение исключил. Естественно, возникает правомерный вопрос: чем же является УДО осужденных к лишению свободы и условное осуждение?

    В Уголовном кодексе Китайской Народной Республики в ст. 33 «Виды основных наказаний» и в ст. 34 «Виды дополнительных наказаний» ни условного осуждения, ни УДО нет . Данные вопросы — в гл. 4 «Применение наказания» .

    Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.И. Коробеева; пер. с китайского Д.В. Вичикова. СПб.: Издательство «Юридический Центр Пресс», 2001. С. 28 — 29.
    Там же. С. 44 — 47, 49 — 52.

    В Уголовном кодексе Республики Польша установленная отсрочка исполнения наказания и УДО являются мерами, связными с применением к виновному испытательного срока. Причем УДО может быть применено к осужденным после отбытия ими половины, двух третей и трех четвертей срока наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления, однако не ранее чем через шесть месяцев. Осужденного к лишению свободы на срок в 25 лет можно условно освободить после отбытия 15 лет наказания, а осужденного к пожизненному лишению свободы — после отбытия 25 лет наказания .

    Уголовный кодекс Республики Польша / Пер. с польск. Д.А. Барилович и др.; Адапт. пер. и науч. ред. Э.А. Саркисова, А.И. Лукашов; Под общ. ред. Н.Ф. Кузнецовой. Мн.: Тесей, 1998. С. 29, 32, 33.

    В законодательстве Испании существует аналогичный условному осуждению институт, который называется «приостановление исполнения наказания в виде лишения свободы», и УДО (гл. 3 «Меры, заменяющие исполнение наказаний в виде лишения свободы» разд. 3 «Наказания» УК Испании) . В уголовном законодательстве Голландии УДО не упоминают как вид уголовного наказания, но о данном правовом институте говорится в разделе о наказаниях .

    Уголовный кодекс Испании / Под ред. и с предисл. докт. юрид. наук, проф. Н.Д. Кузнецовой и докт. юрид. наук, проф. Ф.М. Решетникова. М.: Издательство «Зерцало», 1998. С. 33 — 39.
    Уголовный кодекс Голландии / Науч. ред. докт. юрид. наук Б.В. Волженкина; пер. с англ. И.В. Мироновой. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000. С. 40, 48 — 52.

    В австрийском уголовном законодательстве условное освобождение от наказания и УДО от отбывания наказания, указания и помощь условно-освобожденным выделены в особый раздел УК Австрии .

    Уголовный кодекс Австрии / Пер. с нем. М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. С. 27 — 34.

    Уголовный кодекс Швейцарии условное осуждение и УДО осужденных к лишению свободы классифицирует как отдельные наказания и меры (гл. 1 разд. 3 «Наказания, меры безопасности и другие меры») .

    Уголовный кодекс Швейцарии / Пер. с нем. М.: Издательство «Зерцало», 2000. С. 13 — 18.

    Законодательство ФРГ условное освобождение от наказания и УДО трактует как правовые последствия деяния (гл. 4 «Условная отсрочка наказания» разд. 3 УК ФРГ) .

    Уголовный кодекс ФРГ / Пер. с нем. М.: Издательство «Зерцало», 2000. С. 28 — 34.

    В Стандартных минимальных правилах Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятых на 68-м пленарном заседании 14 декабря 1990 г., условное освобождение из заключения и судебный надзор — это санкция, которую могут применять органы, выносящие приговор .

    PRI. Альтернативы тюремного заключения. Информационный пакет. 1998. N 2. С. 181.

    Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы . Но данный международный правовой акт в России официально не публиковался и в настоящее время не ратифицирован.

    Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. С. 9.

    Мы считаем, что УДО должно стать мерой, санкцией, которая изменяет уголовное наказание в виде лишения свободы таким образом, чтобы обеспечить социальную адаптацию данной категории лиц, преобразуя лишение свободы в наказание, не связанное с лишением свободы при действенном контроле над поведением лиц со стороны соответствующих органов. Данная постановка вопроса позволяет успешно решать задачи, стоящие перед организацией исполнения уголовных наказаний (ст. 1 УИК РФ).

    Данное положение также рассматривается в исследовании А.Б. Скакова. Рассматривая УДО как прогрессивную систему исполнения лишения свободы и ее отражение в новом законодательстве Республики Казахстан, он полагает, что «специфика правовой природы УДО как элемента прогрессивной системы, на наш взгляд, состоит именно в том, что наказание осужденным еще не отбыто. Рискнем предположить, что устоявшийся как в специальной литературе, так и в нормативных актах термин «условно-досрочное освобождение» с правовой точки зрения не совсем точен. Эти лица как были, так и остаются осужденными» .

    Скаков А.Б. Прогрессивная система исполнения лишения свободы и ее отражение в новом законодательстве Республики Казахстан. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Рязань, 2004. С. 31.

    Для реального участия в УДО осужденных к лишению свободы администрации ИУ считаем необходимым ч. 2 ст. 175 УИК РФ представить в следующей редакции: «Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об УДО от отбытия наказания рассматривает данный вопрос на административной комиссии исправительного учреждения и направляет в суд указанное ходатайство вместе с решением административной комиссии и характеристикой на осужденного. В представлении, справке о поощрениях и взысканиях, характеристике на осужденного указывается его отношение к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности УДО. Данное представление согласовывается с органами прокуратуры. Суд может принять решение об УДО осужденного на определенный срок только при отсутствии у него взысканий за нарушение установленного порядка отбытия наказания, наложенных правами начальника исправительного учреждения, в течение предыдущего года».

    Для повышения эффективности контроля персонала ИУ органами прокуратуры и соблюдения прав и законных интересов осужденных считаем необходимым также:

    для реального участия администрации ИУ в УДО осужденных к лишению свободы целесообразно ч. 2 ст. 175 УИК РФ представить в следующей редакции: «Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства об УДО рассматривает данный вопрос на административной комиссии ИУ и направляет в суд указанное ходатайство вместе с решением административной комиссии и характеристикой на осужденного. В представлении, справке о поощрениях и взысканиях, характеристике на осужденного указывается его отношение к совершенному преступлению, а также заключение администрации о целесообразности применения УДО. Данное представление согласовывается с органами прокуратуры. Суд может принять решение об УДО осужденного только при отсутствии у него взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания, наложенного правами начальника ИУ в течение предыдущего года».

    Для повышения эффективности контроля персонала ИУ органами прокуратуры и соблюдения прав и законных интересов осужденных необходимо:

    • ч. 1 ст. 399 УПК РФ «Порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора» после слова «судом» дополнить «с участием прокурора», а п. 5 ч. 1 после слова «наказание» дополнить «с согласия прокурора» и изложить в следующей редакции: «По ходатайству осужденного и представлению учреждения или органа учреждения или органа, исполняющего наказание, с согласия прокурора во всех остальных случаях»;
    • в ч. 4 ст. 399 УПК РФ заменить слово «адвокат» на слово «защитник» и изложить в следующей редакции: «Осужденный может осуществлять свои права с помощью защитника»;
    • ч. 6 ст. 399 УПК РФ — исключить;
    • ст. 34 «Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора» Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» после слова «прокурора» дополнить словами «в установленной форме» и изложить в следующей редакции: «Постановления и требования прокурора в установленной форме относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, находящихся на свободе в порядке условно-досрочного освобождения и условно осужденных к лишению свободы, либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, а также органами, исполняющими приговоры и решения судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы»;
    • ст. 44 УК РФ «Виды наказания» дополнить следующими пунктами:
    • о) условное осуждение;

      н) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и надзор.

    • ст. 73 «Условное осуждение» и 79 «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания» УК РФ перенести соответственно из гл. 10 «Назначение наказания» и гл. 12 «Освобождение от наказания» в гл. 9 «Понятие и цели наказания. Виды наказаний».
    • Условно-досрочное освобождение

      Осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного.
      Ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения.

      Применение УДО к лицам, достигшим 18 лет

      Применяется к лицам, осужденным за тяжкие преступления

      Применяется к лицам, осужденным за особо тяжкие преступления; ранее освобождавшимся условно-досрочно, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью 7 ст. 79 УК

      Применение УДО к несовершеннолетним

      1/3 (часть срока, которую необходимо отбыть для применения УДО)

      1/2 (часть срока, которую необходимо отбыть для применения УДО)

      2/3 (часть срока, которую необходимо отбыть для применения УДО)

      Применяется к лицам, осужденным за совершение преступлений небольшой или средней тяжести

      Применяется к лицам, осужденным за особо тяжкие преступления

      При решении вопроса о доказанности исправления осужденного суд учитывает характер совершенного им преступления, причины и мотивы этого преступления, роль осужденного в совершении преступления, состояние здоровья и личность осужденного.

      Основания для условно-досрочного освобождения (УДО)

      Адвокат Антонов А.П.

      Освобождение от наказания – отказ государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, от реального применения мер уголовного наказания к осужденному, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда, либо от полного отбывания назначенной меры наказания.

      Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (УДО) является наиболее значимым поощрением, которое может быть применено к осужденным, в том числе и к отбывающим пожизненное лишение свободы.

      Осужденный, к которому может быть применено УДО, а также его адвокат вправе обратиться в суд с ходатайством об УДО. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что осужденный не нуждается в полном отбывании наказания, так как, отбывая срок, он полностью или частично возместил причиненный ущерб или иным образом загладил причиненный им вред и раскаялся в содеянном. В ходатайстве могут содержаться и иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Осужденный свое ходатайство в суд подает через администрацию исправительного учреждения (ИУ).

      В тех случаях, когда ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания подано адвокатом по соглашению с родственниками осужденного или другими лицами, суд в судебном заседании обязан выяснить у осужденного, поддерживает ли он данное ходатайство. В случае его отказа от ходатайства суд своим постановлением прекращает производство.

      Администрация ИУ не позднее, чем через 10 дней обязана направить ходатайство об УДО в суд. К ходатайству администрация прилагает характеристику на осужденного. В характеристике должны содержаться следующие сведения об осужденном:

      — о его поведении;

      — о его отношении к учебе и труду;

      — об отношении к совершенному преступлению.

      Что такое примерное поведение? Очевидно, можно говорить о том, что если осужденный не допускает нарушений режима содержания и, соответственно, не имеет взысканий, его поведение можно назвать примерным. Безусловно, наличие поощрений свидетельствует о том, что осужденный, стремясь освободиться как можно быстрее, старается приблизить этот момент доступными ему способами (например, активным участием в общественной жизни). Вместе с тем неучастие осужденного в какой-либо секции (самодеятельной организации — совет коллектива отряда, совет коллектива колонии, секция профилактики правонарушений, культурно-массовая секция и др.), в художественной самодеятельности и т.д. не является показателем того, что поведение осужденного не является примерным. Не все люди одинаковы: одним доставляет удовольствие быть на виду, вести суперактивный образ жизни, другим это — в тягость. Поэтому повальное (насильственное) вовлечение осужденных (особенно практикуемое в воспитательно-трудовых колониях) в актив следует расценивать как нарушение их прав. Кстати, в законе (УК) и не говорится о том, что осужденный должен или обязан принимать участие в общественной жизни.

      Довольно сложно в настоящий момент обстоят дела с трудоустройством. Как известно, безработица по самым разным причинам затронула ИУ в гораздо большей степени, чем население страны в целом. Поэтому зачастую осужденному довольно сложно реализовать имеющуюся у него возможность освободиться условно-досрочно, так как работа (причем добросовестная) является обязательным условием, которое не всегда можно выполнить просто из-за отсутствия этой самой работы в колонии.

      Понятие «отношение к учебе» вовсе не означает, что в школе (ПТУ) необходимо получать исключительно хорошие и отличные оценки. Способности у всех людей разные, поэтому одни учатся лучше, другие — хуже. Основное же в «отношении к учебе» — добросовестность.

      Характеристика заканчивается заключением администрации ИУ о целесообразности (или нецелесообразности) применения УДО.

      Законом не предусмотрены никакие ограничения в условно-досрочном освобождении для лиц, имеющих иски и алименты. Поэтому отказ в условно-досрочном освобождении по причине того, что осужденный имеет иск, или алименты, или задолженность по их выплате, является неправомерным.

      Наличие семьи (родственников), жилья, возможности трудоустройства на конкретном предприятии (в учреждении или организации) являются положительными факторами, но отсутствие таких данных (например, справки о том, что осужденный будет обеспечен жильем или работой или тем и другим ) не является основанием для отказа в условно-досрочном освобождении. Поэтому действия администрации ИУ, затягивающей представление дела в суд по причине отсутствия подобных сведений, неправомерны и нарушают права осужденных.

      Кроме того, неправомерными являются и отказы администрации представить дело в суд по мотивам, не указанным в законе — мягкость назначенного наказания или кратковременность пребывания осужденного в данном ИУ. Характеристика на осужденного пишется за весь период отбывания им наказания, а не только за тот период, который он отбывает в данном конкретном ИУ. Если для определения возможности условно-досрочного освобождения осужденного недостаточно данных личного дела, то просто необходимо затребовать характеристику в учреждении, из которого осужденный прибыл (в том числе и из следственного изолятора, так как бывает, что осужденные в ожидании суда или вступления приговора в законную силу могут находиться в следственном изоляторе не один месяц).

      Написав ходатайство в суд, осужденный сдает его (а также другие имеющиеся у него документы — различные справки, ходатайства и прочее) начальнику отряда, приложив, если у него имеются, копии приговора и судебных постановлений.

      Администрация ИУ все остальные документы оформляет самостоятельно.

      Окончательное решение о возможности применения или отказа в применении УДО к каждому конкретному осужденному принимается начальником ИУ на основании характеристики и других документов. В ИУ приказом начальника могут создаваться комиссии, которые подробно анализируют поведение осужденных и представляют начальнику свои рекомендации. Но создание таких комиссий обязательным не является.

      При положительном решении в суд направляется личное дело осужденного со всеми материалами. В случае отказа в представлении к УДО осужденному указываются его мотивы, но ходатайство об УДО со всеми материалами все равно направляется в суд.

      В случае, если судом отказано в условно-досрочном освобождении, то повторное рассмотрение этого вопроса может иметь место не ранее чем через шесть месяцев со дня отказа [Не ранее чем по истечении трех лет со дня отказа в отношении лиц, отбывающих пожизненное заключение]

      Участие осужденного в суде по рассмотрению вопроса об его условно-досрочном освобождении не является обязательным. Решение об этом принимает суд. В то же время, если осужденный участвует в судебном заседании, он вправе:

      знакомиться с представленными администрацией ИУ в суд материалами;

      участвовать в рассмотрении представленных администрацией ИУ материалов;

      заявлять ходатайства и отводы;

      представлять документы, с которыми, по мнению осужденного, должен ознакомиться суд.

      Адвокат тоже имеет право участвовать в суде и представлять интересы осужденного. Что касается иных лиц, то здесь сложнее. По закону иметь представителя в уголовном процессе (а это именно уголовный процесс) могут несовершеннолетние, слепые, глухие и т.д. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.

      Участие прокурора в суде, рассматривающем дело об условно-досрочном освобождении, обязательным не является.

      Ограничений в действующем законодательстве по применению УДО к осужденным, больным туберкулезом и проходящим лечение в больнице, не имеется.

      Для возможности применения УДО фактически отбытый срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.

      Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, могут быть освобождены условно-досрочно при наличии двух условий:

      — если судом будет признано, что они не нуждаются в дальнейшем отбывании наказания [УДО может быть применено только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет];

      — отбыли не менее 25 лет лишения свободы [Если во время отбывания пожизненного лишения свободы осужденный вновь совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, он не подлежит условно-досрочному освобождению].

      Для применения УДО необходимо выполнее одновременно двух условий: отбытие осужденным определенной части срока наказания и исправление осужденного, которое на практике означает, что осужденный во время отбывания наказания:

      — примерно вел себя;

      — занимался общественно полезной деятельностью;

      — не допускал нарушений закона;

      — не нуждается в дальнейшем отбывания наказания.

      Применяя УДО, суд вправе освободить осужденного не только от основного, но и от дополнительного наказания (полностью или частично).

      При решении вопроса о доказанности исправления осужденного суд учитывает:

      — характер совершенного им преступления;

      — причины и мотивы этого преступления;

      — роль осужденного в совершении преступления;

      Фактически отбытая осужденным часть срока наказания исчисляется из всего срока наказания. При снижении наказания актом амнистии или помилования либо определением суда (в случае изменения приговора) суд исчисляет фактическую часть срока отбытого наказания, исходя из срока, установленного актом амнистии, помилования или судебного постановления.

      При применении УДО суд вправе возложить на осужденного определенные обязанности:

      — не менять постоянного места жительства, работы и учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного (органы милиции);

      — не посещать определенные места, например, рестораны, бары, казино и др.;

      — в случае необходимости пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;

      — осуществлять материальную поддержку семьи.

      Суд вправе возложить на осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих, по мнению суда, его исправлению. Возложенные судом обязанности исполняются осужденным в течение всей неотбытой части наказания.

      Испытательным сроком является неотбытая часть наказания. В течение этого срока лицо не только не должно совершать нового преступления, но может быть привлечено судом и к исполнению дополнительных обязанностей. Суд может возложить на лицо и иные обязанности, если сочтет это целесообразным.

      Если лицо выполнило все условия испытательного срока, то назначенное судом наказание признается отбытым полностью, а судимость исчисляется не из первоначального срока, а из срока наказания, фактически отбытого лицом до момента его освобождения. В соответствии с принципом справедливости законодатель счел необходимым более дифференцированно, чем прежде, оценить поведение лица во время испытательного срока. С одной стороны, законодатель отказался от автоматической отмены условно-досрочного освобождения при совершении любого преступления. А с другой стороны, придал правовое значение и такому поведению лица, которое хотя и не выразилось в совершении нового преступления, тем не менее не свидетельствует об исправлении лица, освобожденного досрочно. В последнем случае испытательный срок прерывается, если на лицо было наложено какое-либо административное взыскание или оно злостно, то есть упорно, несмотря на напоминание органа, контролирующего его поведение, не выполняет обязанностей, возложенных на него при условно-досрочном освобождении.

      Если лицо в течение испытательного срока совершает неосторожное преступление, то суд вправе не прервать течение испытательного срока, если придет к выводу, что это преступление совершено случайно, при неудачном для лица стечении обстоятельств и оно не свидетельствует об отсутствии желания лица исправиться. Это может быть, например, в том случае, когда лицо, осужденное прежде за хулиганство, нанесение вреда здоровью или иное насильственное преступление, в течение испытательного срока совершит наезд на пешехода или допустит халатность по работе. В таком случае лицу может быть вынесен приговор за это неосторожное преступление, а испытательный срок по первому преступлению будет продолжать течь. Конечно, при назначении наказания суд должен принять во внимание факт повторности и учесть его как отягчающее обстоятельство в соответствии со ст.63 УК РФ.

      Если же новое неосторожное преступление будет тяжким или будет свидетельствовать о том, что гуманное отношение, проявленное к лицу при его условно-досрочном освобождении, не пошло ему впрок, то суд может вынести решение о прерывании испытательного срока. В этом случае к наказанию за новое преступление полностью или частично присоединяется неотбытая часть наказания по первому приговору и производится сложение наказаний по правилам, сформулированным в ст.70 УК РФ.

      По правилам, предусмотренным в ст.70 УК РФ, назначается наказание и при совершении лицом нового умышленного преступления в течение испытательного срока.

      Основанием для представления об отмене УДО является не только совершение нового преступления, но и антиобщественное поведение. Если осужденный нарушил общественный порядок, за что на него было наложено административное взыскание, если злостно уклонился от выполнения возложенных на него обязанностей либо совершил неумышленное преступление, суд может постановить об отмене УДО и исполнении оставшейся неотбытой части наказания. Суд каждый раз решает этот вопрос строго индивидуально, с учетом всех имеющихся данных и личности самого осужденного, и вправе не отменять УДО.

      Если лицо находилось под стражей, затем мера пресечения ему была изменена, а затем он был осужден и вновь взят под стражу, то срок содержания под стражей до изменения меры пресечения входит в срок, который осужденному необходимо отбыть для возможности быть представленным к УДО.

      Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом.

      Статья 79 УК РФ. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

      Новая редакция Ст. 79 УК РФ

      1. Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также возместило вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.

      2. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.

      3. Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:

      а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

      б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

      в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи;

      г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 и 361 настоящего Кодекса;

      д) не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

      4. Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.

      4.1. При рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения. В отношении осужденного, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд также учитывает применение к осужденному принудительных мер медицинского характера, его отношение к лечению и результаты судебно-психиатрической экспертизы.

      5. Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит.

      6. Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.

      7. Если в течение оставшейся не отбытой части наказания:

      а) осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, а равно от назначенных судом принудительных мер медицинского характера, суд по представлению органов, указанных в части шестой настоящей статьи, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания;

      б) осужденный совершил преступление по неосторожности либо умышленное преступление небольшой или средней тяжести, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом;

      в) осужденный совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.

      Комментарий к Статье 79 УК РФ

      1. Условно-досрочное освобождение (УДО) от отбывания наказания — это предусмотренное уголовным законом (ст. 79, 93 УК) прекращение дальнейшего претерпевания осужденным лицом назначенного ему основного наказания (в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы) после фактического отбытия им к моменту освобождения определенного срока, если судом будет признано, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбывании назначенного наказания и способно доказать это в течение испытательного периода.

      1.1. Досрочное освобождение от наказания потому и называется условным, что суд его применяет с соответствующими условиями (см. ч. 2 и 7 коммент. статьи).

      2. Собственно УДО является основанием освобождения от отбывания наказания (см. ст. 172 УИК). В качестве условий, при которых осуществляется освобождение, можно выделить: а) отбывание лицом одного из установленных законом основных видов наказания; б) отсутствие необходимости полного отбывания назначенного судом наказания для исправления лица; в) фактическое отбытие лицом к моменту освобождения определенного срока наказания.

      3. В числе основных видов наказаний, отбывание которых осужденным может быть прекращено условно-досрочно, ч. 1 коммент. статьи называет содержание в дисциплинарной воинской части и лишение свободы. В отношении несовершеннолетних осужденных этот перечень ограничен лишением свободы (см. ч. 1 ст. 93).

      3.1. Наряду с освобождением от основного наказания осужденный может быть освобожден и от отбывания дополнительного наказания полностью или частично.

      4. Возможное исправление осужденного лица не всегда зависит от полного отбывания назначенного судом наказания. Зачастую об этом свидетельствует позитивная направленность поведения осужденного.

      4.1. Решая вопрос о том, исправился ли осужденный, суд учитывает его поведение во время отбывания наказания, выясняет, соблюдал ли он условия отбывания наказания в исправительном учреждении, как он относился к труду, участвовал ли в общественной жизни, изменилось ли и в какой степени его отношение к совершенному преступлению (возместил ли (полностью или частично) причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся ли в содеянном). Данная информация должна содержаться в поступивших в суд материалах (ходатайстве об УДО от отбывания наказания, характеристике осужденного с заключением администрации о целесообразности УДО). В этих материалах суду также предоставляются сведения об избранном лицом месте жительства, наличии у него семьи или иных родственников, о том, где и с кем он намерен проживать, возможности его трудоустройства и согласии на то трудового коллектива, принятии его на работу именно данным предприятием (организацией) и т.д.

      Отсутствие постоянного места жительства, родственников, предварительной договоренности о приеме на работу осужденного не может служить основанием для отказа в УДО, тем более в случаях, когда лицо вполне ответственно рассчитывает самостоятельно решить все свои проблемы, в том числе жилищные.

      5. Суд не вправе принять решение об УДО, если осужденный является злостным нарушителем режима, т.е. в период отбывания наказания совершил умышленное преступление, а равно правонарушения или иные, повторные в течение года нарушения режима.

      6. Необходимость фактического отбытия осужденным лицом к моменту УДО определенной части наказания закреплена в ч. 3 коммент. статьи.

      6.1. Несовершеннолетним осужденным часть срока обязательно отбытого минимума наказания до внесения изменений в УК РФ (ФЗ от 09.03.2001 N 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» ) была снижена по сравнению со сроками совершеннолетних осужденных. В настоящее время эти сроки идентичны в связи с назначением наказаний за преступления небольшой, средней тяжести, а также особо тяжкие преступные деяния (см. ч. 3 ст. 79 и ст. 93). Сроки обязательного к отбытию минимума наказания дифференцированы с учетом тяжести совершенного преступления.
      ———————————
      РГ. 2001. 14 марта.

      7. Пределы УДО установлены законом и не могут изменяться судом в ту или иную сторону. Например, не могут препятствовать применению этого института такие обстоятельства, как назначение наказания ниже низшего предела, кратковременность нахождения осужденного в исправительном учреждении, отсутствие близких родственников и т.д.

      Положения прежней ч. 10 ст. 175 УИК о том, что вопрос об УДО от отбывания наказания осужденного к лишению свободы может быть поставлен в случае отбывания им наказания в облегченных условиях, а несовершеннолетним осужденным (ст. 93) — в льготных условиях, утратили юридическую силу вследствие ФЗ от 09.03.2001 N 25-ФЗ. Следовательно, условия отбывания осужденным наказания значения для представления его к УДО в настоящее время не имеют.

      7.1. Нижний предел обязательного к отбытию минимума срока наказания в виде лишения свободы в шесть месяцев, установленный ч. 4 коммент. статьи, подчинен задачам достижения целей наказания.

      Тем же задачам подчинено установление в ч. 5 коммент. статьи предела для пожизненного лишения свободы (25 лет). Весьма важно здесь соблюдение главного указанного в законе требования — исправления лица в полной мере. Это требование можно считать выполненным при отсутствии злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденным в течение предшествующих трех лет, а также несовершении тяжкого или особо тяжкого преступления в период отбывания пожизненного лишения свободы.

      8. При отбытии осужденным указанного в ч. 3 коммент. статьи части срока наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного (его адвоката, законного представителя) об УДО от отбывания наказания направить в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного (см. ч. 2 ст. 175 УИК).

      8.1. Порядок внесения администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в суд материалов к УДО устанавливается уголовно-процессуальным (см. п. 4 ст. 397, п. 2 ч. 1 ст. 399 УПК) и уголовно-исполнительным (см. ч. 1, 2 ст. 175 УИК) законодательствами.

      8.2. Рассматривая материалы, суд не вправе сокращать неотбытый срок наказания или заменять его условным осуждением (см. п. 10 Постановления Пленума ВС СССР N 9).

      8.3. Мотивированные возражения осужденного лица против его УДО могут быть рассмотрены судом и приняты во внимание.

      9. Фактически досрочное освобождение осужденного от отбывания наказания производится в день поступления всех необходимых документов, а если документы получены после окончания рабочего дня — утром следующего дня.

      10. На лицо, условно-досрочно освобожденное от наказания, обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 (в соответствии с ч. 2 коммент. статьи), возлагаются в том случае, если их исполнение будет способствовать его дальнейшему доисправлению, целесообразному завершению уголовно-воспитательного процесса.

      10.1. Контроль за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно, осуществляется в целях недопущения рецидива, обеспечения нормальной адаптации их к условиям свободного пространства, оказания помощи в приобщении к самостоятельной жизни, в решении социально-бытовых проблем, трудоустройстве и т.д. В случае возложения на лиц, освобожденных условно-досрочно, соответствующих обязанностей специально уполномоченный на то государственный орган (а в отношении военнослужащих — командование воинских частей (учреждений)) контролирует их выполнение.

      11. При УДО не устанавливается какой-либо испытательный срок, поскольку таковым по существу является неотбытая часть наказания (см. п. 11 Постановления Пленума ВС СССР N 9).

      11.1. Под неотбытой частью наказания следует понимать срок, от отбытия которого лицо освобождается (см. п. 15, пп. «а», Постановления Пленума ВС СССР N 9). Этот своеобразный контрольный (испытательный) срок складывается только из неотбытого основного наказания. По его окончании контроль за условно освобожденным лицом автоматически прекращается. Закон не предусматривает возможности продления этого срока или его сокращения (см. также п. 7 коммент. к ст. 80).

      11.2. Срок неотбытого наказания исчисляется в годах, месяцах и днях.

      12. Суд по представлению органов, указанных в ч. 6 коммент. статьи, постановляет об отмене УДО и исполнении оставшейся неотбытой части наказания в случаях: а) нарушения осужденным лицом общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание; б) злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных на данное лицо судом при применении УДО от отбывания наказания (см. п. «а» ч. 7 коммент. статьи).

      12.1. Нарушением общественного порядка как основанием отмены УДО выступает любое административное правонарушение, сопровождаемое противоправными действиями на улицах, в подъездах жилых домов, на предприятиях и в других общественных местах, за которое на лицо налагается административное взыскание. Таковыми являются, например, мелкие хищения на предприятиях (в учреждениях, организациях), нарушения правил безопасности движения транспорта, неправомерное поведение, вызвавшее скандал с соседями по жилью (мелкое хулиганство) и т.д.

      12.2. Злостным уклонением от исполнения обязанностей следует считать повторное нарушение возложенных судом на условно-досрочно освобожденное лицо обязанностей после вынесения контролирующим органом предупреждения в письменной форме о возможности отмены УДО.

      12.3. При наличии указанных выше фактов суд по представлению контролирующего органа может постановить об отмене УДО и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.

      13. Если суд отказывает в УДО лица от отбывания наказания, то повторное внесение в суд соответствующего ходатайства возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе, а в отношении осужденного, отбывающего пожизненное лишение свободы, — не ранее чем по истечении трех лет (см. ч. 10 ст. 175 УИК).

      13.1. Отказ суда в УДО от отбывания наказания не препятствует внесению в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ч. 11 ст. 175 УИК).

      14. В случае совершения условно-досрочно освобожденным лицом в течение срока неотбытой части наказания нового, причем умышленного преступления, за которое оно привлекается к уголовной ответственности, УДО отменяется и к вновь назначенному наказанию в соответствии со ст. 70 присоединяется (полностью или частично) неотбытая (по предыдущему приговору) часть наказания (см. п. «в» ч. 7 коммент. статьи).

      14.1. Неотбытой частью наказания надлежит считать разницу между сроком, назначенным осужденному приговором суда в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы, и фактически отбытым сроком.

      14.2. Вопрос об отмене либо сохранении УДО от отбывания наказания в отношении осужденного лица, совершившего преступление по неосторожности, разрешается судом. Если суд принимает решение об отмене УДО, то наказание осужденному назначается также по правилам ст. 70 (см. п. «б», «в» ч. 7 коммент. статьи).

      14.3. Лицо, направленное в исправительное учреждение, в связи с отменой УДО может вновь обратиться с ходатайством об УДО от отбывания наказания не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения определения об отмене УДО (см. ч. 12 ст. 175 УИК).

      15. В соответствии с п. 4 ст. 397 и ч. 7 ст. 399 УПК решение судьи об УДО должно получить отражение в соответствующем постановлении, которое может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 суток со дня его вынесения (см. также прилож. 58 к ст. 477 УПК).

      16. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания следует отличать от освобождения осужденного от наказания в связи с тяжелой болезнью (см. ч. 2 ст. 81 УК, п. 6 ст. 397 УПК), при котором осужденное лицо освобождается от отбывания наказания не в связи с возможным его исправлением, а по причине утраты им общественной опасности в силу физического ограничения дееспособности болезнью.

      Другой комментарий к Ст. 79 Уголовного кодекса Российской Федерации

      1. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания применяется только судом и представляет собой освобождение лица, осужденного за совершение какого-либо преступления, от реального отбывания оставшейся части наказания.

      2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания возможно при следующих условиях: а) лицо отбывает наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, принудительных работ или лишения свободы (в том числе пожизненного); б) судом установлено, что оно для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного наказания; в) фактически осужденным отбыта определенная часть назначенного наказания.

      3. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания предполагает усмотрение суда в вопросе о том, нуждается ли осужденный для своего исправления в дальнейшем (полном) отбывании назначенного наказания. Положительный ответ на этот вопрос может быть обусловлен такими обстоятельствами, как частичное или полное возмещение ущерба или иное заглаживание причиненного вреда, раскаяние в содеянном, отсутствие нарушений режима в процессе отбывания наказания и т.п. (см. также п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания»).

      4. Вопрос об условно-досрочном освобождении может быть поставлен после фактического отбытия осужденным определенной части наказания, при этом срок отбытого лишения свободы во всех случаях не должен быть менее шести месяцев. Минимально необходимая часть срока наказания, которая должна быть фактически отбыта, зависит от категории или характера преступления. В случае если лицо отбывает наказание по совокупности преступлений, данная часть срока определяется соотносительно с самым тяжким из преступлений, входящих в совокупность (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 8).

      5. В отношении осужденных к пожизненному лишению свободы ч. 5 статьи предусматривает возможность условно-досрочного освобождения при следующих условиях: а) они не нуждаются в дальнейшем отбывании этого наказания, что может быть связано не только с положительной динамикой процесса ресоциализации, но и с иными обстоятельствами, например с утратой общественной опасности в связи с тяжелым заболеванием; б) фактически отбыто не менее двадцати пяти лет лишения свободы; в) отсутствие злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК РФ) за последние три года; г) несовершение в период отбывания новых тяжких и особо тяжких преступлений.

      6. При условно-досрочном освобождении от отбывания наказания лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания и дополнительного наказания, например неоплаченной части штрафа при его рассрочке или лишения права занимать определенные должности.

      7. Неотбытая часть наказания фактически исполняет роль испытательного срока, поскольку: а) применяя условно-досрочное освобождение, суд вправе возложить на осужденного одну или несколько обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК; б) за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется контроль специализированного государственного органа или командования воинской части (учреждения); в) негативное в социальном и юридическом отношении поведение лица в течение оставшейся неотбытой части наказания может привести к отмене условно-досрочного освобождения.

      8. Часть 7 статьи выделяет императивные и дискреционные основания отмены судом условно-досрочного освобождения. Императивным, т.е. обязательным, основанием служит совершение нового умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления. Основаниями возможной, зависящей от усмотрения суда, отмены выступают: а) совершение неосторожного преступления либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести; б) преюдициально установленное и наказанное совершение какого-либо административного правонарушения, предусмотренного гл. 20 КоАП РФ (например, демонстрирование фашистской атрибутики или символики); в) злостное уклонение от исполнения обязанностей, возложенных судом (см. комментарий к ст. 74 УК РФ). В двух последних случаях вопрос об отмене условно-досрочного освобождения рассматривается по представлению контролирующего органа.

      9. При отмене условно-досрочного освобождения в связи с совершением нового преступления суд назначает наказание по правилам о совокупности приговоров, а при отмене в связи с совершением административного правонарушения либо злостным уклонением от исполнения возложенных обязанностей — постановляет об исполнении оставшейся не отбытой части наказания.

      Читайте так же:  Заявление об оспаривании отцовства образец от отца. Заявление об оспаривании отцовства образец от отца

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *