Право на иск по римскому частному праву и его современное понимание. Право на иск по римскому частному праву и его современное понимание

8. Понятие и виды исков. Исковая давность

8. Понятие и виды исков. Исковая давность

Иск – требование истца к ответчику, подаваемое посредством установленной судебной процедуры и подлежащее в случае удовлетворения принудительному исполнению. Всякий иск содержит в себе материальную и процессуальную стороны.

Иски классифицируются по следующим основаниям:

1. Личные (in rem — обращаются к личности ответчика) и вещные (in personam — направлены на истребование вещи, напр., виндикационный и негаторный иски).

2. Иски по цивильному праву и иски по преторскому праву.

3. По распределению бремени доказывания: прямые (каждый доказывает свое требование); иски, в которых истец освобождается от доказывания; иски, в основе которых лежит фикция (правовое признание фактов, которых в действительности не было); иски по аналогии (служили одним из средств для осуществления правотворчества без изменения буквы закона).

4. По характеру требования: восстановительные (об удовлетворении, т.е. о восстановлении нарушенного состояния имущественных прав, такие иски также назывались реиперсекуторными); штрафные (о взыскании штрафа); смешанные (реиперсекуторный + штрафной).

Отдельно выделялись популярные иски (action popularis). Такие иски мог заявить любой гражданин, не только тот, чье право нарушено (напр., иск о вылитом или выброшенном).

Классические римское право знало только нечто подобное тому, что теперь называют исковой давностью, а именно законные сроки предъявления исков. Отличие законного срока от исковой давности заключается в том, что истечение законного срока само по себе безо всяких исключений прекращает право на иск, в то время как исковая давность оказывает действие только ввиду бездеятельности истца. Напр., если отпадает повод для немедленного предъявления иска (скажем, истец получает от ответчика подтверждение своего долга), течение давностного срока прерывается и заново начинается течение исковой давности; течение же законного срока не прерывается ни при каких условиях.

Исковая давность в современном понимании появилась в римском праве только в V в., ее срок был установлен в 30 лет. Начало течения этого срока определяется моментом возникновения искового притязания.

Течение давности может приостанавливаться на то время, когда существуют уважительные препятствия для предъявления иска (напр., отсутствие по государственному делу). После отпадения такого препятствия течение давности продолжается.

Течение давности может быть прервано (в частности, признанием требования со стороны обязанного лица, предъявлением иска), в этом случае истекшее (до перерыва) время в расчет не принимается, т.е. после этого может начаться только течение новой давности.

§ 3. Понятие и виды исков

Римский юрист Цельс определяет иск как право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование. Это определение воспроизведено в Институциях Юстиниана. В принципе в этом значении, как считают современные ученые, оно усвоено последующей европейской юриспруденцией.

Таким образом, понятие иска в римском праве включало в себя, на языке современной юриспруденции, и процессуальный, и материальный смысл: право на иск в процессуальном смысле (обращение в компетентный орган за защитой) и право на иск в материальном смысле (требование, право, осуществляемое истцом в споре).

Процесс в Риме был тесно связан с материальным правом. Право признавалось лишь в случае, если давался иск на его защиту.

Если в цивильном праве всякий предусмотренный законом иск (actio civilis; actio stricti) имел своим основанием право (actio in ius), то претор мог предоставить защиту (actio praetorium) интересам истца только на основании факта (actio in factum), руководствуясь принципами справедливости и доброй совести (actio aequitas, a. bona fidei). Это могло иметь место даже в тех случаях, когда за ответчиком признавалось цивильное право, которое оставалось голым (ius nudum), лишившись защиты (так случилось с признанием бонитарной, преторской собственности), когда право собственности на одну и ту же вещь могло принадлежать разным лицам: квиритская собственность, лишенная защиты, и преторская, подтвержденная иском претора.

Значение исков в римском праве столь велико, что его называли системой исков.

Гай различал два рода исков: вещные (actio in rem) и личные (a. in personam). Эти иски соотносятся с разделением права на вещное и обязательственное и были восприняты европейским законодательством.

«Вещные иски, — пишет Гай, — имеют место тогда, когда мы заявляем и утверждаем, что физическая вещь наша, или поднимается спор о том, что мы имеем какое-либо право, например, право пользования или право производить постройки выше известной меры, право просвета или когда иск, наоборот, отрицает право противника» (Институции Гая, 4.3).

Вещный иск защищает вещные права их обладателя. Истец не связан с ответчиком, у которого оказывается вещь истца, никакими правоотношениями, а потому иск может быть предъявлен к любому, у кого обнаруживается вещь, т.е. вещный иск представляет абсолютную защиту против любого и каждого, кто нарушит право истца.

Гай называет их виндикационными и соотносит как род и вид.

В этих случаях ответчик заранее известен, так как он связан с истцом либо договорным, либо деликтным правоотношением, и только против этого конкретного ответчика может быть заявлен личный иск. Таким образом, личный иск представляет защиту не против всех и каждого как абсолютный, а против конкретного ответчика, а потому он дает относительную защиту права.

Для наглядности приведем два примера с одной и той же вещью, когда в одном случае предъявленный иск будет вещным, а в другом — личным.

Лошадь Авла Агерия заблудилась, прибилась к стаду Нумерия Негидия и паслась там все лето. Случайно Авл Агерий обнаружил ее и предъявил вещный иск об истребовании лошади.

Авл Агерий передал свою лошадь во временное безвозмездное пользование своему соседу Нумерию Негидию, чтобы вспахать поле. Однако Н.Н. после окончания договора лошадь А.А. не возвращал. А.А. предъявил личный иск к Н.Н. о возврате лошади по окончании договора ссуды.

По объему требований Гай делит иски на три вида: «иногда мы предъявляем иск с целью получить вещь, иногда только для преследования наказания, в других случаях и с той, и с другой целью» (Гай, 4.6).

Соответственно эти иски называются исками о возмещении, или персикуторными; штрафными (или пеневыми) исками и смешанными. К первому относится, например, иск о возврате вещи по договору имущественного найма. Штрафной иск из воровства, когда с вора взыскивается двойная, тройная или четырехкратная стоимость вещи в зависимости от вида кражи. Смешанным является иск из Аквилиева закона, по которому за убийство чужого раба взыскивалась его наивысшая цена за последний год, предшествующий убийству.

В зависимости от оснований возникновения иска различаются иски, основанные на праве (a. in ius), и иски, основанные на фактических обстоятельствах (a. in factum).

В первом случае истец должен был доказать наличие у него права. Гай относил к этим искам формулы, в которых идет спор о праве: мы утверждаем, что такая-то вещь принадлежит нам по квиритскому праву или что нам следует что-либо дать (Гай, 4.45). Во втором случае истец должен доказать факт нарушения тех фактических обстоятельств, которые имели место до нарушения, а претор уже с позиции справедливости и доброй совести давал иск в защиту нарушенных отношений. Гай к таким искам относит иск патрона к вольноотпущеннику.

Огромное значение для «исправления» и развития римского права имели иски по аналогии (actio utilis) и иски с фикцией (actio ficticiae), в становлении которых огромная роль принадлежит преторам и римским юристам.

Так, по Закону Аквилия вред возмещался лишь вследствие причинения вреда телесным прикосновением к телесной вещи (corpore corpori). По строгому цивильному праву иск из Закона Аквилия нельзя было применить в случае, если раба морили голодом. Юристы интерпретировали закон так, что любое умышленное причинение смерти могло быть наказано по закону Аквилия, а преторы стали давать иски по аналогии.

Иски с фикцией опять-таки дают судье право применить цивильное право к тем случаям, которые ими не предусмотрены. Претор в интенции формулы предлагал судье принять во внимание факт (или игнорировать его), которого на самом деле не было (или, напротив, он имел место), и решить дело так, как если бы данный факт имел место (или, напротив, отсутствовал).

Так, например, по иску Публициана, если иск об отобрании вещи предъявляется добросовестным владельцем, который еще не стал квиритским собственником, но может им стать по истечении сроков приобретательной давности (по Законам XII Таблиц один год — для движимых и два года — для недвижимых вещей), судье предлагалось принять предположение (фикцию), что приобретательная давность уже истекла, и соответственно решить дело, как если бы добросовестный владелец уже стал собственником: «Если раб, которого А.А. купил и который ему передан, должен был бы принадлежать А.А. по праву квиритов, как скоро он провладел бы им в течение года (фикция), то ты, судья, присуди Н.Н., если нет — оправдай».

Так, если хозяин дома что-либо поставил или подвесил на общественной дороге (улице) таким образом, что оно могло упасть и причинить вред (так называемый квазиделикт), то любое лицо имело право на иск к хозяину, а хозяин должен был уплатить штраф в 10 тыс. сестерций.

Этим перечнем далеко не исчерпываются виды исков, существовавших в римском праве.

Таким образом, иск — это требование истца к ответчику, обращенное к компетентному органу (суду) в установленной форме.

8. Понятие и виды исков.

Иск (actio) в римском праве — это средство, с одной стороны, дозволяющее процессуальную защиту, а с другой стороны — право, осуществляемое истцом в споре.

Гай различал два рода исков: вещные (actio in rem) и личные (a. in personam). Эти иски соотносятся с разделением права на вещное и обязательственное и были восприняты европейским законодательством.

Вещные иски, — пишет Гай, — имеют место тогда, когда мы заявляем и утверждаем, что физическая вещь наша, или поднимается спор о том, что мы имеем какое-либо право, например, право пользования или право производить постройки выше известной меры, право просвета или когда иск, наоборот, отрицает право противника» (Институции Гая, 4. 3).

Вещный иск защищает вещные права их обладателя. Истец не связан с ответчиком, у которого оказывается вещь истца, никакими правоотношениями, а потому иск может быть предъявлен к любому, у кого обнаруживается вещь, т. е. вещный иск представляет абсолютную защиту против любого и каждого, кто нарушит право истца. Гай называет их виндикационными и соотносит как род и вид.

Личные иски, по определению Гая, «мы вчиняем против того, кто ответствует или по договору, или из преступления. То есть личный иск бывает тогда, когда мы формулируем исковое прошение таким образом, что противник (ответчик) должен или передать, или сделать, или предоставить что-нибудь». Гай называет такие иски еще кондикциями.

По источникам права различались иски цивильного права и иски преторские.

С этой же классификацией сопоставляется деление исков на иски строгого права (a. stricti iuris) и иски, основанные на доброй совести и справедливости (a. bonae fidei).

В зависимости от оснований возникновения иска различаются иски, основанные на праве (a. in ius), и иски, основанные на фактических обстоятельствах (a. in factum).

Огромное значение для «исправления» и развития римского права имели иски по аналогии (actio utilis) и иски с фикцией (actio ficticiae), в становлении которых огромная роль принадлежит преторам и римским юристам.

Иски по аналогии даются в защиту отношений, которые не предусмотрены законом, но имеют сходство с уже известными закону отношениями и исками.

Популярные иски (actio popularis). Если в частных исках истцом является частное лицо, права которого нарушены и присуждение производится в пользу этого частного лица, то actiо popularis мог предъявить любой гражданин в защиту интересов общества. Взыскание производилось либо в казну, либо в пользу истца, но в качестве вознаграждения.

Иск (actio) — это требование по поводу защиты своего правав определенной и завершенной (по своему содержанию) форме. Для восстановления своего права требовалось сформулировать точную претензию о признании ничтожными или оспоримыми тех или иных действий со стороны ответчика либо о совершении в пользу истца конкретного действия. Иногда для

защиты своего права необходимо было несколько отдельных исков.

для восстановления имущественных прав (actiones reipersecutoriae), штрафные ) и с целью осуществления и возмещения убытков (actio mixtae);

иски законные ) и незаконные (iudida /mperiocontinens);

— отдельный вид: личные иски по поводу получения вещей или совершения действий (condictiones).

— иски предоставляемые любому гражданину

Всего существовало около 30 разных типов исковых требований, признававшихся римским правом, в зависимости от направленности, объема, способа исполнения заявленных требований и др. Предъявленный иск мог быть сразу признан ответчиком, тогда решение могло быть принято уже на первой стадии процесса (in iure), либо быть оспорен им. Ответчик мог признать само требование, но не его размер. В этом случаевопрос решался на второй стадии процесса — in iudicio.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ. ИСКИ. ХАРАКТЕРНЫЕ И ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОГО ПРАВА

Рассматривая некоторые общие понятия римского права, следует, по нашему мнению, поставить вопрос о возможности использования их современной интерпретации. В частности, можно ли говорить об отраслях права, о праве частной собственности, рабстве примени­тельно к древнейшему состоянию римского права, когда соответст­вующие правовые явления в полной мере еще не сложились?

Необходимо учитывать, что наблюдаемые в истории явления по­стоянно в движении, изменении, а обозначающие их понятия не всегда полно фиксируют их определенности и употребляются даже в тех случаях, когда отсутствуют некоторые признаки, составляющие каче­ство этих явлений (например, право собственности, но без права от­чуждения). Разумеется, такое употребление термина до некоторой степени условно, но допустимо. В науке возможно использование по­нятий и терминов, не известных древним народам. Например «норма», «отрасль» или «гражданское», «обязательственное» право. Их приме­нение, в частности для обозначения разделов работы, имеет целью ак­центировать внимание на тех сторонах истории, которые представля­ют собой ступень к будущему, ведут в настоящее. Такой подход к историческому материалу не отрицает принцип историзма, но выра­жает живую связь прошлого с современностью, стремление активно использовать прошлое для лучшего понимания современного.

«Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право» (jus). Право получило свое название от правосудия (iustitia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом» (D. 1.1.1). «Предписания пра­ва суть следующие: жить честно, не чинить вреда другому, каждому воздавать то, что ему надлежит» (D. 1.1. 10).

В основу такого определения было положено учение о естествен­ном праве (ius naturale). Под естественным правом римские класси­ческие юристы понимали тот высший закон и порядок в природе и обществе, которым люди научены различать добро и зло, должное и недолжное. Естественное право — «то, которому природа научила все живое», «что всегда является справедливым и добрым» (D. 1. 1. 11).

Отсюда следовал вывод, что все люди равны и рождаются свобод­ными. Естественное право — философская конструкция, отражавшая некоторые коренные свойства права и правопорядка. Право, устанав­ливаемое людьми (позитивное право), не должно нарушать основопо­лагающие принципы всеобщего порядка — справедливости (aequitas), гуманизма (humanitas), доброй совести (bona fides). С переходом римского общества к своему зрелому состоянию эти принципы стали широко использоваться для преобразования старого, упрощенного права в классическое римское право. На смену традиционному шло новое понимание справедливости, согласуемое с пользой — тем, «что полезно всем или многим в каждом государстве» (D. 1.1. II).

Квиритское право (ius Quiritium), цивильное право (ius civile) — древнейший слой римского права.

«То право, которое каждый народ установил для себя, является собст­венным правом государства и называется цивильным правом» (D. 1.1.9).

Квиритское право распространяло свое действие на коренных жи­телей Рима (квиритов), цивильное — на всех жителей римской общи­ны (и плебеев). В квиритском и цивильном праве ярко выражены чер­ты самобытности (экзотика) раннего состояния общества и его права. Наиболее полно цивильное право представлено в Законах XII таблиц. Позже в цивильное право стали включать и законы народных собра­ний, постановления сената, имевшие правовой характер.

Читайте так же:  Нотариус Кувшинова Наталия Борисовна. Нотариус кувшинова

Преторское право (ius praetorium) 1 .

Преторское право рождается на более высокой ступени культурного и социально-экономического развития из необходимости регулировать новые, более сложные общественные отношения. Старое квиритское цивильное право не было приспособлено для этого. Оно, например, тре­бовало обязательного совершения сложных формальных действий при отчуждении вещей, не защищало права иностранцев. Казалось бы, преторское, более совершенное право могло просто вытеснить, устра­нить старое (цивильное) право. Но священность цивильного права не позволяла этого сделать. Возникает дуализм права — параллельное су­ществование цивильного и преторского права. Старое право не отменя-

лось, но преимущество давалось новому, преторскому праву. (Сходное явление в Средневековье наблюдалось и в Англии. Там тоже возникает дуализм старого, общего права и нового, права справедливости.)

Право народов (ius gentium) возникает позже из деятельности преторов, регулировавших отношения римских граждан с Перегри­нами — свободными жителями Рима, не имевшими прав гражданст­ва, а также с иностранцами. Преторы перегринов были хорошо зна­комы с торговыми обыкновениями и нормами права других народов. В создании ius gentium использован опыт многих народов, здесь пра­во приобретает черты универсальности, освобождается от нацио­нальной узости, становится наиболее совершенным выражением права Древнего Рима.

Правом народов римские юристы называли то право, «которым пользуются народы человечества». В нем они находили оправдание рабства. Оно «есть установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе (D. 1. 5.4). Правом на­родов, по учению римских юристов, «введена война, разделение наро­дов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства. » (D. 1. 1. 5).

Слияние цивильного, преторского права и права народов в единое целое происходит в результате их сближения, взаимопроникновения в практической деятельности преторов, юристов, путем император­ских распоряжений. Этот процесс завершается в Своде законов им­ператора Юстиниана в VI в. н.э.

Публичное и частное право. Структура римского права включала в себя два основных деления — публичное право (ius publicum) и ча­стное право (ius privatum). Римские юристы говорили:

«Существует полезное в общественном отношении и полезное в ча­стном отношении».

На этом основании они заключали:

«Публичное право есть то, которое относится к положению рим­ского государства, частное — которое относится к пользе отдель­ных лиц» (D. 1. 1. 1.2).

К сфере публичного права причислялись нормы, определяющие положение государства, государственных органов, их отношения между собой и с частными лицами (компетенция учреждений должно­стных лиц, наказания, налоги, правовое положение сословий и т.д.). Поскольку публичное право было ориентировано на охрану интересов всего общества, представляемого государством, то его нормы не могли быть изменены соглашением частных лиц (D. 2. 14. 38). Публичному праву присущи императивные нормы, содержащие категорические, безусловно обязательные предписания поведения Иногда публичным правом назывались все нормы, имеющие обязательную силу.

Частное право давало простор автономии (и инициативе) частных лиц. Объем такой автономии определялся публичным правом, но его регулирующая роль в области частного права была ограниченной.

Для частного права типичны уполномочивающие, диспозитивные нормы, дающие простор заинтересованным лицам самостоятельно определять свои отношения. Индивид вправе сам решать, как стро­ить свои отношения с другими людьми — в сфере семьи, собственно­сти, наследования, обязательственных отношений. Например, при­обретать ли собственность, заключать ли договор. Также и содержание договора определялось соглашением сторон, лишь в слу­чае нарушения его условий потерпевшему предоставлялось право судебной защиты. Публичный интерес виделся в необходимости со­блюдения условий договора, его незыблемости.

Со временем в рамках частного права складывается его институ­ционная структура — лица, вещи, иски. Институционная структура права в несколько измененном виде (лица, вещи, обязательства [IX] ) бы­ла воспринята Французским гражданским кодексом 1804 г. Позже ин­ституционная структура права была преобразована в пандектную, в которой общие для всех правовых институтов вопросы (о лицах, сдел­ках, давности) выделены в особый, первый раздел. В таком виде структура римского права легла и в основу российского права.

В делении права на публичное и частное осуществлялось разгра­ничение интересов личности и коллектива, вместе с тем достигалось их меняющееся единство. В ранний период истории Рима роль пуб­личного права, как и государства, в регулировании общественных отношений была минимальной. По мере развития общества и услож­нения общественных отношений сфера публичного права расширя­лась. В поздней Империи, чтобы сохранить дряхлеющий организм римского общества и укрепить рвущиеся в нем связи, поддержать слабеющие силы, публичное болезненно разрастается, приближаясь к тоталитарному.

Закон. Римские юристы законом называли древнейший памятник своего права — Законы XII таблиц, а в республиканский период

также и акты общего характера (lex), принимаемые народными собраниями. Закон есть то, «что предписывает и устанавливает народное собрание».

Сначала сила закона, неукоснительность его соблюдения проис­текали из представлений о его божественном происхождении. «Закон есть мысль и дар бога» (D. 1.3. 2).

В классическом праве сила закона более определенно опиралась на осознание его необходимости; в поздний период — из воли импера-

тора («что угодно императору — имеет силу закона») и поддержива- лась всей силой императорской власти. Тогда-то и утверждается «суров закон, но закон» (Dura lex sed lex).

Классическим римским правом содержание закона определялось как его способность «повелевать, запрещать, разрешать, карать» (D. 1.3.7). Римляне понимали, что «законы не могут обнимать все случаи. но до­статочно, чтобы они распространялись на то, что большей частью случает­ся» (D. 1.3.10). Если же нет писаных законов для каких-либо дел, «то следует соблюдать установленное правами и обычаями. Прежний укоре­нившийся обычай заслуженно применяется как закон» (D. 1. 3. 32). Опре­делялись правила применения законов: «Неправильно давать ответы, консультации или решать дело, имея в виду не весь закон, а только какую- нибудь его часть (D. 1.3.24). Признавалось, что нарушает закон тот, «кто совершает запрещенное законом; поступает в обход тот, кто, сохраняя сло­ва закона, обходит его смысл» (D. 1. 3. 29).

Римскими классическими юристами предусматривалась анало­гия закона:

«Не могут все отдельные случаи быть предусмотрены законом или сенатусконсультом. Но когда в каком-либо случае смысл их ясен, то осуществляющий юрисдикцию может применить их к сходным (об­стоятельствам) и сообразно с этим вынести решение» (D. 1.3. 12).

Пробелы закона допускалось восполнять путем толкования (D. 1.3.13). Оно, однако, не должно ухудшать положение людей.

«Ни в коем случае смысл закона или милость справедливости не терпит, чтобы то, что введено для пользы людей, мы обращали пу­тем жесткого толкования в строгость, идущую вразрез с благополу­чием людей» (D. 1. 3. 25).

Во многом отличающееся понимание закона наблюдалось в позд­нем римском праве. В Своде законов Юстиниана запрещалось поль­зоваться старыми источниками права, а комментарии Свода, исходя­щие не от императора, рассматривались как подлог.

Центральное место в римском частном праве занимали иски. Они замещали собой нормы права, ими определялась исковая форма рим­ского права.

«Иск есть не что иное, как право лица осуществлять в судебном по­рядке принадлежащее ему требование» (D. 44. 7. 51).

Как и правовая норма, иск (формула иска) содержал в себе прави­ло (норму) поведения, которое, однако, было более конкретизировано и связано первоначально с разрешением отдельного жизненного ка­зуса. Формула иска составлялась претором применительно к содер-

жанию конкретного требования и выдавалась лицу, обратившемуся

за защитой права. Например, «если окажется, что вещь, относитель­но которой идет спор, принадлежит Авлу, присуди ее Авлу; если же этого не окажется, откажи». Затем на основании формулы иска, с учетом всех обстоятельств и представленных доказательств дело рассматривалось судьей, который и выносил решение. Получение иска составляло важную часть судебного процесса, что и определяло процессуальный, исковый характер римского права. Со временем содержание исков приобретает более широкий обобщающий смысл, складываются типизированные формулы исков, пригодные для больших групп споров (например, виндикационный иск, негаторный иск). Иски, исковая форма права, его процессуальный характер со­ставили специфику, ту особенность римского права, которая отлича­ет его от нашего права и права континентальных европейских госу­дарств, но, вместе с тем, и роднит его с англосаксонским правом.

В отличие от привычного для нас понимания права, когда прежде всего закон определяет возможность защищать тот или иной интерес в судебном порядке, в Риме, наоборот, из возможности получить фор­мулу иска, требовать судебной защиты своего интереса заключали о наличии права. Так, в Риме не было закона, по которому «собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владе­ния», но римлянин, лишенный обладания своей собственностью, по­лучал такое право по виндикационному иску. Не было в Риме обяза­тельственного права в нашем его понимании, но имелось большое число личных (персональных) исков, которые весьма полно регулиро­вали разнообразные обязательственные отношения из договоров, из причинения вреда.

Римское частное право складывалось как система исковых формул.

По объекту, по тому, на что направлено регулирующее действие права, иски делились на вещные (actio in rem) и личные, персональ­ные (actio in persona). В первом случае регулировались отношения по поводу обладания определенными вещами, имуществом.

«Вещный иск имеет место тогда, когда мы заявляем и утверждаем, что телесная вещь наша, или начинаем споротом, что мы имеем ка­кое-либо право. » (I. 4. 3).

Такие иски предоставлялись против любого лица, которое может оказаться нарушителем вещного права, например права собственно­сти. Поэтому иски, предназначенные для защиты вещного права, считались абсолютным правом.

Во втором случае личные иски регулировали отношения между должником и кредитором в обязательственных отношениях, предус­матривавших совершение конкретным лицом тех или иных действий либо воздержание от каких-либо действий. Поэтому они назывались личными исками.

По времени возникновения, а соответственно по своим истокам, содер­жанию и формам иски делились на иски строгого права (actio stricti iuris), основанные на цивильном праве, и преторские иски (actio bonae fedei).

Иски строгого права, сложившиеся в ранний период, были про­низаны этнической самобытностью, формализмом с неукоснитель­ным следованием букве закона. Иски, выработанные деятельнос­тью претора, строились на рационалистической основе согласно новым представлениям о целесообразном и справедливом. Эти иски стали регулировать наиболее распространенные отношения дело­вой активности (купли-продажи, займа, найма вещей и рабочей си­лы, поручения, поклажи), а также изменившиеся семейные отно­шения, наследования.

В римском праве имелись и другие менее значительные деления исков. Из них, пожалуй, следует выделить иски с фикцией (добавле­нием заведомо несуществующего), с помощью которой действие пра­вовой нормы распространялось на какие-либо отношения, не преду­сматриваемые правом.

Кроме предоставления формулы иска претор в силу своей власти мог защищать нарушенное право при посредстве своих интердиктов — распоряжений о немедленном прекращении каких-либо действий, нарушающих интересы лица или общественный порядок. Интердикт выдавался, если претор претензию истца считал правильной или хо­тя бы правдоподобной, и был временным актом, направленным про­тив предполагаемого нарушителя права до решения суда.

В связи с защитой прав в Риме складывается институт исковой давности

максимальный срок, когда по суду лицо могло требовать защиты нарушенного права. Иное — предоставление такой возмож­ности в течение неопределенно долгого времени — порождало бы со­стояние неопределенности, имело бы отрицательные последствия для хозяйственной деятельности.

В классическом праве имелось лишь понятие законных сроков, предусматривающих действие того или иного права в течение опре­деленного срока, например, некоторые виды поручительства дейст­вовали два года. Лишь в V в. н.э. в Риме устанавливается исковая дав­ность, близкая нашему ее пониманию, когда давностный срок начинает течь с момента его нарушения: у собственника — когда у не­го вещь изъята или когда он встретил какое-либо другое препятствие в осуществлении своего права; по заемным обязательствам — с момен­та возникновения у займодавца права требовать возврата долга.

Общий срок исковой давности был установлен в 30 лет. По истече­нии срока исковой давности ответчик мог требовать отказа в иске. Судья (как и у нас) по собственной инициативе не обязан был учиты­вать, истек или не истек давностный срок.

Особенные черты римского частного права

Прежде всего следует выделить его исковой, судебный характер, конкретностъ и практическую направленность, сочетание начал консервативности и высокой подвижности, мобильности, а также его индивидуалистический характер.

Практическая направленность римского классического права — результат практической работы преторов и юристов по разрешению конкретных судебных дел. Общие принципы права учитывались, на­кладывались на всю их деятельность, все же римское право непо­средственно выросло из повседневных нужд практики находить ре­шения постоянно возникающих споров и конфликтов. На основе традиций, разума и справедливости преторы составляли формулы исков, а юристы давали консультации по конкретным делам. Основ­ные направления правовой работы обусловили и склад мышления преторов и юристов, и практическую направленность римского пра­ва, в целом — эмпирический характер его развития 1 .

Римскому праву свойственно также сочетание особой консерва­тивности и мобильности, подвижности. Первоначально консерва­тизм римского права проистекал из его религиозности, застойного уклада жизни. Позже — поддерживался силой традиции, особой при­верженностью римских юристов к «непогрешимой древности», что выражалось в длительном сохранении древнего, цивильного права, которое в преобразованном виде вошло в новое, классическое право.

Новые принципы, подходы, конкретные решения юристы Рима предпочитали обосновывать авторитетом устоявшегося, проверен­ного жизнью, мнением юристов прошлых поколений, старались представить новое как продолжение старого. Национальные, этниче­ски самобытные формы права они наполняли новым смыслом. С со­хранением старых форм связан и метод римских юристов — метод частичных, постепенных изменений в праве. Отчасти поэтому его развитие шло ровно, без особых скачков, путем «осторожных прист­роек к старому зданию. Как полипы создают коралловые острова, так и римские юристы путем бесконечных наслоений создавали пе­решедшее в века здание римского частного права» [X] [XI] .

Сохранением старой правовой формы римские юристы стреми­лись подчас замаскировать новое содержание права и таким путем облегчить его утверждение в жизни. Но достаточно ли такого объяс­нения? Видимо, все же консервативное начало в римском праве выхо­дит за рамки тактического средства и определялось некоей стратеги­ческой линией. Едва ли, например, выделение в законодательстве Юстиниана пятидесяти книг Дигест с выдержками из сочинений вид­нейших римских юристов прошлых эпох может быть объяснено лишь отдельными частными соображениями полезности. Консерватив­ность определялась, прежде всего, тем, что стабильность права счи­талась одним из важнейших его атрибутов, непременным условием действенности права.

В уважительном отношении римских юристов к опыту пережито­го, в постепенности преобразований в праве, безусловно, наличество­вало рациональное. Все же здесь очень заметно и действие традиции, ведущеіі свое начало от священности цивильного права.

Консерватизм уживался в римском праве с мобильностью, способ­ностью живо откликаться на меняющиеся условия жизни. Консерва­тизм, замкнутость, ригоризм соседствовали и перемежались в рим­ском праве с гибкостью и пластичностью, способностью вкладывать в правовую норму новое содержание. С помощью расширительного толкования, и особенно при посредстве фикций — предположений, за­ведомо ложных, но признаваемых за истинные («юридическая ложь, освящаемая необходимостью»), происходило обновление права. Со­здавались и новые нормы, которые сначала не считались правом, но действовали и применялись как настоящее право.

Не только юристы в Риме наделялись почетом, но и все римское право как выражение наиболее общих, коренных интересов общест­ва пользовалось особым уважением. Такое отношение к праву стави­ло барьер на пути конъюнктурных, непродуманных, не проверенных жизнью изменений. Старое право умирало не иначе, как до конца ис­черпав свои возможности, но и тогда память о нем, его опыт пронизы­вали новое право — стиль, технику права, а отчасти и содержание правовых институтов.

Подчеркнутое уважение к праву предков, особенно к Законам XII таблиц, не мешало вносить в право изменения, но новая правовая нор­ма нередко выдавалась лишь за уточнение или конкретизацию ста­рой. Первоначально эта новая норма считалась практикой примене­ний какой-либо старой нормы, затем она облекалась в тогу традиции и ей придавалось значение прецедента, наконец, позже она признава­лась как закон. Если в процессе применения правовой нормы оказы­валось, что она в чем-то не соответствует или в целом противоречит требованиям регулирования новых отношений, то она сравнительно легко могла быть изменена, вообще перестать применяться.

«. Законы отменяются не только голосованием законодателя, но и молчаливым согласием всех путем неприменения» (D. 1. 3. 32).

Право, таким образом, постоянно проверялось на соответствие жизненным интересам, потребностям. Новое в нем как бы проходило фазу экспериментальной проверки. Это имело свои неудобства — ог­раничивалась определенность права. Но вместе с тем процесс его возвышения от практики применения к традиции и закону гаранти­ровал защиту от легковесных и опрометчивых решений. В этой свя­зи иногда говорят об «экономности» римского права.

Читайте так же:  Результаты ЕГЭ, полученные в 2012 и 2013 годах будут действительны до 2016 и 2017 года. Егэ срок действия 2012

С развитием товарно-денежных отношений вся система старого квиритского права пришла в противоречие с новыми условиями жиз­ни. Тогда-то с целью установления адекватности права новым услови­ям хозяйственной жизни, потребностям экономического оборота была проведена большая работа по его исправлению и дополнению новым, преторским правом. Квиритское право все же не было отменено.

В качестве конкретного примера преобразования римского права можно указать на возникновение преторской собственности. Так, по квиритскому праву имущество, купленное без соблюдения обряда манципации или иностранцем, не становилось собственностью поку­пателя. В этом случае, если продавец требовал у покупателя возвра­тить переданную ему вещь, такое притязание вполне соответствовало квиритскому праву. Претор, однако, выражая требования развитого товарооборота, исходя из ненужности в новых условиях обряда манци­пации, защищал права покупателя на приобретенную вещь. Не имея возможности отменить устаревшую норму квиритского права, претор находил выход в использовании юридической фикции. По квиритско­му праву добросовестный владелец вещи становился ее законным собственником по прошествии определенного срока. В рассматривае­мом случае претор фикцию истечения срока приобретательной давнос­ти выдавал за реальность и на этом основании защищал права покупа­теля как действительного собственника, отказываясь удовлетворить требования продавца. У покупателя, таким образом, возникло мнимо- квиритское или, иначе, вполне реальное, обеспечиваемое возможнос­тью судебной защиты, преторское право на вещь, тогда как квиритское право продавца на вещь становилось «голым правом». Аналогичное по­ложение в области государственного права получило наиболее яркое проявление при переходе к империи: республиканские институты были сохранены, но наполнены новым содержанием, приспособлены к единоличной власти принципа.

Еще одна существенная черта римского права — его индивидуа­лизм. Каждый сам должен заботиться о своих интересах — «законы написаны для бдительных». Индивидуализм права был порождени­ем развитого состояния общества, требовавшего высокого уровня от­ветственности и инициативы личности, в частности, в сфере товар-

но-денежных отношений. Индивидуализм римского права проявлял­

ся, в частности, в умалении коллективизма семейной и общинной собственности с утверждением наиболее абсолютного права индиви­дуальной частной собственности. Не следует, однако, забывать и о рамках, ограничивавших его проявления. Во-первых, индивидуа­лизм и частная инициатива на первом этапе развития сковывались, даже отрицались условиями патриархального быта. В позднем Риме индивидуализм, приобретший особенно разрушительное для обще­ственных связей действие, ограничивался государственной регла­ментацией и бюрократической системой управления. Во-вторых, ин­дивидуализм и в классическом праве имел ограничения. Даже наиболее абсолютное право частной собственности в известной сте­пени ограничивалось, например институтом сервитутов.

Характеризуя типичные черты римского права, необходимо учи­тывать, что они находились в движении, изменялись. Также, напри­мер, и конкретность, практическая направленность римского права более присущи раннему и зрелому, классическому его состояниям, тогда как в праве, овеянном мудростью позднего возраста, полнее проявились достижения теории [XII] .

Сказанное выше относится и к такой черте римского права, как его абстрактный, универсальный характер, появившийся лишь с преодолением узости национального, местного, квиритского права. Абстрактность римского права как выражение логики общественных отношений означала его приспособленность для регулирования то­варно-денежных отношений разных народов и потому позволила именовать его «общим правом», а позже — стать основой гражданско­го права многих современных государств.

Также и понятие «античное рабовладение» не лишено условности. В раннем Риме численность рабов была невелика, а в поздний пери­од его истории античное рабовладение разлагается. Тем не менее, на­иболее абсолютное право частной собственности, в том числе и на ра­бов, — примечательная черта всего римского права, отличавшая и выделявшая его в ряду правовых систем многих государств Древне­го мира и Средневековья. Право частной собственности, высокая сте­пень совершенства всей системы обязательств, вызванные к жизни требованиями товарно-денежных отношений, оказали сильное сти­мулирующее воздействие на развитие римского общества, торговли, производства, имели большое прогрессивное значение.

Замечательным явлением в римском классическом праве была и республиканская форма правления. Однако элементы демократизма

в государственном управлении, пожалуй, полнее представлены в Афинской республике. Позже, в период империи, в римском праве привлекает внимание высокий уровень централизации государствен­ной власти, правовое оформление мощного государственного аппара­та, способного управлять многими народами на огромной территории. Правда, и это, лишь в несколько меньших размерах, наблюдалось в древности, например в странах Востока.

Следует выделить и такую уже отмечавшуюся особенность рим­ского права, как четкая представленность в нем этапов развития, что проистекало из интенсивного характера движения всего римско­го общества и могущества Империи, оградившей право от катаклиз­мов, способных прервать внутренне закономерный ход его развития.

Новицкий И. Римское право

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие. …..3
Введение. …….. б
§ 1. Предмет «Основ римского гражданского права». б
§ 2. Роль римского права в истории права. Его
значение для современного юриста. 10
Раздел I. Источники римского права. … .12
§ 1. Понятие и виды источников права. …. 12
§ 2. Обычное право и закон. ….. 14
§ 3. Эдикты магистратов. …. 16
§ 4. Деятельность юристов. …20
§ 5 Кодификация римского права. ….. 23
Раздел II. Иски. …. 28
§ 1. Возникновение государственного суда. ..28
§ 2. Деление гражданского процесса на ius u iudicium. 29
§ 3. Общее понятие о легисакционном, формулярном
и экстраординарном процессах. 29
§ 4. Понятие и виды исков. …. 35
§ 5. Особые средства преторской защиты . … 37
§ б. Исковая давность. …… 38
Раздел III. Лица. …. 39
§ 1. Понятие «лица» и правоспособности. … 39
§ 2, Правовое положение римских граждан. …. 40
§ 3. Правовое положение латинов и перегринов. ..43
§ 4. Правовое положение рабов. ….44
§ 5. Правовое положение вольноотпущенников. . 46
§ 6. Правовое положение колонов. ….47
§ 7. Юридические лица. …..48
Раздел IV. Семейно-правовые отношения…. 51
§ 1. Римская семья. Агнатское и когнатское родство. … 51
§ 2. Брак . ……52
§ 3. Личные и имущественные отношения
между супругами. … 54
§ 4. Отцовская власть. ……. 56
Раздел V. Вещные права. ….60
Глава I. Права вещные и обязательственные. ….. 60
Глава II. Владение. …..61
§ 1. Понятие и виды владения . … …61
§ 2. Установление и прекращение владения. …. 65
§ 3. Защита владения. …… 67
Глава III. Право собственности. ….71
§ 1. Понятие права собственности и развитие этого
института в Риме. 71
§ 2. Содержание права частной собственности. 75
§ 3. Приобретение и утрата права частной
собственности. 76
§ 4. Право общей собственности (сособственность). .81
§ 5. Защита права собственности. ….82
Глава IV. Права на чужие вещи. …..84
§ 1. Понятие и виды прав на чужие вещи. ;. . 84
§ 2. Сервитуты. Понятие и виды. ….84
§ 3. Предиальные сервитуты . ….. .87
§ 4. Личные сервитуты . …..88
§ 5. Приобретение, утрата, защита сервитутов. …. ..88
§ 6. Эмфитевзис и суперфиций. ….89
§ 7. Залоговое право . ………………..90
РАЗДЕЛ VI. Обязательственное право
(общая часть). …. .95
Глава I. Понятие и виды обязательства. …. .95
§ 1. Определение обязательства . ……95
§ 2. Натуральные обязательства. …..96
§ 3. Основания возникновения обязательства. ……97
Глава II. Виды договоров. …….98
§ 1. Контракты и пакты. ….….98
§2.Развитие римского договорного права
и его служебная роль. .99
§ 3. Договоры строгого права (stricti iuris) и
основанные на доброй совести(bonae fidei). 103
§ 4. Договоры односторонние и двухсторонние
(синаллагматические). 104
Глава III. Условия действительности договора..
Заключение договора. 105
§ 1. Условия действительности договоров. 105
§ 2. Воля и выражение воли. …. 107
§ 3. Содержание договора. …111
§ 4. Цель договора (causa). ….113
§ 5. Заключение договора. Представительство. … 113
Глава IV. Стороны в обязательстве. …. 115
§ 1. Личный характер обязательств. . 115
§ 2. Замена лиц в обязательстве. ….. 115
§ 3. Обязательства с несколькими кредиторами
или должниками. 119
Глава V. Исполнение обязательства и
ответственность за неисполнение. 120
§ 1. Исполнение обязательства. …. 120
§ 2. Просрочка исполнения. …… . 121

§ 3. Ответственность должника за неисполнение
обязательства. 123
§ 4. Возмещение ущерба. …. 125
§ 5. Прекращение обязательства помимо исполнения.. 126
Раздел VII Отдельные виды обязательств. 128
Глава I. Вербальные (устные) контракты . ..128
§ 1. Стипуляция . ….128
§ 2.Развитие в форме стипуляции отношений
поручительства . …… ..130
Глава II. Литтеральные (письменные) контракты. ….131
Глава III. Реальные контракты . …. 133
§ 1. Договор займа (ttiutuum). . 133
§ 2. Договор ссуды (commodatum). ..137
§ 3. Договор хранения или поклажи (depositum). ….140
§ 4. Договор заклада. …144
Глава IV. Консенсуальные контракты. ..145
§ 1. Договор купли-продажи (emptio-venditio). .145
§ 2. Договор найма (locatio-conductio).
Общие положения. 151
§ 3. Договор найма вещей (locatio-conductio гегшп). 152
§ 4. Договор найма услуг (locatio-conductio operarum). 155
§ 5. Договор подряда (locatio-conductio opens). .156
§ 6. Договор поручения(mandatum). …157
§ 7. Договор товарищества (societas). ..160
Глава V. Безыменные контракты
(contractus innominati) . .164
§ 1. Общие замечания. …. .164
§ 2. Договор мены (permutatio). … .165
§ 3. Оценочный договор (contractus aestimatorius). .166
Глава VI. Пакты (Pacta). ….. .166
§ 1. Понятие и виды пактов. . 166
§ 2. Присоединенные контракты (pacta adiecta). ….167
§ 3. Преторские пакты. .…167
§ 4. Пакты, получившие исковую защиту в
императорском законодательстве (pacta legitima). …169
Глава VII. Обязательства как бы из договора
(quasi ex contractu). .171
§ 1. Понятие и виды обязательств как бы из договора. . .171
§ 2. Ведение чужих дел без поручения
(negotiorum gestio) . .172
§ 3. Обязательства из неосновательного обогащения. .174
Глава VIII. Обязательства из деликтов
и как бы из деликтов. .177
§ 1. Понятие частного правонарушения. ..177
§ 2. Важнейшие виды частных деликтов. ..179
§ 3. Обязательства как бы из деликта (quasi ex delicto) .181
Раздел VIII. Право наследования. ..183
Глава I. Понятие и история права наследования. ….183
§ 1. Основные понятия наследственного права. .183
§ 2. Исторические этапы развития римского
наследственного права. …184.
Глава II. Наследование по завещанию. ….185
§ 1. Понятие завещания . ….….185
§ 2. Условия действительности завещания. …186
§ 3. Обязательная доля ближайших родственников.…….187
Глава III. Наследование по закону. …..189
§ 1. Развитие института наследования по закону. … ..189
§ 2. Наследование по закону в Юстиниановом праве..….191
§ 3, Выморочное наследство. .….193
Глава IV. Принятие наследства и его последствия. …..193
§ 1. «Лежачее наследство». …… ..193
§ 2. Приобретение наследства и его последствия. ..194
§ 3. Иски о наследстве. …..195
Глава V. Легаты и фидеикомиссы. … .196
§ 1. Понятие и виды легатов. ….196
§ 2. фидеикомиссы . ……..196
§ 3. Порядок приобретения легатов. ….197
§ 4. Ограничения легатов. …..197
Приложения. ……199

Новицкий И.Б. Римское право,—Изд. 6-е, стереотипное.
—М., 1997—245с.

Настоящее четвертое издание учебника печатается без изменений с последнего издания, вышедшего в свет в 1972 г. Работа представляет собой элементарный учебник римского частного (гражданского) права, подготовленный в соответствии с программой курса римского права для студентов юридических вузов. Рекомендован к опубликованию Ученым советом юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Директор издательского проекта А.Ф. Настасяк

Ведущий менеджер Ю.А. Холоденко

©Ассоциация «Гуманитарное знание», 1993
© Издательское товарищество»ТЕИС», оригинал-макет

Шпаргалка по римскому праву

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Шпаргалки
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.09.2011
ISBN: 9785998800368
Язык:
Объем текста: 80 стр.

Формат:
epub

Оглавление

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

1. Понятие римского частного права

Римское частное право – совокупность правовых норм, направленных на урегулирование имущественных и семейных отношений в римском обществе. Период существования римского права – это весь период существования Римской империи. Для римского частного права не характерно совпадение с понятием гражданского права, так как не все жители Рима являлись его гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право.

Различают 3 исторически последовательные час-ти римского права.

Jus civile – цивильное право. В древности субъектами рыночных отношений были граждане, цивильное – гражданское право существовало долгое время.

Jus gentium – право народов, более приспособленное к рыночным отношениям, переняло лучшие нормы греческого права. Содержание превалирует над формой. Судья в случае нарушения порока воли защищает потерпевшую сторону.

Jus praetorium – преторское право, самая выдающаяся часть римского частного права. Носителями и исполнителями этого права были преторы. Претор выполнял сразу 2 функции:

1) осуществлял административную власть, управляя определенной территорией;

2) выполнял роль судьи, защищая граждан в конкретных спорах.

Формально преторы не были наделены законо-творческой функцией, но фактически создавали новые нормы, толкуя и приспосабливая нормы древне- римского права к уже развившимся рыночным отношениям. Каждая последующая часть не уничтожала предыдущую, а взаимодействовала с ней, оказывая влияние, совершенствуя более древние нормы.

2. Значение римского частного права

Римское частное право имеет огромное значение в подготовке профессиональных юристов и в настоящее время.

Ранее римское право называли «писаным разумом». Естественно, что современное право шагнуло далеко вперед в регулировании общественных отношений, но многие основы, понятийный аппарат современного гражданского права берут начало в праве римском. Удивительным остается тот факт, насколько досконально были урегулированы общественные отношения римским правом. Ф. Энгельс характеризовал римское право следующим образом: «Римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений».

Именно поэтому в период развития торгового и промышленного оборота Европы имело место такое явление как рецепция римского права, так как именно нормы римского права с четкостью и совершенством формулировки могли справиться с задачей по урегулированию развивающихся отношений. Достаточно сложно изучать современное гражданское право, не зная римского права. Ведь многие понятия берут свои корни именно из римского права (виндикация, наследственная трансмиссия, универсальное преемство). Безусловно, некоторые термины были заменены в современном праве, но они могут быть сохранены в праве других государств. Поэтому любой юрист сможет себя уверенно чувствовать, столкнувшись с термином, известным ему из изучения римского права.

3. Источники римского права (общая характеристика)

1. Правовые обычаи – это сложившиеся в обществе правила поведения, не обеспечиваемые силой государственного принуждения. Существовали также простые обычаи, которые обеспечивались силой общественного воздействия. Государство использовало те правовые обычаи, исполнение которых было необходимо.

2. Законы. Так называемое «писаное право». Специфика законодательства была в том, что санкции отсутствовали. Каждый из законов по структуре должен состоять из 3-х частей:

1) вступление – Praescriptio – указывались имена инициаторов закона, день, место принятия;

2) основная – Rogatio – содержание закона, набор правовых норм;

3) Sanctio – указывались конкретные меры юридической ответственности, которые следовали за невыполнение правовых норм, закрепленных в Rogatio.

3. Эдикты магистраторов (преторов) – заявление (edictium), которое должен был сделать каждый претор, вступая в должность. Но на самом деле эдикт – письменное заявление претора при вступ-лении в должность. В эдикте Претор формулировал программу своей деятельности на определенный период, конкретно указывал, в каких случаях и какую защиту будет предоставлять тем лицам, чьи права в гражданском обороте будут нарушены.

4. Деятельность юристов. Выделяли практическую и теоретическую деятельность юристов. К практической деятельности относили советы юристов по материальному праву, деятельность юристов по составлению текстов сделок, советы юристов по вопросам процессуального права. К теоретической деятельности относили написание великих монографий, комментариев, трудов.

4. Обычное право и закон

Институции Юстиниана делили источнику по признаку их устной и письменной формы.

Обычай относился к устным источникам права. Осуществлялся тогда, когда не было ни права, ни закона в частности. Обычное право – это наиболее ранняя форма возникновения римского права. Долгое время законы не существовали в письменной форме, так как государственная и хозяйственная жизнь с простотой ее уклада регулировалась обычным правом. С развитием государства и общества неписанное обычное право уже не способно выполнять свою основную функцию-регулирование общественных отношений – в силу следующих причин:

Читайте так же:  Приказ Министра обороны РФ от 13 сентября 2016 г. 560 приказ министерство обороны

1) неопределенность формулировки;

2) неспособности иметь единообразное применение на всей территории Римского государства;

3) медлительность формирования;

4) общественные отношения развиваются и ус-ложняются быстрее, чем формируются обычаи.

5) несоответствие местного обычного права интересам централизованной императорской власти.

1) leges (республиканский период). Проходили через народное собрание. Имел первостепенное значение.

2) Сенатконсульты (период принципата) – законы, издаваемые сенатом.

3) Конституции – императорские распоряжения, делившиеся на 4 вида:

а) эдикты – распоряжения, издаваемые для населения;

б) рескрипты – распоряжения по конкретным делам;

в) мандаты – императорские инструкции, предназначенные для чиновников;

г) декреты – решения по спорным делам, поступавшим на разрешение императором.

5. Эдикты магистратов

Магистраты – органы государственной власти, управляющие определенной территорией. Обладали правом принимать определенные акты подзаконной силы: эдикты преторов.

Эдикты преторов – это специальные акты претора, издаваемые при вступлении в должность. В эдикте претор:

1) формулировал программу своей деятельности на определенный период, причем данная программа носила обязательный характер в период его службы;

2) определял, в каких случаях и какими средствами будут защищаться нарушенные права в гражданском обороте.

Эдикты стали основным явлением в процессе формирования преторского права. Эдикт ставится наравне с цивильным правом. Формально эдикты продолжали издаваться, но они не могли идти вразрез с властью императора. Все меньше новых положений вводится в эдикты предшественников, а сама процедура дополнения эдиктов становится возможной только по предложениям сената или особо влиятельных юристов.

Влияние императора не утрачивает своей силы в начале принципата. Но укрепление императорской юрисдикции было связано с поддержанием действующих основ формулярного процесса, остававшегося неприкосновенным.

В 125 (8) г. н. э. был издан вечный Эдикт (edictum perpetuum) по приказу Императора Андриана. Эдикт был разработан великим юристом Сальвием Юлианом. Данный акт был кодификацией эдиктов, которые были изданы ранее. Эдикты были систематизированы. После издания Вечного эдикта только император имел право вносить изменения и дополнения в указанный эдикт, тем самым был определен финал деятельности преторов.

6. Деятельность юристов

Деятельность юристов в римском праве была многообразной, но выделялись:

1) практическая деятельность юристов в Древнем Риме;

2) теоретическая деятельность.

Для обоих видов деятельности характерны свои источники права.

1) советы юристов по материальному праву. Гражданские уголовные процессуальные нормы регулировали процесс деятельности суда: определяли, как должно идти дело, расследование.

2) cavere – деятельность юристов по составлению текстов сделок. Поскольку в Риме сделки были не только вербальные (устные), то письменно тексты сделок составляли юристы.

3) agere – советы по вопросам процессуального права. Римское право долго не знало представителя в гражданском процессе (адвоката). Юрист мог помочь только до процесса, а в процессе он не участвовал.

  • написание великих монографий, комментариев, трудов.
  • в 426 г н. э. принимается закон о цитировании – lex citationis. В соответствии с ним любое высказывание в монографии, трудах юристов Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина имело силу закона. Папиниан – самый авторитетный из всех. В законе написано, если мнения этих ученых расходятся, то правильным будет мнение Папиниана.
  • 7. Легисакционный процесс

    С установлением римского государства по-явился гражданский процесс с упорядоченной системой защиты нарушенных прав. Легисакционный процесс (leges actiones) был древнейшим видом гражданского процесса. Особенностью гражданского судопроизводства было объединение административных и судебных полномочий административным органом власти.

    Если в современном праве мы идем от нарушенного права к иску, то в Древнем Риме – от иска к праву. Поэтому римское частное право называют системой исков. Суд не только защищает, но и подтверждает наличие самих прав. В Риме последовательно сменили друг друга 3 типа процесса по частно-правовым спорам:

    1) легисанкционный процесс (самый древний);

    2) формулярный процесс;

    3) экстраординарный процесс;

    Легисакционному процессу были присущи следующие черты:

    1) самый распространенный вид гражданского процесса;

    2) объединял ритуальные формулы и жесты;

    3) отличался строжайшим формализмом и сложным ритуалом.

    Состоял из двух стадий судопроизводства:

    1) перед магистратом; перед судьей (in jure);

    2) разрешение дела по существу (in judicio).

    Если ответчик в первой стадии (перед магистратом; перед судом) не соглашался с требованием, заявленным истцом, но оспаривал его в установленной законом форме, то процесс переходил в другую стадию – разрешение дела по существу. Судьи избирались сторонами из предложенных магистратом частных лиц. На должность судьи могли претендовать сенаторы или граждане, владеющие имуществом стоимостью более 200 000 сестерциев. Доказательства правоты сторон разбирали судьи. Обе стороны обязаны присутствовать лично. Решение (сintencio) выносилось судом и было безапелляционным.

    8. Формулярный процесс

    Формулярный процесс – исторически вторая сложившаяся форма судопроизводства в римском частном праве, возникшая в результате преобразования легисакционного процесса.

    Сходство с легисакционным процессом:

    1) не было специального помещения для судопроизводства;

    2) процесс проходил в устной форме;

    3) решение суда не подлежало обжалованию, повторный процесс исключался;

    4) та же структура процесса (in jure и in judicio).

    Отличия от легисакционного процесса:

    1) происходит уход от формальности и ритуальности;

    2) в первой стадии произошли значительные изменения: на стадии in jure спорящие стороны приходят к претору и излагают существо спора;

    3) вынесение формулы претором.

    Истец осуществлял вызов в суд. При неявке истца без уважительных причин на него налагали штраф. В обязанности истца входило сообщить ответчику исковое требование. После этих действий претор обозначал формулу иска, которую по желанию сторон можно было дополнить. Основное назначение формулы – это обращение к судье с призывом вынести решение по рассматриваемому делу с учетом всех фактов. Это нововведение было самой яркой чертой формулярного процесса. Именно эта процедура и дала название процессу по термину «формула». Формула не предрешала фактический исход спора, но она выступала как направляющая основа для работы судьи над конкретным спором.

    1) назначение судьи;

    2) интенция – притязания истца;

    3) комменданция – мнение судьи об исходе дела (необязательная часть);

    4) демонстрацио – изложение обстоятельств дела;

    5) присуждение – есть в формулах о разделе чего-либо.

    Если ответчик был согласен с требованиями истца, то процесс мог быть закончен на первой стадии in iure. После истец и ответчик в устной форме излагали перед судом свои доказательства (свидетельские показания и осмотр места происшествия).

    Появилось два вида представителей:

    1) cognito – представитель, назначаемый формально по всем правилам, при условии присутствия противоположной стороны;

    2) procurator – представитель, назначаемый неформально: без уведомления противоположной стороны.

    9. Экстраординарный процесс

    Extra ordinem – чрезвычайный. Сущность экстраординарного процесса была в том, что дело от начала до конца разбирал магистрат и не было деления на стадии.

    Экстраординарному процессу были присущи следующие черты:

    1) уходит деление на две стадии;

    2) процесс становится чиновничьим, административным (по самым важным вопросам может вести император);

    3) становится закрытым (за закрытыми дверями, появляется специальное помещение для проведения – секретариум), на процесс допускаются не все, а только избранные лица;

    4) вводится плата за оказание услуг (издержки возлагаются на проигравшую сторону);

    5) процесс становится письменным (появляются протоколы);

    6) вводится институт апелляции – обжалование вышестоящему чиновнику.

    Процесс располагал судебной силой. Рассмотрение дела прекращалось при неявке истца и рассматривалось по существу при неявке ответчика. Ответчик мог заявить отвод суду.

    Было необходимым принесение присяги сторонами и защитником. Судебным чиновником могли быть уменьшены исковые требования потерпевшего. Судебное решение могло исполняться принудительно при отказе ответчика, например, добровольно уплатить сумму долга, вернуть спорную вещь, путем наложения ареста на имущество должника с целью его последующей продажи и изъятия вещи. Если же у ответчика не было имущества для погашения долга, он заключался в тюрьму.

    10. Понятие и виды исков

    Нарушенное материальное право реализовывалось путем предъявления иска в процессуальном смысле. Каждый иск был самостоятельным явлением. Нельзя было группировать иски по отраслям права, так как подобного деления не было. Римское право развивалось и совершенствовалось путем предъявления новых исков.

    Иск (action) – документ в письменной форме, с помощью которого осуществляется защита нарушенного права в суде.

    1) строгого права – древние иски, невероятно формальные, судья должен следовать «букве закона», рассматривали нарушение форм сделок, а не содержание;

    2) иски доброй совести – из эдиктов преторов. Данный вид иска дает судье больше простора, исходит из духа закона, защищает добросовестность, справедливость, юридическую чистоту сделки. В этой классификации выделяли вещные и личные иски.

    Все иски в Древнем Риме можно разделить:

    1) на частные – actions privatae – предъявлялся только в интересах лица;

    2) популярные – actions pipulares – в интересах народа, в некоторых квазиделикатных ситуациях (т. е. рассматривалась будущая (возможная) угроза).

    II. Иски с фикцией – actions ficticio – старинные, цивильные иски, в которые претор вносил какой-нибудь допуск – фикцию. К такому приему претор прибегал, желая защитить правоотношение, сходное в общих чертах с цивильным правоотношением, но чем-то отличающимся от него.

    III. По цели, которую преследовали имущественные иски, они делились на 3 вида:

    1) actions rei persecutoriae. Цель – восстановить нарушенное состояние имущественного права (он же будет являться вендикационным иском);

    2) actions poenales – штрафные иски, они преследуют цель наказать ответчика, нарушевшего права истца (частный штраф в пользу истца);

    3) actions mixtae – смешанные иски, которые направлены и на восстановление нарушенного права, и на наказание ответчика частным штрафом.

    11. Исковая давность

    Достаточно долго в римском праве складывалось понятие о том, что иск можно предъявить только в течение определенного срока (исковой давности).

    Исковая давность – срок, в течение которого можно принудительно осуществить свое нарушенное право с помощью суда.

    Срок исковой давности появился в 5 в н. э. в постклассический этап, срок составлял 30 лет.

    Причины введения исковой давности:

    1) устойчивость, определенность гражданского оборота (участники отношений знают сроки подачи иска);

    2) более реальная процедура доказывания.

    – Были и короткие сроки:

    – по частным деликтам – в теч. 1 года («Тот, кто не мстит сразу, предполагается простившим»);

    – по недостаткам проданной вещи – 6 месяцев (по договору купли-продажи);

    Момент наступления исковой давности (по общему правилу) начинается, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

    В Риме этот момент определялся по-разному: при обязательстве с передачей вещи, при ее невозврате наступал момент, начало исковой давности; при невозврате долга.

    Со временем в Древнем Риме выработали правила о том, что исковая давность может приостанавливать свое течение или прерывать.

    Истечение срока исковой давности лишало возможности получить защиту нарушенного права в суде, вело к потере права.

    12. Понятие и содержание правосубъектности

    Правоспособность (пассивная сторона правосубъектности) – способность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность возникает при рождении, а прекращается со смертью.

    1) способность лица быть субъектом права;

    2) правоспособностью могли обладать и люди, и юридические лица;

    3) не все жители государства признавались правоспособными полную правоспособность римляне обозначали словом.

    Рабовладельческое общество признавало лицом не каждого человека. Так, рабы не являлись субъектами права, они были объектами права или говорящим орудием.

    Правоспособность (caput) состояла из трех основных элементов:

    • status libertatis – состояние свободы;
    • status civitatis – состояние гражданства;
    • status familia – семейное состояние.

    С точки зрения состояния свободы различались свободные и рабы. С точки зрения состояния гражданства различались римские граждане и другие свободные лица. С точки зрения семейного состояния различались самостоятельные отцы семейств и другие подвластные лица.

    Правоспособность включала в себя следующие составляющие: свободное положение, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.

    Существовало 3 способа ограничения правоспособности:

    1) интерстабилитас – применялось к свидетелям, которые отказывались подтвердить ранее данные показания. Таким лицам впоследствии было запрещено быть свидетелями и прибегать к их помощи при совершении сделок;

    2) инфамия – римские магистраты запрещали лицам с сомнительной репутацией осуществлять публичную деятельность;

    3) турнитудум – умаление чести (для лиц, занимавшихся актерством, проституцией).

    Виды утраты правоспособности:

    1) Максимальная – рабство, полная утрата свободы физическим лицом;

    2) Средняя – утрата гражданства физическим лицом;

    3) Минимальная – изменение семейного положения, кроме смерти отца.

    13. Правовое положение свободных граждан

    Римское гражданство приобреталось:

  • путем рождения в законном браке от римских граждан;
  • посредством дарования римского гражданства иностранцу.
  • Прекращалось римское гражданство в случае смерти или в результате потери статуса гражданина (в случае продажи в рабство либо совершения тяжкого преступления).

    Правоспособность состояла из двух элементов:

    1) jus conubii – право вступать в законный брак, при котором дети получили права римского гражданина, а отец имел власть над детьми;

    2) jus commercii – право торговли, право совершать сделки (приобретать и отчуждать имущество).

    В римском праве различались:

    1. Полностью недееспособные лица в возрасте до 7 лет;

    2. Дееспособные – в возрасте от 7 до 14 лет. Женского пола – от 7 до 12 лет. Данные лица совершали сделки, которые только влекли к увеличению их имущества, без установления обязательств. На другие сделки требовалось разрешение отца или опекуна.

    3. Дееспособные лица мужского пола в возрасте от 14 до 25 лет, женского – от 12 до 25 лет. Могли совершать любые сделки. Но по их собственному желанию они могли быть ограничены в дееспособности и над ними устанавливалось попечительство. Эти лица могли самостоятельно совершать сделки, ведущие к увеличению их имущества, составлять завещание, вступать брак. На все остальные сделки требовалось согласие попечителей.

    Дееспособность физических лиц зависела от их душевного состояния. Душевнобольные и слабоумные являлись недееспособными, и им назначался попечитель.

    Также меры по ограничению в дееспособности принимались в отношении лиц, не контролировавших свои расходы, т. е. в отношении расточителей. Таким лицам назначали попечителей.

    В течение ряда веков существовали значительные ограничения в дееспособности женщин. В республиканский период женщина находилась под опекой домовладыки. В праве Юстиановской эпохи ограничения были сглажены, но о равенстве полов говорить было нельзя. Умаление чести – обстоятельство, отражающееся на правоспособности. Бесчестие – самая серьезная форма, наступало при совершении тяжкого уголовного преступления.

    14. Правовое положение вольноотпущенников

    Вольноотпущенники – рабы, отпущенные на свободу бывшим собственником (патроном).

    Вольноотпущенник приобретал правосубъектность того лица, кем был отпущен на свободу. Патрон был своего рода «юридическим отцом».

    Из данного правила существовало исключение: вольноотпущенник не приобретал прав в публичной сфере.

    Правовая связь вольноотпущенника и патрона сохраняла за вольноотпущенником обязанности:

    1. Выплачивать патрону алименты, если такая необходимость возникала.

    2. Патрон являлся наследником по закону вольноотпущенника (сначала три, а потом две очереди).

    3. Должен был почитать своего господина и не мог обратиться в суд против него. Если вольноотпущенник проявлял неблагодарность к патрону, то патрон имел возможность обратиться к претору с жалобой. Была возможность вновь лишить вольноотпущенника свободы.

    4. Невозможность вступления в брак со свободнорожденным лицом и лицом сенатского происхождения. Сокрытие своего происхождения при вступлении в брак влекло недействительность брака и даже уголовную ответственность.

    В период империи вольноотпущенник мог получить полную правоспособность, если на то имелось специальное постановление императора. Император в данном случае награждал вольноотпущенника специальным кольцом («право кольца»). В таком случае вольноотпущенники становились полностью независимыми от своих господ.

    15. Правовое положение рабов

    Правовое положение рабов было различно на протяжении всей римской истории. Оно определялось тем, что раб не являлся субъектом права. Власть рабовладельца над ним была безгранична. Раб не мог вступать в брак, быть собственником имущества, не платил налоги и не проходил военную службу.

    Шпаргалка по римскому праву

    Щепина А.П. Шпаргалка по римскому праву

    Издание содержит вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Римское право». Данное пособие не является альтернативой учебнику, но является незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

    Внимание! Авторские права на книгу «Шпаргалка по римскому праву» (Щепина А.П.) охраняются законодательством!

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *