Лицензия на обращение с отходами. Госпошлина лицензия на утилизацию

Лицензия на обращение с отходами

Лицензия на отходы необходима, чтобы владеть, пользоваться или распоряжаться отходами 1-4 класса опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Последние изменения 2017 года в законе вновь вернули обширный список видов деятельности, подлежащих лицензированию: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности.

Штрафы для юридических лиц за несоблюдение закона – 100 000 – 250 000 рублей.

Лицензия нужна срочно? Узнайте, как можно продолжать работу предприятия на законных основаниях пока готовится лицензия на отходы.

Лицензия на отходы 1-4 класса опасности с июля 2015

С 1 июля 2015 вступил в силу закон №458-ФЗ о лицензировании, который обязывает юридические лица иметь лицензию на отходы по всем шести видам деятельности, прописанным для отходов 1-4 класса опасности. Если ранее лицензия требовалась только для обезвреживания и размещения отходов, то с 01.07.2015 лицензируемыми стали: сбор, транспортирование, обработка и утилизация.

Примечательно, что новый закон это возврат к нормам, действовавшим 2, 5 года назад, которые, в свою очередь, были упразднены в пользу упрощенных процедур для бизнеса. Нынешнее решение властей – шаг обратно к ужесточению контроля.

На какие виды деятельности вам нужна лицензия по отходам?

Если кратко, то на все виды деятельности с отходами. На одно предприятие выдается одна лицензия с перечнем всех или интересуемых действий с отходами.

Лицензия выдается и переоформляется на перечень конкретных видов отходов I – IV классов опасности согласно ФККО. Выдача и переоформление лицензии на группы отходов, содержащие в одиннадцатом знаке 11-значного кода ноль, недопустимо.

  • Лицензия на сбор отходов. Сбор отходов – первый этап обращения отходов. Например, сбором является поступление отходов от арендаторов (юр. и физ. лиц) в бизнес-центре. При этом накопление (т.е. временное складирование до 6 месяцев) не лицензируется. Нужно лишь следовать требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Лицензия на транспортировку отходов. Транспортировка отходов – перемещение отходов за границы участка земли, находящегося в собственности юр. лица или ИП или предоставленного ему на иных правах. Перемещение внутри земельного участка не является лицензируемой деятельностью.
  • Лицензия на обработку отходов. Обработка отходов – любая подготовительная деятельность с отходами перед утилизацией: сортировка, разборка, очистка.
  • Лицензия на утилизацию отходов. Утилизация отходов – использование отходов для производства продукции, выполнения работ/ услуг. Например, утилизация некоторых бумажных отходов подразумевает повторное изготовление из нее упаковки (рециклинг).
  • Лицензия на обезвреживание отходов. Обезвреживание отходов – как правило, сжигание или обеззараживание отходов в целях уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Сжигание отходов в целях отопления к обезвреживанию не относится.
  • Лицензия на размещение отходов. Размещение отходов – разделяют хранение и захоронение отходов. Хранение происходит на подготовленных местах сроком от 11 месяцев с целью последующей утилизации, обезвреживания или захоронения. Захоронение – финал «жизни» отходов в хранилищах, где они изолируются от окружающей среды.
  • Лицензия на транспортировку отходов

    Лицензия на деятельность по транспортированию отходов – это самый распространенный вид лицензирования, так как он обязателен для перевозчиков отходов на территории Российской Федерации. Фактически, все кто собирает и вывозит опасные отходы 1-4 класса, нуждаются в лицензировании.

    Что НЕ подлежит лицензированию с 1 июля 2015?

  • Деятельность по образованию и накоплению отходов 1-4 класса на территории меньше 11 месяцев
  • Вся деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности (наименее опасный для окружающей среды вид отходов)
  • Кто подлежит лицензированию по отходам 1-4 класса?

    Вам нужна лицензия, если вы юридическое лицо или ИП, а также:

  • собираете отходы у сторонних организаций;
  • транспортируете отходы (свои или сторонних организаций);
  • занимаетесь обработкой отходов (своих или сторонних организаций);
  • утилизируете отходы (свои или сторонних организаций);
  • обезвреживаете отходы (свои или сторонних организаций);
  • размещаете, то есть храните или захораниваете отходы.
  • Требования к лицензиату при получении лицензии даны в Постановлении Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 “О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности” (вместе с “Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”).

    Ответственность за отсутствие лицензии по отходам

    КОАП России, статья 8.2, предусматривает следующие виды наказаний:

  • Физлица – штраф 1000 до 2000 рублей
  • Должностные лица – штраф от 10 000 до 30 000 рублей
  • ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • Юридические лица – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • КОАП России, статья 247 о нарушении правил обращения с экологически-опасными веществами и отходами предусматривает:

  • Угроза вреда здоровью или окружающей среде – штраф до 200 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за 18 месяцев, либо ограничение/лишение свободы до 2 лет, либо принудительные работы до 2 лет
  • Те же деяния, плюс загрязнение окружающей среды, массовую гибель животных и пр. – штраф от 100 000 до 300 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода от 1 до 2 лет, либо ограничение/лишение свободы до 5 лет, либо принудительные работы до 5 лет
  • Те же деяния, повлекшие смерть человека или массовые заболевания – лишение свободы до 8 лет
  • Отсутствие лицензии при осуществлении деятельности – это, кроме того, незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ).

    Получение лицензии

    Требования для оформления лицензии

    Предприятия должны удовлетворять лицензионным требованиям:

  • Наличие помещений, специально оборудованных объектов для размещения отходов, знаков на транспортных средствах по вывозу отходов.
  • Наличие сертификатов в области работы с отходами 1-4 класса, подтверждающими профподготовку в данной области.
  • Производственный контроль соблюдения установленных процедур по обращению с отходами
  • Санэпид-заключения (выдаются в Роспотребнадзоре) о соответствии правилам объектов и имущества, которое лицензиат собирается использовать под деятельность, связанную с отходами
  • Наличие паспортов отходов
  • Положительное заключение Госэкспертизы по проектной документации вышеупомянутых объектов
  • Более подробная информация обо всех требованиях к лицензиату читайте в статье про получение лицензии.

    Этапы получения лицензии

    1. Разработать необходимую документацию, собрать документацию согласно требованиям Положения;
    2. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на здания и сооружения в Роспотребнадзоре;
    3. Получить заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), если планируется использовать объекты по обезвреживанию и/или размещению отходов;
    4. Подать документы в Росприроднадзор с заявлением и оплаченной госпошлиной для получения бланка лицензии на отходы.
    5. Сроки получения и действия лицензии

      Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности.

      Сроки получения лицензии колеблются в зависимости от сложности деятельности, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно. В целом, получение лицензии на обезвреживание и (или) захоронение занимает от полугода до года, на транспортирование – значительно меньше.

      Список требуемых документов для лицензии

      Вот примерный список документов, которые вам потребуются для оформления лицензии по отходам 1-4 класса опасности (применим для любой сферы деятельности):

    6. Свидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, Выписка из ЕГРЮЛ;
    7. Правоустанавливающие документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность;
    8. Для предприятий, производящих продукцию, – перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности;
    9. Краткое описание производственной деятельности и полная схема деятельности по обращению с отходами от образования до удаления (материалы обоснования деятельности по обращению с отходами);
    10. Паспорта, СЭЗ и сертификаты на сырье, продукцию, оборудование;
    11. Если планируется транспортирование отходов: паспорта транспортных средств, договоры на временное хранение (стоянку), договоры на мойку, техническое обслуживание и ремонт транспорта, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, наличие спецзнаков и соответствие требованиям, предъявляемым к транспорту по перевозке опасных грузов;
    12. Для водителей – обязательный медицинский осмотр, инструктаж, наличие стажа вождения не менее 3 лет, свидетельство на право сопровождения опасных грузов, сведения о наличии санитарно-бытовых помещений для водителей;
    13. Список должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, согласованный с Роспотребнадзором, договоры на медицинский осмотр и его последние результаты;
    14. Копии свидетельств на право работы с опасными отходами лиц, допущенных к обращению с отходами
    15. Сведения о выдаче спецодежды, СИЗ, договор на стирку одежды;
    16. Договор на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию зданий и помещений;
    17. Договоры на теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение;
    18. Сведения о местах накопления отходов – расположение, вместимость, соответствие санитарным и экологическим нормам, ответственные лица;
    19. Экологическая документация:
      • Инструкции по обращению с отходами;
      • Программа производственного экологического контроля и ее результаты;
      • Наличие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документа об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
      • Паспорта отходов I-IV классов опасности;
      • Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СЭЗ на проект нормативов ПДВ;
      • Санитарная документация:
        • Наличие проекта расчетной СЗЗ, проекта окончательной СЗЗ, результаты замеров на границе СЗЗ согласно плану-графику контроля, либо расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ – если требуется для данного предприятия согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
        • Протоколы замеров качества состояния атмосферного воздуха, воды, сточных вод, воздуха рабочей зоны, сточных вод, уровней физического воздействия и т.д.
        • Расчеты класса опасности отходов для здоровья человека (паспорта токсичности) согласно требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 «О введении в действие СП 2.1.7.1386-03»;
        • Договоры на передачу отходов лицензированным организациям либо лицензированным полигонам, внесенным в ГРОРО, акты на прием-передачу отходов.
        • Ситуационный план расположения площадки
        • Карта-схема расположения зданий и сооружений с нанесением всех мест временного накопления отходов (МВН)
        • Информация о арендаторах (количество, виды деятельности)
        • Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности)
        • Обратите внимание, что нигде в законодательстве не установлены термины «паспорт токсичности отхода» или «расчет классов опасности для здоровья человека», кроме указанных СП. Регламентов разработки и согласования паспортов токсичности так же нет. Паспорта чаще всего предлагается разработать в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» на платной основе и там же получить экспертное заключение на них (даже не СЭЗ). Так что данное требование является достаточно спорным.

          Кроме того Северо-Западное управление Роспотребнадзора может выдвигать дополнительные требования по материалам к предоставлению, иногда законом не обоснованные.

          Получение экспертного заключения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ)

          Для получения экспертного заключения и СЭЗ необходимо собрать пакет документов для экспертизы (экспертиза платная). Заметим, что ни в одном официальном документе не определен исчерпывающий список документов для получения СЭЗ на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов.

          Поэтому здесь у экспертов полная свобода действий, так как соответствие санитарным нормам – понятие обширное. Мы приведем ориентировочный перечень документации, которая может понадобиться на данном этапе.

          Вполне возможно, что в конкретном субъекте РФ перечень будет значительно отличаться. Здесь необходимо соблюдать осторожность. Желательно заранее уточнить перечень и требования, так как в случае выдачи СЭЗ о несоответствии данных зданий, сооружений и объектов будет довольно трудно исправить положение.

          Оплата государственной пошлины на выдачу лицензии

          Для получения бланка лицензии необходимо оплатить государственную пошлину на государственную услугу. На 2017 год размер пошлины составляет:

          предоставление лицензии 7500 рублей
          переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведениях об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности 3500 рублей
          переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях 750 рублей
          предоставление (выдача) дубликата лицензии 750 рублей

          Последний этап. Необходимые сведения и документы для получения лицензии в Росприроднадзоре

          • документы о праве собственности или аренды на здания, сооружения, транспортные средства, объекты размещения отходов;
          • документы на оборудование и установки, на которых планируется осуществлять обращение с отходами;
          • копии трудовых договоров или книжек, подтверждающие наличие в штате лиц, ответственных за обращение с отходами и за допуск работников к нему;
          • документы о наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств для перевозки отходов;
          • для работ по размещению отходов I – IV классов опасности – проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением;
          • санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов;
          • положительное заключение государственной экологической экспертизы документации объектов капитального строительства, на которых планируется обезвреживать и размещать отходы;
          • разрешение на строительство и/или ввод в эксплуатацию объекта обезвреживания или размещения отходов;
          • документ об уплате государственной пошлины на выдачу лицензии;
          • сертификаты (свидетельства) о прохождении дополнительного обучения (образования) по курсам обращения с отходами по специальной программе, одобренной Минобразования и Минприроды.
          • Комментарии по отдельным требованиям

            Обучение по курсам обращения с отходами

            Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (из Федерального закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления):

            Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I – IV классов опасности.

            Порядок прохождения такой подготовки должен быть утвержден Минобразования РФ, однако на сегодняшний день его нет, поэтому рекомендовано руководствоваться при проведении таких обучающих программ приказом Минприроды РФ от 18.12.2002 N 868, согласованной с Минобразования.

            По-прежнему необходимы ПО, ППЭК, программа мониторинга

            В новом Положении о лицензировании исключены такие лицензионные требования, как наличие паспортов отходов, наличие программы мониторинга объектов размещения отходов, программы производственного экологического контроля негативного воздействия на окружающую среду.

            Однако данные требования в соответствии с законодательством предъявляются ко всем лицам, осуществляющим обращение с отходами, даже если они не получают лицензию, и необходимость их соблюдения и наличия перечисленной документации данное Положение не отменяет.

            К тому же здесь кроется «подводный камень» – все эти документы понадобятся на этапе получения СЭЗ в Роспотребнадзоре.

            Рекуперация веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением

            Это относительно новое требование установлено Постановлением Правительства РФ от 24.03.2014 № 228. В нем утвержден Перечень веществ, разрушающих озоновый слой, обращение с которыми подлежит государственному регулированию. Согласно п. 6 данного Постановления юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществ; а также предоставлять в Минприроды ежегодную отчетность об обращении с озоноразрушающими веществами.

            Государственная экологическая экспертиза

            К объектам экспертизы относится проектная документация объектов размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности. Согласно ГК РФ проектная документация разрабатывается для объектов капитального строительства.

            Градостроительный кодекс дает определение:

            Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

            Если объект не является таковым, то и требовать с него государственную экологическую экспертизу его проектной документации нельзя. Все, что с него требуется – соответствие установленным правилам и нормам. Если, конечно, этот объект не относится к новой технике и технологии, впервые предлагаемой к использованию на территории России (согласно письму Минприроды России от 13.05.2011 N 05-12-44/7250). Если же объект (например, мобильная установка) требует объекта капитального строительства, то данный объект строительства и будет подвергаться экспертизе.

            Установки и оборудование экспертизе не подлежат, однако должны соответствовать санитарным и экологическим нормам.

            Место осуществления лицензируемого вида деятельности

            Место осуществления лицензируемого вида деятельности – это объект (помещение, здание, сооружение), предназначенный для лицензируемой деятельности и имеющий адрес или иные характеристики, по которым объект идентифицируется. Таким образом, местом осуществления деятельности не может быть город, область и т.д. Из этого следует, что лицензия на обращение с отходами для конкретного лицензиата действует на всей территории РФ. Если деятельность ведется на мобильных установках или транспортных средствах, место осуществления деятельности привязывается к месту нахождения соискателя лицензии (как правило, адрес офиса).

            Если планируется осуществлять деятельность по обращению с отходами по нескольким адресам в пределах одного субъекта РФ, необходимо указать это в заявлении на получение лицензии. Лицензия будет выдана территориальным отделением Росприроднадзора данного субъекта. Если деятельность будет вестись в нескольких субъектах РФ, все документы подаются через одно из территориальных отделений в Центральный аппарат Росприроднадзора, который впоследствии делегирует полномочия по выдаче лицензии в отделение Росприроднадзора одного из данных субъектов.

            Лицензия на конкретное юридическое лицо/индивидуального предпринимателя выдается одна на всю территорию РФ.

            Переоформление лицензии

            Лицензия может быть переоформлена в соответствии с ст. 18 Закона 99-ФЗ при изменении реквизитов предприятия-лицензиата, адресов осуществления деятельности либо перечня услуг согласно требованиям п. 77 Положения о лицензировании. Переоформление лицензии не требует получения нового СЭЗ, при условии, что не было изменений в технологии обращения с отходами. Для переоформления нужно заявление о переоформлении, копии документов на здания, сооружения, оборудования и установок, если у предприятия, например, сменился адрес деятельности. Если же используется новое оборудование, техника, объекты, либо добавился новый вид деятельности по обращению с отходами – нужно получать новое СЭЗ, проходит государственную экологическую экспертизу, получать разрешение на строительство или ввод в эксплуатацию объектов. Помимо этого, нужно приложить копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I – IV классов опасности.

            Лицензирование транспортирования отходов

            В целом, получить лицензию на сбор и транспортирование отходов намного легче и быстрее, чем на прочие виды, так как государственная экологическая экспертиза в данном случае не проводится, и требования вообще намного лояльнее. Требования к транспортировке определены в Федеральном законе 3 89:

            Извлечение из Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

            Статья 16. Требования к транспортированию отходов

            Согласно данному закону порядок транспортирования отходов в зависимости от вида отходов устанавливается Минтрансом РФ, однако на сегодняшний день такого документа не существует. При проверке соискателя лицензии Росприроднадзор руководствуется следующими документами:

          • постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 “Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом”;
          • приказ Минтранса России от 08.08.1995 N 73 “Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом”;
          • приказ Минтранса России от 04.07.2011 N 179 “Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов”;
          • приказ Минтранса России от 05.09.2008 N 141 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации”;
          • протокол пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 05.04.1996, в соответствии с которым закреплены правила перевозок опасных грузов по железным дорогам;
          • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74);
          • ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка”.
          • Что делать дальше?

            Вариант 1

            Самостоятельно, обращаясь поэтапно во все инстанции, получая санэпид-заключения. Никакой гарантии сроков и результата.

            Вариант 2

            Обратиться в проектную организацию, такую как ЭкоПромЦентр и получить:

          • Бесплатную консультацию по вашей ситуации
          • Бесплатный выезд специалиста, если это необходимо для актуализации данных
          • Оптимальное предложение по срокам и ценам согласования
          • Качественно составленный и согласованный “под ключ” набор документов
          • Надежного консультанта по экологии на долгие годы вперед
          • Пример лицензии на отходы

            Образцы заявлений на получение лицензии, на переоформление, на выдачу дубликата или копии бланка лицензии содержатся в Приказе Росприроднадзора от 16.03.2016 N 132 “Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”.

            В среднем, вопросом лицензий нужно озаботиться за 8 месяцев. А Вы уже задумались о лицензии на отходы?

            Словарь терминов по лицензированию отходов

            (Согласно Федеральному закону 3 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г.)

            Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.

            Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

            Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

            Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

            Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

            Сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

            Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

            Накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

            Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

            Памятка по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

            С отрудники Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу подготовили памятку по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

            Государственная пошлина

            Письмо Росприроднадзора от 22 февраля 2018 г. № РН-10?02?28/3366 «Об уплате государственной пошлины».

            При повторном обращении после отказа — государственная пошлина оплачивается повторно.

            Размер государственной пошлины — ст. 333 Налогового кодекса РФ:

          • предоставление лицензии — 7 500 рублей;
          • переоформление лицензии — 3 500 рублей/ 750 рублей (зависит от причины переоформления);
          • предоставление (выдача) дубликата лицензии — 750 рублей.
          • Лицензирование

            Федеральный закон года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

            Для получения лицензии соискатель представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

            Заявление на предоставление лицензии на деятельность по обращению с отходами оформляется в соответствии с приказом Росприроднадзора № 132.

            К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1062.

            Согласно этому Положению, лицензионными требованиями, которые предъявляются к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

            а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям — для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

            Право собственности или иное законное основание:

          • свидетельство о праве собственности зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений;
          • договор аренды на здания, строения, сооружения (в том числе объекты размещения отходов) и помещения;
          • разрешение на строительство;
          • акт ввода в эксплуатацию.
          • б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV класса опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям — для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности.

          • договор купли-продажи оборудования или специальных установок;
          • договор аренды оборудования или специальных установок;
          • транспортные накладные;
          • заключение ГЭЭ на технику в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона № 174 «Об экологической экспертизе».
          • в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасностикопии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

          • ПТС на автотранспорт;
          • Договора аренды.
          • Письмо Росприроднадзора № СР-08?02?31/6025:

            требование о наличии свидетельств о перевозке опасных грузов при намерении осуществлять деятельность по транспортированию отходов на территории России отсутствует, требование наличие ДОПОГ на транспортные средства, является неправомерным.

            года одним из требований, предъявляемых к специальному оборудованию транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО, является оснащение их аппаратурой спутниковой навигации. Следует из п. 27 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1156.

            Транспортные, технические средства и системы, которые должны быть оснащены аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (пп. «г» п. 1 постановления Правительства РФ № 641):

            автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.

            В соответствии с ФККО в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

            г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «г» пункта 3 Положения о лицензировании.

          • Копии свидетельств (сертификатов)
          • Трудовые договоры
          • Должностные инструкции
          • Приказ МПР России № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами»:

          • не менее 112 часов профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.
          • д) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности.

          • Приказ о назначении должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами (по необходимости актуализировать);
          • Свидетельство (сертификат) о повышении квалификации по обращению с отходами должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами.
          • Порядок проведения лицензирования указан на схеме

            Порядок лицензионного контроля указан на схеме

            Переоформление лицензий

            Лицензии переоформляют в следующих случаях:

            1. Реорганизация юридического лица в форме преобразования;
            2. Изменение наименования юридического лица;
            3. Изменение адреса места нахождения юридического лица;
            4. Изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
            5. Изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;
            6. Изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
            7. Сроки предоставления, переоформления лицензии

              Предоставление лицензии — 45 рабочих дней.

              Переоформление лицензии ( в случае изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) — 30 рабочих дней.

              Переоформление лицензии ( в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения наименования юридического лица, адреса места нахождения юридического лица, изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) — 10 рабочих дней.

              Дополнительная информация

              Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещен (Распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 № 1589-р). Перечень включает:

            8. с 1 января 2018 — 67 отходов
            9. с 1 января 2020- 41 отход
            10. с 1 января 2021 — 73 отхода

          Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности

          Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 утверждено долгожданное Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение-2015) и признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности», которым было утверждено Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение-2012).

          Напомним, что согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

          В соответствии с чч. 3 и 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ[1]:

        • лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г., сохраняют свое действие до 1 января 2020 г.[2] Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
        • юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
        • Таким образом, теперь лицензируются все виды обращения с отходами (кроме непосредственно образования и накопления). Что ж, как говорится, все новое — это хорошо забытое старое. Напомним, несколько лет назад мы уже попадали в подобную ситуацию. Тогда требования контролирующих органов доходили до абсурда: инспекторы при проверке арендодателей заставляли их получать лицензию, если арендаторы помещений не имели своего мусорного контейнера и договора на вывоз мусора и их отходы вывозились на полигон твердых бытовых отходов по договору арендодателей с этим полигоном. В результате под давлением представителей бизнеса перечень лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами был сокращен до обезвреживания и размещения.

          С 1 июля 2015 г. все вернулось на круги своя: хозяйствующие субъекты вынуждены в спешном порядке переоформлять свои лицензии или получать их заново. Учитывая, что лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов нужно получить до 1 января 2016 г., а новое положение о лицензировании «немного запоздало», природопользователям придется очень сильно постараться, чтобы успеть в срок.

          А теперь обо всем по порядку.

          Для начала освежим в памяти определения терминов, обозначающих виды обращения с отходами. Это важно, поскольку данные термины за последнее время тоже претерпели изменения, в результате чего изменился спектр действий по обращению с отходами, на осуществление которых теперь нужно получать лицензию.

          Обратимся к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) (выделено автором):

          Статья 1. Основные понятия

          […]
          размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
          хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
          захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
          утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
          обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
          […]
          сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
          транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
          накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
          обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
          […]

          В одной из своих статей[3] автор уже обращала внимание на то, что в свете последних изменений в области лицензирования очень важно четко представлять себе, как долго вы планируете складировать тот или иной отход:

          • если сроком до 6 месяцев, в этом случае речь идет о накоплении отходов, которое не подлежит лицензированию;
          • если сроком более 6 месяцев, такое складирование уже будет именоваться хранением и подлежать лицензированию[4].
          • Процедура получения лицензии сложная (причем окончательный результат зависит от многих факторов, в т.ч. решений государственных органов), длительная (а ведь 1 января 2016 г. уже не за горами) и к тому же дорогостоящая. Чтобы разобраться, как изменится (точнее, уже изменилась) данная процедура, проведем подробный сравнительный анализ Положения-2015 и Положения-2012.

            ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

            Различия обнаруживаются уже в п. 1 рассматриваемых документов (выделено автором):

            Как мы видим, был расширен перечень лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами (подробный перечень работ приведен в приложении к Положению-2015).

            Кроме того, п. 1 Положения-2012 содержал требование о необходимости включения отходов, деятельность по обращению с которыми планирует осуществлять (осуществляет) соискатель лицензии (лицензиат), в федеральный классификационный каталог отходов[5] (далее — ФККО). Теперь же это требование раскрывается через необходимость указания в заявлении на получение лицензии перечня конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащего их наименования, классы опасности и коды согласно ФККО (подп. «а» п. 5 Положения-2015).

            В соответствии с п. 2 Положения-2015 лицензирующим органом (т.е. органом, выдающим бланки лицензий) по-прежнему остается Росприроднадзор.

            ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

            В Положении-2015 лицензионные требования, которые предъявляются к соискателям лицензии (лицензиатам), дифференцированы в зависимости от вида обращения с отходами (табл. 1).

            Теперь сравним лицензионные требования, установленные Положением-2012 и Положением-2015.

            Требования подп. «а» и «б» п. 3 Положения-2015 практически полностью дублируют аналогичные требования Положения-2012. Так, для осуществления деятельности по обращению с отходами необходимо иметь в собственности здания, строения, сооружения, помещения (если речь идет о сборе, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов) и специальное оборудование (если речь идет об обработке, утилизации, обезвреживании отходов), соответствующие установленным требованиям.

            Данное лицензионное требование обусловлено тем, что несколько лет назад в нашей стране процветали фирмы-посредники, которые занимались сбором и транспортировкой отходов, но не имели своих производственных активов, транспорта или оборудования. При этом они искусственно завышали стоимость приема и передачи отходов организациям, осуществлявшим захоронение или обезвреживание отходов. Кстати, после того как лицензирование сбора и транспортировки отходов было отменено (до недавних пор), подобных организаций стало еще больше.

            В связи с возвращением транспортировки отходов в перечень лицензируемых видов деятельности подп. «в» п. 3 Положения-2015 предусмотрено новое (в сравнении с Положением-2012) лицензионное требование — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств[6] (оно касается только тех соискателей лицензии (лицензиатов), которые планируют осуществлять (осуществляют) транспортирование отходов).

            Лицензионное требование Положения-2012 о прохождении работниками, которые допущены к обращению с отходами, специального обучения и получении ими сертификата на право обращения с отходами остается в силе (подп. «г» п. 3 Положения-2015). Данное требование закреплено в Федеральном законе № 89-ФЗ:

            Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности

            1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности.
            […]

            Таким образом, соискатель лицензии должен определить круг лиц, которые будут осуществлять обращение с отходами, и направить их на специальные курсы. Проблема в том, что данные курсы являются продолжительными и дорогостоящими, а срок действия сертификатов составляет всего 3 года, поэтому обучение всех сотрудников предприятия-природопользователя представляет весьма сложную задачу.

            Подпункт «д» п. 3 Положения-2015 содержит еще одно лицензионное требование, которое ранее было предусмотрено Положением-2012, — проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I–IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов (это требование применяется в отношении соискателей лицензии, которые планируют осуществлять работы по размещению отходов).

            Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 24.03.2014 № 228 (в ред. от 03.10.2015; далее — Постановление № 228) утвержден Перечень веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию. Согласно п. 6 данного Постановления в целях государственного учета обращения ОРВ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение ОРВ на территории Российской Федерации:

            • ведут учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных ОРВ;
            • представляют ежегодно, начиная с 2015 г., не позднее 1 апреля, в Минприроды России отчетность за прошедший год о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных ОРВ по форме согласно приложению № 1 к Постановлению № 228 (см. извлечение ниже);
            • обеспечивают своевременность представления данной отчетности и достоверность указанных в ней сведений.
            • В то же время из перечня лицензионных требований, приведенных в Положении-2015, в сравнении с Положением-2012 были исключены:

            • наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами. Однако в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ ответственность за допуск работников к работе с отходами I–IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Следовательно, такое должностное лицо должно быть у соискателя лицензии (лицензиата);
            • проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. Однако обязанность по проведению такого мониторинга предусмотрена ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ (выделено автором):
            • Извлечение
              из Федерального закона № 89-ФЗ

              Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

              […]
              3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
              […]

              Более того, Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»[7];

            • наличие у соискателя лицензии (лицензиата) системы производственного контроля в области обращения с отходами. Однако в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, который является составной частью производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
            • Так, согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК[8], осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. Следовательно, ведение производственного контроля является обязательным требованием практически для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением хозяйствующих субъектов IV категории:

              Извлечение
              из Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий

              (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029)

              IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

              6. Наличие одновременно следующих критериев:
              а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
              б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
              7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.
              8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

              Отметим, что в первоначальном тексте проекта Положения-2015 в перечень лицензионных требований было включено в том числе наличие объекта размещения отходов, на котором лицензиатом осуществляется деятельность в области обращения с отходами, в государственном реестре объектов размещения отходов[9]. В утвержденном Положении-2015 такое требование отсутствует. В связи с этим следует обратить внимание на следующий факт, который автор уже упоминала в октябрьском номере журнала: в Государственную Думу был внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»», в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2020 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ (выделено автором):

              […]
              7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
              […]

              ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

              В перечень грубых нарушений лицензионных требований в сравнении с Положением-2012 в Положении-2015 (п. 4) были дополнительно включены:

            • отсутствие у лицензиата, осуществляющего транспортировку отходов I–IV классов опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
            • допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности.
            • Последнее требование следует из ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ:

              1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности.
              […]
              3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

              Напомним, что из перечня лицензионных требований было исключено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

            • использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I–IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11[10] ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ.
            • В то же время из перечня грубых нарушений лицензионных требований в сравнении с Положением-2012 было исключено непроведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (напомним, проведение данного мониторинга теперь вообще не является лицензионным требованием).

              ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

              В соответствии с Положением-2012 для получения лицензии соискатель лицензии должен был направить или представить в лицензирующий орган в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ заявление о предоставлении лицензии с приложением необходимых документов. Информация, которую должно было содержать это заявление, не была указана непосредственно в Положении-2012, т.е. при составлении заявления соискатель лицензии должен был руководствоваться лишь требованиями Федерального закона № 99-ФЗ.

              В Положении-2015 содержанию заявления о предоставлении лицензии посвящен отдельный пункт — п. 5. Так, в соответствии с данным пунктом для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с чч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ[11]. Информация, которая должна быть указана в заявлении, дифференцирована в зависимости от вида обращения с отходами (табл. 2).

              Рассмотрим данные требования подробнее.

              Так, перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, который согласно подп. «а» п. 5 Положения-2015 нужно указать в заявлении, должен соответствовать Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, который содержится в приложении к Положению-2015.

              СЭЗ, реквизиты которого должен указать в заявлении соискатель лицензии в соответствии с подп. «б» п. 5 Положения-2015, выдается Роспотребнадзором на основании экспертизы представленной документации. Заключение выдается в порядке, предусмотренном Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (в ред. от 12.08.2010). Основной целью проведения экспертизы является выявление соответствия заявленной деятельности СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

              Приведем примерный перечень документов, необходимых для получения экспертного заключения и СЭЗ:

              Документы, необходимые для получения экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения

            • Учредительные документы (устав и свидетельства).
            • Правоустанавливающие документы на земельный участок, помещения и здания. План БТИ, экспликация помещений.
            • Договоры с лицензированными организациями на передачу отходов (при наличии договора на транспортировку отходов необходимо приложить договор транспортировщика с лицензированным полигоном), акты вывоза отходов.
            • Ассортиментный перечень товаров (работ, услуг), в ходе изготовления (проведения, оказания) которых будут образовываться отходы. Полное описание схемы обращения с отходами от их образования до удаления или иного способа обращения с ними.
            • Краткая характеристика производственной деятельности и деятельности по обращению с отходами (в т.ч. численность персонала, режимы труда, штатное расписание, описание помещений, акты осмотра помещений).
            • Паспорта и сертификаты на технологическое оборудование.
            • Сертификаты и санитарно-эпидемиологические заключения на производимую продукцию и используемое сырье.
            • При наличии автотранспорта — паспорта ПТС, договор с платной автостоянкой (если есть), договор на мойку автотранспорта, договор на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта.
            • Инструкции по обращению с отходами.
            • Материалы производственного экологического контроля в области обращения с отходами.
            • Документы, подтверждающие наличие емкостей для сбора отходов (контейнеры).
            • Протоколы замеров качества состояния атмосферного воздуха (в т.ч. на границе санитарно-защитной зоны), воды, сточных вод, почв, воздуха рабочей зоны и др.
            • Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты нормативов предельно допустимых выбросов и санитарно-защитной зоны (если имеются).
            • Паспорта отходов I–IV классов опасности.
            • Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
            • Расчет класса опасности отходов для здоровья человека.
            • Список должностей работников, подлежащих периодическим профилактическим медицинским осмотрам, согласованный с Роспотребнадзором в установленном порядке.
            • Договоры на медицинский осмотр сотрудников и актуальные результаты такого осмотра.
            • Договор на проведение дезинфекционных работ с копией санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность по проведению дезинфекционных работ исполнителя.
            • Копии свидетельств на право работы с опасными отходами лиц, которые допущены к обращению с отходами.
            • Договор на аренду санитарно-бытовых помещений для водителей по адресу хранения автотранспорта.
            • Договоры на дезинсекцию и дератизацию помещений.
            • Договор на стирку одежды.
            • Номенклатура и нормы выдачи средств индивидуальной защиты.
            • Вполне вероятно, что некоторые документы из данного перечня не потребуются именно вашему предприятию, а возможно, местный Роспотребнадзор затребует дополнительные сведения. Отметим, что расчет класса опасности отходов для здоровья человека проводится чаще всего Роспотребнадзором на платной основе и является дорогостоящей услугой. В некоторых субъектах Российской Федерации его проведение обязательно, а в других данное требование считается избыточным.

              В целом нужно отметить, что получить СЭЗ теперь стало намного сложнее, чем раньше. Список требований Роспотребнадзора растет как на дрожжах. Это связано с тем, что экспертиза документов до подачи заявления на получение СЭЗ проводится при отсутствии административного регламента, т.е. требования санитарных врачей ничем не ограничены, кроме их понимания соответствия хозяйственной деятельности санитарным нормам. Именно поэтому данный этап лицензирования чаще всего является самым продолжительным и затратным.

              Напомним, что Росприроднадзор не требует прикладывать к материалам лицензирования проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, материалы ПЭК и паспорта отходов, в отличие от Роспотребнадзора. В связи с тем, что сейчас паспортизация отходов проводится фактически заново и процесс этот невероятно растянулся во времени, собрать полный пакет документов для получения СЭЗ становится еще сложнее.

              Что касается положительного заключения ГЭЭ, реквизиты которого должны быть указаны согласно подп. «в» п. 5 Положения-2015 в заявлении соискателем лицензии, планирующим осуществлять размещение и (или) обезвреживание отходов, то согласно информации, приведенной на сайте Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/node/654, в состав материалов, представляемых на ГЭЭ по объектам, указанным в ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ[12], входят:

            • документация, подлежащая ГЭЭ, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ;
            • положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
            • заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту ГЭЭ в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
            • материалы обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
            • Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ срок проведения ГЭЭ (которая, кстати, проводится на платной основе) не должен превышать 3 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика.

              Подпунктом «г» п. 5 Положения-2015 предусмотрено для работ по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности указание в заявлении о предоставлении лицензии реквизитов разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которые были выданы в период со дня вступления в силу Федерального закона № 232-ФЗ и до дня вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ. Отметим, что Положением-2012 представление такой информации не требовалось.

              Теперь выясним, как изменились требования к документам, которые должны входить в приложение к заявлению о предоставлении лицензии. В соответствии с п. 6 Положения-2015 они также дифференцированы в зависимости от вида обращения с отходами (табл. 3).

              Таким образом, в Положении-2015 из перечня прилагаемых соискателем лицензии к заявлению о предоставлении лицензии документов в сравнении с Приложением-2012 исключены:

            • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядкеэти сведения и так есть в распоряжении государственных органов;
            • перечень заявленных для выполнения работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно ФККО)эта информация теперь указывается в самом заявлении;
            • сведения о наличии у соискателя лицензии СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ,реквизиты СЭЗ теперь указываются в самом заявлении;
            • сведения о наличии у соискателя лицензии положительного заключения ГЭЭ проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ),реквизиты такого заключения теперь указываются в заявлении (напомним, что для работ по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности в заявлении указываются реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона № 232-ФЗ и до дня вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ);
            • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;
            • К СВЕДЕНИЮ

              Еще раз отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, который является составной частью ПЭК. Программу ПЭК разрабатывают и утверждают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ). То есть от проведения ПЭК освобождены только хозяйствующие субъекты, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории.

            • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, однако отсутствие данного документа в перечне документов, которые необходимо приложить к заявлению о предоставлении лицензии, не означает, что лицензию можно получить бесплатно, т.к. в соответствии с п. 13 Положения-2015 за предоставление лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
            • КСТАТИ

              На основании подп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 05.10.2015) государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 7500 руб.

              Что касается новых (в сравнении с Положением-2012) документов, которые необходимо приложить к заявлению о предоставлении лицензии, то в связи с тем, что Положением-2015 предусмотрено новое лицензионное требование к получателям лицензии — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, — соискатель лицензии, который планирует осуществлять транспортирование отходов, должен представить соответствующие сведения о соблюдении этого требования.

              Интересный факт: несмотря на то что из перечня лицензионных требований в Положении-2015 в сравнении с Положением-2012 было исключено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами, соискатель лицензии все равно должен приложить к заявлению о предоставлении лицензии копию документа, подтверждающего наличие в его штате должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности. Это еще раз подтверждает тот факт, что соответствующее должностное лицо должно быть у соискателя лицензии (лицензиата)[13].

              Внимательно изучив табл. 1–3, можно обнаружить еще один заслуживающий внимания факт, который касается транспортирования отходов.

              Так, согласно табл. 1 к соискателю лицензии (лицензиату), который планирует осуществлять (осуществляет) транспортирование отходов (назовем его описательно «транспортировщик отходов»), не предъявляются лицензионные требования о наличии у него необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.

              Одновременно с этим в соответствии с табл. 3 транспортировщик отходов не должен прикладывать к заявлению о предоставлении лицензии копии документов, подтверждающих наличие у него таких зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования.

              Однако на основании табл. 2 в заявлении о предоставлении лицензии транспортировщик отходов должен указать реквизиты СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами. Парадокс!

              ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

              Требования к перечню документов, представляемых лицензиатом для переоформления лицензии, претерпели аналогичные перечисленным в предыдущем разделе статьи изменения. Однако отметим один интересный факт:

              То есть в соответствии с Положением-2015 при переоформлении лицензии для осуществления работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов лицензиат должен указать сведения о наличии у него специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств. В то же время при получении лицензии такое требование предъявляется только к транспортировщику отходов.

              ВЫВОДЫ

            • Итак, какие же требования предъявляются к соискателю лицензии (лицензиату) при получении (переоформлении) лицензии в зависимости от вида обращения с отходами? Ответ на этот вопрос содержит сравнительная таблица, которую вы можете скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм».
            • В целом получение лицензии — процесс очень длительный, особенно если природопользователи занимаются этим самостоятельно . Если вы хотите получить лицензию, запаситесь временем (не менее года!), финансовыми средствами и, конечно, терпением, потому что никто не может вам гарантировать, что, пока вы получаете лицензию, законодательные требования вновь не изменятся: от наших законодателей можно ожидать чего угодно — они товарищи непредсказуемые.
            • [1] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

              Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).

              Обратите внимание: в указанной статье не учтены изменения, внесенные в Федеральный закон № 458-ФЗ федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции).

              [2] Лицензии на деятельность по обращению с отходами, выданные после 1 июля 2015 г., будут действовать бессрочно (см. ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ).

              [3] См. Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 15–27 (http://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/).

              [4] Хотя здесь не все так однозначно. В настоящее время накопление отходов — это складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а хранение отходов — это складирование отходов на срок более 11 месяцев. С 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев, но до вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.

              [5] См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 20.07.2015).

              ФККО ищите здесь:

              [6] О требованиях к транспортировке отходов см.: Линова С.А. Транспортировка отходов по всем правилам // Справочник эколога. 2013. № 4. С. 5–16 (прим. редакции).

              [8] Подробнее о разработке программы ПЭК и производственного контроля в области обращения с отходами см.:

              – Согласование порядка производственного контроля в области обращения с отходами // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 4–5;

              – Согласование программы ПЭК // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 4–5 (прим. редакции).

              [9] Подробную информацию о ведении данного реестра см.:

              Вихровская А.П. Отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО // Справочник эколога. 2014. № 11. С. 12–18 (http://www.profiz.ru/eco/11_2014/GRORO/);

              Ламихова М. Включение объектов размещения отходов в ГРОРО: комментарии и рекомендации // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 46–53 (прим. редакции).

              Сам реестр ищите здесь:

              [10] В соответствии с данной частью к таким последствиям относятся:

              1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

              2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

              [11] Отметим, что в Положении-2012 не было отсылки к ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ, в соответствии с которой в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.

              [12] В соответствии с подп. 7.2 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, является объектом ГЭЭ федерального уровня.

              Подробнее о ГЭЭ см.:

              Дубинский Н. Регламент проведения ГЭЭ федерального уровня: комментарий к Приказу Минприроды России от 06.05.2014 № 204 // Справочник эколога. 2015. № 6. С. 8–22 (http://www.profiz.ru/eco/6_2015/admin_reglament/);

              Бабина Ю.В. Правовые основы государственной экологической экспертизы и экспертизы проектной документации // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 76–89 (прим. редакции).

              [13] Подробнее об этом см.: Куликов И.В. Лица, ответственные за допуск работников к обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 61–65 (прим. редакции).

              М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

              Читайте так же:  Государственная пошлина при оформлении дарственной на квартиру. Какая госпошлина за дарственную

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *