Статья 49. Льготы при уплате таможенных пошлин

Статья 49. Льготы по уплате таможенных платежей и тарифные преференции

1. В настоящем Кодексе под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

4) льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов).

2. Случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе.

При установлении в соответствии со статьей 43 Договора о Союзе случаев и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот) в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия вправе определять иные обстоятельства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, при наступлении которых прекращается обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) наступает срок уплаты ввозных таможенных пошлин.

3. Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов.

4. Тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной. Тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются Комиссией.

Льготы по таможенным платежам являются одним из наиболее существенных видов льгот, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством (таможенным законодательством, законодательством о налогах и сборах). Наибольший интерес такой вид льгот представляет для лиц, осуществляющих внешнеэкономические операции.

Льготы предусмотрены в отношении всех видов таможенных платежей, а именно:

  • налога на добавленную стоимость (НДС), взимаемого при ввозе товаров;
  • Льготы по уплате таможенных пошлин, или тарифные льготы

    Тарифные льготы могут предоставляться в форме:

    • освобождения от уплаты таможенных пошлин;
    • установления тарифных квот на преференциальный ввоз/вывоз товаров.
    • В качестве оснований предоставления льгот по уплате таможенных пошлин выступают:

      1. Страны СНГ – полное освобождение от уплаты таможенных пошлин.

      Условия освобождения от уплаты пошлин:

      • товар происходит из страны СНГ;
      • Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве СНГ необходимо представить один из следующих документов:

        Правовая база:

        Полный перечень стран-пользователей системой преференций РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057.
        Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, утвержден постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. № 414.
        Для подтверждения происхождения товара предоставляется декларация — сертификат о происхождении товара по форме «А».

        Освобождение от уплаты таможенных пошлин предоставляется в случаях ввоза товаров:


          Порядок признания товара в качестве технической помощи установлен постановлением Правительства РФ от 17 сентября 1999 г. N 1046;

          • с целью вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.
          • Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 1004 утвержден Перечень оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которых не производятся в РФ.

            От уплаты таможенной пошлины освобождаются:

            • валюта Российской Федерации;
            • иностранная валюта (за исключением используемой для нумизматических целей);
            • Cтоимость ввозимых товаров

              Cпециальная таможенная процедура

              Льготы по уплате НДС

              Цели ввоза:

              Стоимость товаров

              Освобождение от уплаты НДС предоставляется в отношении товаров общей стоимостью не более 5000 рублей, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя.

              Таможенный режим

            • международный таможенный транзит
            • переработка на таможенной территории — при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ
            • переработка вне таможенной территории (полное или частичное освобождение) – при условии ввоза продуктов переработки товаров на таможенную территорию РФ
            • таможенный склад – при условии последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта
            • свободная таможенная зона
            • свободный склад
            • Возврат сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, предусмотрен при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта.

              Льготы по уплате акциза

              Освобождение от уплаты акциза предоставляется в соответствии со следующими таможенными режимами:

              • переработка на таможенной территории
              • переработка вне таможенной территории
              • временный ввоз (частичное освобождение)
              • отказ в пользу государства
              • беспошлинная торговля
              • Возврат сумм акциза, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, предусмотрен при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта.

              • алкогольные напитки — до двух литров включительно;
              • табачные изделия – один вид товара по выбору (50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет либо 250 граммов табака.
              • Данные товары могут ввозиться лицами, достигшими 17 лет.

                Льготы по уплате таможенных сборов за таможенное оформление товаров

              • цели перемещения товаров;
              • Исчерпывающий перечень случаев освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров предусмотрен в статье 357.9 Таможенного кодекса РФ

                Льготы по уплате таможенных платежей

                Комментарий к статье 74 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Льготы по уплате таможенных платежей

                Статья 74 содержит перечень видов льгот, образующих понятие «льготы по уплате таможенных платежей».
                К льготам по уплате таможенных платежей отнесены тарифные преференции. Под преференциями (от лат. praeferre — предпочитать) в международной торговле понимаются льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны.
                Тарифные преференции — это льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу, и устанавливаются в отношении всех товаров или отдельных их видов. Предоставление тарифных преференций является одним из инструментов осуществления торговой политики.

                Тарифные преференции могут распространяться на товары, происходящие из государств, образующих вместе с данным государством зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза, а также товары, происходящие из развивающихся стран — пользователей национальной или международной (многосторонней) системой преференций.
                В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой внешнеторговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется, как правило, на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые).

                Основываясь на Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации подписали Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12 декабря 2008 года. Российская Федерация ратифицировала Протокол Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 301-ФЗ.

                Предоставление тарифных преференций при ввозе на таможенные территории государств Таможенного союза или единую таможенную территорию товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, исключительно в соответствии с указанным Протоколом начинается с даты предоставления Комиссии Таможенного союза полномочий по введению Единого таможенного тарифа. До этого времени допускается применение национальных систем преференций государств — участников Таможенного союза.

                Евразийская экономическая комиссия утверждает:

                а) перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций, в который включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода;

                б) перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций, в который включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН;

                в) основной и дополнительный перечни товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

                Примечание. Количество позиций основного перечня не может превышать 20%, а дополнительного списка — 5% общего количества подсубпозиций единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

                В Российской Федерации законодательные основы национальной системы тарифных преференций установлены в ст. 36 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

                Другой разновидностью льгот по уплате таможенных платежей являются тарифные льготы, под которыми понимаются льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза. Основываясь на положениях статей 5 и 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации подписали Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года.

                Предоставление тарифных льгот предусматривается многими международными договорами Российской Федерации — как многосторонними, так и двусторонними. В качестве примера многостороннего договора можно привести Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 года, в которой содержатся нормы, предоставляющие тарифные льгот дипломатическим органам и их сотрудникам.

                Льготы по уплате налогов, относящихся к таможенным платежам, определяются законодательством государств — членов Таможенного союза. В НК РФ льготы по уплате НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, установлены в ст. ст. 149 — 151, а по уплате акцизов на ввозимые товары — в ст. ст. 183 — 185.

                Законодательством государств — членов Таможенного союза определяются также льготы по уплате таможенных сборов, еще одной разновидности льгот по уплате таможенных платежей. Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов в Российской Федерации установлены в ст. 131 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

                Таможенные льготы

                Таможенные платежи

              • таможенных пошлин (ввозных и вывозных);
              • акциза, взимаемого при ввозе товаров;
              • таможенных сборов за таможенное оформление товаров.
              • применения сниженных ставок таможенных пошлин;
              • возврата уплаченных таможенных пошлин;
              • Страна происхождения товаров:

              • отправителем товара является участник ВЭД, созданный и зарегистрированный в стране СНГ;
              • наличие документа, подтверждающего происхождение товара из страны СНГ.
              • сертификат о происхождении товара формы СТ-1;
              • декларацию о происхождении товара.

                  Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2003 г. N 716 утвержден список товаров, в отношении которых предоставляется сертификат о происхождении товара (СТ-1).

                2. Страны, пользующиеся национальной системой преференций

              • Развивающиеся страны — в отношении ввозимых товаров применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ (базовых ставок).
              • Наименее развитые страны – товары, ввозимые в РФ из наименее развитых стран, таможенными пошлинами не облагаются.
              • Для подтверждения происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью не более 5000 долларов США) представления сертификата не требуется. В этом случае экспортер может указать страну происхождения товара на счете-фактуре или других товаросопроводительных документах.

                Цель ввоза

              • с целью оказания гуманитарной помощи.
              • Товар признается гуманитарной помощью в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 04 декабря 1999 г. N 1335;

                • с целью оказания технической помощи (содействия).
                • Условия ввоза товаров установлены постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883:

                  1. товары не являются подакцизными;
                  2. товары относятся к основным производственным фондам;
                  3. товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала;
                    • для целей средств массовой информации – с целью свободного обмена идеями и знаниями посредством книг, публикаций и материалов просветительного, научного или культурного характера.
                    • Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин или иных сборов при ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера предусмотрено Флорентийским Соглашением от 17 июня 1950 г.;

                      • для целей производства детского питания.
                      • Виды товаров

                      • ценные бумаги.
                      • Правовая база:

                        В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 319 ТК РФ освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется в случае, когда общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей.

                        Виды ввозимых товаров

                        Освобождение от уплаты НДС предоставляется в соответствии со следующими таможенными режимами:

                        • временный ввоз (полное или частичное освобождение)
                        • уничтожение
                        • перемещение припасов
                        • Специальная таможенная процедура:

                          Полное освобождение предусмотрено в отношении товаров, стоимость которых не превышает 65 тысяч рублей и вес которых не превышает 35 кг, перемещаемых для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Полное освобождение предусмотрено при временном ввозе и временном вывозе товаров и транспортных средств физическими лицами.

                          Стоимость товара

                          Освобождение от уплаты акциза предоставляется в отношении товаров общей стоимостью не более 5000 рублей, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя.

                        • таможенный склад
                        • Специальная таможенная процедура

                          Товары ввозятся в пределах количественных ограничений:

                            Освобождение от уплаты НДС предоставляется в отношении товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними.

                            Льготы по уплате таможенных сборов за таможенное оформление товаров предоставляются в зависимости от:

                            • видов товаров;
                            • стоимости ввозимого товара;
                            • таможенного режима;
                            • специальной таможенной процедуры
                            • Федеральная таможенная служба

                              Уплата таможенных и иных платежей

                              Памятка для участника ВЭД

                              Уплата таможенных платежей при импорте товаров

                              Исчисление таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

                              В соответствии со статьей 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.

                              Уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, осуществляется в зависимости от условий избранной декларантом таможенной процедуры.

                              На основании пункта 1 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 52 ТК ЕАЭС, когда их исчисление производится таможенным органом.

                              Сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов указываются в декларации на товары, таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном ТК ЕАЭС или Евразийской экономической комиссией.

                              Таможенные пошлины, налоги исчисляются в валюте государства-члена ЕАЭС, в котором они подлежат уплате, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов ЕАЭС, когда таможенные пошлины, налоги исчисляются в иной валюте.

                              Таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с главой 7 ТК ЕАЭС.

                              Налоги исчисляются в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором они подлежат уплате.

                              При введении в ЕАЭС мер защиты внутреннего рынка в виде специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин такие пошлины подлежат уплате в соответствии с 12 главой ТК ЕАЭС.

                              Случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются определены в статье 54 ТК ЕАЭС.

                              Статьей 55 ТК ЕАЭС определен порядок исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

                              Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов установлены 30, 31 и 32 статьями Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ). [1]

                              В отношении товаров перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС применяются льготы по уплате таможенных платежей.

                              Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

                              1) льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы);

                              2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;

                              3) льготы по уплате налогов;

                              Исчисление ввозной таможенной пошлины

                              Ввозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.

                              Согласно пункту 2 статьи 51 ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС.

                              Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

                              При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54, за исключением случаев, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе), а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках ЕАЭС или международными договорами ЕАЭС с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

                              При несоблюдении условий предоставления тарифных преференций для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, если иное не установлено Договором о Союзе.

                              В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, применяются тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

                              В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ТК ЕАЭС случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе.

                              Пунктом 1 статьи 43 Договора о Союзе установлено, что в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

                              Согласно пункту 4 приложения № 6 к Договору о Союзе установлено, что тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о Союзе, международными договорами ЕАЭС с третьей стороной, решениями Евразийской экономической комиссии.

                              Вопросы применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин регулируются приложением № 6 к Договору о Союзе, а также Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

                              Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на таможенную территорию ЕАЭС утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза».

                              Исчисление налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС

                              Налог на добавленную стоимость исчисляется в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

                              Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией определен статьей 160 НК РФ, с учетом статей 151 НК РФ, определяющей особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации.

                              Перечень товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость определен статьей 150 НК РФ.

                              Акциз исчисляется в соответствии с главой 22 НК РФ.

                              Объектом налогообложения акцизом признаются операции, определенные статьей 182 НК РФ с учетом операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), указанных в статье 183 НК РФ.

                              Статья 186 НК РФ определены особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров ЕАЭС.

                              Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

                              Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей
                              61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате.

                              Ставки налога на добавленную стоимость установлены статьей 164 НК РФ.

                              Ставки акциза определены статьей 193 НК РФ.

                              Исчисление таможенных сборов

                              За совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, взимаются таможенные сборы.

                              К таможенным сборам относятся:

                              1) таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее — таможенные сборы за таможенные операции);

                              2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

                              3) таможенные сборы за хранение.

                              В соответствии с пунктом 4 статьи 47 ТК ЕАЭС плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.

                              Статьей 38 Федерального закона № 289-ФЗ определены понятия плательщиков таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций, плательщиков таможенных сборов за таможенное сопровождение и плательщиков таможенных сборов за хранение.

                              Главой 8 Федерального закона № 289-ФЗ установлены порядки исчисления таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций (статья 39), применения ставок таможенных сборов (статья 40), срок уплаты таможенных сборов, а так же установлены обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных сборов (статья 41)
                              и исполнения такой обязанности (статья 42).

                              Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

                              Перечень товаров, в отношении которых применяется освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции, определен статьей 47 Федерального закона № 289-ФЗ.

                              Исчисление специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин

                              Плательщиками специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, к которым применяется мера защиты внутреннего рынка посредством введения специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлины, специальной квоты.

                              Исчисление и уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляются в порядке, установленном ТК ЕАЭС для исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных главой 12 ТК ЕАЭС и Договором о Союзе.

                              Статьями 72 и 73 ТК ЕАЭС определены порядок возникновения, исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установлены обстоятельства, при которых такая обязанность прекращается.

                              Случаи, когда специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины не уплачиваются, установлены пунктом 4 статьи 72 ТК ЕАЭС.

                              Сроки уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин установлены статьей 74 ТК ТС.

                              Уплата таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

                              Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов установлен статьей 61 ТК ЕАЭС.

                              Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита

                              Согласно пункту 7 статьи 74 ТК ЕАЭС специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате в государстве-члене, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

                              Денежные средства могут быть внесены:

                              1) безналичным способом через кредитные организации;

                              2) с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей;

                              3) наличными денежными средствами (только для физических лиц) через:

                              – кассы таможенного органа.

                              Информация о технологиях уплаты таможенных и иных платежей с использованием электронных средств платежа содержится на сайтах операторов таможенных платежей. (http://www.customscard.ru, http://www.payhd.ru).

                              Ввозные таможенные пошлины вносятся отдельными платежными документами в соответствии с приложением № 5 Договора о Союзе).

                              У плательщика имеется возможность получения справочной информации о движении уплаченных им денежных средств с применением информационного сервиса «Лицевой счет» «Личного кабинета участника ВЭД», а также на сайтах операторов таможенных платежей.

                              Предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

                              Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов регламентируется главой 9 ТК ЕАЭС.

                              Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, предусмотренных статьями 58, 120 — 122, 143, 177 и 304 ТК ЕАЭС, если иное не установлено в соответствии с указанными статьями.

                              Статьей 55 Федерального закона № 289-ФЗ установлены иные случаи, когда обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

                              Способы обеспечения предусмотрены статьей 63 ТК ЕАЭС.

                              Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 19 статьи 55 Федерального закона № 289-ФЗ.

                              Порядок применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определен главой 10 Федерального закона № 289-ФЗ.

                              Исполнение обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин обеспечивается в случаях, предусмотренных статьями 120 — 122 ТК ЕАЭС, а также в случаях, определенных Евразийской экономической комиссии, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 143 ТК ЕАЭС, если иное не установлено в соответствии с указанными статьями.

                              Внимание!

                              При проведении дополнительных проверочных мероприятий участникам ВЭД предоставлена возможность оперативно внести обеспечение в виде электронного поручительства (распоряжение ФТС России от 13.12.2013 № 397-р «О тестировании технологии работы с поручительством, оформляемым в электронном виде с применением электронных подписей, при проведении дополнительной проверки сведений, заявленных в декларации на товары»).

                              Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть разовым (под одну таможенную декларацию). В случае надлежащего завершения обеспеченного обязательства (например, декларант подтверждает таможенную стоимость) разовое обеспечение возвращается плательщику. Разовое обеспечение вносится в таможенный орган и используется только в регионе его деятельности (за исключением таможенного транзита).

                              Также может применяться генеральное обеспечение. Такое обеспечение может использоваться плательщиком неоднократно под разные обязательства (в случае, если одним и тем же лицом на территории Российской Федерации совершается несколько таможенных операций в определенный срок). Генеральное обеспечение вносится в ФТС России (для банковской гарантии и поручительства) или в таможенный орган по месту налогового учета плательщика (для денежного залога), а его использование возможно в регионе деятельности нескольких таможенных органов.

                              Основной принцип генерального обеспечения заключается в резервировании суммы под каждое обеспечиваемое обязательство (под каждую декларацию) в пределах общей суммы генерального обеспечения и предусматривает «револьверный» способ использования в интерактивном режиме.

                              Уплата таможенных платежей при экспорте товаров

                              Наименование и содержание раздела «Уплата таможенных платежей при экспорте товаров» изложить в новой редакции «Уплата вывозных таможенных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, при вывозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС».

                              Исчисление вывозной таможенной пошлины

                              Вывозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.

                              Для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС, применяются ставки, действующие на установленный таким законодательством государств-членов день.

                              Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов.

                              Порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот установлен в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон № 5003-1).

                              Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

                              Ставки вывозных таможенных пошлин установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

                              В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Минэкономразвития России ежемесячно рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, и размещает информацию о рассчитанных ставках вывозных таможенных пошлин не позднее чем за 4 дня до 1-го числа календарного месяца, в котором будут применяться рассчитанные ставки, на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

                              Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин определяются законодательством государств – членов ЕАЭС (пункт 3 статьи 49 ТК ЕАЭС).

                              Статьей 35 Закона №5003-1 определен перечень товаров, в отношении которых предоставляется тарифная льгота и порядок их предоставления.

                              В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств–членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов.

                              Пунктом 12 Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение № 23 к Договору о Союзе) установлено, что на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, предусмотренного пунктом 3 статьи 84 Договора о Союзе, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами – членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства – члены не договорятся об ином.

                              Уплата таможенных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

                              Таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены до выпуска товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 43 Федерального закона № 289-ФЗ.

                              Льготы по уплате таможенных платежей, виды и порядок получения

                              Несмотря на то что, таможенные пошлины — по сути, фискальные платежи, т. е. налоги, законодательство в этой области намного сложнее, чем налоговое. Нормы об уплате налогов кодифицированы в едином документе — Налоговом кодексе и нескольких дополнительных нормативно-правовых актах. Таможенное законодательство дифференцировано на отечественное, общее правовое поле таможенного союза — ЕАЭС, международные нормы. Начинающим участникам ВЭД непросто разобраться в обширном пространстве положений о таможенных платежах и важнейшей их части — льготах. Какие существуют льготы, как происходит полное и частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, как сохранить право и что его лишает — все нюансы таможенных преференций в статье.

                              Виды льгот по уплате таможенных платежей

                              Основной источник и правовая база по пошлинам за ввоз и вывоз — это Таможенный кодекс Таможенного союза, действующий с 2009 года. Члены ЕАЭС разработали Таможенный кодекс Евразийского союза, однако он пока не принят и проходит этапы реализации условий документа в каждой стране.

                              В 74-ой статье кодекса приведены виды действующих льгот по таможенным платежам:

                            • льготы по таможенному сбору;
                            • льготы по налогам;
                            • льготы по таможенным пошлинам (тарифные);
                            • преференции.
                            • Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

                              Преференции

                              Преференции отличаются от льгот субъектами, на которых они распространяются, и целями ввоза товаров. Так, преференции имеют силу при взаимодействии двух государств без участия третьих по заключенному между ними соглашению. А льготы предоставляются с учётом назначения импортируемых товаров.

                              Виды преференций и порядок их получения регламентированы законами участником ЕАЭС — Россией, Республиками Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения, и их международными договорами.

                              Льготные положения регулируются также международными договорами, Таможенным кодексом, Единым таможенным тарифом.

                              Налоговые льготы

                              Налоговые льготы и льготы по таможенным сборам указаны в законодательстве каждого члена интеграции. Для России это:

                            • Налоговый кодекс — льготы по НДС и акцизам;
                            • закон о таможенном тарифе;
                            • закон о таможенном регулировании.
                            • Также и в законодательной базе стран экономического союза предусмотрены индивидуальные порядок и нормы полного и частичного условного освобождения от уплаты таможенных платежей.

                              Формами льгот являются:

                            • аннулирование уплаты,
                            • сниженные ставки,
                            • возмещение уплаченных платежей из бюджета.

                            Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов

                            Пошлина — это вид таможенного платежа наряду с таможенным сбором и налогами.

                            Обязанность по её уплате возникает при оформлении пересечения товаров таможенной границы и, как правило, касается импорта — выполняются фискальная и протекционистская функции пошлин. В редких случаях обложению подвергаются экспорт и транзит.

                            Поэтому льготная и преференциальная система применима к ввозу товаров и зависит от их видов и стоимости, производителя, назначения и выбранной таможенной процедуры.

                            Виды товаров

                            В части НДС следующие товары полностью освобождаются от взимания данного налога:

                          • Товары бесплатной помощи и поддержки России, если они не подакцизные;
                          • Медицинские товары и изделия, изделия ортопедии и протезирования, сырьё и материалы для их производства;
                          • Техника для обслуживания инвалидов;
                          • Линзы, оправы и очки для лиц со слабым зрением;
                          • Комплектующие и сырьё для изготовления перечисленных товаров;
                          • Материалы для изготовления лекарственных противоинфекционных препаратов;
                          • Объекты и товары культуры, и национального народного наследия России, купленные, полученные безвозмездно или иным путём государственными и местными органами власти;
                          • Книги и другие печатные товары, получаемые музеями и библиотеками;
                          • Кинозаписи, ввозимые в неэкономических целях (просветительских) некоммерческими учреждениями;
                          • Природные алмазы без обработки;
                          • Уникальное оборудование, которое не изготавливается в России;
                          • Товары, требующиеся для официального и личного использования зарубежными представительствами в России, их работниками и членами семей;
                          • и др. товары из 150-ой статьи Налогового кодекса.
                          • Акциз

                            От акцизного обложения освобождаются:

                            • товары, ввезённые в Россию, от которых получатели отказались в пользу России или муниципалитетов, или которые размещены в портовых зонах;
                            • подакцизные товары при продаже за пределы России и при их перемещении по процедуре экспорта;
                            • импорт продукции в портовую зону из России;
                            • подакцизные объекты из давальческого сырья при их передаче по режиму экспорта за пределы России.
                            • Импорт и экспорт

                              Ввоз и вывоз подакцизных товаров между Россией и странами ЕАЭС регулируются статьями 185-186 кодекса.

                              Тарифные льготы, т. е. льготы по таможенным пошлинам в российском законе о таможенном тарифе предусмотрены при вывозе товаров:

                            • необходимых для обеспечения российских судов и судов, арендуемых российскими гражданами;
                            • принадлежащих плательщику режима соглашения о разделе продукции;
                            • в виде помощи и благотворительных пожертвований, а также для устранения аварий, бедствий, катастроф и их последствий;
                            • др. товаров из 35-ой статьи закона.
                            • Что касается ввоза, то здесь льготы даются в виде неполной уплаты:

                            • для стран с развивающейся экономикой;
                            • на автотранспорт, предназначенный для международного движения грузов, комплектующих и частей техники для снабжения и снаряжения, а также горюче-смазочных материалов для таких машин;
                            • на вещи для личного употребления сотрудниками и членами их семей заграничных представительств;
                            • на товары в виде гуманитарной поддержки России;
                            • на валюту (российскую и зарубежную);
                            • на товары, проходящие границу по транзиту;
                            • на технику, технологии, сырьё и комплектующие для реализации научных, социальных и экономических проектов;
                            • на товары финансовой аренды;
                            • на товары для противопожарной сферы.
                            • Все виды товаров содержатся в решениях Таможенного союза.

                              Стоимость товаров

                              Не облагается ввоз вещей для личного пользования, стоимость которых не превышает 1,5 тысячи евро, а вес не достигает 50 кг.

                              Из этих предметов исключаются автомобили и другие автосредства. Если таможенная граница пересекается авиатранспортом, лимит стоимости — 10 тысяч евро.

                              Страна-производитель

                              Российские таможенные преференции предоставляются странам зоны свободной торговли и странам, ещё не образовавшим, но начавшим процесс создания таких зон. Их предоставляют в виде полного освобождения или снижения ставок — для развивающихся и малоразвитых стран-участников системы тарифных преференций ЕАЭС.

                              Также Россия предоставляет квоту для развивающихся стран по импорту сельскохозяйственных товаров в определённых лимитах — в виде сниженных ставок пошлин. Часть, превосходящая лимит, облагается стандартной ставкой. Такие квоты регулируются решениями Комиссии Таможенного союза.

                              Квоты и преференции по экспорту из России регулируются Правительством РФ.

                              Для того чтобы получить отсрочку или рассрочку выплат на таможне необходимы определённые условия и основания для изменения срока уплаты таможенных платежей. Воспользоваться этой возможностью смогут не все участники ВЭД.
                              Чем чревато нарушение порядка уплаты таможенных платежей узнайте здесь. Наказание варьируется от административной ответственности до уголовной.

                              Цель ввоза

                            • иностранным гражданам;
                            • перевозчикам и курьерам посольств, представительств в России;
                            • их работникам;
                            • членам делегаций с семьями.
                            • Товары и предметы, которые пересекают границы вместе с льготниками, освобождаются от таможенного обложения, осмотра товаров и самих этих лиц в пунктах контроля.

                              Для россиян, желающих переселиться в Россию на постоянное проживание, как и для соотечественников остальных стран интеграции, и иных физических лиц, разработаны льготы третьим Приложением Таможенного союза:

                            • если такие лица временно пребывали в иных государствах и возвращаются в национальную страну, то вещи личного употребления, стоящие не более 5 тысяч евро, освобождаются от пошлин;
                            • личные вещи приобретены до даты прибытия в Россию и получения особого положения;
                            • ввоз вещей беженцами и переселенцами для частного пользования также не облагается.
                            • Приемники наследства, находящегося за границей, освобождаются от таможенного обложения, если:

                            • на передаваемое имущество оформлено свидетельство на право на наследство;
                            • наследственное имущество было ранее вывезено за пределы страны и теперь ввозится обратно.
                            • Таможенный режим

                              Таможенный союз ЕАЭС предоставляет тарифные льготы на следующие режимы пересечения границы:

                            • Временный ввоз или допуск – товары, которые перемещаются на территорию интеграции, находятся на ней и используются ограниченный период времени. Поскольку не происходит полноценного ввоза, предоставляется льготы в виде полной или частичной неуплаты пошлины.
                            • Специальная таможенная процедура – в 329-ом решении Комиссии Таможенного союза указаны товары, ввоз которых, произведённый на особых условиях, не облагается пошлиной.
                            • Таможенная процедура свободной таможенной зоны – регулирует льготы на территориях специфических экономических зон.
                            • Таможенная процедура свободного склада – речь идёт о хранении товаров. В качестве облегчения предоставляется освобождение от таможенной пошлины и мер нетарифного регулирования.
                            • Как упоминалось выше, некоторые лица в зависимости от статуса, стоимости вещей, целей, могут рассчитывать на бесплатный ввоз товаров на территорию ЕАЭС.

                              Полезная информация от эксперта ВЭД о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей в этом видео:

                              Льготы по таможенным платежам делятся по видам самих платежей, по видам льгот, по условиям предоставления. Основными льготами являются преференции и тарифные льготы, которые предоставляются либо на определённые товары с определённым назначением, либо для некоторых стран, с которыми заключены договоры.

                              Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

                              Бесплатная консультация по телефону:

                              +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

                              Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

                              Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

                              Читайте так же:  ЕНВД в 2020 году для ИП. Налог на вмененный доход в 2020 году рб

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *