Федеральный закон от 24 июля 2009 г. Федеральный закон 212 фз от 24 июля 2009г

Содержание:

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

С изменениями и дополнениями от:

25 ноября 2009 г., 10 мая, 27 июля, 28 сентября, 16 октября, 29 ноября, 8, 23, 28 декабря 2010 г., 3 июня, 1, 11, 18 июля, 7, 28, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 29 февраля 2012 г.

Принят Государственной Думой 17 июля 2009 года

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

См. разъяснения о применении норм настоящего Федерального закона в части, касающейся обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 февраля 2010 г. N 112н

Президент
Российской Федерации

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., за исключением части 5 статьи 8, части 2 статьи 12, части 10 статьи 15, которые вступают в силу с 1 января 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 28 июля 2009 г. N 137, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 июля 2009 г. N 30 ст. 3738

Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 октября 2020 г. N 32-П положения частьи 22 статьи 26 во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 18, статьями 20 и 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ, и пунктом 6.1 статьи 78 НК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения в системе действующего правового регулирования ограничивают право страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2017 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 438-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 316-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 23 мая 2015 г. N 132-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 468-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 407-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 406-ФЗ

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 378-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 января 2016 г. N 2-П подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 названного Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 мая 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 428-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 358-ФЗ

Федеральный закон от 2 декабря 2013 N 333-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 237-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 234-ФЗ

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральным законом от 3 июня 2011 г. N 117-ФЗ

Положения части 6 статьи 7 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 117-ФЗ) распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г., и применяются до 1 января 2017 г.

Положения части 7 статьи 7 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 117-ФЗ) распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г., и применяются до 31 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 432-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 428-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 383-ФЗ

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 339-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 октября 2010 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменения в часть 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Изменения в статью 57 настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменения в часть 2 статьи 12 настоящего Федерального закона и дополнения статьей 58.1, вступающих в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 85-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 февраля 2010 г. N 112н г. Москва «Об утверждении разъяснения о применении отдельных норм Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в части, касающейся обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства»

Документ является поправкой к

Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 апреля 2010 г. Регистрационный N 17052

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 731 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 38, ст.4484) приказываю:

Утвердить Разъяснение о применении отдельных норм Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в части, касающейся обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, согласно приложению.

Министр Т. Голикова

Разъяснение о применении отдельных норм Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в части, касающейся обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства

1. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3738) (далее — Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательное медицинское страхование на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Статьей 3 Федерального закона от

16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3686; 2003, N 1, ст. 5; 2004, N 10, ст. 836; 2009, N 30, ст. 3739) (далее — Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) страховой взнос определяется как обязательный платеж на обязательное социальное страхование.

Данное понятие конкретизируется в федеральных законах о конкретных видах обязательного социального страхования: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (статья 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2009, N 30, ст. 3739) (далее — Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ); страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (статья 1 [2] Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2009, N 30, ст. 3739) (далее — Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

Читайте так же:  Арбитражный суд Красноярского края. Оплата госпошлины в арбитражный суд красноярского края

Таким образом, целевым предназначением страховых взносов, порядок исчисления и уплаты (перечисления) которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является обеспечение обязательного социального страхования застрахованных лиц.

Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В связи с этим положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, определяющие объект обложения страховыми взносами, базу для начисления страховых взносов, и суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами (статьи 7, 8 и 9), необходимо применять в системной взаимосвязи с положениями указанных федеральных законов, в том числе в части определения круга застрахованных лиц по конкретным видам обязательного социального страхования.

2. Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

База для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

В пункте 15 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в числе сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указаны суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. Учитывая то, что договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры и лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, являются гражданско-правовыми договорами, а также определение объекта обложения страховыми взносами, содержащееся в части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, пункт 15 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ распространяется и на суммы выплат и иных вознаграждений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Пунктом 2 части 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что в базу для начисления страховых взносов в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Приведенные выше положения пункта 15 части 1 и пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ корреспондируются с положениями федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования, определяющими перечень застрахованных лиц по соответствующим видам обязательного социального страхования.

Так, согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, к числу которых, в частности, относятся работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.

Статьей 8 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 27, ст. 920; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 602) (далее — Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1) также не предусмотрено право иностранных граждан, не находящихся на территории Российской Федерации, на получение медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Статья 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ не относит к числу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, физических лиц, выполняющих работы, оказывающих услуги на основании гражданско-правовых договоров, а также получающих вознаграждения по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Таким образом, в соответствии с положениями части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, пункта 15 части 1 и пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, взаимосвязанными с соответствующими положениями федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования, в базу для начисления страховых взносов не включаются:

в части страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования — выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства в пользу физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся постоянно или временно проживающими на территории Российской Федерации;

в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, — выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства в пользу любых физических лиц (в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся постоянно или временно проживающими на территории Российской Федерации).

3. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, включаются в том числе выплаты и иные вознаграждения по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Уплата страховых взносов с указанных вознаграждений осуществляется плательщиками страховых взносов (страхователями) на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование соответствующих категорий застрахованных лиц.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ застрахованными лицами в этом случае являются лица, работающие по авторскому и лицензионному договору, а в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-I — работающее население.

Таким образом, уплата страховых взносов с вознаграждений по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, осуществляется в целях обязательного пенсионного страхования и обязательного медицинского страхования физических лиц (застрахованных лиц), получающих вознаграждение за выполнение работы (работающих) по указанным договорам.

В соответствии со статьей 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496) автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано, и у которого в соответствии с пунктом 3 статьи 1228 Гражданского кодекса Российской Федерации первоначально возникает исключительное право на результат его творческого труда.

Таким образом, в объект обложения страховыми взносами в соответствии с положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, взаимосвязанными с приведенными положениями федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования и Гражданского кодекса Российской Федерации, должны включаться выплаты и иные вознаграждения только по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, стороной которых является автор.

Исключительное право автора на результат его творческого труда может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (в том числе в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя (статья 1241 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако выплаты в пользу правообладателей, не являющихся авторами — наследников авторов, иных физических лиц, которые приобрели у автора исключительное право на произведение либо право использования произведения по лицензионному договору, не подлежат включению в объект обложения страховыми взносами, поскольку указанные физические лица не являются застрахованными лицами, в пользу которых уплачиваются страховые взносы.

С 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами на конкретные виды социального страхования

С 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами на конкретные виды социального страхования.

Устанавливается порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР (на обязательное пенсионное страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФОМС и ТФОМС (на обязательное медицинское страхование). Определяются плательщики страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, база для их начисления, тарифы, расчетный и отчетный периоды, порядок внесения изменений в расчет по страховым взносам, порядок взыскания недоимки в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов.

С 2011 г. будут применяться следующие тарифы страховых взносов: в ПФР — 26%, в ФСС РФ — 2,9%, в ФФОМС — 2,1%; в ТФОМС — 3%. В 2010 г. тарифы сохранятся в размерах действующих ставок ЕСН, применяемых к первому порогу регрессии. Таким образом, с 2011 г. фискальная нагрузка увеличится с 26% до 34% от фонда оплаты труда.

Для некоторых категорий плательщиков (с/х товаропроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, плательщиков ЕСХН, общественных организаций инвалидов и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в 2011-2014 гг.

База для начисления страховых взносов определяется в отношении каждого работника с начала года нарастающим итогом и не может превышать 415 тыс. руб. (эта сумма будет индексироваться). С сумм выплат, превышающих эту величину, страховые взносы взиматься не будут. При этом в базу для начисления страховых взносов не включаются пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ряд других пособий.

ПФР, ФСС РФ и их территориальные органы наделены функцией по контролю за уплатой страховых взносов. Территориальные органы должны будут совместно проводить выездные проверки. На органы контроля возложена ответственность за убытки, причиненные плательщикам.

Предусмотрен ограниченный доступ к информации о плательщиках страховых взносов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.02.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.07.2012) «О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»
Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.02.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.07.2012) «О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 212-ФЗ
Дата принятия 01.01.2010
Дата редакции 29.02.2012
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 24.07.2009 — «Собрание законодательства РФ», 27.07.2009, N 30, ст. 3738
  • «Российская газета», N 137, 28.07.2009
  • «Финансовая газета», N 34, 2009
  • «Финансовая газета», N 35, 2009)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.02.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.07.2012) «О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»

1. Для организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — участники проекта), в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника проекта начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен статус участника проекта, применяются следующие тарифы страховых взносов:

Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
14,0 процента 0,0 процента 0,0 процента.

2. Тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не применяются для участника проекта с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором совокупный размер прибыли участника проекта превысил 300 миллионов рублей. Указанный совокупный размер прибыли рассчитывается в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей. Информацию о соответствии или несоответствии участника проекта критериям, указанным в настоящей части, в органы контроля за уплатой страховых взносов предоставляют налоговые органы в порядке, определенном соглашением об информационном обмене. Информацию о получении и об утрате организациями статуса участника проекта в органы контроля за уплатой страховых взносов предоставляет организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», в порядке, определенном соглашением об информационном обмене.

2.1. Для организаций, утративших статус участника проекта, тарифы страховых взносов, указанные в части 1 настоящей статьи, не применяются с 1-го числа месяца, в котором организация утратила статус участника проекта.

2.2. Сумма страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, в котором произошло превышение, указанное в части 2 настоящей статьи, или плательщик страховых взносов утратил статус участника проекта, подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке с взысканием с плательщика страховых взносов соответствующих сумм пеней.

3. Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов — участников проекта компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить данные плательщики страховых взносов в соответствии с установленными частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона тарифами, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате ими в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Часть 4. — Утратила силу.

1. В 2012 — 2013 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в статьях 58 и 58.1 настоящего Федерального закона, применяются следующие тарифы страховых взносов:

База для начисления страховых взносов Тариф страхового взноса
Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов 22,0 процента 2,9 процента 5,1 процента
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов 10,0 процента 0,0 процента 0,0 процента.

2. В 2012 — 2013 годах выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в части 1 настоящей статьи, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем такой компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с тарифом, установленным пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с тарифами, установленными частью 1 настоящей статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

1. Плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта 2010 года представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

2. После проведения налоговыми органами камеральных проверок на основе указанных в части 1 настоящей статьи деклараций информация о результатах таких проверок передается налоговыми органами в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене в целях передачи контрольных функций, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Пенсионным фондом Российской Федерации.

1. Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

3. Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.

4. Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, в 2010 году представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи», если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

РЕФЕРЕН Т: В связи с утратой силы Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 5 статьи 8, части 2 статьи 12, части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.

2. Часть 5 статьи 8, часть 2 статьи 12, часть 10 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 года.

3. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.

Президент Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

24 июля 2009 года

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.02.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.07.2012) «О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.02.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.07.2012) «О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.02.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.07.2012) «О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (постатейный)

Введение

Необходимо отметить, что упоминание о территориальных фондах обязательного медицинского страхования в наименовании исключено.

Существенным изменением, внесенным Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» в статью 8 Закона N 212-ФЗ является то, что в 2012-2013 годах стали облагаться страховыми взносами суммы превышения предельной величины базы, которая также подверглась изменению в сторону увеличения, для начисления страховых взносов по специальному тарифу.

Ранее с выплат в пользу работника, которые превышали установленную предельную величину базы, страховые взносы не взимались.

Была введена статья 58.2 Закона N 212-ФЗ, устанавливающая новые тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в статьях 58 и 58.1 Закона N 212-ФЗ.

Законодатель также дополнил перечень лиц, имеющих право на пониженные тарифы. Правом применения пониженных страховых взносов были наделены организации и индивидуальные предприниматели, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.

С момента вступления данного Закона в силу 01.01.2010 прошло определенное количество времени, за которое выработалась практика его применения как ФСС и ПФ РФ, так и судами. Кроме того, за прошедшее с указанной даты время в Закон N 212-ФЗ внесено уже более 10(!) поправок, что свидетельствует о пристальном внимании государства к отношениям, связанным с исчислением и уплатой страховых взносов.

В то же время, многие положения Закона N 212-ФЗ на практике до сих пор остаются, по большому счету, загадкой для тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, ведь не истекло еще и двух лет с момента замены взимаемого ранее ЕСН на страховые взносы. Именно данный комментарий поможет разрешить накопившиеся вопросы, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.

Характерное отличие настоящего комментария от других аналогичных работ — в полноте охвата информации и изложении всех выработанных подходов к положениям Закона N 212-ФЗ. По сути, это первое настолько подробное исследование практики применения данного Закона.

В комментарии собраны все наиболее значимые рекомендации, которые помогут Вам абсолютно правильно и без риска возникновения претензий со стороны проверяющих заполнить и сдать отчетность по страховым взносам. Все рекомендации актуальны, выверены с учетом позиции официальных органов, а также содержат советы для организаций и индивидуальных предпринимателей, сформированные на основе анализа судебной практики.

В комментарии все нормы рассматриваются по порядку. По возможности, анализ каждого положения Закона N 212-ФЗ снабжен исследованием позиции Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, ФСС РФ и ПФ РФ, а также арбитражных судов.

При этом особое внимание уделено разъяснительным письмам официальных органов за 2010-2011 годы, а также прецедентным решениям судов за тот же период, в которых рассмотрены спорные вопросы исчисления и уплаты страховых взносов.

Учитывая научно-практический характер комментария, на примере конкретного спора или разъяснения предпринята попытка не только продемонстрировать «пробелы» законодательства о страховых взносах, но и предложить возможные пути преодоления выявленных пробелов и противоречий.

При этом, по возможности, проблемные ситуации проанализированы по трем направлениям: последовательно от одной проблемы к другой раскрыты нормы права, позиция контролирующих органов, а также судебная практика.

Настоящая книга отличается от других изданий, основанных на анализе и комментировании законодательства о страховых взносах. Каждая норма Закона N 212-ФЗ подвергнута тщательному и комплексному анализу, существующие позиции официальных органов и судов исследуются с точки зрения их выводов и мотивировки.

Более актуальную и полную информацию относительно исчисления и уплаты страховых взносов в какой-либо другой книге найти почти невозможно.

В комментарии подробно рассмотрены изменения законодательства, которые вступили в силу за последний год. Вы сможете точно установить, как именно применять поправки, какие последствия они несут для всех плательщиков страховых взносов.

Знание приведенных в книге позиций официальных органов и судебной практики позволит избежать ошибок при заполнении отчетности, а также понять, почему по той или иной причине выплаты и вознаграждения физическим лицам учитываются либо не учитываются при определении объекта обложения страховыми взносами, установить правильность применения тарифов страховых взносов, разобраться с процедурой контроля за их исчислением и уплатой, а также обжалования решений контролирующих органов.

Предлагаемый комментарий будет полезен всем бухгалтерам, аудиторам, юристам, руководителям предприятий, научным сотрудникам, сотрудникам органов государственной власти, включая органы ФСС РФ и ПФ РФ, студентам, преподавателям, а также всем тем, кто еще только задумывается о создании собственного бизнеса в России.

Автор будет благодарен за любые предложения и замечания по совершенствованию комментария ([email protected]).

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Комментарий к статье 1. Предмет правового регулирования

Часть 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ определяет группу правоотношений, которые регулируются данным Законом.

С 01.01.2010 исчисление и уплата страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, а также контроль за этим и вопросы привлечения к ответственности за соответствующие нарушения регулируются Законом N 212-ФЗ, который заменил собой ранее действовавшую главу 24 НК РФ, посвященную единому социальному налогу.

Вступление в силу данного Закона означало значительное изменение фискальной политики государства, т.к. произведенная замена единого социального налога страховыми взносами представляет собой не формальное изменение, а существенную модернизацию всей системы обязательных платежей в социальной сфере.

Конечно, всем, прежде всего, приходит на ум значительное повышение тарифов страховых взносов по сравнению с действовавшей ранее ставкой единого социального налога. Однако это не единственное, что различает правовое регулирование обязательных платежей в социальной сфере до 2010 года и после.

С юридической точки зрения, в части 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ наибольший интерес вызывает использование словосочетания «законодательство Российской Федерации о страховых взносах». Фактически это означает, что законодатель разделил налоговое законодательство и законодательство, регулирующее отношения, касающиеся страховых взносов.

До вступления в силу Закона N 212-ФЗ нормативного упоминания о законодательстве РФ о страховых взносах не существовало, а единый социальный налог являлся видом федерального налога, т.е. налогом, вопросы исчисления и уплаты которого полностью урегулированы НК РФ.

Следовательно, новая отрасль российского законодательства имеет недавнюю историю, и практика ее применения в настоящее время только вырабатывается.

Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что законодатель, в первой же норме Закона N 212-ФЗ сформулировав положения о законодательстве РФ о страховых взносах, существенно отграничил страховые взносы от налогов, хотя фактически многие вопросы, урегулированные в Законе N 212-ФЗ, имеют схожее с приведенным в НК РФ правовое регулирование.

Таким образом, положение части 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ имеет огромное практическое значение. Действительно, проанализировав структуру Закона N 212-ФЗ, можно найти много общего со структурой и части 1 НК РФ, и ранее действовавшей главы 24 НК РФ. Однако если начать подробно сравнивать и анализировать положения Закона N 212-ФЗ с НК РФ, можно обнаружить, что большое количество ситуаций и проблем, урегулированных в НК РФ, в Законе N 212-ФЗ даже не упоминаются.

Подобные обстоятельства приводят к тому, что в сфере страховых взносов в настоящее время существует множество ничем не урегулированных вопросов. А поскольку законодательство о страховых взносах, как уже указывалось, и налоговое законодательство являются независимыми друг от друга отраслями, положения одного не могут быть применены по аналогии в отношении положений другого.

На практике это означает, что плательщики страховых взносов зачастую обладают меньшими гарантиями, чем налогоплательщики, и то, как им действовать в определенных ситуациях, четко из норм права не следует. Т.е. если определенная правовая проблема в соответствии с налоговым законодательством имеет одно решение, это не означает, что аналогичная проблема, но уже касающаяся страховых взносов, имеет такое же решение.

В качестве примера можно привести отсутствие в Законе N 212-ФЗ какого-либо указания на принципы законодательства РФ о страховых взносах.

Тем не менее, принципы представляют собой основные, руководящие начала любой отрасли законодательства и неясно, почему принципы законодательства РФ о страховых взносах оказались не включенными в Закон N 212-ФЗ, несмотря на то, что данный Закон фактически ввел данную отрасль в действие.

В статье 3 НК РФ приведены основные начала законодательства о налогах и сборах. Данные положения носят исключительно важный характер для всех плательщиков налогов и сборов, и зачастую становятся решающим аргументом налогоплательщика в споре с налоговым органом.

В частности, пункт 7 статьи 3 НК РФ устанавливает важную гарантию, корреспондирующую с положениями Конституции РФ о презумпции невиновности, о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В Законе N 212-ФЗ аналогичных норм нет.

В этой связи органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, формально не обязаны все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства РФ о страховых взносах толковать в пользу плательщика страховых взносов.

Конечно, положения статей 53 и 54 Закона N 212-ФЗ представляют плательщикам страховых взносов право обжаловать решения и иные акты органов контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера в вышестоящий орган и в суд. Однако понятно, что данный процесс является небыстрым, и неприменение органом контроля за уплатой страховых взносов принципа добросовестности плательщика страховых взносов в конкретном случае может стать причиной возникновения у последнего убытков.

Предполагая, что после вступления в силу Закона N 212-ФЗ такие ситуации будут иметь место достаточно часто, законодатель в части 5 статьи 1 Закона N 212-ФЗ закрепил возможность издания уполномоченными органами разъяснений в целях единообразного применения Закона N 212-ФЗ.

Правительство РФ в Постановлении от 14.09.2009 N 731 предоставило право издавать такие разъяснения Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В настоящем комментарии будут неоднократно рассмотрены уже изданные Минздравсоцразвития России разъяснения относительно применения Закона N 212-ФЗ, но здесь необходимо особо остановиться на правовом статусе данных разъяснений.

Как уже указывалось, до вступления в силу Закона N 212-ФЗ в РФ взимался единый социальный налог, следовательно, относительно спорных вопросов его исчисления и уплаты уполномоченные органы также были вправе давать разъяснения.

В пункте 1 статьи 34.2 НК РФ установлено, что Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, т.е. Минфин России рассматривает индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и юридических лиц, и дает ответы.

Как отмечено в Постановлении ГД ФС РФ от 11.11.1996 N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», в действующем законодательстве пока отсутствует определение понятия «нормативный правовой акт». Вместе с тем в юридической доктрине принято исходить из того, что нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Именно в связи с данными положениями разъяснения Минфина России не рассматриваются как нормативные правовые акты, а значит, вопрос об их обязательности остается открытым.

Налоговики указали, что письменные разъяснения Минфина России не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Финансисты разъяснили следующее. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.

Вместе с тем зачастую позиция Минфина России, выраженная в его разъяснениях по тем или иным вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (включая письма конкретным налогоплательщикам), воспринимается как обязательная к применению всеми субъектами налоговых правоотношений, возникают вопросы о противоречиях, содержащихся в письмах Минфина России, направленных различным налогоплательщикам в разные периоды времени.

В связи с этим, поскольку разъяснения Минфина России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательной публикации. Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минфина России, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином России ответа. Публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке, так как ни Минфин России, ни Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики не предоставляет в официальном порядке указанные письма для публикации (за исключением случаев публикации документов на официальных сайтах Минфина России и ФНС России). Таким образом, Минфин России не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса.

Возвращаясь к страховым взносам, необходимо учитывать, что разъяснения Минздравсоцразвития РФ в целях единообразного применения Закона N 212-ФЗ имеют совершенно иную правовую природу. Ввиду особого указания части 5 статьи 1 Закона N 212-ФЗ такие разъяснения, как раз, являются нормативными правовыми актами, подлежат обязательной публикации, должны восприниматься как обязательные к применению и исполнению всеми субъектами отношений в сфере страховых взносов. Такие разъяснения именно что содержат правовые нормы и общие правила, конкретизирующие нормативные предписания. Характер таких разъяснений является обязательным, а не информационно-разъяснительным.

Очевидно, что если плательщик страховых взносов решает не руководствоваться разъяснениями Минздравсоцразвития РФ, для него это напрямую влечет возникновение претензий со стороны органа контроля за уплатой страховых взносов. В таком случае плательщик страховых взносов уже не сможет ссылаться на то, что указанные разъяснения не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о страховых взносах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минздравсоцразвития РФ.

Однако следует помнить, что суд представляет собой независимую, отдельную от других видов власти, судебную власть. Поэтому при разбирательстве дела в суде, де-юре существует вероятность того, что законность разъяснений Минздравсоцразвития РФ может быть поставлена судом под сомнение. Но вероятность именно такого результата ничтожно мала, поскольку, как уже указывалось, часть 5 статьи 1 Закона N 212-ФЗ устанавливает особую норму, не имеющую аналогов, которая закрепляет юридическую силу разъяснений Минздравсоцразвития РФ, и совершенно справедливо полагать, что суд, который обязан руководствоваться законом, подлежащим применению, должен руководствоваться и разъяснением Минздравсоцразвития РФ как имеющим обязательную силу. Для того, чтобы считалось, что разъяснения Минздравсоцразвития РФ не могут применяться, необходимо признание их в установленном порядке недействующими нормативными правовыми актами.

Как отмечено в Письме Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2010 N 1343-19, разъяснения, данные в отношении законодательства о налогах и сборах, на порядок применения норм Закона N 212-ФЗ не распространяются.

Важно помнить, что нормативным характером разъяснения Минздравсоцразвития РФ будут обладать в случае, если они выпускаются в форме приказа, прошедшего государственную регистрацию и опубликованного в установленном порядке.

Если же разъяснения Минздравсоцразвития РФ приведены в обычном письме, их сила полностью аналогична рассмотренным выше письмам Минфина России. В таком случае плательщик страховых взносов будет вправе руководствоваться нормами законодательства о страховых взносах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минздравсоцразвития РФ, а письма Минздравсоцразвития РФ он может воспринимать только как мнение экспертов.

Часть 2 статьи 2 Закона N 212-ФЗ отделяет предмет регулирования Закона N 212-ФЗ от отношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и от отношений по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.

Так, отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний урегулированы Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Следовательно, положения данных законов так же, как и нормы НК РФ, не могут быть применены по аналогии в отношении исчисления и уплаты страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, контроля за этим и вопросам привлечения к ответственности за соответствующие нарушения.

Часть 4 статьи 2 Закона N 212-ФЗ устанавливает важное правило, соответствующее части 4 статьи 15 Конституции РФ, о том, что правила, предусмотренные международным договором РФ, имеют приоритет перед нормами Закона N 212-ФЗ.

Так, Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в области социального обеспечения установлено Договором от 24.01.2006.

Читайте так же:  866 приказ минздрава. 866 приказ минздрава

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *