В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- – определение внешних долговых требований Российской Федерации;
- – сущность государственного финансового кредита, государственного экспортного кредита;
- – условия, на которых осуществляется уступка прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации;
- – определять долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией;
- – определять условия, на которых могут быть заключены соглашения и договоры о предоставлении государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
- – номинальная сумма долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией по предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией кредитам за счет средств бюджетов бывшего СССР и Российской Федерации соответственно;
- – номинальная сумма долга иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, возникшая до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета бывшего СССР;
- – номинальная сумма долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, по которому у Российской Федерации имеются права требования по договорам об уступке прав требования;
- – номинальная сумма долга иностранных юридических лиц по предоставленным им банком – агентом Правительства РФ государственным экспортным кредитам.
- 1) наименования иностранного государства и (или) иностранного юридического лица – получателя государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;
- 2) наименования гаранта возврата государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита, если условиями договора о предоставлении государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита предусматривается наличие гарантии;
- 3) целей предоставления государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;
- 4) общей суммы государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита на весь срок использования;
- 5) срока использования государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;
- 6) процентной ставки по государственному финансовому кредиту и (или) государственному экспортному кредиту;
- 7) срока погашения государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;
- 8) прогноза объема бюджетных средств, направленных на оплату товаров и услуг для государственного экспортного кредита;
- 9) прогноза объема предоставления денежных средств для государственного финансового кредита.
уметь
владеть навыками
– анализа программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов.
Авторами в данной главе определены основные понятия в области долговых обязательств перед Россией. Рассмотрены такие понятия, как внешние долговые требования, программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, рассмотрены схемы реструктуризации долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией.
Ключевые понятия
Внешние долговые требования Российской Федерации, долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, уступка прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации
Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банком – агентом Правительства РФ государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам, а также долговые требования юридических лиц – экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.
Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.
Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика – импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком – агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком – импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.
В государственной гарантии иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита, предоставляемого банком – агентом Правительства Российской Федерации иностранному заемщику – импортеру товаров и услуг или его банку-кредитору, предусматривается обязательство о безусловной уступке российским юридическим лицом – экспортером или банком – агентом Правительства РФ своих прав по гарантии (полностью или частично) Правительству РФ.
Внешние долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.
Под объемом долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией понимается:
Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов представляет собой перечень государственных финансовых кредитов и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период с указанием по каждому из них:
Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к указанному закону.
В случае неутверждения Государственной Думой очередной программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной финансовый год и плановый период.
Соглашения и договоры о предоставлении государственных финансовых и государственных экспортных кредитов могут быть заключены при условии:
В случае неиспользования иностранным заемщиком государственного финансового и (или) государственного экспортного кредита бюджетные средства, предусмотренные на предоставление указанных государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, перераспределяются Правительством РФ между иностранными заемщиками, включенными в программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период.
Под реструктуризацией долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указанного долга.
Реструктуризация долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией может быть осуществлена с частичным списанием сумм основного долга и начисленных процентов.
Договор о реструктуризации и (или) списании долга иностранного государства перед Российской Федерацией подлежит ратификации, за исключением реструктуризации и (или) списания этого долга в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников указанных организаций и клубов, а также за исключением реструктуризации и (или) списания долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Уступка прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации к иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам может быть осуществлена Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.
Внешние долговые требования РФ
«. 1. Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банком — агентом Правительства Российской Федерации государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам, а также долговые требования юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 года в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР. «
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012)
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
Смотреть что такое «Внешние долговые требования РФ» в других словарях:
Золотовалютные резервы — (International reserves) Золотовалютные резервы это запасы золота и валюты в центральном банке государства Что представляют собой золотовалютные резервы, каким образом они формируются, структура, порядок накопления и расходования золотовалютных… … Энциклопедия инвестора
Эмиссия — (Emission) Эмиссия это выпуск в обращение денег и ценных бумаг Общее понятие эмиссии, денежная эмиссия, эмиссия ценных бумаг, связь эмиссии и инфляции Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Дефицит — (Deficit) Термин, означающий недостачу, недостаточность Превышение объёма импорта над объёмом экспорта; недостаток, нехватка чего либо Содержание Содержание Определение Товарный Дефицит в СССР Внутренние источники Внешние источники Требования к… … Энциклопедия инвестора
ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ — (financial assets) Деньги и права (требования) на них в отличие от материальных (физических) активов, таких, как земля, здания или оборудование. К финансовым активам относятся деньги, ценные бумаги, дающие право на получение денег, например,… … Экономический словарь
Долг — (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора
Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора
Международная финансовая помощь — (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора
IPO — (Публичное размещение) IPO это публичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке Сущность понятия публичного размещения (IPO), этапы и цели проведения IPO, особенности публичного размещения ценных бумаг, крупнейшие IPO, неудачные публичные… … Энциклопедия инвестора
Государственный кредит — (Government credit) Совокупность экономических отношений Система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства Содержание Содержание 1. История государственного в 2. Сущность и функции государственного ссуды 3. и государственный… … Энциклопедия инвестора
Кризис — (Krisis) Содержание Содержание Финансовый кризис История Мировая история 1929 1933 годы время Великой депрессии Черный понедельник 1987 года. В 1994 1995 годах произошел Мексиканский кризис В 1997 году Азиатский кризис В 1998 году Российский… … Энциклопедия инвестора
§ 50. Внешние долговые требования Российской Федерации
В объем долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией включается:
номинальная сумма долга по предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией кредитам за счет средств бюджета бывшего СССР и Российской Федерации соответственно;
номинальная сумма долга иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, возникшая до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета бывшего СССР;
номинальная сумма долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, по которому у Российской Федерации имеются права требования по договорам об уступке прав требования;
номинальная сумма долга иностранных юридических лиц по предоставленным им банком-агентом Правительства Российской Федерации государственным экспортным кредитам.
Предоставление кредитов иностранным заемщикам осуществляется в виде государственного финансового или государственного экспортного кредита. Государственным финансовым кредитом является форма бюджетного кредита, при которой Российская Федерация выделяет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства. Государственный экспортный кредит представляет собой разновидность бюджетного кредита, при котором за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика-импортера, в объеме и на условиях, предусмотренных межправительственным соглашением или соответствующим договором между банком-агентом Правительства Российской Федерации и иностранным заемщиком или его банком-кредитором. При этом устанавливается обязательное требование о наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату указанного кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.
Государственные финансовые и экспортные кредиты включаются в программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов.
наименования иностранного государства или иностранного юридического лица-получателя;
наименования гаранта возврата кредита;
целей предоставления кредита;
общей суммы кредита на весь срок использования;
процентной ставки по кредиту;
срока использования и срока погашения кредита;
прогноза объема бюджетных средств, направленных на оплату товаров и услуг для государственного экспортного кредита;
прогноза предоставления денежных средств для государственного финансового кредита.
Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта Федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении в качестве отдельного приложения. В случае неутверждения Государственной Думой очередной программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов действие ранее утвержденной про-граммы продлевается на очередной финансовый год и плановый период. Договоры и соглашения о предоставлении государственных финансовых и государственных экспортных кредитов могут быть заключены при условии, если указанные кредиты включены в соответствующую программу и если исполнение обязательств Российской Федерации по предоставлению этих кредитов не требует увеличения объема средств на исполнение программы предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов. В случаях неиспользования иностранным заемщиком государственного финансового и государственного экспортного кредита бюджетные средства, предусмотренные на их предоставление, перераспределяются Правительством Российской Федерации между иностранными заемщиками, включенными в программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период.
Сведения о номинальной сумме долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией предоставляются по состоянию на конец отчетного финансового года в составе документов и материалов к проекту Федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.
В Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливаются предельные размеры бюджетных средств, предоставляемые в виде кредитов иностранным государствам и иностранным юридическим лицам. Отдельной строкой могут закрепляться пределы сумм кредитов для государств-участников Содружества Независимых Государств. Так, на 1 января 2008 г. верхний предел долга государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) перед Российской Федерацией был утвержден в размере 3,0 млрд долларов США. Предоставление государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам по межправительственным соглашениям (договорам) осуществляется при условии исполнения указанными государствами и юридическими лицами обязательств по уплате процентных платежей и погашению основной суммы задолженности по ранее предоставленным кредитам.
Регулирование долга иностранных государств перед Российской Федерацией осуществляется методами реструктуризации, списания долга и уступки прав требования. Под реструктуризацией долга иностранных государств или иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указанного долга, включающий изменение срока долгового обязательства, процентов по нему, общей суммы кредита и т.п. Реструктуризация может быть проведена с частичным списанием сумм основного долга и начисленных процентов. На практике иногда осуществляется полное списание долга иностранных государств перед Российской Федерацией. Реструктуризация и списание долга иностранного государства производятся на основе межправительственного договора. Договоры о реструктуризации или списании долга подлежат ратификации, за исключением ре-структуризации или списания этого долга в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях (Международного валютного фонда, Международного банка ре-конструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития) и финансовых клубах (Лондонского и Парижского клубов-кредиторов) на общих и единых для всех участников условиях. Не требуют ратификации и договоры о реструктуризации и списании долга иностранных государств и иностранного юридического лица, если указанные методы в отношении заемщиков предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Уступка прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации к иностранным государствам и иностранным юридическим лицам может быть осуществлена Правительством Российской Федерации в соответствии с российским законодательством.
Внешние долговые требования РФ как кредитора
Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банком — агентом Правительства РФ государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам, а также долговые требования юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.
Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между ними.
Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком — импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.
Внешние долговые требования РФ формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.
Под объемом долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией понимается:
* номинальная сумма долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией по предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией кредитам за счет средств бюджетов бывшего СССР и Российской Федерации соответственно;
• номинальная сумма долга иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, возникшая до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета бывшего СССР;
* номинальная сумма долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, по которому у Российской Федерации имеются права требования по договорам об уступке прав требования;
• номинальная сумма долга иностранных юридических лиц по предоставленным им банком — агентом Правительства РФ государственным экспортным кредитам.
Сведения о номинальной сумме долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией предоставляются по состоянию на конец отчетного финансового года в составе документов и материалов к проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.
При анализе внешнего долга России приводилась информация о внешних активах России, сформировавшаяся на момент распада СССР. Будучи крупным должником Запада, Россия одновременно является международным кредитором примерно в сопоставимых размерах. С учетом реалий настоящего времени долг иностранных государств перед Россией на конец 2007 — начало 2008 г. был определен в размере около 68 млрд долл. Кроме того, значился долг стран СНГ перед Россией на конец 2008 г. и размере более 3 млрд долл. По нашим оценкам, с учетом всех списаний внешняя задолженность ряда стран перед Россией на начало 2013 г, не превышала 40 млрд долл.
Долги перед СССР формировались странами, вступившими на путь национального возрождения после крушения колониальной системы, В тот период кредитовать их, не возрождая неоколониализм, было просто некому. Политический характер финансовой поддержки особенно подчеркивался после распада СССР, когда политическая ситуация на постсоветском пространстве изменилась радикальным образом. Да и в ряде стран-заемщиц ситуация тоже изменилась. Трудности возврата кредитов возрастали. Конечно, их нельзя назвать внешними активами. Выступая с докладом о содержании «Концепции внешней политики Российской Федерации», экс-президент Российской Федерации Д. А. Медведев не мог не отметить: «Идеологическими инвестициями мы сыты. Они были. и отдача от них, совершенно понятно, какая. Выцарапываем свои деньги через различного рода международные механизмы, потраченные неэффективно для поддержания коррупционных режимов. Этого в будущем не должно быть».
Наиболее крупными должниками России до указанных выше списаний были (но состоянию на 1 января 2006 г.): Ливия (в разных источниках называется различная величина — от 3,5 млрд до 4,6 млрд долл.), Сирийская Арабская Республика (1,38 млрд долл. США), Республика Ирак, Алжир, Афганистан, Куба. Погашение незначительной части этой задолженности осуществляется нерегулярно и в основном товарными поставками, а погашение се основной части представляется вообще проблематичным по экономическим и политическим причинам.
В 2008 г. практически был решен вопрос о списании Ираку задолженности перед Россией на сумму 12 млрд долл. (93% от общей суммы иракского долга, равной 12,9 млрд долл., как было представлено в информации Минфина России, в «обмен* на получение права участвовать в конкурсе на размещение нефтяных контрактов, т.е. в обмен на право участия в разработке нефтяных месторождений и в реализации других инфраструктурных проектов в области электроэнергетики на территории Ирака. Сначала подлежали списанию 7,5 млрд долл. долга, а остальные 4,5 млрд долл. — в два этапа: после выполнения Ираком программы МВФ, ориентированной на активизацию инвестиционных факторов экономического роста, на снижение инфляции до уровня не более 12% в год и на доведение среднедневного объема добычи нефти до уровня 2,2 млн баррелей. В публикациях по данному вопросу высказывачосъ весьма критическое отношение к столь значительным списаниям при отсутствии каких-либо гарантий для России в условиях жесточайшей конкуренции. К тендерам на получение права участия в проектах были допущены участники из 44 стран, что свидетельствует об отсутствии каких-либо гарантий для России. В марте 2006 г. проводилось урегулирование и списание части алжирского долга. В 2008 г., через два года после списания крупной суммы алжирского «оружейного» долга (4,7 млрд долл.) в обмен па новые контракты, «Стройтрапсгаз» активизирует работу в Алжире по созданию газотранспортных мощностей. АО «РЖД» выиграло тендер на строительство железных дорог в Алжире, проект строительства которых стоимостью около 7 млрд долл. реализовался при несущественном участии России — российская часть этого проекта (около 300 млн долл.) компенсирует лишь часть «потерь» от контракта по поставленным в Алжир 15 военным самолетам МиГ, которые в связи с дефектами Россия согласилась забрать обратно.
В сентябре 2007 г. было подписано соглашение об урегулировании задолженности бывшего СССР перед Объединенными Арабскими Эмиратами (500 млн долл.). Кредит был получен в канун развала СССР в 1991 г. Б порядке погашения долга Россия поставляла в ОАЭ продукцию машиностроения и удовлетворяла просьбу руководства этой страны по закрытой части соглашения.
В апреле 2008 г. был решен вопрос о судьбе ливийского долга перед Россией как правопреемницей СССР. По оценкам экспертов, принимавших участие в выверке долговых обязательств, Ливия должна была России 4,6 млрд долл. (с учетом задолженности Внешэкономбанка перед Ливией в объеме 100 млн долл. — 4,5 млрд долл.). Речь шла о возможном «обмене» списания долга на новые контракты по поставкам в Ливию преимущественно военной техники. Ливия подписала также контракт на строительство ОАО «РЖД» железной дороги Сирт — Бенгази но побережью Средиземного моря длиной 554 км стоимостью 2,2 млрд евро (3,49 млрд долл.), проводилась работа по определению участия России в разработке нефтяных и газовых месторождений на территории Ливии с оплатой работ и услуг сырьем. В 2006—2007 гг. «Газпром» выиграл тендер и получил лицензию на добычу нефти на шельфе Средиземного моря, с учетом интересов «Газпрома» удерживать позиции на мировом рынке путем добычи и продажи не только российских газа и нефти. Ливийская национальная нефтегазовая компания заключила соглашение с «Газпромом» о разделе продукции в нефтегазоносном бассейне Гадамсс. Однако списание ливийского долга в «обмен» на инвестиционные перспективы для России в Ливии оказалось не вполне осмотрительным с учетом последующих трагических событий в Ливии в результате агрессии.
Присоединение России к Парижскому клубу кредиторов обусловило также списание большей части задолженности в рамках проводимой политики списания с беднейших стран их долгов. Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2006 № 1730-р одобрено Заявление Правительства РФ о намерении списать задолженность государств — дебиторов Российской Федерации, завершивших до 31 декабря 2006 г. свое участие в расширенной Инициативе по облегчению задолженности беднейших стран. В 2007 г. Россия планировала списать 558,5 млн долл. долга африканских стран, что и было сделано.
В последние годы активизирована деятельность Правительства РФ, связанная с обменом долга перед Россией на долю участия в инвестиционных проектах, а также с определением необходимых России товаров, поставка которых может быть обеспечена в счет долга государствами-должниками. Примером является обмен индийского долга перед Россией в рупиях, эквивалентного 2 млрд долл., па поставки не производимого в России диоксида титана. На средства долга будет построен с участием России химико-металлургический комбинат но производству необходимой России продукции, в том числе диоксида титана, причем с долей России в проекте 55%. В сентябре 2007 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» заключил соглашение с британской компанией Aricom о строительстве в России предприятия по производству диоксида титана. В мае 2008 г. Правительством РФ было дано поручение «Технопромэкспорту» о подготовке варианта выкупа у Индии в счет погашения ею долга перед Россией ТЭС «Бар», в строительство которой Индией было инвестировано 600—800 млн долл. при потребности в средствах для ее достройки около 4 млрд долл.
Примером удачного решения управления внешними активами в рамках СИГ является списание Россией долга Киргизии в объеме 180 млн долл. в обмен на пакет акций (48%) завода «Дастан», производящего комплектующие для торпед подводных лодок. В феврале 2009 г. был решен вопрос о предоставлении Киргизии не только безвозмездной финансовой помощи на 150 млн долл., но и льготного кредита на 300 млн долл. сроком на 40 лет под 0,75% годовых с льготным семилетним периодом. Учтено, что Киргизия имеет значительный внешний долг, а также приняла стратегически важное для России решение об отказе в дислокации на территории страны американской авиабазы «Ганси».
Управление внешними активами, связанное с формированием внешних долговых требований государства, предполагает не только организацию работы по возврату дебиторами своей задолженности, но и регулирование предоставления новых займов от имени Российской Федерации. В ежегодно утверждаемых программах предоставления кредитов иностранным государствам значатся основные позиции договоренностей по этому вопросу между Россией и зарубежными государствами. На 2007 г. в программу было включено предоставление кредита Индии на строительство АЭС в рамках указанной выше суммы в пределах 283,3 млн долл. на поставку оборудования и в пределах 84,3 млн долл. — на поставку ядерного топлива. Аналогично продолжалось кредитование строительства АЭС «Тяньвань» в Китае. Особо рассматриваются вопросы предоставления Россией кредитов странам СНГ и Беларуси как члену Союзного государства, В декабре 2007 г. было подписано соглашение о предоставлении Российской Федерацией кредита Беларуси на сумму 1,5 млрд долл. сроком на 15 лет. Позднее был решен вопрос о дополнительном кредите еще на 2 млрд долл. по ставке LIBOR + 0,75%.
Внешние долговые требования Российской Федерации
Внешние долговые требования РФ — это финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования: • возникшие в связи с предоставлением банком — агентом Правительства РФ государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам; • юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 01.01.91 в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР
Внешние долговые требования РФ формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией
Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства
Государственный экспортный кредит – это форма бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком — импортером товаров и услуг или его банком-кредитором при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита
Под объемом долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией понимается номинальная сумма долга иностранных: • государств и иностранных юридических лиц перед РФ по предоставленным бывшим СССР и РФ кредитам за счет средств бюджетов бывшего СССР и РФ; • юридических лиц перед РФ, возникшая до 01.01.91 в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета бывшего СССР; • государств и иностранных юридических лиц перед РФ, по которому у РФ имеются права требования по договорам об уступке прав требования; • юридических лиц по предоставленным им банком — агентом Правительства РФ государственным экспортным кредитам
Сведения о номинальной сумме долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ предоставляются по состоянию на конец отчетного финансового года в составе документов и материалов к проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год
Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период утверждается при рассмотрении ГД проекта федерального закона на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к закону
В случае неутверждения ГД очередной программы предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной финансовый год и плановый период
Под реструктуризацией долга иностранного государства и иностранного юридического лица перед Российской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указанного долга. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием сумм основного долга и начисленных процентов. Уступка прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации к иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам может быть осуществлена Правительством РФ в соответствии с российским законодательством
2. Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства.
Комментарий к статье 122 Бюджетного Кодекса РФ
Статья и ее название представлены в новой редакции.
В новой редакции ст. 122 БК РФ законодатель не оперирует более понятием «кредит» применительно к отношениям, в которых Российская Федерация выступает в качестве кредитора, а правомерно применяет понятие «внешние долговые требования». Одновременно следует обратить внимание на то, что в статье не используется более такое понятие, как «внешние активы» .
———————————
Прежняя редакция ст. 122 БК РФ характеризовала государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией как внешние активы.
Согласно новой редакции ст. 122 БК РФ (п. 1) внешними долговыми требованиями РФ являются:
1. Финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ как кредитором, включая долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банком — агентом Правительства РФ — государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам — кредиторам.
2. Долговые требования юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшихся за счет средств бюджета бывшего СССР.
Таким образом, государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства (п. 2 ст. 122 БК РФ).
В свою очередь, государственный экспортный кредит — это форма бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим:
— соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства;
— договором между банком — агентом Правительства РФ и Федерации.
Другой комментарий к статье 122 БК РФ
1. Глава 15 Кодекса в ранее действовавшей редакции была посвящена государственным кредитам, предоставляемым Россией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. В комментируемой статье в ранее действовавшей редакции определялось, что такими кредитами являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Россией как кредитором.
В соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ гл. 15 Кодекса полностью изложена в новой редакции. В результате изменений глава регулирует не только предоставление Россией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, а внешние долговые требования России в общем, что нашло отражение в изменении названий гл. 15 Кодекса и комментируемой статьи.
Как определено в п. 1 комментируемой статьи, внешними долговыми требованиями России являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Россией как кредитором. В такие финансовые обязательства включаются:
долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банком — агентом Правительства РФ государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам;
долговые требования юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.
2 — 4. Изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, введены понятия государственного финансового кредита и государственного экспортного кредита, представляющие собой две формы государственного кредита, предоставляемого Россией иностранным заемщикам.
В рамках государственного финансового кредита согласно п. 2 комментируемой статьи Россия предоставляет из федерального бюджета иностранному заемщику денежные средства в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.
При государственном экспортном кредите, как определено в п. 3 комментируемой статьи, за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком — импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу России.
Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает требование к содержанию государственной гарантии иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита, предоставляемого банком — агентом Правительства РФ иностранному заемщику — импортеру товаров и услуг или его банку-кредитору: в такой гарантии предусматривается обязательство о безусловной уступке российским юридическим лицом — экспортером или банком — агентом Правительства РФ своих прав по гарантии (полностью или частично) Правительству РФ.
Остались вопросы по ст 122 БК РФ?
Получите консультации и комментарии юристов по статье 122 БК РФ бесплатно.
Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.
Статья 122. Внешние долговые требования Российской Федерации
СТ 122 БК РФ
1. Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банком — агентом Правительства Российской Федерации государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам, а также долговые требования юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 года в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.
3. Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства Российской Федерации и иностранным заемщиком — импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.
4. В государственной гарантии иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита, предоставляемого банком — агентом Правительства Российской Федерации иностранному заемщику — импортеру товаров и услуг или его банку-кредитору, предусматривается обязательство о безусловной уступке российским юридическим лицом — экспортером или банком — агентом Правительства Российской Федерации своих прав по гарантии (полностью или частично) Правительству Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 122 Бюджетного кодекса РФ
Положениями статей, включенных в главу 15, регулируется порядок предоставления государственных кредитов Российской Федерации иностранным государствам и исполнение долговых обязательств перед Российской Федерацией иностранными государствами.
Следует указать на особенность государственного кредита, который состоит в возвратности, срочности, возмездности и добровольности предоставляемых взаймы средств.
Комментируемая статья устанавливает порядок предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
Государственными кредитами, предоставляемыми Россией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором.
В соответствии с комментируемой статьей участниками этих международных финансовых правоотношений выступают с одной стороны Российская Федерация, а с другой — иностранные государства, международные финансовые организации и юридические лица иностранных государств.
В этих правоотношениях Россия выступает в роли кредитора, а участники с другой стороны — в роли должников.
Однако следует заметить, что Российская Федерация в международных кредитных отношениях выступает не только как кредитор, но и как заемщик, должник и гарант.
Часть вторая комментируемой статьи устанавливает, что указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы Российской Федерации.
Классификация государственных внешних активов РФ включена в бюджетную классификацию.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (ст. 1 ФЗ от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ ред. от 08.08.2001, «О бюджетной классификации Российской Федерации»; см. также Приказ Минфина РФ от 25 мая 1999 г. N 38н, ред. 28.12.2001, «Об утверждении указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).