Приложение N 1. Общие требования к военнослужащему

Апр 26, 2019 Публикации

Приложение N 1. Порядок деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации

Приложение N 1
к приказу Министра обороны РФ
от 30 октября 2015 г. N 660

Порядок
деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

4 января 2018 г.

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 11 февраля 2018 г. — Приказ Министра обороны РФ от 4 января 2018 г. N 2

1. Настоящий Порядок деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Порядок) разработан в целях реализации Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»)*(1), Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее — Положение о порядке прохождения военной службы)*(2), и определяет организацию работы должностных лиц органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — воинские части) и их кадровых органов по вопросам:

поступления граждан Российской Федерации (далее — граждане), не находящихся на военной службе, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на военную службу по контракту на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров;

заключения с гражданами и военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации контрактов о прохождении военной службы (далее — контракты);

назначения офицеров, прапорщиков (мичманов), солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту (далее — военнослужащие), на воинские должности, освобождения их от воинских должностей и зачисления в распоряжение командира (начальника);

назначения военнослужащих, завершивших обучение в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее — выпускники военно-учебных заведений), на воинские должности;

приостановления военнослужащим военной службы;

направления военнослужащих не на воинские должности без приостановления (с приостановлением) им военной службы;

присвоения воинских званий военнослужащим;

предоставления военнослужащим отдельных видов отпусков и учета служебного времени и времени отдыха;

увольнения военнослужащих с военной службы.

II. Поступление граждан, не находящихся на военной службе, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на военную службу по контракту на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров

2. Гражданин, не находящийся на военной службе, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, подает заявление в военный комиссариат по месту воинского учета (месту жительства) или в воинскую часть.

Гражданину, не находящемуся на военной службе, обратившемуся непосредственно в воинскую часть с заявлением о поступлении на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, командиром (начальником) воинской части после рассмотрения его кандидатуры выдается отношение по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Отношение представляется гражданином в военный комиссариат по месту воинского учета (месту жительства).

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, подает рапорт по команде командиру (начальнику) воинской части.

Гражданин (военнослужащий, проходящий военную службу по призыву), заявление (рапорт) которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера (далее — кандидат).

3. Отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — воинскими частями.

Военные комиссариаты проводят отбор кандидатов на основании:

отношения, выданного командиром (начальником) воинской части;

перечней вакантных воинских должностей, подлежащих комплектованию офицерами, представляемых в военные комиссариаты командирами (начальниками) воинских частей.

4. Кандидат должен соответствовать требованиям по уровню*(3):

По уровню образования кандидат должен иметь высшее образование по направлению подготовки (специальности), родственное соответствующей военно-учетной специальности.

По уровню квалификации кандидат должен иметь опыт не менее:

одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности для граждан, прошедших военную службу по призыву, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту на воинских должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание до прапорщика (мичмана) включительно;

двух лет стажа работы по специальности, родственной военно-учетной специальности, для граждан, не прошедших военную службу по призыву или по контракту.

По уровню физической подготовки кандидат должен соответствовать требованиям к физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту*(4).

Требования по уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, не находящихся на военной службе, имеющих воинские звания офицеров и состоящих в запасе.

5. На кандидата, прошедшего отбор на военную службу по контракту, в воинской части подготавливается представление, оформляемое по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. Представление и личное дело кандидата (далее — материалы) представляются в порядке подчиненности в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее — Главное управление кадров).

Главное управление кадров рассматривает поступившие материалы, готовит и представляет статс-секретарю — заместителю Министра обороны Российской Федерации проект приказа по личному составу.

Приказы по личному составу о приеме граждан на военную службу по контракту и заключении соответствующих контрактов*(5) (далее — приказ о приеме на военную службу) подписываются статс- секретарем — заместителем Министра обороны Российской Федерации.

Выписка из приказа о приеме на военную службу доводится Главным управлением кадров до кадрового органа вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы), военного округа, Северного флота, центрального органа военного управления, из которого поступили материалы на кандидата, а также до военного комиссариата по месту воинского учета (воинской части, проводившей мероприятия по отбору) кандидата. Личное дело кандидата направляется в военный комиссариат по месту воинского учета (воинскую часть, проводившую мероприятия по отбору).

Военный комиссариат доводит приказ о приеме на военную службу до гражданина, вручает ему предписание для убытия в воинскую часть, информирует о порядке убытия и заключения контракта, направляет в воинскую часть его личное дело и уведомляет командира (начальника) воинской части о сроке его прибытия.

III. Заключение с гражданами и военнослужащими Вооруженных Сил контрактов

6. Командир (начальник) воинской части на основании выписки из приказа о приеме на военную службу заключает с гражданином первый контракт в день его прибытия в воинскую часть, а с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — в день получения выписки из приказа о приеме на военную службу.

7. В случае присвоения военнослужащему, у которого контракт был заключен до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, очередного воинского звания, в соответствии с которым увеличивается его предельный возраст пребывания на военной службе, новый контракт с военнослужащим подписывается в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта.

8. Для принятия решения о заключении нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта*(6) командир (начальник) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше направляет в порядке подчиненности представление, оформляемое по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, с приложением рапорта военнослужащего, выписки из протокола заседания аттестационной комиссии воинской части и копии заключения военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии о годности к военной службе (годности к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности). На основании представлений кадровый орган, подчиненный должностному лицу, уполномоченному принимать решения о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, подготавливает персональный список, оформляемый по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.

Решение о заключении нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта (далее — решение) оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящему Порядку. Выписки из решения направляются кадровым органом в семидневный срок в воинские части. На основании выписки из решения командир (начальник) воинской части заключает с военнослужащим новый контракт или представляет его к увольнению с военной службы.

9. Первый контракт с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и получившим воинское звание офицера, сроком на три года или пять лет заключает начальник учебного военного центра при этой образовательной организации. Контракт заключается в день, следующий за датой приказа ректора образовательной организации об отчислении этого гражданина из состава студентов указанной образовательной организации, и объявляется приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу.

IV. Назначение военнослужащих на воинские должности, освобождение их от воинских должностей и зачисление в распоряжение командира (начальника)

10. На военнослужащего, представляемого к назначению на воинскую должность, зачислению в распоряжение командира (начальника) и освобождению от воинской должности, оформляется представление по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, которое подписывается командиром (начальником) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше и представляется в порядке подчиненности для принятия решения должностному лицу Вооруженных Сил, которому предоставлено право по назначению на воинские должности военнослужащих*(7) (далее — уполномоченное лицо по назначению на воинские должности).

К представлению прилагаются следующие документы:

копия аттестационного листа (при назначении на воинскую должность в порядке плановой замены);

рапорт военнослужащего о согласии с назначением на высшую или низшую воинскую должность;

выписка из протокола заседания аттестационной комиссии воинской части (при назначении на воинскую должность).

В случае представления военнослужащего (с его согласия либо в порядке реализации дисциплинарного взыскания) к назначению на низшую воинскую должность, которая входит в полномочия по назначению нижестоящего командира (начальника), соответствующий командир (начальник), пользующийся правом назначения на воинскую должность, которую замещает военнослужащий, издает приказ об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и назначении его на низшую воинскую должность или об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и зачислении в распоряжение командира (начальника), имеющего право назначать военнослужащего на эту воинскую должность.

11. Военнослужащий вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность*(8). При этом он представляет командиру (начальнику) воинской части рапорт с ходатайством о рассмотрении его кандидатуры для назначения на воинскую должность. Рапорт военнослужащего рассматривается аттестационной комиссией воинской части, которая готовит предложения командиру (начальнику) воинской части о целесообразности назначения военнослужащего на воинскую должность. Военнослужащий, ходатайство которого отклонено, уведомляется аттестационной комиссией воинской части о принятом решении в письменной форме.

Если командиром (начальником) воинской части принято решение о представлении к назначению на воинскую должность военнослужащего другой воинской части, на имя командира (начальника) воинской части, где проходит военную службу военнослужащий, отобранный к назначению на воинскую должность, направляется отношение, оформляемое по рекомендуемому образцу согласно приложению N 5 к настоящему Порядку. Командир (начальник) воинской части, в которой проходит военную службу отобранный к назначению на воинскую должность военнослужащий, обязан в течение десяти дней после получения отношения принять по нему решение и уведомить о принятом решении командира (начальника) воинской части, выдавшего отношение. В случае принятия решения о представлении военнослужащего к назначению на воинскую должность соответствующее представление направляется в порядке подчиненности в кадровый орган, подчиненный уполномоченному лицу по назначению на воинскую должность, указанную в отношении.

V. Назначение выпускников военно-учебных заведений на воинские должности

Пункт 12 изменен с 11 февраля 2018 г. — Приказ Министра обороны РФ от 4 января 2018 г. N 2

12. Непосредственное руководство определением персонального служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений осуществляет начальник военной образовательной организации высшего образования (начальник военной профессиональной образовательной организации) Министерства обороны Российской Федерации (далее — военно-учебное заведение) с привлечением командиров подразделений слушателей (курсантов) и профессорско-преподавательского состава. В процессе должностного предназначения выпускников военно-учебных заведений могут принимать участие представители кадровых органов видов (родов войск) Вооруженных Сил, военных округов, Северного флота и центральных органов военного управления.

Кадровый орган военно-учебного заведения организует работу по назначению выпускников военно-учебного заведения:

на воинские должности офицеров — на основании выписок из утвержденного Министром обороны Российской Федерации плана распределения офицеров — выпускников военно-учебных заведений и учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования;

на воинские должности прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин) — на основании выписок из утвержденного статс-секретарем — заместителем Министра обороны Российской Федерации плана распределения прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин) — выпускников военно-учебных заведений.

На основе плана распределения офицеров — выпускников военно-учебных заведений и учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и плана распределения прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин) — выпускников военно-учебных заведений в видах (родах войск) Вооруженных Сил, военных округах, на Северном флоте и в центральных органах военного управления разрабатываются расчеты комплектования подчиненных войск (сил) выпускниками военно-учебных заведений и учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечни воинских должностей, комплектуемых выпускниками военно-учебных заведений (далее — перечни воинских должностей), и заявки на выпускников военно-учебных заведений, планируемых к зачислению в распоряжение командиров (начальников).

Перечни воинских должностей и заявки на выпускников военно-учебных заведений, планируемых к зачислению в распоряжение командиров (начальников), представляются в Главное управление кадров, должностным лицам, в подчинении которых находятся военно-учебные заведения, и в военно-учебные заведения не позднее двух месяцев до даты окончания обучения слушателями (курсантами).

13. При определении служебного предназначения выпускников военно-учебного заведения учитываются результаты государственной итоговой аттестации и аттестационные материалы военнослужащих, а также семейное положение и состояние здоровья членов семьи.

Выпускники военно-учебного заведения, окончившие его с дипломом с отличием, пользуются преимущественным правом выбора воинской должности, указанной в перечне воинских должностей, поступившем в военно-учебное заведение.

Пункт 14 изменен с 11 февраля 2018 г. — Приказ Министра обороны РФ от 4 января 2018 г. N 2

14. Выпускники военно-учебных заведений (за исключением назначаемых на воинские должности указами Президента Российской Федерации, зачисляемых в распоряжение командиров (начальников) и направляемых для дальнейшего прохождения военной службы в другие федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба) назначаются:

на воинские должности офицеров — приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу;

на воинские должности прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин) — приказом статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации по личному составу.

Подготовка проектов указанных приказов по личному составу осуществляется кадровым органом военно-учебного заведения.

Пункт 15 изменен с 11 февраля 2018 г. — Приказ Министра обороны РФ от 4 января 2018 г. N 2

15. Кадровый орган военно-учебного заведения представляет в Главное управление кадров не позднее пятнадцати суток до даты окончания обучения слушателями (курсантами) проект приказа Министра обороны Российской Федерации (статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации) по личному составу. Кроме того, кадровый орган военно-учебного заведения осуществляет направление выпускников военно-учебного заведения к месту прохождения военной службы и не позднее семи дней после даты окончания обучения слушателями (курсантами) отправку выписок из приказов Министра обороны Российской Федерации (статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации) по личному составу в соответствующие кадровые органы.

Читайте так же:  Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. Федеральный закон о муп

VI. Приостановление военнослужащим военной службы

16. Военнослужащие в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, наделения полномочиями высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации или назначения временно исполняющими обязанности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, избрания (назначения) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации*(9), давшие согласие на приостановление военной службы, освобождаются от занимаемых воинских должностей и зачисляются в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов по личному составу.

Решение о приостановлении военной службы военнослужащему принимается уполномоченным лицом по назначению на воинские должности на основании представления, оформляемого по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, и рапорта военнослужащего о согласии на приостановление военной службы.

17. Военнослужащий, которому военная служба приостановлена, изъявивший желание продолжить военную службу, прибывает в воинскую часть, в которой хранится его личное дело, для проведения мероприятий по назначению на прежнюю или с его согласия на другую воинскую должность.

Военнослужащий, которому военная служба приостановлена, изъявивший желание уволиться с военной службы, представляет рапорт в порядке подчиненности командиру (начальнику) воинской части не позднее одного месяца с даты прекращения оснований для приостановления ему военной службы.

VII. Направление военнослужащих не на воинские должности без приостановления (с приостановлением) им военной службы

18. Направление военнослужащих не на воинские должности без приостановления (с приостановлением) им военной службы осуществляется приказами Министра обороны Российской Федерации по личному составу.

Запросы руководителей международных организаций, организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организаций высшего образования с ходатайством о направлении военнослужащих не на воинские должности рассматриваются Главным управлением кадров и направляются для согласования заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления.

При принятии решения о направлении военнослужащего не на воинскую должность и с согласия военнослужащего на него оформляется представление в соответствии с требованиями пункта 10 настоящего Порядка, которое представляется в порядке подчиненности в Главное управление кадров для подготовки проекта приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу.

Выписка из приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу доводится до руководителя организации, направившего запрос.

19. На военнослужащего, освобожденного по решению руководителя организации от занимаемой должности, Главным управлением кадров представляются Министру обороны Российской Федерации предложения по исключению военнослужащего из числа направленных в организацию и размещению на вакантную воинскую должность по прежнему или иному месту военной службы.

Военнослужащий, изъявивший желание продолжить военную службу, в случае невозможности назначения на воинскую должность зачисляется в распоряжение командующего войсками военного округа по месту дислокации организации, в которую военнослужащий был направлен.

20. Увольнение военнослужащего, направленного не на воинскую должность без приостановления (с приостановлением) военной службы, производится приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу по представлению руководителя организации.

VIII. Присвоение военнослужащим воинских званий

21. Для присвоения военнослужащему очередного воинского звания не позднее чем за два месяца до истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании оформляется представление по рекомендуемому образцу согласно приложению N 6 к настоящему Порядку, которое направляется в порядке подчиненности должностному лицу Вооруженных Сил, имеющему право присвоения воинского звания, с таким расчетом, чтобы приказ о присвоении очередного воинского звания военнослужащему был издан ко дню истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании с указанием в приказе даты присвоения воинского звания.

Представление к присвоению военнослужащему воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, а также к присвоению первого воинского звания офицера или прапорщика (мичмана) (за исключением военнослужащих, которым воинское звание офицера или прапорщика (мичмана) присваивается после окончания соответствующих военно-учебных заведений и военных профессиональных образовательных организаций, а также граждан, окончивших федеральные государственные образовательные организации высшего образования и прошедших обучение по программам военной подготовки в учебных военных центрах при этих образовательных организациях) оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

В представлении о назначении военнослужащего на высшую воинскую должность указывается ходатайство об одновременном присвоении ему очередного воинского звания при условии, что истек срок его службы в предыдущем воинском звании и для этой воинской должности штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

При представлении военнослужащего к присвоению первого воинского звания офицера, прапорщика (мичмана) оформляются:

послужная карта в трех экземплярах;

заверенная копия документа, подтверждающего уровень образования;

карточка пономерного учета в двух экземплярах (для военнослужащих, которым личный номер Вооруженных Сил не присваивался).

22. При решении вопроса о присвоении гражданину, поступающему на военную службу по контракту, воинского звания в порядке переаттестации должны учитываться воинское звание, предусмотренное штатом по воинской должности, на которую планируется назначить такого гражданина, а также его должностное предназначение, служебный опыт, деловые и морально-психологические качества, уровень образования, военной или специальной подготовки.

Вопрос о присвоении воинского звания в порядке переаттестации рассматривается на заседании аттестационной комиссии воинской части, в которую поступает на военную службу данный гражданин. Результат рассмотрения отражается в аттестационном листе. Представление к присвоению воинского звания в порядке переаттестации оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Воинское звание в порядке переаттестации присваивается одновременно с назначением гражданина на воинскую должность.

IX. Предоставление военнослужащим отдельных видов отпусков и учет служебного времени и времени отдыха

23. В случае предоставления военнослужащему основного отпуска по частям в году изменения выслуги лет, при которой продолжительность этого отпуска увеличивается, одна (несколько частей) из которых предоставляется после даты соответствующего изменения выслуги лет, продолжительность одной части основного отпуска увеличивается на пять суток.

24. Военнослужащий, являющийся соискателем ученой степени кандидата или доктора наук, о предоставлении творческого отпуска обращается к своему непосредственному командиру (начальнику) с рапортом. Ученые советы образовательных организаций и ученые советы (советы) научных организаций представляют командиру (начальнику) воинской части, где проходит военную службу соискатель, свои ходатайства по предоставлению такого отпуска. Рапорт военнослужащего и соответствующее ходатайство рассматриваются в порядке подчиненности заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, Северным флотом, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями центральных органов военного управления. В случае принятия решения о предоставлении творческого отпуска командиром (начальником) воинской части военнослужащему предоставляется творческий отпуск продолжительностью:

для соискателя ученой степени доктора наук — до шести месяцев;

для соискателя ученой степени кандидата наук — до трех месяцев*(10).

25. Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставленного им дополнительного времени отдыха ведется в журнале по форме и в порядке в соответствии с приложением N 7 к настоящему Порядку*(11).

X. Увольнение военнослужащих с военной службы

26. Порядок представления военнослужащих к увольнению с военной службы*(12) включает в себя:

разработку и утверждение годового плана увольнения военнослужащих (по составам) с военной службы от полка, отдельного батальона и выше с определением конкретных сроков проведения мероприятий, обеспечивающих своевременное его выполнение;

планирование и организацию работы соответствующих кадровых органов, органов материально-технического и медицинского обеспечения, органов финансового обеспечения (финансово-экономических органов) по увольнению военнослужащих с военной службы в соответствии с утвержденными планами увольнения военнослужащих с военной службы (далее — план увольнения);

обеспечение контроля за своевременным выполнением планов увольнения.

27. Планы увольнения, оформляемые по рекомендуемому образцу согласно приложению N 8 к настоящему Порядку, составляются кадровыми органами воинских частей до 1 июля текущего года и представляются для утверждения должностным лицам Вооруженных Сил в соответствии с предоставленными полномочиями по увольнению военнослужащих с военной службы*(13). В планы увольнения включаются военнослужащие, которые в следующем году достигнут предельного возраста пребывания на военной службе, и военнослужащие, у которых истекает срок контракта, заключенного после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе.

В планах увольнения указываются сроки:

достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе;

истечения срока контракта, заключенного военнослужащим после достижения им предельного возраста пребывания на военной службе;

проведения командиром (начальником) беседы с военнослужащим;

проведения аттестации военнослужащего;

направления военнослужащего на медицинское освидетельствование;

направления личного дела военнослужащего в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию;

предоставления военнослужащему основного и дополнительных отпусков соответствующей продолжительности;

подготовки и оформления необходимых документов на увольнение военнослужащего с военной службы.

Выписки из утвержденных планов увольнения в пятидневный срок рассылаются вышестоящими кадровыми органами нижестоящим кадровым органам и направляются в части касающейся в органы материально-технического и медицинского обеспечения, а также в органы финансового обеспечения (финансово-экономические органы).

28. Работа по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих, проводится командирами (начальниками) воинских частей при участии должностных лиц кадровых органов, органов материально-технического и медицинского обеспечения, органов финансового обеспечения (финансово-экономических органов), аттестационных комиссий.

Командир (начальник) воинской части:

а) за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта:

уточняет у военнослужащего вопрос заключения им нового контракта, учитывая наличие необходимой выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, состояние здоровья, обеспеченность жилым помещением по установленным нормам;

обеспечивает направление личного дела военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию;

направляет военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию (далее — ВВК);

предоставляет военнослужащему ежегодный основной отпуск и дополнительные (если таковые имеются) отпуска соответствующей продолжительности, а также дополнительные сутки отдыха за исполнение обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (привлечение к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни) с расчетом их завершения ко времени издания приказа по личному составу об увольнении военнослужащего с военной службы;

б) организовывает за четыре месяца до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта проведение аттестации военнослужащего;

в) за три месяца до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта:

доводит до военнослужащего принятое решение о его дальнейшем служебном предназначении;

проводит беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы с привлечением при необходимости представителей кадрового органа и юридической службы. В ходе беседы с военнослужащим оформляется лист беседы по рекомендуемому образцу согласно приложению N 9 к настоящему Порядку.

29. На военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, подготавливается представление, оформляемое согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

К представлению прилагаются:

копия листа беседы;

копия аттестационного листа (в случае увольнения военнослужащего по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по истечении срока контракта о прохождении военной службы;

в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта; по собственному желанию);

рапорт военнослужащего (в случае увольнения военнослужащего по основаниям, когда требуется его согласие на увольнение);

копия заключения ВВК (в случае увольнения военнослужащего по состоянию здоровья);

другие документы (материалы), подтверждающие основания к увольнению.

Представление и прилагаемые к нему документы направляются в порядке подчиненности в кадровый орган, подчиненный должностному лицу Вооруженных Сил, имеющему право увольнения военнослужащего с военной службы, с расчетом получения их кадровым органом за два месяца до истечения у военнослужащего срока военной службы.

30. Органы материально-технического и медицинского обеспечения в соответствии с выписками из планов увольнения организуют прохождение увольняемыми военнослужащими ВВК, а также обеспечение их положенными видами довольствия (обеспечения) до исключения из списков личного состава воинской части.

31. Для подготовки кадровыми органами документов (материалов) к увольнению военнослужащего с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «д.1», «д.2», «е.1» и «з» пункта 1 и подпунктами «в», «д» и «е.1» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», заключение ВВК не требуется.

Сноски изменены с 11 февраля 2018 г. — Приказ Министра обороны РФ от 4 января 2018 г. N 2

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, 3030, 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 14, ст. 1212; 2006, N 11, ст. 1148; N 29, ст. 3122, 3123; 2007, N 50, ст. 6241; 2008, N 52, ст. 6235; 2009, N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5736; 2011, N 30, ст. 4589; N 46, ст. 6407; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247; N 49, ст. 6923, 6924; N 52, ст. 7542, 7544; 2015, N 13, ст. 1802; N 17, ст. 2479; N 18, ст. 2628; N 27, ст. 3963; N 29, ст. 4356; N 41, ст. 5628; 2016, N 7, ст. 908; N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 1, ст. 46, 53; N 9, ст. 1279; N 15, ст. 2136; N 18, ст. 2668; N 27, ст. 3929; N 31, ст. 4741.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534; N 42, ст. 5008; 2000, N 16, ст. 1678; N 27, ст. 2819; 2003, N 16, ст. 1508; 2006, N 25, ст. 2697; 2007, N 11, ст. 1284; N 13, ст. 1527; N 29, ст. 3679; N 35, ст. 4289; N 38, ст. 4513; 2008, N 3, ст. 169, 170; N 13, ст. 1251; N 43, ст. 4919; 2009, N 2, ст. 180; N 18, ст. 2217; N 28, ст. 3519; N 49, ст. 5918; 2010, N 27, ст. 3446; 2011, N 4, ст. 572; N 13, ст. 1741; N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 244; N 29, ст. 4075; N 47, ст. 6457; 2013, N 7, ст. 633; N 13, ст. 1526; 2014, N 8, ст. 783; N 27, ст. 3754; N 40, ст. 5413; 2015, N 1, ст. 199; N 13, ст. 1909; N 18, ст. 2691; N 25, ст. 3643; N 43, ст. 5947; 2016, N 1, ст. 216; N 32, ст. 5096; N 50, ст. 7077, 7078; N 52, ст. 7603; 2017, N 2, ст. 326; N 21, ст. 2988; N 28, ст. 4123; N 41, ст. 5934.

*(3) Пункты 4 и 5 статьи 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Читайте так же:  Кредит под залог квартиры в Пскове наличными. Квартиру под залог в пскове

*(4) Приложение N 20 к Наставлению по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. N 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 июня 2009 г., регистрационный N 14175) (с изменениями, внесенными приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. N 560 «О внесении изменений в Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. N 200» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 августа 2013 г., регистрационный N 29795).

*(5) Абзац первый пункта 9 Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 3733 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2013 г., регистрационный N 26872) (с изменениями, внесенными приказами Министра обороны Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 253 «О внесении изменения в Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. 3733» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 июня 2013 г., регистрационный N 28633), от 22 апреля 2014 г. N 259 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 3733» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июля 2014 г., регистрационный N 33027), от 21 февраля 2015 г. N 102 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 3733 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 марта 2015 г., регистрационный N 36473) (далее — Порядок реализации).

*(6) Пункт 4 статьи 10 Положения о порядке прохождения военной службы.

*(7) Пункт 10 Порядка реализации.

*(8) Пункт 3 статьи 43 Федерального закона от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе».

*(9) Пункт 1 статьи 18 Положения о порядке прохождения военной службы.

*(10) Пункт 6 статьи 31 Положения о порядке прохождения военной службы.

*(11) Пункт 2 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы).

*(12) Абзац третий пункта 13 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

*(13) Пункт 8 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

Общие требования к военнослужащему

Глава 1. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Общие обязанности военнослужащих

13. Военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации в служебной деятельности руководствуется требованиями законов, воинских уставов и не должен быть связан с деятельностью общественных, иных организаций и объединений, преследующих политические цели.
Военнослужащий обязан:
— быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы;
— строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов;
— постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство;
— знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
— быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;
— беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части;
— дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков;
— соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым;
— быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну.

14. Военнослужащий должен с достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части и честью своего воинского звания.

15. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями.
При обучении и воспитании военнослужащих должно проявляться уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям.
В Вооруженных Силах Российской Федерации используется русский язык как государственный. Военнослужащим, слабо владеющим русским языком, предоставляются учебные пособия, выделяется время и создаются другие условия для изучения языка.

16. Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины.
О всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.
В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими он должен немедленно принять меры к наведению порядка и также доложить своему непосредственному начальнику.

17. Военнослужащий должен соблюдать требования безопасности военной службы, меры предупреждения заболеваний, травм и поражений, повседневно повышать физическую закалку и тренированность, воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя).

18. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику и с его разрешения к следующему по команде начальнику.
По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости — к старшему начальнику.
При внесении предложения, заявления и подаче жалобы военнослужащий руководствуется положениями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
19. Военнослужащий обязан знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

20. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг.
Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска. Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан поддерживать достоинство воина, свято хранить военную и государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества врагу, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации и России.
За военнослужащими, захваченными в плен, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Военное командование и другие уполномоченные на то государственные органы обязаны принимать меры в соответствии с нормами международного права по защите прав указанных военнослужащих и возвращения их на Родину.

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы военной службы Российской Федерации.

Статья1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на военную службу Российской Федерации, ее прохождением, приостановлением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) военнослужащих и основ государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Статья2.Военная служба Российской Федерации

1.Военная служба Российской Федерации (далее — военная служба) — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность (далее — служебная деятельность) граждан Российской Федерации (далее — граждане) на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы), во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские (специальные) формирования) и Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

2.В Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу и прохождение ими военной службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских (специальных) формированиях.

3.Особенности прохождения военной службы по призыву гражданами регулируются Федеральным законом «О воинской обязанности граждан Российской Федерации».

Статья3.Законодательство Российской Федерации о военной службе

1.Регулирование отношений, связанных с военной службой, осуществляется:

1)Конституцией Российской Федерации;

2)федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами;

3)нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

4)нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

5)нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

2.Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила военной службы, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 4. Принципы военной службы

1.Военная служба осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации (далее — государственная служба).

2.Принципами военной службы являются:

1)верность Российской Федерации;

2)единоначалие и субординация на военной службе;

3)соблюдение воинской дисциплины;

4)непрерывность военной службы и постоянная готовность к защите Российской Федерации;

5)обязательный профессиональный отбор при равном доступе к военной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами военнослужащего;

6)взаимосвязь прав, свобод, запретов, ограничений, обязанностей, ответственности и государственных гарантий военнослужащих;

7)государственная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

3.Принципы военной службы реализуются при соблюдении следующих условий:

1)военнослужащий в своей служебной деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации; никто, кроме лиц, уполномоченных федеральным конституционным и федеральным законами, не вправе вмешиваться в его служебную деятельность;

2)ограничение прав и свобод военнослужащего, как человека и гражданина, допускается в соответствии с федеральным конституционным и федеральным законами в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

3)военнослужащий исполняет служебные обязанности вне зависимости от угрозы его жизни или здоровью;

4)в Вооруженных Силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах не допускаются создание и деятельность политических партий и религиозных объединений, их структурных подразделений; служебная деятельность военнослужащего не может осуществляться в интересах профессиональных союзов, политических партий, иных общественных и религиозных объединений.

Статья5.Взаимосвязь военной службы и государственной службы иных видов

Взаимосвязь военной службы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных гарантий и компенсаций при прохождении военной службы и государственной службы иных видов;

установления ограничений и обязательств при прохождении военной службы и государственной службы иных видов;

соотносительности воинских званий классным чинам, дипломатическим рангам, специальным званиям федеральной государственной службы иных видов;

учета стажа государственной службы иных видов при исчислении общей продолжительности военной службы и наоборот;

соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу.

Глава2.Воинские должности и воинские звания

Воинские должности учреждаются в целях осуществления функций по обеспечению обороны страны и безопасности государства.

Каждой воинской должности соответствует одно воинское звание.

Статья 7. Классификация воинских должностей

1.Воинские должности подразделяются на категории и группы.

2.Воинские должности подразделяются на следующие категории:

командиры (начальники) — воинские должности руководителей и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и их структурных подразделений, воинские должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и их структурных подразделений, воинские должности командиров (начальников) и заместителей командиров (начальников) органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, других войск, воинских (специальных) формирований и органов, и их структурных подразделений;

помощники (советники) — воинские должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим воинские должности командиров (начальников);

специалисты — воинские должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими (специальными) формированиями и органами функций по обеспечению обороны и безопасности государства;

обеспечивающие специалисты (исполнители) — воинские должности, учреждаемые для обеспечения (исполнения) полномочий органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, других войск, воинских (специальных) формирований, органов, и их структурных подразделений.

3.Воинские должности подразделяются на следующие группы:

воинские должности 1-й группы;

воинские должности 2-й группы;

воинские должности 3-й группы;

воинские должности 4-й группы;

воинские должности 5-й группы.

Статья8.Квалификационные требования к военнослужащим — кандидатам (кандидатам) для замещения воинских должностей

1.Квалификационными требованиями к военнослужащим — кандидатам (кандидатам) для замещения воинских должностей являются требования по уровню образования, общей продолжительности военной службы (стажу государственной службы иных видов, работы), профессиональным знаниям и навыкам по военно-учетной специальности (специальности), а также состоянию здоровья и физической подготовке, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

2.Квалификационные требования по уровню образования предусматривают: наличие высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для замещения воинских должностей 1-й, 2-й и 3-й групп и для замещения воинских должностей категории «командиры (начальники)», наличие образования не ниже среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для замещения воинских должностей 4-й группы (прапорщики, мичманы, старшие прапорщики, старшие мичманы); наличие образования не ниже среднего (полного) общего образования для замещения воинских должностей 4-й группы (младший сержант, старшина 2 статьи — старшина, главный корабельный старшина), наличие образования не ниже основного общего образования для замещения воинских должностей 5-й группы.

3.Квалификационные требования к военнослужащим — кандидатам (кандидатам) по общей продолжительности военной службы по военно-учетной специальности (специальности), профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для замещения воинских должностей, устанавливаются по воинским должностям 1-й группы — Президентом Российской Федерации, по воинским должностям остальных групп руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Читайте так же:  В путешествии. Заявление в росгосстрах на страховку автомобиля

4.Квалификационные требования к военнослужащим — кандидатам (кандидатам) по состоянию здоровья определяются Правительством Российской Федерации, а по уровню физической подготовки руководителем федерального органа, в котором предусмотрена военная служба.

Статья9.Перечни воинских должностей

1.Перечни типовых воинских должностей, единый перечень воинских должностей 1-й группы и общее количество воинских должностей, для которых предусмотрено воинское звание полковника или капитана 1 ранга в Вооруженных Силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.

2.На основании перечня типовых воинских должностей, указанного в части1 настоящей статьи, руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, могут устанавливаться нетиповые воинские должности.

Статья 10.Воинские звания

2.Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добавляется слово «гвардии».

3.К воинскому званию военнослужащего, замещающего воинскую должность 1, 2 или 3-ей группы с военно-учетной специальностью юридического или медицинского профиля и имеющего соответствующее высшее профессиональное образование, добавляются соответственно слово «юстиции» или «медицинской службы» в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

4.Для лиц, не являющихся военнослужащими, запрещается вводить специальные звания или классные чины, аналогичные воинским званиям.

Глава3.Правовое положение (статус) военнослужащего

Статья 11. Военнослужащий

Гражданин (иностранный гражданин), проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет статус, устанавливаемый Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 12. Статус военнослужащего

1.Статус военнослужащего есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащего, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.Военнослужащий обладает правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащего возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащего, ему предоставляются государственные гарантии.

Особенности статуса военнослужащего, проходящего военную службу в военное время, в период действия военного положения, в период мобилизации, во время прохождения военной службы в условиях чрезвычайного положения, вооруженных конфликтах, на территории иностранных государств и в операциях по поддержанию или восстановлению мира регулируются международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3.Военнослужащему выдаются документы, удостоверяющие его личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащего.

Порядок выдачи военнослужащему указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья13.Лица, имеющие статус военнослужащего, и члены их семей

1.Гражданин (иностранный гражданин) приобретает статус военнослужащего с началом военной службы (ее возобновлением) и утрачивает его с окончанием военной службы (прекращением).

2.За гражданином, проходившим военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшим на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются государственные и иные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

3.Статус военнослужащего, проходящего военную службу на территориях государств, не указанных в части 2 настоящей статьи, военнослужащего, направленного в международные организации за границей, а также военнослужащего, направленного в вооруженные силы иностранных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

4.За военнослужащим, захваченным в плен или в качестве заложника, а также интернированного нейтральным государством, сохраняется статус военнослужащего. Органы государственной власти и военное командование обязаны принимать меры по освобождению указанного военнослужащего в соответствии с нормами международного права.

За военнослужащим, пропавшим без вести, сохраняется статус военнослужащего до объявления его безвестно отсутствующим или объявления умершим.

За указанным военнослужащим сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супруге (супругу) или другим членам семьи военнослужащего, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложника, интернирования военнослужащего или его освобождения либо до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим.

5.К членам семьи военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, на которого распространяются государственные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:

дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18лет;

дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

лица, находящиеся на иждивении.

Государственные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами для военнослужащего и членов его семьи, могут быть распространены на других лиц указами Президента Российской Федерации.

6.Военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, являющемуся ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий, ветераном военной службы, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются дополнительные государственные гарантии.

7.Военнослужащий, гражданин, уволенный с военной службы, и члены его семьи, имеющие право на государственные гарантии в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются государственными гарантиями, установленными для гражданина иными федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же государственной гарантии по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору государственная гарантия по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.Военнослужащий имеет право на:

1)ознакомление с документами, определяющими его права и служебные обязанности, критериями оценки эффективности исполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по военной службе;

2)получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании служебной деятельности воинского коллектива;

3)доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений;

4)продвижение по военной службе с учетом результатов служебной деятельности, общей продолжительности военной службы и уровня профессиональной подготовки (квалификации);

5)ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов, связанных с прохождением военной службы;

6)профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

7)государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

8)защиту своих персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9)обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам, а также в суд для защиты своих прав и законных интересов на военной службе, включая оспаривание (обжалование) их нарушение;

10)проведение по его обращению служебной проверки (разбирательства);

11)денежное довольствие, другие дополнительные выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

13)обязательное страхование жизни и здоровья;

14)жилищное и социально-бытовое обеспечение;

15)государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом;

17)хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.Военнослужащий вправе с разрешения командира (начальника) заниматься оплачиваемой педагогической, научной или иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей и не повлечет за собой конфликта интересов на военной службе.

3.Военнослужащий женского пола и военнослужащий, воспитывающий ребенка (детей) без отца (матери), имеют права, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране семьи, материнства и детства.

4.Военнослужащему могут быть предоставлены иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.Обязанности военнослужащего включают общие, должностные и специальные обязанности (далее — служебные обязанности).

2.Служебные обязанности военнослужащего определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил (далее — общевоинские уставы) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими им актами военного управления.

3.Общие обязанности военнослужащего составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, требования общевоинских уставов, приказы командиров (начальников);

дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

4.Должностные обязанности военнослужащего и порядок их исполнения определяются настоящим Федеральным законом, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащему, замещающему воинскую должность, включенную в перечень, утверждаемый руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, устанавливается должностной регламент.

Форма и содержание должностного регламента определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

5.Военнослужащий, находящийся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченный для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняет специальные обязанности.

Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащий может наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.При исполнении военнослужащими должностных обязанностей и привлечении их к исполнению специальных обязанностей может проводиться медицинский осмотр, в том числе на предмет наличия в организме военнослужащего алкоголя, наркотических, токсических или психостимулирующих веществ, а также психофизическое исследование с помощью компьютерного полиграфа. Указанные обязанности и порядок проведения осмотра определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

7.Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением служебных обязанностей, допускается в случаях, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.

Статья16.Ограничения, связанные с военной службой

Гражданин (иностранный гражданин) не может быть принят на военную службу, а военнослужащий не может проходить военную службу в случае:

1)признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

а)у гражданина (иностранного гражданина), поступающего на военную службу:

не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за совершение преступлений по неосторожности;

наличия судимости за совершение умышленных преступлений;

б)осуждения военнослужащего к наказанию, исключающему возможность прохождения военной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3)отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей по воинской должности, на замещение которой он претендует, или по замещаемой военнослужащим воинской должности, связано с использованием таких сведений;

4)наличия заболевания, препятствующего поступлению на военную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением военно-врачебной комиссии на основании проведенной военно-врачебной экспертизы. Порядок проведения военно-врачебной экспертизы утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

5)близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с военнослужащим, если замещение воинской должности связано с непосредственной подчиненностью одного из них другому, за исключением случаев назначения на воинские должности слушателей и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования;

6)непредставления сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 17.Запреты, связанные с военной службой

1.В связи с прохождением военной службы военнослужащему запрещается:

1)осуществлять предпринимательскую деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

2)заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей и не влечет конфликта интересов на военной службе. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

3)приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

4)быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в Вооруженных Силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, в которых они проходят военную службу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

5)получать в связи с исполнением служебных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные военнослужащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются военнослужащим по акту в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Военнослужащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом руководителем федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

6) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением служебных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

8)разглашать или использовать в целях, не связанных с военной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей;

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *