Территориальная подсудность: |
Территория города Сургута:
от пересечения проспекта Пролетарский и улицы Геологическая по улицам Геологическая, Мелик-Карамова до сквера Геологов-первопроходцев, по границам внутригородских поселков Нагорный и Пойма, Югорскому тракту до реки Обь, берегу реки Обь, границам сквера Речников, улице Рыбников до пересечения с улицей Разведчиков,
по улице Разведчиков, проспекту Комсомольский до пересечения с улицей Югорская,
по проспекту Пролетарский до пересечения с улицей Геологическая.
Судебный участок включает в себя следующие объекты:
внутригородские поселки Нагорный, Пойма;
кварталы 23А, 28А;
микрорайоны 25, 27, 27А, 28;
переулок Торговый (дома 12, 14),
проезды Взлетный, Мунарева, Первопроходцев;
проспект Комсомольский (дома 10, 17, 19, 21, 21/1, 21/2, 25, 27, 27/1, 27/2, 29, 31, 36, 36/1, 36/2, 38, 40, 42, 42/1, 44, 44/1, 44/2, 46, 48),
проспект Пролетарский (дома 12, 14, 14а, 18, 18/1, 20, 20/1, 22, 24, 26, 28, 30, 30/1, 32);
улица Геологическая (дома 2, 13, 18, 18/1, 22, 22/1, 24, 26),
улица Заводская (дома 2, 4–9, 11),
улица Мелик-Карамова (дома 4, 8, 12, 12а, 14, 18, 18а, 20, 20а, 20/1, 22, 24, 24а, 28, 28/1–28/3, 36, 37, 37/1, 38, 39, 39а, 41, 41а, 43, 43а, 45, 45/1, 45/2, 47, 47/1, 47/2, 49, 51, 55, 57, 57а, 59, 61, 63, 65, 67),
улица Озерная (дома 1, 1/1, 2, 2/1, 2/2, 3, 3а, 5, 7, 10, 11, 11а, 12, 13, 13а, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29),
улица Разведчиков (дома 3, 5, 7, 9, 11, 15, 15а, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29),
улица Рыбников (дома 2, 4, 5, 5/1, 6/1, 6/2, 8а, 12, 14, 14а, 14в, 14г, 16, 18, 18а, 18/1, 20, 20а, 21, 22, 22б, 24а, 26, 26а, 28, 30–33, 50),
улица Федорова (поселок Черный Мыс),
улица Щепеткина (дома 2, 2/1, 3, 5–8, 8/1, 9, 10, 12, 14, 16–20, 20а, 20в, 27, 29),
улица Югорская (дома 7, 9, 12/4, 13, 15, 15/1, 17, 18, 20, 22, 22а, 24, 30/1, 30/2, 32, 34, 36, 38, 38/1, 40, 40/1, 42, 42/1);
гаражные кооперативы № 44, 48.
Обращения граждан: |
Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
История мировой юстиции
Вплоть до XYIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований. Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XYII — начале XYIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов в России. Первым подобную попытку предпринял Петр I.
Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована 1-я часть «Учреждений управления Российской Империей», где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.
Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.
Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.
20 ноября 1864 г. были обнародованы «Судебные уставы», которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды — мировые.
Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.
Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.
Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.
Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.
Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.
Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости. .jpg)
Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.
Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.
Цензовые требования для занятия должности мирового судьи — возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование «неопороченности» (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) — обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене.
Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием. Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе. Ему вменялось в обязанность «просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли».
В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:
1. иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.;
2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;
3. иски о личных обидах и оскорблениях;
4. иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев.
Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.
С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном — инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.
Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.
Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.
В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.
Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.
И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается. 17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.
Институт мировой юстиции в Республике Татарстан появился и создавался в 1999 – 2001 годах.
17 ноября 1999г. в Республике Татарстан, был принят Закон «О мировых судьях Республики Татарстан», который определил порядок создания и упразднения судебных участков и должности мировых судей, регламентировал замещение должностей мирового судьи, срок его полномочий, порядок утверждения структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи, а также финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.
Согласно этому закону мировые судьи избираются на должность Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Председателя Верховного Суда Республики Татарстан с учетом заключения Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 31 мая 2000 года № 177 «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Татарстан» созданы в районах и городах республиканского подчинения Республики Татарстан 188 судебных участков и соответствующее ему количество должностей мировых судей. Работу мировых судей обеспечивает их аппарат, состоящий из 658 человек.
Структура и штатное расписание аппаратов мировых судей были утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 12.11.2007 г. № 626 (в ред.Постановления КМ РТ от 19.02.2018 № 96).
Организационно-методическое, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение мировых судей Республики Татарстан до 1 августа 2004 года осуществляло Управление Судебного департамента в Республике Татарстан.
С 1 января 2007 года в соответствии с Законом Республики Татарстан «О мировых судьях Республики Татарстан» и в целях реализации функций Министерства юстиции Республики Татарстан организационно-методическое обеспечение (инициирование и подготовка нормативно-правовых актов для обеспечения деятельности мировых судей, методическое обеспечение ведения судебного делопроизводства, кадрового делопроизводства, изучение организации деятельности судебных участков и принятие мер к ее совершенствованию, ведение архива, решение вопросов обеспечения безопасности судебной деятельности мировых судей и судебных участков, общий анализ деятельности мировой юстиции, на его основе планирование развития и совершенствования деятельности) в соответствии Законом Республики Татарстан «О мировых судьях Республики Татарстан» возложено на Министерство юстиции Республики Татарстан (п.7 ст.10 Закона РТ «О мировых судьях Республики Татарстан»).
Законом Республики Татарстан «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О мировых судьях Республики Татарстан» от 24 марта 2004 года № 26-3РТ предусмотрено, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в Республике Татарстан осуществляется за счет бюджета Республики Татарстан путем передачи финансовых средств Министерству юстиции Республики Татарстан либо иному республиканскому органу исполнительной власти, определенному Кабинетом Министров Республики Татарстан. Указом Президента Республики Татарстан от 7 июня 2004 года № УП-451 таким органом было определено Министерство юстиции Республики Татарстан. Таким образом, Министерство юстиции Республики Татарстан с 1 июля 2004 года осуществляет подготовку, приведение в актуальное состояние и тиражирование бланков процессуальных документов и бланков судебного делопроизводства, регистрационных журналов, обеспечение мировых судей периодическими изданиями и литературой, а также справочно-правовыми базами, ведение кадрового делопроизводства в отношении государственных служащих судебных участков, социальную защиту государственных служащих судебных участков, финансовое сопровождение средств, поступающих из республиканского бюджета, обеспечение помещениями, мебелью, компьютерами и другими материально-техническими средствами.
Кадровое обеспечения деятельности мировых судей Республики Татарстан (ведение кадрового делопроизводства в отношении мировых судей, социальная защита мировых судей) осуществляется Управлением Судебного департамента в Республике Татарстан
Реализуя свои полномочия, мировые судьи полностью оправдали прогнозы, связанные с необходимостью возрождения института мировых судов. Ежегодно мировыми судьями Республики Татарстан рассматривается более 40% уголовных дел, свыше 60 % гражданских дел и почти 95% дел об административных правонарушениях.
Последнее обновление: 23 августа 2020, 14:33
Статья 23 ГПК РФ. Гражданские дела, подсудные мировому судье
Новая редакция Ст. 23 ГПК РФ
1) дела о выдаче судебного приказа;
2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
5) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
7) дела об определении порядка пользования имуществом.
2. Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.
3. При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.
4. Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.
Комментарий к Статье 23 ГПК РФ
1. Правильное определение подсудности (как родовой (предметной), так и территориальной) гражданского дела имеет большое значение. В соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». В связи с этим сегодня почти общепризнано, что нарушение правил подсудности, выразившееся в рассмотрении и разрешении гражданского дела не тем судом, к подсудности которого оно отнесено законом, является частным случаем рассмотрения дела судом в незаконном составе.
Статья 23 ГПК РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье. Направленностью изменений ст. 23 ГПК РФ явилось исключение из подсудности мировым судьям довольно сложных дел из трудовых правоотношений; ограничение цены иска по делам о разделе между супругами совместно нажитого имущества (цена иска не должна превышать 50 тыс. руб.); такое же ограничение установлено для дел по имущественным спорам. Кроме того, из числа таких дел исключены независимо от цены иска дела о наследовании имущества и дела, возникающие из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности. Количество дел, рассматриваемых мировыми судьями, значительно уменьшилось, что представляется оправданным. Вот как обосновал, например, необходимость исключения из подсудности мировых судей трудовых дел Щ. в обращении в КС РФ: норма п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ не отвечает конституционным и социально обоснованным критериям, а также принципам эффективности судебной защиты и не может быть обусловлена менее значимым характером требований, так как право на труд относится к числу фундаментальных конституционных прав (Определение ВС РФ от 21.12.2006 N КАС06-470).
Содержание ч. 1 ст. 23 ГПК РФ вызывает некоторые замечания. Допущена неточность в п. 4 ч. 1 ст. 23 ГПК: из дел, возникающих из семейно-правовых отношений, отнесенных к подсудности мировых судей, исключены дела об усыновлении (удочерении) ребенка. Эти дела не возникают из семейных правоотношений. Целью производства по делам об усыновлении (удочерении) является установление семейно-правового отношения между заявителем и ребенком на будущее, с момента вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Поэтому рассмотрение дел об усыновлении отнесено к особому производству. Следует заметить, что все дела, отнесенные к подсудности мировых судей, являются исковыми, за исключением производств по вынесению и выдаче судебных приказов.
Правильное решение вопроса о подсудности гражданского дела в первую очередь требует правильного определения вида гражданского производства по нему и характера материального правоотношения. В судебной практике встречается неправильная оценка вида судопроизводства. Так, утверждается, что дела о взыскании назначенной, но не выплаченной пенсии, а также дела по спорам в связи с назначением (отказом в назначении) пенсии являются делами искового производства . Такой вывод делается в связи с тем, что Пенсионный фонд РФ является учреждением, а не органом государственной власти, и его акты не могут оспариваться в порядке, установленном гл. 25 ГПК. Даже если согласиться с тем, что данный Фонд не является органом государственной власти, отношения, связанные с назначением (отказом в назначении, невыплатой назначенной) пенсии, являются публично-правовыми, а не частными. Это отношения гражданина и Российской Федерации, и Фонд в этих отношениях представляет публично-правовое образование. Рассматриваемые дела относятся к иным делам, возникающим из публичных правоотношений (абз. 7 ст. 245 ГПК РФ). Эти дела исключены из подсудности мировых судей независимо от размера пенсии.
———————————
Практика применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Актуальные вопросы судебной практики, рекомендации судей Верховного Суда РФ. М., 2009. С. 138.
Неподсудны мировым судьям по той же причине дела о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и обязательным платежам, предоставлении гражданам социальных льгот, установленных органами государственной власти и местного самоуправления. Гражданские дела из пенсионных, иных социальных и налоговых правоотношений с участием граждан подсудны районным судам. В то же время взыскание с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам возможно на основании судебного приказа, выдаваемого мировым судьей.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года дан, в частности, ответ на вопрос, подсудно ли мировому судье дело о выделе доли из общего имущества супругов и обращении на нее взыскания в случае, если супруг является должником банка по кредитному договору. По мнению ВС РФ, спор возник не из семейно-правового, а из гражданского правоотношения, в связи с чем подсудность дела определяется в зависимости от цены иска — мировому судье или районному суду.
В п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ не содержится указаний на конкретные виды имущества, порядок пользования которым может определяться мировыми судьями. Следовательно, оно может быть как движимым, так и недвижимым. Важно, что нет спора относительно права, на котором это имущество принадлежит сторонам. В п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» ВС РФ разъясняет, что мировым судьям подсудны гражданские дела об определении порядка пользования жилым помещением, находящимся в общей собственности нескольких лиц, если между ними не возникает спор о праве на это жилое помещение. Если спор об определении порядка пользования жилым помещением связан со спором о праве собственности на него, то подсудность дела определяется ценой иска.
2. В ч. 2 ст. 23 ГПК РФ допускается установление родовой подсудности гражданских дел мировым судьям не только ГПК РФ, но и другими федеральными законами. Иными словами, законодатель «отменяет» приоритет ГПК РФ над другими федеральными законами в части определения подсудности гражданских дел мировым судьям.
3. Правило ч. 3 ст. 23 ГПК РФ рассчитано на следующие ситуации:
а) в одном заявлении объединяется несколько связанных между собой требований, если одни из них подсудны мировому судье, другие — районному суду, все требования подлежат рассмотрению в районном суде;
б) после обращения с иском к мировому судье истец изменил предмет иска, и дело стало подсудным районному суду. Дело передается на рассмотрение районного суда;
в) после возбуждения дела у мирового судьи ответчик предъявил встречный иск, рассмотрение которого отнесено законом к подсудности районного суда. Оба дела должны быть рассмотрены в районном суде.
В комментарии к ст. 23 ГПК РФ по-разному дается толкование ситуации, когда в одном деле объединяются несколько однородных требований при цене иска по каждому из них меньше 50 тыс. руб., а в сумме — больше 50 тыс. руб. Правильной представляется позиция ВС РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2005 г.: все объединенные требования должны рассматриваться мировым судьей. (Не имеет значения изменение с тех пор размера максимальной цены иска, рассматриваемого мировым судьей.)
Нет единства в решении другого вопроса: если после возбуждения дела у мирового судьи истец изменил размер исковых требований. Представляется, что изменение цены иска — это частный случай изменения его предмета. Если при этом цена иска превысила 50 тыс. руб., дело следует передать в районный суд. И наоборот, если при рассмотрении дела в районном суде истец уменьшит цену иска ниже 50 тыс. руб., действует правило п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ — рассмотрение дела должно быть завершено в районном суде.
Определение суда о передаче дела по надлежащей подсудности может быть обжаловано. Передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы — после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения (ч. 3 ст. 33 ГПК РФ).
4. В ч. 4 ст. 23 ГПК РФ установлено правило о недопустимости споров между мировым судьей и районным судом о подсудности (см. также комментарий к ст. 33). Это правило обязывает суд, в который передано дело, рассмотреть и разрешить его по существу независимо от того, подсудно ли в действительности оно данному суду, мировому судье. Подобная норма содержится в ч. 4 ст. 39 АПК. Так, КС РФ признал необходимым отменить решение арбитражного суда Ставропольского края, вынесенное по делу, переданному ему другим арбитражным судом — Республики Дагестан вопреки правилам подсудности, установленным АПК. Вышестоящие суды оставили решение арбитражного суда Ставропольского края без изменения, сославшись на то, что, несмотря на нарушение правил подсудности, дело по существу рассмотрено правильно . Изложенная позиция КС РФ распространяется и на производство в судах общей юрисдикции.
———————————
См.: Определение КС РФ по жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки Халимбековой Шамалы Шарабутдиновны положениями ч. 4 ст. 39, ст. 270, 288 и 304 АПК.
Другой комментарий к Ст. 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
1. При предъявлении искового заявления в суд необходимо не только учитывать подведомственность дела суду, но и соблюдать правила подсудности. В отличие от подведомственности подсудность определяет возможность рассмотрения спора в конкретном суде.
Подсудность — это относимость подведомственных судам дел к ведению определенного суда. Среди судов общей юрисдикции выделяются:
— верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области, суды автономных округов (суды субъекта РФ);
— Верховный Суд РФ;
По правилам подсудности среди всех судов общей юрисдикции Российской Федерации определяется конкретный суд, обладающий компетенцией по разрешению дел в качестве суда первой инстанции.
Для гражданского судопроизводства характерны два вида подсудности:
В ст. ст. 23 — 27 ГПК сформулированы правила родовой подсудности дел, подведомственных судам общей юрисдикции.
По правилам родовой подсудности определяется суд общей юрисдикции соответствующего уровня, который вправе рассматривать то или иное дело. Так как критерием родовой подсудности является род (категория) дела, то он и получил название родовой подсудности. Именно родовая подсудность позволяет разграничить подведомственные судам общей юрисдикции дела в зависимости от их рода между судами различных уровней.
На основании Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» в судебную систему РФ был введен институт мировых судей. Мировые судьи призваны приблизить судебную систему к населению, а также уменьшить нагрузку районных судов. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.
Мировой судья рассматривает в первой инстанции указанные в настоящей статье категории споров.
Дела о выдаче судебного приказа. Судебный приказ — это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 Гражданского процессуального кодекса РФ. Дела о выдаче судебного приказа подсудны мировому судье независимо от суммы требований.
Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях. В соответствии со ст. 18 СК расторжение брака по общему правилу производится в органах загса. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также в случаях, указанных в п. 2 ст. 19 СК РФ, расторжение брака производится в органах загса. Согласно статье 21 СК России в судебном порядке расторжение брака производится при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и др.).
В случае наличия спора о детях такой спор вместе со спором о расторжении брака будет подсуден районному суду.
Под спором о детях в комментируемой норме следует понимать споры, связанные с воспитанием детей, к которым, в частности, относятся споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК), об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК), и др.
Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб. Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению.
В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке мировым судьей.
Законодатель также называет и иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным.
Дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб., также подсудны мировому судье.
Мировой судья рассматривает споры об определении порядка пользования любым имуществом (движимым и недвижимым) независимо от стоимости такого имущества. Примерами таких споров могут быть споры о порядке пользования имуществом, находящимся в долевой собственности (п. 1 ст. 247 ГК), споры о порядке пользования земельным участком (ст. 271 ГК).
2. Мировой судья рассматривает по первой инстанции также и иные дела в порядке гражданского судопроизводства, отнесенные к его компетенции федеральными законами. В настоящее время случаев отнесения федеральным законом к компетенции мирового судьи каких-либо иных дел, разрешаемых в порядке гражданского судопроизводства, кроме перечисленных в комментируемой норме, нет.
3. В ч. 3 комментируемой статьи установлено специальное по отношению к ч. 1 ст. 33 ГПК правило, в соответствии с которым мировой судья должен передать дело в районный суд, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения, а именно: если одни требования подсудны районному суду, а другие — мировому судье, то все требования подлежат рассмотрению в районном суде.
В ходе рассмотрения дела такая ситуация может возникнуть при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска и др.
О передаче дела в районный суд мировой судья выносит определение.
4. В ч. 4 комментируемой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются. Это означает, что районный суд обязан принять дело, переданное ему мировым судьей на основании ч. 3 ст. 23 ГПК, и рассмотреть его в установленном порядке.
Документы
Дата начала публикации 08.11.2016 17:56:17 |
Статья 23. Гражданские дела, подсудные мировому судье
1. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:
3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
6) утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 № 147-ФЗ;
7) дела об определении порядка пользования имуществом.
2. Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.
3. При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.
Статья 24. Гражданские дела, подсудные районному суду
Гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Статья 25. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам
В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.
Статья 27. Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».