Проект организации работ в строительстве. Требования по разработке пор

Проект организации работ в строительстве. Требования по разработке пор

Проект организации работ в строительстве

Проект организации работ (сокращённо ПОР) является обязательной документацией, которая регламентирует процесс сноса или демонтажа различных зданий и сооружений при освобождении участка под новый строительный объект или другие цели. Его составление необходимо для того, чтобы обеспечить безопасность всех рабочих, находящихся на площадке, и организовать применение специализированного оборудования. Проект разрабатывается при разрушении всей постройки либо ее отдельных элементов.

Разрешение на начало работ выдаётся только после экспертизы ПОР и получения всех необходимых согласований. Потребность в подготовке документации данного типа возникает у застройщиков и собственников, которые сталкиваются с задачей частичной или полной утилизации объекта капитального строительства. Это может быть связано с:

  • окончанием эксплуатационного срока здания;
  • сильной изношенностью и ветхостью сооружения;
  • необходимостью освободить земельный участок под новую застройку.
  • Процесс сноса любой капитальной постройки связан со значительным риском не только для рабочих и спецтехники, но и для расположенных рядом домов, их жителей и людей, которые могут оказаться поблизости в момент проведения работ. Особенно актуально это в больших мегаполисах, таких как Москва, где застройка настолько плотная, что часто приходится работать в стесненных условиях и с огромной осторожностью, если поблизости находятся объекты, представляющие культурную ценность.

    Как разрабатываеся ПОР?!

    Подготовку разработки ПОР можно доверить только специализированной проектной организации, которая располагает необходимыми допусками СРО. Копия данных разрешений прилагается к каждому экземпляру составленного проекта. Специалисты компании «Проект Монтаж» располагают многолетним опытом в данной сфере и готовят документы в соответствии со стандартами, указанными в правительственном постановлении «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

    Для начала нашими сотрудниками проводится специализированная оценка, по результатам которой можно судить о текущем состоянии постройки, подлежащей сносу и ее несущем ресурсе. Далее заказчику предоставляется перечень методик, способных обеспечить максимальную безопасность на объекте во время демонтажных работ в конкретном случае. Особое внимание уделяется обследованию несущих кирпичных, железобетонных и металлических конструкций.

    При использовании механизированной технологии сноса:

  • Указываются основные источники, представляющие опасность (зависшие блоки и балки, которые в любой момент могут самопроизвольно разрушиться, стеклянные элементы, разбивающиеся с разлетом осколков, участки размещения механизмов для сноса сооружения и т.д.).
  • Устанавливаются границы опасной зоны с предупреждающими знаками и постами.
  • Подготавливаются ППР и технологические карты, которые полностью описывают процесс выполнения работ и обязательно содержат разделы об использовании машин (экскаваторов-разрушителей, специализированных сменных элементов и др.).
  • Содержание и состав ПОР

    Правила оформления проекта организации работ в строительстве прописаны в вышеназванном постановлении. Действительным может считаться только тот документ, который полностью соответствует нормативам. Проект делится на текстовую и графическую часть.

    Первая включает в себя следующие разделы:

  • основания для разработки ПОР, прописывающего правила организации процесса сноса или демонтажа капитальной постройки;
  • перечень сооружений, подлежащих утилизации;
  • список мероприятий, проведение которых необходимо для полного выведения здания из эксплуатации и расчистки земельного участка;
  • перечень мер, которые требуется принять для предотвращения проникновения людей и животных в зону, где выполняется ликвидация построек, а также план сохранения близлежащих зеленых насаждений;
  • обоснование использования выбранной методики сноса или демонтажа с ее подробным описанием;
  • расчет площади опасной зоны, возникающей из-за применяемой техники для сноса;
  • оценка рисков повреждения коммуникационных и инженерных сетей (в частности, подземных) в процессе демонтажных работ;
  • описание защитных устройств, применяемых для сохранения целостности магистралей инженерно-технического обеспечения, согласованных с управляющими компаниями, заведующими данными сетями;
  • решения по обеспечению безопасности работ по сносу или демонтажу;
  • перечень мер, принятых для гарантии безопасности населения на близлежащей территории (размещение тревожных знаков, звуковое оповещение, эвакуация при необходимости);
  • мероприятия по вывозу и утилизации разрушенных элементов зданий;
  • список работ по благоустройству и рекультивации расчищенного участка;
  • перечень коммуникаций и конструкций, оставшихся после сноса сооружения (подземных, водных);
  • разрешительная документация на сохранение вышеназванных объектов в земле и воде, выданная компетентными органами госнадзора (в случаях, когда это предусмотрено законодательством РФ);
  • сведения о согласовании с госорганами методов сноса, несущих потенциальную опасность (взрывы, сжигание и пр.), с перечнем дополнительных мер безопасности;
  • проект обустройства временных инженерных сетей, необходимых для начала реализации линейного объекта.
  • В графической части обязательно содержатся:

  • план земельного участка и прилегающей территории с обозначением инженерно-технических сетей, зон развала и повышенной опасности, мест расположения спецтехники и складирования элементов разбираемых зданий и конструкций;
  • чертежи устройств, защищающих подземные коммуникации и другие объекты инженерной инфраструктуры;
  • схемы, отображающие последовательность сноса постройки с указанием технических средств, применяемых на каждом этапе.
  • Стоимость проекта организации строительства

    Цена на разработку ПОР является индивидуальными и начинается от 40 000 рублей для каждого объекта. Назвать конечную стоимость можно только после оценки специалистом данных, предоставленных заказчиком. Итоговая цена зависит от:

  • особенностей ТЗ;
  • технических и экономических параметров объекта;
  • сложности условий, в которых нужно организовать работу;
  • наличия необходимых согласований и экспертиз;
  • полноты и качества предоставленной информации;
  • сроков подготовки.
  • Кто разрабатывает проекта организации строительства?

    Подготовка документации ПОР является задачей застройщика. Этим могут заниматься отдельные специалисты или проектная организация, имеющая соответственные допуски СРО.

    Кто утверждает ПОР?

    Готовый документ подписывается ответственным лицом, выступающим от стороны заказчика, после чего передается подрядной строительной фирме.

    Необходим ли СРО для разработки ПОР?

    Для подготовки ПОР в соответствии с законодательными нормативами наличие допусков СРО на данный вид работ обязательно. В противном случае проект будет считаться недействительным.

    Проект организации работ ПОР на снос / демонтаж

    Проект организации работ ПОР — это проектная документация, разрабатываемая на снос / демонтаж здания или сооружения с привязкой к местным условиям, предназначенная для строительных компаний выполняющих эти работы.

    Многие ошибаясь так называют проект производства работ ППР (документ на производство строительно-монтажных работ).

    Документ содержит методы, последовательность и объемы демонтажа или сноса объекта, требования и меры по обеспечению охраны труда рабочего персонала, безопасности населения и охраны окружающей среды. В состав проекта также включают мероприятия по наиболее эффективной организации работ с использованием современных машин и механизмов.

    Ликвидация здания может осуществляться как для подготовки находящегося под ним земельного участка под строительство другого объекта или иных целей. Под сносом понимается разрушение объекта механическим или взрывным методом, а демонтаж — это разборка объекта с применением сверлильных, режущих машин, газорезательным оборудованием.

    Состав и содержание проекта организации работ ПОР:

    • пояснительная записка, содержащая: описание объекта с пояснением и обоснованием принятых решений по его ликвидации; расчет зоны развала и опасной зоны и оценка вероятности повреждения инженерной инфраструктуры и меры по их защите; особенности местности; географическое положение объекта с указанием расстояния от жилой застройки; стесненность условий производства работ; мероприятия по выводу здания / сооружения из эксплуатации; решения по безопасным методам работ и защите прилегающих зданий и сооружений; меры по защите от проникновения людей и животных в опасную зону; защита и восстановление окружающей среды; вывоз и утилизация отходов
    • строительный генеральный план участка со схемами организации работ
    • Обязательной заключительной составляющей ПОР является восстановление нарушенных земель. На данном этапе приводятся сведения о рекультивации и благоустройству территории сносимого объекта.

      Разработка проекта организации работ ПОР в строительстве

      При производстве работ по демонтажу объектов на строительном объекте в обязательном порядке необходимо заказывать разработку проекта организации работа. Разработкой ПОР должна заниматься проектная организация с действующим свидетельством СРО на проектные работы. Так же немаловажным является опыт в разработке такой документации, который имеется у нас.

      На этапах разработки тщательно изучается проектная документация на существующее здание (сооружение), а в случае его отсутствия специалистами проводится его обследование. Составляется план земельного участка с нанесением объекта, подлежащего ликвидации, опасной зоны от демонтажа, мест временного складирования демонтируемых конструкций и бытового мусора.

      На каждый этап в графической части показываются схемы последовательности выполнения работ и, при необходимости, конструкции устройств, предназначенных для защиты существующих инженерных сетей как подземных так и надземных.

      Проект организации демонтажа ПОД

      ПОД — неверное название проекта организации работ и использовалось до ввода в действие Постановления правительства РФ от 16.02.2008 №87. Так же ПОР на снос / демонтаж называют проектом организации демонтажа сокращенно, не понимая, что это разные документы.

      Проект организации демонтажа ПОД, при требовании его Заказчиком, возможно оформить по нормативам других документов и с измененным титульным листом, содержащим такое название. Но с точки зрения нормативной документации, такой документ не будет иметь никакой силы. Так же при проверке объекта контролирующими органами будет выписано предписание об устранении такого нарушения.

      В любом случае, если Вам необходимо оформить именно проект организации демонтажа, мы готовы выполнить его по стоимости разработки ПОР на снос / демонтаж. Требования Заказчика к составу могут быть изложены в техническом задании и отличаться от содержания требований НТД. Такой документ будет оцениваться индивидуально.

      Разработка проекта организации работ или ПОР

      Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки

      Процесс строительства любого объекта нельзя начинать без наличия соответствующей проектной документации. И не важно, что это, одноэтажный жилой дом, многоэтажное сооружения, производственная площадка, торгово-развлекательный комплекс и пр. Технологические карты и другие важные документы создаются и перед сносом зданий, демонтажем конструкций. Вся документация, которая относится к сфере строительства, условно делится на две больших категории: ПОР (проект организации работ) и ППР (проект производства работ).

      Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки и подготовит индивидуальное предложение

      В компании ООО «АБВ-Проект» работают специалисты нового поколения, которые обладают незаурядными навыками и профессиональными знаниями, необходимыми для качественной разработки проектной документации. При помощи современных технологий и прогрессивных разработок они выполняют задачи разного уровня сложности оперативно и грамотно. При разработке ПОР, ППР, ПОД, ТК учитываются законодательные нормативы, нововведения в сфере применения стройматериалов, спецмашин и пр. Мы ответственно и профессионально относимся к своей работе, ведь понимаем, что проектная документация – это руководство, инструкция для начальников, бригадиров и обычных работников компании. Цели разработки ПОР в строительстве:

    • оптимизация выполнения различных технологических процессов с учётом специфики объекта;
    • утилизация расходов без вреда для окружающей среды;
    • сведение к минимуму производственных затрат, непредвиденных расходов;
    • сокращение времени на проведение подготовительных и вспомогательных операций, работ по сносу и демонтажу конструкций;
    • создание безопасных условий труда для персонала;
    • рационализация использования спецтехники, строительного оборудования.
    • ПОР классифицируют по уровню сложности. Несложные составляются одним специалистом или группой экспертов. Для составления ПОР средней сложности привлекают 2 или 3 команды узкопрофильных проектировщиков, технологов, строителей. Сложные проекты, предусматривающие проведение объёмных расчётов, под силу выполнить только настоящим профессионалам. Обращайтесь в компанию ООО «АБВ-Проект», и мы разработаем проект качественно и грамотно, вне зависимости от его уровня сложности.

      Специалисты нашей организации в процессе работы над документацией строго придерживаются установленных норм и правил. Разработка ПОР состоит из нескольких этапов, которые выполняются в строгой последовательности.

      1. Получение исходной информации, её обработка и тщательный анализ.
      2. Разбор объёмного процесса на отдельные операции.
      3. Проработка мелких работ, расчёт количества материалов, которые необходимы для их выполнения.
      4. Выбор подходящего оборудования, инструментария, спецтехники.
      5. Подсчёт человеческих ресурсов.
      6. Расчёт технико-экономических показателей.
      7. Форматирование проекта.

      Готовую документацию мы отправляем клиенту на согласования. Мы гарантируем, что вероятность ошибки сведена к минимуму. Каждый раздел несколько раз проверяется нашими экспертами. Если у заказчика всё-таки имеются замечания, мы откорректируем документ, исправим указанные неточности.

      Текстовая часть проекта предоставляет информацию о том, какие методы рекомендуется использовать при выполнении того или другого технологического процесса. А вот графическая – это графики, таблицы, схемы, карты и т.д. Особое внимание следует обратить на график выполнения строительно-монтажных работ. От этого зависят сроки строительства.

      Формирование ПОР – это сложное, комплексное задание, которое предусматривает проведение различных расчётов, составление графиков, схем. Чтобы получить качественный результат, необходимо учитывать особенности ландшафта территории, на которой проводится строительство, климатические условия, способы воплощения технологических процессов. Чтобы начать работу над проектом, понадобятся такие исходные данные:

    • договор между компанией заказчика и подрядчиком;
    • подтверждение финансовой стабильности предприятия;
    • генеральный план строительства;
    • смета;
    • информация об объеме и сроках поставки материалов;
    • оборудование и спецтехника, которая будет привлекаться к выполнению технологических процессов;
    • количество работников, их квалификация.
    • Эксперты компании ООО «АБВ-Проект» тщательно проанализируют исходные данные, на основании чего составят выгодное коммерческое предложение. Мы практикуем индивидуальный подход, при разработке проектов учитываем все требования и пожелания заказчика.

      В процессе строительства приходится выполнять не только строительно-монтажные, но и демонтажные работы. На них составляется отдельный документ – проект организации демонтажа (ПОД). Он необходим, если возникла необходимость расчистить территорию под застройку, снести строения, находящиеся в аварийном состоянии, разработать инженерные сети. Проект содержит в себе такие важные данные:

    • аргументация необходимости снести здание или демонтировать конструкцию;
    • технологические схемы безопасной разборки сооружения;
    • определение размеров зоны развалов, которая может образоваться вследствие сноса зданий;
    • выбор способов демонтажа;
    • обрисовка опасных областей.
    • В проекте должны быть предусмотрены мероприятия, необходимые для рациональной утилизации отходов без вреда для окружающей среды. Нужно разработать инструкции для работников, которые будут заниматься демонтажем, подать информацию о технике безопасности. Проект организации демонтажа состоит из текстовой и графической частей. В состав первой входят текстовые блоки, в которых есть данные о причинах и возможных последствиях сноса объекта, пояснения, касающиеся вывоза отходов, подробное описание способов демонтажа конструкций. Графическая часть – это план земельного участка, таблицы, чертежи, схемы.

      Точную и грамотную проектную документацию можно создать только в том случае, если обратиться к квалифицированным специалистам, у которых есть не только теоретические знания, но и практические навыки, опыт. В компании ООО «АБВ-Проект» работают узкопрофильные эксперты, которые успешно выполнили десятки ПОР и ПОД. Они самостоятельно проведут все измерения, расчёты, инженерные изыскания, тщательно проанализируют исходную документацию. У нас лояльная цена разработки ТК, ТТК, ПОР и других документов. Мы заинтересованы не в получении разовой прибыли, а в продолжительном, взаимовыгодном сотрудничестве.

      Обратившись в нашу компанию, вы получите готовую проектную документацию в максимально сжатые сроки. Над созданием ПОР трудится целая команда экспертов. Как правило, процесс занимает 2-4 дня. Мы можем оптимизировать сроки разработки ТК, если в этом есть необходимость. Для этого нужно своевременно подать исходную документацию и быть на связи, оперативно отвечать на возникающие у наших специалистов вопросы.

      Посмотреть примерную стоимость разработки проекта организации работ или ПОР можно на странице «Цены»

      Проект организации работ, проект производства работ на обустройство мобильного служебно-бытового центра. Разработка и оформление

      В документе содержатся рекомендации и методические примеры по составлению проекта организации работ и проекта производства работ на обустройство служебно-бытового центра для строительной организации, осуществляющей жилищное, гражданское или промышленное строительство в условиях города или поселка городского типа. Предназначен для проектных и строительно-монтажных организаций, разрабатывающих проекты организации строительства, проекты организации работ и проекты производства работ

      Методическая документация в строительстве

      ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ,
      ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
      НА ОБУСТРОЙСТВО МОБИЛЬНОГО
      СЛУЖЕБНО-БЫТОВОГО ЦЕНТРА.
      РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ

      В документе содержатся рекомендации и методические примеры по составлению проекта организации работ и проекта производства работ на обустройство служебно-бытового центра для строительной организации, осуществляющей жилищное, гражданское или промышленное строительство в условиях города или поселка городского типа.

      Документ разработан в дополнение и развитие СНиП 12-01-2004 «Организация строительства».

      Составлен сотрудниками ЦНИИОМТП — кандидатами техн. наук В.П. Володиным, Ю.А. Корытовым.

      Предназначен для проектных и строительно-монтажных организаций, разрабатывающих проекты организации строительства , проекты организации работ и проекты производства работ.

      ВВЕДЕНИЕ

      В строительстве широко применяются мобильные (инвентарные) здания промышленного, служебно-бытового и другого вспомогательного назначения. Оснащенность строительства этими зданиями составляет около 6 м 2 на работающего.

      Из отдельных мобильных зданий формируют комплексы соответствующего назначения. Одним из таких комплексов является служебно-бытовой центр. При формировании центра, как показала практика, целесообразна ориентация в целом на строительное подразделение (на 50 чел. и более), а не на отдельно взятую строительную площадку. Это позволяет маневрировать набором мобильных зданий, учитывая передислокации не только центра, но и отдельных зданий.

      При обустройстве служебно-бытового центра выполняют земляные, монтажные и другие строительные работы с применением строительных машин, в том числе грузоподъемных кранов, поэтому для выполнения этих работ согласно требованиям Ростехнадзора составляют организационно-технологические документы: проекты организации работ (ПОР), проекты производства работ (ППР) и технологические карты.

      Эти документы содержат решения по такой организации и технологии строительных работ, которая обеспечивает безопасность людей и окружающей среды.

      В ПОР и ППР включают такие строительные технологии с применением средств механизации, которые способствуют сокращению сроков и себестоимости работ подготовительного периода.

      Служебно-бытовой центр создает нормальные условия для строителей, что способствует сокращению подготовительного периода, улучшению организации и повышению производительности труда в строительстве.

      Наличие и использование ПОР и ППР способствуют повышению конкурентоспособности строительной организации.

      ПОР и ППР предъявляют при лицензировании в качестве документов, подтверждающих готовность строительной организации к производству работ, а также при сертификации системы качества строительной организации.

      ПОР и ППР разрабатывают, как правило, проектные или проектно-технологические организации. Располагая квалифицированными инженерными кадрами, строительная организация может своими силами разрабатывать эти проекты.

      Настоящий методический документ содержит требования к ПОР и ППР на обустройство служебно-бытового центра, к составу и содержанию их разделов, а также рекомендации по изложению и оформлению. В документе учтены результаты работ и опыт ЦНИИОМТП и других проектно-технологических институтов строительного профиля в области создания и эксплуатации мобильных зданий.

      Настоящие рекомендации предназначены для того, чтобы оказывать проектной, проектно-технологической и строительной организациям методическую помощь в составлении и оформлении ПОР и ППР на обустройство служебно-бытового центра.

      1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

      Настоящий методический документ распространяется на разработку ПОР и ППР на обустройство служебно-бытового центра для обслуживания 50 и более работников строительной организации, осуществляющей жилищное, гражданское или промышленное строительство в условиях города или поселка городского типа.

      Служебно-бытовой центр формируется из мобильных инвентарных зданий контейнерного типа, как правило, в один или два яруса (этажа).

      2. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

      СНиП 12-01-2004 . Организация строительства.

      ГОСТ 22853-86 . Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия.

      ГОСТ 23274-84* . Здания мобильные (инвентарные). Электроустановки. Общие технические условия.

      ГОСТ 23345-84 . Здания мобильные (инвентарные). Системы санитарно-технические. Общие технические условия.

      ГОСТ 23407-78 . Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия.

      ГОСТ 25573-82* . Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия.

      РД-11-06-2007 . Методические рекомендации о порядке разработки ППР грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ.

      МДС 12-46.2008 . Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ.

      МДС 12-50.2009 . Нормирование потребности в строительных ручных машинах и инструменте.

      3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

      Мобильное (инвентарное) здание — конструкция заводского изготовления, предназначенная для жизнедеятельности людей и обеспечивающая возможность ее многократной передислокации.

      Мобильное (инвентарное) здание контейнерного типа — здание, состоящее из контейнера по форме параллелепипеда или цилиндра, передислоцируемое автомобильным, железнодорожным и водным транспортом или на собственной ходовой части.

      Собственная ходовая часть — конструктивная часть мобильного здания, съемное или несъемное транспортное устройство, предназначенное для передислокации мобильного здания.

      Служебно-бытовой центр — набор мобильных зданий контейнерного типа, как правило, в один или два яруса (этажа), предназначенный для бытового обслуживания 50 и более работников строительной организации.

      Устройство для строповки мобильного здания контейнерного типа — деталь конструкции здания, предназначенная для захвата его съемным грузозахватным приспособлением монтажного крана.

      Монтаж мобильного здания контейнерного типа — установка здания в проектное положение с подключением к нему инженерных сетей, с выполнением заземления и других работ, обеспечивающих использование здания по назначению.

      4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Служебно-бытовой центр обустраивают на 50, 100, 200 или иную численность работающих в зависимости от мощности строительной организации, необходимой для строительства данного объекта.

      В служебно-бытовом центре предусматривают, как правило, небольшой офис для ИТР, рабочим предоставляются услуги: возможность вымыть рабочую обувь, переодеться в гардеробе, высушить влажную одежду, принять душ, подогреть пищу в помещении столовой, использовать для досуга в обеденный перерыв комнату для отдыха или навес на открытом воздухе. Могут быть предусмотрены и другие услуги в зависимости от местных условий.

      Ниже приведены в качестве примера планировки зданий для гардеробной и душевой. Комплектование здания оборудованием и мебелью выполнено в варианте, позволяющем эксплуатацию мобильного здания и при отсутствии действующих инженерных сетей в районе строительства.

      Типовая планировка здания для гардеробной приведена на рис. 1.

      Здание подразделено на: I — тамбур, II — вспомогательное и III — основное помещения. В здании размещены: 1 — насос, 2 — шкаф сушильный, 3 — прибор отопительный водогрейный, 4 — умывальник с электронагревателем, 5 — стол встроенный, 6 — шкаф для одежды, 7 — скамья, 8 — стул, 9 — печь электрическая, 10 — скамья-ларь, 11 — стол.

      Типовая планировка здания для душевой приведена на рис. 2.

      Рис. 1. Планировка здания для гардеробной

      Рис. 2. Планировка здания для душевой

      Здание состоит из помещений: I — тамбур, II — преддушевое отделение, III — душевое отделение, IV — котельная, V — бельевая. В здании размещены: 1 — шкаф для белья, 2 — ящик для белья, 3 — нагревательный прибор, 4 — умывальник, 5 — насос для воды, 6 — котел отопительный, 7 — сетка душевая, 8 — мыльница, 9 — решетка, 10 — шкафчики для одежды, 11 — стул, 12 — ящик для топлива, 13 — гладильное устройство.

      Организационно-технологические решения на обустройство служебно-бытового центра в случае небольших объектов капитального строительства разрабатывают в составе ПОС этого объекта. При средних и крупных объектах разработку этих решений целесообразно, как показывает практика, выделять из состава ПОС на объект. На стройгенплане ПОС в этом случае обозначают площадку для служебно-бытового центра и составляют отдельные организационно-технологические документы: проект организации работ (ПОР) и проект производства работ (ППР) непосредственно для обустройства служебно-бытового центра. Рабочий проект на служебно-бытовой центр при этом может не разрабатываться, так как для его обустройства достаточно информации, содержащейся в упомянутых ПОР и ППР. ППР разрабатывают на основе данных, решений и указаний ПОР, однако в связи с тем, что временной промежуток между ПОР и ППР составляет, как правило, не менее полугода, данные и решения ПОР могут частично устареть. В этом случае решения ППР могут значительно отличаться от решений ПОР.

      Здания изготавливают с учетом технических условий, приведенных в ГОСТ 22853-86 . Санитарно-технические системы в зданиях оборудуют согласно техническим условиям по ГОСТ 23345-84 . Электротехническое оборудование устанавливают в зданиях по техническим условиям, изложенным в ГОСТ 23274-84* .

      Наиболее распространены в настоящее время контейнерные здания типоразмеров 9?3?3 и 6?3?3 м. Реже применяют здания длиной 3 и 12 м. Ширина зданий с учетом транспортных габаритов принимается от 2,5 до 3,0 м. Высота помещений принимается от 2,2 до 2,4 м.

      Мобильные здания изготавливают в различном климатическом исполнении, высокой степени заводской готовности. Здания оснащены необходимой мебелью, инженерными сетями с санитарно-техническим, электротехническим и другим оборудованием, могут иметь ходовую часть для буксировки автотягачом. Основной каркас здания выполнен из стальных гнутых или прокатных профилей, вспомогательный каркас — из деревянных деталей. Обшивка наружная, как правило, — листовые материалы из стали, алюминия или водостойкой фанеры. Внутренняя обшивка — вагонка, фанера, древесно-волокнистая плита и т.п. Кровельное покрытие чаще всего — стальной лист. Основание контейнера — сварная рама из стального проката.

      Конструкции зданий позволяют многократно осуществлять их монтаж-демонтаж и передислокацию с использованием автомобильного, железнодорожного и водного транспорта.

      При выборе на рынке зданий строители используют следующие основные показатели качества зданий с коэффициентами весомости показателей: показатель назначения (0,35), трудоемкость транспортирования и монтажа (0,15), трудоемкость обслуживания и ремонта (0,3), срок службы и количество передислокаций (0,2). Основные показатели могут оцениваться соответствующими характеристиками. Например, показатель назначения может оцениваться такими характеристиками, как рациональность объемно-планировочного решения здания, эргономичность, в частности приспособленность его к температурно-влажностному режиму наружного воздуха, теплопроводность, воздухопроницаемость, эстетичность и т.п. Показатели качества зданий оценивают в баллах с учетом коэффициентов их весомости и определяют суммарные показатели их качества. Из нескольких зданий отбирают два-три здания с наивысшими баллами показателей качества. Из этих зданий выбирают здание с лучшим соотношением качества и цены.

      ПОР и ППР следует разрабатывать с учетом:

      комплектной поставки мобильных зданий и установки их в проектное положение непосредственно с транспортных средств;

      максимального использования фронта работ и совмещения строительно-монтажных операций;

      механизации работ с использованием строительных машин и монтажных кранов.

      Рекомендуется использовать типовые ПОР и ППР, разрабатываемые проектно-технологическими институтами. Организационно-технические решения, содержащиеся в типовых ПОР и ППР, могут быть непосредственно использованы или уточнены и откорректированы для местных условий.

      Ниже приводятся рекомендации по разработке ПОР и ППР с методическими примерами, из которых видны требования к составу и содержанию разделов, а также к их изложению и оформлению.

      5. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ НА ОБУСТРОЙСТВО СЛУЖЕБНО-БЫТОВОГО ЦЕНТРА

      Исходными материалами (данными) для составления ПОР служат те же материалы (данные), что и для ПОС в целом на объект капитального строительства:

      задание на разработку ПОР;

      план и описание площадки, выделяемой под центр;

      результаты топографических, геологических и гидрогеологических изысканий;

      требования к охране окружающей среды;

      план транспортной инфраструктуры района;

      описание действующего предприятия;

      план расположения подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи для объектов производственного назначения;

      план городской застройки с расположением подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи для объектов непроизводственного назначения;

      данные об источниках и порядке обеспечения строительства водой, электроэнергией, паром и т.п.;

      сведения о возможности обеспечения строителей жилыми и бытовыми помещениями.

      Содержание ПОР на обустройство служебно-бытового центра в целом такое же, как и содержание ПОС на объект капитального строительства, только вместо стройгенплана формируется план служебно-бытового центра.

      План устанавливает размещение на выделенной площадке мобильных зданий и элементов благоустройства центра, прокладку дорог и пешеходных дорожек, инженерных сетей для обеспечения центра водой, электроэнергией и другими ресурсами.

      Календарный план работ предусматривает сдачу центра «под ключ» в заданный срок от начала работ.

      Пояснительная записка содержит традиционные разделы, краткое содержание которых приводится ниже.

      1. Описание служебно-бытового центра. В этом разделе указывают, на какую численность работающих предназначен центр, виды предоставляемых услуг, район строительства, тип мобильных зданий и т.п.

      Например, типовой мобильный служебно-бытовой центр на 50 человек (проект ЦНИИОМТП) разработан для строительной организации, осуществляющей строительство объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения в условиях города (поселка городского типа), расположенного в центральном регионе европейской части страны.

      Модуль мобильного здания — металлический панельный контейнер с наружной обшивкой из стального плоского, профилированного или гофрированного листа толщиной до 2,0 мм. Внутренняя обшивка — из бумажно-слоистого пластика, фанеры, древесно-волокнистых плит или из других подобных материалов. Утеплитель — полимерные и минераловатные материалы, рекомендуемые к использованию в соответствии с санитарными нормами.

      Высота помещений в зданиях центра — не менее 2,2 м.

      Расчетная отрицательная температура наружного воздуха для мобильных зданий составляет 35 °С.

      Относительная влажность внутреннего воздуха должна быть около 45 %.

      Значения ветрового давления (не более 0,48 кПа) учитываются для сборно-разборных зданий с высотой этажей до 10,8 м. Для контейнерных зданий ветровое давление не учитывается.

      Число передислокаций за расчетный срок службы принимается, по данным анализа практики для контейнерных зданий, не менее пяти.

      Выбор типа фундамента зависит от инженерно-геологических условий площадки, возможности использования местных материалов и продолжительности эксплуатации зданий на одном месте. Здания могут быть установлены на железобетонные блоки, деревянные бруски и шпалы, специальные подкладки, на встроенные опоры. Буксируемые здания устанавливают на инвентарные заводские опорные устройства (подставки, домкраты, прокладки), которые обеспечивают устойчивость здания и разгружают колеса и подвеску.

      Сборно-разборными приняты инженерные сети водопровода и канализации из пластмассовых труб, теплосети, дороги, элементы благоустройства и ограждение центра. Инженерные сети могут быть как централизованными, так и автономными.

      Электроснабжение обеспечивает центр для наружного и внутреннего освещения, для работы бытовых приборов, сушилок и т.п. Потребность в электроснабжении определяется прямым расчетом. Для укрупненных расчетов может быть использован удельный показатель по установленной мощности (на одного человека) — около 0,4 кВт.

      Отопление может быть как водяным, так и электрическим. Водяное отопление подключают, как правило, к централизованной системе теплоснабжения. Часовой расход теплоты на человека при температуре наружного воздуха до минус 20 °С принимается: на отопление не менее 830 Дж/ч и на горячее водоснабжение не менее 2300 Дж/ч.

      Водопровод для обеспечения строителей водой укладывают по кольцевой, тупиковой или смешанной схеме. Тупиковая сеть применяется для воды хозяйственно-бытового и противопожарного назначения при длине до 200 м. Общая потребность центра в воде составляет 0,01 л/с на человека, но не более 50 л в сутки.

      Водоотведение принимается не менее 0,012 л/с на человека.

      Прокладываются трассы обычно вдоль ограждения центра.

      Служебно-бытовой центр обустраивают согласно требованиям пожарной безопасности (щит со средствами пожаротушения, гидрант и т.п.) и электробезопасности (заземление зданий и т.п.).

      2. Природно-климатические условия. В этом разделе приводят краткое описание геологического строения площадки, выделенной под центр, наружную температуру воздуха, ветровые и снеговые нагрузки и т.п.

      3. План служебно-бытового центра составляют, как правило, в масштабе 1:500.

      Основой плана являются расчет и формирование набора мобильных зданий: определение номенклатуры зданий, расчет потребной площади зданий, выбор типа зданий, определение их количества. В расчете используют следующие удельные показатели потребности в зданиях и сооружениях.

      Помещения для обогрева и отдыха

      Навес для отдыха

      Устройство для чистки и мытья обуви

      Комплект средств пожаротушения

      1/200 м 2 центра

      Стенд наглядной информации

      Контейнер для мусора

      Служебно-бытовой центр размещают в непосредственной близости от строящегося капитального объекта, но вне опасных зон, образующихся от возможного падения предметов с высоты строящегося капитального объекта и от работы грузоподъемных кранов. Расстояние от центра до существующих жилых и гражданских зданий принимают не менее 12 м. Здания располагают группами с числом зданий не более десяти в группе, на общей площади не более 800 м 2 . Расстояние между группами зданий принимают не менее 15 м. Контейнер для сбора мусора должен быть расположен с соблюдением противопожарного разрыва от зданий не менее 15 м.

      Типовой план служебно-бытового центра на 50 человек приведен на рис. 3. Экспликация зданий и сооружений к плану, которая приведена ниже, составлена на основе расчета их потребности.

      При уточнении и привязке плана следует учитывать местные условия: объект и метод строительства, природно-климатические особенности, рельеф территории строительства и другие.

      4. В разделе «Ведомость объемов строительно-монтажных работ» приводят результаты подсчета объемов строительно-монтажных работ, которые необходимо выполнить для сооружения служебно-бытового центра.

      Фрагмент такой ведомости для типового центра на 50 человек приведен ниже.

      Вертикальная планировка территории с отводом грунтовых вод

      Установка и монтаж мобильных зданий

      Рис. 3. План служебно-бытового центра

      Экспликация мобильных зданий,
      инженерных сетей и элементов благоустройства
      к плану служебно-бытового центра

      5 Комната отдыха

      6 Офис на четыре рабочих места

      7 Стенд наглядной информации

      8 Щит средств пожаротушения

      9 Устройство для мытья обуви

      10 Место для курения

      11 Навес для отдыха

      13 Контейнер для мусора

      14 Дорога сборно-разборная

      15 Дорожки пешеходные

      16 Ограждение сборно-разборное

      17 Въездные-выездные ворота

      5. Ведомость потребности в основных строительных изделиях и материалах. В ведомости (здесь не приводится) указывают в физических единицах результаты расчета потребности в фундаментных блоках для мобильных зданий, в железобетонных плитах — для подъездной дороги, в щитах ограждения служебно-бытового центра, в полимерных трубах, щебне, песке и других материалах.

      6. Потребность в основных строительных машинах и транспортных средствах определяют с учетом их наличия и производительности, объемов строительно-монтажных работ по разделу 4. Результаты расчета сводят в ведомость (здесь не приводится).

      В связи с большим разнообразием на рынке строительных машин в проекте организации работ указывают не марки, модели и фирмы-изготовители машин, а их наименование, основные типоразмеры и параметры, по которым можно выбрать конкретные машины.

      Основные работы — землеройные и монтажные — выполняют, например, согласно типовому проекту, с применением, соответственно, бульдозера тягового класса 10 т и стрелового самоходного крана с грузовым моментом не менее 50 т•м.

      7. Календарный план работ (здесь не приводится) составляют на основе объемов строительно-монтажных работ по ведомости раздела 4 и калькуляции затрат труда.

      Календарный план должен предусматривать (при соблюдении требований безопасности) совмещение этапов работ с целью сокращения общей продолжительности работ.

      8. Потребность в энергетических ресурсах (в электроэнергии, топливе, паре, воде, сжатом воздухе) для работ по обустройству центра определяется в соответствии с методиками и нормативами для составления ПОС капитальных объектов. Результаты расчета сводят в таблицу (здесь не приводится).

      9. Потребность в кадрах строителей (рабочих, инженерно-технических работников, младшего обслуживающего персонала и охраны) определяют по нормативам для составления ПОС капитальных объектов.

      Например, в типовом ПОР служебно-бытового центра на 50 чел. в результате расчета принято: общая численность работающих — 36, в том числе: рабочих — 30, инженерно-технических работников — 4, младшего обслуживающего персонала и охраны — 2 чел.

      10. Потребность в бытовых помещениях. В этом разделе определяется потребность в бытовых помещениях для работающих на обустройстве служебно-бытового центра. Эти помещения размещают, как правило, в существующих зданиях и строениях или в мобильных зданиях центра, которые смонтированы в первую очередь. Расчет площадей выполняют общепринятым способом — умножением числа работающих на нормативы площадей, приходящихся на работающего. Ниже приводится, в качестве примера, фрагмент ведомости потребности в бытовых помещениях из типового проекта.

      Ведомость потребности в бытовых помещениях

      Нормативы площадей, м 2 /чел.

      Потребная площадь, м 2

      Офис для служащих

      11. Основные технико-экономические показатели обустройства служебно-бытового центра. В этом разделе приводят обычно расчетные значения трудоемкости и продолжительности работ.

      Согласно, например, типовому проекту трудоемкость работ по обустройству центра составляет не более 90 чел.-дней, а продолжительность обустройства центра «под ключ» при 30 рабочих — не более трех дней.

      6. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ НА ОБУСТРОЙСТВО СЛУЖЕБНО-БЫТОВОГО ЦЕНТРА

      Содержание ППР на обустройство служебно-бытового центра в целом такое же, что и содержание ППР на объект капитального строительства. Основными являются разделы по организации и технологии производства работ, стройгенплан и указания по безопасному производству работ. Монтажные работы с применением грузоподъемного крана производятся по правилам РД-11-06-2007 Ростехнадзора.

      На стройгенплане в типовом ППР показаны:

      направление перемещения и стоянки стрелового крана, горизонтальные и вертикальные привязки крана к выполнению монтажных работ по укладке дорожных плит, по установке в проектное положение фундаментов и мобильных зданий, по монтажу ограждения центра;

      граница опасной зоны, возникающей от перемещения (вращения) поворотной платформы монтажного крана;

      граница опасной зоны, возникающей от перемещения монтажным краном мобильных зданий и конструкций.

      Вертикальная привязка монтажного крана к установке мобильного здания «с колес» в проектное положение показана, в качестве примера, на рис. 4.

      В разделе по организации и технологии производства работ указывают общую последовательность, возможность совмещения и краткое описание строительно-монтажных работ. По типовому проекту, например, выполняются в общей последовательности с максимальным совмещением следующие строительно-монтажные работы: земляные работы, укладка временной подъездной дороги, установка ограждения площадки центра, устройство фундаментов под мобильные здания, перемещение и монтаж зданий на фундаменты, сборка и подключение инженерных сетей, устройство пешеходных дорожек и т.п.

      Рис. 4. Вертикальная привязка монтажного крана к установке мобильного здания

      Работы выполняет, как правило, бригада, специализированная на передислокации, монтаже-демонтаже, эксплуатации и ремонте зданий. В состав бригады входят два звена. Первое звено выполняет наружные работы: земляные, укладку фундаментов и монтаж зданий. Второе звено выполняет внутренние и, при необходимости, наружные работы: монтаж и подключение инженерных коммуникаций, заземление, молниезащиту и т.п.

      Далее в ППР приводят краткие указания по выполнению основных строительно-монтажных работ.

      Земляные работы могут включать в себя срезку растительного слоя, планировку, подсыпку дренирующего слоя грунта, замену грунта и т.д. Земляные работы со срезкой растительного слоя и по вертикальной планировке с подсыпкой и разравниванием гравийно-песчаной смеси, например, по типовому проекту выполняют при помощи бульдозера-планировщика класса тяги 10 т.

      Укладка подъездной дороги из сборно-разборных железобетонных плит производится с использованием автомобильного (пневмоколесного) крана. Предварительно выполняются планировка грунта, покрытие щебнем толщиной до 15 см с подачей щебня автосамосвалом к месту укладки плит.

      Устройство с учетом технических условий по ГОСТ 23407-78 сборно-разборного ограждения центра включает в себя установку железобетонных элементов и ворот с помощью автомобильного (пневмоколесного) крана.

      Выполняется щебеночная подготовка под фундаменты зданий. Установка сборно-разборных железобетонных фундаментов производится с использованием автомобильного крана.

      Доставка мобильных зданий осуществляется железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (или на своем ходу). Автомобильный транспорт экономически обоснован при перевозках на расстояния до 200 км. Для доставки автомобильным транспортом обычно используют открытые низкорамные полуприцепы с тягачами на базе автомобилей типа МАЗ и КрАЗ. Могут использовать также подкатные тележки и саморазгружающие полуприцепы. Осевые нагрузки не превышают, как правило, 50 кН. Скорость транспортирования зданий на дорогах с твердым покрытием и на грунтовых не должна превышать соответственно 50 и 10 км/ч. Скорость буксировки зданий с тормозной системой не превышает 30 км/ч.

      Монтаж зданий на фундаменты осуществляется согласно инструкции по эксплуатации завода-изготовителя, в которой согласно ГОСТ 22853-86 имеется раздел «Монтаж и демонтаж». На монтаж здания наряду со схемой монтажа может быть разработана технологическая карта.

      На монтаж здание поступает в следующем виде: наружные двери заперты и опломбированы, оконные проемы закрыты щитами или ставнями, внутренние двери, санитарно-техническое и электротехническое оборудование, мебель закреплены. Доборные элементы (водосливы, детали заземления, составные части крыльца, навес, лестница и т.п.) упакованы и уложены согласно заводской документации. Наружные металлические детали здания защищены от коррозии.

      Монтаж зданий в один ярус с собственной ходовой частью осуществляется с помощью тягача. Монтаж зданий без ходовой части осуществляют «с колес», при этом применяют стреловой кран с грузовым моментом 50 — 100 т•м и специальное съемное грузозахватное устройство — траверсу, входящую в комплект заводской поставки зданий.

      Строповка должна обеспечить безопасный подъем и установку здания непосредственно в проектное положение. Применяют следующие схемы строповки зданий: с расположением строповочных устройств (отверстий, петель, крюков) в верхнем и нижнем поясах, с наклонными и вертикальными стропами, передающими и не передающими усилие распора на каркас здания. Длина ветвей двух- и четырехветвевого стропов принимается не менее 0,7 и 0,8 соответственно от наибольшего расстояния между строповочными петлями так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°.

      Наиболее применяемые схемы строповки здания со стропами по ГОСТ 25573-82* показаны на рис. 5: а — строповка за верхний пояс с помощью четырехветвевого стропа типа 4 СК; б — строповка за верхний пояс с помощью двухветвевого стропа типа 2 СК и траверсы; в — строповка за нижний пояс с помощью стропов и двух траверс.

      Перемещение здания к месту установки производится на высоте не более 1 м и в положении, близком к проектному. Чтобы исключить вращение здания, пользуются оттяжками длиной не менее 10 м. При монтажной высоте здания выше 3 м применяют съемные грузозахватные приспособления с автоматической или полуавтоматической строповкой и расстроповкой.

      Монтаж здания ведется в следующем порядке. Монтажники, стоящие вдоль здания, принимают его над местом установки на высоте не выше 1 м, опускают до высоты 0,1 — 0,2 м и ломиками рихтуют его в плане по рискам, нанесенным на фундаменте. Отклонение здания от рисок не должно превышать 10 — 15 мм.

      Рис. 5. Схемы строповки мобильного здания

      Монтажник, стоящий в торце здания, контролирует положение здания и подает команды. Вертикальность здания контролируют с помощью рейки-отвеса и регулируют путем металлических подкладок на фундамент. Отклонение плоскостей стен от вертикали в верхнем сечении не должно превышать 10 мм.

      Монтаж зданий производится, как правило, в один или два яруса (этажа). При этом монтаж зданий второго этажа выполняется по граням элементов, установленных ниже. Монтажники, устанавливающие здание второго этажа по наружным граням, находятся на инвентарных передвижных подмостях. При монтаже рядом расположенных зданий контролируют соосность отверстий, предназначенных для пропуска труб инженерных коммуникаций. Заделку стыков ведут в соответствии с указаниями технических условий на материалы заполнения стыков. Упругие прокладки из велотерма, гернита и других материалов должны быть обжаты не менее чем на треть начального диаметра.

      Крепление зданий к фундаменту и между собой осуществляется на болтах или других крепежных элементах, обеспечивающих возможность их последующего быстрого и без повреждений демонтажа.

      Сборка инженерных сетей осуществляется из инвентарных деталей с использованием ручных машин и строительного инструмента, наборы и нормативы потребности которых приведены в МДС 12-50.2009 .

      Устройство теплосети включает в себя земляные работы, укладку утепленного короба, укладку трубопровода, установку компенсаторов, задвижек, врезку в действующую сеть.

      Устройство водопровода включает укладку трубопровода, установку задвижек, водоразборных кранов, гидранта, водосчетчика, врезку в действующую сеть.

      При устройстве канализации выполняются земляные работы, устройство колодцев, прокладка труб, врезка в действующую сеть.

      До монтажа трубопроводов следует ослабить их хомутовые крепления для обеспечения смещения труб в обоих направлениях вдоль оси на расстояние 20 — 30 см.

      После монтажа всех трубопроводов производятся их промывка и испытания. При этом проверяется исправность вентилей, кранов и стыков.

      При устройстве электросети предусматривают наружное освещение, прокладку кабеля, установку распределительных шкафов и сетей, прожекторов и светильников.

      Заземление здания производится по схеме рис. 6 до подключения его к источнику. На заземлении в плане показаны фрагмент здания 1, токопровод-шина 2 и заземлитель 3, который на расстоянии около 2 м заглубляется в грунт на глубину не менее 0,7 м. При недостаточной мощности одного заземлителя устраивается второй такой же заземлитель с противоположной стороны здания.

      Вводная коробка 4 устанавливается снаружи над входной дверью здания (см. сечение по А-А). Токопровод входит в нижнее отверстие вводной коробки и закрепляется болтом к зажиму нулевого провода. Заземлитель состоит из одного или нескольких стальных стержней 5 диаметром 20 мм и длиной 1,2 м, соединенных стальной полосой 6 (см. сечение по Б-Б). Все соединения заземлителя выполняют на сварке.

      Рис. 6. Устройство заземления

      Перед подключением сети делают замеры электрического сопротивления изоляции, зануления и заземления.

      Демонтаж здания производится в последовательности, обратной монтажу. До демонтажа промывают внутренние водопроводные и канализационные сети, отсоединяют их от наружных сетей, отключают здание от наружных электросетей. Демонтированные трубы, кабель, приборы, мебель упаковывают в жесткую, полу-жесткую или мягкую тару, снабженную соответствующими бирками. Оборудование душевых, умывальных, гардеробных и т.п. не демонтируется, а подлежит дополнительному закреплению. Демонтаж здания осуществляют те же рабочие, что и монтаж.

      Здание освобождают от связей с фундаментом, приподнимают на 20 — 30 см для того, чтобы убедиться в надежности строповки и в отсутствии деформаций, затем поднимают и перемещают краном на транспортное средство.

      Технические решения и методы, принятые в ППР, должны обеспечить сооружение служебно-бытового центра в директивный срок, указанный в ПОР.

      Указания по безопасному производству работ. Особых указаний по безопасному производству работ в этом разделе ППР на обустройство центра не требуется. В этом разделе приводят обычные для ППР обязательные указания по безопасному выполнению земляных, монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ.

      План производства работ ППР на высоте по новым правилам

      План производства работ ППР на высоте (ППРв) — это организационно-технологическая документация, которая разрабатывается на организацию и проведение работ на высоте по новым Правилам по охране труда на высоте. В документе в обязательном порядке содержатся требования по безопасному производству работ, местам крепления систем защиты от падения. При проведении работ совместно с грузоподъемными механизмами указываются места их расстановки.

      План производства работ ППР обязателен к разработке в соответствии с Правилами по охране труда на высоте, когда:
      — возможны риски падения работников с высоты 1,8 м и более;
      — при подъеме или спуске высотой более 5 м работников по вертикально расположенной лестнице с углом наклона к горизонтальной поверхности более 75 градусов;
      — при производстве работ на неогражденных площадках с перепадом 1,8 м и более или с ограждением этих площадок высотой менее 1,1 м;
      — возможны риски падения работника с высоты менее 1,8 м при проведении работ над машинами и механизмами, водной поверхностью либо выступающими предметами.

      ППР на высоте должны находиться у ответственного производителя работ. Весь задействованный рабочий персонал, проводящий работы на высоте должен быть ознакомлен под роспись. Без ознакомления допуск персонала не разрешается.

      Разработка ППР на высоте для нестационарных рабочих мест

      Разработка ППРв — требование новых правил охраны труда, продиктованных приказом Минтруда № 155н. Составляя его, можно руководствоваться общими правилами, так как установленного образца нет. Наличие ППР на высоте строго контролируется различными контролирующими организациями. Он входит в общий комплект документации, разрабатываемой перед началом СМР и других работ. Если его нет, последуют штрафы, приостановка работ.

      План производства работ ППР на высоте для нестационарных рабочих мест разрабатывается при строительстве зданий и сооружений, монтаже технологического оборудования, металлоконструкций эстакад и сооружений, прокладке инженерных сетей как подземных так и надземных и др. При работе вблизи траншей и котлованов разрабатываются меры по ограждению опасной зоны от падения с учетом призмы обрушения грунтов, указываются места установки знаков безопасности.

      В графической части на плане указываются возможные границы отлета падающих со зданий и сооружений грузов, инструмента. Работы на высоте с неогражденных площадок должны предусматривать меры по защите падения (временные ограждения, натянутые троссы для зацепки рабочего персонала и др.). План производства работ на высоте (ППРв) обязателен, если в рамках СМР имеются нестационарные рабочие места (меняющиеся по высоте, позиции исполнителя). Им должны сопровождаться все процедуры, выполняемые по наряду-допуску:

    • Канатный доступ;
    • Монтаж и демонтаж лесов;
    • СМР в охранных зонах, ограниченном пространстве, на дымовых трубах, кровле с ограждением высотой менее 110 см или без него;
    • Установка, мытье остекления.
    • В остальных случаях достаточно ТК на высотные работы.

      Что входит в состав ППРв

      Согласно второму пункту шестого приложения приказа №155н с изменениями от 2018 г., в составляемом документе должны быть перечислены меры, затрагивающие следующие аспекты высотных работ:

    • Монтажная технологичность задействованных сооружений, техники.
    • Безопасное расположение специализированных машин, крупных устройств.
    • Минимизация продолжительности и объема СМР, сопровождающихся производственной опасностью.
    • Обеспечение средствами выявления и защиты от опасностей зон, где выполняются работы.
    • По новым правилам ППР на высоте может содержать расчеты и инструкции для дополнительных мер обеспечения ОТ при следующих условиях:

    • Выполнение совмещенных работ.
    • СМР в пределах функционирующего предприятия, если рядом пролегают коммуникации, находятся конструкции, действующие установки.
    • Какие средства, требования нужно вписать в ППРв

      Проект производства работ на высоте содержит полный список решений и требований, способствующих организации должного уровня безопасности при выполнении высотных СМР. В нем отражают особенности постоянных и временных конструкций, защищающих рабочие зоны. Отдельно перечисляют вспомогательное оборудование: стремянки, леса, настилы.

      Подъемные механизмы для людей, грузов дополняют названием, основными характеристиками. Перечисляют СИЗ и СКЗ от падения, все сопутствующие элементы, узлы. Указывают точки и технологии фиксации систем безопасности в ходе высотных работ, наименования средств коммуникации, осветительного оборудования (для зон проведения СМР и путей к ним).

      При оформлении ППР на высоте нужно разработать и перечислить нормы санитарно-бытового обслуживания исполнителей, требования к техническим средствам безопасности, тушения возгораний.

      Дополнение к ППРв: грузоподъемные краны, складирование, монтаж

      Риск падения и потери устойчивости конструкций, стройматериалов, механизированных устройств должен сводиться к минимуму путем разработки перечня способов, мер, технологий и их контроля на месте реализации СМР. Штучные и сыпучие материалы перемещают в соответствующей таре. Она обязана способствовать удобству транспортировки к месту использования.

      Все перемещаемые конструкции фиксируют так, чтобы их подъем к точке монтажа происходил в максимально близком к проектному положении. В ППР на высоте должны присутствовать разработанные способы крепления стропами.

      План производства работ может содержать следующие методы:

    • Складирование стройматериалов, механизмов.
    • Закрепление конструктивных элементов.
    • Временная фиксация демонтируемых фрагментов.
    • Устранение отходов.
    • Работы по общей вертикали на разных уровнях требуют выбора места и разработки технологии монтажа защитных перекрытий.

      Дополнения при использовании механизмов, машин

      Все специальные технические устройства, изделия должны быть подробно описаны и включены в проект производства работ на высоте. В него вносят исчерпывающую информацию о местах их размещения, режимах эксплуатации.

      Нужно перечислить СИЗ от факторов, несущих опасность, вред здоровью, предназначенные для оператора и всего персонала, работающего вблизи него. При разработке рассчитывают пределы движения и углы поворота механизмов.

      В документе предусматривают средства коммуникации для оператора и людей, проводящих работы поблизости. Это могут быть звуковой сигнал, связь по радио или телефону. Если есть необходимость использовать машины в опасных зонах, требуется перечислить условия их размещения.

      Дополнения к электробезопасности

      Исполнители, занимающиеся СМР на высоте, подвержены риску поражения током. Поэтому в ППР должны быть инструкции, требования и указания, которые помогут им точно находить места пролегания линий электросетей для силового оборудования, освещения. Необходима разработка позиционирования:

    • Ограждающих элементов для проводящих ток частей.
    • Используемых приборов.
    • Систем ввода и распределения нагрузок.
    • Следует составить инструкции по общему заземлению и необходимому для выполненных из металла элементов подключаемого к электропитанию оборудования.

      Если предстоят работы повышенной или особой опасности, связанные с применением электричества, требуется разработка и включение в ППРв дополнительных защитных мероприятий.

      Требования ОТ к производственным площадкам и помещениям, отраженные в ППРв

      В документацию могут входить дополнительные расчеты и указания (в зависимости от используемых защитных средств, вида и места проведения СМР). При разработке плана проведения работ на высоте для производственных площадок и помещений указывают:

      • Расположение знаков безопасности и точек монтажа ограждающих конструкций. Выбирая места, руководствуются действующими нормами и регламентами.
      • Зоны хранения стройматериалов.
      • Блоки, укосины, средства малой механизации, используемые для транспортировки грузов на лесах.
      • Последовательность монтажа и демонтажа лесов. Все работники, которые будут выполнять эти задачи, проходят обучение.
      • Для составления данной части ППРв проводят расчеты границ опасных зон. Что они учитывают:

      • Максимальные размеры перемещаемых грузов.
      • Диапазон разлета предметов, брызг металла при сварке.
      • Параметры движущихся механизмов, устройств, транспортных средств.
      • Требования ОТ к системам обеспечения безопасности, прописываемые в проекте производства работ на высоте

        В плане производства работ указывают вид, место монтажа канатного доступа и анкерных систем, обеспечивающих безопасность СМР. Отдельные требования предъявляют к страховочным типам данного оснащения. Они должны обеспечить:

      • Достаточное пространство под сорвавшимся исполнителем. Учитывается длина при растяжении всех элементов, входящих в анкерную систему безопасности: строп, канатов, соединителей, амортизаторов.
      • Короткое расстояние падения. Травматизм во время движения (при срабатывании страховки) и остановки после срыва нужно сократить или полностью исключить.
      • Минимальную маятниковую траекторию при падении или полное ее отсутствие.
      • Остальные типы анкерных систем безопасности отражают согласно действующим правилам, нормативам.

        Условия ОТ при монтаже и демонтаже стальных, сборных конструкций, вносимые в ППР на высоте

        Требования из приложения № 6 к приказу № 155н, касающиеся информации, включаемой в ППРв, могут дополняться в отдельных случаях. Например, когда выполняют монтаж и демонтаж конструкций на высоте (сборно-монолитных, многоэтажных, крупнопанельных).

      • Спецификации устанавливаемых конструктивных элементов.
      • Технологии и методы наиболее безопасного подъема, монтажа. Они должны исключать перекос, дисбаланс, неустойчивое положение.
      • Позиционирование армирующих компонентов в конструктивных элементах.
      • Применение вспомогательных средств: настилов, подмостков, люлек, мобильных платформ, подъемных клетей.
      • Документ должен предусматривать использование таких способов, при которых отсутствует вращение транспортируемых строительных конструкций.

        Требования к ОТ при выполнении кровельных и других работ, входящих в ППР на высоте

        Документация, разрабатываемая для проведения СМР на крыше, должна содержать дополнительную информацию. В ППР на высоте указывают меры, разработанные для конкретного объекта, способствующие предотвращению возникновения и влияния опасных, вредных факторов.

        Если защитные ограждения отсутствуют, при составлении документации нужно выбрать и указать системы, которые точно соответствуют всем процессам и условиям:

      • удержания,
      • позиционирования,
      • страховки,
      • канатного доступа.
      • В ППР указаны места, где могут храниться стройматериалы. Исполнитель обязан использовать только их. При выборе руководствуются защитой от падения, влиянием ветровых нагрузок. Оговариваются способы закрепления механизмов, материалов, оборудования во время перерывов. Если это невозможно, разрабатывается инструкция по уборке с крыши.

        Дополнение к ППР на высоте, если проводятся бетонные или каменные работы

        Перед бетонированием разрабатывают дополнительные требования. В них может входить расстояние между бункером и ранее уложенной смесью или поверхностью. В остальных случаях норма — максимум 1 м.

        Тот, кто разрабатывает ППР на высоте для СМР, сопровождающихся бетонированием, выбирает и прописывает дополнительные меры, направленные на исключение, а также снижение влияния опасных, вредных факторов. Эта часть составляется на основании соответствующих нормативных документов, правил, стандартов.

        Если предстоят работы с камнем, документ должен содержать расчеты предельной высоты свободно стоящих вертикальных поверхностей, методы их временного крепления. Кладка стен во время пребывания на них относится к особым условиям. Они прописываются отдельно. Отсутствие такой информации в документе запрещает использование технологии.

        Кто может разрабатывать план проведения работ на высоте

        Инициатором подготовки документации является работодатель. Он выбирает того, кто утверждает ППР на высоте. На этого человека возлагается ответственность за выполнение работ. Данное должностное лицо может заниматься выдачей нарядов-допусков для СМР повышенной опасности. Оно определяет, кто разрабатывает ППР на высоте для нестационарных рабочих мест и других процессов согласно действующим правилам ОТ.

        Составлять, утверждать этот документ имеют право работники, прошедшие аттестацию по 3-й группе. Ее должны сдать все ответственные за ОТ.

        Составить и утвердить ОТД может одно должностное лицо. Но в его задачи входит контроль состояния СИЗ, подготовка остальной документации и мер по обеспечению охраны труда: планов эвакуации, инструктажей. Снизить нагрузку на ответственного за ОТ работника помогает делегирование.

        Требования к должностным лицам с аттестацией по 3-й группе безопасности

        Каждый, кто занимается разработкой или утверждением ППРв, должен соответствовать следующим требованиям приказа Министерства труда № 383н:

      • Возраст — 21 год и старше.
      • Опыт проведения соответствующих работ — минимум 2 года.
      • Навыки непосредственного руководства СМР, оказания первой помощи, спасения, транспортировки пострадавших.
      • Полное понимание рисков падения, умение инспектировать место работ.
      • Знание актуальных правил и требований ОТ.
      • Навыки оформления нарядов-допусков, контроля работников.
      • Способность четко формулировать требования к ОТ в рамках инструктажа.
      • Навыки обучения персонала безопасному проведению СМР.
      • Опыт инспектирования СИЗ.

      Соответствующее обучение надлежит проходить минимум каждые 5 лет.

      Применение, внесение изменений в утвержденный ППР на высоте и нарушения

      Производитель работ обязан ознакомиться с утвержденным планом, остальной документацией. По прибытии на место выполнения СМР на высоте он должен сверить с ППРв наличие:

    • Страховочных СИЗ (включая аварийный комплект).
    • Средств первой помощи.
    • Предупредительных знаков, ограждений (защитных, зон производства работ).
    • Результатом выявления нарушений, предписанных документом, отражающим ОТ, станет удаление бригады с места работ. СМР можно продолжить, когда все требования будут в точности выполнены.

      Внесение изменений в комплекс мер, прописанных в ППР для обеспечения безопасности, запрещено. Невозможность выполнения предписаний требует повторной разработки и утверждения согласно требованиям действующего законодательства.

      Читайте так же:  Можно ли вернуть предоплату, если условия договора оказания услуг не выполнены. Не выполнен договор как вернуть деньги
      admin

      Поadmin

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Обозначение: МДС 12-51.2009
      Название рус.: Проект организации работ, проект производства работ на обустройство мобильного служебно-бытового центра. Разработка и оформление
      Статус: действует
      Дата актуализации текста: 05.05.2017
      Дата добавления в базу: 01.09.2013
      Опубликован: ОАО ЦПП (2009 г. ) ЗАО ЦНИИОМТП (2009 г. )
      Ссылки для скачивания: