Транспортный налог на автомобили мощностью более 250 л. 288 лошадей налог

Транспортный налог на автомобили мощностью более 250 л.с. в 2020 г.

Порядок, сроки и ставки уплаты транспортного налога в отношении автомобилей мощностью выше 250 л.с. в 2020-2018 годах регламентированы главой 28 Налогового кодекса РФ. Транспортный налог относится к региональным видам налога, а это означает, что ставки налога и льготы по их уплате определены соответствующими законами субъектов РФ. Оплата налога производится налогоплательщиком непосредственно в местный бюджет.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. В течение налогового периода налогоплательщики-организации по истечении каждого отчетного периода исчисляют и уплачивают по месту нахождения транспортных средств авансовые платежи по налогу в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Более подробно о порядке уплаты налога юридическими лицами читайте в статье по ссылке.

Граждане уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Физическими лицами транспортный налог должен быть уплачен в общем порядке в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть транспортный налог за 2018 год соответственно по ставкам, установленным на 2018 год, уплачивается до 01 декабря 2020 года, автомобильный налог за 2020 год — до 01 декабря 2020 года, а налог на авто за 2020 год — до 01 декабря 2021 года.

Срок уплаты транспортного налога в 2020 году — до 2 декабря 2020 года

Ставки налога для автомобилей свыше 250 л.с.

Действующим законодательством право устанавливать размер ставок транспортного налога имеют региональные власти. Поэтому в каждом субъекте России ставки налога различны. Об особенностях уплаты налога в конкретном регионе можно прочитать в статьях по ссылка в таблице ниже .

Данные ставки налога относятся к любым автомобилям мощностью более 250 л.с.: 280 л.с., 300 л.с., 320 л.с., 333 л.с., 350 л.с., 380 л.с., 385 л.с., 400 л.с., 500 л.с.

Ставки транспортного налога в 2020-2018 г. во всех областях, республиках, краях России установлены в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя в следующих размерах:

Транспортный налог для автомобилей свыше 250 л.с. (рублей/л.с.)

Центральный федеральный округ

Транспортный налог 2020: кто должен платить

И как на нем сэкономить

До 2 декабря 2020 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  • Автомобилей.
  • Мотоциклов и мотороллеров.
  • Автобусов.
  • Самоходных машин.
  • Снегоходов и мотосаней.
  • Самолетов и вертолетов.
  • Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.
  • Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

    Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

    После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

    Расчет транспортного налога

    Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

    Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

    При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  • Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  • Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  • Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  • Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.
  • Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

    Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

    Расчет транспортного налога для Тойоты с двигателем мощностью 249 лошадиных сил, если собственник живет в Хабаровске и владел машиной весь 2017 год

    Ставки транспортного налога

    Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

    Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

    Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

    Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

    Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

    В Хабаровске ставка налога для Тойоты была 60 рублей, а в Москве за машину той же мощности — 75 рублей

    Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 рублей, а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 рублей, в Хабаровске — 30 рублей, а в Брянске — 40 рублей. Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе.

    Ставки транспортного налога за 2020 год для легковых автомобилей в Москве

    Мощность двигателя Ставка за 1 л. с.
    0—100 л. с. 12 Р
    100,01—125 л. с. 25 Р
    125,01—150 л. с. 35 Р
    150,01—175 л. с. 45 Р
    175,01—200 л. с. 50 Р
    200,01—225 л. с. 65 Р
    225,01—250 л. с. 75 Р
    250,01—? л. с. 150 Р

    Ставки транспортного налога за 2020 год для легковых автомобилей в Московской области

    Мощность двигателя Ставка за 1 л. с.
    0—100 л. с. 10 Р
    100,01—150 л. с. 34 Р
    150,01—200 л. с. 49 Р
    200,01—250 л. с. 75 Р
    250,01—? л. с. 150 Р

    Повышающие коэффициенты

    За дорогие автомобили транспортный налог приходится платить с повышающим коэффициентом:

    транспортный налог = сумма транспортного налога, рассчитанная по общим правилам ? повышающий коэффициент.

    Повышающие коэффициенты применяются в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей.

    Физическим лицам самим считать среднюю стоимость и повышающий коэффициент не нужно. За них все сделает ФНС и укажет сумму налога к уплате в уведомлении. Считать будут на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы из ГИБДД.

    Организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Им самим придется учитывать, какой коэффициент применять к каждому транспортному средству.

    Стоимость авто не единственное условие для применения повышающего коэффициента. Важен еще возраст машины. Например, если стоимость легкового автомобиля 3,5 млн рублей, в течение 3 лет при расчете налога будет применяться повышающий коэффициент 1,1. Но по истечении 3 лет повышающий коэффициент применяться не будет. Расчет срока начинается с года выпуска автомобиля с конвейера и заканчивается годом, за который уплачивается налог.

    Повышающие коэффициенты для легковых автомобилей

    средняя стоимость прошло с года выпуска коэффициент
    3—5 млн рублей не более 3 лет 1,1
    5—10 млн рублей не более 5 лет 2
    10—15 млн рублей не более 10 лет 3
    15—? млн рублей не более 20 лет 3

    Перечень легковых автомобилей, к которым применяются повышающие коэффициенты, налоговая и Минпромторг размещают на своих сайтах. Этот перечень обновляется каждый год не позднее 1 марта.

    Владельцы машин, попавших в перечень за 2018 год, должны заплатить транспортный налог с повышающим коэффициентом до 2 декабря 2020 года.

    Платить в соответствии с перечнем за 2020 год придется уже в 2020 году.

    Перечень за 2020 год появится не позднее 1 марта 2021 года

    В перечне указаны марка и модель автомобиля. Даже если вы заплатили за автомобиль более 3 млн и по году выпуска он попадает под применение повышающего коэффициента, но в перечне такой модели нет, повышающий коэффициент применяться не будет. Если в перечне указано меньше или больше сведений по сравнению со сведениями о конкретном автомобиле, указанными ГИБДД в регистрационных документах, — повышающий коэффициент тоже не применяется. Например, когда в документах не хватает одной буквы по сравнению c тем, как модель указана в перечне.

    Допустим, вы из Брянска и у вас JAGUAR F-PACE 2.0 i4 250PS AWD AUTO TL1 Pure, с момента выпуска которого прошло менее двух лет. В перечне за 2020 год он присутствует среди автомобилей за 3—5 млн рублей, поэтому повышающий коэффициент применяется и будет равен 1,1. Мощность двигателя этой машины — 249 лошадиных сил, поэтому ставка равна 130 Р . Считаем налог за 2020 год:

    249 ? 130 ? 1,1 = 35 607 Р . Эту сумму вы увидите в уведомлении и должны заплатить до 1 декабря 2020 года.

    Но если в регистрационных документах ваш автомобиль указан как «JAGUAR F-PACE» или даже как «Ягуар F-PACE 2.0 i4 250PS AWD AUTO TL1 Pure» — повышающий коэффициент применяться не будет, поскольку данные ГИБДД не полностью совпадают с данными списка Минпромторга. В этом случае налог за 2020 год посчитают так:

    249 ? 130 = 32 370? Р .

    По такой же формуле будут считать налог, если с года выпуска автомобиля прошло более 2 лет. Разница составит 3237? Р .

    Льготы по транспортному налогу

    Федеральные льготы. В налоговом кодексе есть только одна льгота — для грузовиков, которые платят в систему «Платон». У них транспортный налог уменьшается на платежи за каждый километр. Считается, что владельцы грузовиков и так компенсируют вред дорогам.

    Но эта льгота работает только до 2018 года. На 2020 ее пока не продлили. Льгот для легковых машин и мотоциклов на федеральном уровне нет.

    Региональные льготы. Государство разрешило регионам самим решать, кому они будут давать льготы по транспортному налогу. Например, в Москве транспортный налог не платят ветераны, инвалиды и один из родителей в многодетной семье. В Московской области у многодетных тоже есть льготы, но уже с ограничением по мощности машины: за Пежо 408 налог можно не платить, а за Тойоту той же многодетной семье уже могут начислить.

    В Хабаровске у многодетных нет льготы по транспортному налогу. Зато такая льгота есть в Брянске — но не полное освобождение, а скидка 50%.

    Льготы по каждому региону есть на сайте nalog.ru. Обычно налоговая инспекция сама учитывает скидки и освобождения при начислении налога. Но она может это сделать, только если знает, что у вас есть льгота. Хотя может и не знать, например если многодетной семья стала год назад или собственник получил инвалидность, но налоговой об этом не сообщал. У льгот по имущественным налогам заявительный порядок: нет заявления — не будет и льготы.

    Чтобы не переплатить, нужно действовать так:

  • Проверьте, положена ли вам льгота.
  • Подайте заявление на льготу. Можно без подтверждающих документов.
  • Посчитайте налог с учетом льготы с помощью калькулятора.
  • Если сумма не сходится с указанной в уведомлении, напишите обращение в налоговую инспекцию через специальный сервис. Пусть разбираются и пересчитывают.
  • Пересчитать налог с учетом льготы можно за три предыдущих года. Если вам положена льгота, а вы не знали, подавайте заявление. Переплату можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей.

    Заявления на льготу можно подавать через личный кабинет.

    Как уменьшить транспортный налог

    Если машина уже есть, уменьшить транспортный налог можно только с помощью региональных льгот. И только если на них есть право. Других законных способов не платить или платить меньше нет.

    Но можно уменьшить транспортный налог, если машину пока не купили. Вот советы, как не переплатить.

    Проверяйте ставки налога и характеристики машины до покупки. Из-за одной лошадиной силы ставка может быть в два раза выше. Например, для 200 лошадиных сил она составит 30 рублей, а для 201 лошадиной силы — уже 60 рублей. На мощность машины не повлияет, а расходы вырастут.

    Сверяйтесь с перечнем дорогих машин. Автомобили одного и того же класса и марки, но разных моделей и года выпуска могут быть в перечне, а могут и не быть. Если машина попадет в список для повышающих коэффициентов, расходы на налог вырастут. Хотя на комфорте водителя это не отразится. С дорогими машинами счет идет на десятки тысяч рублей.

    Следите, чтобы новый владелец снял машину с регистрации. Или снимите сами через 10 дней. Тогда вам перестанут начислять налог, а остальное — проблемы покупателя.

    Проверяйте уведомление. Сумма транспортного налога к уплате указана в налоговом уведомлении. Если есть личный кабинет, его пришлют только туда. Если личного кабинета нет, уведомление придет по почте. За месяц до срока уплаты все должны получить документы с начислениями и реквизитами.

    Если налогового уведомления нигде нет, нужно взять его в налоговой инспекции. Но проще всего завести учетную запись на госуслугах, подтвердить ее через Тинькофф-банк и войти с ее помощью в личный кабинет на сайте nalog.ru.

    Выписка из налогового уведомления по транспортному налогу

    Посмотрите, что указала налоговая при расчете: характеристики, сроки и за какую машину вам вообще начислили налог. Бывает, что при переезде налог начисляют в одном регионе, а потом еще раз в другом. Причем за несколько лет. Для налоговой это техническая ошибка, а у человека проблемы, которые можно потом решать месяцами.

    Сроки и способы оплаты

    По общим правилам транспортный налог платят до 1 декабря следующего года. В 2018 году срок уплаты выпадает на выходной, поэтому его переносят на ближайший рабочий день — 3 декабря.

    Если не заплатить налог вовремя, начнет начисляться пеня. В отличие от налога на имущество отсрочки по начислению пени нет. Поэтому уже с первого дня просрочки задолженность будет увеличиваться. Пеню считают по формуле:

    Например, если транспортный налог составляет 5000 рублей, за месяц будет набегать около 40 рублей пени:

    Удобнее всего заплатить налог через интернет. Вот самые простые и быстрые способы:

    1. Через сервис Тинькофф-банка по индексу документа. Можно платить за себя, супруга и родителей. Вообще за кого угодно.
    2. В личном кабинете на сайте nalog.ru. С этого года есть оплата сразу картой или через банк. Клиенты Тинькофф-банка могут выбрать свой банк и оплачивать без комиссии. Указывать реквизиты не нужно: данные заполнятся автоматически.
    3. По индексу документа на госуслугах или в сервисе «Заплати налоги» на сайте ФНС.

    Если уведомление пришло по почте, все равно можно ввести индекс документа с квитанции и заплатить в интернете. Банк сформирует подтверждение оплаты, его можно распечатать или сохранить.

    Индекс документа указан на квитанциях, которые приходят вместе с уведомлением — по почте или в личный кабинет. У каждой квитанции — свой индекс

    Со своей карты можно платить транспортный налог за любого человека. Главное — узнать индекс документа, больше ничего не нужно.

    Суммы зачтутся тому человеку, который указан в квитанции, а не тому, с чьей карты уходят деньги.

    При оплате в личном кабинете налогоплательщика можно выбрать банк Если выбрать оплату через Тинькофф-банк, потом нужно указать номер телефона для авторизации. На этом этапе сформируется счет на оплату. Заполнять реквизиты квитанции не придется Счет появился в личном кабинете на сайте Тинькофф-банка. Можно заплатить в один клик В мобильном приложении банка счет тоже появился. Оплата без комиссии

    В личном кабинете на сайте nalog.ru оплата отразится не сразу, это нормально. Налоговая сама говорит, что зачтет суммы в течение 10 дней.

    После оплаты сохраняйте квитанции. Банк переведет деньги по назначению, но у налоговой бывает всякое.

    Если после оплаты в личном кабинете все равно отражается задолженность, это не значит, что она есть. Я уже заплатила транспортный налог, но начисления пока не погашены

    Что будет, если не заплатить

    Налоговая не будет долго ждать и начнет процедуру взыскания. Этапы такие:

  • Сначала придет требование об уплате налога. Там будет дата, когда нужно погасить долг.
  • Если проигнорировать требование, налоговая подаст в суд. Вас туда не позовут: это будет судебный приказ без заседаний и вызова сторон.
  • По судебному приказу деньги спишут со счета. Банк обязан исполнить это требование.
  • Информацию о долге могут направить работодателю.
  • Если долг передадут приставам, они могут запретить выезд за границу.
  • Взыскивать налог будут с учетом пени. Штраф за неуплату транспортного налога по уведомлению не начисляют. Но проверьте в личном кабинете, все ли ваши машины там указаны. Если про какую-то налоговая не знает, она может начислить 20% налога сверху.

    Как проверить задолженность

    До 3 декабря начисленные суммы можно проверить только в личном кабинете налогоплательщика или в бумажных квитанциях. Когда срок уплаты пройдет, начисления станут считаться долгом. Тогда они появятся:

  • В сервисе Тинькофф-банка — там поиск по ИНН.
  • В личном кабинете на сайте nalog.ru.
  • На госуслугах — сумма долга будет видна в информерах приложения или в личном кабинете на портале.
  • Там же можно сразу погасить долги. Но через несколько дней надо опять проверить, потому что может быть пеня, которая отразилась позже. Иногда даже из-за одного рубля недоплаты налоговая блокирует счет в банке, причем в самый неподходящий момент.

    До 3 декабря задолженности по транспортному налогу в сервисе банка нет. Хотя его точно начислили На портале госуслуг задолженность тоже не отражается. Потому что до 3 декабря начисленный налог — это еще не долг Хотя на самом деле транспортный налог начислен и его нужно платить. Это видно только в личном кабинете

    Спишут ли транспортный налог по амнистии?

    Транспортный налог за 2017 год по амнистии не спишут. Под этот закон подпадает только налог, который был начислен за 2013 год , но его не заплатили. Эти суммы должны были уже списать: налоговая делает это сама, без заявлений и документов. Транспортный налог даже за 2014 год под амнистию уже не попадает. За следующие годы — тем более.

    Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 30 октября 2018 г. N 595 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»

    В соответствии со статьями 12, 15, главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьями 39, 41 Устава города Ростова-на-Дону, городская Дума решила:

    1. Установить на территории города Ростова-на-Дону земельный налог и утвердить Положение о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону (приложение).

    2. Признать утратившими силу:

    1) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.08.2005 N 38 «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    2) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 29.11.2005 N 68 «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 23.08.2005 N 38 «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    3) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.10.2006 N 199 «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 23.08.2005 N 38 «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    4) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 27.02.2007 N 238 «О внесении дополнения в решение городской Думы от 23.08.2005 N 38 «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    5) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.08.2007 N 288 «О внесении изменений в решение городской Думы от 23.08.2005 N 38 «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    6) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 16.10.2007 N 318 «О внесении изменений в решение городской Думы от 23.08.2005 N 38 «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    7) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.02.2008 N 355 «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 23.08.2005 N 38 «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    8) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.04.2008 N 398 «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 23.08.2005 N 38 «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    9) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.08.2008 N 442 «О внесении изменений в решение городской Думы от 23.08.2005 N 38 «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    10) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 31.10.2008 N 450 «О внесении изменений в пункт 2.1. «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону», утвержденного решением городской Думы от 23.08.2005 N 38?;

    11) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 31.10.2008 N 451 «О внесении изменений в «Положение о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону», утвержденное решением городской Думы от 23.08.2005 N 38?;

    12) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.04.2009 N 547 «О внесении изменений в решение городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    13) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.06.2009 N 595 «О внесении изменения в решение городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    14) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.10.2009 N 628 «О внесении изменений в решение городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    15) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.11.2009 N 660 «О внесении изменения в решение городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    16) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 15.12.2009 N 677 «О внесении изменения в решение городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    17) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.04.2010 N 731 «О внесении изменения в решение городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    18) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.09.2010 N 796 «О внесении изменений в решение городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    19) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.11.2010 N 23 «О внесении изменений в решение городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    20) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 N 135 «О внесении изменений в решение городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    21) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.08.2011 N 161 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    22) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.12.2011 N 232 «О внесении изменения в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    23) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.04.2012 N 278 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    24) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.2012 N 287 «О внесении изменения в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    25) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.08.2012 N 320 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    26) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.10.2012 N 341 «О внесении изменения в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    27) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 18.12.2012 N 374 «О внесении изменения в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    28) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 19.02.2013 N 406 «О внесении изменения в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    29) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.10.2013 N 528 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    30) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 15.04.2014 N 621 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    31) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.06.2014 N 644 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    32) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 29.08.2014 N 684 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    33) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.11.2014 N 748 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    34) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 27.11.2014 N 750 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    35) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.02.2015 N 810 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    36) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.04.2015 N 847 «О внесении изменения в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    37) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.11.2015 N 44 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    38) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.12.2015 N 72 «О внесении изменения в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    39) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.11.2016 N 247 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону»;

    40) решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.02.2017 N 295 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону».

    3. Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

    4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету города, местным налогам и сборам, муниципальной собственности (И.В. Климов).

    30 октября 2018 г.

    Приложение
    к решению Ростовской-на-Дону
    городской Думы «Об утверждении
    Положения о земельном налоге
    на территории города Ростова-на-Дону»

    Положение
    о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону

    1. Общие положения

    Положение о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону (далее — Положение) в порядке и пределах, предусмотренных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, определяет налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    2. Налоговые ставки

    1. Установить налоговые ставки в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, указанных в пунктах 2, 3 настоящего раздела.

    2. Установить налоговые ставки по земельному налогу исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:

    1) 0,25 процента в отношении земельных участков предприятий транспорта общего пользования, осуществляющих перевозку пассажиров на регулярных маршрутах города Ростова-на-Дону;

    2) 0,3 процента в отношении земельных участков под конноспортивными объектами (центрами, клубами, манежами, ипподромами), используемыми в целях селекции и испытания племенных лошадей;

    3) 0,6 процента в отношении земельных участков гребных баз общероссийских физкультурно-спортивных объединений; земельных участков площадью 15000 кв. метров и более, используемых для размещения и эксплуатации теннисных стадионов, соответствующих требованиям проведения спортивных соревнований, включенных в программу чемпионата России и (или) международных соревнований по большому теннису; земельных участков предприятий и организаций площадью 5000 кв. метров и более, используемых под Дворцы культуры в целях организации детского творчества, культурно-просветительской, досугово-массовой и прочей деятельности в области культуры;

    4) 0,9 процента в отношении земельных участков площадью 10000 кв. метров и более хлебопекарных предприятий, осуществляющих выпуск хлебобулочных изделий не менее 50 процентов в структуре выручки за предшествующий календарный год;

    5) 1,4 процента в отношении земельных участков плавательных бассейнов, соответствующих требованиям проведения спортивных соревнований по водным видам спорта, включенных в государственные целевые программы развития физической культуры и спорта и используемых по назначению.

    3. Освобождаются от уплаты земельного налога:

    1) земельные участки общего пользования: площади; улицы; проезды; автомобильные дороги; набережные; скверы; бульвары; обособленные водные объекты, не используемые в коммерческих целях; пляжи; зеленые насаждения; детские игровые площадки; площадки для занятий физкультурой и спортом и другие места общего пользования; при условии целевого использования земель;

    2) земельные участки кладбищ при условии целевого использования земель;

    3) земельные участки футбольно-спортивных комплексов (стадионов) чистой вместимостью 40000 и более зрительских мест, предназначенные для проведения официальных матчей чемпионата мира по футболу 2018 года.

    4. За земли, используемые для проектирования и строительства объектов, применяется ставка по соответствующему виду использования земельного участка; порядок применения данной нормы в отношении земельных участков на условиях осуществления на них жилищного строительства указан в пунктах 15, 16 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

    3. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

    1. Установить, что налогоплательщики — организации уплачивают земельный налог по итогам налогового периода не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    2. Для налогоплательщиков — организаций установить:

    1) отчетные периоды — первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года;

    2) сроки уплаты авансовых платежей по налогу за первый квартал календарного года — 5 мая календарного года, за второй квартал календарного года — 5 августа календарного года, за третий квартал календарного года — 5 ноября календарного года.

    3. Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок, установленный пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.

    4. Налоговые льготы

    1. От уплаты земельного налога освобождаются:

    1) граждане Российской Федерации, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними, получившие в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства земельные участки в порядке и на условиях, определенных статьями 8(2), 8(3) Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», — в отношении этих участков;

    2) физические лица, относящиеся к категориям налогоплательщиков, перечисленным в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, а также: вдовы (не вступившие в повторный брак) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий; Герои Социалистического Труда; кавалеры орденов Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» — за земельные участки, не используемые для ведения предпринимательской деятельности и относящиеся к следующим видам разрешенного использования: предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки; предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений.

    2. От уплаты 50 процентов земельного налога освобождаются:

    1) лица, признанные малоимущими гражданами, — за земельные участки, не используемые для ведения предпринимательской деятельности и относящиеся к следующим видам разрешенного использования: предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки; предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений.

    Признание граждан малоимущими осуществляется органами социальной защиты населения города в порядке, утверждаемом правовым актом Администрации города Ростова-на-Дону;

    2) собственники земельных участков, которые признаны подтопляемыми подпочвенными водами в соответствии с заключением комиссии, состав и порядок работы которой определяются правовым актом Администрации города Ростова-на-Дону, — за земельные участки, не используемые для ведения предпринимательской деятельности и относящиеся к следующим видам разрешенного использования: предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки; предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;

    3) родители, усыновители, опекуны и попечители детей-инвалидов — за земельные участки, находящиеся в собственности и не используемые для ведения предпринимательской деятельности, в отношении одного объекта налогообложения по своему выбору.

    3. В отношении земельных участков (их долей), занятых жилищным фондом, физические лица, относящиеся к категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1, 2 пункта 1 настоящего раздела и подпунктах 1, 2 пункта 2 настоящего раздела освобождаются от уплаты земельного налога только за земельный участок (долю), на котором расположен объект жилищного фонда (дом, квартира), где они являются собственниками, и в котором налогоплательщики имеют регистрацию по месту жительства.

    4. Гаражные, гаражно-строительные, лодочные, садоводческие товарищества, жилищные, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья, являющиеся налогоплательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога в отношении земельных участков, используемых категориями граждан, указанными в подпункте 4.1.2 пункта 4.1 настоящего раздела.

    По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду «в подпункте 2 пункта 1 настоящего раздела»

    5. Организации города Ростова-на-Дону, оказывающие услуги по организации питания школьников города, уплачивают земельный налог в размере 25 процентов от действующей налоговой ставки по соответствующему виду разрешенного использования земли.

    6. За земельные участки, расположенные под объектами концессионных соглашений, земельный налог взимается в размере 30 процентов от действующей налоговой ставки по соответствующему виду разрешенного использования земли с даты заключения концессионного соглашения до даты ввода объекта концессионного соглашения в эксплуатацию включительно. С даты, следующей за датой ввода объекта концессионного соглашения в эксплуатацию, в течение 36 месяцев земельный налог взимается в размере 50 процентов от действующей налоговой ставки по соответствующему виду разрешенного использования земли.

    5. Порядок и основания для предоставления льготы по налогу

    1. Налогоплательщики — физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и Положением, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

    2. Документами, подтверждающими право на предоставление налоговых льгот, являются: удостоверение, подтверждающее отнесение налогоплательщика к льготным категориям в соответствии с действующим законодательством; орденская книжка; справка, подтверждающая факт установления инвалидности, заключение (справка) медико-социальной экспертизы об установлении соответствующей группы инвалидности и иные документы.

    Возникновение и развитие налогoв на территории Азербайджана Текст научной статьи по специальности « История и археология»

    Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — В. С. Эюбов, З. В. Эюбов

    Научная статья посвящена истории возникновения и развития налогов и налоговой политики на территории исторического Азербайджана в период становления раннефеодальных социально-экономических отношений. В статье методологически и последовательно прослеживается весь исторический путь налоговых повинностей, от раннего средневековья до современной индустриальной эпохи в Азербайджане. Четкое определение характера и социально-политического значения каждого вида налога и налоговой повинности в различных экономических ситуациях средневековья, нового и новейшего периодов истории Азербайджана, является основным исследовательским мотивом статьи.

    Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — В. С. Эюбов, З. В. Эюбов

    RISE AND DEVELOPMENT OF TAXES IN THE TERRITORY OF AZERBAIJAN

    The scientific article is devoted to the history of the emergence and development of taxes and tax policy on the territory of historical Azerbaijan in the period of the formation of early feudal socio-economic relations. The article methodologically and consistently traces the entire historical path of tax services, from the early Middle Ages to the modern industrial era in Azerbaijan. A clear definition of the nature and socio-political significance of each type of tax and tax service in various economic situations of the Middle Ages, the new and recent periods in the history of Azerbaijan, is the main research motive of the article.

    Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие налогoв на территории Азербайджана»

    ?ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВ НА ТЕРРИТОРИИ

    В.С. Эюбов1, д-р экон. наук, профессор З.В. Эюбов , канд. экон. наук, и.о. доцента 1Мингячевирский государственный университет 2Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова ^Азербайджан, г. Мингячевир) (Россия, г. Москва)

    Аннотация. Научная статья посвящена истории возникновения и развития налогов и налоговой политики на территории исторического Азербайджана в период становления раннефеодальных социально-экономических отношений. В статье методологически и последовательно прослеживается весь исторический путь налоговых повинностей, от раннего средневековья до современной индустриальной эпохи в Азербайджане. Четкое определение характера и социально-политического значения каждого вида налога и налоговой повинности в различных экономических ситуациях средневековья, нового и новейшего периодов истории Азербайджана, является основным исследовательским мотивом статьи.

    Ключевые слова: налоги, налоговая политика, налоговая система, налоговая реформа, финансовое положение, социально-экономические отношения.

    В трудный нынешний период необходимо лучше знать природу налогов, глубоко разбираться в особенностях их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Как известно, экономика — это система жизнеобеспечения человека и общества. Сердцевину любой национальной экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления. Однако, одним из важных моментов для работников налоговой системы является изучение истории возникновения налогов на территории республики.

    Ранее средневековье составляет в истории Азербайджана один из важных периодов. Новые экономические, политические и религиозные процессы ярко находили свое отражение в нашей стране.

    Начиная с III века, Азербайджан вступил в эпоху нового экономического строя. В те времена Азербайджан входил в состав Сасанидской Империи. Постепенно зарождались феодальные отношения. К большому сожалению, из-за отсутствия письменных источников этого периода невозможно проследить процесс разложения

    рабовладельческого и возникновения феодальных общественно-экономических отношений. Однако источники позднего сравнительного времени позволяют более или менее изучить раннефеодальные отношения в Азербайджане.

    В период феодализма возникают два класса — феодалов и крестьян. Крестьяне составляли основную производительную силу. Имущественное неравенство среди крестьян явилось причиной обогащения и превращения некоторых из них в мелких землевладельцев.

    В раннем средневековье в Азербайджане преобладала натуральная форма хозяйства. Производитель производил продукцию для удовлетворения, как своего спроса, так и спроса феодала, от которого он зависел.

    Основной формой эксплуатации крестьян на ранних стадиях феодализма были налоги и исполнение государственных повинностей. Крестьяне считались податным сословием, т.е. сословием, платящим налоги государству. В Сасанидском государстве население делилось на четыре сословия. Сословие налогоплательщиков платило подушную подать (гезит, джизья) и по-

    земельный налог (хараг). Эти налоги были первыми и дали основу возрождению налоговой системы в Азербайджане.

    Хараг, так как был поземельным налогом, составлял от 1/3 до 1/6 урожая к зависимости от урожайности посевной площади каждой области, а также от ее близости или отдаленности от города. Сборщики налогов, злоупотребляли своими должностями, не проверяли вовремя урожай и не определяли размер налога, что приводило к гибели значительной части урожая. Это выдавало недовольство у крестьян. Гезит являлся подушной податью, которая раз в год взималась с ремесленников. Помимо этого, жившие на территории Сасанидской Империи христиане тоже платили подушную подать. С целью прекращения произвола сборщиков налогов, а также поступления в казну собранных средств Сасанид-ский шах Хосров I провел налоговую реформу. Был проведен обмер всех земель, учет всех деревьев. Было уточнено число людей обязанных платить подушную подать. Дети, женщины и мужчины, достигшие 60 лет, были освобождены от подушного налога. В зависимости от имущественного положения население было обязано платить подушный налог в 1, 2, 8, 6 и 4 драхмы. Были уточнены размеры налогов. Эти налоги были разделены на части и должны были выплачиваться три раза в год. Налоги были распределены по округам и пунктам с учетом количества деревьев, урожайности земли и плотности населения, за основу брался не объем урожая как прежде, а площадь земли. Это крайне осложняло положение крестьян в годы засухи. Налоговая политика Сасани-дов еще более ухудшила положение широких слоев населения Азербайджана.

    В начале VII века в Азербайджане наступил новый период под правлением арабского халифата. Арабский халифат стремился завоевать как можно больше земель, территорий и собирать налоги с них. Арабы, произведя частичные изменения, сохранили в силе налоговый порядок Сасанидов. К тому же, в отличие от Саса-нидов, налоги взимались не с отдельных людей, а со всей страны. Нужно отметить, что при первых халифах, правивших до

    династии Омейядов, налоги были совсем необременительными. Так как часть населения Азербайджана являлась христианами, в казну халифата поступало две подати харадж и джизья. Церковь была освобождена от налогов и находилась под покровительством государства. Мусульмане были освобождены от джизьи, т.е. от подушной подати.

    Халиф Али, прозванный «опорой ислама» провел справедливую реформу в налоговой области. Основное внимание было направлено не на сбор хараджа, а на рациональную обработку земли. В указании халифа предписывалось, что если харадж будет взиматься без учета обработки земли, то через короткое время урожай иссякнет и страна разориться.

    В период правления Омейядов, были проведены изменения в порядке сбора налогов. В 723 году в Азербайджане была произведена перепись населения, земли и скота. Некоторые из ранее отмененных налогов вновь были восстановлены. Общая сумма налогов возросла. Кроме всего, население было обложено налогами на ремесленные изделия, за брачный договор. Тяжелые налоги довели до нищеты не только бедняков, но и многих средних и крупных феодалов.

    В середине VII века династию Омейя-дов сменили Аббасиды. В налоговой политике произошли новые изменения. Налоги стали взиматься с площади земли независимо от того, обрабатывается земля или нет. Сумма взимаемых налогов была определена до четверти, до половины урожая, в зависимости от оросительной системы. Каждый достигший 15-летнего возраста должен был платить налог. Кроме хараджа и джизьи в халифате существовали и другие налоги. Со всех источников дохода, движимого имущества взимался налог. Кроме того, со скота, с посевов и плодов, с золота и серебра, с ремесленных изделий взимался налог «закят». Налогом были обложены нефтяные источники и соляные промыслы Апшерона. В источниках общая сумма налогов, взимаемых с Азербайджана Халифатом, точно не указывается.

    В XI веке, с возникновением империи Великих Сельджуков произошли серьез-

    ные изменения в налоговой системе Азербайджана. Кроме, выше перечисленных налогов, для обеспечения сельджукского войска оружием, винами, подковами, с населения взимались такие подати, как «мол-ас-силах», «шараб-баха», «нал-Баха».

    Известно выплата различными слоями населения в XI — начале XIII века таких налогов, сборов и повинностей, как ха-радж, ушр, джизья, хакк, алар, цузл, ава-риз, кисмат, таймарат, дараиб и многие другие.

    Экономический подъем в XIII веке Азербайджана был прерван монгольским нашествием. Положение азербайджанского крестьянства никогда не было столь тяжелым, как при монголах. Основным налогом в пользу монгольской казны был поземельный налог — харадж, составлявший 60-70% урожая. В стране наряду со старыми налогами (харадж, джизья, бадж, бияр, техр, ушр и др.) начали действовать и новые налоги, установленные монголами (гопчур, калан, тамга). Самым тяжелым налогом с торгово-ремесленного населения считалась тамга. В последней четверти XIII века в Азербайджане разразился экономический кризис, который привел к опустошению государственной казны. Для того чтобы вывести страну из кризиса завоеватели в лице Газан-хана были вынуждены круто изменить внутреннюю политику. Газан-хан осуществил ряд реформ, целью которых была упорядочение налогообложения населения и регулярного поступления доходов в казну. Налоговая реформа Газан-хана четко определила виды налогов, их объем, способ сбора, время сбора.

    В XV веке в период государств Шир-ваншахов, Каракоюнлу и Аккоюнлу в Азербайджане произошли некоторые изменения в налоговой сфере. Крестьяне и ремесленники Азербайджана платили и выполнили более 40 видов податей и повинностей. Подати за урожай — малджахат разоряли подданных. За пользование водой крестьяне уплачивали налог — бахра. С животноводов взимался налог — чобан-бейи. Ремесленники и купцы платили налоги, существовавшие со времен монгольского нашествия — тамга и бадж. Помимо

    всего этого с населения собирались и подушные налоги.

    В XVI веке во время правления Сефе-видов существовали 35 видов налогов и податей. Большие налоги, тяжелые повинности вызывали недовольство в народе. Самым тяжелым видом податей является малджахат, который оплачивается пшеницей, ячменем, рисом и другими продуктами. За пользование пастбища крестьяне уплачивали хозяевам земель налог чобан-бейи, за свои сады багбаши и другие налоги. Для улучшения положения населения Сефевидский правитель Тахмасиб II провел ряд налоговых реформ. В первую очередь, он отменил некоторые налоги; он также заботился и об улучшении финансового положения страны, обогащая тем самым казну.

    Начавшееся с середины XVII века развитие производительных сил к концу столетия сменилось отставанием. Этому в немалой степени способствовало ослабление Сефевидской династии. Общее число налогов, взимаемых с крестьян во второй половине XVII в., доходило до 35. Налог с земли доходов — малджахат, бахра, ха-радж, считался основной частью налогов и составлял 1/5, 1/3 часть общего урожая в натуре. Этот налог делился между землевладельцем и государством — первый получал 1/10 часть, а второму отходили 2/10 части. Багбаши равнялся 1/10 урожая. Их-раджат — общий и многообразный налог, употреблялся в смысле общего числа повинностей. Он взимался для удовлетворения потребностей государственных наместников, военнослужащих и знати. Отала-фа — взимался за вьючных животных и лошадей. Улафа — взимался для пропитания одного человека (военного, наместника и др.). Иногда эти два налога взимались вместе деньгами. Кюнальгя — представлял себе знати право останавливаться в доме крестьянина. Налог, взимаемый натурой для государственных наместников и духовенства, назывался рюсум. Тарх — продажа товара, необходимого государству или же феодалу, ниже его рыночной стоимости. Бесплатный и принудительный труд крестьянина в пользу феодала или же государства назывался бияр. Бияр — широко

    использовался в оросительной сети и других государственных делах.

    В конце XVIII века размер налогов увеличился, и были введены новые налоги, что вызвало серьезное недовольство народных масс. В начале XVIII века Османская Турция направила свои войска в Закавказье. Учитывая то, что население понесло огромные убытки во время войны, Османское государство в 1725-1728 годах проводило на Южном Кавказе более умеренную налоговую политику. На таможнях взимались такие налоги, как имрюк, рах-дари — налог, взимаемый для охраны торговых путей, расми капан (платы за весы).

    Конец XVIII — начало XIX века увенчалось политическим присоединением Северного Азербайджана к царской России с заключением Туркменчайского мирного договора. На повестку дня встал вопрос о целенаправленной политике экономического освоения страны. По царскому указу от 8 октября 1821 года, в Закавказье был введен льготный торговый тариф, согласно которому таможенная пошлина взималась лишь с 50% всех товаров, ввезенных заграничными купцами. В это время крестьяне по-прежнему платили тяжелые налоги. Сбор ренты-налога натурой представлял значительные трудности также для казны, не имевшей возможности обеспечить сохранность продуктов, поэтому в начале 50-х годов были введены денежный налог и поземельный оброк.

    Переход к денежной ренте, несмотря на определенные трудности для крестьян, стал положительным фактом. Помимо всего царское правительство считал азербайджанцев «инородцами» и освободило их от воинской обязанности. Взамен этого в 1887 году налогоплательщики азербайджанцы были обременены, еще и воинским налогом.

    После свержения царской власти в начале XX века Азербайджан перешел под власть большевиков России. Экономика в начале 20-х годов XX века находилась в тяжелом состоянии. Начался поиск новых путей. Им стал переход к новой экономической политике (НЭП). Новая экономическая политика была принята X съездом РКП в марте 1921 года. Первым шагом на пути осуществления этой политики в Азербайджане явился декрет Азревкома от 17 мая 1921 года. По этому декрету в Азербайджане вместо продовольственной разверстки вводился добровольно сдаваемый налог «чанаг». Это озночало предоставление крестьянам возможности для свободной экономической деятельности. В этом состояло основное содержание новой экономической политики. Переход к твердой валюте вел к утверждению единой налоговой системы. С 1920-год по 1991 год, т.к. Азербайджан был в составе бывшего Советского Союза, у него не было своей независимой налоговой системы. Эта система начала развиваться после приобрете-

    ния независимости Азербайджана. Библиографический список

    1. А.ФМусаев, А.Г.Гахраманов. Налоговая культура. Баку, 2004, 288 с.

    2. Ф.АМамедов, А.Ф.Мусаев, М.М.Садыгов, Я.А.Калбиев, З.Г.Рзаев. Налоги и налогообложение. Баку, 2010, 512 с.

    3. И.Г.Алыев, С.С.Самандеров. Из истории налоговой дело. Баку, 2014, 188 с.

    RISE AND DEVELOPMENT OF TAXES IN THE TERRITORY OF AZERBAIJAN

    V.S. Eyubov1, doctor of economic sciences, professor

    Z.V. Eyubov2, candidate of economic sciences, assistant professor

    1Mingachevir state university

    2Plekhanov Russian economic university

    Abstract. The scientific article is devoted to the history of the emergence and development of taxes and tax policy on the territory of historical Azerbaijan in the period of the formation of early feudal socio-economic relations. The article methodologically and consistently traces the entire historical path of tax services, from the early Middle Ages to the modern industrial era in Azerbaijan. A clear definition of the nature and socio-political significance of each type of tax and tax service in various economic situations of the Middle Ages, the new and recent periods in the history of Azerbaijan, is the main research motive of the article.

    Keywords: taxes, tax policy, tax system, tax reform, financial situation, socio-economic relations.

    Читайте так же:  Приказ о возложении обязанностей кассира на бухгалтера. Приказ о возложении обязанности по ведению кассовых операций

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Председатель городской Думы —
    глава города Ростова-на-Дону