Виды санкций за правонарушение в сфере хозяйствования. Виды санкций за правонарушение в сфере хозяйствования

Виды санкций за правонарушение в сфере хозяйствования

В сфере хозяйствования применяются следующие виды санкций: возмещение убытков, штрафные и оперативно-хозяйственные санкции.

Кроме вышеуказанных санкций в отношении субъектов хозяйствования за нарушение правил осуществления применяются администравтивно-хозяйственные санкции.

Хозяйственная санкция в форме возмещения убытков является важнейшей мерой хозяйственно-правовой ответственности.

Трудно не согласиться с профессором В. С. Щербиной, что воз­мещение (компенсация) убытков, которое применяется традици­онно «по праву справедливости», является наиболее юридически универсальным и действенным способом правовой защиты потер­певшей стороны в хозяйственных правоотношениях.

Сущность данной санкции отражена в ст. 224 ХК Украины, ко­торая гласит, что участник хозяйственных отношений, нарушив­ший хозяйственное обязательство или установленные требования по осуществлению хозяйственной деятельности, должен возме­стить причиненные этим убытки субъекту, права или законные ин­тересы которого нарушены.

Под убытками при этом понимаются расходы, произведенные управомоченной стороной, утрата или повреждение ее имущества, а также не полученные ею дохо­ды, которые управомоченная сторона получила бы при надле­жащем выполнении обязательства или соблюдении правил осу­ществления хозяйственной деятельности другой стороной.

Как правило, взыскание убытков не является имущественной санкцией заведомо определенного размера (хотя стороны и могут его заранее согласовать согласно ч. 5 ст. 225 ХК Украины). Именно с этим связывается универсальность ее применения в горизонталь­ных и в вертикальных отношениях, в договорных и во внедоговорных обязательствах. Будучи закрепленной в законе, такая санкция не нуждается в договорном установлении. Между тем, это сложная в применении форма хозяйственно-правовой ответственности: сложно доказать факт причинения убытков и их размеры (убытки могут возникнуть через значительный промежуток времени, от­сутствует совершенная методика расчета размера убытков); необ­ходимо доказать наличие всех четырех элементов состава правона­рушения — противоправное поведение лица, причинившего убыт­ки, наличие убытков, их состав и размер, причинную связь между противоправным поведением и причиненными убытками, вину на­рушителя (если иное не предусмотрено законом или договором).

Следует учитывать, что понятие «убытки», употребляемое в юриспруденции, несколько отличается от аналогичного понятия, которым оперирует экономическая наука и реальная хозяйствен­ная практика. На это обращал внимание, в частности, В. И. Кофман, отмечая, что убытки как экономическая категория не обяза­тельно возникают в результате правонарушения, в то время как в качестве категории юридической убытки представляют собой вы­зываемые неправомерным поведением отрицательные последст­вия в имущественной сфере потерпевшего. Иными словами, сум­ма убытков в договорном праве отражает отрицательную разницу не в стоимости имущества (финансовый результат деятельности) на конец и начало определенного периода (что имеет место в эконо­мике), а между стоимостью имущества, которое принадлежит сто­роне, потерпевшей от нарушения контрагентом условий договора, в реальной действительности, и предполагаемой стоимостью иму­щества, которая могла бы иметь место, если бы должник надлежа­щим образом исполнил свои договорные обязательства.

ХК Украины дает более развернутую характеристику состава и размера убытков, чем это делает ГК Украины. В частности, ст. 225 ХК предусматривает, что в состав убытков, которые подлежат воз­мещению лицом, допустившим хозяйственное правонарушение, включаются:

— стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества, определенная в соответствии с требованиями за­конодательства;

— дополнительные расходы (штрафные санкции, уплаченные другим субъектам, стоимость дополнительных работ, допол­нительно израсходованных материалов и т.п.), понесенные стороной, которая понесла убытки вследствие нарушения обязательства другой стороной;

— неполученная прибыль (утраченная выгода), на которую сто­рона, понесшая убытки, имела право рассчитывать при над­лежащем выполнении обязательства другой стороной;

— материальная компенсация морального вреда в случаях, пред­усмотренных законом.

Следует отметить, что возмещение убытков, кроме материальной компенсации морального вреда, является общей (универсальной) мерой ответственности и применяется в любом случае независимо от того, отмечено ли это в договоре или законодательстве, которое регулирует определенный вид обязательств. Однако законодатель ограничивает размер убытков и ставит их в зависимость от размера штрафных санкций, если они подлежат взысканию.

Реальные убытки следует относить только расходы, которые уже сделаны, а не те, которые пострадавшее лицо сделает в будещем.

Размер неполученной прибыли должен определяться с учетом разумных затрат, которые управомоченная сторона должна была получить, если бы обязательство было исполнено. Это увеличение количества имущества пострадавшей стороны, которое оно не получило по вине контрагента. Величина выражается в денежной форме.

При определении неполученного дохода (упущенной выгоды) учитываются принятые управомоченной стороной для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.

В отличие от трех первых разновидностей убытков компенсация морального вреда не имеет общего характера, а возможно лишь в случаях, предусмотренных законом.

Правила определения размера убытка:

1) в случае удовлетворения должником в добровольном порядке требований пострадавшей стороны, используются цены, которые существовали в день удовлетворения требования;

2) в случае удовлетворения должником в не добровольном порядке требований потерпевшей стороны, используются цены, которые существовали на день подачи иска в суд;

Субъект, который возместил убытки, имеет право взыскать в порядке регресса убытки из третьего лица.

В случае получения убытков одновременно от нескольких субъектов каждый из них возмещает убытки (ст. 196 ГК, ст. 543-544 ЦК).

Возмещение убытков используется в претензионо-исковом порядке.

Возмещение убытков — это мера ответственности за правонарушения в сфере хозяйствования, поэтому ее применение возможно лишь при наличии основания ответственности, предусмотренного законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения хозяйственного обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных им убытков, причинную связь между правонарушением и убытками. В свою очередь, ответчик вправе доказывать отсутствие своей вины в причинении убытков, если в соответствии с законом вина является условием ответственности.

ХК Украины исходит из общего правила о полном возмещении убытков. Исключения из этого общего правила должны быть пред­усмотрены законом или договором.

ХК Украины допускает утверждение Кабинетом Министров Украины методики определения размера возмещения убытков в сфере хозяйствования. До ее утверждения может применяться Временная методика определения размера вреда (убытков), при­чиненного нарушениями хозяйственных договоров, одобренная Госкомиссией по экономической реформе Совета Министров СССР 21.12.90.

Состав убытков, которые подлежат возмещению во внутрихо­зяйственных отношениях, определяется соответствующими субъ­ектами хозяйствования — хозяйственными организациями с уче­том специфики их деятельности.

В ст. 226 ХК Украины определяются условия и порядок возме­щения убытков в сфере хозяйствования.

В частности, не подлежат возмещению убытки, причиненные правомерным отказом обязанной стороны от дальнейшего выпол­нения обязательства.

При невыполнении обязательства о передаче индивидуально-определенной вещи (вещей, определенных родовыми признака­ми) управомоченная сторона имеет право требовать отобрания этой вещи (вещей) у обязанной стороны или требовать возмеще­ния убытков.

При невыполнении обязательства выполнить определенную ра­боту (оказать услугу) управомоченная сторона имеет право выпол­нить эту работу самостоятельно или поручить ее выполнение (ока­зание услуги) третьим лицам, если иное не предусмотрено законом или обязательством, и требовать возмещения убытков, причинен­ных невыполнением обязательства.

В случае причинения убытков одновременно несколькими уча­стниками хозяйственных отношений каждый из них обязан воз­меститьубытки субъекту, которому причинены убытки, в соли­дарном порядке в соответствии с требованиями ГК Украины или иного закона.

Участник хозяйственных отношений, возместивший убытки, имеет право взыскать убытки с третьих лиц в порядке регресса. Го­сударственные (коммунальные) предприятия при наличии основа­ний не только вправе, но и обязаны принять меры по взысканию в порядке регресса убытков с других субъектов хозяйствования или взыскать убытки с виновных работников предприятия в соответст­вии с требованиями законодательства о труде.

Особые правила предусмотрены в ст. 229 ХК Украины для воз­мещения убытков при нарушении денежных обязательств. В част­ности, участник хозяйственных отношений при нарушении им де­нежного обязательства не освобождается от ответственности ввиду невозможности выполнения и обязан возместить потерпевшему убытки, а также уплатить штрафные санкции. Для неденежных хозяйственных обязательств, как будет показано ниже, закон пред­усматривает общее правило о том, что уплата штрафных санкций уменьшает размер убытков.

Позитивные черты: носит универсальный характер (используется и в горизонтальных, и в вертикальных отношениях, договорных и внедоговорных); предусматривается законом, а, таким образом, не требует специального упоминания о ней в договоре.

Недостатки: сложная в использовании: важно довести факт наличия всех 4-х элементов состава преступления.

6.3. Виды хозяйственно-правовых санкций

6.3. Виды хозяйственно-правовых санкций

Хозяйственными санкциями признаются меры воздействия на правонарушителя в сфере хозяйствования, в результате применения которых для него наступают неблагоприятные экономические и/или правовые последствия.

В сфере хозяйствования применяются такие виды хозяйственных санкций:

Кроме указанных к субъектам хозяйствования за нарушение ими правил осуществления хозяйственной деятельности применяются административно-хозяйственные санкции.

Хозяйственные санкции применяются в порядке, определенном законом, непосредственно участниками хозяйственных отношений или через обращение к хозяйственного суда, а административно-хозяйственные санкции — специально уполномоченными государственными органами или уполномоченными органами местного самоуправления.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственных обязательств или нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности правонарушитель отвечает принадлежащим ему на праве собственности или закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК и другими законами.

Основатели субъекта хозяйствование не отвечают по обязательствам этого субъекта, кроме случаев, предусмотренных законом или учредительными документами о создании данного субъекта.

Если правонарушению способствовали неправомерные действия (бездействие) другой стороны обязательства, суд имеет право уменьшить размер ответственности или освободить ответчика от ответственности.

Стороны обязательства могут предусмотреть определенные обстоятельства, которые ввиду чрезвычайного характера этих обстоятельств (форс-мажор) является основанием для освобождения их от хозяйственной ответственности в случае нарушения обязательства в силу данных обстоятельств, и предусмотреть порядок засвидетельствования факта возникновения таких обстоятельств.

Возмещение убытков как вид хозяйственных санкций

Участник хозяйственных отношений, который нарушил хозяйственное обязательство или установленные требования относительно осуществления хозяйственной деятельности, должен возместить причиненные этим убытки субъекту, права или законные интересы которого возбуждено.

Под убытками понимаются расходы, сделанные управомоченной стороной, утрата или повреждение его имущества, а также не полученные ею доходы, которые управомоченная сторона получила бы в случае надлежащего исполнения обязательства или соблюдения правил осуществления хозяйственной деятельности другой стороной.

В состав убытков, подлежащих возмещению лицом, которая допустила хозяйственное правонарушения, включаются:

стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества, определенная в соответствии с требованиями законодательства;

дополнительные расходы (штрафные санкции, уплаченные другим субъектам, стоимость дополнительных работ, дополнительно потраченных материалов и тому подобное), понесенные стороной, которая понесла убытки вследствие нарушения обязательства второй стороной;

неполученная прибыль (утраченная выгода), на который сторона, которая понесла убытки, имела право рассчитывать в случае надлежащего выполнения обязательства второй стороной;

материальная компенсация морального вреда в случаях, предусмотренных законом.

В определении размера убытков, если иное не предусмотрено законом или договором, учитываются цены, существовавшие по месту выполнения обязательства на день удовлетворения должником в добровольном порядке требования стороны, которая понесла убытки, а в случае если требование не удовлетворенно в добровольном порядке, — на день представления в суд соответствующего иска о взыскании убытков.

Участник хозяйственных отношений, по вине которого допущено хозяйственное правонарушение, обязан принять необходимые меры к предотвращению убытков в хозяйственной сфере других участников хозяйственных отношений или по уменьшению их размера, а в случае если убытков другим субъектам нанесен, обязан возместить по требованию этих субъектов убытки в добровольном порядке в полном объеме, если законом или договором сторон не предусмотрено возмещение убытков в другом объеме.

Штрафными санкциями признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства. Штрафные санкции взыскиваются сверх причиненные убытки.

Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда:

— допускается взыскание только штрафных санкций;

— убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх штрафных санкций;

— по выбору кредитора могут быть взысканы или убытки, или штрафные санкции.

По отдельным видам обязательств законом может быть определенный размер штрафных санкций, изменение которого по согласованию сторон не допускается. Например, Закон Украины «Об ответственности за несвоевременное выполнение денежных обязательств» от 22 ноября 1996 г. предусматривает, что пеня за несвоевременное выполнение денежных обязательств или за задержку денежных поступлений на счет клиента банка — получателя денежных средств, которую начислен и не уплачен на день вступления в силу этим Законом, по соглашению сторон может быть перечислена за период действия срока исковой давности, но размер ее не должен превышать двойной учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей в период, за который начислялась пеня.

Читайте так же:  Статья 25. Закон рф о государственной судебно-экспертной деятельности

В случае если нарушено хозяйственное обязательство, в котором хотя бы одна сторона есть субъектом хозяйствования, принадлежащего к государственному сектору экономики, или нарушение связано с выполнением государственного контракта, или выполнение обязательства финансируется за счет Государственного бюджета Украины или за счет государственного кредита, штрафные санкции применяются, если иное не предусмотрено законом или договором, в таких размерах:

за нарушение условий обязательства относительно качества (комплектности) товаров (работ, услуг) взимается штраф в размере двадцати процентов стоимости некачественных (некомплектных) товаров (работ, услуг);

за нарушение сроков выполнения обязательства взимается пеня в размере 0,1 процента стоимости товаров (работ, услуг), из которых допущена просрочка выполнения за каждый день просрочки, а за просрочку свыше тридцати дней дополнительно стягивается штраф в размере семи процентов указанной стоимости.

За нарушение хозяйственных обязательств к субъектам хозяйствования и других участников хозяйственных отношений могут применяться оперативно-хозяйственные санкции — используемые самими сторонами обязательства в одностороннем порядке меры оперативного воздействия на правонарушителя с целью прекращения или предупреждения нарушений обязательства.

К субъекту, который нарушил хозяйственное обязательство, могут быть применены лишь те оперативно-хозяйственные санкции, применение которых предусмотрено договором.

Оперативно-хозяйственные санкции применяются независимо от вины субъекта, который нарушил хозяйственное обязательство.

В хозяйственных договорах стороны могут предусматривать использование таких видов оперативно-хозяйственных санкций:

односторонний отказ от выполнения своего обязательства управомоченной стороной, с освобождением ее от ответственности за это в случае нарушения обязательства второй стороной;

отказ от оплаты за обязательством, которое выполнено ненадлежащим образом или досрочно выполнено должником без согласия второй стороны;

отсрочка отгрузки продукции или выполнения работ вследствие просрочки выставления аккредитива плательщиком, прекращение выдачи банковских займов и тому подобное;

отказ управомоченной стороны обязательства от принятия
дальнейшего выполнения обязательства, нарушенного другой стороной, или возврат в одностороннем порядке выполненного кредитором по обязательству (списание со счета должника в безакцептном порядке средств, уплаченных за некачественную продукцию, и т. п);

установление в одностороннем порядке на будущее дополнительных гарантий надлежащего выполнения обязательств стороной, которая нарушила обязательства: изменение порядка оплаты продукции (работ, услуг), перевод плательщика на предварительную оплату продукции (работ, услуг) или на оплату после проверки их качества и тому подобное;

отказ от установления на будущее хозяйственных отношений со стороной, которая нарушает обязательство.

Приведенный перечень оперативно-хозяйственных санкций не является исчерпывающим. Стороны могут предусмотреть в договоре также другие оперативно-хозяйственные санкции. Разнообразие этого вида санкций вызывает многочисленные классификации, которые подаются в литературе [1] .

Основанием для применения оперативно-хозяйственных санкций является факт нарушения хозяйственного обязательства второй стороной. Оперативно-хозяйственные санкции применяются стороной, которая потерпела от правонарушения, во внесудебном порядке и без предварительного предъявления претензии нарушителю обязательства.

Порядок применения сторонами конкретных оперативно-хозяйственных санкций определяется договором. В случае несогласия с применением оперативно-хозяйственной санкции заинтересованная сторона может обратиться в суд с заявлением об отмене такой санкции и возмещения убытков, причиненных ее применением.

Оперативно-хозяйственные санкции могут применяться одновременно с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций.

За нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности к субъектам хозяйствования могут быть применены специально уполномоченными органами государства или местного самоуправления административно-хозяйственные санкции, то есть правовые меры организационного или имущественного характера, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий.

Виды административно-хозяйственных санкций, условия и порядок их применения определяются Хозяйственным кодексом, другими законодательными актами. Административно-хозяйственные санкции могут быть установлены исключительно законами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления соответственно своим полномочиям и в порядке, установленном законом, могут применять к субъектам хозяйствования такие административно-хозяйственные санкции: изъятие прибыли (дохода) — ст. 240 ГК; административно-хозяйственный штраф — ст. 241 ГК; взыскание сборов (обязательных платежей) — ст. 242 ГК; приостановление операций по счетам субъектов хозяйствования — ст. 243 ГК; применение антидемпинговых мер — ст. 244 ГК [2] ; прекращение экспортно-импортных операций — ст. 245 ГК; применение индивидуального режима лицензирования — ст. 245 ГК; приостановление действия лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности; аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования отдельных видов хозяйственной деятельности; ограничение или приостановление деятельности субъекта хозяйствования; отмена государственной регистрации и ликвидация субъекта хозяйствования — ст. 247 ГК; другие административно-хозяйственные санкции, установленные Хозяйственным кодексом и другими законами.

Отметим, что основания и порядок применения различных видов административно-правовых санкций предусмотрены Законами Украины «О внешнеэкономической деятельности», «О защите экономической конкуренции», «О ценах и ценообразовании», «О налогообложении прибыли предприятий», «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и др.

Понятное дело, хозяйственный кодекс устанавливает лишь общие правила. Однако уже сейчас специалисты отмечают, что нормы ГК предусматривают санкции, которые в первую очередь обуславливаются нормами налогового права, что не совсем соотносится с положениями ст. 4 ГК относительно разграничения хозяйственных и налоговых отношений [3] .

Административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования не позднее как один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

[1] Чернадчук В, Чернадчук Т. К вопросу об оперативно-хозяйственных санкций // Предпринимательство, хозяйство и право. — 2002. — № 3. — С. 13-15.

САНКЦИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРАВЕ

Санкции в хозяйственном праве

Санкции в хозяйственном праве — мера наказания лица за нарушение норм, предусмотренных хозяйственным правом.

Основной особенностью санкций в хозяйственном праве является их имущественный характер.

Виды санкций в хозяйственном законодательстве.

1. Меры оперативного воздействия — это средства, которые стимулируют неисправного должника к надлежащему исполнению принятых обязательств.

  • 1) односторонний отказ от нарушенного договора другой стороной договора;
  • 2) одностороннее изменение условий договора, если такое изменение допускается законом или договором;
  • 3) отказ в поставке или задержке выдачи груза получателю до внесения им всех платежей за уже поставленную продукцию;
  • 4) отказ от оплаты очередной партии продукции, если не была восполнена недопоставка той же продукции за предыдущий период;
  • 5) перевод неисправного покупателя на предварительную оплату поставляемой ему продукции;
  • 6) требование поручительства или залога по обязательству.
  • 2. Меры государственного принуждения:
  • 1) меры, направленные на предварительное предупреждение явно готовящегося нарушения (может решить прокурор);
  • 2) меры восстановительного характера, когда участники правоотношения восстанавливаются в правах путем подтверждения принадлежащего им права и возложения соответствующей обязанности (выполнить работу, уплатить деньги);
  • 3) меры компенсационного характера — это обязывание должника компенсировать кредитору понесенные им материальные, а если потребуется — и моральные потери.
  • 3. Отказ в защите права (отказ в удовлетворении иска ввиду пропуска истцом срока исковой давности, пропуска гарантийного срока).
  • 4. Уголовно-правовые меры по обеспечению надлежащей предпринимательской деятельности.
  • 1) ответственность за нарушение принципов предпринимательства:
    • а) за реализацию продукции, загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней;
    • б) за лжепредпринимательство;
    • в) выманивание кредитов или дотаций;
    • г) ложное банкротство;
    • д) злостное банкротство;
    • ж) нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности;
  • 2) ответственность за нарушение законных прав и интересов субъектов хозяйствования:
    • а) за срыв возмещения убытков кредитору;
    • б) незаконное пользование товарными знаками;
    • в) незаконное использование деловой репутации конкурента;
    • г) дискредитация деловой репутации конкурента;
    • д) распространение ложной информации о продукции.
    • Ответственность в хозяйственном праве. Ответственность субъектов хозяйствования и должностных лиц за нарушение хозяйственного законодательства

      В своей хозяйственной деятельности предприниматель постоянно вступает в различные правоотношения с огромным количеством субъектов, и именно юридическая ответственность выступает гарантией для других участников хозяйственного оборота.

      Юридическая ответственность предпринимателя как часть его правового статуса, в отличие от обычных граждан, имеет ряд существенных особенностей.

      Действующее гражданское законодательство закрепляет, что предприниматель несет повышенную ответственность в отличие от иных граждан, поскольку по действующему законодательству лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от наличия вины. И освободиться от этой ответственности он может не иначе, как представив доказательства, что нарушение обязательства стало следствием непреодолимой силы.

      Гражданский кодекс дает квалифицирующие признаки понятия непреодолимой силы, к числу которых относятся чрезвычайность и не предотвратимость в наступлении обстоятельств, делающих невозможным исполнение обязательства. При этом указанные обстоятельства должны анализироваться применительно к конкретным обстоятельствам, связанным с нарушением обязательства. Одновременно в Гражданском кодексе содержится примерный перечень обстоятельств, не являющихся непреодолимой силой (отсутствие у должника денежных средств, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров и т.д.).

      Правила о безвиновной ответственности предпринимателя являются диспозитивными. Стороны своим соглашением могут вводить вину в качестве условия ответственности предпринимателя. Кроме того, и законом во многих случаях вводится ответственность предпринимательских структур только при наличии вины.

      Еще одна особенность юридической ответственности вытекает из административного права. Дело в том, что если субъект фактически осуществляет предпринимательскую деятельность, но не зарегистрирован надлежащим образом, то ответственность он будет нести как предприниматель, а именно повышенную.

      Рассмотрим виды ответственности предпринимателей.

      Первый из них — гражданская ответственность.

      Гражданско-правовая ответственность возникает в силу закона с момента совершения правонарушения. Для нее, так же как и для юридической ответственности вообще, характерно государственное принуждение. Формой реализации ответственности является обязанность лица, совершившего противоправные действия, возместить причиненный вред.

      Гражданско-правовую ответственность можно определи л» как обязанность лица, совершившего правонарушение, нести предусмотренные нормами гражданского права неблагоприятные последствия, выражающиеся в лишениях права имущественного или личного характера либо исполнения дополнительной гражданско-правовой обязанности.

      Гражданская ответственность — система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения.

      Гражданско-правовая ответственность состоит в претерпевании правонарушителем санкций имущественного характера, взыскиваемых по заявлению потерпевшей стороны и направленных на восстановление ее имущественного положения.

      Признаки гражданско-правовой ответственности:

      • 1) носит имущественный характер, т.е. нацелена на имущественную сферу должника, а не на его личность, как это имеет место в уголовном или административном праве;
      • 2) направлена на восстановление имущественного положения потерпевшей стороны и поэтому взыскивается в ее пользу. Этим гражданско-правовая ответственность отличается от других видов юридической ответственности, предусматривающих обращение санкций имущественного характера (например, штрафа за совершение административного правонарушения) в доход государства;
      • 3) применяется по требованию потерпевшей стороны, которая сама решает, прибегать ей к мерам имущественного воздействия на должника или нет. Определенной свободой обладают стороны и при определении объема и условий гражданско-правовой ответственности в договоре (диспозитивность гражданско-правовой ответственности).
      • Принято различать следующие виды ответственности:

      • — в зависимости от оснований возникновения (договорную и внедоговорную);
      • — в зависимости от характера ответственности обязанных лиц (долевую, солидарную и субсидиарную).
      • Договорная ответственность является следствием нарушения уже существующего обязательства, основанного на договоре (например, ответственность хранителя за ухудшение принятой по договору хранения вещи). В тех же случаях, когда вред имуществу лица причинен не в связи с нарушением договора, следует руководствоваться правилами главы 58 ГК (имеет место внедоговорная (деликтная) ответственность).

        Деликтная ответственность в основном урегулирована императивными нормами и является более строгой. В частности, не допускается соглашение сторон об изменении условий наступления данной ответственности и ее объема (за исключением случаев повышения ответственности, см. п. 1 ст. 933 ГК). Ответственность лиц, совместно причинивших вред, по общему правилу является солидарной, а не долевой (ст. 949 ГК).

        Ответственность долевая, солидарная и субсидиарная. В обязательствах с пассивной множественностью лиц возникает вопрос, в каком порядке будут отвечать должники в случае совершения правонарушения. По общему правилу такие обязательства носят долевой характер, а значит, и ответственность будет долевой, т.е. распределяемой между должниками в определенных долях (при этом доли предполагаются равными).

        Солидарная ответственность предполагает обязанность каждого из должников отвечать в полном объеме, а точнее в объеме тex требований, которые заявит кредитор (ст. 304 ГК). Такая ответственность является повышенной, создает дополнительные гарантии для кредитора, а поэтому применяется лишь в случаях, установленных в законе или договоре (п. 1 ст. 303 ГК).

        Солидарные должники остаются ответственными до тех пор, пока требование кредитора не будет удовлетворено в полном объеме. Должник, ответивший за всех, получает право обратного (регрессного) требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого.

        Как правило, ответственность за вред, причиненный в результате правонарушения, несет сам причинитель вреда. Однако в целях более надежного обеспечения интереса кредитора в законе или договоре может быть предусмотрена возможность обращения его с требованием не только к основному должнику, но и к дополнительному (субсидиарному). В соответствии с ГК субсидиарную ответственность несут: участники полного товарищества по долгам товарищества (п.1 ст. 72 ГК); участники общества с дополнительной ответственностью по долгам общества (п. 1 ст. 94 ГК); члены производственного кооператива по долгам кооператива (п. 1 ст. 107 ГК); родители за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, если не докажут, что вред возник не по их вине (п. 2 ст. 943 ГК).

        Формы гражданско-правовой ответственности — это те неблагоприятные последствия, которые наступают для лица, совершившего гражданское правонарушение. Традиционно формами гражданско-правовой ответственности считаются возмещение убытков и уплата неустойки. Однако некоторые авторы к самостоятельным формам относят также потерю задатка и взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами.

        Для возникновения гражданско-правовой ответственности необходимо наличие особого основания, именуемого составом гражданского правонарушения. В свою очередь под составом гражданского правонарушения понимают совокупность условий, которые характеризуют правонарушение с объективной и субъективной стороны. К их числу относятся:

      • 1) противоправность поведения:
      • 2) наличие ущерба (убытков);
      • 3) причинная связь между противоправным поведением и ущербом (убытками);
      • 4) вина правонарушителя.
      • Основанием освобождения от ответственности является непреодолимая сила. В соответствии со ст. 203 ГК она определяется как чрезвычайное и непредотвратимое при данных обстоятельствах событие.

        Второй вид ответственности — административная.

        Административная ответственность выполняет большую профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: нрава и свободы граждан, собственность, общественный порядок, порядок управления и другие административно-правовые отношения.

        Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

        Юридический состав административного правонарушения представляет собой совокупность четырех элементов: объект противоправною посягательства; субъект деликта; содержание деликта (объективная сторона), психоэмоциональный статус участников (субъективная сторона).

        Отсутствие любого из них исключает как наличие состава в целом, так и соответственно применение мер государственного принуждения.

        Объект административного правонарушения представляет собой подлежащие юридической защите общественно-правовые отношения.

        Применительно к сфере предпринимательства — это правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 12); административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (глава 11); административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (глава 14).

        И, наконец, третий вид ответственности — уголовная ответственность.

        Уголовная ответственность является наиболее суровым видом ответственности, но, как правило, законодатель предусмотрел административную приюдицию.

        Как показывает практика, преступления в сфере экономической деятельности в настоящее время являются достаточно распространенным явлением. К основным преступлениям в сфере предпринимательства можно отнести: незаконное предпринимательство; незаконное использование товарного знака; преднамеренное банкротство; ложное банкротство и многие другие.

        Общественная опасность экономических преступлений заключается в том, что в результате таких посягательств экономическим интересам государства и иным субъектам, связанным с предпринимательской деятельностью, наносится значительный ущерб.

        Ответственность за правонарушение в сфере хозяйствования

        33.1. Общие принципы ответственности участников хозяйственных отношений.

        33.2. Хозяйственные санкции как правовые средства ответственности в сфере хозяйствования.

        33.3. Основания хозяйственно-правовой ответственности.

        33.4. Уменьшение размера и освобождение от ответственности.

        33.5. Досудебный порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности.

        33.6. Виды санкций. Хозяйственные санкции (договорные): возмещение вреда, штрафные санкции, оперативно-хозяйственные санкции.

        33.7. Административно-хозяйственные санкции.

        33.8. Уголовная ответственность в сфере хозяйствования.

        Общие принципы ответственности участников хозяйственных отношений

        Участники хозяйственных отношений несут хозяйственно-правовую ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования путем применения хозяйственных санкций к правонарушителю. Основания и порядок их применения предусмотрены Хозяйственным кодексом, другими законами и договором.

        Применение хозяйственных санкций имеет целью обеспечение правопорядка в сфере хозяйствования, защита прав и законных интересов граждан, организаций и государства.

        Согласно ч. 3 ст. 216 ГК Украины хозяйственно-правовая ответственность базируется на трех основных принципах:

        — Возмещение убытков осуществляется независимо от того, предусмотрено это в договоре или нет. Предусмотрена в законе ответственность производителя (продавца) за недоброкачественную продукцию применяется независимо от того, есть ссылка на это в договоре;

        — Выплата штрафных санкций за нарушение обязательств, а также возмещение убытков не освобождают правонарушителя от выполнения принятых на себя обязательств в натуре без согласия другой стороны;

        — В хозяйственном договоре недопустимы положения об исключении или ограничении ответственности производителя (продавца) продукции.

        Хозяйственные санкции как правовые средства ответственности в сфере хозяйствования

        Согласно ч. 1 ст. 217 ГК Украины хозяйственными санкциями признаются меры воздействия на правонарушителя в сфере хозяйствования, в результате применения которых для него наступают неблагоприятные экономические и / или правовые последствия.

        В сфере хозяйствования применяются такие виды хозяйственных санкций:

        Кроме вышеуказанных санкций, в отношении субъектов хозяйствования за нарушение ими правил осуществления хозяйственной деятельности применяются административно-хозяйственные санкции.

        Разница между хозяйственными санкциями и административно-хозяйственными заключается в том, что первые применяются по инициативе участников хозяйственных отношений, а вторые — уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

        Основания хозяйственно-правовой ответственности

        Основанием хозяйственно-правовой ответственности участника хозяйственных отношений, согласно ст. 218 ГК Украины, является осуществление им правонарушение в сфере хозяйствования.

        Хозяйственное правонарушение — это виновное, противоправных деяния, влечет вред хозяйственным отношениям, правам и законным интересам субъектов хозяйствования и других участников хозяйственных отношений.

        Состав хозяйственного правонарушения включает в себя следующие обязательные элементы: противоправное поведение субъектов хозяйствования; наличие вреда; причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и последствиями; вину правонарушителя.

        Участник хозяйственных правоотношений несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственного обязательства или нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности, если не докажет что им были приняты все возможные меры для того, чтобы не допустить хозяйственное правонарушение.

        Одним из оснований освобождения от ответственности является действие непреодолимой силы. В случаях, если иное не предусмотрено законом или договором, субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательств было невозможным вследствие действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств при определенных условиях осуществления хозяйственной деятельности.

        Не считаются чрезвычайными и неизбежных обстоятельств:

        — Нарушение обязательств контрагентами правонарушителя;

        — Отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров;

        — Отсутствие у должника необходимых средств.

        Виды санкций за нарушения в сфере хозяйствования

        Постоянные изменения законодательной базы, касающейся начисления и уплаты налогов и сборов, а также отдельных правил осуществления хозяйственной деятельности нередко становятся причиной нарушения субъектами предпринимательства действующих нормативноправовых актов. А всякое нарушение чревато наказанием, т. е. привлечением субъекта хозяйствования и/или его должностных лиц к финансовой, административной и даже уголовной ответственности. Именно поэтому среди «вечных» вопросов, которые волнуют абсолютно всех, одно из первых мест занимает вопрос: сколько «стоит» то или иное нарушение?

        В этом спецвыпуске мы расскажем о видах санкций, налагаемых на субъектов предпринимательства и их работников за наиболее распространенные нарушения законодательства, возникающие в процессе ведения хозяйственной деятельности.

        Виды санкций за нарушения в сфере хозяйствования

        Прежде всего следует сориентироваться в многообразии санкций за нарушения в сфере хозяйствования, а также проанализировать, к кому они могут применяться. Начнем с санкций, налагаемых на субъектов хозяйствования, к которым относятся юридические лица всех организационноправовых форм и форм собственности, а также физлица­предприниматели.

        1.1. Санкции, применяемые к субъектам хозяйствования

        В соответствии со ст. 217 ХКУ к субъектам хозяйствования применяются хозяйственные и административно­хозяйственные санкции. При этом хозяйственные санкции применяются самими участниками хозяйственных отношений, а административно­хозяйственные — уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 217 ХКУ).

        Сразу отметим, что хозяйственные санкции, которые могут применять друг к другу субъекты хозяйствования за нарушение хозяйственных обязательств, не являются предметом рассмотрения этого спецвыпуска, а потому ограничимся их перечислением. Так, к субъекту хозяйствования, который не выполняет или выполняет ненадлежащим образом свои обязательства перед другим хозяйствующим субъектом, могут быть применены такие виды хозяйственных санкций:

        — оперативнохозяйственные санкции (более подробно см. рис. 1.1 на с. 7).

        Административнохозяйственные санкции,
        т. е. меры организационноправового либо имущественного характера, направленные на прекращение правонарушения и ликвидацию его последствий, применяются к субъектам хозяйствования уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления за нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности.

        К административно­хозяйственным законодательство относит следующие виды санкций (ст. 239 ХКУ):

        — изъятие прибыли (дохода);

        — взыскание сборов (обязательных платежей);

        — применение антидемпинговых мер;

        — прекращение экспортноимпортных операций;

        — применение индивидуального режима лицензирования;

        — приостановление действия лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности;

        — аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности;

        — ограничение или приостановление деятельности субъекта хозяйствования;

        — отмена государственной регистрации и ликвидация субъекта хозяйствования;

        — другие административно­хозяйственные санкции, установленные ХКУ и другими законами.

        Рассмотрим их подробнее.

        Бесплатное изъятие прибыли (дохода) предполагает не только изъятие прибыли (дохода), полученного субъектом хозяйствования в результате нарушения установленных законодательством правил осуществления хозяйственной деятельности, но и суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) или суммы налога, не уплаченного за сокрытый объект налогообложения (абзац первый ч. 1 ст. 240 ХКУ). Кроме того, в порядке и в случаях, предусмотренных законом, кроме изъятия прибыли, к субъекту хозяйствования может быть применен штраф. При этом такой штраф не может превышать двукратного размера изъятой суммы, а в случае повторного нарушения в течение года после применения этой санкции — трехкратного размера изъятой суммы (абзац второй ч. 1 ст. 240 ХКУ).

        Административнохозяйственный штраф — это денежная сумма, которая уплачивается субъектом хозяйствования в соответствующий бюджет в случае нарушения им установленных правил осуществления хозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 241 ХКУ).

        При этом согласно ч. 3 ст. 241 ХКУ административно­хозяйственных штраф может применяться в определенных законом случаях одновременно с другими административно­хозяйственными санкциями.

        Такая санкция, как взыскание сборов (обязательных платежей), применяется в случае нарушения субъектом хозяйствования установленных правил учета или отчетности по уплате этих сборов (обязательных платежей) либо их неуплаты или неполной уплаты. В этих случаях сумма, подлежащая уплате, взыскивается в соответствующий бюджет.

        В случае осуществления участниками хозяйственных отношений внешнеэкономической деятельности, связанной с получением незаконного преимущества на рынке Украины (осуществления демпингового импорта, субсидированного импорта, других действий, которые определяются законом как недобросовестная конкуренция), которая причинила вред экономике Украины или создала угрозу такого вреда, к ним могут применяться антидемпинговые, компенсационные или специальные меры в соответствии с законом
        (ч. 1 ст. 244 ХКУ).

        Недобросовестная конкуренция, размещение валютных ценностей с нарушением установленного законодательством порядка на счетах и вкладах за пределами Украины, а также совершение других действий, причиняющих вред экономике Украины, могут привести к прекращению экспортноимпортных операций субъектов хозяйствования, которые их совершают (ч. 1 ст. 245 ХКУ).

        За нарушение правил осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении антимонопольных мероприятий, запрета недобросовестной конкуренции и других правил, которыми устанавливаются определенные ограничения или запреты в осуществлении внешнеэкономической деятельности, к субъектам хозяйствования может применяться индивидуальный режим лицензирования (ч. 2 ст. 245 ХКУ).

        Ограничение и приостановление деятельности субъекта хозяйствования, которая осуществляется с нарушением экологических требований, могут применяться как административно­хозяйственные санкции КМУ, Советом министров АР Крым, другими уполномоченными органами в порядке, установленном законом (ч. 2 ст. 246 ХКУ). Госорганы по вопросам защиты прав потребителей имеют право в случаях и в порядке, предусмотренных законом, принимать обязательные решения о прекращении субъектом хозяйствования производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), отгрузки и реализации товаров, которые не соответствуют требованиям нормативных актов (ч. 4 ст. 246 ХКУ). Кроме того, может быть временно прекращена деятельность предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг, которые неоднократно допускали реализацию недоброкачественных товаров или систематически нарушают установленные законодательством правила торговли и предоставления услуг или условия хранения и транспортировки товаров (ч. 3 ст. 246 ХКУ).

        Отмена государственной регистрации субъекта хозяйствования за осуществление деятельности, противоречащей закону или учредительным документам, влечет за собой его ликвидацию. Этот вид административно­хозяйственных санкций может применяться только по решению суда (ст. 247 ХКУ).

        Помимо перечисленных, к субъектам хозяйствования могут применяться и другие административно­хозяйственные санкции, предусмотренные законами. В частности, к таким санкциям можно отнести пеню.

        1.2. Санкции, применяемые к физическим лицам

        За нарушения норм законодательства негативные последствия могут наступить также для отдельных работников субъекта хозяйствования и для самозанятых физических лиц. Они могут привлекаться к административной или уголовной ответственности.

        Административные взыскания делятся на основные и дополнительные. При этом за одно административное правонарушение может налагаться только одно основное или основное и одно из дополнительных взысканий (ч. 2 ст. 25 КУоАП).

        Статья 24 КУоАП предусматривает следующие виды основных административных взысканий:

        3) оплатное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

        — предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

        — денежных средств, полученных в результате совершения административного правонарушения;

        5) лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права управления транспортными средствами, права на охоту);

        6) общественные работы;

        7) исправительные работы;

        8) административный арест.

        Кроме того, законами Украины могут устанавливаться и другие, кроме указанных выше, виды административных взысканий (ч. 2 ст. 24 КУоАП).

        В соответствии с ч. 1 ст. 25 КУоАП оплатное изъятие и конфискация предметов могут применяться и как основное взыскание, и как дополнительное.

        Дадим общую характеристику тех административных взысканий, которые наиболее часто применяются к должностным лицам субъекта хозяйствования, его работникам, а также физическим лицам, использующим наемный труд.

        Штраф как административная санкция (ст. 27 КУоАП) представляет собой денежное взыскание, которое может налагаться как по решению суда
        (в результате рассмотрения админдела), так и контролирующими органами (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке).

        Оплатное изъятие предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, заключается в его принудительном изъятии по решению суда и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику с вычетом затрат по реализации изъятого предмета (ч. 1 ст. 28 КУоАП).

        Конфискация предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительной бесплатной передаче этого предмета в собственность государства по решению суда. Как видим, отличие конфискации от оплатного изъятия заключается в том, что она не предполагает возмещения стоимости конфискованного предмета. Конфискации подлежат только предметы, находящиеся в собственности нарушителя (ч. 1 ст. 29 КУоАП).

        Хотим обратить внимание на отличие конфискации и оплатного изъятия предмета от изъятия и выемки. Следует помнить, что изъятие и выемка не являются видом санкции. Они выступают лишь способами установления фактических данных в ходе осуществления контроля за деятельностью субъекта хозяйствования или расследования уголовного дела.

        Так, согласно КУоАП изъятие вещей и документов является средством установления доказательств в деле об административном правонарушении (ст. 251 КУоАП). При этом изымаются только вещи и документы, которые являются средством либо непосредственным объектом правонарушения (ст. 265 КУоАП). Об изъятии составляется протокол или делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении (ч. 2 ст. 265 КУоАП). После рассмотрения дела (в зависимости от результатов) изъятые вещи могут быть в установленном порядке конфискованы, либо возвращены владельцу, либо уничтожены, а при оплатном изъятии вещей реализованы.

        В рамках расследования преступления по мотивированному постановлению следователя может быть проведена выемка предметов, а выемка из жилья либо иного владения лица, а также выемка оригиналов первичных финансово­хозяйственных и/или бухгалтерских документов осуществляется только по мотивированному постановлению судьи (ст. 178 УПК).

        Обратите внимание: согласно п. 85.5 ст. 85 НКУ запрещается изъятие оригиналов первичных финансово­хозяйственных, бухгалтерских и других документов, за исключением случаев, предусмотренных УПК. При этом, по разъяснениям налоговиков, приведенным в письме ГНАУ от 06.04.2011 г. № 4241/5/291016, этим исключением как раз и является выемка документов по постановлению судьи в соответствии со ст. 178 УПК. Для этого органам государственной налоговой службы предоставлено право обращаться в суд с заявлением об изъятии оригиналов первичных финансово­хозяйственных и бухгалтерских документов (п.п. 20.1.40 ст. 20 НКУ).

        Общественные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от работы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 301 КУоАП). Общественные работы назначаются по решению суда на срок от 20 до 60 часов и проводятся не более чем 4 часа в день.

        Исправительные работы за админправонарушение применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего нарушение, и с отчислением до 20 % из его заработка в доход государства (ч. 1 ст. 31 КУоАП). Исправительные работы также могут применяться только по решению суда.

        Среди уголовных наказаний, которые применяются за нарушения в сфере хозяйствования, следует назвать штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественные либо исправительные работы, конфискация имущества, ограничение либо лишение свободы (ст. 51 УКУ).

        Коротко остановимся на общих требованиях к применению каждого из названных наказаний.

        Уголовные наказания, так же как и административные взыскания, делятся на основные и дополнительные. Последние могут применяться только наряду с основными. В частности, к дополнительным наказаниям относится конфискация имущества. Она не может выполнять роль основного наказания (ч. 2 ст. 52 УКУ).

        Некоторые из названных выше видов наказаний могут применяться и как основное наказание, и как дополнительное. К таким наказаниям, в частности, отнесены штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 52 УКУ).

        Важное значение деления наказаний на основные и дополнительные заключается в том, что за одно и то же преступление может быть назначено только одно основное наказание и только то, которое прямо указано в санкции статьи Особенной части УКУ. Наряду с основным наказанием может быть назначено одно или несколько дополнительных наказаний (ч. 4 ст. 52 УКУ).

        Выявлять нарушения в сфере хозяйствования могут контролирующие органы во время проведения плановых и внеплановых проверок. Однако расследование выявленного преступления может не входить в компетенцию контролирующего органа, поэтому о выявленных признаках преступления он должен сообщить органам, в компетенцию которых входит расследование соответствующего преступления. Органы, которые уполномочены осуществлять досудебное следствие в случае совершения различных преступлений, перечислены в ст. 112 УПК. Наказания за преступления могут применяться только судом.

        Обращаем внимание: зачастую квалификация правонарушения осуществляется в зависимости от размера причиненного им материального ущерба, который, как правило, устанавливается в не облагаемых налогом минимумах доходов граждан (далее — ннмдг). Напомним, согласно п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НКУ если нормы других законов содержат ссылку на ннмдг, то для целей их применения используется сумма в размере 17 грн., кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений, для которых сумма ннмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной п.п. 169.1.1 ст. 169 НКУ для соответствующего года.

        Таким образом, для квалификации преступлений или правонарушений в уголовном и административном законодательстве сумма ннмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы (в 2011 году — 470,50 грн.). А вот при начислении штрафных санкций ннмдг составляет 17 грн.

        А теперь немного расскажем о правилах применения конкретных наказаний.

        Штраф представляет собой денежное взыскание, которое налагается судом в случаях и в пределах, установленных в Особенной части УКУ (ч. 1 ст. 53 УКУ). При этом Особенная часть УКУ не предусматривает конкретного размера штрафа, устанавливая только верхнюю либо верхнюю и нижнюю его границы. Конкретный размер штрафа за то или иное преступление определяется судом в зависимости от тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного состояния виновного лица (ч. 2 ст. 53 УКУ).

        В случае невозможности уплаты штрафа суд может заменить неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде общественных работ из расчета 10 часов общественных работ за 1 ннмдг (17 грн.) либо исправительными работами из расчета 1 месяц исправительных работ за 4 ннмдг (68 грн.), но на срок не более двух лет (ч. 5 ст. 53 УКУ).

        Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено как основное наказание на срок от двух до пяти лет или как дополнительное наказание на срок от одного до трех лет (ч. 1 ст. 55 УКУ). Причем суд может применить указанное наказание в качестве дополнительного и в том случае, если оно не предусмотрено санкцией статьи Особенной части УКУ при условии, что характер преступления, совершенного в связи с занятием определенной должности либо определенной деятельностью, личность осужденного, другие обстоятельства дела дают суду основания признать невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
        (ч. 2 ст. 55 УКУ).

        Общественные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 56 УКУ). Этот вид наказания устанавливается на срок от 60 до 240 часов и не может осуществляться более чем 4 часа в день (ч. 2 ст. 56 УКУ). Обращаем внимание на то, что общественные работы не могут назначаться инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, лицам, достигшим пенсионного возраста, а также военнослужащим срочной службы (ч. 3 ст. 56 УКУ).

        Исправительные работы устанавливаются на срок от шести месяцев до двух лет и осуществляются по месту работы осужденного. Из суммы заработка осужденного к исправительным работам удерживается в доход государства сумма в размере, установленном приговором суда, но в пределах от 10 до 20 % (ч. 1 ст. 57 УКУ). При этом следует помнить, что не допускаются отчисления из компенсационных и других выплат, на которые согласно законодательству не обращается взыскание (ст. 129 КЗоТ). Перечень выплат, на которые не обращается взыскание, приведен в ст. 73 Закона об исполнительном производстве.

        Исправительные работы не применяются к беременным женщинам и женщинам, находящимся в отпуске для ухода за ребенком, к нетрудоспособным лицам, к лицам, не достигшим 16 лет либо достигшим пенсионного возраста, а также к военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, работникам правоохранительных органов, нотариусам, судьям, прокурорам, адвокатам, госслужащим, должностным лицам органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 57 УКУ).

        Лицам, которые стали нетрудоспособными после вынесения приговора суда, исправительные работы суд может заменить штрафом из расчета 3 ннмдг (51 грн.) за один месяц исправительных работ (ч. 3 ст. 57 УКУ).

        Наказание в виде конфискации имущества заключается в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего либо части имущества, являющегося собственностью осужденного (ч. 1 ст. 59 УКУ). Если конфискуется часть имущества, суд должен в приговоре указать, какая именно часть, либо перечислить подлежащие конфискации предметы (ч. 1 ст. 59 УКУ). В соответствии с ч. 3 ст. 59 УКУ перечень не подлежащего конфискации имущества определяется законом Украины. На сегодняшний день этот перечень приведен в приложении к УКУ 1960 года, которое остается действующим согласно Заключительным и переходным положениям УКУ.

        Наказание в виде ограничения свободы заключается в содержании лица в уголовноисполнительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества в условиях осуществления надзора за ним с обязательным привлечением осужденного к труду (ч. 1 ст. 61 УКУ). Этот вид наказания устанавливается на срок от одного до пяти лет (ч. 2 ст. 61 УКУ) и не может применяться к несовершеннолетним, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, достигшим пенсионного возраста, военнослужащим срочной службы, к инвалидам I и II группы (ч. 2 — 3 ст. 61 УКУ).

        Лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного и помещении его на определенный срок в уголовноисполнительное учреждение закрытого типа. Согласно ч. 2 ст. 63 УКУ такое наказание устанавливается на срок от одного до пятнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных Общей частью УКУ.

        И еще одно, на что хотим обратить внимание. За целый ряд нарушений административная и уголовная ответственность может применяться только к должностным (служебным) лицам.
        В связи с этим отметим, что, по мнению Верховного Суда Украины, предприниматель — физическое лицо, который зарегистрирован в соответствии с законом и осуществляет хозяйственную деятельность, не может признаваться служебным лицом (абзац второй п. 5 постановления Пленума ВСУ от 08.10.2004 г. № 15), а значит, к нему не могут применяться меры административной или уголовной ответственности, субъектом которых определено должностное (служебное) лицо. Признают это и налоговики (см. письмо ГНА в г. Киеве от 29.11.2006 г. № 992/10/31106). Кроме того, вывод о том, что предприниматель не может признаваться исполняющим постоянно, временно или по специальному полномочию обязанности (организационнораспорядительные или административно­хозяйственные) служебного лица, содержится и в письме Управления юридического обеспечения МВД Украины от 15.04.2011 г. № 12/1929.

        Наш сайт корисний для вас?

        Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

        Читайте так же:  Наглядные пособия для детского сада. Заказать наглядные пособия для детского сада
  • По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *