Социально-трудовые отношения. Современные механизмы регулирования социально трудовых отношений

Социально-трудовые отношения

Социально-трудовые отношения

Социально-трудовыми отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.)

При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и психологический аспекты трудового процесса.

Элементы системы социально-трудовых отношений:

  • субъекты социально-трудовых отношений;
  • уровни социально-трудовых отношений;
  • предметы социально-трудовых отношений;
  • Субъекты социально-трудовых отношений

    К субъектам социально-трудовых отношений относятся: наемный работник, работодатель, государство.

    Наемный работник — это физическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы в соответствии со своей квалификацией и своими способностями. Защитой интересов наемных работников занимаются, в первую очередь, профессиональные союзы.

    Работодатель — это физическое или юридическое лицо (организация), нанимающее для работы одно или более лиц. При этом работодателем может быть как собственник средств производства, так и его представитель (например, руководитель организации, не являющийся ее владельцем).

    Государство в системе социально-трудовых отношений выполняет законодательную функцию, а также выступает в качестве координатора и организатора данных отношений, а также посредника и арбитра при трудовых спорах. C другой стороны, государство также является работодателем.

    Уровни социально-трудовых отношений подразделяются на:

    • индивидуальный и коллективный;
    • государственный уровень, уровень организации, рабочего места и др.

    Предметами социально-трудовых отношений являются различные аспекты трудовой жизни человека и организации.

    К ним относятся:

  • организация и эффективность труда;
  • наем-увольнение;
  • оценка, условия и оплата труда, вопросы пенсионного обеспечения;
  • кадровая политика организации и т.д.
  • Анализ социально-трудовых отношений

    Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Анализ социально-трудовых отношений обычно проводит по трем направлениям: субъекты; предметы, типы.

    Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемные работники, профсоюз, работодатель, союз работодателей, государство.

    Наемный работник — это человек, заключивший трудовой договор с представителем предприятия, общественной организации или государства.

    Работодатель — это человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем. В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который в свою очередь, является наемным работником по отношению к государству.

    Профессиональный союз создается для защиты экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере деятельности. Важнейшими направлениями деятельности профсоюза являются: обеспечение занятости и оплата труда.

    Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

    Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают при различных условиях: работник-работник; работник- работодатель; профсоюз-работодатель; работодатель-государство; работник-государство и др.

    Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности. Принято различать три основных стадии жизненного цикла человека:

  • от рождения до окончания обучения;
  • период трудовой и/или семейной деятельности;
  • период после трудовой деятельности.
  • На первой стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно с проблемами профессионального обучения. На второй — основными являются отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда. На третьей — центральной является проблема пенсионного обеспечения.

    В наибольшей степени предметы социально-трудовых отношений обусловлены двумя блоками проблем: занятость; организация и оплата труда.

    Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также реализации индивидуальных способностей. Второй блок связан с условиями труда, характером взаимоотношений в производственных коллективах, возмещением затрат рабочей силы, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности.

    Типы социально-трудовых отношений

    Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности.

    Выделяют следующие виды социально-трудовых отношений по организационным формам

    Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Оно осуществляется под видом «отеческой заботы» государства о нуждах населения или администрации предприятия о его сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывшими СССР.

    Партнерство наиболее характерно для Германии. Экономика этой страны основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении экономических и социальных задач. При этом профсоюзы выступают с позиций, не только защиты интересов наемного персонала, но и эффективности производства на предприятиях и национальной экономики в целом.

    Конкуренция между людьми или коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. В частности, опыт показывает эффективность рационально организованной конкуренции между конструкторскими коллективами.

    Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей.

    Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в профессиональный или иной союз, то субсидиарность может реализовываться в форме солидарности. При этом человек действует солидарно при полном сознании своих целей и своей личной ответственности, не поддаваясь влиянию толпы.

    Дискриминация — это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда, дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности и другим признакам. Проявление дискриминации возможны при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, продвижении по службе, представлении услуг предприятия работникам, увольнении.

    Конфликт является крайним выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными фордами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения (локауты).

    По характеру влияния на результаты экономической деятельности

    По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух типов:

    • конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества;
    • деструктивными, мешающими успешной деятельности предприятия и общества.
    • Конструктивными могут быть отношения либо сотрудничества, взаимной помощи, либо конкуренции, организованной так, чтобы способствовать достижению положительных результатов.

      Деструктивные взаимоотношения возникают тогда, когда общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия. Интересы сотрудников предприятия могут различаться по ряду признаков: психофизиологические параметры (пол, возраст, здоровье, темперамент, уровень способностей и т.п.); национальность, семейное положение; образование; отношение к религии; социальное положение; политическая ориентация; уровень доходов; профессия и т.д.

      Само по себе различие сотрудников предприятия по этим и другим признакам необязательно ведет к деструктивным взаимоотношениям. Известно множество примеров эффективного сотрудничества самых разных людей. Основным условием такого сотрудничества является наличие объединяющих ситуации или идеи, перед которыми индивидуальные и групповые различия становятся несущественными.

      Объединяющие ситуации — это война, стихийное бедствие, экологическая катастрофа, необходимость сохранения (выживаемости) предприятия в конкурентной борьбе, страх безработицу. Объединяющие идеи могут быть религиозными, социально-политическими, научными и др.

      Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия основывается на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе.

      Эффективность системы управления персоналом зависит от учета различий характеристик и интересов сотрудников. В частности, необходимо учитывать особенности работы женщин, людей пенсионного возраста, инвалидов и молодежи. Необходимо уважать религиозные чувства и национальные обычаи. При разработке режима труда и отдыха, систем мотивации и оплаты следует учитывать особенности творческого труда, семейное положение сотрудников, условия для повышения квалификации работников.

      К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В России экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов, а точнее, просто на страхе подчиненных перед начальством. Такие взаимоотношения были особенно откровенными между руководителями различных уровней.

      Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Существенное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

      Государственное регулирование социально-трудовых отношений

      Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений.

      Задачами системы гос.регулирования социально-трудовых отношений:

      • законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;
      • контроль исполнения законов;
      • выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.)
      • Законодательное регулирование социально-трудовых отношений

        Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

        К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.

        Целями трудового законодательства являются:

        • установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
        • создание благоприятных условий труда;
        • защита прав и интересов работников и работодателей.
        • Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

          Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.

          В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

          Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

          Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений РФ (Минтруд).

          Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.

          Модели государственного регулирования социально-трудовых отношений

          Существуют две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений:

        • англо-саксонская;
        • европейская (рейнская).
        • Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддержания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников.

          Механизмы регулирования социально-трудовых отношений в АПК Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

          Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомин Олег Сергеевич

          анализируются механизмы регулирования социально-трудовых отношений в агропромышленном комплексе в период транзитивной экономики, определяются факторы развития более эффективных отношений, нацеленных на обеспечение высокого качества жизни тружеников села

          Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фомин Олег Сергеевич

          Текст научной работы на тему «Механизмы регулирования социально-трудовых отношений в АПК»

          ?МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В АПК

          Аннотация. Анализируются механизмы регулирования социально-трудовых отношений в агропромышленном комплексе в период транзитивной экономики, определяются факторы развития более эффективных отношений, нацеленных на обеспечение высокого качества жизни тружеников села.

          Ключевые слова: труд, социально-трудовые отношения, регулирование, агропромышленный комплекс, качество жизни.

          Вначале несколько слов по поводу сущности социально-трудовых отношений. Отношение — это связь, взаимодействие между двумя или несколькими сущностями. В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права [1].

          Понятие социально-трудовых отношений значительно шире, оно отражает не только юридические, но и социально-экономические и психологические аспекты трудовой деятельности. Социально-трудовые отношения относятся к типу социальных отношений — то есть отношений социальных индивидов, которые задаются социальными правилами, традициями и законами.

          Субъектами социально-трудовых отношений являются индивиды или социальные группы. Для современной российской экономики наиболее важными субъектами являются: наемные работники и их профессиональные союзы, работодатели и их объединения, государство.

          В современном обществе основой для управления социально-трудовыми отношениями выступают:

          • отношения собственности, которые определяют способ привлечения человека к труду;

          • отношения по поводу общественного разделения и кооперации труда;

          • отношения в процессе распределения продуктов труда;

          • отношения, связанные с воспроизводством рабочей силы.

          Г осударство выступает как законодатель, защитник прав граждан и организаций, как работодатель, как посредник и арбитр при трудовых спорах. Но главная роль государства заключается в регулировании социально-трудовых отношений на разных уровнях. В принципе существует два основных механизма регулирования: рыночный (саморегулирование) и государственный. Они присутствуют в любой стране, но в разных пропорциях. В связи с этим в мировой практике сложились две основные модели регулирования социальнотрудовых отношений.

          Первая, условно назовем ее американской (по сути это либеральная модель), основана на том, что работодатели и работники рассматриваются как равные игроки рынка. Государство при этом ограничивается функциями поддержания необходимых для рынка элементов, таких, как конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и т. д.

          Вторая модель — европейская (более социально ориентированная) — основывается на утверждении, что ра-

          ботники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства на основе достаточно высокого уровня минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов защиты интересов работников и т.д. В странах, использующих данную модель, применяется более жесткое трудовое законодательство, ограничивающее свободу действий работодателей в сфере труда.

          Каждая из указанных моделей имеет свои преимущества и недостатки. В странах, применяющих либеральную модель, как правило, наблюдается низкий уровень безработицы, высокая производительность труда, но при этом выраженная дифференциация доходов, слабые социально-трудовые гарантии.

          Страны же использующие вторую модель, обеспечивая более равномерное распределение доходов, высокие социальные гарантии работникам (например, в случае потери работы), имеют значительный уровень безработицы, высокую забастовочную активность, дорогостоящий государственный аппарат социальной защиты населения и т. д.

          Видимо, наилучшим решением является адаптация положительных сторон рассмотренных моделей к особенностям страны или региона. В этой связи интересен опыт одной из наиболее развитых в сфере социальнотрудовых отношений стран с высоким качеством жизни — Швейцарии.

          С одной стороны, трудовое законодательство Швейцарии весьма либерально характеризуется гибкими правилами, которых немного. Так закон не устанавливает минимальную заработную плату, продолжительность рабочей недели (для большинства категорий работников до 50 часов) больше чем в других европейских странах. Но при этом страна занимает одно из первых мест в мире по уровню мотивации и заработной платы. Отношения между персоналом и работодателями обычно доброжелательны и позитивны, работники, как правило, поддерживают стремления своего работодателя, поэтому производительность и качество труда также находятся на самом высоком мировом уровне. Гибкость социально-трудовых отношений обеспечивается применением принципа децентрализации в их регулировании. Ключевые аспекты отношений регулируются местными, иногда не выраженными в явной форме (неформальными), нормами, содержание и срок применимости которых варьируются в зависимости от обстоятельств. Наряду с экономико-правовыми механизмами большую роль в формировании позитивных социально-трудовых отношений в этой стране играют культурные факторы, прежде всего лояльность и высокое взаимное доверие в обществе. Это позволяет обходиться небольшим перечнем правовых норм, многие из которых носят неявный характер, и не требует активного вмешательства государства в отношения работодателей и наемных работников [2].

          Современные российские социально-трудовые отношения сложились под воздействием запутанной системы факторов: отголосков советской системы, проблем переходной экономики, сопровождавшейся глубочайшим кризисом всех сфер общественной жизни, желанием использовать мировой опыт регулирования и т. д. Даже принимая во внимания особенности России, нужно констатировать, что сформировавшаяся система регулирования социально-трудовых отношений оказалась крайне противоречивой и неэффективной, заметно

          отличающейся от моделей развитых экономик (таблица

          Несмотря на достаточно жесткое, социально ориентированное трудовое законодательство, его слабое правоприменение сводит на нет защитные механизмы, зачастую оставляя работника один на один с произволом работодателя. Банальностью является упоминание о том, что минимальная заработная плата до сих пор не выполняет своих функций, а именно обеспечения воспроизводства рабочей силы. Более того, долгие годы минимальная заработная плата была фактически механизмом сдерживания роста реальной заработной платы. Опасно высоким является уровень дифференциации доходов в обществе, причем он вызывается не квалификационными и образовательными причинами, как в развитых странах, а сферой приложения труда, местом жительства и т.д. Много споров вызывает единая ставка подоходного налога. Несмотря на широкий охват профсоюзными организациями, они носят формальный характер, не обеспечивая защиты интересов работников. Принципы социального партнерства также применяются формально, работники практически устранены от принятия решений, участия в управлении.

          Таблица 1 — Характеристики моделей регулирования социально-трудовых отношений___________________

          Характеристики Модели регулирования СТО

          амери- канская европейская российская

          Характер трудового законодательства либе- раль- ный жесткий жесткий

          Исполнение законов строгое строгое слабое

          Уровень безработицы низкий высокий сред- ний/высокий

          Уровень дифференциации доходов высо- кий низкий высокий

          Основные факторы дифференциации квали- фика- ция квалифика- ция сфера деятельности

          Размер ставки подоходного налога высокооплачиваемых работников 40% 40-60% 13%

          Уровень социальнотрудовых гарантий низкий высокий низкий

          Уровень юнионизации низкий высокий высокий (формальный)

          Участие работников в управлении незна- читель- ное значитель- ное формальное

          Особенно негативная ситуация в области социально-трудовых отношений складывается в аграрной сфере, что обусловлено ее особенностями. Из-за ограниченного разнообразия сфер приложения труда на селе, монопсонии рынка труда, низкой эффективности агропромышленного производства, наблюдается высокий уровень незанятости, тяжелые условия труда, крайне низкий уровень его оплаты, который значительно ниже, чем в среднем по экономике. Преобладающими типами трудовых отношений в аграрной сфере стали дискриминация и конфликт, что приводит к трудовому оппортунизму и девиантному поведению значительной части работающих, формированию маргинальных групп. Это далеко не полный перечень проблем.

          Оказались заблокированными и культурные факторы развития социально-трудовых отношений. Шоковое реформирование аграрной экономики, растянувшееся на многие годы, ввергло большую часть сельского населения в тяжелейшее экономическое положение, по-

          ставило на грань выживания. Вместо становления человека, трудового коллектива, территориальной общности как субъектов гражданского общества на селе произошло углубление разобщенности, недоверия, индивидуализма. Оказались заблокированными главные факторы оздоровления экономики — гражданская активность, общественно полезная инициатива и предприимчивость, самостоятельность и ответственность [4, 5]. Работники сельскохозяйственных предприятий оказались пассивными наблюдателями за процессами разрушения их производственно-экономической базы, зачастую активно участвуя в растаскивании общественного имущества.

          Современное развитие АПК связывается с крупным бизнесом, охватывающим своей производственнохозяйственной деятельностью значительные сельские территории. Это ведет к сохранению и усилению монопсонии на рынке аграрного труда, порождая бесправие и высокий уровень эксплуатации трудящихся. Внося значительный вклад в формирование доходов бизнеса, работники крупных агрокомпаний устранены от управления, не умея действовать сообща, объединяться в рамках законных органов социально-трудовых отношений, не могут отстаивать перед работодателями свои экономические интересы, в том числе право на достойную и справедливую заработную плату.

          Принципы социального партнерства не действуют, так как нет равных по силе сторон таких отношений, отсутствует фактическое равноправие работодателя и работника, что требуется при демократическом управлении трудовыми отношениями.

          Последствия складывающихся социально-трудовых отношений в АПК оказываются крайне тяжелыми. В Курской области сельское население только за последнее десятилетие сократилось более чем на 20 %, во-первых, в силу превышения смертности над рождаемостью в 2,5-3 раза, во-вторых, в связи с высоким миграционным оттоком [6], бегством населения из деревни в город. Очевидно, миграция из села была бы гораздо более высокой, но она сдерживается экономическими и институциональными факторами, прежде всего бедностью сельского населения и отсутствием доступного городского жилья.

          Для решения перечисленных проблем нужен более совершенный механизм регулирования социальнотрудовых отношений. Их развитие происходит под воздействием комплекса факторов, которые должны оптимально сочетаться в данном механизме:

          1. Политико-правовые факторы (совершенствование законодательной базы, повышение эффективности механизмов реализации законов, развитие политических партий и движений, защищающих интересы работников АПК и т. д.).

          2. Экономические факторы (инновационное развитие экономики, формирование новых рабочих мест на селе, сдерживание экономической стратификации общества и др.).

          3. Социально-психологические факторы (повышение образовательного и культурного уровня, развитие гражданской активность и социальной ответственности населения, формирование высокого уровня доверия в обществе и т. д.).

          4. Технико-технологические факторы (улучшение условий труда на рабочих местах, замещение физического труда интеллектуальным, усложнение труда и повышение требований к квалификации и т.д.).

          5. Организационно-управленческие факторы (совершенствование отношений начальник — подчиненный, демократизация управления, развитие инициативы и творчества, гуманизация трудовых отношений и др.).

          Главной целью регулирования социально-трудовых отношений в АПК должно быть повышение качества жизни его работников и членов их семей, что является одним из важнейших условий сохранения и развития российского села.

          Список использованных источников

          1 Трудовой кодекс Российской Федерации. — М., 2011. -184 с.

          2 Швейцария. Инвестиционный путеводитель: Экономика. Право. Налогообложение. Недвижимость. Цифры и факты/Под ред. К. Келина — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. -796 с.

          3 Соболев Э.Н. Регулирование социально-трудовых отношений в России: генезис, механизмы, направления трансформации //Автореф. дис. докт. экон. наук. — М., 2010. — 40 с.

          4 Экономика труда / Под ред. Н.А. Горелова. — СПб.: Питер, 2007. — 704 с.

          5 Экономика труда / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одего-ва. — М.: Экзамен, 2004. — 736 с.

          6 Статистический ежегодник Курской области. 2011/Территориальный орган ФСГС по Курской области. -Курск, 2011. — 445 с.

          Социально-трудовые отношения в современной российской экономике: состояние, тенденции развития, регулирование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.01, доктор экономических наук Мамытов, Евгений Геннадьевич

        • Специальность ВАК РФ 08.00.01
        • Количество страниц 316
          • Скачать автореферат
          • Читать автореферат
          • Оглавление диссертации доктор экономических наук Мамытов, Евгений Геннадьевич

            Глава I. Теоретико-методологические основы системного анализа социально-трудовых отношений

            1.1. Социально-трудовые отношения в переходной экономике: изменения содержания, роли и характера функционирования.

            1.2. Формирование и развитие основных концепций социально-трудовых отношений.

            Глава II. Социально-трудовые отношения в условиях рыночной экономики

            2.1. Необходимость обеспечения социальной направленности рыночной экономики.

            2.2. Реформирование труда в новых экономических условиях.

            2.3. Доходы населения и оплата труда в условиях рыночной экономики.

            Глава III. Формирование современных систем улучшения условий труда как одна из главных задач развития социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

            3.1. Характеристика сложившейся системы управления охраной труда и основные направления ее совершенствования.

            3.2. Механизмы экономического стимулирования деятельности субъектов социально-трудовых отношений по улучшению условий труда.

            Глава IV. Система социального партнерства и изменение ее роли в регулировании социально-трудовых отношений.

            4.1. Принципы и роль социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений.

            4.2. Стороны социального партнерства в системе социально-трудовых отношений.

            Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК

            Теоретические и методологические основы реформирования социально-трудовых отношений в современной России 2004 год, доктор экономических наук Щипанова, Дорина Григорьевна

            Социально-трудовая сфера в условиях трансформации российской экономики 2003 год, доктор экономических наук Каменецкий, Вячеслав Александрович

            Реформирование социально-трудовых отношений в условиях перехода к рыночной экономике: на примере Республики Таджикистан 2007 год, доктор экономических наук Амонова, Дильбар Субхоновна

            Социально-экономические проблемы регулирования трудовых споров и конфликтов в условиях рыночной экономики 1998 год, доктор экономических наук Румянцев, Борис Григорьевич

            Регулирование заработной платы в механизме формирования и реализации социальной политики 2012 год, доктор экономических наук Чеканов, Евгений Владиславович

            Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-трудовые отношения в современной российской экономике: состояние, тенденции развития, регулирование»

            Актуальность исследования. За годы реформирования в России произошли принципиальные изменения в социально-трудовых отношениях. В условиях централизованной системы управления существовал один собственник и один работодатель — государство (за исключением сельского хозяйства, где существовала также колхозно-кооперативная собственность). Работник же, согласно сложившимся представлениям, не являлся наемным. В результате массовой приватизации возникло многообразие форм собственности, а рабочая сила превратилась в товар. Появились новые проблемы, связанные с рынком труда, спросом на рабочую силу и ее предложением, занятостью и безработицей, их влиянием на заработную плату, с условиями и охраной труда, доходами и уровнем жизни населения, новыми формами регулирования заработной платы, социальным страхованием, социальным партнерством и т.д.

            Между тем, проблемы становления, развития и эффективного функционирования социально-трудовых отношений в условиях трансформации российской экономики изучены недостаточно. Появление в последние годы довольно многочисленных публикаций, к сожалению, не привело к преодолению сложившегося в теории и практике отставания в ее исследовании. По существу отсутствуют работы, в которых был бы дан исчерпывающий анализ реальных процессов жизнедеятельности российского общества переходного периода, в том числе различных сторон социально-трудовой деятельности людей, формирования их доходов, повышения квалификации, возможностей получения образования и других сторон материальной и духовной жизни. Это затрудняет выработку конструктивных предложений, обеспечивающих разрешение возникающих в ходе перехода России к рыночным отношениям противоречий в социально-трудовых отношениях и решение социальных задач. В то же время исследование проблем социально-трудовых отношений, порожденных преобразованиями отношений собственности и переходом к рыночной экономике, предполагает анализ изменений ее содержания, роли, особенностей функционирования в новых условиях, а также тенденций развития.

            Рынок труда без развитых систем социальной защиты принес с собой нестабильность и неустойчивость социально-экономического положения работников. В отличие от прежней системы решение большого числа вопросов, принимаемых ранее на государственном уровне, передано в ведение предприятий, основная часть которых находится в частной собственности. Теперь определяющую роль в достижении позитивных сдвигов в уровне жизни населения, экономическом положении наемных работников — размер и формы оплаты труда, занятость, условия труда и режим работы, возможность подготовки и повышение квалификации работников, — играют предприниматели. Неправильное или непоследовательное решение этих вопросов нередко становится источником обострения социально-трудовых отношений.

            Все это свидетельствует о том, что есть практическая необходимость в переосмыслении сущности, экономического содержания и условий функционирования социально-трудовых отношений применительно к новым условиям российской действительности, в разработке концепции развития социально-трудовых отношений и выработке институтов, адекватных становлению рыночной экономики.

            В этих условиях исследование проблем социально-трудовых отношений приобретает исключительно важное значение. В диссертации сделана попытка комплексного анализа всей совокупности социально-трудовых отношений. Автор исходит из убеждения, что основными критериями экономического и социального развития страны должны стать мера развития человека, реализация его созидательных и творческих способностей. Быстрое нарастание в России объективных противоречий между частными и общественными интересами, между трудом и капиталом не позволяет откладывать на неопределенное время решение проблем развития социально-трудовых отношений в указанных аспектах.

            Разработанность темы исследования. Теоретические вопросы социальной политики в различных аспектах, затрагивающих исследуемую проблему, рассматривались в работах многих ученых-экономистов. Существует богатейшее историческое наследие в изучении социально-трудовых отношений, представленное в трудах классиков политической экономии У. Петти, Д. Риккардо, А. Смита, К. Маркса и Ф. Энгельса. Методологическую ценность этих работ для анализа современных тенденций развития социально-трудовых отношений трудно переоценить. Глубокое изучение трудовых отношений, возникающих между работодателем и наемным работником со всеми их действительными противоречиями, внутренними закономерностями и движущими силами, организационными принципами, позволило им создать достоверную и целостную теоретическую картину социально-экономического развития общества. В работах видных представителей зарубежных экономических школ Дж. Кейнса, Ф.У. Тейлора, Л. Эрхарда, Ф. Герцберга, Р.Дж. Эренберга, А. Маслоу, Ф. Хайека, Э. Мэйо, Д. Норта и других была обоснована возможность и необходимость плавной и бесконфликтной, без нарушения естественного хода движения, модернизации существующего устройства социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

            В советский период исследованиям проблем социально-трудовых отношений и их совершенствованию уделялось особое внимание, и проводились они довольно интенсивно. При этом, как правило, за основу брались труды классиков марксизма, которые исходили из того, что труд — это вечное естественное условие человеческой жизни, существующее независимо от устройства человеческого общества.

            В современной России к проблематике социально-трудовых отношений заинтересованно относятся работодатели, профсоюзы, представители органов исполнительной и законодательной власти. Тем не менее, социально-трудовые отношения, формирующиеся в условиях становления рынка, пока еще не стали предметом специального теоретического анализа. Не только теория, но и практика регулирования экономики и социальной сферы сегодня остро нуждаются в восполнении этого пробела в исследовании социально-экономических проблем.

            Среди работ российских ученых, посвященных изучению социально-трудовых отношений, можно наиболее значимыми являются научные труды Абалкина Л.И., Антосенкова Е.Г., Бреева Б.Д., Валового Д.В., Валентея С.Д., Воейкова М.И., Волгина H.A., Глазьева С.Ю., Гонтмахера Е.Ш., Гринберга P.C., Гриценко H.H., Евстигнеева Р.Н., Збышко Б.Г., Зубковой А.Ф., Кадомцевой С.М., Калашникова C.B., Капустина Е.И., Карпухина Д.Н., Катульского Е.Д., Кокина Ю.П., Колосовой Р.П., Костакова В.Г., Костина J1.A., Куликова В.В., Кульбовскгой Н.К., Львова Д.С., Макушина В.Г., Масловой И.С., Микульского К.И., Мысляевой И.Н., Нестерова Л.И., Никифорова Л.В., Пороховского A.A., Разумова A.A., Ракитского Б.В., Ракоти В.Д., Римашевской Н.М., Роговой О.Л., Ройка В.Д., Слезингера Г.Э., Сорокина Д.Е., Струмилина С.Г., Яковлева P.A., Ясина Е.А. других.

            При разработке предложений по регулированию и совершенствованию в России социально-трудовых отношений автор учитывал основополагающие принципы решения социально-трудовых проблем, содержащиеся в конвенциях и рекомендациях МОТ.

            Цель диссертационного исследования состоит в изучении тенденций развития социально-трудовых отношений в условиях трансформации российской экономики, разработке путей и методов обеспечения социальной направленности проводимых реформ и выработке соответствующих механизмов интенсификации процессов становления социального партнерства в России.

            В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены и решаются следующие задачи:

            1. Проанализировать в методологическом и теоретическом плане экономическую сущность и содержание категории «социально-трудовые отношения» с учетом современных тенденций социально-экономического б развития России;

            2. Разработать и методологически обосновать систему критериев оценки социально-трудовых отношений в современных условиях;

            3. Определить основные изменения, произошедшие в социально-трудовых отношениях в России;

            4. Дать научную характеристику результатов практики применения концепции «дешевого труда» к формированию трудовых отношений в условиях трансформации российской экономики, ее разгосударствления и перехода на рыночные условия хозяйствования и предложить систему мер по преодолению чрезмерной дифференциации доходов населения;

            5. Сформулировать принципы экономического стимулирования деятельности основных субъектов социально-трудовых отношений в сфере улучшения условий и охраны труда;

            6. Разработать методологические положения и рекомендации по активизации развития социального партнерства как формы регулирования социально-трудовых отношений в современной России.

            Объект исследования — экономика в процессе ее разгосударствления и перехода к рыночным отношениям.

            Предметом исследования являются социально-трудовые отношения, механизм их регулирования и преобразования.

            Теоретическую и методологическую базу исследования представляют фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, социально-трудовых отношений, управления социальными процессами.

            В диссертации использовался системный и экономико-статистические методы исследования, позволившие обобщить и развить имеющиеся методологические подходы к анализу состояния социально-трудовых отношений в их взаимосвязи с процессами развития рыночной экономики, теоретические исследования закономерностей формирования и развития 7 системы социально-трудовых отношений на современном этапе, а также научные разработки, раскрывающие современные особенности социально-экономической политики.

            В работе использованы результаты изучения опыта решения проблем труда и социального развития в странах с развитой рыночной экономикой с целью разработки рекомендаций по его использованию в России.

            Информационной базой исследования послужили российская и зарубежная специальная литература, публикации в периодической печати, нормативные акты, официальные документы и законы Российской Федерации, официальные материалы Правительства РФ, Минтруда России, Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, статистические материалы Росстата, Роструда, Фонда социального страхования РФ, другие базы данных, аналитические и информационные материалы по проблемам занятости, оплаты труда, уровня жизни населения Российской Федерации, материалы МОТ, других международных организаций, публикации зарубежных специалистов, результаты научно-исследовательских работ, выполненных ведущими российскими научными организациями и отдельными учеными, а также многолетних личных исследований автора диссертации.

            Научная новизна исследования связана с разработкой теоретических и методологических основ формирования и развития системы социальнотрудовых отношений в условиях перехода к рыночной экономике.

            Наиболее существенные результаты исследования сводятся к следующему:

            1. Разработана концепция развития социально-трудовых отношений, главный смысл которой состоит в том, что формирующаяся в рамках социального государства система хозяйствования должна обеспечивать гармоничное развитие социально-трудовых отношений. Центральное место в концептуальной схеме занимает человеческий капитал, который предполагает экономическую оценку потребностей и потенциальных возможностей человека на протяжении его жизненного цикла. Последний 8 включает дотрудовую — (и внетрудовую для инвалидов детства), трудовую — как реализацию пользующихся спросом профессиональных, творческих, деловых, физических и иных качеств человека (совокупно -трудовой вклад поколения) и, наконец, послетрудовую стадию — для лиц, достигших пенсионного возраста и располагающих возможностью посильной занятости. Реализация человеческого капитала, как в материально-производственной, так и в социальной сфере осуществляется на рынке труда.

            2. Предложена система оценочных критериев социально-трудовых отношений, определяющая производственную сторону трудовых отношений (факторы, которые оказывают определяющее влияние на рост производительности труда), социальную сторону трудовых отношений (улучшение нравственно-психологического климата в трудовом коллективе, слаженность и взаимопомощь в процессе труда, культура труда, взаимопонимание и атмосфера доверия в отношениях между работодателем и работниками) и качество трудовой жизни.

            Ключевыми параметрами системной оценки уровня развития социально-трудовых отношений являются:

            — наличие и степень развития рынка труда с учетом применения государственных программ снижения безработицы до естественного или допустимого уровня;

            — характер и уровень разработанности трудового законодательства в контексте обеспечения основных прав работников и работодателей, реализации принципов социального партнерства; роль индивидуальных и коллективных договоров в регулировании социально-трудовых отношений;

            — эффективность механизмов урегулирования трудовых споров и досудебной защиты трудовых и социальных прав работника; осуществимость воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы, дифференциации уровня оплаты труда в 9 зависимости от соотношения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и от его результатов;

            — уровень производительности труда с учетом эффективности затрат на образование и профессиональную подготовку работников, обеспечение их здоровья, разработку и применение прогрессивных технологий, организацию и нормирование трудовых процессов, стимулирование творческого отношения к труду;

            — степень обеспеченности достойных условий труда с учетом уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, разработанности нормативных требований охраны труда, комфортности производственной среды;

            — социальная эффективность пенсионных систем и систем социального страхования.

            Интегральной оценкой социально-трудовых отношений является степень социальной стабильности и благосостояния субъектов СТО.

            3.Обосновывается необходимость переосмысления в методологическом и теоретическом плане понятия «социально-трудовые отношения» как многоуровневой интегральной категории, в центре которой находится человек. Уточнено содержание социально-трудовых отношений в современных условиях развития экономики страны, которое помимо собственно трудовых отношений, включает отношения по поводу: формирования работника, обладающего соответствующими качественными характеристиками (здоровье, образование, профессиональная подготовка, адекватная современным требованиям, интересы и трудовая мотивация и т.д.);

            — функционирования рынка труда, мобильности рабочей силы между предприятиями, отраслями, регионами, социально-профессиональной мобильности и т.д.;

            — создания и функционирования соответствующей материально-технической базы для осуществления трудовой деятельности.

            4. Установлены следующие принципиальные изменения в социально-трудовых отношениях:

            Во-первых, в процессе становления и развития рыночной экономики изменяются содержание и характер социально-трудовых отношений. Если прежде отношения работодателя и работника строились при отсутствии видимых противоречий между ними, то теперь эти отношения откровенно внутренне противоречивы. При этом противоречивость присуща основным аспектам взаимоотношений работника и работодателя, поскольку затрагивает уровень оплаты труда, его условия и охрану, участие в управлении, приеме и увольнении работника.

            Во-вторых, в результате перехода целых секторов экономики в частную собственность, появления рынка труда (весьма деформированного), отказа государства от патернализма в системе социально-трудовых отношений были созданы «благоприятные» условия для еще большего расхождения между ценой и стоимостью рабочей силы. Возникла система отношений повышенной эксплуатации рабочей силы за счет заниженной оплаты труда, экономии на нормировании и условиях труда, увеличении продолжительности рабочего дня и т.д. В условиях ухода от практики государственного регулирования и неразвитости рынка труда работник оказался беззащитным перед произволом работодателя.

            В-третьих, изменился способ регулирования социально-трудовых отношений: акцент переместился на их договорное регулирование. Сложность регулирования социально-трудовых отношений в условиях развития рыночной системы заключается в том, что интересы их участников часто не совпадают и даже противоречат друг другу, а удовлетворение интересов одной стороны ущемляет интересы другой. В данном контексте предложено различать три формы регулирования: индивидуально-договорное, коллективно-договорное и государственное.

            5. Предложено в зависимости от уровня социально-трудовых отношений подразделять последние по количеству субъектов на двух-, трех- и и многосторонние. Данный подход позволяет изучать социально-трудовые отношения не только на индивидуальном и корпоративном уровнях (работник — работодатель, группа или объединение работников — объединение работодателей), но и на отраслевом, региональном, национальном и транснациональном уровнях в зависимости от характера сложившихся социально-экономических проблем.

            6. Определяется в качестве важной черты сформировавшихся в современной России социально-трудовых отношений отсутствие органически присущей рыночным связям конкурентной среды, когда свободно конкурируют между собой как продавцы рабочей силы — наемные работники, так и ее покупатели — предприниматели. В результате на рынке труда не устанавливается цена рабочей силы, представляющаяся приемлемой для взаимодействующих сторон трудовых отношений. Действующая модель трудового найма не обеспечивает трудовую мотивацию, дисциплину труда и ответственность работников, не реализует механизма социально-ориентированной мобильности рабочей силы, соответствующей требованиям развития инновационной экономики.

            7. Доказана экономическая нецелесообразность дешевого труда. В связи с тем, что рабочая сила в России продолжает оставаться самым дешевым товаром, который в несколько раз дешевле, чем в западных странах, заработная плата, устойчиво находясь на низком уровне, не в состоянии выполнить должным образом ни одну из своих функций: ни стимулирующую (превращается в «пособие по труду»), ни воспроизводственную (воспроизводство работника оказывается ущербным). Дешевизна рабочей силы тормозит развитие экономики и препятствует решению накопившихся социальных проблем. Для преодоления сложившегося дисбаланса в дифференциации доходов населения в современной России предлагается система мер по ускорению темпов формирования в стране среднего класса.

            8. Выявлены причины того, что в современной российской

            12 экономике отсутствуют стимулы для субъектов социально-трудовых отношений заниматься улучшением условий и охраной труда. В сложившейся экономической ситуации непосредственные субъекты социально-трудовых отношений — работодатели и работники — не заинтересованы непосредственно в улучшении условий труда. Работодатели предпочитают откуп за неблагоприятные условия труда деятельности по их улучшению, а работники традиционно воспринимают компенсации за вредные условия труда (включая досрочные трудовые пенсии) как свой дополнительный трудовой доход. В качестве исходного принципа экономического стимулирования обосновывается положение о том, что в сфере улучшения условий и охраны труда действенными являются те методы, которые затрагивают экономические интересы работодателя и дают ему экономическую выгоду. Утверждается необходимость реформирования системы управления охраной труда путем перехода от реагирования на страховые случаи к управлению процессами снижения рисков повреждения здоровья работников.

            9. Разработаны методологические подходы к развитию сотрудничества сторон социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений. Социальное партнерство определяется как процесс регулирования социально-трудовых отношений непосредственно собственниками организаций (работодателями) и работниками на условиях их равенства в области, не регулируемой органами государственной власти. Обосновывается положение о том, что отсутствие объективных условий равенства сторон социального партнерства может и должно компенсировать государство как третья и независимая сторона, осуществляя социальное регулирование сторон трудовых отношений. Реализация системы государственных гарантий, нормативных требований и социальных стандартов в сфере социально-трудовых отношений позволяет обеспечить достижение общезначимых целей социального партнерства — социальной стабильности и благосостояния для всех.

            Теоретическая значимость исследования. Диссертация является результатом многолетней творческой работы автора, связанной с изучением основных направлений развития социально-трудовых отношений, разработкой теоретических и методологических подходов к их регулированию в конкретных условиях. Автором всесторонне проанализированы взгляды представителей классической школы политической экономии, кейнсианской экономической теории и современной неоклассики на проблему экономического содержания социально-трудовых отношений. Предпринята попытка применить к проблеме регулирования социально-трудовых отношений положения трудовой теории стоимости, теории управления и рынка, теории макро- и микроэкономики, теории предельной производительности, теории нового роста, теории гуманизации труда, теории человеческого потенциала, концепции социальной экономики и концепции достойного труда. В работе обобщены и систематизированы теоретические положения, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, исследующих проблемы социального развития и экономики труда, а также положения, отраженные в Конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ). Автором диссертации социально-трудовые отношения рассматриваются как экономическая категория, определяющая социальный и политический контексты развития современной экономики. При этом ключевым методологическим базисом исследования явился метод научной абстракции, позволивший выявить внутреннюю логику изменения содержания данной категории в условиях формирования современного рыночного хозяйства и социального развития общества.

            Полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве методологической основы для научных разработок таких социально-экономических проблем, как макроэкономическое регулирование рынка труда, обеспечение социальной направленности экономического роста, оценка социально-экономической эффективности и прогнозирование развития социально-трудовых отношений,

            14 стимулирование практики социального партнерства и т.д.

            Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации для внесения корректив в программы дальнейшего реформирования экономики страны. Сформулированные в диссертации научные выводы, методологические положения и практические рекомендации могут быть использованы при составлении проектов, направленных на создание более благоприятных условий для регулирования социально-трудовых отношений в условиях проведения кардинальных реформ, в частности, при разработке и реализации национальных проектов и федеральных целевых программ.

            Апробация результатов работы. Концептуальные подходы и выводы исследования освещались в докладах и выступлениях на ряде российских и международных научно-практических конференций, в частности на научно-практической конференции «Социальное развитие Союзного государства: состояние и перспективы» (Москва, 10-11 ноября 2004 г.), на VI Всероссийском конгрессе «Профессия и здоровье» (Москва, 30 октября-1 ноября 2007 г.), на семинаре в Международном учебном центре МОТ «Программы социального страхования в странах Восточной Европы и Средней Азии: тенденции, проблемы и стратегии реформирования» (Турин, Италия, IIIS февраля 2008 г.), на I Всероссийском съезде специалистов по охране труда (Москва, 22 апреля 2008 г.), и др.

            Результаты проведенных автором исследований использовались при подготовке решений и постановлений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в преподавании курсов повышения квалификации специалистов по труду и социальным вопросам, а также нашли свое отражение в научных отчетах НИИ труда и социального страхования, таких как «Регулирование социально-трудовых отношений на предприятиях на основе Трудового кодекса Российской Федерации» (2005г.), «Социальная ответственность работодателей за обеспечение безопасных условий труда»

            2006г.), «Разработка программы совместной деятельности по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 2005-2010 годы» (2004г.) и других.

            Публикации. Основные теоретические положения и выводы диссертации нашли отражение в опубликованных научных работах автора общим объемом более 50 печатных листов, в том числе — в трех авторских монографиях, в коллективных монографиях, в научных сборниках и статьях в периодических изданиях, включая издания, в которых рекомендуется публикация основных научных результатов диссертационных исследований.

            Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

            Регулирование социально-трудовых отношений в экономике России

            Колмакова Ирина Дмитриевна, канд. экон. наук, доцент, декан экономического факультета Троицкого филиала Челябинского государственного университета, Россия

            Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

            creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

            Социально-трудовые отношения ? основа основ стабилизации экономических отношений любого общества. Термин «социально-трудовые отношения» вошел в научный оборот сравнительно недавно. До этого в экономической литературе широко использовался термин «управление трудом», под которым понималось, в том числе, и управление социально-трудовыми отношениями.

            В российской экономике в настоящее время придается большое значение проблеме регулирования социально-трудовых отношений. Неслучайно в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы содержался пункт о введении в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования дисциплины «Регулирование трудовых отношений на принципах социального партнерства» (хотя в названии дисциплины есть определенная неточность — речь идет о социально-трудовых отношениях).

            В экономической литературе нередко понятие «социально-трудовые отношения» отождествляют с понятием «трудовые отношения». Например, Н.Е. Колесников дает такое определение: «Социально-трудовые отношения представляют собой сложную систему отношений, возникающих между людьми в процессе их как производственной, так и хозяйственно-экономической, социальной, политической и других форм общественной деятельности, нацеленной на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, трудового коллектива и общества» [1, с. 42]. В этом определении смешиваются трудовые и социально-трудовые отношения. В определении, данном Б.М. Генкиным, также нет их четкого разделения: «Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью» [2, с. 347]. В книге «Экономика труда и социально-трудовые отношения» дается следующее определение: «Социально-трудовые отношения ? это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни» [3, с. 48].

            Мы различаем трудовые и социально-трудовые отношения. Трудовые отношения – это отношения, возникающие непосредственно в процессе труда. Социально-трудовые отношения – это иные, непосредственно связанные с трудом отношения. К ним, в частности, относятся отношения, связанные с повышением квалификации, условиями труда, организацией быта и отдыха работников, подбором кадров и др.

            В прямой связи с трудовыми отношениями находится и личное потребление работника, в сфере которого происходит воспроизводство его самого и его семьи. Социально-трудовые отношения, таким образом, не совпадают с отношениями в процессе труда, они включают важные социальные аспекты, например, систему социальной защиты работников и т.д. В трудовые отношения вступают работники, различные социально-профессиональные группы работников, менеджеры, наемный персонал организации. В социально-трудовые отношения вступают работодатели, профсоюзы, государственные и муниципальные органы власти и управления, объединения профсоюзов, объединения работодателей и другие лица, так или иначе участвующие в регулировании этих отношений.

            Можно выделить также надстроечные и базисные отношения. Впервые такое различие проведено Н.А. Белкиной в монографии «Корпоративная система управления трудом». Социально-трудовые отношения выступают как надстроечные явления, протекающие вне сферы труда, трудовые отношения – как базисные, протекающие в недрах производства товаров и услуг [4, с. 18-20].

            Анализ литературных источников показал также, что понятия «трудовая сфера» и «социально-трудовая сфера» в экономической литературе зачастую подменяют друг друга. Понятие «социально-трудовая сфера» определяется как область действия отношений:

            ? возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса;

            ? по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода.

            Н.А. Волгин, Ю.Г. Одегов социально-трудовую сферу определяют как сферу «социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу общественных и производственных условий труда, по поводу его осуществления, организации, оплаты, дисциплины, по поводу трудовой этики, формирования и функционирования трудовых общностей и т.п.» [5, с. 249]. В приведенных определениях социально-трудовая сфера – это весьма широкое понятие, которое охватывает обширный круг процессов и отношений, объединяя все уровни, на которых они существуют.

            В настоящее время в экономической литературе в случаях рассмотрения управления и отдельным предприятием, и хозяйством страны в целом выделяется специфический вид управления – управление трудом. На наш взгляд, такое выделение неправомерно. «Управление трудом», имевшее место в планово-регулируемой экономике, уступает место регулированию социально-трудовых отношений в условиях переходной экономики, так как управлять в рыночном хозяйстве может только собственник или лицо, уполномоченное собственником. В рыночной экономике речь может идти не об управлении, а о регулировании государством социально-трудовых отношений в рыночной сфере. Эволюция подходов к содержанию этой категории связана с изменением экономической системы и отношений собственности.

            Таким образом, понятие «управление трудом», по нашему мнению, относится к предприятию и охватывает вопросы эффективного использования задействованной рабочей силы. То есть это мероприятия по повышению эффективности живого труда, связанные с техническим прогрессом (повышением вооруженности труда, а, значит, и его производительности), с трудосберегающей политикой, предполагающей активное использование имеющихся резервов роста производительности труда, воздействием на те или иные факторы рационального использования рабочего времени. Труд может быть предметом управления только на уровне предприятия.

            Управленческие воздействия могут быть направлены как прямо на работника, так и на производственную ячейку. На федеральном, региональном и муниципальном уровне речь идет о регулировании социально-трудовых отношений. На локальном уровне, то есть в организации, речь может идти как об управлении трудом, так и о регулировании локальных социально-трудовых отношений.

            Многие экономисты подчеркивают социальную ориентацию экономического роста в современной хозяйственной системе. Г. Слезингер вводит термин «социальная организация труда», под которым понимает совокупность решений и действий по созданию социально-трудовых систем и соответствующих организационных структур, опосредующих взаимодействие людей с технологиями, предметами и средствами труда, с окружающей средой. [6, с.77].

            Н.А. Волгин, Ю.Г. Одегов подчеркивают единство и взаимообусловленность трудовых и социальных процессов: «…на практике трудовые отношения – отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем – редко существуют в чистом виде, без социальной составляющей, и, наоборот, социальные отношения, как правило, возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д.» [5, с. 4].

            Идеи формирования социальной экономики, ее нацеленности на повышение уровня жизни людей и производной этой системы – социальной организации труда – содержатся также в «Стратегии МОТ в поддержку предприятий», разработанной в 1996 году. Социальная организация труда призвана обеспечивать продуктивную занятость, гуманизацию условий труда, рост уровня его оплаты, цивилизованные социально-трудовые отношения и социальную защиту. Отсюда следует, что центральное место в социальной экономике занимает человек. Поэтому не удивительно, что ключевым направлением регулирования социально-трудовых отношений является социальное партнерство.

            Система социального партнерства в России включает различные уровни:

            1) генеральное соглашение;

            2) региональные соглашения;

            3) отраслевые (тарифные) соглашения;

            4) коллективные договоры.

            На национальных коллективных переговорах рассматриваются, как правило, только самые общие проблемы (базовый уровень зарплаты, совершенствование систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров на предприятиях и т.п.), решение же конкретных вопросов передано на отраслевой и территориальный уровни.

            Объектами регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне являются:

            — конституционные права и свободы граждан в социально-трудовой сфере;

            — общегосударственные минимальные социальные нормативы и гарантии для работников предприятий всех форм собственности, позволяющие удовлетворять жизненно важные потребности;

            — индексация тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, упорядочение применяемых доплат и надбавок к их заработной плате с целью установления оптимального соотношения тарифной и надтарифной частей в структуре заработной платы;

            — нормативная база в области нормирования и регламентации труда работников, прежде всего, пересмотр устаревших и разработка новых межотраслевых норм и нормативов, ЕТКС и КС, также разработка национальной системы профессиональных стандартов;

            — уровень доходов населения;

            — уровень безработицы, эффективное размещение и использование трудовых ресурсов в экономике при строгом соблюдении основных прав работников (право на справедливую оплату труда, право на защиту от необоснованного увольнения, право на забастовку и т. п.);

            — социальные стандарты на гарантируемый государством объем услуг в области социальной защиты;

            ? улучшение условий труда и его охраны, обеспечение экологической безопасности предприятий всех форм собственности и др.

            К объектам регулирования социально-трудовых отношений на региональном уровне относятся:

            — размер тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии базовой отрасли региона и коэффициенты, определяющие соотношение тарифных ставок первого разряда рабочих основных профессий других отраслей с тарифной ставкой первого разряда рабочего основной профессии базовой отрасли;

            — перечень межотраслевых (сквозных) профессий и должностей и размеры единых тарифных ставок (окладов) этих работников;

            — порядок индексации тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии базовой отрасли региона и др.

            К объектам регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне относятся:

            — размер тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии муниципальных предприятий;

            — размеры единых тарифных ставок (окладов) рабочих сквозных профессий, не включенных в перечень межотраслевых (сквозных) профессий, предусмотренный региональным межотраслевым тарифным соглашением;

            — размеры надбавок, стимулирующих приток рабочей силы на соответствующую территорию, условия их выплат и др.

            К объектам регулирования социально-трудовых отношений на локальном уровне относятся:

            — вид (форма, система) оплаты труда;

            — соотношение размеров тарифных ставок (окладов) между отдельными категориями персонала;

            — размеры тарифных ставок (окладов) по каждой профессии;

            — выплата пособий, компенсаций;

            — механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

            — занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

            — рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

            — улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

            — соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

            — экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

            — гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

            — оздоровление и отдых работников и членов их семей и др.

            Таким образом, регулирование социально-трудовых отношений — это элемент управления социально-трудовой сферой. Оно направлено на обеспечение продуктивной занятости и защиты от безработицы, справедливой оплаты труда и формирования доходов, совершенствования форм социального партнерства и др.

            Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
            В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

            Опубликовано в журнале


            Российское предпринимательство
            Индексируется РИНЦ
            Импакт-фактор РИНЦ: 0,509

            Читайте так же:  Заявление о регистрации по месту жительства. Заявление о регистрации ребенка по месту жительства форма 6 образец

            По admin

            Добавить комментарий

            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *