С кем заключается контракт а с кем договор. С кем заключается контракт а с кем договор

С кем заключается контракт а с кем договор

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Контракт или договор заключается по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»? В каких случаях заключается контракт, а в каких — договор?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Наименование документа, подписанного между заказчиком и контрагентом по результатам закупки, осуществленной в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не имеет юридического значения.

Обоснование позиции:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) не регламентирует вопрос о том, как должен называться гражданско-правовой договор, заключаемый по результатам таких закупок. Гражданско-правовой договор, заключаемый по результатам соответствующих закупок, во всех случаях именуется в Законе N 223-ФЗ «договором». Термин «контракт» упоминается в Законе N 223-ФЗ применительно к случаям исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), по которым бюджетное учреждение или унитарное предприятие являются исполнителями (пп. «б» п. 4 и пп. «б» п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Однако изложенное не означает, что договоры, заключаемые заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не могут именоваться «контрактами» или, например, «соглашениями». Законодательство не предусматривает специальных требований к наименованию таких договоров, равно как и каких-либо последствий использования произвольного («контракт», «договор», «соглашение» и т.п.) наименования документа, подписываемого по результатам закупки. Напомним также, что согласно положениям ГК РФ (которыми в силу ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг) значение при толковании договора (в том числе в целях квалификации отношений между сторонами) имеет прежде всего его содержание. Наименование же заключенного между сторонами соглашения по существу не имеет юридического значения (смотрите ст. 431 ГК РФ, а также, например, постановление Четвертого ААС от 12.03.2020 N 04АП-7557/18, постановление АС Центрального округа от 25.01.2017 N Ф10-5492/16 по делу N А68-10978/2015, постановление Семнадцатого ААС от 17.08.2017 N 17АП-9571/17).
Таким образом, то обстоятельство, как поименован документ («контракт», «договор», «соглашение» и т.п.), подписанный между заказчиком и контрагентом по результатам закупки, осуществленной в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не имеет юридического значения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

18 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Работа по контракту

Контракт — это особая форма регулирования трудовых отношений, которая трансформировалась в индивидуальное соглашение работника с работодателем, где доминирующее значение принадлежит соглашению сторон, но в рамках действующего законодательства.

Контракт как договор представляет собой письменное соглашение двух сторон об условиях работы и размере оплаты труда, но не ниже предусмотренного по закону минимума, о мерах социальной защиты, ответственности и проч.
Каждая из сторон трудовых отношений на стадии установления контрактных условий имеет равные права, независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия.

Не стоит идентифицировать работу по контракту с работой по трудовому договору. С 2002 года в России – это разные документы и разные правоотношения.
Термин «контракт» появился в КЗоТ РФ в 1990 г. и рассматривался как синоним трудового договора.
Но с 1 февраля 2002 г. были внесены существенные изменения и дополнения к Трудовому Кодексу, вследствие чего слово «контракт» исключили из Главы о Трудовом договоре.
Соответственно, теперь работа по контракту трансформирована из трудовых в гражданско-правовые отношения, а контракт заключается с отдельными категориями работников.

2) Существует определенный перечень профессий, трудовые отношения с которыми регулируются исключительно контрактом. К этой категории принадлежат:

  • Руководители федеральных государственных предприятий.
  • Труппы артистов цирков, театров, художественных коллективов.
  • Военнослужащие, спортсмены.
  • Также общей практикой принято заключать контракты с сотрудниками-нерезидентами.
  • 3) Контракт, как вид смежного гражданско-правового договора, связанного с трудовыми отношениями, может иметь следующие формы:
    — Договор подряда.
    — Договор поручения.
    — Договор возмездного оказания услуг.
    — Другие формы договоров предметом которых является: выполнение работником определенной трудовой функции в общем процессе труда организации, оплата конечного результата труда, выполнение любым способом взятых на себя обязательств.

    В целом контрактная работа уместна в следующих случаях:

    1) Для принятия на работу работника по совместительству.
    2) Для выполнения одноразовой работы.
    3) Для возможности использования «гибкой» занятости, когда оплачиваемое рабочее время чередуется с отгулами за свой счет.
    4) В любых других случаях, когда трудовой договор невозможно заключить исходя из специфики работы.

    Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

    Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 8

    Александра Подъяблонская, юрисконсульт B2B-Center Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center

    На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечают начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев и юрисконсульт B2B-Center Александра Подъяблонская.

    Из этого материала вы узнаете, как учитываются требования Закона № 44-ФЗ при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами, необходимо ли проводить экспертизу по контрактам, заключенным в 2013 году на 2014 год, кто из сотрудников заказчика вправе утверждать план-график и что считать этапом исполнения контракта.

    Необходимо ли включать закупки у единственного поставщика и естественных монополистов в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок?

    Положения ст. 30 Закона № 44-ФЗ, устанавливающей порядок участия субъектов малого предпринимательства в закупках, не распространяются на:

  • закупки товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • закупки Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов;
  • закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  • закупки работ в области использования атомной энергии.
  • ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

    Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

    Таким образом, если единственный поставщик является естественным монополистом (например, предоставляет услуги по водоснабжению или водоотведению с использованием централизованных систем), то долю участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок рассчитывать не нужно (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

    Однако, если единственный поставщик предоставляет услуги, не поименованные выше (например, услуги по реализации экскурсионных билетов и экскурсионных путевок в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то закупка на предоставление этих услуг уже будет учитываться при определении совокупного годового объема закупок для расчета доли участия субъектов малого предпринимательства (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

    Каким образом необходимо учитывать требования Закона № 44-ФЗ при оплате труда внештатных сотрудников, с которыми заключается гражданско-правовой договор?

    МКУ «УДМСиТ»; Элеонора Жемердей; Отдел спорта города Кургана;
    ГБУ РК «Спортцентр инвалидов»; А.В. Скугутовская

    На привлечение физических лиц по гражданско-правовому договору распространяются все общие требования Закона № 44-ФЗ о закупке работ и услуг. Закупку работ или услуг на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести без применения конкурентных процедур (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом ценой контракта необязательно должна быть цена годового договора – можно выплачивать вознаграждение физическому лицу в течение полугода, а потом заключить с ним новый контракт на следующие полгода.

    Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

    Обращаем Ваше внимание на то, что при проведении закупки с физическим лицом (за исключением ИП или лица, занимающегося частной практикой, – адвоката, нотариуса и т.п.) заказчик обязан включить в контракт обязательное условие об уменьшении вознаграждения физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Иными словами, заказчик будет выступать налоговым агентом по отношению к физическому лицу.

    Требование об обосновании начальной (максимальной) цены контракта при заключении контракта с физическим лицом сохраняется – Закон № 44-ФЗ не содержит исключений в этой части.

    Кроме того, физическое лицо может выступать и единственным поставщиком при приобретении у него творческих услуг (п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), а также преподавательских услуг и услуг экскурсовода (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) – в этом случае закупка услуг у физического лица может производиться без конкурса.

    Контракт с физическим лицом нередко заключается на небольшие суммы, поэтому следует помнить, что при закупке работ на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести ее без применения конкурентных процедур (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Важно, что совокупный годовой объем «малых» закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем 50 млн руб. в год. При соблюдении этих требований можно привлекать по гражданско-правовому договору столько физических лиц, сколько необходимо заказчику.

    Читайте так же:  Учредительный договор ООО. В ооо устав или учредительный договор

    Для оказания услуг государственной бюджетной организации по гражданско-правовому договору необходимо нанять сторожа-вахтера. Возможно ли заключение контракта с физическим лицом или же необходимо заключать договор с организацией, оказывающей подобные услуги?

    Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, участником закупки может быть в том числе и физическое лицо. Закон не запрещает заключать гражданско-правовые договоры с физическими лицами на оказание услуг, прямо в Законе № 44-ФЗ не поименованных (в том числе охранных услуг), поэтому привлечение специализированной организации не является обязательным.

    Наша организация хочет провести запрос котировок на услуги интернет-связи. В нашем районе работают только два поставщика, которые оказывают такие услуги. Как мы понимаем, для обоснования цены нам необходимо проанализировать условия предоставления услуг как минимум трех поставщиков (п. 3.19 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567). Как нам правильно поступить в такой ситуации?

    Пользователь под ником солнышко м.

    Действительно, указанный документ рекомендует при расчете начальной (максимальной) цены методом анализа рынка использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками. Однако Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 (далее – Методические рекомендации) применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Методических рекомендаций). Если особенности рынка позволяют использовать для обоснования начальной (максимальной) цены контракта цены только двух поставщиков, в качестве дополнительного обоснования цены Вы можете использовать результаты анализа информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг. Критерии определения товаров как идентичных или однородных содержатся в п. 3.5, п. 3.6 Методических рекомендаций. Кроме того, можно:

  • разместить запрос о предоставлении ценовой информации на Портале госзакупок (п. 3.7.2 Методических рекомендаций);
  • использовать ценовую информацию в реестре контрактов, заключенных заказчиками (по контрактам, которые исполнены и по которым не взимались пени и штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта) (п. 3.7.3 Методических рекомендаций). Эти сведения можно получить на Портале госзакупок;
  • учитывать данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг (п. 3.7.4.4 Методических рекомендаций) или данные, содержащиеся в официальных источниках информации (п. 3.7.4.5 Методических рекомендаций);
  • применять информацию информационно-ценовых агентств (при этом в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен) (п. 3.7.4.7 Методических рекомендаций).
  • Обращаем Ваше внимание на то, что тарифный метод в Вашем случае использован быть не может – он применяется только тогда, когда цены закупаемых товаров, работ или услуг подлежат государственному регулированию (п. 5.1 Методических рекомендаций), а цены на услуги сотовой связи государством не тарифицируются.

    В связи с проведением соревнований нашим работникам часто приходится выезжать в командировки. Каким образом оформляются командировки по Закону № 44-ФЗ?

    МБОУ ДОД «ДЮСШ «Центр игровых видов спорта» г. Ачинск Красноярского края,
    Дмитрий Карпов, Денис Набиулин

    При направлении сотрудника в командировку с предварительной оплатой всех расходов организацией-работодателем заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания является обязательным. Однако в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ такая закупка может осуществляться у единственного поставщика, без использования конкурсных процедур. Таким образом, Вы обязаны произвести закупку на оказание услуг, связанных с направлением работника в командировку (заключить договоры с транспортной компанией, гостиницей и т.д.), однако закупка необязательно должна носить конкурентный характер.

    Если же работник самостоятельно покупает билеты и оплачивает гостиницу, а организация впоследствии возмещает ему эти расходы, то требования Закона № 44-ФЗ в этой ситуации не применяются – компенсация расходов работника осуществляется на основании положений трудового законодательства (ст. 168 ТК РФ).

    В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ по каждому контракту нужно проводить экспертизу с привлечением экспертов либо самостоятельно. Нужна ли экспертиза по контрактам, заключенным в 2013 году на 2014 год?

    Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником «лайм спрайт»

    Контракты, заключенные в 2013 году, исполняются в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Указанный закон не содержит требования о проведении экспертизы исполнения контракта, а следовательно, по результатам исполнения контрактов, заключенных в 2013 году на 2014 год, экспертиза не проводится.

    Нужна ли экспертиза при исполнении контракта с единственным поставщиком?

    Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником «лайм спрайт»

    Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда привлечение экспертов или экспертных организаций на основе договора при осуществлении закупки у единственного поставщика не является обязательным.

    К ним относятся, например: осуществление закупки у субъекта естественной монополии, осуществление «малой» закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., осуществление закупки на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и т.д.

    В то же время, это не освобождает Вас от обязанности проводить экспертизу исполнения контракта – но уже своими силами (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Документально она может быть оформлена в виде заключения о соответствии товаров, работ или услуг требованиям контракта, составленное и подписанное уполномоченным работником заказчика.

    Также для проведения экспертизы исполнения контракта Ваша организация может создать приемочную комиссию, которая должна состоять не менее чем из пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

    Можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы?

    По смыслу ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, экспертиза проводится за счет заказчика, поскольку именно на него возложена эта обязанность. Особенности порядка заключения контракта с экспертом Законом № 44-ФЗ не установлены, поэтому контракт с экспертом или экспертной организацией (в случае их привлечения) должен заключаться в общем порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ – то есть путем проведения самостоятельной закупки, не входящей в состав основной. Таким образом, включение в сумму контракта стоимости экспертизы его исполнения не представляется возможным.

    Каким образом учитывать требования Закона № 44-ФЗ при проведении аварийных работ, не вошедших в план-график (прорвало трубу, засорилась канализация и т.д.)?

    Рустам Камилович Сабиров

    Согласно положениям п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в случае аварии или иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика. При этом для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

    Кроме того, в силу ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в этом случае заказчик обязан уведомить ФАС России о произведенной закупке в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

    Могут ли изменения в план-график, размещенный на Портале госзакупок, оформляться распоряжением директора?

    Форма планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков

    С другими формами, образцами и бланками документов по Закону № 44-ФЗ можно ознакомиться в разделе «Бланки»

    Законом № 44-ФЗ не урегулирован вопрос о распределении между сотрудниками заказчика обязанностей по утверждению плана-графика. В тексте закона и подзаконных актов фигурируют формулировки «утверждается заказчиком» и «утверждается и размещается заказчиком в информационной системе» (например, ч. 15 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Можно предположить, что утверждать план-график и изменения к нему должен руководитель заказчика, который вправе действовать от его имени без доверенности – в том числе размещать информацию о закупках в информационной системе, либо иное уполномоченное должностное лицо заказчика.

    Такой вывод можно сделать на основе анализа Формы плана-графика, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044 (вступит в силу с 1 января 2015 года). Указанная Форма плана-графика предлагает оформлять утверждение плана-графика следующим образом:

    Рис. Извлечение из Приложения к требованиям к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044

    Что считать этапом исполнения контракта при формировании отчета об исполнении контракта на Портале закупок в рамках Закона № 44-ФЗ – ежемесячное оказание услуг либо четко определенные и зафиксированные в контракте этапы?

    Пункт 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определяет этап исполнения контракта как приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. Поскольку поставка товаров необязательно происходит со строгой периодичностью раз в месяц, ориентироваться необходимо именно на зафиксированные в контракте этапы, а не на ежемесячное его исполнение.

    Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

    Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

    Документы по теме:

    Новости по теме:

    Материалы по теме:

    Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
    Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.

    Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
    О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

    Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
    В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

    Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
    С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

    Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
    С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

    Читайте так же:  Пособие по безработице. Выплаты пособия на бирже

    Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
    Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

    Мнение:

    Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
    В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.

    Ветров Виталий,
    Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

    Договор и контракт: отличия, о которых стоит знать

    Когда наступит время устраиваться на работу и дело дойдёт до официального оформления, вспомни о правиле «всегда проверяй, какие документы подписываешь». Разберись заранее, чем отличается трудовой договор от трудового контракта, чтобы избежать неловкости. Тем более, Адукар изучил вопрос, осталось прочесть и запомнить.

    Трудовой контракт

    Изучив трудовой кодекс РБ, ты увидишь, что понятие «контракт» не закреплено в его нормах, а лишь упоминается как разновидность срочного трудового договора. Разница в том, что трудовой договор заключается на неопределённый срок, а контракт — на срок от 1 до 5 лет. Также контракт устанавливает дополнительные гарантии работникам в виде минимальной компенсации за ухудшение правового положения работника (к примеру, если контракт расторгается досрочно по вине нанимателя).

    В период действия контракта работник не может уволиться по собственному желанию, только по соглашению сторон. Поэтому наниматель имеет право не давать согласия и удерживать работника на рабочем месте до окончания срока контракта.

    За 2 недели до истечения срока трудового контракта стороны (наниматель и работник) должны уведомить друг друга о желании или нежелании продлить срок действия трудового контракта. Сам по себе контракт не истекает, если уведомления не произошло, он преобразуется в бессрочный трудовой договор.

    Трудовой контракт можно разорвать досрочно не только по требованию работника, но и по инициативе нанимателя или в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли сторон

    Чтобы компенсировать негативные последствия вышеперечисленных особенностей трудового контракта, предусмотрены некоторые условия, как, к примеру, повышение тарифной ставки до 50% и дополнительный поощрительный оплачиваемый отпуск до 5 дней.

    Трудовой договор

    Все трудовые договоры делятся на срочные и бессрочные. Если в трудовом договоре не оговорён срок его действия, он считается заключённым на неопределённый срок, бессрочным. К срочным трудовым договорам относится не только контракт, они могут быть сезонными, заключаться и на время выполнения определённой работы (договор подряда) или выполнения обязанностей временно отсутствующего работника (к примеру, по причине декрета), за которым сохраняется место. Если ты студент-бюджетник, который оканчивает вуз или колледж, то помни, что на место временно отсутствующего человека (болезнь, декрет) тебя не возьмут отрабатывать.

    Прежде чем подписывать бумаги на трудоустройство, задумайся, устраивают ли тебя условия нанимателя. Никогда не спеши заключать долгосрочные контракты.

    Хочешь узнать больше о вопросах трудоустройства? Загляни в Трудовой кодекс Республики Беларусь, там ты найдёшь все ответы.

    Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

    Договор или контракт по 44-ФЗ — в чем разница

    Согласно пункту 3 статьи 1 44-ФЗ закон регламентирует взаимоотношение между заказчиком и поставщиком товаров и услуг, которые оформляются гражданско-правовым договором. При этом понятие контракт используется в нормативном документе, как синоним слова договор. Из этого делается логичный вывод, что особой разницы между этими понятиями нет.

    Что такое договор и в чем его отличие от контракта

    Договором называется соглашение, достигнутое между двумя или несколькими лицами. В нем оговаривается установление, прекращение или изменение гражданских прав и обязанностей. Точно такое же определение дается и термину контракт. Поэтому в рамках 44-ФЗ принципиальной разницы в этих понятиях нет. Современное законодательство говорит о том, что термин договор распространяется не только на сделки, оформленные в письменном виде, но и на устные договоренности.

    Договор и контракт должны включать в себя следующую информацию:

  • Правила поставки товара или оказания услуг.
  • Порядок оплаты.
  • Систему разрешения конфликтных ситуаций.
  • Возможные риски, в том числе и форс-мажорные обстоятельства.
  • Возможные отклонения от условия договора.
  • И договор и контракт будут иметь одинаковую структуру, которая уже устоялась в коммерческой практике. Документ состоит из следующих основных разделов:

    1. Преамбула, в которой прописываются наименование сторон.
    2. Предмет контракта.
    3. Условия поставки товара или оказания услуг.
    4. Ответственность сторон.
    5. Обстоятельства непреодолимой силы.
    6. Прочие условия.
    7. Реквизиты сторон.
    8. Правила заключения договоров и контрактов регламентируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом РФ. В нем предписывается использовать понятие контракт для тех сделок, в которых одной из сторон выступает государственная организация. Такие же правила предусматривает и Бюджетный кодекс России.

      В какой ситуации заключается контракт, а в какой договор

      Для того чтобы упростить задачу заказчика по выбору формы оформления сделки Министерство экономики и развития выпустило разъяснение за номером №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В нем рекомендовано всем бюджетным учреждениям страны по любым видам закупок заключать гражданско-правовые договоры .

      Если заказчиком выступает муниципальное предприятие, которое осуществляет закупку от имени муниципального образования, то рекомендуется оформлять взаимоотношения с поставщиком посредством заключения муниципального контракта .

      Органам государственной власти, органам управления внебюджетными государственными фондами, а также казенным учреждениям советуется оформлять сделки в виде государственных контрактов .

      Договор может быть заключен не только с юридическим лицом. Таким способом разрешено оформлять сделки с индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами.

      Несмотря на такие рекомендации Минэкономразвития подтверждает тот факт, что с юридической точки зрения разницы между контрактом и договором нет. Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта.

      Таким образом, при оформлении взаимоотношений между государственным заказчиком и поставщиком в рамках 44-ФЗ не имеет особого значение название документа. Можно заключать как договор, так и контракт. Гораздо важнее соблюдать порядок его заключения и выдерживать все регламентированные сроки.

      Договор или контракт?

      Федеральный закон № «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реали­зуется на практике второй год. Однако до сих пор остаются вопросы, вокруг которых идет активная дискуссия. К примеру, исследователи закона спорят о правильности названия соглашений, которые заказчики заключают с контрагентами в рамках данного закона.

      Контракт = договор?

      Основным доводом сторонников того, что соглашения должны именоваться контрактами, является название закона — о контрактной системе, а также то, что в большинстве случаев в тексте закона используется формулировка «контракт». Казалось бы, весомые аргументы, которые на первый взгляд кажутся очевидными. Оппоненты данной группы исследователей пытаются доказать, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Они ссылаются на то, что Закон о контрактной системе использует также и формулировку «договор», которая равнозначна по своей сути контракту. Даже понятийный аппарат закона о контрактной системе основан на взаимозаменяемости указанных терминов.

      Так, в частности, согласно пункту 8 статьи 3 Закона № 44?ФЗ, государственный контракт, муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных и муниципальных нужд. Таким образом, закон о контрактной системе использует понятия «контракт» и «договор» как равнозначные, как синонимы. И этот момент в определенной степени усложняет решение нашей задачи, тем более что в самом Законе № 44?ФЗ точно не определено, в каких случаях заключается контракт, а в каких — договор.

      Современный экономический словарь (авторы Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева) трактует контракт как юридически обязательное соглашение между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий. При этом словарь указывает на то, что в гражданском праве синонимом контракта является договор. Так, в Гражданском кодексе (ч. 1 ст. 420) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Таким образом, по своей правовой природе термины достаточно близки и имеют важные сходные черты. Принципиальным сходством контракта и договора является то, что это соглашение нескольких лиц — этим любой гражданско-правовой договор отличается от гражданско-правовой сделки, под которой понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

      В гражданском праве, неотъемлемой частью которого является законодательство о закупках, существуют два принципиально отличающихся друг от друга института, представляющих собой разновидность различного рода действий правообразующего характера, порождающих возникновение гражданских прав и обязанностей: это договор и сделка. Принципиальное отличие этих институтов заключается в количестве волеизъявлений потенциальных участников таких отношений. Для сделок допускается одно волеизъявление, и такая сделка будет считаться односторонней (ч. 2 ст. 154 ГК РФ), тогда как для любого договора, в том числе одностороннего, необходимо наличие нескольких волеизъявлений — как минимум двух сторон. Договор — это всегда соглашение нескольких лиц (ч. 1 ст. 420 ГК РФ), в связи с чем односторонняя сделка никогда не будет являться правовым договором. Таким образом, гражданско-правовая наука разделяет несколько институтов: сделка и договор или контракт, для каждого из которых будет иметь значение количество волеизъявлений сторон. Правовая природа договора и контракта очень похожа по указанному критерию.

      Другие факторы при внимательном рассмотрении также определяют сходство сущностей договора и контракта как правовых понятий. Как указывалось выше, закон о контрактной системе использует их как равнозначные. Складывается впечатление, что разность формулировок вызвана особенным значением правоотношений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. То есть с помощью другого названия соглашений заказчика с контрагентами государственные закупки выделяются в качестве особой сферы отношений, подчеркиваются их особенность, исключительный характер. Как показывает практика, в самой сфере регламентированных закупок тоже имеется обоснование разности понятий «контракт» и «договор».

      Точки над «i» расставило Минэкономразвития

      Практическое различие указанных терминов наиболее конкретно обосновано в разъяснениях Мин­экономразвития России, ведомства, уполномоченного в сфере регулирования контрактной системы, от 30 сентября 2014 года № Д28и?1889. Согласно данным разъяснениям «в соответствии со статьей 1 Закона № 44?ФЗ бюджетные учреждения по всем видам закупок, предусмотренных Законом № 44?ФЗ, заключают только гражданско-правовые договоры.

      Муниципальные заказчики (муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующее от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, преду­смотренным Законом № 44?ФЗ, заключают муниципальные контракты.

      Государственные заказчики (государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующее от имени Российской Федерации или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом № 44?ФЗ, заключают государственные контракты».

      Таким образом, на основании разъяснений можно сделать более определенный вывод о том, что выбор заказчиком формы соглашения (контракт или договор) с победителем торгов зависит от субъектного статуса заказчика, а не статуса победителя или иных обстоятельств, в том числе различий в сущности понятий. Также вышеуказанные разъяснения по сути подтверждают тот факт, что понятия «контракт» и «договор» являются сходными по своему значению и выбор той или иной формы соглашения не зависит от специфики предмета закупки или внешних условий, а определяется исключительно статусом заказчика.

      Если контрагент —физическое лицо

      Разъяснения Минэкономразвития России также дают однозначный ответ и на вопрос о том, что именно, договор или контракт, следует заключать при выборе заказчиком в качестве контрагента физического лица — гражданина (не являющегося индивидуальным предпринимателем) для заключения соглашения на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. В связи с вышеизложенным ответ на данный вопрос будет зависеть от правового статуса заказчика: договор следует заключить в том случае, если заказчик является бюджетным учреждением. При этом закон о контрактной системе декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или не являющимся таковым.

      Согласно пункту 4 статьи 3 закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может являться участником закупки.

      Однако необходимо помнить, что в силу части 1 статьи 23 Гражданского кодекса гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 статьи 23 ГК РФ, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила Гражданского кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ч. 4 ст. 23 ГК РФ). Следовательно, если участник закупки — физическое лицо и для выполнения контракта он будет осуществлять предпринимательскую деятельность, в отношении него могут быть применены предусмотренные законодательством санкции и ограничения до тех пор, пока он не оформит для себя соответствующий статус, позволяющий заниматься предпринимательской деятельностью.

      Вместе с тем возможны и случаи, когда физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может полноправно участвовать в закупке без несения каких-либо рисков относительно своего правового положения, например при продаже своего личного имущества государственному или муниципальному заказчику.

      Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

      договор и контракт по своей сути являются разными формами одного правого института — соглашения между несколькими лицами по поводу возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей;

      действующее законодательство не предусматривает существенных отличий между понятиями «договор» и «контракт»;

      закон о контрактной системе использует понятия «договор» и «контракт» как взаимозаменяемые, синонимы;

      согласно разъяснениям Министерства экономического развития РФ, являющегося уполномоченным органом по регулированию контрактной системы, договор должны заключать заказчики, являющиеся бюджетными учреждениями. Все остальные заказчики должны заключать контракты.

      форма соглашения (договор или контракт) определяется не внешними факторами или сущностными отличиями указанных понятий, а статусом заказчика, точнее, его организационно-правовой формой.

      Трудовой договор (контракт)

      Контракт (трудовой договор) — соглашение, которое заключается при найме работников. Преимущество письменной формы контракта состоит в том, что все условия контракта фиксируются в едином акте, обязательном для сторон. Письменная форма повышает гарантии сторон в реализации достигнутых договоренностей по важнейшим условиям труда.

      При заключении трудового контракта рекомендуется указывать обязательные условия:

    9. место работы — наименование предприятия, куда принимается работник;
    10. работу в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен выполнять работник;
    11. дату начала работы и дату ее окончания, если заключается срочный трудовой договор;
    12. обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии.
    13. Трудовой договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке. К числу дополнительных можно отнести условия об установлении испытательного срока, о совмещении профессий (должностей), переподготовке и обучении совмещаемым профессиям, о регулярном повышении квалификации, продолжительности дополнительного отпуска, режиме рабочего времени и времени отдыха и др. Установление дополнительных условий контракта не должно ухудшать положение работника по сравнению с трудовым законодательством, соглашением любого уровня (генеральным, отраслевым, специальным) и коллективным договором.

      Закон не связывает соблюдение письменной формы с определенным видом и сроком договора. Поэтому письменный трудовой договор (контракт) заключается как с постоянными, так и временными работниками, надомниками и совместителями. Письменное оформление трудовых отношений для лиц, ранее принятых на работу, производится только с их согласия.

      Сторонами контракта являются: в качестве работодателя выступает организация (юр. лицо) либо гражданин (физическое лицо), нуждающийся в труде наемных работников; в качестве работника — граждане, достигшие 15 лет; в исключительных случаях — граждане, достигшие 14 лет (в свободное от учебы время, если работа не причиняет вреда здоровью и не нарушает процесс обучения), но лишь с согласия родителей, усыновителей или попечителей.

      Предприятие может делегировать право по приему и увольнению работников своим филиалам, отделениям, представительствам, что должно быть закреплено в его уставе (положении). При непредоставлении такого права самостоятельному подразделению все его работники заключают трудовой договор непосредственно с руководителем предприятия.

      В трудовом договоре следует указывать структурное подразделение (цех, отделение, отдел, лабораторию и т.п.), в которое принимается работник, что позволит конкретизировать его трудовые обязанности, условия труда, полагающиеся льготы. Указывается профессия (должность), на которую принимается работник. В содержании контракта рекомендуется отражать все важнейшие условия труда, устанавливаемые по соглашению сторон (рабочее место, условия труда, социальные блага и гарантии).

      В письменной форме трудового договора нецелесообразно определять все обязанное работника в соответствии с той профессией (должностью), на которую он принят. Круг обязанностей работника вытекает из необходимости выполнения производственной программы, достижения определенных показателей, соблюдения режима работы (правил по охране труда и т.д.). Конкретизация обязанностей производится на основе квалификационной характеристики и модели рабочего места в должностной инструкции.

      Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, условий ее выполнения, интересов работника, а также в случаях непосредственно предусмотренных законом. При заключении контрактов со штатным персоналом целесообразно срок срочного договора согласовать с плановым периодом аттестации персонала. Наиболее целесообразными сроками являются три или пять лет.

      Для проверки соответствия подготовки и способностей работника поручаемой ему работе по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок в пределах, предусмотренных законодательством. Если работник принимается с испытательным сроком, то в контракте фиксируется конкретный срок испытания, но не более шести месяцев с момента приема на работу.

      В договоре целесообразно указывать соответствующий размер тарифной ставки (должностного оклада) работника по профессии (должности), квалификационному разряду и квалификационной категории, предусмотренные в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте. Можно указать коэффициент минимальной оплаты труда по отношению к ставке в бюджетной сфере.

      Зарплата каждого работника должна зависеть от сложности выполняемой работы, личного трудового вклада и качества труда. По соглашению сторон может быть установлен и более высокий размер оплаты труда, чем в соответствующем трудовом договоре (соглашении), если это не противоречит локальным нормативным актам, действующим на предприятии. Установление в индивидуальном порядке более высокого размера оплаты труда должно быть связано с высокой квалификацией работника, выполнением более сложных задач, программ и обеспечивать за равное количество и качество труда равную оплату.

      Базой для определения оплаты труда работника являются:

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *