Гюлистанский мирный договор 1813 года и Российская политика на Южном Кавказе в XIX веке Текст научной статьи по специальности — История и археология. Персия какой договор

Гюлистанский мирный договор 1813 года и Российская политика на Южном Кавказе в XIX веке Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исмаилова Алмаз Мусаевна

Рассматривается политика Российской империи на Южном Кавказе . Значительные территории Южного Кавказа вошли в состав России во время русско-иранской войны 1804– 1813 гг., кроме того, уделяется внимание последствиям этого вхождения.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Исмаилова Алмаз Мусаевна

Gulistan Treaty of 1813 and the Russian policy in the South Caucasus

The article cons >South Caucasus . Cons >South Caucasus became part of Russia during the Russian – Iranian war of 1804–1813. The entry of these territories was legally formalized at the signing of the Gulistan peace treaty on 12 October 1813. The article also pays a great deal attention to the consequences of that event.

Текст научной работы на тему «Гюлистанский мирный договор 1813 года и Российская политика на Южном Кавказе в XIX веке»

?Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 36 (327). История. Вып. 58. С. 40-43.

ГЮЛИСТАНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1813 ГОДА И РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ В XIX ВЕКЕ

Рассматривается политика Российской империи на Южном Кавказе. Значительные территории Южного Кавказа вошли в состав России во время русско-иранской войны 18041813 гг., кроме того, уделяется внимание последствиям этого вхождения.

Ключевые слова: Гюлистанский договор, Южный Кавказ, стратегический регион, Россия, Персия, буферная зона, дипломатия, феодальная раздробленность, междоусобицы, Закавказский край, культура, экономика, геополитические интересы.

Кавказа в состав Российской империи откры-

Кавказ всегда являлся стратегически важным регионом, к военно-политическому и экономическому присутствию в котором стремились мировые державы. Первая треть XIX в. явилась одной из важных вех этой борьбы, которая велась не только на дипломатическом уровне, но выливалась в жесткое военное противостояние. Европейские события — войны, дипломатическая борьба — находили свое отражение в важнейших принципах политики России и Персии, которыми эти государства руководствовались при выборе для себя вариантов решения кавказской проблемы.

Нынешние события на Кавказе вызывают у многих потребность освежить в памяти историю причастности России к судьбе этого края. Южный Кавказ в начале XIX в. являлся своего рода буфером, а местные народы — заложниками геополитических и экономических интересов крупнейших держав того времени.

Кавказ — древнейший и часто использовавшийся геополитический мост из Азии в Европу и из Европы в Азию. Для кавказского менталитета уместен тезис древнейшей мудрости — «единство в многообразии», что, в отличие от концепции однополюсного мира (атлантизм), означает формирование его мно-гополюсности. Кавказ принадлежит к крупнейшим физико-географическим, богатейшим историко-культурным и этнографическим ареалам мира. Этнический и языковой состав Кавказа весьма сложен. Здесь проживает свыше 50-ти народов и народностей, которые делятся на три языковые семьи: алтайская, иберийско-кавказская, индоевропейская.

Продвижение России на Кавказ было продиктовано экономическими, геополитическими и стратегическими причинами. Включение

вало широкие перспективы для развития торговли через черноморские порты, а также через Астрахань, Дербент и Кизляр на Каспии. В будущем Кавказ мог стать источником сырья для развивавшейся российской промышленности и рынком сбыта ее товаров.

Вторая половина ХУШ — начало XIX в. -это период включения территорий Кавказа в состав Российской империи. С исторической точки зрения это объяснялось растущим экономическим аппетитом Российской империи, ее стремлением захватить новые рынки, источники сырья.

Кавказ в указанный период был сферой столкновений интересов России, Ирана и Турции, при этом в секретной дипломатии участвовали также Англия и Франция. Они стремились любой ценой и каждая, конечно, в своих интересах ослабить Россию и расширить сферы своего влияния1. В этих условиях у России, на первый взгляд, оставалось одно основное средство воздействия на ситуацию — военные действия. Однако, учитывая про-российскую ориентацию немалой части кавказских народов, нельзя утверждать, что этот метод был единственным. Отношение народов Южного Кавказа к деятельности России на их территории было неоднозначным и варьировалось от добрососедских отношений, добровольного принятия подданства до вооруженного выступления. В 1801 г. к России добровольно присоединилась основная территория Грузии (Картли и Кахети), затем Мегрелия (1803), Имерети и Гурия (1804)2.

Несмотря на созданные Россией договорные отношения с некоторыми государствами, Персия проводила свой политический курс по укреплению в регионе в основном путем

военной агрессии. В 1801 г. вместе с аннексией Восточной Грузии началась оккупация азербайджанских земель. Все эти противоречия, которые сложились между Россией и Ираном, привели к русско-персидской войне 1804-1813 гг. Война началась летом 1804 г., когда шахские войска вторглись в Северный Азербайджан3. В 1803 г. русскими войсками была оккупирована территория Джаро-Белоканских обществ (джамаатов), в 1804-м русская армия заняла г. Гянджу4.

Экономические и политические факторы, побудившие царское правительство установить свое владычество над Южным Кавказом, наиболее обстоятельно и четко были разработаны товарищем министра финансов (с 1810 г. — министр) графом Д. А. Гурьевым. В своей записке он указывал, что главной причиной застоя каспийской торговли «являются смуты в Персии». В принципе, он выступал за перенесение государственных границ Российской империи к южным «естественным пределам Кавказа»5.

Русско-иранская война 1804-1813 гг. закончилась победой Российской империи. Был подписан Гюлистанский мирный договор (перс. — договор между

Российской империей и Персией (Ираном) 12 октября 1813 г. в селении Гюлистан (Карабах)6. По условиям мирного договора за Россией закреплялась вся территория, «какая

ныне находится в совершенной их власти»7.

Статья третья этого договора гласит: «Его шахское величество в сим торжественно признает как за себя, так и за высоких преемников персидского престола принадлежащими в собственность Российской империи ханствы Карабагское и Ганджинское, обращенное ныне в провинцию под названием Елисаветпольской; также ханствы Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и Талышенское, с теми землями сего ханства, кои ныне состоят во власти Российской империй; притом весь Дагестан, Грузию с Шурагельскою про-винциею, Имеретию, Гурию, Мингрелию и Абхазию, равным образом все владения и земли, находящиеся между поставленною ныне границею и Кавказскою линиею, с прикосновенным к сей последней и к Каспийскому морю землями и народами»8.

Согласно статье пятой договора, Персия признала за Россией исключительное право иметь военный флот на Каспийском море.

Купцы обеих сторон получали право на свободную торговлю в Иране и в России. Гюлистанский мирный договор установил правовые нормы в торговле сторон, и ожидалось, что это увеличит масштабы торговли между Россией (и в первую очередь районами Кавказа) и Ираном9.

В результате русско-иранских войн к 1830 г. Российская империя смогла достичь значительных результатов, заключавшихся в присоединении больших территорий Южного Кавказа, установлении своего влияния на Каспийском море, снижении таможенных пошлин на ввозимые в Иран товары. Деятельность России на Кавказе имела целенаправленный характер и, несмотря на ряд осложняющих внешне- и внутриполитических факторов, была достаточно успешной.

С самого раннего периода своего формирования и до настоящего времени российское государство являлось многонациональным. Процесс вхождения территорий, населенных разными народами, достиг своего пика в XIX в., когда границы Российской империи стали расширяться на западе, в Азии, на Кавказе10.

Начиная с 20-х гг. XIX столетия, начались поиски методов организации управления Закавказьем в целом. Деятельность правительственных комиссий и должностных лиц в этом направлении завершилась принятием «Учреждения для управления Закавказским краем» в 1840 г.11 Изменения в управлении Южным Кавказом могли быть проведены по одному из следующих направлений:

а) система управления и правовой статус населения Закавказья оставался без изменений;

б) Закавказье должно было приобрести статус «богатейшей колонии» России;

в) Закавказье «сливалось» с Российской империей путем введения единых органов управления с центральными губерниями12.

В итоге Южный Кавказ приобрел новый правовой статус в составе Российской империи в XIX в. Южный Кавказ стал формироваться как неотделимая часть России. Для этого необходима была реформа управления, которая была проведена в 1840 г. Ее цель -установление единой системы органов исполнительной власти, присущей всем губерниям Российской империи. Реформа 1840 г. полностью исходила из интересов русской колониальной политики и совершенно не со-

ответствовала ни социально-экономическим, ни этнокультурным потребностям народов Южного Кавказа.

Включение значительной части Южного Кавказа к России привело к определенным последствиям: социальным, политико-административным, экономическим. В частности, включение Южного Кавказа, с одной стороны, избавило народы этого края от нашествий персидских и турецких захватчиков, привело к постепенной ликвидации феодальной раздробленности, помогло поднять экономическое развитие региона на более высокий уровень; с другой стороны, между кавказскими народами и русскими властями, а также русскими переселенцами, часто возникали трения на религиозной и этнической почве, что порождало высокую нестабильность в данном регионе России.

В то же время присоединение к России Южного Кавказа содействовало прекращению междоусобиц, феодальной раздробленности и работорговли, обеспечило преодоление экономической отсталости и замкнутости этого региона. Одним из важнейших последствий явилось появление здесь городов, крепостей, дорог, школ, развитие медицины, формирование интеллигенции, что предопределило возникновение таких новых условий жизни, которые разрешили ряд проблем социального развития. Достаточно отметить, что сложились те необходимые мирные условия, которые способствовали развитию экономической жизни. Безусловно, эти «мирные условия» не следует представлять себе как некий идеальный мир. Царской России была чужда идея национального самоопределения. Несмотря на колониальную политику царизма, в силу сложившейся на Кавказе в целом конкретной исторической обстановки присоединение Южного Кавказа к России объективно имело прогрессивное значение.

Появились целые районы промышленного виноградарства и виноделия, садоводства, животноводства, из которых продукция вывозилась в Россию. Дальнейшее развитие получили различные отрасли промыслов и ремесел, возникли промышленные предприятия. Рост дорожной сети способствовал созданию и расширению внутреннего рынка. Особую роль в этом отношении сыграло строительство железных дорог. 16 августа 1882 г. из Тифлиса в Баку был отправлен первый прямой поезд. Эта железная дорога соединила

Каспийское и Черное моря. В 1894 г. была построена ветвь Владикавказской железной дороги до г. Петровска. А в 1899 г. была построена дорога до Баку через Дербент. Движение по ней официально было открыто с 1 апреля 1900 г. Одним из важнейших прогрессивных последствий присоединения Южного Кавказа к России явилось открытие в крае светских школ. В развитии культуры этих народов огромную роль сыграли русский язык и русская интеллигенция. В результате присоединения к России представители кавказских народов впервые стали учиться в высших учебных заведениях России и Запада.

Во второй половине XIX в. на Южном Кавказе как части Российской империи осуществлялись преобразования, проводимые по аналогии с внутренними губерниями. На Южном Кавказе важнейшая буржуазная реформа — крестьянская — стала возможной лишь после размежевания земель в этом регионе. Размежевание оказалось трудновыполнимой задачей на Южном Кавказе ввиду малоземелья и отсутствия у многих собственников юридических оснований права собственности на землю. В целом эта задача все же была выполнена, так как без нее крестьянская реформа была бы невозможной.

В конце XIX в. имперская политика по унификации статуса Закавказья с внутренними губерниями становится особенно выразительной. Подтверждением этого стало принятие «Учреждение управления Кавказского края» 26 апреля 1883 г.12

Как ни парадоксально, но народам Кавказа этот полученный опыт их исторического развития пришлось пройти в 1990-е гг., переходя к товарно-денежным (рыночным) отношениям после распада СССР и смены общественно-экономических отношений в стране.

Будущее Кавказа в огромной степени зависит от предсказуемости политической линии федеральных властей России в изучаемом регионе, от стабильности экономической и духовно-политической жизни в крае, от сознания всех лидеров ответственности перед народами. На данный момент о реальной опасности усугубления политической и межэтнической ситуации можно говорить лишь гипотетически, поскольку, во-первых, Россия не останется здесь просто посторонней наблюдательницей, и, во-вторых, все кавказские народы кровно заинтересованы в обеспечении стабильности в регионе. Вместе

Читайте так же:  Образец договора на оказание автотранспортных услуг. Договор на транспортные услуги бланк

с тем Южный Кавказ в наше время переживает не самый легкий период в своей истории. Нерешенные противоречия между закавказскими республиками, а также новый этап их отношений с Россией, требуют специального изучения. Поскольку все эти проблемы имеют богатую историю, наполненную и добрыми делами, и противоречиями, уходят глубокими корнями в прошлое, то для понимания современных процессов и выхода из трудностей нельзя обойтись без основательного историко-правового анализа. Особенно это касается событий XIX в., когда шел процесс вхождения Южного Кавказа в состав России и развитие системы управления этим регионом.

1 Балаян, Б. П. Международные отношения Ирана в 1813-1828 годах. Ереван, 1967. С. 129.

2 Акты Кавказской археографической комиссии. Т. II. Тифлис, 1868. С. 732.

3 Центральный государственный архив Грузии (ЦГИА Грузии). Ф. 2. Оп. 1. Д. 2624.

4 Ибрагимбейли, Х. М. Россия и Азербайджан в первой трети XIX века : (Из военно-политической истории). М., 1969. С. 89.

5 История войн России / авт.-сост. А. А. Спек-тор, Т. Л. Шереметьева. Минск, 2007. С. 118.

6 Полное собрание законов Российской империи. Собр. первое. Т. 32. 1812-1815. СПб., 1830. С. 208.

7 Юзефович, Т. Договоры России с Востоком. Политические и торговые. М., 2005. С. 641.

8 Полное собрание законов Российской империи. Собр. первое. Т. 32. С. 213.

9 Шюкуров, К. Современное значение Гюлистанского договора. Баку, 2006. С. 179.

10 Дегоев, В. В. Большая игра на Южном Кавказе : история и современность. М., 2001. С. 448.

11 Шишов, А. В. Схватка за Кавказ в XVI-XXI вв. М., 2007. С. 78.

12 Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Т. 30. 1881-1913. СПб., 1883.С. 208.

Персия какой договор

Присоединение Грузии к России в 1801 г., распространение русского влияния в Закавказье вызвало обострение в отношениях России и Персии. Опираясь на поддержку Англии и Франции, стремившихся к укреплению своего влияния на Востоке и пользуясь тем, что силы России были отвлечены борьбой с наполеоновской Францией, Персия в 1804 г. развязала войну против России.

Несмотря на то, что Персия получала от Англии и Франции крупные денежные субсидии и вооружение, победа в войне 1804-1813 гг. была на стороне России.

12 (24) октября 1813 г. в селении Гюлистан (Карабах) между Россией и Персией был подписан Гюлистанский мирный договор. С российской стороны договор подписал главнокомандующий войсками на Кавказской линии и в Грузии генерал Н. Ф. Ртищев, с персидской — Мирза Абдул-Хасан-хан, советник тайных дел персидского двора.

Согласно договору, Персия признавала переход к России Дагестана, Грузии, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и северной части Азербайджана, где находились ханства: Карабахское, Бакинское, Ширванское, Гянджинское, Шекинское, Дербентское, Кубинское. К России отошла также часть Талышского ханства. Россия обязалась оказывать назначенному шахом наследнику престола помощь в утверждении его на троне в случае возможного вмешательства извне. Договор предоставлял России исключительное право иметь военный флот на Каспии. Русские купцы получили право свободной торговли в Персии, а персидские — в России.

Персия не смирилась с утратой Закавказья. В течение 4 лет шла борьба за пересмотр статей Гюлистанского мирного договора. Персия при поддержке Великобритании настаивала на возвращении к границам 1801 г., т.е. возвращения под власть шаха всего Восточного Кавказа. Россия добивалась ослабления английского влияния в Персии и укрепления своих экономических позиций. В 1818 г., в результате работы миссии А. П. Ермолова в Персии, Гюлистанский мирный договор был полностью признан Персией и вступил в силу.

Лит.: Балаян Б. П. Дипломатическая история русско-иранских войн и присоединения Восточной Армении к России. Ереван, 1984; Шишов А. В. Схватка за Кавказ. М., 2007.

10 (22) февраля 1828 г. между Россией и Ираном был подписан Туркманчайский мирный договор, завершивший вторую русско-иранскую (русско-персидскую) войну 1826-1828 гг.

Договор состоял из 16-ти статей. В нём провозглашался мир между Россией и Ираном (Персией). Статья 1 договора гласила: «Отныне на вечные времена пребудет мир, дружба и совершённое согласие между Е. В. императором Всероссийским и Е. В. шахом персидским, их наследниками и преемниками престолов, их державами и обоюдными подданными».

Новая граница между Россией и Персией устанавливалась по реке Аракс. К России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства (Восточная Армения). Правительство Ирана обязалось не препятствовать переселению армян в Армянскую область, созданную на территории этих ханств, что способствовало объединению армянского народа в составе Российской империи.

Также к России отошла крепость Аббас-Абад с прилегающей к ней территорией. Подтверждалось исключительное право России держать военный флот на Каспийском море. На Иран налагалась контрибуция в 20 млн. рублей серебром (впоследствии она была сокращена до 10 млн. рублей). В свою очередь, Россия признала принца Аббас-Мирзу наследником шаха.

Одновременно с договором был подписан «Акт о торговле», по которому русские купцы получали право свободной торговли на всей территории Ирана, на ввоз российских и иранских товаров вводилась единая пятипроцентная пошлина.

С русской стороны мирный трактат подписали И. Ф. Паскевич и командированный Министерством иностранных дел действительный статский советник А. М. Обрезков, с иранской — Аббас-мирза и мирза Абул-Хасан-хан. Большое влияние на результаты переговоров оказал А. С. Грибоедов, выполнявший обязанности редактора протоколов конференции, что позволило ему внести некоторые важные уточнения в текст мирного трактата, намеченный в Петербурге, — в частности, в ту часть, которая касалась условий переселения и амнистии населения пограничных регионов. Грибоедовым был также составлен и отредактирован окончательный текст проекта договора.

Следует отметить, что ещё после первой русско-иранской войны 1804–1813 гг. между Россией и Ираном был подписан Гюлистанский мирный договор (1813) , который был нарушен Ираном. Туркманчайский договор, заменивший Гюлистанский, упрочил положение России в Закавказье, ослабив позиции Великобритании в Иране и обеспечив на Кавказе геополитическое равновесие.

Лит.: Грибоедов А. С. Записка о переселении армян из Персии в наши области // Грибоедов А. С. Полное собрание сочинений. Т. 3. Пг., 1917; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// feb — web . ru / feb / griboed / texts / piks 3/3_4_ v 3. htm ; История дипломатии. М.; Л., 1945. Т. 3; Туркманчайский мирный договор между Россией и Ираном. 10 февраля 1828 г. // Под стягом России: Сборник архивных документов. М., 1992; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// www . hist . msu . ru / ER / Etext / FOREIGN / turkman . htm ; Юзефович Т. П. Договоры России с Востоком политические и торговые. СПб., 1869; Фадеев А. В. Россия и Кавказ первой трети XIX в. М., 1960; Шостакович С. В. Дипломатическая деятельность А. С. Грибоедова. М., 1960.

Договор между РСФСР и Персией. 26 февраля 1921 г.

Договор между РСФСР и Персией

26 февраля 1921 г.

Российское Советское Правительство. еще раз торжественно заявляет о бесповоротном отказе России от насильнической в отношении Персии политики империалистических правительств России, свергнутых волею ее рабочих и крестьян.

Российское Советское Правительство объявляет все трактаты, договоры, конвенции и соглашения, заключенные бывшим царским правительством с Персией и приводившие к умалению прав персидского народа, отмененными и потерявшими всяческую силу.

Российское Советское Правительство заявляет о своем отказе от участия в каких бы то ни было мероприятиях, клонящихся к ослаблению и нарушению суверенитета Персии, и объявляет отмененными и потерявшими всяческую силу все конвенции и соглашения, заключенные бывшим правительством России с третьими державами во вред Персии и относительно ее.

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны признавать и соблюдать границу между Персией и Россией в том виде и начертании, как она была установлена Разграничительной Комиссией 1881 года.

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон отказывается и будет строго воздерживаться от вмешательства во внутренние дела другой Стороны.

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны обязываются: 1) не допускать на своей территории образования или пребывания организаций или групп. или отдельных лиц, ставящих своей целью борьбу против Персии и России, а также против союзных с последней государств, равным образом не допускать на своей территории вербовку или мобилизацию личного состава в ряды армии или вооруженных сил таковых организаций;

2) воспретить тем государствам или организациям. которые ставят своей целью борьбу с другой Высокой Договаривающейся Стороной, ввозить на территорию каждой из Высоких Договаривающихся Сторон или провозить через таковую все, что может быть использовано против другой Высокой Договаривающейся Стороны;

3) не допускать всеми доступными им способами пребывания на их территории войск или вооруженных сил какого-либо третьего государства, пребывание которых создавало бы угрозу границам, интересам или безопасности другой Высокой Договаривающейся Стороны.

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны в том, что в случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам Российской Советской Федеративной Социалистической Республики или союзных ей держав и если Персидское Правительство после предупреждения со стороны Российского Советского Правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское Правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы, в интересах самообороны, принять необходимые военные меры. По устранении данной опасности Российское Советское Правительство обязуется немедленно вывести свои войска из пределов Персии

Российское Советское Правительство заявляет о своем полном отказе от той финансовой политики, которую вело на Востоке царское правительство России, снабжавшее Персидское Правительство денежными средствами не ради содействия хозяйственному развитию и процветанию персидского народа, а в видах политического закабаления Персии. Российское Советское Правительство отказывается поэтому от всяких прав на займы, предоставленные Персии царским правительством, и объявляет таковые займы недействительными и не подлежащими оплате. Оно отказывается также от всех требований на пользование теми государственными доходами Персии, коими гарантировались сказанные займы.

Российское Советское Правительство. передает. в полное владение персидского народа денежные суммы, ценности и вообще актив и пассив Учетно-Ссудного Банка Персии, а равным образом движимое и недвижимое имущество означенного банка, находящееся на территории Персии.

Российское Советское Правительство безвозмездно передает в полную собственность персидского народа следующие русские сооружения:

а) шоссейные дороги Энзели — Тегеран и Казвин — Хамадан со всеми относящимися к этим дорогам землями, постройками и инвентарем;

б) железнодорожные линии Джульфа — Тавриз и Софьян — Урмийское озеро со всеми постройками, подвижным составом и другим имуществом;

в) пристани, товарные склады, пароходы, баржи и другие транспортные средства на Урмийском озере, со всем относящимся к ним имуществом;

г) все выстроенные бывш. царским правительством в пределах Персии телеграфные и телефонные линии со всем имуществом, зданиями и инвентарем;

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны, что с момента подписания настоящего договора они будут в равное степени пользоваться правом свободного плавания по Каспийскому морю под своим флагом.

Документы внешней политики СССР. М., 1959. Т. 3. С. 536-544.

Туркманчайский мир с Персией

31 декабря 1828

Мирный договор (Туркманчайский договор, Туркманчайский трактат) между Российской империей и Персией (Ираном), подписанный 10 (22) февраля 1828 г. в деревне Туркманчай (Персия). Завершил Русско-персидскую войну 1826–1828 гг.

ВОЕННЫЙ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ УСПЕХ

В июле 1826 г. 60-тысячная шахская армия без объявления войны вторглась в Закавказье и начала стремительное наступление на Тифлис. Но вскоре она была остановлена под крепостью Шуша, а затем русские войска перешли в наступление. В сентябре 1826 г. иранские войска потерпели сокрушительное поражение под Гянджой и были отброшены к р. Аракс. Русская армия под командованием А.П. Ермолова перенесла военные действия на территорию Ирана.

Николай I, не доверяя Ермолову (он подозревал его в связях с декабристами), передал командование войсками Кавказского корпуса И.Ф. Паскевичу. В апреле 1827 г. русские войска овладели Нахичеванью и Эриванью. На помощь русским войскам поднялось все армянское население. Русские войска заняли Тавриз — вторую столицу Ирана — и быстро продвигались к Тегерану. В иранских войсках началась паника. Шахское правительство вынуждено было пойти на предложенные Россией условия мира. По Туркманчайскому договору 10 февраля 1828 г. к России отходили Нахичеванское и Эриванское ханства, составлявшие Восточную Армению. Иран обязывался выплатить контрибуцию в 20 млн. руб. Подтверждалось исключительное право России держать военный флот на Каспийском море. Договор предусматривал свободу переселения в Россию армянского населения Ирана. В результате в Россию переселились 135 тыс. армян. В 1828 г. из присоединенных к России Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область с русским административным управлением. Однако полного воссоединения армянского народа не произошло: Западная Армения продолжала оставаться в составе Османской империи.

Читайте так же:  Договор купли-продажи ТС. Как осуществить договор купли-продажи автомобиля

Туркманчайский мир явился крупным успехом России. Он упрочивал русские позиции в Закавказье, способствовал усилению ее влияния на Среднем Востоке. Английское правительство делало все, чтобы сорвать его. В ход были пущены и подкуп чиновников шаха, и разжигание религиозного и национального фанатизма. В январе 1829 г. иранские власти спровоцировали нападение на российскую миссию в Тегеране. Поводом явилось бегство из одного гарема двух армянок и евнуха, нашедших убежище в русском посольстве. Фанатичная толпа разгромила посольство и вырезала почти всю русскую миссию; из 38 человек спасся только секретарь посольства. В числе погибших был и глава миссии А.С. Грибоедов. Царское правительство, не желая новой войны с Ираном и осложнений с Англией, удовлетворилось личными извинениями шаха, который подарил также крупный бриллиант русскому царю.

История России с древнейших времен до 1861 года Н. Павленко, И. Андреев, В. Кобрин, В. Федоров. 3-е изд.. М., 2004 Восточный вопрос http://wordweb.ru/andreev/92.htm

ГЮЛИСТАНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1813 ГОДА

[…] Ст. II. Поелику чрез предварительные сношения между двумя Высокими Державами, взаимно соглашено уже, чтобы постановить мир на основании Status quo ad presentem, то есть, дабы каждая сторона осталась при владении теми землями, Ханствами и владениями, какие ныне находятся в совершенной их власти; то границею между Империею Всероссийскою и Персидским Государством, от сего времени впредь, да будет следующая черта: начиная от урочища Одина-Базара прямою чертою чрез Муганскую степь до Едибулукского брода на реке Аракс, оттоль вверх по Араксу до впадения в оную речки Капанакчая, далее же правою стороною речки Капанакчая до хребта Мигринских гор и оттуда продолжая черту межами Ханств: Карабагского и Нахичеванского хребтом Алазерских гор до урочища Даралагеза, где соединяются межи Ханств: Карабагского, Нахичеванского, Ереванского и части Елисаветпольского округа, (бывшего Ганжинского Ханства) потом, от сего места межею, отделяющею Ереванское Ханство от земель Елисаветпольской округи, так же Шамшадильской и Казахской до урочища Эшок-Мейдана; и от оного хребтом гор по течению правой стороны речки и дороги Гимзачимана по хребту уже Бамбакских гор до угла межи Шурагельской; от сего же угла до верху снеговой горы Алагеза, а отсель, по хребту гор межею Шурагельскою, между Мастарасом и Артиком до речки Арпачая. Впрочем, как Талышинское владение в продолжении войны переходило из рук в руки, то границы сего Ханства со стороны Зинзелей и Ардавиля, для большей верности, определены будут по заключении и ратификации сего Трактата избранными с обеих сторон Комиссарами со взаимного согласия, кои под руководством Главнокомандующих с обеих сторон сделают верное и подробное описание земель, деревень и ущелий, также рек, гор, озер и урочищ, кои до настоящего времени находятся в действительной власти каждой стороны и тогда определится черта границ Талышинского Ханства на основании Status quo presentem, таким образом, чтобы каждая сторона осталась при своем владении. Равным образом и в вышеупомянутых границах, ежели что перейдет за черту той или другой стороны, то по разобрании Комиссарами обеих Высоких Держав, каждая сторона, на основании Status quo ad presentem, доставить удовлетворение. […]

ОКОНЧАНИЕ РУССКО-ПЕРСИДСКОЙ ВОЙНЫ

Аббас-Абад был взят 7 июля, но под Эриванью дела приняли неблагоприятный оборот. Лихорадки и дизентерия настолько ослабили 20-ю дивизию, что в ней осталось едва 4000 штыков. Красовский снял осаду и отвел свои войска на Аштаракские высоты. Аббас-мирза с 30000 двинулся на него, но, не смея атаковать сильную русскую позицию в лоб, обошел ее и стал между Красовским и Эчмиадзином, угрожая разгромом почти беззащитной, переполненной больными, русской базе. Тогда Красовский двинулся 16 августа на персидскую армию, пробился сквозь нее с большими потерями и прикрыл Эчмиадзин. Мы лишились 24 офицеров и 1130 нижних чинов. Это самый большой урон за все войны с Персией. После этого поражения персы отказались от дальнейших попыток к наступлению.

Устроив продовольственную часть, Паскевич приступил к решительным действиям. 19 сентября он взял сильно укрепленный Сердар Аббас, 23-го подступил к Эривани — и 1 октября овладел ею штурмом. Сердар Аббас нельзя было обложить со всех сторон по условиям местности. Паскевич подверг крепость жестокой бомбардировке, после которой остатки гарнизона бежали. В крепости взято 14 орудий. Из гарнизона в 1500 человек [100]

до 650 перебито и 100 взято в плен. В Эривани взято 48 орудий, 4 знамени и 3000 пленных, в том числе комендант Гассан-хан. Наш урон за всю осаду не свыше 100 человек. За отличие на приступе 7-й карабинерный полк наименован Эриванским карабинерным, а Паскевич возведен в графское достоинство и награжден орденом святого Георгия П степени.

Взятие Эривани нанесло окончательный удар Персии. В октябре 1827 года русскому оружию покорилась вся северо-западная ее часть. 14 октября был взят Тавриз, и 21-го числа Персия запросила мира. Мирные переговоры продолжались около четырех месяцев, и мир был подписан в Туркманчае 13 февраля 1828 года ровно в полночь, в момент, признанный персидским астрологом самым благоприятным для его прочности. Астролог не ошибся — с тех пор Россия и Персия больше не воевали. По Туркманчайскому миру Персия уступила нам ханства Нахичеванское и Эриванское и уплатила 20 миллионов рублей серебром контрибуции.

ТУРКМАНЧАЙСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 10 ФЕВРАЛЯ 1828 Г.

Е.в. император всероссийский и е.в. падишах персидский, принимая в уважение, что с войною, между высокими договаривающимися сторонами возникшею и ныне счастливо прекращенною, кончились и взаимные по силе Гюлистанского трактата обязательства, признали нужным заменить означенный Гюлистанский трактат настоящими условиями и постановлениями, долженствующими устроить и утверждать более и более будущие мирные и дружественные между Россиею и Персиею сношения.

Е.в. шах персидский от своего имени и от имени своих наследников и преемников уступает Российской империи в совершенную собственность ханство Эриванское по сию и по ту сторону Аракса и ханство Нахичеванское. Вследствие сей уступки е.в. шах обязуется не позже шести месяцев, считая от подписания настоящего договора, сдать российским начальствам все архивы и публичные документы, относящиеся до управления обоими вышеозначенными ханствами.

Е.в. шах персидский, в доказательство искренней своей дружбы е.в. императору всероссийскому, настоящею статьею как от своего имени, так и от имени своих наследников и преемников персидского престола признает торжественно все земли и все острова, лежащие между пограничною чертою вышеозначенною и между хребтом Кавказских гор и Каспийским морем, как равно и всех кочующих и других народов, в тех странах обитающих, принадлежащими на вечные времена Российской империи.

Е.в. шах персидский, в уважение значительных пожертвований, причиненных Российской империи возникшею между обоими государствами войною, а также потерь и убытков, потерпенных российскими подданными, обязуется вознаградить оные денежным возмездием. Сумму сего вознаграждения обе высокие договаривающиеся стороны постановили в десять куруров туманов раидже, или двадцать миллионов рублей серебром; сроки же, образ платежа и обеспечение оного постановлены в особом договоре, который будет иметь такую же силу, как бы он был внесен в настоящий трактат от слова до слова. […]

Гюлистанский мирный договор с Персией. К Российской империи присоединены Дагестан, Имеретия, Мингрелия, Абхазия, Сев. Азербайджан, Карабахское и др. ханства

12.10.1813 (25.10). — Гюлистанский мирный договор с Персией, завершивший русско-иранскую войну. К Российской империи присоединены Дагестан, Имеретия, Мингрелия, Абхазия, Сев. Азербайджан, Карабахское и др. ханства

Гюлистанский мирный договор

Гюлистанский мирный договор между Россией и Персией (Ираном) был подписан 12 октября 1813 г. в селении Гюлистан (Карабах) после окончания русско-персидской войны 1804–1813 годов. Согласно договору, Персия признавала переход к России Дагестана, Грузии, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и ханств: Бакинского, Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Шекинского, Дербентского, Кубинского, Талышского.

«Ст. I. Вражда и несогласия, существовавшие доселе между Российской империей и Персидским государством, прекращаются отныне впредь сим трактатом, и да будет вечный мир, дружба и доброе согласие между е.и.в. самодержцем всероссийским и е.в. шахом персидским, их наследниками и преемниками престолов и обоюдными их высокими державами.

Ст. II. Поелику чрез предварительные сношения между двумя высокими державами, взаимная соглашёность уже, чтобы постановить мир на основании status quo ad presentum, то есть дабы каждая сторона осталась при владении теми землями, ханствами и владениями, какие ныне находятся в совершенной их власти…

Ст. III. Его шахское в. в доказательство искренней приязни своей к е. в. императору всероссийскому сим торжественно признаёт как за себя, так и за своих высоких преемников персидского престола принадлежащими в собственность Российской империи ханства Карабагское и Ганжинское, обращённое ныне в провинцию под названием Елисаветпольской; также ханства Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и Талышское с теми землями сего ханства, кои ныне состоят во власти Российской империи; при том весь Дагестан, Грузию с Шурагельскою провинцией, Имеретию, Гурию, Мингрелию и Абхазию, равным обазом все владения и земли, находящиеся между постановленной ныне границей и Кавказской линией, с прикосновенными к сей последней и к Капийскому морю землями и народами.

Ст. IV. Е. в. император всероссийский, в оказание взаимной приязненности своей к е. в. шаху персидскому и в доказательство искреннего желания своего видеть в Персии, сем соседнем ему государстве, самодержавие и господственную власть на прочном основании, сим торжественно за себя и преемников своих обещает тому из сыновей персидского шаха, который от него назначен будет наследником Персидского государства, оказывать помощь в случае надобности, дабы никакие внешние неприятели не могли вмешаться в дела Персидского государства и дабы помощью высочайшего российского двора персидский двор был бы подкрепляем. Впрочем, если по делам Персидского государства произойдут споры между шахскими сыновьями, то Российская империя не войдёт в оные до того времени, пока владеющий тогда шах не будет просить об оной. »

По договору России предоставлялось исключительное право иметь свой военный флот на Каспийском море. Купцы обеих стран получали право свободной торговли. (Заметим, что в «Большой Советской Энциклопедии» дата подписания договора указана неверно.)

Присоединение значительной части Закавказья к России избавило эти народы от постоянных кровавых истребительных нашествий персидских и турецких захватчиков, привело к ликвидации феодальной раздробленности, связало народы Закавказья с русской культурой и приобщило их к удерживающей цивилизации Третьего Рима.

Персия, однако, не смирилась с утратой Закавказья. Подстрекаемая Великобританией, она вскоре развязала вторую войну против России, закончившуюся окончательным поражением Персии и подписанием Туркманчайского мирного договора (1828).

№ 597. Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией.

Статья № 597.

Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией.

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики с одной стороны и Правительство Персии с другой стороны, воодушевляемые стремлением установить на будущее время прочные добрососедские и братские отношения между персидским и русским народами, решили вступить с этой целью в переговоры, для чего назначили своими уполномоченными:

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Георгия Васильевича Чичерина и Льва Михайловича Карахана и Правительство Персии Али-Гули-Хана Мошавероль-Мемалек.

Означенные уполномоченные, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей форме и должном порядке, согласились о нижеследующем:

Статья I.

Российское Советское Правительство, в соответствии с декларациями своими, изложенными в нотах от 14 января 1918 года и 26 июня 1919 года, об основах политики России в отношении персидского народа, еще раз торжественно заявляет о бесповоротном отказе России от насильнической в отношении Персии политики империалистических правительств России, свергнутых волею ее рабочих и крестьян.

Согласно сему и желая видеть персидский народ независимым, процветающим и свободно распоряжающимся всем своим достоянием, Российской Советское Правительство объявляет все трактаты, договоры, конвенции и соглашения, заключенные бывшим Царским Правительством с Персией и приводившие к умалению прав персидского народа, отмененными и потерявшими всяческую силу.

Статья II.

Российское Советское Правительство клеймит политику правительств царской России, которые без согласия народов Азии и под видом обеспечения независимости этих народов заключали с другими государствами Европы относительно Востока договоры, имевшие конечною целью его постепенный захват. Российское Советское Правительство безоговорочно отвергает эту преступную политику не только нарушавшую суверенитет государств Азии, но и ведшую к организованному грубому насилию европейских хищников над живым телом народов Востока.

Читайте так же:  Похороны «Эконом». Оформить срочные похороны

В соответствии с сим и согласно принципам, изложенным в ст. ст. I и IV настоящего Договора, Российское Советское Правительство заявляет о своем отказе от участия в каких бы то ни было мероприятиях, клонящихся к ослаблению и нарушению суверенитета Персии, и объявляет отмененными и потерявшими всяческую силу все конвенции и соглашения, заключенные бывшим Правительством России с третьими державами во вред Персии и относительно ее.

Статья III.

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны признавать и соблюдать границу между Персией и Россией в том виде и начертании, как она была установлена Разграничительной комиссией 1881 года. При этом Российское Советское Правительство, не желая пользоваться плодами захватной политики бывшего Царского Правительства России, отказывается от пользования островами Ашур Ада и другими островами, расположенными у побережья Астрабадской провинции Персии, возвращая вместе с тем Персии местечко Фирузе и окружающие его земли, уступленные Персией России по Соглашению 28 мая 1893 года. Правительство Персии со своей стороны соглашается, что город Серакс, известный под именем Русского или Старого Серакса, с прилегающим к нему районом, ограниченным рекой Серакс, остается во владении России.

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны будут пользоваться рекой Атрек и другими пограничными реками и водами на равных правах, причем для окончательного урегулирования вопроса о пользовании пограничными водами и для разрешения всех вообще спорных пограничных и территориальных дел, будет назначена комиссия из представителей Персии и России.

Статья IV.

Признавая право каждого народа на свободное и беспрепятственное разрешение своих политических судеб, каждая из Высоких Договаривающихся Сторон отказывается и будет строго воздерживаться от вмешательства во внутренние дела другой Стороны.

Статья V.

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны обязываются:

1) Не допускать на своей территории образования или пребывания организаций или групп, как бы они ни именовались, или отдельных лиц, ставящих своей целью борьбу против Персии и России, а также против союзных с последней государств, а равным образом не допускать на своей территории вербовку или мобилизацию личного состава в ряды армии или вооруженных сил таковых организаций;

2) воспретить тем государствам или организациям, как бы последние ни именовались, которые ставят своей целью борьбу с другой Высокой Договаривающейся Стороной, ввозить на территорию каждой из Высоких Договаривающихся Сторон или провозить через таковую все, что может быть использовано против другой Высокой Договаривающейся Стороны;

3) не допускать всеми доступными им способами пребывание на их территории войск или вооруженных сил какого-либо третьего государства, пребывание которых создавало бы угрозу границам, интересам или безопасности другой Высокой Договаривающейся Стороны.

Статья VI.

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны в том, что в случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или союзных ей держав и если Персидское Правительство после предупреждения со стороны Российского Советского Правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское Правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы в интересах самообороны принять необходимые военные меры. По устранении данной опасности Российское Советское Правительство обязуется немедленно вывести свои войска из пределов Персии.

Статья VII.

В виду того, что соображения, изложенные в статье VI, могут равным образом иметь место в отношении безопасности на Каспийском море, обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны в том, чтобы в случае, если в составе экипажа судов персидского флота окажутся граждане третьих держав, использующие свое пребывание в персидском флоте в недружелюбных по отношению к России целях, Российское Советское Правительство будет иметь право потребовать от Правительства Персии устранения указанных вредных элементов.

Статья VIII.

Российское Советское Правительство заявляет о своем полном отказе от той финансовой политики, которую вело на Востоке Царское Правительство России, снабжавшее Персидское Правительство денежными средствами не ради содействия хозяйственному развитию и процветанию персидского народа, а в видах политического закабаления Персии. Российское Советское Правительство отказывается поэтому от всяких прав на займы, предоставленные Персии Царским Правительством, и объявляет таковые займы недействительными и не подлежащими оплате. Оно отказывается от всех требований на пользование теми государственными доходами Персии, коими гарантировались сказанные займы.

Статья IX.

Российское Советское Правительство, в соответствии с провозглашенным им отрицанием колониальной политики капитализма, служившей и служащей причиной неисчислимых бедствий и кровопролитий, отказывается от использования финансовых предприятий царской России, имевших целью экономическое закабаление Персии. Оно передает поэтому в полное владение персидского народа денежные суммы, ценности и вообще актив и пассив Учетно-Ссудного Банка Персии, а равным образом движимое и недвижимое имущество означенного банка, находящееся на территории Персии.

Примечание. Правительство Персии соглашается предоставить в безвозмездное пользование Российскому Советскому Правительству в каждом городе, где имеют быть учреждены Российские Консульские установления и где имелись дома, принадлежащие Учетно-Ссудному Банку Персии, передаваемые Правительству Персии, согласно настоящей IX ст., один из таковых домов по выбору Советского Правительства под Российское Консульское установление.

Статья X.

Российское Советское Правительство отвергает тенденции мирового империализма, стремящегося к проведению в чужих странах дорог и телеграфных линий не столько для культурного развития народов, сколько для обеспечения себе способа военного проникновения. Ввиду сего и желая предоставить персидскому народу возможность свободного распоряжения средствами сообщений и сношений, жизненно необходимыми для независимости и культурного развития каждого народа, и, вместе с тем, посильно возместить Персии ущерб, причиненный ей войсками Царского Правительства, Российское Советское Правительство безвозмездно передает в полную собственность персидского народа следующие русские сооружения:

а) шоссейные дороги Энзели — Тегеран и Казвин — Хамадан со всеми относящимися к этим дорогам землями, постройками и инвентарем;

б) железнодорожные линии Джульфа — Тавриз и Софьян — Урмийское озеро со всеми постройками, подвижным составом и другим имуществом;

г) все выстроенные бывшим Царским Правительством в пределах Персии телеграфные и телефонные линии со всем имуществом, зданиями и инвентарем;

д) порт Энзели с товарными складами, электрической станцией и другими постройками.

Статья XI.

Исходя из этого соображения, что, в силу провозглашенных в ст. I настоящего Договора принципов, утратил также силу и Мирный трактат, заключенный между Персией и Россией в Туркманчае 10?го февраля 1828 года, ст. VIII коего лишала Персию прав иметь флот на Каспийском море, обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны, что с момента подписания настоящего Договора они будут в равной степени пользоваться правом свободного плавания по Каспийскому морю под своим флагом.

Статья XII.

Российское Советское Правительство, торжественно отказавшись от пользования экономическими привилегиями, основанными на военном преобладании, объявляет недействительными также и все прочие кроме перечисленных в ст. ст. IX и X концессий, вынужденные у Правительства Персии бывшим Царским Правительством для себя и для своих подданных. Оно с момента подписания настоящего Договора возвращает персидскому народу в лице Правительства Персии все сказанные концессии, как приведенные в исполнение, так и не приведенные, и земельные участки, полученные на основании этих концессий. Из земель и имуществ, принадлежавших в Персии бывшему Царскому Правительству, остаются во владении России участки, занимаемые Российской Миссией в Тегеране и в Зергендэ, со всеми зданиями и находящимся в них имуществом, а также участки, здания и имущество бывших российских генеральных консульств, консульств и вице-консульств в Персии.

Примечание. Российское Советское Правительство отказывается от принадлежавшего бывшему Царскому Правительству права управления деревней Зергендэ.

Статья XIII.

Правительство Персии обещает со своей стороны не передавать возвращенные Персии, согласно настоящему Договору, концессии и имущества во владение, распоряжение или пользование никакому третьему государству или его гражданам, сохраняя все сказанные права за собой на благо персидского народа.

Статья XIV.

Признавая все значение рыбных промыслов южного побережья Каспийского моря для нормального снабжения России предметами продовольствия, Правительство Персии, по утрате законной силы договорными обязательствами, имеющимися у него ныне в отношении этих промыслов, согласно заключить соглашение с подлежащим продовольственным органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики об эксплуатации сих промыслов на особых, имеющих быть выработанными к тому времени, условиях.

Правительство Персии, равным образом, согласно обсудить с Российским Советским Правительством способы, могущие в настоящее время до наступления указанных выше условий обеспечить продовольственные органы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики возможностью снабжения России с указанных рыбных промыслов.

Статья XV.

Российское Советское Правительство, исходя из провозглашенного им принципа свободы религиозных верований, желает положить конец миссионерской религиозной пропаганде в странах Ислама, имевшей скрытой целью политическое воздействие на народные массы и поддерживавшей этим путем хищнические интриги царизма. Оно объявляет поэтому закрытыми все религиозные миссии, учрежденные в Персии бывшим Царским Правительством, и примет меры к недопущению впредь посылки в Персию из России таковых миссий.

Земли, постройки и имущества Православной Духовной Миссии в Урмии, равно как все имущество других учреждений этого рода, Российское Советское Правительство безвозмездно передает в вечное владение персидскому народу в лице Правительства Персии.

Правительство Персии использует сказанные земли, здания и имущество для устройства школ и других культурно-просветительных учреждений.

Статья XVI.

В согласии с изложенным в Ноте Советского Правительства от 26 июня 1919 года положением об уничтожении российской консульской юрисдикции, российские граждане, проживающие в Персии, равно как и персидские граждане, проживающие в России, будут с момента подписания настоящего Договора пользоваться равными с местными гражданами правами и подчиняться законам страны их пребывания. Все судебные дела их будут рассматриваться в местных судебных учреждениях.

Статья XVII.

Персидские граждане в России, равно как и российские граждане в Персии, освобождаются от военной службы и уплаты каких бы ни было военных налогов или сборов.

Статья XVIII.

В отношении права свободного передвижения внутри страны персидские граждане в России и российские граждане в Персии пользуются правами, предоставленными гражданам наиболее благоприятствуемой державы, кроме союзных с Россией.

Статья XIX.

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны в кратчайший срок после подписания настоящего Договора приступят к возобновлению торговых сношений. Способы организации ввоза и вывоза товаров и оплата их, равно как порядок взимания и размеры таможенных пошлин, налагаемых Персией на российские товары, будут определены особой торговой конвенцией, которая будет разработана особой комиссией из представителей обеих Сторон.

Статья XX.

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны взаимно предоставляют друг другу право транзита товаров через Персию или через Россию в третьи страны, причем провозимые товары не должны облагаться сбором, большим чем с товаров наиболее благоприятствуемой нации, кроме союзных Российской Социалистической Федеративной Советской Республике.

Статья XXI.

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны, в кратчайший срок после подписания настоящего Договора, приступят к восстановлению телеграфных и почтовых сношений между Персией и Россией. Условия этих сношений будут определены в особой телеграфной конвенции.

Статья XXII.

В целях поддержания устанавливаемых с подписанием настоящего Договора добрососедских отношений и для укрепления доброго взаимопонимания, каждая из Высоких Договаривающихся Сторон будет представлена в столице другой Стороны полномочными представителями, пользующимися как в Персии, так и в России правом экстерриториальности и другими прерогативами, согласно международному праву и обычаям, а также нормам, действующим в обеих странах в отношении дипломатических представителей.

Статья XXIII.

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны в целях развития сношений между их странами взаимно учреждают Консульства в пунктах, которые, будут указаны по взаимному соглашению. Права и компетенции консулов будут определяться консульской конвенцией, заключаемой немедленно по подписании настоящего Договора, а также правилами и нормами, действующими в обеих странах в отношении консульских установлений.

Статья XXIV.

Настоящий Договор подлежит ратификации в трехмесячный срок. Ратификации будут обменены в гор. Тегеране в возможно непродолжительном времени.

Статья XXV.

Настоящий Договор составлен на персидском и русском языках в двух подлинных экземплярах. При толковании оба текста считаются аутентичными.

Статья XXVI.

Настоящий Договор вступает в силу немедленно по его подписании.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся подписали настоящий Договор и приложили к нему свои печати.

Учинено в гор. Москве 26 февраля 1921 года.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *