Авторское право. Авторские права виды содержание срок действия шпора

Авторское право

  • Гражданское право
  • Предмет и методы гражданского права
  • Принципы гражданского права
  • Понятие, объекты и субъекты авторского права

    Авторское право в объективном смысле — совокупность норм гражданского права (гражданско-правовой институт), регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

    Авторское право в субъективном смысле — это субъективное право автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства.

    Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства при условии, что они:

  • являются результатом творческой деятельности;
  • существуют в какой-либо объективной форме.
  • Понятие творчества в законе не раскрывается. Считается, что творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства. В литературе указывается, что показателем творческого характера служит новизна либо оригинальность произведения. Об оригинальности как признаке творческого характера свидетельствует и арбитражная практика. Если произведение содержит как оригинальные, так и неоригинальные элементы, то на последние исключительные права автора не распространяются.

    Для охраноспособности произведения авторским правом не имеет значение его назначение и достоинства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В связи с этим можно говорить о том, что авторское право распространяется на любые оригинальные творческие результаты. Однако произведению будет предоставляться правовая охрана лишь при условии, если оно отвечает второму критерию — выраженности в какой-либо объективной форме.

    ГК РФ (п. 3 ст. 1259) предусматривает примерный перечень объективных форм произведения:

    • письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.);
    • устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.);
    • звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. п.);
    • объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и др.).
    • Данный перечень не является исчерпывающим, может дополняться с учетом развития науки и искусства.

      Как правило, объективная форма произведения выражается с помощью материальных носителей (бумага, дискета, видеокассета, холст и др.). В связи с этим следует отметить, что на материальный носитель может существовать и в большинстве случаев существует вещное право — право собственности, не зависящее от авторских прав на произведение, выраженное в этом носителе.

      Авторские права на произведение возникают независимо от того, было оно обнародовано или нет (п. 3 ст. 1259). Под обнародованием понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения являются его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п.

      В законе (п. 1 ст. 1259) дается лишь примерный перечень объектов авторского права, в том числе: литературные произведения; драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические карты и др., планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и другим наукам.

      Также к объектам авторского права относятся производные и составные произведения.

      Производными являются самостоятельные произведения, органически связанные с другими произведениями и служащие их внешней формой (обзоры, переводы, аннотации, рефераты, резюме, обработки, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и искусства).

      Составными произведениями являются произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов (сборники, антологии, базы данных).

      Объектами авторского права не являются: официальные документы (законы, судебные решения, иные судебные и административные документы и их официальные переводы); государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (п. 6 ст. 1259).

      Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты (п. 5 ст. 1259). Данное положение имеет очень большое значение, поскольку в соответствии с ним объектом правовой охраны выступают элементы не содержания, а формы произведения. Например, в произведении художественной литературы к элементам формы относятся: язык, художественные образы, последовательность изложения, а к элементам содержания — тема, сюжет, идейные достоинства и т. п. При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, через которую оно и выступает.

      Соответственно автор произведения не приобретает исключительных прав на использование темы, сюжета и т. п. Другие лица могут, используя тот же сюжет, тему, создать собственное независимое произведение. Такое произведение не будет носить производный характер.

      Охрана авторским правом творческих произведений зависит не только от их творческого характера и объективной формы, но и от места их нахождения, обнародования и гражданства их создателей.

      В соответствии со ст. 1256 ГК РФ авторское право распространяется на все обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, независимо от гражданства их авторов и их правопреемников. На обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся за пределами России, авторское право признается только за авторами — гражданами РФ и их правопреемниками. За гражданами других государств авторское право на такие произведения признается в соответствии с международными договорами РФ. СССР (и Россия как его правопреемник) является участником ряда двусторонних соглашений по взаимной охране права интеллектуальной собственности либо только авторского права (в частности, с Австрией, Арменией, Венгрией, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией и Китаем). Такими соглашениями для авторов — граждан договаривающегося государства устанавливается национальный правовой режим.

      Произведение также считается обнародованным путем опубликования в РФ, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.

      Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства (авторы, в том числе соавторы, составители сборников), их правопреемники (наследники, лица, приобретшие исключительные нрава по авторскому договору) или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В качестве авторов могут выступать только физические лица, в качестве иных субъектов авторского права и физические, и юридические лица.

      Авторское право возникает у создателя произведения в силу факта его создания и не требует регистрации или иного специального оформления (п. 4 ст. 1259). Вместе с тем автор или иной владелец авторских прав имеет возможность в целях обеспечения в дальнейшем доказательств добровольно зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественной организации, а в некоторых случаях в государственной организации. Наиболее часто регистрация осуществляется в Российском авторском обществе.

      Обладатель авторских прав, имеющий исключительные права на использование произведения, в соответствии со ст. 1271 Г К РФ вправе, но не обязан использовать знак охраны авторского права (так называемый «копирайт»), помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности © Copyright; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения (например, (©) Коллектив авторов, 2008).

      Проставление знака «копирайт» не влечет каких-либо правовых последствий (таких, как обладание правами или признание прав за лицом, чей «копирайт» указан в книге). Знак охраны призван лишь оповещать возможных пользователей об обладателе исключительных прав на произведение, о том, когда произведение было впервые опубликовано.

      Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 1258 ГК РФ). Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

      Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

      Автору сборника и других составных произведений (составителю) в соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составитсль- ство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

      Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

      Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.

      Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий в соответствии с п. 7 ст. 1260 принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

      Переводчикам и авторам других производных произведений в соответствии с п. 1 ст. 1260 принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

      Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.

      Авторами аудиовизуального произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

      Заключение договора на создание аудиовизуального произведения может повлечь за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Переход таких прав устанавливается в порядке ст. 1240 ГК РФ, закрепляющей специфику использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.

      Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

      Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения (и. 1 ст. 1295 ГК РФ). Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

      Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

      Содержание авторских прав

      Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства) — п. 1 ст. 1265 ГК РФ; право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя) — п. 2 ст. 1265; право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование) — ст. 1268 ГК РФ; право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений (право на неприкосновенность произведения) — ст. 1266 ГК РФ.

      Автор в соответствии со ст. 1269 ГК РФ имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений, программ для ЭВМ, произведений, вошедших в сложный объект, данные правила не применяются.

      Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

      Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

    • воспроизводить произведение, т. е. изготавливать экземпляры произведения (право на воспроизведение);
    • распространять экземпляры произведения путем продажи или иного отчуждения (право на распространение);
    • публично показывать произведение (право на публичный показ);
    • импортировать оригинал и экземпляры произведения в целях распространения (право на импорт);
    • осуществлять прокат оригинала или экземпляров произведения (право на прокат);
    • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
    • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
    • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
    • переводить произведение, переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на перевод или иную переработку);
    • право на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного и садово-паркового проекта (право на практическую реализацию);
    • право на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

    Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре (ст. 1294 ГК РФ).

    Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

    Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

    Автор произведения изобразительного искусства также вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (так называемое право доступа) — ст. 1292 ГК РФ. При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

    В соответствии со ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный сап он, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ.

    Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

    В перечне исключительных прав автора не названо право автора на получение вознаграждения за использование его произведения. Однако данное право в ряде случаев также предусмотрено законом (ст. 1243, 1295 ГК РФ).

    Ограничения авторских прав

    Закон с учетом принципа сочетания частных интересов автора и общественных интересов устанавливает возможность определенного ограничения исключительных авторских прав.

    Прежде всего следует отметить, что в соответствии со ст. 1273 ГК РФ допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение в личных целях правомерно обнародованного произведения. Данное правило не применяется к воспроизведению произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведению баз данных или существенных частей из них; воспроизведению программ для ЭВМ; репродуцированию книг (полностью) и нотных текстов; видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; воспроизведению аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

    ГК РФ предусмотрен и ряд других случаев использования произведения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения (ст. 1274-1280). В частности, допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

  • цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  • использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
  • воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
  • воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;
  • воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
  • воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-то- чечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.
  • Существуют и иные ограничения, в том числе предусматривающие выплату авторского вознаграждения.

    Срок действия авторского права

    В соответствии со ст. 1281 ГК РФ исключительное авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

    Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

    Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общее правило о сроке действия авторского права.

    Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лег после смерти последнего автора, пережившего других соавторов, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

    Авторское право на произведение, впервые обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

    В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок действия прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на четыре года.

    Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, которым на территории РФ никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние.

    Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т. п.).

    Исключительное авторское право переходит по наследству.

    26. Срок действия авторского права. Общественное достояние

    26. Срок действия авторского права. Общественное достояние

    Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти . Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

    а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);

    б) авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов ;

    в) авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска ;

    г) в случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации ;

    д) в случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года .

    Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.

    Общественное достояние – состояние, при котором произведение используется без соответствующей выплаты авторского вознаграждения в связи с истечением срока действия авторского права. Использование произведения осуществляется с соблюдением личных неимущественных прав автора.

    Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

    Авторские права

    Что такое авторское право? Какой срок действия у авторских прав, и какие существуют ограничения по использованию трудов интеллектуальной собственности? Какую ответственность несут за нарушение авторского права? Ответы на эти вопросы Вы найдете в нашей статье.

    Авторское право – есть совокупность законодательных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и дальнейшим использованием произведений науки, литературы и искусства. В содержание авторских прав включены несколько правомочий:

  • право авторства;
  • право на имя (дает возможность публиковать произведения под своим именем или псевдонимом, а также анонимно);
  • право на опубликование в любых издательствах;
  • право на защиту произведения от любых искажений.
  • Автору произведения принадлежат личное и имущественное право, последнее носит исключительный характер и является своего рода правом собственности. На основании этого имущественного права автор может распоряжаться собственным произведением по своему усмотрению, а также разрешать выполнять другим лицам такие действия, как:

  • воспроизведение и распространение экземпляров произведения;
  • публично показывать и исполнять произведение в театрах и концертных залах;
  • осуществлять перевод произведения на другие языки;
  • осуществлять переработку произведения и т.д.
  • Выполнение любых этих действий без согласия на то автора произведения является нарушением авторских прав и влечет за собой административную и уголовную ответственность. Исключением являются случаи, когда в силу закона произведение может быть использовано без согласия владельца авторских прав.

    Срок действия авторского права

    На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти. Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти. В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу. Авторы произведений — участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования. Окончание срока действия авторского права, а также факт отсутствия защиты трудов интеллектуальной собственности на территории РФ означает, что произведение приобретает статус общественного достояния.

    Право авторства, право на имя и защиту репутации автора, равно как и право на неприкосновенность произведения, охраняются бессрочно.

    Ограничения в авторских правах

    Статьей 1273 ГК РФ разрешается использовать произведение, получившее статус народного достояния, в личных целях, без согласия автора и выплат соответствующего вознаграждения. Отметим, что данная норма не распространяется на воспроизведение баз данных, архитектурных зданий и сооружений, репродуцированию книг в целом и нотных текстов, и другое. Гражданское законодательство РФ (ст. 1274-1280) предусматривает целый ряд ограничений, имеющих непосредственное отношение к использованию авторских прав. В частности, допускается использование произведений с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

  • цитирование произведений, которые были обнародованы правомерным путем, в оригинальной версии либо переводе в критических, информационных или научных целях;
  • использование произведений в виде иллюстраций, нарезок аудио- и видеозаписей в учебных целях;
  • воспроизведение результата интеллектуального труда для всеобщего сведения посредством фото- и кинематографии путем сообщения в эфир с информационной целью;
  • воспроизведение политических речей, произнесенных публично, с информационной целью с сохранением авторского права на опубликование их в сборниках;
  • воспроизведение опубликованных в законном порядке произведений рельефно-точечным шрифтом либо иными способами для лиц с ограниченными возможностями по зрению.
  • Ответственность за нарушение авторского права

    Как и в административном праве, гражданское и уголовное законодательство РФ также устанавливают определенную ответственность за нарушение авторского права. Нормы и санкции, применимые к правонарушителям, устанавливаются в зависимости от вида нарушения, и предполагают назначение не только денежных штрафов, но и исправительно-трудовые работы или лишение свободы. Так, статьей 7.12 КоАП (раздел 2, глава 7) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, возникших с целью извлечения дохода, в виде штрафа: для граждан – от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических – от 30 000 до 40 000 рублей. В Уголовном кодексе РФ нарушение авторского права предполагает незаконное использование результатов интеллектуального труда в крупных размерах. Данное нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, исправительные работы на срок до одного года, арест на срок до 6 месяцев(ст. 146 УК РФ). Отдельно рассматривается незаконное использование объектов авторского или смежного прав в особо крупном размере, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Такие нарушения влекут за собой исполнение принудительных работ на срок до 5 лет, штраф размером до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 6 лет. Наиболее актуальные виды нарушения авторского права:

  • невыплата либо частичная выплата авторского гонорара;
  • издание объекта интеллектуальной собственности без согласия на то автора произведения;
  • не указание имени автора произведения;
  • плагиат – выдача результата трудов чужой интеллектуальной собственности за свое;
  • контрафакция – незаконное воспроизведение любым способом результата чужого труда без согласия автора;
  • пиратство — несанкционированное изготовление контрафактных экземпляров печатных изданий, аудио- или видеозаписей с целью тайной продажи.
  • 17. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

    17. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

    Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

    Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

    Срок действия исключительного права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

    Если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право на него действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

    Для авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы, срок действия исключительного права исчисляется с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения Для авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

    До 2004 г. в России основной срок действия авторского права составлял 50 лет после смерти автора, до 1993 г. – 25 лет.

    Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

    В разных странах установлены различные сроки действия исключительного права. Предоставление на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного ГК срока действия исключительного права.

    При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленный в стране происхождения произведения.

    Sum IP

    Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

    Авторские права: основные положения

    В главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
    Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице.

    1. Авторские права: объекты

    Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения
  • Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права .

    2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

    Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав.
    Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком. Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В таком случае граждане признаются соавторами.

    Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор. Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем. Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо .

    3. Авторские права: возникновение и регистрация

    Один из самых распространенных вопросов – как оформить авторские права? Его постановка не совсем корректна, потому что авторские права возникают в момент создания произведения, т.к. выражения его в любой объективной форме:

  • письменная форма выражения
  • устная форма выражения
  • форма изображения
  • аудио- или видеозапись
  • иные формы
  • В момент создания автор приобретает всю полноту авторских прав и вправе защищать их. Каких-либо формальностей, в т.ч. регистрации, для этого соблюдать не нужно.

    Одновременно российское право позволяет зарегистрировать авторские права на программы для ЭВМ и базы данных. Регистрация программы для ЭВМ удостоверяет авторские права и освобождает от доказывания их существования и принадлежности в суде и иных государственных органах .

    4. Виды авторских прав.

    Виды авторских прав наглядно представлены на схеме.

    А) Личные неимущественные права включают:

  • Право авторства – право признаваться автором произведения
  • Право на имя – право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения
  • Право на неприкосновенность произведения – право запрещать любые изменения произведения без согласия автора
  • Право на обнародование произведения – право представить произведение публике
  • Право на отзыв произведения – право отказать от обнародования после его совершения
  • Б) Исключительное право на произведение – право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.

    В) Иные авторские права, к которым относятся:

    1. Право следования – право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.
    2. Право доступа – право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения .
    3. 5. Исключительное право на произведение.

      Как уже было сказано ранее, исключительное право – это право использовать произведение в любой форме и любыми способами, в том числе путем:

    4. Воспроизведения (создания) экземпляров произведения
    5. Публичного показа и исполнения
    6. Распространения экземпляров произведения
    7. Импорта (ввоза) экземпляров произведения
    8. Доведения до всеобщего сведения – размещение в сети Интернет
    9. Перевода и переработки в иных формах.
    10. Здесь перечислены далеко не все возможные способы использования произведения, существует и целый ряд других. Поскольку право на использование произведения принадлежит правообладателю, все третьи лица обязаны воздерживать от использования произведения без разрешения правообладателя .

      6. Авторские права: срок действия.

      Срок действия авторских прав зависит от их вида:

    11. Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
    12. Авторство, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора защита этих прав осуществляется наследниками и другими заинтересованными лицами.
    13. Право доступа действует в течение жизни автора.
    14. Право следования действует, пока не прекратилось исключительное право на произведение.
    15. После прекращения исключительного права произведения переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами .

      7. Территория действия авторских прав.

      Сегодня 167 стран мира являются участницами Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, заключенной в 1883 году. Не вдаваясь в детали данного международного договора, можно сказать, что произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Конвенции. Аналогично произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в России.

      Следует учитывать, что авторские права за рубежом защищаются в соответствии с законодательством соответствующего государства.

      Полезные ссылки по теме “Авторские права”:

      Понятие и виды авторских прав.

      Авторские права – это совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом.

      Данные права в авторском законодательстве и доктрине традиционно именуются исключительными.

      Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

      Теория исключительности авторских прав была разработана еще в русской дореволюционной литературе и воплотилась в Положении об авторском праве Российской империи 1911г. По мнению большинства дореволюционных цивилистов (например, Г.Ф. Шершеневича), конструкция исключительных прав обозначала, прежде всего, монополию обладателя авторского права на использование произведения. В советский период отечественной истории произошла переоценка исключительности авторских прав. Большинством ученых исключительность с тала трактоваться как неотчуждаемость авторских прав от личности автора, недопустимость передачи авторских прав другому лицу. При этом произошло исключение самого термина из отечественного законодательства.

      Возвращение термина в отечественное законодательство в 90-х г.г. обусловлено экономическими и политическими преобразованиями. При этом исключительные права понимались в том же смысле.

      Исключительный характер носят не только субъективные авторские права, принадлежащие создателям произведений, но и права, перешедшие по указанным в законе основаниям к другим лицам, в частности, к работодателям или наследникам.

      Авторское право имеет двойственный характер: с одной стороны, существует тесная связь с личностью автора, с другой – произведение является имущественной ценностью. Такое положение обусловило разделение авторских прав в большинстве стран мира на две группы: имущественные (исключительные) и личные неимущественные права, последние в англоязычных странах именуются «моральными» (moral rights). Эта классификация носит условный характер. Такое же разделение проводится и в российском законодательстве.

      Значение деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные (исключительные) состоит в том, что личные неимущественные права могут принадлежать лишь автору и не могут передаваться другим лицам (кроме права на обнародование произведения). Кроме того, согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.06.2006 г. № 15 и в соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования о защите этих прав исковая давность не распространяется.

      Ст. 1255 ГК РФ устанавливает, что авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

      Систему авторских прав можно представить следующим образом:

      1. Личные неимущественные права:

      u право авторства;

      u право автора на имя;

      u право на неприкосновенность произведения;

      u право на обнародование произведения.

      2. Исключительные права;

      u право на вознаграждение за использование служебного произведения;

      u право на отзыв;

      u право следования;

      u право доступа к произведениям изобразительного искусства и др.

      Право следования означает право автора на долю доходов от публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства и оригиналов рукописей (ст. 1293 ГК РФ). Международная охрана осуществляется с 1948 г., когда в Бернскую конвенцию была введена ст. 14(1).

      Право доступа означает право автора произведения изобразительного искусства требовать от его собственника возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения, например фото- и видеосъемкой (ст. 1292 ГК РФ).В международных договорах это право не установлено.

      Авторские права носят территориальный характер, т.е. действие авторского права определяется территорией того государства, где произведение было обнародовано либо не обнародовано, но находится в объективной форме либо территорией государства, гражданином которого является автор (правопреемник). В остальных случаях произведения охраняются при условии заключения двусторонних или многосторонних соглашений о взаимной охране авторских прав (ст. 1256 ГК РФ).

      Соответственно критериями охраноспособности произведений являются:

      u место обнародования произведения;

      u место нахождения произведения;

      u место жительства (Бернская конвенция).

      При предоставлении на территории России охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основание для приобретения авторских прав.

      Иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется национальный режим охраны авторских прав, что предусмотрено ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Исключение: если срок действия, установленный в стране происхождения менее 70 лет, то в соответствии с международным договором срок действия авторских прав на произведение не может превышать срока, установленного в стране происхождения.

      Авторские права: Шпаргалка для документалиста

      1. Введение в авторское право: интеллектуальные права и способы их использования

      Авторское право по текущему законодательству Российской Федерации регулируется 4 частью Гражданского кодекса «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

      Аудиовизуальные произведения (фильмы, видеоролики и пр.), являясь результатом творческого труда людей, отнесены к «результатам интеллектуальной деятельности» (пп.1 пункта 1 Статьи 1225 ГК РФ).

      Именно творческий характер деятельности характеризует авторское право. Черновой рабочий материал, снятый, скажем на публичном мероприятии, без какой-то либо дальнейшей творческой переработки не охраняется авторским правом. Такие черновые материалы можно назвать видеозаписью или телефиксацией, имеющих только исключительно информационный характер.

      На фильмы, как «результаты интеллектуальной деятельности», у субъектов возникают «интеллектуальные права», которые включают исключительное право, личные неимущественные права и иные права. Именно права являются объектом продажи и передачи в кинопроизводстве.

      Аудиовизуальное произведение (фильм) – результат интеллектуальной деятельности

      Обладатель этого права (правообладатель) вправе использовать этот результат по своему усмотрению любым не противоречащим законодательству способом, самостоятельно распоряжаться им. А вот другие лица без согласия правообладателя такой возможности не имеют..

      право автора на имя,

      право на неприкосновенность произведения,

      право на обнародование произведения

      (статья 1255 ГК РФ)

      Право на вознаграждение за использование служебного результата интеллектуальной деятельности (п.2 статьи 295 ГК РФ)

      Использование исключительного права — правообладатель передает другому лицу все исключительные права не на весь срок их действия (например, передает исключительную лицензию на фильм на 5 лет).

      Распоряжение исключительным правом — правообладатель передает исключительные права другому лицу в полном объеме на весь их срок действия (передача исключительных имущественных прав на весь срок действия авторского права).

      Существует ряд основополагающих принципов авторского права.

      Принципы авторского права

      Принцип закреплен в Конституции РФ, статья 44. Гарантирует каждому гражданину свободу «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества… Интеллектуальная собственность охраняется законом».

      Возникновение авторских прав в силу создания произведения

      Для возникновения авторских прав и дальнейшей их защиты автор не обязан их регистрировать, либо соблюдать иные формальности. В целом, по умолчанию, считается, что чьи имена написаны в титрах, те и являются авторами произведения.

      Принцип признания авторства

      Закреплен в статье 1228 ГК РФ. Автор произведения – тот гражданин, чьим творческим трудом создан результат интеллектуальной деятельности. Автору принадлежит право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права.

      Принцип независимости интеллектуальных прав от права собственности на материальный носитель

      Переход права собственности на вещь (диск, флеш-носитель, фотография, экскиз и т.п.) не влечет за собой переход интеллектуальных прав на само произведение.

      Принцип свободы распоряжения

      Только автор изначально волен решать – обнародовать произведение или нет, каким способом им распоряжаться и использовать и т.п.

      Принцип охраны произведения как формы и охраны прав автора

      Закон охраняет не содержание произведения (идеи, принципы, концепции и т.п.), а форму, в которую оно воплощено. Право авторства и право на имя является неотчуждаемыми и непередаваемыми и охраняются бессрочно. Использование произведений без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность.

      Принцип сочетания интересов автора и общества

      В ряде случаев возможно свободное использование произведений. После окончания срока действия авторского права они доступны для свободного использования.

      Принцип ограничения сроков действия авторского права

      По общему правилу авторское право действует в течение срока жизни автора и 70 лет после его смерти.

      Принцип сочетания транснационального характера произведения с национальным и территориальным характером имущественных прав автора

      Произведения в соответствии с международными конвенциями охраняются во всех странах-участниках данных конвенций.

      Использование аудиовизуальных произведений может осуществляться разными способами. Эти способы могут указываться в лицензионных договорах или договорах на отчуждение авторских прав по одиночке, в группе или все вместе.

      Способы использования аудиовизуальных произведений

      Изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе, запись на электронный носитель.

      Например, воспроизведением будет считаться копирование электронного файла фильма на флеш-носитель, жесткий диск, запись его в память компьютера.

      Продажа или иное отчуждение (дарение, обмен) оригинала или экземпляра произведения, то есть его материальных носителей ( DVD , флешка, DCP и т.п.).

      Например, продажа фильмов на DVD -дисках – это их распространение.

      Прокат оригинала или экземпляра произведения

      Предоставление в прокат (аренду, временное владение и пользование) аудиовизуальных произведений.

      Так, приобретение DVD -диска с фильмов еще не дает покупателю права осуществлять прокат такого произведения, необходимо специальное согласие правообладателя.

      Импорт оригинала или экземпляра произведения в целях распространения требует также специального разрешения на их ввоз на территорию Российской Федерации.

      Показом является демонстрация оригиналов или экземпляров произведения непосредственно или на экране с помощью технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности.

      Публичным показ считается в случае его проведения в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

      Кстати, в данном случае не важно где физически находится аудитория – непосредственно в месте показа (в зрительном зале, например) или смотрит его посредством интернет-трансляций.

      Фильмы, выложенные в Интернет без согласия правообладателя, показы в частных киноклубах скачанных нелегальным образом фильмов без разрешения, — все это нарушает авторские права производителей фильмов.

      Публичное исполнение произведений

      Представление произведение в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не являющихся кругом семьи. При этом, опять не важно где находится аудитория – непосредственно в месте исполнения или смотрит его посредством интернет-трансляций.

      К данном случаю защиты прав относятся , и все те случаи, когда в документальных фильмах на заднем плане показывается чей-то фильм по телевизору, например, , либо играет узнаваемая песня по радио в рамках интершума и т.п. В данных случаях необходимо заключать договора с правообладателями данных фильмов, музыкальных композиций и т.д.

      Сообщение в эфир, сообщение по кабелю

      Сообщение в эфир – сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению. Сообщение в эфир осуществляется посредством вещания (то есть передача закодированных сигналов).

      Сообщение по кабелю – сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств.

      Тут главное отличие от публичного исполнения в том, что не требуется физическое присутствие публики в одном каком-то месте.

      Прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания

      Перевод или другая переработка

      Переработка – создание производного произведения (обработка, экранизация, аранжировка, экранизация и т.п.).

      Скажем, для экранизации книги нужно получать обязательное согласие правообладателя, для аранжировки музыкального произведения – аналогично.

      Доведение произведения до всеобщего сведения

      Ситцация, когда любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Имеется ввиду, конечно, публикация в Интернете и иных компьютерных сетях.

      В ГК РФ установлены случаи свободного использования произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения (статьи 1272-1279 ГК РФ)

      Случаи свободного использования фильмов без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения

      Распространение оригинала (или экземпляров) произведения, если ранее такой оригинал (экземпляр) был правомерно введен в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения.

      Например, перепродажа дисков с фильмами, которые изначально были реализованы с согласия правообладателя.

      Свободное воспроизведение фильмов без согласия автора или иного правообладателя в личных целях.

      Свободное использование фильмов в информационных, научных, учебных или культурных целях (однако, необходимо обязательно указывать имя автора, источник заимствования).

      В данном случае имеется ввиду цитирование, то есть включение в состав произведения или презентации чужого правомерно обнародованного произведения, обычно не целиком, а частично. Цитирование осуществляется «в целях раскрытия творческого замысла автора».

      Свободное использование произведения в целях облегчения восприятия произведения лицом с ограниченными физическими возможностями (тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом и т.п.).

      Свободное использование произведений для создания произведений в жанре литературной, музыкальной или иной пародии в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры

      Свободное использование произведений библиотеками, архивами и образовательными организациями.

      Свободное использование произведений изобразительного искусства или фотографий допускается в случаях, если они постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. Здесь есть исключение – те случаи, когда изображение произведения является основным объектом использования или используется в целях извлечения прибыли.

      В данном случае, не надо получать разрешения на те произведения архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, которые попали в кадр фильма.

      Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения. То есть, демонстрация кадров фильмов в судебном заседании, где рассматривается факт их незаконного использования.

      Свободное публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном такой церемонией.

      2. Правообладатели в кинопроизводстве

      Автор результата интеллектуальной деятельности – гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п.1 статьи 1228 ГК РФ).

      Помимо авторов, правообладателями могут быть юридические лица и публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, иностранные государства).

      К числу таких юридических лиц – правообладателей – относится и работодатель, если аудиовизуальные произведения создаются в рамках трудовых отношений. Такие отношения регулируются нормами о служебных произведениях. По общему правилу, исключительное право в данном случае будет принадлежать работодателю (статьи 1295, 1370 ГК РФ).

      Также, правообладателями могут быть наследники и иные правопреемники.

      Если аудиовизуальные произведения создавались по заказу публично-правовых образований, то в данном случае они будут выступать в качестве правообладателей.

      Есть возможность осуществления коллективного управления правами специальными организациями. Например, права на музыкальные произведения могут быть переданы для управления РАО («Российскому авторскому обществу»), существуют также ВОИС «Всероссийская организация интеллектуальной собственности», РФА «Российская фотографическая ассоциация»), РСП («Российский Союз Правообладателей»), РОУПИ «Российское общество по управлению правами исполнителей»).

      Поимо этого субъектами интеллектуальных прав могут быть лица, организовавшие создание сложных объектов, к которым относятся и аудиовизуальные произведения. Речь здесь идет о продюсере фильма. Такое лицо приобретает право использования аудиовизуального произведения на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых с обладателями прав на различные результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав сложного объекта (статья 1240 ГК РФ).

      Авторами фильма являются три категории творческих работников, работающих над ним (п.2 Статьи 1263 ГК РФ):

      Надо заметить, однако, что только за композиторами закреплено право на получение вознаграждение при публичном исполнении фильмов в эфир или по кабелю (п.3 Статьи 1263 ГК Рф).

      К авторам аудиовизуальных произведений применимы все принципы, которые были указаны выше.

      Зачастую, авторы фильмов берут себе псевдонимы, что разрешено правом автора на имя. – Авто в праве использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени.

      Продюсеру принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных с авторами фильма (статья 1240 ГК РФ).

      Это положение говорит о том, что продюсер может быть либо обладателем исключительного права на фильм, либо лицензиатом, получившим ограниченные права на его использование (в случае неполного отчуждения исключительных прав авторами фильма: режиссером-постановщиком, автором сценария, композитором.

      Договоры с иными творческим единицами, работающими над фильмом, могут быть лишь договорами об отчуждении ими исключительного права.

      Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в фильм (авторы, операторы-постановщики, художник-постановщик и другие), сохраняют исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано продюсеру по договору или другим лицам по иным основаниям.

      Существует два вида соавторства – раздельное и нераздельное.

      Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое (нераздельное соавторство) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство) (статья 1258 ГК РФ).

      Условием создания произведения в соавторстве является наличие соглашения между авторами о создании произведения.

      В случае соавторства возникает исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности (скажем, сценарий фильма), принадлежащее нескольким лицам совместно. Каждый правообладатель может использовать такой результат по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними (п.3. статья 1229 ГК РФ). Также, совместное управление правами возможно в случае наследования прав.

      В случаях, когда в рамках субсидий Министерства Культуры РФ возникает необходимость замены одного из авторов фильма, это может быть осуществлено только при наличии каких-то форс-мажорных обстоятельствах: смерть, потеря дееспособности. Ведь предоставление субсидии на фильмы осуществляется не только конкретному продюсеру, но и для конкретных авторов, заявленных в фильме.

      Выходом при необходимости замены автора, является приглашение соавтора. Для этого обязательно нужно согласие текущего автора на привлечение соавтора, без которого соавторство просто невозможно.

      Опять же, если есть сценарий, написанный в соавторстве, то, прежде, чем вести переговоры с одним из соавторов и приступать к работе, нужно ознакомиться с соглашением о соавторстве и условиях, на которых данный соавтор может распоряжаться произведением.

      3. На что важно обращать внимание ДОКУМЕНТАЛИСТАМ при съемках и работе над фильмом

      I. Фотографические произведения, личные архивы

      На фотографии возникает авторское право в случаях, когда они являются результатом творческого труда (выбор оригинальной композиции, ракурса, игры света и тени). Это авторское право фотографов, сделавших снимки.

      Есть также права людей, изображенных на снимках. Обнародование таких снимков без разрешения изображенных на них лиц также нельзя.

      При съемках научно-популярных и неигровых фильмов часто деятельность сценариста и режиссера связана с проведением расследования, поиска информации в архивах, использование личных архивов (фотографии, письма, черновики, рабочие материалы и т.п.) героев фильмов. В данном случае ВАЖНО помнить следующее:

      1) Без разрешения правообладателя (или его наследников) нельзя публиковать личные архивы, фотографии и прочие материалы, даже если материальный носитель (сама фотография, письмо и прочие материалы) переданы авторам фильма.

      2) Разрешение правообладателя должно быть выражено в письменной форме и содержать конкретные данные (данные правообладателя, кому дается разрешение, на какое произведение, в каком объеме и на какой срок и территорию). Несоблюдение письменной формы лицензионного договора (разрешения) признает его недействительным.

      3) Необходимо понимать, что нельзя нарушать такие права, как тайна переписки и неприкосновенности частной жизни.

      Важно помнить и понимать, что по умолчанию (то есть без отдельного на то указания) лицензионные договора (а договор на предоставление права на использование произведения и есть лицензионный договор) действует на всей территории Российской Федерации на срок 5 лет (статья 1235 ГК РФ). То есть для расширения территории на «весь мир» и увеличения срока действия авторского права, необходимо указывать эти параметры в договоре отдельной строкой.

      II. Произведения графики и дизайна

      К произведениям графики относятся рисунки, разнообразные диаграммы, схемы, эскизы разработанная компьютерная графика, графический дизайн и т.п., созданные творческим трудом авторов.

      С разработчиками произведений графики и дизайна также нужно заключать лицензионный договор на приобретение прав (желательно исключительных) на их использование в рамках создаваемого.

      III. Фута жи, архивные фильмы

      Все те архивы, используемые футажи и фрагменты чужих фильмов необходимо «очищать» по правам, получая письменные разрешения или заключая лицензионные договоры на приобретение прав.

      Часто фрагменты фильмов передаются сотрудниками научных учреждений или лабораторий, музеев и прочих заведений, режиссеру или исполнительному продюсеру просто в виде копии. Однако, в любом случае необходимо устанавливать правообладателей таких произведении и проводить с ними переговоры, прежде, чем использовать фрагменты в своих фильмах. Ведь, как мы помним, передача материального носителя с фильмом (диск, запись на флеш-носитель и т.п.) не влечет еще перехода прав на использование самого фильма.

      Часто, герои документальных фильмов смотрят фоном телевизор с фильмами, по изображению на котором можно понять, что это за произведение. В данном случае, лучше получать разрешения на использование таких фрагментов в рамках фильма.

      Объектом авторских прав, меж тем, не являются сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписание движения транспорта и т.п.) (статья 1259 ГК РФ).

      Если речь в фильме идет об информационном событии, то включение в него хроники, репортажа или отчета с мероприятия, скорее всего, вполне оправдано в рамках цитирования. Цитирование допускается без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

      IV. Географические и другие карты

      Географические, геологические и другие карты, а также иные произведения, относящиеся к географии и топографии, оказывается также являются объектами авторских прав. Для использования карт в фильмах необходимо получать разрешения правообладателей. В зависимости от ряда условий (финансирование работ, договорные отношения и т.п.) такие карты могут принадлежать Российской Федерации, организациям, физическим лицам.

      Если права на использование карт не получено, то возможно, в случае претензий, указание на то, что произведения используются только с целью обучения, имеют сугубо информационно-обучающий характер.

      V. Производные произведения (переводы, аранжировки, инсценировки и т.п.)

      Производные произведения – то есть созданные на основании оригинальных. К ним относятся переводы с других языков мира, аранжировки, инсценировки и т.п. Автору производного произведения принадлежат авторские права на осуществленный им авторский перевод или иную переработку оригинального произведения.

      В данном случае, речь может идти о следующем. Например, в силу окончания срока авторского права, можно использовать сонеты Шекспира. Но данные сонеты используются в переводе на русский язык с английского. Следовательно, исключительное право принадлежит переводчику, и только он (или его наследники) волен разрешать использование своего перевода.

      Аналогично, можно говорить и про обработки фольклорных произведений. Обработчики (В.П. Аникин и прочие) являются авторами пересказа или современной переработки сказок, народного фольклора. Соответственно, права на эти переработки надо получать у авторов.

      VI. Исполнители (герои фильмов, их семьи и т.п.)

      Герои документальных фильмов в прямом смысле не являются субъектами авторских правоотношений. Охрана изображения гражданина включена в первую часть ГК РФ (статья 152.1 ГК РФ), а не в 4 часть. Однако, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе, фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускается только с согласия этого гражданина.

      Такое согласие не требуется в случае:

      1) использования изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

      2) изображение получено при съемке в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом для использования;

      3) гражданин позировал за плату.

      Таким образом, письменное разрешение героев фильма (или членов его семьи, иных действующих субъектов фильма) об использовании своего изображения в фильме любыми способами на весь срок действия авторского права на всей территории мира, будет являться необходимым способом подтверждения такого права. Опять же, как говорилось выше, данное правило относится и к фотографиям граждан, к картинам, рисункам и т.п.

      Использование фильма (коммерческое или некоммерческое) не снимает с продюсера данных вопросов по необходимости очистке всех прав.

      Важно помнить, что исполнение героями песен, чтение стихов не снимает с продюсера обязанности получения разрешения от авторов таких песен и стихов на их использование в рамках своего фильма.

      VII. Использование музыки в фильме

      На вопрос «можно ли использовать чужую музыку в фильме без получения соответствующего разрешения?» – ответ будет всегда «нет».

      Получать разрешение на использование музыки, песен в фильме всегда нужно. Независимо от того, является ли фильм коммерческим или не коммерческим.

      Заключение лицензионного договора, даже безвозмездного, обязательно должно осуществляться в письменной форме.

      Правообладатели прав на музыкальные произведения: обладатели авторских (на произведение) и смежных (на исполнение и фонограмму) прав.

      Заимствование звуковой дорожки: приобретение у обладателя прав на звуковую дорожку и заключение договора с изготовителем фонограммы.

      Использование музыки классиков (Рахманинов, Чайковский, Мусоргский и проч.): охраняется запись исполнения, надо приобретать права у изготовителя фонограммы.

      У героя фильма играет плеер с музыкой, показан телевизор с песней, на улице играет музыка, играют уличные музыканты известную песню и так далее: без получения разрешения у правообладателей, такие музыкальные произведения, используемые в фильмах, являются незаконно переработанными, воспроизведены и распространяются в составе фильма, либо доводятся до всеобщего сведения (если выложены в Интернет), либо используется другим способом. Необходимо связываться с правообладателями звучащих музыкальных произведений и фонограмм, получать лицензию на их использование в составе фильма.

      Шумовое оформление с использованием собственной базы звуков компании или специальных библиотек: при заключении договора со специальными библиотеками на использование шумов необходимо удостовериться, что данной компании принадлежат все права на использование данных произведений, а она не является просто базой данных этих произведений. При шумовом оформлении с использованием готовых баз необходимо заключать договор на изготовление такой фонограммы с отчуждением прав на нее в составе фильма (смежные права).

      Привлечение композитора к музыкальному сопровождению фильма: композитор является одним из авторов фильма. С ним должен быть заключен авторский договор с отчуждением им прав на созданные для фильма произведения. Данные композитора представляются в музыкальных справках на телеканалы, которые перечисляют композиторам авторские вознаграждения за публичное исполнение музыки.

      Для всех членов съемочной команды важно понимать основы авторского права. Ведь фильм – этосложный объект, который включает в себя творческий труд команды. Обычно груз ответственности за «очистку прав» ложится на исполнительного продюсера, который не может нарушить авторские задумки режиссера, оператора, сценариста, но у которого зачастую нет бюджетов для глобальной очистки прав.

      Понимание съемочной командой своих прав, а также общие представления о том, с какими трудностями впоследствии можно столкнуться при сдаче фильма на телеканал или в прокат, вероятно, сможет немногим упростить ситуацию и избежать сложностей.

      В следующих материалах хотелось бы остановиться подробнее на специфических моментах и для членов Гильдии неигрового кино и телевидения, начать публиковать образцы документов (соглашение об авторстве, разрешения на съемки и т.п.). Хотелось бы получать ваши вопросы по темам (текущим, интересующим), в которых мы могли бы совместно разбираться. Если есть дополнения по текущему материалу – также хотелось бы их услышать, расширить собственные горизонты. Благодарна вам за внимание!

      1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – Москва: Проспект, 2020

      2. Панкеев И.А. «Авторское право для журналистов: учебное пособие. Издание 4-е, переработанное», -М.: ИКАР, 2014

      3. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. «Авторское право и смежные права: учебник / под ред. И.А. Близнеца». – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2020

      4. Макаров Т.Г. «Обеспечение прав авторов литературных произведений: монография / Т.Г. Макаров. – М.: ИНФРА-М, 2020

      5. Гаврилов Э.П. «Право интеллектуальной собственности. Общие положения. XXI век». – Москва: Издательство «Юрсервитум», 2015

      6. Гаврилов Э.П. «Право интеллеткуальной собственности. Авторское право и смежные права. XXI век». – Москва: Издательство «Юрсервитум», 2016

      7. Гринь О.С. «Заработай интеллектом! Договоры в сфере интеллектуальных прав: научно-методическое пособие / под ред. Л.А. Новоселовой. – Москва: Проспект, 2020

      8. Богацкая С.Г. «Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб. Пособие». – М.: Университетская книга, 2007

      Автор — Курина Ольга Владимировна, Член гильдии неигрового кино и телевидения

      Читайте так же:  Квитанция госпошлина за выписку из егрюл 2020 реквизиты. Квитанция госпошлина за выписку из егрюл 2020 реквизиты

      По admin

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *