ВС РФ: доставка трупов из больницы в морг должна оплачиваться за счет ОМС. Полномочия по вывозу трупов

ВС РФ: доставка трупов из больницы в морг должна оплачиваться за счет ОМС

AndrewLozovyi / Depositphotos.com

Оплата транспортных услуг по доставке трупов из стационара в морг за счет ОМС является целевым расходованием средств ОМС. На это указали суды, рассматривая спор между горбольницей и ТФОМС: больница оспаривала решение ТФОМС о признании указанных расходов нецелевыми и начислении штрафа (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2020 г. № 304-КГ18-23029).

Однако суды признали, что больница не нарушала законодательство:

  • базовая программа ОМС определяет виды медпомощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за счет средств ОМС;
  • при этом закон поднимает под медпомощью комплексное предоставление медицинских услуг; под ними понимаются медвмешательства, направленные, в том числе, на диагностику заболеваний, под которой понимается комплекс вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых, в том числе, посредством патолого-анатомических исследований;
  • кроме того, согласно Территориальной программе ОМС тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках этой программы, включают в себя, в том числе, расходы на оплату транспортных услуг;
  • следовательно, обязанность по организации транспортировки трупов пациентов, умерших в больнице, в патолого-анатомическое отделение законодательно отнесена на больницу, а значит, спорные суммы должны финансироваться за счет средств фонда ОМС как расходы на оплату транспортных услуг (постановление АС Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2018 г. № Ф04-3788/18).

ВС РФ согласился с этим, присовокупив, что спорные расходы медучреждения должны финансироваться за счет средств фонда ОМС как услуги по оказанию медицинской помощи в условиях стационара.

Отметим, что ВС РФ уже высказывался аналогичным образом по этому же вопросу (определение от 19 октября 2017 г. № 301-КГ17-14805).

Россельхознадзор / Нормативные документы

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Нормативные документы

В данном разделе размещаются актуальные версии нормативно-правовых актов (законы, приказы, указы, решения Верховного суда РФ и др.), представляющие интерес для специалистов в области ветеринарии и фитосанитарии.

Дополнительную информацию Вы можете получить, задав вопрос в разделе «Электронная приемная».

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов

Содержание

  • Правила. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов
    1. Часть 1. Общие положения
    2. Часть 2. Уборка и перевозка
    3. Часть 3. Утилизация
    4. Часть 4. Уничтожение
    5. Часть 5. Размещение и строительство скотомогильников (биотермических ям)
    6. Часть 6. Эксплуатация
    7. Часть 7. Контроль за выполнением требований настоящих Правил
    8. Приложение. Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму)
    9. Утверждаю
      Главный государственный
      ветеринарный инспектор
      Российской Федерации
      В.М.АВИЛОВ
      4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469

      Согласовано
      Заместитель Главного
      государственного санитарного
      врача Российской Федерации
      А.А.МОНИСОВ
      4 декабря 1995 года

      Правила

      Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов

      Часть 1

      Общие положения

      1.1. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем «Правила») являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

      1.2. Биологическими отходами являются:

    10. трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
    11. абортированные и мертворожденные плоды;
    12. ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
    13. другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
    14. 1.3. Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

      1.4. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).

      1.5. Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

      1.6. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

      1.7. С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

      1.7.1. В зоне, обслуживаемой ветеринарно-санитарным утилизационным заводом, все биологические отходы, кроме указанных в п. 1.9 настоящих Правил, перерабатывают на мясокостную муку.

      1.7.2. В исключительных случаях, при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации.

      1.7.3. В зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями.

      Запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота.

      1.8. Категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.

      1.9. Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями:

    15. сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц, сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;
    16. энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, висна-маэди, перерабатывают на мясокостную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;
    17. болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, сжигают.
    18. 1.10. При радиоактивном загрязнении биологических отходов в дозе 1 x 10Е-6 Кю/кг и выше они подлежат захоронению в специальных хранилищах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к радиоактивным отходам.

      1.11. Настоящие Правила определяют условия:

    19. сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции;
    20. нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;
    21. предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;
    22. охраны окружающей среды от загрязнения.

    Часть 2

    Уборка и перевозка

    2.1. Ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.

    2.2. В соответствии с абзацем 4 пункта 6 Положения о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 1993 г. N 1162, в случае заболевания животного болезнью, указанной в п. 1.9 настоящих Правил, представитель государственного ветеринарного надзора дает обязательное для исполнения всеми лицами указание об убое или уничтожении животных. До их убоя или уничтожения эти лица обязаны принять меры, исключающие доступ к ним посторонних граждан, а также животных, включая птиц и насекомых.

    2.3. Сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных проводится владельцем, в чьем ведении находится данная местность (в населенных пунктах — коммунальная служба).

    2.4. При обнаружении трупа в автотранспорте в пути следования или на месте выгрузки животных их владелец обязан обратиться в ближайшую организацию государственной ветеринарной службы, которая дает заключение о причине падежа, определяет способ и место утилизации или уничтожения павшего животного.

    2.5. Транспортные средства, выделенные для перевозки биологических отходов, оборудуют водонепроницаемыми закрытыми кузовами, которые легко подвергаются санитарной обработке. Использование такого транспорта для перевозки кормов и пищевых продуктов запрещается.

    2.6. После погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование.

    Почву (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.

    2.7. Транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения.

    Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3% активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв. м площади или другие дезосредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства.

    Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов.

    Часть 3

    Утилизация

    3.1. Биологические отходы, допущенные ветеринарной службой к переработке на кормовые цели, на ветеринарно-санитарных заводах, в цехах технических фабрикатов мясокомбинатов, утилизационных цехах животноводческих хозяйств подвергают сортировке и измельчению.

    Со свежих трупов разрешается съем шкур, которые дезинфицируют в порядке и средствами согласно действующим правилам.

    3.2. Утилизационные цеха животноводческих хозяйств перерабатывают биологические отходы, полученные только в данном хозяйстве. Завоз биологических отходов из других хозяйств и организаций категорически запрещается.

    3.3. Биологические отходы перерабатывают на мясокостную, костную, мясную, перьевую муку и другие белковые кормовые добавки, исходя из следующих технологических операций и режимов: прогрев измельченных отходов в вакуумных котлах до 130 град. C, собственно стерилизация при 130 град. C в течение 30 — 60 мин. и сушка разваренной массы под вакуумом при давлении 0,05 — 0,06 МПа при температуре 70 — 80 град. C в течение 3 — 5 час.

    3.4. При переработке трупов птиц, биологических отходов, полученных от животных, больных энцефалопатией, скрепи, аденоматозом, висна-маэди, а также отходов, измельченных массой более 3 кг, стерилизация в вакуумных котлах проводится при температуре 130 град. C в течение 60 мин., во всех остальных случаях — при 130 град. C в течение 30 мин.

    3.5. Биологические отходы, допущенные ветеринарным специалистом к переработке, кроме указанных в п. 3.4, после тщательного измельчения могут быть проварены в открытых или закрытых котлах в течение 2 час. с момента закипания воды.

    Полученный вареный корм используют только внутри хозяйства в течение 12 час. с момента изготовления для кормления свиней или птицы в виде добавки к основному рациону.

    Часть 4

    Уничтожение

    4.1. Захоронение в земляные ямы

    4.1.1. Захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, указанных в п. п. 1.7.2 и 1.7.3 настоящих Правил.

    4.1.2. На выбранном месте, отвечающем требованиям п. п. 5.2 и 5.3 настоящих Правил, выкапывают траншею глубиной не менее 2 м. Длина и ширина траншеи зависит от количества трупов животных. Дно ямы засыпается сухой хлорной известью или другим хлорсодержащим дезинфицирующим средством с содержанием активного хлора не менее 25%, из расчета 2 кг на 1 кв. м площади. Непосредственно в траншее, перед захоронением, у павших животных вскрывают брюшную полость, с целью недопущения самопроизвольного вскрытия могилы из-за скопившихся газов, а затем трупы обсыпают тем же дезинфектантом. Траншею засыпают вынутой землей. Над могилой насыпают курган высотой не менее 1 м, и ее огораживают в соответствии с требованиями п. 5.6 настоящих Правил. Дальнейших захоронений в данном месте не проводят.

    4.2. Уничтожение трупов экспериментально зараженных животных

    4.2.1. Трупы лабораторных животных, зараженных при диагностическом исследовании патологического материала, утилизируют в зависимости от результатов исследования.

    При выделении возбудителей болезней, перечисленных в п. 1.9 настоящих Правил, трупы лабораторных животных сжигают или обеззараживают автоклавированием при 2,0 атм. в течение 2 час. с последующим сбросом обеззараженных остатков в биотермическую яму.

    В случае выделения возбудителей других болезней и при отрицательных результатах исследования трупы перерабатывают на ветеринарно-санитарных заводах, сбрасывают в биотермическую яму или сжигают.

    4.2.2. Трупы животных, экспериментально зараженных возбудителями болезней, указанных в п. 1.9, а также другими возбудителями, отнесенными к 1 и 2 группам, при проведении работ с культурами патогенных микроорганизмов и в последствии павших или умерщвленных, сжигают, обеззараживают автоклавированием при 1,5 атм. в течение 2 час. с последующим сбросом обеззараженных остатков в биотермическую яму.

    4.2.3. Трупы павших или умерщвленных лабораторных животных, экспериментально зараженных возбудителями других групп микроорганизмов, сжигают, сбрасывают в биотермические ямы или перерабатывают на мясокостную муку.

    4.3.1. Сжигание биологических отходов проводят под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка.

    4.3.2. Способы устройства земляных траншей (ям) для сжигания трупов.

    4.3.2.1. Выкапывают две траншеи, расположенные крестообразно, длиной 2,6 м, шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. На дно траншеи кладут слой соломы, затем дрова до верхнего края ямы. Вместо дров можно использовать резиновые отходы или другие твердые горючие материалы. В середине, на стыке траншей (крестовина) накладывают перекладины из сырых бревен или металлических балок и на них помещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами и покрывают листами металла. Дрова в яме обливают керосином или другой горючей жидкостью и поджигают.

    4.3.2.2. Роют яму (траншею) размером 2,5 x 1,5 м и глубиной 0,7 м, причем вынутую землю укладывают параллельно продольным краям ямы в виде гряды. Яму заполняют сухими дровами, сложенными в клетку, до верхнего края ямы и поперек над ним. На земляную насыпь кладут три — четыре металлические балки или сырых бревна, на которых затем размещают труп. После этого поджигают дрова.

    4.3.2.3. Выкапывают яму размером 2,0 x 2,0 м и глубиной 0,75 м, на дне ее вырывают вторую яму размером 2,0 x 1,0 м и глубиной 0,75 м. На дно нижней ямы кладут слой соломы, и ее заполняют сухими дровами. Дрова обливают керосином или другой горючей жидкостью. На обоих концах ямы, между поленницей дров и земляной стенкой, оставляют пустое пространство размером 15 — 20 см для лучшей тяги воздуха. Нижнюю яму закрывают перекладинами из сырых бревен, на которых размещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами, затем слоем торфа (кизяка) и поджигают дрова в нижней яме.

    Читайте так же:  Как в 2020 году зарегистрировать в собственность квартиру в новостройке. Как зарегистрировать квартиру в собственность в новостройке

    4.3.3. Траншеи (ямы) указанных размеров предназначены для сжигания трупов крупных животных. При сжигании трупов мелких животных размеры соответственно уменьшают.

    4.3.4. Золу и другие несгоревшие неорганические остатки закапывают в той же яме, где проводилось сжигание.

    Часть 5

    Размещение и строительство скотомогильников (биотермических ям)

    5.1. Выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

    5.2. Размещение скотомогильников (биотермических ям) в водоохранной, лесопарковой и заповедной зонах категорически запрещается.

    5.3. Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м.

    Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли.

    5.4. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до:

  • жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) — 1000 м;
  • скотопрогонов и пастбищ — 200 м;
  • автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории — 50 — 300 м.
  • 5.5. Биотермические ямы, расположенные на территории государственных ветеринарных организаций, входят в состав вспомогательных сооружений. Расстояние между ямой и производственными зданиями ветеринарных организаций, находящимися на этой территории, не регламентируется.

    5.6. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 — 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

    Через траншею перекидывают мост.

    5.7. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м.

    5.8. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

    5.9. Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки.

    5.10. Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути.

    Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.

    Часть 6

    Эксплуатация

    6.1. Скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет.

    6.2. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

    6.3. Биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патологоанатомическое вскрытие трупов.

    6.4. После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают.

    При разложении биологического субстрата под действием термофильных бактерий создается температура среды порядка 65 — 70 град. C, что обеспечивает гибель патогенных микроорганизмов.

    6.5. Допускается повторное использование биотермической ямы через 2 года после последнего сброса биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гумированного материала, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0,25 м. Гумированный остаток захоранивают на территории скотомогильника в землю.

    После очистки ямы проверяют сохранность стен и дна, и в случае необходимости они подвергаются ремонту.

    6.6. На территории скотомогильника (биотермической ямы) запрещается:

    1. пасти скот, косить траву;
    2. брать, выносить, вывозить землю и гумированный остаток за его пределы.
    3. 6.7. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли.

      6.8. В исключительных случаях с разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации допускается использование территории скотомогильника для промышленного строительства, если с момента последнего захоронения:

    4. в биотермическую яму прошло не менее 2 лет;
    5. в земляную яму — не менее 25 лет.
    6. Промышленный объект не должен быть связан с приемом, производством и переработкой продуктов питания и кормов.

      Строительные работы допускается проводить только после дезинфекции территории скотомогильника бромистым метилом или другим препаратом в соответствии с действующими правилами и последующего отрицательного лабораторного анализа проб почвы и гумированного остатка на сибирскую язву.

      6.9. В случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 м. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 м.

      6.10. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

      Часть 7

      Контроль за выполнением требований настоящих Правил

      7.1. Контроль за выполнением требований настоящих Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора.

      7.2. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год (весной и осенью), проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта.

      7.3. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка (см. Приложение).

      Решение от 19 апреля 2016 г. по делу № А79-5398/2015

      Именем Российской Федерации

      Дело № А79-5398/2015
      г. Чебоксары
      19 апреля 2016 года

      Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2016 года. Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2016 года.

      Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,

      при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой М.О.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

      администрации города Чебоксары Чувашской Республики

      к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии

      о признании недействительными решения и предписания от 19.03.2015 по делу № 43/05-АМЗ-2014,

      с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Акционерного общества «Военно – мемориальная компания», муниципального казенного учреждения «Чебоксарское городское бюро регистрации несчастных случаев» муниципального образования г. Чебоксары – столицы Чувашской Республики, бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканское бюро судебно – медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, Министерства здравоохранения Чувашской Республики и Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике,

      от заявителя – Яхатина С.А. по доверенности 29.12.2015 №29/01-5496,

      от Управления ФАС по ЧР – Сергеевой К.В. по доверенности от 15.03.2016 №01-46/1727,

      от третьего лица — АО «Военно – мемориальная компания» — не было,

      от третьего лица — муниципального казенного учреждения «Чебоксарское городское бюро регистрации несчастных случаев» муниципального образования г. Чебоксары – столицы Чувашской Республики – не было,

      от третьего лица – бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканское бюро судебно – медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики – не было,

      от третьего лица – МВД по ЧР – не было,

      от третьего лица — Министерства здравоохранения Чувашской Республики – не было,

      от третьего лица — Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике – не было,

      администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее – администрация г. Чебоксары) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее – Управление ФАС по ЧР или Управление) о признании недействительными решения и предписания от 19.03.2015 по делу № 43/05-АМЗ-2014.

      В обоснование заявленных требований администрация г. Чебоксары указала, что оспариваемые решение и предписание Управления ФАС по ЧР не основано на нормах действующего законодательства, фактически содержит произвольное толкование норм права. Заявитель считает, что является необоснованным возложение на орган местного самоуправления обязанности по проведению торгов по отбору исполнителей услуг по эвакуации тел умерших (погибших) в морги г. Чебоксары.

      Определением суда от 04.08.2015 к участию в деле № А79-5398/2015 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ЗАО «Военно – мемориальная компания», муниципальное казенное учреждение «Чебоксарское городское бюро регистрации несчастных случаев» муниципального образования г. Чебоксары – столицы Чувашской Республики.

      Определением суда от 07.09.2015 к участию в деле № А79-5398/2015 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение «Республиканское патологоанатомическое бюро» Минздравсоцразвития Чувашии, заменено наименование третьего лица — ЗАО «Военно – мемориальная компания» на АО «Военно – мемориальная компания».

      Определением суда от 16.10.2015 заменено по делу № А79-5398/2015 бюджетное учреждение «Республиканское патологоанатомическое бюро» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики его правопреемником бюджетным учреждением Чувашской Республики «Республиканское бюро судебно – медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

      Определением суда от 11.12.2015 к участию в деле № А79-5398/2015 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство внутренних дел по Чувашской Республике и Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

      Определением суда от 19.01.2016 к участию в деле № А79-5398/2015 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике.

      Представитель администрации г. Чебоксары в судебном заседании просил суд признать недействительными решение и предписание Управления ФАС по ЧР от 19.03.2015 по делу № 43/05-АМЗ-2014 по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях к нему.

      Представитель Управления ФАС по ЧР в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве и дополнениям к нему.

      Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд установил следующее.

      Как следует из материалов дела, в Управление ФАС по ЧР поступило 27.10.2014 обращение ЗАО «Военно – мемориальная компания» от 16.10.2014 № 01-08-421 о нарушениях Федерального закона «О защите конкуренции» и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допускаемых МКУ «Чебоксарское городское бюро регистрации несчастных случаев», учредителем которого является администрация г. Чебоксары.

      ЗАО «Военно – мемориальная компания» в обращении указало, что из названия МКУ «Чебоксарское городское бюро регистрации несчастных случаев» следует, что она является казенным учреждением и образована для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Кроме того, указанное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществлять приносящую доходы деятельность (если такое право предусмотрено в его учредительном документе).

      МКУ «Чебоксарское городское бюро регистрации несчастных случаев» располагает постоянно пополняемой базой данных и выполняет функции справочной службы, оказывая практическую помощь органам внутренних дел и населению в розыске пропавших людей. Кроме того, МКУ «Чебоксарское городское бюро регистрации несчастных случаев» своими силами и используя имеющиеся у него ресурсы, осуществляет вывоз умерших с места их обнаружения в судебно-экспертное медицинское учреждение.

      ЗАО «Военно – мемориальная компания» считает, что вывоз умерших не входит в перечень тех задач, для решения которых создавалось МКУ «Чебоксарское городское бюро регистрации несчастных случаев», и значительно отличается от специфики его основной деятельности. Не входит эта услуга и в гарантированный перечень ритуальных услуг по погребению, указанный в статье (ред. от 23.05.2018) > «О погребении и похоронном деле» > Глава II. Гарантии осуществления погребения > Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению’ target=’_blank’>9 Федерального закона Российской Федерации «О погребении и похоронном деле».

      19 марта 2015 года комиссией Управления по рассмотрению дела № 43/05-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение о признании бездействия администрации г. Чебоксары, выразившееся в не проведении торгов на право предоставления услуг по эвакуации тел умерших (погибших) в морги г. Чебоксары, нарушающим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

      Предписанием о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу № 43/05-АМЗ-2014 от 19.03.2015 Управлением ФАС по ЧР предписано администрации г. Чебоксары в срок до 01.09.2015 прекратить нарушение часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем совершения действий, направленных на проведение торгов по отбору исполнителей услуг по эвакуации тел умерших (погибших) в морги г. Чебоксары

      Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, администрация г. Чебоксары обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

      В силу части 1 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными’ target=’_blank’>198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

      Следовательно, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

      В силу части 4 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц’ target=’_blank’>200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

      При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц’ target=’_blank’>200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

      Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением главы администрации г. Чебоксары от 06.10.2011 № 478 путем изменения типа специализированного учреждения «Чебоксарское городское бюро регистрации несчастных случаев при МВД по Чувашии» создано Муниципальное казенное учреждение «Чебоксарское городское бюро регистрации несчастных случаев» муниципального образования города Чебоксары — столицы Чувашской Республики (далее — Бюро).

      Устав Бюро утвержден распоряжением главы администрации г. Чебоксары Ладыковым А.О. от 30.11.2011 № 3268-р.

      Бюро является юридическим лицом, финансируемым полностью за счет средств бюджета г. Чебоксары на основе сметы (пункт 1.2 устава), Бюро не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (пункт 3.1 устава).

      Целями деятельности и предметом деятельности Бюро является установление в минимальные сроки по запросам граждан и органов внутренних дел г. Чебоксары разыскиваемых ими среди пострадавших в результате несчастных случаев, доставленных в медицинские учреждения, морги, задержанных и арестованных в установленном законом порядке, а также вывоз трупов граждан с мест ДТП, общественных мест (улиц, подвалов, чердаков и т.д.), трупов граждан, малоимущих или не имеющих родственников (пункт 3.1 устава).

      Для достижения указанных целей, Бюро осуществляет, в том числе круглосуточное осуществление вывоза трупов граждан с мест ДТП, общественных мест (улиц, подвалов, чердаков и т.д.), трупов граждан малоимущих или не имеющих родственников (пункт 3.2.6 устава).

      В соответствии с пунктами 4.3, 4.4 устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Бюро осуществляется по смете из бюджета муниципального образования города Чебоксары — столицы Чувашской Республики.

      В оспариваемом решении Управление ФАС по ЧР с учетом анализа норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» пришло к выводу о том, что расходы на эвакуацию тел умерших (погибших) в морги города, в частности, являются расходными обязательствами бюджета города, а сама услуга по эвакуации тел умерших (погибших) в морги города является муниципальной услугой, финансируемой за счет местного бюджета и администрация г. Чебоксары безосновательно возложила на Бюро, не осуществляющее коммерческой деятельности, обязанность по эвакуации трупов умерших (погибших).

      По мнению Управления ФАС по ЧР, наделив Бюро исключительным правом осуществления услуги по эвакуации тел умерших (погибших) в морги, администрация г. Чебоксары не учла конкурентную составляющую на имеющемся рынке ритуальных услуг, что привело к ограничению, устранению, недопущению конкуренции иных хозяйствующих субъектов на том же рынке услуг.

      Суд признает данные выводы Управления необоснованными на основании следующего.

      В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

      Под признаками ограничения конкуренции Закон о защите конкуренции понимает сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

      Для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими последствиями. Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

      Правоотношения в сфере оказания ритуальных услуг урегулированы следующим образом.

      В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Пунктом 22 части 1 статьи 14, а также пунктом 23 части 1 статьи 16 названного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования (городского округа).

      На основании части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

      Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закона о погребении) регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения, основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

      Статьей 2 Закона о погребении установлено, что законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

      В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

      Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

      Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует о том, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, данный Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

      Так, согласно статье 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем в силу статьи 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении.

      Пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

      Исходя из приведенных норм права такая услуга, как эвакуация тел умерших (погибших) в морги города, не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых непосредственно специализированной службой по вопросам похоронного дела.

      В соответствии с подпунктом 2.3.9 пункта 2.3 ГОСТа Р 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 516-ст, перевозка тел, останков умершего или погибшего в места проведения патолого-анатомического вскрытия — судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства входит в основные виды ритуальных услуг.

      Согласно пункту 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.03.2016, антимонопольный орган в рамках частей 1 и 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.

      Данный вывод согласуется с содержанием пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

      В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке и доказать, что спорные акты органов власти, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

      Иное нарушение действующего законодательства органом власти, как например незаконный отказ уполномоченного органа в выдаче хозяйствующему субъекту соответствующей лицензии, само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

      Из фактических обстоятельств дела следует, что антимонопольным органом при вынесении оспариваемого решения не выявлены товарный рынок услуг по вывозу (эвакуации) тел умерших погибших и состояние конкуренции на нем, не установлен круг хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем рынке, не исследован вопрос о том, каким образом не проведение конкурсных процедур в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на оказание услуг по эвакуации тел умерших (погибших) в морги г. Чебоксары ограничивает конкуренцию или может привести к ее ограничению.

      Таким образом, выводы об условиях обращения товара на данном товарном рынке Управлением сделаны без формирования какой-либо доказательственной базы, как то заключение экспертов, специалистов, проведение опросов потребителей ритуальных услуг.

      В рассматриваемом случае антимонопольный орган не исследовал юридически значимые действительные либо возможные последствия по факту создания административного барьера для других участников рынка эвакуации тел умерших (погибших), не дал им оценки как негативным в отношении правильно определенного товарного рынка, опираясь на требующие установления фактические обстоятельства.

      Как следует из материалов дела и пояснений третьих лиц, Бюро не является единственным учреждением, оказывающим услуги по эвакуации тел умерших.

      Уставом МКУ Бюро предусмотрена функция по круглосуточному осуществлению вывоза трупов граждан с мест ДТП, общественных мест (улиц, подвалов, чердаков и т.д.), трупов граждан малоимущих или не имеющих родственников (п.3.2.6 Устава). Наделение МКУ Бюро данной функцией было продиктовано в первую очередь необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, проживающих в городе Чебоксары, защиты права граждан на благоприятную окружающую среду, что согласуется вопросами местного значения поселения, городского округа (подпункт 18 пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

      Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, имеются случаи, при которых возникает необходимость в своевременной доставке в морги учреждений здравоохранения трупов, обнаруженных в общественных местах (на улицах, чердаках, подвалах и т.д.) не имеющих при себе документов, невостребованных трупов, трупов лиц, смерть которых наступила за длительное время до обнаружения, неопознанных трупов, трупов лиц, не имеющих родственников. Как правило, это трупы социально необеспеченных, малоимущих слоев граждан (граждане без определенного места жительства, злоупотребляющие алкоголем, наркотическими средствами и т.п.). Такие граждане, как правило, не имеют родственников или иных лиц, способных оплатить транспортировку трупа. Отдельную категорию составляют трупы лиц, попавших в дорожно-транспортное происшествие. Своевременная уборка и транспортировка таких трупов обусловлена необходимостью нормализации движения транспорта и возможностью беспрепятственного проезда по дорогам в городе Чебоксары. При этом труп лица, попавшего в ДТП, также может быть невостребованным, неопознанным, не иметь при себе документов. Специфика данного вида деятельности заключается в круглосуточном, бесперебойном осуществлении вывоза трупов.

      Определяющим фактором для деятельности Бюро служит именно невостребованность трупа и необходимость в его незамедлительном вывозе, а не место его обнаружения и не личность умершего (погибшего). При этом невостребованность, в свою очередь, может быть вызвана различными причинами: отсутствием родственников и лиц, способных оплатить вывоз, отсутствием документов для опознания трупа, имущественным положение умершего, длительностью нахождения трупа до момента его обнаружения и т.д.

      Данная невостребованность отдельных трупов как раз и делают этот рынок неконкурентным, то есть не приносящим доход.

      Изучение указанного рынка услуг показывает, что данные услуги оказываются на безвозмездной основе и в круглосуточном режиме. Так как отсутствует сама возможность получения прибыли от перевозки трупов данной категории, отсутствует и конкурентная составляющая, следовательно, исключается какая-либо конкуренция на данном рынке услуг.

      Антимонопольный орган смешивает данный рынок услуг, который в силу своего характера является безвозмездным, с рынком ритуальных услуг, связанным с многочисленными услугами по погребению.

      В рассматриваемом споре речь идет не о рынке ритуальных услуг, а о рынке эвакуации тел умерших (погибших), который, в силу своих характерных особенностей, товарным рынком не является. Если быть еще точнее, речь идет даже не о рынке эвакуации тел умерших (погибших) в морги с мест обнаружения, а о рынке эвакуации тел умерших (погибших) с мест ДТП, общественных мест (улиц, подвалов, чердаков и т.д.), трупов граждан малоимущих или не имеющих родственников, имеющих характер невостребованности. Данный рынок услуг является более узким и не может охватываться Законом о защите конкуренции.

      В обжалуемом решении Управления ФАС по ЧР от 19.03.2015 антимонопольный орган делает акцент именно на изучение рынка ритуальных услуг и ограничение, недопущение, устранение конкуренции на нем иных хозяйствующих субъектов, а не рынка услуг по эвакуации тел умерших (погибших).

      Исходя из выводов, указанных в описательной и мотивировочной части решения антимонопольного органа, им оценивалось состояние именно на рынке ритуальных услуг, в связи с чем, ссылка на определение об исправлении допущенной в мотивировочной части решения описки необоснованно и не свидетельствует об изучении Управлением именно рынка услуг по эвакуации умерших (погибших) в морги г. Чебоксары.

      В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Закона о защите конкуренции комиссия, принявшая решение и (или) предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства, по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе вправе дать разъяснение решения и (или) предписания без изменения их содержания, а также исправить допущенные в решении и (или) предписании описки, опечатки и арифметические ошибки.

      Определением об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки от 16.02.2016 комиссией Управления по рассмотрению дела № 43/05-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства устранена допущенная в мотивировочной части решения описка в части «рынка ритуальных услуг» на «рынок услуг по эвакуации тел умерших (погибших) г. Чебоксары», на котором совершено вмененное нарушение.

      При принятии решения антимонопольным органом применены положения Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» содержащих определения услуг погребения и похоронного дела. Оспариваемое решение содержит однозначный вывод о наличии ограничения конкуренции именно на рынке ритуальных услуг.

      Поскольку определение об исправлении описки принято Управлением 16.02.2016, то есть было вынесено и представлено в материалы дела после заявления администрацией г. Чебоксары довода о том, что в оспариваемом решении идет ссылка на рынок ритуальных услуг, то суд не может согласиться с выводом Управления, что в мотивировочной части оспариваемого решения была допущена именно опечатка.

      Кроме того, антимонопольным органом не учтено, что деятельность по вывозу, эвакуации трупов с мест их обнаружения, не приносит прибыли, является убыточной. Управлением не определен круг хозяйствующих субъектов на указанном рынке и не указано какие права иных хозяйствующих субъектов в данном сегменте услуг нарушаются деятельностью Бюро, а также каким образом будут восстановлены эти права в результате исполнения предписания.

      Управление ФАС по ЧР не дает оценку тому факту, что Бюро в силу своей организационно-правовой формы не является коммерческим предприятием, не занимается деятельностью, приносящей прибыль и не относится к хозяйствующим субъектам с точки зрения антимонопольного законодательства.

      В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

      Согласно частям 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

      Администрация г. Чебоксары действует на основании Федерального закона №131-ФЗ, в соответствии с Уставом города Чебоксары — столицы Чувашской Республики и является органом местного самоуправления.

      Вопросы местного значения городского округа указаны в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в статье 7 Устава города Чебоксары.

      В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

      Перевозка тел умерших (погибших) до морга, вывоз трупов граждан с мест ДТП, общественных мест (улиц, подвалов, чердаков и прочее) не отнесено к вопросам местного значения городского округа и соответственно нужды органа местного самоуправления в осуществлении данного вида деятельности не имеется, данный вид деятельности не является муниципальной услугой.

      А поскольку услуга по эвакуации тел умерших (погибших) в морги города является не муниципальной услугой, то соответственно не финансируется за счёт бюджета города. В бюджете города Чебоксары денежные средства на эвакуацию тел умерших (погибших) в морги не закладываются ввиду отсутствия данной функции в числе вопросов местного значения, что подтверждается представленной в материалы дела бюджетной сметой на 2014 и 2015 годы от 25.12.2013 и от 29.12.2014 и расшифровками к ним в отношении МКУ «Чебоксарское городское бюро регистрации несчастных случаев», которые не содержат информации о дополнительном финансировании, предоставляемом Бюро именно в части оказания услуг по эвакуации тел умерших (погибших) г. Чебоксары. Поскольку законодательством не урегулированы вопросы кто и на каком основании производит оказывает услуги по эвакуации тел умерших (погибших) в г. Чебоксары с мест ДТП, общественных мест, администрацией г. Чебоксары данные функции были возложены на Бюро.

      На основании изложенного, органом местного самоуправления, ввиду отсутствия соответствующих полномочий, не принимался какой-либо нормативный правовой акт, ограничивающий возможность хозяйствующих субъектов осуществлять эвакуацию тел умерших (погибших) в морги города, соответственно довод о создании каких-либо преимуществ и ограничении конкуренции не обоснован и не основан на фактических обстоятельствах дела.

      При этом, необходимо отметить, что эвакуацию тел умерших (погибших) в морги города Чебоксары осуществляет также БУ «Республиканское патологоанатомическое бюро» Минздравсоцразвития Чувашии. Данная организация вывозит тела лиц, умерших в медицинских организациях или умерших дома на основании обращения бригады скорой медицинской помощи.

      Оспариваемым же предписанием на орган местного самоуправления фактически возложено исполнение государственных полномочий, принимая во внимание, что деятельность в области здравоохранения законом не отнесена к компетенции органа местного самоуправления.

      Учитывая данное обстоятельство, доводы Управления ФАС по ЧР о том, что указанная деятельность является муниципальной нуждой, финансируемой за счет бюджета, и для ее оказания должен быть объявлен конкурс в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует признать необоснованными.

      По этим же основаниям является необоснованным возложение на орган местного самоуправления обязанности по проведению торгов по отбору исполнителей услуг по эвакуации тел умерших (погибших) в морги г.Чебоксары. Кроме того, возложение функции по проведение торгов на указанные нужды соответственно приведет к необходимости выделения в муниципальном бюджете дополнительных средств.

      В силу статьи Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 71. Оценка доказательств’ target=’_blank’>71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

      Исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы администрации г. Чебоксары.

      На основании изложенного, суд считает, что оспариваемое решение и предписание Управления ФАС по ЧР подлежат признанию недействительными.

      При подаче заявления в арбитражный суд администрация г. Чебоксары подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в силу подпунктов 1, 1.1 пункта 1 статьи Раздел VIII. Федеральные налоги > Глава 25.3. Государственная пошлина > Статья 333.37. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды’ target=’_blank’>333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем возмещение ее заявителю не производится, при этом суд учитывает освобождение Управление ФАС по ЧР в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи Раздел VIII. Федеральные налоги > Глава 25.3. Государственная пошлина > Статья 333.37. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды’ target=’_blank’>333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет.

      заявление администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ИНН 2126003194, ОГРН 1022101150037) удовлетворить полностью.

      Признать недействительными, не соответствующими Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 19.03.2015 по делу № 43/05-АМЗ-2014.

      Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.

      В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

      Читайте так же:  Оформление бутылки коньяка для мужчины своими руками ко Дню рождения и на 23 февраля. Как оформить коньяк в подарок

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *