Приказ о дознании мвд. Приказ о дознании мвд

Приказ о дознании мвд. Приказ о дознании мвд

Приказ о дознании мвд

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ МВД РФ от 21 ноября 2012 г. № 1051 “Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации” (извлечение)

В целях реализации положений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также организации деятельности подразделений дознания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации — приказываю:

6. Считать утратившими силу приказы МВД России от 3 августа 2006 г. № 606 «Об утверждении Основных направлений совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации на 2006-2011 годы и плана их реализации» и от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания».

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

Министр
генерал-лейтенант полиции
В. Колокольцев

Обзор документа

Определен комплекс мер по совершенствованию работы подразделений дознания территориальных органов МВД России.

Признаны утратившими силу прежние типовые положения об указанных подразделениях и нормы обеспечения их техникой и средствами связи (от 2007 г.). Вместо них будут разработаны новые, учитывающие произошедшие изменения в ходе реформирования системы МВД России.

На начальников управлений (отделов, отделений) организации дознания и отделов (отделений) дознания территориальных органов МВД России возложена персональная ответственность за организацию оперативно-служебной деятельности подчиненных сотрудников, в том числе за принятие решений, повлекших неоправданные расходы федерального бюджета.

Как и ранее, при исполнении служебных обязанностей сотрудникам подразделений дознания (организации дознания) можно носить гражданскую одежду. Однако разрешение на это следует получить у начальника территориального органа МВД России.

Организация дознания в системе МВД России Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Милехин В.А.

В статье рассматривается организация дознания как на уровне МВД России, так и на уровне территориальных органов внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Особое внимание уделено деятельности специализированных подразделений дознания .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Милехин В.А.

The paper deal with the organization of inquiry both at the level of the Ministry for Internal Affairs of Russia and at the level of territorial internal affairs units in accordance with the Russian legislation. Particular attention is given to internal affairs units responsible for inquiry.

Текст научной работы на тему «Организация дознания в системе МВД России»

начальник кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений

(Академия управления МВД России)

Организация дознания в системе МВД России

В статье рассматривается организация дознания как на уровне МВД России, так и на уровне территориальных органов внутренних дел, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Особое внимание уделено деятельности специализированных подразделений дознания.

Органы дознания, специализированные подразделения дознания, полномочия по осуществлению дознания, упрощенные формы дознания, расследования преступлений в форме дознания.

Дознание — это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно [1, п. 8 ст. 5]. Оно проводится в целях установления лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. В отдельных случаях, указанных в ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание проводится следователями Следственного комитета РФ и ФСКН России и других органов государственной власти.

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также обладающее иными полномочиями, предусмотренными УПК РФ [1, п. 7 ст. 5]. При этом ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должен нести как начальник органа дознания, так и дознаватель.

К органам дознания согласно ст. 40 УПК РФ относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности (оперативные подразделения ФСБ России, таможенных органов, ФСКН России, Минюста России и др.); а также органы федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП), главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов Федерации, их заместители, старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений

или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы1.

Органы дознания при расследовании уголовных дел действуют по двум направлениям.

Во-первых, выполняют действия, образующие в своей совокупности собственно дознание: к их юрисдикции отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки свыше 100 составов преступлений. Во-вторых, при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия [1, ст. 157]. Следует отметить, что по большинству уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся полицией.

Дознание производится с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным следствием и различается, прежде всего, сокращенным сроком: согласно ст. 223 УПК РФ оно должно быть завершено в течение 30 суток, следующих со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором еще на 30 суток, в необходимых случаях — на 6 мес., а в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, — на 12 месяцев. Кроме того, в дознании отсутствует институт предъявления обвинения, являющийся обязательным атрибутом предварительного следствия. Исключение составляют случаи, когда в течение 10-ти суток после заключения лица под стражу дознаватель не может составить обвинительный акт и, в соответствии со ст. 224 УПК РФ, предъявляет обвинение или отменяет избранную меру пресечения.

Вместе с тем, дознавателю в отличие от следователя не предоставлено право приостанавливать исполнение письменных указаний прокурора, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания.

В структуре органов внутренних дел основной объем осуществляемой процессуальной деятельности приходится на долю полиции — участковых уполномоченных, сотрудников опе-

1 В УПК они не были указаны в числе органов дознания, и Федеральным законом РФ от 29 мая 2002 г. № 58-ФЗ [6] это несоответствие было устранено.

са Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

печения собственной безопасности и в случаях, если проведение указанных мероприятий не затрагивает полномочий органов, определенных в пп. 1, 2, 4, 6—9, ч. 1 ст. 13 рассматриваемого Федерального закона.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное расследование в форме дознания по ряду преступлений, отнесенных к их исключительной компетенции, а также — преступлений против правосудия, вправе осуществлять дознаватели органов ФССП, находящиеся в ведении Минюста России.

В соответствии с действующим УПК РФ предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, совершенных в расположении исправительных учреждений и органов, производится дознавателями органов внутренних дел, на территории обслуживания которых они дислоцируются.

Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения или гарнизона в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ действуют в качестве органа дознания с момента поступления к ним заявлений и сообщений о совершенном преступлении или в случае непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе возбудить уголовное дело. Но в силу различных обстоятельств эти должностные лица не всегда могут осуществлять дознание, поэтому Минобороны России предусмотрено назначение дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров.

Органам ФСБ России как органам дознания присущи те же полномочия, которые имеются у других подобных органов, с той лишь разницей, что их компетенция в качестве органов дознания ограничивается производством неотложных следственных действий по уголовным делам, подследственным в соответствии со ст. 151 УПК РФ следователям этого ведомства.

Компетенция пограничных органов ФСБ России в соответствии со ст. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ включает производство дознания по уголовным делам, возбужденным по фактам нарушения законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне, а также — незаконного пересечения Государственной границы и некоторых других противоправных деяний, выявленных при несении службы по охране Государственной границы.

С 1 июля 2003 г. на отделы, отделения дознания органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, образованные в соответствии с Федеральным законом РФ от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ [4], было возложено производство дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным изготовлением, приобретением,

хранением, перевозкой либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ, организацией либо содержанием притонов для их потребления; о незаконной выдаче либо подделке рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, и др.

Производство дознания таможенными органами Российской Федерации исключено Федеральным законом РФ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ [5].

Для большинства из органов исполнительной власти, осуществляющих дознание, эта функция не является одной из основных. Так, например, согласно действующему законодательству государственный пожарный надзор как специальный вид государственной надзорной деятельности возложен на должностных лиц Государственной противопожарной службы МЧС России. В составе МЧС России функционирует Главное управление Государственной противопожарной службы (далее — ГУГПС), а в республиках, краях и областях, субъектах РФ — управления Государственной противопожарной службы. Руководители этих органов являются государственными инспекторами по пожарному надзору, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ вновь наделенными полномочиями по производству дознания (по уголовным делам о пожарах и нарушениях требований пожарной безопасности; об уничтожении или повреждении чужого имущества в крупном размере, совершенных путем неосторожного обращения с огнем; повреждении лесов в результате такого обращения и др.).

В ч. 3 ст. 40 УПК РФ законодатель определяет круг должностных лиц (не определяя их как органы дознания), на которых возлагается проведение неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных на объектах, находящихся в их ведении. Это — капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, главы дипломатических представительств и консульских учреждений. В данном случае речь идет о преступлениях, по которым производство предварительного следствия как обязательно, так и необязательно.

Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания в процессе предварительного расследования подчинена решению таких задач, как раскрытие преступления; обеспечение возмещения причиненного преступлением ущерба (вреда); выяснение условий, способствовавших совершению преступления, принятие мер к их устранению; подготовка материалов к судебному разбирательству.

Согласно изменениям, внесенным в УПК РФ Федеральным законом РФ от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ, дознание может проводиться в сокра-

щенной форме при наличии следующих условий: уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица; подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела; отсутствуют обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме [7]. При этом дознаватель вправе не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем; не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, за исключением случаев, если необходимо установить дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства; не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста, полученного по результатам исследования; не проводить иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление фактических обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении. Срок проведения дознания в сокращенной форме — до 15-ти суток.

В целом органы дознания осуществляют следующие установленные законом уголовно-процессуальные полномочия: рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях; производство дознания, а также следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей; оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.

Таким образом, расследование преступлений не является единственной функцией органов дознания, в отличие от органов предварительного следствия. Тем не менее, в их процессуальной деятельности производство дознания занимает наибольший объем от всей выполняемой работы.

Отметим, что все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, действуя в пределах своей компетенции: выносимые ими процессуальные акты имеют такую же юридическую силу и значение, как и акты следователя. В уголовно-процессуальном законе специально подчеркнута самостоятельность дознавателя в проведении следственных и иных процессуальных действий [1, п. 1 ч. 3 ст. 41].

Орган дознания — орган внутренних дел — как система состоит из подразделений, структурную подсистему которой составляют специализированные подразделения дознания разных субординационных уровней, представляющих собой специфические, динамические структуры, функционирующие в условиях строгого процессуального и административного режимов.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

районном уровне, оказание им помощи; обеспечение взаимодействия с различными службами органов внутренних дел, другими органами и внешней средой функционирования; внедрение в практику научных рекомендаций; изучение и внедрение передового опыта; обучение дознавателей; решение кадровых вопросов; подготовка документов по вопросам работы подразделений дознания и др.

Читайте так же:  Ликвидация ООО в Севастополе и Симферополе. Ликвидация предприятия симферополь

Важнейшей задачей низшего звена системы — специализированных подразделений дознания территориальных органов внутренних дел на уровне муниципальных образований — является организация работы по расследованию и профилактике преступлений на обслуживаемой территории. Основная задача начальников подразделений дознания этого уровня состоит в осуществлении процессуального контроля, оказании необходимой помощи дознавателям, а также их обучении и воспитании, участии в организации отдельных мероприятий, осуществлении учета и отчетности, иной работе. Также руководители подразделений дознания, как правило, осуществляют организационное воздействие на расследование преступлений в пределах своей компетенции. Четкое выполнение данной воздействующей функции обеспечивается наличием ограничений системы, к которым относятся: определенность и стабильность выполняемых задач, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, иные действующие в системе нормативные правовые акты. Эти ограничения стабильны, изменяются лишь законодательным путем.

Высшие и средние звенья специализированной службы дознания функцию непосредственно расследования преступлений осуществляют редко. Основные усилия они направляют на организацию деятельности подчиненных подразделений и дознавателей, обеспечение должного качества расследования преступлений, разработку регламентов статуса подразделений дознания, прав и обязанностей их сотрудников.

ской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления: Федеральный закон РФ от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ // СПС Гарант.

5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации:

Федеральный закон РФ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Рос. газ. 2011. 9 дек.

6. О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29 мая 2002 г. № 58-ФЗ // СПС Гарант.

7. О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ // СПС Кон-сультантПлюс.

8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента

Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // СПС КонсультантПлюс.

9. Положение о милиции общественной безопасности: Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 7. Ст. 562.

10. О создании специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел и утверждении примерного Положения о них: приказ МВД СССР от 5 августа 1982 г. № 254 (утратил силу).

Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (с изменениями на 28 июня 2016 года)

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 ноября 2012 года N 1051

Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации

(с изменениями на 28 июня 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МВД России от 28 июня 2016 года N 344.
____________________________________________________________________

________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900.
(Сноска в редакции, введенной в действие приказом МВД России от 28 июня 2016 года N 344.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст.60.
(Сноска в редакции, введенной в действие приказом МВД России от 28 июня 2016 года N 344.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст.1335.
(Сноска дополнительно включена приказом МВД России от 28 июня 2016 года N 344)

приказываю:
____________________________________________________________________
Приказом МВД России от 28 июня 2016 года N 344 в пункты 1-5 настоящего Приказа внесены изменения.
____________________________________________________________________

6. Считать утратившими силу приказы МВД России от 3 августа 2006 года N 606 «Об утверждении Основных направлений совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации на 2006-2011 годы и плана их реализации» и от 6 августа 2007 года N 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания».

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Орган дознания: процессуальные полномочия подразделений и должностных лиц территориальных органов МВД России

Лекция на тему:

«Орган дознания: процессуальные полномочия подразделений и должностных лиц территориальных органов МВД России»

Цель: Доведение процессуальных полномочий подразделений и должностных лиц территориальных органов внутренних дел, в том числе должностных лиц на транспорте.

Учебный вопрос:

1. Правовая основа производства дознания

2. Процессуальный статус и функции дознавателя органа внутренних дел на транспорте при производстве дознания.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях сохраняющегося в нашей стране высокого уровня преступности, проводимой государством реформы правоохранительных органов к сотрудникам органов внутренних дел на транспорте, осуществляющим досудебное производство по уголовным делам в форме дознания, предъявляются повышенные требования. В целях эффективного производства по уголовному делу дознаватель органа внутренних дел линейных подразделений на транспорте МВД России должен обладать достаточным объемом знаний как уголовно-процессуального законодательства, так и новейших достижений криминалистики, логики, теории доказательств.

Полнота, целенаправленность и обоснованность действий дознавателя линейного подразделения на транспорте МВД России по расследованию и предупреждению преступлений достигается, в том числе и с помощью использования организационных основ деятельности, благодаря которым достигается эффективность работы дознавателей линейных подразделений органов внутренних дел.

1. Правовая основа производства дознания

Познание основ организации деятельности по производству дознания по уголовным делам требует изучения законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих такую деятельность.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2011 года) «О полиции», правовую основу деятельности полиции (в структуру которой входят подразделения дознания ОВД) составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Дадим краткую характеристику наиболее важным правовым актам, регламентирующим деятельность по производству дознания по уголовным делам.

Основным законом нашего государства является Конституция РФ, нормы которой являются правовой основой деятельности всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, включая подразделения по организации дознания.

Конституция РФ провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2).

В главе 2 Конституции РФ перечислены основные права и свободы человека и гражданина, которые необходимо соблюдать и защищать дознавателю, осуществляя производство по уголовному делу:

– равенство перед законом и судом (ст. 19);

– достоинство личности (ст. 21);

– право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

– право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);

– право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

– право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

– право на судебную защиту прав и свобод, возможность обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти в суд (ст. 46);

– право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно (ч. 1 ст. 48);

– право задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48);

– презумпция невиновности (ст. 49);

– право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51);

– право потерпевших на обеспечение доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52);

– право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

К наиболее значимым нормативным актам, содержащим нормы международного права, а также международным договорам Российской Федерации, регламентирующим уголовно-процессуальную деятельность дознавателя, относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская конвенция о выдаче 1957 года.

Чаще всего в деятельности при производстве дознания по уголовным делам применяется такой международный договор, как Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция) 1993 года, подписанная государствами-членами Содружества Независимых Государств. Указанный документ регламентирует порядок выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности с территории государств-участников Конвенции, обязанность осуществления уголовного преследования против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории другого государства-участника Конвенции, и другие виды международной правовой помощи.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» в п. 3 ст. 2 в качестве одного из направлений деятельности полиции называет производство дознания. Согласно п. 8 ст. 12 упомянутого федерального закона, в обязанности полиции входит в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно. В ст. 13 перечислен ряд полномочий, которыми обладают сотрудники полиции, осуществляя производство по уголовному делу. Главой 10 регламентированы основные положения осуществления государственного, общественного и судебного контроля, прокурорского надзора за деятельностью полиции.

Правовым актом, непосредственно регламентирующим процессуальную деятельность по производству дознания по уголовным делам, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 июля 2002 года.

В УПК РФ законодателем впервые было дано определение дознавателя. Им названо должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Процессуальному положению дознавателя как участника уголовного судопроизводства посвящена ст. 41 УПК РФ, согласно которой дознаватель уполномочен: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Глава 32 УПК РФ непосредственно посвящена такой форме предварительного расследования, как дознание. В ней определены порядок и сроки дознания, процедура уведомления лица о подозрении в совершении преступления, особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу при производстве дознания, порядок производства дознания группой дознавателей, содержание обвинительного акта.

Согласно ч. 1 ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24-29 УПК РФ (то есть главами, регламентирующими производство предварительного следствия), с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ. Следовательно, соответствующие главы УПК РФ также можно отнести к правовой основе деятельности дознавателя.

К иным федеральным законам, регламентирующим деятельность по организации и производству дознания по уголовным делам, можно отнести Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в редакции от 3 декабря 2011 года) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2011 года) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ (в редакции от 30 ноября 2011 года) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и ряд других законодательных актов.

Помимо Конституции РФ и законов деятельность по организации и производству дознания по уголовным делам регламентирована подзаконными нормативными актами и, в первую очередь, приказами МВД России.

Так, основным нормативным актом, регламентирующим деятельность дознавателя ОВД по производству дознания, является Приказ МВД РФ от 21 ноября 2012 года № 1051 «Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Указанный нормативный акт был принят в целях реализации положений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также организации деятельности подразделений дознания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Данный приказ заменил ранее действовавшие приказы МВД России от 3 августа 2006 г. № 606 «Об утверждении основных направлений совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации на 2006-2011 годы и плана их реализации» и от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания».

Еще один ведомственный нормативный акт, закрепивший ряд полномочий дознавателя ОВД при производстве дознания по уголовным делам, – Приказ МВД России от 17 января 2006 года № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (в редакции от 30 декабря 2011 года), утвердивший Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Данная Инструкция определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые ОВД в пределах полномочий, предоставленных им законодательством РФ, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности.

Предупреждением преступлений органами внутренних дел вышеуказанная Инструкция называет деятельность служб, подразделений и сотрудников ОВД, в том числе дознавателей при производстве дознания, осуществляемую в пределах их компетенции, направленную на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Следующий нормативный акт, регламентирующий деятельность уполномоченных лиц при производстве дознания, – Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюст России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

Читайте так же:  Статья 425. Договор вступает в силу со дня

Данный Приказ был издан в целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений. Приказом утверждены и введены в действие Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов, а также статистические карточки. Действие вышеуказанных Типового положения, Положения и Инструкции и утвержденный Приказом порядок заполнения и представления статистических карточек распространяются, в том числе, на дознавателя ОВД.

Таким образом, правовую основу деятельности при производстве дознания по уголовным делам составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты Министерства внутренних дел РФ.

Вопрос 2. Процессуальный статус и функции дознавателя органа внутренних дел на транспорте при производстве дознания по уголовным делам

Уголовно-процессуальный Кодекс

Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Статья 40.1. Начальник подразделения дознания

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Статья 40.2. Начальник органа дознания

(введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

1. Начальник органа дознания уполномочен:

1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.

2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.

3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

Статья 41. Дознаватель

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

Приступая к рассмотрению вопроса о процессуальном статусе дознавателя органа внутренних дел на транспорте при производстве дознания, необходимо определиться с понятием этого участника уголовного судопроизводства.

Понятие «дознаватель» раскрыто в п. 7 ст. 5 УПК РФ: это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Из данного в законе определения следует, что должностное лицо ОВД может быть наделено процессуальным статусом дознавателя в двух случаях:

1) в случае назначения лица на должность дознавателя специализированного подразделения дознания ОВД. При этом полномочия дознавателя лицо приобретает после подписания приказа начальником ОВД о назначении на должность;

2) сотрудник органа дознания, не являющийся дознавателем по должности, может быть уполномочен начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование или иные полномочия, которыми наделен дознаватель. Как правило, в таких случаях сотрудник органа дознания, наделенный статусом дознавателя, приобретает соответствующие полномочия посредством издания начальником ОВД (то есть начальником органа дознания) организационно-распорядительного документа – приказа, в котором должно быть указанно, кто из сотрудников ОВД и по какому уголовному делу наделяется полномочиями дознавателя.

Таким образом, полномочиями дознавателя может быть наделен как штатный дознаватель, так и иной сотрудник органа дознания. Данное обстоятельство весьма актуально при производстве дознания в линейных подразделения на транспорте МВД России. Так в частности штат дознавателей среднестатистического ЛО состоит из 3-5 сотрудников (отделения, группы). Отделы дознания существуют только в крупных подразделениях органов внутренних дел на транспорте. Таким образом, к деятельности по производству дознания в подразделениях МВД России на транспорте могут привлекаться не только «штатные дознаватели», но и сотрудники других подразделений органов внутренних дел на транспорте (на которых возлагаются соответствующие обязанности).

Под термином «процессуальный статус» понимается установленное нормами процессуального права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. Процессуальному статусу дознавателя как участника уголовного судопроизводства посвящена ст. 41 УПК РФ. Согласно ч. 1 указанной статьи дознаватель вправе осуществлять полномочия, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ – то есть производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Указанное полномочие возлагается на дознавателя начальником органа дознания и его заместителем.

В ч. 3 ст. 41 УПК РФ наиболее общим образом определяются процессуальные полномочия дознавателя. Данные полномочия в полной мере относятся и к полномочиям дознавателя органа внутренних дел на транспорте.

Дознаватель органа внутренних дел на транспорте полномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Конкретизируются «иные полномочия» дознавателя в уголовно-процессуальном законодательстве, регламентирующем досудебное производство по уголовному делу. Анализ норм УПК РФ, в том числе глав 32, 32.1, непосредственно посвященных регулированию производства дознания, позволяет выделить следующие полномочия дознавателя:

1) принимать и проверять сообщения о преступлениях, при этом требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-разыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

2) ходатайствовать перед начальником органа дознания о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении перед прокурором до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

3) принимать решения по сообщениям о преступлениях в пределах компетенции: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ (ч. 1 ст. 144, ч. 1 ст. 145, ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 148 УПК РФ);

4) сообщать заявителю о принятом решении по сообщению о преступлении, разъяснять заявителю его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК РФ);

5) в случае принятия решения о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ, принимать меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);

6) производить дознание по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151 УПК РФ);

7) производить дознание в сокращенной форме (ст. 226.1 УПК РФ);

8) осуществлять производство неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому предварительное следствие обязательно
(ст. 40, ст. 157 УПК РФ);

9) выделять из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело (ст. 154 УПК РФ);

10) выделять из уголовного дела в отдельное производство материалы уголовного дела (ст. 155 УПК РФ);

11) установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона (ч. 2 ст. 158 УПК РФ);

12) рассматривать каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном главой 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ);

13) рассматривать каждое заявленное подозреваемым по уголовному делу ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме (ст. 226.4 УПК РФ);

Читайте так же:  Судебные приставы Шебекино. Судебные приставы г.шебекино

14) выносить постановление о производстве дознания в сокращенной форме в порядке установленном ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ (ч. 2 ст. 226.2 УПК РФ);

15) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);

16) предупреждать участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем отбирать у них подписку (ст. 161 УПК РФ);

17) собирать доказательства путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, проверять и оценивать доказательства (ч. 1 ст. 86, ст. 87, ст. 88 УПК РФ);

18) не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем при производстве дознания в сокращенной форме; не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, за исключением случаев, если необходимо установить дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства, сведения о которых не содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, либо необходимо проверить доказательства, достоверность которых оспорена подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем при производстве дознания по сокращенной форме; не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении, за исключением случаев указанных в п.п. а, б, в п. 3 ч. 3 ст. 226.5, а также не производить иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление фактических обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, если такие сведения отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ (ч. 3 ст. 226.5 УПК РФ);

19) задерживать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии законных оснований, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 94 УПК РФ, освобождать подозреваемого (ст. 91, ст. 94 УПК РФ);

20) уведомлять о задержании подозреваемого кого-либо из близких родственников подозреваемого, а при их отсутствии – других родственников, или предоставлять возможность такого уведомления самому подозреваемому (ч. 1 ст. 96 УПК РФ);

21) в пределах своих полномочий избирать в отношении подозреваемого, обвиняемого меру пресечения либо ходатайствовать об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу перед судом (ст. 224, глава 13 УПК РФ);

22) при невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента заключения подозреваемого под стражу предъявлять обвинение в порядке, установленном главой 23 УПК РФ, либо отменить данную меру пресечения (ч. 1 – ч. 3 ст. 224 УПК РФ);

23) применять иные меры уголовно-процессуального принуждения (глава 14 УПК РФ);

24) охранять права и свободы, привлекаемых к участию в уголовном деле лиц, разъясняя их права, обязанности, ответственность и обеспечивая возможность осуществления этих прав, применяя меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, их близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных данных о том, что указанным лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями (ст. 11 УПК РФ);

25) приостанавливать дознание при наличии оснований, указанных в ч. 1 ст. 208 УПК РФ (ст. 208 УПК РФ);

26) возобновлять приостановленное дознание в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ (ст. 211 УПК РФ);

27) прекращать уголовное дело и уголовное преследование при наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 24-28.1 УПК РФ, а также вручать либо направлять копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику (ст. 212, ст. 213 УПК РФ);

28) принимать меры по реабилитации лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию (ст. ст. 134-139 УПК РФ);

29) знакомить с обвинительным актом и материалами уголовного дела обвиняемого, его защитника, потерпевшего или его представителя (ч. 2, ч. 3 ст. 225 УПК РФ);

30) знакомить с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела обвиняемого, его защитника, потерпевшего или его представителя при производстве дознания в сокращенной форме (ч. 4 ст. 226.7);

31) по окончании дознания направлять материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом прокурору (ст. 225 УПК РФ);

32) по окончании дознания в сокращенной форме направлять материалы уголовного дела вместе с обвинительным постановлением прокурору (ст. 226.7 УПК РФ).

Следует отметить, что данный перечень полномочий дознавателя органа внутренних дел на транспорте при производстве дознания по уголовным делам не является исчерпывающим.

Ряд полномочий дознавателя органа внутренних дел на транспорте носит властный характер. Это выражается, прежде всего, в праве дознавателя применять меры уголовно-процессуального принуждения. Требования, поручения и запросы дознавателя, предъявленные в пределах его полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Дознаватель органа внутренних дел на транспорте самостоятелен в принятии решений об очередности и тактике проведения следственных и иных процессуальных действий. Уголовно-процессуальный закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда дознавателю требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение при производстве следственных и иных процессуальных действий и принятии решений по уголовному делу.

В ходе осуществления своих полномочий дознаватель органа внутренних дел на транспорте может получать указания от надзирающего прокурора или начальника органа дознания соответствующего линейного подразделения органа внутренних дел на транспорте. Такие указания, данные в соответствии с уголовно-процессуальным законом, обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания надзирающему прокурору, а указания надзирающего прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

В качестве положительного примера, деятельности дознавателей органов внутренних дел на транспорте можно привести практику обжалования необоснованных решений надзирающего прокурора об отмене постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела и о возвращении уголовных дел в орган дознания. Так, дознавателем Лискинского ЛО МВД России на транспорте УТ МВД России по ЦФО С. обжаловано постановление прокурора об отмене постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ, в отношении Ш. Причиной отмены явилось отсутствие в материалах проверки данных, указывающих на наличие в действиях Ш. признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.8 КоАП РФ и, следовательно, правовых оснований для доставления Ш. и производства его личного обыска. В своем ходатайстве дознаватель указал, что в материалах проверки имеются достаточные данные, указывающие на наличие в действиях Ш. признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.8 КоАП РФ и соответственно Ш. был доставлен в дежурную часть обоснованно и законно был проведен его личный досмотр. Исследовав все материалы вышестоящий транспортный прокурор (Московская межрегиональная прокуратура) принял решение об удовлетворении заявленного С. ходатайства в полном объеме.

Обязательными для дознавателя органов внутренних дел на транспорте являются также указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, данные начальником подразделения дознания. Такие указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или надзирающему прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (п. 2 ч. 3, ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ).

Анализ процессуальных полномочий дознавателя органа внутренних дел на транспорте свидетельствует о том, что в связи с принятием УПК РФ статус дознавателя значительно изменился в позитивную сторону.

Круг обстоятельств, исключающих участие дознавателя в производстве по уголовному делу, несколько расширен в сравнении со следователем. Так, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:

1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;

2) участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика в производстве по данному уголовному делу;

3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу (ч. 1 ст. 61 УПК РФ).

Помимо этого, дознаватель органа внутренних дел на транспорте не может участвовать в производстве по делу также в случаях, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела (ч. 2 ст. 61 УПК РФ).

Кроме того, не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ). Законодатель применительно к дознанию руководствовался установкой на необходимость разделения уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной функции расследования преступлений. Таким образом, подчеркивается специфическая исследовательская (следовательская) сущность современного дознания, его чистая процессуальность. Если применительно к понятию органа дознания законодатель делает упор на оперативно-разыскные полномочия органа, то в определении дознавателя, напротив, акцентируется внимание на процессуальной составляющей.

Помимо процессуальных полномочий, закрепленных в нормах уголовно-процессуального законодательства, дознаватель наделен организационными полномочиями, которые нашли свою регламентацию в ведомственных нормативных актах.

Полномочия дознавателя линейного подразделения на транспорте МВ России по предупреждению преступлений регламентированы Приказом МВД России от 17 января 2006 года № 19 (в редакции от 30 декабря 2011 года) «О деятельности ОВД по предупреждению преступлений». В соответствии с п.14 указанного нормативного акта дознаватель:

1) выявляет при производстве дознания и осуществлении проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном законом порядке вносит в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер по их устранению;

2) направляет информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством РФ;

3) в трехдневный срок информирует соответствующие подразделения ОВД о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении, которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;

4) осуществляет профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

Ряд организационных полномочий дознавателя органов внутренних дел на транспорте закреплен в Приказе МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

Посредством реализации своих полномочий дознаватель органов внутренних дел на транспорте осуществляет присущие ему процессуальные функции. Под функциями в уголовном процессе понимаются «основные направления уголовно-процессуальной деятельности участников уголовного процесса, выражение их назначения в уголовном судопроизводстве».

Действительно, осуществляя расследование уголовного дела, дознаватель линейного подразделения на транспорте МВД России обязан всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства совершенного преступления, установить обстоятельства как отягчающие, так и смягчающие наказание.

Поэтому можно утверждать, что круг функций, осуществляемых дознавателем органа внутренних дел на транспорте при производстве по уголовному делу, шире, и включает в себя, помимо функции обвинения:

1) функцию расследования, то есть объективного исследования всех обстоятельств совершенного преступления с целью установления обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК РФ);

2) функцию охраны прав и свобод участников уголовного судопроизводства путем разъяснения им их прав, обязанностей, ответственности и обеспечения возможности осуществления этих прав (ст. 11 УПК РФ);

3) профилактическую функцию, то есть предупреждение совершения новых преступлений путем внесения в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона (ч. 2 ст. 158 УПК РФ).

Таким образом, рассмотрев процессуальный статус дознавателя органов внутренних дел на транспорте в уголовном судопроизводстве, можно сделать следующие выводы.

Дознаватель органов внутренних дел на транспорте – это должностное лицо органа дознания органа внутренних дел на транспорте, правомочное либо уполномоченное соответствующим начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Должностное лицо органа дознания органов внутренних дел на транспорте может быть наделено процессуальным статусом дознавателя в двух случаях: при назначении лица на должность дознавателя специализированного подразделения дознания органов внутренних дел на транспорте либо в случае, когда сотрудник органа дознания, не являющийся дознавателем по должности, уполномочен начальником органа дознания осуществлять полномочия, которыми наделен дознаватель.

Согласно ч. 1 ст. 41 УПК РФ дознаватель органов внутренних дел на транспорте вправе осуществлять полномочия, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, – то есть производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознаватель органов внутренних дел на транспорте самостоятелен в принятии решений об очередности и тактике проведения следственных и иных процессуальных действий. Уголовно-процессуальный закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда дознавателю требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение при производстве следственных и иных процессуальных действий и принятии решений по уголовному делу.

В ходе осуществления своих полномочий дознаватель органов внутренних дел на транспорте может получать указания от соответствующего надзирающего прокурора (транспортная прокуратура), начальника органа дознания и начальника подразделения дознания. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, что свидетельствует об ограниченной процессуальной самостоятельности дознавателя.

В уголовном судопроизводстве дознаватель органов внутренних дел на транспорте осуществляет следующие функции: обвинения, расследования, охраны прав и свобод участников уголовного судопроизводства, профилактическую функцию.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *