Утверждена Типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения
Соответствующее Постановление Правительства РФ разработано Минтрудом России в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
В соответствии с федеральным законом статья 275 Трудового кодекса РФ дополнена положением, согласно которому трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждённой Правительством Российской Федерации с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В типовой форме трудового договора подробно излагаются разделы, посвящённые правам и обязанностям руководителя государственного (муниципального) учреждения, правам и обязанностям работодателя, вопросы, связанные с рабочим временем и временем отдыха, оплатой труда и социальными гарантиями. Трудовой договор на основе типовой формы будет заключаться с лицом, претендующим на замещение должности руководителя государственного (муниципального) учреждения. С теми руководителями, которые уже состоят в трудовых отношениях, либо заключается дополнительное соглашение к действующему трудовому договору, либо по соглашению сторон подписывается новый трудовой договор на основе типовой формы, утвержденной данным Постановлением.
Типовая форма трудового договора с руководителями указанных учреждений и обязанность декларирования их доходов обеспечат контроль и прозрачность заработной платы данной категории лиц.
Постановление позволит формализовать и структурировать разделы трудового договора с руководителями государственных (муниципальных) учреждений в целях исключения злоупотреблений и коррупционных факторов при заключении таких договоров.
Социальное партнерство и трудовые отношения
Меняется типовой трудовой договор с руководителями госучреждений
Что случилось
Правительство опубликовало Постановление от 26.07.2018 № 873 «О внесении изменений в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения». Согласно поправкам, главы государственных и муниципальных учреждений будут обязаны контролировать выполнение плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг. Такая обязанность была введена в связи с утверждением Федерального закона от 05.12.2017 № 392-ФЗ, который предусматривает усовершенствование проверки качества условий оказания услуг, предоставляемых организациями из сферы культуры, здравоохранения, образования, социального обслуживания. Поэтому и новые обязанности касаются руководителей учреждений из этих областей.
Кроме того, в обновленной типовой форме трудового договора с руководителем государственного или муниципального учреждения заявлено, что стимулирующие выплаты главе организации будут положены при достижении определенных показателей эффективности. Дополнительно приведена таблица, куда работодатели должны вписывать показатели, критерии их оценки и отчетный период.
Какие именно должны быть указаны показатели и критерии, решает сам работодатель. Хотя на этот счет есть некоторые подсказки:
В то же время в Министерстве труда считают, что для руководителей федеральных учреждений это должно быть:
- выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации);
- показатель роста средней заработной платы работников в отчетном году, по сравнению с предшествующим годом, без учета повышения зарплаты по решению правительства.
Соответствующие поправки включены в Проект Постановления Правительства «О внесении изменения в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений». Ознакомиться с ними можно на едином портале размещения проектов нормативных актов.
Что делать
Поправки в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения вступят в силу в конце октября. Поэтому у работодателей и кадровых специалистов еще есть время подготовиться. В частности, придется подготовить дополнительные соглашения к уже заключенным трудовым договорам, чтобы они соответствовали новым нормам, а затем согласовать их непосредственно с работниками.
Изменение типовой формы договора с руководителем учреждения
Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)
В соответствии с трудовым законодательством трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы (ТФД), утвержденной Правительством РФ еще в 2013 году[1]. Отметим, что положения фактически заключенного договора, не соответствующие типовой форме, могут стать основаниями для претензий контрольных органов[2].
В июле 2018 года в эту форму были внесены изменения, связанные с результатами независимой оценки качества условий оказания услуг и показателями эффективности работы руководителя[3] и вступающие в силу с 29.10.2018. В данной статье рассматриваются некоторые особенности этой типовой формы и ее практическое применение.
Единоличное выполнение прав и обязанностей по руководству учреждением.
В соответствии с ТФД руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью, он самостоятельно руководит деятельностью учреждения согласно законодательству Российской Федерации, субъекта РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления, уставу учреждения, коллективному договору, соглашениям, локальными нормативным актам, своему трудовому договору (за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством РФ к ведению иных органов и должностных лиц).
Однако, как говорится, незаменимых людей у нас нет. Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительных функций по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату (ст. 151 ТК РФ). При этом дополнительная работа по другой профессии может осуществляться путем совмещения профессий (должностей), а по такой же профессии (должности) – путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.
Таким образом, в период отсутствия руководителя исполняющий его обязанности сотрудник может реализовать только те права и обязанности руководителя, которые вменены в его полномочия (например, по приему и увольнению работников, изменению учетной политики, выдаче доверенностей). Это право должно быть оформлено следующим образом:
1) оформляется приказ руководителя о назначении работника на должность в период отсутствия руководителя (подпись работника об ознакомлении с таким приказом свидетельствует о получении его письменного согласия на выполнение дополнительной работы в определенный период);
2) к трудовому договору заключается допсоглашение, в котором указывают возможность реализации тех или иных прав и обязанностей руководителя (дополнительное соглашение не требуется, когда в должностной инструкции работника, замещающего временно отсутствующего руководителя, уже прописаны эти права и обязанности).
Выдача доверенностей.
В соответствии с ТФД руководитель имеет право на выдачу доверенности в том числе главам филиалов и представительств учреждения. Таким образом, например, передаются полномочия на представление сотрудником интересов учреждения в определенных организациях, подписание документов, получение товарно-материальных ценностей. При этом общие правила выдачи и применения доверенностей регулируются гражданским законодательством (гл. 10 ГК РФ).
Конкретный перечень сотрудников, которым передаются полномочия руководителя по выполнению отдельных функций, непосредственно связанных с их должностными обязанностями, должен быть утвержден приказом руководителя. Если требуется выдать доверенность лицу, не названному в приказе, пишут заявление на имя руководителя с обоснованием возникшей необходимости. Обратите внимание на то, что в гражданском законодательстве отсутствуют положения, запрещающие выдавать доверенности лицам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения, поэтому доверенности могут выдаваться не только сотрудникам учреждения.
Форму доверенности учреждение вправе разработать самостоятельно, утвердив ее в учетной политике, или воспользоваться какими-нибудь унифицированными формами доверенностей (при наличии). Однако в соответствии с требованиями гражданского законодательства этот документ должен содержать следующие сведения:
срок действия (любой, но если он не будет указан, то доверенность будет действовать в течение года с момента ее выдачи[4]);
сведения о праве передоверия полномочий (в случае их наличия);
реквизиты учреждения, от имени которого (прямая доверенность) или за которое (в случае передоверия прав и обязанностей) уполномоченное лицо представляет интересы, – полное наименование учреждения, его ИНН/КПП, место нахождения, а также полные Ф. И. О. руководителя;
реквизиты лица, выдавшего и подписавшего доверенность, если это не руководитель учреждения;
реквизиты лица, которому передаются полномочия, – полные Ф. И. О.; паспортные данные (номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);
сведения о доверяемых полномочиях.
Подчеркнем, что печать на доверенности ставить не обязательно. Однако в отдельных случаях в законодательстве прописано дополнительное требование о скреплении доверенности печатью (при ее наличии) – в частности, она требуется на доверенностях для участия в гражданском и арбитражном процессах, а также в исполнительном производстве[5].
Выполнение плановых показателей деятельности учреждения.
Согласно ТФД руководитель обязан обеспечивать достижение всех плановых показателей деятельности учреждения. В первую очередь к таковым относятся показатели установленного для учреждения государственного (муниципального) задания и плана ФХД. Обратите внимание на то, что работодатель (учредитель) может учитывать факт ненадлежащего выполнения этих плановых задач при аттестации, устанавливать зависимость стимулирующих выплат руководителю от исполнения плана и даже применить к нему дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 81 и 192 ТК РФ) в связи с невыполнением учреждением плана.
Передача дел вновь назначенному руководителю учреждения.
В соответствии с ТФД руководитель при расторжении заключенного с ним трудового договора обязан передать дела учреждения своему преемнику в установленном порядке.
Для этого нужно составить передаточный акт, который бывший руководитель подписывает. Требований к форме и содержанию акта закон не устанавливает, поэтому можно оформить его произвольно. Как правило, в акте перечисляют документы и ценности, за хранение которых отвечает непосредственно руководитель. Акт может содержать такие сведения, в частности: Ф. И. О. лиц, сдающих и принимающих дела; период времени, когда уходящий руководитель отвечал за хранение документов; дату и номер распоряжения учредителя, на основании которого проведены прием и передача дел; название и количество переданных документов (дела, папки и др.), за хранение которых отвечал непосредственно руководитель; список документов, которые отсутствуют (утеряны) на момент передачи дел. Акт составляется в двух экземплярах, один должен храниться в учреждении, а второй остается у прежнего руководителя.
Предоставление сведений о доходах и имуществе.
Согласно ТФД руководитель обязан предоставлять работодателю (учредителю) в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные данные в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей[6]. Сведения подаются ежегодно, а правила их предоставления для руководителей и поступающих на должность утверждаются Правительством РФ в отношении федеральных госучреждений, органом государственной власти субъекта РФ – в отношении госучреждений субъекта РФ, органом местного самоуправления – в отношении муниципальных учреждений (абз. 4 ст. 275 ТК РФ).
Отметим, что в разных регионах и муниципальных образованиях эти правила различаются. Например, по требованиям, действующим в г. Муроме (Владимирская область), руководитель муниципального учреждения, обнаруживший, что в предоставленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, вправе представить уточненные данные в течение месяца после окончания срока предоставления подачи информации (30 апреля)[7]. А вот в г. Усолье-Сибирское (Иркутская область) сведения должны быть предоставлены к тому же сроку (30 апреля), но «подчищать» их руководитель муниципального учреждения имеет право до 30 июня[8].
Также отметим, что нередко на практике руководителей учреждений заставляют предоставлять сведения не только о доходах, но и о расходах (например, в г. Усолье-Сибирское), хотя и в трудовом законодательстве, и в типовой форме трудового договора речь идет только о доходах, а контроль расходов установлен исключительно в отношении государственных и муниципальных чиновников, руководителей федеральных учреждений[9].
Продолжение статьи – в следующем номере журнала.
[1] Абзац 3 ст. 275 ТК РФ, типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.
[2] Например, Представление Счетной палаты РФ от 04.03.2015 № ПР 04-20/04-01 «О результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и федерального имущества, выделенных федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Дипломатическая академия МИД России» на оказание образовательных услуг в сфере международных отношений».
[3] Постановление Правительства РФ от 26.07.2018 № 873 «О внесении изменений в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
[4] Часть 1 ст. 186 ГК РФ.
[5] Пункт 3 ст. 53 ГПК РФ, п. 5 ст. 61 АПК РФ, п. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
[6] Также это требование обусловлено нормами федерального антикоррупционного законодательства – п. 3.1 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
[7] Правила представления лицами, претендующими на должность руководителя муниципального учреждения округа Муром, и лицами, замещающими данные должности, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на должность руководителя муниципального учреждения округа Муром и лицами, замещающими данные должности, и Порядок размещения данных сведений на официальном сайте и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования, утв. Постановлением администрации округа Муром от 19.04.2016 № 378.
[8] Порядок предоставления лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское», руководителем муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское» сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. Постановлением администрации г. Усолье-Сибирское от 07.03.2018 № 524.
[9] Подпункты «л» и «м» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Примерный трудовой договор с руководителем учреждения
Трудовой договор (отношения)
Трудовое законодательство Российской Федерации обоснованно определяет руководителя организации в качестве особого вида наемного работника. Причиной такого обособления является специфика трудовой функции руководителя, которая заключается в управлении организацией, а также представлении интересов организации в отношениях с третьими лицами.
В статье рассмотрим особенности трудовых отношений с руководителем организации.
Особенности регулирования труда руководителя организации регламентированы главой 43 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Согласно статье 273 ТК РФ руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Этой же статьей определено, что нормы главы 43 ТК РФ распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:
– руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;
– управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).
Таким образом, нормы главы 43 ТК РФ не распространяются, в частности, на руководителя организации, являющегося единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества. В связи с этим, возникает вопрос, можно ли заключить трудовой договор с таким руководителем? Для того чтобы ответить обратимся к письму Роструда от 6 марта 2013 года № 177-6-1. В письме сказано, что основой нормы статьи 273 ТК РФ является невозможность заключения договора с самим собой, поскольку подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и от имени работодателя не допускается. Аналогичная точка зрения высказана в письме Минздравсоцразвития России от 18 августа 2009 года № 22-2-3199 и в письме Роструда от 28 декабря 2006 года № 2262-6-1.
Отметим, что специалисты Роструда в письме от 6 марта 2013 года № 177-6-1 также разъясняют, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, то есть двухсторонний акт. При отсутствии одной из сторон трудового договора он не может быть заключен.
Таким образом, на отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется.
Единственный участник общества в данной ситуации должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа – директора, генерального директора, президента и так далее. Управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.
Правовые основы регулирования труда руководителя организации
На основании статьи 274 ТК РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключение трудового договора с руководителем
Для начала отметим, что трудовой договор с руководителем организации может быть заключен как на неопределенный, так и на определенный срок (срочный трудовой договор). Если с руководителем заключается срочный трудовой договор, то срок его действия на основании статьи 275 ТК РФ определяется учредительными документами организации или соглашением сторон. Заметим, что срок действия, а также обстоятельства (причины), являющиеся основанием для заключения договора на определенный период, согласно части 2 статьи 57 ТК РФ должны быть указаны в трудовом договоре.
Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое). Об этом сказано в части 2 статьи 275 ТК РФ.
Так, например, в отношении руководителя унитарного предприятия установлено, что он назначается собственником имущества данного предприятия. На это указывает статья 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ). Заметим, что назначение руководителей федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе, что следует из пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (далее – постановление № 234). Порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, условия участия в нем, порядок определения победителя конкурса установлены Положением, утвержденным постановлением № 234. Указанный порядок назначения руководителей не распространяется на федеральные государственные унитарные предприятия, включенные в Перечень, который утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года № 1060-р «Об утверждении перечня федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений».
Единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью (генеральный директор, президент) избирается общим собранием участников общества, если уставом общества решение этого вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (статья 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ)).
Единоличный исполнительный орган акционерного общества (директор, генеральный директор) избирается общим собранием общества, если уставом акционерного общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (статья 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ)).
Следует сказать, что в общем случае трудовой договор с руководителем заключается на основе самостоятельно разработанной формы договора, содержащей все требования, установленные статьей 57 и главой 43 ТК РФ.
Однако трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения согласно части 3 статьи 275 ТК РФ должен заключаться на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отметим, что на сегодняшний день такая типовая форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
Заметим, что федеральное государственное унитарное предприятие для заключения трудового договора с руководителем может взять за основу трудовой договор форма, которого разработана Минэкономразвития России в Приказе от 2 марта 2005 года № 49 «Об утверждении примерного трудового договора с Руководителем федерального государственного унитарного предприятия».
Несмотря на особый статус руководителя организации, при заключении трудового договора необходимо соблюдать требования закона, которые распространяются на всех работников независимо от занимаемой должности.
Статьей 65 ТК РФ установлено, что работник при приеме на работу должен предъявить определенные документы (паспорт, трудовую книжку и другие).
Кроме того, если гражданин поступает (претендует) на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения, он обязан представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. На это указывает часть 4 статьи 275 ТК РФ.
Обратите внимание, что данные сведения принятый на работу руководитель государственного (муниципального) учреждения обязан в дальнейшем представлять ежегодно.
Порядок представления таких сведений утверждается Правительством Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в зависимости от того, в чьем ведении находится учреждение, в которое гражданин поступает на должность руководителя (в которую гражданин, как руководитель, принят на работу).
Обратите внимание, что на сегодняшний день порядок представления гражданином, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 года № 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей».
Работа руководителя организации по совместительству
Согласно статье 276 ТК РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя, но только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).
Так, к примеру, в пункте 3 статьи 69 Закона 208-ФЗ указано, что совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества. Заметим, что совмещение в данном случае на основании статьи 60.1 ТК РФ рассматривается как совместительство, поскольку работа у другого работодателя является одним из признаков внешнего совместительства.
Обратите внимание, что разрешение на работу по совместительству у другого работодателя должно быть закреплено организацией либо в уставе организации, либо в трудовой договоре руководителя, который подписывается уполномоченным на то лицом.
В уставе организации может быть установлен запрет на осуществление оплачиваемой деятельности в других организациях. Например, в силу пункта 2 статьи 21 Закона № 161-ФЗ, руководители унитарного предприятия не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Обратите внимание, что руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.
Материальная ответственность руководителя организации
Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, что следует из статьи 277 ТК РФ. Напомним, что под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (статья 238 ТК РФ).
Обратите внимание, что полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона, поэтому работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с этим лицом условие о полной материальной ответственности или нет. На это указывает пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».
В связи с чем, условие о полной материальной ответственности может быть включено в трудовой договор руководителя в качестве информационного сведения.
Следует отметить, что работодателю нет необходимости дополнительно заключать с руководителем договор о полной индивидуальной материальной ответственности, поскольку его ответственность предусмотрена при выполнении функций единоличного исполнительного органа.
В соответствии с частью 2 статьи 277 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, которые он причинил виновными действиями.
Так, обязанность возмещения убытков, причиненных виновными действиями (бездействием), возлагается, в частности, на единоличный исполнительный орган акционерного общества (статья 71 Закона № 208-ФЗ), единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью (статья 44 Закона № 14-ФЗ).
При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Дополнительные основания для прекращения
трудового договора с руководителем организации
Помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации согласно статье 278 ТК РФ прекращается по следующим основаниям:
1) в связи с отстранением от должности руководителя организации – должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Порядок отстранения руководителя должника от должности регулируется статьей 69 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ).
2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном постановлением № 234.
Обратите внимание, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается:
– с руководителем – беременной женщиной, кроме случая ликвидации организации (часть 1 статьи 261 ТК РФ, пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»);
– с руководителем, относящимся к одной из категорий лиц, перечисленных в части 4 статьи 261 ТК РФ:
– к женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет;
– к одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 66-КГпр14-2);
– к лицам, воспитывающим без матери ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
– к родителям (иным законным представителям ребенка), которые являются единственными кормильцами ребенка в возрасте до 3 лет в семье с тремя и более детьми до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.
Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с указанными лицами только по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 – 8, 10 или 11 части 1 статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 ТК РФ;
– в период временной нетрудоспособности или пребывания руководителя в отпуске, кроме случая ликвидации организации (часть 6 статьи 81 ТК РФ, пункт 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»);
3) по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором. То есть в трудовом договоре можно предусмотреть дополнительные (не предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами) основания. Как правило, в этом случае стороны предусматривают основания, которые непосредственно связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением руководителем организации своих обязанностей. Так, например, в пункте 6.3 примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 2 марта 2005 года № 49, определено, что трудовой договор может быть расторгнут по инициативе Органа исполнительной власти по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде, в том числе в соответствии с пунктом 3 статьи 278 ТК РФ по следующим дополнительным основаниям:
а) невыполнение по вине Руководителя утвержденных в установленном порядке показателей экономической эффективности деятельности предприятия;
б) необеспечение проведения в установленном порядке аудиторских проверок предприятия;
в) невыполнение решений Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти;
г) совершение сделок с имуществом, которые находятся в хозяйственном ведении предприятия, с нарушением требований законодательства и определенной Уставом предприятия специальной правоспособности предприятия;
д) наличие по вине Руководителя на предприятии более чем трехмесячной задолженности по заработной плате;
е) нарушение по вине Руководителя, установленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, требований по охране труда, повлекшее принятие решения суда о ликвидации предприятия или прекращении деятельности его структурного подразделения;
ж) необеспечение использования имущества предприятия, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности предприятия, установленными Уставом предприятия, а также неиспользование по целевому назначению выделенных предприятию бюджетных и внебюджетных средств в течение более чем трех месяцев;
з) разглашение Руководителем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших ему известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
и) нарушение требований законодательства Российской Федерации, а также Устава предприятия в части сообщения сведений о наличии заинтересованности в совершении сделок, в том числе по кругу аффилированных лиц;
к) нарушение установленного законодательством Российской Федерации и пунктом 3.1.3 Приказа № 49 запрета на занятие отдельными видами деятельности;
л)____________(при необходимости указать иные дополнительные основания увольнения).
Отметим, что некоторые примерные формулировки оснований увольнения могут быть использованы при заключении трудового договора не только с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий, но и с руководителями негосударственных организаций.
Гарантии руководителю организации в случае прекращения трудового договора
Согласно статье 279 ТК РФ, если трудовой договор с руководителем организации прекращается в соответствии с пунктом 2 статьи 278 ТК РФ, то при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.
Таким образом, конкретный размер выходного пособия устанавливается в трудовом договоре или дополнительных соглашениях к нему.
Если по пункту 2 статьи 278 ТК РФ увольняются руководители государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, а также руководители государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, то им выплачивается компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка, при условии, что они не совершали виновных действий (бездействия). На это указывает статья 279, части 1, 2 статьи 349.3 ТК РФ.
Досрочное расторжение трудового договора по инициативе руководителя организации
В силу статьи 280 ТК РФ руководитель организации вправе досрочно расторгнуть трудовой договор. В этом случае он должен предупредить об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц. Соответственно, срок предупреждения в таком случае составляет минимум один месяц.
Статья 275 ТК РФ. Заключение трудового договора с руководителем организации
Новая редакция Ст. 275 ТК РФ
В случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.
Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:
лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения — в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации, руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Комментарий к Статье 275 ТК РФ
Статья 275 ТК определяет срочность трудового договора с руководителем организации, как возможное, но необязательное условие.
На основании статьи 59 ТК, положений иных законов может быть установлено правило о заключении с руководителем только срочного трудового договора. В отдельных случаях обязательность заключения срочного трудового договора с руководителем организации устанавливается не только уставом организации или соглашением сторон, но и законом и иными нормативными правовыми актами. Например, ректор высшего учебного заведения может быть избран на должность на срок до пяти лет. Также в отдельных случаях может устанавливаться минимальный срок трудового договора. Так, в соответствии с положениями п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 продолжительность трудового договора с руководителями федеральных государственных предприятий не может быть менее трех лет.
В соответствии с положениями ТК, трудовой договор может быть результатом избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен (ст. 16 ТК).
В ряде случаев могут быть установлены специальные, предваряющие заключение трудового договора процедуры. Федеральным законом от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» предусматривается избрание председателя кооператива общим собранием из числа членов кооператива. В случаях если в кооперативе создан наблюдательный совет, то председатель кооператива утверждается общим собранием членов кооператива по представлению наблюдательного совета.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в пункте 8 статьи 48 определяет, что образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий составляет компетенцию общего собрания, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Если уставом общества это отнесено к компетенции совета директоров, то он образует исполнительный орган общества и досрочно прекращает его полномочия. Трудовой договор от имени общества подписывают председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицо, уполномоченное советом директоров (наблюдательным советом) общества (п. 3 ст. 69). Трудовой договор с директором (генеральным директором) подписывает председательствующий на общем собрании акционеров или лицо, уполномоченное общим собранием, если в акционерном обществе совет директоров не создается.
В обществах с ограниченной ответственностью избрание на должность единоличного исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания участников (п. 4 ч. 2 ст. 33 и п. 1 ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). От имени общества трудовой договор с работником, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается лицом, председательствовавшим на общем собрании его участников, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.
Руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения, на основании положений п. 4 ст. 35 Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и в соответствии с уставом образовательного учреждения, может быть избран коллективом образовательного учреждения либо избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем, избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем, назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето, назначен учредителем, нанят учредителем.
Исключением является то, что в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается. На основании Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п. 3 ст. 12) и Федерального закона «Об образовании», ректор федерального высшего учебного заведения избирается путем тайного голосования на общем собрании (конференции) работников на срок до 5 лет по результатам обсуждения программ претендентов (претендента) на должность ректора или отчета действующего ректора. Порядок выборов конкретизируется уставом учебного заведения, с учетом организационной структуры образовательного учреждения и структуры органов управления, после чего избранная кандидатура утверждается органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение, в соответствии с законодательством РФ. Утверждение в должности ректора частного вуза осуществляется в соответствии с его уставом.
В соответствии с Положением о проведении конкурса, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234, руководители федеральных государственных унитарных предприятий назначаются на должность в результате конкурса, открытого по составу участников.
Процедура подготовки конкурса федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли или сфере управления, выглядит следующим образом:
1. Образуется комиссия по проведению конкурса и утверждается ее состав.
2. Производится публикация информационного сообщения о проведении конкурса.
3. Принимаются заявки от претендентов и ведется их учет.
4. Осуществляется проверка правильности оформления заявок и верности прилагаемых к заявкам документов.
5. По окончании срока приема поступившие заявки с прилагаемыми к ним документами передаются в комиссию.
6. Утверждается перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов.
Комиссия, состоящая из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, может привлекать к работе экспертов с правом совещательного голоса.
Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса. Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов с правом решающего голоса. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании.
Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании членами комиссии, имеющими право решающего голоса. При подписании протоколов мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против».
Не позднее чем за 30 дней до объявленной даты проведения конкурса должно быть опубликовано информационное сообщение о проведении конкурса, где указываются:
б) требования, предъявляемые к претенденту на замещение должности руководителя предприятия;
в) дата и время начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами;
г) адрес места приема заявок и документов;
е) дата, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса;
ж) номера телефонов и местонахождение комиссии;
к) способ уведомления участников конкурса и его победителя об итогах конкурса;
л) иные положения, содержащие требования к претендентам, предусмотренные законодательством РФ;
С момента начала приема заявок комиссия предоставляет каждому претенденту возможность ознакомления с условиями трудового договора, общими сведениями и основными показателями деятельности предприятия.
Для участия в конкурсе претенденты представляют в комиссию в установленный срок заявление, листок по учету кадров, фотографию, заверенные копии трудовой книжки и документов об образовании государственного образца, предложения по программе деятельности предприятия (в запечатанном конверте), а также иные документы, предусмотренные в информационном сообщении.
Конкурс состоит из двух этапов:
— тестовых испытаний (письменно), по перечню вопросов доступному для всеобщего ознакомления;
— изучения предложений по программе деятельности предприятия из числа предложенных участниками конкурса.
После этого в месячный срок федеральный орган исполнительной власти заключает с победителем трудовой договор.
Другой комментарий к Ст. 275 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Комментируемая статья не предусматривает обязательности заключения с руководителем организации срочного трудового договора, что позволяет сделать вывод о том, что трудовой договор может заключаться не только на определенный срок, возможность чего закрепляется положениями ст. 59 ТК РФ (см. комментарий к ней), но и на неопределенный. Вместе с тем на основании ст. 59 ТК РФ положениями иных законов (см., например, п. 3 ст. 17 Федерального закона «О производственных кооперативах») может быть установлено правило о заключении с руководителем только срочного трудового договора. В отдельных случаях обязательность заключения срочного трудового договора с руководителем организации устанавливается не только уставом организации или соглашением сторон, но и законом и иными нормативными правовыми актами. Так, генеральный директор народного предприятия избирается на срок, определенный уставом предприятия, но не более чем на пять лет (см. п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»). Ректор высшего учебного заведения может быть избран на должность также на срок до 5 лет — см. п. 56 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (с изм. на 17 января 2006 г.). В отдельных случаях может устанавливаться минимальный срок трудового договора. Так, в соответствии с положениями п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 (в ред. от 5 октября 2002 г.) продолжительность трудового договора с руководителями федеральных государственных предприятий не может быть менее трех лет.
При решении вопроса об установлении срока трудового договора с директором (генеральным директором, президентом) акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, т.е. в случаях, когда в централизованном порядке не устанавливается обязанность заключения именно срочного трудового договора, целесообразно не закреплять в уставе его конкретного срока, с тем чтобы в дальнейшем коммерческая организация не была связанной излишней регламентацией данного вопроса. Тем не менее при заключении трудового договора с единоличным исполнительным органом — директором, генеральным директором — есть смысл заключать срочный трудовой договор, обусловливая его сроком полномочий наблюдательного совета (совета директоров) или периодом до следующего годового общего собрания акционеров или участников общества с ограниченной ответственностью. Такой подход даст возможность общему собранию общества продлить трудовой договор с руководителем на новый аналогичный срок или расторгнуть его в связи с истечением срока. В случае существенных изменений в составе акционеров, участников общества или в составе коллегиального органа управления обществом, у них будет рационально оформленная законная возможность назначить на должность руководителя лицо, которое в большей степени отвечает требованиям, предъявляемым собственниками организации.
2. В соответствии с положениями ТК РФ трудовой договор может явиться результатом избрания (выборов) на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен (см. ст. 16 ТК РФ и комментарий к ней).
На основании возможностей, предоставляемых Трудовым кодексом, и в связи с особенным правовым статусом руководителя организации законодательством в ряде случаев устанавливаются специальные, предваряющие заключение трудового договора, процедуры. Так, Федеральным законом «О производственных кооперативах» предусматривается, что председатель кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива. Если в кооперативе создан наблюдательный совет, председатель кооператива утверждается общим собранием членов кооператива по представлению наблюдательного совета (см. п. 3 ст. 17 Закона). В соответствии с п. 8 ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий составляют компетенцию общего собрания, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Если уставом общества это отнесено к компетенции совета директоров, то он образует исполнительный орган общества и досрочно прекращает его полномочия (см. п. 9 ст. 65 Закона). Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества (п. 3 ст. 69 Закона). Если в акционерном обществе совет директоров не создается, то трудовой договор с директором (генеральным директором) подписывает председательствующий на общем собрании акционеров или лицо, уполномоченное общим собранием. В обществах с ограниченной ответственностью избрание на должность единоличного исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий отнесены к исключительной компетенции общего собрания участников (см. п. 4 ст. 33 и п. 1 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.
На основании положений п. 4 ст. 35 Федерального закона «Об образовании» (в ред. от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ, с изм. на 6 июля 2006 г.) руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:
1) избран коллективом образовательного учреждения;
2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;
3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;
5) назначен учредителем;
6) нанят учредителем.
При этом установлено одно исключение: в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» уточнил положения Федерального закона «Об образовании», установив (см. п. 3 ст. 12 Закона), что ректор высшего учебного заведения избирается путем тайного голосования на общем собрании (конференции) работников на срок до пяти лет по результатам обсуждения программ претендентов (претендента) на должность ректора или отчета действующего ректора. Уставом высшего учебного заведения порядок выборов конкретизируется с учетом организационной структуры образовательного учреждения и структуры органов управления. Утверждение кандидатуры, избранной на должность ректора государственного учебного заведения, осуществляется органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Утверждение в должности ректора частного вуза осуществляется в соответствии с его уставом.
Руководители федеральных государственных унитарных предприятий назначаются на должность в результате конкурса, проводимого в соответствии со специальным Положением о проведении конкурса (утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 (с изм. и доп. на 23 марта 2006 г.)) (СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3986; 2006. N 13. Ст. 1408). Названным нормативным актом установлено, что конкурс проводится открытым по составу участников.
Федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли или сфере управления:
а) образует комиссию по проведению конкурса и утверждает ее состав;
б) организует публикацию подготовленного комиссией информационного сообщения о проведении конкурса;
в) принимает заявки от претендентов и ведет их учет;
г) проверяет правильность оформления заявок и прилагаемых к ним документов;
д) передает в комиссию по окончании срока приема поступившие заявки с прилагаемыми к ним документами;
е) утверждает перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов.
Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
В состав комиссии входят с правом решающего голоса по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, Министерства государственного имущества Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится предприятие, вправе направить для участия в работе комиссии одного представителя с правом решающего голоса.
К работе комиссии могут привлекаться эксперты с правом совещательного голоса.
Председателем комиссии назначается член комиссии от федерального органа исполнительной власти, заместителем председателя комиссии — член комиссии от Министерства государственного имущества Российской Федерации.
Секретарем комиссии назначается член комиссии от федерального органа исполнительной власти с правом совещательного голоса.
Состав комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти.
В случае, когда присутствие члена комиссии на заседании невозможно по уважительным причинам (болезнь, командировка и т.п.), должна производиться его замена с внесением соответствующего изменения в состав комиссии.
Информационное сообщение о проведении конкурса должно быть опубликовано не позднее чем за 30 дней до объявленной в нем даты проведения конкурса.
Информационное сообщение о проведении конкурса должно включать:
а) наименование, основные характеристики и сведения о местонахождении предприятия;
в) дату и время начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами;
д) перечень документов, подаваемых претендентами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;
е) дату, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса;
з) адрес, по которому претенденты могут ознакомиться с иными сведениями, и порядок ознакомления с этими сведениями;
и) порядок определения победителя;
л) иные положения, содержащие требования к претендентам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
м) основные условия трудового договора.
Для участия в конкурсе претенденты представляют в комиссию в установленный срок следующие документы:
а) заявление, листок по учету кадров, фотографию;
б) заверенные в установленном порядке копии трудовой книжки и документов об образовании государственного образца;
в) предложения по программе деятельности предприятия (в запечатанном конверте);
г) иные документы, предусмотренные в информационном сообщении.
Комиссия не принимает заявок с прилагаемыми к ним документами, если они поступили после истечения срока приема заявок, указанного в информационном сообщении, а также если они представлены без необходимых документов.
Претендент не допускается к участию в конкурсе в случае, если:
а) представленные документы не подтверждают право претендента занимать должность руководителя предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) представлены не все документы по перечню, указанному в информационном сообщении, либо они оформлены ненадлежащим образом, либо не соответствуют условиям конкурса или требованиям законодательства Российской Федерации.
Конкурс проводится в два этапа.
Первый этап проводится в форме тестовых испытаний (письменно).
Комиссия составляет перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов, а также утверждает предельное количество (либо процент) неправильных ответов.
Количество неправильных ответов не может быть более 25%.
Перечень вопросов должен быть доступен для всеобщего ознакомления.
Тест составляется на основе перечня вопросов и должен обеспечивать проверку знания участником конкурса:
а) отраслевой специфики предприятия;
б) основ гражданского, трудового, налогового, банковского законодательства;
в) основ управления предприятием, финансового аудита и планирования;
г) основ маркетинга;
д) основ оценки бизнеса и оценки недвижимости.
Тест должен содержать не менее 50 вопросов.
На втором этапе рассматриваются предложения по программе деятельности предприятия. Комиссия вскрывает запечатанные конверты и определяет наилучшую программу деятельности предприятия из числа предложенных участниками конкурса.
Победителем конкурса признается участник, успешно прошедший тестовые испытания и предложивший, по мнению комиссии, наилучшую программу деятельности предприятия.
Федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке заключает с победителем трудовой договор в месячный срок со дня определения победителя конкурса. При этом необходимо учитывать, что трудовые договоры с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий заключаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством государственного имущества Российской Федерации. Рассмотрение Министерством государственного имущества представленных на согласование трудовых договоров (равно как и изменений в них в последующем) не должно превышать 10 дней со дня поступления в Министерство соответствующих документов (п. 1 Постановления от 16.03.2000 N 234).