Вывод сигналов пожарной сигнализации в пожарную часть
Вывод сигнала о пожаре на пульт 01
Установка, позволяющая заметно снизить риск распространения пожара, минимизировать ущерб от возгорания пожаробезопасности. Система, передающая сигнал о пожаре посредством радиоканала на пульт «01» ЦУС московского главного управления МЧС от приборов пожарной сигнализации, установленных на объектах.
Назначение системы заключается в возможности мгновенной передачи, приема по радиоканалу сигналов о возгораниях в столице на пульт «01» ЦУС главного управления МЧС. Сигналы поступают со всех объектов, где были установлены сигнализации различных типов — техногенные, пожарные, охранные и так далее.
Одно из несомненных достоинств системы — возможность существенно сократить время передачи объективной информации благодаря отсутствию человеческого фактора. В результате снижается время обнаружения случаев возгорания, как следствие, уменьшается время приезда пожарных расчетов, — это, в свою очередь, позволяет снизить риск гибели людей, материальных потерь.
Установка и использование системы позволяет воспользоваться целым списком возможностей:
1. Позволяет принимать сигналы на пульт о пожаре с объектов, на которых установлены любые виды автоматических пожарных сигнализаций, имеющих как цифровые, так и аналоговые выходы, порты RS-232;
2. Проводит статистическую обработку базы данных, что позволяет осуществлять тщательный анализ ситуации в столице;
3. Сортирует сигналы на оперативные и организационно-технические. Передача первых осуществляется на пульт «01», тогда как вторые выдаются оператору.
Информация, которая передается системой, включает в себя определенные данные:
— адрес объекта, с которого посылается сигнал;
— графическое изображение объекта, на котором установлена сработавшая пожарная сигнализация;
— основные технические свойства объекта;
— рекомендации по ликвидации возгорания;
— контроль о вероятных дефектах в пожарной сигнализации, причем вся необходимая информация выводится на операционный пункт, кроме того, запись вносится в базу данных, в сменный журнал.
Принцип работы системы, особенности.
Принцип действия системы достаточно прост и основан на получении сигналов «авария» и «пожар» от приемно-контрольного прибора АПС и передаче сигнала по радиоканалу, соответственно, на пульт «01» Кроме того, благодаря системе удается передавать на пульт сигналы о пожаре, которые посылаются с помощью кнопки ручного вызова пожарной городской охраны.
Аппаратная часть системы стабильно контролирует состояние радиоканала, питающей сети и целостности модуля, так что риски возникновения форс-мажорных ситуаций сведены практически к минимуму.
Единый телефон вызова пожарных и спасателей — 101
Порядок вызова пожарных и спасателей с операторов сотовой связи -112;
Телефон доверия Главного управления МЧС России по
г. Москве +7 (495) 637-22-22
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Вывод сигнала автоматической пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения (ПЦН) «01» и «112»
За период с апреля 2008 года по ноябрь 2017 года системой передачи сообщений «Каланча» в г.Уфа, Салават, Октябрьский спасено более 20 объектов, десятки человеческих жизней, материальных ценностей на сотни миллионов рублей.
Система передачи сообщений «Каланча» имеет соответствующий сертификат и удовлетворяет требованиям законодательства Российской Федерации
Перечень нормативно-правовых актов и нормативных документов, регламентирующих вопросы передачи сигнала о возникновении пожара в подразделения федеральной противопожарной службы.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Национальный стандарт ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний»;
Национальный стандарт ГОСТ Р 56935-2016 «Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112».
Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 443 «Об организации работы по передаче сигнала о возникновении пожара в пожарно-спасательные подразделения без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации».
Филиал фонда пожарной безопасности по Республики Башкортостан совместно с партнерами, разрабатывает, производит и поставляет систему передачи извещений «Каланча».
Система передачи извещений «Каланча» (далее СПИ), состоит из мониторинговой станции «OWL Сервер» (сервер сбора информации с приборов передачи тревожного извещения «Каланча») и оконечных объектовых приборов «Каланча» (далее ПОО «Каланча»).
Мониторинговая станция представляет собой ПЭВМ с установленным пакетом соответствующего программного обеспечения и предназначена для сбора, хранения и отображения информации, поступающей с ПОО «Каланча».
ПОО «Каланча» представляет собой конструктивно выполненный прибор в закрытом пластмассовом корпусе с выносной антенной и светодиодными индикаторами.
В качестве каналов связи используются проводные каналы связи, каналы GSM/GPRS и Ethernet.
СПИ «Каланча» обеспечивает выполнение следующих функций:
— передачу от ПОО на ПЭВМ по линии/линиям связи тревожных извещений, неисправностях, регистрируемых приемно-контрольными приборами и иными средствами охранно-пожарной автоматики объекта, взаимодействующими с ПОО, а также извещения о неисправности линий связи между ПОО и ПЭВМ;
— автоматический контроль исправности линий связи между ПЭВМ и ПОО и отображение информации о нарушении связи на ПЭВМ и ПОО посредством световой индикации и звуковой сигнализации;
— возможность передачи извещений от ПОО на ПЭВМ по резервному маршруту.
ПОО «Каланча» предназначен для контроля 8-ми шлейфов сигнализации (далее ШС), управления внешними светозвуковыми оповещателями, формирования и передачи сигналов о пожаре на ПЭВМ организаций, осуществляющих централизованную охрану и мониторинг объектов (объектов муниципальной собственности, офисов, квартир, загородных домов, гаражей, банкоматов и т.п.) посредством GSM/GPRS и Ethernet каналов.
Все ШС имеют аналогичные параметры и являются программируемыми с возможностью изменения параметров и тактики контроля.
ПОО «Каланча» имеет два слота под SIM-карты операторов сотовой связи (ОСС), разъем RJ-45 для подключения к локально-вычислительной сети, а также возможность работы на один из двух статических IP-адресов ПЭВМ (резервирование канала связи).
Организация передачи сообщений по проводным Ethernet каналам осуществляется с помощью дополнительного модуля расширения, подключаемого по линии RS-485.
Основной и резервные каналы задаются при конфигурировании ПОО.
Переключение между основным и резервными каналами происходит автоматически по заданному в конфигурации алгоритму. При работе ПОО на основном канале проверка и поиск резервного канала выполняется автоматически. В случае наличия радиопомехи (глушения) GSM/GPRS канала данное событие регистрируется и передается на мониторинговую станцию по проводным каналам Ethernet.
Все сообщения передаются кодировкой открытого протокола ContactID с дополнительными данными, содержащими сведения о работе оборудования, без изменения адресного назначения сработавшего извещателя.
ПОО «Каланча» имеет свой собственный идентификатор (ID прибора) для авторизации на ПЭВМ. Все сообщения воспринимаются ПЭВМ только после подтверждения авторизации от сервера.
Все события и прием сигналов от ППКП регистрируются и хранятся в энергонезависимой памяти ПОО (буфере событий) ёмкостью не менее 1024 события. Организация памяти буфера событий строится по принципу FIFO (первый вошел – первый вышел).
ПОО «Каланча» имеет три силовых выхода с защитой от короткого замыкания типа «Открытый коллектор» для подключения сирены и двух внешних световых оповещателей «Охрана» или «Пожар». Также имеются два сигнальных реле для подключения внешних исполнительных устройств.
Прибор оснащен датчиком вскрытия корпуса – «тампер», внутренним звуковым оповещателем – «зуммером» и дополнительным входом для контроля наличия питающей сети.
ПОО «Каланча» обеспечивает питание по ШС пожарных оптико-электронных извещателей типа «ДИП».
Прибор передачи тревожного извещения ПОО «Каланча» является основным прибором в системе передачи извещения о нештатной ситуации на объекте, поскольку он связан с сервером сбора информации с приборов передачи тревожного извещения «Каланча» («OWL Сервер»), который дает команду на вывод видеоизображения с видеокамер объекта для отображения его на видео-стену в Службе «01» и информационно-диспетчерском центре «Служба спасения 112» г. Уфа.
Электропитание объектовых приборов (ПОО «Каланча») осуществляется от сети переменного тока 220В через резервированные источники питания. Переход на резервированные источники питания происходит автоматически при пропадании основного питания, при этом на пульт дежурного выводится сообщение о потере напряжения в сети 220В.
Основное питание – сеть 220 В, 50 Гц;
Резервный источник – аккумуляторная батарея 12 В, 7 А/час.
В случае полного отключения напряжения 220В, аккумуляторные батареи позволяют работать оборудованию в течение 24 часов в дежурном режиме и 3 часа в режиме тревоги.
Для подключения автоматической пожарной сигнализации к ПЦН «01» и «112» необходимо представить:
— обращение объекта в ФГКУ «22 отряд ФПС по РБ» с указанием обеспечения подключения АПС к прибору пультового оборудования «Каланча»
После оформления Акта ввода в эксплуатацию вывода сигнала и его регистрации службой «01» осуществляется реагирование со стороны противопожарных подразделений по сигналу от пультового оборудования «Каланча»
© 2013-2020 Уфимский филиал ФПРБ
Охранно-пожарная безопасность
и системы видеонаблюдения
ООО «Сервис безопасности»
ООО «Сервис-безопасности», тел.: (8332) 37-58-58, 37-67-76 факс: (8332) 37-58-58, добавочный 4. Электроная почта: [email protected]
Вывод сигналов пожарной сигнализации в пожарную часть
Вывод сигналов пожарной сигнализации в пожарную часть
С 13.07.2014 года вступили в законную силу изменения в ст.83 п.7 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ФЗ-117 от 10.07.2012г. «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ») — Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 — с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Под указанные объекты попадают следующие категории:
Ф1.1 — здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений;
Ф1.2 — гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
Ф4.1 — здания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
Ф4.2 — здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Данные требования распространяются и на объекты защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Сотрудники ОНД (отдел надзорной деятельности), осуществляя контроль за выполнением федерального закона №123 выдают обязательные для исполнения предписания, в которых для зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, требуют осуществить дублирование сигналов пожарной сигнализации в ближайшую ПЧ.
Как правильно выполнить данное предписание? Попробуем разобраться.
В ч.7 ст.83 четко указано, что дублирование сигналов на пульт пожарной охраны должно осуществляться без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации. Это значит, что нельзя транслировать сигналы пожарной сигнализации по радиоканалам связи стандарта GSM. Так как в этом случае при трансляции сигналов будет участвовать организация, оказывающая услуги передачи сигналов по каналу связи стандарта GSM. Таким образом, установка оборудования, осуществляющая передачу сигналов в пожарную часть по каналу GSM, на объектах класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 в городской черте типа «Тандем» не является выполнением ч.7 ст.83 закона №123.
Для выполнения требования ч.7 ст.83 закона №123 была разработана федеральная программа. Суть программы следующая: государство заключило контракт с заводом ЗАО «Аргус-Спектр» о производстве программно аппаратного комплекса (далее ПАК) «Стрелец-Мониторинг».
Для каждого региона Российской Федерации выделяются определенные частотные диапазоны. Далее МЧС России либо самостоятельно ведет закупку пультового оборудования и установку в пожарную часть, либо заключает договора на данный вид работ с организациями, которые аккредитованы заводом-изготовителем ЗАО «Аргус-СПЕКТР».
Установить ПАК «Стрелец-Мониторинг» на самом объекте имеет право любая организация имеющая лицензию на данный вид деятельности.
Далее Заказчик (школа, больница и т.д.) в лице директора, главврача и т.п., получив предписание, посылает письменный запрос на вывод сигналов АУПС в подразделение ФПС (в зоне ответственности которого находится объект защиты) на имя начальника ФПС. Начальник ФПС решает организацию вопроса трансляции сигналов пожарной сигнализации с объекта в ФПС на безвозмездной основе.
Решение на подключение, отключение объектов защиты к пожарному пульту, расположенном в пожарной части осуществляется в соответствии с разработанным ГУ МЧС России по Кировской области регламентом.
ООО «Сервис безопасности» предлагает помощь сбора пакета необходимых документов для подачи заявления по выводу сигналов АУПС в пожарную часть в соответствии с разработанным регламентом. Также ООО «Сервис безопасности» предлагает услуги по установке объектового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг» на территории Кировской области.
Таким образом, монтаж и техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» на объекте защиты может любая организация имеющая лицензию на данный вид работ. Контролировать трансляцию сигналов от ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленного на объекте до пожарного пульта, установленного в подразделении ФПС, должно сотрудники ФПС МЧС России.
Приложение N 2. Заявление на вывод сигнала о пожаре в подразделение пожарной охраны
См. данную форму в редакторе MS-Word
к Приказу Главного управления МЧС
России по Красноярскому краю
от 7 мая 2014 г. N 380
Государственная собственность Муниципальная собственность Частная собственность
Собственность общественных и религиозных организаций или объединений
Собственность профессиональных союзов Смешанная собственность
Другие виды собственности в соответствии с позициям ОКФС
Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (органы исполнительной власти РФ). Министерства, департаменты, комитеты, агентства, управления, службы, инспекции органов исполнительной власти субъекта РФ.
Краткая характеристика здания
Этажность, огнестойкость, материал стен и т.д.
Количество зданий, сооружений и других строений входящих в объект защиты.
Сведения о системах АПС, оповещения и управления эвакуацией, тип (проводная, беспроводная, по радиоканалу МЧС), базовая конфигурация системы.
Наличие и местонахождение на объекте людей в ночное время.
1. Внутреннее противопожарное водоснабжение.
2. Наружное противопожарное водоснабжение.
3. Наличие прямой телефонной связи с подразделением пожарной охраны.
4. Краткая характеристика конструктивно-планировочных решений, строительных конструкций и путей эвакуации.
5. Обеспеченность учреждения средствами индивидуальной защиты и средствами эвакуации маломобильных пациентов.
6. Расстояние до ближайшего подразделения пожарной охраны
Телефон и ФИО ответственных лиц
Телефон ответственного за АПС
Наименование, телефон организации обслуживающей АПС с указанием ФИО лица, ответственного за объект защиты
Телефон монтажной организации
Наименование, телефон организации осуществившей монтаж
Телефон аккредитованной организации осуществляющей ТО
Наименование, телефон организации обслуживающей с указанием ФИО лица, ответственного за объект защиты (при наличии)
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Решение № 2А-1450/2017 2А-1450/2017
М-1748/2017 М-1748/2017 от 17 августа 2017 г. по делу № 2А-1450/2017
Именем Российской Федерации
17 августа 2017 года
Первомайский районный суд .
в составе председательствующего судьи Сосновской О.В.,
при секретаре Егоровой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в . административное дело по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа . . к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бездействий по . к государственному инспектору . по пожарному надзору ГУ МЧС России по . Пензину ВА о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от . .
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа . . обратилось в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бездействий по . о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от . . В обосновании заявленных требований указало на то, что в соответствии с распоряжением от . . подписанным заместителем главного государственного инспектора . по пожарному надзору Захаркиным С.П., должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы . УНД и ПР ГУ МЧС России по . Пензиным В.А. проведена внеплановая выездная проверка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа . . В предмет проверки входило обследование автоматической установки пожарной сигнализации на данном объекте защиты МБОУ СОШ . . в части обеспечения подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал орган. В предписании указано, что система пожарной сигнализации школы не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Сигнал о срабатывании пожарной сигнализации поступает в муниципальную пожарную часть . которая не является подразделением Федеральной противопожарной службы МЧС России. В соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований на тушение пожаров МБОУ СОШ . . не относится к зоне ответственности муниципальной пожарной части . Затем сигнал передается в ЕДДС . МКУ «Управление по делам ГО ЧС . », которое не является подразделением пожарной охраны. После этого по телефону сигнал перенаправляется в службу оперативного обеспечения ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по . », которое является подразделением федеральной противопожарной службы МЧС России. В нарушение требований ч.7 ст.83 ФЗ . -Фз от . «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в существующем механизме передачи сигнала присутствует «посредник» в лице ЕДДС . МКУ «Управлении по делам ГО ЧС . » и муниципальной пожарной часть . Административный истец считает данное предписание незаконным, поскольку в действительности нарушений требований ч.7 ст. 83 Федерального закона . -Ф3 от . Ф3-. не допущено. В части 7 ст. 83 данного закона указано, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 — с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Учреждение оборудовано сертифицированным оборудованием, обеспечивающим незамедлительную передачу сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников. Просило признать незаконным предписание . от . и отменить его.
Определением Первомайского районного суда . . к участию в деле в качестве соответчика привлечен государственный инспектор . по пожарному надзору ГУ МЧС России по . Пензин В.А. и заинтересованным лицом заместитель главного государственного инспектора . по пожарному надзору Захаркин С.П.
Представитель административного истца Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа . . в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бездействий по . в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Соответчик — государственный инспектор . по пожарному надзору ГУ МЧС России по . Пензин В.А., а также заинтересованное лицо заместитель главного государственного инспектора . по пожарному надзору Захаркин С.П. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Изучив материалы административного дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как устанавливает Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства (преамбула); пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй статьи 1); противопожарный режим включает в себя, среди прочего, порядок содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов; при этом федеральный государственный пожарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, он осуществляется посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты (абзацы четвертый, шестой, двенадцатый статьи 1).
В соответствии со ст. (ред. от 26.07.2020) > «О газоснабжении в Российской Федерации» > Глава II. Основы государственного регулирования газоснабжения в Российской Федерации > Статья 6. Единая система газоснабжения’ target=’_blank’>6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора . по пожарному надзору Захаркина С.П. . от . должностными лицами Главного управления МЧС России по . проведена внеплановая выездная проверка по вопросам выполнения требований пожарной безопасности, установленных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, в отношении МБОУ СОШ . расположенного по адресу: . Период проведения проверки установлен с . по .
Проверка проводилась должностным лицом ГУ МЧС России по . — государственным инспектором . по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы . УНД и ПР . ГУ МЧС России по . Пензиным В.А. Результаты проверки оформлены актом проверки от . .
По итогам проверки должностным лицом ГУ МЧС России по . образовательному учреждению «СОШ . . » выдано предписание . от . которым на данное МБОУ возложена обязанность по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушений установлен до .
Исходя из вышеуказанных требований норм материального права, учитывая, что предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица органов государственного пожарного надзора, содержащий властное решение, требование, влекущее правовые последствия для субъекта, которому данное предписание выдано, он может быть оспорено в порядке главы 22 КАС РФ.
Как следует из устава, МБОУ СОШ . . является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, которое осуществляет образовательную деятельность от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, и, как следствие, несет соответствующие обязанности.
Осуществление образовательной деятельности с нарушением законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации. В связи с этим при осуществлении своей деятельности МБОУ СОШ . . обязано соблюдать требования законодательства, в том числе положения, устанавливающие требования пожарной безопасности.
Часть 1 статьи (ред. от 02.08.2020) > «О племенном животноводстве» > Глава II. Основы экономической деятельности в области племенного животноводства > Статья 6. Право собственности на племенную продукцию (материал)’ target=’_blank’>6 Федерального закона от . N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно абз. 4 и 5 ст. (ред. от 26.07.2020) > «О пожарной безопасности» > Глава I. Общие положения > Статья 1. Основные понятия’ target=’_blank’>1 Федерального закона от . N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности (абзац 4), нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).
В акте проверки и оспариваемом предписании указано, что система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Сигнал о срабатывании пожарной сигнализации поступает в Муниципальную пожарную часть . которая не является подразделением федеральной противопожарной службы МЧС России. В соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований на тушение пожаров МБОУ «СОШ . . » не относится к зоне ответственности Муниципальной пожарной части . Затем сигнал передается в ЕДДС . МКУ «Управление по делам ГОЧС . », которое вообще не является подразделением пожарной охраны. После этого по телефону сигнал перенаправляется в Службу оперативного обеспечения (диспетчерской связи) ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по . », которое является подразделением федеральной противопожарной службы МЧС России. В нарушение требований части 7 статьи 83 Федерального закона . -Ф3 от . Ф3-. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в существующем механизме передачи сигнала присутствует «посредник» в лице ЕДДС . МКУ «Управление по делам ГОЧС . » и Муниципальной пожарной части . Указано на нарушение положений п.7 статьи 83 Федерального закона . -Ф3 от . Ф3-. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. (ред. от 26.07.2020) > «О пожарной безопасности» > Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности > Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ’ target=’_blank’>22, (ред. от 26.07.2020) > «О пожарной безопасности» > Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности > Статья 22.2. Пожарно-спасательные гарнизоны’ target=’_blank’>22.2 Федерального закона от . N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.14.4 СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утв. Приказом МЧС России от . N 175; п.2.1.9 Приказа МЧС России от . N 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; Приказа МЧС России от . N 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны»; п.15 Постановления Правительства РФ от . N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; п.4.1, 4.2, 5.1, 5.2 ГОСТ Р 56935-2016 «Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», утв. Приказом Росстандарта от . N 447-ст «Об утверждении национального стандарта», письмо прокуратуры . от . . и от . . При этом, в соответствии со ст. (ред. от 26.07.2020) > «О пожарной безопасности» > Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности > Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности’ target=’_blank’>20 Федерального закона № 69-ФЗ от . «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, письма прокуратуры, вопреки утверждениям должностного лица ГУ МЧС РФ по . Пензина В.А., к таковым не относятся.
Согласно ст. (ред. от 26.07.2020) > «О пожарной безопасности» > Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности > Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ’ target=’_blank’>22 и (ред. от 26.07.2020) > «О пожарной безопасности» > Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности > Статья 22.2. Пожарно-спасательные гарнизоны’ target=’_blank’>22.2 Федерального закона № 69-ФЗ от . «О пожарной безопасности», на нарушение которых указано в предписании, тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
При тушении пожаров с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.
Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и телефонный номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи (ст.22).
Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее — подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.
Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.
В территориальные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.
В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.
Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях (ст.22.2).
Пункт 15 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определено, что координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.
В п.2.1.9 Приказа МЧС России от 05.05.2008 N 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» указано, что выезд подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ согласно Расписанию выезда производится: при поступлении сообщения о пожаре или необходимости проведения аварийно-спасательных работ по средствам связи; при поступлении сообщения о пожаре или необходимости проведения аварийно-спасательных работ в устной форме; по внешним признакам; при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.
Согласно п. 14.4. «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175) на объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009. При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме. На других объектах при наличии технической возможности рекомендуется осуществлять дублирование сигналов автоматической пожарной сигнализации о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме. При этом должны обеспечиваться мероприятия по повышению достоверности извещения о пожаре, например, передача извещений «Внимание», «Пожар» и др.
Между тем, суд не усматривает нарушений вышеперечисленных требований пожарной безопасности при эксплуатаций здания, в котором располагается образовательное учреждение.
Так, из материалов дела следует и подтверждается договорами, сертификатом соответствия, письмом генерального директора ООО «Чернобылец плюс» от . что МБОУ СОШ . . расположенное по адресу: . оснащено системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системой дублирования сигнала о срабатывании пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны, на данном объекте используется сертифицированное оборудование «Протон». Сигнал о срабатывании пожарной сигнализации действительно поступает в Муниципальную пожарную часть . сигнал передается в ЕДДС . МКУ «Управление по делам ГОЧС . », затем сигнал направляется в Службу оперативного обеспечения (диспетчерской связи) ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по . ». Данный порядок работы системы пожарной сигнализации, вопреки предписанию, не противоречит требованиям законодательства.
В соответствии со ст. (ред. от 26.07.2020) > «О пожарной безопасности» > Глава II. Пожарная охрана > Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны’ target=’_blank’>4 Федерального закона от . № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется, на государственную противопожарную службу; муниципальную, ведомственную, частную и добровольную пожарную охрану.
Согласно п.п. 8.1, п.1, ст. 16.1 Федерального закона от . № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.
Постановлением Главы администрации . от . . «О создании подразделения муниципальной пожарной охраны . » Управлению по делам ГО ЧС . постановлено создать подразделение муниципальной пожарной охраны .
Согласно Положению о подразделении муниципальной пожарной охраны . утвержденному Постановлением Главы администрации . от . . Муниципальная пожарная часть . создана и функционирует в целях защиты жизни и здоровья людей, осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории . и в пределах границ обслуживания, определенных Расписанием выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в городе Пензе, согласованным с начальником Главного управления МЧС России по . начальником специального подразделения ФПС, дислоцированного на территории . с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории . и утвержденного главой . а также проведения работы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах .
Действующими в настоящее время Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от . N 390 «О противопожарном режиме», обязанность прямой подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара в ближайшее подразделение Федеральной противопожарной службы МЧС России, не предусмотрена, она предусматривалась ранее Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утратившими силу с . В настоящее время подача светового и звукового сигналов о возникновении пожара обеспечивается в соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от . . «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Часть 7 статьи 83 Федерального закона от . . «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 — с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Согласно разъяснениям, данным и.о. директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Р.Ш. Еникеевым в письме от . . дублирование сигналов на пульт подразделений пожарной охраны может предусматриваться любым доступным способом, исключающим влияние «человеческого фактора», то есть без участия персонала объекта. При этом могут быть применены различные средства связи и оборудование, обеспечивающие эффективное дублирование сигнала и удовлетворяющие требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.
Как следует из письма генерального директора ООО «Чернобылец плюс» от . оборудование, установленное в данном учреждении обеспечивает передачу сигналов срабатывания автоматической пожарной сигнализации (АПС) на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта. Актом проверки от . работоспособности пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре с дублированием сигналов на пульт пожарной охраны (пожарный мониторинг), проверки комплекса двухсторонней связи с диспетчером ЕДДС, проведенной с участием ООО «Чернобылец плюс», с которым у МБОУ заключен договор технического обслуживания, установлено, что система находится в рабочем состоянии. При «обрыве» шлейфа пожарной сигнализации выдается звуковой сигнал и включается речевое оповещение людей о пожаре. В момент срабатывания пожарной сигнализации извещение о пожаре передается в подразделение пожарной охраны без участия персонала объекта. Исправность работы системы пожарной сигнализации образовательного учреждения также подтверждается справкой о результатах готовности образовательной организации к 2016-2017 году. В составе комиссии присутствовал также представитель пожарного надзора инспектор Морозов О.А.
Таким образом, вывод ГУ МЧС России по . о нарушении образовательным учреждением положений ч.7 ст. 83 Федерального закона от . . «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не нашел своего подтверждения, напротив, в судебном заседании установлено, что МБОУ оснащено сертифицированным оборудованием, обеспечивающим передачу сигналов срабатывания автоматической пожарной сигнализации (АПС) на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта, что соответствует указанным положениям закона.
Поскольку нарушений требований пожарной безопасности образовательным учреждением не допущено, то предписание . от . выданное административному истцу государственным инспектором . по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы . УНД и ПР . ГУ МЧС России по . Пензиным В.А., возлагающее на МБОУ обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, то есть нарушающее права и законные интересы последнего, не соответствует положениям ст. (ред. от 26.07.2020) > «О газоснабжении в Российской Федерации» > Глава II. Основы государственного регулирования газоснабжения в Российской Федерации > Статья 6. Единая система газоснабжения’ target=’_blank’>6 Федерального закона от . N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» о выдаче предписаний в случаях выявления нарушений требований пожарной безопасности, вследствие чего является незаконным и подлежит отмене, административный иск подлежит удовлетворению.
Административный иск Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа . . к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бездействий по . к государственному инспектору . по пожарному надзору ГУ МЧС России по . Пензину ВА о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от . . удовлетворить.
Признать незаконным предписание . от . выданное муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа . . » государственным инспектором . по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы . УНД и ПР . ГУ МЧС России по . Пензиным В.А. об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд . в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2017 года.
Ринат Еникеев: Пожар не пройдет
Пожарная безопасность в быту
Федор Смольянинов из Тамбова. Весной по радио слышал, что жечь мусор рядом с частным домом можно на расстоянии не меньше 50 метров. С наступлением осени соседи стали сжигать сухую траву и листья у себя на садовом участке. Из-за дыма дышать просто нечем. Страшно, ведь они могут не уследить за костром, и огонь перекинется на постройки. На мои просьбы потушить огонь, не реагируют. Что мне делать в таких ситуациях, звонить инспектору или участковому? Какие меры они могут принять? И есть ли конкретные примеры штрафов?
Ринат Еникеев: Конкретных примеров много. Если мы говорим о горении сухой травянистой растительности, уничтожении сухой травы, то около 15 тысяч правонарушителей были оштрафованы только за этот летний сезон, не считая осенний. Это и главы округов местного самоуправления, и граждане, и юридические лица — организации, среди которых есть и фермерские хозяйства. Мы их привлекаем к административной ответственности, предупреждаем, если не понимают, то применяем штрафные санкции. Скажем так, справляемся с этой проблемой, как подтверждение — сокращается количество лесных пожаров и возгораний строений из-за пала сухой травы.
Что касается норматива в 50 метров, то он действительно есть. Но здесь мы уже уходим из полей в сторону населенного пункта. Естественно, если 49, 48 метров и меньше будет от жилого объекта до очага горения, это уже будет состав правонарушения, и нарушитель может подвергнуться мерам административного воздействия. Таких случаев тоже у нас много. Их в черте городской застройки порядка 700-800 фиксируется ежегодно.
Но, все-таки особое внимание мы уделяем в этом вопросе территориям, прилегающим к населенным пунктам — дачным участкам, деревням, поселкам, где расположены частные дома. Правда, меры воздействия здесь — не самоцель. Больше все-таки надо говорить о культуре безопасности людей. Объяснять им следует, как нужно правильно сжигать, как действовать в условиях противопожарного режима. Я, например, на своем участке только в металлической бочке сжигаю мусор. Если абсолютно безветренная погода, дым оседает, я не буду жечь траву. Потому что буду досаждать соседям тогда, да и себе в том числе, вдыхая этот неприятный запах. Если же спокойный ветер, до 5 метров в секунду, сжигаю сухую траву, мусор, порубочные остатки, но под присмотром, и лучше всего в металлической бочке. То есть в емкости, препятствующей распространению огня и выпадения продуктов сжигания.
Согласно приказу № 26 МЧС России «О порядке сжигания сухой травянистой растительности и разведения костров», на приусадебном участке вы вправе сжигать траву и мусор, но только в установленном порядке. Я предлагаю всем садоводам и всем гражданам руководствоваться этими нормативами.
Ринат Шамилевич, беспокоит Татьяна Ефимова из Москвы. Неоднократно обнаруживала на своем балконе окурки, которые бросают жильцы с верхних этажей. Писала объявления в подъезде. Не помогло, все повторяется. Что делать в такой ситуации, куда обращаться?
Ринат Еникеев: Подобные действия можно квалифицировать как нарушение требований пожарной безопасности. Поэтому следует обратиться в органы государственного надзора МЧС России. Одновременно можно обратиться к участковому, он тоже должен отреагировать. Я бы посоветовал узнать контакты ваших участковых сотрудника полиции и сотрудника надзорной деятельности и профилактической работы. Не все знают, что есть по каждому району и ответственный сотрудник по линии безопасности МЧС. Ему можно позвонить и рассказать о вашем случае. Инспектор обязан зарегистрировать обращение в журнале учета сообщений о происшествиях и отработать его. Мы принимаем такие заявления, стараемся оперативно реагировать на них. То же самое касается петард и пиротехнических изделий, которые взрывают рядом с балконами и беспокоят граждан.
Владимир Кравченко из Костромы. Посещая родственников в корпусе стационара отделения хирургии глаза 13 сентября 2017 года, я почувствовал запах гари и нажал кнопку с надписью «нажать при пожаре». И никаких действий не произошло. Сирены не завыли, из колонок ничего не донеслось, хотя они висят по коридору. Сказал медсестрам, что есть запах гари и надо что-то предпринять, на что они ответили, что это пригорела еда в микроволновке. На вопрос, почему не сработала сигнализация, сказали, что она уже давно не работает. Как такое возможно в медицинском заведении с лежачими больными? Спускаясь вниз, я на каждом этаже нажимал кнопку извещения о пожаре, но так ничего и не произошло.
Ринат Еникеев: Больницы относятся к объектам с высоким риском пожарной опасности. Мы обязательно проверяем их раз в три года. Проводим ежегодно и профилактические мероприятия, плотно работаем с руководством этих учреждений.
Работа всех противопожарных систем таких объектов сегодня находится на особом контроле. Я могу допустить, что на тот момент, когда Владимир нажимал кнопку, система была в неработоспособном состоянии, но это может быть только во время ремонта или технического обслуживания. Но хочу заметить, когда человек приводит в действие ручной извещатель, сигнализация не срабатывает, а сигнал идет на пульт. Я также допускаю, что сигнал пришел к сотруднику, он позвонил в больницу и спросил у дежурной сестры, что у них случилось. А та ему сказала, что ничего не произошло. В этой связи я выражаю уверенность в том, что в этой больнице с работой систем все нормально.
Вдогонку по теме больниц еще вопрос от читателя нашей газеты, пришедший по электронной почте. Он спрашивает, запрещено ли в палате пользоваться кипятильником. Правомерны ли действия персонала больницы, запрещающие подобный электроприбор?
Ринат Еникеев: Если режим больницы запрещает вам пользоваться кипятильником, то это решение руководства, отношения пациента и администрации. Мы запретить пользоваться прибором заводского изготовления в быту, в больнице, к примеру, не можем. А вот дирекция может запретить своими правилами, опасаясь возникновения пожаров. Но за пользование кипятильником мы не придем и не оштрафуем. А вот пользоваться неисправным электронагревательным прибором — это уже противоправное действие. И здесь уже должен работать федеральный надзор.
Лариса Соколова, Московская область, город Железнодорожный. Вопрос по огнетушителям. Недавно в телевизионной передаче проводили проверку огнетушителей, которые продаются в специализированных магазинах. Оказалось, что 70 процентов приобретенных и испытанных образцов порошковых огнетушителей нерабочие. И даже при небольшом пожаре огонь потушить будет невозможно. Знаете ли вы об этой ситуации? И как узнать, исправлен ли огнетушитель, который я приобретаю для защиты своего дома?
Ринат Еникеев: Продажей огнетушителей занимаются предприятия малого бизнеса. Сразу хочу отметить, что для них действуют надзорные каникулы, то есть провести проверку мы не можем. Но это не означает, что надзорные органы самоустранились от этой работы. Когда у нас есть информация или заявление физических и юридических лиц, то мы готовим соответствующие материалы и обращаемся в прокуратуру за разрешением на проверку. Если разрешение дают, мы выходим на этот объект, изымаем образцы, делаем экспертизу и в случае подтверждения того, что имеем дело с контрафактной продукцией, возбуждаем дело об административном правонарушении и применяем санкции вплоть до конфискации продукции.
Еще часто люди интересуются о том, как узнать исправен ли огнетушитель. Обязательно на каждое устройство должен быть паспорт. Если вы берете для квартиры или загородного дома, то есть будете пользоваться им в быту, я бы рекомендовал приобрести углекислотный огнетушитель. Им можно тушить электроустановки до тысячи вольт, также он не портит мебель. Но углекислота не любит тряски, поэтому для автомобиля лучше взять порошковый огнетушитель. Сегодня большой перечень первичных средств пожаротушения — водоэмульсионные, хладоновые, газовые. Выбор за вами.
Рустам спрашивает, когда все-таки решат проблемы с парковками во дворах жилых многоквартирных высотных домов? Не проехать пожарной машине к жилому дому из-за плотно заставленных автомобилей во дворах. Он сам пожарный и пишет, что порой хочется выть на луну оттого, что творится во дворах.
Ринат Еникеев: Тема острая, особенно для мегаполисов. К примеру, Владивосток — самый крупный город, где на душу населения приходится по 3-4 автомобиля. В Москве проживает более 12 миллионов человек. Поэтому проблема парковок, она понятна. Но сегодня комплекс мер по реализации и выполнению требований противопожарных нормативов лежит на органах исполнительной власти регионов, которые должны предпринимать соответствующие меры. Например, московские власти организуют парковки-перехваты, делают разметки в виде красок перед зданиями с выделенным местом для стоянки пожарной техники.
С другой стороны, если человеку негде ставить машину, то даже под угрозой штрафов он все равно поставит ее около дома. Этот вопрос нужно решать не с каждым автовладельцем, а комплексно: градостроительными проектами, программами перспективного развития территорий.
На какой риск ориентироваться?
Добрый день, меня зовут Руслан, я из Химок. Я слышал, что риск-ориентированный подход предполагает уменьшение количества проверок в отношении предпринимателей. Не ставит ли это под угрозу пожарную безопасность организаций, а также лично безопасность сотрудников?
Ринат Еникеев: Это не ставит под угрозу, по крайней мере, пока не поставило под угрозу. Наша риск-ориентированная модель была разработана не просто в стенах министерства, над ней работали научно-исследовательские институты, наши университеты, академии. Были использованы научные методы в этой работе, поэтому сегодняшняя модель себя оправдывает. Естественно, необходимо ее движение вперед. У нас динамические показатели есть, если объект горел, он на следующий год автоматом переносится в более высокую категорию риска. Это все урегулировано нормами 806 постановления правительства РФ. Сегодняшняя модель позволяет нам обеспечивать безопасность людей на объектах и территориях. И мы справляемся с этим. Статистика это подтверждает.
Добрый день, меня зовут Алексей. Я индивидуальный предприниматель. У меня вопрос о том, где можно узнать о плановых проверках госпожарнадзора? И как часто по новым правилам инспектор может приходить с такими проверками?
Ринат Еникеев: Алексей, для вас, как индивидуального предпринимателя, предусмотрены надзорные каникулы. То есть, вас вообще никто не может проверять. За исключением органов следствия и прокуратуры. И то, если на вашем объекте совершается преступление. Поэтому вы сегодня свободны от проверок. Единственное, что вы должны сделать, это направить уведомление (декларацию) о том, что обязуетесь выполнять все требования и нормативы, связанные с безопасностью.
У нас сегодня требования прозрачны и понятны. Если есть какие-то вопросы, обратитесь к своему участковому инспектору. Он обязан все вам разъяснить, проконсультировать.
Меня зовут Александр, я из подмосковного Реутова. Хотел узнать, есть ли уже какая-то информация о причинах возникновения крупного пожара в Ростове-на-Дону, где сгорела недавно построенная многоэтажная гостиница?
Ринат Еникеев: Кто виноват, я, к сожалению, прямо сейчас не смогу сказать. По конкретному этому пожару разбираются надзорные органы совместно с представителями органов внутренних дел, расследуют причины, обстоятельства, приведшие к пожару. Отобраны образцы проб, профматериалы, все направлено на экспертизу в испытательную пожарную лабораторию. Выводы по этому пожару делать рано. Что же касается того, как надзорные органы МЧС России могут влиять на приемку новых объектов. Ростовская гостиница вводилась зимой этого года, а мы с 2007 года не участвуем в приемке объекта в эксплуатацию. Хорошо это или плохо, я не могу судить, я правоприменитель. Приемка в эксплуатацию — это компетенция органов строительного надзора. Законодатель наделил его этим правом, чтобы все было в «одном окне». При приемке в эксплуатацию объектов все виды надзоров сосредоточены в Госстройнадзоре. После ввода здания в эксплуатацию МЧС России берет его на учет и может проверить через 3-5 лет в зависимости от того, в какой категории риска по пожарной безопасности оно было отнесено.
Почему потребовались поправки в правила противопожарного режима
Ринат Шамилевич, выступая недавно в Госдуме, министр МЧС Владимир Пучков сказал, что разработаны планы по пожарной безопасности до 2030 года, которые будет утверждать президент. А что это даст в целом для страны? И как это коснется обычных граждан? Сколько денег на это потребуется?
Ринат Еникеев: Да, действительно нами в стенах министерства разработаны основы государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Это концептуальный документ стратегического планирования. Документ нацелен на предупреждение оперативных событий, связанных с пожарами. Нацелен на снижение количества погибающих людей при пожарах, и на снижение материального вреда, который наступает после пожара. Второе, он определяет основные векторные развития системы обеспечения пожарной безопасности, связанные с развитием пожарной техники, новых технологий отечественного производства. Развитие системы профилактики пожарной безопасности. Развитие системы добровольчества. Становление новых форм и методов в работе по предупреждению пожаров. Повторюсь, это основные пути развития, и основные результаты, они нацелены точечно на снижение пожаров, погибших и иных вредных последствий от таких бедствий.
Поправки в правила противопожарного режима, которые вступили в силу 26 сентября, что изменят для обычных людей, а что для предпринимателей?
Ринат Еникеев: Цель поправок — найти баланс. Разрабатывать их мы начали полтора года назад, чтобы убрать избыточные нормативы. Уточнить требования, сделать их формально определенными, чтобы людям было ясно, нарушение это или нет. Убрать оценочные суждения из тех или иных требований. И еще важный момент, мы хотели все-таки закрепить нормативы, которые действительно сопрягаются с угрозой жизни и здоровья людей. Например, мы установили требования для детских оздоровительных учреждений. Неважно, сколько детей у вас в детском лагере или садике, два выхода должно быть. Раньше это требование распространялось только на учреждение с 50 воспитанниками, теперь это обязательное требование для всех.
Для бизнеса мы сделали очень многое. Раньше были запреты на сооружения в подвалах и цокольных этажах мастерских и производственных помещений. Сегодня мы это разрешили, при условии, если есть проектные решения и обеспечены мероприятия, направленные на предупреждение пожаров в подвалах и цокольных этажах. Ведь там ни окон, ни системы дымоудаления нет. То есть, теперь предусмотрено, что при соблюдении некоторых правил и внедрении противопожарных систем это делать можно. Чтобы у нас люди могли развиваться, снимать площади.
Что касается загромождения путей выходов, мы тоже здесь прописали и урегулировали эту норму. Написали, что не загромождение, а размещение. Чтобы всем было понятно. Потому что много вопросов, что значит загромоздить. Загромоздить, это значит заставить. А если у меня стоит, и никому не мешает? Поэтому, если стоит в общем коридоре шкаф и препятствует эвакуации или загромождает подступ к внутреннему противопожарному водопроводу, или закрывает дымоудаление, или ограничивает действие датчика системы приема пожара, то данные действия будут квалифицированы как нарушение.Много еще уточняющих норм. В целом это направлено на прогрессивное развитие системы предупреждения пожаров и их последствий.
Реформа предусматривает пересмотр обязательных требований. Как этот процесс идет в МЧС России?
Ринат Аникеев: МЧС России разработан и утвержден соответствующий порядок систематической оценки и пересмотра обязательных требований.
Примером может служить внесение в 2012 году изменения в статью 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности об обязательности дублирования сигнала о пожаре от объекта непосредственно на пульт пожарно-спасательного подразделения для большинства зданий образовательных организаций, учреждений социальной защиты и здравоохранения.
Должно выполняться условие — исключение влияния «человеческого фактора», то есть без участия дежурного персонала. Вывод сигналов должен обеспечиваться на пульт ближайшего подразделения любого вида пожарной охраны, в районе выезда.
По результатам анализа обращений, мониторинга практики применения этой нормы Министерством сделан вывод, что в ряде случаев данная норма является малоэффективной (при значительной удаленности объекта защиты от подразделения пожарной охраны; проблемы сопряжения существующей морально устаревшей системы обнаружения пожара с системой передачи сигнала), избыточной (при наличии на объектах специальных служб, обеспечивающих незамедлительное и безусловное сообщение в пожарную охрану о поступившем сигнале срабатывания пожарной сигнализации) и финансово обременительной (для объектов бюджетной сферы, малого и среднего предпринимательства).
Кроме того, проявляются факты недобросовестной конкуренции, монополизма, что приводит к необоснованному завышению цен на продукцию и выполнение работ.
Поэтому ведется работа над поправками в Технический регламент по установлению альтернативных способов дублирования сигнала о пожаре. Такая работа по пересмотру неэффективных норм будет продолжена и в дальнейшем.
Всем, у кого остались вопросы по деятельности пожарной инспекции, Ринат Ринат Еникеев посоветовал оставлять свои вопросы на официальном сайте МЧС России в разделе «Реформа, контроль надзорной деятельности».