Предоставление информации о факте получения пособий

Получение пособия

Положительный результат предоставления услуги/исполнения функции

Предоставление информации о факте получения пособий

Аннотация: Содержание: УТВЕРЖДЕН

приказом управления
социального развития области
от 18.08.2011 № 3756-Ф

предоставления государственной услуги «назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 29 декабря 2011г., 05 июня 2012 г., 15 октября 2012г., 29 апреля 2013г., 19 июля 2013 г., 14 апреля 2014 г., 27 июня 2014 г.)

Административный регламент предоставления государственной услуги «назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Административный регламент) разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги «назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — государственная услуга), создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при предоставлении государственной услуги, определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере) предоставляется следующим категориям лиц:
гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;
постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;
временно проживающим на территории Российской Федерации и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере имеют:

1.1.1. матери, либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери уволенные в период отпуска по беременности и родам, в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам, в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию;
1.1.2. матери, уволенные в период беременности, в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;
1.1.3. матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (далее – образовательные организации);
1.1.4. другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере предоставляется одному из лиц, указанных в вышеперечисленных подпунктах.

Сведения о местонахождении, контактных телефонах (телефонах для справок), адресах электронной почты управления, учреждений, приведены в приложении № 1 к Административному регламенту.

Информирование граждан о порядке предоставления государственной услуги осуществляется:
непосредственно в управлении социального развития области, учреждении социального обслуживания населения по месту жительства заявителя;
с использованием средств телефонной связи, электронного информирования;
посредством размещения соответствующей информации в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе: на официальном сайте управления социального развития области (http://uprsoc.tmbreg.ru), на портале государственных и муниципальных услуг области (http://pgu.tambov.gov.ru/), публикации в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т. д.), размещения на информационных стендах.
На информационных стендах в помещении, предназначенном для приема документов для предоставления государственной услуги, размещается следующая информация:
извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие порядок предоставления государственной услуги;
краткое описание порядка предоставления государственной услуги;
блок-схема согласно приложению № 3 к Административному регламенту;
перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и требования, предъявляемые к этим документам;
образцы оформления документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и требования к ним;
сроки предоставления услуги в целом и максимальных сроков выполнения отдельных административных процедур;
основания отказа в предоставлении государственной услуги;
порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, органов и организаций, предоставляющих государственную услугу;
наименование, адрес и телефон вышестоящего органа (организации);

Полное наименование государственной услуги: назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2.2.1. Государственная услуга предоставляется управлением социального развития области (далее — управление), учреждением социального обслуживания населения по месту жительства заявителя (далее — учреждение).
2.2.2. При предоставлении государственной услуги учреждение:
информирует и консультирует заявителей по вопросам назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
принимает документы, необходимые для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере;
формирует личное дело получателя государственной услуги.
2.2.3. При предоставлении государственной услуги управление осуществляет:
рассмотрение представленного пакета документов для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере;
принятие решения о назначении либо отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере;
формирование списков получателей ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, для осуществления выплаты по соответствующей территории в разрезе получателей через кредитные организации и почтовые отделения связи.

2.3.1. Конечным результатом предоставления государственной услуги является принятие решения о назначение или об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере.
2.3.2. Процедура предоставления государственной услуги завершается путем получения заявителем:
письменного уведомления заявителя о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере;
письменного уведомления заявителя об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере.

Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере принимается в срок не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ;
Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ;
Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ;
Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» ;
постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » ;
постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2005 № 439 «О Правилах выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » ;
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей» ;
постановлением администрации области от 04.05.2012 № 29 «Об утверждении Положения об управлении социального развития Тамбовской области» ;
постановлением администрации области от 9.04.2007 № 363 «Об утверждении Единых (стандартизованных) требований к предоставлению государственных услуг в области» ;
постановлением администрации области от 31.08.2007 № 969 «Об утверждении Положения о рассмотрении в досудебном порядке жалоб на решения, действия (бездействие) органов исполнительной власти области, должностных лиц указанных органов, государственных гражданских служащих области, областных государственных учреждений (предприятий) и их работников» .

2.6.1. Для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере заявитель представляет следующие документы:
заявление о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере (приложение № 2 к Административному регламенту);
свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки; свидетельство о рождении ребенка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации — при рождении ребенка на территории иностранного государства и его копию, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства;
документ и его копию, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом «апостиль» компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык — при рождении ребенка на территории иностранного государства — участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;
документ и его копию, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации — при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником указанной в настоящем пункте Конвенции; документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью — при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 года;
документы, поименованные в абзацах третьем-шестом подпункта 2.6.1 настоящего пункта, о рождении предыдущего ребенка (детей) либо документ об усыновлении предыдущего ребенка (детей) и его копию;
свидетельство о смерти его копия — в случае смерти предыдущего ребенка;
выписку из трудовой книжки (военного билета) о последнем месте работы (службы), заверенную в установленном порядке, — для лиц, указанных в подпунктах 1.1.1 и 1.1.2 пункта 1.1 Административного регламента;
копию документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копию удостоверения беженца — для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также беженцев, которым назначение и выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения;
копию разрешения на временное проживание по состоянию на 31.12.2006 — для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и не подлежащих обязательному социальному страхованию;
копию трудовой книжки, заверенную в установленном порядке, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, — для лиц, указанных в подпункте 1.1.3 пункта 1.1 настоящего Административного регламента (за исключением лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях);
документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу;
справку с места учебы, подтверждающую, что лицо обучается по очной форме обучения, — для лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, указанных в подпункте 1.1.3 пункта 1.1 Административного регламента;
копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком — для лиц указанных в подпункте 1.1.1 пункта 1.1 Административного регламента;
решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах);
сведения о признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;
копию свидетельства о смерти родителей;
решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком;
справку (сведения) органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено, — для лиц, указанных в подпункте 1.1.4 пункта 1.1 Административного регламента;
справку о размере выплаченного ежемесячного пособия по уходу за ребенком — для лиц, указанных в подпункте 1.1.1 пункта 1.1 Административного регламента;
справку о размере ранее выплаченного пособия по беременности и родам — для лиц, указанных в подпункте 1.1.2 пункта 1.1 Административного регламента;
справку с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия;
сведения о среднем заработке, исчисленном в порядке, установленном Положением об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1100 — для лиц, указанных в подпункте 1.1.2 пункта 1.1 Административного регламента, из числа уволенных в период отпуска по беременности и родам.
Заявитель по собственной инициативе вправе представить документы, перечисленные в настоящем пункте, в виде копий, заверенных в установленном порядке, дополнительно может представить иные документы, которые, по его мнению, имеют значение для принятия решения о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере.
2.6.2. По межведомственному запросу с использованием электронного документооборота учреждение социального обслуживания или многофункциональный центр (исходя из места подачи заявления о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере и документов) запрашивает следующие документы (сведения, содержащиеся в них), если заявитель не представил их по собственной инициативе:
справку (сведения) о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы;
справку из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка, — в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в образовательных организациях;
справку из органа социальной защиты населения по месту регистрации, подтверждающую, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере не назначалось и не выплачивалось, — для лиц, указанных в подпунктах 1.1.3 и 1.1.4 пункта 1.1 Административного регламента, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации;
справку из территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об отсутствии регистрации в территориальных органах Фонда социального страхования в качестве страхователя — для физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, физических лиц, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
справку из органа государственной службы занятости населения, — для лиц, указанных в пункте 1.1 Административного регламента, за исключением лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях;
сведения о регистрации либо об отсутствии регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, физических лиц, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
В случае если для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере необходимо представление документов и информации об ином лице, не являющемся заявителем, при обращении за назначением пособий заявитель дополнительно представляет заявление указанных лиц или их законных представителей о согласии на обработку персональных данных указанных лиц, а также документы, подтверждающие полномочие заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в организацию, назначающую пособие. Указанные заявление и документы могут быть представлены, в том числе в форме электронного документа. Действие настоящего абзаца не распространяется на лиц, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими.
В случае отсутствия доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия – на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Документы, необходимые для определения права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, определенные в настоящем разделе, получаются в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При этом заявитель (его законный представитель) по собственной инициативе вправе представить лично все документы, необходимые для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере.

Читайте так же:  Центр занятости нижний тагил пособие по безработице

Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги является выявление фактов:
документы не заверены печатями, не имеют надлежащих подписей определенных законодательством должностных лиц;
тексты документов написаны не разборчиво;
фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства написаны не полностью;
наличия в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений;
документы исполнены карандашом;
наличия в документах серьезных повреждений, наличие которых не
позволяет однозначно истолковать их содержание.

Основанием для отказа в предоставлении услуги является:
нахождение ребенка, на которого назначается ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере на полном государственном обеспечении;
лишение родительских прав, ограничение в родительских правах в отношении ребенка, на которого назначается ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере;
отсутствие копии разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 г. — для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации;
выезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации;
наличие препятствий, перечисленных в подпункте 3.3.6 настоящего административного регламента, для предоставления государственной услуги по истечению срока, рекомендованного заявителю по их устранению.

Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно.

Максимальное время ожидания граждан в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги не должно превышать 15 минут.

Онлайн журнал для бухгалтера

Она устанавливается как стоимость выданной работнику продукции (имущества), рассчитанной из ее рыночной цены, определять которую следует в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса. При этом в стоимость этой продукции (имущества) включается соответствующая сумма НДС и акцизов.

Указанный принцип определения цены товара говорит о том, что для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки. И пока не доказано обратное, предполагается, что названная цена соответствует рыночной.

Таким образом, за денежный эквивалент «натуральной» зарплаты берется стоимость продукции, по которой компания передает ее работникам. Но только при этом нужно помнить, что она не должна отклоняться от цены, по которой организация реализует свой товар в обычных условиях, более чем на 20 процентов в ту или иную сторону. В противном случае инспекторы могут проверить правильность применения цен и пересчитать налоги. Тем более что существующая арбитражная практика говорит о том, что судьи во многих случаях признают организацию и ее сотрудников взаимозависимыми лицами.

Обратите также внимание, что материальной выгоды в данной ситуации не возникает. Ведь компания-работодатель передает продукцию работнику в счет заработной платы в соответствии с трудовым, а не гражданско-правовым договором.

При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов от суммы выплат, причитающихся к выдаче работнику. Если срок, в течение которого налог может быть удержан, превышает 12 месяцев, то организация должна сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту своего учета и указать сумму задолженности по налогу. Когда зарплата выплачивается в натуральной форме, происходит возмездная передача права собственности на товар. А вместе с ней возникает и понятие реализации товара, выручка от которой должна облагаться налогом на прибыль и НДС в общеустановленном порядке (льгота по НДС предоставлена только сельхозпроизводителям. С другой стороны, стоимость этого товара не оплачивается, как обычно, а погашается закрытием части задолженности по зарплате. Налоговый кодекс позволяет всю сумму начисленной в соответствии с принятой компанией системой оплаты труда заработной платы, независимо от ее формы, учесть в расходах при расчете налога на прибыль. Тем самым формируются доходы и расходы, связанные с передачей продукции в счет погашения задолженности по зарплате.

Что касается налога на добавленную стоимость, то на обязанность по его начислению при оплате труда в натуральной форме прямо указывает специальная норма. Она говорит о том, что налоговая база в этом случае определяется исходя из рыночных цен (без включения в них НДС). Следовательно, компании могут для расчета этого налога исходить из цены продукции, которая была установлена ими для погашения задолженности по заработной плате (без учета НДС).

Однако существует и противоположная точка зрения. Основана она на том, что правоотношения по выплате работникам зарплаты в натуральной форме регулируются не налоговым, а трудовым законодательством. Соответственно, выдача зарплаты в натуральной форме не может признаваться реализацией, и компания не обязана уплачивать в бюджет налог на прибыль и НДС. Арбитражная практика по этому вопросу в настоящее время противоречива. Судьи делают выводы как за начисление налогов при выплате натуральной зарплаты, так и против.

Отчет о движении денежных средств
Годовой отчет
Нераспределенная прибыль
Вернуться назад на Оборотный капитал
Консолидированный бюджет

©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Семинар№2. Выплата заработной платы в натуральной форме

Выплата заработной платы обычно производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях).

В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме (например, путем оплаты жилья работнику, коммунальных услуг, проезда на общественном транспорте или такси, выдачи товаров, оказания услуг и т.п.), не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы (ст. 131 ТК РФ).

Необходимо иметь в виду разъяснения этой нормы, данные Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (п. 54):
«по смыслу статьи 131 Кодекса и статьи 4 Конвенции МОТ № 95 об охране заработной платы 1949 г. (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961 № 31) выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:

а) имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме.

При этом статьей 131 Кодекса не исключается право работника выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при данной конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Если работник изъявил желание на получение части заработной платы в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока по согласованию с работодателем отказаться от такой формы оплаты;
б) заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20% от начисленной месячной заработной платы;
в) выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты стали обычными в сельскохозяйственном секторе экономики);
г) подобного рода выплаты являются подходящими для личного потребления работника и его семьи или приносят ему известного рода пользу, имея при этом в виду, что не допускается выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;
д) при выплате работнику заработной платы в натуральной форме соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость во всяком случае не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат».

Выплата части заработной платы в натуральной форме, разрешенная ТК РФ, имеет значение для целей налогообложения.

Читайте так же:  Выплаты участникам боевых действий в 2020

Такая выплата может быть включена в состав расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли. По мнению контролирующих органов — в пределах разрешенных ТК РФ 20% от величины оплаты труда (см., например, письма Минфина России от 15.09.2008 № 03-03-06/1/529, от 28.05.2008 № 03-04-06-01/142).
Организация, привлекающая для осуществления своей деятельности иностранную рабочую силу, планирует заключить договор об аренде жилья и предоставить его для проживания работнику. Это предусмотрено трудовым договором как часть оплаты труда. У сотрудника, получающего услугу по предоставлению жилого помещения, возникает доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ. Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. Оплата организацией жилья для иностранного сотрудника является их доходом, полученным в натуральной форме, соответственно, суммы указанной оплаты подлежат налогообложению НДФЛ. Сумма дохода равна величине арендной платы за наем жилья. В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Согласно ст. 131 ТК РФ в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы. Таким образом, расходы, связанные с предоставлением жилья иностранному работнику при условии их документального подтверждения, учитываются для целей налогообложения прибыли на общих основаниях в составе расходов на оплату труда в размере, не превышающем 20% от суммы заработной платы.

Через суд возможно доказать, что отнесение к расходам в налоговом учете натуральной оплаты труда не ограничено 20% ввиду того, что ТК РФ не регулирует налоговые правоотношения, а НК РФ не содержит соответствующих ограничений.

Общество обжаловало в суд решение налогового органа, признавшего расходы налогоплательщика на наем жилья для сотрудников не в полном объеме, а только в размере 20% от заработка. Суд отметил, что расходы, уменьшающие полученные доходы, должны соответствовать критериям, названным в ст. 252 НК РФ, а именно: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. На основании п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.

Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ перечень предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором расходов налогоплательщика, произведенных в пользу работника, учитываемых при исчислении налога на прибыль, является открытым. Пунктом 29 ст. 270 НК РФ определено, что к числу расходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы, отнесены расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников. Из содержания названной нормы следует, что в целях налогообложения налогом на прибыль организаций не подлежат учету расходы, связанные с отдыхом, лечением, организацией досуга работников, а также другие аналогичные расходы.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между Обществом и Кокки Хейкки Калеви, Илкка Пека Юхани Толонен, Кансин Артемом, Алексеевой Натальей Борисовной заключены трудовые договоры, согласно которым Общество брало на себя расходы по поиску, предоставлению и оплате жилья работников.

Указанные расходы документально подтверждены, что налоговым органом не оспаривается.

Обеспечение названных работников жильем было обусловлено производственной необходимостью предприятия. В частности, Кокки Хейкки Калеви являлся генеральным директором Общества, Илкка Пека Юхани Толонен — главным технологом, Кансин Артем — коммерческим директором, Алексеева Н.Б. — финансовым директором. Должности являются руководящими и связаны с обеспечением деятельности Общества, в том числе с необходимостью оперативного разрешения возникающих вопросов управления, безопасности, снабжения сырьем, что требует необходимости обеспечения постоянного или внеурочного присутствия на рабочем месте; указанные лица собственного жилья в месте нахождения организации не имеют. Суд отклонил ссылку инспекции ФНС России на ст. 131 ТК РФ, согласно которой доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы, поскольку, исходя из системного толкования норм ст. 1 ТК РФ, п. 1 ст. 2 НК РФ, рассматриваемая статья ТК РФ не может регулировать налоговые правоотношения и устанавливать применительно к ним какие-либо ограничения. Решение налогового органа было отменено.

(По материалам постановления ФАС Центрального округа от 29.09.2010 по делу № А23-5464/2009А-14-233)
Оплата труда в неденежной форме облагается социальными страховыми взносами наряду с иными выплатами. При этом выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных цен.

Как отразить в учете выплату зарплаты в натуральной форме

Порядок бухучета операций, связанных с натуральной оплатой труда, зависит от того, какое имущество организация выдает сотруднику в счет зарплаты.

Как оформить выплату зарплаты

Для того, чтобы начислить зарплату бухгалтер использует ведомость Т-51, либо Т-49. Для выдачи составляется отдельная ведомость. Ведомость Т-53 для выдачи зарплаты не в денежной форме не предназначена, поэтому применять ее для такого вида выплат будет сложно. Для упрощения работы можно воспользоваться формой ведомости, предназначенной для агрокомплексов №415-АПК, но чтобы ее использовать, это следует прописать в учетной политике организации (если, конечно, компания занимается не с/х видами деятельности).

Зарплата в неденежной форме – когда и как можно выплатить?

Бывает, что по тем или иным причинам в организации встает вопрос – можно ли работникам часть заработной платы выдавать не деньгами, а, например, продукцией предприятия или обедами? И если да, то как это все оформить?

Прежде всего, да, можно часть зарплаты выдавать не деньгами. В статье 131 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) наряду с привычной денежной формой зарплаты предусмотрены и «иные формы», в том числе неденежная (натуральная). В качестве натуральной оплаты труда может выступать, в частности, предоставление обедов или продуктов сельскохозяйственной, пищевой промышленности.
Однако для того, чтобы воспользоваться этой возможностью надо учесть несколько важных моментов.

  1. Возможность такой выплаты должна быт предусмотрена коллективным или трудовым договором либо дополнительным соглашением к трудовому договору, но не локальным нормативным актом работодателя, например, положением об оплате труда.
  2. Такая выплата должна производиться по письменному заявлению работника о выдаче ему части заработной платы в натуральной форме. Заявление может быть написано как для выплаты зарплаты за конкретный месяц, так и на определенный срок (например, квартал, год). Но даже тогда работник вправе в любой момент по согласованию с работодателем отказаться от этого варианта.
  3. Доля натуральной выплаты (с учетом НДС) не может превышать 20% от общей суммы начисленной за месяц зарплаты, включая налог на доходы физических лиц. При расчете не учитываются суммы больничных, командировочных и других выплат, не являющихся оплатой труда.
  4. Форма, в которой производятся неденежные выплаты, не должна противоречить российскому законодательству и международным договорам РФ.
  5. Товары, выдаваемые в счет зарплаты, должны подходить для личного потребления работника или членов его семьи (продукты, одежда, предметы быта) или приносить ему определенную пользу. Нельзя выдавать зарплату в бонах, купонах, в виде долговых расписок, а также спиртными напитками, наркотическими, ядовитыми, вредными и иными токсическими веществами и другими товарами, запрещенными или ограниченными в свободном обороте.
  6. Стоимость, по которой товары передаются в счет зарплаты (включая НДС), должна быть разумной, справедливой и не превышающей их рыночную стоимость в данной местности в текущем периоде начисления выплаты.

Таким образом, получается, что ключевыми моментами тут будет согласие работника на подобные выплаты, ограничение по доле натуральных выплат, а также соблюдение законодательства в отношении ряда товаров с ограниченным оборотом.
Если же у вас дойдет до судебного разбирательства с работником по поводу того факта, что вы часть оплаты труда обеспечили за счет натуральной формы, то имейте в виду, что в суде будет учитываться и то, насколько подобная выплата обычна или желательна для данной отрасли промышленности, вида экономической деятельности или профессии (подп. б п. 54 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Например, обычной и желательной частичная выплата зарплаты в натуральной форме может быть признана на предприятиях общественного питания, кулинарии и т. п. А применительно к членам производственного и сельскохозяйственного кооперативов такая возможность закреплена ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».
Чаще всего ситуация с выплатой части зарплаты «натурой» применяется как вынужденная мера в условиях кризиса или нестабильной финансовой ситуации, а также когда компания хочет за счет обеспечения сотрудников питанием уменьшить налог на прибыль или при применении упрощенной системы налогообложения.
Кстати, такие формы расчета с сотрудниками лучше всего оформить именно как часть заработной платы, а не как социальные выплаты. Дело в том, что именно замена части зарплаты натуральным продуктом, в том числе питанием, позволяет при исчислении налога на прибыль в рамках общей системы налогообложения (ОСН), а также в целях уплаты налога при упрощенной системе налогообложения (УСН) учесть в расходах стоимость обедов, но только в пределах 20% начисленной месячной заработной платы (пп. 1, 4, 25 ч. 2 ст. 255, п. 25 ст. 270, подп. 6 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ).
Если же предоставление обедов будет предусмотрено как дополнительное условие трудового договора, то есть не как оплата труда, а как компенсация стоимости питания в составе социального пакета, такие расходы организация не сможет учесть в целях налогообложения прибыли и налога при применении УСН.
Зарплата в натуральной форме облагается НДФЛ в общеустановленном порядке с рыночной стоимости продукции в общем случае по ставке 13%, а также облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке, поскольку такая выплата производится в рамках трудовых отношений.
Кроме того, работодателю необходимо помнить, что операция по передаче товаров (работ, услуг) работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме признается реализацией, и их стоимость включается в облагаемую базу по НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 НК РФ)
Получается, что законодательно запрета на выдачу части заработной платы натуральным продуктом нет. Более того, такой формат может быть выгоден организации, но надо учесть, что решающее слово тут останется за работником.

Оплата труда в натуральной форме

— выплата работнику заработной платы в неденежной форме.

Выплата зарплаты в натуральной форме

Вопрос

Читайте так же:  Выплаты 10000 тысяч одобрили

Мы хотим выдавать часть зарплаты продукцией собственного производства. Какие ограничения предусмотрены в законодательстве? Как это отразится на налогах компании?

Отвечает

Ирина Ариночкина Юрист департамента правового консультирования АКГ «Развитие бизнес-систем», Москва

Справка о компании

«Развитие бизнес-систем» www.rbsys.ru

Сфера деятельности: аудиторские и консультационные услуги

Форма организации: ЗАО (входит в международную аудиторско-консалтинговую сеть Horwath International)

Территория: головной офис – в Москве, официальные представительства – в Волгограде, Ижевске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Тюмени

Численность персонала: 500

Основные клиенты: администрация Президента РФ, компании «Аэрофлот – Российские авиалинии», «Газпром», «РЖД», «Роснефть», «Рособоронэкспорт», «Связьинвест», «Транснефть»

##Справка о компании ##

Компании имеют право выплачивать сотрудникам заработную плату продукцией. Однако есть ряд условий и ограничений.

1. Возможность выдачи зарплаты продукцией нужно прописать в трудовом (или коллективном) договоре. Если такой пункт в этих договорах сейчас отсутствует, то заключите с сотрудниками дополнительные соглашения к трудовому договору или дополните коллективный договор особым пунктом (ст.131 ТК РФ). Помимо этого, компании нужно получить от каждого работника письменное согласие. В соответствующем заявлении должен быть указан период, в течение которого зарплата будет выдаваться продукцией, а также дан перечень этой продукции с указанием количества.

Работник имеет право до момента выплаты заработной платы продукцией отказаться от такой формы оплаты по согласованию с работодателем.

2. Размер зарплаты в натуральной форме не может превышать 20% от месячной оплаты труда. При этом стоимость продукции, выдаваемой в качестве зарплаты, должна быть равна стоимости, по которой компания реализует товар в обычных условиях. При определении стоимости продукции необходимо помнить о возможности доначисления налога и пени в случае отклонения цены более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен на идентичные товары (ст. 40 НК РФ). Даже если сотрудник письменно согласился получать продукцией больше 20% своего заработка и даже если весь коллектив добровольно согласился на получение всей зарплаты в натуральной форме, то Вам вряд ли удастся избежать ответственности в случае проверки трудовой инспекцией. Напомню, что ответственность предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ: штраф для должностного лица – от 1000 до 5000 рублей, для компании – от 30 000 до 50 000 рублей.

3. Выплачивать зарплату в натуральной форме можно только продукцией, которая необходима работнику и его семье в быту для личного пользования, а также одеждой. То есть сельхозпредприятие может выплачивать часть зарплаты своей продукцией, а завод, производящий детали для сельхозтехники, — нет. Стоит отметить, что также запрещено выдавать в счет зарплаты спиртные напитки, наркотические, ядовитые и вредные вещества, оружие и боеприпасы.

4. Налоги с заработной платы в натуральной форме удерживаются в обычном порядке. При расчете НДФЛ нужно учитывать не только зарплату в денежной форме, но и часть, выдаваемую продукцией (п. 1 ст. 210 НК РФ). ЕСН при выплате зарплаты в натуральной форме также начисляется в общем порядке, – как если бы вся зарплата была выдана в денежной форме (п. 1 ст. 237 НК РФ). На зарплату, выданную в натуральной форме, Ваша бухгалтерия должна начислить взносы на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

5. Начислять НДС и налог на прибыль на часть зарплаты в натуральной форме не нужно. Однако имейте в виду, что этот вопрос спорный. Налоговые органы считают, что при выдаче зарплаты продукцией право собственности на нее переходит сотрудникам, а это не что иное, как реализация имущества (п. 1 ст. 39 НК РФ). Значит, данная операция облагается НДС (подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), а также налогом на прибыль (п. 1 ст. 249 НК РФ). Суды придерживаются иного мнения: отношения между сотрудником и компанией по выплате зарплаты регулируются трудовым законодательством, поэтому выдача зарплаты в натуральной форме не может считаться реализацией. Соответственно, компания не обязана уплачивать в бюджет налог на прибыль и НДС. К такому выводу, в частности, пришел Федеральный арбитражный суд Уральского округа (постановление от 28.06.2006 №Ф09-5541/06-С2)2.

Если компания производит сельхозпродукцию и выдает ею часть зарплаты, то объекта обложения НДС может вообще не возникнуть. Справедливо это для сельхозпроизводителей, у которых удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции в общей сумме доходов составляет не менее 70% (подпункт 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).

6. Начислять ЕНВД при выплате зарплаты в натуральной форме не нужно. Хотя и этот вопрос также вызывает споры. Налоговики рассматривают передачу товара в счет оплаты труда как предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли (продажа товаров работникам для личного использования). , В ряде регионов данная деятельность переведена на специальный режим – ЕНВД 3.

На этом основании контролеры облагают передачу товаров единым налогом на вмененный доход. Однако суды, как и в случае с НДС, не соглашаются с налоговиками. По их мнению, отношения, связанные с выдачей работникам товара в счет оплаты труда, являются трудовыми, а не гражданско-правовыми, в связи с чем такие операции не облагаются ЕНВД (см. постановление ФАС Уральского округа от 12.02.2008 №Ф09-236/08-С2).

Сноска 1

См. статью 131 Трудового кодекса, а также постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ». – Примечание редакции.

Сноска 2

Аналогичные выводы содержат постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.01.2006 №Ф04-9650/2005(18711-А27-14), ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2005 №А44-1500/2005-15 и др.

Сноска 3

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли (п. 2 ст. 346.26 НК РФ)

Закрытое акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / Факс: +7 495 956 6850 / e-mail:
© 2011 / ЗАО «АКГ «РБС»/ Все права защищены

ВЫПЛАТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса (ТК) заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Конечно же, заработная плата в материальной форме является основной и наиболее необходимой для работника. Однако иногда и выплаты в натуральной форме для сторон трудовых отношений могут оказаться и полезными.

Согласно статье 131 ТК натуральный способ является не основной, а дополнительной формой выплаты заработной платы. При прочих условиях неденежная оплата труда применима в исключительных случаях. К числу последних можно отнести финансовые затруднения в организации.

При недостатке денежных средств для поддержания работоспособности всей организации, своевременной и полной выплаты заработной платы ее работникам, а также в целях предупреждения забастовок, увольнений по основанию сокращения численности или штата работников, перехода на неполное рабочее время, отправления работников в так называемые вынужденные отпуска (отпуск без сохранения заработной платы) и т.п. одной из возможных временных мер наряду с другими может стать частичный расчет по оплате труда в натуральной форме.

Представляется, что у указанного метода имеется некоторый потенциал по сдерживанию негативных последствий экономического кризиса. Но говорить об этом целесообразно только при добросовестном применении такого расчета и при соблюдении ряда установленных правил.

Необходимо, чтобы получение заработной платы в виде продукции, выпускаемой в организации, устраивало работника, что должно отражаться в его соответствующем заявлении.

В качестве натуральной оплаты труда могут выступать: полностью или частично бесплатное питание работников, предоставление им продуктов, предметов обихода, социальных и (или) страховых услуг и пр.

Кроме того, законодательно допустима такая антикризисная мера, как создание при предприятии магазина для обеспечения продуктами питания работников и их семей. Такие магазины могут создаваться только в интересах работников, а не в целях извлечения прибыли, и принуждение к пользованию их услугами недопустимо.

Причем в подобные магазины товары могут поставляться по более низким оптовым ценам на бартерной основе взамен произведенной организацией продукции и соответственно выдаваться работникам по стоимости ниже рыночной, без ее завышения работодателем, что также не должно сказываться на качестве товаров. В этом случае получение натуральной зарплаты уже не связывается с трудовой функцией работника, будь то дворник или руководитель организации.

Таким образом, введение в нашей стране запрета на частичную выплату зарплаты в натуральной форме представляется преждевременным. Несмотря на то что пока, по официальным данным органов контроля и надзора за соблюдением норм трудового законодательства, эти положения не используются, думается, что в сельской местности, где общий денежный оборот всегда значительно меньше городского, такой способ расчета актуален и по сей день.

Для выплаты заработной платы в натуральной форме предусмотрен достаточно сложный порядок.

Рассмотрим часть условий, которые необходимо соблюдать в случае выплаты заработной платы работнику в натуральной форме.

Во-первых, при каждой выплате неденежная доля не должна превышать 20% от начисленной месячной заработной платы, что может исчисляться исходя из данных расчетного листка и доводиться до сведения работников.

Во-вторых, частичная выплата заработной платы в натуральной форме допускается в тех отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях, где такая выплата является обычной и желательной. Традиционно к таким сферам относится сельскохозяйственный сектор экономики, но он не единственный.

Согласно положениям ч. 7 статьи 40 Федерального закона от 08.12.95 «193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» кооператив самостоятельно определяет способ оплаты труда своих членов, которая может производиться как деньгами, так и в натуральной форме.

Обычной и желательной частичная выплата натуральной заработной платы может быть признана и на предприятиях общественного питания, кулинарии и т.п.

При этом должны соблюдаться запреты на выплату заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены ограничения в свободном гражданском обороте, а также в виде долговых обязательств, расписок, бонов, купонов, то есть средств, которые не имеют реальной материальной ценности и не могут быть использованы в качестве эквивалента части зарплаты. Кроме того, выплата заработной платы в неденежной форме должна быть пригодна для личного потребления работником и членами его семьи или приносить ему пользу.

Необходимо наличие добровольного волеизъявления работника, подтвержденного письменным заявлением, на получение заработной платы в неденежной форме.

С практической точки зрения в этом заявлении, несмотря на то что данный вопрос не регулируется законодательством, следует выражать не только согласие на сам факт оплаты труда в неденежной форме, но и обозначать наименование, возможно, количество товаров (услуг), предоставляемых взамен денежных средств.

Тем не менее ст. 131 ТК РФ не исключается право работника выразить в заявлении согласие на получение частичной оплаты труда в натуральной форме при какой-то конкретной выплате в течение определенного срока — 2 месяца, квартал, год и т.п. В этом случае работник также не лишен возможности до истечения указанного в заявлении срока отказаться от такой формы оплаты, уведомив об этом работодателя, вероятнее всего, до начисления ему очередной зарплаты. В свою очередь, работодатель обязан прекратить выплату заработной платы в натуре, заменив ее привычной денежной формой.

В законодательстве жестко закреплено требование о подтверждении волеизъявления работника письменным заявлением, поэтому при возникновении спора в суде свидетельскими показаниями его не заменишь.

Принимая во внимание возможность злоупотреблений со стороны работодателя в этой части, ч. 2 статьи 131 ТК определяет, что условие о выплате заработной платы в неденежной форме должно предусматриваться хотя бы в одном из следующих документов: коллективном или трудовом договоре.

Не менее важное требование — соблюдение условия о справедливости и разумности стоимости передаваемых работнику в качестве оплаты труда товаров. Во всяком случае, их стоимость не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в определенной местности в период начисления выплат.

Однако категории «справедливость» и «разумность» являются оценочными, нигде не уточняются, что вызывает сложности в их применении. Выходом из сложившейся ситуации может быть их определение соглашением сторон трудовых отношений. Работнику имеет смысл отразить цену товаров (услуг), предлагаемых работодателем взамен зарплаты, в своем заявлении о выплате части заработной платы в натуральной форме, в последующем отдав его на согласование работодателю.

Таким образом, порядок выплаты заработной платы в неденежной форме может быть признан законным только при соблюдении одновременно всех перечисленных юридически значимых требований.

Возможно, на первый взгляд детализация расчета по заработной плате в натуральной форме покажется излишней. Однако, с другой стороны, многие из указанных условий для их однозначного и единообразного выполнения на практике нуждаются в уточнении и конкретизации в нормах ТК.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *