Выплата в двойном размере

Содержание:

Работники получают заработную плату, состоящую из оклада, денежного поощрения, надбавки и премии. Денежное поощрение, надбавка и премия рассчитываются в процентном отношении исходя из оклада. Каким образом исчисляется работа в выходной день?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оплата труда за работу в выходные дни состоит из тарифной части заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной части оклада за день или час работы, а также компенсационных и стимулирующих выплат.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходной день оплачивается не менее чем в двойном размере. Работникам, получающим оклад в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть вторая ст. 153 ТК РФ). Соответственно, если ни в одном из этих документов конкретный (более высокий) размер не установлен, труд в выходной оплачивается в двойном размере.
В определениях от 05.12.2016 N 56-КГ16-35 и от 21.11.2016 N 56-КГ16-22 Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что оплату за работу в выходные и праздничные дни необходимо производить исключительно исходя из двойного оклада работника без учета компенсационных и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, премии и иные поощрительные выплаты). Однако с таким подходом не согласился Конституционный Суд РФ. Как указано в постановлении от 28.06.2018 N 26-П (далее — Постановление N 26), компенсационные и стимулирующие выплаты должны по смыслу ст. 135 ТК РФ учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая выходные и нерабочие праздничные дни. Часть первая ст. 153 ТК РФ сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы — оклада, а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат. Соответственно, при привлечении таких работников к работе в выходной день в оплату их труда за указанную работу наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной части оклада за день или час работы, должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда. Данное толкование положений ст. 153 ТК РФ является общеобязательным (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Предложенный Конституционным Судом РФ вариант трактовки нормы части первой ст. 153 ТК РФ на практике вызывает много вопросов относительно того, как именно теперь необходимо учитывать стимулирующие и компенсационные выплаты при определении размера оплаты труда работников за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Некоторые специалисты полагают, что данные выплаты должны начисляться работнику в двойном размере (смотрите, например, вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2 с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»). Однако, по нашему мнению, данный вывод из Постановления N 26-П не следует. Конституционный Суд РФ нигде в нем не упоминает о необходимости исчисления компенсационных и стимулирующих выплат за работу в выходные дни именно в двойном размере. Более того, грамматическое толкование формулировки, использованной судом в резолютивной части постановления, позволяет заключить, что оплата труда за работу в выходные и праздничные дни состоит из:
— тарифной части заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы);
— компенсационных и стимулирующих выплат.
То есть указание на удвоение размера оплаты относится только к тарифной части заработной платы, но не к компенсационным и стимулирующим выплатам.
В некоторых консультациях Роструда специалисты этого ведомства высказывают мнение, что при оплате работы в выходной день оклад выплачивается не менее чем в двойном размере и на эту сумму начисляются иные выплаты (смотрите, например, вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2 с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция»). Аналогичный подход встречается и в судебной практике. Так, например, в апелляционном определении Костромского областного суда от 26.09.2018 по делу N 33-1846/2018 содержится вывод, что работник «имеет право на оплату за работу в выходные и (или) нерабочие праздничные дни, включающую наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в двойном размере оклада, все стимулирующие выплаты, установленные системой оплаты труда».
Отметим, в письме Минтруда России от 04.09.2018 N 14-1/ООГ-7353, освещающем некоторые вопросы порядка оплаты работы в выходные дни, указано, что если работник за календарный месяц отработал меньше месячной нормы рабочего времени, установленной ему трудовым договором, то выплаты уменьшаются пропорционально. В то же время если в течение месяца работник отработал больше нормы рабочего времени, то выплаты должны быть увеличены. По нашему мнению, из этого следует, что учет компенсационных и стимулирующих выплат при оплате сверхнормативной работы в выходные дни должен осуществляться посредством увеличения размеров самих таких выплат пропорционально отработанному сверх нормы времени.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Доплата за работу в выходные и праздники.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

20 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Согласно положению об оплате труда работников автономного учреждения заработная плата каждого работника состоит из должностного оклада и стимулирующих выплат, в состав которых входит премия по итогам работы за месяц, которая рассчитывается в процентном отношении к окладу пропорционально отработанному времени либо в абсолютной величине. Премия начисляется в месяце, следующем за расчетным (месяцем позже). Работника привлекали к работе в выходной день на основании приказа автономного учреждения. Согласно ст. 153 ТК РФ и Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 26-П оплата труда за работу в выходной и праздничный день производится не менее чем в двойном размере, при этом наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной из дневной ставки (части оклада) включаются все компенсационные и стимулирующие выплаты, установленные системой оплаты труда. Нужно ли включать в расчет оплаты труда работника за работу в выходной день премию по итогам месяца (как в процентном отношении к окладу, так и в абсолютной величине) и в каком порядке?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оплата труда за работу в выходные и праздничные дни должна состоять из тарифной части заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной части оклада за день или час работы, а также части премии за день или час работы, если ее размер зависит от количества затраченного работником труда.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, получающим оклад:
— в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени;
— в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
В определениях от 05.12.2016 N 56-КГ16-35 и от 21.11.2016 N 56-КГ16-22 Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что оплату за работу в выходные и праздничные дни необходимо производить исключительно исходя из двойного оклада работника без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Однако с таким подходом не согласился Конституционный Суд РФ. Как указано в постановлении от 28.06.2018 N 26-П (далее — Постановление N 26), компенсационные и стимулирующие выплаты должны по смыслу ст. 135 ТК РФ учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные, и нерабочие праздничные дни. Часть первая ст. 153 ТК РФ сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы — оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат. Соответственно, при привлечении таких работников к работе в выходной или нерабочий праздничный день в оплату их труда за указанную работу наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда. Данное толкование положений ст. 153 ТК РФ является общеобязательным (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Предложенный Конституционным Судом РФ вариант трактовки нормы части первой ст. 153 ТК РФ на практике вызывает много вопросов относительно того, как именно теперь необходимо учитывать стимулирующие и компенсационные выплаты при определении размера оплаты труда работников за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Некоторые специалисты полагают, что данные выплаты должны начисляться работнику в двойном размере*(1). Однако, по нашему мнению, данный вывод из Постановления N 26-П не следует. Конституционный Суд РФ нигде в нем не упоминает о необходимости исчисления компенсационных и стимулирующих выплат за работу в выходные дни именно в двойном размере. Более того, грамматическое толкование формулировки, использованной судом в резолютивной части постановления, позволяет заключить, что оплата труда за работу в выходные и праздничные дни состоит из:
— тарифной части заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы);
— компенсационных и стимулирующих выплат.
То есть указание на удвоение размера оплаты относится только к тарифной части заработной платы, но не к компенсационным и стимулирующим выплатам.
В некоторых консультациях Роструда специалисты этого ведомства высказывают мнение, что при оплате работы в выходной день оклад выплачивается не менее чем в двойном размере и на эту сумму начисляются иные выплаты (смотрите, например, вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2 с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция»). Аналогичный подход встречается и в судебной практике. Так, например, в апелляционном определении Костромского областного суда от 26.09.2018 по делу N 33-1846/2018 содержится вывод, что работник «имеет право на оплату за работу в выходные и (или) нерабочие праздничные дни, включающую наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в двойном размере оклада, все стимулирующие выплаты, установленные системой оплаты труда».
Отметим, в письме Минтруда России от 04.09.2018 N 14-1/ООГ-7353, освещающем некоторые вопросы порядка оплаты работы в выходные дни, указано, что если работник за календарный месяц отработал меньше месячной нормы рабочего времени, установленной ему трудовым договором, то выплаты уменьшаются пропорционально. В то же время если в течение месяца работник отработал больше нормы рабочего времени, то выплаты должны быть увеличены. По нашему мнению, из этого следует, что учет компенсационных и стимулирующих выплат, размер которых зависит от количества затраченного работником труда, при оплате сверхнормативной работы в выходные дни должен осуществляться посредством увеличения размеров самих таких выплат пропорционально отработанному сверх нормы времени. При этом не имеет значения, установлена ли данная выплата изначально в абсолютном размере или «привязана» к размеру оклада — если данный размер уменьшается в ситуациях, когда сотрудник по какой-то причине не отработал норму рабочего времени в месяце (болел, был в отпуске и т.п.), то при отработке большего количества времени по сравнению с нормой (при работе в праздник сверх нормы или в выходной) он должен быть пропорционально увеличен.

Читайте так же:  Карта мир для пособий и пенсий сбербанк

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

5 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Смотрите, например, вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2 с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ».

Исчисление оплаты труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится не только от оклада, но и с учетом дополнительных компенсационных и стимулирующих выплат

Как было установлено Определением Верховного Суда РФ от 21.11.2016 № 56-КГ16-22, для исчисления размера оплаты труда работников, получающих оклад (должностной оклад), применяется дневная или часовая ставка (часть оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада). При этом иные выплаты, кроме оклада, при расчете оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день не учитываются.

При всем этом конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день в силу части 2 ст. 153 ТК РФ могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. Именно данными документами могут быть установлены несколько иные правила определения суммы оплаты труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. На это, в частности, было обращено внимание в письме Минтруда России от 01.02.2017 № 14-1/В-61.

С июня 2018 года дополнительные выплаты, на которые работники имеют право согласно установленной в данной организации системы оплаты труда, должны учитываться при исчислении размера оплаты труда за работу в выходные или нерабочие праздничные дни. Таковы положения Постановления Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 № 26-П.

Как было отмечено в постановлении Конституционного Суда № 26-П, из части первой ст. 153 ТК РФ, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзаца второго части второй статьи 22 и статей 132 и 149 данного Кодекса (тем более принимая во внимание использование в части третьей его статьи 153 термина «оплата в повышенном размере» применительно к оплате за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день) однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда.

Предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, должны, по смыслу частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни, — иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.

Соответственно, при привлечении работников, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Действие постановления Конституционного Суда РФ № 26-П распространяется на период времени со дня его официального опубликования, а именно с 29.06.2018 г. В случае необходимости следует произвести доплату к оплате труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, исчисленной только от оклада (должностного оклада).

Как было отмечено в письме Минтруда России от 02.11.2018 № 14-1/В-872, порядок повышенной оплаты труда работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, не менее чем в двойном размере с учетом компенсационных и стимулирующих выплат представляется целесообразным предусмотреть в системе оплаты труда организации. При разработке соответствующих изменений и внесении их в локальные акты рекомендуется учесть право организации по самостоятельному регулированию данных вопросов.

Читайте так же:  Размер пособия при рождении третьего ребенка

Необходимым является как минимум разработка перечня дополнительных выплат, учитываемых при оплате труда в выходные и нерабочие праздничные дни. В такой перечень рекомендуется включать постоянные дополнительные компенсационные и стимулирующие выплаты, на которые работники имеют право согласно принятой в организации системе оплаты труда, включая ежемесячные премии по итогам работы. Годовые и квартальные премии по итогам работы в данный перечень не включаются. Дополнительные выплаты за сверхурочную работу, за ночную работу учитывать до особых разъяснений не рекомендуется, так как это разные основания для дополнительной оплаты труда работников, а перекрестное начисление этих выплат необходимо дополнительно оговаривать в действующем законодательстве. Как отметил в своем постановлении № 26-П Конституционный Суд РФ, федеральному законодателю рекомендуется принять решение о необходимости внесения изменений в ст. 153 ТК РФ.

При всем этом порядок повышенной оплаты труда работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, не менее чем в двойном размере с учетом компенсационных и стимулирующих выплат применяется независимо от того, предусмотрен или нет этот порядок коллективным договором или локальным нормативным актом. Такой вывод содержится в том же письме Минтруда России от 02.11.2018 г. № 14-1/В-872, и представляется верным.

Стимулирующие выплаты.

Как следует из ч. 1 ст. 129 ТК РФ, к стимулирующим выплатам относятся:

доплаты и надбавки стимулирующего характера;

иные поощрительные выплаты.

Кроме этого, Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818 (далее – Приказ № 818). В соответствии с ним к таким выплатам относятся:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные по итогам работы.

При этом система оплаты труда и система премирования в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 135 ТК РФ устанавливаются локальными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями. То есть перечень стимулирующих выплат (премий) Приказом № 818 не ограничен и положением об оплате труда (о премировании) организации могут быть установлены любые типы и разновидности премий.

В систему премирования могут включаться выплаты различного характера: за результаты работы в определенном календарном периоде (месяц, квартал, полугодие, год), за достижение высоких показателей, за перевыполнение плана или нормированного задания, к праздникам или юбилейным датам, из средств от экономии фонда оплаты труда и т. п. Исходя из ТК РФ, премии можно разделить на два вида.

Премии

Поощрительные выплаты, являющиеся составной частью заработной платы и определенные системой оплаты труда или выплачиваемые на регулярной основе

Поощрительные выплаты за успехи в работе, носящие разовый характер

В Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Постановление № 922), законодатель прямо разделяет премиальные выплаты на два вида:

предусмотренные системой оплаты труда, которые включаются в расчет средней заработной платы (например, связанные с производственными показателями);

не относящиеся к системе оплаты труда и не подлежащие включению в расчет средней заработной платы.

Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.) (п. 3 Постановления № 922).

Не признаются относящимися к системе оплаты труда, например, разовые премии к юбилейным датам, праздникам, за выполнение срочной работы вне должностных обязанностей (Письмо Роструда от 23.10.2007 № 4319?6?1), премии, выплачиваемые по окончании определенных календарных периодов, из средств от экономии фонда оплаты труда (Определение ВС РФ от 01.12.2014 № 18?КГ14-157) и др.

То есть критерием для отнесения той или иной премии к разряду подлежащих или не подлежащих включению в расчет средней заработной платы является не периодичность выплаты или размер, а связь ее с результатами труда (выполнением трудовой функции).

На основании сказанного считаем, что и в стимулирующие выплаты, которые должны учитываться при расчете платы за труд в праздничные и выходные дни, включаются только премии, связанные с результатами труда.

Начисляются ли на сумму двойной оплаты труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни премиальные выплаты, районные коэффициенты и надбавки?

Консультация предоставлена 02.03.2017 года

Начисляются ли на сумму двойной оплаты труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни премиальные выплаты, районные коэффициенты и надбавки (премиальные выплаты установлены в процентах по отношению к окладу)?

Согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

1) сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;

2) работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

3) работникам, получающим оклад:

— в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени;

— в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Из приведенной нормы следует, что работникам, которым установлен оклад, оплата их труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится исходя исключительно из размера их оклада, в который в силу положений части первой и части четвертой ст. 129 ТК РФ не включаются любые компенсационные и стимулирующие выплаты, в том числе районные коэффициенты, надбавки и премии. Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (смотрите, например, определения Верховного Суда РФ от 05.12.2016 N 56-КГ16-35 и от 21.11.2016 N 56-КГ16-22).

Вместе с тем данной нормой четко не определяется, подлежат ли начислению на рассчитанный таким образом размер оплаты труда вышеуказанные районные коэффициенты и надбавки, а также премиальные выплаты.

Из вопроса вытекает, что премиальные выплаты выплачиваются работникам организации в процентах к их окладу. В свою очередь, под окладом согласно части четвертой ст. 129 ТК РФ понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Иными словами, оклад представляет собой фиксированную выплату, которая уплачивается работнику в полном объеме за работу в течение нормальной продолжительности рабочего времени, приходящейся на тот или иной календарный месяц.

При исчислении же нормы рабочего времени в нее в любом случае не включается время, приходящееся на нерабочие праздничные дни и выходные дни работника, так как учету при исчислении нормы подлежат только рабочие дни (п. 1 Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н). Поэтому время, отработанное работником в выходные и нерабочие праздничные дни, является временем, отработанным сверх месячной нормы.

Из этого следует вывод, что выплаты, произведенные работнику за работу в такие дни, осуществляются сверх его оклада, то есть не включаются в его состав. Данный вывод подтверждается и судебной практикой, которая относит выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни к выплатам компенсационного характера (смотрите, например, решение Верховного Суда РФ от 21.06.2007 N ГКПИ07-516, апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 16.07.2015 по делу N 33-5998/2015).

Таким образом, поскольку данные выплаты не включаются в состав оклада, хотя и исчисляются из его размера, на них не подлежат начислению премиальные выплаты, рассчитываемые исходя из размера оклада.

В отношении же районных коэффициентов и надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях отметим, что согласно ст. 315 и ст. 316 ТК РФ, а также ст.ст. 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» такие коэффициенты и надбавки применяются к заработной плате. Заработная плата же включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (часть первая ст. 129 ТК РФ).

Из приведенных норм следует, что районный коэффициент и процентная надбавка начисляются на фактический заработок, включающий все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда (п. 1 Разъяснения, утвержденного постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49, письмо Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 169-13). Нормативные правовые акты, сужающие этот перечень, в соответствующей части не применяются (решения Верховного Суда РФ от 01.12.2015 N АКПИ15-1253 и от 17.07.2000 N ГКПИ00-315).

Поскольку выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, как это уже отмечалось выше, относятся к компенсационным выплатам, которые в силу части первой ст. 129 ТК РФ включаются в состав заработной платы, то районный коэффициент и процентные надбавки также подлежат начислению на размер указанных выплат после их расчета, произведенного исходя из оклада.

Читайте так же:  Центр соц выплат мегион

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

расчет оплаты работы в выходной день

Ответ:
При оплате труда в выходной день работодатель должен учитывать все премии. В данном случае, по нашему мнению, речь идет об установленных системой оплаты труда и трудовым договором ежемесячных премиях, составляющих заработную плату работника, размер которых заранее определен.
Годовая премия данным критериям не отвечает, ее не представляется возможным учесть при расчете оплаты труда в выходной день.
Если размер ежемесячной премии заранее известен, то она учитывается при отплате труда в выходной день. При этом не будет иметь значение срок выплаты самой премии. Она должна быть начислена в двойном размере.

Правовое обоснование:
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ).
Согласно ч. 1 и 2 ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В п. 3.5 Постановления от 28.06.2018 № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других» Конституционный Суд РФ указал, что первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы — оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.

Верховный суд: при оплате труда в выходные дни компенсационные выплаты не увеличиваются.

С учетом специфики своей деятельности некоторые организации зачастую вынуждены привлекать сотрудников к работе в выходные дни. Как показывает практика, до сих пор вопрос оплаты такой работы является актуальным. Далеко не всегда работники и работодатели сходятся во мнении, что такое оплата труда в двойном размере.

ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ РОДИТЕЛЯМ-ЧЕРНОБЫЛЬЦАМ: ЧТО НОВОГО

С 1 июля 2016 года вступила в силу статья 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее – Федеральный закон № 388-ФЗ).

Льготы чернобыльцам теперь обусловлены фактическим нахождением (проживанием и (или) работой) на загрязненных территориях в течение определенного времени.

Частью 2 статьи 7 Федерального закона № 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые постоянно проживают (работают) на территориях зон, указанных в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 №1074, и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком возраста трех лет назначено до 30.06.2016, сохраняется право на получение указанного пособия в двойном размере до наступления оснований прекращения его выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с нормами статьи 2 Федерального закона № 388-ФЗ с 1 июля 2016 года вместо выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им трех лет в двойном размере предусмотрен переход на фиксированный размер в виде ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – ежемесячная выплата). При этом указанная ежемесячная выплата будет осуществляться независимо от выплат и пособий, предусмотренных Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Однако, ежемесячная выплата не будет осуществляться гражданам, которым до 30.06.2016 назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.

Предоставление ежемесячной выплаты осуществляется органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов РФ и уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Федеральной службе по труду и занятости.

  • Версия для печати

пн — чт с 9:00 до 18:00,

пт с 9:00 до 16:45.

Время приема получателей госуслуг Фонда устанавливается без перерывов в работе регионального отделения.

Изменения в порядке расчета пособий на детей гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

С 1 июля 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ изменился порядок расчета пособий на детей гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Отменяется «удвоенное» пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Вместо этого вводится выплата пособия в фиксированном размере, выплачиваемая из бюджета Российской Федерации.

Согласно п. 7 ч.1 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1, ранее предусматривающему выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет, с 1 июля предусмотрена ежемесячная выплата на каждого ребенка в размере:

— до достижения возраста полутора лет – 3 тысяч рублей;

— в возрасте от полутора до трех лет – 6 тысяч рублей.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 г. № 388-ФЗ у граждан, указанным в п.п. 7,8 и 9 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 и получающим ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (данной категории граждан пособие было назначено до 30 июня 2016 года), сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона №388-ФЗ), до дня наступлений оснований для прекращения его выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 № 588 «Об утверждении Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Постановление № 588) финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с предоставлением ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее — ежемесячная выплата), осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Федеральной службе по труду и занятости.

Согласно п. 4 Постановления № 588 ежемесячная выплата не осуществляется гражданам, которым до 30.06.2016 назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста 3 лет.

В соответствии с п. 7 Правил, утвержденных Постановлением № 588, предоставление ежемесячной выплаты осуществляется органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами федеральных органов исполнительской власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

  • Версия для печати

Время работы:
понедельник — четверг —
с 09-00 до 18-00,
пятница – с 09-00 до 16-45.
Обеденный перерыв —
с 13-00 до 13-45.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *