Тема: «Мы здоровью скажем «Да». Основы здоровья пояснительная записка

Авг 8, 2019 Публикации

Тема: «Мы здоровью скажем «Да»

Главная > Пояснительная записка

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Методический фестиваль «От идеи до результата»

Номинация СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «Мы здоровью скажем «Да»

Соколовская Людмила Михайловна

МАДОУ «Детский сад №7»

« Чтобы сделать ребенка умным и

его крепким и здоровым»

Актуальность Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования выдвигают задачи – создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребёнка, формирование культурно – гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своём здоровье и о средствах его укрепления. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому важно в дошкольном возрасте сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Цель проекта – создание единого оздоровительного пространства в детском саду путем внедрения инновационных преобразований в направлении педагогической деятельности, ради достижения нового качества оздоровительной работы и формирование у дошкольников имиджа здорового образа жизни.

Основными задачами проекта являются:

— Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.

— Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.

— Разработать цикл мероприятий познавательно характера, способствующих формированию первичных представлений о человеческом организме как важное условие формирования здорового образа жизни.

— Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Характеристика предполагаемых результатов

-снижение уровня заболеваемости детей ДОУ;

-повышение уровня физической подготовленности воспитанников;

-формирование у воспитанников осознанной потребности в здоровом образе жизни;

-развитие физических и нравственных качеств детей, расширение кругозора, сохранение и укрепление здоровья;

-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Критерии оценки результативности проекта

Исходя из целей и задач, подобранных диагностических методик предложены следующие критерии оценивания:

— устойчивость интереса, который проявляется к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

— самостоятельность проявления здоровьесберегающей компетентности в разных видах детской деятельности и поведении;

— осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке;

— направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезных для здоровья, его укрепления и сохранения;

— применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в жизни;

— актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в конкретной жизненной ситуации;

— решение задачи, содействующее сохранению собственного здоровья;

Наличие выделенных проявлений в поведении ребенка свидетельствует о его правильном отношении к здоровью и здоровому образу жизни.

Высокий уровень . Ребенок проявляет интерес к здоровью, интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни. Интерес проявляется как в организованных взрослым видах деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности. В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок дает адекватные ответы и предлагает адекватные решения, удовлетворен предлагаемыми решениями. И решения, и ответы на вопросы ребенок готов прокомментировать, объяснить. Дошкольник обладает здоровьесберегающей эрудицией, в процессе взаимодействия со взрослым показывает глубину и полноту соответствующих знаний, умений, навыков. Демонстрируемые ребенком знания, умения, навыки закреплены и отражаются в его опыте, самостоятельно проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Не существует разрыва между знаниями, умениями, навыками и реальным поведением дошкольника.

Средний уровень . Ребенок проявляет интерес к здоровью, интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни. Интерес ребенка проявляется исключительно в организованных для него взрослым видах деятельности. В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок чаще всего дает адекватные ответы и предлагает адекватные решения. Допускает ошибки или решает некоторые задачи неадекватно, неадекватными способами, не всегда удовлетворен своими решениями. И решения, и ответы на вопросы чаще всего ребенок не готов прокомментировать, объяснить, испытывает затруднения. Частично демонстрируемые ребенком знания, умения, навыки закреплены и отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности самостоятельно и с помощью педагога. Но чаще всего знания, умения, навыки глубже, полнее и качественнее, чем реальное поведение дошкольника, имеют тенденцию не отражаться в нем (знаю, но не делаю; знаю, но не переношу в свою жизнь, не применяю в конкретных ситуациях).

Низкий уровень . Ребенок не проявляет интереса к здоровью, не интересуется содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни, или имеет неустойчивый слабый интерес, который проявляется только в индивидуальном взаимодействии педагога с ребенком и требует постоянной активизации и направленности через специально организованные виды детской деятельности. В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и дидактических игр ребенок чаще всего дает неадекватные ответы и предлагает неадекватные решения. Допускает серьезные ошибки. И свои решения, и ответы на вопросы прокомментировать, объяснить отказывается. Демонстрируемые ребенком неадекватные знания, умения, навыки закреплены и отражаются в его опыте, проявляются в его поведении и жизнедеятельности. Ребенок некомпетентен.

Масштаб проекта: участники, дети средней группы 4-5 лет, родители (законные представители) воспитанников. Длительность: сентябрь 2016 – май 2017 г

Мониторинг физического развития детей на начало учебного года

Создание коммуникативной модели «Вы спрашивали – мы отвечаем»

1.Пояснительная записка. «Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье» Н. М.

Ирина Грамотина 3 лет назад Просмотров:

2 Содержание: 1 Пояснительная записка: 3 2 Актуальность 4 3 Направленность. 4 4 Структура занятий 4 5 Педагогическая целесообразность 4 6 Цель программы 5 7 Задачи программы 5 8 Отличительные особенности. 5 9 Принципы реализации 5 10 Структура программы 6 11 Формы работы 7 12 Работа с родителями 7 13 Формы подведения итогов 8 14 Ожидаемые результаты 8 15 Перспективно-тематическое планирование 9 16 Методическая литература 13

3 1.Пояснительная записка. «Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье» Н. М. Амосов: Здоровье детей будущее страны! В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников одна из актуальнейших проблем нашего времени. На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; электронно-лучевое и «метало -звук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка) ; образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья). Отклонения в опорно- двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка. Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является развитию сколиоза и плоскостопия, нарушению функций организма. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей. На такие мелочи родители не всегда обращают внимание, им кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы у него была красивая осанка и правильная стопа, крепкое здоровье. Именно сейчас, когда ребенок активно растет, а нога и позвоночник испытывают нагрузки, начинается их нарушение. Сколиоз и плоскостопие у детей обнаруживается еще до школы. Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРВИ, существует и нашем детском саду. Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, мы разработали программу физкультурно- оздоровительного кружка «Руче?к»

4 Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2.Актуальность. Актуальность разработки программы обусловлена поиском более эффективных способов педагогических воздействий в физическом и умственном воспитании детей дошкольного возраста при создании здоровьесберегающей среды в ДОУ. В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс ДОУ. Применение в работе ДОУ физкультурно-оздоровительных методик гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни. 3. Направленность. Направленность образовательной программы: оздоровительно-развивающая. Содержание программы способствует укреплению здоровья воспитанников, активизации и развитию двигательной деятельности дошкольников, их познавательной и мыслительной сферы средствами игры. 4. Структура занятий. I. Вводная часть. Настрой на занятие. Массаж, точечный массаж. Разминка. II. Основная часть. III. Заключительная часть. Растяжка. Расслабление. Рефлексия. 5. Педагогическая целесообразность. Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии дошкольников. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности, на основе ненасильственного физического воспитания. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметнопространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста.

5 6. Цель программы. Укрепление здоровья воспитанников, активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами игры. 7. Основные задачи. 1. Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям; укреплять опорно-двигательный аппарат; 2. Формировать правильную осанку; 3. Укреплять силы мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, т.к. оно может существенно ограничить двигательную активность реб?нка; 4.Развивать и укреплять все основные мышечные группы; 5. Содействовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов; 6. Укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшать обменные процессы в организме, оптимизировать пищеварения и теплорегуляцию, и предупреждать застойные явления; 7. Улучшать физические способности: координацию движений, силу, выносливость, скорость; 8. Укреплять и формировать основные жизненно важные двигательные умения и навыки; 9. Повышать устойчивый интерес к занятиям физической культурой; 10. Знакомить родителей с новыми физкультурно-оздоровительными направлениями, развивать у них желание заниматься вместе с детьми. 8. Отличительные особенности программы В программе применена комбинация методик : — фитбол-гимнастика, — ритмическая гимнастика, в сочетании с оздоровительными технологиями: дыхательная, кинезиологическая, пальчиковая, звуковая гимнастики; релаксация, элементы психогимнастики; гимнастика для глаз; игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия; Программа предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в открытых занятиях, анкетирование, организацию фоторепортажа. 9. Принципы реализации программы: 1. Принцип индивидуальности. 2. Принцип доступности. 3. Принцип систематичности. 4. Принцип активности, самостоятельности, творчества. 5. Принцип последовательности.

6 6. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка. 7. Принцип научности. 8. Принцип оздоровительной направленности. 10. Структура программы Комплектование группы детей для занятий проводится с учетом общего функционального состояния детей старшего дошкольного возраста, данных медицинского осмотра. Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана. Занятия проводятся с октября по май 2 раз в неделю по 30 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и т. д., дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию. Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный. Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурнооздоровительных занятий. Создание полноценной физкультурно- оздоровительной среды для работы кружка предусматривает наличие оборудования и инвентаря, (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, батут, специальные тренажеры и т. д.) Программа содержит следующие разделы. 1.Профилактика простудных заболеваний. Содержание раздела: самомассаж, точечный массаж, фитнес-комплексы упражнений на все группы мышц, дыхательная гимнастика, развивающие игры. 2.Профилактика нарушений осанки. Содержание раздела: самомассаж, фитнес-комплексы упражнений, упражнения на развитие мышц спины и пресса, игры на профилактику нарушения осанки, укрепление опорно- двигательного аппарата, развивающие игры. 3.Профилактика плоскостопия. Содержание раздела: самомассаж, фитнес-комплексы упражнений на развитие мышц стоп, голени, укрепление опорно-двигательного аппарата, развивающие игры.

7 11. Программой предусмотрены следующие формы работы: Спортивные занятия с элементами фитнес-аэробики в зале и на улице. Дозированная ходьба, оздоровительный бег. Спортивные игры. Дыхательная гимнастика. Индивидуальная работа с детьми. Комплексность мер по подготовке физически одаренных детей предполагает сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами, обязательное включение в комплекс физических упражнений элементов дыхательной гимнастики. При осуществлении физкультурно спортивной работы группы организуется медико педагогический контроль. Слаженная работа педагогических и медицинских кадров способствует тому, что задачи обучения и оздоровления детей решаются с учетом состояния здоровья и развития каждого ребенка. Учет возрастно физиологогических особенностей ребенка предусматривает адекватность физической нагрузки возрасту, полу, уровню физического развития, биологической зрелости и здоровью. Вся спортивная работа кружка строится на основе комфортности. Ребенку необходимы позитивные эмоции от общения со сверстниками, от физических упражнений, победы над своим умением, пониманием того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущение результатов. Средства: бег, ходьба, ритмическая гимнастика, спортивные игры, подвижные игры, воспитывающие самое ценное для спорта больших достижений физическое качество выносливость. Информирование о состоянии здоровья, физическом развитии и подготовленности детей кружка «Крепыш» осуществляется на основе результатов диагностики. Режим работы. Музыкальный зал 1 День недели Старшая группа Подготовительная группа Понедельник Среда Работа с родителями. п/п Название мероприятия Срок выполнения

Читайте так же:  Статья 222 ГПК РФ. 1 особый иск

8 1 Обратить внимание родителей на осанку детей Консультация «С чего начать родителям» 2 Беседа на тему «Как приучить реб?нка делать зарядку» Папка передвижка «Если хочешь быть здоров». 3 Оформление стенда «Советы родителям». Консультация «Учим реб?нка следить за своим здоровьем» 4 Беседа на тему «Необходимость прогулок в зимнее время года» 5 День открытых дверей с просмотром работы кружка. Анкетирование на тему: «Ваше мнение о работе кружка «Крепыш» 6 Опрос родителей : «Часто ли вы с реб?нком посещаете спортзал?» Продолжать обращать внимание родителей на осанку детей. 7 Познакомить родителей с результатами диагностики. Оформление стенда «Самомассаж и его значение». 8 Рекомендовать родителям приобрести в весеннеелетний период для детей скакалки, обручи, велосипеды 13. Форма подведения итогов: 1. Диагностика физической подготовленности. 2. Результаты соревнований. 14.Ожидаемые результаты: 1. Разносторонняя и повышенная физическая подготовленность дошкольников, состоящих в кружке (спортивная выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, подвижность). 2. Сформированность начальных организационно-методических умений, необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, организационных навыков. 3. Организованный спортивный досуг дошкольников. 4. Снижение показателей заболеваемости дошкольников, увеличение показателя индекса здоровья. 16. Методическая литература

9 1. О здоровье дошкольника. Родителям и педагогам./сост. П24 Н.В.Нищева. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Оздоровление детей в условиях детского сада/под ред. Л.В.Кочетковой. М.: ТЦ Сфера, Конспекты сценарии занятий по физической культуре для дошкольников; Учебнометодическое пособие СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./авт.сот., Т.С.Никанорова, Е.М.Сергиенко. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду.- СПб.:» ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — проект федерального закона) разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи и является базовым нормативным актом для всей сферы здравоохранения Российской Федерации, устанавливая правовые основы ее регулирования.

Проект федерального закона направлен, в первую очередь, на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и закрепление гарантий и механизмов их реализации в современных условиях в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения.
С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 произошли значительные изменения условий функционирования экономики государства, системы исполнительной власти, организационных основ оказания медицинской помощи, определены концептуальные направления реформирования и модернизации отрасли здравоохранения и смежных отраслей, выработаны подходы к их регулированию, осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект в сфере охраны здоровья.
Кроме того, принято большое количество законодательных актов в смежных отраслях, затрагивающих вопросы прав граждан в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи.
При этом отмечается наличие ряда правовых пробелов в сфере охраны здоровья граждан, а в некоторых случаях и явных нормативных противоречий и коллизий, требующих выработки новых подходов и принципов к их регулированию и решения именно на законодательном уровне.
В связи с этим основополагающий нормативный акт отрасли охраны здоровья граждан, являющийся предпосылкой для дальнейшего совершенствования регулирования в этой сфере, нуждается в комплексной актуализации, должный уровень которой не может быть достигнут корректировкой отдельных положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в разработке нового единого законодательного акта, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых нормативных правовых актах и сохраняющимися свою актуальность в настоящее время, включал в себя новеллы правового регулирования, позволяющие в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему российского здравоохранения.

Одной из таких новелл является введение проектом федерального закона дефинитивного аппарата, характеризующего наиболее общие и значимые для всей сферы понятия и определения, которые требуют однозначного толкования в целях формирования единой правоприменительной практики с учетом специфичности области регулирования.
Законодательное закрепление дефиниций, напрямую связанных с оказанием медицинской помощи и определяющих отдельные ее компоненты — «здоровье», «диагностика», «профилактика», «лечение», «реабилитация», «пациент», «заболевание» и др., применяется впервые.

В отличие от действующей редакции Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, только декларирующей основные принципы охраны здоровья граждан, проектом федерального предусматривается помимо расширения этих принципов раскрытие их содержания (статьи 5-12 проекта федерального закона).
Руководствуясь конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод, и обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, на первое место среди принципов охраны здоровья граждан, перечисленных в статье 4 проекта федерального закона, поставлен принцип соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, в развитие которого сформулированы и детализированы новые принципы охраны здоровья граждан.
Также определены четкие критерии принципа доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, присвоен статус принципа добровольному информированному согласию на медицинское вмешательство и праву на отказ от медицинского вмешательства, что подчеркивает его значимость, установлен безоговорочный запрет на клонирование человека.

Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан и при оказании медицинской помощи характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

Принимая во внимание, что координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства согласно статье 72 Конституции Российской Федерации отнесена к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в проекте федерального закона уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Круг полномочий федеральных органов исполнительной власти дополнен установлением требований к структуре и штатам медицинских организаций, организацией медицинской эвакуации, реализацией мероприятий, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, осуществлением функций по обеспечению единства измерений сфере охраны здоровья граждан, установлением и проведением единой государственной политики в области статистического учета, отчетности, организации системы документооборота, координацией и внедрением в практику передовых медицинских технологий, в частности, ядерных медицинских технологий и биомедицинских технологий.

Кроме того, исключительно за федеральными органами исполнительной власти (без передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации) проектом федерального закона закрепляются полномочия по организации и осуществлению контроля за соответствием качества и безопасности оказываемой медицинской помощи, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, донорской крови и ее компонентов установленным порядкам, стандартам и техническим регламентам.

Одним из направлений реформирования системы охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, закрепляемых проектом федерального закона, является возложение обязанностей по организации оказания медицинской помощи гражданам в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и по развитию сети медицинских организаций субъекта Российской Федерации (определяемой не по признаку подведомственности, а по принципу территориального расположения) на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вследствие этого ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи граждан проектом федерального закона закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Что касается органов местного самоуправления, то они наделяются полномочиями по обеспечению организации оказания медицинской помощи в рамках муниципальной системы здравоохранения только в случае делегирования им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в том числе и по организации оказания медицинской помощи.

Таким образом, проектом федерального закона обеспечивается усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи и перенос на уровень субъекта Российской Федерации основного объема полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Приоритет прав граждан в сфере охраны здоровья подчеркивается уточнением проектом федерального закона института прав граждан в сфере охраны здоровья граждан путем введения регулирования права граждан на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, а также выбор медицинской организации, регулирования обязанностей граждан в этой сфере.

Проектом федерального закона предусматриваются существенные изменения в институт медицинской помощи.

Так, при сохранении прежней классификации медицинской помощи по видам: первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, и скорая медицинская помощь установлены новые критерии для их идентификации, исключено закрепление вида медицинской помощи за уровнем государственного управления или местного самоуправления.

Кроме того, в характеристику медицинской помощи включены форма (плановая, экстренная, неотложная) и условия ее оказания (вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно).
Так, первичная медико-санитарная помощь определяется, как первый уровень контакта граждан с системой здравоохранения и первый этап непрерывного процесса охраны здоровья, и подразделяется в свою очередь на первичную доврачебную и первичную врачебную в зависимости от уровня подготовки медицинского персонала, участвующего в оказании медицинской помощи.
Скорая медицинская помощь, характеризуется как оказываемая экстренно и вне медицинской организации и включает в себя мероприятия по медицинской эвакуации.

К нововведениям проекта федерального закона относится регулирование вопросов, связанных с организацией санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, паллиативной помощи, медицинской помощи гражданам при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, больным с редкими (орфанными) заболеваниями, проведением медицинских осмотров, обеспечением лекарственными препаратами лиц, страдающих злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
Проектом федерального закона впервые дается характеристика уже используемым в настоящее время, но никак на раскрытым на законодательном уровне, понятиям «порядок оказания медицинской помощи» и «стандарт медицинской помощи».

При этом важным моментом является определение значения в системе правового регулирования сферы охраны здоровья граждан указанных порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и закрепление обязательности их исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

В отличие от действующей редакции Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, содержащей лишь упоминание о возможности изъятия органов и (или) тканей человека для трансплантации, проектом федерального закона закрепляются собственно основы правового регулирования отношений по трансплантации органов и или тканей человека, которая находит свою дальнейшую соответствующую регламентацию в Законе Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

Так, в частности, проектом федерального закона закрепляется, что граждане могут в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной нотариально в установленном порядке, выразить свое волеизъявление о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из своего тела после смерти, а в случае отсутствия волеизъявления умершего, а также в случаях смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, право на разрешение изъятия органов и (или) тканей из тела умершего имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, внуки, дедушка и бабушка) иные родственники либо законный представитель.

При этом согласно положениям проекта федерального закона изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия поставлена в известность о том, что при жизни данное лицо, либо указанные выше родственники этого лица, заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.

Таким образом, положениями проекта федерального закона по существу устраняются противоречия с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в части волеизъявления умершего, содержащего согласие или несогласие на изъятие органов и (или) тканей из его тела.

В проект федерального закона включены нормы, направленные на гармонизацию с международным законодательством, в частности, регламентирующие обращение медицинских изделий.
Так, проектом федерального закона впервые дается определение понятию медицинские изделия, закрепляется порядок их применения на территории Российской Федерации. При этом сведения о государственной регистрации медицинских изделий, а также о производителях медицинских изделий будут вноситься в государственный реестр.

Новеллой законодательства в институте охраны здоровья матери и ребенка, вопросах семьи и репродуктивного здоровья является введение проектом федерального закона норм, регулирующих рождение ребенка. Так, в частности, моментом рождения ребенка будет считаться момент отделения продукта зачатия от организма матери посредством родов.

В целях восполнения пробелов правового регулирования, которые в настоящее время закрываются действием норм подзаконным нормативных правовых актов, проектом федерального закона детально регламентируются правовые аспекты применения вспомогательных репродуктивных технологий, определения момента смерти человека, проведения патолого-анатомических вскрытий, установления критериев живорождения и выдачи медицинского свидетельства о рождении ребенка, деятельности врачебной комиссии.

Так, в частности, впервые на законодательном уровне закрепляется право граждан на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов в случаях риска потери способности к воспроизводству в связи с заболеванием и (или) профессиональной деятельностью.

Медицинским мероприятиям, осуществляемым в связи со смертью человека, посвящается специальная глава проекта федерального закона.

В отличие от действующей редакции Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, относящей правовое регулирование вопросов определения момента смерти человека к подзаконному нормотворчеству федеральных органов исполнительной власти, проектом федерального закона непосредственно регулируются указанные отношения.

Так, согласно положениям проекта федерального закона моментом смерти человека будет являться момент его биологической смерти (необратимой гибели человека) или смерти его мозга. При этом диагноз смерти мозга будет устанавливаться консилиумом врачей, где находится пациент, в составе которой должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее 5 лет.

По сравнению с действующей редакцией Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 проектом федерального закона существенно расширены основания, при которых в обязательном порядке проводится патолого-анатомические вскрытия. Так, помимо случая подозрения на насильственную смерть патолого-анатомические вскрытия будет проводиться в случаях: невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти, вне зависимости от продолжительности пребывания больного в стационаре; подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов и др.
Впервые на законодательном уровне в рамках проекта федерального закона будет предусмотрена возможность использования тела, органов и тканей умершего человека. Так, проектом федерального закона предусматривается, что тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских, научных и учебных целях в случаях наличия письменного волеизъявления лица, сделанного им при жизни и нотариально удостоверенного в установленном порядке, о возможности такого использования; и если тело не востребовано после смерти человека членами его семьи, близкими родственниками, законным представителем или иным лицом в целях его погребения.

Читайте так же:  В Перми возбудили дела после избиения ветерана и обмана его дочери коллекторами. Коллекторы избили пермь

В проекте федерального закона упорядочен институт медицинской экспертизы, проведена четкая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием.

Выделение института медицинского освидетельствования обусловлено наличием в федеральных законах норм о проведении медицинских осмотров для вынесения медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина в целях приобретения им того или иного права или привлечения его к ответственности. К видам медицинского освидетельствования проект федерального закон относит освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, психиатрическое освидетельствование, освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности.

Существенные изменения вносятся проектом федерального закона в институт медицинских и фармацевтических работников с точки зрения усиления требований к претендентам на занятие соответственно медицинской и фармацевтической деятельностью. Так, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации будут иметь физические лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с профессиональными стандартами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, начиная с 2015 года претенденты на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью должны будут иметь свидетельство об аккредитации специалиста, получаемого в результате прохождения процедуры определения соответствия готовности специалиста к оказанию конкретных видов медицинской деятельности и медицинских вмешательств в соответствии с утвержденными порядками и стандартами оказания медицинской помощи.

Проектом федерального закона детально регламентируются вопросы подготовки медицинских и фармацевтических работников. Так, практическая подготовка указанных работников должна будет осуществляться на базе структурных подразделений образовательных и научных организаций, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность (клиник), на базе медицинских организаций, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клинической базе), на базе организаций-производителей лекарственных препаратов и медицинских изделий, аптечных организаций, санитарно-профилактических учреждений, государственных судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций.

При этом практическая подготовка на базе государственных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в охраны здоровья граждан, должна будет организовываться для государственной или муниципальной образовательной и научной организации на безвозмездной основе.

Проектом федерального закона предусматривается усиление требований и к самим медицинским работникам в целях защиты прав граждан в сфере охраны здоровья. Так, согласно проекту федерального закона лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие или заменитель грудного молока, будет обязан сообщить ему приблизительные данные о стоимости рекомендуемого, а также информировать о возможности получения соответствующего лекарственного препарата, медицинского изделия или заменителя грудного молока безвозмездно для пациента в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время сформировавшиеся отношения между медицинскими и фармацевтическими работниками, а также руководителями медицинских организаций и фармацевтическими компаниями не могут быть признаны эффективными и благоприятными для пациента как получателя медицинских услуг и потребителя лекарственных средств.

Известны случаи, когда медицинский работник, состоя в формализованных или неформальных отношениях с фармацевтической компанией или ее представителем, осуществляет выписку лекарственных средств пациенту с нарушением принципа беспристрастности врача, а также иных требований медицинской этики. Такие прецеденты могут негативно сказываться как на здоровье пациентов, так и на их финансовом благосостоянии, в случаях, когда приобретение лекарственного средства, позиционируемого медицинским работником как единственно эффективное, сопряжено с внушительными затратами для пациента.

Проектом федерального закона вводятся нормы, устанавливающие ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Так, в частности, согласно положениям проекта федерального закона медицинские работники и руководители медицинских организаций, не вправе будет принимать подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, медицинских изделий, пострегистрационных клинических исследованиях лекарственного препарата, по договорам о педагогической и (или) научной деятельности медицинского работника), оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных, торжественных, праздничных мероприятиях, проводимых за счет средств организаций, занимающихся разработкой, производством и/или реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, и организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их законных представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени данных организаций) и другие действия.
Немаловажным аспектом в реализации права граждан на охрану здоровья является деятельность самих медицинских организаций, деятельность которых действующей редакцией Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 по существу никак не регламентирована.

Прежде всего, необходимо отметить, что понятийным аппаратом проекта федерального закона под медицинскими организациями понимаются не только организации любой организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую деятельность, но также и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.

Проектом федерального закона устанавливаются права и обязанности медицинских организаций. Так, медицинские организации должны будут осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи, профессиональными стандартами, техническими регламентами по обеспечению качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, санитарного законодательства, вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность и др. Особой новеллой здесь является обязанность медицинских организаций страховать гражданскую ответственность перед пациентами.

В проекте федерального закона уточнены и конкретизированы основные требования к Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Впервые предусмотрено утверждение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи Правительством Российской Федерации сроком на три года. Сохранен и получил дальнейшее развитие нормативный метод программно-целевого планирования медицинской помощи.

В медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включена паллиативная помощь, предоставляемая в медицинских организациях.

Базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи будет формироваться в соответствие с проектом Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Впервые законодательно устанавливаются единые требования к структуре территориальной программы государственных гарантий, ранее ежегодно устанавливаемые Правительством Российской Федерации. Предусматривается, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере охраны здоровья граждан, совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, ежегодно осуществляется мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий.

Источники финансового обеспечения системы здравоохранения в Российской Федерации приведены в соответствие с полномочиями федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в системе здравоохранения. Финансовое обеспечение видов медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования изложено в соответствие с проектом Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», при этом предусмотрен переходный период.

К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в системе здравоохранения Российской Федерации отнесено создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий.

В настоящее время в полной мере законодательно не урегулированы вопросы предоставления гражданам платных медицинских услуг. Это приводит к нерегулируемому росту объемов платных медицинских услуг, замещению ими бесплатной медицинской помощи, развитию теневого рынка медицинских услуг и снижению доступности в получении медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В целях обеспечения защиты прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, разграничения порядков предоставления платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помощи в проект федерального закона включена статья «Платные медицинские услуги», в которой конкретизируется порядок оказания платных медицинских услуг гражданам.

Проектом федерального закона предусмотрено, что платные медицинские услуги могут оказываться как в полном объеме стандарта оказания медицинской помощи, так и в качестве разовых консультаций, процедур, диагностических исследований и иных услуг, в том числе сверх выполняемых стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи при заболевании, травме, ином патологическом состоянии, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере охраны здоровья граждан на основании добровольного информированного согласия в соответствии с договором на оказание платных медицинских услуг.

Впервые в проекте федерального закона четко определены условия оказания платных медицинских услуг гражданам, соблюдение которых позволит разграничить их предоставление с бесплатной медицинской помощью, оказываемой в рамках территориальных программ государственных гарантий.

Законодательно устанавливается, что за плату не могут быть предоставлены медицинские услуги (работы) при оказании скорой медицинской помощи, а также при проведении судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, за исключением экспертиз, произведенных по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях; патолого-анатомического вскрытия трупов пациентов, умерших в стационаре, машине скорой помощи либо умерших на дому и направленных на вскрытие исполнителем цитологического и патогистологического исследования биологического материала, взятого у пациентов, получающих медицинскую помощь по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (территориальной программе государственных гарантий); военно-врачебной экспертизы.

В целях обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь предусмотрено, что не подлежат оплате:

— назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов (в случаях их замены из-за непереносимости, отторжения и т.п.), не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
— размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и/или эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
— пребывание одного из родителей или иного члена семьи по усмотрению родителей в больничном учреждении вместе с ребенком в интересах его лечения, если это обусловлено медицинскими показаниями со стороны ребенка, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
— медико-транспортные услуги в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (обследования и лечения пациента в условиях стационара круглосуточного пребывания) при отсутствии возможности их проведения медицинской и иной организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;
— транспортировка, хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, утилизация биологического материала;
— оказание медицинской помощи в сроки, установленные лечащим врачом по медицинским показаниям.

В проекте федерального закона отражен инновационный подход к управлению деятельностью в сфере охраны здоровья граждан, заключающийся в сочетании государственного регулирования и самоуправления, установлении системы управления качеством и безопасностью деятельности, введении новых форм государственного контроля качества и безопасности услуг в этой сфере.
Одним из элементов управления качеством и безопасностью деятельности в сфере охраны здоровья граждан будет являться информационная система, призванная обеспечить учет деятельности в сфере охраны здоровья граждан, в том числе персонифицированный учет оказанных услуг.

В связи с этим в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» проектом федерального закона предусматривается создание и ведение персонифицированного (индивидуальный) учета в сфере охраны здоровья граждан, который будет включать в себя о лицах, участвующих в оказании услуг в сфере охраны здоровья граждан, так и о лицах, получающих услуги в сфере охраны здоровья граждан.

Операторами информационных систем в сфере охраны здоровья граждан будут являться уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а также фонды обязательного медицинского страхования в части персонифицированного (индивидуального) учета в сфере обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.

В рамках совершенствования института ответственности в сфере охраны здоровья граждан проектом федерального закона вводится норма о профессиональной ошибке медицинского работника, которой признается добросовестное заблуждение медицинского работника при отсутствии прямого или косвенного (халатности, небрежности) умысла, направленного на причинение вреда жизни и здоровью пациента. Решение о признании профессиональной ошибки будет приниматься коллегиально комиссией по расследованию случаев причинения вреда жизни и здоровья пациентов.
В связи с запланированным поэтапным переходом с 2013 года на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в уведомительном порядке в рамках переходных положений проекта федерального закона предусматривается, что до 1 января 2013 года медицинская, фармацевтическая деятельность, деятельность по производству медицинских изделий, техническому обслуживанию медицинских изделий (в отношении приборов, аппаратов, устройств, комплексов, систем с программными средствами, оборудования, приспособлений, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для диагностики, лечения заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера) может осуществляться при условии получения лицензии на соответствующий вид деятельности в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Текст пояснительной записки взят с сайта Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Основы здоровья пояснительная записка

На протяжении всего существования школы приоритетным направлением работы педагогического коллектива являлось сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование здоровьесберегающей среды. Школа традиционно позиционирует себя как школа, реализующая здоровьесберегающие технологии. С 2007 года реализуется проект «Школа – остров здоровья».

Актуальность направления сохранения и укрепления здоровья объясняется тем, что в целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Школа признает, что ответственность за укрепление здоровья лежит не только на самом человеке. Это ответственность, которую разделяют все члены общества, выступающие за укрепление здоровья. Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить молодых людей ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие на себя ответственности за свое здоровье». Здоровый ребенок, здоровая образовательная среда — это то, на что мы должны направить наши усилия.

Читайте так же:  ОСАГО онлайн. Посчитать осаго мск

— реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой;

— формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта в семье;

В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:

  • актуальности, он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;
  • доступности, в соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования;
  • положительного ориентирования, в соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;
  • последовательности, он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
  • системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, относящиеся к здоровью, в виде целостной системы;
  • сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
  • • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

    • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

    • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни: научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

    • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

    • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития ;

    • повышение квалификации педагогов по вопросу сохранения здоровья детей и формирования здорового образа жизни;
    • внедрение современных здоровьесберегающих технологий;
    • проведение комплексных мероприятий по формированию практических навыков здорового образа жизни.

    Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.

    Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

    • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно — оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

    • организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

    • выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

    Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.

    1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

    • внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

    • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

    • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

    2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

    • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

    • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

    • привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

    Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

    • по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры,

    • рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

    • эффективной организации физкультурно — оздоровительной работы,

    • реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями);

    • формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

    о бразовательного учреждения включает:

    • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

    • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки в урочное время. Оплата за питание включает в себя родительскую долю , но обучающиеся из малообеспеченных семей находятся на льготном питании. Горячим питанием охвачены 100% учащихся начальной школы . Имеется буфетная продукция ;

    • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём . В школе работает оснащенный спортивный зал , возле школы находится футбольное поле , есть беговая дорожка, гимнастический зал . Это позволяет реализовать спортивные и физкультурные программы как в урочное так и внеурочное время ;

    • в наличи и помещени я для медицинского персонала ;

    • Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов – учителя физической культуры, социальный педагог, психолог.

    Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

    Основные направления просветительской и мотивационной работы

    Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни

    1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

    2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

    3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни

    — проведение уроков здоровья,

    — проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

    1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

    2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

    3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

    4. Профилактика травматизма

    – Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

    – Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

    – Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.

    – Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

    Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

    1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

    2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

    3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

    – Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта;

    спартакиады, дни здоровья.

    – Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

    Программное содержание по классам

    Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания, какая польза от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни.

    мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения.

    осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения.

    Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово!

    Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

    • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

    • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

    • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

    • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

    • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

    • ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

    Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

    Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

    направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

    • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

    • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

    • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 — м и 4 — м уроками;

    • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

    • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

    • регулярное проведение спортивно оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

    Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов.

    Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

    • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс («Разговор о правильном питании», «Растим здоровых, бодрых, смелых», «Дополнительные занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности»);

    • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

    Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

    • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

    • проведение часов здоровья;

    • занятия в кружках и секциях ;

    • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

  • экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье ;
    • встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами ;
    • • организацию дней здоровья.

      Просветительская работа с родителями

      Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

      Данная работа в себя включает:

      • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

      • проведение родительских собраний и лекторий по формированию здорового образа жизни ;

      • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

      – знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

      – знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

      – знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

      – знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

      – знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

      – отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

      – понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

      – соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

      – подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *