Порядок выплаты 13

13 августа начинает действовать новый порядок выплат работникам при ликвидации организации

Теперь ликвидировать организацию не получится без подтверждения того, что она полностью рассчиталась с персоналом.

Работодатель может выбрать один из вариантов:

  • постепенно выплачивать сотруднику средний заработок за период, когда тот не мог трудоустроиться (но не более чем за третий месяц с момент увольнения);
  • разом выплатить средний заработок за второй и третий месяцы.

Последний вариант потребует больше затрат, но ускорит процесс ликвидации.

Подробнее о новом порядке выплат читайте в обзоре КонсультантПлюс.

Обзор подготовлен специалистами компании «КонсультантПлюс

Управление социальной защиты населения

администрации Прохоровского района

  • Главная
  • Новости
  • Объявления
  • Управление
  • Отделы
    • Отдел контрольно-организационной работы
    • Отдел организации назначения и выплат пособий и компенсаций
    • Отдел по работе с ветеранами, инвалидами и пожилыми людьми
    • Отдел семьи и опеки
    • Отдел субсидии и компенсации на оплату жилищно коммунальных услуг
  • Учреждения социальной защиты населения
  • Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно
  • Проектная деятельность
  • Документы
  • Конкурсы
  • Вопросы и ответы
  • Полезные ссылки
  • Контактная информация
  • Меры социальной поддержки
  • Дети в вашу семью
  • Прожиточный минимум
  • Доступная среда
  • Запись на прием
  • Отзывы и предложения
  • Информационный раздел ПФР
  • Полезная информация
  • Противодействие коррупции
  • Национальный проект «Демография»
  • ЕГИССО
  • Ведомственный контроль
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Фотогалерея
  • Поиск по сайту
  • Карта сайта

усыновите. ру

1. Какие виды социальных выплат положены детям-сиротам?

Специально для детей-сирот предусмотрены следующие виды государственной помощи:

  • единовременная компенсационная выплата по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, при прекращении попечительства (ЕКВ при прекращении попечительства);
  • единовременная денежная выплата детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в общеобразовательных учреждениях и при поступлении в учреждения начального, среднего или высшего профессионального образования или при трудоустройстве (ЕДВ выпускникам);
  • ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами;
  • социальная пенсия детям в возрасте до 18 лет и лицам старше 18 лет, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше, чем до достижения ими 23 лет, оба родителя которых неизвестны или умерли, а также детям умершей одинокой матери и другим категориям детей . Осиротевшие дети, родители которых известны, имеют также право на фиксированную выплату к страховой пенсии по случаю потери кормильца;
  • ежемесячная компенсационная выплата отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей — несовершеннолетним детям, не имеющим права на какой-либо вид пенсионного обеспечения и алименты.

Актуальный размер социальной пенсии можно узнать на сайте Пенсионного фонда России. Актуальный размер других выплат можно узнать на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей или потерявшие одного или обоих родителей в период обучения, могут получить ежемесячную фиксированную денежную компенсацию для оплаты питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря. Ее выплатят, если ребенок обучается в образовательной организации Москвы в очной форме. Подробнее о выплате можно узнать в образовательной организации.

Кроме того, если ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, воспитывается в семье, усыновители опекуны, попечители, приемные родители или патронатные воспитатели могут оформить дополнительные выплаты.

Все цвета старости

«В 2017 году в нашем регионе было вдвое больше семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, чем в 2015–2016-м,— говорит Галина Власова.— У мужчин нет работы, женщины с маленькими детьми тоже не могут устроиться. До трех лет устроить ребенка в сад практически невозможно, яслей почти нигде нет, а ведь это самый чувствительный период: до полутора лет на ребенка выплачивается пособие 6,8 тыс. руб., с полутора — уже только 3,4 тыс., с трех лет пособие — вообще копейки, а в очереди в детские сады в Петрозаводске стоит 7 тыс. детей. При этом льгот для одиноких матерей нет, очередь общая. И маме надо найти сразу 3,5 тыс. руб., чтобы оплатить сад за месяц вперед. Многие женщины оказываются в безвыходной ситуации, они вынуждены отдавать детей в сиротские учреждения».

Фонд «Материнское сердце» обращался в правительство республики, чтобы региональный дом ребенка передали в Министерство соцзащиты и чтобы на его базе открыли отделения для попавших в трудную жизненную ситуацию мам с детьми. Но пока это не удалось. «У нас в регионе есть кризисные центры для женщин, подвергшихся насилию в семье, но все не так просто. Женщине необходимо пройти медицинское обследование и иметь деньги на питание. А если это невозможно, то она остается одна со своими проблемами. Да, мы ей помогаем, но проблему с жильем мы решить не можем. Где Бог поселит, там и живут».

«Как только девушки беременеют — их сразу же из общежития выставляют»

Через петербургский приют для женщин в трудной жизненной ситуации, который был открыт в рамках программы «Мама рядом» благотворительного фонда «Дети ждут» в 2013 году, за пять лет прошло 38 женщин. Абсолютное большинство — выпускницы детских домов.

17-летняя Катя живет здесь уже полтора года. Она приехала в Петербург несколько лет назад из Псковской области — учиться в колледже. Забеременела и была вынуждена прервать учебу. В Пскове Кате должны дать жилье, как сироте, но случится это, когда она станет совершеннолетней и когда подойдет очередь на квартиру. Зина — петербурженка и студентка того же колледжа. Ее родители умерли несколько лет назад, оставив в наследство дочери квартиру, но Зина оказалась в детском доме, и жить в своей квартире сможет только после совершеннолетия. Катя и Зина находятся в академическом отпуске, у них — маленькие дети. «Как только девушки беременеют — их сразу же из общежития выставляют,— объясняет руководитель приюта Татьяна Бондаренко.— Учебный процесс и выращивание детей оказываются несовместимыми: кому-то надо учиться, а кому-то растить ребенка. И тогда они начинают искать такие приюты. К нам обратились социальные педагоги этого колледжа, так что мы девчонок сразу подхватили».

По словам Татьяны, выпускницам детских домов, оказавшимся в такой ситуации, важнее всего общение и моральная поддержка: «Папы в этих семьях, как правило, отсутствуют, мама остается одна с ребенком в замкнутом пространстве. Дружбы у них между собой не получается, она недолгосрочная и неглубокая, таковы особенности сиротской депривации. И такой маме очень важно понять, что она не одна. Ведь иногда она даже к врачу не может сходить».

Зина и Катя совершенно не умеют заботиться о себе, не могут правильно распоряжаться деньгами. Каждая из них ежемесячно получает компенсацию в размере 20 тыс. руб. за то, что не живет в общежитии во время академического отпуска. Кроме этого, им выплачивают детское пособие и пособие матери-одиночки. «Но они совершенно не умеют распределить свой доход, выстроить бюджет, купить ребенку витамины или лекарства, отложить деньги на транспорт,— рассказывает Бондаренко.— Они могут потратить за день все деньги, которые получили. Поэтому мы их учим. Но многим нужно длительное сопровождение и после выхода из приюта».

«У нас всего четыре сотрудника, это полностью внебюджетный проект, который содержится на средства одного из наших доноров,— поясняет президент благотворительного фонда «Дети ждут» Лада Уварова.— Конечно, есть огромная потребность в том, чтобы, выведя семью из острого кризиса, передавать ее некой внешней службе сопровождения. Такая служба должна быть масштабной, а поддержка — системной. Но поскольку пока такой службы нет, то сопровождением по мере сил занимаются сотрудники приюта».

Продолжает Татьяна Бондаренко: «Когда девчонки от нас уходят, мы, как правило, их не теряем из виду, но наше общение — это исключительно инициатива с их стороны. То пригласят на день рождения, то позвонят поделиться какой-то новостью. Мы видим, как они живут, но постоянно сопровождать их не можем. А помощь им нужна в самых простых вещах. Например, они не ходят к стоматологу и теряют зубы. Не посещают врача не только в профилактических целях, но даже в острых ситуациях, и теряют здоровье. Они не умеют о себе заботиться». У таких мам, переживших детскую травму, сложности и с собственными детьми: «Они не могут организовать режим дня для ребенка, не помнят, когда и какие прививки надо делать и в каких случаях необходимо вести ребенка к врачу. Не могут организовать процесс посещения ребенком детского сада, хотя мы всех детей ставим в очередь,— и когда подходит время, маме остается просто отнести документы в сад. Но они то проспали, то опоздали, то забыли, к кому надо прийти за справками».

ЖИЛЬЕ

Наиболее болезненной и острой проблемой при выходе из детского дома является жилищная. Существует ряд Федеральных законов, которые гарантируют предоставление жилья в течение трех месяцев, но это право не реализуется в связи с нехваткой жилья. Те, за кем было сохранено право на жилье, часто возвращаются к родителям, ведущим паразитический, аморальный образ жизни.
А как обеспечить жильем выпускников сиротских учреждений, оставшихся без собственной квартиры или комнаты, если даже некоторые выпускники до сих пор «без определенного места жительства»? Только в процветающем Санкт-Петербурге бомжами могут себя назвать 450 молодых петербуржцев, оставшихся без жилья за последние 6 лет. Чтобы обеспечить их собственным углом — комнатой в коммуналке, надо около 85 млн. рублей. Что же говорить о Российской глубинке?!

Читайте так же:  Выплаты медработникам по указу президента

Дорогой выпускник, ты должен знать, что в случае возникновения проблем с квартирой (непригодность для проживания, её отсутствие и др.) ты, согласно Закону «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда» имеешь право на получение бесплатной жилой площади, путем заключения договора социального найма. Для заключения этого договора необходим коротенький перечень документов:
— документы, подтверждающие личность и правовой статус ребенка;
— документы о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченном органе по месту жительства, первичного выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения;
— документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания;
— документы, подтверждающие срок окончания пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания;
— медицинское заключение о состоянии здоровья для лиц, имеющих право на дополнительную площадь при наличии соответствующих медицинских показаний.
Предоставляет этот перечень документов Органы опеки и попечительства муниципальных образований Тверской области. Затем комиссия рассматривает поступившие документы, формирует списки лиц для предоставления жилплощади и передает их в Департамент социальной защиты населения. После этого остается только запастись терпением и ждать.
С января 2007 года в основной Закон внесены изменения: дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профобразования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из мест лишения свободы, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет и не получившие жилое помещение по достижении ими указанного возраста, сохраняют свое право на внеочередное получение жилого помещения.
Предлагаем Вам несколько советов «бывалого» выпускника А. Гезалова: «Часто администрация говорит, что жилья нет — тогда возьмите комнату, это должно быть оформлено как временное жилье, требуйте свою квартиру. Если Вы оказались в чужом городе, Вы можете подать запрос в органы опеки того города, откуда Вы прибыли (просить выслать документы о Вашем пребывании в детском доме). Так как если Вы проживаете и учитесь в новом городе и прописаны в общежитии (до 23 лет), Вы можете требовать от администрации города предоставить Вам жилье. Они теперь являются Вашими государственными опекунами до 23 лет. Вы можете даже контролировать свою очередь на получение жилья. Не затягивайте получение жилья, так как потом будет сложнее это сделать. Чем Вы старше, тем меньше шансов получить квартиру. Получив жилье, постарайтесь там жить сами, так как сегодня народ разный, и может быть потом всякое».
Помни: в решении жилищных проблем многое зависит от твоей собственной активной позиции. Начиная самостоятельную жизнь, сразу обращайся в нужные организации и представляй необходимые документы. Получить вне очереди благоустроенное жилое помещение ты можешь в срок, зависящий от:
• количества таких же льготников, как и ты, ожидающих жилья;
• даты обращения в жилищные органы;
• объема местного жилого фонда, предназначенного для этих целей.

На основании представленных комиссией документов решается вопрос о принятии тебя на учет нуждающихся либо об отказе. Отказ в предоставлении тебе жилья вне очереди, как выпускнику детского дома, школы-интерната, может быть обжалован в суде по месту нахождения того жилищного органа, которые нарушили твои жилищные права.
Ты считаешься принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи заявления со всеми документами, представление которых возложено на тебя. Не забывай, что ежегодно ты должны приходить на сверку учетных данных.
Нередко возникает вопрос: обязан ли ты после окончания учебного заведения возвращаться в закрепленное за тобой жилье или можешь выбрать для дальнейшего жительства любой другой населенный пункт. Да, ты имеешь право жить там, где захочешь, но постарайся здраво оценить ситуацию с обеспечением жильем, и поймешь, что лучше возвращаться в свои родные места, особенно, если есть закрепленное жилье.
Многие выпускники интернатных учреждений, в маленьких городах и
поселках, ждут квартир и комнат не один год. Есть одна закономерность: выпускники интернатов, решившие продать государственную жилплощадь или поменять ее на худшую с доплатой, или оформить дарение комнаты или квартиры, делают это в короткие сроки, однако при этом они лишаются крыши над головой на долгие-долгие годы, а некоторые — навсегда. Скитаются без угла, без прописки, без работы, становятся бомжами, причем не только сами, но и их дети.

Статья 155.3 СК РФ. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;

причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают также правами, предусмотренными статьями 55 — 57 настоящего Кодекса.

Публикации

Шесть лет назад вступил в силу «закон Димы Яковлева», установивший запрет усыновлять детей из России для всех граждан США. Насколько изменилась жизнь российских сирот, как государство реформирует институт детских домов, современной системе которых в прошлом году исполнилось 100 лет, и другие болезненные вопросы о настоящем и будущем России в первом материале нового ревизионистского цикла РАПСИ.

В этой рубрике мы будем отслеживать эффективность работы законов, которые в момент своего принятия вызвали широкий резонанс в обществе. Последствия каждого из них мы будем рассматривать диалектически: опираясь на статистику и факты, акцентируя внимание только на положительных и негативных деталях, оставив читателю возможность сделать самостоятельный вывод.

Статистика

В декабре 2012 года, по данным Минобрнауки, в сиротских учреждениях жили 104 тысячи человек. Это 16,7% от всех детей, состоящих на учете в органах опеки.

После принятия «закона Димы Яковлева» статистика заметно изменилась. Сейчас в детских домах и интернатах находятся 47 тысяч 59 детей (на 01 февраля 2019 года).

Это самый низкий показатель за всю новейшую историю страны. Однако причины его достижения не столь однозначны.

В 1990 году в детских домах и интернатах воспитывалось 113,4 тысячи сирот. На протяжении 14 следующих лет это число постепенно увеличивалось, достигнув пика в 2004 году (188,8 тысячи детей). После чего начался спад, в 2008 году показатель вернулся к советскому уровню — 115,6 тысячи. А к 2015 году сократился в два раза: в банке данных числилось менее 58,2 тысячи детей-сирот.

Однако это не полная статистика. И возможно некоторая доля успеха в сокращении числа сирот связана с изменениями в системе подсчета.

Достаточно велико число тех, кто находится на попечении государства по заявлению родителей. Дети из этой категории не попадают в банк сирот и не могут быть устроены в новую семью. Причина кроется во временном характере заявления: предполагается, что родители заберут ребенка обратно, хотя в подавляющем большинстве случаев подобные заявления автоматически продлеваются. По данным руководителя БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, точное количество таких заявлений неизвестно, однако это примерно 30% от всего количества детей, которые находятся в сиротской системе в настоящее время. Как считает Альшанская, эти дети и вовсе не должны попадать в банк, необходимо проводить работу по восстановлению семей, как и в отношении многих других детей в детских домах. «Но пока она ведется крайне неудовлетворительно», — уточнила глава благотворительного фонда.

«Еще, к сожалению, из банка данных выпадают те дети, которые достигают возраста, выпускники. В последний год (2018 — прим. ред.) их просто массово убирают из федерального банка данных. Есть дети, которые пока еще не попали в банк данных, потому что только что выявлены», — рассказывала Елена Альшанская в эфире телеканала ОТР.

Последний тезис Альшанской подтверждает статистика снижения числа детей, попадающих в поле зрения органов опеки: если за 2012 год на учет было поставлено 80 тысяч детей, то в 2015 году — 58 тысяч.

Также следует отметить тот факт, что данные Росстата кардинально отличаются от статистики Минпросвещения. Эксперты объясняют это тем, что сегодня многие учреждения в разных регионах имеют отношение не только к Минпросвещения, но и находятся в ведомстве разных министерств, поэтому собрать воедино их пока не получается.

Минпросвещения занимается детскими домами, школами-интернатами, коррекционными учреждениями. В системе социальной защиты находятся интернаты для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью, а в реальности — и для детей с разными тяжелыми нарушениями здоровья. А дом ребенка, где живут дети до четырех лет, относится к системе здравоохранения.

Кроме того, существуют организации в системе социальной защиты: социальные центры и приюты, которые зачастую дублируют функции детских домов, которые также не учитываются в статистике Минпросвещения.
Любопытно, что, согласно данным Росстата, численность детей-сирот стабильно растет каждый год.

Причины

Эксперты связывают уменьшение численности сирот, оставшихся в детских домах, с усовершенствованием в России системы устройства детей после принятия «закона Димы Яковлева». Был издан указ президента РФ Владимира Путина, упрощающий процедуру усыновления и дающий налоговые льготы российским приемным семьям. Кроме того, развивалась и сама система устройства детей: сейчас в России появились даже школы приемных родителей, где кандидаты проходят обучение, тем самым получая возможность брать на воспитание детей самых разных возрастов.

Читайте так же:  Планета земля для малышей наглядное пособие

Запрет усыновления российских детей американцами был эффективно компенсирован государством увеличением размера выплат россиянам, оформляющим опеку.

Следует заметить, что приемная семья, в отличие от усыновления, является коммерческой формой опеки, подразумевающей, помимо ежемесячных выплат от государства, льготы и ссуды. В то же время количество усыновлений по статистике снижается: с 6,5 тысячи в 2012 году до 5,9 тысячи в 2015.

Государственные выплаты оказали большую услугу в социализации сирот. Рост размера денежных пособий сделал опеку не просто благотворительностью, а экономически целесообразным поступком. На «детские деньги» в небогатых регионах вполне может прожить вся семья.

При передаче ребенка в семью опекуны получают единовременную выплату, минимальный размер которой установлен федеральным законом «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», согласно которому при устройстве ребенка в семью, в том числе и в случае усыновления, приемному родителю полагается компенсация в 8 тысяч руб. В большинстве регионов эта сумма существенно выше благодаря местным надбавкам (от 15 до 200 тысяч).

Если же на воспитание был взят ребенок старше семи лет, ребенок-инвалид или несколько детей — братья и сестры, то единовременная выплата приемной семье, согласно закону, составляет минимум 100 тысяч рублей.

Однако некоторый скепсис вызывает такая деталь: единовременную выплату за ребенка опекун в большинстве регионов может не возвращать, даже если отправил воспитанника обратно в детский дом.
В результате количество возвратов сирот обратно в детские дома за последние годы выросло. По данным аппарата детского омбудсмена Анны Кузнецовой, в 2015 году в сиротские учреждения вернулись 5,6 тысячи детей, ранее взятых под опеку, — на 6% больше, чем годом раньше.

Регионы

Все выплаты приемным семьям производятся за счет регионального бюджета, и каждый регион самостоятельно устанавливает их размер. Средняя сумма единовременной выплаты при усыновлении ребенка составляет 15,5 тысячи рублей. Но размер выплаты может заметно варьироваться, в зависимости от различных условий.

Например, в Чеченской республике базовый размер выплаты на каждого принятого в семью ребенка 8 тысяч рублей, но при передаче в семью детей, являющихся братьями и сестрами, или ребенка-инвалида он вырастает до 100 тысяч рублей.

В Чукотском автономном округе единовременное пособие при усыновлении любого ребенка составляет 200 тысяч рублей.

Также различаются и ежемесячные выплаты. В большинстве регионов, в среднем, они составляют около 10 тысяч рублей на каждого ребенка. В Москве же выплаты превышают 33 тысячи рублей в месяц. Если семья воспитывает больше трех детей, то ежемесячное вознаграждение за воспитание приемного ребенка начисляется обоим родителям, и тогда общая сумма за каждого может превышать в Москве 80 тысяч рублей.

«Для нашего региона, как и для многих других в России, это довольно серьезные деньги. Усыновители на них могут не только содержать детей, но и сами жить. Мне известно множество случаев, когда семьи специально берут детей из детского дома только для того, чтобы получить эти выплаты. К сожалению, некоторые из них не имеют достаточного опыта и не готовы нести достаточный уровень ответственности. Я очень рада, когда дети находят достойную семью, но не считаю, что это должно происходить любыми средствами. Так же, как считаю неправильным очернение детских домов. Детям-сиротам в детских домах зачастую лучше, чем в семьях, куда их берут, чтобы использовать как рабочую силу: в детдомах с ними работают психологи, дефектологи и другие профессионалы. И конечно, детишкам лучше там, где их любят, например, в нашем интернате детей окружает именно любовь и забота!» — отмечает воспитатель ОГБОУ «Елатомская школа-интернат для детей-сирот» Ирина Кленько.

Прямой зависимости между размерами выплат и количеством детей в детских домах не прослеживается. Самая благополучная ситуация в Северо-Кавказских республиках, где выплаты не отличаются от среднего уровня. В Чечне при колоссальном уровне рождаемости вообще нет сирот, согласно официальной статистике по итогам 2017 года.

Региональные власти предлагают попечителям различные мотивирующие программы. Например, в Москве действует пилотный проект: попечителям, которые взяли на воспитание пять и более детей, предоставляется государственная квартира (от 10 кв. м на человека), а по истечении десяти лет участия в проекте такая семья получает уже право на собственное жилье в городе. Департаментом труда и соцзащиты Москвы ежегодно проводится премия «Крылья аиста». В прошлом году три семьи с приемными детьми должны были получить по 1 миллиону рублей.

В Архангельской области действует программа, которая предполагает выплату многодетным семьям, воспитывающим шесть и более своих и приемных детей, 1 миллиона рублей для покупки автомобиля. А после рождения (усыновления) седьмого ребенка — 2 миллиона рублей на улучшение жилищных условий (закон Архангельского областного собрания депутатов «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» от 22 июня 2005 года № 55-4).

Материальные поощрения, ориентированные на численность детей, имеют и побочную сторону. Эксперты полагают, что из-за слабого контроля со стороны органов опеки растет число родителей, усыновляющих детей ради пособий. В Минпросвещения считают, что попадание детей в многодетные семьи создает по всей стране аналоги детских домов, где дети обделены родительским вниманием. Кроме того, в ведомстве с этим связывается учащения случаев насилия над приемными детьми.

20 августа 2018 года министр просвещения Ольга Васильева выступила с предложением сделать более строгими правила усыновления, сократив число приемных детей, одновременно усыновленных в одной семье.

«При усыновлении ребенка численность детей в семье усыновителя не должна превышать трех человек (сейчас закон позволяет иметь восемь детей — прим. ред.), за исключением случаев усыновления братьев и сестер, а также детей, которые ранее находились под опекой или были усыновлены одним лицом или супругами и воспитывались вместе», — отмечается в законопроекте.

Васильева предложила не только ограничить число детей в приемных семьях, но и привнести ряд изменений в систему отбора. Одним из нововведений станет ужесточение требований к прохождению психологической экспертизы.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова выступила против ужесточения правил усыновления и опеки. По словам детского омбудсмена, в первую очередь необходимо совершенствовать систему подбора и сопровождения приемной семьи. В частности, одним из важнейших вопросов является проведение обязательного психологического обследования граждан, готовых принять ребенка в свою семью.

Социология сирот

Наиболее актуальной проблемой сегодня, пожалуй, является медицинское состояние детей в детских домах. Здоровые дети малого возраста достаточно быстро находят приемную семью. Имеется очередь даже на детей с незначительными отклонениями.

В результате, по статистике детского омбудсмена, треть всех воспитанников в детских домах имеют инвалидность или серьезные проблемы со здоровьем, у половины есть братья или сестры, а 80% населения детдомов старше десяти лет.

Решать эту проблему государство также предпочитает финансовыми инструментами. Семьям, взявшим на воспитание ребенка-инвалида, полагаются повышенные выплаты. Например, московское правительство платит за такого ребенка более 56 тысяч рублей в месяц.

После этого детей с особенностями развития действительно стали брать намного чаще. Но и здесь проявилась избирательность, значительно более востребованы сироты, чьи отклонения не имеют конфликтной природы. В частности, сейчас крайне сложно найти в детском доме ребенка с синдромом Дауна.

Из статистики легко заметить, что рост внимания к детям-инвалидам имеет именно материальное обоснование. Среди детей, переданных по безвозмездной форме опеки (попечительства) доля инвалидов составляет только 0,2% (601 ребенок-инвалид из 30 тысяч 70 переданных детей), в то время как при возмездной форме опеки — 5% (1 тысяча 158 из 22 тысяч 636).

Из сопоставления статистики взятых из детских домов сирот с отклонениями (5% и меньше от общего числа) и численности оставшихся в госучреждениях воспитанников с инвалидностью (около 30%) становится очевидно, что финансовая стимуляция опекунов проблемы не решает.

В этой связи планируется многообещающая институциональная реформа. В феврале этого года в Минпросвещения начал активно обсуждаться вопрос появления в России профессиональных семей для воспитания тяжелобольных детей и сложных подростков, для которых нет кандидатов на усыновление.
Ранее инициатива о развитии успешно зарекомендовавшего себя за рубежом института профессиональных приемных семей прозвучала на заседании совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере.

Профессиональные родители смогут воспитывать детей по временному договору, но не смогут выбирать ребенка сами. Они будут получать за это зарплату, а при необходимости подключать соцработников, педагогов, психологов и медиков.

Также подобные семьи смогут взять на себя важнейшую миссию приема детей, которых временно изъяли из семьи. Таковых в учреждениях для сирот на данный момент, по словам экспертов, примерно половина. Роль профессиональной приемной семьи в этом вопросе крайне важна, поскольку такие дети находятся в неопределенной ситуации, когда достаточно продолжительный срок может не наступать ясность, вернут ли ребенка домой, возьмут жить к себе родственники. Но даже короткое пребывание в детском доме способно нанести серьезную травму такому ребенку.

Статистика детских домов

На начало 2014 года количество детских домов оценивалось в 1,5 тысячи, причем за пять предыдущих лет эта цифра сократилась на 20%. Сейчас в России всего работает больше 1,3 тысячи организаций для сирот: детские дома, образовательные и медицинские учреждения, благотворительные организации.

Большинство (80-90%) детей, попадающих в детские дома, — это социальные сироты: у них есть живые родители, лишенные родительских прав.

Существуют организации в системе социальной защиты: социальные центры и приюты, которые зачастую дублируют функции детских домов. Когда началась реформа детских домов, в ряде регионов количество детских домов снизилось, а число приютов даже удвоилось.

Через два с половиной года после вступления в силу «закона Димы Яковлева» произошла важнейшая государственная реформа института детских домов. В сентябре 2015 года вступило в силу постановление правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Читайте так же:  Выплаты безработным с детьми до 7

Тогда же ввели «План развития жизнеустройства ребенка», по которому детские дома вместе с опекой каждые полгода должны пересматривать мероприятия по устройству ребенка и выяснять, почему он еще не дома, почему не устроен к бабушке, почему ему не ищется новая семья, если возвращение в кровную невозможно.

За прошедшее после реформы время практически во всех центрах содействия семейному воспитанию ребенка (так теперь называются детские дома), согласно официальной информации, сделаны ремонты, полностью переформатировано пространство. Бывшие детские дома теперь больше напоминают квартиры.

Среди положительных последствий реформы следует упомянуть уменьшение групп. Вместо спален на 15-20 человек, теперь дети разделены на малые группы до восьми человек, у каждой постоянный воспитатель.

Детей перестали переводить из группы в группу, дергать каждый год или два. Также началась работа с кровными семьями.

В то же время сохранилась неоднородность в подведомственности организаций для детей-сирот, относящихся к разным типам. Как следствие, кроме проблем со статистикой, указанной выше, возникают ситуации, когда, несмотря на прямой запрет постановления на разделение братьев и сестер, это все же происходит из-за деления групп по возрастам или здоровью.

Пособие на ребенка

С 1 января 2020 года изменены размеры социальных пособий на детей из семей со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения.
Размер ежемесячного пособия на ребенка составляет:
1. На детей из полных семей (в том числе родители в разводе, установление отцовства):
• на детей до полутора лет – 2 296 рублей;
• на детей от полутора до трех лет – 4 376 рублей;
• на детей от трех до семи лет – 1 148 рублей;
• на детей от семи и старше – 576 рублей.
2. На детей из семей одиноких матерей:
• на детей до полутора лет – 4 591 рубль;
• на детей от полутора до трех лет – 6 672 рубля;
• на детей от трех до семи лет – 2 296 рублей;
• на детей от семи и старше – 1 147 рублей;
3. На детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву:
• на детей до полутора лет – 3 156 рублей,
• на детей от полутора до трех лет – 5 237 рублей,
• на детей от трех до семи лет – 1 722 рублей,
• на детей от семи и старше – 860 рублей.
4. Ежемесячное пособие детям-инвалидам не изменилось, составляет:
• детей-инвалидов, имеющих одного родителя либо лицо его заменяющего (потеря кормильца, одинокая мама) – 7 901 рубль (без предоставления сведений о доходах);
• детей-инвалидов, проживающих в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области – 7 901 рубль.
Размер единовременного пособия при рождении ребенка (детей), рожденных с 01 января 2017 года составляет:
при рождении первого ребенка – 20 000 рублей;
при рождении второго ребенка – 40 000 рублей;
при рождении третьего и последующего ребенка – 60 000 рублей;
при рождении двух детей – 70 000 рублей на каждого ребенка;
при рождении трех и более детей – 300 000 рублей на семью.
Ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов составляет 4 000 рублей.

Право на пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.

Пособие на ребенка назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. При обращении за пособием на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка, пособие назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении пособия на ребенка со всеми необходимыми документами.

Пособие на ребенка назначается на 12 месяцев, начиная с месяца подачи заявления о назначении пособия на ребенка со всеми необходимыми документами. В случае представления заявления о продлении выплаты пособия на ребенка и документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, в течение календарного месяца, следующего за последним месяцем установленного периода выплаты, пособие на ребенка продлевается на последующие двенадцать месяцев.

В случае непредставления заявления о продлении выплаты пособия на ребенка и документов, подтверждающих сведения о доходах семьи в указанный срок, выплата пособия на ребенка возобновляется с месяца подачи заявления о возобновлении выплаты пособия на ребенка со всеми необходимыми документами. Выплата пособия на ребенка при его назначении (продлении, возобновлении) производится в месяце, следующем за месяцем подачи соответствующего заявления.

Решение о прекращении выплаты ежемесячного пособия принимается в случае:

а) объявления ребенка в возрасте до 18 лет полностью дееспособным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) окончания ребенком старше 16 лет обучения в общеобразовательном учреждении;
в) достижения ребенком, обучающимся в общеобразовательном учреждении, возраста 18 лет;
г) получения опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством);
д) лишения заявителя родительских прав или ограничения его в родительских правах в отношении ребенка (детей);
е) назначения и выплаты второму родителю (усыновителю, опекуну, попечителю) ежемесячного пособия на этого ребенка в другом территориальном структурном подразделении;
ж) смерти ребенка;
з) перемены места жительства заявителя и (или) ребенка в случае выезда за пределы Московской области;
и) нахождения ребенка на полном государственном обеспечении.

Мать ребенка признается одинокой в следующих случаях:

а) если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери;
б) усыновления ребенка женщиной, не состоящей в браке.

К одинокой матери приравнивается опекун или попечитель при передаче ему на воспитание в установленном порядке ребенка (детей) одинокой матери. При усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке, ежемесячное пособие назначается с месяца обращения. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на получение ежемесячного пособия на ребенка (детей), родившегося до вступления в брак, в размере, определенном для ежемесячного пособия на ребенка (детей) одинокой матери.

Ежемесячное пособие назначается и выплачивается в размере, установленном на ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, если решение суда о взыскании алиментов на детей с лиц, обязанных их уплачивать, не исполняется в случаях:

а) розыска их службой судебных приставов;
б) отсутствия у них заработка, с которого могут быть взысканы алименты в минимальном размере, в период отбывания наказания, связанного с лишением свободы;
в) нахождения их на принудительном лечении по решению суда;
г) отсутствия у них заработка во время нахождения под арестом, прохождения судебно-медицинской экспертизы на основании постановлений следственных органов или суда, в период судебного спора в связи с увольнением с работы по инициативе работодателя, рассмотрения в установленном законодательством Российской Федерации порядке вопроса о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда, а также в других случаях, когда исполнение решения суда невозможно по независящим от этих лиц причинам;
д) постоянного проживания этих лиц на территории иностранных государств, в том числе государств — бывших республик Союза ССР, с которыми у Российской Федерации отсутствуют договоры о правовой помощи, предусматривающие вопросы взаимного исполнения судебных решений.

Ежемесячное пособие назначается и выплачивается в размере, установленном на ребенка военнослужащего на период:
а) нахождения отца ребенка на военной службе по призыву в качестве сержанта, старшины, солдата или матроса;
б) обучения отца ребенка в военном образовательном учреждении профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы.

Выплата ежемесячного пособия на ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении, приостанавливается:
— с месяца, следующего за месяцем, в котором ребенку исполнилось 16 лет. В случае представления документа, указанного в подпункте «ж» пункта 13 настоящего Порядка, в течение месяца, следующего за месяцем, в котором ребенку исполнилось 16 лет, выплата ежемесячного пособия продлевается до последнего месяца установленного периода выплаты, но не более чем до месяца окончания учебного года в общеобразовательном учреждении;
— с месяца, следующего за месяцем окончания учебного года в общеобразовательном учреждении. В случае представления до 1 октября документа, указанного в подпункте «ж» пункта 13 настоящего Порядка, выплата ежемесячного пособия продлевается с месяца приостановления выплаты до последнего месяца установленного периода выплаты. В случае неподтверждения в установленные сроки обучения ребенка в общеобразовательном учреждении выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается. Выплата ежемесячного пособия прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение выплаты ежемесячного пособия. Выплата ежемесячного пособия производится в измененном размере начиная с месяца, в котором были представлены документы, подтверждающие обстоятельства, влияющие на размер ежемесячного пособия. Решение о продлении выплаты ежемесячного пособия либо об отказе в продлении выплаты ежемесячного пособия принимается в течение 10 рабочих дней со дня обращения.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *