Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве. Договор рф и абхазии

Сен 12, 2019 Публикации

Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве

Российская Федерация и Республика Абхазия, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,

основываясь на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, подписанном 17 сентября 2008 года в г. Москве,

исходя из традиционных отношений дружбы и добрососедства, тесных исторических связей между своими народами, основанных на уважении, доверии и стремлении к взаимному сближению,

принимая во внимание новые глобальные и региональные вызовы и угрозы,

убежденные в том, что дальнейшее укрепление дружественных отношений, развитие многопланового взаимодействия, союзничества и стратегического партнерства между Российской Федерацией и Республикой Абхазия отвечают национальным интересам народов обеих стран, служат делу мира, безопасности и стабильности в Кавказском регионе,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций,

действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права,

уважая демократические принципы, в том числе права человека и основные свободы,

выражая стремление жить в мире и добрососедстве с другими государствами,

совершая переход к качественно новому уровню межгосударственных отношений,

в целях укрепления государственного суверенитета Российской Федерации и Республики Абхазия, надежного обеспечения их территориальной целостности,

договорились о нижеследующем:

Договаривающиеся Стороны продолжат развитие двусторонних равноправных конструктивных отношений в целях достижения качественно нового уровня региональной безопасности, союзничества и стратегического партнерства, основанных на принципах взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности.

1. Конкретные этапы реализации настоящего Договора, порядок и источники их финансового обеспечения, мероприятия и сроки их выполнения устанавливаются:

отдельными соглашениями, которые Договаривающиеся Стороны заключают по предусмотренным статьей 3 настоящего Договора направлениям развития союзничества и стратегического партнерства;

отдельными протоколами, которые являются неотъемлемой частью настоящего Договора;

совместными решениями уполномоченных органов Договаривающихся Сторон.

2. Для реализации настоящего Договора Договаривающиеся Стороны не позднее одного месяца со дня его вступления в силу определяют уполномоченные органы.

Основными направлениями развития союзничества и стратегического партнерства являются:

проведение скоординированной внешней политики;

создание общего пространства обороны и безопасности;

формирование общего социального и экономического пространства;

содействие социально-экономическому развитию Республики Абхазия;

создание условий для полноценного участия Республики Абхазия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, реализуемых по инициативе и (или) при содействии Российской Федерации;

сохранение общего культурного, духовного и гуманитарного пространства.

1. Договаривающиеся Стороны проводят скоординированную внешнюю политику, которая предполагает взаимный учет интересов Договаривающихся Сторон в различных сферах сотрудничества, информирование друг друга о совершаемых в этой связи действиях, а также тесно взаимодействуют в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности в Кавказском регионе.

2. Российская Федерация будет всемерно способствовать укреплению международных связей Республики Абхазия, включая расширение круга официально признавших ее государств, и созданию условий для вступления Республики Абхазия в международные организации и объединения, в том числе в созданные по инициативе и (или) при содействии Российской Федерации.

Формирование общего пространства обороны и безопасности предполагает:

проведение консультаций по всем важным вопросам, затрагивающим интересы безопасности Договаривающихся Сторон, и согласование по ним общей позиции;

создание Объединенной группировки войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия (далее – Объединенная группировка войск (сил) для отражения агрессии (вооруженного нападения) в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций и формирование органов управления Объединенной группировкой войск (сил);

совместные действия по охране государственной границы Республики Абхазия с Грузией, а также границ морских пространств, на которые распространяется суверенитет, суверенные права и юрисдикция Республики Абхазия.

1. Если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется агрессии (вооруженному нападению) со стороны какого?либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия (вооруженное нападение) также против другой Договаривающейся Стороны.

2. В случае совершения акта агрессии (вооруженного нападения) против одной из Договаривающихся Сторон другая Договаривающаяся Сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку находящимися в ее распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций.

3. О мерах, принятых на основании настоящей статьи, Договаривающиеся Стороны незамедлительно извещают Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. При осуществлении этих мер Договаривающиеся Стороны придерживаются соответствующих положений Устава Организации Объединенных Наций.

1. Для отражения агрессии (вооруженного нападения) против любой из Договаривающихся Сторон не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора Договаривающиеся Стороны создают Объединенную группировку войск (сил), выделенных из состава Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия.

2. В период непосредственной угрозы агрессии и в военное время командующий Объединенной группировкой войск (сил) назначается уполномоченным органом Российской Федерации, его заместитель – уполномоченным органом Республики Абхазия.

Наличие непосредственной угрозы агрессии, являющееся основанием для применения Объединенной группировки войск (сил), определяется согласованным решением уполномоченных органов Договаривающихся Сторон.

Решение о применении Объединенной группировки войск (сил) на территории Республики Абхазия согласовывается с Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Абхазия.

3. В мирное время организацию взаимодействия подразделений, выделенных в состав Объединенной группировки войск (сил), осуществляет оперативная группа из числа представителей, согласованных уполномоченными органами Договаривающихся Сторон.

4. Состав Объединенной группировки войск (сил), порядок ее формирования, функционирования, применения и обеспечения, а также порядок управления ею определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Для достижения оперативной (тактической) совместимости Вооруженных Сил Республики Абхазия с Вооруженными Силами Российской Федерации Договаривающиеся Стороны обязуются провести не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора модернизацию Вооруженных Сил Республики Абхазия, в том числе поэтапную унификацию стандартов военного управления, материально-технического обеспечения, денежного довольствия и социальных гарантий военнослужащих, а также совместно организовать подготовку Вооруженных Сил Республики Абхазия и оснащение Вооруженных Сил Республики Абхазия современными видами вооружения.

2. Финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется Российской Федерацией в порядке, определяемом отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Договаривающиеся Стороны подтверждают свои обязательства по Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Абхазия от 30 апреля 2009 года.

2. Договаривающиеся Стороны обязуются не позднее 2 лет со дня вступления в силу настоящего Договора реализовать согласованный комплекс мер, который позволит обеспечить совместные защиту и охрану государственной границы Республики Абхазия с Грузией, границы морских пространств, на которые распространяются суверенитет, суверенные права и юрисдикция Республики Абхазия, а также полную свободу пересечения абхазско-российской государственной границы с учетом ограничений, устанавливаемых по соображениям безопасности.

3. Договаривающиеся Стороны в течение 2 лет со дня вступления в силу настоящего Договора осуществляют инженерно-техническое оснащение государственной границы Республики Абхазия с Грузией.

4. Комплекс мер, указанный в частях 2 и 3 настоящей статьи, и план его реализации уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. В целях координации деятельности по противодействию организованной преступности и иным опасным видам преступлений Договаривающиеся Стороны не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора создают Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел.

2. Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел осуществляет задачи:

по организации обмена оперативно-значимой информацией с правоохранительными органами Российской Федерации и Республики Абхазия, а также ведению необходимых оперативных и криминалистических учетов;

по формированию и ведению специализированного банка данных об организованных преступных сообществах, противоправная деятельность которых затрагивает интересы Договаривающихся Сторон;

по сбору, обобщению и анализу информации в области борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений;

по содействию в осуществлении межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговора;

по содействию в реализации необходимых согласованных действий по борьбе с опасными видами преступлений, представляющих угрозу безопасности Договаривающихся Сторон;

по выработке и представлению Договаривающимся Сторонам предложений по повышению эффективности сотрудничества.

3. Порядок формирования и деятельности Совместного информационно-координационного центра органов внутренних дел и его полномочия определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

4. Договаривающиеся Стороны проводят поэтапное повышение материально-технического обеспечения органов внутренних дел Республики Абхазия, денежного довольствия и социальных гарантий работников органов внутренних дел Республики Абхазия.

5. Софинансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, осуществляется Российской Федерацией в порядке, определяемом отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Республика Абхазия не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора реализует комплекс мероприятий по гармонизации своего законодательства в области таможенного дела с актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза, а в части, не урегулированной таким правом, – с законодательством Российской Федерации, а также по выработке единых подходов к вопросам деятельности таможенных органов Российской Федерации и таможенных органов Республики Абхазия.

2. Российская Федерация оказывает необходимую организационную и методическую помощь Республике Абхазия по реализации комплекса мероприятий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

3. Комплекс мероприятий, указанный в части 1 настоящей статьи, и план его реализации уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

4. Республика Абхазия не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора реализует комплекс мероприятий по сближению своего бюджетного законодательства с законодательством Российской Федерации, направленный на установление сходного нормативного правового регулирования.

5. Российская Федерация оказывает необходимую организационную и методическую помощь Республике Абхазия по реализации комплекса мероприятий, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

6. Комплекс мероприятий, указанный в части 4 настоящей статьи, и план его реализации уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Специализированный таможенный орган одной Договаривающейся Стороны, создаваемый на территории другой Договаривающейся Стороны для осуществления функций таможенного оформления и таможенного контроля товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых с (через) территории (территорию) одной Договаривающейся Стороны на (через) территорию другой Договаривающейся Стороны, на основании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 16 октября 2010 года по согласованию с уполномоченным органом страны пребывания:

создает зоны таможенного контроля;

учреждает склады временного хранения;

использует национальные средства таможенной идентификации (пломбы, оттиски печати, штампы).

2. Таможенные органы Российской Федерации и таможенные органы Республики Абхазия признают результаты таможенного контроля, проводимого таможенными органами Договаривающихся Сторон, если такой таможенный контроль, в том числе таможенный досмотр, проводится в объеме и формах, которые необходимы таможенным органам Договаривающихся Сторон.

Российская Федерация примет дополнительные меры, направленные на упрощение процедур приобретения гражданами Республики Абхазия гражданства Российской Федерации.

Читайте так же:  Статья 41. Безвозмездные поступления в бюджет как оформить

1. Республика Абхазия поэтапно осуществляет повышение средней заработной платы основных категорий работников государственных учреждений в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта и социального обслуживания граждан до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда соответствующих категорий работников в Южном федеральном округе Российской Федерации.

2. Порядок, условия софинансирования за счет средств Российской Федерации и сроки (этапы) повышения заработной платы основных категорий работников, указанных в части 1 настоящей статьи, учреждений определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Российская Федерация в течение 3 лет, начиная с 1 января 2015 года, обеспечивает повышение уровня пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия и получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, до уровня, сопоставимого со средним уровнем пенсионного обеспечения в Южном федеральном округе Российской Федерации.

2. Порядок, условия и сроки (этапы) повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, а также порядок финансового обеспечения соответствующих расходов за счет средств Российской Федерации определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Республика Абхазия создает необходимые условия для осуществления медицинского страхования граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации и получения ими медицинской помощи в медицинских организациях Российской Федерации.

2. Российская Федерация при содействии Республики Абхазия не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора реализует комплекс мер, обеспечивающий:

страхование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

организацию оказания медицинской помощи в медицинских учреждениях Российской Федерации гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Абхазия, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения дальнейшего развития системы здравоохранения Республики Абхазия при содействии Российской Федерации Республика Абхазия примет:

нормативные правовые акты в сфере здравоохранения, корреспондирующие с основами охраны здоровья граждан в Российской Федерации, – не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора. Перечень таких нормативных правовых актов и сроки их принятия Договаривающиеся Стороны обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора;

государственную программу развития здравоохранения Республики Абхазия на среднесрочную и долгосрочную перспективы – не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Республика Абхазия при содействии Российской Федерации не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора обязуется реализовать комплекс мер, направленных на установление аналогичных российским требований, предъявляемых к лицам и организациям, намеревающимся осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельность.

2. План реализации комплекса мер, указанных в части 1 настоящей статьи, Договаривающиеся Стороны обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Российская Федерация на основании сведений, предоставляемых Республикой Абхазия, обеспечивает лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Абхазия и имеющих право на их предоставление на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Республика Абхазия предоставляет Российской Федерации право на проверку реализации указанных в части 1 настоящей статьи мер, которая проводится уполномоченными органами Российской Федерации.

3. План мероприятий по осуществлению задач, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, и порядок его реализации определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. В целях повышения качества образования в Республике Абхазия при содействии Российской Федерации Республика Абхазия не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора:

принимает направленные на развитие системы образования Республики Абхазия и обеспечение деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Республике Абхазия, нормативные правовые акты, корреспондирующие с законодательством Российской Федерации об образовании;

организует разработку образовательных программ, подготовку и повышение квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществляет согласованные меры, направленные на подготовку специалистов по приоритетным направлениям науки и техники, а также на обеспечение взаимного признания образования и квалификаций.

1. Российская Федерация оказывает помощь Республике Абхазия в реализации программы развития абхазского языка.

2. План мероприятий по реализации задач, указанных в части 1 настоящей статьи, уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Договор заключается на 10 лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее, чем за 6 месяцев до истечения очередного периода.

В настоящий Договор могут быть внесены изменения, являющиеся его неотъемлемой частью, которые оформляются отдельными протоколами. Изменения могут быть предложены любой из Договаривающихся Сторон путем направления соответствующего обращения к другой Договаривающейся Стороне.

Совершено в г. Сочи 24 ноября 2014 года в двух экземплярах, каждый на русском и абхазском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Договор РФ и Абхазии о союзничестве предусматривает скоординированную внешнюю политику

СУХУМ, 23 ноября. /Корр.ТАСС Анжела Кучуберия/. Российско-абхазский договор о союзничестве и стратегическом партнерстве, который планируется подписать 24 ноября в Сочи на уровне президентов двух стран, предусматривает взаимные обязательства об осуществлении скоординированной внешней политики. Об этом заявил вечером в эфире Абхазского телевидения президент Абхазии Рауль Хаджимба.

«Осуществление скоординированной внешней политики — это взаимные обязательства России и Абхазии. Таким образом, по вопросам, затрагивающим общие интересы, стороны будут консультироваться и вырабатывать общие подходы», — подчеркнул Хаджимба.

По его словам, таким же образом строятся отношения всех союзных государств, к примеру, в том же Евросоюзе. «Нужно понимать, что дальнейшее расширение признания Абхазии другими странами было возможно и в будущем будет возможно только при поддержке России. И она эти обязательства по этому договору берет», — отметил глава республики.

Кроме того, добавил он, «мы получаем возможность для инженерно-технического обеспечения нашей границы с Грузией». «Это настолько дорогой вопрос, что самостоятельно с ним мы вряд ли бы справились. Это достаточно дорого и для России, но она на это идет исходя из наших общих интересов», — подчеркнул Хаджимба.

Что касается социального обеспечения, то, по его словам, «более десяти лет Россия выплачивает пенсии абхазским пенсионерам». По этому Договору, “несмотря на сложную экономическую ситуацию в самой России, она берет на себя обязательство повысить эти пенсии до уровня среднего по России».

«Будет повышена зарплата основной части бюджетников. И это будет очень существенная помощь для наших граждан, — сказал Хаджимба. — Эта поддержка не будет бесконечной. У договора есть сроки действия. Поэтому мы должны использовать этот период для создания собственной реальной экономики, чтобы мы могли сами обеспечивать своих граждан в полном объеме достойными зарплатами и пенсиями».

Россия, по словам Хаджимбы, помогает Абхазии потому, что «мы в самые трудные годы, будучи непризнанными, оставались верны историческим союзническим отношениям». «Иначе на южной границе России уже стояли бы войска НАТО. Мы защитили себя и одновременно защитили интересы России», — сказал президент.

Другое дело, по его словам, как Абхазия использовала эту многолетнюю помощь. «Она систематически разворовывалась и направлялась на не всегда эффективные проекты. Наиболее яркие из них — сухумский стадион, плавательный бассейн в Ткуарчале, многочисленные дома культуры, вокруг которых нет экономической жизни», — сказал Хаджимба. При этом он отметил, что «безусловно, решен ряд социальных проблем, но реальный сектор экономики практически ничего не получил, и это — вина властей Абхазии».

«Мы сейчас вместе с российскими коллегами формируем новую инвестиционную программу, ряд статей которой будут ориентированы на развитие реальной экономики, в частности, в депрессивных районах восточной Абхазии. Это новые производства, большое количество рабочих мест, зарплаты и многое другое», — сказал президент.

Поэтому, по его словам, «помощь России мы будем использовать не для развития иждивенчества, а для роста собственных экономических возможностей». «А без экономики не может быть речи о суверенитете, сколько бы мы это слово не повторяли», — заявил Хаджимба.

Договор РФ и Абхазии о передаче осужденных ратифицировали в Госдуме

СУХУМ, 20 янв — Sputnik. Госдума приняла закон о ратификации договора между Россией и Абхазией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, сообщает РИА Новости.

Согласно пояснительной записке, договор подписан в Санкт-Петербурге 28 мая 2015 года в целях развития международно-правовой базы российско-абхазского сотрудничества по вопросам передачи лиц, осужденных к лишению свободы, и будет способствовать защите прав и законных интересов российских граждан.

В соответствии с договором стороны обязуются на взаимной основе и при соблюдении указанных в нем условий передавать друг другу лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве их гражданства. Государство исполнения приговора обеспечивает продолжение отбывания наказания осужденным в соответствии со своим законодательством.

Отмечается, что договором определяются условия передачи осужденных, устанавливаются требования к форме и содержанию запросов о передаче и ответов на них, порядок исполнения запросов.

«Согласно статье 3 договора, в передаче может быть отказано, если это нанесет ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или иным существенным интересам любой из сторон. В передаче отказывается также в случае, если осужденный не выполнил какие- либо финансовые обязательства, вытекающие из приговора, или не получены достаточные, по мнению государства вынесения приговора, гарантии выполнения этих обязательств», — говорится в пояснительной записке.

Россия и Абхазия подписали договор о союзничестве и стратегическом партнерстве

На средства РФ не позднее трех лет со дня вступления в силу документа будет проведена модернизация абхазской армии, в том числе поэтапная унификация стандартов военного управления, материально-технического обеспечения, денежного довольствия и социальных гарантий военнослужащих. Также будет организована подготовка вооруженных сил Абхазии и их оснащение современными видами вооружения.

Несколько статей документа посвящены охране абхазско-грузинской границы, инженерно-техническое оснащение которой планируется завершить за два года. Предполагается также, что стороны будут совместно заниматься охраной этой границы. Кроме того, договор предполагает «полную свободу пересечения российско-абхазской государственной границы с учетом ограничений, устанавливаемых по соображениям безопасности».

В сфере таможенного права Абхазия должна будет в течение трех лет с момента вступления документа в силу гармонизировать свое законодательство с актами Евразийского экономического союза, а в части, не урегулированной этими актами, — с законодательством РФ. Также Абхазия должна будет сблизить с российским свое бюджетное законодательство.

Россия в соответствии с договором «примет дополнительные меры, направленные на упрощение процедур приобретения гражданами Республики Абхазия гражданства Российской Федерации».

РФ также будет софинансировать повышение в Абхазии зарплат «основных категорий работников государственных учреждений в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта и социального обслуживания граждан до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда соответствующих категорий работников в Южном федеральном округе Российской Федерации». То же самое коснется пенсий жителей Абхазии, имеющих российское гражданство.

Договор заключается сроком на 10 лет с возможностью его продления на последующие пятилетние периоды.

О сотрудничестве в сфере обороны и между органами внутренних дел

Договор подразумевает формирование общего пространства обороны и безопасности.

Предполагается, в частности, «создание объединенной группировки войск Вооруженных сил РФ и вооруженных сил Абхазии. и формирование органов управления объединенной группировкой войск». Этот процесс должен быть завершен «не позднее одного года со дня вступления в силу договора».

«Если одна из сторон подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия также против другой договаривающейся стороны», — отмечается в документе. В этом случае стороны предоставляют друг другу «необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку находящимися в распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 устава Организации Объединенных Наций».

При этом в документе указано, что в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время командующий объединенной группировкой войск назначается уполномоченным органом РФ, его заместитель — уполномоченным органом Абхазии.

Состав объединенной группировки войск, порядок ее формирования, функционирования, применения и обеспечения, а также порядок управления ею определяются отдельным соглашением, которое стороны обязуются заключить не позднее шести месяцев со дня вступления в силу договора.

Кроме того, стороны обязуются провести не позднее трех лет со дня вступления в силу настоящего договора модернизацию вооруженных сил Абхазии. Финансирование расходов, связанных с реализацией этих мероприятий, осуществляется РФ в порядке, определяемом отдельным соглашением, которое стороны обязуются заключить не позднее шести месяцев со дня вступления в силу договора.

Договор подразумевает также создание совместного информационно-координационного центра органов внутренних дел для обмена оперативно-значимой информацией правоохранительными органами двух стран. Кроме того, стороны проведут поэтапное повышение материально-технического обеспечения органов внутренних дел Абхазии, денежного довольствия и социальных гарантий их работников.

Об охране границы

Речь в документе также идет о «совместных действиях по охране государственной границы Республики Абхазия с Грузией, а также границ морских пространств, на которые распространяется суверенитет, суверенные права и юрисдикция Республики Абхазия». Так, «стороны обязуются не позднее двух лет со дня вступления в силу договора реализовать согласованный комплекс мер, который позволит обеспечить совместные защиту и охрану госграницы Абхазии с Грузией, границы морских пространств, на которые распространяются суверенитет, суверенные права и юрисдикция Абхазии, а также полную свободу пересечения абхазско-российской государственной границы с учетом ограничений, устанавливаемых по соображениям безопасности». В частности, стороны в течение двух лет будут осуществлять инженерно-техническое оснащение границы Абхазии с Грузией.

Договор о союзничестве и партнерстве России и Абхазии вступил в силу

СУХУМ, 5 мар — РИА Новости, Индира Барциц. Церемония обмена ратификационными грамотами по договору между РФ и Абхазией о союзничестве и стратегическом партнерстве состоялась в министерстве иностранных дел России; таким образом, договор вступил в силу, сообщили в четверг РИА Новости в пресс-службе администрации президента Абхазии.

С абхазской стороны в церемонии принял участие чрезвычайный и полномочный посол Абхазии в РФ Игорь Ахба, с российской стороны — статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин. Согласно статье 22 договора, он «подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами». Таким образом, договор между Республикой Абхазия и Российской Федерации о союзничестве и стратегическом партнерстве вступил в силу четверг, 5 марта 2015 года.

Договор был подписан президентами Абхазии и Российской Федерации 24 ноября 2014 года; 22 декабря был ратифицирован парламентом Республики Абхазия, а 26 декабря президент Республики Абхазия подписал закон о его ратификации. Двадцать третьего января 2015 года договор ратифицировала Государственная дума Российской Федерации, а 28 января — Совет Федерации РФ; 4 февраля президент Российской Федерации подписал федеральный закон «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве».

Договор предусматривает формирование общего пространства обороны и безопасности, в том числе с помощью создания объединенной группировки войск двух государств, которые будут подчинены объединенному командованию.

Также документ гарантирует Абхазии повышение социальных стандартов, в том числе пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования, увеличение заработных плат работников здравоохранения, образования, науки и поэтапное доведение этих стандартов до российского уровня.

Россия 26 августа 2008 года признала суверенитет Южной Осетии и Абхазии, входивших в состав Грузии и давно добивавшихся независимости от нее. Это произошло после вооруженной агрессии Грузии против Цхинвала в начале августа. Руководители России не раз заявляли, что признание независимости двух бывших грузинских автономий отражает существующие реалии и пересмотру не подлежит. Россия и Абхазия уже заключили более 80 межгосударственных соглашений, охватывающих практически все сферы сотрудничества.

Президент Республики Абхазия

Международные договоры

Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Абхазия и Сирийской Арабской Республикой

Соглашение о сотрудничестве между Правительством Республикой Абхазия и Правительством Сирийской Арабской Республикой

Закон о ратификации Соглашения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах

Закон о ратификации Соглашения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о сотрудничестве в военной области

Закон о ратификации Соглашения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации об условиях организации прямого международного железнодорожного сообщения

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации об оказании помощи Республике Абхазия в социально-экономическом развитии

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации о режиме торговли товарами

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации о взаимных безвизовых поездках граждан Республики

Закон о ратификации Договора между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о союзничестве и стратегическом партнерстве

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций

Закон о ратификации Договора «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Абхазия и Российской Федерацией»

Закон о ратификации Договора «О дружбе и сотрудничестве между Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия»

Закон между Правительством Республики Абхазия и Правительством Республики Никарагуа о взаимных безвизовых поездках граждан Республики Абхазия и граждан Республики Никарагуа

Меморандум о намерениях по развитию торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Правительством Республики Абхазия и Правительством Удмуртской Республики Российской Федерации.

Закон о ратификации Соглашения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией об объединенной российской военной базе на территории Республики Абхазия

Новости 1 — 20 из 21
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Договор между Россией и Абхазией: кому это нужно больше?

Александр Гаганов, кандидат юридических наук, эксперт центра

Накануне ратификации договора между Россией и Абхазией в Абхазии произошли события, обошедшие все новостные ленты. Погибли в перестрелке российский пограничник и абхазский оперативник, а тела трех убитых боевиков выкрали из морга (выдача родственникам для погребения тел террористов в Абхазии запрещена).По данным «Левада-центр», подписание договора между двумя нашими странами поддерживает 70% россиян. В чем его суть?

24 ноября 2014 года в Сочи был заключен Договор между Россией и Абхазией о союзничестве и стратегическом партнерстве. 22 декабря Президент РФ внес в Государственную Думу проект закона о ратификации данного договора. В Думе предлагается рассмотреть его 23 января 2015 года.

По своему значению новый договор с Абхазией сопоставим с Договором 2008 года о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия. После договора 2008 года было заключено еще 7 договоров, потребовавших ратификации, и порядка 40 межправительственных и межотраслевых соглашений.

Среди ратифицированных договоров можно назвать следующие: о режиме торговли товарами, о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, об объединенной российской военной базе на территории Республики Абхазия, о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Абхазия, о поощрении и взаимной защите инвестиций, о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Абхазия.

Очевидно, что новые внешнеполитические и внутриполитические условия потребовали заключения нового договора комплексного характера, в развитие которого также будут приняты соглашения по частным вопросам.

Цель договора — в его ключевых словах

В первой же статье Договора указывается цель двусторонних отношений России и Абхазии: это достижение качественно нового уровня региональной безопасности, союзничества и стратегического партнерства, основанных на принципах взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности.

Если слова «союзничество и стратегическое партнерство» могут показаться общими фразами, то заявление цели достижения качественно нового уровня региональной безопасности – ключевые слова статьи.

Формулировка об уважении суверенитета и территориальной целостности является традиционной для международных договоров, в том числе для договоров России и Абхазии. После вхождения Крыма в состав России и последовавших многочисленных претензий и обвинений в сторону России особо подчеркивается отсутствие притязаний на территориальную целостность соседних государств.

Цель договора конкретизируется в статье 3, где определены основные направления сотрудничества: проведение скоординированной внешней политики; создание общего пространства обороны и безопасности; формирование общего социального и экономического пространства; участие Абхазии в интеграционных процессах на постсоветском пространстве; сохранение общего культурного, духовного и гуманитарного пространства.

В целом Договор направлен на дальнейшую интеграцию двух государств. Основные положения Договора касаются военного сотрудничества, многие положения требуют финансирования (софинансирования) со стороны России и гармонизации законодательства Республики Абхазия.

Читайте так же:  ВС РФ объяснил, можно ли взыскать утрату товарной стоимости при натуральной форме возмещения по каско. Взыскание утс и по осаго и по каско

Безопасность внешняя и внутренняя


Россия и Абхазия договорились о скоординированной внешней политике. Россия обязуется способствовать созданию условий для вступления Республики Абхазия в международные организации и объединения, в том числе в созданные по инициативе и (или) при содействии России, а также расширению круга официально признавших ее государств. Учитывая значительное политическое и экономическое превосходство России и международно-правовой статус Абхазии, можно предположить, что на практике это будет означать следование властей Абхазии позиции России по всем международным вопросам.

Иными словами, по Договору Абхазия близкий союзник России в международной сфере. Можно предположить, что за словами Договора стоит намерение России, например, сделать Абхазию членом Таможенного союза, что, в частности, может потребовать признания Абхазии всеми государствами-членами союза.

Россия и Абхазия намерены формировать общее пространство обороны и безопасности. В этих целях создается Объединенная группировка войск для отражения вооруженного нападения. Согласно Договору, если на Россию или Абхазию будет совершено вооруженное нападение со стороны другого государства или альянса, то это будет рассматриваться как агрессия также против другой стороны Договора (аналогичная норма есть в статье 5 договора о создании НАТО). В этом случае договаривающаяся сторона обязана предоставить пострадавшему государству необходимую помощь, в том числе военную.

«Буферная» Абхазии «под крылом» России

Объединенная группировка российско-абхазских войск будет создана в течение года. Для обеспечения совместимости вооруженных сил России и Абхазии страны договорились о модернизации Вооруженных Сил Абхазии. Модернизация включает в себя: унификацию стандартов военного управления, материально-технического обеспечения, денежного довольствия и социальных гарантий военнослужащих, но главное – оснащение Вооруженных Сил Абхазии современными видами вооружения и организацию их подготовки. Финансирование этих мероприятий осуществляется Россией.

Можно провести параллели между описанной российско-абхазской военной интеграцией и намерением США распространить статью 5 Североатлантического договора на Украину и усиленной американской военной помощью Украине.

Если Украина демонстративно записывается в союзники США, то Россия заручается поддержкой «буферной» Абхазии (или наоборот, Абхазия пред лицом военной угрозы устремляется «под крыло» России).

Россия и Абхазия намерены продолжать исполнение обязательств по договору 2009 года по совместной охране государственной границы. Новый Договор подтверждает «полную свободу пересечения» абхазско-российской государственной границы, сохраняя при этом ограничения, установленные по соображениям безопасности.

«Олимпийский объект» Псоу

Видимо, именно соображениями безопасности было обусловлено обустройство пункта пропуска Псоу на границе с Абхазией перед сочинской Олимпиадой. Несмотря на безвизовый режим и заявленную свободу пересечения границы пограничные КПП и сейчас работают в обычном режиме, в отличие от границы России и Белоруссии, где КПП отсутствуют вовсе.

Это может быть связано и с тем, что Белоруссия – член Таможенного союза, а Абхазия – нет. Но нельзя сбрасывать со счетов то, что Абхазия граничит с российским Кавказским регионом, Грузией, откуда потенциально возможно проникновение террористических и других преступных элементов.

Надо сказать, что собственно проверку документов на границе фактически осуществляют российские пограничники: именно у них имеется необходимое оборудование. Абхазская сторона лишь формально смотрит паспорта тех, кто пересекает границу. Формально организован и таможенный досмотр: оборудование стоит (с российской стороны), но фактически, как правило, досмотр не производится. Вероятно, более серьезное отношение к досмотру проходящего через границу автотранспорта.

Охрана границы – дело не из дешевых


Договор затрагивает не только вопросы российско-абхазской границы, но и предусматривает совместную охрану границы с Грузией и ее инженерно-техническое оснащение. Это также потребует расходов со стороны России.

С охраной границ также связана другая предусмотренная Договором мера: для противодействия организованной преступности создается Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел. Деятельность центра будет направлена на информационный обмен оперативной информацией, ведение криминалистических учетов, банка данных об организованных преступных сообществах, содействие в межгосударственном розыске.

Предусматривается поэтапное повышение материально-технического обеспечения органов внутренних дел Абхазии, денежного довольствия и социальных гарантий работников органов внутренних дел. Россия участвует в финансировании этих расходов.

В целом основы военного сотрудничества России и Абхазии были заложены в 2008 году. Уже тогда договор предусматривал возможность предоставлять сторонам договора право строительства, использования и совершенствования ее вооруженными силами военной инфраструктуры и военных баз (объектов) на своей территории. Стороны обязались не участвовать в блоках и союзах, направленных против любой из них.

Социальные расходы на пенсии и медицину

Помимо социальных гарантий для сотрудников органов внутренних дел Договор предусматривает повышение уровня широкого спектра социальных и иных выплат. Цель – довести уровень доходов граждан в Абхазии до соответствующего уровня в Южном федеральном округе России. Так, будут повышены средние зарплаты работников государственных учреждений в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта и социального обслуживания граждан.

Повышается уровень пенсионного обеспечения граждан РФ, постоянно проживающих в Абхазии. Абхазия должна создать необходимые условия для медицинского страхования граждан России, постоянно проживающих в Абхазии, по системе ОМС.

На Россию при этом возлагается организация оказания медицинской помощи в российских медучреждениях и обеспечение лекарствами граждан РФ в Абхазии. Во всех социальных расходах участвует Россия, причем в том, что касается граждан РФ, финансирование осуществляется полностью российской стороной.

Для чего все это делается?

Понятно, что все это делается для дальнейшей интеграции России и Абхазии. Но здесь надо помнить и о том, что многие граждане Абхазии после событий 2008 года (и до них) получили российские паспорта в упрощенном порядке. Некоторые источники сообщают, что таких граждан Абхазии с двойным гражданством – подавляющее большинство (по другим данным – одна треть населения, что тоже немало). То есть фактически описанные выше нормы означают, что Россия будет за свой счет заботиться о пенсиях и ОМС граждан Абхазии, имеющих двойное гражданство. Это важные нормы, имеющие жизненное значение для многих российско-абхазских пенсионеров и простых людей, нуждающихся в медицинской помощи.

При этом Россия обязуется принять меры, направленные на упрощение процедур приобретения гражданами Абхазии российского гражданства. Аналогичной обязанности Абхазии в отношении предоставления своего гражданства гражданам России нет. С 2008 года планировалось принять соглашение о двойном гражданстве России и Абхазии, но оно до сих пор не принято, хотя в 2014 году снова появилась информация о разработке соглашения.

В Абхазии действует закон, регулирующий данный вопрос, но Россия без соответствующего соглашения формально-юридически не признает двойного гражданства с Абхазией.

Россия также обязуется оказывать Абхазии помощь в реализации программы развития абхазского языка. Каким образом и за счет каких средств, Договор умалчивает. В Договоре 2008 года предусматривалось, что Республика Абхазия будет поощрять изучение русского языка в ее дошкольных учреждениях и учебных заведениях. Также в 2008 году была достигнута договоренность совместно обеспечивать защиту этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности национальных меньшинств.

России придется изменить свое законодательство

Для упрощения процедур принятия в гражданство России придется изменить свое законодательство. Об этом, как о единственном требуемом изменении российского законодательства, говорит и пояснительная записка к проекту закона о ратификации Договора.

Однако несколько статей Договора посвящено вопросам гармонизации абхазского законодательства. Так, Абхазия обязуется привести свое таможенное законодательство в соответствие с правом Евразийского экономического союза и законодательством РФ (что может способствовать вступлению Абхазии в Таможенный союз). Бюджетное законодательство должно приблизиться к российскому законодательству. Правовые акты Абхазии в сфере здравоохранения должны корреспондировать с основами охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Абхазия должна установить аналогичные российским требования, предъявляемые к лицам и организациям, намеревающимся осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельность. Нормы законодательства Абхазии об организации системы образования также должны быть приближены к российскому правовому регулированию.

Во всей этой масштабной реформе абхазского законодательства Россия обязуется оказывать организационную и методическую помощь Абхазии.

По Договору 2008 года унификации подлежало законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, включая гражданское и налоговое законодательство, а также законодательство в области социальной защиты населения и пенсионного обеспечения.

В Договоре 2008 года отдельно упоминалось, что Россия будет принимать меры для поддержания и функционирования финансовой и банковской систем Абхазии, исходя из того, что платежным средством там является российский рубль. Старый Договор декларировал стремление к высокой степени экономической интеграции, для достижения которой стороны обязались развивать торгово-экономическое сотрудничество, принимать меры для объединения энергетических и транспортных систем, взаимоувязывания систем связи и телекоммуникаций. Стороны согласились в торгово-экономических отношениях предоставлять друг другу режим не менее благоприятный, чем предоставляется любому третьему государству. Также предусматривалось сотрудничество в сферах экологии, спорта, туризма, науки, образования, культуры, искусства, социальной сфере, здравоохранении, международном сотрудничестве, парламентском сотрудничестве. Все эти положения сохраняют свое действие.


Договор 2014 года заключен сроком на 10 лет с автоматическими продлениями на 5 лет, такой же порядок предусмотрен договором 2008 года. Известно, что Россия предлагала заключить бессрочный договор, но Абхазия не пошла на это. Договор вступит в силу после его ратификации и обмена ратификационными грамотами.

Основная нагрузка по новому Договору ложится на Россию, что и понятно. При этом в документах к проекту закона о ратификации сказано, что принятие закона не потребует расходов из бюджета. Но расходы потребуются, и немалые.

Реализация Договора обеспечит правовую и социально-экономическую интеграцию России и Абхазии и военное союзничество. Международная обстановка и национальная специфика Абхазии не позволяли в 2008 году и не позволяют сейчас полностью интегрировать Абхазию в российское пространство (о причинах невозможности объединения государственностей мы уже писали. Однако де-факто степень интеграции с Россией уже весьма высокая, и это вопрос выживания для небольшой Абхазии.

Анализ российско-абхазского политического процесса может свидетельствовать о возможности заключения Россией аналогичных интеграционных соглашений с образующимися на юго-востоке Украины новыми государствами. Однако пока таким соглашениям препятствует и тот факт, что Россия не признала эти государства в качестве субъектов международного права.

В конце 2014 года стало известно о том, что Южная Осетия также подготовила проект аналогичного договора с Российской Федерацией о сотрудничестве и интеграции. Содержание договора во многом совпадает с абхазским вариантом, хотя есть и отличия. Так, согласно южноосетинскому проекту договора «Вооруженные Силы Республики Южная Осетия и органы безопасности Республики Южная Осетия становятся частью соответственно Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности», охрана госграницы Южной Осетии целиком возлагается на Россию, упраздняются пункты пропуска через границу, осуществляется свободное перемещение товаров. Кроме того, Южная Осетия «передает Российской Федерации полномочия по обеспечению законности и правопорядка, общественной безопасности, контролю за оборотом наркотиков», а также полномочия в сфере таможенного регулирования, объединяются органы внутренних дел и таможенные органы. Россия возьмет на себя финансирование многих социальных и иных расходов Южной Осетии. Договор планируется заключить на неопределенный срок.

В качестве причин для более тесного сотрудничества с Россией называются как агрессивная политика Грузии в отношении Южной Осетии и Абхазии (не исключается возможность вооруженного нападения на эти страны), так и необходимость дальнейшей интеграции с Россией. По словам Президента Южной Осетии Леонида Тибилова, он считает важным воссоединение разделенного осетинского народа и не исключает возможности вступления Южной Осетии в состав России. Пожалуй, это главное отличие позиции Южной Осетии от мнения Абхазии, которая официально высказывалась об отсутствии намерения войти в состав России.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *