Наш ответ «Мистралям»: какие вертолетоносцы получит ВМФ РФ после демарша Франции. Спор по мистралям

Май 21, 2019 Публикации

Наш ответ «Мистралям»: какие вертолетоносцы получит ВМФ РФ после демарша Франции

Объединенная судостроительная корпорация прорабатывает и предлагает Минобороны России разные варианты постройки современного крупного десантного корабля для ВМФ, способного нести вертолеты Ка-52К. Об этом сообщил журналистам заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов, курирующий в Министерстве обороны поставки вооружений и военной техники.

По его словам, новые вертолетоносцы для отечественного флота могут быть построены в рамках госпрограммы вооружений в период до 2025 года. При этом проекты российских кораблестроителей в этой сфере заместитель министра обороны назвал неплохими.

Соглашение о строительстве двух десантных вертолетоносных кораблей-доков проекта «Мистраль» Рособоронэкспорт и французская компания DCNS подписали в июне 2011 года. Стоимость контракта на строительство двух вертолетоносцев составила 1,2 миллиарда евро, причем из этой суммы Франция получила в виде аванса 840 миллионов евро. Постройка кораблей – дело небыстрое, непростое.

Необходимо было согласовать массу технических моментов, соорудить новые причалы, унифицировать оборудование, подготовить вертолеты для базирования – корабельную версию Ка-52 «Аллигатор», особенностью которого являются складывающиеся лопасти. Все это Россия обеспечила, начав даже обучение российских экипажей непосредственно во французском Сен-Назере.

Однако уже готовые корабли подрядчик передавать отказался, мотивируя свое решение ситуацией на Украине. Контракт на практически готовые корабли был расторгнут… К счастью, в плане финансовых обязательств Франция повела себя более порядочно и ранее выплаченный аванс вернула. Вертолетоносцы же после долгих согласований решено было продать Египту.

Интересно, что сегодня французская сторона поговаривает о возобновлении возможного сотрудничества с Россией по линии поставок кораблей. Об этом, в частности, заявил Франсуа Олланд, отметивший что «отношения Москвы и Парижа в последнее время значительно улучшились, поэтому можно говорить о заключении нового контракта по строительству авианосцев».

Наступать на те же грабли? По мнению военного эксперта главы Балтийского центра военного прогнозирования Ивана Грищенко, предложение французской стороны не то что неуместное – оно уже запоздалое. В нашей стране ведется разработка сразу нескольких перспективных проектов универсальных авианесущих кораблей, способных заменить, а во многом даже превзойти по своим техническим показателям хваленые «Мистрали».

И вот эта информация получила подтверждение и из уст заместителя министра обороны России, который заявил о возможной постройке таких кораблей в рамках ГПВ-2025.

Конкуренцию французским вертолетоносцам, в частности, вполне способен в обозримой перспективе составить универсальный десантный корабль «Прибой». Его проект разработан Невским проектно-конструкторским бюро, и новинка в виде макета впервые была представлена в июне прошлого года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Самое главное то, что корабль будет составлен исключительно из российской элементной базы, отмечают разработчики.

При этом будут учтены все особенности отечественного кораблестроения, а также современные веяния, в том числе связанные с уменьшением радиолокационной заметности за счет оригинальной конструкции надстройки. Она будет иметь ширину не более восьми метров и длину порядка 30 метров, количество же прямых углов будет минимальным, что как раз положительно скажется на скрытности корабля для РЛС противника.

В состав авиационной группы «Прибоя» войдут свыше полутора десятков вертолетов, в том числе ударные Ка-52К. Корабль предполагается изготовить размерами меньше «Мистраля», но, по мнению авторов проекта, огромные «монстры» с палубой, плотно заставленной самолетами и вертолетами, словно парковка у торгового центра в выходной, – нонсенс.

Сегодня важен не размер корабля и даже не количество размещенных на нем летательных аппаратов, а, скорее, ударные характеристики боевых машин. Ка-52К в этом смысле более чем удачная разработка. Он сможет нести на борту современные противокорабельные ракеты (такие, как Х-31А и Х-35У), ракеты класса «воздух-воздух», а также современную бортовую РЛС, позволяющую вскрывать и сопровождать все виды целей. В итоге даже небольшое звено «Аллигаторов» сможет успешно действовать как в морской, так и в прибрежной зонах.

К слову, корабль неслучайно получил приставку «десантный». Размещенные на нем вертолеты можно будет задействовать и в высадке десанта тактическим способом (без парашютного десантирования). Кроме того, возможностей по доставке морской пехоты (до двух десантно-штурмовых батальонов) добавит «Прибою» его небольшая осадка – всего около пяти метров. Это весьма удачная идея для использования кораблей на мелководье, в том числе в местах высадки десанта на занятое противником побережье.

Трюмы корабля, помимо вертолетов, примут бронетехнику (в том числе танки) в количестве до 60 единиц. Огневой мощи вертолетоносцу придадут боевые модули многоканального зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-М» в его корабельной версии. Система ПВО «Прибоя» продумана таким образом, что сможет одновременно поражать до трех десятков целей, в том числе свыше десяти высокоточных ракет.

Альтернативой так и не дошедшим до российских портов «Мистралям» может стать и другой проект российского вертолетоносца – «Лавина», разработанный во ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Этот корабль уникален уже по своей архитектуре: он выполнен в виде полутримарана, то есть здесь сочетаются элементы обводов однокорпусных судов и тримаранов. Корпус получит носовую оконечность с обводами однокорпусного судна, а кормовую оконечность – с обводами тримарана, включая средний основной корпус и два сравнительно узких боковых.

Дальность плавания «Лавины» превысит пять тысяч миль, скорость – 22 узла, а экипаж составит 320 человек. Корабль сможет принимать на борт до полутысячи морских пехотинцев или 50 единиц бронетехники. Авиагруппу составит широкая линейка вертолетов – противолодочных и поисково-спасательных Ка-27, транспортно-боевых Ка-29 и ударных Ка-52К.

«Лавина» также получит шесть десантных катеров проекта 11770 «Серна» или столько же десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Бортовое вооружение будет представлено артиллерийскими установками АК-176М и АК-630М-2 «Дуэт» и ЗРАК «Панцирь-М».

Проект «Лавина» был презентован на прошлогоднем международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. По словам начальника отделения перспективного проектирования кораблей ФГУП «Крыловский государственный научный центр» вице-адмирала запаса Владимира Пепеляева, «авианосные» планы у предприятия в целом солидные. Владимир Пепеляев подчеркнул, что новые российские десантные корабли находятся на стадии «концепт-проекта», а спроектировать и построить такой корабль можно менее чем за пять лет.

О том, что у Объединенной судостроительной корпорации имеются наработки по тематике десантного вертолетоносного корабля-дока, заявил и начальник Департамента гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов. Причем, по его словам, эти наработки касаются не только самого вертолетоносца, но и его оснащения, в том числе авиакрыла и десантно-высадочных средств.

Что же касается собственно постройки, то, как полагает представитель ОСК, это задача второстепенная. «Мы уже доказали, что можем это сделать, построив половины корпуса для обоих наших «Мистралей»», – отмечает Анатолий Шлемов. – Причем на втором корпусе («Севастополь») довели свою долю работ по кораблю до 40%».

История спора о передаче «Мистралей» России. Досье

Впервые о возможности приобретения Россией иностранных кораблей для ВМФ заявил его главком Владимир Высоцкий в октябре 2008 года на военно-морском салоне Euronaval в Ле-Бурже. 31 июля 2009 года французская La Tribune сообщила, что Россия предложила начать переговоры о покупке во Франции боевого корабля типа «Мистраль». Переговоры на официальном уровне начались в марте 2010 года.

В декабре 2010 года консорциум в составе французских компаний DCNS и STX France выиграл тендер, российская Объединенная судостроительная корпорация была привлечена к сделке в качестве субподрядчика. Межправительственное соглашение было заключено 25 января 2011 году.

Контракт на сумму 1 млрд 120 млн евро между «Рособоронэкспортом» и DCNS был подписан 17 июня 2011 года. Он предусматривает поставку двух кораблей со всем навигационным и технологическим оборудованием, включая боевую информационно-управляющую систему SENIT-9 (Systeme d’Exploitation Navale des Informations Tactiques) и соответствующую лицензионную документацию. Корабли строятся на верфях в Сен-Назере. Кормовые части обоих кораблей были построены ОСК на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

1 февраля 2012 года в Сен-Назере прошла церемония разрезания листа металла, ознаменовавшая закладку первого вертолетоносца, получившего название «Владивосток». Формальная закладка корабля состоялась 1 февраля 2013 года, когда на кильблоки была установлена 100-тонная секция носового корпусного блока корабля, изготовленная в сентябре 2012 года.

Кормовая секция, заложенная в Санкт-Петербурге 1 октября 2012 года, была спущена на воду 26 июня 2013 года, в августе 2013 года она была доставлена в Сен-Назер и состыкована с носовой частью. 15 октября 2013 года вертолетоносец спустили на воду. Технические испытания судна в открытом море начались 5 марта 2014 года. Члены российского экипажа прибыли во Францию в июне 2014 года для подготовки передачи корабля российскому ВМФ, которая запланирована на 1 ноября 2014 года. В настоящее время в Сен-Назере проходят обучение 400 российских моряков, которые готовятся к несению службы на новых вертолетоносцах.

Второй корабль — «Севастополь». Его фактическое строительство началось на верфи в Сен-Назере в конце 2012 года, формальная закладка состоялась там же 19 июня 2013 года. Кормовую часть заложили 4 июля 2013 года в Санкт-Петербурге. 30 апреля 2014 года корма была спущена на воду и 26 июня 2014 года отправлена во Францию. 15 июля 2014 года она прибыла в Сен-Назер. Планируется, что собранный вертолетоносец спустят на воду в октябре 2014 года. По контракту он должен прибыть в Санкт-Петербург из Франции к 1 ноября 2015 года.

Первоначально предполагалось, что постройку третьего и четвертого кораблей типа «Мистраль» Россия осуществит по французской лицензии самостоятельно, однако в январе 2013 года было объявлено, что окончательное решение по этому вопросу будет принято после опытной эксплуатации первых двух кораблей.

После начала конфликта на Украине весной 2014 года США, Евросоюз и другие страны начали вводить санкции против России, НАТО прекратило военное сотрудничество с РФ. В марте 2014 года глава МИД Франции Лоран Фабиус в эфире телеканала TF-1 заявил, что Франция может приостановить сделку по продаже «Мистралей». Комментируя это заявление, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что в случае срыва сделки российская сторона будет требовать возмещения всех возможных потерь.

Тогда же министр обороны Франции Жан-Ив ле Дриан отметил, что решение о поставке корабля будет принято в октябре 2014 года перед запланированной передачей «Владивостока» российской стороне. В мае 2014 года аналогичное заявление сделал и Фабиус. Против передачи «Мистралей» России выступали США и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.

30 июня в Сен-Назер прибыл учебный корабль «Смольный» Балтийского флота ВМФ России с более чем 400 моряками — будущими экипажами двух вертолетоносцев. Российские моряки осваивали новую технику до декабря 2014 года, после чего вернулись в Россию.

Читайте так же:  Адвокат Сергея Семенова: «Мой подзащитный Диану Шурыгину не насиловал. Адвокат семёнова к и

1 августа 2014 года вступили в силу новые санкции ЕС в отношении России, предусматривающие в том числе оружейное эмбарго и запрет на поставки в РФ техники двойного назначения. Однако запрет коснулся только новых контрактов, сделка с Францией по поставке универсальных десантных кораблей типа Mistral автоматически под санкции не подпала.

3 сентября 2014 года на заседании Совета безопасности Франции президент Франции Франсуа Олланд заявил, что Франция не видит «достаточных условий» для поставки России первого корабля. Позже в Елисейском дворце пояснили, что заявление носит политический характер, и оно не отражается на ходе выполнения контракта.

С 12 по 22 сентября 2014 года, несмотря на то, что вопрос о передаче кораблей оставался нерешенным, «Владивосток» в рамках испытаний выходил в море с российскими моряками на борту. 24 сентября корабль совершил второй учебный выход в море, продлившийся девять дней.

25 ноября 2014 года президент Франции Франсуа Олланд заявил, что ситуация в восточной Украине не позволяет осуществить поставку кораблей, и решение данного вопроса отложено «до дальнейшего уведомления».

6 февраля 2015 года французская судостроительная компания Socarenam на верфи в Сен-Мало спустила на воду первый скоростной десантный катер катамаранного типа EDA-R (L-CAT) из двух законтрактованных для «Мистралей». Достройка катера проводится на верфи в Булонь-сюр-Мер, сдача намечена на декабрь 2015 г. Второй катер строится в Сен-Мало.

История расторжения контракта на поставку «Мистралей»

«Мистраль» (Mistral) — французский десантный вертолетоносный корабль-док, универсальный десантный корабль-вертолетоносец. Французы классифицируют корабли класса «Мистраль» как десантно-командные корабли (batiment de projection et de commandement).

17 июня 2011 года «Рособоронэкспорт» и французская госкомпания военного кораблестроения DCNS подписали контракт о покупке Россией двух вертолетоносцев класса «Мистраль» и связанных с ними услуг, в которые входит, в основном, логистика, образование и передача технологий. Согласно контракту, первый корабль для России должен был быть поставлен в 2014 году, а второй — в 2015 году. Сумма заключенного контракта составила 1,2 миллиарда евро.

Строили оба корабля французская госкомпания DCNS и верфь STX Сен-Назер, а с российской стороны — Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).

Российские производители выполнили около 40% работ по строительству двух вертолетоносцев.

Первый корабль, получивший имя «Владивосток», был заложен во французском Сен-Назере 1 февраля 2012 года. 15 октября 2013 года его корпус был спущен на воду. После этого под контролем французской госкомпании DCNS проводились дооснащение корабля и его испытания в доках и на море.

Закладка второго вертолетоносца, названного «Севастополь», состоялась на верфи в Сен-Назере в июне 2013 года. 20 ноября 2014 года он был спущен на воду.

В конце мая 2015 года стало известно о завершении строительства «Севастополя» в Сен-Назере.

В конце июня 2014 года группа из 400 российских моряков — два экипажа — прибыла во французский город Сен-Назер для обучения управлению «Мистралями». 13 сентября корабль «Владивосток» впервые вышел в море с российским экипажем: на его борту находились около 200 россиян и примерно столько же французов.

Первый командно-десантный вертолетоносец типа «Мистраль», корабль «Владивосток», согласно направленному российской стороне приглашению, должен был передан Францией российскому Военно-морскому флоту 14 ноября 2014 года, однако передача не состоялась.

Против передачи кораблей активно выступили США.

25 ноября 2014 года президент Франции Франсуа Олланд заявил, что принял решение приостановить поставку России первого вертолетоносца типа «Мистраль» из-за ситуации на Украине.

Россия неоднократно заявляла, что непричастна к событиям на юго-востоке Украины, не является стороной внутриукраинского конфликта и заинтересована в том, чтобы Украина преодолела политический и экономический кризис.

В начале декабря французский премьер-министр Мануэль Вальс сказал, что считает разговор о возможном провале сделки «преждевременным».

18 декабря, не дождавшись прогресса в решении вопроса о поставке вертолетоносца, российские моряки, проходившие на нем обучение, покинули французский порт Сен-Назер на учебном корабле «Смольный», взяв курс в сторону России. 30 декабря они прибыли в Кронштадт.

В январе 2015 года Россия направила запрос в подразделение Минобороны Франции, занимающееся поставками оружия за рубеж, с просьбой официально объяснить причину невыполнения соглашения по «Мистралю». Представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) пояснил, что Россия не может руководствоваться устными заявлениями отдельных политиков, пусть даже это президент страны, поэтому для принятия дальнейших решений (обращаться ли в суд или дать еще время французской стороне) необходимо письменное объяснение ситуации.

Официальных комментариев российской или французской сторон по факту такого запроса не было. Представитель Минобороны Франции заявил, что ведомство не намерено делать заявлений по ситуации вокруг вертолетоносца, так как решение о поставке — политическое, принимать его должен Елисейский дворец.

В середине марта 2015 года гендиректор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин сообщил, что между Францией и РФ идут активные переговоры по французским вертолетоносцам «Мистраль» и что Россия примет окончательное решение к маю. В середине апреля он заявил, что переговоры о «Мистралях» будут идти еще два месяца, после этого будут определены дальнейшие шаги, исходя из решения французской стороны. Гендиректор Рособоронэкспорта также добавил, что в контракте прописаны все условия, и это дает основания искать компромиссное решение «не прибегая к каким-либо резким действиям».

Президент РФ Владимир Путин в ходе «Прямой линии», состоявшейся 16 апреля, заявил, что отказ Франции поставить РФ «Мистрали» не имеет никакого значения для обороноспособности России. Также он сказал, что РФ не намерена требовать запредельных неустоек и штрафов, «но надо, чтобы все издержки, которые мы понесли, были возвращены». Спустя три дня президент Франции Франсуа Олланд заявил, что Париж ищет выход из ситуации с «Мистралями».

Позднее в ответ на просьбу помощника президента РФ Юрия Ушакова Франция назначила ответственного на переговорах с РФ по вопросу передачи вертолетоносцев типа «Мистраль». Им стал глава Генерального секретариата по обороне и национальной безопасности (SGDSN) Франции Луи Готье. Решение о его назначении принимал лично президент Франции.

В середине мая стало известно, что поставки «Мистралей» в Россию, вероятнее всего, не будет. Франция передала российской стороне свои предложения по расторжению контракта, которые подразумевали возврат России около 785 миллионов евро. В Москве с таким подходом были не согласны, так как «расходы и убытки» России в связи с разрываемым контрактом оценивались в 1,163 миллиарда евро.

В конце мая заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев сообщил, что стороны обсуждают лишь размер компенсации, которую Франция выплатит РФ за срыв контракта.

Достигнуть соглашения по размерам выплат удалось не сразу, ему предшествовали несколько раундов переговоров, завершившихся ничем.

По информации источника РИА Новости в сфере военно-технического сотрудничества, члены французской делегации, приезжавшей в Россию в конце мая, выдвинули перед РФ совершенно неприемлемые условия.

Предварительного соглашения удалось достичь лишь в июле, когда экспертные делегации РФ и Франции подготовили и согласовали проект документа.

Об исключительной сложности переговоров по «Мистралям» можно судить по тому, что окончательное решение удалось выработать лишь на самом высоком уровне — после переговоров президента Франции и президента РФ, прошедших 5 августа.

В этот же день в Москве было подписано соглашение об урегулировании спора. От Франции его подписывал спецпредставитель Франции по разрешению проблемы «Мистралей» Луи Готье, от России — вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что соглашение с Россией по поставкам «Мистралей» не предусматривает никаких штрафных санкций. По его словам, Франция вернет «ровно то, что Россия заплатила», а также возместит некоторые расходы, в частности, средства на обучение российских экипажей двух судов.

Вскоре в пресс-службе Кремля сообщили, что Франция уже перечислила упомянутые средства и после возврата российского оборудования, установленного на вертолетоносцах, обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями.

Представитель ФСВТС сообщил, что в компенсацию, которую Франция выплатила РФ за срыв контракта, входят, в том числе, средства за проведение опытно-конструкторских работ по разработке палубного вертолета К-52К, обучение специалистов по управлению «Мистралями», а также строительство причальной стенки для базирования этих кораблей во Владивостоке.

Сумма, перечисленная Францией России, не была озвучена. При этом французский министр обороны Жан-Ив Ле Дриан неоднократно заявлял, что она меньше 1,2 миллиарда евро, которые Франция получила в качестве аванса. В то же время официальный представитель правительства Франции Стефан Ле Фоль утверждал, что заплаченная Москве сумма «не превышает одного миллиарда евро». Стефан Ле Фоль пояснил, что для поставки «Мистралей» между двумя странами был заключен международный договор, разрыв которого будет иметь последствия для бюджета, поэтому соглашение о прекращении должно быть рассмотрено парламентом.

26 августа Совет министров Франции на совещании у президента страны рассмотрел проект закона о прекращении выполнения договора на поставку России «Мистралей». После этого документ был передан в парламент страны для рассмотрения.

Согласно законопроекту, точная сумма, которую Франция выплатила России за непоставку двух вертолетоносцев типа «Мистраль», составила 949 миллионов 754 тысячи 849 евро. Помимо суммы выплаты в документе оговаривалось, что Франция не имеет права каким-либо образом передавать корабли третьей стороне до получения Россией всех компенсаций и реституций. Еще одним пунктом соглашения являлось, что никакая третья сторона, которая могла понести убытки от разрыва контракта на поставку «Мистралей», не имеет права претендовать на компенсации.

30 сентября французский сенат (верхняя палата парламента страны) одобрил законопроект о прекращении действия контракта на строительство и поставку в РФ двух вертолетоносцев типа «Мистраль».

Ранее сообщалось, что президент Франции Франсуа Олланд достиг соглашения со своим египетским коллегой Абделем-Фаттахом ас-Сиси по условиям продажи двух предназначавшихся для России вертолетоносцев типа «Мистраль». По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, сделка Франции с Египтом по продаже двух вертолетоносцев типа «Мистраль», построенных для России, проходила с ведома Москвы.

По данным французских СМИ, ссылающихся на источник в министерстве обороны Франции, корабли могут быть поставлены Египту уже в марте 2016 года, после того, как египетские экипажи пройдут обучение.

Российские специалисты в сентябре приступили к демонтажу радиоэлектронного оборудования с вертолетоносцев типа «Мистраль».

Источник в системе военно-технического сотрудничества сообщил, что окончание работ, проводимых совместными усилиями российских и французских рабочих, ожидается в конце октября, в первой декаде ноября будут подписаны итоговые завершающие документов по демонтажу радиоэлектронных систем связи и управления. Он уточнил, что речь идет не обо всем российском оборудовании «Мистралей», а только части.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Спор о «Мистралях»: «условия для передачи так и не сложились». Штраф в €1,2 млрд все ближе

Российская же сторона напоминает, что на вертолетоносцах установлено принадлежащее РФ оборудование, поэтому ни о какой передаче их третьим лицам в одностороннем порядке речь идти не может.

Вместе с тем эксперты видят лазейки в заключенном контракте, которыми и пользуется Париж: до наступления штрафных санкций может пройти еще несколько месяцев.

История вопроса

История с «Мистралями» началась в 2008 году. Тогда на военно-морском салоне Euronaval в Ле-Бурже главком ВМФ России Владимир Высоцкий впервые заявил о возможности приобретения иностранных кораблей.

Официальные переговоры начались в марте 2010-го. К концу года определился победитель соответствующего тендера — консорциум из французских компаний DCNS и STX France.

Российская Объединенная судостроительная корпорация была привлечена к сделке в качестве субподрядчика.

Условия контракта

Сумма контракта, заключенного в июне 2011 года, составила €1,12 млрд. Штраф, предусмотренный за его срыв, — примерно €1,2 млрд.

Россия должна получить два корабля — «Владивосток» и «Севастополь» — со всем навигационным и технологическим оборудованием и соответствующую лицензионную документацию.

На «Владивостоке» должна быть установлена французская боевая информационно-управляющая система (БИУС) SENIT-9, которая осуществляет управление системами корабля. «Севастополь» планировалось оснастить БИУС «Сигма-Э» отечественного производства.

Корабли строятся на верфях в Сен-Назере. Кормовые части обоих кораблей были построены ОСК на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

Дискуссия об отказе от контракта

«Владивосток» должен был быть передан России 1 ноября 2014 года, а «Севастополь» — прибыть в Санкт-Петербург годом позже.

Проблемы возникли после обострения украинского кризиса и последовавшего введения против России санкций со стороны Запада в ответ на вступление Крыма в ее состав.

В марте 2014 года глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил, что Франция может отказаться от сделки по «Мистралям», затем комментарий был уточнен с новой формулировкой: речь идет о возможности приостановки сделки. С этого момента Париж неоднократно выступал с заявлениями, называя условием для поставки кораблей урегулирование ситуации на Украине и выполнение минских договоренностей.

Россия, со своей стороны, подчеркивала, что потребует возмещения всех потерь в случае срыва контракта.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что первый вертолетоносец будет передан российской стороне 14 ноября, но Елисейский дворец дату не подтверждал, а компания-разработчик DCNS 29 октября все еще ожидала разрешения французского правительства на экспорт.

6 ноября премьер-министр Франции Манюэль Вальс сказал: «Вам известно, какова позиция Франции. На сегодняшний день условия для их передачи России пока не сложились». Таким образом, он подтвердил аналогичное заявление министра финансов республики Мишеля Сапена от 30 октября.

Выкупит ли НАТО корабли

6 ноября 8 американских конгрессменов из 535 обратились к новому генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу с предложением выкупить или арендовать у Франции предназначенные для России военные корабли, чтобы облегчить финансовые потери Парижа.

При этом источник в российской системе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами сказал ТАСС, что предназначенный для РФ вертолетоносец не может быть передан третьим странам, так как на нем установлено принадлежащее России оборудование. Так, на корабле проложены кабель-трассы с российской системой управления связью, для изъятия которых вертолетоносец придется разбирать. К тому же все внутреннее оснащение «Мистраля» создано по техническим стандартам ВМФ России, электропитание осуществляется по российским стандартам и при продаже членам НАТО корабль просто не удастся «включить».

Вместе с тем собеседник агентства признал, что по условиям контракта Париж имеет право отложить передачу России «Владивостока» еще на три месяца. И подчеркнул, что решение о передаче «Мистраля» носит исключительно политический характер, тогда как производители сделали все необходимое, чтобы выполнить контракт в срок.

В начале июня президент США Барак Обама сказал, что разочарован отказом Франции разорвать контракт с Москвой. «Я уже предложил президенту Олланду нажать на кнопку «Пауза» на этом контракте. Но он принял другое решение», — сказал американский лидер.

Позднее, в том же месяце, помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд пообещала, что Вашингтон продолжит добиваться от Парижа отказа от выполнения этого контракта вплоть до самого момента вынесения «окончательного решения» на этот счет.

В июле Штаты оштрафовали французский банк BNP Paribas, уличив его в совершении международных сделок, идущих вразрез с американскими санкциями против других государств. Президент РФ Владимир Путин сказал тогда, что это давление с целью не поставлять «Мистрали» в Россию: «Мы знаем, что намекали, что если французы не поставят «Мистрали», то и с банков потихоньку снимут санкции, во всяком случае, минимизируют. Что это такое, если не шантаж? Разве так можно работать на международной арене?» В Белом доме опровергли связь принятых мер с контрактом по «Мистралям».

В начале сентября лидер крайне правой партии «Национальный фронт» (НФ) и депутат Европарламента Марин Ле Пен сказала, что решение не поставлять РФ корабли свидетельствует, что Париж подчиняется позиции Вашингтона.

В конце сентября министр обороны Польши Томаш Семоняк заявил, что сотрудничество Франции с Россией в создании кораблей типа «Мистраль» ставит под сомнение возможность выбора французских компаний в качестве подрядчиков для создания польской системы ПРО.

29 октября руководитель пресс-службы Госдепартамента США Джен Псаки сказала, что Вашингтон считает мудрым как само решение французской стороны отложить поставку корабля, так и последовавшие от Парижа комментарии о необходимости выполнения минских договоренностей.

Спор России и Франции по «Мистралям» сдвинулся с мертвой точки

Французский военный корабль-вертолетоносец класса «Мистраль» в Санкт-Петербурге

МОСКВА, 2 июл — ПРАЙМ. Россия и Франция предварительно согласовали размер неустойки, которую Париж выплатит за непоставку «Мистралей», рассказал источник в сфере военно-технического сотрудничества. Позже помощник президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин подтвердил данную информацию, заявив, что переговоры двух стран вступают в завершающую стадию, уже в ближайшее время будет подписан соглашение о возврате денег.

Первоначально в контракте была прописана сумма выплат на случай непоставки вертолетоносцев, она составляет от 3 до 10 миллиардов евро.

«Похоже, в ситуации с «Мистралями» наконец забрезжил свет в конце тоннеля. К сожалению, забыть эту не слишком красивую историю быстро не получится. И дело, разумеется, не в самих «Мистралях», которые сейчас России и не особенно нужны. Дело, что называется, в принципе: соглашения надо выполнять. Скажу прямо: от французов мы этого не ожидали. Но у наших стран давние хорошие отношения, и нужно двигаться дальше», — сказал член комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич.

Французы против

Французские СМИ осуждают политику своей страны по вопросу «Мистралей». В частности, бытует мнение, что ситуация на Украине (официально Париж увязывает передачу кораблей с прогрессом в урегулировании конфликта на Донбассе) не может служить достаточно веской причиной для отказа от своих обязательств по контракту.

«Нелепый предлог об украинском конфликте и о якобы вмешательстве в него России, использованный страной, которая вмешивается в кризис в Сирии, вооружая террористов Фронта ан-Нусра (филиала «Аль-Каиды») и призывая к свержению законного правителя, говорит о степени лицемерия французского правительства», — говорится в статье французского издания AgoraVox.

Между тем, для судостроения самой Франции непоставка «Мистралей» Москве — огромная проблема не только политического характера. Депутат Европарламента, лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен 24 июня во время своей пресс-конференции подчеркнула, что Франции следует развивать судостроительную отрасль, однако страна, наоборот, вредит сама себе, отказываясь, например, от исполнения контракта по поставке России кораблей «Мистраль».

«В области судостроения мы стреляем себе в ногу, буквально растаптывая такие контракты, как с российскими «Мистралями», — заявила Ле Пен.

Огласите всю сумму, пожалуйста

Еще одно французское издание Challenges на прошлой неделе писало со ссылкой на источники в правительстве, что Франция намерена выплатить России не более 1 миллиарда евро. Ни о каких «от трех до десяти миллиардов», прописанных первоначально в контракте, речи не идет.

По данным журнала, контракт, подписанный сторонами, предусматривает максимальные штрафы в размере 250 миллионов евро в случае отказа от передачи кораблей. Но Россия требует возврата уже уплаченных ею 890 миллионов евро, а также 300 миллионов за компенсацию на модернизацию вертолетов ОКБ Камова (модификация вертолетов серии Ка-52 «Аллигатор» — ред.) и их портов. В сумме размер компенсации достигает 1,2 миллиарда евро, в то время как Франция настаивает на планке в размере один миллиард.

«Существует другая трудность: нужно будет восстановить российское оборудование, уже установленное на кораблях «Севастополь» и «Владивосток», что будет стоить около 30 миллионов евро за одно судно. Москва также требует права на ознакомление с документацией относительно будущего получателя кораблей, в то время как Париж лишь предлагает «консультации» российской стороне», — подчеркивает издание.

А были ли технологии?

До сих пор не разъяснилась и ситуация с передачей российской стороне обещанных технологий строительства вертолетоносцев. В середине июня директор департамента военно-технического сотрудничества ОСК Алексей Дикий сообщил, что технологию крупноблочной сборки, использовавшуюся при строительстве «Мистралей», французы передали.

«По контракту между Министерством обороны РФ и французской DCNS есть три типа технологий, которые передавались. Есть три субъекта, которые получали эти технологии, по поводу первых двух нужно обращаться в Минобороны, а третьим являются «Адмиралтейские верфи», это технология крупноблочной сборки, использовавшаяся при строительстве «Мистралей», — заявил Дикий.

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров опроверг эту информацию: «Какую технологию мы получали? Производство корпусов — так мы блочные конструкции и до этого умели делать, у нас просто не было заказа. Мы как раз поставили кормовую и переднюю часть», — добавил он.

Так или иначе Невское проектно-конструкторское бюро уже заявило о том, что разработало проект десантного корабля, который сможет стать достойной заменой Французским «Мистралям». Производство новинки может начаться уже в 2016 году.

«Универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разработанный Невским ПКБ, будет обладать водоизмещением порядка 14 тысяч тонн и сможет нести до восьми вертолетов Ка-27 и Ка-52К. Строительство планируется начать уже в 2016 году», — заявил источник из бюро, добавив, что на вооружении корабля будет стоять зенитный комплекс «Панцирь-М», «Прибой» сможет перевозить до 500 десантников и порядка 40-60 единиц техники.

Мистраль

«Мистраль» (Mistral) — десантный вертолетоносный корабль-док, универсальный десантный корабль-вертолетоносец (Франция). Французы классифицируют корабли класса «Мистраль» как десантно-командные корабли (batiment de projection et de commandement).

Назначение корабля — десантирование воинских частей, обеспечение полетов вертолетов, командный центр операции разнородных сил, корабль-госпиталь.

Разработка проекта корабля типа «Мистраль» была начата во Франции в 1997 году в рамках исследований концепции национального корабля для амфибийных десантных операций — CNOA (Concept National des Operations Amphibies).

Контракт на поставку двух вертолетоносцев был заключен между французской компанией DCNS и «Рособоронэкспортом» в 2011 году. Стоимость контракта — 1,2 миллиарда евро. Первый корабль — «Владивосток» — должен был отправиться в Россию в 2014 году, второй — «Севастополь» — в 2015 году. Однако Франция не передала суда, сославшись на ситуацию на Украине, против передачи кораблей также активно выступают США. Россия ждет от Франции либо поставки кораблей, либо возврата денег.

Читайте так же:  Мировой суд 3 советского района г уфы. Мировой суд 3 советского района г уфы

Россия разрешила Франции продать «Мистрали» Египту и ОАЭ

Стали известны подробности возврата денег за вертолетоносцы и их будущая судьба

31.08.2015 в 21:42, просмотров: 23502

Нескончаемая сага о французских «Мистралях», судя по всему, наконец-то близится к концу. До недавнего времени в СМИ не кончались споры: вернула-таки Россия деньги за несостоявшуюся сделку, или нет? А если вернула, то какую именно сумму: всю, или меньше, чем хотела? Кто выиграл, и кто больше пострадал от расторжения контракта: Франция, или Россия? Ну и самое интересное: какова дальнейшая судьба этих двух вертолетоносцев – смогут ли французы их кому-то продать, или же будут вынуждены пусть на металлолом?

Ответы на эти вопросы выяснил журналист «МК», используя свои источники в правительственных и финансовых кругах.

Для начала о том, что касается возврата денег. По словам источника «МК» в правительстве, здесь для России все сложилось как нельзя лучше. Общая сумма контракта на постройку двух «Мистралей» составляла 1 млрд. 260 млн. евро. Из них Франция получила лишь 893 млн. евро., так как деньги Россия перечисляла траншами, и в момент, когда речь зашла об антироссийских санкциях, выплаты приостановила. 893 млн. евро – это сумма за первый корабль и большая половина суммы за второй.

Когда начался переговорный процесс относительно расторжения сделки и возврата денег, французы собирались вернуть российской стороне именно эти самые 893 млн. евро., которые уже получили. Однако Москва на это не согласилась, заявив, что Париж должен вернуть деньги и еще за целый ряд вещей. В частности, 65 млн. евро – за две кормы, которые строились для вертолетоносцев в России, за обучение обоих экипажей (эта оплата шла по отдельным контрактам).

Французы поначалу пытались спорить и доказывать, что услуги по обучению экипажей уже оказаны, а значит, о возврате денег не может быть и речи. Но им объяснили, что подобная услуга имеет смысл лишь при наличии вертолетоносцев: нет кораблей – нет услуги, а потому деньги за нее надо вернуть. И французы их вернули

Кроме того, Парижу пришлось частично возвратить деньги за строительство инфраструктуры под «Мистрали» на Дальнем Востоке. Там работала российско-французская согласительная комиссия, которая определила: расходы за ту часть береговых построек, которые создавалась именно под «Мистрали» и не понадобятся россиянам для других целей, Франции придется заказчику компенсировать.

В результате французы вернули российской стороне даже все расходы на командировки наших специалистов, которые ездили во Францию в рамках этой сделки. Единственное, чего не коснулись компенсационные выплаты — это работ по созданию новых вертолетов, которые создавались под «Мистрали». Их испытания так и не были завершены, а потому компенсация за разработку этих корабельных машин выплачена не была.

Короче говоря, в общей сложности выплаты российской стороне составили более 1 млрд. евро. И эти деньги, по словам нашего компетентного источника, все уже переведены в Россию.

Другой интересный вопрос — это дальнейшая судьба двух многострадальных вертолетоносцев, которые так и не получила Россия.

Их будущее до недавнего времени на страницах западной прессы рисовалось исключительно в мрачных тонах. СМИ в основном спорили: пустят их на металлолом, или затопят, чтобы не тратить на их содержание миллионы евро.

Но, как удалось выяснить «МК», судьба этих кораблей может оказаться не такой уж плачевной. Скорее наоборот. Причем, по нашей информации, Россия в этом примет самое активное участие.

Как утверждают в оружейных кругах, один из вертолетоносцев собирается в ближайшее время купить Египет. Сделка должна состояться непосредственно при поддержке России, которая, как рассказал источник «МК» в финансовых кругах, предоставляет Каиру для этого финансовый кредит.

Судя по всему, кредит дается не столько на покупку самого вертолетоносца, сколько на приобретение для него российских вертолетов Ка-52. При этом, по словам нашего источника, одним из условий является то, что сначала египтяне покупают у нас партию сухопутных вертолетов Ка-52, а потом уже морских (по принципу: сначала научитесь плавать, а потом в бассейн нальем воду).

Безусловно, если такая сделка состоится, то для России она будет весьма выгодной, так как кредит фактически является товарным: крупная партия вертолетов будет строиться у нас на российских предприятиях ОПК, налоги пойдут в наш бюджет, а заемщик получает не деньги, а продукт – вертолеты, произведенные в России.

Что касается второго вертолетоносца, то, по информации «МК», к этой сделке Россия отношения уже не имеет, французы ее продвигали самостоятельно. И другой вертолетоносец, вероятнее всего, уйдет в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Там, как пояснил наш источник, «он нужен под войну с Йеменом, а также чтобы «кошмарить» Иран, у которого с ОАЭ проблемы с островами».

Безусловно, такой разворот событий с уже набившими всем оскомину «Мистралями», несколько необычен. Особенно если учесть, что оба этих корабля были адаптированы специально для России чуть ли не под условия плавания в арктических морях. Но ирония уходит в сторону, когда на горизонте маячит солидная финансовая выгода. Выгода в том числе для России. И еще недавно казавшийся таким чувствительным для общественного мнения вопрос: так кто же кого все-таки «поимел» в сделке по «Мистралям» — мы французов, или они нас – сразу становится риторическим.

Заголовок в газете: «Мистрали» уплыли с выгодой
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26901 от 2 сентября 2015 Тэги: Компенсации Места: Россия, Франция

Информацию по деньгам за «Мистрали» скрывали из-за иска по делу ЮКОСа

Отдай «Мистрали» в хорошие руки

Информированный собеседник в правительстве говорит, что на счета российских банков за сделку с «Мистралями» французы перевели больше €1 млрд. Но в целом, отмечает он, контракт был очень невыгодным для нашей страны, максимальная неустойка за его срыв не превышает 20%. В частности, в качестве форс-мажора в контракте был прописал и такой пункт: расторжение договора по решению правительства Франции.

«Контракт писался в колониальных терминах, еще вернемся к вопросу о том, кто это сделал. Формально, конечно, за контракт отвечал «Рособоронэкспорт», но когда их спрашиваешь конкретно по пунктам, они отвечают, что получали прямые указания,» — говорит он.

Соглашение о покупке двух «Мистралей» было заключено в 2011 году между «Рособоронэкспортом» и французской DCNS. На тот момент гендиректор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин оценивал сделку в €1,2 млрд. По контракту, французы должны были обучить около 400 моряков для обслуживания кораблей.

По словам собеседника в правительстве, «Мистрали» до сих пор не являются собственностью Франции и не известно, когда их статус изменится.

«Вертолетоносцы до сих пор не являются собственностью Франции, потому что на них остается российское оборудование, которое должны демонтировать сами французы», — утверждает он.

Окончательное решение по «Мистралям», как и сам перевод денег в российские банки, по его словам, обе стороны долго держали в тайне, потому что был риск, что на них могли наложить арест из-за иска ЮКОСа.

«Мистраль» отдадут валютой

В том же кабальном контракте не были прописаны сроки, в течение которых Россия должна одобрить третью страну на разрешение ей реэкспорта «Мистралей». О том, что Россия пока не дает добро на их реэкспорт, стало известно на прошлой неделе. Военные аналитики уже тогда удивлялись, почему это произошло, если ранее обе стороны заявляли о выполнении контракта и отсутствии претензий друг к другу. «Вероятно, есть какие-то подводные камни, о которых неизвестно широкой публике», — отмечал, в частности, военный аналитик Александр Перенджиев.

Президент Франции Франсуа Олланд заявлял, что от желающих приобрести вертолетоносцы нет отбоя. Он не назвал страны, интересующиеся «Мистралями», однако в прессе указывали на Египет, Бразилию, Канаду, ОАЭ, ЮАР и Саудовскую Аравию.

«Поскольку сроки эти не оговорены, то мы можем хоть десять лет не давать такое добро», — говорит собеседник в правительстве.

14 сентября сенат Франции рассмотрит документ о прекращении договора с Россией на покупку кораблей «Мистраль», — учитывая, что корабль является продукцией военного назначения, подобные документы рассматриваются законодателями. Как ранее сообщила администрация президента Франции, информация об условиях сделки будет в полном объеме передана парламенту страны.

Проблему с «Мистралями» использовали оппоненты Олланда, так как Франции ситуация была весьма невыгодна экономически. По подсчетам Bloomberg, страна ежемесячно теряла €3 млн просто из-за простоя вертолетоносцев. Франсуа Олланд еще в апреле заявлял, что Париж готов вернуть России €1 млрд в качестве неустойки за контракт.

Власти Франции объясняли тогда, что контракт предусматривал максимальную неустойку в €250 млн, однако российская сторона настаивала на гораздо большей сумме — выплате уже заплаченного аванса в размере €890 млн, а также дополнительных €300 млн как компенсации убытков для создания портовой инфраструктуры и адаптации судов под российские вертолеты Ка-52. Также Россия требовала, чтобы Франция выплатила €60 млн за оборудование, установленное на обоих кораблях.

Экипажам «Мистралей» найдут место

Контракт на постройку для России кораблей «Мистраль» был заключен российским правительством при президентстве Дмитрия Медведева. Его заключало Минобороны России, которым в то время руководил Анатолий Сердюков, по Конституции подчиняющийся президенту. Это был первый контракт России на покупку военной техники у страны НАТО. Многие военные эксперты тогда еще считали, что в покупке «Мистралей» для России нет необходимости. В свою очередь в СМИ выдвигались версии о том, что президент Медведев пошел на сделку в знак благодарности тогдашнему президенту Франции Николя Саркози, который сыграл ключевую роль в прекращении российско-грузинского конфликта.

Один из российских военных экспертов, хорошо знакомый с ситуацией вокруг «Мистралей», говорит, что «наличие этих кораблей, безусловно, бы усилило наш флот».

«Все наши соседи, безусловно, напряглись, когда узнали, что у нас может появиться такой корабль, а потом вздохнули с облегчением, — говорит эксперт. — Покупка «Мистралей» принималась в то время, когда отношения с НАТО еще были партнерскими и у России был интерес сблизиться с Францией и получить доступ к технологиям, но после присоединения Крыма многое поменялось».

По словам военного политолога Александра Перенджиева, контракт на постройку «Мистралей» в большей степени преследовал интересы Франции, чем России.

«Целью контракта было сблизить наши страны и поддержать экономику Франции, получив и для себя технологии», — говорит Перенджиев. Он отмечает, что России дорого бы обходилось обслуживание кораблей, а отдача от их использования с самого начала была весьма сомнительной.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *