С нового года к судебным приставам предъявят новые требования. Требования к приставу исполнителю

Апр 12, 2019 Публикации

С нового года к судебным приставам предъявят новые требования. Требования к приставу исполнителю

С нового года к судебным приставам предъявят новые требования

В Госдуме во втором чтении приняли законопроект, утверждающий требования к образованию судебных приставов. Депутаты рассмотрели соответствующий проект 15 декабря.

Согласно законопроекту, судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший возраста 21 года. Для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования, для других категорий – необходимо среднее профессиональное образование. Кроме этого, пристав «по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья» должен быть в состоянии исполнять обязанности. Требования будут касаться всех приставов, назначенных после 1 января следующего года.

В ФССП судебных приставов не хватает – подразделения укомплектованы на 93,4%. При этом из 22 126 судебных приставов-исполнителей высшего образования не имеют 1493 человека, непрофильное высшее – 4183 человека. В случае принятия закон вступит в силу уже с 1 января.

Ранее депутаты обсуждали вопрос повышения зарплат в этой сфере, однако в законопроекте инициатива не отражена (см. «Депутаты утвердили требования к образованию судебных приставов»).

Ознакомиться с текстом законопроекта № 299909-7 «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О судебных приставах» можно здесь.

Уточнены требования для лица, назначаемого на должность судебного пристава

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О судебных приставах».

Федеральный закон принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на уточнение требований, предъявляемых к лицу, назначаемому на должность судебного пристава.

Федеральным законом из пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О судебных приставах» исключаются требования к направлению подготовки и специальности высшего образования судебных приставов (наличие высшего юридического образования для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава и высшего юридического или высшего экономического образования для судебного пристава-исполнителя).

Одновременно Федеральным законом предусматривается, что требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации.

При этом требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не распространяется на граждан Российской Федерации, назначенных на указанную должность до 1 января 2018 г., до назначения на новую должность.

Реализация Федерального закона будет способствовать сохранению кадрового состава Федеральной службы судебных приставов и повышению эффективности принудительного исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц.

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

Пункт 1 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 478-ФЗ

Требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 1 января 2018 г., до назначения на новую должность

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:

«Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:

беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;

настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;

достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;

неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.

Служу России, служу Закону!»

Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.

Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ в пункт 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 441-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1

3.1. При назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4

4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ сведения о доходах, предоставление которых предусмотрено пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, впервые подаются в первом квартале 2010 г.

См. Порядок формирования и деятельности комиссии территориального органа ФССП России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденный приказом ФССП России от 24 мая 2011 г. N 239

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Судебный пристав-исполнитель, его полномочия Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябцовская Наталья Михайловна

Исследована деятельность судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации. Проанализирован закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве ». Раскрыты профессиональные качества, которыми должны обладать лица, назначаемые на должность судебного пристава. Проанализированы полномочия судебного пристава в Российской Федерации. Выявлены недостатки, имеющиеся в правовом статусе пристава-исполнителя. Сформулированы предложения по совершенствованию российского законодательства.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рябцовская Наталья Михайловна

OFFICERS OF THE COURT AND THEIR AUTHORITY

The author researches the work of offices of the court in the organs of justice of the Russian Federation, analyzes the Law of the Russian Federation «On Executory Process », describes professional qualities that prospective cand >officer of the court and identifies the drawbacks in the officer’s legal status. The paper contains suggestions on improving Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Судебный пристав-исполнитель, его полномочия»

?ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

кандидат юридических наук, доцент

СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ, ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ

В соответствии с законом «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации осуществляет служба судебных приставов и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации. При этом непосредственное исполнение судебных и иных актов закон возлагает на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами.

Какие же требования предъявляются лицам, назначенным на должность судебного пристава?

В соответствии со ст. 3 закона «О судебных приставах» судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Им может быть только гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста и имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование. Старший судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование. Кроме того, на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. При отборе кандидатур на эту должность учитываются как личные, так и деловые качества претендента, состояние его здоровья. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов должны проходить специальную подготовку, после чего им предоставляется право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств. Судебные приставы имеют фор-

Читайте так же:  Образец сопроводительного письма к договору. Направляю вам на подписание договор

менную одежду со знаками различия, им присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов — и воинские звания. Как должностное лицо, судебный пристав-исполнитель наделен значительными властными полномочиями в процессе принудительного исполнения юридических актов. Объем этих правомочий определен ст. 12 закона «О судебных приставах». В частности, судебный пристав-исполнитель вправе: получать необходимую информацию, справки, объяснения, входить в помещения и хранилища, занимаемые должником или принадлежащие ему, производить их осмотры, при необходимости вскрывать указанные помещения, арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализацию арестованное имущество, налагать арест на денежные средства и иные ценности должника и совершать иные действия.

Следует отметить, что полномочия пристава-исполнителя с принятием законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» претерпели определенные изменения в сторону расширения. Пристав-исполнитель самостоятельно решает целый ряд вопросов, которые раньше находились в ведении суда: возбуждает исполнительное производство, возвращает исполнительный документ взыскателю, выносит постановление об окончании исполнительного производства, о розыске должника, его имущества или о розыске ребенка, об отложении исполнительного действия, о назначении специалиста, переводчика, их отводе и др. И вместе с тем, как справедливо отмечается в юридической литературе, особых новелл в правовом положении судебно-

го пристава-исполнителя не просматривается. Новизна в основном коснулась правового положения судебного пристава, осуществляющего охранные функции. Так, для данной категории судебных приставов предусмотрена специальная профессиональная подготовка, после прохождения которой они имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств (п. 2 ст. 4 закона «О судебных приставах»). Далее, закон определяет условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, устанавливает гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов, а также финансирование и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов. Кроме того, закон хотя и закрепляет требования, предъявляемые кандидатам на должность судебного пристава, но они носят довольно общий характер применительно к обеим группам службы (судебные приставы, обеспечивающие порядок деятельности судов, и судебные приставы-исполнители). Мало положительных сдвигов и в условиях работы приставов-исполнителей. Не везде еще помещения, где трудится эта категория госслужащих, имеют соответствующий уровень благоустройства, многие подразделения неполностью укомплектованы автотранспортом, в том числе и специальным, оборудованием и оргтехникой, надлежащей охраной. А между тем по роду деятельности приставы-исполнители нередко имеют дело с большими денежными суммами как на расчетных счетах, так и в наличном виде, а также дорогими объектами движимого и недвижимого имущества, на которые налагается арест. При всех полномочиях и гарантиях, предоставленных судебным приставам-исполнителям законом, оклад рядового пристава редко превышает десять минимальных размеров оплаты труда. Немаловажной является и недостаточность существующей штатной численности судебных приставов-исполнителей, а также, как правило, их низкий профессиональный уровень. Всего 14% судебных

приставов- исполнителей имеют юридическое образование. Есть много претензий и к старшим приставам, являющимся руководителями служб судебных приставов в районах. Показательно и то, что из них только 60% имеют высшее юридическое образование1.

Таким образом, недостатков в правовом статусе пристава-исполнителя немало, и некоторые авторы в связи с этим отмечают, что цели и задачи по реформированию исполнительного производства, поставленные законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», не достигнуты. Вряд ли можно согласиться с такой категоричностью, поскольку и позитивные сдвиги в исполнительном производстве, в том числе и в укреплении правового статуса судебного пристава-исполнителя, несомненно, есть,

о чем говорилось ранее. Но надо думать над тем, чтобы сделать эти сдвиги более значительными и ощутимыми. В этом плане представляют интерес некоторые предложения, высказываемые в юридической литературе. Так, в частности, имеет смысл согласиться с авторами, считающими целесообразным принятие отдельного федерального закона о судебных приставах-исполнителях, поскольку закон «О судебных приставах» в основном направлен на урегулирование правового положения судебных приставов, осуществляющих охранные функции2.

Именно в этом законе необходимо закрепить условия назначения на должность пристава-исполнителя, в том числе и требования, предъявляемые приставу-исполнителю. Причем эти требования должны соответствовать статусу должностного лица федеральной государственной службы и предусматривать не только среднее или среднее профессиональное образование, но и окончание специальных курсов с целью изучения законодательства об исполнении и практики исполнения. Окончание курсов должно заканчиваться сдачей экзаменов, после чего претендент направляется на стажировку в одно из подразделений судебных приставов-исполнителей. Только после ус-

ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

пешного прохождения стажировки он может быть назначен на должность. А старшие судебные приставы кроме высшего юридического образования должны иметь стаж работы в должности пристава-исполнителя не менее трех лет. Наряду с увеличением требований к кандидатам на должность судебного пристава-исполнителя неплохо было бы позаботиться и о повышении престижа работы в службе судебных приставов. Немалую роль в этом должно сыграть дальнейшее совершенствование системы стимулирования деятельности судебного пристава-исполнителя. В этом плане было бы целесообразным уточнение редакции ст. 89 закона «Об исполнительном производстве» в части установления размеров вознаграждения. В юридической литературе высказано мнение о необходимости повышения указанного в законе размера вознаграждения до 10% и отмены ограничения, предусмотренного в ст. 89 и составляющего «не более десяти минимальных размеров оплаты труда». Вместе с тем, учитывая, что судебному приставу-исполнителю нередко приходится иметь дело с весьма значительными суммами и ценным имуществом, представляется более разумным установить минимальный и максимальный размеры вознаграждения за исполнение исполнительных документов в полном объеме и в установленный законом срок дифференцированно в отношении должника — физи-

ческого лица и должника — юридического лица. Изменение редакции ст. 89 предполагает и установление критериев реального исполнения исполнительного документа, отсутствие которых позволяет во всех случаях своевременного окончания исполнительного производства применять материальное поощрение судебных приставов-исполнителей. А поскольку судебный пристав-исполнитель сам решает вопрос об окончании исполнительного производства, это неизбежно приведет к злоупотреблениям. Во избежание подобных случаев целесообразно законодательно закрепить четкие критерии «реального исполнения» исполнительных документов. Все вопросы вознаграждения судебного пристава-исполнителя должны решаться главным судебным приставом субъекта РФ с участием органа сообществ судебных приставов-исполнителей по представлению старшего судебного пристава3.

1 Мельников А. Судебные приставы — исполнительская власть // Российская юстиция. 2000. № 4. С. 16.

2 Морозова И. Б., Треушников А. М. Исполнительное производство: Учеб. пособие. М., 1999. С. 67.

3 Белоусов Л. В. Комментарий к федеральному закону «Об исполнительном производстве». М., 1998. С. 210.

В настоящее время значительно увеличился объем внешнеторгового оборота, в том числе и импорта товаров, что ставит на повестку дня практики и юридической науки вопросы совершенствования правовой регламентации отношений сторон при импорте товаров на внутреннем рынке. В последние годы были

предприняты попытки унифицировать разрозненные нормативные акты различных министерств и ведомств по некоторым вопросам регламентации отношений при импорте товаров. Вместе с тем отдельные вопросы все еще остаются неразрешенными в законодательном порядке. Поставка импортных това-

Требования к приставу исполнителю

Данный вопрос регулируется Федеральными законами «О судебных приставах», «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Указами Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»; от 27 сентября 2005 г. N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»; от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; от 18 мая 2009 г. N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Приказами ФССП России от 29 марта 2007 г. N 107 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов»; от 22 марта 2010 г. N 150 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», иными актами.

Читайте так же:  Льготы и выплаты мастерам спорта. Звание мастера спорта россии льготы

Согласно ст. 3 Закона о судебных приставах к числу таких требований относятся: а) наличие гражданства РФ; б) достижение двадцатилетнего возраста (с 22 июля 2012 г. — двадцати одного года); в) наличие среднего (полного) общего или среднего профессионального образования (высшего юридического — для старшего судебного пристава, а с 22 июля 2012 г. — для заместителя старшего судебного пристава); г) наличие способности по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные в связи с замещением должности судебного пристава обязанности; д) принесение при вступлении в должность присяги определенного содержания; е) отсутствие судимости.

На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Согласно ст. 86 УК РФ лицо считается судимым со дня вступления в законную силу обвинительного приговора суда до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в установленных УК РФ случаях:

а) в отношении лиц условно осужденных — по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести лет после отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Факт отсутствия судимости может быть подтвержден справкой, выданной лицу, претендующему на должность судебного пристава, в соответствии с Приказом МВД России от 1 ноября 2001 г. N 965 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости».

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предъявляет общее требование для всех государственных гражданских служащих, в том числе для судебных приставов, — знание государственного языка РФ (ч. 1 ст. 21). В соответствии с Конституцией РФ государственным языком РФ является русский язык (ч. 1 ст. 68).

Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает случаи, когда гражданин не может быть принят на гражданскую службу. К ним относятся:

— признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

— отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

— наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

— близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;

— представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

— непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

С учетом квалификационных требований к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, установленных Указом Президента РФ, претендентам на должность судебного пристава необходимо иметь:

— для замещения должностей главного судебного пристава РФ, его заместителей — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

— для замещения должности главного судебного пристава субъекта РФ — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

— для замещения должностей заместителя главного судебного пристава субъекта РФ, начальника отдела территориального органа ФССП России — старшего судебного пристава, его заместителя, старшего судебного пристава — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности.

Для замещения должностей судебного пристава-исполнителя, судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов требования к стажу не предъявляются.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливается порядок поступления гражданина на гражданскую службу. Поступление гражданина для замещения должности судебного пристава осуществляется по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности судебного пристава, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Кроме того, данным Законом установлен перечень документов, которые гражданин предъявляет представителю нанимателя при поступлении на гражданскую службу (ст. 26).

О требованиях, предъявляемых к уровню образования судебных приставов в Российской Федерации

Дата публикации: 14.07.2018 2018-07-14

Статья просмотрена: 815 раз

Библиографическое описание:

Сергунин К. Н. О требованиях, предъявляемых к уровню образования судебных приставов в Российской Федерации // Молодой ученый. ? 2018. ? №28. ? С. 48-50. ? URL https://moluch.ru/archive/214/52034/ (дата обращения: 29.11.2020).

Статья посвящена изменению требований, предъявляемых к образованию судебных приставов в Российской Федерации. Предлагаются поправки в соответствующий нормативный правовой акт ФССП России.

Ключевые слова: судебная реформа, государственная служба, судебный пристав, образование, квалификация.

Институт судебных приставов, воссозданный в России в 1997 году, имеет важнейшее значение для эффективного функционирования судебной системы и действенной защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Продолжающиеся мероприятия судебной реформы обуславливают необходимость дальнейшего развития Федеральной службы судебных приставов, а также повышение требований к уровню образования и подготовки ее сотрудников.

Следует отметить, что требования, которые предъявляются к судебным приставам, были существенно изменены с 1 января 2018 года. Так, согласно новой редакции п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) [1] судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Закон особо отмечает, что требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 1 января 2018 года, до назначения на новую должность. Это связано с тем, что в прежней редакции п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах устанавливались иные требования к образованию судебных приставов: среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава — высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя — высшее юридическое или высшее экономическое образование), но требование о необходимости иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя было приостановлено до 1 января 2018 г. [2]. В результате, к 1 января 2018 г. на службе в ФССП России находилось 22 126 судебных приставов-исполнителей, из которых не имели высшего юридического или высшего экономического образования 4 183 человека. Основную часть указанной численности судебных приставов-исполнителей составили судебные приставы-исполнители с опытом работы по замещаемой должности свыше пяти лет, которые несут значительную нагрузку по исполнению требований исполнительных документов [3]. Для того, чтобы указанные судебные приставы смогли продолжить прохождение службы, а также в целях предотвращения снижения эффективности работы ФССП России, были разработаны и приняты вышеуказанные переходные положения.

Абзац второй п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах гласит, что требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации. Соответствующий приказ ФССП России от 7 марта 2018 г. № 80 (далее также — приказ № 80) [4] устанавливает, что для замещения должности судебного пристава (за исключением судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов) необходимо наличие высшего образования по специальностям и (или) направлениям подготовки «Экономика и управление», «Юриспруденция». Таким образом, для возможности замещения должности старшего судебного пристава или заместителя старшего судебного пристава в настоящее время гражданину достаточно иметь не только высшее юридическое, но и высшее экономическое образование (ранее для замещения указанных должностей требовалось наличие только высшего юридического образования). Для должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов указанный приказ предписывает иметь образование по одной из 16 профессий, специальностей и (или) направлений подготовки среднего профессионального или высшего образования.

Читайте так же:  Охрана прав на домен. Собственность на доменное имя

Вместе с тем, по нашему мнению, указанный нормативный правовой акт, принятый ФССП России в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах, необоснованно смешивает понятия «профессия», «специальность», «направление подготовки» и «укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки». Согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК 009–2016 [5] под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач. В соответствии с ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6] перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В отношении профессий и специальностей среднего профессионального образования такой перечень установлен приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 [7], а в отношении специальностей и направлений подготовки высшего образования — приказами Минобрнауки России от 12 сентября 2013 года № № 1060 [8], 1061 [9].

Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009–2016 устанавливает, что профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки. При сопоставлении текста приказа № 80 и перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденных вышеуказанными приказами Минобрнауки России, можно сделать вывод, что в приказе № 80 вопреки требованиям п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах перечисляются не профессии, специальности и направления подготовки, а соответствующие укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования. В целях устранения указанного противоречия, по нашему мнению, целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в приказ № 80, заменив в нем слова «по следующим профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки» словами «по профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, входящим в следующие укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки».

Обобщая вышеизложенное, отметим, что изменение требований к уровню образования судебных приставов, произошедшее в 2018 году, позволит более эффективно и гибко выстраивать кадровую политику ФССП России, а также обеспечит сохранение на службе сотрудников, назначенных на свои должности до внесения изменений в законодательство о судебных приставах.

Приставлены и усилены

Служба судебных приставов становится полноценной силовой структурой. Ее сотрудники получат офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах.

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Возможно, гражданскому обществу будет приятно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесет потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

— Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, — подчеркивает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее они не являются и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции и т.п.

Между тем судебные приставы работают в самых чувствительных для граждан областях: деньги и отношения. Вселить по решению суда нелюбимую невестку к родне бывшего мужа? Судебные приставы придут и проведут принудительно новоселье, как бы кто ни возражал. Заставить ветреного отца отдать деньги, который он собирался прогулять? Вопросом также займутся судебные приставы.

У многих уже вошло в привычку перед отпусками проверять себя по базам должников, чтобы потом не рвать волосы на границе из-за того, что пограничники обнаружили вашу фамилию в списках невыездных. Официальные уведомления не всегда доходят, и лучше самостоятельно держать руку на пульсе.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет, чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше.

С другой стороны, предусматриваются серьезные ограничения. Судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не наденут мундиры на судимых. Регулярно сотрудников ведомства будут проверять на алкоголь и наркотики.

Более того, в службе судебных приставов появится свой кодекс этики, обязательный к исполнению. За нарушение будут строго наказывать вплоть до увольнения.

Эксперты не исключают, что будущие этические нормы заставят приставов придерживаться строгих правил и в быту, никаких фривольных фото в Сети.

Поэтому не исключено, что в будущем какой-нибудь лейтенант долговой службы лишится погон из-за пьяного дебоша на людях, а капитан останется без звезд после того, как нецензурно обругает должников. Вежливость офицерам обязательна.

Закон вступает в силу с будущего года. Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Зарплата сотрудников ведомства будет увеличена. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в будущем году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

«Принятый закон позволит повысить социальную защищенность сотрудников службы судебных приставов, а значит, укрепит кадровый состав ведомства. Это позволит службе более эффективно решать возложенные на нее задачи, — подчеркивает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Закон детально регламентирует порядок прохождения службы судебными приставами и повышает статус сотрудников ведомства».

Одно из важных нововведений: закон предусматривает возможность регрессных исков к приставам. Такие иски будет вправе предъявить руководство ведомства к тем сотрудникам, по чьей вине из казны была выплачена компенсация гражданину или организации. Допустим, судебный пристав не снял вовремя ограничение на выезд за границу, и у человека сгорела путевка. Он вправе подать иск к службе судебных приставов. Казна возместит убытки. А потом выставит через суд счет уже непосредственно тому офицеру, который допустил оплошность.

Например, за восемь месяцев этого года суды общей юрисдикции удовлетворили 295 исков к службе судебных приставов, когда вред был нанесен из-за действий судебных исполнителей, взыскано 377,5 миллиона рублей.

Как подчеркивает советник Федеральной палаты адвокатов РФ Александр Боломатов, норма о регрессном иске подразумевает ответственность пристава именно перед службой судебных приставов, а по большому счету — перед казной.

«Можно предположить, что суды будут с большей готовностью удовлетворять требования к ФССП при наличии незаконных действий или бездействий приставов, имея в виду, что денежное требование в дальнейшем будет обращено лично к приставу», — подчеркивает Александр Боломатов.

По его словам, ограничений по сумме регрессных исков закон не предусматривает.

Многие эксперты подчеркивают, что хотя служба судебных приставов перестает быть чисто гражданской структурой, она не превращается в копию МВД. Но статус службы в любом случае значительно усиливается.

Закон предусматривает право судебных приставов на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Но это право не абсолютно.

Применять физическую силу и оружие могут только судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Это, если говорить проще, силовые подразделения службы судебных приставов. Силу, в том числе боевые приемы борьбы, можно применять для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

Специальные средства, те же дубинки, можно пускать в ход, например, для защиты судей, если кто-то из участников процесса решил напасть на человека в мантии. Если надо принудительно доставить человека в суд или к приставу-исполнителю, сотрудники силового блока ведомства также вправе применить специальные средства. Но только в том случае, если гражданин не идет добровольно.

Порядок обеспечения судебных приставов огнестрельным оружием, перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, определяются правительством.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *