Творческое завещание балерины — грандиозный концерт в честь великой Плисецкой
Сегодня в Большом театре отмечают юбилей великой балерины Майи Плисецкой. Сценарий для этого грандиозного действа Майя Михайловна написала сама, а увидеть, как всё получилось, не успела. Но сегодня в Большом всё ровно так, как она и хотела — и «Аве, Майя» звучит повсюду. И все, кто ее любил, сегодня в зале, и великая Майя вновь танцует в памяти, которую все, кто ее знал, сохранят навсегда.
Это не просто уникальный, а теперь уже исторический документ. По сути, творческое завещание Майи Плисецкой. Великая балерина сама от руки на двух листах написала, каким она хочет видеть грандиозный концерт на сцене Большого театра сегодня, в день своего рождения. Каким-то непостижимым образом Майя Михайловна успела не только составить этот, как она сама озаглавила, порядок концерта, но ещё и лично обзвонить и пригласить всех его участников.
Зрительный зал вставал, когда видел Плисецкую в этой роли. Настолько она заряжала своей энергией, что люди не могли усидеть. «Дон Кихот», «Лауренсия» и «Раймонда», «Спящая красавица» и, конечно, «Лебединое озеро» — в этих балетах вся её молодость и слава. В одном из последних интервью Майя Михайловна сказала: ни за что на свете я не хотела бы прожить другую жизнь.
«Я думаю, что я самая счастливая на Земле! Как вот прожита жизнь, так вот прожита! Сказать «кабы знала, кабы ведала» не про меня!», — говорила она.
Своё знаменитое платье Айседоры с шарфом во всю сцену, стёртые пуанты и даже ресницы с тушью — целый чемодан костюмов и украшений Плисецкая однажды подарила детской хореографической школе в Тольятти. А 12 лет назад ещё и отдала ей своё имя. Вместе с охапкой новых пуантов. Она так хотела, чтобы именно её подопечные станцевали сегодня на сцене Большого.
Она сразу же танцевала, едва слышала музыку. Любую — классическую, эстрадную или даже техно. И нет ничего удивительного, что в её честь сегодня танцуют даже брейк-данс.
«Брейк-данс — это обожаю, могу смотреть сколько угодно! Потому что я уважаю, очень уважаю всю жизнь то, что трудно. Брейк-данс — это трудно», — говорила Майя Плисецкая.
Младший брат Майи Михайловны, Азарий Плисецкий, говорит, что сегодняшний вечер невообразим без «Болеро». Морис Бежар называл Плисецкую, танцующую на столе, священным животным, которому нужно поклоняться. Но сколько крови и нервов ей стоило, чтобы просто разрешили эту постановку на сцене Большого!
«Она своим темпераментом, своей страстью взломала этот лёд, — рассказывает балетмейстер, брат М.М.Плисецкой Азарий Плисецкий. — Я помню отлично этот невероятный успех, когда аплодисменты длились столько же, сколько само «Болеро».
Почти вся труппа «Бежар Балет Лозанна» приехала в Москву, чтобы вместе с Дианой Вишнёвой вновь подарить публике эти 18 минут необузданной стихии
«В ней столько жизни, в ней столько энергии, что даже мысль не могла промелькнуть. Хотя она как-то в шутку говорила: «Дианочка, дожить бы!» — вспоминает народная артистка России Диана Вишнёва. — Очень трудно с ней расстаться, сморишь на фотографии — она жива всегда и вечно».
Она рассказала свою историю Кармен, полной собственного достоинства. А ей говорили: вы сделали женщину лёгкого поведения из героини испанского народа. Но после успеха в Мадриде Плисецкая поняла: она была права. Свою Кармен 10 лет назад она лично передала по наследству Светлане Захаровой. И была даже рада, что теперь это не роковая женщина, а хулиганка.
«Она мне рассказывала про руки, рассказывала, какие должны быть позы, акценты. После спектакля подошла Майя Михайловна и сказала: «Хорошо, что ты меня не копируешь! Хорошо, что ты другая Кармен!» — вспоминает народная артистка России Светлана Захарова.
Гала-концерт, на который не пришлось зазывать вечно занятых звёзд. Все, кого пригласила Плисецкая, понимают, это счастье — быть сегодня даже отблеском пламенной кометы по имени Майя.
«Как будто бы Майя Михайловна присутствует! И вот этот подарок ей! И я абсолютно уверен, что она в это время с нами и важно танцевать так, чтобы это доставило бы ей удовольствие», — сказал генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Она хотела выйти в конце под музыку «Болеро». Но благодаря технике заполнит собой всю сцену, превратится в само воплощение танца, и зрители непременно крикнут: «Аве, Майя!»
Плисецкая завещала развеять ее прах над Россией
Согласно завещанию, прах балерины соединят с прахом ее мужа Родиона Щедрина после его смерти; гражданской панихиды по Плисецкой не будет
Москва. 3 мая. INTERFAX.RU — Прах Майи Плисецкой будет развеян над Россией согласно ее завещанию, сообщил в воскресенье «Интерфаксу» генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
«Родион Константинович Щедрин ознакомил меня с той частью их совместного с Майей Михайловной Плисецкой завещания, которое касается порядка прощания и ритуала захоронения. Согласно завещанию обоих, их тела должны быть сожжены», — заявил Урин «Интерфаксу».
Плисецкая и Щедрин завещали соединить их прах после смерти.
«Последняя воля такова. Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией», — приводит Урин текст завещания.
Он также сообщил, что официальной панихиды по Плисецкой не будет. «Прощание с Майей Михайловной Плисецкой состоится в Германии, только в кругу родных и близких», — сказал он.
Майя Плисецкая скончалась в субботу в Германии от сердечного приступа. Последние годы она жила в Мюнхене, однако часто приезжала в Россию. Как рассказал накануне Урин в интервью «России 1», балерина обсуждала с ним планы празднования ее юбилея — 20 ноября Плисецкой исполнилось бы 90 лет.
Завещание плисецкой майи
Я когда услышала об этом завещании, мне стало нехорошо. Что могло бы заставить человека так поступить? Почему? Причина могла быть только одна. Она не хотела быть похороненной в России. Но можно ведь было упокоиться и в Германии или Литве. Но нет же, она не захотела после себя даже могилы оставить, а чтобы непременно прах был развеян над Россией. Я больше чем уверена, что это было именно ее желание, чтобы всё было так. Это ее личный приговор России! Приговор 84% того быдла, которое называется населением России.
Майя Михайловна из очень знаменитой семьи. Если бы ее деду удалось в 1906 году эмигрировать со всей семьей в США, то великая балерина родилась бы в США, но выпало — в России. Какое детство у нее было после убитого в 38-м году сталинистами отца, да еще и с сидящей в ГУЛАГе матерью? Единственное, что ей оставалось — это вкалывать как проклятой, тратя все свое время на хореографию, забыв обо всем остальном. Иначе бы она о Большом театре могла только мечтать — дочь врагов народа.
Удивительно, как быдло, оказывается, любит поговорить о балете. Рассказывает на всех углах, что Плисецкая монополизировала весь советский балет и прочий бред про то, что она держала в своих руках всю организацию гастролей за рубеж — всю мировую антрепризу, салоны, унаследованные от Лилии Брик. Очередное сумасшествие. У Лилии Брик действительно был свой литературный салон, как и у ее сестры Эльзы Триоле — жены Луи Арагона в Париже. Эльза все-таки была писателем и даже Гонкуровскую премию получила, но сначала ей пришлось подрабатывать, создавая какое-то дешевенькое ожерелье, а потом уже и салон появился для выступлений Маяковского в Париже, где он для Лили деньги зарабатывал. Но это же было во время ленинского НЭПа. Зачем все в одну кучу? Такое впечатление, что люди напрочь забыли, что такое СССР и про ее железный занавес.
Всё было очень просто. Сначала было создано Гастрольбюро СССР, а уже в 1956 году на его базе был создан Госконцерт. Вот он и занимался всякими международными проектами: фестивалями, конкурсами, гастролями и всяким обменом артистами между странами и даже союзными республиками. В том числе и международной антрепризой. Не могла Плисецкая руководить Госконцертом. Никто не мог из артистов. Это ипический бред. Она же не виновата, что заказывали зарубежные партнеры именно ее. Это в Совке могли распределять артистов по гастролям, как попало, но если какой-то импресарио из США или Италии просил кого-то конкретно, то заменять его кем-то другим — никто не мог.
Кроме того нужно понимать, что такое международная антреприза и как в нее вписать балет. Одно дело провести в Париже встречи с Владимиром Высоцким и совсем другое, скажем, с Мишей Барышниковым. Он же не мог танцевать сам, поэтому на все свои творческие встречи приглашал именно тех балерин, с которыми когда-то раньше танцевал. Поэтому вполне естественно, что он приглашал именно Плисецкую. Запад вообще приглашал только тех советских артистов, на которых раскупались билеты, кто мог принести прибыль. Плисецкая ее приносила. Сама от этого имела только ставку в Большом театре и какие-то суточные — больше ничего.
Все деньги, причем в валюте, поступали в Госконцерт. Плисецкая столько зарабатывала для Совка валюты, что я даже не знаю, получали ли они в то время её больше от нефти. Я только знаю, что когда члены Политбюро узнали, сколько они на ней зарабатывают, то и их совесть замучила. Они ей тогда подарили Мерседес. Вот так в советское время работали артисты. Заработать за рубежом артисту было невозможно. Упаси Бог! Это называлось — левые концерты. За это Бориса Сичкина посадили. А в зарубежных поездках обязательно в группу включали кого-то — смотрящих из КГБ. Так что если взять Совок и Майю, то Совок от неё получил несравнимо больше, чем Майя получила от Совка. Есть люди, которым в море тесно, потому что они сами уже давно стали Океаном. Плисецкая была таким Океаном.
Господь всегда дарует талант человеку, а не стране проживания таланта. Это то , что принадлежит миру. Многие артисты задыхались в Совке, рвались на свободу, любыми путями пытались остаться на Западе. У нее тоже была возможность остаться на Западе, но не осталась. И только при Горбачеве, когда артистам всякими кооперативами разрешили работать на себя, она работала везде. Была худруком Римского оперного театра и Испанского национального балета, а после развала Совка получила литовское гражданство, жила в Германии. Почему уехала? В голодные 90-е уехали все артисты, кто хотел и имел такую возможность. Великий артист не может принадлежать одной стране. Она никогда не теряла связь с Россией, часто приезжала. Потом поняла к чему дело идет. Еще в 1966 она с другими деятелями науки, литературы и искусства подписала письмо Брежневу против реабилитации Сталина. Как она могла спокойно наблюдать сейчас за тем, что происходит в России? Как могла принять все это?
Но Россия — это страна, которая сначала все свои таланты изгоняет, а потом собирает по миру и свозит в Россию их останки. Страна некрофилов. Здесь самую большую любовь испытывают ко всему мертвому. Она прекрасно понимала, что через какое-то время некрофилы начнут откапывать её могилу и тащить останки в Москву, как сейчас пытались притащить к себе останки генерала Врангеля. Но у генерала есть потомки и внук генерала очень хорошо и культурно их послал лесом. Покайтесь сначала, сказал он им, уберите хотя бы Ленина со Сталиным с Красной площади. Не понимают. У них теперь так.
Такое впечатление, что люди перестали понимать, где добро, а где зло. Копаются в личной жизни. Цитируют композитора Свиридова: «Я, помню, спросил композитора Щедрина, когда узнал, что он женится на Плисецкой: «Родион, зачем тебе это нужно?» Он ответил мне: «Я сейчас известный композитор, а после женитьбы на Плисецкой стану композитором знаменитым». Чтобы понять такую «шутку юмора» — нужно мозги иметь. Как еще он мог отшутиться, когда лезли в душу? Майя была на 7 лет старше Щедрина. Свиридову не могло придти в голову, что они просто любили друг друга. Зато все почему-то считали себя вправе давать ему советы. Даже после стольких лет их совместной жизни имеют наглость это обсуждать. Потому что в их понимании любит — это когда бьет. А вот что написал Миша Барышников: «Майя Плисецкая, звезда и богиня, для всех, кто когда-либо видел ее. Второй день рвет сердце: мы дружили 20 лет. А каково Родиону Константиновичу — они с Майей Михайловной вместе прожили 57 лет! И стали просто единым целым».
У Плисецкой со Щедриным не было детей. Разрешение просить будет не у кого. Зачем же, чтобы всякие дебилы на твоей могиле потом что-то рисовали или писали гадости? И я понимаю, что было на душе у Майи Михайловны, когда она видела по телевизору Диму Киселева с его «радиоактивным пеплом». Почему-то думаю, что именно тогда ей и захотелось засыпать Россию пеплом всех безвинно убиенных этой бесчеловечной системой. Если бы собрать весь пепел убитых совком от Ленина до Путина, то в России можно было бы этим пеплом засыпать всех с ног до головы. Но что она могла? Что могла, то и сделала. Вкус такой жертвенности, ее горечь и стиль неведомы нынешнему населению- совку. Это поступок, который в России поймут только последующие поколения. Когда научатся ценить человечество больше империи.
Здесь Плисецкой 80 лет. Конечно же это не балет, а просто концертный номер, поставленный ей Морисом Бежаром. Но много ли вы видели 80-летних старух хотя бы на таких каблуках. Да и разве повернулся бы у кого-то язык назвать ее старухой? Чтобы вы о ней не говорили, жуки в муравейнике, вас не будет, а она была, есть и всегда останется великой. И этот пепел, он еще вам аукнется.
sadalskij
СТАНИСЛАВ САДАЛЬСКИЙ
Народный блогер России
Завещание Плисецкой
Муж Плисецкой Родион Щедрин рассказал об оставленном завещании жены:
«Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией. «
тоже мурашки
вы случайно не в курсе, где прописана такая процедура развеивания, кто дает разрешение (или не требуется), над какой страной можно развеять, над какой нет, обязаны ли власти (или кто там) развеять, если некто потребует себя развеять над австралией, к примеру? или это только плисецким дозволено?
Edited at 2015-05-04 06:58 pm (UTC)
Красивая, достойная восхищения жизнь. и завещание такое же.
Edited at 2015-05-04 04:25 pm (UTC)
Великая Плисецкая великий Щедрин.
Великие люди велики во всем. Мудрая, умнейшая Майя Михайловна не захотела обести последнее пристанище там, где толпами лежат те, кто гнобил ее, запрещал, уничтожал — на пресловутом Новодевичьем, куда уже при жизни застолбили себе местечко всякие кобзоны да михалковы. Она — поистине звезда, неземное, магическое существо. И ушла действительно на небеса. Какое мудрое, продуманное решение двух великих людей, на десять голов стоящих выше всего земного.
Пы сы. И подтверждение ее правоты — Большой театр на своем сайте разместил сообщение об уходе величайшей из балерин 20 века, гордости России в разделе «Новости». на весь сайт — реклама нового спектакля Вишневой.
А доведись проводить панихиду — сколько банальных соплей было бы сжевано, сколько пустых слов было бы сказано.
Мудрейшая, великая, неземная Майя Михайловна. И после завершения земной жизни Вы правы!
Последняя воля Плисецкой: прах развеять над Россией
Великая русская балерина распорядилась о кремации и посмертном упокоении на Родине: в соответствии с последней волей усопшей ее кремируют, а прах будет развеян над Россией
Прощание с великой балериной Майей Плисецкой пройдет в Мюнхене, где она скоропостижно скончалась. В траурной церемонии примут участие только самые близкие родственники и друзья покойной.
Легендарная артистка, скончавшаяся в Германии от сердечного приступа, оговорила в завещании условия своего захоронения. В документе, который супруги Плисецкая и Щедрин составили вместе, они просят смешать их прах после смерти и развеять его над Россией.
«Тела наши после смерти сжечь и, когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией». Последнюю волю балерины и композитора огласил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Легенда российского балета ушла из жизни в возрасте 89 лет в своем доме в Германии. О смерти Майи Михайловны вечером 2 мая сообщил ее супруг композитор Родион Щедрин. По его словам, «врачи боролись, но ничего не смогли сделать».
Она состоялась не только как балерина и педагог, но и как жена. Ей и композитору Родиону Щедрину предрекали разрыв с самого начала: оба слишком талантливы, к тому же слишком много времени проводили на гастролях.
Родион Константинович Щедрин уже третий день не может взять себя в руки. Ничего странного, ведь после того, как он прожил вместе с супругой почти шестьдесят лет, жить дальше в одиночестве просто не выносимо. Щедрин рассказывает, что никак не может справиться с тоской, которая поглощает его целиком. Теперь, по словам Щедрина, он пока не решил, чем будет заниматься далее, в одиночестве. После кремации и поминальной процессии, скорее всего, он останется в Германии, где они с супругой жили в последнее время.
Прощание с Майей Плисецкой пройдет в Германии, ее прах развеют над Россией
Согласно завещанию, прах выдающейся балерины будет развеян над Россией. Прощание состоится в Германии в кругу только родных и близких, сообщил гендиректор Большого театра Владимир Урин
Прощание с Майей Плисецкой пройдет в Германии в кругу только родных и близких, сообщил ТАСС гендиректор Большого театра Владимир Урин. По его словам, ритуал захоронения будет выполнен согласно совместному завещанию супругов. Прах Плисецкой будет развеян над Россией.
Майя Плисецкая празднует 80-летний юбилей
«Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией», — приводит Урин цитату из завещания.
В российском консульстве в Мюнхене телеканалу «Россия24» сообщили, что ни Родион Щедрин, равно как никто из его доверенных лиц с просьбой помочь перевезти тело Майи Михайловны на родину пока не обращался.
В Германии 2 мая на 90-м году жизни от сердечного приступа скончалась балерина, народная артистка СССР Майя Плисецкая. В воскресенье днем Большой театр почтил память Плисецкой минутой молчания перед началом балета «Дама с камелиями», который поставил хореограф Джон Ноймайер на музыку Фредерика Шопена
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Ее отец — Михаил Плисецкий — был хозяйственным деятелем, мать — Рахиль Мессерер — актрисой немого кино. Первое выступление Плисецкой состоялось в эвакуации в Свердловске во время Великой Отечественной войны. Плисецкая выступила с номером «Умирающий лебедь». В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища, Плисецкую приняли в труппу Большого театра.
Наиболее известными партиями балерины были Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице» Петра Чайковского, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Сергея Прокофьева, Кармен в «Кармен-сюите» и Раймонда в одноименном балете Александра Глазунова.В основу балета «Кармен-сюита» легла опера Жоржа Бизе «Кармен». Одноактный балет был поставлен кубинским хореографом Альберто Алонсо специально для Плисецкой.
Сама Плисецкая тоже иногда выступала в качестве балетмейстера. Она ставила балеты, написанные ее мужем Родионом Щедриным, за которого она вышла замуж в 1958 году. На его музыку Плисецкая поставила три балета: «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Все они были показаны в Большом театре, где Плисецкая проработала до 1988 года.
За границей Плисецкая работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета в Мадриде. Балерина оставила сцену в 65 лет. В 70 лет она дебютировала в специально написанном для нее номере Мориса Бежара «Аве Майя».
Биография Майи Плисецкой
Выдающаяся танцовщица второй половины XX века, прима-балерина, народная артистка СССР Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.
В 1932-1934 годах вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец Михаил Плисецкий был генеральным консулом и начальником советских угольных рудников. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян. Мать — Рахиль Мессерер-Плисецкая, актриса немого кино, была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном. Затем была выслана в Казахстан, в Чимкент; в Москву вернуться ей удалось лишь в 1941 году, за два месяца до начала войны. Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессереры, видные танцовщики Большого театра.
В 1943 году Плисецкая окончила Московское хореографическое училище (педагоги Елизавета Гердт, Мария Леонтьева) и была принята в труппу Большого театра.
Первая главная партия — Маша в «Щелкунчике» Петра Чайковского в 1944 году.
В 1960-е годы Плисецкая официально считалась первой балериной Большого театра. Однако, не желая останавливаться на достигнутом, она хотела танцевать не только классику, но и нечто более современное.
20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре Большого театра и навсегда вошла в историю мировой хореографии. Балет был экранизирован в кино (кинофильм «Балерина», 1969) и на телевидении (1978).
В 1972 году в Большом театре состоялась премьера балета Родиона Щедрина «Анна Каренина», где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. В 1980 году Плисецкая как хореограф поставила на сцене Большого театра балет Щедрина «Чайка».
Неоднократно она работала с выдающимся балетмейстером Морисом Бежаром. В 1975 году она танцевала в его балете «Болеро» на музыку Мориса Равеля.
Для Майи Плисецкой Бежар создал балет «Айседора» (1976), балет «Леда» на старинную японскую музыку (1979), а также несколько сольных концертных номеров для выступлений.
В 1983 году Плисецкая получила предложение стать художественным руководителем балета Римской оперы. За те полтора года, пока она занимала этот пост, Плисецкая показала на сцене Римской оперы свою «Айседору», организовала возобновление «Федры» и нескольких других балетов. В 1984 году в Оперном театре в Термах Каракаллы (Рим) она осуществила постановку «Раймонды» для открытой сцены.
В 1987-1990 годах Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу «Театро лирико насиональ», для которой возобновила балет «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля (балетмейстер — Александр Горский) и ввела в репертуар «Кармен-сюиту». Плисецкая начала тесно сотрудничать с оперной певицей Монсеррат Кабалье, по инициативе которой приняла участие в постановке оперы-балета Джакомо Пуччини «Виллиса», показанной на фестивале искусств в Переладе (Каталония). Кабалье спела «Умирающего лебедя», а Плисецкая — впервые под запись человеческого голоса — исполнила эту танцевальную миниатюру. В 1988 году Плисецкая выступала в заглавной партии поставленного специально для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро балете «Мария Стюарт» Эмилио де Диего.
Последний свой спектакль в Большом театре — «Даму с собачкой» — Плисецкая танцевала 4 января 1990 года. Разногласия с руководством привели к тому, что она ушла из Большого театра.
В 1990-е годы Плисецкая продолжила сотрудничество с выдающимися хореографами мира, в частности с «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара. В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» на музыку Щедрина, где Плисецкая исполнила главную партию.
В августе 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся Первый Международный балетный конкурс «Майя», где Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав.
В 1995 году Плисецкая была избрана почетным президентом труппы «Имперский Русский Балет», созданной по ее инициативе.
29 ноября 1995 года на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала творческое долголетие.
Плисецкая много снималась в кино и на телевидении. Ее образы запечатлены в кинофильмах-концерте «Мастера русского балета» (1953), кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Анна Каренина» (1975), в кинофильме-опере «Хованщина» (1959), в кино- и телеэкранизациях «Кармен» (1969, 1978), а также телеэкранизациях балетов «Болеро» и «Айседора» («Поэзия танца», 1977), «Чайка» (1982), «Дама с собачкой» (1986). Снималась и как драматическая актриса: «Анна Каренина» Александра Зархи (1968, роль княгини Бетси Тверской), «Чайковский» Игоря Таланкина (1970, роль певицы Дезире), телевизионный фильм «Фантазия» Анатолия Эфроса по повести Ивана Тургенева «Вешние воды» (1976, роль Полозовой), «Зодиак» Ионаса Вайткуса (1985, роль музы художника Микалоюса Чюрлениса).
О Плисецкой сняты многочисленные документальные кино- и телефильмы, в том числе «Майя Плисецкая» Василия Катаняна (1964, новая ред. 1981), «Майя Плисецкая.
Знакомая и незнакомая» Бориса Галантера (1987), «Майя» Мотоко Сакагучи (2000, для японского телевидения), «Майя Плисецкая» Доминика Делюша (2000, для французского телевидения), «Майя Плисецкая assoluta» Элизабет Капнист (2002, для французского телевидения).
Творчеству Плисецкой посвящена книга «Майя Плисецкая» Натальи Рославлевой. В 1994 году вышла книга балерины «Я, Майя Плисецкая…», которая выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков.
В 2005 году Плисецкая представила читателям свой альбом фотографий «Аве, Майя», в котором запечатлены лучшие моменты жизни и творчества выдающейся балерины, в 2007 году — свою автобиографическую книгу — «Тринадцать лет спустя».
В 2010 году вышла новая книга Плисецкой «Читая жизнь свою».
2 мая 2015 года Майя Плисецкая скончалась в Мюнхене (Германия).
Майя Плисецкая была удостоена многих наград. Ей присвоены звания народной артистки СССР (1959), Героя Социалистического труда (1985). Она являлась кавалером трех орденов Ленина (1967, 1976, 1985), орденов «За заслуги перед Отечеством» III (1995), II (2000), I (2005) и IV степени (2010), орденов Франции «За заслуги в литературе и искусстве» (1984, Командор) и Почетного легиона (1986). В июле 1991 года король Испании Хуан Карлос I вручил Майе Плисецкой высший орден Испании — «Орден Изабеллы Католической» и пожаловал ей дворянское звание. В Испании она удостоена Золотой медали искусств (1991) и Премии Принца Астурийского (2005).
Среди многочисленных наград балерины — Международная премия, ежегодно присуждаемая мэром Парижа самой элегантной женщине года — «Превосходная-1986», премия «Национальная гордость России» (2003), Большой крест Командора ордена «За заслуги перед Литвой» (2003), медаль за заслуги перед Вильнюсом — медаль имени княгини Барборы Радвилайте (Barbora Radvilaite) (2005) и другие. В 2006 году Майе Плисецкой была вручена премия императорского двора Японии за выдающийся вклад в развитие балетного искусства.
В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете № 4626.
В 2015 году к 90-летнему юбилею балерины в Москве на улице Большая Дмитровка был открыт сквер имени Майи Плисецкой.
Плисецкая с 1958 года была замужем за композитором Родионом Щедриным. C 1991 года супруги жили в Германии, в Мюнхене. Согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединен с прахом Щедрина после его смерти и развеян над Россией.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников