Подушная подать при Петре I Великом. Крестьянский налог на руси

Июн 21, 2019 Публикации

Подушная подать при Петре I Великом

Подушная подать (подушный налог, подушный оклад) — новый вид налогообложения введённый Петром I в 1724 году в результате налоговых реформ.

Суть нововведения заключалась в налогообложении каждого мужчины (мальчика, старика) принадлежащего к податным сословиям (т.е. все кроме дворян и духовенства). Подушная подать была введена взамен устаревшему «подворному» налогу, от которого крестьяне нашли способ уклоняться — объединяли дома единым забором образуя один большой «двор».

История введения подушной подати в России

Причины и предпосылки

  • Подворный налог был неэффективен
  • Царю требовались средства для ведения Северной войны со Швецией
  • Строительство флота и промышленности также требовало серьезных финансовых затрат

Первая перепись, организованная по приказу Петра I в 1710 году выявила резкое сокращение крестьянских дворов (на 19,5%). Вынужденные платить всё новые и новые косвенные налоги, которые вводил царь, нуждающихся в средствах для ведения войны и развития промышленности, крестьяне старались снизить основной налог — подворную подать. Они объединялись с соседями за одним забором и таким образом снижали взимаемый налог.

указ Петра I от 26 ноября 1718 года о начале второй переписи, вводил новый принцип учета налогооблагаемого населения — под запись попадали все «души» мужского пола (старики, дети, инвалиды и обычные мужики). При этом произошло закрепощение холопов и других категорий, до этого практически свободных крестьян, которые были закреплены на той земле где их застала подушная перепись.

После получения таких списков (сказок) были проведены проверки правильности переписи (ревизии), так как во время переписи неоднократно происходили злоупотребления писцов, подкупы и другие нарушения. Мероприятия были закончена к 1722 году, всего насчитали около 5 млн. душ мужского полу.

Затем произошло приписывание полков к земле и душам, которые должны были их содержать. В результате подушная подать определена в 74 коп. с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.

Крестьянский налог на руси

В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.

Обложили почти всех

Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков — сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов. В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).

Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико. Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии — такова была политика.

Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

Тамга

Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

Другие налоги

Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.

Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.

За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

Так сколько?

Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.

Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.

Налоги на Руси при Петре I

Петра часто вспоминают за его вульгарность. После его визита в Англию, парламент был вынужден выплатить крупную сумму на ремонт изгаженного дома, в котором проживал Петр. Потребовалось шесть месяцев, прежде чем зловоние улетучилось. Петр ел руками, пукал и рыгал на публике, и вообще сильно не утруждал себя приличиями. Его гости захлебывались в вине – до такой степени, что кто-нибудь из них умирал от интоксикации, либо вываливался зимой на улицу, где и замерзал на смерть. Петр желал, чтобы русские дамы выглядели так же сексуально, как и западные женщины. Он приказал им носить платья с открытыми плечами и грудью. Если женщина отказывалась пить – он и его дружки зажимали ей нос и заливали вино прямо в горло.

После посещения западной Европы, Петр твердо решил переделать Россию на западный образец – но не так, как это делают современные российские политики. Когда он пришел к власти, Россия была в периоде упадка. Петр изменил направление развития российской истории, переделав налоговую систему, занявшись стимулированием экономики и децентрализацией государства.

До реформ Петра, многие деревенские дома и наделы пустовали. Сотни людей слонялись без дела, они не работали и не платили налогов. Податями облагалась пахотная земля, как при монголах. У крестьян не было стимулов к тому, чтобы совершенствовать сельхоз инструменты, старые непродуктивные земли покидались.

Существовал налог, взимавшийся с крестьянского дома [с одного «дыма» — прим. переводчика], поэтому крестьянские семьи объединялись и делили общее жилье. Две, три семьи использовали преимущества проживания в одном доме, который облагался одним налогом. Царские сборщики податей отреагировали на это тем, что стали облагать налогом каждую внешнюю дверь, обнаруженную в доме. Крестьяне ответили тем, что заколачивали лишние двери. Все это означало, что семьи крестьян не будут расширяться, строить новые дома, возделывать новые земли. Безделье и безработица доминировали во всем. Налог с сохи и налог с дыма подорвали экономику страны.

Петр изменил налоговую систему, отменив обе эти подати и установив единую подушную подать со всего мужского населения. Свободные крестьяне платили более высокую подушную подать, чем крепостные. Крестьянам было сложно понять, как государство могло облагать налогом душу, поскольку душа – объект нематериальный. Как и все, что связано с налогообложением, понимание от налогоплательщиков не требовалось. Требовалось только то, чтобы они платили. Новый налог не мешал проявлению инициативы. Крестьянин, который работал продуктивно и обзаводился новыми сельхоз инструментами и землями, мог оставить у себя заработанное сверх обязательств перед государством. В этом отношении о Петре говорили как о человеке, в котором был дух Адама Смита.

Но к удивлению Петра, эти новые налоги не принесли большой прибыли. Количество мужчин указанных в переписных грамотах, давало лишь отрывочное представление о количестве мужчин, способных работать. Множество крестьян избегали переписи, подкупая царских чиновников. Петр решил провести новую перепись. Он знал, что в каждом городе и монастыре находятся толпы безработных, не переписанных бродяг. Безделье было образом жизни большой части общества.

Петр приступил к решению проблемы как Диоклетиан. Каждый будет либо работать, либо платить налоги. У безработного было четыре выбора: платить подушную подать, стать крепостным и жить без податей, поступить на государственную службу — военную либо гражданскую, либо стать рабом на галерах. У большей части бродяг был выбор только между галерами и жизнью крепостных. Стать крепостным, очевидно, было лучшим вариантом. С точки зрения правительства крепостные не освобождались от податей – подушную подать каждого из них должен был выплачивать государству его хозяин. Крепостные крестьяне были освобождены от необходимости персональной выплаты налогов, за что расплачивались потерей личной свободы.

Отряды крепостных начали разбухать – землевладельцы были принуждены принимать каждого, кто хотел стать крепостным. Но каждый новый раб, желая того или не желая, приходил к новому господину с грузом податных обязательств, которые теперь должен был оплачивать его хозяин. Поэтому землевладельцы требовали соответствующей власти над своими новыми рабами. Россия стала страной крепостных и их хозяев, каждый из которых сам был государевым холопом. Величайшая автократия современного мира появилась как инструмент, гарантировавший сбор налогов, так же как и в поздней римской империи.

У Петра была армия, курировавшая сбор податей. Три раза в год чиновник, обученный на военный манер, посещал землевладельцев, чтобы провести аудит их дел и сосчитать количество душ в их подчинении. Помещиков, заподозренных в уходе от налогов, колесовали. В древние времена русский сборщик податей отрезал бы такому помещику нос или ухо, но Петр был более изобретателен. Растягивание человека на колесе и переламывание его позвоночника было более современной казнью – ни крови, ни прочего безобразия.

На подушной подати Петр решил не останавливаться. Он нашел возможным обложить податями все, даже церковь. Когда ему требовалось железо для пушек – он отбирал у церкви столько церковных колоколов, сколько было необходимо, и переплавлял их. Он обложил налогами всякую пищу, рентные платежи, одежду, лошадей, шляпы, обувь, жилье, мельницы, рыбный промысел, пивоваренный, винные погреба, печные трубы, воду и общественные бани. В том, что касается частной жизни человека, он обложил налогами рождение, свадьбы, похороны, бороды, отказ от крещения и ввел особый налог на тех, кто не был членом православной церкви. Единственный налог, который он упустил – налог на смерть. Также непонятно, по какой причине он не обложил налогами поместья и наследство. Вся торговля – внутренняя и внешняя – была обложена налогами. Был введен гербовый сбор – на коммерческие документы, юридические и прочие акты, фиксировавшиеся на специальной гербовой бумаге, которую правительство продавало по смехотворно высоким ценам. Были введены гос. монополии на торговлю солью, соленой рыбой, табаком, множество товаров продавались по завышенным ценам. Короче, был раскупорен неистощимый фонтан налогов на все и вся. Приведенный перечень ни в коей мере не является полным.

Для управления этим фонтаном налогов, Петр организовал особую емкость под названием Сенат. Сенат состоял из десяти суперчиновников, ответственных за изобретение новых способов увеличения государственного дохода. Военные кампании Петра были весьма дороги. Ему всегда не хватало денег и он постоянно подгонял, угрожал и давил на Сенат, требуя больше и больше денег.

Петр не церемонился с частным капиталом, также как и правители Советского Союза до перестройки. Но отъем частной собственности был не таким же легким, как превращение всех собственников в рабов. Русское золото бежало из страны, находя более привлекательные объекты инвестирования в Амстердаме, Лондоне и Париже. Частный капитал не отягчен любовью к родине – он всегда ищет наиболее безопасные и прибыльные гавани. Петр издал законы, препятствующие бегству частного капитала, подобно современным системам таможенного и валютного контроля, но эффективно контролировать их исполнение невозможно. Изворотливые всегда найдут способ обойти наиболее жесткий закон. С момента, когда Петр ввел жесткую систему таможенного контроля, и до сегодняшнего дня, профессиональные контрабандисты вывозят из России ее золото с минимальными рисками.

Читайте так же:  Оплата пошлин ГИБДД. Госпошлина для получения номеров

Россия была совсем не привлекательна как для внутренних инвесторов, так и для внешних. У Петра не было возможности одалживать денег ни у кого. Он модернизировал Россию благодаря обращению ее в тотальное рабство с помощью налогов. Он не нагрузил государство внешними долгами, поскольку у него не было возможностей получить займ. В то время, как и сейчас, мало кто верил в платежеспособность русских. Лишь незадолго до падения царского режима у многих стран появилась эта вера, и в то время на биржах всего мира стали продаваться облигации царского правительства. Сегодня наследники тех незадачливых инвесторов оклеивают ими стены туалетов. К удивлению многих, в конце восьмидесятых Советское правительство выступило с предложением о выкупе царских обязательств.

На вопрос, кто из российских исторических деятелей является для него образцом для подражания, Путин, слегка зардевшись, ответил, что хотел бы быть похожим на Петра I.

История России

1-10 век

11 век

12 век

13 век

14 век

15 век

16 век

17 век

18 век

1 половина 19 века

2 половина 19 века

1 четверть 20 века

2 четверть 20 века

3 четверть 20 века

4 четверть 20 века

Оброк и барщина на Руси

Барщина и оброк – формы политической и экономической зависимости крестьян от феодалов, существовавшие в Древней Руси во времена расцвета феодализма и формирования крепостнической зависимости.

Основное отличие оброка от барщины состоит в том, что оброк – это денежная или товарная уплата налога, или ренты, а барщина – это выполнение работы, физический труд, который идет в счет суммы долго за аренду земли.

С развитием на Руси феодально-крепостнической системы установились весьма своеобразные отношения между владельцами земель (феодалами) и подчиненными им людьми, которые проживали на землях феодала (крестьянами). Те крестьяне, которые не могли позволить себе выкупить землю (а затем это и вовсе было запрещено законом) вынуждены были арендовать землю у феодала, а за нее необходимо было платить. Для выплаты налога использовали либо деньги, полученные с продажи продуктов, выращенных на земле, либо сами продукты. Попавшие в зависимость от своего хозяина люди (феодала или князя) постоянно должны были платить откуп, чтобы иметь право и дальше жить на земле.

С развитием государственности и налоговой системы оброк преобразовался в барщину – теперь долг можно было не только отдать, но и отработать.

Оброк

У этого понятия существует несколько основных определений. Впервые термин «оброк» упоминается в связи с взиманием налогов еще в самый ранний период развития Киевской Руси, когда князья ездили по вверенной им территории и взимали с граждан оброк в виде товара, а затем продавали его на рынке и деньги клали в казну. Под оброков тогда понималась практически любая дань – деньгами, продуктами или даже людьми. Позднее понятие оброк приняло более определенный смысл, знакомый нам сегодня. Оброком стали называть дань, которую выплачивал зависимый крестьянин своему феодалу за то, что феодал позволял ему жить на его земле. Оброк просуществовал в денежной форме до 1863 года, а в товарной форме до 1861 года, когда было отменено крепостное право.

Понятие оброк древние славяне понимали практически также, как мы сейчас понимает слово «аренда», поэтому оброк можно отнести не только к отношениям крестьянин-феодал. Любой человек или даже община, которая брала в аренду у феодала или государства участок земли в пользование вынуждена была платить регулярный оброк в счет земли. Кроме того, среди самих феодалов было нормально отдавать «оброк» не только товары и деньги, но даже целые деревни вместе с людьми, так как крестьяне тогда считались собственностью феодала.

Начиная с 16 века оброк – это форма государственной подати, уплачиваемая гражданами в государственную казну. Крестьяне платили оброк своему феодалу, феодал платил оброк тому, чьи земли он арендовал (если они не были куплены) и таким образом казна регулярно пополнялось. Со временем это создало серьезные экономические трудности, поэтому оброк было решено заменить барщиной.

Барщина

Барщина – это труд крепостного крестьянина в пользу феодала в счет уплаты денег за пользование землей.

Широкое распространение барщина получила в 16 веке, когда оброк показал себя не самой лучшей системой сбора денег, так как зачастую у бедных крестьян, которые итак жили впроголодь, просто не было денег, чтобы заплатить феодалу. Если же крестьянин отдавал оброк товаром, то семья крестьянина потом голодала, некоторые даже умирали. В связи с этим было принято решение разрешить крестьянам работать на земле феодала бесплатно, чтобы отработать свой долг. Причем отрабатывать можно было не только непосредственно трудясь на полях феодала, можно было заниматься рыбалкой, охотой, услуживать в доме – все, что могло приносить пользу шло в счет барщины.

У барщины было несколько основных принципов, на которых она строилась. Во-первых, барщина взималась исключительно физическим трудом, зачастую феодалы не смотрели даже на возраст крестьянина или его физическое состояние. Во-вторых, труд на земле феодала был абсолютно бесплатным, крестьянин мог целый день работать в поле или охотиться, а в итоге не получить ничего и прийти домой с пустыми руками. В-третьих, от барщины не освобождался никто, это была фактически трудовая повинность, которая существовала параллельно оброку в некоторых случаях.

В отличие от оброка, барщина оказалась более живучей и просуществовала долгое время, на некоторых территориях даже после отмены крепостного права. Однако прежде, чем быть отмененной был издан указ о трехдневной барщине в 1797 году, когда барщина ограничивалась тремя днями и не позволяла феодалу взять крестьянина в трудовую зависимость и использовать, как дешевую рабочую силу.

Конец барщины и оброка

Барщина и оброк на Руси, несмотря на весь ужас подобной системы, несмотря на постоянные попытки борьбы, просуществовали достаточно долго и сохранялись в том или ином виде вплоть до конца 19 века. Причина этого лежала в экономическом состоянии страны, которое за столько веков феодализма просто не могло подстроиться под новую систему, феодализм привел к тому, что люди находились в глубокой зависимости друг от друга и даже тогда, когда крестьяне могли уйти, у них не было средств, чтобы сделать это. Барщина и оброк, как и весь феодализм, сильно ослабили экономику Руси и стали одной из причин отставания государства от продвинутых европейских стран.

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Метки текста:

Смотри также:

4. Социально-экономический уклад сельской общины на севере в дореформенный период

История формирования и развития структуры крестьянской поземельной общины в России вообще и в частности на Русском Севере непосредственно связана с социально–экономическим развитием страны. Начало создания института соседской общины можно отнести к периоду раннего феодализма. Процесс этот носил стихийный характер и был связан с необходимостью решения повседневных крестьянских нужд. Время существования общинного уклада в России до реформы 1861 г. условно можно подразделить на несколько периодов. Для северных регионов следует выделить:

  1. Новгородский период, до присоединения новгородских вотчин на севере к Московскому государству;
  2. XVI–XVII века, т.е. период Московского владычества в условиях формирования единого феодального государства;
  3. XVIII–первая половина XIX вв., время становления и развития абсолютной монархии в России.

1. Новгородский период (XII–XV вв.).

Территории современных Карелии, Архангельской, частично Вологодской областей первоначально входили в состав Новгородской феодальной республики. Несмотря на значительную разницу в характере административного подчинения метрополии, они обладали общими тенденциями в формировании и развитии структуры крестьянской поземельной общины при сохранении специфики феодального уклада каждой из них (Олонецкая и Архангельская губернии – преобладание черносошных, затем государственных крестьян; Вологодская губерния – большой процент монастырских крестьян).

В состав перечисленных земель входили территории вокруг Онежского озера, позднее, начиная с XVI в. известные в исторической литературе как Заонежская половина Обонежской пятины. Первоначальное население края – племена финно–угорской языковой группы, к моменту проникновения на север новгородских переселенцев находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Новгород к этому моменту представлял собой могущественное ранне–феодальное государство (республика) с развитой системой феодального подчинения, которая предполагала выделение двух сословий: тяглового, несущего всю тяжесть повинностей (крестьяне–общинники) и нетяглового (бояре, духовенство и др. – так называемые «лучшие люди»). Последние, будучи крупными землевладельцами, осуществляли на своей земле функции государства – сбор налогов, суд, военную защиту. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Русские принесли на Север уже достаточно хорошо развитую культуру земледелия с широким применением трехпольного севооборота. Особенности заселения и земледельческого освоения края были обусловлены спецификой расположения плодородных земель: «…Большинство удобных для обработки земель на севере расположены по берегам узкой лентой, причем иногда через 100–200 метров от реки уже начинался «сузем». Сузем или суземье – водороздел, был покрыт болотами или труднопроходимым лесом, тогда как вблизи рек благодаря постоянному дренажу нет болот,. хорошая почва для пашни и наличие близко расположенных сенокосов должны были быть решающим моментом при устройстве жилья…» [ 5 , с.90] . Присоединяя все новые и новые земли к своей республике, новгородские феодалы устанавливали систему взимания налогов с подвластного населения. В этот период налог был поземельным, т.е. владельцы участков обрабатываемой земли платили налоги в пользу верховного феодала – боярина.

Основной формой поселения в Заонежье на протяжении всей его истории была деревня. Деревни в новгородский период были, как правило, малодворными т.к. пригодная для землепашества земля лежала не сплошным массивом, а небольшими и нередко удаленными друг от друга участками. На первом этапе освоения земель, при относительной свободе выбора участков, в системе хозяйствования преобладала подсека. Ни новгородские бояре, ни позднее московская администрация не ограничивали подсечное земледелие и не облагали подсеку податями [ 1 , с.261] . Тем не менее, как только подсечные участки переходили на трехпольный севооборот, их начинали включать в тягло, т.е. с них собирали подати. Новгородские феодалы, а затем и московская администрация, заинтересованные в освоении новых земель, применяли к ним систему льгот. В XVI–XVII вв. срок льготы иногда исчислялся 8–10 годами, т.е. с вновь освоенного участка в этот период не взимались налоги [ 7 , с.131] .

Все большее распространение трехпольного севооборота, при сохранении подсечного земледелия, привело к расширению значения животноводства, т.к. для полей необходимы были удобрения. Появилась нужда в местах выпаса скота и сенокосных угодьях. Переход от подсеки, требующей больших физических затрат, к пару привел к распаду большой патриархальной семьи, что в свою очередь повлияло на формирование системы сельской общины, объединявшей малые семьи и хозяйствующей в основном на полевых землях с применением трехпольного севооборота [ 6 , с.31] .

Деревня, в течение всего рассматриваемого периода, это не просто группа домов и хозяйственных построек – это целый комплекс тяготеющих к ней угодий, находящихся как в личном, так и в общественном пользовании жителей данного поселения. Старопахотные земли, т.е. те, которые обрабатывались крестьянами нескольких поколений, а так же приусадебные участки сравнительно рано перешли в распоряжение отдельных хозяев–общинников [ 1 , с.53] . В общем владении крестьян–однодеревцев находились лесные, сенокосные, рыбные и охотничьи угодья, т.е. те угодья, которые требовали приложения сил большого коллектива. Уже на первом этапе освоения края возникает сложная система взаимоотношений и между деревнями, угодья которых соприкасаются, и между отдельными дворохозяевами, владевшими соседствующими наделами, и между отдельными членами семей за право наследования земли.

Вопросы владения землей, местами промыслов, наследования и раздела имущества, вопросы этического плана, т.е. проблемы повседневного, «внутреннего» порядка постоянно возникали перед крестьянами переселенцами и требовали выработки определенных правовых норм, что и явилось одной из причин формирования структуры поземельной сельской общины. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Удаленность от метрополии (Великого Новгорода) сказалось на особенности экономической зависимости северной деревни. Имеется ввиду полное господство оброка (первоначально натурального, затем – денежного) и отсутствие «барской запашки», т.е. необходимости работать на барской земле, на феодала. Заинтересованные, в основном, в получении постоянного дохода со своих земель, новгородские феодалы, создав систему поземельного налогообложения крестьян (т.е. взимания налогов с владельцев земельных участков), редко появлялись в своих вотчинах, посылая для сбора податей в определенное время своих представителей в центры боярщин – так называемые деревни Большого Двора. В этих поселениях так же проходило отправление правосудия (судебные функции в волостях светских новгородских феодалов выполняли старосты волостей, являясь судом первой инстанции) [ 8 , с.61] . Взимание налогов происходило не с каждого отдельного хозяйства, а с целой волости – «боярщины», и у крестьян очень рано возникла необходимость формирования своего института, регулирующего внутри крестьянского общества правильность сбора и раскладки податей. Тем самым причины, которые привели к формированию института северной крестьянской общины можно условно разделить на две категории. К первой относятся вопросы внутренней крестьянской жизни, проблемы, связанные с выработкой норм «общежительства» для крестьян–соседей, будь то соседи по деревне или по волости, а ко второй категории относятся вопросы взаимодействия крестьян – общинников с феодальным государством.

Правовые нормы, которые вырабатывались на основе повседневного опыта, не были закреплены законодательно и получили в исторической литературе название «обычное право». Впоследствии, государственные чиновники в значительной степени воспользовались вековым порядком крестьянской жизни при выработке соответствующих законодательных актов. Точного времени образования системы выборных должностей крестьянских миров соседских общин, отвечающих за те или иные вопросы крестьянской жизни, определить трудно, однако в XVI веке, в момент земской реформы Ивана Грозного, она уже существовала и руководила всем внутренним укладом общины.

Круг вопросов, который решался внутри общины, будь то община одной деревни или целой волости, был достаточно широк и разнообразен. В первую очередь это вопросы правильной раскладки налогов по хозяйствам, вопросы наследования земель. Так, например, в том случае, если наследственные участки (старопахотные земли и приусадебные участки) становились «выморочными», т.е. запустевшими в связи со смертью хозяев, право распоряжаться ими переходило к общине. Она могла их передать другому хозяину или пустить на общее пользование («а пашут всей волостью, наездом»). Ввиду того, что до каждой новой переписи хозяйств размер взимаемого налога с волости оставался постоянным, крестьянский мир, естественно, был заинтересован в полном использовании земель, и оставшиеся без хозяев участки пустовали редко.

Помимо деревни существовали и другие формы поселений: «починок» и «пустошь». Починок -поселение, возникшее между двумя переписями и не положенное еще в тягло. Как правило, земля его обрабатывалась на «льготе», т.е. налоги еще не взимались. Пустошь – это заброшенное поселение. В случае если хозяева земли отсутствовали, община стремилась найти новых, однако права их ограничивались только арендой земли, без наследования, до возвращения хозяина участка или отыскания наследников.

В новгородское время в общинном пользовании находились также сенокосы, рыбные тони и охотничьи угодья. Следует уточнить, что в общинном владении находились только естественные сенокосы, а так называемые «пожни», то есть участки освобожденные от леса самим крестьянином, входили в состав крестьянского надела в качестве наследственного участка. Для таких районов как Заонежье, наиболее распространены именно росчистные, т.е. наследственные сенокосы. Разработка новых сенокосных угодий или поднятие старых заброшенных поощрялось общиной. Такие угодья давались крестьянам на несколько лет без несения с них повинностей и только потом определялись в тягло. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Читайте так же:  Пособие по безработице в 2020 году. Размер пособия по безработице 2020 в перми

Функции общины как регулятора хозяйственной жизни ярко проявляются в отношении таких угодий как выпасы для скота. Обычно скот, принадлежавший крестьянам, пасся сообща, в определенном месте, которое называлось «поскотина». Это место и проход до него через крестьянские поля обязательно огораживались. Содержание поскотин и их огораживание осуществлялось сообща, всей общиной. Обычно при трехпольном севообороте после снятия урожая снимались изгороди с полей и на них запускали скот, т.е. поле превращалось в своеобразную поскотину, поэтому определение сроков жатвы, одновременной для всех, и запуска скота было делом общины.

Община устанавливала и регулировала контроль над использованием рыбных угодий. Рыбная ловля, как и другие промыслы, требовала для своего осуществления создания определенного коллектива – артели. Каждая артель имела право ловли на определенной территории, закрепленной в налоговых документах (в XV – пер. пол. XVII вв. это были Писцовые книги) и платящая с этого оброк. В тех случаях, когда участок ловли принадлежал нескольким группам ловцов, устанавливалась очередность, за исполнением условий которой следила община.

Сведений о крестьянской общине в новгородский период немного, однако, именно в этот время сложился тот круг вопросов, которым ведали крестьянские миры и впоследствии.

2. Крестьянская община в период Московского государства (XVI-XVII вв.).

Следующий этап развития сельской поземельной общины относится ко времени Московского государства. Присоединение бывших Новгородских владений к Москве, включение данной территории в состав централизованного государства повлекло за собой смену верховного владетеля земель: после присоединения Новгорода к Москве все земли новгородских бояр и в значительной части монастырские и церковные земли были конфискованы в пользу казны. Верховным владетелем этой категории земель считался Московский великий князь, а затем – царь. «В Заонежье они не пошли в поместную раздачу. земли в Заонежье стали государственными оброчными» [ 1 , с.272] . Здесь было сформировано тягловое сословие так называемых «черносошных» крестьян, получивших свое название от податной единицы – «сохи». На протяжении XVI–XVII вв. прослеживается четкая политика правительства на ограничение, а потом и запрещение всяких поземельных операций крестьян, что приводит к оформлению крепости крестьян к земле, невозможности покинуть свой надел. В этот период на территории северных регионов России, в отличие от многих других, наибольшее распространение также получила не барщинная, а оброчная система повинностей. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В середине XVI в. в России формируется институт сословно–представительной монархии, и на Севере России большое распространение получает земское самоуправление, основанное в какой–то степени на старых традициях крестьянской общины. Постепенно заменяется основа налогообложения. Теперь она учитывает не только обеспечение крестьян землей, но и трудоспособность крестьянского двора. Внутри деревни сами крестьяне определяли долю каждого двора по принципу: «по силе и тягло». Тем самым видно, что по-прежнему община ведала за раскладкой налогов. Как и раньше крестьянская община следила за правильностью использования общинных угодий, собирала налоги. Судебные функции, которые в новгородское время в основном лежали на выборных общинных судейках, постепенно переходят в руки представителей верховной власти. Устройство крестьянской общины, ее функционирование прекрасно представлено историком М.М.Богословским: «…значительное количество деревенских союзов совпадало с семейными, другие представляли складнические группы, совпадавшие с угодьями. На народном языке такой союз носит название «мир». Для осуществления своих целей, потребностей он обладает системой органов самоуправления, одни из которых служат выразителями воли мира, а другие – исполнителями этой воли… В миру осуществляются хозяйственные интересы, удовлетворение которых было не под силу отдельному человеку. Но мир не только обладатель разного рода прав; по народным воззрениям он является хранителем права, которым преимущественно жило общество Древней Руси. Мир является свидетелем всякого рода частных сделок и публичных актов, представители мира, «добрые люди», участвуют в судебных заседаниях. к миру обращаются в случаях нарушения права. Мир заботится об удовлетворении духовных интересов своих членов. Совпадая с религиозной общиной, он сооружает и поддерживает церковь, приглашает священнослужителей, содержит при церкви благотворительные сооружения. Мир является блюстителем нравственности, он следит за поведением каждого члена. Государство пользовалось складывавшейся помимо него мирской организацией, приспосабливая ее для своих целей. Военную оборону оно всецело берет в свои руки. Судебную и финансовую (т.е. взимание налогов – С.В.) функции государство в значительной мере предоставляет обществу, сохраняя за собой только высшее общее руководство и контроль. Отправление той и другой функции возлагается на миры…» [ 4 , с.192–198] .

Как уже отмечалось деревенский общинный союз – это в первую очередь хозяйственное объединение совладельцев различными угодьями. Сама система обложения, осуществлявшаяся по погостам, заставляла крестьянскую общину строго следить за характером использования земель, не допускать их запустения, ибо размер податей с запустевших по той или иной причине земель до составления нового письма ложился на остальных членов общины: «…Обязанность подыскать нового платежеспособного владельца и сдать ему участок ложился в подобных случаях на мир. Мир мог сдавать опустевший участок в постоянное владение, а так же во временное пользование» [ 11 , с.331] . Хотя община по–прежнему давала льготы на разработку новых участков, как это было в Новгородское время, однако в XVI в. уже считалось, что занять пустые участки можно только с разрешения государства. Не менее важной проблемой, чем вопросы землеустройства, и в этот период были вопросы землепользования. Эта функция общины приобретала особую значимость в условиях уже преобладающего трехпольного севооборота. Община устанавливала, по-прежнему одинаковые сроки высева и снятия урожая, внедряла принудительные и одинаковые севообороты, определяла одновременное использование полей под выпас скота после снятия урожая.

Для отправлений функций крестьянского мира создавалась сложная система выборных органов, от самых низших, т.е. представителей отдельных деревень, до высших, т.е. представителей крупных волостных мирских организаций. Система выборных должностей крестьянских миров, безусловно, начала складываться еще в новгородский период, но только в XVI – XVII вв., в период расцвета земского, крестьянского самоуправления, она получила окончательное оформление. Деревенский мир выбирал своих должностных людей. Участвовали в этих выборах все дворохозяева данного поселения. Для избрания выборных должностей для волости или погоста в каждом поселение выбирали представителей – «добрых людей», которые выражали интересы одной деревни или волости. «Органом северного мира, выразителем его воли служил мирской сход. В качестве «мира» выступает каждый церковный приход, на своем сходе он избирает церковного старосту, приглашает причт к церкви и вообще распоряжается церковными делами с их хозяйственной стороны.» [ 4 , с.205] . На сходе избиралось главное лицо мирского земского самоуправления – староста. Староста избирался сроком на один год, и впоследствии крестьянский мир строго следил, чтобы сроки полномочий не продлевались, ибо считалось, что увеличение данного срока ведет к злоупотреблениям. В обязанности волостных старост входил сбор и раскладка податей, а так же передача их правительственным органам. Деревенские старосты следили за правильностью налогообложения на местах. Так же в функции старост входило наблюдение за правопорядком и пресечение его нарушений. «…За исправный сбор податей староста отвечал собственным «животом», а поэтому предписывалось и выбирать в старосты людей «прожиточных». Если за старостой числились недоимки, которые ему не удавалось собрать с плательщиков, на уплату поступало его имущество…» [ 11 , с.328–329] .

В ведение мирских организаций, как уже отмечалось, входили и судебные функции. Для разбора судебных дел в первой инстанции (т.е. сбор сведений о преступлении, опрос свидетелей, обыски, задержание подозреваемых) избирался земской судейка, а если его не было, эти функции выполнял староста.

Крестьянская мирская организация постоянно контролировала своих избранников, которые по наиболее сложным вопросам обязаны были советоваться со своими избирателями. Одновременно мир должен был всячески содействовать своим представителям. Содержание выборных земских представителей возлагалось на крестьянские миры. Сюда входили и средства, необходимые для отвоза податей в Москву. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

«. Местом волостного схода на севере бывала очень часто трапеза той церкви, которая служила центральным храмом волости. Там совершались обыкновенно разного рода публичные акты, как например, судебные заседания, обнародование царских указов и распоряжений местной правительственной власти, опрос крестьян под присягой при повальных обысках, иногда – прием податей и заключение разного рода частных сделок, которые и писались церковным дьячком -письмоводителем мирского схода. В ней же собирались и праздничные собрания, сопровождавшиеся питьем общественного «молебного пива», т.н. братчины, остаток древних языческих богослужебных сборищ, держащийся на севере во многих местах и до наших дней…» [ 4 , с.205] .

Представители волостей–погостов собирались для решения вопросов всего уезда на так называемый «всеуездный совет». Обыкновенно на съезд от волости являлся один представитель – староста, но иногда посылали и несколько представителей.

Со второй половины XVII в. область действия органов земского самоуправления значительно суживается. В уезды стали назначать воевод, в задачи которых входил финансовый контроль над поступлением налогов. Воеводы производили учет количества земли и доходности участков всех хозяйств. Хотя сборы налогов по–прежнему производили старосты, но надзор за ними осуществлял уже воевода. Во второй половине XVII в., когда в России формируется институт абсолютной монархии, происходят значительные изменения и в положении крестьянства. Крестьянство центра России оказалось окончательно закрепощенным. Северное крестьянство становится все более экономически зависимым, что выражается в первую очередь в прикреплении дворохозяев к своим наделам, в этот период, в частности, запрещаются все поземельные сделки даже между крестьянами. Правительство приказывало сыскивать и возвращать на свои участки крестьян продавших или сдавших их в аренду, что ранее не практиковалось. В течении XVII в. происходила смена налогообложения – поземельный налог постепенно был заменен подворным. Так, если ранее подати взимались только с владельцев земли, то теперь они распространились на всех владельцев домов, что привело к включению в налогообложение таких категорий крестьян как «бобыли» и «половники», которые имели свои дома, но не имели участков земли. Первые жили в основном за счет промысловой и ремесленной деятельности, а вторые обрабатывали чужие участки за половину урожая. Раньше эти социальные группы не входили в состав сельский общины, теперь же они стали членами крестьянских миров, и поэтому миры должны были нести ответственность за них как за налогоплательщиков.

Таким образом, в течение XVII в. крестьянская поземельная община постепенно теряет самоуправление, которое заменяется государственными органами. Решение части поземельных вопросов, в частности наследования, перераспределения участков внутри общинной земли остается в ведении общинных выборных органов, однако раскладка налогов, которая ранее учитывала «прожиточность» двора, становится все более фиксированной, что окончательно утвердилось с введением при Петре I единого подушного налога.

3. Крестьянская община в период абсолютной монархии (XVIII-пер пол. XIX вв.).

Сословные реформы Петра I сильно повлияли на дальнейшую судьбу черносошного крестьянства Русского Севера: «…Указами Петра I из остатков незакрепощенного земледельческого населения было оформлено особое податное сословие – государственные крестьяне, включившее черносошных крестьян северных уездов… В 60-х годах XVIII в., после секуляризации монастырских и церковных вотчин, бывшие монастырские крестьяне стали называться экономическими, которых с 1786 года стали учитывать в составе государственных крестьян.» [ 10 , с.43] .

В 1718 г. была произведена всеобщая перепись (первая ревизия) с целью выяснения количественного и качественного состава крестьянских и посадских дворов. Таким образом, началась подготовка к еще одной важной реформе петровского времени – замене подворного обложения податного населения – подушным, за счет чего в состав тяглового сословия включались уже все мужское население независимо от степени экономического положения. Петровские реформы привели к значительному ограничению свободы лично независимых северных крестьян, которое выразилось в следующем: «. ограничения в передвижении по стране, ограничения свободы выбора занятий, ограничения перехода из одного «чина» в другой…» [ 2 , с.185] . Так, например, для перехода в городское сословие «. крестьянин должен был представить начальству увольнительное свидетельство от сельского общества [мира] и «ручательную подписку» от родственников или земляков в том, что земельный участок этого крестьянина не останется «впусте» и не будет недоимки по податям, а так же по заводским и рекрутским повинностям…» [ 10 , с.211] .

Постепенно у общины отбираются все ее элементы самоуправления. Свободное обращение с землей запрещается правительственными указами. Фиксированный крестьянский надел, который был узаконен Генеральным межеванием XVIII в., позволял увеличить свой участок только за счет земли общинного резерва, состоявшего из запустевших по той или иной причине участков. Подсечные участки продолжали существовать, однако официально разработка подсеки была запрещена государством. Судебные функции окончательно переходят в руки правительства, за крестьянскими мирами остается достаточно сомнительная функция сбора налогов. При унифицированном подушном налоге крестьянский мир выполняет только полицейско–фискальную функцию надсмотра за правильностью сбора налога.

В XVIII в., после губернской реформы, была образована Олонецкая губерния. Особенностью экономического и социального положения олонецких крестьян в XVIII–первой половине XIX вв. являлось введение для них дополнительной государственной повинности – отработок на основанных в это время металлургических и горнодобывающих мануфактурах. Именно в этот период оформляется институт «приписных» крестьян, значительно отличавшихся и в экономическом и в правовом плане от общей массы государственных крестьян. В 1694 г. к Заонежским заводам Бутенанта правительство приказало приписать 1197 крестьянских и бобыльских дворов (около 6 тысяч мужских ревизских душ) Кижского погоста [ 3 , с.3] . Крестьяне в первый период создания заводов должны были лично являться на заводы для отбывания повинностей. Постепенно заводские отработки во второй четверти XIX в. заменяются денежным налогом.

В это время органы мирского общинного самоуправления были сохранены, но права их урезаны до минимума. Во главе общины по-прежнему стоял староста, который, наряду с другими выборными должностями, все так же избирался на сходах. В 1771 г. предписывалось созывать общие сходы только для избрания сельской администрации и объявления о разверстке податей и натуральных повинностей, а все остальные дела «должны были исправлять старосты с выборными людьми.». После избрания на сходе староста утверждался администрацией Петровских заводов и получал «наказ», где перечислялись его обязанности. Выборы старосты проходили в присутствии и под большим давлением представителей заводского управления. Главная задача сельской администрации заключалась в принуждении крестьян к выполнению заводских и других повинностей, а так же чисто полицейские обязанности – задержание беглых, беспаспортных и т.д. В ее же обязанности входило производить первый разбор крестьянских тяжб о земельных участках и по всем мелким преступлениям. Содержание сельской администрации лежало на самих крестьянах. Раскладка и сбор податей формально находились в ведении сельского мира, но фактически этим тоже занималась заводская администрация. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

С созданием регулярной армии в ведение сельской администрации, в частности, старост, вошло составление посемейных списков очередности отбывания рекрутчины и сами рекрутские наборы.

В волостном правлении выдавались также паспорта на отлучку из деревни. При получении паспорта крестьяне должны были являться в канцелярию Олонецких Петровских заводов с «доношением» от старосты. В доношении удостоверялось, что предъявитель его в рекрутских списках не значится, недоимок за ним нет (или за выполнение заводских и других повинностей имеет поручателей) [ 3 , с.173–176] .

Таким образом, крестьянская поземельная община сформировалась стихийно из необходимости решения повседневных проблем обычной жизни. Она прошла долгий путь, в начале которого -становление и выработка норм обычного права, которыми всегда руководствовались в дальнейшем, а затем – формирование мощного института выборных должностей и традиций самоуправления. Однако постепенно община превращается в полуфискальный орган государственного аппарата. В XVI в. государство, воспользовавшись этим естественным процессом, придало общинной структуре статус государственного института. Впоследствии, с развитием всей системы государственной власти, решение многих проблем, которые входили в ведение общинной организации, в первую очередь, те, что были связаны с поземельными отношениями, переходят в компетенцию соответствующих правительственных органов. За крестьянскими мирами остается только право контроля.

Читайте так же:  Куда написать жалобу на МТС недовольному обслуживанием клиенту. Куда пожаловаться мтс

4. Мирские выборные должности в XVIII-первой половины XIX вв. [ 9 , с.13-21] .

Сотский. Обеспечение фиска и повинностей. Производил раскладку податей по душам в соответствии с тяглом. Механизм раскладки был уже отработан, а задача сотского состояла в том, чтобы пустить ее в ход. Он нес личную ответственность за поставку рекрутов. Доставка рекрутов на сборные пункты тоже осуществлялась сотским. Он должен был следить и за состоянием проходивших по волости дорог, содержать в порядке перевозы, выделять транспорт для проезжающих должностных лиц. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Хозяйственно–попечительские обязанности. Как глава мирского самоуправления, сотский был обязан заботиться о хлебном магазине, сохранении неприкосновенного фонда семян и о помощи голодающим по причине недорода или природных бедствий. Власти позволяли открыть неприкосновенные запасы только при наличии уважительных причин и мирского приговора.

Информативно–просветительские обязанности. Сотский был обязан систематически информировать уездную администрацию о состоянии дел в волости. От него запрашивали сведения об урожае хлебов, о местных промыслах, о рыбных ловлях, сенокосах, о посевах и пр. На его имя приходили все правительственные указы. Сотский собирал всеобщие [валовые] и неполные сходы. Он был представителем мира во всех «внешних» связях и во всех государственных органах.

Полицейско–судебные обязанности. Разбирал мелкие ссоры и земельные конфликты, проводил предварительный сыск по случаю обнаружения мертвого тела или «блудного дела» и т.д. В его адрес шел поток указов и распоряжений о сыске беглых крестьян и рекрутов, о розыске «смертоубийц», должников, ушедших без паспортов. Он производил арест по указу местной администрации.

Староста. До изменений 80-х годов XVIII в., во главе волостного и мирского самоуправления стояли не сотские, а старосты. В этом случае они выполняли те же обязанности, что перечислены выше. В ходе реализации екатерининской губернской реформы должность старосты вводится в обязательном порядке. Старосте предназначались хозяйственные, попечительские, общерегулирующие функции, сотскому – полицейско–фискальные

Сборщик. Собирал не только государственные, но и внутримирские сборы, осуществлял межволостные расчеты. Вместе со старостой отвечал за сохранение и отправку денежных сумм в соответствующие государственные учреждения. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Выборный. Собирательное наименование основных лиц мирского управления. Рекомендовалось в каждой волости (или в каждом мире) на 500 душ иметь выборного в помощь старосте. Закон определял главной задачей выборных работу по раскладке податей. На самом деле выборные становятся своего рода обязательной коллегией при старосте. Их подписи стоят под всеми приговорами.

Рекрутский голова (целовальник). Появившись в петровские времена, эта должность вскоре заняла видное место в мирском самоуправлении. Рекрутский голова был обязан на основании имеющихся очередей производить отбор кандидатов в рекруты, а так же следить за своевременным обновлением самих очередей, представлять их в казенную палату (отметим, что окончательное назначение рекрута проводилось не решением рекрутского головы, а мирским сходом). Ближайшими помощниками рекрутского головы были рекрутские отдатчики, в задачу которых входила своевременная доставка рекрутов на сборный пункт вместе с необходимым провиантом, мундиром и денежным жалованием, а так же получение соответствующей квитанции.

Церковные старосты. До конца XVII в. полное заведование церковно- хозяйственными делами в приходе поручалось церковному старосте. Если в волости было несколько приходов, то соответственно увеличивалось и количество церковных старост. В первые десятилетия XVIII в. церковные старосты в главных направлениях своей деятельности сохраняли прежние полномочия: были организаторами выборов священников, дьячков, пономарей, участвовали в назначении просвирниц. В тоже время они вели учет денежным, хлебным и иным поступлениям, а так же их расходованию. С согласия мира церковного старосты церковные земли передавали в аренду желающим. Однако в дальнейшем эти действия все больше следовало согласовывать с приходским священником, а по ряду вопросов – и с архиереем. Кандидатуры церковных старост стали утверждаться волей архиепископа, их деятельность подвергалась ревизиям со стороны духовных консисторий, в практику вошли описи церковного имущества. Престиж и влияние этой должности стала определять не возможность распоряжаться казной, общинной землей, хлебом и т.п., а, главным образом, близость к храму как к духовно–религиозному центру крестьянской округи.

Десятский. Так назывались ответственные лица в «десятках» (условное название самых малых подразделений сельского мира, нередко состоящих из одной деревни). Десятский избирался на один год и работал в непосредственной связи со старостой и под его руководством. Он представлял свою деревню или округу в общих мирских и волостных делах, а также зачастую проводил деревенские сходы.

Использованная литература:

  • Аграрная история северо–запада России в 3-х томах. Л., 1971.
  • Анисимов Е.В. Податная реформа Петра 1. Л., 1972.
  • Балагуров Я.А. Приписные крестьяне Карелии в 18–19 вв. Петрозаводск, 1962.
  • Богословский М. Земское самоуправление на Русском Севере в 17 веке. М., 1909.
  • Витов М.В. Историко–географические очерки Заонежья 16–17 веков. М., 1962.
  • Власова И.В. Традиции крестьянского землепользования в Поморье и Западной Сибири в 17–18 вв. М., 1984.
  • Дегтярев А.Я. Русская деревня в 16–18 вв. Очерки истории сельского расселения. Л., 1980.
  • История государства и права СССР. М., 1985.
  • Камкин А.В. Общественная жизнь северной деревни 18 века (пути и формы крестьянского общественного служения). Вологда, 1990.
  • Колесников П.А. Северная деревня в 15 – первой половине 19 вв. Вологда, 1976.
  • Мюллер Р.Б. Карелия в 17 веке. Сборник документов. Петрозаводск, 1940.
  • Основная рекомендуемая литература:

    1. Балагуров А.Я. Приписные крестьяне Карелии в XVIII–XIX веках. Петрозаводск, 1962.
    2. Дегтярев А.Я. Русская деревня в 16–18 веках. Очерки сельского расселения. Л., 1980.
    3. Мюллер Р.Б. Очерки по истории Карелии 16–18 веков. Петрозаводск, 1947.
    4. // Традиционная культура русских Заонежья
      Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2018. 178 с.

      Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

      Как собирали налоги, когда не было бумажных денег


      Действующие лица

      Княгиня Ольга
      в 946 г. перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом исключались постоянные походы князя с дружиною за данью, во время одного из которых погиб ее муж. Дань собирали раз в год и в специальных местах — «погостах», которые становились центрами местной меновой торговли.

      Налоговая история России началась одновременно с формированием Древнерусского государства. Одним из самых ярких эпизодов первоначальной истории была так называемая «налоговая реформа» княгини Ольги — эту реформу красочно и подробно описывают, при этом о ней неизвестно почти никаких фактов.В «Повести временных лет» есть одна строчка под 946 годом о том, как Ольга с сыном и с дружиной шла по Древлянской земле и устанавливала уставы и уроки.

      Российский археолог и исследователь Борис Рыбаков предложил свое объяснение этого эпизода, сконструировав налоговую реформу. Именно благодаря его работе мы знаем, что Ольга определила размеры налогов и установила погосты, то есть специальные места, куда свозили собранные налоги; что погосты наверняка охранялись, и т. д. Сложно сказать, насколько Рыбаков был далек или близок к реальности, но именно его версия событий стала самой популярной.

      Ученым немного известно об этом периоде, однако по некоторым вопросам историки достигли согласия. Основным налогом была дань, которую князья время от времени взимали с покоренного населения. Постепенно дань превратилась в постоянную выплату. Ее собирали уже не князь с дружиной, а специальные сборщики. Налоги выплачивали товарами: от продуктов и фуража до ценных товаров, которые использовали в международной торговле, таких, как мед, воск, пушнина. Все эти сборы уходили непосредственно князю в Киев. Государство развивалось и все более эффективно изымало ресурсы у населения. Позже часть налогов направили на содержание должностных лиц, тех же сборщиков. Другую часть по-прежнему отправляли в центр. Иногда взимали чрезвычайные налоги, но сама система стала относительно постоянной и предсказуемой.

      Монголо-татарское иго и налоги

      Монголо-татарское нашествие 1237-1240 годов повлияло на развитие налоговой системы Руси. Однако историки расходятся в оценке силы этого влияния. Во-первых, нет единой точки зрения, насколько обременительны были налоги. Во-вторых, неизвестно, насколько велика была действительная роль сборщиков Золотой Орды.

      Именно с монголо-татарским нашествием связана первая перепись населения на Руси. В 1257 году на территории государства появился монгольский численник Берке. Однако считал он не людей — для обложения данью подсчитывали дома или «дымы». После переписи на Руси ввели общеимперскую налоговую систему, которая действовала на всех территориях, находившихся под контролем Орды. Ее разработали на основе опыта китайских империй. Единицей налогообложения в ней было крестьянское хозяйство. Десять крестьянских хозяйств объединяли под контролем десятника, а далее эта простая система росла — сотня, тысяча, тьма или десять тысяч. Соответственно контролировали сборы десятники, сотники и тысячники. Во главе тьмы ставили баскака. Это были особые чиновники, которые отвечали за порядок и дисциплину, поэтому у каждого баскака были отряды войск, в которых служили в том числе и русские солдаты.

      Сцена сбора дани из Радзивиловской летописи (начало XIII века)

      Это «Повесть временных лет», продолженная ежегодными записями до 1206 года. Содержит 617 миниатюр, сюжеты которых дают представление о быте Древней Руси: батальные сцены, крестьянские восстания, народные праздники, бытовые сцены, конкретные исторические эпизоды.

      Структура налогов, которые выплачивала Русь, была продуманной и разнообразной. Изначально монголы требовали платить десятую часть «со всего», включая людей. Таким образом, в армии Золотой Орды служило 10 % мужского населения Руси. Позже десятину упорядочили, дань стали выплачивать с ежегодного урожая или серебром, или оговоренными товарами. Например, Новгород платил шкурами черных куниц.

      Система налогообложения была гибкой, она менялась, и достаточно быстро сбором налогов стали заниматься русские князья. Они несли ответственность перед ханом за своевременную уплату, поэтому именно князья с дружиной наводили порядок в случае неповиновения. Это ставит под сомнение роль чиновников Золотой Орды. Подобную систему назвали откупом: конечному получателю налогов гарантированно отдавали требуемую сумму, при этом откупщики самостоятельно определяли размер собираемых налогов. Таким образом, с высокой вероятностью русские князья собирали больше средств, чем уплачивали хану.

      Подробности

      Сколько Русь платила Золотой Орде?

      Захваченные Батыем русские земли были достаточно скромным трофеем на фоне прочих завоеваний. По подсчетам историков, вся Северо-Восточная Русь платила Орде около 12 тысяч или 4,5 тонны серебра. Завоеванная монгольским войском китайская империя Сун уплачивала дань размером в 7,5 тонн серебра.

      Известны точные размеры дани с некоторых северо-восточных территорий. Московское княжество платило дань размером 1 280 рублей. Нижегородско-Суздальское княжество выплачивало 1 500 рублей. Город Гали, центр довольно крупного княжества, платил 525 рублей. Коломна с окрестностями — 342 рубля. Звенигород выплачивал 272 рубля, а Дмитров — 111. Для сравнения: один торговый город Хаджитархан приносил Золотой Орде 1 800 рублей налогов ежегодно.

      Введение подушной подати

      Налоги в телегах, мешках и бочках

      Подушная подать собиралась с душ мужского пола вне зависимости от возраста. В переписи учитывали всех мужчин — и новорожденных младенцев, и глубоких стариков. Община выплачивала деньги за всех, самостоятельно распределяя сумму среди плательщиков. Полностью собранный налог или его часть отвозили в ближайший центр кто-то из выборных крестьян и один-два сопровождающих. Деньги на проезд, питание и постой брали из так называемой мирской суммы. Ее крестьяне самостоятельно собирали помимо всех обязательных платежей и тратили на нужды общины. Чиновники не имели права ездить по деревням, пока не было недоимки. Они могли только получить деньги, пересчитать их, убрать в сундук и выдать крестьянину расписку о получении денег. Фактически государство перекладывало свои обязанности по сбору налогов на население.

      После окончания сборов деньги складывали в мешки, запечатывали печатью, а мешки убирали в бочки. В одной бочке по закону могло быть не больше 50 кг монет, чтобы их можно было легко вынести при пожаре. Запечатанные бочки развозили по местам назначения. В основном налоги направляли на содержание полков. Собранные средства не отправляли в центр просто потому, что это было дорого и долго. Во второй четверти XVIII века сумма прямых налогов составляла 4 млн рублей, приблизительно столько же собиралось косвенных налогов.

      Однако налоги почти не собирали серебряными монетами, потому что серебро было труднодоступным металлом. Люди расплачивались медью. Тысяча рублей равнялась примерно тонне медных монет, и это увеличивало количество бочек в десятки раз. Чтобы переправить хотя бы две тысячи бочек через всю страну в центр, требовались огромные средства на телеги, лошадей и сопровождающих. При этом хранить такое количество бочек все равно было негде. Речь идет только о монетах, но надо иметь в виду, что часть налогов собирали в натуральной форме: мешки зерна, мех и т. п. Все это невозможно было свезти в центр, а затем распределять по регионам. Поэтому в государстве не существовало централизованного бюджета.

      В одной бочке по закону могло быть не больше 50 кг монет, чтобы их можно было легко вынести при пожаре.

      В одну такую бочку входило примерно 2 000 рублей серебряными монетами. Серебро на Руси не добывали, поэтому серебряных монет было мало.

      В основном налоги собирались медью. Чтобы «упаковать» тысячу рублей медью в бочки требовалось 20 бочек. Если учесть, что в о второй четверти XVIII века сумма прямых налогов составляла 4 млн рублей, приблизительно столько же собиралось косвенных налогов, то можно представить масштабы тогдашних денежных грузоперевозок.

      Факты

      Нападение на казну

      В декабре 1740 года при перевозе подушных денег под конвоем из Вяземской воеводской канцелярии в Смоленскую губернскую канцелярию похитили три тысячи рублей. Налоги перевозили под конвоем капрала и двух солдат. Они выпили по дороге и не уследили за деньгами казны. Максим Рубцов и Федот Мочаев — разбойники, которые украли деньги,— спрятали их в соседнем селе, в доме крестьянина Анания Ильина и его жены. После ухода воров крестьяне перепрятали деньги в сугроб. Там их и нашли. Крестьяне не успели много потратить, потому что такие суммы было просто негде тратить, не вызывая подозрений. После суда разбойников повесили на том же месте, «где они учинили разбой». Солдат за пьянство и отлучку наказали батогами, крестьянина с женой высекли кнутом. Капралу «за слабою его команду и за отлучку от денежной казны и за пьянство учинена политическая смерть бив кнутом и вырезав ноздри послан . в Оренбург».

      Почему государство не знало, сколько у него денег?

      Детали

      Трудности бухучета

      После вступления Екатерины II на престол Сенат представил ей генеральный счет обо всех доходах в империи. Согласно отчету, эта сумма едва достигала 16 млн рублей. Императрица обратилась к Александру Вяземскому, следившему за расходованием средств, и к Алексею Мельгунову, президенту камер-коллегии, которая заведовала казенными сборами. Екатерина попросила их оценить, каков реальный доход государства. Вяземскому и Мельгунову потребовалось несколько лет и многократные переписки с губернаторами, чтобы выяснить, что доходы достигают 28 млн рублей. При этом они не были уверены, все ли доходы учтены.

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *