Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Текст научной статьи по специальности — Право. Федеральный закон о наделении органов местного самоуправления полномочиями

Май 24, 2019 Публикации

Содержание:

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузовкин Денис Вячеславович

Автор представляет анализ правового института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями . Отдельное внимание уделено требованиям, которым должно соответствовать региональное законодательство о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузовкин Денис Вячеславович

The empowerment of local governments with separate state powers

Текст научной работы на тему «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»

?социально-экономические проблемы российского государства

наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Автор представляет анализ правового института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Отдельное внимание уделено требованиям, которым должно соответствовать региональное законодательство о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, отдельные государственные полномочия, разграничение государственных полномочий

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 4 (25). С. 36-43.

Институт наделения органов местного самоуправления (ОМСУ) отдельными государственными полномочиями обусловлен необходимостью эффективно перераспределять функциональную нагрузку между различными частями государственного механизма. Передача ряда государственных функций на местный уровень обеспечивает возможность наиболее эффективного достижения поставленных целей. Это позволяет экономить средства, которые должны быть затрачены на создание соответствующих территориальных структурных подразделений государственных органов и, кроме того, призвано улучшить качество обслуживания населения. Европейская хартия местного самоуправления в ст. 4 требует, чтобы при делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти ОМСУ должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям.

Российский закон о местном самоуправлении в главе 4 достаточно подробно регулирует процесс передачи отдельных государственных

Кузовкин денис Вячеславович — кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Международного института экономики и права (филиал в Омске).

Адрес для корреспонденции: [email protected]

полномочий на муниципальный уровень, поскольку пробелы регулирования в этом вопросе способны существенным образом нарушить право населения на осуществление местного самоуправления.

Законодатель предусмотрел ряд жестких требований, касающихся процедуры передачи полномочий.

Наделение ОМСУ отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами субъектов РФ. Наделение ОМСУ отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Отдельные государственные полномочия могут осуществляться только ОМСУ муниципальных районов или городских округов.

ОМСУ могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций, а также ОМСУ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий.

Еще ряд обязательных атрибутов устанавливается для формы закона, предусматривающего наделение ОМСУ отдельными государственными полномочиями. Такой закон должен содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, ОМСУ которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей ОМСУ, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых ОМСУ, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности ОМСУ об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления ОМСУ переданных им отдельных государственных полномочий. Рассмотрим указанные выше атрибуты законов по передаче отдельных государственных полномочий подробнее на конкретных примерах.

ОМСУ Омской области при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны:

1) отчитываться перед финансовым органом исполнительной власти Омской области о расходовании средств на реализацию переданных государственных полномочий;

2) обеспечивать условия для беспрепятственного проведения органом государственной власти Омской области проверок осуществления переданных государственных полномочий и использования средств на реализацию переданных государственных полномочий;

3) обеспечивать предоставление органам государственной власти Омской области по их письменным запросам документов и другой информации об осуществлении переданных государственных полномочий в сроки, установленные в запросах;

4) исполнять иные обязанности в соответствии с настоящим Кодексом. В этой же статье устанавливаются права и обязанности органов

государственной власти. К правам относятся:

1) устанавливать форму отчетов ОМСУ Омской области об осуществлении переданных государственных полномочий и использовании средств на реализацию переданных государственных полномочий;

2) принимать меры, направленные на возврат в установленном законодательством порядке использованных не по целевому назначению, а также не использованных в установленный срок средств, предназначенных для реализации переданных государственных полномочий.

В число обязанностей органов государственной власти входит:

1) своевременно и в полном объеме перечислять средства на реализацию переданных государственных полномочий местным бюджетам;

2) осуществлять контроль за выполнением ОМСУ Омской области переданных государственных полномочий и использованием средств на реализацию переданных государственных полномочий [1]. Для расчета нормативов расходов для определения объема субвенции по каждому муниципальному району или городскому округу в Томской области рассчитываются по формуле:

где / — конкретный муниципальный район или городской округ Томской области; Н/ — норматив расходов; ФОТ/ — годовой фонд оплаты труда работника ОМСУ /-го муниципального района; М — материальная помощь из расчета 2 оклада в год; Кк — корректирующий коэффициент, устанавливаемый законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; Кмз — коэффициент материальных затрат (1,1); Квф — коэффициент отчислений во внебюджетные фонды [2].

Как правило, субвенции тратятся на такие цели, как оплата труда работников ОМСУ; уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования и страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленных действующим законодательством; материальные затраты (расходы на оплату коммунальных услуг и услуг связи, канцелярских товаров, материалов для вычислительной и множительной техники, использованных при регулировании тарифов ОМСУ).

Для осуществления отдельных государственных полномочий ОМСУ зачастую необходимы определенные материальные ресурсы. Так, для осуществления отдельных государственных полномочий по созданию и организации функционирования информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Красноярского края на территории муниципального района передается по договорам безвозмездного пользования, заключаемым между уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса края, и соответствующим ОМСУ, электронно-вычислительная техника, оргтехника, компьютерное программное обеспечение [3].

В соответствии с порядком отчетности ОМСУ об осуществлении отдельных государственных полномочий в Кемеровской области муниципалитеты представляют в уполномоченный орган исполнительной

власти Кемеровской области в сфере архивного дела полугодовые и годовые отчеты об осуществлении отдельных государственных полномочий по форме, устанавливаемой указанным органом исполнительной власти Кемеровской области, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Кроме того ОМСУ представляют в главное финансовое управление Кемеровской области отчеты об использовании финансовых средств, переданных им для осуществления отдельных государственных полномочий, по форме, установленной главным финансовым управлением Кемеровской области, в порядке, установленном для предоставления отчетности об исполнении бюджета Кемеровской области [4].

Контроль является важной функцией обеспечения должного осуществления ОМСУ отдельных государственных полномочий. В Алтайском крае контроль за осуществлением ОМСУ государственных полномочий, а также за использованием ими переданных материальных ресурсов и финансовых средств осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и регистрации актов гражданского состояния.

Формами контроля за осуществлением ОМСУ государственных полномочий являются:

1) проведение проверок деятельности ОМСУ по осуществлению государственных полномочий;

2) истребование необходимых документов и другой информации о реализации государственных полномочий;

3) заслушивание информации должностных лиц ОМСУ о результатах осуществления государственных полномочий [5].

Закон Томской области устанавливает обычные для таких правоотношений основания для прекращения осуществления государственных полномочий ОМСУ:

а) невозможность выполнения государственных полномочий по причинам, не зависящим от ОМСУ;

б) неоднократное (два и более раза) признание судом недействительными актов ОМСУ, связанных с реализацией государственных полномочий;

в) выявление нецелевого использования денежных средств, предоставленных на осуществление государственных полномочий;

г) нарушения Конституции РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом. При прекращении осуществления ОМСУ государственных полномочий неиспользованные финансовые ресурсы подлежат возврату [6].

Передача государственных полномочий на муниципальный уровень стало весьма популярным и эффективным средством реализации таких полномочий. Прямо регламентируют передачу федеральных полномочий ОМСУ Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе».

Возможность передачи государственных полномочий предусмотрена федеральным законодательством в сферах:

¦ безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [7];

¦ использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [8];

¦ хранения, комплектования, учета и использования архивных документов [9];

¦ обеспечения граждан бесплатной юридической помощью [10];

¦ охраны здоровья [11] и др.

Как видно из приведенных выше примеров, субъекты РФ имеют обширную практику передачи государственных полномочий. В отдельных регионах передача на муниципальный уровень осуществлялась даже по полномочиям Российской Федерации, что было признано нарушением федерального законодательства и послужило основанием для уточнения порядка наделения ОМСУ отдельными государственными полномочиями [12].

Федеральным законом от 18.10.2007 № 230-ФЗ внесено дополнение в п. 7 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, в соответствии с которым полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта РФ, могут передаваться региональными законами ОМСУ только в том случае, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ.

Наиболее популярным является передача субъектами РФ муниципалитетам своих полномочий в социальной сфере, в результате чего на муниципальном уровне создаются и расширяются органы соцзащиты. Предоставленное законами право передачи полномочий позволяет избежать создания «дублирующих структур» для исполнения

отдельных государственных полномочий социального характера на региональном уровне.

Таким образом, практика наделения отдельными государственными полномочиями муниципальных образований является успешным примером правового регулирования муниципально-правовых отношений, о чем говорит популярность этого инструмента.

1. Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» // Омский вестник. 2008. № 73.

2. Закон Томской области от 18.03.2003 № 36-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Томской области отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа. » // Справочно-правовая система «Гарант».

3. Закон Красноярского края 27.12.2005 № 17-4397 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2005. № 50.

4. Закон Кемеровской области от 28.09.2005 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области по хранению, комплектованию, учету и использованию документов Архивного фонда Кемеровской области». www.kuzbassarchives.ru/o_nadelenii.html (дата обращения 10.08.2014)

5. Закон Алтайского края от 11.11.2005 № 99-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния» // Алтайская правда. 2005. 15 дек.

6. Закон Томской области от 18.03.2003 № 36-ОЗ (в ред. от 30.12.2009)

7. Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» // Российская газета. 1997. 25 июля.

8. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Российская газета. 2006. 4 дек.

9. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 27 окт.

10. Федеральный закон от 26.12.2008 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 30 дек.

11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 23 нояб.

12. Карчевская С. О наделении ОМСУ государственными полномочиями // Бюджет. 2009. № 3.

The empowerment of local governments with separate state powers

Kuzovkin Denis — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Chair of state and legal disciplines of the International Institute of Economics and Law (Omsk branch)

Address for correspondence: [email protected]

The author presents the analysis of the legal institute of the empowerment of local governments with separate state powers. Special attention is given to requirements that must comply with regional legislation on the transfer of certain state powers to local authorities.

Читайте так же:  В Госдуме предложили выплачивать отдельный маткапитал за четвертого ребенка. Положен ли материнский капитал на 4 ребенка

Key words: local government, local governments separate state powers, separation of state powers

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 4 (25). P. 36-43.

Федеральный закон о наделении органов местного самоуправления полномочиями

Глава 4. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

6.1. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

7. Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

8. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Статья 20. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

2. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

3. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

4. Федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, могут содержать положения, предусматривающие:

1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

4.1. Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

5. Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(часть пятая введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Статья 21. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

3. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений

от 23 октября 2017 года N 175/2017-ОЗ

Принят постановлением
Московской областной Думы
от 12 октября 2017 года N 16/32-П

Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по:

1) принятию решения об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, расположенного на территории муниципального района, городского округа Московской области;

2) предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;

3) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.

Статья 3

1. Органы местного самоуправления вправе:

1) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий, в том числе административные регламенты;

2) получать от Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее — уполномоченные органы) методическую и консультационную помощь по вопросам осуществления государственных полномочий;

3) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий.

2. Органы местного самоуправления обязаны:

1) представлять в уполномоченные органы документы и необходимую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;

2) обеспечивать эффективное использование субвенций, предоставленных из бюджета Московской области для осуществления государственных полномочий;

3) направлять в уполномоченные органы отчеты об использовании субвенций по формам и в сроки, установленные Правительством Московской области;

4) назначать руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования, осуществляющих деятельность в сфере градостроительства и в сфере имущественно-земельных отношений, по согласованию с уполномоченными органами, а также согласовывать с уполномоченными органами их структуру;

5) рассматривать представления уполномоченных органов в отношении руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования, осуществляющих деятельность в сфере имущественно-земельных отношений;

6) при реализации государственных полномочий, установленных настоящим Законом, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.

Статья 4

1. Уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:

1) координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;

2) устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления государственных полномочий;

3) издавать правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления;

4) давать органам местного самоуправления указания, обязательные для исполнения.

2. Уполномоченные органы обязаны оказывать методическую и консультационную помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий.

1. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, установленными настоящим Законом, сроком на один год.

2. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается законом Московской области в случае неисполнения, ненадлежащего осуществления или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления.

3. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается в случае вступления в силу федерального закона, в соответствии с которым Московская область утрачивает соответствующие государственные полномочия либо возможность наделения ими органов местного самоуправления.

1. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере имущественно-земельных отношений (далее — уполномоченный орган в сфере имущественно-земельных отношений).

2. Уполномоченный орган в сфере имущественно-земельных отношений осуществляет государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий в следующем порядке:

1) утверждает регламент проведения контрольных мероприятий (плановых и внеплановых проверок);

2) организует и проводит проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий и использованию выделенных для этих целей финансовых средств, а также осуществляет контроль за поступлением средств от продажи и использования земельных участков;

3) в случае выявления нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления государственных полномочий дает письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке;

4) запрашивает и получает в двухнедельный срок документы и другую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;

5) запрашивает у органов местного самоуправления сведения, информацию по вопросам осуществления государственных полномочий;

Читайте так же:  В Кирове предложили отменить налоговые льготы для инвалидов и ипотечников. Инвалиды льготы в кирове

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий, установленных настоящим Законом, в пределах выделенных бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области на эти цели финансовых средств.

Статья 8

1. Финансирование государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области из бюджета Московской области на соответствующий финансовый год.

2. Размер субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий определяется по формуле:

Rsi = (Rпрог.з/пл + Rпрог.м/з)Чр, где:

Rsi — размер субвенции на обеспечение государственных полномочий для i-ro муниципального образования;

Rпрог.з/пл — прогнозируемые на очередной финансовый год расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда на одного работника;

Rпрог.м/з — прогнозируемые на очередной финансовый год расходы на материальные затраты на одного работника;

Чр — численность работников, обеспечивающих исполнение государственных полномочий, рассчитанная в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Московской области.

3. Размер субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий, утверждается законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.

4. Субвенции, предоставляемые бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Статья 9

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (с изменениями на 11 октября 2020 года)

О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов
и городских округов Кировской области отдельными государственными
полномочиями Кировской области в области обращения с животными в
части организации мероприятий при осуществлении деятельности
по обращению с животными без владельцев

(с изменениями на 11 октября 2020 года)

Принят Законодательным Собранием
Кировской области 10 июня 2014 года

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

Настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области (далее — органы местного самоуправления) наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных районов и городских округов Кировской области (далее — отдельные государственные полномочия), предусмотренных пунктами 1 — 4 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ “Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Статья 2. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении отдельных государственных полномочий, осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления субвенций местным бюджетам из областного бюджета.

Объем субвенций местному бюджету из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий (далее — субвенция) определяется для каждого муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделены отдельными государственными полномочиями, при планировании соответствующих расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим Законом. Сумма указанных субвенций составляет общий объем субвенций и подлежит утверждению законом области об областном бюджете.

Материальные ресурсы органам местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий не передаются.

Статья 3. Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий

1. Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право:

1) получать методическую помощь от органов исполнительной власти Кировской области по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

2) издавать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

3) на финансовое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета;

4) дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны:

1) осуществлять отдельные государственные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кировской области;

2) вести учет и обеспечивать целевое и эффективное расходование субвенций, выделенных для осуществления отдельных государственных полномочий;

3) представлять в орган исполнительной власти Кировской области, уполномоченный в сфере ветеринарии (далее — уполномоченный орган исполнительной власти Кировской области), запрашиваемую информацию и отчеты об использовании средств областного бюджета, выделенных на осуществление отдельных государственных полномочий;

4) исполнять письменные предписания уполномоченного органа исполнительной власти Кировской области по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий;

5) выполнять при осуществлении отдельных государственных полномочий иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Кировской области.

Статья 4. Права и обязанности органов исполнительной власти Кировской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. Правительство Кировской области вправе по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти Кировской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий имеет право:

1) запрашивать и получать от органов местного самоуправления необходимую информацию и отчеты об использовании средств областного бюджета, выделенных на осуществление отдельных государственных полномочий;

1(1)) вносить в установленном порядке в ходе исполнения областного бюджета в текущем финансовом году предложения об изменении объема субвенций для муниципальных образований в случае изменения значения показателя распределения между муниципальными образованиями общего объема субвенций;

2) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Кировской области.

3. Уполномоченный орган исполнительной власти Кировской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязан:

1) оказывать методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

2) давать разъяснения органам местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

3) осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

3(1)) рассчитывать объем субвенций для каждого муниципального образования и определять общий объем субвенций в соответствии с настоящим Законом;

4) выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кировской области.

4. Уполномоченный орган исполнительной власти Кировской области осуществляет контроль за исполнением отдельных государственных полномочий путем проведения проверок, запросов необходимых документов и информации об исполнении отдельных государственных полномочий и в иных формах, установленных действующим законодательством.

В случае выявления нарушений требований действующего законодательства по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий уполномоченный орган исполнительной власти Кировской области вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления.

Статья 5. Условия и порядок прекращения осуществления отдельных государственных полномочий

1. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий прекращается по следующим основаниям:

1) в случае вступления в силу федерального закона, закона Кировской области, в связи с которым реализация отдельных государственных полномочий становится невозможной;

2) в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

3) по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Кировской области.

2. Осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления прекращается законом Кировской области.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу Закона Кировской области «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», предусматривающего соответствующее финансирование.

Врио Губернатора
Кировской области
Н.Ю.Белых

г.Киров
18 июня 2014 года
№ 416-ЗО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Кировской области «О наделении органов
местного самоуправления муниципальных районов
и городских округов Кировской области отдельными
государственными полномочиями Кировской области
по организации проведения мероприятий по
предупреждению и ликвидации болезней животных и
их лечению» (с изменениями, внесенными Законом
Кировской области от 09.11.2017 № 114-ЗО,
от 04.03.2020 № 223-ЗО, от 11.10.2020 № 302-ЗО)

МЕТОДИКА расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Кировской области по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их.

МЕТОДИКА
распределения субвенций местным бюджетам из областного
бюджета на осуществление отдельных государственных
полномочий Кировской области в области обращения с животными
в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по
обращению с животными без владельцев на территории муниципальных
районов и городских округов и порядок определения общего объема
указанных субвенций

1. Распределение субвенций местному бюджету из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных районов и городских округов (далее — субвенция) производится по формуле:

Si = (Но — Кi) + (Нс — Кi), где:

Si — объем субвенции i-му муниципальному району (городскому округу);

Но — норматив стоимости услуг по отлову и транспортировке одного животного без владельца, являющийся показателем распределения между муниципальными образованиями общего объема субвенций, устанавливаемый Правительством Кировской области при подготовке проекта закона области об областном бюджете;

Нс — норматив стоимости услуг по содержанию в приюте одного животного без владельца, являющийся показателем распределения между муниципальными образованиями общего объема субвенций, устанавливаемый Правительством Кировской области при подготовке проекта закона области об областном бюджете;

Кi — количество животных без владельцев в i-ом муниципальном образовании, которое планируется отловить за предстоящий календарный год (единиц), являющееся показателем распределения между муниципальными образованиями общего объема субвенций и представляемое в уполномоченный орган исполнительной власти Кировской области органами местного самоуправления в результате проведения на территории муниципальных районов и городских округов Кировской области рейдов по учету численности животных без владельцев.

2. Определение общего объема субвенций (Sобщ) производится по формуле:

n — количество муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделены отдельными государственными полномочиями.

О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений (с изменениями на 13 июня 2020 года)

от 26 декабря 2018 года N 242/2018-ОЗ

О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений

(с изменениями на 13 июня 2020 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 13 июня 2020 года N 114/2020-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 18.06.2020).
____________________________________________________________________

Московской областной Думы

от 20 декабря 2018 года N 36/71-П

Статья 1

Статья 2

Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по:

1) принятию решения об установлении соответствия между видом разрешенного использования земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков;

2) принятию решения о выборе основного и вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, из предусмотренных документами градостроительного зонирования;

3) предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

4) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов;

5) установлению сервитута, публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа Московской области в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1. Органы местного самоуправления вправе:

1) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий;

2) получать от Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее — уполномоченные органы) методическую и консультационную помощь по вопросам осуществления государственных полномочий;

3) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий.

2. Органы местного самоуправления обязаны:

1) представлять в уполномоченные органы документы и необходимую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;

2) обеспечивать эффективное использование субвенций, предоставленных из бюджета Московской области для осуществления государственных полномочий;

3) направлять в уполномоченные органы отчеты об использовании субвенций по формам и в сроки, установленные Правительством Московской области;

4) назначать руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования, осуществляющих деятельность в сфере градостроительства и в сфере имущественно-земельных отношений, по согласованию с уполномоченными органами, а также согласовывать с уполномоченными органами их структуру;

5) рассматривать представления уполномоченных органов в отношении руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования, осуществляющих деятельность в сфере имущественно-земельных отношений;

1. Уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:

1) координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;

2) устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления государственных полномочий;

Читайте так же:  Транспортный налог 2020: кто должен платить. Налог на машину льготы

3) издавать правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления;

4) давать органам местного самоуправления указания, обязательные для исполнения.

Статья 5

1. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, установленными настоящим Законом, сроком на один год.

2. Осуществление органами местного самоуправления полномочий в соответствии со статьей 2 настоящего Закона прекращается законом Московской области в следующих случаях:

1) неисполнения, ненадлежащего осуществления полномочий органами местного самоуправления по итогам двух кварталов подряд;

2) нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления.

3. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается в случае вступления в силу федерального закона, в соответствии с которым Московская область утрачивает соответствующие государственные полномочия либо возможность наделения ими органов местного самоуправления.

4. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается в случае вступления в силу закона Московской области, в соответствии с которым осуществляется перераспределение полномочий между органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, и установленные настоящим Законом полномочия перераспределяются органам местного самоуправления.

Статья 6

1. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере имущественно-земельных отношений (далее — уполномоченный орган в сфере имущественно-земельных отношений).

2. Уполномоченный орган в сфере имущественно-земельных отношений осуществляет государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий в следующем порядке:

1) утверждает регламент проведения контрольных мероприятий (плановых и внеплановых проверок);

2) организует и проводит проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий и использованию выделенных для этих целей финансовых средств, а также осуществляет контроль за поступлением средств от продажи и использования земельных участков;

3) в случае выявления нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления государственных полномочий дает письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке;

4) запрашивает и получает в двухнедельный срок документы и другую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;

5) запрашивает у органов местного самоуправления сведения, информацию по вопросам осуществления государственных полномочий;

6) принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области при осуществлении государственных полномочий, в том числе путем направления материалов в правоохранительные органы для привлечения к ответственности соответствующих лиц.

Статья 7

1. Финансирование государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области из бюджета Московской области на соответствующий финансовый год.

— размер субвенции на обеспечение государственных полномочий для i-го муниципального образования;

— прогнозируемые на очередной финансовый год расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда на одного работника;

— прогнозируемые на очередной финансовый год расходы на материальные затраты на одного работника;

— численность работников, обеспечивающих исполнение государственных полномочий.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 июня 2020 года Законом Московской области от 13 июня 2020 года N 114/2020-ОЗ.

Показатели Rпрог.з/пл, Rпрог.м/з, Чр рассчитываются в соответствии с методиками, утвержденными Правительством Московской области.
(Абзац дополнительно включен с 19 июня 2020 года Законом Московской области от 13 июня 2020 года N 114/2020-ОЗ)

3. Размер субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий, утверждается законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Особенности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (на примере города Севастополя)

Дата публикации: 16.12.2018 2018-12-16

Статья просмотрена: 695 раз

Библиографическое описание:

Шкробот А. А., Кашлякова В. А. Особенности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (на примере города Севастополя) // Молодой ученый. ? 2018. ? №50. ? С. 298-300. ? URL https://moluch.ru/archive/236/54828/ (дата обращения: 28.11.2020).

В данной статье рассматриваются особенности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в городах федерального значения на примере города федерального значения Севастополь.

Ключевые слова: местное самоуправление, отдельные государственные полномочия, город федерального значения.

Статья 132 Конституции Российской Федерации гласит, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Вопросы местного значения понимаются как особая категория дел, отделенная от государственных функций (принцип «выделенной компетенции» местного самоуправления). Органы государственной власти не вправе вмешиваться в решение вопросов местного значения, а органы местного самоуправления обязаны самостоятельно и непосредственно реализовывать (без права передачи государственным органам) закрепленные за ними полномочия по вопросам местного значения. Таким образом, отечественная конституционная модель местного самоуправления построена на основе отграничения сфер ведения государства и местного самоуправления как отдельных видов публичной власти, причем отграничения не инструментального, а сущностного (предметного). Вместе с тем, согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств [1].

Полномочия органов местного самоуправления, их объем и разнообразие раскрывают реальную ситуацию с осуществлением публичной власти на территории муниципального образования. Перечень вопросов местного значения городских и сельских поселений, муниципального района, городского округа установлен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления [2].

В законе города Севастополя от 30.12.2014 № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе» установлен исчерпывающий перечень вопросов местного значения органов местного самоуправления. Данный перечень составлялся с учетом новизны российской системы местного самоуправления для города Севастополя, когда в период нахождения в составе Украины органы местного самоуправления не обладали серьезными полномочиями. За три года нахождения Севастополя в составе Российской Федерации система местного самоуправления была апробирована, были выявлены и устранены основные проблемы и огрехи, наступил момент увеличить объем полномочий органов местного самоуправления [3].

Процесс наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом и устанавливает, что полномочия могут быть переданы только на основании специального закона субъекта Российской Федерации. В случае, если передаваемое полномочие находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, оно может передаваться если это не будет противоречить федеральному законодательству [2].

На практике субъекты Российской Федерации чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере:

– государственной регистрации актов гражданского состояния;

– лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

– лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;

– социальной поддержки населения, опеке и попечительству;

– формирования и организации деятельности административных комиссий, а также комиссий по делам несовершеннолетних на территориях субъектов Российской Федерации и т. д.

Процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий можно разделить на четыре этапа:

1) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их реализации государственных материальных и финансовых средств;

2) осуществление органами местного самоуправления полученных государственных полномочий;

3) государственный контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий;

4) прекращение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий [6].

Для расширения полномочий органов местного самоуправления, развития территорий, повышения их статуса, повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти города Севастополя, осуществления децентрализации власти в городе Севастополе был принят Закон города Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя». В 2018 году в данный закон были внесены изменения, изменяющие перечень переданных отдельных государственных полномочий, реализуемых органами местного самоуправления города Севастополя [4].

На исполнение отдельного государственного полномочия из бюджета субъекта Российской Федерации выделяется субвенция органу местного самоуправления. Порядок выдачи и объем субвенции, как правило, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В региональном законе для реализации полномочия должен содержаться способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты.

К особенностям наделения органов местного самоуправления городов федерального значения отдельными государственными полномочиями стоит отнести сохранение принципа единства городского хозяйства при передаче этих полномочий. Если после передачи полномочия процедура реализации полномочия разделяется между органом местного самоуправления и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть основание не передавать такое полномочие, так как нарушается баланс в реализации государственной функции.

При передаче организационных полномочий допустимо наделение органов местного самоуправления правом на издание муниципальных актов лишь в объеме, необходимом для решения вопросов реализации данных полномочий.

Орган местного самоуправления, как правило, наделяется отдельным государственным полномочием на неопределенный срок. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяется тем же законом субъекта российской Федерации, которым органы местного самоуправления были наделены отдельными государственными полномочиями.

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе за использованием материальных и финансовых средств, предоставляемых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации [5].

Федеральный закон не предусматривает необходимости получения согласия органов местного самоуправления на передачу им отдельных государственных полномочий. Между тем существует вполне обоснованное мнение, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без их согласия не будет способствовать повышению эффективности их осуществления [2].

Примером можно привести полномочие органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя по освобождению земель от самовольно размещенных объектов некапитального строительства. Органы местного самоуправления города Севастополя были наделены полномочием по организации мероприятий по демонтажу объектов некапитального строительства. Данные мероприятия должны были осуществляться через систему государственной закупки услуги по демонтажу, однако органы местного самоуправления города Севастополя не смогли справиться с поставленной задачей, раз за разом предоставляя новые объяснения уполномоченному исполнительному органу государственной власти города Севастополя, почему не запускается процедура, что повлекло за собой изменение в порядок освобождения земель от незаконно размещенных объектов некапитального строительства и возврата данного полномочия в компетенцию исполнительного органа государственной власти города Севастополя [4].

Таким образом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации — есть способ регулирования объема полномочий на основе двухстороннего свободного волеизъявления путем передачи отдельных государственных полномочий от органа исполнительной власти субъекта РФ органу местного самоуправления на основе законодательного акта субъекта Российской Федерации.

Проблема передачи и реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления является актуальной и требует дальнейшего исследования. Распределение полномочий между муниципалитетами, а так же объем субвенций должно соответствовать действительному объему выполняемых работ.

От эффективного решения, в конечном итоге, будет зависеть не только совершенствования механизма передачи и исполнения отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, но реформа местного самоуправления в целом.

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. //Росс. газ. — 2009. — 21 янв. — (с учетом внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ);
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства Росс. Федерации. — 2003. — № 40. — Ст. 3822. — (в ред. от 03 июля 2018 г.).
  3. О местном самоуправлении в городе Севастополе [Электронный ресурс]: закон гор. Севастополя от 30 декабря 2014 г. № 102-ЗС // Севастопольские известия. — 2014. — № 122–123. — (в ред. от 26 марта 2018 г.);
  4. О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя [Электронный ресурс]: закон города Севастополя от 29 декабря 2016 г. № 314-ЗС // Официальный сайт Законодательного Собрания города Севастополя. — 2016. — (в ред. от 08 июня 2018 г.);
  5. Петрова, О. Н. Некоторые вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями [Текст] / О. Н. Петрова // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. — 50–52;
  6. Худолей, К. М. Проблемные вопросы осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (на примере Пермского края) [Текст] / К. М. Худолей // Научный журнал «Вестник Пермского университета. Юридические науки», Пермь, 2010. — № 4 (10).

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *