Земельный налог: федеральный, местный или региональный. Земельный налог экономическая сущность

Сен 22, 2019 Публикации

Земельный налог: федеральный, местный или региональный?

Все налоги, действующие на территории РФ, закреплены Налоговым кодексом. Один из них — налог на землю. Земельный налог является обязательным видом платежа для всех, кто имеет земельный участок. Исключения из этого правила, а также особенности этого платежа прописаны в главе 31 Налогового кодекса.

Для того, чтобы понять, в чем разница между местными, региональными и федеральными налогами, а также для того, чтобы ответить на вопрос, земельный налог — местный, или региональный, или федеральный, нужно рассмотреть каждую категорию отдельно.

Коротко о системе налогов в РФ

Все налоги, установленные в РФ, можно разделить на местные, региональные и федеральные.

Федеральными налогами называют налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Они должны уплачиваться на всей территории России.

Региональные налоги устанавливаются главным налоговым документом и законами субъектов РФ. Эти платежи должны уплачиваться на территории субъекта РФ, установившего налог.

При установлении таких налогов законодательными органами госвласти субъектов РФ должны быть определены (если этого не установлено в НК):

  • порядок уплаты налогов;
  • ставка;
  • сроки уплаты.
  • По региональным налогам все другие элементы, в том числе и круг налогоплательщиков, определяются Налоговым кодексом.

    Представительные органы каждого субъекта РФ уполномочены устанавливать особенности определения:

    • налоговых льгот;
    • порядка и оснований применения льгот;
    • налоговой базы.

    Местными налогами называются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и муниципальными образованиями (нормативными правовыми актами их представительных органов). Такие налоги должны уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

    Муниципальные образования уполномочены определить (если эти элементы не установлены НК) ставку налога, сроки и порядок его уплаты. Налогоплательщики местных налогов и другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом.

    Муниципальные образования вправе самостоятельно установить налоговые льготы, перечень оснований их применения и порядок их получения, а также особенный порядок определения базы налога.

    Земельный налог — это какой налог?

    В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

    Отвечая на вопрос, земельный налог — это федеральный налог или региональный, можно однозначно ответить: ни тот, ни другой. Исходя из определения, приведённого выше, и согласно статье 15 НК земельный налог является местным налогом.

    Этот платёж установлен непосредственно в отношении имущества налогоплательщика, которое служит основанием для налогообложения. Это значит, что земельный налог относится к категории налогов, которые принято называть прямыми.

  • городской округ;
  • городское или сельское поселение;
  • городской округ с внутригородским делением;
  • муниципальный район;
  • внутригородская территория города федерального значения;
  • внутригородской район.
  • В какой бюджет зачисляется земельный налог

    Бюджетный кодекс РФ установил, что земельный налог зачисляется по нормативу 100 процентов в бюджеты:

  • городских округов;
  • муниципальных районов;
  • городских поселений;
  • городских округов с внутригородским делением;
  • внутригородских районов;
  • сельских поселений.
  • Экономическая сущность земельного налога

    Экономическая сущность налога на землю заключается в принудительном налогообложении, установленном действующим законодательством. Налог уплачивается каждый год, и его сумма зависит от площади и размера единицы земельного налогообложения. Это значит, что выплата не зависит от размера доходов собственника и прибыльности участка.

    Литература:

    1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части): по состоянию на 1 янв. 2011 г.

    2. Об установлении форм налоговых деклараций (расчетов), книги покупок, утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации: постановление М-ва по налогам и сборам Респ. Беларусь от 15 нояб. 2010 г. № 82

    Плательщиками земельного налога являются юридические лица, которым земельные участки предоставлены в пользование либо в собственность.

    Плательщиками арендной платы являются юридические лица, которым земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставлены в аренду сельскими, поселковыми, городскими, районными исполнительными и распорядительными органами.

    · промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

    Ставки земельного налога установлены двух видов:

    1. Общественно-деловая зона для размещения объектов административного, финансового назначения, розничной торговли, гостиничного назначения, общественного питания, здравоохранения и по предоставлению социальных услуг, образования и воспитания, научного назначения и научного обслуживания, физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, культурно-просветительного и зрелищного назначения, бытового обслуживания населения, по оказанию посреднических и туристических услуг, автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автостоянок и гаражей, за исключением предоставленных гаражным кооперативам, кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок
    2. Жилая многоквартирная зона для размещения объектов многоквартирной жилой застройки
    3. Жилая усадебная зона для размещения объектов усадебной жилой застройки (строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства), гаражных кооперативов, кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, ведения коллективного садоводства и огородничества, дачного строительства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, традиционных народных промыслов
    4. Производственная зона для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, оптовой торговли, материально-технического и продовольственного снабжения, по заготовке и сбыту продукции, коммунального хозяйства, по ремонту и обслуживанию автомобилей
    5. Рекреационная зона для размещения объектов природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения

    Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.

    Твердая ставка земельного налога в рублях за 1 гектар устанавливается в следующих случаях:

    3. На земельные участки, входящие в состав земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;

    6. Жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 320 млн р. за гектар и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 80 млн р. за гектар.

    Процентные ставки земельного налога установлены исходя из функционального использования земельных участков по видам оценочных зон в следующих случаях:

    1. На земельные участки общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости земельных участков более 40 млн р. за гектар, общественно-деловой зоны для размещения иных объектов при кадастровой стоимости земельных участков более 218 млн р. за гектар, производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 109 млн р. за гектар и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 120 млн р. за гектар;

    2. Жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 320 млн р. за гектар и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 80 млн р. за гектар.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Сущность и современное состояние земельного налога и налогов на имущество в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

    Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестемиров А.А.

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шестемиров А.А.

    Текст научной работы на тему «Сущность и современное состояние земельного налога и налогов на имущество в Российской Федерации»

    ?налог с рыночной

    сущность и современное состояние

    земельного налога и налогов на имущество

    в российской федерации

    аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы

    Налоги обычно рассматривают как экономическую категорию, которой присущи две функции: фискальная и экономическая (регулирующая). За счет фискальной функции формируются финансовые ресурсы государства.

    Основным показателем, характеризующим исполнение фискальной функции, является налоговая нагрузка на экономику. В странах Евросоюза ее уровень составляет примерно 40%, в США — около 30%, в России колеблется от 25 до 45%. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

    Налог на имущество организаций

    Налог на имущество организаций является региональным. Порядок его исчисления и уплаты регулируются главой 30 Налогового кодекса РФ и соответствующим законом субъекта федерации. Все платежи по налогу зачисляются в региональный бюджет. На территории Москвы налогообложение имущества организаций регулируется городским Законом «О налоге на имущество организаций» [5]. Плательщиками налога признаются отечественные и иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской

    оссийское предпринимательство, 2008, № 11 (2)

    Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

    Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Законодательством Российской Федерации установлена предельная ставка налога на имущество организаций — 2,2%. Субъектам федерации предоставлено право дифференциации ставки налога по группам предприятий (вплоть до обнуления). В Москве установлена максимально возможная ставка — в размере 2,2%. База для расчета налога на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества за отчетный период. При ее расчете имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

    Основным недостатком данного налога является несовершенство порядка определения налоговой базы, при котором остаточная стоимость основных средств несопоставима с их рыночной стоимостью, применяемой при продаже. Кроме того, в объекты налогообложения по налогу на имущество организаций входит как недвижимое, так и движимое имущество, что затрудняет максимально эффективное использование объектов недвижимости, препятствует инвестициям и ставит в более выгодное положение предприятия, не использующие достижения научно-технического прогресса, а также подвергает сомнению выполнение налогом на имущество организаций возложенной на него экономической (регулирующей) функции. Другим недостатком налога на имущество является отнесение его к категории региональных, что противоречит основным направлениям реформы налогообложения недвижимости, а также создает непреодолимый барьер для создания инфраструктуры перехода к налогу на недвижимость, поскольку налог на имущес-

    налоги и налогообложение

    тво физических лиц и земельный налог как оставшиеся составные части налога на недвижимость имеют статус местных налогов. Статус местного необходим налогу на недвижимость, так как поступления по налогу выступают в качестве оплаты услуг, связанных с имущественно-земельными объектами. К таким услугам относятся обслуживание дорог, коммуникаций, ведение жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение общественного порядка и других функции, выполнение которых возложены на органы местного самоуправления.

    Налог на имущество физических лиц

    Налог на имущество физических лиц относится к местным. Организация взимания и методика исчисления налога регулируется Законом РФ «О налоге на имущество физических лиц» [3]. Все платежи по налогу зачисляются в бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов. На территории Москвы налогообложение физических лиц регулируется, помимо федерального законодательства, городским Законом «О ставках налога на имущество физических лиц» [6]. Плательщиками налогов на имущество являются физические лица — собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений и их долей. В качестве налоговой базы принимается суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

    Законодательство Российской Федерации устанавливает предельные ставки налога на строения, помещения и сооружения в дифференцированных размерах от 0,1% до 2%. В рамках предусмотренных пределов конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления могут учитывать и другие критерии, например, в Москве применяются иные ставки налога на имущество физических лиц, в зависимости от типа и стоимости имущества.

    российское предпринимательство, 2008, № 11 (2)

    Основным недостатком данного налога, как и налога на имущество организаций, является устаревшая методика определения налоговой базы, при которой суммарная инвентаризационная стоимость объекта значительно отличается от рыночной стоимости имущества. Применяемая органами технической инвентаризации методика настолько устарела, что получаемая в результате стоимость может быть в 10 и более раз ниже рыночной. Другим недостатком данного налога является наличие значительного количества льгот1. В процессе эволюции льготы по налогу на имущество физических лиц приобрели дополнительно шесть категорий физических лиц. Все это приводит к тому, что сборы по данному налогу сопоставимы с затратами на его администрирование.

    Одним из основных принципов земельного законодательства Российской Федерации является платность использования земельных ресурсов. Земельный налог в России относится к местным. Порядок его исчисления и уплаты регулируется главой 31 Налогового кодекса РФ. Все платежи по налогу зачисляются в бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов. В Москве земельное налогообложение регулируется, помимо федерального законодательства, городским Законом «О земельном налоге» [7]. Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

    Налоговые ставки устанавливаются норматив-

    1 Читайте пояснение в комментарии редакции -прим. ред.

    Земельный налог: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты

    Платежи за землю введены с целью повышения ответственности и заинтересованности в рациональном использовании земли, а также мобилизации средств для охраны земли и повышения ее плодородия, социального развития населенных пунктов. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Размер платы за землю не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землепользователей и землевладельцев и связывается исключительно с фактом наличия земельного участка. Плата взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы.

    Объектом налогообложения является земельный участок на территории Республики Беларусь, который в установленном порядке предоставлен в пользование либо собственность.

    Земельным налогом облагаются земли:

    · населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);

    1. Процентная ставка, установленная в процентах к кадастровой стоимости.

    2. Твердая ставка земельного налога, установленная в рублях за 1 гектар занимаемой площади;

    Ставки земельного налога зависят от функционального использования земельных участков (видов оценочных зон).

    Согласно приложению 4 к Особенной части налогового кодекса выделяют 5 видов оценочных зон:

    1. Общественно-деловая зона для размещения объектов административного, финансового назначения, розничной торговли, гостиничного назначения, общественного питания, здравоохранения и по предоставлению социальных услуг, образования и воспитания, научного назначения и научного обслуживания, физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, культурно-просветительного и зрелищного назначения, бытового обслуживания населения, по оказанию посреднических и туристических услуг, автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автостоянок и гаражей, за исключением предоставленных гаражным кооперативам, кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок
    2. Жилая многоквартирная зона для размещения объектов многоквартирной жилой застройки
    3. Жилая усадебная зона для размещения объектов усадебной жилой застройки (строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства), гаражных кооперативов, кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, ведения коллективного садоводства и огородничества, дачного строительства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, традиционных народных промыслов
    4. Производственная зона для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, оптовой торговли, материально-технического и продовольственного снабжения, по заготовке и сбыту продукции, коммунального хозяйства, по ремонту и обслуживанию автомобилей
    5. Рекреационная зона для размещения объектов природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения
    Читайте так же:  Общественный договор понятие. Общественный договор понятие

    1. На земли сельскохозяйственного назначения;

    2. На земельные участки, используемые для добычи торфа на топливо и удобрения.

    4. На земельные участки, входящие в состав земель водного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы

    5. На земельные участки общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости земельных участков менее 40 млн р. за гектар, общественно-деловой зоны для размещения иных объектов при кадастровой стоимости земельных участков менее 218 млн р. за гектар, производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 109 млн р. за гектар и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 120 млн р. за гектар;

    6. Жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 320 млн р. за гектар и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 160 млн р. за гектар.

    2. Жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 320 млн р. за гектар и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 160 млн р. за гектар.

    Налоговая база земельного налога определяется в размере

    либо кадастровой стоимости земельного участка

    либо занимаемой площади.

    Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 243 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Земельный налог и его экономическая сущность

    Понятие земельного налога, его роль в экономике страны. Характеристика элементов налога, нормативная база. Расчет земельного налога на аналитическом примере. Влияние новой методики расчета на эффективность управления собственностью российских предприятий.

    Рубрика Финансы, деньги и налоги
    Вид дипломная работа
    Язык русский
    Дата добавления 15.05.2014
    Размер файла 54,2 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1 Земельный налог и его экономическая сущность, цели, задачи

    1.1 Понятие налога и его роль в экономике страны

    1.2 Характеристика элементов налога

    1.3 Нормативная база, регламентируемая земельный налог

    2 Расчет земельного налога на аналитическом примере

    2.1 Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по налогу

    2.2 Сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей

    2.3 Налоговая декларация по земельному налогу

    3 Влияние новой методики расчета земельного налога на эффективность управления собственностью российских предприятий

    3.1 Реформа земельных платежей: методологические и практические аспекты

    3.2 Фискальный и стимулирующий аспекты нового механизма земельных платежей

    3.3 Проблемы механизма платы за землю в свете эффективного управления собственностью

    Список используемой литературы

    Важнейшим условием повышения эффективности хозяйствования является реализация экономического потенциала земли, как фактора производства. Эта задача может быть решена путем создания необходимых правовых, организационных, структурных и других условий для формирования и развития цивилизованного земельного рынка.

    Рынок земли — особо ответственная экономическая структура национального хозяйства. Его организация и эффективное функционирование должны базироваться на нормативно-правовой базе, регулирующей отношения, возникающие на земельном рынке.

    Рынок земли отличается от рынка других товаров. Это связано с тем, что земельные участки как товар нельзя стандартизировать, то есть покупать или продавать по заранее установленным образцам, так как на ценообразование на продаваемую и покупаемую землю как объект товарных отношений влияют различные факторы. К ним относятся: конкретное местоположение земельного участка, качественные природные и другие характеристики, регламентация целевого назначения и разрешенного использования и ряд других показателей. Все эти обстоятельства определяют сложную функционально-организационную структуру земельного рынка и платы за землю, где помимо основных участников рынка — продавца и покупателя действует большое число посредников в лице банковских структур, фондовых институтов, агентов по операциям с землей (брокеров), землеустроителей, оценщиков земли, ипотечных кредиторов, инвесторов, страховщиков, юристов и так далее.

    Перечисленные выше особенности участия земельных участков в гражданском обороте позволяют сделать вывод о необходимости государственного регулирования процесса формирования и развития платы за землю посредством постоянного наблюдения и контроля за земельными отношениями, прогнозирования тенденций их развития и создания правовых гарантий участникам земельных отношений.

    Актуальность исследования платы за землю в Российской Федерации обуславливается следующими факторами: земля является первоочередным богатством государства, поэтому вовлечение ее в рыночный оборот обусловлено двумя факторами — заинтересованностью в извлечении экономической выгоды из ее оборота, и безопасности и гарантированности земельных правоотношений.

    Казалось бы, за прошедшие 14 лет с начала земельной реформы, последняя должна быть уже близка к завершению. Но так ли это?

    Можно ли считать действующее земельное законодательство совершенным? Ведь как отмечают исследователи, несмотря на столь долгое рассмотрение нового Земельного кодекса РФ, при его принятии была проявлена поспешность, вызванная в первую очередь «политическим давлением… в результате в тексте остались и юридические неточности, и технические недоработки. Поэтому в ближайшее время придется вносить поправки, это неизбежно». земельный налог аналитический

    Объектом работы являются нормы гражданского и земельного права, регулирующие земельный налог и практику его реализации. Предмет исследования составляет комплекс теоретических и практических вопросов, а именно: толкование, совершенствование и применение норм земельного налога, которые регулируют основания и пределы платы за землю.

    Актуальность данного исследования подтверждается и необходимостью выявления тенденций дальнейшего развития земельной реформы, и рынка земли в Российской Федерации. Итак, цель данной курсовой работы — полное и всестороннее исследование земельного налога в РФ, его сущности, роли, целей, задач, характеристики элементов, расчет налога на примере с заполнением декларации, а также выявление проблем взимания земельного налога.

    1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

    1.1 Понятие налога и его роль в экономике страны

    Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю выступают:

    нормативная цена земли.

    Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

    За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

    Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

    В настоящее время ст.8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления материальных благ, что определяет прямой характер этого налога.

    Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.

    ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2006г.» закрепил следующее распределение земельного налога между бюджетами разных уровней:

    30 % в федеральный бюджет Российской Федерации;

    20 % в бюджеты субъектов Российской Федерации;

    50 % в бюджеты органов местного самоуправления.

    Именно такой характеристикой — перераспределением между бюджетами разных уровней с целью покрытия дефицита — обладают налоги, относящиеся к группе регулирующих, в т.ч. — земельный налог.

    Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. К числу регулярных относится и земельный налог, который взимается на ежегодной основе.

    Кроме того, в соответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (ст.ст.12-15), земельный налог относится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных определяют элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с земли. Способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам — в Англии, по гуфам — в Германии, по сохам — в России. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в древней Руси различалась соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли.

    С развитием техники обложения появились более совершенные способы и приемы, в основе которых лежало определение чистого дохода с земли, кадастр. В Земельном Кодексе РФ дается следующее определение кадастра: «Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.» Кадастр был выгоден и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью можно было установить более или менее равномерный поземельный налог. С другой — кадастр не мешал владельцам земли улучшать культуру земледелия с целью увеличения их дохода. В начале XXв. в финансовой науке было принято определение кадастра как «совокупности всех мер, служащих к точному определению объекта, т. е. чистого дохода с земли».

    Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Такая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Результаты оценки утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

    Пунктом 11 статьи 396 НК РФ предусмотрена обязанность территориальных органов Роснедвижимости и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках, расположенных на подведомственной им территории, в течение 10 дней с момента регистрации. Форма сведений, а также рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минфина России от 07.09.2005 № 112н.

    Территориальные органы Роснедвижимости и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, должны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Форма таких сведений утверждена приказом Минфина России от 20.06.2005 № 75н.

    Информация о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков по результатам проведения государственной кадастровой оценки в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.

    Кадастры использовались и в древности. Но лишь сочетание рекомендаций финансовой науки и практического опыта позволили выработать кадастр, позволяющий объективно устанавливать поземельный налог.

    В настоящее время роль земельного налога в бюджетах всех трех уровней бюджетного устройства РФ относительно невелика — от менее одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов соответствующего бюджета.

    Земельный налог относится к группе платежей за пользование природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70%.

    Так как земельный налог относится к группе местных налогов и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации.

    Наблюдаемая тенденция к росту собранных или назначенных к исполнению сумм земельного налога объясняется прежде всего индексацией ставок земельного налога, а также учитываемым уровнем инфляции. Так, например, заложенная в федеральный бюджет на 2006год сумма земельного налога составляет 3 995,5млн. руб., что на 104,5млн. руб. больше, чем в 2005году. При этом ставки земельного налога на 2006год, а также льготы для отдельных категорий налогоплательщиков остались неизменными.

    При анализе отчетов об исполнении бюджетов различных уровней можно обратить внимание на то, что, как правило, назначенные суммы земельного налога выше, чем фактически собранные. Особенно трудным является положение на уровне области. Так, в 1997 году земельный налог был собран в сумме порядка 40% от назначенной к исполнению. В последующие годы положение существенным образом не изменилось: сбор составляет немногим более 50% суммы, заложенной в утвержденном бюджете.

    1.2 Характеристика элементов налога

    Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить (ст. 17 НК РФ):

    обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

    границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.

    Основные элементы налога:

    налогоплательщик (субъект налога);

    налоговая ставка (норма налогового обложения) и метод налогообложения;

    порядок исчисления налога;

    сроки уплаты налога;

    порядок уплаты налога.

    В соответствии со ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками (субъектами налога) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

    Ст. 38 НК РФ определяет, что объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения земельным налогом, являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование.

    Понятию «объект налогообложения» близок по значению термин «предмет налогового обложения», который обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

    В данном случае объектом налога на землю являются земельные участки, предоставленные в собственность, т.е. право собственности на земельный участок, а не сама земля непосредственно (она — предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок — предмет материального мира — не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае — собственность.

    Ст. 53 НК РФ определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Таким образом, для земельного налога налоговой базой является площадь земельного участка, находящегося в собственности, владении, пользовании, к которой применяется налоговая ставка. Налоговая база и порядок ее определения по местным налогам устанавливается НК РФ. При этом при исчислении налоговой базы земельного налога используется накопительный метод учета базы налогообложения (метод чистого дохода), т.к. в данном случае важен момент возникновения имущественных прав.

    Читайте так же:  Приказ 557 минздрава. Приказ 557 минздрава

    Для измерения предмета налогообложения необходимо избрать какую-либо физическую характеристику, параметр измерения из множества возможных, т.е. определить масштаб налога. В данном случае масштабом земельного налога является площадь земельного участка, облагаемая этим налогом и выражающаяся в гектарах или квадратных метрах.

    Ст. 55 НК РФ устанавливает понятие налогового периода. Под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговым периодом для плательщиков земельного налога является календарный год, т.к. земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. При этом в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

    В соответствии со ст. 393 НК РФ отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

    Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налогообложения земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) является один гектар пашни (1га). Для других земель сельскохозяйственного назначения и земель несельскохозяйственного назначения — один квадратный метр (1 кв.м).

    В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

    1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

    отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

    занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

    предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

    2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

    Налоговые льготы. Освобождаются от налогообложения:

    1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

    2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

    3) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

    4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов нов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

    организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов, указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

    учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

    5) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

    6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

    7) организации — резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.

    Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

    При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков — организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 396 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    1.3 Нормативная база, регламентируемая земельный налог

    Налоговый Кодекс Российской Федерации является главной нормативной базой для земельного налога. В главе 31 НК РФ определены общие положения земельного налога, элементы налога, дана краткая характеристика каждого элемента налога, также предоставлена информация о Налоговой декларации по земельному налогу.

    Земельный Кодекс Российской Федерации также является нормативной базой для земельного налога. В Земельном Кодексе РФ даны основные понятия о земле, об охране земель, о праве на землю, о плате за землю, об ответственности за нарушение земельного законодательства.

    Хотелось бы заметить, что Закон Российской Федерации «О плате за землю» отменен с 1 января 2005 года.

    Конституция Российской Федерации. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

    Федеральный закон от 29.11.04 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

    Также существует большое количество Постановлений Правительства и Федеральных законов, регламентирующих Земельный налог. Я назвала лишь основные, потому что нет смысла останавливаться не мелких нормативных актах из-за ограниченности объемов работы. Во второй главе «Проблемы взимания земельного налога и пути их решения» также приведены некоторые нормативные документы, приведение которых в этой части работы не является необходимым.

    2. РАСЧЕТ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА НА АНАЛИТИЧЕСКОМ ПРИМЕРЕ

    2.1 Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по налогу

    Согласно Закону о плате за землю облагаемая налогом площадь земельного участка умножалась на соответствующую налоговую ставку земельного налога с учетом коэффициентов индексации, применяемых в соответствующих годах. Сумма земельного налога в целях гл. 31 НК РФ исчисляется иначе — по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

    При этом организации определяют сумму налога самостоятельно, так же как и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

    Пример. Земельный участок под производственным объектом организации расположен в районном центре. Кадастровая стоимость земельного участка под производственным объектом определена в размере 750 000 руб. Налоговая ставка установлена органами местного самоуправления в размере 1,5%.

    Сумма земельного налога составляет 11 250 руб. (750 000 руб. х 1,5%).

    Второй земельный участок занят под спортивным объектом. Кадастровая стоимость земельного участка под этим объектом составляет 870 000 руб. Сумма земельного налога составляет 13 050 руб. (870 000 руб. х 1,5%).

    Общая сумма земельного налога — 24 300 руб. (11 250 руб. + 13 050 руб.).

    Особенности исчисления суммы земельного налога установлены в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), по которым исчисление суммы налога производится с увеличением определенного коэффициента. Так, если проектирование и жилищное строительство осуществляется в течение трехлетнего срока вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект, то при исчислении суммы налога применяется коэффициент 2. Если срок проектирования и строительства превышает трехлетний срок вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект, при исчислении суммы налога следует применять коэффициент 4.

    Пример. Организация приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства, на котором в течение года строит многоэтажные жилые дома. Площадь земельного участка составляет 1000 кв. м. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка — 1132 руб/кв. м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 132 000 руб. (1000 кв. м х 1132 руб/кв. м).

    Представительным органом муниципального образования установлена налоговая ставка в размере 1,5%.

    Сумма земельного налога за земельный участок, приобретенный в собственность организацией для жилищного строительства, составляет 33 960 руб. (1 132 000 руб. х 1,5% х 2, где 2 — коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости).

    В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего 10-летний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

    При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.

    При этом сумма авансового платежа исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем 1/2 налоговой ставки в случае установления одного авансового платежа и 1/3 налоговой ставки — в случае установления двух авансовых платежей.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Таким образом, уплаченные ранее в текущем налоговом периоде суммы квартальных авансовых платежей уменьшают величину очередного платежа.

    Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I квартала, полугодия и девяти месяцев текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    При этом представительные органы муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении земельного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

    В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

    Пример. Земельный участок приобретен в собственность 10 февраля 2005 г. Его кадастровая стоимость составляет 900 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,5%. Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев:

    К = 11 мес. : 12 мес. = 0,916.

    Сумма налога составит 12 366 руб. (900 000 руб. х 1,5% х 0,916).

    В целом при исчислении земельного налога должны учитываться все возможные обстоятельства, возникающие как в отношении земельного участка, так и в отношении самого налогоплательщика. Исчисление земельного налога производится по всем земельным участкам (долям в праве на земельные участки), находящимся на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения организации или физического лица, в том числе и являющегося индивидуальным предпринимателем, в отношении земельных участков, используемых им в предпринимательской деятельности.

    При исчислении налога налогоплательщиками, имеющими право на долю земельного участка, следует иметь в виду, что данный расчет производится организациями и индивидуальными предпринимателями в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой или в общей совместной собственности, в том числе и в случае если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, или если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц.

    При исчислении суммы налога учитываются суммы льгот по налоговой базе. Они учитываются организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на льготы по земельному налогу, предоставляемые:

    — в виде не облагаемой налогом суммы, уменьшающей величину налоговой базы, установленные п. 2 ст. 387 и п. 5 ст. 391 НК РФ. Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю;

    — в виде не облагаемой налогом площади земельного участка, установленные п. 2 ст. 387 НК РФ (в случае предоставления дополнительных льгот по земельному налогу, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга));

    — в виде полного освобождения от налогообложения, установленные п. 2 ст. 387 и ст. 395 НК РФ. При этом значение, соответствующее сумме льгот по налоговой базе, учитывается с учетом коэффициента использования налоговой льготы (К1).

    Читайте так же:  Согласие работника на работу в выходной. Как написать заявление на работу в выходные дни

    — в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 7 НК РФ).

    Налоговая база, определяемая как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, рассчитывается как:

    — разность значений кадастровой стоимости земельного участка и суммы льготы по налоговой базе при расчете налога организациями и физическими лицами, имеющими право на льготы по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы по налоговой базе, установленные в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) или в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ;

    — разность значений кадастровой стоимости земельного участка и суммы льготы по налоговой базе при расчете налога организациями и физическими лицами, имеющими право на налоговые льготы по земельному налогу, установленные в соответствии со ст. 395 НК РФ и п. 2 ст. 387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в виде полного освобождения от налогообложения;

    — разность значений кадастровой стоимости земельного участка и произведения (с округлением до целых единиц) значений соответствующей кадастровой стоимости земельного участка, доли не облагаемой площади земельного участка и коэффициента использования налоговой льготы в случае исчисления налога организациями и индивидуальными предпринимателями в отношении доли не облагаемой площади земельного участка в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ.

    При этом коэффициент использования налоговой льготы определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц. Коэффициент использования налоговой льготы рассчитывается по следующей формуле:

    где К1 — коэффициент использования налоговой льготы;

    Еkli — количество месяцев, в течение которых отсутствует право на налоговую льготу в налогом периоде;

    Em — общее количество календарных месяцев налогового периода.

    В случае исчисления налога организациями и индивидуальными предпринимателями в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой, общей совместной собственности, а также в случае если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, кроме того, определяется:

    — разность произведения (с округлением до целых единиц) значений соответствующей кадастровой стоимости земельного участка и доли налогоплательщика в праве на земельный участок и значения, соответствующего не облагаемой налогом сумме (п. 2 ст. 387 и п. 5 ст. 391 НК РФ), — по формуле:

    (Кст х Днал) — Нсумма,

    где Кст — кадастровая стоимость земельного участка;

    Днал — доля налогоплательщика в праве на земельный участок;

    Нсумма — не облагаемая налогом сумма.

    — разность произведения (с округлением до целых единиц) значений соответствующей кадастровой стоимости земельного участка и доли налогоплательщика в праве на земельный участок и значения, соответствующего сумме налоговой льготы (п. 2 ст. 387 и ст. 395 НК РФ), — по формуле:

    (Кст х Днал) — Sнал.льготы,

    где Sнал.льготы — сумма налоговой льготы.

    — разность произведений (с округлением до целых единиц) значений соответствующей кадастровой стоимости земельного участка и доли налогоплательщика в праве на земельный участок, а также соответствующей кадастровой стоимости земельного участка, доли налогоплательщика в праве на земельный участок, доли не облагаемой площади земельного участка (п. 2 ст. 387 НК РФ) и коэффициента использования налоговой льготы, — по формуле:

    (Кст х Днал) — ((Кст х Днал) х Дплощ х К1),

    где Дплощ — доля необлагаемой площади земельного участка.

    Сумма налога за налоговый период рассчитывается как произведение налоговой базы, налоговой ставки, соответствующей конкретной категории земельного участка и коэффициента использования земельного участка, деленное на сто.

    При этом следует напомнить, что коэффициент использования земельного участка применяется для исчисления земельного налога в случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода. Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

    Значение коэффициента использования земельного участка применяется для исчисления земельного налога в десятичных дробях с точностью до сотых долей.

    В случае если земельный участок использовался в течение всего налогового периода (12 месяцев), то для исчисления налога коэффициент использования земельного участка принимается равным единице.

    При исчислении налога в случае установления нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для данной категории налогоплательщиков налоговой льготы, уменьшающей исчисленную сумму налога или в виде снижения налоговой ставки необходимо иметь в виду следующее. Значение суммы налоговой льготы в виде снижения ставки налога определяется как произведение значения, соответствующего кадастровой стоимости земельного участка на разницу значений полной ставки налога и пониженной ставки налога по формуле:

    Sнал.льготы = Кст х (Снал.ставка — Спон.ставка) : 100,

    где Снал.ставка — налоговая ставка;

    Спон.ставка — пониженная налоговая ставка.

    Пример. Представительными органами муниципального образования установлена льгота для отдельной категории налогоплательщиков в виде снижения на 50% установленной ставки налога в размере 1,5%. Налоговая база составляет 50 000 руб. Если для исчисления налога применяется ставка в размере 1,5%, то исчисленная сумма налога — 750 руб. (50 000 руб. х 1,5%), а сумма налоговой льготы — 375 руб. (50 000 руб. х (1,5% — 0,75%)). Сумма налога, подлежащая уплате, составляет 375 руб. (750 руб. — 375 руб.).

    Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, определяется как разность значений исчисленной суммы налога и суммы льготы к исчисленной сумме налога.

    При этом следует учитывать суммы авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода, подлежащих уплате в бюджет за все отчетные периоды.

    2.2 Сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей

    Земельный налог и начисленные авансовые платежи по налогу в течение налогового периода подлежат уплате в бюджет в порядке и в сроки, которые устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

    При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков — организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока подачи налоговых деклараций по земельному налогу.

    Таким образом, организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают земельный налог в срок не позднее 1 февраля г., следующего за истекшим налоговым периодом.

    В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное.

    По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяемую как разницу между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода (как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы), и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по земельному налогу.

    Сумма излишне уплаченного налога определяется как разница между начисленной суммой налога за налоговый период по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, и суммами, фактически уплаченными в бюджет.

    Сумма излишне уплаченного налога, подлежащая зачету (возврату) из бюджета, определяется на основании сверки расчетов с налоговыми органами.

    Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, то есть по месту нахождения земельных участков, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

    Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

    Пример. Организация имеет земельный участок промышленного назначения на территории города на праве постоянного (бессрочного) пользования. На данном земельном участке расположены предприятие и прирельсовый склад. Земельный участок был выделен организации в 2003 г. Земельному участку присвоен кадастровый номер. Предположим, что данный участок находится на территории муниципального образования, представительные органы власти которого приняли нормативный правовой акт о введении с 1 января 2005 г. земельного налога в соответствии с гл. 31 НК РФ. На территории данного муниципального образования в отношении земель, занятых для производственных целей, установлены налоговые ставки в размере 1,5%. Кадастровая стоимость земельного участка доведена до сведения налогоплательщика. Размер кадастровой стоимости составляет 2 800 985 руб. В правоудостоверяющем документе, выданном организации, указана цель использования земельного участка: для промышленного производства и прирельсового склада. Для организаций использующих земельные участки в производственных целях органы муниципального образования установили размер не облагаемой налогом суммы — 80 000 руб. Организации земельный участок предоставлен полностью, а не в доле с другим налогоплательщиком.

    Авансовый платеж по земельному налогу за указанный земельный участок за I квартал рассчитывается следующим образом.

    Не облагаемая налогом сумма, уменьшающая величину налоговой базы, установленная в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ, принимается при расчете в целых рублях. При этом следует иметь в виду, что если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

    Поскольку организация не имеет права на льготы по налогу, установленные в соответствии с п. 2 ст. 387 и ст. 395 НК РФ в виде необлагаемой площади земельного участка (части площади земельного участка) и полного освобождения от налогообложения, то она их в расчете авансового платежа не использует.

    При определении коэффициента К1, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в отчетном периоде, необходимо учитывать, что если в течение всего отчетного периода у налогоплательщика права на налоговую льготу не возникало, то для исчисления авансового платежа данный коэффициент принимается равным единице. Поскольку льготы в виде необлагаемой площади земельного участка и полного освобождения от налогообложения организации не предоставлялись, в расчете авансового платежа должна использоваться единица.

    Налоговая база определяется в отношении земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

    Организация имеет право на льготу по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, установленной в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ в размере 80 000 руб. Следовательно, налоговая база рассчитывается как разность значений кадастровой стоимости земельного участка и не облагаемой налогом суммы:

    2 800 985 руб. — 80 000 руб. = 2 720 985 руб.

    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% только в отношении земельных участков, поименованных в пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ. По остальным землям налоговая ставка устанавливается в размере 1,5%. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. В нашем примере органы муниципального образования установили ставку в размере 1,5%.

    Далее налогоплательщик должен учесть количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода. При этом следует иметь в виду, что если возникновение (прекращение) у налогоплательщика в течение отчетного периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

    Для расчета авансового платежа следует учитывать коэффициент правообладания земельным участком К2. Он применяется для исчисления авансового платежа по земельному налогу в случае правообладания земельным участком в течение неполного отчетного периода и определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном периоде.

    Вместе с тем если земельный участок использовался налогоплательщиком в течение всего отчетного периода (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев), то коэффициент владения земельным участком принимается равным единице. Поскольку организация приобрела в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок под производственным объектом в 2003 г., то коэффициент владения земельным участком К2 определяется следующим образом:

    К2 = 3 мес. : 3 мес. = 1.

    Сумма исчисленного авансового платежа за отчетный период определяется как 1/4 от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента К2, деленного на сто:

    Sав.плат. = 0,25 х ((2 720 985 руб. х 1,5 х 1) : 100) = 10 204 руб.

    Налоговая льгота, уменьшающая исчисленную сумму налога, учитывается только в случае установления нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для данной категории налогоплательщиков налоговой льготы в виде уменьшения исчисленной суммы налога (п. 2 ст. 387 НК РФ). Поскольку представительными органами муниципального образования по условиям примера налоговая льгота, уменьшающая исчисленную сумму налога, не установлена, сумма авансового платежа, подлежащая уплате за отчетный период, составляет 10 204 руб.

    На основании постановления администрации организации выделен второй земельный участок для сельскохозяйственного использования. Он находится на территории того же поселения и муниципального образования, что и первый земельный участок, предоставленный данной организации для производственных целей. Кадастровая стоимость второго участка — 450 000 руб., площадь — 630 кв. м. Для земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства органами муниципального образования, размер не облагаемой налогом суммы не установлен; налоговая ставка установлена в размере 0,3%.

    По земельному участку, занятому в целях сельскохозяйственного использования, сумма авансового платежа рассчитывается следующим образом.

    Налоговая база определяется, так же как и в первом случае, как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и рассчитывается как разность значений кадастровой стоимости земельного участка и не облагаемой налогом суммы для организаций, имеющих право на льготы по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, установленные в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    Поскольку организация за земельный участок, используемый для сельскохозяйственного производства, права на льготу по налогу в виде не облагаемой налогом суммы, установленной в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ нормативным правовым актом муниципального образования, не имеет, налоговая база будет равна кадастровой стоимости земельного участка — 450 000 руб.

    Налоговая ставка, применяемая в отношении данного земельного участка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для земель, используемых для сельскохозяйственного производства, составляет 0,3%.

    Количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода равно 3. Поскольку организация использует земельный участок для сельскохозяйственного производства в течение всего квартала, то коэффициент К2 равен единице.

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *