Вступление России в ВТО: изменение российского законодательства (подготовлено экспертами компании — Гарант — ). Договор россия вто

Июн 5, 2019 Публикации

Вступление России в ВТО: изменение российского законодательства (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Вступление России в ВТО:
изменение российского законодательства
(подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. подписан в Женеве 16 декабря 2011 г.

Полноправным членом ВТО Россия стала 22 августа 2012 г. (подробнее о ВТО)

Изменения в части регулирования фармацевтического рынка

Федеральный закон от 11 октября 2010 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»

С 22 августа 2012 г. вступила в силу часть 6 статьи 18 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в соответствии с которой запрещается в течение 6 лет с даты госрегистрации препарата получать, разглашать, использовать в коммерческих целях, в том числе для госрегистрации иных лекарств, данные о результатах его доклинических и клинических исследований без согласия правообладателя такой информации. Также не допускается обращение в России лекарств, зарегистрированных с нарушением указанной нормы.

Изменения в сфере интеллектуальной собственности

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. N 781 «О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами»

С 22 августа 2012 г. увеличены пошлины, связанные с патентованием и госрегистрацией в сфере интеллектуальной собственности.

Исключены понятия «резидент», «нерезидент» и дифференциация в отношении них размеров пошлин. Так, напр., установлена единая пошлина за регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачу патентов на них — 3 250 руб. (ранее резиденты вносили 2 400 руб., а нерезиденты — 10 800 руб.).

На 15% уменьшена пошлина за регистрацию заявки на патент, если она подается в электронном виде. Это касается и пошлин за регистрацию заявки на товарный знак, на знак обслуживания, на наименование места происхождения товара.

На 50% уменьшены некоторые пошлины, связанные с патентованием изобретений и промышленных образцов, для субъектов малого предпринимательства.

Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»

Создается специальный суд по интеллектуальным правам, который будет рассматривать споры в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.

Это дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. К ним также относятся споры о предоставлении или прекращении такой охраны (исключение — объекты авторских и смежных прав, топологии интегральных микросхем).

При этом сторонами дела могут быть любые организации, ИП или граждане.

Изменения в сфере таможенного регулирования

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 190-ФЗ «О некоторых мерах государственной поддержки отдельных категорий производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов»

Участникам инвестиционного режима «промышленной сборки» автомобилей и автокомпонентов компенсируются следующие потери:

— затраты, связанные с повышением импортных пошлин на товары, предназначенные для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД ТС, их узлов и агрегатов. Речь идет о тех, которые предназначены для промышленной сборки;

— потери, связанные с исключением из ТН ВЭД ТС кодов товарных позиций для «промышленной сборки».

Речь идет о затратах, которые могут возникнут после 1 июля 2018 г.

Указанные затраты компенсируются в первую очередь путем субсидирования. Порядок выделения средств определяет Правительство РФ.

Кроме того, для производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов сохраняются прежние условия реализации инвестпроектов, если до 1 февраля 2014 г. будут изменены (не в лучшую сторону) условия внесения неналоговых платежей.

Данные меры поддержки российских автомобилестроителей обусловлены вхождением нашей страны в ВТО.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»

Принята новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая сформирована с учетом обязательств Российской Федерации по присоединению к ВТО и которая вступила в силу 23 августа 2012 г.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 55 «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров»

Установлен перечень товаров и ставок, в отношении которых Белоруссией и Казахстаном применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок нового ЕТТ ТС. Это обусловлено тем, что Россия становится участником ВТО, а названные страны — нет.

Перечень содержит более 100 позиций. В него, в частности, включены автомобили. Их Белоруссия и Казахстан будут ввозить по действующим ставкам, а нормы ЕТТ будут применяться только для импорта в Россию.

Ставки ввозных таможенных пошлин, приведенные в перечне, действуют для Казахстана в течение 6 месяцев. После их действие продлевается до присоединения этой страны к ВТО. Для Белоруссии они применяются до ее присоединения к ВТО.

Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 595 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863»

С 22 августа 2012 г. снижен сбор за оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 млн руб. 1 коп. и более, теперь он составляет 30 тыс. руб. (ранее было 50 тыс. руб. при таможенной стоимости товара от 10 млн руб. до 30 млн руб. и 100 тыс руб. — при более высокой стоимости).

Постановление Правительства РФ от 21 июля 2012 г. N 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

С 22 августа 2012 г. утверждены новые ставки экспортных таможенных пошлин на товары, вывозимые из России за пределы ТС. Они приведены в соответствие с обязательствами нашей страны после ее присоединения к ВТО.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска»

Стороны должны признавать санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры других государств как эквивалентные, даже если они отличаются от тех, которые приняты ТС и (или) его странами. Условие — государство-экспортер должно объективно доказать, что его меры позволяют достичь надлежащего уровня санитарной, ветеринарной или фитосанитарной защиты. Также нужно, чтобы указанный экспортер обеспечил доступ для проведения проверок и испытаний.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 834 «О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»

Вводится аудит зарубежной официальной системы надзора. В его рамках определяется ее способность обеспечивать уровень безопасности подконтрольных товаров как минимум эквивалентный тому, что установлен требованиями ТС. Если аудит завершен успешно, предприятия включаются в Реестр предприятий третьих стран в соответствии с перечнем, предоставляемым компетентным органом такого государства. В остальных случаях предприятие вносится в Реестр по результатам совместной проверки или под гарантии указанного компетентного органа.

Регламентирован порядок проведения аудита. Он предусматривает документарный анализ. Возможны инспекции для верификации надлежащего применения соответствующего законодательства третьей страны. Они включают посещение предприятий. Возможен повторный аудит после устранения выявленных недостатков.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 830 «О внесении изменений в Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)»

Определены меры регулирования ввоза подконтрольных товаров, применяемые с момента присоединения первой из стран ТС к ВТО. Так, на большинство товаров потребуются ветеринарный сертификат и разрешение на ввоз.

Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 812 «Об опубликовании проектов решений Комиссии Таможенного союза»

Установлено, что проекты обязательных решений Комиссии ТС, затрагивающих торговлю товарами, доводятся до сведения хозяйствующих субъектов и уполномоченных органов путем их размещения на ее официальном сайте.

Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 810 «Об изъятии в применении ветеринарных мер в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»

Установлено, что уполномоченные органы России не осуществляют ветконтроль в отношении некоторых товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветконтролю (надзору), ввозимых в нашу страну из третьих государств.

России поручено обеспечить перемещение указанных товаров на территорию других сторон в соответствии с Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветконтролю (надзору).

Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 721 «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств»

Установлено, что при отсутствии документов ТС или документов национального законодательства, действующих на территории Союза

— устанавливающих обязательные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к живым животным и продуктам животного происхождения, следует применять стандарты, рекомендации и руководства Международного эпизоотического бюро.

— по части обязательных фитосанитарных требований к растениям и растительной продукции, необходимо руководствоваться Международной конвенцией по карантину и защите растений.

— устанавливающих обязательные гигиенические и санэпидтребования к продуктам животного и растительного происхождения, следует применять стандарты, рекомендации и руководства Комиссии «Кодекс Алиментариус».

Если ветеринарные, фитосанитарные, гигиенические и санэпидтребования, действующие на территории ТС, являются более ограничительными чем названные международные стандарты, то следует применять последние. Условие — отсутствие научного обоснования риска жизни или здоровью человека, животных или растений.

Соглашение в форме обмена письмами между Правительством РФ и Европейским союзом о введении или повышении экспортных пошлин на сырьевые товары (Женева, 16 декабря 2011 г.)

Правительство России обязуется приложить максимальные усилия для того, чтобы не вводить или не повышать экспортные пошлины на сырьевые товары, перечисленные в Приложении к данному соглашению.

В случае рассмотрения Правительством РФ вопроса о введении или повышении экспортных пошлин на данные сырьевые товары оно будет проводить консультации с Европейским союзом, по крайней мере, за 2 месяца до введения этих мер с целью нахождения решения, учитывающего интересы обеих Сторон.

Соглашение в форме обмена письмами между РФ и Европейским союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский союз (Женева, 16 декабря 2011 г.)

Установлен порядок применения тарифных квот на экспорт леса из России в Европейский союз, который подлежит обложению экспортными пошлинами. Так, Правительство РФ открывает тарифные квоты, на основе своего Перечня уступок и обязательств по товарам, принятых Россией в рамках ВТО, которые делятся между РФ и ЕС. Российская Федерация выдает экспортные лицензии при условии, что российские экспортеры выполняют все надлежащие экспортные требования. Европейский союз распоряжается выделяемой ему частью тарифной квоты в соответствии со своими внутренними процедурами. Российская Федерация не применяет ограничений или деления в рамках части тарифной квоты, выделяемой Европейскому союзу.

Порядок администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из России в ЕС закреплен в Протоколе между Правительством РФ и Европейским союзом от 16 декабря 2011 г.

Указанные документы временно применяются с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)

Соглашение между Правительством РФ и Европейским союзом о торговле между Российской Федерацией и Европейским союзом узлами и агрегатами моторных транспортных средств (Женева, 16 декабря 2011 г.)

Создается механизм («компенсирующий механизм») для обеспечения того, что экспорт из Европейского союза в Россию узлов и агрегатов моторных транспортных средств, указанных в Приложениях N 1 и 2 к Соглашению, не снижается вследствие вступления в силу инвестиционного режима в автомобильном секторе.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами (Женева, 9 ноября 2011 г.)

В 1993 г. Россией было принято решение о вступлении в ВТО. За последние несколько лет было получено согласие на вступление почти от всех участников организации. Последним членом ВТО, с которым Россия договорилась, стала Грузия.

Достигнутое между Грузией и Россией соглашение по ВТО предусматривает создание комплексной системы наблюдения и аудита за перемещением грузов, посредством которой частная компания будет осуществлять международный мониторинг торговли.

По условиям соглашения, нейтральную частную компанию выберет нейтральная третья Сторона (Швейцария), которой она будет подотчетна.

Изменения в области торговли услугами

Соглашение в форме обмена письмами между Правительством Российской Федерации и Европейским союзом о подтверждении обязательств в области торговли услугами, содержащихся в СПС (Женева, 16 декабря 2011 г.)

Установлен порядок внутрифирменного перевода граждан Евросоюза в российские представительства европейских фирм и граждан РФ — в представительства фирм РФ в ЕС. Так, требованием РФ является предоставление сотрудникам российских юридических лиц, работающим в порядке внутрифирменного перевода в представительствах в ЕС, режима не менее благоприятного, чем принятого в ЕС для аналогичных сотрудников из других стран. Россия берет на себя аналогичное обязательство, однако сохраняет за собой право ограничить число таких сотрудников до 5 человек на представительство, а в банковской сфере — до 2 человек.

Читайте так же:  Патент на работу в другом регионе, области или городе. Как поменять московский патент на московскую область

В соответствии с Перечнем обязательств России в ВТО определено 18 секторов деятельности, по которым может быть заключен Договор об оказании услуг, при этом оговорено, что предметом такого договора не могут быть «услуги по размещению и подбору персонала».

Определен нижний предел квоты на иностранных сотрудников — 16 тыс. человек, при этом в последующие годы квота должна быть не меньше, чем квота предыдущего года.

Соглашение временно применяется с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)

Изменения в банковской сфере

Указание Банка России от 17 мая 2012 г. N 2818-У «О признании утратившим силу пункта 28 Положения Банка России от 23 апреля 1997 года N 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями»

В связи с присоединением России к ВТО и в целях выравнивания условий открытия филиалов российскими банками отменено требование, касающееся получения дочерней кредитной организацией иностранного банка (резидент) предварительного разрешения Банка России для открытия на территории России филиала.

Изменения в области государственной поддержки сельского хозяйства

Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства (Москва, 9 декабря 2010 г.)

С 22 августа 2012 г. Россия не применяет меры государственной поддержки сельского хозяйства, определенные статьей 6 Соглашения. Обязательства по внутренней поддержке и субсидированию экспорта теперь установлены Перечнем уступок и обязательств России в ВТО, которые определяются денежной суммой (ранее это было процентное соотношение). Так, с 2012 г. по 2018 г. Россия должна уменьшить поддержку национальных производителей с 9 млрд.руб. до 4,4.

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

Статьей 7 Федерального закона определены условия выполнения работ по Соглашению о разделе продукции. Однако если такие условия вступают в противоречие с принципами ВТО, в случае присоединения России к ВТО, они теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами ВТО.

Перечнем специфических обязательств по услугам, приведенным в Протоколе о присоединении России к ВТО, установлено всего два ограничения национального режима:

— юридические лица РФ имеют преимущественное право на участие в реализации Соглашения в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве по соглашениям (контрактам) с инвесторами,

— не менее 80% всего нанятого персонала, задействованного в реализации соглашения о разделе продукции, должны быть гражданами РФ.

Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (Минск, 19 мая 2011 г.)

Договор заключён в целях создания условий для присоединения Белоруссии, Казахстана и России к ВТО, углубления интеграции Сторон в международную торговую систему и эффективного функционирования Таможенного союза (ТС) в соответствии с правилами и обязательствами в рамках ВТО в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО.

Нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования ТС, становятся частью правовой системы ТС. Договором устанавливается приоритет обязательств Стороны в рамках ВТО перед её обязательствами в рамках ТС. При этом любая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия её присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему ТС.

Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из Сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения Стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы ТС, не подлежат отмене или ограничению по решению органов ТС, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключённым между Сторонами.

В случае если отдельные нормы правовой системы ТС являются более либеральными по сравнению с Соглашением ВТО, но не противоречат ему, то Сторонами обеспечивается применение таких норм для целей эффективного функционирования ТС и развития международной торговли.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. N 1388

Минэкономразвития России обеспечивает членство нашей страны в ВТО. Это уполномоченный орган госвласти, осуществляющий взаимодействие с данной организацией. Расширены его полномочия.

Так, Министерство осуществляет функции контактного информационного центра по вопросам указанного членства, кроме вопросов технических барьеров в торговле, а также санитарных и фитосанитарных вопросов. Координирует совместно с МИДом России деятельность органов госвласти по вопросам, связанным с участием нашей страны в ВТО.

В настоящей бизнес-справке отражена суть внесенных в российское законодательство изменений в связи с принятием Россией обязательств по ВТО.

Нормативные документы, представленные в справке, для удобства структурированы по конкретным сферам деятельности.

Для тех отраслей экономики, которые пока не готовы работать по условиям ВТО (т.е. недостаточно конкурентноспособны), предусмотрен переходный период.

По мере принятия недостающей законодательной базы данная бизнес-справка будет пополняться.

Россия и ВТО

Присоединение России к ВТО

В 2011 году был завершен переговорный процесс по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), инициированный в 1993 году. В ходе формального заседания Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО 10 ноября 2011 года одобрен финальный пакет документов, необходимых для присоединения Российской Федерации к данной международной организации. Присоединение Российской Федерации к ВТО было оформлено посредством подписания Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО 16 декабря 2011 года в ходе 8-й Министерской Конференции ВТО в Женеве.

Проведена работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. Поэтому имплементация зафиксированных в Докладе Рабочей группы обязательств не потребует внесения значительных изменений в российское законодательство или нормативную базу Таможенного союза. Исключением могут стать отдельные акты о предоставлении запрещенных с точки зрения ВТО субсидий промышленности и сельскому хозяйству (однако такие нормативные акты в любом случае будут подлежать изменению в связи с имплементацией соответствующих соглашений ЕЭП) или нормативные акты в сфере ветеринарного, санитарного и фитосанитарного регулирования.

В соответствии с практикой, существующей в этой организации, присоединение России к ВТО будет оформлено подписанным и ратифицированным Россией Протоколом о присоединении к ВТО (далее – Протокол), который станет международным договором для Российской Федерации. В соответствии с Протоколом Россия должна будет принять на себя обязательство по присоединению к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО (далее — Соглашение о ВТО), включая все приложенные к нему Многосторонние торговые соглашения.

Проводится работа по подготовке и внесению поправок в законодательство Российской Федерации и Таможенного союза, необходимых для полной имплементации обязательств, принятых нами при присоединении России к ВТО.

Параллельно ведутся консультации с деловым сообществом относительно условий и преимуществ членства России в ВТО. В среднем проводится порядка 15 мероприятий в месяц. Мероприятия проводятся как в Москве, так и в регионах России.

Протокол о присоединении России к ВТО вступает в силу

МОСКВА, 22 авг — РИА Новости. Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступает в силу в среду, 22 августа. Таким образом, РФ становится 156-м членом ВТО.

Документ был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года. Министры стран-членов ВТО одобрили вступление России в эту организацию после 18 лет переговоров.

Россия в качестве государства — члена ВТО принимает на себя все обязательства по Марракешскому соглашению об учреждении этой организации. Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют два-три года, по наиболее чувствительным товарам — пять-семь лет.

Обязательства России

В июле Совет Евразийской экономической комиссии утвердил обновленный Единый таможенный тариф (ЕТТ) с учетом обязательства РФ перед ВТО, который начнет действовать с 23 августа.

По предварительным расчетам, при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины снизится с 9,6% до 7,5-7,8%.

Для трети товаров снижение произойдет на следующий день, речь идет в первую очередь о возврате импортных пошлин, повышавшихся в период кризиса в 2008-2009 годах, на исходный уровень.

К чувствительным отраслям, в которых могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, вызванными членством России в ВТО, относятся автомобильная промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, легкая промышленность.

В настоящее время правительство разрабатывает меры адаптации отраслей экономики к условиям ВТО, сохраняя программы финансовой поддержки, в частности, сельского хозяйства. Программы поддержки производства сельхозтехники, судостроения и авиастроения будут переформатированы в соответствии с нормами ВТО, и господдержка будет направляться напрямую производителям. Кроме того, запланирован ряд мер административного характера, например, по линии таможенного администрирования.

Одним из ключевых вопросов в процессе присоединения была поддержка российского агропромышленного комплекса. В результате, согласно обязательствам, принятым на себя Россией, на поддержку сельского хозяйства в 2012-2013 годах государство сможет тратить 9 миллиардов долларов, потом объем финансовых вливаний плавно снизится до 4,4 миллиарда в 2018 году. Говоря об условиях вступления России в ВТО, министр экономического развития Андрей Белоусов ранее отмечал, что РФ не выбирает и еще долго не выберет те объемы поддержки, которые прописаны в соглашении.

Правительство в июле одобрило госпрограмму развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы с финансированием из федерального бюджета в размере 1,509 триллиона рублей. Общий объем финансирования восьмилетней программы, как сообщал в своем докладе глава Минсельхоза РФ Николай Федоров, составит 2,28 триллиона рублей, включая также 770 миллиардов рублей из региональных бюджетов.

Экспорт в выигрыше

Некоторые изменения коснутся российского экспорта. Так, Евросоюз должен отменить квоты для России на поставки металлургической продукции с момента присоединения к ВТО.

Кроме того, в соответствии с договоренностями правительство утвердило увеличение в три раза квот на экспорт из РФ сосны и ели в 2013 году.

Тарифные квоты на экспорт ели обыкновенной или белой европейской пихты с 2013 года увеличиваются в три раза — с 2 миллионов 82,2 тысячи кубометров в 2012 году до 6 миллионов 246,2 тысячи кубометров в 2013 году.

В том числе, квота для Евросоюза будет увеличена с 1 миллиона 986,9 тысячи кубометров в 2012 году до 5 миллионов 960,6 тысячи кубометров в 2013 году, для остальных стран — с 95,3 тысячи кубометров в 2012 году до 285,9 тысячи кубометров в 2013 году.

Квота на экспорт сосны обыкновенной также увеличится с 5 миллионов 346,1 тысячи кубометров в 2012 году до 16 миллионов 38,2 тысячи кубометров в 2013 году.

Для стран Европейского союза экспортная квота вырастет с 1 миллиона 215,3 тысячи кубометров в 2012 году до 3 миллионов 645,9 тысячи кубометров в 2013 году. Для других стран квота увеличится с 4 миллионов 130,8 тысячи кубометров в 2012 году до 12 миллионов 392,3 тысячи кубометров в 2013 году.

Кроме того, правительство РФ ранее утвердило ставки экспортных таможенных пошлин на российские товары, приведя их в соответствие с обязательствами после присоединения к Всемирной торговой организации.

РФ увеличивает экспортную пошлину на соевые бобы до 20%, но не менее 35 евро за тонну, хотя ранее предполагалось, что пониженная ставка в размере 5% будет действовать до конца сентября.

Ставки вывозных пошлин на газ природный, газы нефтяные и углеводороды в газообразном состоянии не изменяются. По природному газу ставка остается на уровне 30%, остальным — 5% от таможенной стоимости.

Постановление не затрагивает вывозные таможенные пошлины на нефть и ряд нефтепродуктов, ставки по которым устанавливаются правительством РФ ежемесячно, с учетом средней цены на нефть марки Urals на мировых рынках.

Преимущества для РФ

По данным Минэкономразвития, членство в ВТО даст РФ ряд преимуществ.

Например, от применения упрощенных таможенных процедур экономические операторы ежегодно получают выгоду в 900 миллиардов долларов в рамках мировой торговли, в рамках России такая выгода составит 18 миллиардов долларов, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

По оценке Всемирного банка (ВБ), вступление РФ в ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, а через десять лет — за счет позитивного влияния на инвестиционный климат — выгода может увеличиться до 11% ВВП (около 162 миллиардов долларов). Эти расчетные выгоды Россия будет получать каждый год, то есть они не будут разовыми, причем в выигрыше будут все регионы. Однако в наибольшей степени выиграют те субъекты РФ, которые преуспеют в привлечении прямых иностранных инвестиций. По прогнозу ВБ, в наибольшем выигрыше окажутся Северо-Запад, включая Санкт-Петербург, и Дальний Восток.

По оценкам Минэкономразвития, только устранение барьеров для российского экспорта после присоединения к ВТО создаст в стране до 40 тысяч рабочих мест.

Кроме того, максимальная сумма таможенных сборов за оформление товаров в РФ будет снижена в 3,3 раза, до 30 тысяч рублей с нынешних 100 тысяч рублей, а налогообложение российских и импортных товаров должно быть унифицировано с даты присоединения.

Очевидная для потребителей выгода от сокращения торговых барьеров после присоединения РФ к ВТО — снижение стоимости жизни за счет удешевления как импортных, так и отечественных товаров, полагают в Минэкономразвития. В результате подешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты.

Ранее глава российской делегации на переговорах с ВТО, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков заявлял, что цены на товары могут начать снижаться через три-пять лет, но это снижение, вполне возможно, будет компенсировать инфляция.

Прямые бюджетные потери от присоединения РФ к ВТО могут составить 188 миллиардов рублей в 2013 году и 257 миллиардов рублей в 2014 году, однако реально они будут меньше из-за роста объемов внешней торговли, налогооблагаемой базы и собираемости пошлин, заявлял ранее глава Минэкономразвития Андрей Белоусов.

Читайте так же:  Поддерживает ходатайство. Поддерживает ходатайство

Путь в ВТО

В середине ноября 2011 года рабочая группа по присоединению России к ВТО утвердила пакет документов, включая свой доклад и обязательства по доступу на рынок товаров и услуг. Тогда Россия формально завершила переговоры о вступлении в ВТО, членства в которой добивается с 1993 года.

Активный переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. Стороны как в двухстороннем формате, так и в формате рабочих групп обсуждали тарифную политику, господдержку сельского хозяйства, промсборку автомобилей в РФ, доступ на российский рынок услуг иностранных поставщиков и многие другие вопросы.

В начале 2008 года российские власти полагали, что финал близок, однако из-за упорства главных партнеров по переговорам — Брюсселя и Вашингтона — сроки отодвинулись. Россия заявила, что будет вступать в ВТО вместе с партнерами по Таможенному союзу — Белоруссией и Казахстаном — и приостановила двусторонние переговоры, однако позже стороны решили их возобновить.

Итоговый протокол вызвал много споров как в российском бизнес-сообществе, так и у парламентариев, вплоть до обращения в Конституционный суд с просьбой проверить протокол о присоединении РФ к ВТО на соответствие Конституции РФ. По мнению заявителей, при внесении протокола на ратификацию в Госдуму была нарушена конституционная процедура. Кроме того, они оспаривали конституционность отдельных приложений к нему.

КС 9 июля объявил, что не усматривает нарушений Основного закона при подписании пока еще не вступившего в силу протокола о вхождении РФ в ВТО.

Закон был принят Госдумой 10 июля и одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года. Протоколом о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации оформляется членство России в ВТО.

Как сообщала 21 июля пресс-служба Кремля, президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года». Затем директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков, сообщал, что 23 июля РФ уведомила ВТО о завершении внутренних ратификационных процедур в отношении протокола о присоединении.

Вместе с тем, как заявлял Медведков, Россия не стала рекордсменом по продолжительности ведения переговоров по присоединению к ВТО, первенство — у Алжира, который присоединяется с 1987 года.

Россия в ВТО: экономические последствия

Москва, 21 июля — «Вести.Экономика». В этом году исполняется 6 лет вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО). Данный договор принес российской экономике не только плюсы, но и существенные минусы.

По причине ускоренной глобализации в XX веке для большинства стран значительно возросла роль международной торговли. В то же время стремление защитить собственного производителя с помощью введения тарифных барьеров, импортных квот и полного эмбарго определенных видов продукции препятствовало развитию торговли на глобальном уровне. Одним из первых шагов по преодолению данных препятствий стало подписание «Генерального соглашения по тарифам и торговле» в 1947 г.

Торговые раунды, проходившие под эгидой ГАТТ, позволили в значительной мере снизить внешнеторговые пошлины. В ходе Уругвайского раунда переговоров было достигнуто соглашение о преобразовании ГАТТ в постоянно действующую организацию (ВТО), которая бы позволяла более оперативно решать торговые споры. ВТО в данный момент имеет статус безальтернативного регулятора международной торговли и является единственным инструментом по борьбе с торговой дискриминацией и ущемлением прав отдельно взятых государств. Для вступления в ВТО государство должно изменить свое законодательство в области пошлин и тарифов в соответствии с требованиями организации. На 2018 г. в ВТО состоят 164 государства.

Вступление Российской Федерации в ВТО произошло в 2012 г. по относительно гибким условиям, предусматривающим планомерный переход к пониженным тарифным пошлинам. В рамках соглашения был установлен переходный период 2-3 года (5-7 лет для наиболее чувствительных товаров), в течение которого происходило снижение уровня импортных пошлин. Снижение уровня средневзвешенной ставки импортной пошлины составило 3%, а по части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение достигло 4,4%.

После вступления России в ВТО можно выделить ряд положительных последствий. Акцент на развитие международной торговли и кооперации позволял повысить инвестиционный климат в Российской Федерации. Ранее России было трудно в полной мере реализовывать собственную внешнеторговую политику, однако после 2012 г. ряд стран были вынуждены отменить меры по протекционизму по отношению к России (отмена поправки Джексона — Вэника в США, по которой запрещалось предоставлять России режим наибольшего благоприятствования в сфере торговли). Россия получила доступ к международным технологиям на равных правах с остальными государствами, что в перспективе является фактором, способствующим интенсивному экономическому росту.

Был установлен относительный баланс между ускоренной интеграцией страны в мировую экономику и защитой собственного производства. Став полноправным членом ВТО, Россия расширила свои возможности по отстаиванию интересов экспортеров в зарубежных государствах, примером чего может служить иск по третьему энергопакету ЕС.

Вступление в организацию дало немедленный эффект на внешнеторговый баланс России. По результатам первой половины 2013 г. можно наблюдать рост импорта на 3,4% с $145721 млн до $150678 млн и снижение экспорта на 2,74% с $261105 млн до $253943 млн. Сальдо внешнеторгового оборота снизилось более чем на 10%, что связано с повышением конкуренции на внутреннем рынке в связи со снижением импортных пошлин.

Значительно изменилась структура внешней торговли. Доля экспорта и импорта в страны СНГ показала снижение на 7,2% и 8% соответственно. За тот же период экспорт и импорт в страны дальнего зарубежья повысились на 1,7% и 1,5%.

Структура экспорта по категориям экспортируемых товаров не показала значительных изменений после вступления в ВТО. Наибольшее изменение произошло в сфере топливно-энергетических товаров, удельный вес которых снизился на 7,2% по отношению к тому же периоду 2012 г. Рост удельного веса в структуре экспорта показали машины и оборудование, металлы и продукция химической промышленности.

В январе-июне 2013 г. стоимостной объем топливно-энергетических товаров не изменился по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., в то время как физический объем снизился на 10,6%. При этом среди данных товаров возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья: бензина — на 17,0%, дизельного топлива – на 28,3%, газа природного – на 11,6%, топлив жидких – на 10,6%, угля каменного – на 13,2%. Доля экспорта металлов и изделий из них уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 1,6%. Снижение произошло как физического объема (на 12,2%), так и стоимостного (на 18,3%). В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес металлов и изделий из них в январе-июне 2013 г. составил 7,6%, что на 1,6% меньше по сравнению с 2012 г. Стоимостной объем экспорта указанных товаров снизился по сравнению с январем-июнем 2012 г. на 18,3%, а физический — на 12,2%.

2016 г. ознаменовался крайне низкими показателями внешнеторгового оборота, причиной которого стало резкое снижение цены на нефть и, как следствие, девальвация рубля. Объем экспорта России уменьшился на 28,7% по причине резкого снижения цены на продукты экспорта. Частично компенсировать топливно-энергетический экспорт смогло повышение поставок за границу техники и сельхозпродукции.

Машины и оборудование имеют наибольший структурный объем импорта из стран дальнего зарубежья: на них приходится 44%. Стоимостной объем ввоза данной группы товаров сократился на 8,2%, наибольшее снижение произошло в сфере легковых и грузовых автомобилей: физические объемы их ввоза сократились на 31% и 23,2% соответственно. Падение объемов импорта техники наблюдается уже несколько лет подряд. С одной стороны, это связано с переносом заводов по производству машин и оборудования из стран дальнего зарубежья непосредственно на территорию России, а с другой — ростом цен и снижением покупательской способности населения по причине девальвации российского рубля.

Однако говорить о влиянии вступления в ВТО невозможно, не принимая во внимание внешнеполитическую и экономическую обстановку в стране. Кратковременная разрядка международно-политических отношений закончилась в 2014 г. в связи с санкциями по причине «присоединения Крыма к России и конфликта на востоке Украины». Данные события практически нивелировали основную часть положительных эффектов вступления в ВТО. Данные санкции были сделаны с поправкой на статью ГАТТ, следуя которой государства имеют право вводить ограничения по соображению национальной безопасности. В данном случае и санкции стран Евросоюза, и санкции России не были оспорены в ВТО.

Вместе с тем, не оправдались надежды российских экспортеров на облегчение доступа на международные рынки: к уже существовавшим до «санкционной войны» ограничениям против российских компаний добавились новые. Россия не получила доступ к передовым технологиям, упали объемы прямых инвестиций, затруднен доступ к дешевым финансовым кредитам, что было главным при вступлении в ВТО.

Крупные убытки в результате вступления в ВТО понес сельскохозяйственный сектор. Значительное снижение тарифной пошлины вкупе с усилением конкуренции на внутреннем рынке пошатнули позиции российских сельхозпроизводителей. Своевременным решением данной проблемы стал частичный запрет на ввоз сельхозпродукции из ряда государств.

Недостаток высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции и общая спешка в вопросах ратифицирования договора (договор был ратифицирован до полного перевода соответствующего договора на русский язык) привело к тому, что после вступления в ВТО против России в ряде стран действует несколько расследований по поводу экспорта российских товаров по демпинговым ценам.

Из-за снижения ввозных пошлин за 5 лет российский бюджет недосчитался 800 млрд руб. Сам механизм ВТО в последние годы теряет свою эффективность, становится неспособным поддерживать безбарьерную экономическую среду в международной торговле. Также, несмотря на большое количество исков, поданных в рамках организации процедур по решению торговых споров, не было принято решений, вводящих значимых санкций. Во время частых экономических и политических кризисов государства вводят сугубо протекционистские меры, без санкций со стороны ВТО.

Данные аргументы ставят под вопрос само членство России в данной организации, что привело к рассмотрению в Госдуме РФ вопроса о выходе России из ВТО. Однако, по прогнозам ряда экономистов, выход России приведет к ужесточению международных санкций и к невозможности отстаивать свои торгово-экономические интересы на мировой арене. Также выход России из ВТО приведет только к кратковременному росту отечественного производства. Изоляция от международного рынка и международных технологий может стать отправной точкой к замедлению роста научно-технологического потенциала России.

Подводя итоги, можно выделить, что вступление России в ВТО имеет не положительный и не отрицательный, а по большей части нейтральный характер. Вместе с интеграцией России в мировую экономику мы получили и ряд проблем для собственного производства вкупе со снижением государственных доходов от пошлин на ввозимые товары.

Без политики!

Никогда еще вокруг «Протокола» в КС не кипели такие страсти, как это было вчера в Санкт-Петербурге. Начиналось все, правда, официально сухо: депутаты от фракций КПРФ и «Справедливой России» просили проверить на соответствие не вступивший в силу международный договор — «Протокол о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации». Госдума отложила рассмотрение документа на 10 июля, КПРФ заявила, что устроит всероссийскую акцию протеста.

Заявители для начала попросили вызвать в КС свидетелей: глав минэкономразвития Андрея Белоусова и минфина Антона Силуанова, руководителя ФТС Андрея Бельянинова и помощника президента Эльвиру Набиуллину — им отказали.

Самым сильным аргументом заявителей были нарушения процедуры. «Сам по себе процесс ратификации с конституционной точки зрения является сугубо формальным, но, на наш взгляд, этот процесс профанируется. Что мы наблюдаем в последние дни? Лихорадочное исправление несоответствий процедуры, выложены наконец-то тексты на русском языке, но депутаты Госдумы должны за несколько дней изучить сотни страниц!» — заявил адвокат заявителей Александр Муранов. Он также настаивал, что документ нужно было согласовать с субъектами Федерации, потому что текст относится к актам совместного ведения.

Коммунист Николай Коломейцев возмущался: «Я как депутат на протяжении нескольких созывов пытался достучаться до власти, но до недавнего времени не мог ознакомиться с текстом протокола». Сейчас же думцам, по его словам, предстоит освоить 1137 страниц: «60 приложений не переведены на русский, какая может быть демократия, если даже депутат не может ознакомиться с ними на русском языке?» «В самом заявлении заявителей имеет место постоянное цитирование на русском и английском языках, — возражал представитель правительства в КС Михаил Барщевский, — нельзя быть немножко беременным, если вы не знакомы с текстом — не цитируйте!»

— Восемнадцать лет мы медленно запрягали, а сейчас за крайне короткий период хотим доехать, — продолжал возмущаться адвокат Муранов, — заявители призывают КС тщательно взвесить все то, что имело место, и представить, что случится в контексте нелепой процедуры ратификации.

«Мы не рассматриваем вопрос о профанации действий какой-либо стороны, мы рассматриваем вопрос права — соответствует акт Конституции или нет», — одернул его председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.

Второй представитель заявителей, эсер Александр Чуев сосредоточился на пагубных для безопасности РФ последствиях вступления в ВТО. Он доказывал, что, к примеру, либерализация рынка железнодорожных перевозок или рынка газа неминуемо ухудшит положение российских граждан, потому что цены на базовые услуги населению только возрастут. Надо сказать, что когда слово получил директор департамента торговых переговоров Максим Медведков, чувствовалось, что речь Чуева его потрясла: «С нашей точки зрения, произошла не вполне правильная интерпретация правовых последствий ратификации Протокола». Медведков рассказал, что выравнивание внутренних российских цен на газ с международными не является обязательством РФ, а что касается железнодорожных тарифов, то «и в рамках ВТО мы сохраняем право на льготный режим по перевозке военных грузов и грузов по социальным обязательствам».

Читайте так же:  Создать сайт с нуля. Как оформить свой сайт на экспресс карьере

Кроме того, Чуев был уверен, что существование в рамках ВТО органа по разрешению споров приведет к нарушению суверенитета страны: «Ряд стран сейчас уже готовится подавать иски к РФ через эту процедуру, целая армия юристов только тем и будет заниматься, что будет поддерживать иски к России». Чуев напомнил, что в России даже нет юристов, специализирующихся по ВТО, а в Китае таких около шести тысяч. «Ну и что, нам надо выйти из Совета Европы только потому, что могут быть поданы иски в Европейский суд по правам человека? — спорил Барщевский. — Мы члены большого мира, и со второй половины XX века правила жизни все больше унифицируются, должна быть не изоляционистская позиция, а цивилизованная, соответствующая сегодняшним реалиям защиты прав человека».

«Разумный протекционизм мы должны обеспечивать, — считает Муранов, — каждое государство защищает свои стратегические отрасли».

А Коломейцев добавил, что не были вовремя приняты решения, адаптирующие отрасли российской экономики к вступлению в ВТО: «Вчера Комитет Госдумы по экономической политике утвердил 474 предложения от экономического сообщества, каждое из которых должно быть подтверждено законодательным актом — а их нет».

Барщевский удачно парировал обвинения в нарушении регламента, приведя данные по семи случаям ратификаций протоколов к международным обязательствам РФ за полтора года работы нынешней и предыдущей Дум, и выяснилось, что все регламенты были строго соблюдены.

— О политике я говорить не могу, а о политиканстве — имею право, — заключил представитель правительства РФ. — С моей точки зрения, навязывание Конституционному суду обсуждения того, как будут развиваться железнодорожные тарифы или газификация страны, — это политиканство. Я сегодня от заявителей не услышал ни одного аргумента юридического, прочтите собственный регламент и скажите, чем сегодняшняя ситуация отличается от той, которая раньше вас всегда устраивала?

«Жалоба носит политический характер», — соглашался представитель президента в КС Михаил Кротов. «Прежде чем вы будете политиканствовать за кофе, — сурово заметил Валерий Зорькин перед перерывом в заседании, — хочу вас попросить: не сотрясайте воздух в Конституционном суде словами «враги», «политиканство» и «антидемократия» — в них нет никакого смысла с точки зрения права». Представители Госдумы и Совфеда выступать по существу отказались, напомнив, что их палаты решения по документу еще не приняли.

Присоединения к ВТО Россия добивается 18 лет. В конце прошлого года на министерской конференции организации был, наконец, подписан тот самый протокол, который теперь должна ратифицировать Госдума.

Был утвержден пакет документов, включая обязательства по доступу на рынок товаров и услуг. Задержки с ратификацией, которая должна быть завершена до 23 июля, потребует возобновления переговоров, что ухудшит условия присоединения, предупреждает директор департамента торговых переговоров минэкономразвития Максим Медведков. По его словам, членство в ВТО даст России преимущества: только благодаря упрощению таможенных процедур, экономические операторы ежегодно могут получать выгоду в 18 млн долларов.

Соглашения ВТО

Всемирная торговая организация была создана в результате многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда, который завершился в декабре 1993 года.

Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 года Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение

Помимо основного текста документ содержит 4 приложения:

Приложение 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами

В случае коллизии между положением Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. и положением другого соглашения, содержащегося в Приложении 1А к Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (указанного в соглашениях, содержащихся в Приложении 1А, как «Соглашение о ВТО»), положение другого соглашения имеет преимущественную силу в отношении указанной коллизии.

Приложение 1B: Генеральное соглашение по торговле услугами

Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Приложение 1С: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности.

Приложение 2: Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров

Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО.

Приложение 3:Механизм обзоров торговой политики

Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО.

Приложение 4:Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения

Членство России в ВТО. Досье

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *