Риторика для маленьких. Риторика для маленьких пособие для детей 5 7 лет

Риторика для маленьких. Риторика для маленьких пособие для детей 5 7 лет

Риторика для маленьких. Пособие для детей 5-7 лет

Описание книги

Отзывы и комментарии читателей

Купить бумажную и электронную версию

Книга: «Риторика для маленьких. Пособие для детей 57 лет. «

Пособие для детей 57 лет. Автор: Сорокко Ольга Семеновна, Никольская Раиса Ивановна.

В пособии представлены задания, с помощью которых дети смогут овладеть первыми навыками общения со сверстниками и взрослыми, познакомиться с культурой речевого поведения.

Автор: Сорокко Ольга Семеновна | новинки 2020 | книжный.

Лучшие и новые книги 2020 автора: Сорокко Ольга Семеновна в интернет-магазине Лабирит.

Сорокко Ольга Семеновна: 1 книга. Риторика для маленьких. Пособие для детей 57 лет.

Сорокко Ольга Семеновна: рецензии и отзывы на. | Лабиринт

Отзывы на автора Сорокко Ольга Семеновна. Вы можете стать одним из первых, кто оставил отзыв об авторе. Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям.

«Риторика для маленьких. Пособие для детей 57 лет«, Сорокко, Никольская (1).

«Риторика для маленьких Пособие для детей 57 лет» Сорокко.

Иллюстрация 2 из 8 для Риторика для маленьких. Пособие для.

Иллюстрация 1 из 8 для Риторика для маленьких. Пособие для.

Иллюстрация 3 из 8 для Риторика для маленьких. Пособие для.

Иллюстрация 7 из 8 для Риторика для маленьких. Пособие для.

Иллюстрация 8 из 8 для Риторика для маленьких. Пособие для.

Иллюстрация 5 из 8 для Риторика для маленьких. Пособие для.

Для формирования результатов поиска книг использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 19 млн ответов

Показаны первые 10 результатов.

Выше вы можете купить бумажную и электронную версию книги дешево и по самой лучшей цене в известных интернет-магазинах Лабиринт, Читай-Город, Буквоед, МИФ, Озон, book24, Литрес. Книги можно купить со значительными скидками!

Читайте также

  • 100 маленьких стихов для маленькихГруппа авторов Электронная книга
  • 100 маленьких стихов для маленькихБез автора Бумажная книга
  • Школьная риторика. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. Ч 1, 2Ладыженская Таиса Алексеевна Бумажная книга
  • Риторика 11класс: Учебное пособие для общеобразовательной школыЛадыженская Таиса Алексеевна Бумажная книга
  • Риторика. Краткий курс для журналистов. Учебно-методическое пособиеИльина Ольга Владимировна Бумажная книга
  • Педагогическая риторика. Практикум 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриатаТатьяна Ивановна Зиновьева Электронная книга
  • Педагогическая риторика. Практикум 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПОТатьяна Ивановна Зиновьева Электронная книга
  • Школьная риторика. 5 класс. Учебное пособие. В 2 частяхЛадыженская Таиса Алексеевна Бумажная книга
  • Деловая риторика. Учебное пособиеВведенская Людмила Алексеевна Бумажная книга
  • Педагогическая риторика. Учебное пособиеМихальская Анна Константиновна Бумажная книга
  • © КнигаЛит.ру 2015 — 2020. Рейтинг книг, рецензии и отзывы о бумажных и электронных книгах, сравнение цен на книги в магазинах.

    На нашем сайте вы можете скачать бесплатно и читать бесплатно онлайн фрагмент интересующего вас произведения, заказать и купить бумажную книгу с доставкой в книжных интернет-магазинах, или электронную книгу в одном из популярных форматов для чтения на ридере, мобильном устройстве и ПК. Подробнее о сайте.

    Рецензии на книгу « Риторика для маленьких. Пособие для детей 5-7 лет » Сорокко, Никольская

    Ребенок 6 лет легко справился с заданиями. Думаю, что книга больше подойдет для детей от 4 лет.

  • Главное 2020
  • Все книги
  • Билингвы и книги на иностранных языках
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Билингвы и книги на иностранных языках»
    • Билингвы
    • Литература на иностранном языке
    • Литература на иностранном языке для детей
    • Книги для детей
      • Все книги в жанре «Книги для детей»
      • Детская художественная литература
      • Детский досуг
      • Первые книги малыша. Развитие ребенка
      • Познавательная литература для детей
      • Книги с автографом
      • Комиксы, Манга, Артбуки
        • Все книги в жанре «Комиксы, Манга, Артбуки»
        • Все книги жанра
        • Артбуки. Игровые миры
        • Комиксы
        • Комиксы для детей
        • Манга
        • Манга для детей
        • Образовательные комиксы
        • Молодежная литература
        • Нехудожественная литература
          • Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
          • Государство и право. Юриспруденция
          • Домашние ремесла. Рукоделие
          • Домоводство
          • Естественные науки
          • Информационные технологии
          • История. Исторические науки
          • Книги для родителей
          • Коллекционирование
          • Красота. Этикет
          • Кулинария
          • Культура. Искусство
          • Медицина и здоровье
          • Охота. Рыбалка. Собирательство
          • Психология
          • Публицистика
          • Развлечения. Праздники
          • Растениеводство
          • Ремонт. Строительство. Интерьер
          • Секс. Камасутра
          • Технические науки
          • Туризм. Путеводители. Транспорт
          • Универсальные энциклопедии
          • Уход за животными
          • Филологические науки
          • Философские науки. Социология
          • Фитнес. Спорт. Самооборона
          • Эзотерика. Парапсихология
          • Экономика. Бизнес
          • Периодические издания
          • Религия
            • Все книги в жанре «Религия»
            • Ислам
            • Религии мира
            • Религиоведение
            • Христианство
          • Учебная, методическая литература и словари
            • Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
            • Вспомогательные материалы для студентов
            • Демонстрационные материалы
            • Дополнительное образование для детей
            • Дошкольное обучение
            • Иностранные языки: грамматика и учебники
            • Книги для школы
            • Педагогика
            • Подготовка в вуз
            • Пособия для детей с ограниченными возможностями
            • Словари и разговорники
            • Художественная литература
              • Все книги в жанре «Художественная литература»
              • Афоризмы
              • Басни
              • Детективы
              • Драматургия
              • Историческая проза
              • Классическая проза
              • Отечественный боевик
              • Поэзия
              • Приключения
              • Сентиментальная проза
              • Современная проза
              • Фантастика
              • Фэнтези
              • Эпос и фольклор
              • Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
              • Все игрушки
              • Детское творчество
                • Все товары в разделе «Детское творчество»
                • Витражная роспись
                • Гравюры
                • Другие виды творчества
                • Конструирование из бумаги и другого материала
                • Лепка
                • Наборы для рукоделия
                • Наклейки детские
                • Панч-дыроколы фигурные
                • Работаем с воском, гелем, мылом
                • Работаем с гипсом
                • Работаем с деревом
                • Скрапбук
                • Сопутствующие товары для детского творчества
                • Творческие наборы для раскрашивания
                • Фрески
                • Игры и Игрушки
                  • Назад в «Игрушки»
                  • Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
                  • Все для праздника
                  • Головоломки
                  • Детские сувениры
                  • Детские часы
                  • Другие виды игрушек
                  • Игрушка-антистресс
                  • Игрушки для самых маленьких
                  • Игры для активного отдыха
                  • Игры с мишенью
                  • Книжки-игрушки
                  • Конструкторы
                  • Куклы и аксессуары для кукол
                  • Кукольный театр
                  • Магнитные буквы, цифры, игры
                  • Машинки и Транспорт
                  • Музыкальные инструменты
                  • Мягкие игрушки
                  • Наборы для тематических игр
                  • Настольные игры
                  • Научные игры для детей
                  • Пазлы
                  • Роботы и трансформеры
                  • Ростомеры
                  • Сборные модели
                  • Фигурки
                  • Электронные игры
                  • Все канцтовары
                  • Аксессуары для книг
                    • Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
                    • Закладки для книг
                    • Глобусы
                    • Обложки для документов
                      • Все товары в разделе «Обложки для документов»
                      • Другие обложки
                      • Конверты для путешествий
                      • Обложки для автодокументов
                      • Обложки для зачетных книжек
                      • Обложки для паспортов
                      • Обложки для проездных билетов
                      • Обложки для пропусков и удостоверений
                      • Обложки для студенческих билетов
                      • Офисная канцелярия
                        • Все товары в разделе «Офисная канцелярия»
                        • Бумажная продукция для офиса
                        • Мелко-офисная канцелярия
                        • Офисные принадлежности
                        • Папки, скоросшиватели, разделители
                          • Все товары в разделе «Папки, скоросшиватели, разделители»
                          • Папки из картона
                          • Папки из пластика
                          • Папки из текстиля
                          • Папки-портфели (с пластиковыми отделениями)
                          • Письменные принадлежности
                            • Назад в «Канцтовары»
                            • Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
                            • Карандаши черногрифельные
                            • Ручки
                            • Принадлежности для черчения
                              • Все товары в разделе «Принадлежности для черчения»
                              • Все товары раздела
                              • Другие виды чертежных принадлежностей
                              • Линейки
                              • Наборы для черчения, готовальни
                              • Транспортиры
                              • Треугольники
                              • Тубусы
                              • Циркули
                              • Шаблоны, трафареты, лекала
                              • Рисование
                                • Все товары в разделе «Рисование»
                                • Карандаши цветные
                                • Кисти
                                • Краски
                                • Мелки
                                • Наборы для рисования
                                • Палитры, стаканы-непроливайки
                                • Тушь, перья
                                • Уголь художественный. Пастель
                                • Фломастеры
                                • Холсты
                                • Товары для школы
                                  • Все товары в разделе «Товары для школы»
                                  • Веера, счетный материал, счетные палочки
                                  • Другие виды школьной канцелярии
                                  • Канцелярские наборы
                                  • Ластики
                                  • Мешки для обуви
                                  • Ножницы школьные
                                  • Обложки для тетрадей и книг
                                  • Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
                                  • Пеналы
                                  • Подставки для книг
                                  • Рюкзаки, сумки, портфели
                                  • Точилки
                                  • Фартуки
                                  • Школьная бумажно-беловая продукция
                                  • Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
                                  • Все CD/DVD
                                  • Аудио
                                    • Все товары в разделе «Аудио»
                                    • Аудиокниги
                                    • Музыка
                                    • Религия
                                    • Видео
                                      • Назад в «CD/DVD»
                                      • Все товары в разделе «Видео»
                                      • Документальные фильмы
                                      • Концерты. Постановки. Мюзиклы. Видеоклипы
                                      • Мультфильмы
                                      • Познавательные фильмы
                                      • Художественные фильмы
                                      • Эротика
                                      • Юмор
                                      • Софт
                                        • Все товары в разделе «Софт»
                                        • Игры
                                        • Иностранные языки
                                        • Мультимедиа для школьников и студентов
                                        • Программное обеспечение и обучение работе на ПК
                                        • Руководства, справочники и энциклопедии
                                        • Все сувениры
                                        • Календари
                                          • Все товары в разделе «Календари»
                                          • Календари на магните
                                          • Квартальные календари
                                          • Настенные календари
                                          • Настольные календари
                                          • Сувенирная продукция
                                            • Назад в «Сувениры»
                                            • Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
                                            • Альбомы, рамки для фотографий
                                            • Воздушные шары
                                            • Значки
                                            • Конверты для денег
                                            • Магниты
                                            • Новогодние сувениры
                                            • Открытки
                                            • Подарочная упаковка
                                            • Подарочные пакеты
                                            • Подарочные сертификаты
                                            • Постеры
                                            • Праздничные акссесуары
                                            • Таблички и статусы для рабочего стола
                                            • Шкатулки
                                            • Другое
                                            • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
                                            • Весь клуб
                                            • Журнал
                                              • Назад в «Клуб»
                                              • Лабиринт. Сейчас
                                              • Детский навигатор
                                              • Новости Лабиринта
                                              • Книжные обзоры
                                              • Рецензии читателей
                                              • Подборки читателей
                                              • Литературные журналы
                                              • Скидки и подарки
                                                • Акции
                                                • Бонус за рецензию
                                                • Только у нас
                                                  • Главные книги
                                                  • Эксклюзивы
                                                  • Предзаказы
                                                  • Развлечения
                                                    • Литтесты
                                                    • Конкурсы
                                                    • Лабиринт — всем
                                                      • Партнерство
                                                      • Благотворительность
                                                      • Приложения
                                                        • Лабиринт для iOS
                                                        • Лабиринт для Android
                                                        • Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.

                                                        • Перейти к отложенным
                                                        • Убрать из отложенных
                                                        • Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей подборкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

                                                          Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

                                                          Легкий способ изучить риторику с детьми

                                                          Как часто мы говорим кратко и по делу, слушаем и действительно вдумываемся в то, что говорит собеседник? Получается это редко и не у всех. Научиться хотя бы основам красивого говорения можно, но с небольшой вероятностью, поскольку мозг взрослого человека хуже усваивает новую информацию.

                                                          Так, не лучше ли учиться красивой речи с самых малых лет? Ведь именно детская риторика закладывает фундамент к успешным переговорам в будущем. Для этого создано множество учебников, рабочих тетрадей и подготовительных курсов. Заниматься с ребёнком можно самостоятельно или отводить на занятия в группе.

                                                          Материалы по риторике для дошкольников

                                                        • О.С. Сорокко «Риторика для маленьких». Учебник предназначен для детей 5–7 лет. Более маленьким он тоже подойдёт. Задания, представленные Сорокко, малыш сможет выполнять самостоятельно. Они помогут овладеть основами общения со сверстниками и взрослыми и познакомят с культурой речи.
                                                        • О.М. Ельцова «Риторика для дошкольников». Это пособие уже посерьёзнее, чем у Сорокко, и подойдёт воспитателям детских подготовительных групп. Представленный материал поможет старшим дошкольникам приобщиться к основам риторики и расскажет, каковы свойства и признаки красноречия.
                                                        • Родители могут по этим учебникам составить программу занятий самостоятельно, но лучше отдать ребёнка на подготовительные курсы по развитию устной речи. Ведь работа в группе для малышей очень важна.

                                                          Материалы для уроков по теме: «Риторика для детей»

                                                          У Ладыженской выпущена серия учебников для детей с 1-го по 8-ой класс. Они понравятся не только родителям и учителям, но и детям, потому что помимо текста там присутствует много рисунков. Данная программа соответствует ФГОСу.

                                                        • Т.А. Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках». Учебные пособия для 1–4 класса идут одной серией на несколько лет обучения для начальной школы. По словам автора, учебники научат ребёнка слушать собеседника, письменной и устной речи, успешному общению, основам написания красивых текстов. К каждому пособию предусмотрена рабочая тетрадь.
                                                        • Т.А. Ладыженская «Школьная риторика. 5–8 класс». По этой программе ребёнок узнает о признаках ярких текстов, правильного говорения, познакомится с психологией общения. Есть множество заданий с использованием аудио — и видео-материалов. В учебниках для детей постарше подробно говорится о составлении аргументированного текста и делового письма. Рабочие тетради имеются к каждому пособию.
                                                        • Для удобства учителей к курсу Ладыженской прилагаются методические рекомендации по ведению урока. В них вы найдёте пояснительную записку о целях пособия, особенности организации урока, информацию о литературе и материалах для занятий.

                                                          • Презентация к уроку риторики в 3 классе по теме «Слушаем и вдумываемся», которая ответит, почему так важно умение слушать, что зависит от понимания звучащего текста и как показать собеседнику, что ты внимательно слушаешь. Такие презентации служат учителям опорой и интересны маленьким детям.
                                                          • Детская риторика важна, но и для читателей постарше есть учебник А.К. Михальской – «Основы риторики. 10–11 класс». С его помощью старшеклассники научатся правильно составлять конспекты, мастерству публичного выступления, искусству красноречия, ведения беседы и спора. Также учебник Михальской научит кратко и чётко излагать мысли и расскажет о свойствах и основах риторики в русской речи, как влиять на группы людей и как подготовиться к презентации себя.
                                                          • Михальская поможет познакомиться с основами риторики и взрослым людям.

                                                            Обучение по перечисленным программам будет интересно ученикам. Задания в учебниках и рабочих тетрадях, сложность которых постепенно увеличивается, разовьют у них красноречие, умение писать, слушать и читать. А пояснительные записки и конспекты из методических материалов помогут вам лучше составить план урока.
                                                            ‘ alt=»»>

                                                            Методические рекомендации к программе «Преемственность». Пособие для педагогов. Федосова Н.А., Белова Т.В. и др.

                                                            2-е изд., перераб. — М.: 20 1 5 — 156с.

                                                            Методические рекомендации к программе «Преемственность» позволяют организовать системную подготовку детей к обучению в школе. Программа «Преемственность» доработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Пособие адресовано педагогам и родителям, занимающимся подготовкой детей 5—7 лет к обучению в школе.

                                                            Содержание
                                                            Методические рекомендации к пособию «Готов ли я к школе?» <Т. В. Белова, В. А. Солнцева) 5
                                                            Методические рекомендации к модулю «Родной дом» (М.Ю. Новицкая, Е.В. Мартинкова) 37
                                                            Методические рекомендации к пособию «Математические ступеньки» <СИ. Волкова) 43
                                                            Примерное планирование занятий к пособию «Зелёная тропинка» <А.А. Плешаков) 61
                                                            Методические рекомендации и планирование занятий к пособиям «От слова к букве» (Н.А. Федосова) 62
                                                            Методические рекомендации к пособию «Риторика для маленьких » (Р. И. Никольская, О. С. Сорокко) 84
                                                            Методические рекомендации и планирование занятий к пособию «Волшебный мир народного творчества» (Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова) 99
                                                            Методические рекомендации и планирование занятий к модулю «Музыка» (Г.П. Сергеева) 115
                                                            Методические рекомендации к модулю «Физическая культура» (М.В. Малыхина) 139

                                                            Цель этой книги — дать методические рекомендации педагогам по дошкольному образованию детей старшего дошкольного возраста, их подготовке к школе с помощью программно-методического комплекса «Преемственность», который состоит из программы «Преемственность», данного пособия и комплекса развивающих пособий для детей.
                                                            Программа «Преемственность»1 представляет личностно ориентированную модель подготовки детей дошкольного возраста к обучению. Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»2, согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
                                                            Основная цель программы «Преемственность» — достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
                                                            Модули программы «Преемственность» отвечают положениям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования3 (ФГОС ДО, Стандарт). В свою очередь, для реализации каждого модуля в работе с детьми 5—7 лет созданы развивающие пособия и разработаны методические рекомендации.

                                                            О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

                                                            Программа «Риторика для дошкольников»

                                                            Идёт приём заявок

                                                            Подать заявку

                                                            Для учеников 1-11 классов и дошкольников

                                                            «Риторика для дошкольников»

                                                            Руководитель: Лахина Л.Г Участники: дети 4 -7 лет

                                                            Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном произнесении своей речи. Первые учебники по риторике в России появились в 18-19 веках, но в середине 19 века риторика подверглась резкой критике и была вытеснена другими предметами. Возрождение риторики началось в середине 20 века, когда стало ясно, что людям нужны не только знания о языке, но и общение.

                                                            2. Пояснительная записка.

                                                            Актуальность — низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций. Почему?

                                                            Не смотря на то, словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10—15 назад, по статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

                                                            Современные дети уже с первых лет жизни смотрят телепередачи и видеофильмы, слушают радио, используют компьютер, слышит речь разных стилей. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, а современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника — она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.

                                                            Формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия — непременное условие воспитания культуры общения. В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми, поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т.д. Решению этих и других вопросов сможет помочь риторика для дошкольников.

                                                            Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость.

                                                            Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут — тактичность, т.е. умение понять одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.

                                                            Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ритм современной жизни не позволяет родителям

                                                            целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка.

                                                            В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения.

                                                            Дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.

                                                            Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что » речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры». В слове — суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

                                                            Курс детской риторики поможет ребёнку:

                                                            ? Познать природу живого слова;

                                                            ? Развивает уверенность в себе;

                                                            ? Научит общаться со взрослыми и сверстниками;

                                                            ? Откроет секреты выразительной и грамотной речи;

                                                            ? Поможет освоить формулы речевого этикета.

                                                            Все выше перечисленное подтверждает необходимость проведения с детьми кружковых занятий по риторике. А чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар — дар слова, тем раньше сделаем все, чтобы, по выражению В.И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов.

                                                            И в этом нам поможет современная риторика. Ведь центром риторики является обучение эффективному общению.

                                                            Главной целью курса «Риторика для дошкольников» является обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.

                                                            1. Выявление и развитие речевых способностей детей;

                                                            2. Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;

                                                            3. Научить владеть основными элементами правильной точной речи;

                                                            4. Познакомить детей с нормами русского литературного языка;

                                                            5. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях;

                                                            6. Помочь детям усвоить формулы речевого общения;

                                                            7. Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка;

                                                            1. Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание;

                                                            2. Развитие коммуникативных качеств ребенка.

                                                            3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

                                                            4. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;

                                                            5. Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

                                                            1. Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;

                                                            2. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

                                                            3. Содержание программы

                                                            Темы, разработанные в программе «Риторика для дошкольников», соотнесены с четырьмя блоками:

                                                            1. Азбука общения;

                                                            2. Речевой этикет

                                                            4. Речевые жанры.

                                                            Курс риторики имеет в основном практическую направленность, уделяется внимание формированию коммуникативных, риторических умений и навыков.

                                                            Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.

                                                            4. Программа кружка «Риторика для дошкольников »

                                                            (старшая группа) 64 часа

                                                            Темы. Речь как важнейшее средство общения. Наш голос – это «музыкальный инструмент». Речь как средство воздействия на мысли, чувства, поведение людей. Неязыковые средства общения (мимика и жесты)

                                                            Темы. Различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. Приветствие в конкретной речевой ситуации. Потребление различных форм выражения извинения. Словесные формы обращения с просьбой. Понятие «вежливый человек». Правила вежливости у разных народов. Примеры употребления различных форм вежливости в художественной литературе (речевой этикет и художественное слово). Правила поведения во время разговора. Правила речевого поведения во время телефонного разговора. Как вести себя в гостях и дома, когда пришли гости.

                                                            Темы. Громкость как важное свойство устной речи. Изменение громкости в зависимости от ситуации или от содержания высказывания. Темп (скорость) речи. Тембр (окраска) голоса. Роль скороговорок в совершенствовании речи детей. Тон высказывания. Различные оттенки основного тона высказывания. Секреты волшебницы Речи (итоговое).

                                                            Темы. Использование различных средств выразительности устной речи при пересказе. Словесное творчество: сочинение сказки с заданным началом. Сочинения-миниатюры по теме. Беседа – диалог по тексту рассказа. Составление плана рассказа и пересказ

                                                            по нему. Пересказ текста от третьего лица. Бином фантазии. Творческое рассказывание.

                                                            Программа кружка «Риторика для дошкольников »

                                                            (подготовительная группа) 64 часа

                                                            Темы. Понятие «риторика». Представление о риторике как науке. Пауза во время разговора. Русское живое слово. Понятие «слово-сорняк». Помощники устной речи. Непонятные слова. Употребление слов в точном соответствии с их значением. Объяснение значения слова. Словообразование. Понятие «словарь». Виды словарей.

                                                            Темы. Извинение и ответ на него. Выражение благодарности и ответ на него. Употребление этикетных формул в конкретных речевых ситуациях. Прощание, пожелание при прощании. Этикетный диалог. Комплимент и ответ на него. Оценка правдивости комплимента. Разговор по телефону. Звонок раздаётся в доме. Звонки на работу. Правила междугороднего телефонного разговора. Этикетные выражения в ситуации знакомства.

                                                            Темы. Логическое ударение. Средства выразительности устной речи. Темп речи как важное свойство устной речи.

                                                            Темы. Придумывание сказок путём изменения сюжета известных сказок. Бином фантазии. Сказка в заданном ключе.

                                                            (средняя группа) 64 часа

                                                            Темы. Использование различных средств выразительности устной речи при пересказе. Словесное творчество: сочинение сказки с заданной темой. Сочинения-миниатюры по теме. Беседа – диалог по тексту рассказа. Пересказ текста от третьего лица. Игры-драматизации, инсценировки. Чтение и беседа по сказкам.

                                                            Темы. Различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. Доброе слово лечит, а плохое калечит. Выразительное чтение и заучивание стихов о вежливых словах. Правила поведения во время телефонного разговора, в общественных местах, за столом.

                                                            Темы. Общение при инсценировании стихов- диалогов. Неязыковые средства общения (мимика и жесты).

                                                            5. Рекомендации по проведению занятий

                                                            Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Занятия проводятся в группах наполняемостью не более 10 человек, на базе детского сада в специально отведенном для этого помещении (кабинет «Речевичок») два раза в неделю по 30 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы.

                                                            Чтобы легко было общаться, стулья ставим полукругом

                                                            Обязательный элемент занятий — дыхательная гимнастика, артикуляционная и речевая разминки, которые подготавливают речевой аппарат к говорению, упражнения для развития диапазона голоса, его силы, интонационные упражнения, упражнения на развитие мимики и жестов, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

                                                            На занятиях используются различные наглядные средства : раздаточный изобразительный материал, звуковые пособия (магнитофонные записи, диски со сказками, литературными произведениями, детскими песнями), сигнальные карточки.

                                                            Все тематические занятия снабжены иллюстративными материалами для работы. Дидактическое сопровождение включает так же тематические подборки стихов, чистоговорок, скороговорок, считалок, пословиц, поговорок, загадок.

                                                            Рассматривая темы, связанные с выразительностью устной речи, можно использовать диски со сказками «Три медведя», «Красная Шапочка» и др. (тема «Окраска голоса»), маршевых, колыбельных песен (тема «Темп, скорость речи») и др.

                                                            Кроме того, нами используются разные игрушки (например,кукла, лучше предназначенная для кукольного театра, так как она может двигаться), которые стимулируют детей к активному, заинтересованному включению в речевую ситуацию.

                                                            Особая роль на занятиях отведена Буратино (театральной кукле), герою-неумехе, который был непосредственным участником многих занятий. Буратино является посредником между детьми и руководителем кружка. Он провоцирует дошкольников на активное, заинтересованное включение в конкретную ситуацию общения. Дети со свойственной им доверчивостью, доброжелательностью и некоторой наивностью сразу принимают эту игру и считают Буратино равноправным учеником, у которого далеко не все получается. На первых порах гораздо проще давать советы, делать замечания кукле, нежели своему товарищу.

                                                            Занятие, как форма речевой работы с детьми

                                                            1. НАЧИНАТЬ ЗАНЯТИЕ С МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ЗАДАЧИ.

                                                            • приёмы (создание проблемной ситуации, загадки, соревнования)

                                                            3. На занятиях обязательны смена мизансцен и движения.

                                                            ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ:

                                                            1. Развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.)

                                                            2. Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера).

                                                            5. Чтение художественных произведений.

                                                            6. Рассказ педагога и рассказы детей

                                                            7. Сочинение историй

                                                            9. Мини-конкурсы, игры – соревнования.

                                                            Модель занятия по риторике

                                                            *использование театрализованных фрагментов

                                                            *приглашение к путешествию…

                                                            3. МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ

                                                            • Решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театрализованных игр.

                                                            • Коммуникативно – лингвистические игры

                                                            • Игры на развитие мимики

                                                            • Игры на развитие пантомимики

                                                            4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

                                                            К основным видам деятельности на занятии относятся:

                                                            -показ воспитателем особенностей речевой деятельности;

                                                            -риторический анализ текстов различных речевых жанров;

                                                            -рассматривание изобразительного материала;

                                                            -пятиминутки речевой гимнастики;

                                                            -импровизационные игровые задачи;

                                                            -психолого – эмоциональная разгрузка (физкультминутки)и др.

                                                            Художественно – эстетическая деятельность на занятиях по риторике включает в себя:

                                                            ? Выразительное чтение и рассказывание сказок, стихов, стихов – диалогов, потешек, загадок, считалок;

                                                            ? Инсценирование эпизодов из сказок;

                                                            ? Сочинение сказок, небылиц, загадок, считалок;

                                                            ? Выразительное чтение и рассказывание детьми;

                                                            ? Участие в инсценировании в качестве актёра, используя средства выразительности устной речи.

                                                            МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

                                                            1. МЕТОДЫ, способствующие осуществлению ребёнком правильных поведенческих действий.

                                                            ? Воспитывающие (провокационные) ситуации.

                                                            2. МЕТОДЫ, активизирующие позитивные действия ребёнка или предостерегают его от негативных поступков.

                                                            ? Пример для подражания.

                                                            3. МЕТОДЫ словесные, помогающие осознанному изучению поведенческих правил.

                                                            4. Репродуктивные методы

                                                            Прослушивание аудиокассет и дисков с художественными произведениями (русские народные сказки, песни, стихи в исполнении народных артистов)

                                                            6. Описание планируемых результатов. Контроль и оценка результатов.

                                                            В целом к предполагаемым результатам можно отнести:

                                                            1.Успехи ребят в развитии речи (проговаривают слова более четко, внятно и с интонацией; пользуются голосом различной громкости, исчезают из речи «мусорные слова», выразительно читают стихи, поддерживают разговор, активно развивают его);

                                                            2. Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.

                                                            3. Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой коллективной деятельности.

                                                            4. Появление и реализация собственных (совместно со взрослыми) творческих проектов.

                                                            5. Сформированность у дошкольников культуры речи и определенного культурного кругозора. Ребенок учится, как поприветствовать знакомого; как пригласить в гости; как поздравить именинника, как поговорить по телефону и т.д.

                                                            6. Формируются навыки и умения эффективного общения со сверстниками и взрослыми дать ему возможность пойти вперёд в овладении умением общаться;

                                                            7. У детей появляется чувство ответственности к занятиям, повышается самооценка, они становятся активными.

                                                            Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и «контрольных точках» — творческих событиях и др. Кроме того, можно провести тестирование (на предмет развития творческих речевых способностей, знание формул речевого этикета и др.).

                                                            Результаты словесной творческой деятельности детей представляются родителям, выставляются на стенде «Словесное творчество» и создаётся книга творческих работ кружковцев.

                                                            7. Условия для реализации программы по риторике

                                                            Главным условием для реализации программы является сам педагог – воспитатель. Он выступает в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.

                                                            Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности

                                                            Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для обучающихся.

                                                            Для успешной работы кружка по риторике и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:

                                                            1. Уютное эстетическое пространство для занятий. Это кабинет «Речевичок»

                                                            2. Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных рисунков и др.)

                                                            3. Библиотека детских стихотворений, сказок и рассказов.

                                                            4. Учебные пособия (библиотека научно-методической литературы по риторике, а также книги по развитию речи).

                                                            5. Медиатека по данному направлению деятельности (диски с музыкальными произведениями – детские песни, потешки; русские народные сказки и т.д.)

                                                            6. Конспекты инсценировок сказок, занятий, развлечений.

                                                            8. Материально – техническое обеспечение:

                                                            Кассеты, диски с русскими народными сказками, логоритмическими занятиями (Е. и С. Железновы), детскими песенками;

                                                            Альбомы, цветная бумага, карандаши и другие средства для творческой изобразительной деятельности.

                                                            9. Методическое и дидактическое обеспечение:

                                                            Подборка информационной литературы по темам занятий (из журналов периодической печати, интернетресурсы);

                                                            Стихи, сценарии сценок

                                                            10. Список литературы:

                                                            Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

                                                            С.Пб.; Детство – Пресс, 2009.- 208с.

                                                            2. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова

                                                            (методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста)

                                                            С.Пб., Детство – Пресс, 2000.

                                                            3. А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.В.Иванкова, Е.С.Рычагова

                                                            Истоки диалога. 3-5 лет

                                                            М., Мозаика – Синтез, 2003.

                                                            4. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина

                                                            Учим детей общению

                                                            Ярославль, Академия развития, 1996.

                                                            М., ТЦ СФЕРА, 2010.

                                                            Развиваем речь и дикцию

                                                            (логопедические игры и упражнения для детей)

                                                            М., РИПОЛ КЛАССИК, 2010.

                                                            Путешествие в страну хороших манер

                                                            М., Просвещение, 2007

                                                            8. Галина Шалаева

                                                            Правила поведения и этикет за столом.

                                                            М.: АСТ: СЛОВО, 2010. – 36 с.

                                                            9. Ольга Александрова Уроки вежливости для малышей

                                                            10. Уроки этики или поучительные истории о поступках хороших и поступках плохих. Сост. Дорофеев Ю.Г. — М.: Синтез, 1998.

                                                            11. Иванова Н.В. Азбука этикета: 33 правила хорошего тона. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.

                                                            12. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник

                                                            Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 80 с.

                                                            13. Е.А.Алябьева. Дни этики в детском саду: планирование, игры, сказки, стихи. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.

                                                            14. Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. – М.: Просвещение, 1995.

                                                            15. Составитель Т.Л.Мирилова. – Воспитание хороших манер. – Волгоград, Издательско-торговый дом «Корифей»

                                                            16. М.Р.Львов. – Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. – М.: Издательство «Дидакт», 1993.

                                                            Курцева. Ты — словечко, я — словечко. Риторика для дошкольников. 5-7 лет. (ФГОС)

                                                            Просто добавьте товары в корзину, а затем перейдите на страницу Корзина, проверьте правильность заказанных позиций и нажмите кнопку «Оформить заказ».

                                                            Оформление заказа в стандартном режиме

                                                            Если вы уверены в выборе, то можете самостоятельно оформить заказ, заполнив по этапам всю форму.

                                                            Выберите из списка название вашего региона и населённого пункта. Если вы не нашли свой населённый пункт в списке, выберите значение «Другое местоположение» и впишите название своего населённого пункта в графу «Город». Введите правильный индекс.

                                                            В зависимости от места жительства вам предложат варианты доставки. Выберите любой удобный способ.

                                                            Выберите оптимальный способ оплаты.

                                                            Введите данные о себе: ФИО, адрес доставки, номер телефона. В поле «Комментарии к заказу» введите сведения, которые могут пригодиться курьеру, например: подъезды в доме считаются справа налево.

                                                            Проверьте правильность ввода информации: позиции заказа, выбор местоположения, данные о покупателе. Нажмите кнопку «Оформить заказ».

                                                            Сайт запоминает данные о пользователе, информацию о заказе и в следующий раз предложит вам повторить к вводу данные предыдущего заказа. Если условия вам не подходят, выбирайте другие варианты.

                                                            Когда платить

                                                            Сначала мы обработаем и соберем заказ — только затем просим оплатить.
                                                            Информацию для оплаты мы предоставим по эл. почте, или в сообщении на телефон, или с курьером, в зависимости от способа доставки.

                                                            Как оплатить
                                                          • Наличными при самовывозе в Москве на Пражской или доставке курьером нашего магазина.
                                                          • Интернет-платежи, например, Сбербанк.Онлайн, Яндекс.Деньги, QIWI, перед отправлением Почтой, СДЭК, IML и Транспортными компаниями.
                                                          • В отделении банка, мы предоставим Вам квитанцию, перед отправлением Почтой, СДЭК и Транспортными компаниями.
                                                          • Для юридических лиц предлагаем оплату по счету.
                                                          • Доставляем по всей России — СДЭК, IML, Почта России, Деловые Линии, Энергия, ПЭК и другие.
                                                            Стоимость рассчитывается в Корзине — зависит от местоположения и выбранных товаров.

                                                            Экономьте на закупке рабочих тетрадей, хрестоматий и учебников — объединяйте малые заказы в один крупный, так доставка станет заметно дешевле в пересчете на каждого ученика или вовсе бесплатной!

                                                            Подготовка студентов педагогического вуза к обучению риторике детей дошкольного возраста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Кабушко, Анна Юрьевна

                                                          • Специальность ВАК РФ 13.00.08
                                                          • Количество страниц 215
                                                            • Скачать автореферат
                                                            • Читать автореферат
                                                            • Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кабушко, Анна Юрьевна

                                                              Глава I. Теоретические основы подготовки студентов педагогического вуза к обучению дошкольников риторике.

                                                              1.1. Гуманистическая направленность подготовки будущих педагогов к обучению риторике детей дошкольного возраста

                                                              1.2. Психолого-педагогический и лингвистический аспекты обучения риторике детей дошкольного возраста.

                                                              1.3. Характеристика процесса подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности по обучению дошкольников риторике.

                                                              1.4. Психолого-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов дошкольных учреждений к обучению риторике детей дошкольного возраста.

                                                              Выводы по первой главе.

                                                              Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к обучению детей дошкольного возраста риторике.

                                                              2.1. Методика проведения опытно-экспериментального исследования процесса подготовки будущих педагогов к обучению дошкольников риторике.

                                                              2.2. Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к обучению дошкольников риторике.

                                                              2.3. Экспериментальная апробация модели подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений к обучению риторике детей дошкольного возраста.

                                                              2.4. Динамика процесса подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений к обучению риторике детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной работы.

                                                              Выводы по второй главе.

                                                              Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

                                                              Подготовка студентов педвузов к осуществлению валеологического образования детей дошкольного возраста 1999 год, кандидат педагогических наук Ермакова, Елена Николаевна

                                                              Педагогические условия подготовки студентов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям 2003 год, кандидат педагогических наук Житкова, Надежда Васильевна

                                                              Подготовка студентов вуза к образовательной работе с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста 2002 год, кандидат педагогических наук Арсенова, Марина Алексеевна

                                                              Подготовка специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска 2003 год, кандидат педагогических наук Шаталова, Елена Владимировна

                                                              Педагогические условия подготовки будущих педагогов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям 2003 год, кандидат педагогических наук Житкова, Надежда Васильевна

                                                              Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка студентов педагогического вуза к обучению риторике детей дошкольного возраста»

                                                              Актуальность исследования. В условиях преобразований, происходящих во всех сферах жизнедеятельности современной России, резко возросла необходимость в гуманитарном образовании и в формировании на его основе речевой культуры личности. Необходимость гуманитаризации образования продиктована потребностью возращения к историческим традициям российского гуманитарного образования и воспитания, расширению возможностей для разностороннего развития личности, ее самосознания.

                                                              Важная роль в формировании речевой культуры личности принадлежит риторике, которая дает знания и умения гуманитарного плана о речи, столь необходимые в жизни каждому человеку (Т.А. Ладыженская, 1995).

                                                              В конце XX века отмечается факт повсеместного возрастания интереса к проблемам риторики в нашей стране. В это время изданы труды С.С. Аверинцева, В.П. Вомперского, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского и др. Риторика стала предметом исследований сотрудников Института русского языка РАН, Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, кафедры общего языкознания Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других научных учреждений.

                                                              Анализ научной литературы по теории и истории риторики (В.И. Аннушкин, Н.А. Безменова, Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская и др.) позволяет сделать вывод о том, что задачи риторики в процессе развития личности исследователи, прежде всего, связывают с формированием компетентной языковой личности, характерным для которой является речевая культура и владение основами построения речи.

                                                              Е.Н. Абрашина, Е.В. Воропай, Н.Г. Грудцына, Н.Г. Масгутова, Н.И. Махновская, А.К. Михальская, Е.С. Симакова, Ю.А. Скоринова, Р.С. Тайляшева, Е.В. Федяева в своих диссертационных исследованиях обращаются к различным аспектам обучения риторике, считая его одним из необходимых компонентов современного образования. Они, несомненно, представляют большую ценность для педагогики как науки и практики, но указанные исследования направлены на формирование риторических знаний и умений у учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов, прежде всего, педагогических.

                                                              Вместе с тем, в последние годы ученые и практики дошкольного образования (З.И. Курцева, Т.А. Ладыженская, И.Ю. Соколова и др.) обратили внимание на то, что обучение риторике следует начинать в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период развития является сензитивным в становлении речи. Появились авторские программы и методические пособия по обучению риторике детей дошкольного возраста (JI.A. Баландина, С.З. Белоусова, З.И. Курцева, Р.И. Никольская, И.Ю. Соколова, Г.И. Сорокина и др.).

                                                              Проблема речевого развития и обучения детей дошкольного возраста исследована достаточно полно, но лишь в аспекте методики развития речи (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко, М.Ф. Фомичева и др.). В тоже время, специалисты признают, что развитие речи и риторика — это разные учебные предметы, имеющие собственный понятийный аппарат, исторические корни» и перспективы развития. Значимость дошкольного курса риторики определяется необходимостью решения различных коммуникативных задач, знакомством детей с вопросами культуры речевого поведения, с воспитанием у них чувства эмпатии, формированием нравственных установок, приобретением опыта социальных навыков поведения, развитием чувства коммуникативной целесообразности, преодолением неуверенности, застенчивости, робости.

                                                              Включение риторики в практику дошкольного образования потребовало осмысления ее основных принципов, задач, содержания, методов и приемов обучения. Однако научные исследования по риторике в области дошкольного образования представлены недостаточно. Нерешенным также остался вопрос: кто должен обучать риторике детей дошкольного возраста. На практике эта задача ложится на воспитателей дошкольных учреждений, которые получили недостаточную подготовку в области риторики и методики ее преподавания.

                                                              Результаты анкетирования студентов педагогического института, а также воспитателей дошкольных учреждений Ставропольского края, показали, что целенаправленной подготовке специалистов выше указанной квалификации не уделяется внимания: 80% воспитателей и 73% студентов оценили свой теоретико-методический уровень осуществления данного вида педагогической деятельности как низкий. Обусловлено это, в первую очередь, недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений к обучению риторике детей дошкольного возраста.

                                                              Таким образом, нами обнаружены противоречия между:

                                                              • традиционным образованием педагогов дошкольных учреждений и необходимостью освоения обновляющегося содержания деятельности педагогов в условиях изменения требований к дошкольному обучению и воспитанию;

                                                              • имеющимся потенциалом образовательной среды высшего учебного заведения и недостаточной теоретической и практической разработанностью его использования для подготовки будущих педагогов к обучению риторике детей дошкольного возраста;

                                                              • потребностью в квалифицированных специалистах в области обучения риторике детей дошкольного возраста, и отсутствием педагогических технологий в теории профессионального образования, ориентированных на подготовку такого специалиста;

                                                              • необходимостью эффективной подготовки студентов педагогического вуза к обучению риторике детей дошкольного возраста и неразработанностью психолого-педагогических условий этого процесса.

                                                              Необходимость решений выделенных нами противоречий обусловило актуальность настоящего исследования, проблема которого заключается в необходимости научно-педагогического осмысления процесса подготовки студентов педагогического вуза к обучению дошкольников риторике.

                                                              С учетом этого и была избрана тема исследования: «Подготовка студентов педагогического вуза к обучению риторике детей дошкольного возраста».

                                                              Цель исследования — выявить особенности процесса подготовки студентов педагогического вуза к обучению риторике детей дошкольного возраста.

                                                              Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольных учреждений.

                                                              Предмет исследования — процесс профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к обучению риторике детей дошкольного возраста.

                                                              Гипотезу исследования составили предположения о том, что процесс подготовки студентов педагогического вуза к обучению дошкольников риторике будет проходить успешно если:

                                                              • подготовку студентов педагогического вуза к обучению риторике детей дошкольного возраста рассматривать как одну из целей профессионального образования педагога дошкольного учреждения, нуждающуюся в специальном содержательном обеспечении;

                                                              • определение профессиональной компонентно-критериальной базы позволит создать научно обоснованную систему подготовки специалиста в области обучения риторике детей дошкольного возраста;

                                                              • процесс подготовки будущих педагогов к обучению риторике детей дошкольного возраста будет построен в соответствии с моделью подготовки и исследован на эффективность с помощью системы разработанных критериев и показателей;

                                                              • будет реализован комплекс психолого-педагогических условий, включающих в себя:

                                                              — отбор и структуризацию теоретических знаний и умений из области риторики и методики ее обучения в дошкольном образовательном учреждении;

                                                              — включение в учебный план специальных дисциплин, позволяющих формировать теоретическую и методическую готовность к данному виду деятельности;

                                                              — целенаправленное формирование коммуникативной компетентности, речевой культуры, обеспечивающих владение техникой педагогического общения и определение путей самостоятельной реализации риторических знаний в будущей профессиональной деятельности;

                                                              — развитие у студентов мотивации к собственному совершенствованию в области риторики, в основе которой лежит интерес к осуществлению будущей профессиональной деятельности по обучению риторике детей дошкольного возраста.

                                                              В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

                                                              1) уточнить научные знания о сущности подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности и теоретически обосновать модель подготовки будущих педагогов к обучению риторике детей дошкольного возраста;

                                                              2) определить компонентно-критериальную базу, позволяющую выявить уровень подготовки будущих педагогов к обучению риторике детей дошкольного возраста;

                                                              3) разработать модель подготовки будущих педагогов к обучению дошкольников риторике, апробировать ее в ходе опытно-экспериментальной работы;

                                                              4) выявить совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку педагога дошкольного учреждения к обучению дошкольников риторике. Методологическую основу исследования составили:

                                                              • на философском уровне: теория деятельности (Б.Г. Ананьев, М.С. Каган,

                                                              A.Н. Леонтьев, В.И. Мясищев, C.JI. Рубинштейн), определяющаяся как специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, его целесообразного изменения и преобразования.

                                                              • на общенаучном уровне: концепции и положения о психолого-педагогической профессиональной подготовке педагога в системе высшего образования (О.А. Абдуллина, Е.П. Белозерцев, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, JI.M. Митина, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин); учение о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн); системно-структурный подход к анализу профессионально-педагогической деятельности и процессу подготовки будущих педагогов (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Н.Ф. Талызина, З.О. Шварцман), позволяющий рассматривать подготовку к педагогической деятельности по обучению риторике детей дошкольного возраста как сложную, динамическую и многоуровневую структуру.

                                                              • на конкретно-научном уровне: общеметодологические положения о применении моделирования в построении образовательного процесса (С.И. Архангельский, Ю.А. Конаржевский, А.К. Маркова, Л.М. Митина,

                                                              B.А. Штоф), учение психолингвистики о системе языковых средств, используемых в коммуникации (В.П. Глухов, А.А. Леонтьев), научные положения теории речевой деятельности личности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже); гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, И.А. Зимняя, И.Б. Котова, В.П. Лежников, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов), ориентированный на создание условий для активного творческого и практического освоения общечеловеческой культуры, принятие гуманистических общечеловеческих ценностей, формирование собственной социокультурной позиции; личностно-деятельностный подход (В.А. Сластенин, В.В. Давыдов, И.Б. Котова, А.А. Леонтьев, Е.Н. Шиянов), заключающийся в акцентуализации внимания педагога на ребенке и требующий перевода ребенка в позицию активности, деятельности и общения; личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, А.П. Тряпицина), с точки зрения которого подготовка педагога по риторике в дошкольном учреждении трактуется как сложный процесс формирования субъекта педагогической деятельности, который владеет технологиями предстоящей деятельности, обладает творческим и личностным потенциалом; культурологический подход (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Шиянов), предполагающий осуществление такой направленности подготовки будущего педагога к обучению дошкольников риторике, которая связана с общим духовно-нравственным и профессиональным развитием личности; аксиологический подход (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов), ориентирующий на понимание риторики и методики ее обучения детей дошкольного возраста как профессиональной ценности и целенаправленное освоение данного вида деятельности.

                                                              • на технологическом уровне: теоретические концепции развития речи в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин), основополагающие работы по вопросам обучения риторике детей дошкольного возраста (JI.A. Баландина, З.И. Курцева, Т.А. Ладыженская, И.Ю. Соколова), теоретические и диагностические разработки в области педагогических технологий для оценки профессионально важных качеств будущего педагога (В.П. Беспалько, М. Ерусалем, Е.А. Климов, С.В. Ковалев, В.П. Симонов, В.В. Синявский, Ю.Г. Татур, В.Л. Федоришин, Р. Шварцер).

                                                              Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы нами была использована совокупность общенаучных и педагогических методов исследования, взаимодополняющих друг друга. При этом на каждом этапе исследования определялся адекватный изучаемому вопросу метод. Так, на первом этапе исследования применялись методы теоретического анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный метод, метод обобщения накопленного опыта в области изучаемой проблемы. На эмпирическом этапе исследования использовались опросно-диагностические методы (анкетирование, беседа, тестирование), обсервационные методы (прямые и косвенные наблюдения, самоанализ, самооценка), прогностические методы (моделирование, прогнозирование, метод экспертных оценок), метод педагогического эксперимента. Полученные экспериментальные данные в ходе исследования подвергались количественному и качественному анализу, а также статистической обработке.

                                                              На защиту выносятся следующие положения:

                                                              1. Подготовка студентов педагогического вуза к обучению риторике детей дошкольного возраста имеет две сферы проявления: как npoijecc подготовки, т.е. процесс обучения студентов, и, как результат подготовки, т.е. их готовность к будущей профессионально-педагогической деятельности. Подготовка специалистов дошкольных учреждений к обучению дошкольников риторике заключается в формировании теоретической, методической, практической и психологической видов готовности, единство которых обеспечивает эффективную реализацию данного вида деятельности, и представлена следующим компонентным составом: операционально-когнитивный (сформированность знаний из области риторики и методики ее обучения детей дошкольного возраста, технологий решения учебно-педагогических задач из области методики обучения риторике детей дошкольного возраста); операционно-деятельностный (владение технологией педагогической деятельности по обучению риторике детей дошкольного возраста, умение конструировать и проектировать учебно-воспитательный процесс); коммуникативно-организагрюнный (сформированность и реализация коммуникативных качеств, владение техникой педагогического общения, способность организовать эффективное педагогическое общение посредством реализации коммуникативных качеств личности); мотивационно-ценностный (качества личности педагога дошкольного учреждения, осознание педагогических ценностей, сформированность мотивов к осуществлению деятельности по обучению риторике детей дошкольного возраста); познавательно-оценочный (умения оценивать результаты педагогической деятельности по обучению дошкольников риторике, осуществлять самооценку, самоанализ, рефлексию собственных педагогических действий).

                                                              2. Критериями подготовки студентов педагогического вуза к обучению риторике детей дошкольного возраста являются: сформированность системы профессиональных знаний из области риторики; специальные знания из области методики обучения дошкольников риторике; владение технологиями решения учебно-педагогических задач из области методики обучения дошкольников риторике; сформированность и реализация умений практической деятельности по обучению риторике детей дошкольного возраста; сформированность и реализация коммуникативных и организаторских качеств; владение техникой педагогического общения; сформированность ценностных ориентаций и профессионально значимых личностных качеств; стремление и способность к самообразованию, рефлексия. Интегративным показателем подготовки выступает степень готовности к обучению риторике детей дошкольного возраста в процессе ее формирования. На основе данных критериев выделены 4 уровня подготовки: низкий, средний, повышенный, высокий.

                                                              3. Основой подготовки педагогов дошкольного учреждения к обучению риторике детей дошкольного возраста, является модель, которая представляет собой структурно-функциональную конструкцию цели, видов подготовки, соответствующих им компонентов, умений из области риторики и методики ее обучения, а также комплекса психолого-педагогических условий. Подготовка будущих педагогов к обучению риторике детей дошкольного возраста может быть осуществлена в две стадии:

                                                              Первая стадия — формирование системы профессиональных знаний из области риторики, системы специальных знаний из области методики обучения дошкольников риторике, а также ценностных ориентаций, положительной мотивации, личностной установки на сознательное овладение профессиональными умениями.

                                                              Вторая стадия — формирование и реализация умений педагогической деятельности по обучению дошкольников риторике в процессе моделирования занятий на семинарах-тренингах и в реальной педагогической деятельности в ходе прохождения педагогической практики, накопление собственного коммуникативного опыта посредством овладения технологиями решения учебно-педагогических задач, а также развитие стремления и способности к самообразованию, рефлексия.

                                                              4. Совокупностью ведущих психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку студентов к данному виду деятельности, являются: отбор и структуризация теоретических знаний и умений из области риторики и методики ее обучения в дошкольном образовательном учреждении; включение в учебный план специальных дисциплин, позволяющих формировать теоретическую и методическую готовность к данному виду деятельности; целенаправленное формирование коммуникативной компетентности, речевой культуры, обеспечивающих владение техникой педагогического общения; организация специальной работы на практических занятиях по определению способов и путей самостоятельной реализации риторических знаний в профессиональной деятельности; проведение текущей диагностики процесса подготовки будущих педагогов к обучению риторике детей дошкольного возраста с целью определения уровня готовности по каждому компоненту и определению дальнейших путей опытно-экспериментальной работы; формирование позитивного отношения студентов к будущей педагогической деятельности по обучению риторике детей дошкольного возраста, ценностно-смысловой значимости риторики в воспитании сильной языковой личности; развитие у студентов мотивации к собственному совершенствованию в области риторики, в основе которой лежит интерес к осуществлению будущей профессиональной деятельности по обучению риторике детей дошкольного возраста; осуществление студентами рефлексии собственной деятельности и деятельности других по обучению риторике детей дошкольного возраста.

                                                              Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые исследована подготовка студентов педагогического вуза к обучению риторике детей дошкольного возраста, которая была рассмотрена как самостоятельная научная проблема в области профессиональной педагогической подготовки; уточнены компоненты, критерии и показатели подготовки будущего педагога дошкольного учреждения к осуществлению деятельности по обучению дошкольников риторике; конкретизирована модель подготовки будущего педагога дошкольного учреждения к осуществлению исследуемого вида профессиональной деятельности; обоснованы и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия, обеспечивающие оптимизацию подготовки студентов к обучению риторике детей дошкольного возраста.

                                                              Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в разработку общей теории профессиональной подготовки педагога дошкольного учреждения. Интерпретация модели подготовки студентов к педагогической деятельности связана с описанием комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие речи дошкольников. Выявление основных механизмов и закономерностей психолого-педагогической и лингвистической концептуализации русского национального красноречия, обоснование компонентно-критериальной базы подготовки специалистов к обучению детей дошкольного возраста риторике, а также разработка диагностического инструментария по выявлению уровня подготовки будущих педагогов к исследуемому виду деятельности являются вкладом в развитие теории профессиональной подготовки педагога дошкольного учреждения. Проведённое исследование решает вопросы, касающиеся содержания, цели, задач и технологии подготовки к обучению риторике детей дошкольного возраста, что обусловливает теоретическую значимость исследования. Полученные результаты расширяют представления о риторике как методологической основе гуманитарных наук в целом и о развитии речи детей дошкольного возраста.

                                                              Практическая ценность результатов исследования состоит в возможности использования разработанной модели, программ спецкурсов для подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений к обучению дошкольников риторике, а также возможностью использования содержащихся в исследовании теоретических положений и выводов, диагностических материалов. Диссертационное исследование направлено на углубление знаний по риторическому образованию студентов педагогических вузов и может представлять интерес, в первую очередь, специалистов дошкольного и начального образования, филологов. Полученные результаты исследования могут служить основанием для рекомендаций по подготовке специалистов в вузах и в системе повышения квалификации работников образования.

                                                              Достоверность полученных результатов исследования обеспечена фундаментальностью исходных методологических позиций исследования; использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; личным участием автора в пролонгированной во времени опытно-экспериментальной работе, ее продолжительностью; сочетанием количественного и качественного анализа; статистической обработкой полученных эмпирических данных.

                                                              Апробация материалов исследования осуществлялась посредством участия автора в Международном форуме «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2007), Всероссийском междисциплинарном семинаре с международным участием «Образование и культура России в изменяющемся мире» (Новосибирск, 2007), межрегиональных научно-практических конференциях (Ставрополь, 2006,2007 гг.). Основные выводы и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр логопедии (2005 г.) и методики филологии, истории и права (2007 г.) Ставропольского государственного педагогического института.

                                                              Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории педагогики Ставропольского государственного педагогического института (2007) и прошла внешнюю экспертизу на кафедре педагогики Волгоградского государственного педагогического университета (2008).

                                                              Основное содержание диссертации отражено в 11 публикациях, в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

                                                              Внедрение результатов исследования осуществлялось в практической деятельности самого исследователя на кафедре коррекционной педагогики Ставропольского государственного педагогического института (2004-2007 гг.) и кафедре дошкольного образования Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования (2008 г.). В 2005 г. по теме исследования в Ставропольском государственном педагогическом институте была открыта опытно-экспериментальная площадка (приказ № 236 от 30.11.2005 г.) Основные положения диссертационного исследования представлялись на конкурсе вузовских опытно-экспериментальных площадок (Ставрополь, 2006, 2007 гг.). В 2007 г. данный проект был признан победителем конкурса в. номинации «Лучшая вузовская опытно-экспериментальная площадка молодого исследователя».

                                                              База исследования. Процесс исследования проблемы проводился с 2003 по 2007 год на факультете специальной педагогики Ставропольского государственного педагогического института и в муниципальном дошкольном образовательном учреждении — центре развития ребенка №39 г. Ставрополя. В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие студенты III курса факультета специальной педагогики, обучающиеся по интегрированному плану 0318 специальное дошкольное образование, повышенный уровень среднего профессионального образования. Выбор этой категории студентов в качестве будущих преподавателей риторики в дошкольных учреждениях связан с глубоким изучением дисциплин в области речевой деятельности, вызванным требованиями Госстандарта по данной специальности.

                                                              В диссертационном исследовании условно можно выделить три этапа.

                                                              Первый этап (2003-2004) — поисково-подготовительный — включал изучение и теоретическое обобщение философской, педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме, определение уровня ее разработанности; обоснование компонентов, критериев, показателей и уровней подготовки будущих педагогов к исследуемой деятельности, разработку теоретической модели и определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку педагога дошкольного учреждения к обучению риторике детей дошкольного возраста.

                                                              Второй этап (2004-2007) — опытно-экспериментальный — посвящен выбору и разработке диагностических методик, выполнению констатирующего эксперимента по выявлению начального уровня подготовки студентов к обучению дошкольников риторике, внедрению и апробации модели подготовки студентов к исследуемой деятельности, конкретизации психолого-педагогических условий эффективной подготовки студентов к обучению риторике детей дошкольного возраста.

                                                              Третий этап (2007-2008) — обобщающий — связан с анализом, обобщением и систематизацией результатов опытно-экспериментальной работы, формулированием выводов, оформлением результатов эксперимента.

                                                              Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Диссертация изложена на 215 страницах и содержит 2 рисунка, 10 таблиц, 20 приложений. Список использованной литературы включает 231 источник.

                                                              Читайте так же:  Коэффициент КПр для ТС с прицепом. Прицепы к грузовым автомобилям осаго
  • admin

    Поadmin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *