Электронные платежи. Опубликованы законы о деятельности платежных приложений, операторов по переводу электронных денег и платежных агрегаторов
Определены правила взаимодействия операторов по переводу денег с поставщиками платежных приложений, таких как Apple Pay. Операторам запрещено передавать для платежных приложений доступ к аналогам собственноручной подписи, кодам, паролям и иным сведениям, используемым для удостоверения права клиента распоряжаться деньгами. Платежные агрегаторы станут банковскими платежными агентами. Они будут обязаны заключать договоры с клиентами от имени оператора по переводу денежных средств, проводить их идентификацию, а также открывать специальные счета для перевода денег. Соответствующие поправки включены в федеральные законы от 03.07.2020 № 166-ФЗ и № 173-ФЗ.
Президент РФ подписал два закона, связанных с регулированием электронных денег. Один — Федеральный закон от 03.07.2020 № 173-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О национальной платежной системе“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ). В нем определены правила работы поставщиков платежных приложений, например Apple Pay, Samsung Pay, Mir Pay, операторов по переводу денежных средств, а также платежных агрегаторов. Закон № 173-ФЗ также обязует банки подключиться к системе быстрых платежей Банка России (системно значимые банки — до 01.11.2020, иные — до 01.11.2020). Закон вступил в силу 03.07.2020, но большинство норм начнет действовать позже.
Другой — Федеральный закон от 03.07.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона „О национальной платежной системе“» (далее — Закон № 166-ФЗ). В нем предусмотрены новые правила для компаний, которые занимаются переводами электронных денег. Закон № 166-ФЗ вступил в силу с 04.07.2020.
Поставщики платежных приложений
В России уже давно можно расплачиваться с помощью платежных приложений Apple Pay, Samsung Pay, Mir Pay, но их статус и деятельность не были урегулированы. Теперь в законе предусмотрено определение «поставщик платежного приложения», а также обязанности операторов по переводу денежных средств, которые работают с такими приложениями (см. Закон № 173-ФЗ).
Поставщик платежного приложения — юридическое лицо, в том числе иностранная организация, предоставляющее на основании договора с оператором по переводу денежных средств платежное приложение для его применения клиентами оператора по переводу денежных средств.
Сведения о поставщиках платежных приложений включат в перечень поставщиков платежных приложений, который будет вести Банк России. Операторы по переводу денег начнут отправлять эти сведения с 01.07.2020. Банк России позже установит порядок, форму, состав и срок предоставления такой информации.
Оператор по переводу денежных средств вправе привлечь поставщика платежного приложения при условии обеспечения соответствия платежного приложения требованиям к защите информации, установленным Банком России. В Законе № 166-ФЗ еще предусмотрено, что оператор электронных денежных средств вправе привлекать поставщиков платежных приложений, только если такие организации находятся и осуществляют свои функции на территории РФ. Исключение — трансграничные денежные переводы. Также запрещено передавать за рубеж информацию о переводе электронных денежных средств на территории РФ. Это правило не распространяется на трансграничные переводы, а также на случаи, если передача этой информации требуется для рассмотрения заявлений клиентов оператора электронных денежных средств, касающихся использования электронных средств платежа без согласия клиентов.
Кроме того, оператору по переводу денежных средств запрещено предоставлять поставщику платежного приложения сведения об аналогах собственноручных подписей, кодах, паролях и иные сведения, используемые для удостоверения права клиента распоряжаться деньгами (см. Закон № 173-ФЗ).
Обязанности операторов по переводу денег
Для операторов по переводу денежных средств в случае привлечения поставщика платежного приложения введен еще ряд обязанностей.
Во-первых, они должны предоставлять клиентам информацию о наименовании, месте нахождения поставщика платежного приложения, а также об условиях использования клиентом электронного средства платежа с применением платежного приложения. Эту информацию оператор по переводу денег должен размещать на своем официальном сайте не позднее дня, с которого у клиента возникает возможность использования электронного средства платежа с применением платежного приложения.
Во-вторых, операторы по переводу денег обязаны включать условия использования клиентом электронного средства платежа с применением платежного приложения в заключаемый с клиентом договор об использовании электронного средства платежа, в том числе любые ограничения применения платежного приложения, случаи приостановления или прекращения применения платежного приложения.
В-третьих, они обязаны подтверждать клиенту возможность использования предоставленного ему электронного средства платежа с применением платежного приложения до начала такого использования.
В-четвертых, операторы по переводу денег должны информировать клиентов об изменении размера и порядка взимания вознаграждения за применение платежного приложения, если условия использования электронного средства платежа с применением платежного приложения предусматривают взимание такого вознаграждения.
Помимо этого, Банк России получил право запрашивать и получать от операторов по переводу денежных средств документы и иную необходимую информацию, связанную с привлечением поставщиков платежных приложений. Соответственно, операторы обязаны предоставить такую информацию.
Платежные агрегаторы
Урегулирована деятельность платежных агрегаторов, которые привлекаются операторами по переводу денежных средств для перевода электронных денег (см. Закон № 173-ФЗ). Это компании, которые обеспечивают эквайринг, то есть подключают и обеспечивают онлайн-платежи по картам для торговых организаций. Положения, касающиеся платежных агрегаторов, начнут действовать с 31.12.2020.
Оператор по переводу денежных средств вправе на основании договора привлекать платежного агрегатора. Причем платежные агрегаторы будут признаваться банковскими платежными агентами. Соответственно, на них будут распространяться все требования, применяемые к банковским агентам. В частности, они должны быть юридическими лицами, созданными в России. Платежные агрегаторы обязаны заключать договоры о приеме электронных средств платежа или об участии в переводе денежных средств с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от имени оператора по переводу денежных средств и на определенных им условиях. Условия таких договоров определяются оператором по переводу денежных средств в стандартной форме, содержащей правила, которые могут быть приняты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Также платежные агрегаторы обязаны использовать отдельный специальный банковский счет при переводе денег в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с использованием электронных средств платежа. Деньги на этих счетах не будут включать в конкурсную массу платежного агрегатора, если он обанкротится. Также агрегаторам придется проводить идентификацию клиентов при приеме на обслуживание и соблюдать требования информационной безопасности.
Кредитные организации должны будут сообщать в Банк России сведения о банковских платежных агентах, осуществляющих деятельность платежных агрегаторов. Такую информацию они начнут направлять с 01.07.2020.
Операторам электронных денежных средств запретят передавать сведения о внутрироссийских переводах за рубеж
![]() |
ayo888 / Depositphotos.com |
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 3 июля 2020 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О национальной платежной системе». Документом установлены дополнительные условия для операторов электронных денежных средств, привлекающих другие организации для оказания операционных услуг или услуг платежного клиринга при осуществлении перевода электронных денежных средств.
Согласно изменениям оператор электронных денежных средств сможет привлекать другие организации, оказывающие ему операционные услуги или услуги платежного клиринга, только при условии, что они находятся и осуществляют все функции на территории России. При этом и операторам, и привлекаемым им организациям будет запрещено передавать информацию о переводе электронных денежных средств, осуществляемом на территории РФ, иностранным государствам и предоставлять доступ к такой информации с территории иностранного государства. Передача соответствующих сведений будет возможна только в случае осуществления трансграничного перевода денежных средств, а также в случае, если это требуется для рассмотрения заявлений об использовании электронных средств платежа без согласия клиентов.
Может ли оператор электронных денежных средств начислять проценты (вознаграждение) клиентам на остаток электронных денежных средств? Узнайте из материала «Перевод электронных денежных средств» в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Кроме того, будет исключена возможность организаций, привлекаемых оператором электронных денежных средств для оказания операционных услуг или услуг платежного клиринга, при осуществлении перевода электронных денежных средств в одностороннем порядке приостанавливать (прекращать) оказание соответствующих услуг.
Закон имеет отлагательный срок вступления в силу – предусмотренные им поправки начнут действовать с 4 июля 2020 года.
Одновременно глава государства подписал Федеральный закон от 3 июля 2020 г. № 173-ФЗ, направленный на урегулирование отношений с участием нового субъекта платежного процесса – поставщика платежного приложения. Речь идет о юридическом лице (в т. ч. иностранной организации), предоставляющем на основании договора с оператором по переводу денежных средств платежное приложение для применения его клиентами оператора.
Закон обязывает операторов по переводу денежных средств присоединиться к платежной системе Банка России и проводить аутентификацию при расчетах международными платежными картами через Национальную систему платежных карт. Кроме того, он определяет требования к порядку взаимодействия банка и поставщиков платежного приложения (ApplePay, SamsungPay, MirPay и т. п.), включая раскрытие Банку России информации о таких поставщиках.
Часть поправок касается требований к платежному агрегатору, привлекаемому оператором по переводу денежных средств для обеспечения приема электронных средств платежа, а также для участия в переводах денежных средств. Например, они обязаны использовать отдельный специальный банковский счет при переводе денежных средств в пользу юрлиц и ИП с использованием электронных средств платежа. Также они должны проводить идентификацию юрлиц и ИП, обеспечивать бесперебойность работы программно-технических средств, соблюдать требования к защите информации и т. д.
Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования (3 июля), за исключением ряда норм, для которых установлены иные сроки начала действия.
Статья 14.1. Требования к привлечению платежного агрегатора оператором по переводу денежных средств
Информация об изменениях:
Федеральный закон дополнен статьей 14.1 с 31 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 3 июля 2020 г. N 173-ФЗ
Статья 14.1. Требования к привлечению платежного агрегатора оператором по переводу денежных средств
1. Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», вправе на основании договора привлекать платежного агрегатора, признаваемого банковским платежным агентом, для осуществления деятельности, указанной в подпунктах «а» и «б» пункта 31 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее — операции платежного агрегатора), в соответствии с требованиями настоящей статьи, а также для проведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми заключаются договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств.
2. Привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента для осуществления операций платежного агрегатора может осуществляться при одновременном соблюдении следующих условий:
1) осуществлении банковским платежным агентом деятельности в форме юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) заключении банковским платежным агентом договоров о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от имени оператора по переводу денежных средств и на определенных им условиях. Условия таких договоров могут быть определены оператором по переводу денежных средств в стандартной форме, содержащей правила, которые могут быть приняты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом;
3) предоставлении банковским платежным агентом оператору по переводу денежных средств сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, с которыми заключены договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств, в порядке, установленном договором между оператором по переводу денежных средств и банковским платежным агентом;
4) предоставлении банковским платежным агентом оператору по переводу денежных средств информации, необходимой для урегулирования споров, связанных с использованием электронных средств платежа;
5) предоставлении банковским платежным агентом неограниченному кругу лиц в каждом месте осуществления операций платежного агрегатора до начала осуществления таких операций следующей информации:
а) наименование и место нахождения оператора по переводу денежных средств и банковского платежного агента, а также их идентификационные номера налогоплательщика;
б) номер лицензии оператора по переводу денежных средств на осуществление банковских операций;
в) реквизиты договора между оператором по переводу денежных средств и банковским платежным агентом, на основании которого осуществляются операции платежного агрегатора;
г) способы подачи претензий и порядок их рассмотрения;
д) номера телефонов оператора по переводу денежных средств, банковского платежного агента.
3. В соответствии с заключенными договорами о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств банковский платежный агент вправе:
1) проводить идентификацию клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2) предоставлять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям программные средства и (или) технические устройства, обеспечивающие прием электронных средств платежа;
3) участвовать в переводе денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по операциям с использованием электронных средств платежа.
4. В случае проведения банковским платежным агентом идентификации клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должно обеспечиваться соблюдение следующих требований:
1) наличие в штате банковского платежного агента сотрудника, ответственного за соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики у физических лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа банковского платежного агента, главного бухгалтера банковского платежного агента (при наличии) и сотрудника банковского платежного агента, указанного в пункте 1 настоящей части.
5. В случае привлечения оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента для осуществления операций платежного агрегатора, предусматривающих предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям программных средств и (или) технических устройств, обеспечивающих прием электронных средств платежа, должны обеспечиваться:
1) соблюдение банковским платежным агентом установленных Банком России в соответствии с частью 3 статьи 27 настоящего Федерального закона требований к защите информации при осуществлении переводов денежных средств;
2) предоставление банковским платежным агентом оператору по переводу денежных средств информации об операциях с использованием электронных средств платежа, совершенных в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми банковским платежным агентом заключены договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств;
3) запрет на передачу банковским платежным агентом информации о любой операции с использованием электронных средств платежа, совершенной с использованием предоставленных банковским платежным агентом программных средств и (или) технических устройств, обеспечивающих прием электронных средств платежа, на территорию иностранного государства или предоставление доступа к такой информации с территории иностранного государства, за исключением случаев осуществления трансграничного перевода денежных средств.
6. В случае привлечения банковского платежного агента для осуществления операций платежного агрегатора, предусматривающих участие в переводе денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по операциям с использованием электронных средств платежа, должно обеспечиваться зачисление указанных денежных средств на отдельный специальный банковский счет, открытый банковскому платежному агенту у привлекшего его оператора по переводу денежных средств.
7. По специальному банковскому счету, предусмотренному частью 6 настоящей статьи, могут осуществляться только следующие операции:
1) зачисление денежных средств, переводимых по операциям с использованием электронных средств платежа в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми банковским платежным агентом заключены договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств;
2) зачисление денежных средств, возвращаемых плательщикам в случае отмены операций с использованием электронных средств платежа;
3) списание денежных средств на банковские счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми банковским платежным агентом заключены договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств;
4) списание сумм вознаграждения банковского платежного агента;
5) списание денежных средств в пользу оператора по переводу денежных средств, включая вознаграждение.
8. Осуществление иных операций, помимо указанных в части 7 настоящей статьи, по специальному банковскому счету, предусмотренному частью 6 настоящей статьи, не допускается.
9. По долгам банковского платежного агента не может быть наложен арест на денежные средства, находящиеся на его специальном банковском счете, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, а также не могут быть приостановлены операции по указанному специальному банковскому счету.
10. На денежные средства, находящиеся на специальном банковском счете банковского платежного агента, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, не может быть обращено взыскание по обязательствам банковского платежного агента.
11. Сведения о банковских платежных агентах, осуществляющих операции платежных агрегаторов, включаются в перечень банковских платежных агентов, осуществляющих операции платежных агрегаторов, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке.
12. Операторы по переводу денежных средств обязаны предоставлять Банку России сведения о банковских платежных агентах, осуществляющих операции платежных агрегаторов, необходимые для ведения перечня банковских платежных агентов, осуществляющих операции платежных агрегаторов. Порядок, форма, состав и срок предоставления операторами по переводу денежных средств сведений о банковских платежных агентах, осуществляющих операции платежных агрегаторов, устанавливаются Банком России.
13. Положения настоящей статьи распространяются также на случаи заключения банковскими платежными агентами, осуществляющими операции платежных агрегаторов, договоров о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств с нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, медиаторами, арбитражными управляющими, оценщиками, патентными поверенными и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА
об использовании платежного сервиса
«Онлайн-кошелек FINGER»
Предлагаем Вам ознакомиться с текстом настоящей Публичной оферты, которая в соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации является официальным публичным предложением ООО «СкайСенд» Клиенту заключить Договор об оказании информационно- технологических услуг посредствам платежного сервиса «Онлайн-кошелек FINGER» (далее по тексту – «Договор»), и содержащий в себе все существенные условия Договора, а так же порядок и правила использования платежного сервиса «Онлайн-кошелек FINGER».
Сторонами Договора являются: Клиент — физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста (далее – Клиент), акцептовавший условия Договора путем совершения действий, указанных в Договоре, и Оператор Сервиса — Общество с ограниченной ответственностью «СкайСенд».
Оператором Сервиса могут привлекаться иные участники Договора, хоть и не являющиеся его стороной, но осуществляющие в рамках заключенных с Оператором Сервиса договоров расчетное, информационно — технологическое и прочее обслуживания Сервиса. В качестве таких участников могут быть операторы по переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств – кредитные организации, агенты, привлекаемые Оператором Сервиса для осуществления деятельности по приему платежей, организации, оказывающие услуги call-центра и прочие.
Текст Оферты опубликован на веб-сайте Сервиса: https://www.fingerps.com, а так же доступен к просмотру в мобильных приложениях сервиса и терминалах системы SkySend.
Договор считается заключенным и приобретает силу с момента совершения действий, предусмотренных в Оферте и означающих безоговорочное присоединение ко всем, условиям Оферты без каких-либо исключений, ограничений или дополнений.
1. Термины и определения
2. Общие положения.
3. Регистрация Клиента в Сервисе.
4. Права и обязанности сторон.
5. Конфиденциальность и безопасность.
6. Идентификация Клиентов.
7. Изменение и прекращение Договора.
8. Порядок разрешения споров
9. Ответственность Сторон.
10. Иные условия.
Приложение № 1
к Публичной оферте
об использовании платежного сервиса
«Онлайн-кошелек FINGER»
Лицензионное соглашение
Приложение № 2
к Публичной оферте
об использовании платежного сервиса
«Онлайн-кошелек FINGER»
Анкета Клиента
(представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца) – физического лица
Сведения об основаниях, свидетельствующих о том, что Клиент действует к выгоде другого лица при проведении банковских операций и иных сделок: | Клиент Представитель Выгодоприобретатель Бенефициарный владелец Иное лицо |
(указать наименование/Ф.И.О. Клиента, ИНН/дата и место рождения Клиента, а также иную необходимую информацию и документы). |
(представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца) – физического лица