Законодательная база Российской Федерации. Требования к канатам стропам

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. РД 08-200-98» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 09.04.98 N 24)
  • Наименование документ «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. РД 08-200-98» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 09.04.98 N 24)
    Вид документа постановление, правила
    Принявший орган госгортехнадзор рф
    Номер документа 24
    Дата принятия 01.01.1970
    Дата редакции 09.04.1998
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус отменен/утратил силу
    Публикация
    • На момент включения в базу документ опубликован не был
    Навигатор Примечания

    1.7. Требования к стальным канатам

    1.7.1. Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, несущих, тяговых и стропов, для оснастки грузоподъемных механизмов, талевой системы буровых установок, агрегатов по ремонту скважин, должны отвечать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором России 30.12.92 [56].

    К канатам должен прикладываться сертификат (свидетельство) предприятия — изготовителя канатов.

    1.7.2. При строительстве скважин коэффициент запаса прочности талевого каната (отношение разрывного усилия каната к силе натяжения ходового конца талевого каната) должен быть не менее трех. Как исключение, при спуске тяжелых обсадных колонн и производстве аварийных работ допускается снижение этого коэффициента до двух.

    1.7.3. Соединение канатов должно выполняться с применением: коуша с заплеткой свободного конца каната или установкой не менее трех винтовых зажимов. При этом расстояние между ними должно составлять не менее шести диаметров каната.

    1.7.4. За состоянием каната должен быть установлен контроль. Частота осмотров каната устанавливается в зависимости от характера и условий работы. Выбраковка и замена канатов производится в соответствии с критериями, установленными «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» [56].

    1.7.5. Применять срощенные канаты для оснастки талевой системы буровой установки, агрегатов для освоения и ремонта скважин, а также для подъема вышек и мачт, изготовления растяжек, грузоподъемных стропов, удерживающих, рабочих и страховых канатов запрещается.

    1.7.6. Резка талевых канатов с использованием электросварки запрещается.

    Требования безопасности к канатам, стропам.

    3.4.6.1. Стальные канаты, применяемые для грузоподъемных работ, Должны в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов иметь сертификат завода-изготовителя и соответствовать требованиям ГОСТ 3241 — 91. Канаты без сертификата подлежат испытанию в соответствии с требованиями указанного стандарта.

    3.4.6.2. Стропы грузовые должны соответствовать требованиям ГОСТ 25573 — 82 и РД-10-33 — 93.

    3.4.6.3. Канаты без свидетельства об испытании к использованию не допускаются.

    3.4.6.4. При работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования и т.п., не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра.

    3.4.6.5. Крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается.

    3.4.6.6. Применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв проволок и износ более допустимого, не допускается.

    3.4.6.7. Сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан.

    3.4.6.8. Стропы должны крепиться за специальные рымы или дру гие грузозахватные элементы поднимаемого груза. При строповке грузов ветви стропов должны быть предохранены от соскальзывания, при подъеме груза ветви стропов должны иметь равномерное натяжение

    3.4.6.9. При отсутствии данных о положении центра тяжести груза он должен быть установлен путем пробного подвешивания. Длин” мерные грузы следует стропить не менее чем в двух местах с применением специальных траверс.

    3.4.6.10. При подвешивании груза на двурогие крюки стропы должны накладываться таким образом, чтобы нагрузка распределялась н; оба рога крюка равномерно.

    3.4.6.11. Не использованные для зацепки груза концы многоветьевого стропа следует укрепить так, чтобы при перемещении груза исключалась возможность задевания этими концами за встречающие на пути предметы.

    3.4.6.12. Петли стропа следует надевать по центру зева крюка, а крюка устанавливать по центру строповки.

    3.4.6.13. При подъеме и перемещении груза канаты грузового полипласпаста подъемного механизма должны быть направлены вертикально!

    3.4.6.14. Петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установкой зажимов другим проверенным способом по утвержденным нормалям.

    3.4.6.15. Закрепление конца каната на грузоподъемном механизме может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок.

    3.4.6.16. Работать с канатами без рукавиц не допускается.

    3.4.6.17. При работе за состоянием стальных канатов и стропов необходимо вести постоянное наблюдение.

    3.4.6.18. Браковка стальных канатов и стропов производится в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

    3.4.6.19. Подлежат браковке стропы, не имеющие бирок, и стропы, имеющие:

    3.4.6.20. Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.

    3.4.6.21. Неразъемные соединения канатов (узлы крепления расчалок, оттяжек и тяг и др.) после изготовления испытываются усилием, превышающим номинальное (рабочее) на 25 %, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 минут с записью результатов осмотра и испытаний в журнал.

    3.4.6.22. Работающий канат необходимо периодически смазывать.

    Основные требования к стропам из стальных канатов и цепей.

    Цепные стропы

    Текстильные стропы представляют собой, наверное, самый универсальный и удобный вид стропов. Они обладают весьма незначительным собственным весом и габаритами, что снижает риск получения травм у работающих с ними людей. Текстильные стропы можно успешно применять для перемещения многих видов грузов. Эти стропы обладают высокой устойчивостью к воздействию внешней среды. Они не боятся солнца и воды, защищены от химически активных веществ, масел, нефти, растворителей.

    Стропы не боятся перепадов температур, вследствие чего они могут применяться в различных климатических зонах не теряя своих свойств. Область применения текстильных стропов огромна. Они прекрасно подходят для перемещения хрупких, легко деформируемых и окрашенных грузов. При помощи этих стропов легко и удобно поднимать пиломатериалы и древесину, пластиковые и полиэтиленовые заготовки, окрашенные металлоконструкции и многое другое.

    Текстильные стропы

    Требования, предъявляемые к канатам, стропам.

    1. Стальные канаты, применяемые для грузоподъемных работ, должны в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов иметь сертификат завода-изготовителя и соответствовать требованиям ГОСТ 3241 — 91. Канаты без сертификата подлежат испытанию в соответствии с требованиями указанного стандарта.

    4. При работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования и т.п., не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра.

    5. Крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается.

    9. При отсутствии данных о положении центра тяжести груза он должен быть установлен путем пробного подвешивания. Длинномерные грузы следует стропить не менее чем в двух местах с применением специальных траверс.

    11. Не использованные для зацепки груза концы многоветьевого стропа следует укрепить так, чтобы при перемещении груза исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

    13. При подъеме и перемещении груза канаты грузового полиспаста подъемного механизма должны быть направлены вертикально.

    14. Петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установкой зажимов, другим проверенным способом по утвержденным нормалям.

    16. Работать с канатами без рукавиц не допускается.

    17. При работе за состоянием стальных канатов и стропов необходимо вести постоянное наблюдение.

    19. Подлежат браковке стропы, не имеющие бирок, и стропы, имеющие:

    а) оборванную прядь;

    б) оборванный или выдавленный наружу сердечник;

    в) поверхностный износ или коррозию 40 % и более;

    г) число оборванных проволок на шаг свивки больше допустимого;

    е) прожоги, вмятины, скрутки и другие механические повреждения.

    Стропы канатные используются для перемещения и подъема различных типов грузов, оснащенных специальными петлями, отверстиями или кольцами для захвата. Стропы канатные достаточно устойчивы к резким нагрузкам. Именно поэтому, канатные стропы являются одним из надежнейших видов стропов. Для строповки различных грузов применяются стропы канатные с различным количеством веток (ВК). При этом следует учитывать и характер груза, и угол его наклона. Отдельным преимуществом такого изделия, как стропы из каната , является то, что любой, возникающий дефект, как правило, можно обнаружить еще на ранней стадии. Это достоинство позволяет применять стропы канатные для подъема ответственного груза, в местах скопления людей и оборудования.

    Стропы из каната производятся методом прессования алюминиевой втулкой, но, по заказу клиента (в том случае, когда возникает производственная необходимость), может применяться и ручной заплет с просмоленной оклетневкой лентой.

    Требования, предъявляемые к канатным стропам:

    • стропы канатные должны обладать высокой удельной прочностью;
    • канатные стропы должны обладать минимальной собственной массой;
    • стропы канатные, в своей эксплуатации, должны обеспечивать безопасность персонала;
    • достаточно большой срок эксплуатации;
    • канатные стропы, при своем использовании, должны обеспечивать удобство работы персонала.
      • при наличии трещин;
      • при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.
      • Не допускаются к эксплуатации стропы, у которых:

        • имеются смещения каната в заплетке или втулках;
        • повреждены или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

        Не допускаются к эксплуатации стропы:

        • имеющие дефекты, указанные выше;
        • при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
        • с деформированными коушами или износе их с уменьшением сечения более чем на 15%;
        • имеющие трещины на опрессованных втулках или при изменении их размера более чем на 10% первоначального;
        • с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
        • Цепной строп подлежит браковке, если будут обнаружены следующие дефекты:

          • обрыв звена;
          • изгиб или износ крюка в звене более 10% первоначального размера;
          • удлинение звена цепи более 3% первоначального размера;
          • уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% .
          • При осмотре захватов необходимо проверять состояние рабочих поверхностей, соприкасающихся с грузом. Если на них имеется насечка, то затупление или выкрашивание зубчиков не допускается.

            Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и других элементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.

            При осмотре тары необходимо особенно тщательно проверять:

          • появление трещин в захватных устройствах для строповки;
          • исправность фактических устройств и замковых устройств крышек;
          • Тара бракуется в следующих случаях:

            • имеются неисправные строповочные узлы;
            • Детали каната должна исключать возможность травмирования рук работающего, не должны иметь надрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.

              Канат через каждые 6 мес в процессе эксплуатации должен испытываться статической нагрузкой.
              Соответствие каната требованиям следует определять путем его статического нагружения в середине пролета грузом массой 400 кг, который прикладывают к установленному в рабочее положение канату через гибкие канаты (капроновый или стальной) или стальной стержень.

              Каждый канат должен иметь маркировку . Маркировка должна включать:

            • товарный знак (или краткое наименование предприятия-изготовителя);
            • дату изготовления (месяц, год);
            • Правила безопасной работы с инструментом и приспособлениями — Требования к канатам

              Содержание материала

              Раздел 4, Подраздел 5

              Требования к применению канатов, строп, цепей и шнуров

              Раздел 4, Подраздел 5, Параграф 1

              Требования к канатам

              6.5.1. Стальные канаты, применяемые для такелажных работ ив
              грузоподъемных машинах, должны соответствовать требованиям
              действующих нормативных документов и иметь сертификат или копию
              сертификата завода-изготовителя в соответствии с требованиями ГОСТ
              3241. При получении канатов, не имеющих указанного сертификата, они
              должны пройти испытание в соответствии с требованиями ДНАОП
              0.00-1.03-93 «Правила устройства и безопасной эксплуатации
              грузоподъемных кранов».
              6.5.2. Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых,
              стреловых, вантовых, несущих и тяговых, должны выбираться в
              соответствии с требованиями ДНАОП 0.00-1.03-93 «Правила устройства и
              безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
              При проектировании, замене, а также перед установкой на
              грузоподъемную машину разрывное усилие канатов должно проверяться по
              формуле:
              F0>=сZp, (1)

              где F0 — разрывное усилие каната в целом, Н, принимаемое по
              сертификату;
              S — наибольшее натяжение ветви каната, Н, указанное в паспорте
              крана;
              Zp — минимально допустимый коэффициент использования каната
              (минимальный коэффициент запаса прочности каната), определяемый по
              данным таблиц 6.1 и 6.2.
              Если в сертификате об испытании указано суммарное разрывное
              усилие, величину F0 можно определить умножением суммарного разрывного
              усилия на коэффициент 0,83.

              Таблица 6.1. Минимально допустимый коэффициент использования каната

              Запрещается применять группу классификации механизма ниже М5 по
              ГОСТ 25835 при выполнении работ в опасных условиях (транспортировка
              распиавленного металла, шлака, ядовитых и взрывчатых веществ).
              При установке канатов на лебедках, предназначенных для подъёма
              яюдей, расчет коэффициента 2 необходимо проводить так же, как для
              Фуппы классификации М8.

              Таблица 6.2.
              Минимальные коэффициенты использования канатов для стреловых самоходных кранов

              6.5.3. Подъемные и тяговые канаты должны иметь двойные свивки с
              сердечником из волокнистого материала.
              Подъемные канаты должны иметь также крестовые свивки.
              Допускается применение канатов односторонней свивки, — если
              исключена возможность раскручивания каната или закручивания ветвей
              полиспаста.
              Для тяговых канатов передвижения грузовой тележки, поддержек и
              опор должны применяться преимущественно канаты односторонней свивки.
              6.5.4. Несущие канаты и способы закрепления их на опорах и в
              муфтах должны удовлетворять следующим требованиям:
              — канаты должны иметь закрытую конструкцию и выполняться из
              одного куска. В качестве несущих канатов на крюковых кранах,
              предназначенных для монтажных работ, допускается применять
              многопрядные канаты с металлическим сердечником;
              — несущий канат должен закрепляться на опорах с помощью шарнирных
              устройств, позволяющих регулировать его натяжение;
              — при применении нескольких несущих канатов должно обеспечиваться
              равномерное натяжение их;
              — несущий канат должен закрепляться в муфте клиньями или
              заливкой металлическим сплавом. На кранах с переменным пролетом
              допускается закреплять несущий канат зажимами. Такое закрепление
              должно рассчитываться на усилие, не менее разрывного усилия каната в
              целом.
              6.5.5. Диаметр барабанов и направляющих блоков для грузовых,
              тяговых и грейферных (поддерживающих и замыкающих) канатов должен
              определяться по формуле:

              Д>hd, (2)
              где Д — диаметр барабана, блока, измеряемый по средней линии
              каната, мм;
              h — коэффициент выбора диаметра барабана, блока;
              d — диаметр каната, мм.
              Минимальные значения коэффициента использование каната Zp и
              коэффициента выбора диаметра барабана или блока /г должны приниматься
              в соответствии с таблицей 6.3.

              Таблица 6.3.
              Минимальные коэффициенты использования каната

              6.5.6. Закрепление и размещение канатов на грузоподъемной машине
              должны быть такими, чтобы исключалась возможность спадания их с
              барабанов или блоков, а также перетирание их вследствие
              соприкосновения с элементами конструкций или с канатами других
              полиспастов.
              6.5.7. Петлю на конце каната для закрепления его на
              грузоподъемной машине, а также петлю стропа, сопряженную с кольцами,
              крюками и дру-ми деталями, необходимо выполнять с применением:
              — коуша с заплёткой свободного конца каната или установкой
              зажимов;
              — стальной кованой, штампованной или литой втулки с закреплением
              клином или заливкой легкоплавким сплавом. Корпуса, втулки и клинья не
              должны иметь острых кромок, на которых может перетираться канат;
              — других способов в соответствии с требованиями нормативных
              документов.
              Не допускается применение сварных втулок, — кроме закрепления
              конца каната во втулке электротали.
              6.5.8. Не допускается пересечение и соприкосновение канатов с
              электрическими кабелями и электрическими проводами.

              Правила по охране труда при работе на высоте

              Требования безопасности к канатам, стропам грузоподъемных механизмов

              Требования безопасности к канатам, стропам грузоподъемных механизмов:

            • канаты, стропы должны соответствовать установленным требованиям;
            • при работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования, не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра;
            • крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается;
            • применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв нитей (для синтетических) или проволок (для стальных) и износ более допустимого, не допускается;
            • сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан;
            • петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установки зажимов, другим проверенным способом по установленным требованиям.
            • НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!

              Работать с канатами без СИЗ рук не допускается.

              Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.

              Канаты и стропы подлежат осмотру до и после использования, а также проведению обслуживания и периодических проверок в соответствии с эксплуатационной документацией.

              Хранить синтетические канаты и стропы следует в закрытых сухих помещениях, защищенных от прямых солнечных лучей, масла, бензина, керосина и других растворителей, в подвешенном состоянии или на деревянных стеллажах на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.

              Требования безопасности к цепям:

            • пластинчатые, сварные и штампованные цепи, используемые как грузовые и для изготовления стропов, должны соответствовать установленным требованиям;
            • коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъемных машинах, должен быть не менее 5 при машинном приводе и не менее 3 — при ручном;
            • коэффициент запаса прочности сварных и штампованных грузовых цепей и цепей для стропов должен быть не меньше указанного в документации;
            • сращивание цепей допускается путем электро- или кузнечно-горновой сварки новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев; после сращивания цепь осматривается и испытывается нагрузкой в соответствии с документацией.
            • Требования к канатам стропам

              На кранах в качестве грузовых, стреловых, несущих, тяговых применяют стальные канаты, их же используют и как стропы — основные съемные грузозахватные приспособления, применяемые в мелиоративных организациях.

              Стальные канаты, поступающие с заводов-изготовителей в организацию, должны иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата о том, что они прошли испытания. Если канаты не снабжены сертификатом об испытании, их не эксплуатируют до тех пор, пока не подвергнут испытанию в соответствии с требованиями стандарта (ГОСТ 3241-66 «Канаты стальные. Технические требования»).

              Изготовлять съемные грузозахватные приспособления или тару в мелиоративных организациях необходимо централизованно, по нормативам, технологическим картам и чертежам. Все они должны снабжаться клеймом или металлической биркой, на которой, указываются номер приспособления, его грузоподъемность и даты испытаний. При этом грузоподъемность стропов общего назначения указывается при угле между ветвями 90°, а стропов целевого назначения — при угле между ветвями, принятом при расчете.

              Если съемные грузозахватные приспособления изготовляют для других (сторонних) организаций, то, кроме клейма или бирки, их в обязательном порядке снабжают паспортом.

              Особое внимание следует уделять креплению канатов на грузоподъемной машине. Некачественное, с нарушением правил, крепление каната может стать причиной несчастного случая.

              Крепление каната, его расположение на кране должны исключать спадание с барабанов и блоков или перетирание при соприкосновении с другими канатами или частями машины. Канаты, как правило, крепят с помощью петли, которую делают на конце каната. Указанную петлю каната, а также петлю стропы, сопряженную с кольцами, крюками выполняют с обязательным применением коуша. Обычно канат крепят путем заплетки свободного его конца или постановки зажимов (рис. 11).

              Число проколов каната каждой прядью в зависимости от его диаметра должно быть не менее следующих:

              Диаметр каната, мм Число проколов
              До 15.……………………. 4
              15-28………………………. 5
              28—60……………………. 6

              Последний прокол прядью производится только половинным числом ее проволок.

              Число зажимов должно быть не менее трех. Зажимы нельзя устанавливать горячим (кузнечным) способом.

              Рис. 11. Способы заделки концов канатов и строп:
              а — заплеткой; б — клиновыми зажимами; в — обжатием; г — коуш.

              Зажимы один от другого располагают на расстоянии, равном не менее шести диаметрам каната, такой же длины должен быть свободный конец, каната от последнего зажима.

              Прикрепление конца каната на, грузоподъемной машине может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Не допускается применять сварные втулки. Корпуса, втулки и клинья должны быть без острых кромок, о которые может перетираться канат.

              Расчет канатов. При проектировании и перед установкой на грузоподъемную машину стальные проволочные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых, проверяют расчетом.

              Расчет каната на прочность производится по формуле:

              Р — разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату, а при проектировании — по данным государственного стандарта;

              S — наибольшее натяжение ветви каната с учетом к. п. д. полиспаста (без учета динамических нагрузок);

              к — коэффициент запаса прочности (табл. 7).

              Когда в сертификате или в свидетельстве об испытании дано суммарное разрывное усилие, величину р определяют умножением суммарного разрывного усилия на 0,83 или на коэффициент, определенный по государственному стандарту для каната выбранной конструкции.

              Расчет стропов из стальных канатов производят по формуле (1) с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали.

              Для определения натяжения в ветви стропов груз подвешивают к крюку с помощью п ветвей стропового каната или цепи, наклоненных каждая под углом а к вертикали (рис. 12).

              При известном весе груза С натяжение 5, возникающее в каждой ветви, определяют по формуле:

              где: при а =0; 30; 45 град, коэффициент т соответственно равен 1; 1,15; 1,42.

              Рис. 12. Схема подвешивания груза к крюку для определения натяжения в ветви стропов.

              Рис. 13. Определение шага свивки.

              Для стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ветвями принимают равным 90°. При расчете стропов, предназначенных для подъема определенного груза, берут фактический угол.

              Стропы для подъема грузов с обвязкой или зацепкой крюками, кольцами или серьгами рассчитывают с коэффициентом запаса прочности канатов не менее 6.

              Конструкция многоветьевых стропов должна быть такова, чтобы было обеспечено равномерное натяжение всех ветвей.

              Браковка канатов. При техническом освидетельствовании грузоподъемных машин проверяют состояние канатов и их крепление. Если обнаружится неудовлетворительное состояние канатов, то производят их браковку.

              Браковку стальных канатов произво­дят по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки. Канаты, изготовлен­ные из проволок одинакового диаметра, бракуют по данным таблицы 8.

              Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо пряди (рис. 13) наносят метку (точка а), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка б). Расстояние между метками (точками а и б) принимается за шаг свивки каната. На этом шаге подсчитывают число обрывов и сравнивают с данными таблицы 8.

              У многопрядных канатов шаг свивки определяют по числу прядей в наружном слое.

              Для удобства подсчета числа обрывов оборванные концы проволок заершивают и канат немного изгибают.
              Канаты, изготовленные из проволок различного диаметра, конструкции 6Х 19=114 с одним органическим сердечником бракуют согласно данным второй графы таблицы 8. При этом число обрывов как норма браковки принимается условно: для тонкой проволоки 1, а для толстой 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов будет составлять 6Х 1+5Х 1,7=14,5, то есть более допустимого числа обрывов на участке наибольшего износа, указанного в таблице 8. Следовательно, канат бракуют.

              Канат, конструкция которого не указана в таблице 8, бракуют по данным для каната, ближайшего по числу прядей и проволок в сечении. Однако при определении признака браковки данные каната, приведен­ные в таблице 8, необходимо умножить на коэффициент, показывающий отношение числа проволок в наружных слоях прядей сравниваемых канатов. Число проволок в наружных слоях прядей определяется по стандарту или путем подсчета.

              Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный металл, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок на одном шаге свивки.

              Если канат имеет еще и поверхностный износ или коррозию проволок, то число обрывов проволок на шаге свивки как признак браковки уменьшают:

              Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %

              Число обрывов проволок на шаге свивки, % от норм

              Рецепты домашней выпечки с фото — пошаговые мастер-классы

              Кулинарный портал о выпечке

              Требования безопасности к канатам, стропам. РД (руководящие документы)

              Стропы грузовые общего назначения.
              Требования к устройству и безопасной эксплуатации
              с изменением № 1 (РД 10-231-98),
              утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.09.98 №57.

              РАЗРАБОТАНО на основе
              ОСТ 24.090.48-79 и
              ОСТ 24.090.49-79

              1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

              1.1. Стропы должны изготавливаться:

              ветвевыми со звеньями (элементами) для навески на крюк крана и подсоединения груза;

              кольцевыми в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза.

              Грузовые канатные стропы изготавливают из отрезков стальных канатов (рис. П.1.21-П.1.26), грузовые цепные стропы — из отрезков круглозвенных цепей (рис. П.1.27-П.1.29)

              1.2. Грузоподъемность стропов должна выбираться из следующего ряда: 0,5, 0,63, 1,0*, 1,6, 2,0*, 3,2*, 5,0*, 6,3, 8,0, 10*, 12,5*, 16*, 20*, 25, 32*, 40 и 50 т (звездочкой отмечены стропы, рекомендуемые для преимущественного применения).

              2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

              2.1. Общие требования

              2.1.1. Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

              Проектирование и изготовление грузовых стропов должно проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих лицензию (разрешение) органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими их проектирование и изготовление в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.

              Для получения разрешения (лицензии) на изготовление стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы госгортехнадзора документы, указанные в п. 2.1 Положения о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 № 20.

              К заявлению предприятия-изготовителя стропов должны быть приложены и другие документы, подтверждающие возможность и готовность качественного изготовления стропов, в том числе:

              Технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке,

              Рабочие чертежи стропов,

              Описание технологического процесса изготовления стропов (технологические карты),

              Сертификаты на канаты и цепи,

              Справка о наличии аттестованных специалистов (при необходимости выполнения сварочных работ).

              Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом, форма паспорта приведена в приложении 4.

              2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.

              2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис. 1).

              2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.

              2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.

              2.1.6. При проверке прочности сечения рабочей части крюка стропа и учете кривизны последнего запас прочности по отношению к пределу текучести материала принимают не менее 1,2, а для сечения ветвей головки крюка с проушиной при расчете на растяжение — не менее 1,5.

              2.1.7. При расчете петель всех типов их прямолинейные участки рассчитывают на растяжение; запас прочности по отношению к пределу прочности материала должен быть не менее 5,0. Для криволинейных участков при расчете с учетом их кривизны запас прочности для внутренней стороны сечения должен быть не менее 1,1 по отношению к пределу текучести материала, а на внешней стороне — не менее 1,3 по отношению к пределу прочности материала.

              2.1.8. Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру свыше 300°С, но не более 500°С, снижают на 25 %, а свыше 500°С — на 50 %.

              2.1.9. Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100°С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, — не выше 150°С.

              Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25 %; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.

              2.1.10. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1 % от длины ветви.

              2.2. Требования к конструкции стропов

              2.2.1. В цепных стропах должны применяться круглозвенные грузовые цепи по ТУ 12.0173856.009 типов 1 и 3, а также цепи по ТУ 12.0173856.015 типа А исполнения 2.

              Применение цепей других типов допускается по согласованию с ВНИИПТМАШ.

              2.2.2. Для сращивания цепей допускается использовать электро- или кузнечно-горновую сварку или специальные соединительные звенья.

              2.2.3. В канатных стропах должны применяться круглопрядные канаты двойной свивки, изготавливаемые по техническим условиям ГОСТ 3241.

              Рекомендуется применять канат крестовой свивки с сердечником из пеньки, сизаля и хлопчатобумажной пряжи. Допустимо применение канатов с сердечниками из других материалов с учетом температурного режима использования стропов.

              2.2.4. Соединение концов канатов следует выполнять заплеткой или опрессовкой алюминиевыми втулками.

              Применение соединений других видов допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

              Соединение, выполненное путем оковки каната кольцами, не допускается.

              2.2.5. Для подсоединения ветвей канатных стропов к звеньям должны применяться коуши. Рекомендуется применять коуши по ГОСТ Р 50090.

              2.2.6. Для навески ветвей на грузовой крюк применяются звенья в виде неразъемных и разъемных петель, а для захвата груза — в виде крюков, скоб и петель.

              2.3. Требования и материалам

              2.3.1. Элементы стропов, подвергающиеся сварке при изготовлении, должны изготавливаться из сталей, предусмотренных в РД 24.090.52, с учетом температурных условий эксплуатации стропов.

              2.3.2. Для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения ТУ по ГОСТ 15150 рекомендуется применять стали марок Ст3сп, Ст3пс с гарантией свариваемости по ГОСТ 380 и сталь 20 по ГОСТ 1050; для стропов климатического исполнения У — стали марок 09Г2 и 09Г2С с гарантией свариваемости по ГОСТ 19281.

              2.3.3. Применение углеродистых сталей марок Ст3сп, Ст3пс для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения У допускается только при условии проверки ударной вязкости материала при температуре — 40°С в соответствии с ГОСТ 9454. Минимально допустимое значение ударной вязкости 30 Дж/см 2 .

              2.3.4. Втулки для соединения канатов опрессовкой следует выполнять из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784.

              2.3.5. Применение материалов, не указанных в пп. 2.3.1 — 2.3.4, допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

              2.4. Требования к элементам стропов

              2.4.1. Стальные канаты, применяемые для изготовления грузовых стропов, должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия-изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241-80 «Канаты стальные. Технические условия». При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанными стандартами.

              Круглозвенные сварные и штампованные цепи, применяемые для грузовых стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные» или техническими условиям, утвержденным в установленном порядке. Цепи должны иметь сертификат.

              (Измененная редакция, Изм. №1)

              2.4.2. Ветви канатных стропов должны изготавливаться из цельного каната. Наращивание канатов не допускается.

              2.4.3. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно быть не меньше указанного в табл. 1.

              Последний прокол каждой пядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди).

              2.4.4. При заделке концов каната заплеткой места сплетения проволок должны обкатываться обжимными роликами или протягиваться через обжимную втулку. Разрешается при индивидуальном изготовлении место заплетки стропа уплотнять простукиванием молотком.

              2.4.5. После отрезки технологических припусков концы прядей должны быть заделаны способом, исключающим их разматывание и повреждение рук стропальщика.

              2.4.6. Место сплетения не должно иметь выступающих концов проволок. Рекомендуется обматывать место сплетения проволокой или снабжать его защитной оболочкой другого вида.

              При защите места сплетения оплеткой или оболочкой должно быть обеспечено перекрытие участка с выступающими концами проволок на 10-30 мм.

              2.4.7. Требования к выполнению заделки концов канатов опрессовкой алюминиевыми втулками приведены в приложении 1.

              2.4.8. Крюки должны изготавливаться ковкой или штамповкой. Допускается изготовление крюков из листовой или полосовой стали при условии направления волокон вдоль вертикальной оси крюка. Крюки грузоподъемностью до 1 т допускается изготовлять гибкой из прутков по технологии, согласованной со специализированной организацией по кранам.

              При изготовлении кованых и штампованных крюков сварка не допускается.

              Крюки, изготовленные из листовой стали и круглого прутка, после сварки должны подвергаться нормализации.

              Крюки должны снабжаться предохранительными замками.

              2.4.9. Петли и скобы должны изготавливаться гибкой; допускается изготовление их ковкой, штамповкой или плазменной резкой из листового или полосового материала.

              Применение других способов резки допускается при согласовании технологического процесса резки со специализированной организацией по кранам.

              2.4.10. При изготовлении элементов, указанных в пп. 2.4.8 и 2.4.9, холодной гибкой относительные радиусы гибки (по внутренней поверхности) не могут быть меньше значений, приведенных в табл. 2.

              2.4.11. Качество поковок для кованых и штампованных крюков (захватов) должно соответствовать группе II по ГОСТ 8479.

              2.4.12. На поверхности крюков, звеньев и других элементов стропов не допускаются трещины, плены, расслоения, волосины и надрывы.

              Заваривать и заделывать указанные дефекты не разрешается.

              Допускаются отдельные вмятины глубиной в пределах допуска на размеры материала, из которого изготовлены элементы.

              2.4.13. Сварной шов треугольного звена (петли) должен располагаться в центре нижней прямолинейной части звена, а овального кольца — на прямолинейной части.

              2.4.14. Крюки после ковки или штамповки, разъемные звенья после гибки и неразъемные звенья после сварки должны пройти термообработку и быть очищены от окалины. Вид термообработки — нормализация.

              Для элементов, изготовленных из низколегированных сталей, твердость после нормализации не должна превышать НВ 140.

              2.5. Требования к выполнению сварных соединений

              2.5.1. При изготовлении неразъемных звеньев рекомендуется применять электрическую контактную сварку оплавлением; допускается применять электрическую дуговую сварку и кузнечно-горновую сварку.

              Другие виды сварки могут быть применены по согласованию со специализированной организацией по кранам.

              2.5.2. Конструкция шва, сварочные материалы, технология выполнения сварного соединения и методы контроля должны обеспечить прочность соединения не ниже прочности основного металла.

              2.5.3. При применении контактной сварки увеличение диаметра сечения (d) в месте сварки не должно превышать 0,1d. Образовавшийся в месте стыка грат должен быть зачищен заподлицо с основным металлом.

              Смещение свариваемых концов в месте стыка не должно превышать значений, указанных в табл. 3.

              В местах сварки не должно быть непроваров и подрезов. Глубина местных выжигов и пригаров при контактной электросварке не должна превышать 0,7 мм.

              2.5.4. При выполнении сварных швов ручной дуговой сваркой по ГОСТ 5264 на концах заготовок из круглого прутка производится разделка кромок (рис. 2).

              2.5.5. Дуговая электросварка должна выполняться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

              К сварке должны допускаться сварщики, выдержавшие испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков.

              2.6. Требования к покрытиям

              2.6.1. Звенья и цепи стропов рекомендуется окрашивать в два слоя эмалью красного цвета марки ПФ 115 по ГОСТ 6465; для окраски цепей и захватных элементов стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру выше 100°С, рекомендуется применять эмаль красного цвета марки КО-811 по ГОСТ 23122.

              2.6.2. По соглашению с потребителем элементы стропов могут иметь защитные покрытия других видов, устойчивые против характерных для условий эксплуатации стропов воздействий. Цвет покрытия — красный, оранжевый, желтый.

              3. КОМПЛЕКТНОСТЬ

              3.1. В комплект поставки стропа входят:

              строп с маркировочной биркой;

              3.2. (Исключен, Изм. № 1)

              4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

              4.1. Для проверки соответствия стропов требованиям настоящего РД предприятие должно проводить приемосдаточные испытания.

              4.2. При испытаниях каждый строп проверяют на соответствие требованиям пп. 2.1.1, 2.2.6, 2.6.1, 2.6.2 и 3.1.

              4.3. Каждый строп должен быть испытан статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность этого стропа на 25 %.

              4.4. Элементы стропов (крюки, соединительные звенья, ветви стропов и др.) при их серийном изготовлении для поставки на предприятия, производящие стропы, подлежат испытанию статической нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность элемента на 75 %, на предприятии-изготовителе. Испытанию подвергают не менее 2 % от каждой партии изготавливаемых элементов, но не менее 2 единиц.

              Допускается испытывать указанные элементы непосредственно в составе стропа соответствующей грузоподъемности.

              При индивидуальном изготовлении подлежат испытанию элементы каждого стропа или каждый строп.

              4.5. При статических испытаниях стропов и их элементов визуально проверяют отсутствие остаточных деформаций и трещин на внешних поверхностях элементов, повреждений канатных ветвей, а также смещения канатов в креплениях.

              4.6. Каждый цепной строп должен быть проверен на соответствие требованиям пп. 2.2.1, 2.2.2 и 2.4.1.

              4.7. Каждый канатный строп должен быть проверен на соответствие требованиям пп. 2.2.3-2.2.5, 2.4.1, 2.4.5-2.4.7.

              4.8. Крюки должны проверяться на соответствие требованиям пп.2.4.8, 2.4.11 и 2.4.12.

              На соответствие требованиям п. 2.4.11 должны проверяться все заготовки крюков, изготовленные свободной ковкой, и первая и последняя заготовки из партии, изготовленной горячей штамповкой.

              Партия заготовок должна состоять из изделий одного типоразмера, изготовленных из металла одной плавки, на одном штампе и совместно прошедших термообработку.

              4.9. При изготовлении крюков свободной ковкой или штамповкой материалы должны проверяться на соответствие предела текучести и относительного удлинения нормативным значениям в объеме, установленном в табл. 4.

              Образцы для испытаний крюков, изготовленных свободной ковкой, должны вырезаться из припуска заготовки крюка, а изготовленных горячей штамповкой — из тела крюка.

              Временное сопротивление разрыву и ударную вязкость стали следует проверять по требованию потребителя.

              4.10. На соответствие требованиям п. 2.5.3 должно проверяться не менее 2 % от партии подвергающихся сварке элементов.

              4.11. На соответствие требованиям пп. 2.4.10 и 2.4.14 следует проверять не менее 10 % деталей.

              4.12. На соответствие требованиям п. 2.4.12 следует проверять все детали.

              4.13. Алюминиевые втулки проверяют на соответствие требованиям п. 2.3.4.

              4.14. Для элементов, подвергающихся выборочной проверке, при получении неудовлетворительных результатов по какому-либо из показателей должна производиться повторная проверка по этому показателю удвоенного числа образцов, взятых из той же партии.

              При неудовлетворительных результатах повторной проверки партию бракуют.

              5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ

              5.1. При испытаниях стропов статической нагрузкой по п. 4.3 их ветви должны быть расположены под углом 90 ° друг к другу.

              Допускаются испытания под другим углом с соответствующим пересчетом действующих нагрузок.

              При серийном изготовлении стропов время их выдержки под нагрузкой составляет 3 мин, при индивидуальном изготовлении — 10 мин.

              Испытательную нагрузку создают с помощью тарировочных грузов или нагрузочных приспособлений с контролем величины нагрузки посредством измерительных приборов.

              5.2. Элементы стропов (соединительные звенья, крюки) испытывают на соответствие требованиям п. 4.4 с помощью нагрузочных устройств или стендов, снабженных приборами, контролирующими величину действующей нагрузки.

              5.3. Соответствие материалов и полуфабрикатов элементов стропов и сварочных материалов требованиям пп. 2.2.1, 2.2.3, 2.3.1-2.3.5 проверяют по технической документации на изготовление, утвержденной в установленном порядке.

              Качество материалов проверяют по сертификатам или результатам лабораторного анализа.

              5.4. Качество поверхностей элементов по пп. 2.4.12 и 2.4.14, правильность расположения сварных швов по п. 2.4.13, качество заделки концов канатов по пп. 2.4.3-2.4.6, цельность канатов ветвей стропов по п. 2.4.2 проверяют визуально.

              5.5. Отклонение длин ветвей по п. 2.1.10, размеры алюминиевых втулок по п. 2.4.7, радиус гибки по п. 2.4.10, глубину вмятин по п. 2.4.12, увеличение диаметра сечения элемента и относительное смещение концов элемента по п. 2.5.3, размеры сварных швов по п. 2.5.4 проверяют с помощью универсального мерительного инструмента.

              5.6. Качество сварных соединений, выполненных контактной сваркой, по п. 2.5.3 проверяют путем их осмотра, обмера и механических испытаний звеньев на статическое растяжение по ГОСТ 6996.

              5.7. Твердость металла по п. 2.4.14 определяют по ГОСТ 9012, предел текучести, временное сопротивление разрыву и относительное удлинение металла — по ГОСТ 1497, ударную вязкость металла — по ГОСТ 9454.

              6. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

              6.1. Каждый строп должен быть снабжен маркировочной биркой (ст. 3.30 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов), на которой указывают:

              наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;

              порядковый номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;

              дату испытаний (месяц, год).

              Способ крепления маркировочной бирки должен обеспечивать ее сохранность до конца эксплуатации стропа.

              6.2. На каждом элементе и захвате стропа на установленном для маркировки месте методом штамповки или ударным способом должно быть нанесено:

              наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

              условное обозначение элемента или захвата по системе предприятия-изготовителя;

              порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя или номер партии.

              6.3. Стропы одного типа, длины и одинаковой грузоподъемности свертывают кольцом, комплектуют в одну общую бухту, которую завязывают по периметру не менее чем в трех местах.

              Канатные стропы диаметром до 11,5 мм и длиной до 3,5 м могут быть связаны в пачки или уложены в контейнеры.

              Масса пачки не должна превышать 100 кг.

              6.4. Цепные стропы упаковывают в дощатые ящики по ГОСТ 2991 и ГОСТ 10198.

              6.5. Маркировка грузовых мест — по ГОСТ 14192.

              6.6. Транспортирование стропов — по группе условий хранения 8 (ОЖ3) по ГОСТ 15150 транспортом любого вида.

              6.7. Хранение стропов — по группе условий хранения 5 (ОЖ4) по ГОСТ 15150.

              6.8. Сведения об изготовленных стропах должны заноситься в журнал. В журнале должны быть указаны наименование стропа, грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на канат или цепь, для сварных элементов — номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний стропа.

              7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

              7.1. Общие требования

              7.1.1. В процессе эксплуатации грузовых стропов должен периодически проводиться их осмотр.

              Осмотр стропов должен проводиться в соответствии с требованиями инструкции, разработанной специализированной организацией, определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели, а также методы устранения обнаруженных повреждений.

              (Измененная редакция, Изм. № 1)

              7.1.2. При составлении инструкций по эксплуатации для стропов должны учитываться также требования, включенные в настоящий раздел РД.

              7.1.3. (Исключен, Изм. № 1)

              7.2. Требования к перемещению грузов с зацепкой их крюками стропов

              7.2.1. Размеры рым-болтов, скоб и других элементов, предусмотренных на грузе для подсоединения стропа, должны соответствовать размерам крюков последнего (приложение 3, п. 2.1).

              7.2.2. Запрещается поднимать груз при канате или цепи, отклоняющихся от плоскости крюка (при крюке, испытывающем боковой изгиб), а также при крюке, зацепленном за груз только концом рога.

              7.3. Контроль состояния стропов при эксплуатации

              7.3.1. В процессе эксплуатации стропы должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки (но не реже чем через 5 и 10 дней) при постоянном использовании на кранах, эксплуатирующихся в условиях групп классификации режима 7К-8К и 1К-6К соответственно.

              7.3.2. Применяемые при ремонте материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также используемые технологические процессы и методы контроля должны соответствовать требованиям настоящего РД.

              После ремонта стропы подлежат техническому освидетельствованию на предприятии, на котором они ремонтировались.

              При техническом освидетельствовании стропы должны подвергаться внешнему осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность, в соответствии с требованиями настоящего РД.

              7.3.3. Стропы, прошедшие после изготовления приемо-сдаточные испытания на предприятии-изготовителе, не подлежат первичному техническому освидетельствованию.

              7.3.5. Браковка канатов и цепей стропов должна производиться в соответствии с требованиями ст. 7.3.28 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

              7.3.6. Браковка колец, петель и крюков производится:

              при наличии трещин;

              при износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;

              при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.

              7.3.7. Выявленные в процессе осмотра или технического освидетельствования поврежденные стропы изымаются из работы до проведения ремонта.

              Результаты осмотра стропов заносятся в журнал учета и осмотра. Форма журнала — см. приложение 5.

              7.3.8. Не допускаются к эксплуатации стропы:

              имеющие дефекты, указанные в пп. 7.3.4-7.3.6;

              при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;

              с деформированными коушами или при износе последних с уменьшением первоначальных размеров сечения более чем на 15%;

              с трещинами на опрессовочных втулках или при изменении размера последних более чем на 10% от первоначального;

              с признаками смещения каната в заплетке или втулках;

              с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

              с крюками, не имеющими предохранительных замков.

              8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

              8.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие стропов требованиям настоящего РД при соблюдении потребителем условий хранения и эксплуатации.

              8.2. Гарантийный срок для канатных стропов при односменной работе составляет 3 мес со дня ввода в эксплуатацию, для цепных стропов — 18 мес.

              Ветвевые канатные стропы , как правило, скручиваются из определенного количества канатных ветвей, которые крепятся на общем звене. Эти канатные стропы находят свое применение в тех случаях, когда груз необходимо зацепить одновременно в нескольких точках, что позволяет их использование для подъема особо тяжелых грузов.

              Петлевые стропы канатные («удавки» или «чалки») представляют собой строп с петлями на обоих концах. Именно такие стропы канатные и называются универсальными, потому, что петля стропа легко может пройти во всевозможные отверстия и проушины. При возникновении необходимости использовать обвязку груза петлей, обычно применяются стропы канатные кольцевые.

            • исключать какие-либо механические повреждения груза;
            • канатные стропы должны полностью исключать возможность самопроизвольного освобождения груза;
            • Согласно требованиям ПОТ РМ-007-98, канатные стропы должны осматриваться стропальщиками до начала их применения. Инженера, отвечающие за состояние и содержание различных грузоподъемных машин. И лица, ответственные за безопасную эксплуатацию кранов и других механизмов, предназначенных для поднятия грузов, обязаны внимательно осматривать стропы канатные каждые десять дней и не допускать к эксплуатации стропы, у которых был замечен какой-либо дефект. Та же канатная стропа, которая используется достаточно редко, должна быть осмотрена перед выдачей в работу.

              Соблюдая технику безопасности при работе с таким изделием, как стропы канатные, гарантируется четкая и отлаженная работа. Ведь канатные стропы способны обеспечить надежный подъем груза и безопасную работу.

              Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.
              П р и м е ч а н и е: d — диаметр каната, мм.

              Браковка деталей стропа (колец, петель и крюков) должна производиться:

            • при износе поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;
            • отсутствуют или повреждены маркировочные бирки;
            • деформированы коуши или их износ привел к уменьшению первоначальных размеров сечения более чем на 15 %;
            • имеются трещины на спрессованных втулках или размеры последних изменились более чем на 10 % от первоначальных;
            • крюки не имеют предохранительных замков
            • с признаками смещения каната в заплетке или втулках;
            • с крюками, не имеющими предохранительных замков.
            • Захват подлежит браковке, если будут обнаружены изгибы, изломы рычагов или износ и повреждение соединительных звеньев.

            • отсутствие дефектов в сварных соединениях, целостность маркировки.
            • тара не замаркирована;
            • не указано назначение тары;
            • помяты или разорваны борта;
            • имеются трещины и другие дефекты в сварных соединениях.
            • После испытания канат осматривают. Канат считают выдержавшим испытание , если в результате внешнего осмотра не обнаружены разрушения или трещины в его деталях.

              При этом эксплуатацию каната разрешают в том случае, если в конструктивных элементах зданий, сооружений или других устройствах, к которым закрепляют канат в процессе эксплуатации, также не обнаружены разрушения или трещины.

            • значение статического разрывного усилия;
            • дату испытания (месяц, год);
            • обозначение стандарта или технических условий, по которым изготовлен канат.
            • Стропы грузовые предназначены для обвязки и навешивания на крюк крана твёрдых грузов. Стропами называют отрезки канатов или цепей, соединённые в кольца или снабжённые навесными и грузозахватными концевыми элементами, которые служат для обвязки, крепления и навешивания груза к грузоподъёмному механизму и обеспечивают быстрое, удобное, надёжное и безопасное закрепление грузов.

              Стропы из пеньковых и синтетических канатов применяют при строповке деталей с гладко обработанной поверхностью (шлифованных и полированных, деревянных изделий, нетвёрдых легковесных грузов). Использовать такие стропы рекомендуется только с коушами, применять металлические концевые элементы не рекомендуется, так как они быстро перетирают канаты. В горячих цехах такие стропы не применяют.

              Стропы из стального каната высокопрочны и долговечны, разрушаются постепенно, так что легко можно определить степень разрушения, но плохо работают при перегибах и на острых углах. При повторных нагружениях канаты многократно перегибаются. При этом проволоки ломаются, а стропы бракуются.

              В горячих цехах машиностроительных заводов, литейных цехах стропы из стальных канатов имеют ограниченное применение, так как органический сердечник каната относительно быстро выгорает и проволоки, не смазываясь, интенсивно изнашиваются. Сращивание или связывание канатов стропов не допускается.

              Цепные стропы, как и стальные канатные, могут использоваться для подъёма и перемещения любых грузов на всех производствах. Преимущество цепных стропов перед стальными канатными в том, что они более гибки, пригодны для подъёма деталей и узлов с острыми кромками без подкладок, могут работать при высокой температуре, хорошо накладываются на груз и снимаются с него, что очень важно при работе с раскалённым металлом. Но цепные стропы имеют ряд недостатков: большую собственную массу, не выносят резких динамических нагрузок и могут внезапно рваться, дефекты цепей трудно обнаружить. Эти недостатки ограничивают их применение, особенно при подъёме тяжёлых и ответственных грузов в местах большой концентрации людей и оборудования.

              Практика показала, что частыми причинами разрыва цепных стропов является их неправильная эксплуатация, перегрузка из-за неправильной маркировки или подъёма мёртвых грузов, нерадивость стропальщиков, применение изношенных цепей. Стропы со звеньями или захватными элементами, изношенными более чем на 10% по диаметру цепной стали, имеющие свыше 30% выработавших звеньев или негодные по другим причинам, к дальнейшей эксплуатации не допускаются.

              В настоящее время используют несколько разновидностей грузовых стропов: канатные (СК), цепные (СЦ), универсальные канатные (УСК), универсальные цепные (УСЦ).

              По числу ветвей стропы подразделяют на одно-, двух-, трёх, четырёхветвевые и универсальные. Число ветвей стропа, на который подвешивают груз, выбирают в зависимости от массы, габаритов и конфигурации груза.

              Универсальные стропы выполняют трёх типов: упрощённые, облегчённые и бесконечные (кольцевые). Упрощённый строп представляет собой отрезок каната, концы которого заделаны от раскручивания: у пеньковых канатов – прядями пеньки, у стальных канатов – мягкой отожжённой проволокой или путём сварки. Такие стропы применяют на вспомогательных работах, при ремонте оборудования, на монтажных и демонтажных работах. Строповку грузов упрощённым стропом выполняют путём вязки узлов и петель.

              Облегчённый двухпетельный универсальный строп представляет собой отрезок каната, заплетённый с обоих концов в петли с коушами, либо с одной петлёй и со свободным концом с наложенной маркой. При зацепке груза он легко проходит в отверстия деталей, петли, рымы, кольца, проушины и т.п., образуя несколько ветвей, что увеличивает его грузоподъёмность. Двухпетельный строп может служить составным элементом многих сложных и специальных грузозахватных приспособлений. В этом случае в петли стропа вплетают коуши, предохраняющие его от быстрого износа и резких перегибов.

              Бесконечный (кольцевой) универсальный строп представляет собой замкнутый кольцевой отрезок каната или цепи необходимой длины. Он может быть изготовлен из стальных канатов, цепей, пеньковых и синтетических канатов. Универсальный строп, как и двухпетельный, используют при строповке самых разнообразных грузов. В зависимости от конфигурации и массы груза он может работать на две, четыре, а иногда и восемь ветвей, что особенно важно при транспортировании весьма тяжеловесных грузов. Обвязку груза универсальным бесконечным стропом выполняют, как правило, мёртвой петлёй, что гарантирует прочность и надёжность строповки. Универсальный строп под нагрузкой не раскручивается в отличие от всех других канатных стропов, вытягивается незначительно, поэтому срок его службы более продолжительный.

              Однопетельный одноветвевой строп имеет на одном конце петлю, а на другом крюк, карабин, струбцину или другой концевой захват. Такой строп применяют при перемещении грузов, имеющих монтажные петли, рымы, крюки или другие приспособления. Так как одноветвевой строп от предельных нагрузок может раскручиваться, его нужно изготавливать из канатов крестовой свивки.

              Комбинированный строп состоит из элементов стального каната и цепи. Петли и крайние части стропа изготавливают из стального каната, а среднюю часть стропа, как участок интенсивного износа, делают из цепи, грузоподъёмность которой на 15 – 20% больше грузоподъёмности каната. Комбинированные стропы выпускают грузоподъёмностью до 6 т. Они обладают всеми преимуществами цепных стропов, кроме того, они надёжнее, долговечнее их. Тяжёлые навесные и соединительные кольца, необходимые для цепных стропов, заменяют лёгкими и прочными канатными петлями. Поскольку канатный участок стропа имеет меньшую грузоподъёмность, разрушаться он начинает раньше, как бы сигнализируя о непригодности стропа. Канатная часть стропа также служит амортизатором цепи при динамических нагрузках, смягчая рывки и предотвращая разрыв. Комбинированный строп предназначен для транспортирования сварных и литых деталей с острыми кромками и рёбрами, рельсов, корпусов подшипников, металлоконструкций и т.п.

              Многоветвевой строп состоит из нескольких ветвей, объединённых между собой общим стальным кольцом. Он предназначен для зацепления грузов за две, три или четыре точки. Широкое применение эти стропы получили при строповке тяжеловесных грузов, коробов и т.п., снабжённых петлями, проушинами, скобами, цапфами и т.д.

              При использовании многоветвевых стропов необходимо следить за тем, чтобы нагрузка передавалась на все ветви равномерно.

              В зависимости от поднимаемых грузов стропы оборудуют специализированными захватами: коромыслами, кольцами, крюками, струбцинами и др.

              2. Область применения стропов. (См. вопрос №1).

              Основные требования к стропам из стальных канатов и цепей.

              Проектирование стропов должно осуществляться головной или специализированной организациями в соответствии с государственными и межгосударственными стандартами, настоящими Правилами, ТНПА.

              При изготовлении канатных стропов должны использоваться стальные канаты крестовой свивки, а при изготовлении цепных стропов – круглозвенные цепи. Ранее не использующиеся материалы могут применяться при проектировании строп по рекомендациям головной организации по согласованию с Госпромнадзором. Обязательным условием для изготовления канатных, цепных и текстильных стропов является наличие испытательного стенда.

              Грузозахватные приспособления испытываются после изготовления в организации-изготовителе, а после ремонта – в организации, в которой они ремонтировались. Стропы, за исключением цепных, ремонту не подлежат. Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25 % превышающей их паспортную грузоподъемность.

              Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Крепление бирок должно обеспечить их сохранность до конца срока службы. При изготовлении грузозахватных приспособлений они должны быть снабжены соответствующими паспортами.

              Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в журнал учета грузозахватных приспособлений, в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления.

              Разрешение на эксплуатацию грузозахватных приспособлений и тары записывается в специальный журнал учета и осмотра лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, и (или) специалистом, ответственным за содержание кранов в исправном состоянии.

              Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться ответственным специалистом, назначенным (определенным) владельцем крана по инструкции, разработанной организацией-изготовителем или специализированной проектной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы. При отсутствии инструкции браковку стропов производят в соответствии с приложением 23. При длительной работе крана на удаленных объектах без возвращения на место базирования и невозможности осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары специалистами владельца осмотр должен быть поручен лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, на месте производства работ, что должно быть отражено в договоре (приказе) на выделение крана.

              Канатные стропы

              Цепные стропы применяются не менее успешно, чем канатные и также хорошо подходят для грузоподъемных и строительных работ. Основой цепного стропа является цепь из звеньев высокой прочности (класс стали Т8). На концах стропа, как правило, закрепляется с одной стороны овальное звено и соответственно с другой стороны крюк (комплектующие также из стали класса Т8). Дополнительное удобство при эксплуатации цепного стропа обеспечивает его большая гибкость по сравнению с канатным стропом, а также то, что цепные стропы легко выдерживают давление грузов с острыми углами и сторонами.

              Цепные стропы обладают весьма значительным собственным весом, но зато гораздо более долговечны, чем все остальные и их можно легко ремонтировать. Кроме того, вес стропа серьезно уменьшается при использовании комплектующих из высокотехнологичных сплавов. К тому же цепные стропы легко переносят воздействие высоких и низких температур, а также кислот.

              Петли текстильных стропов можно дополнительно защитить специальной тканью, что позволит значительно увеличить срок их службы. Также можно при помощи специальных чехлов защитить строп по всей его длине. Текстильные стропы изготавливаются в различных исполнениях, из которых наиболее популярно исполнение 3, когда лента сшивается в два слоя. Стропы различной грузоподъемности различаются по цвету ленты.

              2. Стропы грузовые должны соответствовать требованиям ГОСТ 25573 — 82 и РД-10-33 — 9

              3. Канаты без свидетельства об испытании к использованию не допускаются.

              6. Применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв проволок и износ более допустимого, не допускается.

              7. Сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан.

              8. Стропы должны крепиться за специальные рымы или другие грузозахватные элементы поднимаемого груза. При строповке грузов ветви стропов должны быть предохранены от соскальзывания, при подъеме груза ветви стропов должны иметь равномерное натяжение.

              10. При подвешивании груза на двурогие крюки стропы должны накладываться таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.

              12. Петли стропа следует надевать по центру зева крюка, а крюк устанавливать по центру строповки.

              15. Закрепление конца каната на грузоподъемном механизме может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок.

              18. Браковка стальных канатов и стропов производится в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

              д) трещины на крюках или кольцах или их износ 10 % и более от первоначального сечения;

              20. Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.

              21. Неразъемные соединения канатов (узлы крепления расчалок, оттяжек и тяг и др.) после изготовления испытываются усилием, превышающим номинальное (рабочее) на 25 %, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 минут с записью результатов осмотра и испытаний в журнал.

              22. Работающий канат необходимо периодически смазывать.

              Читайте так же:  Какие налоги платит ИП. Какой налог должен заплатить ип

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *