ВС РФ объяснил, можно ли взыскать утрату товарной стоимости при натуральной форме возмещения по каско. Взыскание утс и по осаго и по каско

Июн 16, 2019 Публикации

ВС РФ объяснил, можно ли взыскать утрату товарной стоимости при натуральной форме возмещения по каско

Jirsak / Depositphotos.com

Страхователь, автомобиль которого был отремонтирован по направлению страховой организации в соответствии с условиями договора каско, обратился к страховщику с иском о взыскании вызванной страховым случаем утраты товарной стоимости (УТС).

Суды двух инстанций признали это требование обоснованным, поскольку условиями страхования не предусмотрено, что при определении размера страхового возмещения УТС не учитывается. Следовательно, в силу разъяснений, содержащихся в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 20, УТС подлежит возмещению наряду с иным реальным ущербом (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 21 мая 2020 г. № 37-КГ19-2).

Однако ВС РФ с таким выводом не согласился. Он указал, что форма страхового возмещения и его размер определяются договором страхования. В рассматриваемом случае правилами страхования, на основании которых заключен договор, предусмотрено, что при повреждении транспортного средства страховщик в счёт страхового возмещения осуществляет организацию и оплату ремонта на станции технического обслуживания автомобилей. При этом размер ущерба определяется на основании сметы затрат на восстановление транспортного средства, составленной ремонтной организацией.

Таким образом, стороны, заключая договор страхования, согласовали натуральную форму страхового возмещения. В связи с этим ВС РФ пришел к выводу, что возмещение в большем объеме, в том числе путем выплаты УТС, договором не предусмотрено и это не противоречит требованиям закона.

Напомним, что ВС РФ и ранее высказывал точку зрения, в соответствии с которой во взыскании УТС по договору каско при определенных условиях может быть отказано. Однако соответствующие разъяснения касались случаев, когда условиями страхования прямо предусматривалось, что УТС возмещению не подлежит (п. 3 Обзора, утвержденного Президиумом ВС РФ 27 декабря 2017 г., определение СК по гражданским делам ВС РФ от 19 февраля 2020 г. №14-КГ18-58, определение СК по гражданским делам ВС РФ от 15 июня 2018 г. № 43-КГ18-5).

Возмещение УТС: требовать по полису КАСКО или ОСАГО?

Утрата товарной стоимости автомобиля (или УТС) не перестала быть камнем преткновения в общении автовладельцев и страховщиков. Но, несмотря на практически жесткий отказ в компенсации УТС как по полису ОСАГО , так и по полису КАСКО, деньги получить можно через суд.

Рассчитать КАСКО – в 18 компаниях за 2 минуты

Когда можно претендовать на возмещение УТС?

Утрата товарной стоимости – это преждевременное удешевление транспортного средства вследствие эксплуатации, а также ДТП. Рассчитывается эта величина отдельно для:

  • отечественных автомобилей: не старше трех лет, пробег до 50 тысяч км, износ не более 40%;
  • иномарок: не старше пяти лет, пробег до 100 тысяч километров, износ не более 40%.
  • Если пострадавшая машина попадает в одну из приведенных категорий страхователь имеет право требовать возмещение УТС. Оплата ремонта – это одно, а реальные финансовые потери – совсем иной разговор (а вдруг собственник решит вскоре продать своего «железного коня»?). УТС влияет не только на стоимость автомобиля, но и на стоимость страховки на следующий год. Рассчитывается УТС при повреждении далеко не всех деталей автомобиля. В частности, повреждение и последующая замена пластиковых неокрашенных деталей (радиаторных решеток, частей бампера и кузова), фонарей и фар, двигателя или трансмиссии не сказывается на размере товарной стоимости и не подлежит компенсации.

    Требовать возмещения УТС можно только при повреждении деталей, влияющих на ходовые характеристики ТС, и частей кузова, требующих окраски и влияющих на внешний автомобиля.

    Размер утраченной товарной стоимости может достигать 20% от реального ущерба.

    Хитрости нашего страхования

    Почему страховщики отказываются возмещать утрату товарной стоимости?

  • Во-первых, УТС не входит в страховое покрытие ни по Правилам страхования КАСКО большинства отечественных компаний, ни по Правилам ОСАГО. Более того, она может быть прямо исключена из страхового покрытия.
  • Во-вторых, снижение эксплуатационных характеристик автомобиля не является отдельным риском, а потому, по мнению страховщика, не требует дополнительной компенсации.
  • По какому полису требовать возмещения УТС?

    Получить деньги можно как по ОСАГО, так и по КАСКО :

    • ОСАГО: если произошло ДТП. Выплачивает компенсацию страховщик виновника.
    • КАСКО: если автомобиль был поврежден не в результате ДТП (например, упало дерево).
    • В первом случае ущерб возмещается охотнее, в последнем – с большим скрипом и только через суд. Даже опубликованный обзор Верховного суда от 30.01.2013 года не является для страховых компаний перстом указующим. Почему он нам интересен?

      В упомянутом Обзоре ВС РФ УТС определена как реальный ущерб на основании п.1 ст.929 ГК РФ, который гласит, что по договору страхования страхователю должны быть возмещены все имущественные убытки.

      Согласно закону, реальный ущерб составляют утрата и повреждение имущества, а также расходы на восстановление имущественных прав. Уменьшение стоимости ТС по причине преждевременного ухудшения внешнего вида и эксплуатационных характеристик как и восстановление всего вышеуказанного является реальным ущербом и подлежит возмещению по полису КАСКО. Опубликованная позиция Верховного суда практически полностью вторит его же решению относительно возмещению УТС по ОСАГО (Обзор от 24.07.2007 г.). И если для страховщиков позиция ВС РФ не является определяющей, то для большинства судов России она имеет серьезный вес. Правда, все равно осталась лазейка.

      Если в договоре страхования есть прямое указание на исключение УТС из страхового покрытия, суд может встать на сторону страховщика и отклонить требование в компенсации ущерба.

      Впрочем, «может» не равносильно «откажет». Как правило, вердикт зависит от конкретного судьи. Основание для отказа – ст. 421 ГК РФ о «Свободе договора». Императивные нормы не запрещают страховым компаниям исключать риск УТС из страхового покрытия, однако данное положение распространяется только на взыскание ущерба по полису КАСКО. В случае с «автогражданкой» такое исключение противоречит Закону об ОСАГО, так как снижает права потерпевшей стороны.

      Во всех остальных случаях УТС является неотъемлемой частью страхового риска «ущерб», включается в объем материального ущерба и подлежит возмещению.

      Рассчитать стоимость КАСКО с риском «ущерб» можно с помощью сводного калькулятора компаний.

      Красиво уйти: страховщики оплатят утрату товарной стоимости авто

      Банк России подготовил проект масштабной реформы Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт автомобилей по ОСАГО. В методику оценки ущерба впервые введены коэффициенты компенсации за утрату товарной стоимости автомобиля, побывшего в ДТП. Ранее страховщики всячески уклонялись от этих выплат через ОСАГО, поскольку нормативно такая обязанность нигде не была закреплена. Кроме того, для каждого субъекта Российской Федерации сформируют собственные справочники цен на запчасти и будут обновлять их раз в три месяца. Эксперты положительно оценивают нововведения, подробнее об этом в материале «Известий».

      Не битая, не крашеная

      Как сообщили «Известиям» в Центробанке, новый проект Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО впервые предполагает введение коэффициентов по утрате товарной стоимости (УТС) автомобиля.

      «Действующая в настоящее время единая методика не содержит порядка определения УТС, поэтому при необходимости применяются иные существующие методики и рекомендации. Проект Банка России предусматривает нормы определения величины утраты товарной стоимости», — сообщили в пресс-службе ЦБ.

      Сейчас автомобилисты чрезвычайно редко получают деньги за УТС по ОСАГО. Например, автомобиль, попавший в серьезное ДТП, имеет окрашенные кузовные детали, при перепродаже собственнику придется сделать скидку покупателю, поскольку машина утратила качественную заводскую окраску или же структура кузова от удара была нарушена. Разница в цене на отремонтированные автомобили может достигать несколько сотен тысяч рублей в зависимости от марки, модели и года выпуска. Как правило, страховые компании уклоняются от компенсации утраты товарной стоимости авто, хотя еще в 2015 году пленум Верховного суда предписал возмещать этот ущерб по полисам ОСАГО.

      Кому положено

      Согласно проекту поправок, компенсация за УТС по ОСАГО будет начислена в случае устранения перекоса кузова (проема) или рамы; замены несъемных элементов кузова; ремонта съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение), в том числе пластиковых частей капота, крыльев, дверей, крышки багажника; полной или частичной окраски наружных лицевых поверхностей кузова, бамперов; разборки салона, вызывавшей нарушение качества заводской сборки.

      Не получится получить компенсацию УТС, если срок эксплуатации автомобиля превышает пять лет; автомобиль используется в качестве такси более двух с половиной лет. Не будет выплат за грузовики старше трех лет, автобусы перевозчиков — старше года, остальные автобусы — три года. При замене кузова также не стоит рассчитывать на компенсацию, если на момент повреждения имелась коррозия. Не будет дополнительной компенсационной выплаты и за кузовной ремонт первой категории сложности, где не потребовалось нагрева элементов для выравнивания. Детали с ржавчиной или поврежденные в других ДТП, сколы, трещины лакокрасочного покрытия, простые деформации, не требующие окраски, площадью не более 0,25 дм 2 , также останутся без компенсации по УТС.

      В Российском союзе автостраховщиков «Известиям» сообщили, что, по их мнению, возмещение УТС должно производиться только при выплате по ОСАГО деньгами, а при ремонте автомобиля в автосервисе страховщика новыми запчастями никакого УТС быть не должно. В РСА прогнозируют рост тарифов из-за дополнительных расходов.

      «Применение этой нормы, безусловно, увеличит количество требований потерпевших о возмещении УТС, снизит количество споров между страховщиками и потерпевшими по этой позиции, это, конечно же, в пользу потребителей страховых услуг. Однако сейчас сложно сказать, как возрастут выплаты по ОСАГО вследствие этого, какие тарифы по ОСАГО будут устанавливать страховщики, чтобы компенсировать неизбежный рост общих объемов выплат из-за увеличения выплат по УТС», — заявили в РСА.

      Загляните в справочник

      Еще одно не менее важное нововведение нового проекта Единой методики расчета ущерба — это появление отдельных справочников по ценам запчастей для каждого региона. Причем обновляться справочники будут не раз в полгода, как сейчас, а раз в квартал. Ранее страховщики рассчитывали стоимость запчастей исходя из примерных показателей, очень часто случалось, что для одного региона брались цены другого, в то время как стоимость деталей могла сильно отличаться в этих субъектах федерации.

      Собственно, существенные занижения выплат по справочникам ОСАГО (с 2016 по 2018 год) в Татарстане привели к тому, что местный УФАС обязал страховщиков компенсировать автомобилистам недоплаченную разницу. Справочник составлял всё тот же РСА, который, по мнению антимонопольщиков, нарушил закон «О защите конкуренции». При расследовании выяснилось, что РСА «злоупотреблял своим доминирующим положением при составлении справочников и не учитывал факт экономического положения региона». Комментируя подобные недоработки прошлого, в Центробанке отметили, что персональные справочники для каждого региона снимут все вопросы по справедливым ценам запчастей.

      «Стоимостные показатели будут в большей степени приближены к реалиям отдельных регионов. Основным нововведением в части источников получения стоимостной информации стало включение в них интернет-магазинов, удовлетворяющих установленным требованиям. Порядок определения финальной стоимости, включаемой в справочники, стал более четко сформулирован, буквально пошагово, что должно сделать механизм формирования справочников более прозрачным и понятным. Кроме того, в проекте предусматривается формат регулярного общественного мониторинга справочников до их очередной актуализации, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ЦБ.

      Сверхдоходы под угрозой

      У страховщиков есть ряд претензий из-за нового порядка формирования цен в справочниках. В частности, их не устраивает, что из проекта Единой методики исключено проведение регионального мониторинга цен, который страховщики делали, правда только по определенным магазинам запчастей в этих регионах. Также страховщиков не устраивают цены в интернет-магазинах, которые, по их мнению, чрезмерно завышены.

      Наведение порядка с выплатами улучшит компенсации по ОСАГО автомобилистам и снимет некоторую напряженность с этим довольно проблемным видом страхования, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

      «Несмотря на несколько определений Верховного суда, страховщики практически никогда не платили УТС. Теперь они обязаны будут учитывать этот ущерб, поскольку расчет стоимости возмещения делает эксперт-техник, работающий по аттестату межведомственной комиссии при Минюсте. Если оценщик не будет учитывать требования Единой методики оценки, то у него можно будет аннулировать аттестат», — сообщил Радько.

      Страховщики могут не выплачивать утрату товарной стоимости по каско

      Речь идёт о тех случаях, когда стороны согласовали натуральную форму возмещения ущерба.

      Верховный суд РФ вынес решение, согласно которому выплата утраты товарной стоимости (УТС) может быть не предусмотрена договором добровольного автострахования (каско), в случае, если страховая компания и клиент сошлись на ремонте автомобиля, а не на денежной выплате. Оказалось, что такой вариант не противоречит требованиям закона.

      В ситуации пришлось разбираться Верховному судье из-за обращения автовладельца, автомобиль которого был отремонтирован по направлению страховой организации (в соответствии с условиями договора каско). В его иске было требование о взыскании УТС из-за страхового случая.

      При этом суды двух инстанций признали это требование обоснованным, так как условиями страхования не предусмотрено, что утрата товарной стоимости не учитывается при определении размера страхового возмещения. Однако, судя по всему, страховщик направил дело в ВС, который не согласился с выводами нижестоящих судов.

      Как сообщает АСН, в Верховном суде пояснили, что форма страхового возмещения, а также его размер определяются договором страхования. В том конкретном случае в документе оговаривалось, что при повреждении ТС страховщик в счёт страхового возмещения осуществляет организацию и оплату ремонта на СТО. А размер ущерба определяется в соответствии с составленной ремонтной организацией сметой затрат на восстановление автомобиля.

      То есть стороны в ходе заключения договора страхования согласовали натуральную форму страхового возмещения. Из-за этого Верховный суд решил, что возмещение в большем объёме, в том числе из-за выплаты УТС, этим конкретным договором предусмотрено не было. То есть отказ страховщика в этом и подобных случаях не противоречит действующим требованиям.

      Ранее стало известно о том, что утрату товарной стоимости могут начать выплачивать по ОСАГО. Сейчас Центробанк предлагает изменить единую методику определения расходов на восстановительный ремонт машин в рамках «автогражданки». Если идею одобрят, то компенсация за УТС будет начисляться при: устранении перекоса кузова или рамы; замене несъёмных элементов кузова; ремонте съёмных или несъёмных элементов кузова, в том числе пластиковых частей капота, крыльев, дверей, крышки багажника; полной или частичной окраске наружных лицевых поверхностей кузова, бамперов; а также при разборке салона, вызвавшей нарушение качества заводской сборки.

      В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уже рассказали о своём отношении к этой инициативе. По их словам, возмещение УТС будет возможным только при выплате по ОСАГО деньгами. В случае ремонта автомобиля в СТО (в рамках договора) с помощью новых запчастей, никто возмещать УТС не будет.

      Читаем договор: за что должна платить страховая

      Надо изучать договор

      Ольга Ушакина* оформила КАСКО в САО «ВСК». В период действия договора произошло ДТП, в результате которого ее автомобиль получил технические повреждения. Компания признала случай страховым и выдала Ушакиной направление на ремонт на станцию технического обслуживания, где повреждённый автомобиль был восстановлен. Ушакина обратилась к страховщику с заявлением о возмещении утраты товарной стоимости машины, а когда получила отказ, обжаловала его в суд.

      Советский районный суд г. Орла иск удовлетворил, Орловский областной суд с ним согласился. Они решили: утрата товарной стоимости автомобиля относится к реальному ущербу и подлежит взысканию, если нет оснований для освобождения страховщика от возмещения причинённого ущерба в полном объёме. Поскольку компания признала наличие страхового случая и произвела возмещение путём организации ремонта поврежденного автомобиля, она должна была также вернуть утраченную товарную стоимость.

      ИСТЕЦ: Ольга Ушакина*

      ОТВЕТЧИК: САО «ВСК»

      СУТЬ СПОРА: О возмещении утраты товарной стоимости автомобиля

      РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции

      САО «ВСК» обжаловало это решение в Верховный суд. Тот изучил условия договора страхования и пришел к выводу: оформляя КАСКО, стороны установили способ возмещения ущерба в натуральном виде; возмещение ущерба в большем объёме, в том числе путём выплаты утраченной товарной стоимости, не предусмотрено. По мнению ВС, это не противоречит п. 1 ст. 15 ГК, согласно которому договором может быть предусмотрено возмещение убытков (в том числе утраты товарной стоимости) в меньшем размере. Выходит, страховщик не принимал на себя обязательства по выплате страхового возмещения по КАСКО в размере реального ущерба с учётом утраты товарной стоимости застрахованной машины. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 37-КГ19-2). Апелляция оставила иск Ушакиной к АО «ВСК» без удовлетворения.

      Стороны свободны в заключении договора

      По мнению адвоката, руководителя практики уголовного и административного права Национальной Юридической Службы Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг III группа Семейное/Наследственное право III группа Уголовное право и процесс ? Алены Зеленовской, основной мыслью определения ВС является осуществление принципа свободы договора. «Страховщик и страхователь заключили договор имущественного страхования, которым не предусмотрено возмещение утраты товарной стоимости. Это условие не противоречит каким-либо императивным нормам и не ущемляет права страхователя. Тем не менее, суды первой и апелляционной инстанций оставили без оценки отсутствие у ответчика такой обязанности по договору», – говорит Зеленовская.

      «Учитывая многочисленные злоупотребления правами потребителей страховых услуг, определение ВС будет ориентиром для судов, которым надлежит присуждать лишь то, что прямо предусмотрено договором страхования»

      Сергей Водолагин, управляющий партнер юрфирмы Вестсайд Вестсайд Федеральный рейтинг II группа Комплаенс III группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование III группа Трудовое и миграционное право IV группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ?

      Руководитель Группы российского права «Amond & Smith» Владимир Данилевский напомнил: ВС уже высказывался, что договор ОСАГО может не предусматривать обязанности страховщика возместить утрату товарной стоимости автомобиля (N 16-КГ17-38). Также ВС отказывал страхователям в требовании признать такое условие договора недействительным (N 43-КГ18-5). Однако практика нижестоящих судов по этим вопросам очень разнородна (N 33-9660/2018, N 33-27801/2018). «Стороны договора страхования вправе самостоятельно установить объем взаимных прав и обязанностей. Убытки, выражающиеся в стоимости потери товарного вида автомобиля, не подлежат возмещению, если договором страхования предусмотрено только восстановление машины», – отметил управляющий партнер юрфирмы Вестсайд Вестсайд Федеральный рейтинг II группа Комплаенс III группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование III группа Трудовое и миграционное право IV группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ? Сергей Водолагин.

      * – имя и фамилия изменены редакцией.

      Утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО — взыскание выплат со страховщика по УТС

      Большинство страховщиков КАСКО не знают полностью условия своего договора, и не уверены входит ли УТ в его страховой договор или нет. Обычно страховые компании не выплачивают страховые иски при УТС, интерпретируя договор страхования в свою пользу. УТС по КАСКО – утрата товарной стоимости.

      В таких случаях согласно решению Верховного Суда Российской Федерации страховщиков, обязывают выплачивать такие выплаты. Судья, в таком случае, опирается на тот факт, что УТС прямиком упирается в страховой случай, так как это указанно в страховом договоре и интерпретируется как ущерб автомобилю.

      Что такое УТС?

      Чтобы узнать, что такое УТС достаточно лишь вчитаться в его расшифровку.

      УТС – утрата товарной стоимости. Означает причинение ущерба деталям, защитным поверхностям, замену узловых соединений и иных деталей, связанных с транспортным средством полученные в ходе ремонта или дорожного происшествия, в следствии чего автомобиль теряет свой внешний вид или товарную стоимость.

      Схожее определение было указано в постановлении Верховного Суда РФ от 24.07.2007г. №ГКПИ07-658. Данное постановление обозначает ущерб, который относят к страховым инцидентам.

      Объясняя простыми словами, утрата товарной стоимости – снижение качества транспортного средства, а также его внешнего вида.

      В случае понижения рыночной стоимости автомобиля, а также в случае ДТП или отсутствия его виновника, суд предлагает страховой компании включить расчеты по УТС в свои выплаты по полису КАСКО.

      Обычно адвокаты работают по статьям: п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.929 Гражданского Кодекса, ознакомившись с которыми можно понять, что УТС является реальным ущербом, который в обязательном порядке необходимо рассчитывать и вносить в страховые выплаты.

      Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

      п.2 ст.15 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств»

      Страховая выплата, причитающаяся потерпевшему за причинение вреда его здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом в счет возмещения расходов, связанных с восстановлением здоровья потерпевшего, и утраченного им заработка (дохода) в связи с причинением вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия.

      Страховая выплата за причинение вреда здоровью в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего осуществляется страховщиком на основании документов, выданных уполномоченными на то сотрудниками полиции и подтверждающих факт дорожно-транспортного происшествия, и медицинских документов, представленных медицинскими организациями, которые оказали потерпевшему медицинскую помощь в связи со страховым случаем, с указанием характера и степени повреждения здоровья потерпевшего. Размер страховой выплаты в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего определяется в соответствии с нормативами и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в зависимости от характера и степени повреждения здоровья потерпевшего в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «а» статьи 7 настоящего Федерального закона.
      Информация о номере страхового полиса и наименовании страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность владельца транспортного средства, виновного в дорожно-транспортном происшествии, сообщается пешеходу, пострадавшему в таком дорожно-транспортном происшествии, или его представителю в день обращения в отделение полиции, сотрудники которого оформляли документы о таком дорожно-транспортном происшествии.

      п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств»

      1. По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

      2. По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:
      1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930);
      2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932);
      3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск(статья 933).

      ГК РФ Статья 929. Договор имущественного страхования

      В каких случаях взыскание УТС по КАСКО законно

      К сожалению не каждый потерпевший водитель имеет право получать возмещения по данной категории могут далеко не все, к тому же найти страховую компанию, которая захочет работать с учетом возможности выплаты УТС достаточно сложно.

      Первым делом, следует учитывать, что УТС практикуется в следующих случаях:

      1 Повреждение транспортного средства в ДТП, а также иные обстоятельства, связанные с катаклизмами, падениями деревьев, случайными возгораниями, которые так или иначе повредили автомобиль.

      2 Транспортное средства иностранного производства должно находиться в эксплуатации не более 5 лет.

      3 Транспортные средства отечественного производителя должно быть не старше трех лет.

      4 Износ транспортного средства не больше 35% для автомобилей отечественного производителя, и не более 40% для автомобилей иностранного производителя.

      5 Пробег отечественного автомобиля не должен превышать 50 000 км, для иностранного значение может приближаться к 100 000 км.

      6 Автомобилю не нужно проходить ремонт первой степени сложности.

      7 Повреждения автомобиля не относятся к страховому случаю.

      8 В результате ремонта, автомобиль понес определенный ущерб или же утратил свой первоначальный внешний вид.

      В тоже время основным правоустанавливающим фактором, который влияет на страховую компанию при принятии решения о выплате УТС является постановление суда.

      Не прибегая к судебному иску, страховая компания будет очень долго отпираться от выплаты УТС, полагаясь лишь на договор страхования, и пункты, прописанные в нем.

      Возмещение УТС по КАСКО при ремонтных работах на СТО

      После ДТП или необходимого ремонта, согласно договору о страховании, автомобилю будет возвращена лишь его рабочая характеристика, об возмещении имущественной стоимости речь не идет.

      Подобное возмещение возможно лишь при некоторых видах ремонтных работ:

      1 При изменении или возобновлении старой формы кузова и его геометрии, после того как он был достаточно сильно поврежден.

      2 Полная или частичная замена прикрепленных частей кузова.

      3 Ремонт съемных и несъемных частей кузова.

      4 Полное либо частичное окрашивание деталей, либо конкретных частей кузова, а также работа над покраской неметаллических деталей (элементы тюнинга, украшения автомобиля).

      5 Повреждение заводской сборки транспортного средства в результате разборки с целью капитального ремонта или окраса.

      Как показывает практика, данные работы могут существенно понизить товарный вид автомобиля, в связи с этим данные работы предназначены в первую очередь для автомобилей после ДТП.

      Ведь, как известно, автомобиль, который еще не был в ДТП, но уже не один раз попадал под один из вышеописанных случаев, он также попадает под условия расчетов по УТС.

      Получение необходимых документов

      Специалисты в области автострахования советуют не бездействовать в случаях, если ваш автомобиль уже не подходит под требования взысканий УТС. Вам никогда не принесут страховые выплаты просто так, до того момента пока вы самостоятельно не захотите это сделать.

      Для подготовки всех необходимых документов, необходимо помнить, что со страховой компанией нужно быть достаточно решительным, а также подготовить определенные документы.

      Прежде всего ознакомьтесь с алгоритмом, который был подготовлен для подобных случаев:

      1 Первым делом напишите заявление в свою страховую компанию с целью возместить УТС вашего автомобиля. Обращаться следует в компанию, которая выдавала вам полис КАСКО. Заявление нужно обязательно отдавать в двух экземплярах, после чего проследить что бы их зарегистрировали.

      2 В обязательном порядке обращайтесь к экспертному и независимому оценщику, для того, чтобы была возможность установить причину, и размер вашего УТС. Независимый оценщик необходим для того, чтобы весь ущерб был оценен в полном размере, однако, если ваша страховая компания работает честно, и вы ей доверяете, можете не тратить деньги на независимого эксперта.

      3 Не забудьте подать иск в суд, в котором вы укажете свои претензии к страховой компании, в том случае, когда последняя откажется от выплаты по УТС. Ваше заявление будет рассматриваться как претензия, если вы не укажите в ней сокращения со следующих законов: п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.1082 Гражданского Кодекса России.

      4 Подготовьте свой страховой полис по КАСКО.

      5 Документы о том, что машина принадлежит именно вам. Как доказательства будет достаточно предоставить водительские права и документы на машину, или же письменную и заверенную доверенность от хозяина автомобиля.

      6 Документация от мастера или СТО, в котором будут указаны все необходимые детали, их стоимость. Кроме того, в наряде необходимо указать полную стоимость ремонта.

      7 Добавить справку по форме № 154 (образец доступен под списком), которую будет выдавать ваш страховщик, после того, как вы совместно с страховой компании подали заявление о возмещении УТС.

      8 В случае ремонта вашего транспортного средства после наступления ДТП, в обязательном порядке предоставьте оценочной комиссии повторные копии всех справок, предоставляемых ГИБДД. Кроме того, вы можете просто отсканировать все документы и справки, после чего их будет намного проще размножать.

      Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки(пункт 2 статьи 15).
      Следует обратить внимание, на достаточно важный факт, что утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО в 2020 году – это все повреждения, которые получает автомобиль, и которые не были сделаны умышленно какой-либо стороной. Если у вашего транспортного средства были умышленные повреждения, то УТС не будет взыматься.

      ГК РФ Статья 1082. Способы возмещения вреда

      Возмещение УТС, судебная практика

      Как ни странно, судебная практика по отношению в случаях возмещения УТС достаточно постоянна и большинство дел выигрывается в пользу страховых лиц. К сожалению методы решения исковых заявлений, достаточно прямолинейны, но все же они действенны, что несомненно радует застрахованных лиц.

      Последнее слово в пользу застрахованных лиц имеет обзор президиума Верховного суда России. В котором указывается что утрата товарной стоимости в действительности является реальным ущербом, и по данному делу необходимо проводить взыскания.

      В связи с этим большинство страховых компаний решили все же включить возмещение по УТС в перечень пунктов по возмещению полученного ущерба, так как зачастую оплата адвокатов и затраты на судебную бюрократию значительно превышают затраты на возмещение УТС.

      Взыскание УТС по КАСКО со страховой

      Практически каждый владелец транспортного средства сталкивался с вопросом оформления полиса КАСКО или ОСАГО, а при попадании в аварию или повреждении авто, занимался вопросами, связанными с получением компенсации на восстановление поврежденного имущества. При этом, далеко не все водители знают о возможности получения дополнительного возмещения, связанного с так называемой «утратой товарной стоимости» автомобиля.

      В большинстве случаев проблема заключается в том, что страховые компании, заключившие договор страхования с автовладельцем, не заинтересованы в выплате по УТС. Тем не менее взыскание УТС в 2016-2017 гг. обретает все большую популярность среди страхователей.

      Что означает УТС?

      К фактическим убыткам, понесенным в результате страхового случая, относятся не только повреждения или гибель автотранспорта, но и недополученный доход, который владелец мог бы получить при возможной продаже средства в будущем.

      Утрата товарной стоимости, или УТС — представляет собой такие же убытки, как и фактическое повреждение транспортного средства, поскольку транспортное средство, участвовавшее в ДТП, стоит гораздо дешевле на вторичном рынке, чем аналогичное авто, не участвовавшее в ДТП. Даже полное восстановление и качественный ремонт, как правило, не компенсирует потерю рыночной стоимости битого авто.

      Относительно полиса КАСКО утрата товарной стоимости представляет собой не отдельный вид ущерба, а недополученную прибыль, которую страховщик обязан возмещать в случае наличия в договоре пункта, обязывающего компенсировать клиенту все понесенные убытки. Согласно трактовке Гражданского кодекса к убыткам относятся утрата имущества, его повреждение и недополученный доход от продажи.

      Несмотря на обязательность данного вида возмещения, компании весьма неохотно информируют о данном праве своих клиентов и стараются избегать данных выплат. Однако владелец транспортного средства лично заинтересован в собственной осведомленности относительно компенсации по УТС и возможных случаев ее истребования.

      Российское законодательство, а также сложившаяся практика судебных споров достаточно однозначно относят УТС к категории реального ущерба, полученного в страховом случае, и обязывают страховщиков производить возмещения, как по полисам добровольного страхования, так и по ОСАГО, правда в ограниченных законом размерах.

      Порядок взыскания УТС по КАСКО

      Ввиду крайнего нежелания страховщика осуществлять данные выплаты, и несмотря на ясные указания со стороны законодательства, процедура возмещения утраты товарной стоимости, как правило, сопряжена с судебным разбирательством со страховой компанией и необходимостью обращения в суд. Общая процедура взыскания состоит из следующих этапов:

    • Владелец поврежденного автомобиля оповещает о своем намерении получить возмещение по УТС, если транспортное средство соответствует предъявляемым в таких случаях требованиям. Оповещение происходит письменно, в виде заявления, один экземпляр которого вручается страховщику, а второй остается у клиента. На данном этапе страховая компания не вправе отказать в получении данного заявления.
    • Проведение экспертной оценки по определению размера УТС. Ввиду возможных препятствий со стороны компании, лучше воспользоваться услугами независимых оценщиков, не являющихся партнерами компании.
    • При отсутствии удовлетворения требований страхователя и получении письменного отказа в возмещении от компании, подается иск в суд с уплатой госпошлины.
    • Требуемые документы

      В ходе взыскания страхового возмещения по КАСКО от страхователя потребуется подготовить следующие документы:

    • Документы, подтверждающие права собственности на автомобиль.
    • Договор, регламентирующий процесс и условия добровольного страхования КАСКО.
    • Для страховой компании — составляется заявление, описывающее ситуацию страхового случая, с указанием всех обстоятельств, повлекших утрату транспортным средством товарной стоимости.
    • Для подачи в суд — потребуется еще одно заявление, в котором будет описана текущая ситуация с отказом в выплате со стороны страховщика, а также приведена подробная информация об обстоятельствах, повлекших ущерб автомобилю и УТС.
    • Как правильно составить заявление?

      Исковое заявление о взыскании УТС со страховой компании должно быть составлено по следующим правилам:

    • Иск должен быть адресован на имя мирового судьи с указанием номера участка и города.
    • Истцом указывают владельца автомобиля, подающего заявление.
    • Ответчиком выступает компания, выдавшая полис.
    • В описании ситуации страхового случая необходимо указать номер гос.регистрации транспортного средства, его марку, дату ДТП, адрес, а также все стороны-участники происшествия. Для подтверждения слов истца прикладывают протокол, составленный на месте ДТП, со схемой и отметкой всех его участников.
    • При описании причины возникновения иска указывают информацию по имеющемуся полису, договору и название организации, его выдавшей, а также размер определенного страховщиком возмещения и стадию исполнения принятого страховщиком решения.
    • В описании сути претензии указывают факт отсутствия выплаты по УТС, несмотря на признание реального ущерба. Для обоснования суммы претензии к возмещению, указывают размер, в который оценен ущерб по УТС независимой экспертизой и поясняют, в чем конкретно выразилась утрата товарной стоимости (снижение прочности узлов, агрегатов, систем автомобиля, ухудшение внешнего вида и эксплуатационных свойств).
    • В заключительной части заявления указывают требуемый размер компенсации с пояснением ее составляющих (непосредственно УТС, расходы на оценочную экспертизу, госпошлину).
    • В каких случаях взыскивается УТС?

      Несмотря на очевидность зависимости суммы УТС с полученным в ДТП ущербом, некоторые автомобили не подлежат истребованию УТС. Компенсацию такого рода вправе требовать владельцы в следующих ситуациях:

      1. Возраст модели ТС отечественного производства не превышает 3-х лет, и 5-ти лет для машин иностранного производства.
      2. Износ по эксплуатации к моменту ДТП не превышал 35%.
      3. В ДТП произошло повреждение с перекосом кузовных деталей автомобиля.
      4. Потребовалась замена кузова (полная или частичная, включающая замену несъемных частей).
      5. Необходим ремонт съемных кузовных деталей.
      6. Нарушено качество заводской сборки после полной разборки салона.
      7. Оценку утраты товарной стоимости можно производить как по полису КАСКО, так и владельцам ОСАГО, а расчет производят и для поврежденного транспортного средства, и для автомобиля после ремонта (при условии, если есть возможность определить степень повреждения). Экспертизу по УТС проводят специалисты сертифицированных автосервисов, имеющих право на оказание подобных услуг.

        Основанием для назначения выплаты УТС может стать только такое повреждение автомобиля, которое компания признала страховым случаем, а степень их сложности должна быть выше первой. Первый уровень сложности включает устранение повреждений и ремонт небольших повреждений с заменой деталей автомобиля.

        Причины отказа в возмещении УТС

        Страховая компания вправе отказать в назначении выплаты УТС только в случае, если состояние автомобиля и характер повреждений не соответствует требованиям по УТС. Существует еще два ограничения, касающиеся держателей полиса ОСАГО:

      8. Возмещение по ОСАГО уже было получено владельцем авто в полном объеме.
      9. Водитель признан виновным в дорожно-транспортном происшествии, что подтверждено протоколом с места аварии.
      10. Для владельцев, заключивших договор КАСКО, признание виновности в ДТП не может стать причиной для отказа в возмещении УТС.

        Примеры из судебной практики

        В последние годы ситуация с правомерностью взыскания УТС прояснилась, а мнение судей в данном вопросе едино. В случае, если факт утраты товарной стоимости очевиден, а автомобиль соответствует предъявляемым требованиям, судебные разбирательства заканчиваются в пользу истца. Основанием для этого служит постановление Верховного Суда о признании недействительным включенного в договор страхования пункта об исключении выплаты УТС.

        Как правило, страховая компания будет чинить препятствия и замалчивать вопрос выплаты по УТС ввиду невыгодности для себя. Тем не менее вопрос легко разрешается через суд, всегда принимающий сторону застрахованного автовладельца. Потраченные на проведение экспертизы и уплату государственной пошлины денежные средства вернутся владельцу поврежденного автомобиля, с дополнительным назначением компенсации по УТС и возможной компенсации морального ущерба. А значит, риск по данному судебному разбирательству минимален.

        В заключение

        На рынке современного российского автострахования компенсация по УТС всячески замалчивается менеджерами страховщиков, а обратившимся за выплатой владельцам могут устно отказывать в самой категоричной форме. Однако даже включение в договор пункта о неприменимости выплаты УТС не защитит страховщика от своих обязанностей по возмещению ущерба через суд. Поэтому вопрос получения выплаты УТС полностью зависит от активных и грамотных действий застрахованного лица.

        Читайте так же:  Примерная форма заявления о применении налоговой ставки 0 % по налогу на прибыль (для организаций, осуществляющих образовательную деятельность) (подготовлено экспертами компании - Гарант - ). Образец заявления о применении 0 ставки налога на прибыль

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *